ВАСИЛИЙ ТЁРКИН I

Герой поэм А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» и «Тёркин на том свете».


Массовому читателю известна, в основном, первая поэма «Василий Теркин», написанная в годы Великой Отечественной войны и публиковавшаяся в газете «На страже Родины».
Василий Теркин - солдат, по словам автора поэмы, «герой обыкновенный». Впервые этот персонаж появился в стихах Твардовского на страницах газеты «На страже Родины», в редакции которой поэт работал в годы войны.
Василий Теркин - один из литературных героев, воплощающих в себе русский характер, корни которого уходят в фольклор. Фамилия Теркин образована от глагола тереть и ассоциируется у русских с прилагательным тёртый в значении ‘бывалый, опытный, много повидавший и испытавший’. Теркин напоминает сказочного солдата, который может и победить, и обхитрить врага; поможет в трудную минуту и развеселит в печали; который умеет все и все понимает, хотя и не очень образован. Иногда он кажется несерьезным, озорным, но в любой момент этот человек без лишних слов встанет на защиту Родины и совершит подвиг, как бы невзначай, без пафоса и внешних эффектов. Теркин - один из литературных героев, кому поставлен памятник. Скульптура А.Г. Сергеева «Александр Твардовский и Василий Теркин» установлена в Смоленске - на родине автора поэмы и его героя. Теркиным и сегодня могут назвать веселого, остроумного и смелого солдата.
Василий Тёркин. Иллюстрация к поэме. Художник О.Г. Верейский. 1943 г.:

«ВАС И/ЛИЙ ТЁРКИН» II

Поэма А.Т. Твардовского .


Первые главы поэмы появились в 1941 г. на страницах газеты «На страже Родины», в редакции которой работал в годы войны Твардовский. Поэма продолжала публиковаться в течение всей Великой Отечественной войны . Сам автор назвал произведение «книга про бойца, без начала, без конца».
Действие поэмы развивается в военные годы. Это рассказ о жизни человека на войне, представляющий собой ряд эпизодов-историй, которые происходили на фронте с героем поэмы солдатом Василием Тёркиным . Эти истории и сам Теркин были узнаваемы, и многие фронтовики считали, что описанные события происходили именно у них в роте или в батальоне.
Среди глав и сюжетов поэмы есть героические - «Переправа», «Теркин ранен», «О награде», бытовые - «В бане» (см. ), «О потере», лирические - «Гармонь» (см. ), «О любви». Твардовский посвятил поэму священной памяти всех павших на войне, друзьям военной поры. Это самое известное и безусловно принятое критикой и читателями произведение поэта. Написанная в разговорном стиле, поэма была понятна простому читателю, тем солдатам, о боевой жизни которых в ней рассказывалось. Каждую следующую главу поэмы все ждали и на фронте, и в тылу.
Поэма «Василий Тёркин» входит в золотой фонд русской литературы времен Великой Отечественной войны.
Одним из лучших иллюстраторов поэмы был художник О.Г. Верейский, создавший зрительный образ Василия Теркина. Широко известна также картина Ю.М. Непринцева «Отдых после боя. Василий Тёркин» (1951 г.).
В текст поэмы включено много монологов и диалогов, шутки, остроты, каламбуры, афористические выражения, похожие на народные пословицы и поговорки. Некоторые цитаты из поэмы превратились в крылатые слова, например: Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле.
.................... Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль.
..................... Города сдают солдаты, Генералы их берут.
А.Т. Твардовский:


«Отдых после боя». Художник Ю.М. Непринцев. 1951 г.:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "ВАСИЛИЙ ТЁРКИН" в других словарях:

    Василий Тёркин - иллюстрация Ореста Верейского к поэме … Википедия

    ВАСИЛИЙ ТЁРКИН - герой поэм А.Т.Твардовского «Василий Теркин» (1941 1945) и «Теркин на том свете» (1954 1963). Литературный прототип В.Т. Вася Теркин, герой серии фельетонов в сатирических картинках с подписями в стихах, публиковавшихся в газете «На страже… … Литературные герои

    Василий Тёркин - герой одноим. стихотв. книги про бойца А. Т. Твардовского Василий Теркин (1942 45) и поэмы Теркин на том свете (1954 63). Как персонаж агитац. поэзии (поэмы) Т. появился и получил широкое распространение в армейской печати во время фин. кампании… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Василий Тёркин (персонаж) - Василий Тёркин литературный персонаж. Главный герой поэм А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (1941 1945 гг.) и «Тёркин на том свете» (1954 г.). Образ смелого, весёлого, находчивого, никогда не унывающего солдата. Главный герой одноимённого романа … Википедия

    Тёркин - Василий Тёркин литературный персонаж. Главный герой поэм А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (1941 1945 гг.) и «Тёркин на том свете» (1954 г.). Образ смелого, весёлого, находчивого, никогда не унывающего солдата. Главный герой одноимённого… … Википедия

    Поленов, Василий Дмитриевич - Василий Дмитриевич Поленов В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина (1877) … Википедия

    Перов, Василий Григорьевич - Василий Григорьевич Перов … Википедия

    Сварог, Василий Семёнович - Василий Семёнович Сварог И.Е. Репин. Портрет художника В.С. Сварога (1915 год) … Википедия

    Максимов, Василий Максимович - Василий Максимов Василий Максимовичъ Максимовъ … Википедия

другие презентации на тему «А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»»

«Александр Твардовский» - После окончания в 1939г. С дочерью Валей. 1936 г. Произведения о войне. В 1945 году была завершена работа над «Теркиным». Твардовский Александр Трифонович. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд. Василий Теркин. В следующем году Александр Трифонович получил Государственную премию за «Василия Теркина».

«Василий Тёркин поэма» - Обыкновенный солдат. Теркин - тертый, терпеливый. Настоящий солдат. Любимый герой. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Памятник А.Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.

«Годы жизни Твардовского» - Член ВКП с 1940 года. Твардовский Александр Трифонович. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд. 1. Перед отлетом. Мать Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Советский писатель и поэт. 3. О памяти. Главный редактор журнала «Новый мир».

«Литература Твардовский» - 1910 - 1971. Семья А.Т.Твардовского. Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на одном из хуторов небогатой Смоленщины в многодетной семье сельского кузнеца. Возглавляемый А. Твардовским журнал превратился в символ легальной оппозиции строю. Павел Трифонович Василий Трифонович. Рано приобщенный к крестьянскому труду, будущий поэт не сумел получить систематического школьного образования, но с детства обрел запас неизгладимых жизненных впечатлений и глубоких душевных привязанностей, навсегда пристрастился к чтению.

«Поэт Твардовский» - Здесь суровая правда о войне представлена глазами простого солдата. А.Т.Твардовский Страницы жизни и творчества. Одет был Саша в куртку, сшитую из овчины. А всего иного пуще Не прожить наверняка - Без чего? Память о Твардовском и Теркине жива. Смоленщина, хутор Загорье… Впервые имя Твардовского увидело свет 15 февраля 1925 года.

«Твардовский Василий Тёркин» - Он «не иной какой, не энский, безымянный корешок». Я счастлив тем, что я оттуда, Из той зимы, из той избы. В Теркине очень развито чувство национального самосознания. Василий Теркин. Личность в понимании поэта – это средоточие многообразных связей с людьми. Сама поэма несет в себе лучшие фольклорные традиции.

Фронтовое издание "Василия Теркина" (А. Гришунин)

Подготавливая академическое издание поэмы "Василий Теркин", я познакомился с многочисленными черновиками этого выдающегося произведения, с дневниками и письмами А. Твардовского. На основании изученных материалов мне хочется рассказать о первом издании "Книги про бойца".

Война застала А. Твардовского в глухой деревушке Грязи под Москвой, где он облюбовал место для спокойной работы над задуманной поэмой о Василии Теркине - веселом и мудром, удачливом бойце кратковременной финской кампании, завершившейся более чем за год до того, в марте 1940 г.

Воскресный день 22 июня резко нарушил эти планы: едва услыхав о нападении на нашу страну гитлеровской Германии, в переполненном поезде звенигородской ветки Твардовский выезжает в Москву. Получает назначение в армейскую газету. Многие сотни километров проходит фронтовой поэт Александр Твардовский вместе с боевыми частями Красной Армии по дорогам войны на особенно беспокойном, мобильном и во всех отношениях "жарком" Южном фронте. Он написал и напечатал много стихотворений и фронтовых очерков и совсем забыл об оставленной дома поэме, замысел которой уже не представлялся ему актуальным.

Но когда в июне 1942 г. ему пришла счастливая мысль продолжить поэму о Теркине, уже как о бойце новой, большой войны, работа сразу же приняла соответствующий военному времени фронтовой темп. С 4 сентября 1942 г. фронтовая газета "Красноармейская правда" одну за другой помещала на своих страницах главы возобновленной поэмы Твардовского. В то же время они печатались в московских журналах "Красноармеец" и "Знамя".

Считается, что впервые отдельным изданием "Василий Теркин" вышел в центральном издательстве "Молодая гвардия". Так, в примечаниях к новейшему шеститомному собранию сочинений А. Твардовского книжка "Молодой гвардии" представляется как "первое отдельное издание" поэмы "Василий Теркин" * . Так же представлено дело и в "Семинарии" П. С. Выходцева ** .

* (А. Т. Твардовский. Собр. соч. В 6-ти т. т. Т. 2. М., 1977, с. 419. )

** (П. С. Выходцев. А. Т. Твардовский. Семинарий. Д., 1960. )

Таким образом, почти неизвестен тот факт, что месяцем раньше, 25 ноября 1942 г. в издательстве фронтовой газеты "Красноармейская правда" было подписано к печати действительно первое издание знаменитой книги Твардовского. Вот его выходные данные: А. Твардовский. Василий Теркин. Книга про бойца. Библиотечка газеты "Красноармейская правда", вып. 16. Издательство газеты "Красноармейская правда". Действующая армия. Западный фронт. 1942. 104 стр.

Книжка отпечатана в Москве, в типографии "Гудок" (ул. Станкевича, 7). Тираж не указан. Издание книги приурочивалось к XXV годовщине Октября.

Тогда знаменитая поэма Твардовского не была еще создана в том виде, в каком она существует сейчас, однако автор, вероятно, считал ее на данном этапе законченной. Вслед за вступлением "От автора" в книгу вошло десять глав: "На привале", "Перед боем", "Переправа", "О войне", "Теркин ранен", "О награде", "Гармонь", "Два солдата", "О потере" и "Поединок".

Обложку и заставки к этому изданию сделал фронтовой художник Орест Георгиевич Верейский, ныне Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, творческое содружество которого с поэтом с этого времени становится постоянным. Художник создал впоследствии несколько серий замечательных иллюстраций к "Василию Теркину".


Обложка поэмы "Василий Теркин" (1942)?

Первое издание поэмы, выполненное для нужд фронта, стало теперь чрезвычайной редкостью. В Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина экземпляр этой книги хранится в Отделе редких книг, в коллекции А. К. Тарасенкова (1909 - 1956). На титульном листе - автограф: "А. Тарасенкову . Это первое издание поэмы. А. Твардовский. 17.111.47". Книгой и надписью Твардовский, надо думать, извещал Тарасенкова, автора специальных статей о "Теркине" * , о первом издании произведения.

* (См.: А. Тарасенков. О "Василии Теркине" А. Твардовского.- "Звезда", 1945, № 5 - 6; его же. Стихи и поэмы А. Твардовского.- В его кн.: Статьи о литературе, т. 2. М., 1958. )

В архиве поэта хранятся два экземпляра первого издания, присланные автором с фронта жене, Марии Илларионовне Твардовской, один за другим, с небольшим перерывом. Один из сборников обозначен поэтом как "первый экземпляр первого издания". "Пусть хоть немного порадует тебя, - писал А. Твардовский жене об этой книжке,- пусть она будет тебе моим большим письмом-отчетом за время после последней встречи".

Оба экземпляра имеют внесенные Твардовским рукописные вставки и сокращения. В частности, поэт основательно сократил главу "Поединок": он вычеркнул всю начальную часть, в которой рассказывалось, как Теркин ходил в разведку за линию фронта в паре с физически очень сильным, но необстрелянным бойцом Иваном Савчуком. Здесь были превосходные стихи, впечатляющие фронтовые картины:

Ночь. Идут в разведку двое. Светит снег, а все ж темно. Охраненье боевое Позади уже давно. На пожарищах деревни, На земле торчат ничьей Обгорелые деревья У обрушенных печей. За пустынным, странным тыном, За какой-нибудь стеной - Ни собаки, ни скотины, Ни одной души живой... Просидели ночь в овраге, Ночь не жаркая была. Раза два из общей фляги Потянули для тепла. Втихомолку закусили, Закурить бы - так побудь. Ночь прошла. Вздохнул Василий И - ни с чем в обратный путь. Не с великою отвагой Подползал Савчук к оврагу. Но зато в обратный путь Не пришлось его тянуть.

На обратном пути разведчики нос к носу столкнулись с немцем, возвращавшимся из разведки с нашей стороны. Савчук, несмотря на свою медвежью силу, был быстро сбит упитанным немцем, и тогда в рукопашный бой с ним вступил Теркин. В конце главы очнувшийся Савчук догнал уползавшего, измотанного в бою, врага в расчете добыть у него трофейную "зажигалку".

Вся эта довольно пространная часть перечеркнута в архивном экземпляре рукой Твардовского: как ни хороши были стихи сами по себе, они уводили от развития главной темы. Иван Савчук оказывался единственным, кроме Теркина, персонажем поэмы, наделенным собственным именем и детальной характеристикой, что нарушало замысел автора представить Теркина максимально обобщенной фигурой, типом советского солдата, и даже шире - вообще русского человека.

В конце главы "Поединок", на странице 103, автор вписал в присланный экземпляр новые стихи:

Фронт налево, фронт направо Поперек страны-державы, И в февральской вьюжной мгле Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.

Сделанные сокращения и доработки были учтены в следующем, московском издании поэмы Твардовского, вышедшем в издательстве "Молодая гвардия". Оно было подписано к печати позднее - 21 декабря 1942 г.

В обоих изданиях 1942 г. глава "О войне" (в книжке издательства "Молодая гвардия" она называется "После боя") имеет нигде более не печатавшееся, известное еще только по рукописям поэта, начало:

Банка шпротов! Мы им честь Должную окажем. Как и с чем их нужно есть, Мы сейчас расскажем. Потерпи? С утра терплю. Хлеба нет? Ну что же - И без хлеба их люблю, С сухарями тоже. Посмотрите вы, каков Ужин наш трофейный. Разрешите пару слов, Вовсе не шутейных. Не гадал, не думал фриц, Чтобы эта банка Вдруг могла из-за границ К нам попасть в землянку. Что ж, корысть невелика, Рассуждая здраво, Да впридачу есть река Вместе с переправой. Наша, кровная она С самого верховья. С кровью немцу отдана, Нынче взята кровью. И позвольте доложить Коротко и просто: Я большой охотник жить Лет до девяноста.

В то время Твардовский считал свое произведение завершенным, так что обе вышедшие в 1942 г. книжки имели вид законченного произведения и не членились на части.

Но война продолжалась, и вел свой поэтический бой с фашизмом Александр Твардовский. Уже 12 декабря того же 1942 г. в газете "Красноармейская правда" началось печатание второй части его "Книги про бойца", а в феврале 1944 г. автор приступил к работе над третьей частью.

В 1943 - 1945 гг. вышло еще пять изданий "Василия Теркина" - в Магадане (издательство "Советская Колыма", 1943), в Москве (Госполитиздат, 1944; Воениздат, 1944), в Смоленске (1944) и в Чкалове (1945). В дальнейшем, после присуждения в 1946 г. Твардовскому за поэму "Василий Теркин" Государственной премии первой степени, издания стали частыми и полными.

Первому изданию произведения выпала, однако, особая честь: как первое из вступивших в войну "кадровое" поколение советских бойцов-воинов, оно приняло на себя главный удар врага и послужило его разгрому непосредственно на поле боя.

<...> Не скажу, чтобы рисунки, которые я делал для глав "Василия Теркина" на страницах "Красноармейской правды", украшали газетную полосу. Более серьезно надо было думать об иллюстрациях, когда речь зашла об издании первых глав поэмы отдельной книгой, а эта счастливая возможность возникла уже в 1943 году.
Мне хотелось открыть книгу фронтисписом с портретом Василия Теркина. И это оказалось самым трудным. Каков он, Теркин, собой? Многие солдаты, портреты которых я набрасывал с натуры, казались мне чем-то похожими на Теркина – кто улыбкой, кто прищуром веселых глаз, кто всем милым, усеянным веснушками лицом. Но ни один из них не был Теркиным. Я оказался в роли Агафьи Тихоновны из гоголевской "Женитьбы": "...Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...". Разумеется, каждый раз я делился результатами своих поисков с Александром Трифоновичем. И каждый раз слышал в ответ: "Нет, это не он". Да я и сам знал – не он. Но вот однажды в нашей редакции появился приехавший из армейской газеты молодой поэт. Приехал он к Твардовскому почитать ему свои стихи. Василий Глотов всем нам сразу понравился. У него была добрая улыбка, веселый нрав. И еще мы знали, что не ведавшему снисхождения Твардовскому понравились некоторые, еще незрелые стихи молодого поэта. Прошло несколько дней, и вдруг я с пронзившим меня радостным чувством узнал Василия Теркина в Василии Глотове. Я бросился к Александру Трифоновичу со своим открытием. Он сначала удивленно вскинул брови, потом попросил меня для начала нарисовать Глотова и показать ему.
Я не был обескуражен его реакцией. Наоборот, она меня обрадовала. Александр Трифонович был далек от проблем и интересов изобразительного искусства, но он понимал, что сама жизнь и ее художественное изображение не одно и то же. Идея "попробоваться" на образ Теркина показалась Глотову забавной. Когда я рисовал его, он хитро прищуривался, расплывался в улыбке, что делало его еще больше похожим на Теркина, каким я его себе представлял. Я нарисовал его анфас, в профиль в три четверти, с опущенной головой. Показал рисунки Твардовскому. Александр Трифонович сказал: "Да". И это было все. С тех пор он никогда не допускал ни малейшей попытки изобразить Теркина другим. В дальнейших публикациях, в зависимости от характера издания и способа печати, я переделывал этот портрет, меняя только технику исполнения, но стараясь не нарушить сходства. Кстати, о сходстве. Естественно, мои наброски с Глотова не были протокольным, точным повторением его черт, да и вряд ли буквальное копирование чьего-либо лица может привести к созданию облика литературного героя. Все мои прежние поиски теркинских примет в других лицах, конечно, не пропали даром. Я аккумулировал их, рисуя того Теркина, основой которого стал Глотов. Но все же Глотов надолго стал Теркиным – товарищи по армейской газете не называли его иначе. Сейчас писатель Василий Глотов живет и работает во Львове, недавно ему исполнилось шестьдесят лет. То, что я был свидетелем событий, которые либо вошли в главы "Теркина", либо стали фоном для них или толчком для их возникновения, то, что я видел и мог с натуры рисовать места, где происходили описанные в них события, помогло мне в работе над иллюстрациями к "Василию Теркину" и "Дому у дороги". Помогло не буквально пересказать содержание, а идти как бы параллельно со стихами, со своим изобразительным рассказом. Вместе с тем я мог сохранить в рисунках конкретность и времени, и места действия. И разрушенный, сожженный Смоленск, и мощенные бревнами болота Белоруссии, и равнины Восточной Пруссии с дальними готическими шпилями, и тот прусский городок, где писалась глава "В бане", даже тот стул из графского дома – все это виденное, хоженое и рисованное. <...>