Судебная практика по ст. 19.16 КоАП РФ обжалование штрафов за умышленную порчу документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо утрата документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), по небрежности

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ВОЛГОГРАДА

РЕШЕНИЕ
город Волгоград 27 ноября 2017 года
Судья Красноармейского районного суда
города Волгограда Гужвинский С.П.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
П., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, проживающей — <адрес>,
по ее жалобе на постановление начальника отдела по вопросам миграции ОП N Управления МВД России по городу Волгограду от ДД.ММ.ГГГГ (N N) о назначении административного наказания,

установил:

Постановлением начальника отдела по вопросам миграции ОП N Управления МВД России по городу Волгограду от ДД.ММ.ГГГГ (N N) П. привлечена к административной ответственности ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что при приеме документов в отделе по вопросам миграции ОП N Управления МВД России по городу Волгограду в 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт порчи паспорта гражданина Российской Федерации на ее имя (разрисованы страницы), чем нарушен п. 17 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 828 от 08 июля 1997 года.
На П. наложено административное наказание в виде предупреждения.
П. обжаловала вышеуказанное постановление в районный суд, оспаривая наличие признаков состава административного правонарушения, указав, что страницы ее паспорта были разрисованы ее малолетним ребенком, который самостоятельно достал его из сумки, хранящейся наверху шкафа в специальном месте, отведенном для хранения всех документов.
Для участия в рассмотрении жалобы П в суд не явилась, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Поверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Положениями ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается ответственность за умышленное уничтожение или порчу документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), повлекшее утрату документа, удостоверяющего личность (паспорта).
Сам по себе факт порчи паспорта П. — не оспаривает.
При этом, как усматривается из материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении в ОВМ ОП N Управления МВД России по городу Волгограду, П. об обстоятельствах порчи паспорта давала такие же объяснения, как они изложены в жалобе.
Доказательств, свидетельствующих об иных обстоятельствах порчи паспорта П. — не имеется.
Вышеуказанные объяснения и иные материалы дела не дают оснований для вывода, что именно П. совершила какие-либо умышленные действия, направленные на уничтожение или порчу паспорта.
При этом и в самом постановлении при изложении обстоятельств имевших место событий указывается лишь на сам по себе факт порчи паспорта, но не указывается, что эта порча имела места в результате действий именно П.
Таким образом, оснований для вывода о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в указанных в обжалуемом постановлении обстоятельствах — не усматриваю.
В связи с изложенным нахожу, что обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении в отношении П. в связи с отсутствием признаков состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановление начальника отдела по вопросам миграции ОП N Управления МВД России по городу Волгограду от ДД.ММ.ГГГГ (N N о привлечении П. к административной ответственности по ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении П. — прекратить ввиду отсутствия признаков состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение десяти суток со дня получения его копии.


Умышленные уничтожение или порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), повлекшее утрату документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Комментарии к ст. 19.16 КОАП РФ


1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления. В соответствии с п. 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (с изм. и доп.), гражданин обязан бережно хранить паспорт, а об утрате (похищении) паспорта незамедлительно заявить в территориальный орган ФМС России. До оформления нового паспорта, который выдается территориальным органом ФМС России, гражданину по его просьбе выдается временное удостоверение личности, форма которого устанавливается ФМС России.

2. Объективную сторону правонарушения составляют действие или бездействие. Небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее его утрату, предполагает бездействие лица, обязанного принять соответствующие меры к сохранности документа. Под умышленным уничтожением или порчей удостоверения личности гражданина (паспорта) понимается действие, повлекшее причинение невосполнимых повреждений его бланку, искажающих сведения и записи, внесенные в паспорт в соответствии с Описанием бланка паспорта гражданина РФ, утвержденным вышеназванным Постановлением Правительства РФ.

При выяснении объективной стороны комментируемого правонарушения следует учитывать, что использование заведомо подложного документа квалифицируется как преступление (ч. 3 ст. 327 УК РФ).

3. Субъект данного административного правонарушения - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

4. С субъективной стороны комментируемое правонарушение признается совершенным как умышленно, так и по неосторожности.

5. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).

Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Постановление по делу об административном правонарушении по ст. 19.16 КоАП РФ за утрату паспорта оставлено без изменения, поскольку гражданином не отрицался факт оставления паспорта на столе, что привело к его утрате в связи с порчей ребенком

Принято Челябинским областным судом
  1. Судья: Хайрутдинова С.М.
  2. Судья Челябинского областного суда Шигапова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту Ашинского городского прокурора на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ашинского муниципального района Челябинской области N 55 от 7 сентября 2011 года о привлечении В. к административной ответственности по и решение судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 28 октября 2011 года,
  3. Установил:

  4. Постановлением по делу об административном правонарушении Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ашинского муниципального района Челябинской области N 55 от 7 сентября 2011 В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде предупреждения.
  5. Не согласившись с указанным постановлением, прокурором города Аши Челябинской области был подан протест. Решением судьи Ашинского городского суда Челябинской области от 28 октября 2011 года обжалуемое постановление оставлено без изменения.
  6. В представлении, адресованном в Челябинский областной суд, прокурор просит решение судьи городского суда от 28 октября 2011 года и постановление по делу об административном правонарушении от 7 сентября 2011 года N 55 отменить, производство по делу прекратить.
  7. В обоснование представления указывает на тот факт, что в протоколе об административном правонарушении неверно указана фабула административного правонарушения, неосторожная форма вины в виде небрежного хранения повлекшего утрату паспорта образует состав административного правонарушения, а повлекшие порчу паспорта состава административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не образует, в связи с чем, оснований для привлечения В. к административной ответственности не имелось.
  8. В судебном заседании представитель Ашинской городской прокуратуры Челябинской области, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, УФМС в Ашинском районе Челябинской области, В. участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
  9. Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы представления, судья областного суда приходит к следующему.
  10. В соответствии со задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
  11. Согласно при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
  12. В силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается умышленные уничтожение или порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату удостоверения личности гражданина (паспорта) и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей
  13. В соответствии с пунктами 1, 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в территориальный орган Федеральной миграционной службы.
  14. Из материалов дела следует, что 19 июля 2011 года инспектором ОФМС в Ашинском районе УФМС по Челябинской области был составлен административный протокол N 310046 в отношении В.
  15. 7 сентября 2011 года постановлением по делу об административном правонарушении N 55 Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ашинского муниципального района Челябинской области В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде предупреждения.
  16. Оставляя протест прокурора на постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ашинского муниципального района Челябинской области N 55 от 7 сентября 2011 года без удовлетворения, судья городского суда исходил из того, что утрата по небрежности удостоверения личности гражданина (паспорта) влечет привлечение к административной ответственности по .
  17. При этом, судьей городского суда правильно указано на то, что объективную сторону правонарушения составляет действие или бездействие, в силу которых небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее его утрату, предполагает бездействие лица, обязанного принять соответствующие меры к сохранности документа.
  18. Сам В. не отрицал факт повреждения паспорта ребенком ввиду оставления удостоверения личности гражданина (паспорта) правонарушителем на столе по небрежности.
  19. Довод протеста относительно того, что неосторожная форма вины в виде небрежного хранения паспорта, повлекшего его порчу, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по мнению судьи областного суда, подлежит отклонению ввиду иного толкования норм права.
  20. Так, само понятие утраты паспорта имеет более широкое значение нежели порча, в связи с чем, умышленная порча паспорта также является его утратой в том случае, если им становится невозможно пользоваться по прямому назначению.
  21. При этом, объектом административного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается целостность и сохранность паспорта гражданина как основного документа, удостоверения его личности.
  22. Учитывая то обстоятельство, что небрежное хранение паспорта, повлекшее его утрату, может совершаться по неосторожности, судья городского суда обоснованно оставил протест прокурора без удовлетворения ввиду того, что самим В. не отрицался факт оставления паспорта на столе, что привело к его утрате в связи с порчей ребенком. О факте небрежности хранения свидетельствуют такие условия хранения, которые не укладываются в стандартно сложившиеся подходы к обеспечению сохранности документа.
  23. Системный анализ приведенных выше обстоятельств с нормами права, регулирующими возникшие правоотношения, позволил судье городского суда сделать обоснованный вывод относительно доказанности совершения В. правонарушения, предусмотренного

(Наименование в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

Умышленные уничтожение или порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), повлекшее утрату документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 19.16 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления паспортного режима.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.16, выражается в умышленном уничтожении или порче удостоверения личности гражданина (паспорта) либо в небрежном хранении удостоверения личности гражданина, повлекшем утрату удостоверения личности.

3. С субъективной стороны правонарушение может быть как умышленным, так и неосторожным.

4. Субъектом правонарушения являются как граждане, так и должностные лица.

5. Рассматривают дела и составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.16, должностные лица органов внутренних дел.

Другой комментарий к статье 19.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. См. п. 1 комментария к ст. 19.15.

Согласно п. 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации гражданин обязан бережно хранить паспорт, об утрате паспорта он должен незамедлительно заявить в орган внутренних дел. До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается органом внутренних дел временное удостоверение личности, форма которого устанавливается МВД России.

2. Под умышленной порчей удостоверения личности гражданина понимается причинение невосполнимых повреждений его бланку, искажающих сведения, отметки, записи, внесенные в данное удостоверение (паспорт). Деформация указанного бланка по неосторожности, а также утрата удостоверения личности гражданина (паспорта), обусловленные совершением противоправных действий в отношении его владельца, не содержат признаков данного административного правонарушения.

3. Использование заведомо подложного документа квалифицируется как преступление (ч. 3 ст. 327 УК); по смыслу УК паспорт относится к личным документам (см. ч. 2 ст. 325).

4. О документах, удостоверяющих личность гражданина, см. также п. 2 комментария к ст. 19.23.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями.

6. О процессуальных особенностях применения административных наказаний в случаях, установленных рассматриваемой статьей, см. п. 10 комментария к ст. 19.15.

СТ 19.16 КоАП РФ

Умышленные уничтожение или порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), повлекшее утрату документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Комментарий к Ст. 19.16 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные законом, является недействительным (по данному вопросу см. комментарий к ст. 19.15 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что в п. 17 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" установлена обязанность гражданина РФ бережно хранить паспорт.

Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в территориальный орган ФМС России.

До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается территориальным органом ФМС России временное удостоверение личности, форма которого устанавливается ФМС России.

2. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок хранения и использования удостоверения личности гражданина РФ (паспорта).

3. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих действий или бездействии, которые привели к утрате документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта):

Во-первых, уничтожение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта);

Во-вторых, порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта);

В-третьих, небрежное хранение (непринятие необходимых действий, направленных на сохранность) документа, удостоверяющего личность гражданина. Например, потеря паспорта в результате небрежного хранения паспорта. При этом факт обнаружения паспорта впоследствии не свидетельствует об отсутствии события правонарушения и не является основанием для освобождения виновного лица от административной ответственности.

Между тем при рассмотрении подобных дел необходимо устанавливать, при каких обстоятельствах была допущена утрата паспорта, где он хранился, какие меры принимались для его сохранности, мог ли кто-то совершить противоправные действия (хищение паспорта) и т.д.

4. Субъектом правонарушения является гражданин РФ, которому выдан в установленном законом порядке паспорт.

5. Субъективная сторона правонарушения состоит как в форме умысла, так и неосторожности.