Полный текст ст. 275 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 275 УК РФ.

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 275 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения в области обеспечения безопасности и защиты основ конституционного строя Российской Федерации.

2) объективная сторона: действия, совершенные гражданином РФ и направленные на государственную измену:
- шпионаж (см. ст. 276 УК РФ);
- выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации;
3) субъект: гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет, осведомленный в сведениях, составляющих государственную тайну, которые были ему доверены или стали известны по службе, работе, учебе или иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Преступление считается оконченным с момента принятия гражданином Российской Федерации на себя обязательств перед иностранным государством, международной или иностранной организацией или их представителями по проведению шпионской деятельности, выдаче сведений, составляющих государственную тайну, либо по оказанию финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

По настоящей статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности - добровольное и своевременное сообщение органам власти лицом, совершившим данное преступление о нем или способствование иным образом предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации, при условии что в его действиях не содержится иного состава преступления.

2. Применимое законодательство:
1) Закон РФ "О государственной тайне" (государственная тайна (ст. 2), перечень сведений, составляющих государственную тайну (ст. 5), допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне (ст. 21), ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне (ст. 26);
2) ФЗ "О безопасности" (основные принципы обеспечения безопасности (ст. 2), содержание деятельности по обеспечению безопасности (ст. 3), правовая основа обеспечения безопасности (ст. 5);
3) ФЗ "О федеральной службе безопасности" (ст. 8 - направления деятельности федеральной службы безопасности (контрразведывательная деятельность), ст. 12 - обязанности федеральной службы безопасности (выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к ведению органов федеральной службы безопасности);
4) ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 4 - основные понятия, гражданин иностранный гражданин, лицо без гражданства);
5) ФЗ "Об обороне" (ст. 2 - организация обороны);
6) УПК РФ (ст. 151);
7) акты Президента РФ:
- указ от 05.02.2010 N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации";
- указ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";
- указ от 06.10.2004 N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны" (Межведомственная комиссия осуществляет полномочия по формированию перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, организует разработку предложений о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности России в следствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну);
- указ от 30.11.95 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (сведения, отнесенные к государственной тайне, в военной области, экономики, науки и техники, внешней политики, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и антитеррористической деятельности);
- распоряжение от 16.04.2005 N 151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне";
8) акты Правительства РФ:
- постановление от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне";
- постановление от 02.08.97 N 973 "Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям";
- постановление от 04.09.95 N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".

3. Судебная практика:
1) кассационное определение СК по уголовным делам ВС РФ от 06.11.2003 N 5-О03-234.

2) постановление КС РФ от 19.04.2010 N 8-П;
3) постановлением КС РФ от 07.06.2000 N 10-П разъяснено, что суверенитет предполагает по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус;
4) постановлением КС РФ от 20.12.95 N 17-П разъяснено, что уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч.3 ст. 15 Конституции РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 275 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 275 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Любой формой оказания иностранной державе помощи в проведении деятельности, которая может нанести ущерб внешней безопасности РФ, является государственная измена. В Уголовном кодексе наказание за это преступление предусмотрено 275-й статьей. Чем чревато участие в подобной деятельности? Какое наказание может понести виновный? И какие сферы затрагивают подобные деяния?

Значение термина

Такие понятия, как государственная измена и шпионаж, существуют тысячелетия. Их история связана, по сути, с историей войн. В частности, в принятой в 1897 году в Брюсселе декларации сказано, что шпион является лицом, которое обманным или тайным способом занимается сбором информации в пользу другого государства.

Однако между такими понятиями, как "шпион" и "изменник", существуют характерные отличия. Первый добывает информацию в иностранном государстве. Второй - в стране, гражданином которой является. Как правило, осуществить преступный план ему позволяет должность, занимая которую, он на вполне законных и логичных основаниях располагает сведениями государственного значения. К государственной измене можно также отнести переход человека на сторону противника в военное время. Следовательно, термин, о котором идет речь в этой статье, является синонимом слова «предательство».

История

Понятие, рассматриваемое в этой статье, в разные времена и в разных странах трактовалось по-своему. Так, в Англии в период Возрождения под ним понимали любые виды нарушения особых королевских указов. Сегодня в этой стране государственная измена имеет весьма узкое значение. Под ней понимают посягательство на монаршую особу. В США в таком деянии обвиняют граждан за ведение войны против государства, присоединение к вражеским организациям, а также оказание им содействия. Стоит заметить, что в этой стране за государственную измену не осудили ни одно лицо без наличия свидетельских показаний как минимум двух граждан. Более того, за вторую половину XX века обвинен в этом преступлении был всего один человек.

Государственная измена в СССР

Почти сто лет назад в нашей стране под этим термином понимали любые действия, не соответствующие классовой идеологии. С 1934 года в статью о контрреволюционной деятельности были внесены различные деяния, а также меры наказания за них. Среди них значилась и измена Родине. Наказание за подобное преступление не только но и в других странах было всегда весьма суровое. Долгие годы каралось оно, как правило, смертной казнью.

В УК РСФСР понятие «Родина» являлось синонимом слова «государство». Отдельной статьи за это преступление не существовало. В конце тридцатых годов прошлого века на основании обвинения в совершении подобного деяния было осуждено несправедливо большое количество советских граждан. Похожая ситуация наблюдалась и в Германии того периода. С 1960 года в советский Уголовный кодекс были внесены существенные коррективы. Изменническим действиям с тех пор была отведена отдельная 64-я статья.

В России

За действия против государства гражданин РФ несет ответственность. Этому преступлению посвящена 275 статья. Наказание - лишение свободы на двенадцать лет и более. Максимальный срок - двадцать лет. В 2012 году Думой были приняты поправки к статье, согласно которым уголовная ответственность настигает даже тех граждан, которые предоставили материальную, финансовую либо консультационную помощь иностранной организации. Подобные деяния отличаются формальной неопределенностью. А потому новые поправки вызвали волну критических замечаний.

Предмет преступления

Существенные примечания включает статья 275. Государственная измена - это преступление, от наказания за которое виновный может быть освобожден в том случае, если им вовремя предотвращен возможный дельнейший ущерб Российской Федерации. То есть если человек добровольно сообщил о содеянном органам власти, он освобождается от уголовной ответственности.

Государственная измена - деяние, объектом которого выступает внешняя безопасность страны. В качестве предмета могут рассматриваться любые сведения, составляющие государственную тайну. Потерпевшим выступает Российская Федерация.

А что конкретно подразумевается под таким преступлением, как государственная измена? К таким деяниям относят прежде всего шпионаж. Выдача и любые другие способы оказания содействия иностранной организации, применение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для безопасности России, также говорят о факте совершения преступления, прописанного в ст. 275 УК РФ.

Шпионаж

Такой деятельностью называют сбор, передачу, хищение и хранение секретных сведений - однако не каждое такое деяние подпадает под определение "государственная измена". Отличие от шпионажа заключается в субъекте преступления. О чем речь? Государственную измену совершить может только гражданин конкретной страны, в нашем случае - России. В шпионаже обвиняют исключительно иностранных граждан.

Как уже было сказано, предметом преступления по ст. могут служить любые сведения, не подлежащие разглашению. К каким областям относится подобная информация? Государственная измена - деяние, которое подразумевает выдачу сведений, имеющих отношение к военной, экономической, научной, внешнеполитической и разведывательной деятельности РФ. Распространение информации подобного характера способно нанести существенный ущерб безопасности государства. Поэтому документы, передача которых трактуется как государственная измена (УК РФ), маркируются грифом «секретно» или относятся к особенной категории. Если подобную информацию представителям своего государства передает иностранный гражданин, то речь идет уже о шпионаже - преступлении, которое наиболее подробно прописано в ст. 176 УК РФ. Наказание за подобное деяние - лишение свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Еще одним отличием государственной измены от шпионажа является то, что в первом случае обвиняемый передал, например, чертежи, схемы, диаграммы или какой-либо план, располагая подобными документами на законном основании. Иностранный гражданин не имеет права хранить такого рода информацию. А потому для того, чтобы овладеть ею и впоследствии сделать достоянием своего государства, он осуществляет хищение.

Другие способы оказания помощи иностранному государству

Государственная измена (УК РФ ст. 275) - это преступление, которое подразумевает не только передачу сведений под грифом «особо секретно». Эта деяние может включать и прочие действия, способствующие достижению цели иностранной организации, которая занимается опасной для России деятельностью. Содержание подобного содействия может быть весьма разнообразным.

В роли подозреваемого в измене может теоретически выступить гражданин РФ, которые не принимает активного участия в деятельности шпионской организации, но оказывает ей материальную поддержку.

Кому грозит статья 275?

Государственная измена - преступление, в котором могут обвинять граждан РФ, осуществляющих вербовку агентов для иностранных спецслужб, подбор конспиративных квартир для тех же организаций, оказание содействия в устройстве на работу сотрудников таких служб. Если в осуществлении всех этих незаконных действий совершаются еще и другие деяния политического и общеуголовного характера, то они должны рассматриваться самостоятельно.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: объективная сторона государственной измены характеризуется такими действиями, как шпионаж, выдача государственной тайны и другими способами оказания содействия иностранным организациям, деятельность которых расходится с интересами Российской Федерации.

Стоит сказать, что закон о государственной измене подвергался в последние годы некоторым правкам. Действия, описанные выше, не всегда являлись преступлением. Государственной изменой или шпионажем не так давно служила лишь передача секретных сведений.

Мотивы

Субъективной стороной этого преступления является прямой умысел. Изменнические действия имеют политические или корыстные мотивы. В судебной практике известны случаи, когда побуждение к такому деянию, как государственная измена (УК РФ ст. 275), служило желание получить иностранное гражданство.

В качестве примера можно рассмотреть следующую гипотетическую ситуацию. Допустим, что генеральный директор одного из предприятий, которые производят детали для ракетно-строительной области, действуя в корыстных целях (помимо материального вознаграждения за подобное "сотрудничество", иностранная организация обещала посодействовать государственному изменнику в оформлении гражданства), передавал секретную информацию за рубеж. Частыми отъездами директора за границу заинтересовались госслужбы. Однако поводом для возбуждения дела послужило заявление одного из сотрудников. Деяния, совершенные руководителем, имеют признаки преступления, предусмотренного 275-й статьей, по которой он и будет осужден.

Кто может совершить изменнические действия?

Субъектом этого преступления выступает исключительно россиянин, достигший шестнадцати лет. По рассматриваемой здесь уголовной статье никогда не обвиняются иностранные граждане или лица без гражданства. Они также не могут выступать в судебном процессе в роли обвиняемых в подстрекательстве. В этом заключается специфичность, которой обладает статья УК. Государственная измена - деяние, за которое может понести наказание лишь гражданин РФ. Так же как и, скажем, по 106-й статье ("Убийство матерью новорожденного") суд осуждает только мать ребенка и никакое другое лицо. Таким образом, государственная измена и шпионаж - преступления строго персонифицированные. Шпионаж, как уже было сказано, осуществить способен только иностранец.

Разногласия среди юристов

Специалисты ведут споры относительно того, кто может быть обвинен в государственной измене: тот, кто обладал сведениями в силу своих должностных обязанностей, или тот, кто информацию получил путем хищения. Некоторые теоретики и практические работники полагают, что субъектом может выступать лицо, которому доверили документы, представляющие собой государственную тайну. Однако такое понимание отсутствует в рассматриваемой уголовной статье. А потому обвинение в государственной измене может быть вынесено каждому, кто разгласил секретные сведения.

Условия освобождения

Уголовная ответственность за государственную измену в некоторых случаях снимается с преступника. Это также указано в ст. 275. Но для освобождения от наказания необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Добровольное и своевременное сообщение органам власти полной, исчерпывающей информации. Такие действия способствуют предотвращению негативных последствий для внешней политики страны, а потому снимают ответственность. Но следует знать, что важными показателями в признании являются именно добровольность и своевременность.
  2. Отсутствие иного состава преступления, не относящегося к государственной измене.

В случае если одно из условий удовлетворено, но только частично, это может быть учтено в рассмотрении дела как смягчающие обстоятельства.

Судебная практика

Информацией, которая не подлежит разглашению, обладает почти каждый сотрудник правоохранительных органов. Если гражданин, занимая в полиции или другой государственной структуре существенную должность, передает в иностранные организации сведения, полученные им в результате профессиональной деятельности, ему грозит весьма суровое уголовное наказание.

Как и в прочих подобных преступлениях, мотивом могут послужить исключительно корыстные соображения. Результатом по факту таких преступных деяний становится длительное тюремное заключение государственного изменника.

В вынесении приговора, несомненно, играют роль смягчающие обстоятельства. После совершения действий, которые нанесли экономике и внешней политике России существенный ущерб, иницииатор противоправной деятельности, будучи гражданином РФ, едва ли может надеяться на существенное послабление меры наказания. Человек, уличенный в государственной измене, лишается свободы на срок не менее двенадцати лет.

(ст. 275 УК РФ) представляет собой деяние против внешней безопасности страны. Рассмотрим его подробнее.

Статья 275 УК РФ: состав преступления

Под указанным деянием следует понимать выдачу тайны, шпионаж либо иное пособничество зарубежному правительству, службе либо их представителям в осуществлении враждебной деятельности против России. В качестве наказания по ст. 275 УК РФ выступает тюремное заключение на 12-20 лет. При этом дополнительно суд может назначить виновного субъекта.

Норма 275 УК РФ: комментарий

В примечании к рассматриваемой норме сказано, что лицо, которое совершило указанное неправомерное деяние, может освобождаться от ответственности, если оно своевременным и добровольным сообщением в уполномоченные органы власти или другим способом способствовало предупреждению последующего вреда интересам России. При этом в его действиях не должно содержаться другого состава преступления. Данное правило распространяется и на нормы 276 и 278 Кодекса.

Общественная опасность

Деяние, установленное в норме 275 УК РФ представляет угрозу для страны. Общественная опасность состоит в том, что из владения России уходят данные составляющие особую тайну. Попав в руки зарубежных спецслужб, они могут использоваться против интересов страны. Это, в свою очередь, создает риск сведения к нулю многолетнего труда различных коллективов по разработке и внедрению оригинальных технологий, планов обороны в особые периоды, новых типов оружия и так далее. Поведение изменника может нанести огромный экономический вред государству, привести к остановке строительства стратегически важных объектов, повлечь срыв перспективных исследований в научной и технической областях. Особое значение имеют неправомерные действия в области налаживания международных отношений, поскольку может спровоцировать их разрыв.

Суть деяния

Статья 275 УК РФ расценивает поведение субъекта как акт предательства. Гражданин России оказывает помощь иностранному правительству, организации либо представителям в ходе враждебной деятельности против страны. Норма 275 УК РФ устанавливает ответственность за специальные Они выражаются в шпионаже, выдаче особо секретных тайн и прочие акты, направленные на подрыв внешней безопасности державы.

Объект

Им, по норме 275 УК РФ, выступает безопасность и обороноспособность страны. Эти характеристики относятся к состоянию защищенности России от внешних угроз. Поведение виновного субъекта создает опасность для территориальной неприкосновенности, суверенитета, общественного, федеративного строя государства. Все эти сферы имеют между собой тесную взаимосвязь. Вопрос о том, к какому именно компоненту вред относится в большей степени, должен решаться индивидуально в каждом случае в соответствии с имеющимися материалами.

Шпионаж

Его субъективные и объективные признаки по смыслу норм 276 и 275 УК РФ одинаковы. Шпионаж подразумевает передачу особо секретных сведений зарубежным странам, организациям или их представителям. В качестве него также расценивается сбор, похищение либо хранение для последующего перенаправления указанных данных этим субъектам. Под шпионажем понимают собирание и передачу сведений по заданию иностранной разведки во вред Российской Федерации. Указанные деяния, совершенные российским гражданином, рассматриваются по ст. 275 УК РФ. Если субъектом является иностранное лицо или не имеющее гражданства, то оно привлекается к ответственности, согласно норме 276 Кодекса.

Выдача тайны

По норме 275 УК РФ, она выступает в качестве одной из форм оказания помощи иностранным субъектам в проведении деятельности враждебного характера по отношению к России. Под выдачей тайн следует понимать передачу иностранным субъектом информации лицом, которому она была доверена по работе, службе либо иным образом, кроме похищения и собирания. Этим указанный вид государственной измены отличается от шпионажа. В рамках последнего осуществляется передача сведений, которыми субъект не располагает по работе или службе. К примеру, гражданин, являясь сотрудником НИИ, по личной инициативе установил незаконную связь с иностранным лицом и выдал известную ему по службе информацию, представляющую государственную тайну.

Примечание

Предметом противоправных действий при выдаче информации является Это защищаемые законом данные из области внешнеполитической, военной, разведывательной, оперативно-розыскной, контрразведывательной, экономической деятельности, при распространении которых может возникнуть вред для безопасности России. В законодательстве установлен перечень сведений, выступающих как государственная тайна.

Окончание деяния

Преступление по выдаче гостайны считается завершенным с момента, когда сведения перешли в адрес иностранного субъекта. В качестве представителей зарубежной страны либо организации выступают их официальные лица. Ими могут быть члены делегаций, сотрудники спецслужб и прочих структур. Кроме этого, законодательство предусматривает покушение или приготовление к преступлению. К примеру, виновный может быть задержан при попытке выдать сведения указанным субъектам.

Другая помощь

Статья 275 УК РФ в качестве нее предусматривает совершение разных действий, ориентированных на оказание содействия зарубежным субъектам в ходе проведения последними разведывательной либо другой деятельности, подрывающей конституционный строй и безопасность России, если на них не распространяются иные указанные выше формы. Объективная сторона в этом случае связана с установлением связи (контакта) гражданином страны с иностранными представителями и совершением по полученным от них заданиям:


Действия виновного в первом случае будут квалифицироваться по совокупности норм. В частности, ему будет вменена государственная измена и конкретное деяние террористический акт и так далее). Во втором случае исчерпывающего перечня не предусмотрено. Деяния могут быть весьма разнообразными. Однако в качестве основного признака во всех случаях выступает посягательство на внешнюю безопасность России.

Завершение и стадии неправомерных действий

Преступление будет расцениваться как оконченное в момент фактического оказания содействия (помощи). В этом случае также могут иметь место этапы деяния. В частности, приготовление предполагает:

  • Разработку плана по содействию.
  • Формирование условий для налаживания контакта с иностранными субъектами.
  • Приведение сведений в систему, удобную для передачи и так далее.

Покушение предусматривает:


Субъективная сторона

К ответственности по норме 275 УК РФ может привлекаться исключительно российский гражданин, возраст которого - от 16 и больше. В качестве соучастников могут выступать иностранные лица или не имеющие никакого гражданства. Субъективную сторону характеризует прямой умысел. Виновный субъект понимает общественную угрозу своего поведения и желает совершить незаконные действия. Направленность умысла при квалификации преступления подлежит установлению. Цели и мотивы гражданина могут быть разными. В качестве них выступают корысть, националистические побуждения, месть и так далее. Мотивы, несмотря на то, что они в норме не указываются, имеют существенное значение в процессе раскрытия механизма совершения деяния, установлении степени вины и применении наказания.

Чем больше обостряется международная ситуация, тем чаще возникают попытки добыть государственную тайну, чтобы использовать ее против России. Эту тайну продают и покупают, в то время как находятся общественные деятели, правозащитники и СМИ, называющие это «шпиономанией». Можно ли отнести к мании реальные преступления, в большинстве которых шпионы и госизменники сознались еще до суда? Справедливо ли интересы государства, безопасность всех и каждого в России приносить в жертву политических игр и желанию нажиться на секретной информации?

Против государства

Государственная измена и шпионаж в УК РФ, а именно преступления против госвласти и наказание за них, описаны в 10 разделе. Глава 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» включает несколько статей. Первая ст. 275 УК РФ «Государственная измена». Дается понятие этому действию - передача информации, относящейся к государственной тайне, иностранцам. Сюда также относится спонсирование и консультирование иностранных организаций, которое может повлечь угрозу безопасности РФ и ее гражданам.

Измена Родине: история статьи

Вообще, государственный шпионаж, преступления против государства и народа карались и караются в каждой стране. Если говорить об истории этой уголовной статьи в нашей стране, то важно отметить, что оформилась она в УК РСФСР.

В 1938 г. правительство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики приняло Уголовный кодекс со статьей №58. В ней содержалось четырнадцать пунктов. Они трактовали:

  1. Контрреволюционные действия.
  2. Вооруженные восстания с целью отторгнуть отдельную республику.
  3. Общение с иностранцами и буржуазией в контрреволюционных целях.
  4. Шпионаж.
  5. Подрыв деятельности предприятий и государственных систем.
  6. Террористические акты.
  7. Разрушение железнодорожных путей и средств сообщения.
  8. Агитация к свержению власти.
  9. Сокрытие контрреволюционного преступления.
  10. Ответственность за участие в царской агентуре.
  11. Саботаж и т. д.

Список действительно широк, наказание - от шести месяцев до высшей меры социальной защиты, то есть расстрела. Осужденных по этой стране называли врагами народа.

Статья не имела названия, только номер. Была выведена первая глава «Преступления государственные» Особенной части УК.

В РСФСР в 1960 г. о контрреволюционной деятельности уже речи не идет, преступление формулируется как «измена Родине». Номер статьи - 64.

Государственная измена: состав преступления

Минимальное наказание составляет двенадцать лет, максимальное - двадцать. В дополнение к сроку может последовать штраф до полумиллиона рублей с ограничением в некоторых гражданских правах на два года.

Структура государственной измены включает:

  • разведку;
  • информирование иностранцев о гостайне;
  • оказание помощи иностранной организации, цель которой - подвергнуть опасности Россию и ее граждан.

Шпионаж

Обеспечение безопасности государства является гарантией безопасности граждан. Поэтому преступления против страны расценивают как угрозу ее жителям. Спецслужбы России выслеживают и иностранных агентов, и гражданских помощников внутри страны.

Деятельность по хищению официально засекреченной информации влечет осуждение граждан другого государства или человека без гражданства, которые получали доступ к секретной или несекретной информации, собирали сведения, являющиеся государственной тайной, а также посвящали в них иностранцев и международные организации. То есть передавали данные, которые делали уязвимой какую-либо структуру РФ. Российское законодательство для шпионов ввело наказание - от десяти до двадцати лет лишения свободы.

Когда гостайну выдает россиянин?

Такие случаи также не редкость. Шпионажу, осуществляемому гражданами России, дает определение статья УК «Государственная измена». Это ситуация, когда россиянин намеренно и с умыслом передает иностранным разведчикам загрифованную информацию. Подразумевается не намеренная добыча военной, внешнеполитической, экономической, оперативно-розыскной тайны, а также информации разведки и контрразведки, а обладание ею легально.

Материалы с грифом «Секретно» являются частью работы сотрудников спецслужб или предприятий обороны. То есть, государство доверяет служащим эти сведения, а они безопасность Российской Федерации ставят под угрозу.

Однако узнать секреты человек может и не будучи посвященным в них по долгу службы. Государственная тайна становится ему известна посредством иных путей, но не при выполнении задания иностранной разведки.

Бывает так, что гражданину России нечаянно становятся известны секретные данные, с которыми он делится и которые выдает уже специально, за вознаграждение или решая личные задачи. Но эти действия оказывают помощь другому государству и вредят гражданам России.

Благие ли намерения?

Такое дело произошло в 2015 году. Жительница Вязьмы Смоленской области связалась с посольством Украины по телефону и сообщила о переброске военнослужащих ГРУ, додумав, что российские военные направляются в сторону Донбасса. С украинскими послами общалась многодетная мать Светлана Давыдова. Позже она объяснила следователям, как сначала заметила, что часть рядом с ее домом опустела, а потом подслушала разговор в маршрутке военного, который рассказывал о переброске в Москву и о том, что военные в ожидании командировки.

История вызвала много шума. Одни говорили, что спецслужбы взялись за Давыдову и косвенно подтвердили, что российские войска действительно стоят на Донбассе. Другие обращали внимание на то, что женщина намеренно совершила госизмену.

Давыдова вела дневники, часть записей опубликована. Женщина пишет о своих намерениях «попросить политического убежища», он убеждена, что «в Украине борются за народ». Есть и записи о в/ч ГРУ. Однако уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

Противники такого решения обратили внимание на то, что сведения, раскрывающие план мероприятий ВС России, это и есть государственная тайна. А предположения Давыдовой о переброске российских военных именно на Донбасс - фантазия и провокация. В Генштабе ВС России подтвердили, что данные секретные и их разглашение ставило под угрозу эффективность усиления госграницы с Украиной - в это время происходил обстрел приграничной территории со стороны украинцев. Были погибшие и раненые.

Многие не верили, что Давыдова подслушала разговор в маршрутке, считая, что военного, болтающего о передислокации, женщина просто выдумала. Но измену государству в действиях Давыдовой суд не увидел. Многодетную мать отпустили.

Можно ли избежать наказания?

Ответственность за государственную измену предусмотрена уголовная. Но если человек сообщит о своей противозаконной деятельности или предотвратит дальнейший ущерб стране, он избежит наказания.

Долго обсуждаемым стало внесение в ст. 275 УК РФ дополнительной трактовки госизмены: финансовая, материально-техническая, консультативная и другие виды помощи иностранцам в деятельности, несущей угрозу РФ. Если раньше фокус был сосредоточен на внешней враждебности, то с расширением понятия некоторые усмотрели в нем внимание к внутренней безопасности, именно из-за того, что теперь нет формулировки «ущерб внешней безопасности». В такой трактовке увидели возможный вред различным НКО и формам самоорганизации.

Сторонники расширения понятия госизмены говорят, что шумиха надуманная, и если те, кто в статье видит угрозу, все-таки будут работать в рамках законодательства, не позволяя себе нарушать безопасность граждан России, то им беспокоиться не о чем.

Изменники и шпионы в 2013-2015 годах

Шпионов и госизменников начали судить чаще. Причем некоторые сдавали секретные данные годами или выдали государственную тайну, например, еще в 2008 году, однако были вычислены спецслужбами.

В 2013 г. последовал приговор военнослужащему абхазской военной части Денису Каймакову. По мнению следствия, 28-летний прапорщик помогал иностранной разведке.

В 2014 г. состоялся суд над жительницей Сочи Екатериной Харебавой, которая в 2008 г. предупредила грузинских военных о передвижении солдат российской армии. Женщину осудили на шесть лет. И как ни пыталась защита оспорить решение, Верховный Суд отказал, согласившись с тем, что действия Хоребавы поставили под угрозу жизнь российских военнослужащих и интересы России.

В 2015 году российские суды рассмотрели с десяток дел о шпионах. В декабре в госизмене был обвинен подполковник в запасе Федор Борискин, который работал на польскую военную разведку. Выйдя на нее, он передавал информацию о Балтийском флоте. Военного приговорили к двенадцати годам заключения.

Также в декабре за разведку осудили украинца Валентина Выговского, которого поймали в 2012 г. Спецслужбы России выяснили, что он пытался вербовать работников авиационно-космического комплекса и вел разведку в России. На Выговского спецслужбы вышли в Крыму, он признался на предварительном следствии, что продавал секретные документы о разработках, находя помощников через интернет. Украинца приговорили к одиннадцати годам лишения свободы.

Еще один суд был в декабре 2012 г. Осужден капитан первого ранга Владислав Никольский. Он открыл Украине техдокументацию на десантный корабль и другие чертежи на технику. По этому делу также проходили другие участники утечки информации - Василий Черный и Вячеслав Родионов.

В ноябре 2015 г. подмосковный полицейский получил срок за деятельность в пользу Америки. Евгений Чистов три года продавал ЦРУ материалы о работе Министерства внутренних дел России. Чистов сознался, что поддался вербовке. Бывшего полицейского осудили на тринадцать лет строгого режима.

В октябре Московский городской суд рассматривал дело руководителя украинского Оборонзавода Юрия Солошенко. Известно, что у шпиона изъяли оборудование. Какое именно и каковы подробности дела - засекречено.

Также в октябре был осужден житель Брянска, работавший на пограничников Украины. Он сливал информацию о специальном объекте Министерства обороны РФ, но спецслужбы вышли на шпиона раньше, чем тот успел передать данные. Наказание для Виктора Шура - двенадцать лет строгого режима.

В сентябре того же года к четырнадцати годам лишения свободы был приговорен сотрудник Главного разведывательного управления Генштаба, который хотел устроиться на службу в Швецию, но, рассказывая о своей работе в России, слил гостайну. Геннадия Кравцова обвинили в госизмене, но сам он с решением не согласен.

В августе пятнадцать лет получил полицейский Эстонии за контрабанду и шпионаж. Кроме того, разведчик заплатил в российскую казну сто тысяч штрафных санкций. Когда ФСБ задержали эстонца, при нем нашли спецтехнику для скрытой записи.

Спецслужбы говорят о факте незаконного пересечения границы, однако власти Эстонии заявили, что Кохвер работал в приграничной зоне и полицейского насильно доставили на территорию России. Поймали его в Псковской области. Кохвера скоро обменяли на Алексея Дрессена, который, работая в полиции безопасности Эстонии, сотрудничал с ФСБ России. За это Дрессен был осужден на родине.

В марте 2015 г. за госизмену к сроку приговорили полицейского Красноярска Романа Ушакова. Он получал деньги от американских спецслужб, предавая интересы государства. Ушаков пытался оспорить решение суда и пятнадцатилетний срок, но Верховный Суд оставил все без изменений.

Уголовные дела по госизмене в 2016 году

Несколько громких дел о госизмене было и в 2016 году. Одно из них - арест и обвинение в сентябре преподавателя МГТУ им. Баумана. Приговор вынесен, но материалы хранятся в секрете. Объявлено, что Владимир Лапыгин имел доступ к техническим документам «Роскосмоса», которые отправлял за границу. Решение суда - семь лет колонии строгого режима.

В июне слушалось дело о бывшем сотруднике ФСБ Евгении Петрикине, который занимался обеспечением внешних связей РПЦ. Процесс был закрыт, и подробности не разглашаются. Судья приговорил Петрикина к двенадцати годам лишения свободы.

В апреле в Калиниграде осудили Евгения Матайтиса. Военного в запасе с двумя гражданствами - российским и литовским, завербовала разведка Литвы. Мужчина сознался в том, что продавал материалы о деятельности Вооруженных сил России. Решением суда ему назначено наказание - тринадцать лет лишения свободы.

В апреле состоялось рассмотрение еще одного дела о литовском агенте. ФСБ задержали литовца Арстидаса Тамошайтиса в момент получения загрифованных материалов. Позже шпион признался, что он работает на литовскую военную разведку. Процесс был закрытым, приговор - двенадцать лет лишения свободы.

В январе в Краснодаре осудили авиадиспетчера Петра Парпулова. Его обвинили в разглашении гостайны во время отдыха в Грузии. Материалы дела засекречены и публично никаких официальных подробностей никто не высказал. Адвокат же настаивает на том, что Парпулов вычитал гостайну на сайте газеты Минобороны «Красная звезда». Видимо, показания о вычитанных государственных секретах не подтвердились. Приговор - двенадцать лет лишения свободы.

Иностранцу передал чертежи разработок российских вооружений и один из инженеров танка «Армата». Максима Любомирского приговорили к девяти годам тюремного заключения.

Президентское помилование

Летом 2017 г. объявили о помиловании Владимиром Путиным двух россиянок, осужденных за госизмену. Марина Джанджгава и Анник Кесян рассказали своим знакомым военным в Грузии о перемещении российских войск. Это было в 2008 году во время начинающегося конфликта в Южной Осетии. Люди, которым россиянки передали информацию, являлись предположительно сотрудниками грузинских спецслужб.

По такой же статье была осуждена, а потом помилована Президентом Оксана Севастиди. Она рассказала в СМС своему грузинскому товарищу о поезде с танками в Сочи. Оказалось, что приятель являлся разведчиком.

Владимир Путин на пресс-конференции сказал, что не в курсе всех деталей дела, а Севастиди видела только то, что видели другие. Однако в обществе посчитали президентскую доброту и мягкость неуместной. И решение о помиловании подписано зря: все видели, но грузинским военным информацию донесли только трое. Во время атаки грузинской армией российских миротворцев погибло более 70 военных России, свыше трехсот получили ранения.

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 275 УК РФ

1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции).

Гарантированные в ст. 29 Конституции России свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом . Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином России, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности России. Совершение данного преступления гражданином Российской Федерации совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов. В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

По общему правилу в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к категории особо тяжких преступлений, а также тяжких преступлений в том случае, если судом применены правила ч. 6 ст. 15 УК и назначенное осужденному наказание не превысило семи лет лишения свободы.

3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства.

Суверенитет Российской Федерации по смыслу ст. ст. 3 , , , и 79 Конституции РФ представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.
———————————
Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

Обороноспособность Российской Федерации является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным.

4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия (ст. 33 УК). За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

5. С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение. Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб безопасности РФ.
———————————
Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.

В УК РСФСР ранее были предусмотрены семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. Такие формы государственной измены в настоящее время с учетом правовых позиций КС РФ, высказанных им в своих решениях, признаны противоречащими Конституции.
———————————
Об этом см., например: Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // Российская газета. 1996. 18 января.

Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ.

Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах. Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности РФ.
———————————
Понятие предмета государственной измены дается исходя из высказанной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27.03.1996 N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1, 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.

В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции .
———————————
Определение КС РФ от 27.05.2004 N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Реализация требований Конституции обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) , в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты).
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст. 6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям специальным субъектом — гражданином Российской Федерации, которому эти сведения были доверены по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 указанного Закона). Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Российской Федерации имеют три уровня защиты: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно» . Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
———————————
См.: Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011) // СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892; 2007. N 53. Ст. 6550; 2008. N 15. Ст. 1525; N 18. Ст. 2007; N 31. Ст. 3702; N 37. Ст. 4182; 2009. N 21. Ст. 2517; N 24. Ст. 2919; N 40 (ч. 2). Ст. 4684; 2010. N 50. Ст. 6655; 2011. N 15. Ст. 2083; N 24. Ст. 3414; N 39. Ст. 5456.

Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке.

В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образует выдача только той информации, которая входит в число сведений о государственной тайне.

Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 283 УК.

Государственная измена окончена с момента передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной или международной разведывательной службы (подробнее см. комментарий к ст. 276).

Собирание иных сведений без задания иностранной или международной разведывательной службы не образует государственной измены. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены.

Общим для всех способов государственной измены является адресат, проводящий враждебную деятельность, и наличие гражданина Российской Федерации, который оказывает помощь в деятельности в ущерб безопасности РФ.

Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе. Оно может проявляться в вербовке гражданина России в качестве агента иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение России в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами в целях их ухудшения или разрыва.

Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях.

10. Действия, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть направлены исключительно против безопасности РФ. При этом необходимо иметь в виду, что разглашение государственной тайны дружественным международным организациям (их представителям), в которых Российская Федерация имеет членство (ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и т.д.), также образует состав данного преступления.

11. Государственная измена может быть совершена только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. При этом, исходя из принципа субъективного вменения (см. ст. 5 УК), лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении деятельности, проводимой иностранным государством, международной либо иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности РФ. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на целеполучение и квалификацию не оказывают.

12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований (см. ст. ст. 5, 8, 17 УК).

13. В примечании к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам РФ. Разрешение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду.