В начале IV века император Диоклетиан издал указ, предписывавший преследовать всех христиан, и правитель Ликаонии Дометиан начал ревностно исполнять волю императора (304). Святая Иулитта укрылась от гонений в Селевкии, предпочтя отказаться от всех своих богатств и нести тяготы изгнания, нежели отречься от Христа. Но в этом городе царило еще большее смятение. Посланец императора Александр наводил ужас на население, подвергая пыткам и беспощадно предавая смерти всех, кто не подчинялся указу. Спасаясь от его гнева, святая отправилась в киликийский город Тарс вместе с сыном и двумя служанками.

Однако святая Иулитта вновь столкнулась с этим мучителем. Он опередил ее и здесь продолжал расправу над христианами. Когда Александру донесли, что в городе находится знатная беженка, он приказал задержать ее и привести к себе на суд вместе с ребенком. Служанки сумели ускользнуть и издали следили за происходящим. Когда Иулитту спросили о ее имени и звании, она ответила просто: «Я христианка». Разгневанный правитель велел подвергнуть ее пыткам.

Палачи связали святую Иулитту и стали бичевать бычьими жилами. Плачущего младенца в это время, оторвав от матери, принесли Александру. Он взял его на руки, посадил на колени, погладил по голове и попытался поцеловать, говоря приятным голосом: «Оставь эту ведьму и иди ко мне, твоему отцу. Я тебя сделаю своим сыном и наследником всех моих богатств, и у тебя будет сладкая, беззаботная жизнь». С виду слабый ребенок в действительности обнаружил мудрость старца. Кирик посмотрел на мать, претерпевавшую мучения, и дал отпор тирану, царапая его и ударяя кулачками. Он вскричал: «Я тоже христианин!» - и ударил правителя ногой в бок так, что тот застонал от боли. Тогда притворная доброта обернулась яростью. Александр схватил ребенка за ногу и со всей силы ударил о ступени каменной лестницы, которая вела к его трону, разбив Кирику голову. Святой младенец тотчас предал Богу душу, освящая землю своей кровью и унося на небеса венец мужественных подвижников благочестия.

Тогда Иулитта исполнилась божественной радости и возблагодарила Господа за то, что Он таким образом отверз ее сыну врата вечной славы. Вновь приведенная к разъяренному правителю, она заявила, что никакие мучения не смогут победить ее любовь к Богу и что, напротив, страдания позволят ей поскорее присоединиться к дорогому сыну. Тогда Александр приказал вздернуть святую Иулитту на дыбу и терзать ее тело железными крючьями, а затем лить кипящую смолу. Несмотря на боль, мученица продолжала исповедовать веру в Святую Троицу и добавила: «Я спешу присоединиться к сыну, чтобы вместе с ним наслаждаться блаженством Царства Небесного!»

Видя, что его усилия бесполезны, Александр приказал обезглавить святую Иулитту. Когда ее привели на место казни за городскими стенами, она попросила у палачей минутную отсрочку, чтобы помолиться. Пав на колени, святая Иулитта возблагодарила Бога за то, что Он удостоил ее войти в брачный чертог вместе с разумными девами. Едва она произнесла «Аминь», как палач взмахнул мечом и отрубил ей голову. Тела святых Кирика и Иулитты были брошены в яму вместе с телами преступников. На следующую ночь две служанки пришли забрать святые мощи, которые затем погребли в пещере неподалеку от города.

В царствование Константина, когда воссиял свет благочестия, одна из этих женщин еще была жива. Она рассказала о гробнице святых, и туда устремилось множество христиан, чтобы взять частицы святых мощей, от которых произошло множество исцелений .

Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Праздник Кирик и Улита отмечается 28 июля (15 июля по старому стилю) каждого года. В храмах в этот день проходит почтение памяти святых мучеников Кирика и Иулитты. В русской народной традиции имя Иулитта звучало как Улита, поэтому в народе святых называли Кирик и Улита.

Название «Красное Солнышко» связано с почитанием в этот день князя Владимира, который имел такое прозвище. Православная церковь причислила Владимира к лику святых, а история назвала князя Великим за государственные дела.

Другие названия праздника: Кирик и Иулита, Кирик, День матушки Улиты, День Кирика, День Кирика и Иулиты, Улиты, Красное Солнышко, Улиты и Владимира Красно Солнышко.

Святая Иулитта жила в период III–IV веков. Она происходила из благородной Иконийской семьи. Приняв святое крещение, она обрела истинное благородство, которое дарует Святой Дух. Святая Иулитта овдовела и отказалась от второго брака, чтобы жить в благочестии и богоугодных делах вместе с трехлетним сыном Кириком (Киром).

В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе. Во время гонений на христиан в Тарсе в 305 году Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра.

Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем, сказав что он христианин, потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребёнка с каменного помоста и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым мучениям (строгали тело железными зубьями, поливали раны кипящей смолой), но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулитты ночью тайно погребли их.

Приметы на Кирик и Улита

  • Кириков день - все мокро, льет дождь.
  • Не жни на Кирика и Улиту - маньяки (видения, мороку) увидишь.
  • Южный ветер – к теплым дням.
  • Вечерний туман по лугам однозначно предвещает дождь сутра.
  • Ветер дует с востока – погода разладится.
  • Стрекот кузнечиков 28 июля обещает стойкую засуху.
  • Несколько дней ветер дует с юга – к дождю.
  • Сильный гром – к сильному дождю.
  • Гром гремит, но редко – погода не испортится.
  • По завершении дождя радуга быстро растаяла – погода наладится.
  • Солнечные лучи 28 июля, хоть и жаркие, но полезные и детям, и старикам. Они щедро одаривают силой и здоровьем.
  • Кирики-мокродырики.
  • На Кирика и Улиту нельзя работать на земле, иначе замучают видения и ночные кошмары.
  • Жать 28 июля – беду кликать.

Традиции обычаи на Кирик и Улита

Главные традиции на 28 июля — молитвы святым Кирику и Иулитте о здоровье, благополучии, помощи в горе; воздержание от работ в огороде.

— Крестьяне 28 июля не работали в полях, так как боялись столкнуться с нечистой силой. Полевые духи летают с полуденным ветром и особо зверствуют в то время, когда на землю опускается нестерпимая жара. Они предстают чаще в виде изможденной женщины, безобразной старухи или призрака.
Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит.
Маньяки, мандырики, мороки – это приведения на старорусском.
Полудницы над жатвой летают, мороками день путают.

— Ходили в церковь помолиться мученикам Кирику и Улите, которых просили о семейном благополучии и здоровье детей. А женскую покровительницу Иулитту почитают своей заступницей моля о защите и помощи в печалях и горестях.

> икона мучеников Кирика и Улиты

Икона Святых Кирика и Улиты

Раннее христианство представляло собой тяжёлое испытание для тех, кто его исповедовал. В тогдашнем мире большей частью населённых земель правила Римская Империя, уже склонившаяся к закату, но всё ещё грозная и сильная. Римляне исповедовали многобожие, перенятое у многих покорённых ими народов, и отказывались до последнего принимать Христа. Огромное количество людей пострадало за свою веру в Него. Кто - то, не выдержав угроз и пыток, отказывался от Спасителя, сохраняя свою земную жизнь. А кто - то, проявив твёрдость духа и истинную веру, шёл до самого конца. И терял земную жизнь, обретая взамен невообразимо более ценную жизнь небесную, вечную. Именно такими истинно верующими и были Святые Кирик и Улита, изображённые на этой иконе.

Кирик и Улита жили в Конье, азиатском городе, важном центре раннего христианства. В этом городе родилась Святая Параскева Пятница, изображённая на оборотной стороне Феодоровской иконы Богородицы . Кирик был маленьким сыном Улиты, молодой знатной вдовы, исповедовавшей христианство. К несчастью, время их жизни совпало с годами правления императоров Диоклетиана и Мкксимиана, начавших великое гонение на христиан. Жертвами двух императоров стало великое множество верующих, среди которых Святая Ирина, Пантелеймон целитель и Георгий Победоносец. Не избежали участи Святых мучеников и Кирик с Улитой.

Когда притеснения со стороны солдатов Диоклетиана стали невмоготу Улите, она покинула родной дом. С собой она забрала только Кирика и двух своих самых преданных служанок. Всё имущество Улита перед бегством раздала беднякам.

Сначала беглецы нашли приют в Селевкии. Оставшись без доходов, Кирик и Улита вели нищенскую жизнь, не имея постоянного источника дохода. Когда и в Селевкии начались антихристианские зачистки, мученики решили бежать в Киликийский Тарсус. После недолгого пребывания в Тарсусе их схватили. Правитель города Александр, выполняя приказание Диоклетиана, призывал всех пленённых христиан отречься от Христа. Тех, кто отказывался, он пытал, а если они упорствовали в своей вере, то казнил. Улита истово верила в Христа, и никакие пытки не смогли сломать её веру и волю: ни кипящая смола, ни стегание плетьми, ни железные пилы. Кирик, стоящий рядом с троном Александра, не мог выдержать такого тяжёлого зрелища, и, воскликнув, что он христианин, попросился к маме. Разгневанный правитель Тарсуса с силой толкнул мальчика, да так, что тот кубарем скатился по лестнице, ведущей к престолу. Падая, Кирик несколько раз ударился головой о ступеньки. От переломов и кровотечения сын Улиты скончался. Через несколько часов умерла и Улита, которой палачи Александра отсекли голову.

Тела Кирика и Улиты, выброшенные вместе с останками других казнённых за пределы города, ночью отыскали верные служанки. Выполнив все полагающиеся обряды, Кирика и Улиту похоронили.

К иконе Святых Кирика и Улиты обращаются с просьбой даровать семейное счастье, и с просьбой о выздоровлении детей.

Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Страдание святых мучеников
Кирика и Иулитты,
Память 15 июля

В городе Иконии страны Ликаонской жила одна молодая женщина, благородного происхождения, из рода бывших ранее римских царей, по имени Иулитта, верой христианка; не долгое время поживши в законном супружестве 1 , она овдовела, родивши мальчика.

Она крестила младенца и дала ему имя Кирика. В это время нечестивый Диоклитиан 2 , держа скипетр римского царства, воздвиг сильное гонение на христиан во всех подвластных ему странах; комит Дометиан был поставлен Диоклитианом начальником Ликаонской страны; он был муж суровый и бесчеловечный, зверонравный, радующийся пролитию христианской крови. Пришедши в Иконию, Дометиан начал яростно мучить верующих во Христа и усердно отыскивать тайно держащихся христианства.

Верная раба Христова Иулитта, увидевши это и зная, что ей со своим благочестием скрыться от мучителей невозможно, решилась бежать, ибо боялась, что она не перенесет жестоких пыток и отвергнется от Христа. Поэтому оставила она все свои имения, которых у нее было много, дом свой, родственников, рабов, всякую прелесть мира сего, славу и наслаждение, ради любви Христовой, и, взявши сына своего Кирика, которому было три года, и двух верных рабынь, ночью ушла из города Иконии и отправилась в странствование, помня сказанное в Писании: "Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего " (Евр.13:14).

Пришла она в Селевкию 3 , как странница и нищая, скрывая свое благородное звание, но и здесь она нашла такое же гонение на христиан, ибо некий Александр, принявший от царя начальство, пришел в Селевкию и без жалости убивал всех исповедующих имя Иисуса Христа. Блаженная Иулитта, помня также писанное: "дадите место гневу", то есть бегите от гнева 4 , и еще: "Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой " (Мф.10:23), – ушла из Селевкии и отправилась в Тарс, город Киликийский, и жила здесь между бедняками. Спустя некоторое время тот же начальник Александр пришел и в Тарс 5 мучить христиан; святая Иулитта некоторыми была узнана и о ней доложили начальнику. Последний тотчас приказал ее привести, а сам воссел на открытом для народа судилище. Когда воины взяли ее вместе с сыном, обе рабыни ее убежали; они издали стали следить за ней, чтоб видеть ее страдание и кончину. И приведена была мученица пред начальником, имея на руках трехлетнего отрока святого Кирика. Спрошенная начальником об имени, роде и отечестве, она смело исповедала имя Господа нашего Иисуса Христа и назвала себя христианкой:

– Мое имя, – говорила она, – происхождение и отечество – это небесное Царство Христа моего!

Начальник, разгневавшись, повелел взять у нее отрока, обнажить и бить беспощадно жесткими жилами. Когда били мученицу, дитя, смотря на это, плакало и вырывалось из рук держащих его, чтоб пойти к матери. Начальник, видя красоту дитяти, приказал принести его к себе, затем, взявши его, посадил на своих коленах и стал утешать, чтобы оно не плакало, гладил его по голове, целовал его и говорил ему всякие ласковые слова, но дитя упиралось, вырывалось из рук, отворачивало голову от начальника, не даваясь ни гладить ни целовать себя скверными устами; ребенок всё смотрел на мать, которую били, плакал и кричал:

– Я христианин! пусти меня к матери!

Отрываясь руками от начальника, он ногтями царапал лицо его. Тогда начальник пришел в ярость, бросил дитя на пол и ногой толкнул его в бок, сбросивши вниз с высокого седалища; дитя, ниспадая по каменным ступеням и ударяясь головой об острые углы, всё то место покрыло своей кровью и отдало свою святую и непорочную душу в руки Божии. Так увенчался мученичеством святой отрок Кирик.

Мать же его блаженная Иулитта, жестоко и долго мучимая, страдая как бы в чужом теле и как столп бездушный ничего не чувствуя, ничего другого не говорила, кроме сих слов:

– Я христианка и не принесу жертвы бесам!

Когда перестали бить ее и подняли с земли, она увидела пред судилищем свое любимое дитя окровавленное и мертвое; исполнившись радости, Иулитта сказала:

– Благодарю Тебя, Господи, что ты сподобил сына моего такой благодати, что он прежде меня мученически скончался за имя Твое святое и принял неувядаемый венец в славе Твоей.

После этого начальник повелел ее повесить и железными зубьями строгать тело ее, а потом, взяв кипящую в котле смолу приказал поливать ее на раны. Когда таким образом мучили святую Иулитту, глашатай взывал:

– Пощади себя, Иулитта, пощади свою юность и поклонись богам, чтоб тебе избавиться от мук и не погибнуть лютой смертью как сын твой.

Мученица отвечала:

– Не поклонюсь бесам и их глухим и немым идолам, – я поклоняюсь Господу моему Иисусу Христу, Единородному Сыну Божию, Которым Отец небесный всё сотворил (Кол.1:12-16), и стараюсь придти к сыну моему, чтоб с ним сподобиться Царства небесного. Увидевши непреодолимое терпение и великое мужество мученицы, начальник осудил ее на усечение мечем. Взяли ее слуги и повели из города на то место, где убивали осужденных на смерть. Святая шла, как бы к венцу брачному; придя к тому месту, она попросила немного времени для молитвы, а затем преклонивши колена, молилась:

– Благодарю Тебя, Господи Боже мой Иисусе Христе, что Ты призвал сына моего прежде меня, сподобивши его пострадать за имя Твое святое, и ему, оставившему суетную жизнь со святыми; приими и меня, недостойную рабу Твою и сподоби получить благодать пред Тобой – быть причтенной к мудрым девам (Ср. Мф.25:1-13), вшедши в Твой нетленный чертог, чтоб дух мой благословил Тебя, Создателя моего, Твоего безначального Отца и соприсносущного Духа во веки, аминь.

После такой молитвы святой Иулитты, палач, поостривши меч, ударил им в выю и отсек честную голову, оставивши тело на том месте без погребения на съедение псам и зверям; также и тело святого Кирика, вытащивши из города, бросил у тела матери и ушел. Когда настала ночь, вышеупомянутые две рабыни пришли сюда, взяли тело госпожи своей и ее сына и, отнесши далеко, погребли в земле. Одна из этих рабынь прожила до дней Константина Великого 6 , первого христианского царя, во время которого воссияла истина и Церковь Божия, по благодати Христовой, стала господствующей; тогда-то рабыня показала верным христианам то место, где погребены были честные мощи святых мучеников Кирика и Иулитты и рассказала о их страданиях. Святые мощи их были вынуты из недра земли нетленными, исполненными благоухания и подающими больным исцеления. Страдания их были описаны в память и честь святых мучеников, на пользу верным и во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки 7 . Аминь.

Кондак, глас 4:

Во объятиях носящи христомученица Иулитта Кирика, на подвизе мужески веселящися взываше: Христос есть мучеников похвала.

_________________________________________

1 Икония – город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра, недалеко от Листры и Дервии; некогда Икония была главою городов Ликаонских. В истории христианской Церкви Икония замечательна посещениями ее св. Ап. Павла во время его миссионерских путешествий (Деян. 13:51; 14:1-3; 2Тим.3:11). Впоследствии здесь были епископия и с 451 г. епископы иконийские именовались митрополитами Ликаонской провинции.

2 В царствование Диоклитиана (284-305 гг.) было издано четыре указа против христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим указом предписывалось разрушение церквей и сожжение св. книг, вместе с тем христиане лишались гражданских прав, покровительства законов и своих должностей; рабы христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее по какому-либо случаю, оставались в христианстве. Вскоре был издан второй указ, которым повелевалось всех предстоятелей церквей и других духовных лиц заключать в темницы; таким образом указ касается одних только духовных лиц; последних обвинили пред императором как зачинщиков восстания в Сирии и Армении, к несчастью для христиан начавшегося вслед за появлением первого указа. В том же 303 г. последовал третий указ: всех заключенных на основании нового указа велено было принуждать к принесению жертв под опасением пыток за сопротивление. Наконец в 304 г. был обнародован последний четвертый указ, которым объявлялось повсеместное гонение на христиан. Из-за этого указа пролилось более всего христианской крови: он действовал целых восемь лет, до 311 г., когда император Галерий особым указом объявил христианство дозволенной религией. Гонение Диоклитиана было последним; в нем христианство почти после трехвековой борьбы одержало победу над язычеством.

3 Селевкия – город Сирии, на берегу Средиземного моря; по всей вероятности его основал царь сирийский Селевк Никатор около 300 г. до Р. Хр.; здесь Ап. Павел во время первого своего путешествия остановился для проповеди и отсюда отплыл в Кипр (Деян.13:4); в VI в. по Р. Хр. город был разрушен.

Кирик и Иулитта (Улита) - раннехристианские святые мученики, пострадавшие в гонения императора Диоклетиана. Память в Православной церкви совершается 15 (28) июля.

Согласно житию, Иулитта (Улита) была молодой вдовой знатного происхождения, проживала в Иконии вместе со своим сыном Кириком. В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе. Во время гонений на христиан в Тарсе Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра.

Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем сказав что он христианин потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребёнка с каменного помоста и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым мучениям (строгали тело железными зубьями, поливали раны кипящей смолой), но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулиты ночью тайно погребли их.

Мощи Кирика и Иулитты были обретены при императоре Константине Великом по указанию одной из рабынь, погребавших святых. Их перенесли в Константинополь, где в их честь был основан монастырь. По свидетельству паломников XII-XV веков мощи святых находились в храме Святой Софии. Их судьба после падения Константинополя неизвестна.

По другой версии мощи Кирика и Иулитты обрёл в Антиохии осерский епископ Аматор (388-418) и перенёс в Осер (Франция). Известно о нахождении частиц мощей в городах Невер (Франция) и Турне (Бельгия).

Старообрядцы почитают Кирика и Иулитту своими покровителями, считая себя такими же как они гонимыми за веру.

Икона и житие святых мучеников Кирика и Улиты присутствовали практически в каждом старообрядческом доме. Кроме жития мучеников, вошедшего в состав печатного Пролога XVII в., была известна и пространная редакция, в которой подробнейшим образом описывались благодати, дарованные Кирику и Улите. Так, в житии, вошедшем в состав старообрядческого рукописного сборника XVIII в. из собрания ИРиСК, описывается видение Кирика, в котором ему Иисус Христос за претерпленные мучения обещает даровать особую благодать. Тогда трехлетний мученик и вещает следующее: "Аще кто созиждет церковь во имя мое собрав иереев, и память мою чтет, или кто просфиру, или свещу принесет, или трапезу поставит во имя мое, сторицею примет, и воздаждь ему Господи хлеба и вина, и наполни его дом радости и веселия. Господь, аще кто почтет день моего мучения, или празднует да отпустятся ему греси, и дане внидет в дом его скорбь, и да не оскудеет в доме его хлеба и вина, и дух зол да не прикоснется к дому его... Где аки кто напишет мучение мое, поп, или дькон или чернец, или мирянин и почитати мучение мое начнет да отпустятся ему греси, или кто мучение мое послушает, подаждь ему Господи прощение грехов и в день судный шуяго стояния (стояния по левую руку) избави… Господи кто видит на море бурныи облак, и призовет имя мое раба твоего услыши его Господи и Благослови или аще кому греси умножатся, мняща яко в мори погрузится, аще придет в церковь мою и исповест вся грехи своя всем сердцем своим спокоянием и со слезами. Да отпустятся ему грехи его. Господь же пусти триста ангел святых на землю о имени твоем да стоят и отпутают им греси." (ВХ ИДК № 212 р. Л. 36об.-37об.). Таким образом, постоянное молитвенное обращение к Кирику и Улите, было особо актуально в старообрядческой среде в силу следующих обстоятельств, которые тесно взаимосвязаны между собой. Во-первых, в ожидании скоро конца света перед последователями старой веры с особой силой встал вопрос о покаянии, и, во-вторых, в толках и согласиях беспоповского направления, да и нередко в согласиях, признающих священство, стало некому исповедовать и давать отпущение грехов. Молитва перед иконой "Св. Кирика и Улиты", в силу дарованной мученикам благодати, и давало отпущение грехов.

Иконографический тип. Изображение фигур мучеников в полный рост, Улита в длинной одежде с покрытой головой, левая рука Улиты с восьмиконечным крестом поднята в благословляющем жесте. Справа от Улиты расположен Кирик, руки которого сложены на груди.