Помимо защиты законных общественных интересов административное наказание нацелено, прежде всего, на профилактическое предупреждение совершения противоправных поступков его членами.

Именно поэтому в ряде инструментов административного воздействия, предупреждение — это административное наказание, которое является самым мягким способом влияния на сознание и поступки, располагается на первой позиции.

Механизм административных правоотношений устроен так, что государство, исходя из социальной опасности проступка, не стремится жёстко воздействовать на нарушителя.

Именно поэтому, во всех возможных обстоятельствах, используется административное предупреждение, представляющее из себя осуждение поступка, совершённого либо гражданином, либо юридическим лицом.

Правовое представление предупреждения приводится статьёй 3.4. Кодекса об административных правонарушениях (далее — Кодекс).

КоАП Статья 3.4. Предупреждение

1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Предупреждение отнесено к категории основных административных способов воздействия и не может применяться в качестве наказания дополнительного.

Следует помнить, что предупреждение должно быть соразмерно совершённому проступку!

Кроме того, административное предупреждение применяется лишь при совокупности следующих положений:

  • проступок совершён впервые;
  • отсутствует вред или угроза его возникновения для субъектов общества, окружающей среды, животного мира;
  • отсутствует имущественный ущерб.

Форма вынесения

Правоотношения между государством и его членами не может носить неформальный характер. Исходя из этого, своё отношение к проступку государство выражает в официальной форме .

Предупреждение, как вид административного наказания выносится только в письменной форме .

Обратившись к значению слова «официальный», не трудно разобраться в данной вертикали правоотношений «государство – гражданин/юридическое лицо» .

Официальный – это такой, который исходит от правительства либо администрации, либо уполномоченного ими лица, действия которых направляются законами, правилами и т.п.

Официальное отношение государства к конкретному событию отражается в постановлении, которым применяется административное наказание.

Виды

Предупреждение новых правонарушений является целью применения административных наказаний, причём ориентировано оно не только на лицо, совершившее данное правонарушение, но и на окружающих его лиц.

Функцию административного предупреждения выполняют и другие виды административных наказаний, установленных Кодексом.

Условно, как меру предупреждения возникновения правонарушения в будущем либо его повторения, предупреждение можно разделить на виды:


Меры

Рассматривая административное предупреждение с позиции не наказания, а превентивных действий стоит отметить следующее: в обычной жизни могут возникать различные обстоятельства, угрожающие безопасности граждан, и посягающие на правопорядок.

Меры административного предупреждения это действия, направленные на упреждение возникновения таких обстоятельств и пресечение правонарушений, которые осуществляются благодаря специальным методам и способам побудительно-правового характера, направленным в отношении потенциальных нарушителей общественного порядка.

Использование специальных методов и способов основывается на объективных предположениях:

  • о целях тех или иных субъектов совершить какое-либо противоправное деяние;
  • о наступлении событий, которые могут стать угрозой общественной или личной безопасности.

Критерии их классификации могут быть различными, но наиболее используемыми признаются виды мер, основанных на целях применения:

  1. В целях предупреждения вероятной угрозы безопасности личности и обществу.

    Например: ограничение въезда на какую-то территорию, поражённую эпидемией; временное ограничение по использованию части улицы, дороги из-за аварии, массовых беспорядков и т.п.; при наступлении угрозы разрушения жилища принудительное выселение; техосмотр транспортных средств; надзор пожарных служб; и т.п.

  2. С целью предупреждения правонарушения. Например: проверка удостоверяющих личность документов, либо документов, дающих возможность права управления автомобилем или перевозку какого-либо груза; досмотр вещей, непосредственный досмотр гражданина.

Уполномоченные лица

Исходя из смысла части 1 статьи 4.1 Кодекса предупреждение выносится либо судьёй, либо органом, либо должностным уполномоченным лицом в границах, принятых Кодексом, либо административным законодательством субъектов федерации.

Положения вынесения предупреждения носят безусловный характер. Обязанностью судьи/органа/должностного лица является принятие во внимание, кем совершено правонарушение, его материальная обеспеченность, возможные смягчающие или отягчающие факты.

Приходя к выводу о возможности применения административного предупреждения лицо, уполномоченное государством выносить предупреждение, должно всесторонне исследовать совершённый проступок на предмет его малозначительности, причинённого вреда/ущерба.

Обязательным является оценка личности виновного с позиции склонности к совершению административных проступков.

Представляется ли это для него обычным или же это случайное недоразумение. Подлежит оценке его образ жизни.

Основания применения

Предупреждение, как административное наказание, выносится при совершении субъектом права противозаконного поступка .

Другими словами, при нарушении норм Кодекса и административного законодательства республик, краёв и областей Российской Федерации, международных соглашений, применяемых на её территории, норм и принципов международного права.

Оно применяется за незначительные нарушения закона , совершённые впервые, не причинившие вреда, и не нанёсшие кому-либо ущерба.

В отношении кого применяется?

Предупреждение, как административное наказание, применяется к физическому, должностному, юридическому лицам. Ответственность иностранцев не отличается от ответственности указанных лиц.

Примеры применения

Примером применения предупреждения к физическому лицу, может служить нарушение им обязанностей пешехода , предусмотренных правилами дорожного движения.

Например, идя по обочине, он обязан двигаться навстречу транспортным средствам.

За нарушение предписанного порядка предусматривается административное наказание в виде вынесения предупреждения .

Примером с участием юридического лица служит не предоставление им в государственную структуру сведений, необходимых для работы этого органа, либо предоставление недостаточных сведений.

Это будет основанием для рассмотрения административной ответственности и вынесения предупреждения.

Вывод

Понятие предупреждения означает административное наказание . Выносится только в письменной форме в виде постановления. Отражает официальное отношение государства к совершённому проступку. Используется в обстоятельствах, когда степень проступка не велика и не угрожает общественной безопасности .

Особенностями применения предупреждения являются:

  • его вынесения исключительно как основного наказания;
  • применения не только к лицам физическим, но и к юридическим;
  • при применении учитываются обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие.

Наиболее распространенным административным наказанием является административный штраф.

Административный штраф- установленная государством мера административного наказания за совершение административного правонарушения в виде денежного взыскания, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и др. лицами. В ином эквиваленте административный штраф не применим. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль. В письме Министерства финансов РФ от 2 апреля 2003 г. № 15-05-29/333 разъяснено, что сумма штрафа, налагаемого за административное правонарушение, должна исчисляться в рублях по официальному курсу Банка России.

Наиболее часто встречается возложение штрафа на граждан. Размер штрафа может колебаться от 100 до 5 000 рублей, для должностных лиц до 50 000 рублей, а для юридических лиц эта сумма может достигать 1 000 000 рублей.

Административный штраф предусмотрен в санкциях всех статей Особенной части Кодекса, а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 3.3 Кодекса административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже - с другими видами административного наказания. В случаях, предусмотренных Кодексом, административный штраф может налагаться в сочетании с дополнительным административным наказанием (возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения).

Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

1. административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;

3. валютной операции;

4. денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании;

5. валютной выручки, не проданной в установленном порядке;

6. сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;

7. сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию;

8. сумме неуплаченного административного штрафа;

9. сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из оснований, предусмотренных пунктами 1 - 7, не может превышать трёхкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из основания, предусмотренного пунктом 9, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бюджетным кодексом РФ штрафы рассматриваются как виды неналоговых доходов бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу РФ, штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено самим Бюджетным кодексом РФ и иными законодательными актами Российской Федерации. С учетом данного положения реально суммы административных штрафов в основном зачисляются в местные бюджеты, однако применяются и другие схемы. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию (за исключением случаев, когда штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения).

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление о наложении штрафа. При отсутствии такого документа по истечении 30 дней с окончания срока уплаты штрафа судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о наложении административного штрафа, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25. КоАП РФ.

Если административный штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения (без составления протокола об этом правонарушении), такому лицу выдается постановление-квитанция, в которой указываются:

· дата ее выдачи;

· должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание;

· сведения о лице, привлеченном к административной ответственности;

· статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;

· время и место совершения административного правонарушения;

· сумма взыскиваемого административного штрафа.

Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается должностным лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности. В случае неуплаты физическим лицом административного штрафа на месте совершения административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке, предусмотренном КоАП РФ. Исключением является взимание административного штрафа без составления протокола об административном правонарушении за нарушения в области дорожного движения. В этом случае постановление о назначении штрафа оформляется на месте совершения нарушения, а сумма штрафа вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Мера любой юридической ответственности выражается санкцией, являющейся по своей логической природе нормативным определением меры государственного принуждения, применяемой в случае правонарушения и содержащей его итоговую правовую оценку. В свою очередь, административная ответственность выражается в наступлении для правонарушителя таких отрицательных последствий (в виде административных санкций), характер и содержание которых предопределяются конкретными целями административного принуждения. Установленный административно-деликтным законом перечень административных наказаний в статье 3.2 КоАП РФ дает систематизированный и исчерпывающий перечень видов административных наказаний, которые могут применяться к совершившим те или иные административные правонарушения физическим и юридическим лицам. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • 1) предупреждение;
  • 2) административный штраф;
  • 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);
  • 6) административный арест;
  • 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • 8) дисквалификация;
  • 9) административное приостановление деятельности (ч.1, ст. 3.2КоАП РФ).

Этот перечень административных наказаний исчерпывающий. Расширен он может быть только путем внесения соответствующих изменений в Общую часть Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ни одна другая мера административного принуждения не может быть использована с целью, с которой применяются административные наказания, и ни одно из наказаний не может применяться с другими целями.

????? ???????????????? ????????? ?? ?????????? ???????????? ??????????? ????? ???????? ????????? ????????????? ???????????????? ?????????: ????????-???????? (??????????????); ????????????? (???????????????? ?????, ?????????? ??????? ????????, ??????????? ????????); ?????????????? ?????? ??????? ?????????? ??? (???????????????? ?????, ???????????????? ?????????? ?? ??????? ?????????? ?????????); ??????????????? (??????? ???????????? ?????, ???????????????? ??????????? ????, ???????????????).

Назначение шести из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП разрешает применять только предупреждение, штраф и в отдельных случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному.

В соответствии со (ст. 3.3 КоАП РФ) предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Рассмотрим наиболее общую характеристику административных наказаний:

1) Предупреждение определяется как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица и выносимая в письменной форме (ч.1, ст. 3.4 КоАП РФ).

Традиционно по сравнению с другими административными наказаниями доза карательного воздействия в таком предупреждении минимальна, и оно в большей мере носит воспитательно-превентивный характер, поскольку его вынесение является по преимуществу профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей и одновременно создает дополнительную гарантию для правонарушителя в контексте последовательного усиления административно-властного воздействия. Профилактическая направленность такого предупреждения сближает его с административно-предупредительными мерами, предшествующими правонарушению.

Предупреждение - самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. (ч.2, ст. 3.4 КоАП РФ). 1

2) Административный штраф - наказание, чаще всего используемое в борьбе с административными правонарушениями, и без большого преувеличения можно сказать, что и в борьбе с неправомерными действиями вообще. Не случайно карательные санкции нередко называют "штрафными", а административную ответственность - "штрафной". Штраф как мера воздействия, помимо превентивных и ряда иных свойств, очень интересен еще одним качеством, не связанным с карательным воздействием: он пополняет бюджет. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ч.5, ст. 3.5 КоАП РФ). 2

Административный штраф - мера административного принуждения, где важным моментом является то, что он обусловливается административно-властным взысканием у лица, совершившего административное правонарушение, денежной суммы.

Административный штраф - это денежный начет на лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

  • а) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
  • б) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • в) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного штрафа;
  • г) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение;
  • д) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;
  • е) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ж) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. (ч.1, ст. 3.5 КоАП РФ)

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труды, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц - 50 МРОТ, на юридических лиц - одной тысячи МРОТ. Это является общим правилом. Следовательно существуют исключения. Но их рассматривать не будем.

Говоря о величине административного штрафа, кратной МРОТ, следует обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ, из которого рассчитывается величина административного штрафа, в настоящее время принимается за 100 руб. (ст. 5, ФЗ о МРОТ).

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бюджетным кодексом РФ штрафы рассматриваются как виды неналоговых доходов бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу РФ, штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено самим Бюджетным кодексом РФ и иными законодательными актами Российской Федерации. (ст.46, п.3. Бюджетного кодекса РФ). С учетом данного положения реально суммы административных штрафов в основном зачисляются в местные бюджеты. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию (за исключением случаев, когда штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения).(ч.1, ст.32.2 КоАП РФ).

  • 3) Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. (ч.1, ст. 3.6 КоАП РФ).
  • 1) орудие совершения административного правонарушения;
  • 2) предмет административного правонарушения.

Орудием совершения административного правонарушения следует признавать то, посредством чего совершалось административное правонарушение или, иными словами, те имущественные объекты, посредством которых исполнялось задуманное административное правонарушение и с помощью которых непосредственно причинялись общественно вредные последствия (например, различные виды холодного и огнестрельного оружия, боевые припасы, орудия лова).

Под предметом же административного правонарушения следует подразумевать то, по поводу чего и ради чего совершается административное правонарушение (например, товары, продажа которых совершается с нарушением закона, контрафактная печатная продукция)

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, являясь разновидностью административного наказания, проявляет себя как мера государственно-властного воздействия на имущественные права нарушителя, реализация которых сопрягалась с запрещенными целями использования собственного имущества.

В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия заключается в том, что оно может быть обращено только на те вещи, которые были непосредственным орудием совершения или предметом административного правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. Возмездное изъятие указанных орудий и предметов состоит в лишении их собственника права владения, пользования и распоряжения ими, т.е. права собственности. Возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

В соответствии с (ч. 3, ст. 35 Конституции РФ) никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Под лишением имущества в данном случае понимается принудительное прекращение права собственности. Возмездное изъятие является одним из оснований такого прекращения права собственности. Поэтому в соответствии с требованиями данной конституционной нормы ст. 3.6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие может быть назначено только судьей.

4) Помимо возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения другой формой административного вмешательства в правовой статус личности, затрагивающей имущественное положение правонарушителя, КоАП РФ предусматривает конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Под конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения понимает принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (ч.1, ст. 3.7, КоАП РФ). Такая конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения имеет место при наличии следующих критериев ее реализации:

  • 1) конфискуемое или подлежащее конфискации имущество является собственностью, т.е. имеет законного собственника;
  • 2) такое имущество не могут составлять вещи, которые по закону изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении, пользовании или распоряжении;
  • 3) субъектом административного правонарушения, влекущего в случае его совершения конфискацию, может быть собственник, но не любое иное лицо, в чьем владении, пользовании или распоряжении оказалось это имущество, хотя бы и на законном основании;
  • 4) лишение собственника его имущества производится принудительно, т.е. вопреки его воле и согласию;
  • 5) лишение имущества означает безвозмездный переход права собственности на него к государству;
  • 6) переход права собственности при конфискации (момент лишения собственника права на имущество) считается допустимым лишь с вынесением соответствующего судебного решения.
  • 5) Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. (ч.1, ст. 3.8 КоАП РФ).

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет

Лишение специального права как административное наказание представляет собой вид карательной санкции, обусловленной существенным вмешательством в правовую возможность индивидуума по реализации частных интересов в сфере отношений, публично-правовая предопределенность которых связана с назначением тех объектов материального мира, использование которых сопряжено с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан, может затрагивать конституционные права и свободы, а также иные права и законные интересы личности, общества, а значит, и государства в целом.

6) Среди всех средств административного воздействия, призванных обеспечить соблюдение административно-властных предписаний, наибольшие ограничения на лицо, совершившее административное правонарушение, налагает такое административное наказание, как административный арест, связанный с существенно-негативным вмешательством в свободу личности. Далеко идущий характер подобных ограничений означает, что они могут быть оправданны только в случае особой необходимости и в целях уважения общественно значимых ценностей.

Административный арест - это содержание нарушителя в условиях изоляции от общества;

Юридически значимой для административного ареста как вида срочного административного наказания является такая количественная характеристика, как его размерность. Срок административного ареста исчисляется сутками, т.е. иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста (ч.3, ст. 3.9 КоАП РФ). Административный арест носит относительно-определенный характер. Он устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции - до 30 суток. 1

Административный арест устанавливается КоАП РФ и применяется судом только в качестве основного административного наказания (ч.1, ст. 3.3 КоАП РФ), что обусловливается исключительной суровостью данной санкции и ее большей самодостаточностью по сравнению с другими мерами административной ответственности.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. (ч.2, ст.3.10 КоАП РФ).

7) Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

Административное выдворение, понимаемое, по сути, как принудительная высылка за пределы Российской Федерации, ограничивает непосредственно право иностранного гражданина или лица без гражданства свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в Российской Федерации. Учитывая, что, пребывая на территории РФ, иностранные граждане и лица без гражданства вступают в разного рода правоотношения и тем самым реализуют другие права, административное выдворение (как мера, обусловленная принудительным прекращением права пребывания указанных лиц на территории РФ) ввиду производности этих прав от права свободного передвижения и выбора места пребывания влечет за собой ограничение или вовсе прекращение других взаимозависимых прав.

8) Термин "дисквалификация" происходит от латинского слова "qualificatio" (qualis - какой по качеству; facere - делать); в переводе на русский язык применительно к трудовому праву отличают квалификацию работы и квалификацию отдельных работников. Квалификация работы представляет собой характеристику определенного вида работы, устанавливаемую по степени ее сложности, ценности и ответственности. Под квалификацией работника понимается степень и вид профессиональной обученности, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы.

КоАП РФ определяет дисквалификацию как лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 1 ,ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой. (ч. 3, ст. 3.11 КоАП РФ).

9) В череде новейших изменений, внесенных в КоАП РФ, особо выделяется поправка в виде дополнения системы административных наказаний такой мерой, как административное приостановление деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности. (ч. 1, ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Это наиболее общее описание административных наказаний.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. По содержанию это мера морально-правового воздействия.

Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние.

Любое административное наказание налагается на основе материалов имеющегося дела об административном правонарушении, по результатам его рассмотрения компетентным субъектом и путем вынесения письменного акта – постановления (решения) по делу.

Именно поэтому в ст. 3.4 КоАП РФ закреплено четкое правило, что предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения (либо направления) копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю.

Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Не будут административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но не в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Предупреждение - самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. В связи с этим ряд авторов рассматривают предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Думается, это не совсем верно. Предупреждение ведет к тем же юридическим последствиям, что и все другие административные наказания. Применение данной меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение одного года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение - мера морально-правового воздействия.

Административный штраф является денежным наказанием. Штраф известен ряду отраслей права, и чтобы отличить данный вид наказания от уголовного и иных его разновидностей, в КоАП РФ его назвали административным.

Такую имущественную санкцию, как штраф, т. е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными правонарушениями используют чаще всего.

Штраф нельзя применять к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Административный штраф – это денежное взыскание, которое выражается в рублях.

Он может выражаться согласно ст. 3.5 КоАП РФ в величине, кратной:

· стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

· сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, либо сумме валютной выручки, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

· сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей.

При этом размер штрафа, исчисляемого исходя из (можно сказать 1 и 2 пункт) стоимости предмета административного правонарушения, суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, а в случае, предусмотренном ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение чужого имущества), – 5-кратный размер стоимости похищенного имущества.

Размер штрафа, исчисляемого исходя из (можно сказать 3 пункт) суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством.

Административное наказание - это установленная государ­ством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совер­шения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также в целях восстановления нару­шенного права.

Административное право, предусматривая основания привле­чения юридических лиц к ответственности, применяет к ним ограниченные виды наказаний. Закрепление отдельных видов в системе административного наказания обусловлено их характером, значением и пределами применения.

1. Предупреждение - это мера административного наказа­ния, выражающаяся вофициальном порицании физического или юридического лица. Оно выносится только в письменной форме должностным лицом или органом, имеющим право привлекать к административной ответственности виновное в совер­шении административного правонарушения лицо.

2.Административный штраф - это принудительное денеж­ное взыскание с виновного в административном правонаруше­нии лица.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - это вид принудитель­ного изъятия и последующий реализации с передачей бывшему собственнику имущества вырученной суммы за вычетом расхо­дов на его изъятие иреализацию. В правовой литературе данный вид наказания определен как реквизиция. Он назначается только по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

4.Конфискация орудия или предмета совершения адми­нистративного правонарушения - это принудительное, безвоз­мездное обращение вфедеральную собственность или собствен­ность субъекта Российской Федерации не изъятых из граждан­ского оборота вещей (данный перечень установлен законодатель­ством Российской Федерации). Конфискация производится толь­ко по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

5.Лишение специального права, предоставленного физи­ческому лицу. Лишение физического лица, совершившего ад­министративное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения от одного месяца до трех лет. Данное наказание назначается по постановлению суда. Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении:

а) охотников, для которых охота является основным и за­конным источником средств существования;

б) инвалидов, пользующихся специальным автотранспортом (кроме как за деяния, предусмотренные уголовным зако­нодательством) .

6.Административный арест. Это наказание заключается в принудительных условиях изоляции нарушителя от общества. Оно назначается по постановлению суда. Гуманность данного наказания осуществляется втом, что оно не применяется:

а) к беременным женщинам;

б) к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадца­ти лет;

в) к лицам до восемнадцати лет;

г) к инвалидам первой и второй групп.

д) военнослужащим,

е) гражданам, призванным на военные сборы,

ж) лицам имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

7.Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без граждан­ства - это принудительное и контролируемое перемещение толь­ко иностранных граждан или лиц без гражданства через госу­дарственную границу Российской Федерации за ее пределы, а вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации, контролируемый самостоятельный выезд за пределы из Российской Федерации. Данное наказание назначается по постановлению суда или должностных лиц. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

8.Дисквалификация. Это наказание предусматривает при­нудительное лишение физического лица права занимать руко­водящие должности в исполнительном органе управления юри­дического лица, всовете директоров, наблюдательном совете, осуществлять предпринимательскую деятельность, являться ар­битражным управляющим итак далее. Данное наказание назначается по постановлению суда. Срок наказания от шести месяцев до трех лет.

9. Административное приостановление деятельности. Данное наказание предусматривает временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности. Административное приостановление деятельности назначается судьей. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

При назначении любого из вышеперечисленных административных наказаний учитывает­ся характер совершенного правонарушения, личность виновно­го и его имущественное положение, обстоятельства, смягчаю­щие или отягчающие административную ответственность, и так далее.

Административное право вводит элемент принципа закон­ности. То есть никто не может нести административную ответ­ственность дважды, за одно и то же административное правона­рушение.

Административное право устанавливает порядок давности привлечения к административной ответственности, то есть определяет срок, в течение которого виновное, в совершении ад­министративного правонарушения лицо должно быть привле­чено к административной ответственности. Общий срок уста­новлен в течение двух месяцев, а за административные право­нарушения, посягающие на интересы государства или средств массовой информации, а равно на защиту прав потребителей, в течение года. Данные сроки начинают течь с момента соверше­ния административного правонарушения либо с момента, когда о нем стало известно.