Его символ.

История Спасской башни

Необходимость прикрыть северо- восточную линию Кремля, лишённую защиты естественными преградами, стала причиной возведения в 1491 году проходной башни вместо Фроловской стрельницы. Своё первое название - Фроловская - новая башня получила благодаря расположенной вблизи церкви Фрола и Лавра и до XVII была известна и в Москве под этим именем.

Строительные работы осуществлялись под руководством итальянского зодчего Пьетро Антонио Солари . К мощному четырёхгранному нижнему ярусу башни вплотную примыкает отводная стрельница. Если вражеские воины по перекинутому через ров с водой деревянному подъёмному мосту добирались до входа в Кремль, то последним препятствием становились опущенные железные решётки - герсы. Защитники Кремля отрезали неприятелю путь назад, обстреливая его с верхних рядов галереи стрельницы. Внимательно присмотревшись к фасаду башни, можно разглядеть и отверстия для цепей, поддерживавших конструкцию подъёмного моста, и пазы для опускания решётки.

В 1624 - 1625 над двухступенчатой конструкцией башни, имеющей квадратное основание, поднялся восьмерик, увенчанный шатровым верхом. Авторами первой шатровой надстройки на башне Кремля были Бажен Огурцов , зодчих дел мастер, и англичанин Христофор Галовей , ставший также создателем первых часов. Выполненное из белого камня кружевное арочное обрамление с фантазийным декором по верху нижней ступени придало сооружению неповторимый облик и заслуженный статус самой нарядной и красивой башни Кремля.

Невосполнимой утратой стала потеря белокаменных барельефов, созданных во времена Дмитрия Донского В. Д. Ермолиным для ворот Фроловской башни, с образами Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Лишь фрагмент этого художественного объекта можно увидеть среди экспонатов Третьяковской галереи.

Переименование башни в Спасскую

В честь надвратных икон Спаса Нерукотворного со стороны Кремля и Спаса Вседержителя со стороны Красной площади указом царя Алексея Михайловича в 1658 году главная башня Кремля стала именоваться Спасской. Двуглавый орёл, символ Российской державы, увенчал шатровую надстройку Спасской башни, обозначив её значение среди прочих кремлёвских сооружений. Царские торжественные шествия, въезд зарубежных послов, выступления войсковых частей, патриарший выход к народу - все эти события совершались через Спасские ворота .

По указанию Петра I в 1707 году часы на Спасской башне были заменены курантами с колокольным боем, привезенными из Амстердама. Сейчас на главной кремлёвской башне установлены часы-куранты фирмы братьев Бутенон , созданные в 1851-1852 годах. Каждый из четырех циферблатов имеет диаметр 6,12 м.

Кремлёвские звёзды

Впервые знаменитые кремлёвские звезды засверкали именно на Спасской башне, сменив двуглавого царского орла. Уникальные лампы мощностью до 5000 Вт, помещенные внутри рубиновых звезд, создают в тёмное время суток равномерное и яркое освещение, видимое издалека. Размах между концами звезд, венчающих кремлёвские башни, составляет 3,75 м.

Всего Спасская башня имеет 10 этажей высотой до звезды 67.3 м, а с учётом размеров звезды - 71 м.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на , к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на . Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни - часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть - его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля - Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при . Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов - это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты - неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал - барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две - Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата - 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метров, длина минутной стрелки - 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне - 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом - их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Говорят, что... ...когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась… .
...при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
...надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим - храм ) пытались придать особенный вид.
...Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов - за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.

Спасская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?

Спасская башня является неотъемлемой частью красной площади и московского кремля. Башня является парадным входом в кремль, за счет чего получила большую популярность среди Россиян и туристов из разных стран. Практически все, кто побывал на красной площади имеет в своем архиве фото на фоне башни. Это величественное сооружение привлекает внимание всех проходящих. И заставляет поднять голову и восхитится величественной постройкой.

Спасская башня была заложена и в последующем построена в 1491 году по проекту заказанному у итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. Башня стала первым и главным оборонительным сооружением восточной стены. Изначально башня называлась Фроловска из – за своей близости к церкви Фрола Святого. В последствии в 1658 году была переименована в Спасскую по приказу государя. Причиной переименования послужила икона Спаса Нерукотворного. Которая была установлена на башни. К сожалению икона не дошла до наших дней, но место где она стояла остается видимым и по сей день.

Башня кремля

Описание строения

Реконструкция башни

Спасская башня за всю свою историю не однократно перестраивалась и достраивалась (реконструировались). В семнадцатом веке башня получила новый облик. За счет надстроенного каменного шатра. Надстройка была разработана и построена под наблюдением архитекторов Галоева и Огурцова. На верхушке башни был установлен высокий шпиль с двух главным орлом. Символом Российской империи. В 1935 году орел был снят со шпиля и заменен красной пятиконечной звездой. В 1937 году звезда была заменена опять на другую звезду большего размера. Так же звезда получила возможность вращаться от потоков ветра.

Интересный случай из истории «Наполеон и башня»

Когда Наполеон хозяйничал в Москве. Он разрушил множество исторических и значимых зданий. И когда он преступил к разрушению кремля, защитники успели отбить Спасскую башню и сохранить её в первозданном виде.

Спасская башня является кремлевской и находится между Сенатской и Царской башнями. Если вы будите в Москве, обязательно посетите знаменитую башню. Так же если вам понравилась статья, обязательно оставьте свой отзыв в комментариях или подпишитесь на один из наших каналов. И получайте самые свежие статьи и фото к ним.

350 лет назад, 26 апреля 1658 года, Фроловская башня Московского Кремля по указу царя Алексея Михайловича стала именоваться Спасской.

Спасская (бывшая Фроловская) башня - главная башня Московского Кремля. Была возведена для укрепления северо-восточной части Кремля на том месте, где в древности находились главные ворота Кремля. Башня построена в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Первоначально башня называлась Фроловской, так как неподалеку располагалась церковь во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, которые на Руси почитались как покровители домашнего скота. Церковь не сохранилась.

16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович издал указ о переименовании башен московского Кремля. Так, Тимофеевская, именовавшаяся по двору боярина Тимофея Васильевича Воронцова Вельяминова, стала Константино Еленинско, Свиблова Водовзводной, по установленной внутри нее машине, на которой поднимали воду. Фроловская башня была переименована в Спасскую в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля.

Старые названия строго запрещались. И только Боровицкая башня, которую было велено именовать Предтеченской, несмотря ни на какие запреты до наших дней дошла как Боровицкая, то есть построенная на месте небольшого бора или сосновой рощи "боровицы".

Ворота Спасской башни были главным парадным въездом в Кремль, считались святыми и особенно почитались в народе: мужчины должны были проходить в них с непокрытой головой, а проезжать через Спасские ворота верхом запрещалось. Отсюда уходили на битву полки, здесь встречали царей и иностранных послов.

При постройке башня имела четырехгранную форму и была приблизительно вдвое ниже, чем ныне.

С 1625 года кремлевские башни начали надстраивать. Первой была надстроена главная башня Кремля Фроловская. Русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром.

В середине XVII веке на вершине шатра водрузили герб Российской империи двуглавого орла. Позже подобные гербы были установлены на самых высоких башнях Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Ныне Спасская башня имеет 10 этажей. Ее высота до рубиновой звезды 67,3 метра, со звездой 71 метр. Звезда на Спасской башне впервые была установлена в 1935 году, в 1937 году ее сменила новая, имеющая размах крыльев 3,75 м.

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В 1625 году их сменили новые часы, изготовленные англичанином Христофором Галовеем, русскими кузнецами Жданом с сыном и внуком, литейщиком Кириллом Самойловым. В 1707 году они были заменены голландскими курантами с музыкой. В 1763 году часы вновь заменили. Всем известные ныне Кремлевские куранты были смонтированы в 1851 1852 годах братьями Бутеноп.

Адрес: Красная площадь, Кремль

Как добраться до Спасской башни: ст. метро Охотный ряд

Спасская (Фроловская) башня Кремля, располагается в Восточной стене. Строилась она в период правления Ивана III. Это самая главная из 20 кремлевских башен, на ней располагаются знаменитые куранты. Построена она была в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солари. Это проездная башня в 10 этажей. Общая высота башни со звездой сейчас составляет 71 метр, без звезды - 67,3 метра. Башня была построена на месте старой Фроловской стрельницы (1367-1368 г.г.). Поначалу башня называлась Фроловской, это название произошло от церкви Фрола и Лавра, находившейся неподалеку от башни. До наших дней эта церковь не сохранилась.

Над проездными воротами Фроловской башни со стороны Красной площади с начала 16 века размещался образ Спаса Смоленского, а со стороны Кремля начиная с середины 17 века - образ Спаса Нерукотворного. В 1658 году царь Алексей Михайлович издал указ переименовать Фроловские ворота в Спасские, а вместе с тем сменила название и башня.

Над воротами стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля расположены резные памятные доски из белого камня с надписями на русском и латинском языках. Эти надписи гласят: "В лето 6999 (1491 год) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана)".

Возведение Спасской башни положило начало строительству восточной укрепительной линии Кремля. Сама башня имеет четырехгранную форму. Впритык к ней установлена мощная отводная стрельница, предназначавшаяся для защиты проездных ворот. Закрывались эти ворота с двух сторон железными опускающимися решетками - герсами. Когда нападающие попадали внутрь стрельницы, то герсы опускались, и изолированные захватчики обстреливались с верхней галереи. Из ворот стрельницы также опускались специальные подъемные мосты.

Спасские ворота были не только самыми главными, но и считались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом. Мужчины, проходя через эти ворота должны были снимать головные уборы перед образом Святителя. Тот, кто не исполнял это правило, должен был сделать 50 земных поклонов. От Спасских ворот отправлялись на битву полки, и здесь же с почестями встречали иностранных послов. Крестные ходы из Кремля всегда выходили через Спасские ворота, и через них проходили все цари перед коронацией.

В народе говорили, что, когда Наполеон проезжал Спасские ворота после захвата Москвы, ветер сорвал с его головы треуголку, и это было расценено. Как нехорошее предзнаменование для французской армии. Когда наполеоновские войска отступали, Спасскую башню было приказано взорвать, но, к счастью, вовремя подоспели донские казаки, и затушили уже горевшие фитили.

Первоначально Спасская башня была приблизительно в два раза ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей вместе с русским зодчим Баженом Огурцовым надстроили над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (обнаженные статуи-"болваны"). Венчал сооружение каменный шатер - так впервые появилась кремлевская башня с шатровым завершением. Обнаженные фантастические фигурки при царе Михаиле Федоровиче "одевали" в специально сшитые одежды. К сожалению, до наших дней эти причудливые элементы декора не сохранились. При перестройке башни с ее фасадов убрали белокаменные рельефы, выполненные для Фроловских ворот мастером В.Д. Ермолиным во времена Дмитрия Донского. На этих рельефах изображались покровители московских правителей, святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский. Фрагмент рельефа святого Георгия сейчас находится на хранении в Третьяковской галерее.

Спасская башня справедливо считалась самой красивой из всех башен Кремля. В 17 веке от Спасских ворот через защитный ров был переброшен каменный арочный мост, на котором велась оживленная торговля всевозможными товарами. В середине 17 века на вершине шатра Спасской башни поместили двуглавого орла - символ самодержавия и герб Российского государства. Позднее орлов также установили на Троицкой, Боровицкой и Никольской башнях, как на самых высоких.

На протяжении всего существования Фроловских, а затем Спасских ворот, по обе их стороны стояли часовни. Слева располагалась Смоленская часовня (Великого Совета Откровение), а справа - Спасская (Великого Совета Ангел). В 1802 году обе деревянные часовни заменили каменными. Во время войны 1812 года часовни были разрушены, а затем восстановлены по новому проекту. Когда в 1868 году под руководством архитектора П.А. Герасимова проводились работы по реставрации Спасской башни, то часовни разобрали и перестроили по его новому проекту. Обе часовни освятили 22 октября 1868 года. Принадлежали они Покровскому собору. Настоятели часовен обязаны были также следить за негасимой лампадой, освещавшей надвратную икону Спаса Смоленского. Простояли эти часовни до 1925 года, а затем были снесены. Интересна история появления на воротах Спасской башни образов Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского.

Считается, что самой первой русской иконой из ряда "Спас с припадающими" является образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году и размещенный над Фроловскими воротами Кремля. В 1512 году, в ознаменование освобождения Москвы от полчищ хана Махмет-Гирея на месте иконы непосредственно на стене была написана фреска. Этот образ считался чудотворным. Его поместили в киот, украсили золоченой ризой. Перед киотом повесили ту самую негасимую лампаду, за которой ухаживали служители храма Василия Блаженного, следившие также за часовнями. Согласно старой легенде, когда французские солдаты в 1812 году хотели похитить драгоценный оклад иконы, она проявила чудесную силу - лестница, приставленная к стене упала, и святыня осталась нетронутой. В 1895 году фреску отреставрировали, покрыв новым слоем красок.

Вплоть до мая 2010 года надвратный образ Спаса Смоленского считали безвозвратно утерянным, так как не сохранилось, а может, и не существовало никаких документальных сведений о том, что с ним произошло в период советской власти. В 2000 году по старинным рисункам были воссозданы мозаичные иконы, переданные патриархом Алексием II президенту В. Путину. Предполагалось, что они будут размещены на Спасской башне, но их достоверность вызывала сильные сомнения, и иконы так и не установили.

В 2007 году фонд Андрея Первозванного выступил с предложением о восстановлении надвратных образов. Тогда еще считалось, что иконы были отдельными элементами, и их долгое время искали в запасниках крупнейших музеев России, но безуспешно. С 1934 до 2010 года на месте иконы располагался заштукатуренный белый прямоугольник в нише, под которым и обнаружилось древнее изображение.

Вероятно, когда с башен Кремля снимали двуглавых орлов, одновременно закрыли и иконы. Согласно новым сведениям, которые стали известны от потомка русских эмигрантов князя Ивана Шаховского, святые образа помог спасти граф Юрий Олсуфьев. Он добровольно остался после революции в России, и работал в мастерских Игоря Грабаря. По тому, что не сохранилось совершенно никаких документов, скорее всего, означает, что строителям было приказано уничтожить изображения, но реставраторы на свой страх и риск решили их сохранить. Долгое время образ был скрыт от людских глаз, и лишь когда в апреле 2010 года было проведено зондирование надвратного киота Спасской башни, под слоем штукатурки обнаружили старинную святую икону.

После проведения тщательных исследовательских работ, специалисты приступили к реставрации, и уже 5 июля 2010 года образ Спаса Смоленского был целиком раскрыт. По оценке экспертов изображение сохранилось на 80%. Реставраторы поновили краски образа, а также восстановили утраченные элементы, после чего, 26 августа 2010 года надвратная икона Спаса Смоленского снова предстала перед москвичами и гостями столицы. В праздник Успения Богородицы, 28 августа, образ освятили. В ходе третьего этапа восстановления иконы планируется закрыть образ защитным стеклом и восстановить киот. Такова история первого из образов Спасских ворот - Спаса Смоленского.

Вторая икона, размещенная со стороны Кремля - Спас Нерукотворный. Когда в середине 17 века Москва, как и множество других русских городов, была охвачена эпидемией чумы, город Хлынов (он же Вятка) страшная болезнь обошла стороной. Такое чудесное явление в народе стали связывать с защитой чудотворного образа Спаса Нерукотворного, которому молились горожане в эти трудные дни. Прослышав об этой иконе, царь Алексей Михайлович повелел привезти ее в Москву и оставить в Новоспасском монастыре. С иконы сделали несколько списков. Один из них отправили в Хлынов, а второй установили над Спасскими воротами. В 1812 году наполеоновские солдаты сняли драгоценную ризу образа, и в 1839 году икону украсили новой серебряной вызолоченной ризой, украшенной драгоценными камнями.

В годы советской власти икона Спаса нерукотворного и список в Хлынове (сейчас город Киров) были утрачены. Сохранился лишь список из Новоспасского монастыря, он размещен в иконостасе Спасо-Преображенского собора.

Одна из ярких отличительных особенностей Спасской башни - часы-куранты. Под них многие годы встречал Новый год Советский Союз. И теперь традиция не угасла, и 31 декабря, в 12 часов принято наполнять бокалы шампанским под звон курантов. А началась их история в 1625 году. Их изготовил английский механик и мастер часовых дел Христофор Галовей. Оригинальный механизм в часах играл музыку, а также отмерял ночное и дневное время, обозначенное цифрами и буквами. Стрелок на этом циферблате не было.

В 1707 году эти часы по указу Петра I заменили новыми голландскими курантами с музыкойи циферблатом на 12 часов. Затем часы меняли в 1763 году, а 1851 году братья Н.и П. Бутеноп провели капитальный ремонт курантов. Можно даже сказать, что они их создали заново. Интересно, что с 1770 года Спасские куранты какое-то время исполняли популярную немецкую мелодию "Ах, мой милый Августин". После работ, проведенных братьями Бутеноп, часы в 12 и 6 часов играли "Марш Преображенского Полка", а в 3 и 9 часов гимн "Коль славен наш Господь в Сионе" Дмитрия Бортнянского. Первоначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн России "Боже, царя храни", но император Николай I заявил, что "куранты могут играть любые песни, кроме гимна".

Так продолжалось до Октябрьской революции 1917 года. Когда в 1917 году шли бои за Кремль, один из снарядов попал в часы, перебил одну стрелку и повредил механизм. Почти год куранты не работали. Лишь в конце лета 1918 года по распоряжению В.И. Ленина музыкант М.М.Черемных и слесарь Н.В. Беренс устранили поломку в курантах, и заодно сделали так, чтобы они в 12 часов играли мелодию Интернационала, а в 24 часа - "Вы жертвою пали в борьбе роковой". В 1938 году куранты перестали исполнять музыку, теперь они отбивали только часы и четверти.

Спустя почти 60 лет, в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина Кремлевские куранты вновь заиграли музыку. В 12 и 6 часов куранты теперь исполняли "Патриотическую песню", а в 3 и 9 — мелодию хора "Славься" из оперы "Жизнь за царя" (Иван Сусанин) М. И. Глинки.

Последняя реставрация часов проводилась в 1999 году. В процессе реставрации были позолочены стрелки и цифры, восстановлен исторический облик верхних ярусов. Вместо "Патриотической песни" куранты настроили на исполнение государственного гимна РФ.

У курантов четыре циферблата - они выходят на все стороны башни. Диаметр циферблатов составляет 6,12 метров. Высота римских цифр - 72 сантиметра, длина часовой стрелки - 2,97 метров, а минутной - 3,27 метров. Бой часов осуществляется при помощи молотка, соединённого с механизмом и колоколом. Вначале часы заводили вручную, а с 1937 года их заводят тремя электромоторами.

Несмотря на изменения, вызванные революцией, вплоть до 1935 года на Спасской башне располагался двуглавый орел. Первая звезда, которой его заменили, была изготовлена из меди, покрыта золотом и уральскими самоцветами. Она немного превосходила размерами нынешнюю. Уже в 1936 году звезда поблекла и казалась непропорциональной в сравнении с башней, поэтому в 1937 году ее заменили рубиновой, которая венчает Спасскую башню и сегодня. Размах лучей рубиновой звезды составляет 3,75 метров. Внутри ее круглосуточно горит электрическая лампа мощностью 5000 вт. Звезда устроена так, что может вращаться от ветра, как флюгер. Что касается первой звезды из самоцветов - она сохранилась, и сейчас находится на шпиле Северного речного вокзала Москвы.

В последние годы все чаще слышатся призывы убрать звезду со Спасской башни, и установить на ее место двуглавого орла. Очередное такое заявление поступало в сентябре 2010 года, после восстановления надвратной иконы Спаса Смоленского.


Историческая справка:


1491 г. - архитектором Пьетро Антонио Солари была построена Фроловская (Спасская) башня Восточной стены Кремля
1514 г. – над Фроловскими воротами Кремля был размещен образ Спаса Смоленского, привезенный из Хлынова
512 г. - в ознаменование освобождения Москвы от полчищ хана Махмет-Гирея на месте иконы Спаса Смоленского непосредственно на стене была написана фреска
1658 г. - царь Алексей Михайлович издал указ переименовать Фроловские ворота в Спасские, а вместе с тем сменила название и башня
1624-1625 г.г. - английский архитектор Христофор Галовей вместе с русским зодчим Баженом Огурцовым надстроили над башней многоярусный верх в готическом стиле
17 в. - от Спасских ворот через защитный ров был переброшен каменный арочный мост, на котором велась оживленная торговля
17 в. - вершине шатра Спасской башни поместили двуглавого орла – символ самодержавия и герб Российского государства
17 в. - над Спасскими воротами установили образ Спаса Нерукотворного
1707 г. - часы по указу Петра I заменили новыми голландскими курантами с музыкойи циферблатом на 12 часов
1763 г. – часы вновь сменили
1802 г. - деревянные часовни, стоявшие по обе стороны ворот заменили каменными
1625 г. – английским механиком и мастером часовых дел Христофором Галовеем були изготовлены первые куранты для Спасской башни
1812 г. - часовни Спасской башни были разрушены, а затем восстановлены по новому проекту
1851 г. - братья Н.и П. Бутеноп провели капитальный ремонт курантов
1868 г. - под руководством архитектора П.А. Герасимова проводились работы по реставрации Спасской башни, часовни разобрали и перестроили по его новому проекту
1895 г. - фреску Спас Смоленский отреставрировали, покрыв новым слоем красок
1917 г. – во время боев за Кремль один из снарядов попал в часы, перебил одну стрелку и повредил механизм
1918 г. - по распоряжению В.И. Ленина музыкант М.М.Черемных и слесарь Н.В. Беренс устранили поломку в курантах
1925 г. – часовни возле Спасской башни были снесены
1935 г. - на Спасской башне вместо двуглавого орла установили звезду из меди и уральских самоцветов
1936 г. - звезда поблекла и казалась непропорциональной в сравнении с башней
1937 г. – звезду из самоцветов, венчавшую Спасскую башню, заменили рубиновой
1996 г. - во время инаугурации Б.Н. Ельцина Кремлевские куранты вновь заиграли музыку 1999 г. – проводилась реконструкция кремлевских курантов
апрель 2010 г. - было проведено зондирование надвратного киота Спасской башни, под слоем штукатурки обнаружили старинную святую икону Спаса Смоленского
5 июля 2010 г. - образ Спаса Смоленского был целиком раскрыт. По оценке экспертов изображение сохранилось на 80%
26 августа 2010 г. - надвратная икона Спаса Смоленского снова предстала перед москвичами и гостями столицы
28 август