Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар - это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га­зов, ядовитые вещества и т.д.

Пожары характеризуются быстрым нарастанием . Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи­вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде­ленной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха­рактеристиках пожарной техники.

Пожарная техника - это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Классификация

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин,
  • плавательных и летательных ап­паратов,
  • поездов.

Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государ­ственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения ( , механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол­няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:

  • основные,
  • специальные,
  • вспомогательные.
Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – автоцистерны
АНР – насосно-рукавный
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АА – аэродромные
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – газоводяного тушения
АЛ – автолестницы
АПК – автоподъемники коленчатые
АР – рукавные
ДУ – дымоудаления
ГДЗС – газодымозащитной службы
АСА – автомобили аварийно-спасательные
АШ – штабные

Основные ПА – предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

ПА общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

ПА целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:

  • категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Основные ПА общего применения обозначаются так:

  • автоцистерны пожарные - АЦ;
  • пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР;
  • пожар­ные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
  • пожарные автомо­били первой помощи - АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных па­раметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

  • вместимость цистерны, м 3 ;
  • подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
  • напор насоса, м вод.ст.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Расшифровка АЦ

Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.

Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 - автомобиль комбиниро­ванного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

Пример 3. ПНС-110(131)-131А - пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест­ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30 (4310) - пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20 (4310) - аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Цветографические схемы

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется кон­трастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также . Разбивка окраши­ваемых поверхностей, распо­ложение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, - автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол­жен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ульяновской области

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Презентацию выполнил преподаватель УП ПС УМЦ ГОЧС Ульяновской области Мулюкин Александр Владимирович

4 слайд

Описание слайда:

Дополнительная профессиональная образовательная программа «Подготовка водителей пожарных автомобилей» № темы Наименования тем 3.1 Классификация пожарной и аварийно – спасательной техники. 3.2 Дополнительная трансмиссия специальных агрегатов пожарных АЦ и АНР. 3.3 Насосные агрегаты пожарных АЦ и АНР. 3.4 Размещение пожарно-технического оборудования и вооружениянапожарных АЦ и АНР. 3.6 Вакуумные системы пожарных АЦ и АНР.

5 слайд

Описание слайда:

Учебные цели: Изучить требования нормативных правовых документов по пожарной безопасности. Ознакомить с классификацией пожарных автомобилей. Изучить требования нормативных правовых документов по технической службе ГПС. Закрепить навыки работы на специальных агрегатах пожарных автомобилей у водительского состава.

6 слайд

Описание слайда:

Приказ МЧС России от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально- технического обеспечения системы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ» Приказ МЧС России от 5 апреля 2011 г. N 167 Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны. 4. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 декабря 2014 года № 1100н Об утверждении «Правил по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службы ГПС». 6. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. – Санкт-Петербург, 2006. – 507 с. Текст даётся в редакции А.И. Преснова и А.Я. Каменцева. ЛИТЕРАТУРА:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования. Классификация пожарной и аварийно-спасательной техники. - Классификация основных пожарных автомобилей общего и целевого применения. - Классификация, назначение специальных пожарных автомобилей. - Вспомогательные и приспособленные пожарные автомобили для целей пожаротушения. Учебные вопросы:

9 слайд

Описание слайда:

Первый учебный вопрос Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, является основным нормативным правовым актом в области обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

10 слайд

Описание слайда:

В России ежегодно регистрируется до 200 тыс. пожаров, число погибших людей при них значительно превы­шает средние показатели высокоразвитых стран и достигает 15-18 тыс. человек, материальный ущерб составляет десятки миллиардов рублей. Около 30% всех пожаров в России возникает на предприятиях, в учреждениях и организациях, на них приходится 50% от общего ущерба. Около 70% возникающих пожаров и около 85-90% погибших приходится на жилой сектор. Актуальность темы: Распределение пожаров: по причинам возникновения по объектам

11 слайд

Описание слайда:

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий ФЗ, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности. Статья 2 №69-ФЗ История пожарной охраны России начинается с 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

12 слайд

Описание слайда:

Основные причины пожаров: аварийный режим работы электрооборудования и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 23%; неосторожное обращение с огнем – 19,8%; поджоги – 28,7%; нарушения правил устройства и эксплуатации печей и дымоходов. На пожарах погибло 96 человек (увеличение на 2,1%), травмировано людей – 76 человек (увеличение на 17,2%) в Ульяновске произошло 552 пожара (за АППГ - 421, рост на 31%), жертвами огненной стихии стали 28 человек (за АППГ - 22 человека), среди погибших – двое детей. Спасены 214 человек. Зарегистрированы 217 случаев поджогов, из которых 73 случая поджогов автомобилей. В 2014 году в Ульяновской области произошло 1254 пожара (увеличение на 11%)

13 слайд

Описание слайда:

Федеральные законы: № 69-ФЗ от 21.12.94г. «О пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». № 100-ФЗ от 6.05.2011г. «О добровольной пожарной охране». Постановления Правительства РФ: № 290 от 12.04.2012 г. «О федеральном государственном пожарном надзоре». № 1225 от 30.12.2011г. «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». № 69 от 31.01.2012г. «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населённых пунктах…». № 390 от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме». Нормативные правовые акты:

14 слайд

Описание слайда:

Нормативные правовые акты: Приказы МЧС РФ: 1. Приказ МЧС России от 5 апреля 2011 г. N 167 Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны. 2. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. 2. Приказ МЧС России от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально- технического обеспечения системы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ» Законы Ульяновской области: № 05-ЗО от 30.01.2006 г. «О пожарной безопасности в Ульяновской области». №170-ЗО от 6.10.2011 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных в Ульяновской области». № 640-П от 23.12.2011 г. Постановление Правительства Ульяновской области "О некоторых мерах по реализации Закона Ульяновской области … (№ 170-ЗО)»

15 слайд

Описание слайда:

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. (№69-ФЗ) Виды пожарной охраны Государственная противопожарная служба Муниципальная пожарная охрана Добровольная пожарная охрана Ведомственная пожарная охрана Частная пожарная охрана

16 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: ст.4, №69-ФЗ К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается организация и осуществление профилактики пожаров спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

17 слайд

Описание слайда:

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. подразделяется на: Федеральную противопожарную службу. Противопожарную службу субъектов Российской Федерации

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Назначение и классификация пожарных автомобилей В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на: ОСНОВНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

21 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ в зависимости от преимущественного использования подразделяются на автомобили: общего применения - для тушения пожаров в городах и населенных пунктах целевого применения - для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах

22 слайд

Описание слайда:

Назначение и классификация пожарных автомобилей К основным пожарным автомобилям общего применения относятся: Автоцистерна пожарная (АЦ) Автонасос пожарный (АНР) Автомобиль с насосом высокого давления (АВД) Автомобиль первой помощи (АПП)

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Авторазливочная станция (АРС-14), переоборудованная для целей пожаротушения предназначена для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарного оборудования и запаса огнетушащих веществ, а также для их подачи в очаг горения ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРС-14 Шасси ЗИЛ – 131 Двигатель ЗИЛ – 131 (карбюраторный 4-х тактный 8-цилиндровый, V-образный, верхнеклапанный) Колёсная формула 6х6 (полный привод) Мах. скорость 80 км/час Число мест боевого расчёта 3 чел. Ёмкость цистерны 2700 л Полная масса 10185 кг Марка насоса НШН – 600 Тип насоса - шестерёнчатый Номинальная подача – 10 л/сек Мах. рабочее давление на выходе – до 7,5 кг/кв.см Мах. геометрическая высота всасывания – 6,5 м Время заполнения насоса с мах. геометрической высоты – 25 сек ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА авторазливочной станции (АРС – 14), переоборудованной для пожаротушения

25 слайд

Описание слайда:

Пожарно-техническое вооружение на автомобиль АРС - 14 Рукав всасывающий, длина 4м, диаметр 75 мм с полугайками Рукав напорный латексированный длина 20 м, диаметр 66 мм с полугайками 3. Рукав напорный латексированный длина 20 м, диаметр 51 мм с полугайками Сетка для всасывающего рукава СВ-75 мм с верёвкой Разветвление 3-х ходовое 66х51 (РТ-70) Головка соединительная переходная 66х51 Головка соединительная переходная 77х51 Головка соединительная переходная 77х66 Ключи для соединения рукавов Задержка рукавная Ствол «А» Ствол «Б» Лестница – палка Багор металлический длина 2,5 м Лом лёгкий Колонка пожарная Зажим рукавный 2 шт 4 шт 4 шт 1 шт 1 шт 1 шт 2 шт 1 шт 2 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 2 шт

26 слайд

Различные виды пожарных автомобилей предназначены для тушения локальных и масштабных очагов возгорания, предупреждения распространения пожара, защиты людей, животных, материальных ценностей от него. Современная специальная техника включает в свое оснащение разнообразный арсенал: первичные приспособления для тушения пожаров, автомобили разных категорий, средства связи и специфические установки. Перед началом работ может выполняться ряд действий, в которые входит разведка очагов возгорания, ликвидация продуктов горения из помещений, спасение людей, вскрытие конструкций и многое другое. Для качественного проведения подобных операций требуется соответствующее оборудование и машины.

Общая информация

Среди основных видов пожарных автомобилей выделяют транспортную или транспортируемую технику, используемую непосредственно для тушения огня, а также вспомогательные машины, служащие для обслуживания личного состава и оборудования.

Рассматриваемые агрегаты создаются на базе колесных, гусеничных, плавательных и летательных транспортных средств, а также на основе поездов. Пожарной техникой укомплектовываются части Государственной пожарной службы, а также подразделения профильных министерств (лесное хозяйство, МЧС, железнодорожный транспорт и тому подобное).

Виды пожарных автомобилей

В зависимости от предназначения и условий использования пожарные автомобили (ПА) делятся на несколько категорий. Основные машины общего применения:

  • Автомобильные цистерны (АЦ).
  • АВД (техника с насосами высокого давления).
  • АПП (машины первой помощи).
  • Насосно-рукавный транспорт (АНР).

Основные ПА целевого применения:

  • Аэродромные варианты (АА).
  • АГВТ (модели газоводного тушения).
  • АП (версии с порошковыми гасителями).
  • Насосные станции (ПНС).
  • Машины с пенным тушением (АПТ).
  • АКТ и АГТ - с комбинированными и газовыми гасителями.

Кроме того, выделяют виды специальных пожарных автомобилей:

  • АШ (штабные модификации).
  • АЛ (автомобильные лестницы).
  • Коленчатые автоподъемники (АПК).
  • АР (автомобили рукавные).
  • АСА (аварийно-спасательный вариант).
  • Для удаления дыма (ДУ).
  • ГДЗС (служба газовой и дымовой защиты).

Среди вспомогательных ПА:

  • Грузовые и легковые транспортные средства.
  • Автобусы.
  • Бензовозы.
  • Ремонтные мастерские на колесах.

Предъявляемые требования

Независимо от вида и назначения пожарных автомобилей, к ним предъявляется ряд общих требований (регламентируются Федеральным законом о техническом обеспечении и пожарной безопасности). Среди них:

  • Техника для ликвидации пожаров должна гарантировать возложенные на нее функции в рабочих условиях.
  • Особенности конструкции и материалы изготовления должны обеспечивать безопасность машин при транспортировке, эксплуатации, хранении и утилизации.
  • На каждой единице предусмотрена маркировка, позволяющая ее идентифицировать.
  • Документация технического плана должна содержать сведения для обучения личного состава правилам эффективного применения имеющегося оборудования.
  • Все виды пожарных автомобилей должны использоваться в соответствии с параметрами требований по пожарной безопасности, согласно методам, установленным соответствующей нормативной документацией.

Назначение

Основные пожарные авто предназначаются для перевозки персонала, приспособлений для тушения огня и рабочего оборудования к месту возгорания. Общие ПА используются для ликвидации пожаров в черте города и жилых секторах. ПА целевого применения задействуют при тушении огня на объектах нефтяной, газовой, химической сферы, аэродромах, предприятиях повышенной опасности и прочее. Все виды пожарных автомобилей сооружаются преимущественно на автотранспортном шасси отечественного производства, входят в общую систему обозначений.

Классификация

Идентификация рассматриваемой техники осуществляется посредством определенного цифро-буквенного кода. Первая цифра указывает на полную массу АТС. Второе обозначение - это тип транспортного средства:

  • Легковая машина - 1.
  • Автобус - 2.
  • Грузовик - 3.
  • Тягач седельный - 4.
  • Самосвал - 5.
  • Цистерна - 6.
  • Фургон - 7.
  • 8 - резервная отметка.
  • 9 - спецтехника.

Виды пожарных автомобилей и их классификация по порядковому номеру определяются третьей и четвертой цифрами в индексе. Пятый элемент в условном обозначении - это модификация транспортного средства. Шестая цифра - тип исполнения (для умеренного, тропического или холодного климата - 6/7/1). Номера 01, 02 и подобные им, указывают на то, что техника изготовлена в переходном исполнении или оснащается дополнительным оборудованием. Кроме того, перед цифрами указывается буквенное обозначение завода-изготовителя.

Предполагается переход на идентификацию по европейскому принципу (подразделение на классы):

  1. L - полный вес ПА составляет от 2 до 7,5 тонны.
  2. М - средние модификации (7,5-14,06 тонны).
  3. S - тяжелый класс (более 14 тонн).

Пример условного обозначения: АПТ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ. Речь идет о ПА пенного тушения с цистерной объемом 3 куб. м. с подачей 40 и 4 л/с (на высоком давлении). Шасси - ЗиЛ-4331, номер модели - ХХХ.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

На каждый ПА устанавливается конкретная норма эксплуатации на квартал и год. При этом учитывается пробег, выделенное количество топлива и прочие технические условия. Месячная норма пробега вычисляется с учетом квартального показателя. Для поддержания оптимальной боевой готовности и повышения возможностей подразделения, устанавливается резерв ПА.

Техническая готовность техники определяется по следующим пунктам:

  • Исправность и общее состояние.
  • Заправка горюче-смазочными, эксплуатационными и огнетушащими материалами.
  • Комплектация пожарно-техническими приспособлениями и инвентарем с учетом табельного положения и правил по охране труда.
  • Соответствие нормам внешнего вида, окраски и надписей ГОСТУ 50574-93.

Если хотя бы одно требование не выполняется, эксплуатация техники запрещается. Виды и периодичность ТО пожарных автомобилей организуется по планово-предупредительному принципу.

Особенности

Техническое обслуживание представляет собой комплекс профилактических мероприятий, направленных на поддержание ПА в исправном состоянии и готовности к эксплуатации. При проведении ТО, должны обеспечиваться:

  • Постоянная техническая готовность к работе.
  • Стабильная работа агрегатов транспортного средства на протяжении установленного периода службы.
  • Безопасность движения.
  • Ликвидация причин, вызывающих преждевременное появление неисправностей.
  • Установленный расход ГСМ и прочих эксплуатационных средств.
  • Снижение негативного воздействия ПА на окружающую среду.

Периодичность

  1. ЕТО - ежедневная проверка при смене караульного состава.
  2. Обслуживание ПА на учении или пожаре.
  3. Аналогичная процедура по возвращении в депо.
  4. ТО после первой тысячи километров пробега.
  5. ТО-1 (первое техобслуживание).
  6. ТО-2.
  7. СО - сезонный осмотр.

Кем и когда проводится ТО?

ЕТО проводится в подразделении во время смены караулов дежурным водителем и персоналом под руководством командира отделения. Все ПА, включенные в боевой расчет и резерв, должны быть чистыми, заправленными ГСМ и эксплуатационными материалами, включая огнетушащие вещества. Сменщик-водитель вносит все записи о работе транспортного средства во время дежурства (в эксплуатационную карту). Кроме того, в его обязанности входит подготовка машины к сдаче. Водитель, принимающий ПА, проверяет состояние транспортного средства в требуемом объеме и вносит соответствующую запись в карту.

ТО на учении или пожаре осуществляется водителем автомобиля. Аналогичная процедура после возвращения - начальником караульной смены.

Обслуживание после тысячного пробега и ТО-1 осуществляется руководителем подразделения ГПС. ТО-2 и СО проводится руководителем подразделения, в котором проходит указанный комплекс мероприятий.

Для ТО-1 и ТО-2 автомобиль выводится из боевого расчета и заменяется резервной единицей. Порядок действий определяет начальник гарнизона ГПС, с учетом местных условий и особенностей. Для ТО-1 время пребывания ПА на обслуживании не должно превышать 2 суток (при ТО-2 - 3 дня).

При техобслуживании машин могут выполняться отдельные виды текущего ремонта в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего типа ТО.

Технику, прошедшую ТО-2, принимают руководитель подразделения и старший водитель (по акту приема/сдачи). После технического обслуживания транспортное средство должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, чистое, отрегулированное и смазанное, согласно соответствующей технической документации. На боевое дежурство вывод ПА, не прошедших очередное ТО, не допускается.

Ремонт

Виды ремонтов пожарных автомобилей:

  • Непосредственно для машин - капитальный, средний и текущий.
  • Для агрегатов - капитальный и текущий.

К ремонтным работам относится комплекс манипуляций по восстановлению работоспособности ПА и обеспечение их нормальной работы. Выполняются мероприятия по мере необходимости либо после определенного пробега.

Разборка, а также замена узлов и агрегатов проводится по итогам предварительной диагностики. После ремонта машину принимают руководитель подразделения и старший водитель по акту приема/сдачи. Перед выездом на боевое дежурство ПА должен пройти обкатку:

  • После текущего и среднего ремонта - 150 километров и двухчасовой эксплуатацией основного рабочего агрегата.
  • После капремонта - 400 км. пробега и 2 часа эксплуатации рабочих приспособлений.

Специальные обозначения

Для обозначения ПА в общем потоке, техника должна оснащаться определенными информативными отличиями. Все пожарные единицы имеют красную окраску, для контраста на определенных местах наносятся белые символы и полосы. Размещение обозначений и разбивка окрашиваемых участков определяется согласно государственным стандартам. На двери кабины наносится номер ПЧ и город, а на кормовой части - тип ПА и номер подразделения. Бампер и видимые детали ходового узла окрашиваются в черный колер. Кроме того, техника оборудуется специальными световыми и звуковыми сигналами.

Итог

Выше рассмотрено, сколько видов ТО у пожарных автомобилей. Учитывая специальное предназначение указанных транспортных средств, эти мероприятия строго регламентируются, а нарушение сроков их прохождения чревато серьезным наказанием для ответственного лица, не говоря уже о безопасности эксплуатации машины.

Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили

Специальные пожарные автомобили - мобильные средства пожаротушения, предназначенные для выполнения и обеспечения специальных работ на пожаре и проведения других аварийно-спасательных работ на месте чрезвычайной ситуации.

Специальные ПА применяются для выполнения специальных работ на пожаре, таких как: спасание с высоты, освещение места пожара, вскрытие и разборка конструкций, организация связи, обеспечение работы оперативного штаба, подача огнетушащих средств, проведение технического обслуживания и ремонта техники и имущества и другие.

Специальные работы выполняет личный состав специальных пожарных автомобилей.

Основные тактико-технические требования к специальной пожарной технике сводятся к следующему :

  • их оперативная подвижность должна быть не ниже, чем у основных пожарных машин;
  • укомплектованность техническими средствами должна быть достаточной для выполнения работ по функциональному назначению;
  • технические возможности оборудования и высокая квалификация личного состава должны обеспечивать выполнение работ в максимально короткое время.

В настоящее время пожарная охрана оснащается следующими специальными пожарными автомобилями: автолестницами, автоподъемниками коленчатыми, автомобилями рукавными, автомобилями газодымозащитной службы, автомобилями дымоудаления, аварийно-спасательными автомобилями, автомобилями связи и освещения, штабными автомобилями и т.д.

В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийно-спасательного автомобиля и т.д.

Также, на разных стадиях жизненного цикла (разработка типажа, создание, эксплуатация) пожарные автомобили классифицируются также по таким признакам, как колесная и посадочная формулы, компоновочная схема, полная масса автомобиля и прочим.

По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4×4, 6×6, 8×8 и неполноприводные с колесной формулой 4×2, 6×2, 6×4, 8×4.

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:

  • 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;
  • 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;
  • 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.

В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По полной массе, пожарные автомобили подразделяются на следующие классы :

  • легкий (L-класс) – от 2 до 7,5 т,
  • средний (M-класс) – от 7,5 до 14 т,
  • тяжелый (S-класс) – свыше 14 т.

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают специальные автомобили в северном исполнении и тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия).

Система обозначений, охватывающая типаж пожарных автомобилей (ПА), базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов.

Пожарные автомобили являются оперативными транспортными средствами, окрашиваются в установленные цвета, на них имеются опознавательные знаки. Кроме того, они оборудуются специальными световыми и звуковыми сигналами. Цветографические схемы ПА, наличие, содержание и общие требования к расположению опознавательных знаков и надписей, а также технические требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены ГОСТ Р 50574-2002.

Пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет. Для опознавательных знаков и контрастирующих элементов установлен белый цвет. Ходовая часть машин окрашивается в черный цвет.

На определенных местах указывается краткое обозначение типа пожарного автомобиля (АЛ, АР, АСА и др.), название города и номер пожарной части.

Надписи на поверхностях, окрашенных в основной цвет, должны выполняться контрастирующим цветом, а на поверхностях, окрашенных в контрастирующий цвет, – основным цветом. Не допускается нанесение и на наружные поверхности ПА надписей, рисунков и эмблем рекламного содержания.

Колена пожарных автолестниц и автоподъемников окрашиваются в белый или серебряный цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета.

Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В. Специальный звуковой сигнал имеет изменяющуюся основную частоту звучания.

Световая сигнализация ПА создается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк (маяки) устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был виден со всех ракурсов (угол видимости в горизонтальной плоскости 360 ◦). При наличии заднего маяка (маяков) допускается уменьшение угла видимости переднего сигнального маяка до 180 ◦ , но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА).

АВТОЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ (АЛ)

Пожарная автолестница (АЛ) - это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Основными конструктивными элементами АЛ являются :

  • базовое шасси с платформой и передней опорной стойкой;
  • силовая установка;
  • опорное основание;
  • подъемно-поворотное основание;
  • комплект колен (стрела);
  • механизмы поворота башни, подъема-спускания, выдвигания - сдвигания стрелы;
  • гидросистема;
  • электрооборудование;
  • пульт (или пульты) управления с механизмами управления и блокировки.

Все механизмы и устройства автолестницы обеспечивают :

  • устойчивость, прочность и жесткость конструкции, допускающей надежную и безопасную работу на поверхности с уклоном до 60 ◦ ;
  • выравнивание подъемно-поворотного основания или комплекта колен;
  • подъем-опускание комплекта колен;
  • выдвигание-сдвигание комплекта колен;
  • поворот лестницы вокруг вертикальной оси.

Стрела (комплект колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все действия, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели автолестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями.

Комплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается.

На вершине первого колена автолестницы может быть установлен съёмный лафетный ствол с ручным (канатным) или дистанционным (на основе электроприводов) управлением, либо неуправляемый коллектор (так называемая "гребёнка") для пеногенераторов ГПС-600. В последнем случае автолестница может выполнять функции пеноподъёмника.

На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно.

Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы.

Классификация АЛ по исполнению :

  • АЛ, не оборудованная съемной люлькой и лифтом
  • АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине лестницы
  • АЛ, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице
  • АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице

По высоте стрелы автолестницы бывают от 10 до 60 метров, также под заказ могут быть выполнены АЛ высотой более 60 метров.

ПОЖАРНЫЕ АВТОПОДЪЕМНИКИ КОЛЕНЧАТЫЕ (АПК)

Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) - это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Коленчатые автоподъемники по сравнению с автолесницами имеют большую маневренность, но лишены такого важного преимущества лестницы, как возможности осуществления непрерывной эвакуации людей без изменения положения стрелы. В то же время, АПК имеют более широкие по сравнению с автолестницами возможности по подаче воды на высоты, а так же при проведении эвакуации одновременно с нескольких позиций (окно, балконов, разных этажей).

Грузоподъемность шасси и размеры АПК должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки и иметь возможность устанавливать и маневрировать АПК у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6x6 или 6x4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.

АПК приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 3 ◦ и могут безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.

Пульты управления АПК размещаются на платформе и в люльке, если она предусмотрена в конструкции. Автоподъемники оборудуются системами автоматики и сигнализации, позволяющими контролировать и регулировать параметры, влияющие на безопасность их работы.

Грузоподъемность люлек 50-метровых автоподъемников достигает 400 кг при максимальном вылете стрелы 21 метр. С правой стороны стрелы по всей ее длине установлена телескопическая лестница, состоящая из 5-ти основных и одного концевого колен. Максимальная нагрузка стрелы автоподъемника составляет 8 человек (7 человек на лестнице и 1 в люльке).

Пожарные автоподъемники (АПК), как и АЛ, имеют неповоротную и поворотную части. Неповоротные части и механизмы поворота АЛ и АПК идентичны. Основное их различие заключается в устройстве механизмов выдвижения люльки.

Главными механизмами и агрегатами автоподъемников являются :

  • базовое шасси;
  • платформа с опорными конструкциями для транспортного положения стрелы;
  • силовая группа;
  • гидравлическая система;
  • опорное устройство, включающее раму, выносные гидравлические опоры;
  • подъемно-поворотная часть, состоящая из вращающейся башни, стрел подъемной установки и люльки;
  • встроенные водопенные коммуникации;
  • механизм раскладки стрел, поворота башни и разворота люльки вокруг вертикальной оси;
  • электрооборудование с системой блокировки и сигнализации;
  • органы управления.

АПК могут быть с шарнирными соединениями колен, телескопическими и комбинированными. Все они имеют одинаковое устройство: шасси, опоры, механизм блокировки рессор, поворотная рама, механизм подъема колен, комплект колен и люлька.

Люльки грузоподъемностью, например 300 кг, вмещают 4 человека. Они поворачиваются специальным гидроцилиндром поворота вправо и влево на 45 ◦ .

В люльках как правило устанавливаются лафетные стволы, либо оборудуются места для их крепления. Ствол может поворачиваться влево и вправо на 50 ◦ , а вверх и вниз соответственно на 65 ◦ и 40 ◦ .

Подача воды к лафетному стволу осуществляется по специальным водоводам телескопического устройства, размещенным внутри стрел, имеющих коробчатое прямоугольное сечение.

Люльки оборудованы устройством, ограничивающим грузоподъемность. В люльках имеются пульты управления.

Телескопические стрелы состоят из секций, размещенных одна в другой.

АВТОМОБИЛИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ (АГ)

Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) - это пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.

АГ на профессиональном сленге получил название «газовка».

АГ предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации :

  • личного состава ГДЗС;
  • средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;
  • пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента;
  • дымососов, прожекторов и других потребителей электроэнергии.

Личным составом автомобиля газодымозащитной службы обеспепивается выполнение следующих задач :

  • развертывание на месте пожара, аварии, ЧС контрольного поста ГДЗС;
  • освещение места пожара, аварии, ЧС;
  • обеспечение электроэнергией на месте пожара, аварии, ЧС вывозимого электрооборудования-электроинструмента, дымососов, прожекторов и других потребителей электроэнергии необходимых для проведения действий по тушению пожара и проведения аварийно-спасательных работ.

На АГ личный состав обеспечивается средствами защиты органов дыхания и зрения с условным временем защитного действия не менее 240 минут.

АВТОМОБИЛИ ДЫМОУДАЛЕНИЯ (АД)

Пожарный автомобиль дымоудаления (АД) - это пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

Автомобиль дымоудаления состоит из :

  • базового шасси,
  • кабины водителя и пожарного расчета,
  • вентиляторной установки;
  • отсеков для пожарно-технического вооружения.

Работа вентиляторной установки осуществляется от гидравлического привода. Он состоит из гидравлического насоса, маслобака, гидромотора и трубопроводов. В отсеках автомобиля могут располагаться переносные системы дымоудаления работающие от двигателей внутреннего сгорания или электропривода.

Вентиляторная установка так же может использоваться для формирования воздушно-механической пены высокой кратности.

РУКАВНЫЕ АВТОМОБИЛИ (АР)

Пожарный рукавный автомобиль (АР) - это пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.

АР обеспеченивают подачу большого количества воды на значительные расстояния. Такие автомобили используются в основном при тушении крупных пожаров. Они применяются, как правило, в комплексе с пожарными (или другими) насосными станциями или автоцистернами.

Основными задачами для АР на пожаре могут являться :

  • прокладка магистральных линий от МСП установленных на удаленные от мест пожара водоисточники;
  • формирование резерва пожарных рукавов при тушении крупных и(или) затяжных пожаров.

Пожарные автомобили рукавные (АР) – специфические специальные автомобили. Они укомплектовываются большим количеством пожарных напорных рукавов диаметром 77, 110 или 150 мм. Общая длина рукавов достигает 1000 – 5000 м.

Специфика применения АР определяет ряд особых требований. Прежде всего, они должны сооружаться на полноприводных шасси, которые позволяют прокладывать рукавные линии при движении. АР оборудуются устройствами для скатки рукавов и их погрузки в кузов автомобиля. Скатанные рукава могут транспортироваться в кузове или на крыше АР. Для сохранности рукавов в кузове предусматривается специальная вентиляция под полом кузова. Возможно проветривание кузова через одно из его окон.

Рукава соединяют и укладывают в секции «гармошкой» . Этот способ укладки наиболее удобен при автоматизированной прокладке рукавных линий на ходу. На различных моделях АР могут иметься различные особенности устройства размещения рукавов. Так, кузов автомобиля может быть заранее распределен на отсеки. Или же распределение свободного пространства может осуществляться при помощи съемных перегородок. Так же на отдельных моделях, могут применяться жесткие кассеты для рукавов.

При движении АР и открытых дверях легко осуществляется прокладка рукавных линий.

Вентиляция уложенных в кузов рукавов осуществляется через четыре специальных отверстия в полу, закрываемых крышками, а также через дверной проем или люк крыши.

В зависимости от требований заказчика, либо конкретных особенностей оперативной обстановки с пожарами в районе выезда, варианты комплектации АР могут меняться. Так, например, АР-2 (131)133 может быть укомплектован:

  • 67-ю НПР диаметром 150мм – общая длина рукавов 1340м;
  • 88-ю НПР диаметром 110мм – общая длина рукавов 1760м;
  • 102-мя НПР диаметром 77мм – общая длина рукавов 2040м.

АР оборудован устройством для загрузки скаток рукавов в кузов и газовой сиреной, также АР укомплектовывается различным оборудованием и инструментом.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ (АСА)

Пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА) - это пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.

АСА служат для :

  • освещения места работ;
  • проведения аварийно-спасательных работ (например: разборка строительных и технологических конструкций, проделывание в них необходимых отверстий и проемов, поднятие и перемещение грузов, ликвидация аварийных течей в коммуникациях и уборка разлившихся опасных жидкостей, спасание на высотах и на водах, локализация очагов возгорания или аварии);
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим и т. д.

Пожарные аварийно-спасательные автомобили, входят в классификацию пожарных автомобилей, являются лишь частным случаем АСА и одновременно относятся и к собственной (довольно обширной) классификации аварийно-спасательных автомобилей.

В настоящее время в Российской Федерации применяется большое количество разнообразных аварийно-спасательных автомобилей, стоящих не только на вооружении подразделений пожарной охраны, но и спасательных формирований МЧС. Они активно применяются в зонах чрезвычайных ситуаций по всему миру. Назначение их может быть довольно широко – не только разбор завалов, но и проведение радиационно-химической разведки, оказание медицинской помощи, проведение мероприятий по удалению воды при наводнениях и т.д.

Пожарные аварийно-спасательные автомобили общего применения в зависимости от массы доставляемого к месту ЧС оборудования и, как следствие, технических возможностей делятся аналогично пожарным автоцистернам (хотя и условно), на:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые.

Аварийно-спасательные автомобили легкого типа

Легкие АСА - автомобили быстрого реагирования - выпускаются на шасси легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, микроавтобусов. Они доставляют универсальный аварийно-спасательный инструмент и оборудование, позволяющие боевому расчету произвести разведку чрезвычайной ситуации и выполнить самые неотложные спасательные работы.

Высокая оперативность подразделений, выезжающих на данном типе аварийно-спасательных автомобилей, обусловлена высокими тягово-скоростными характеристиками, маневренностью и проходимостью базовых шасси.

Аварийно-спасательные автомобили среднего типа

Аварийно-спасательные автомобили среднего типа оборудованы всем необходимым для ведения полномасштабных аварийно-спасательных работ при ликвидации самых разнообразных чрезвычайных ситуаций.

Аварийно-спасательные автомобили тяжелого типа

Тяжелый тип АСА отличается не только максимальной комплектностью аварийно-спасательного оборудования, но и наличием, как правило, грузоподъемного крана с гидравлическим приводом, что повышает его технические возможности, например при ликвидации завалов или оказании технической помощи аварийному автотранспорту.

АВТОМОБИЛИ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ (АСО)

Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) - это пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

Для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между руководителем тушения пожара (РТП) и штабом пожаротушения, начальником тыла, начальниками боевых участков, и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой пожарных подразделений и получения от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения управления силами и средствами используются радиостанции, громкоговорящие установки, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, электромегафоны. Обычно все эти средства имеются на основных пожарных автомобилях, однако, зачастую при тушении крупных пожаров, с привлечением значительного количества сил и средств, возникают ситуации, когда стандартных средств и способов организации связи, становится недостаточно для полноценной организации связи на пожаре. Это же утверждение справедливо и для организации освещения места пожара в ночное время. В таких случаях привлекаются специализированные пожарные автомобили – автомобили связи и освещения.

Такие автомобили оборудованы значительным ассортиментом средств обеспечения радио и телефонной связи, а так же средствами освещения.

Автомобили АСО состоят из следующих основных частей :

  • базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;
  • кабины водителя;
  • салона, который должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и для радиотелефонистов;
  • электросиловой установки;
  • средств радиосвязи и проводной телефонной связи;
  • аппаратуры звукозаписи и звукоусиления;
  • средств вычислительной техники;
  • стационарной осветительной мачты.

По своему конструктивному исполнению пожарные автомобиле связи и освещения во многом напоминают пожарные автомобили газодымозащитной службы: на нем также установлена электросиловая установка с устройством защитного отключения, имеются коммутационные и распределительные устройства, силовые кабельные катушки, осветительная мачта.

Дальнейшее развитие АСО получили в виде пожарных автомобилей технической службы, связи и освещения. В дополнение к функциям АСО, данные автомобили так же оборудуются оборудованием и инструментом соответственно для пожарных автомобилей технической службы.

ШТАБНЫЕ АВТОМОБИЛИ (АШ)

Пожарный штабной автомобиль (АШ) - это пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.

АШ сооружаются на полноприводных или неполноприводных шасси. В их салонах размещены стационарные и выносные рабочие столы на 5 – 6 человек, СИЗОД, пожарно-техническое вооружение различного назначения (комплект слесарного и шанцевого инструмента, спецодежда и др.) и средства связи. В последнее время наиболее распространенными автомобилями на базе которых создаются АШ, стали шасси легковых микроавтобусов (ГАЗЕЛЬ, Mercedes и т.д.)

Различные модели АШ могут укомплектовываться по-разному. Так, на АШ-5(3205) дополнительно установлены один переносной магнитофон, звукоусилительная установка «Сталь». В комплектации имеются два групповых и четыре индивидуальных фонаря и другое оборудование. Для увеличения дальности связи на автомобиле установлена телескопическая мачта, позволяющая поднимать аппаратуру на 12 м. На АШ-5 (на шасси ГАЗ-27057) предусмотрены комплект средств спасания, ручная лебедка, трос буксировочный.

Внимание!!! Если документ не открылся, обновите страницу, возможно несколько раз. Для удобного чтения разверните документ кликнув на иконку в правом верхнем углу.

Общие сведения

Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) предназначены для доставки к месту чрезвычайной ситуации боевого расчета и специального аварийно-спасательного оборудования и инструмента , а так же для организации проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на месте пожара.

Они служат для:
Пожарные аварийно-спасательные автомобили, входя в классификацию пожарных автомобилей , являются лишь частным случаем АСА и одновременно относятся и к собственной (довольно обширной) классификации аварийно-спасательных автомобилей.

В настоящее время в Российской Федерации применяется большое количество разнообразных аварийно-спасательных автомобилей, стоящих не только на вооружении подразделений пожарной охраны , но и спасательных формирований МЧС. Они активно применяются в зонах чрезвычайных ситуаций по всему миру. Назначение их может быть довольно широко – не только разбор завалов, но и проведение радиационно-химической разведки, оказание медицинской помощи, проведение мероприятий по удалению воды при наводнениях и т.д.

Особенности конструкции и комплектации

АСА легкого типа

Обычно АСА монтируется на шасси грузопассажирского автомобиля с кузовами фургонного типа. Для удобства использования большинство вывозимого оборудования размещено на специальной кассете, выдвигаемой по специальным роликам качения при боевом развертывании из кузова через заднюю дверь .

Аварийно-спасательный автомобиль АСА-20(4310):
1 – шасси КамАЗ-4310; 2 – прожектор; 3 – генератор; 4 – ящик с оборудованием; 5 – сетки; 6 – кран грузоподъемный

Кран грузоподъемный модели АСО-20(4310):
1 – секция выдвижная; 2 – гидроцилиндр; 3 – основание телескопической стрелы; 4 – гидрозамок; 5 – гидроцилиндр раскрытия; 6 – стрела первая; 7 – колонна; 8 – рама; 9 – привод поворота; 10 – гидроцилиндр подъема; 11 – рычаг; 12 – тяга


АСА тяжелого типа укомплектовывается следующими видами оборудования:
  • генераторы переменного тока;
  • грузоподъемные краны;
  • лебедки;
  • осветительное оборудование;
  • оборудование специального назначения (дымососы , СИЗОД , мотопомпы , газосварочные и газорезательные аппараты и пр.);
  • аварийно-спасательное оборудование.

История возникновения

Понятие Аварийно-спасательный автомобиль появилось в обиходе отечественных пожарных служб и служб спасения в 90-х годах XX века, одновременно со становлением МЧС РФ. В эти годы, в связи с появлением специальных служб выполнявших задачи по проведению АСДНР , эти автомобили стали крайне востребованы, что привело к бурному их развитию и внедрению. На первых порах, применялись в основном западные образцы такой техники, однако, довольно быстро появились и отечественные модели на базе автомобилей Газель, КамАЗ, Урал и т.д..

Однако, потребность в проведении специальных работ по вскрытию конструкций на пожарах , существовала всегда. В период СССР, для решения указанных задач был создан специальный тип пожарных автомобилей – автомобили технической службы .

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

Аварийный автомобиль.
Конец 20-х.
Ленинград.

История подобных автомобилей начинается в конце 20-х годов. И их создание было вызвано проведением аварийных работ на пожаре. И прежде всего, связанных с подъемом разного рода тяжестей и перетаскивании их (что запрещеается кстати на гражданке). Другой вид деятельности - вскрытие проемов, конструкций.

Ко дню юбилея Ленинградской пожарной команды был выпущен универсальный вспомогательно-технический ход, сконструированный и оборудованный в мастерских пожарной команды. Автомобиль снабжался следующими устройствами: электростанцией с осветительными приборами, подъемным краном и приборами для работ с грузами, приборами для борьбы с обвалами, приспособлениями для отвода воды и приборами для связи. Все эти приспособления размещены на пятитонном шасси германской марки Н. А. Г. с 4-цилиндровым двигателем в 26 лошадиных сил. В 30-е и 40-е годы создается масса всяког рода комбинированных автомобилей, которые зачастую сложно классифицировать. Компрессорно- осветительный ход - типичный пример. Можно считать его прообразом будущих АТСО (автомобилей технической службы и освещения). 5 пневматических молотков, 320 м погонной длины воздушных шлангов, компрессор, 3 прожектора - это все на 4-х членов экипажа. Машина эксплуатировалась в Московском гарнизоне.

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

АТСО-12(131)
конец 60-х годов.


В 1960 году наступает эпоха ЗИЛ-157К, мощного (109 л.с) шасси повышенной проходимости. И Торжокского завода, который с начала выпуска автомобилей техслужбы так и не уступил никому пальму первенства, выпустив все советские модели такого типа. Модель АТ, прослужившая долгую и славную жизнь, имела полный вес в 7,5 т, вывозила на борту компрессор ЗИФ-55, подъемный кран-укосину грузоподъемностью 2 т, лебедку спереди. Все это могло преодалевать водные преграды глубиной до 85 см. Они выпускалсь на протяжении почти 10 лет большой партией и до сих пор в Твери можно встретить технически исправный АТ-2(157К) .

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

АТ-3(131) мод. Т2
1971г. Торжок

Ну как могли пройти конструктора мимо ЗИЛ-131? И в 1971 году на свет появляется АТ-3(131) модель Т2 . Как понятно из обозначения грузоподъемность крана возросла до 3 т, для его врашения использовался роликовый поворотный круг, аналогичный по конструкции поворотному основанию автолестниц АЛ-30(131). При работе крана в рабочее положение приводились задние аутригеры. Компрессор тот же ЗИФ-55, но теперь он может работать и на привод струйного дымососа.

На базе АТ-3(131) в начале 70-х годов создается Автомобиль технической службы, связи и освещеия АТСО-12(131) . Убрали конструкцию крана, установили генератор БСС-62-4, загрузили самым разным оборудованием: прожектора, УКВ радиостанции, усилитель, прожектора, дымосос, водозащитный брезент и три мешка с опилками, бензопила "Дружба"... Чего там только не было. И еще - трудно готовить экипаж такого автомобиля - бойцы должны были получать спец. удостоверения на право работы с таким разношерстным оборудованием. По-видимому автомобиль серийным не стал - в официальных каталогах его характеристики отсутствуют.

С 1978 года выпускается новый вариант АТСО, на шасси Урал-375, модель 114. Похожий по устройству на АТСО-12, но возвращается в добавок ко всему коленный стреловой кран и увеличивается мощность генератора.

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

RW-2 на шассси
Iveco-Magirus
Конец 70-х

В конце 70-х, начале 80-х годов в гарнизонах отказываются от перегруженных оборудованием монстров, еще и потребляющих бензин АИ-93. И создается ряд простых по устройству автомобилей как компрессорные станции Московского, Воронежского и других гарнизонов или Тверской автомобиль АТАС. Тогда же в специализированные части (например в Горьковский гарнизон) начинает поступать немец RW-2 . По качественному оснащению конечно это был шок... Они служили долго - "Ивеко" надежное шасси.

В конце 20-го века подобную технику производили в г.Жуковский на машиностроительном заводе и фирма "Берег" (Павлово-посадский район), почему-то назвавшая его автомобиль тыла .

В это же время и начали в больших количествах появляться специализированные аварийно-спасательные автомобили, в которых идеи заложенные в пожарные автомобили технической службы были развиты и дополнены в соответствии с требованиями нового министерства. Был изучен и учтен опыт аналогичных зарубежных автомобилей. А аварийно-спасательное оборудование устанавливаемое на такие автомобили и по сей день часто имеет западное происхождение (например фирмы Holmatro).

Одновременно, развивались и аварийно-спасательные автомобили на базе легковых автомобилей. Изначально такие машины назывались – Автомобиль быстрого реагирования (АБР). Предприятиями в России был выпущен ряд подобных автомобилей. В середине первого десятилетия XXI века модельный ряд этих автомобилей распался на два направления – Пожарные автомобили первой помощи и АСА легкого типа .

Так же, на современном этапе в рамках реализации "Концепции совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе ГПС МЧС России" (Приложение 2 к приказу МЧС России от 31.12.2002 г. № 624) начато изготовление автомобилей нового типа – АПС (автомобилей пожарно-спасательных) 2 с более тесным совмещением функций по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Эти многофункциональные автомобили предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации пожарно-спасательного расчёта, запаса огнетушащих веществ, ПТВ , специального оборудования, снаряжения и инструмента, средств связи и освещения . На месте пожара или ЧС пожарно-спасательные расчёты этих автомобилей способны наряду с тушением пожаров производить аварийно-спасательные работы в жилых или административных зданиях любого назначения, на объектах промышленности, а также на транспорте