Быстрая навигация по материалу

Как не странно, информация защищается на правовом уровне, и является объектом правового регулирования. Несмотря на то, что информация - это не материальный объект, она фиксируется на материальных носителях, памяти человека и т. д. Более того, информация может распространяться в виде материальных и нематериальных источников, социальных сетей, буклетов, газет, телевидения. С распространением, информация теряет своего собственника, что приводит к нарушению некоторых прав. Преступления в сфере информационных технологий трудно контролировать обычными правоохранительными органами, поэтому, на сегодняшний день, существует множество других инстанций и компаний, которые помогают восстановить правосудие в этой сфере. Адвокат по налоговым преступлениям осуществит защиту ваших прав в области мошенничества, связанного с незаконным распространением вашей продукции или ее подделки.

Преступления в информационной сфере

Преступления в информационной сфере не заканчиваются незаконным использованием, копированием и распространением информации, а могут нанести гораздо больше вреда. Итак, преступления в сфере информационных технологий включают:

  • Создание и распространение различных вирусов, которые могут: считывать информацию из компьютера, засорять ПК, использовать его технические характеристики и потенциал в своих целях и т. д.
  • Завладение информацией о паролях, счетах, вкладах и прочей важной информацией.
  • Фишинг. Это понятие включает в себя кражу номеров кредитных и других карт, а также банковских реквизитов.
  • Распространение информации, которая может привести к нежелательным последствиям, например, смерти.
  • Обратите внимание! Распространение клеветы, информации порнографического характера, оскорбление и угнетение граждан в социальных сетях наказуемо законом.
    Безусловно, одно из самых частых и распространенных в информационной сфере преступлений, является мошенничество. С помощью социальных сетей, сайтов общего доступа и даже полезных для людей сервисов, мошенники имеют возможность получить деньги или же другое имущество. К сожалению, проследить или каким-то образом наказать таких злоумышленников будет очень трудно, так как гражданин самостоятельно, добровольно осуществляет то, что его просит мошенник. Например, переводя деньги за какую-либо услугу или товар нужно быть крайне осторожным. Если вы попадете на таких людей, вернуть деньги будет очень сложно. В случае если вы попали в руки таких мошенников и все же перевели деньги, лучше всего обратиться в киберполицию, специалисты которой постараются вам помочь. В таких ситуациях возможен арест банковского счета мошенников до того момента, пока спорный вопрос не будет решен. Консультация юриста по защиту личных данных - позвоните, узнать свои права на защиту личных данных.

    юрист по уголовному праву

    Бесплатная консультация юриста в Москве и других городах РФ

    Получите юридическую консультация по преступлениям в информационной сфере

    Какие преступления чаще всего осуществляются злоумышленниками?

    Ответственность за преступления в информационной сфере может понести каждый злоумышленник, но выявить таких людей очень сложно. Чаще всего злоумышленники вторгаются в компьютеры пользователей для реализации таких целей:

  • Несанкционированного доступа к информации, которая хранится в компьютере пользователя.
  • Введение в программное обеспечение вредоносных программ, которые могут привести к поломке или выведению из строя оборудования.
  • Подделка информации.
  • Хищение компьютерной информации.
  • Внедрение в ПК пользователей с целью сбора и накопления информации, как о человеке, так о его роде деятельности, паролях, личных данных.
  • На первый взгляд, интернет - это отличная возможность купить товар, пообщаться с друзьями, найти необходимую информацию и т. д. Мошенники в этом понятии видят немного другую картину, их интересует личная информация пользователей, с помощью которой они могут удовлетворить свои потребности и цели.

    Преступления в информационной сфере услуги юриста в Москве и других городах РФ

    Получите юридическую консультация по телефону

    Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере

    Все правонарушения, которые мошенники могут осуществить с помощью информационных каналов, караются на законодательном уровне. Появление сети Интернет и мошенничества в ней дало толчок для создания законов, которые бы регулировали права и обязанности пользователей во всемирной паутине. Таким образом, Уголовным Кодексом РФ предусмотрены статьи, которые определяют наказание в случае совершения подобных правонарушений:

  • Статья 272. В этой статье описывается неправомерность действий направленных на получение доступа и личной информации других пользователей. Другими словами, эта статья устанавливает наказание за хищение личной информации.
  • Статья 273. В ней описывается незаконность создания и распространения вирусных программ для ЭВМ (ПК), а также определяет уголовную ответственность за совершение подобного правонарушения.
  • Статья 274 - неправильная или незаконная эксплуатация ПК или их сетей.
  • Эти статьи, в первую очередь, защищают интересы банков, крупных учреждений, работа которых происходит по всему миру, их данных и файлов. Безусловно, эти законы могут защитить также интересы простых пользователей сети только в том случае, если вы сможете доказать, что ваш компьютер был взломан. Крупные компании все же могут предоставить информацию о взломе, в то время как обычные пользователи смогут обратиться в полицию уже после того, как кто-то воспользуется их информацией.
    Несмотря на наличие законов, правовой базы, уголовные преступления в информационной сфере продолжают свое существование. Для того чтобы уберечь себя от злоумышленников, необходимо не только защитить себя, но и знать свои права в сети.
    В первую очередь не стоит распространять свои личные данные, скачивать сомнительные программы, доверять свою личную информацию незнакомым людям. Информация, которую вы размещаете в сеть - не защищена, так как вы это делаете по собственной воле и согласию, а чем больше информации вы выкладываете - тем проще завладеть вашим компьютером. Если вы не знаете, как действовать в случае взлома личных данных, мошенничества в сети, использования вашей информации, и вы не знаете, какие права в Интернете вы имеете, рекомендуем проконсультироваться у наших специалистов, которые смогут дать ответ на все ваши вопросы. Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере может быть доказана в исключительных случаях. Для избежания возможности утраты личных данных получи консультацию юриста.

    Компьютерные преступления в России уже давно перестали быть редкостью. Ответственность за их совершение в Уголовный кодекс РФ введена довольно давно, но еще 7-8 лет назад таких деяний было совсем немного, уголовные дела носили единичный характер. Сейчас с каждым годом незаконных действий с использованием компьютерного оборудования становится все больше и больше.

    В нашей статье мы рассмотрим особенности преступлений в сфере компьютерной информации, постараемся разобраться – кто и при каких обстоятельствах подлежит уголовной ответственности за использование вирусных программ, распространение конфиденциальной информации и т.д.

    Борьба с киберпреступлениями в России

    Такие преступления тесно связаны с нарушением авторских прав. Каждая программа, созданная для той или иной модели ЭВМ (антивирус, драйверы) – продукт автора, владельца. Копирование и продажа дисков с этими программами, взлом защиты с целью завладеть идентификационным ключом – действия незаконные. С пиратством борются во всем мире, не является исключением и законодательство России.

    В последнее время набирает обороты мошенничество через интернет. Многие из нас сталкиваются с противозаконным списанием денег с кредитных карт, виртуальных счетов, оплатой покупок в сети от имени другого лица и т.д. Когда это связано с несанкционированным доступом к различным программам, действия подпадают под признаки уголовных преступлений, которые посягают на безопасность компьютерной информации. В то же время, не нужно не путать с такими посягательствами обычное мошенничество или другие преступления, совершенные с использованием интернета (без нарушения информационной безопасности).

    Приведем два примера.

    Пример №1 . Лаврова П.Р., тайно завладев банковской картой Склеровой Е.Н., решила через телефон последней похитить денежные средства со счета. Зная, что у Склеровой Е.Н. подключен СбербанкОнлайн, она ввела для входа в это приложение код, который получила по смс на телефон потерпевшей, и перевела на свою карту 10000 рублей. В данном случае действия Лавровой П.Р. должны быть квалифицированы по статье 158 УКРФ как обычная кража. В описании преступного деяния будет указан способ хищения – использование телефона потерпевшей и приложения, имеющегося в нем.

    Пример №2 . Матросов Е.К. длительное время продумывал план, как взломать программу номера 900 от Сбербанка, подыскивал способ как это сделать. Наконец, ему это удалось, он блокировал банк-систему, изменил настройки рассылки официального сервиса, в результате чего у 20 человек со счетов банка исчезли денежные средства на общую сумму более миллиона рублей. Поскольку Матросов Е.К. выполнил противоправные действия в сфере информационной безопасности с одновременным хищением денежных средств у клиентов банка, его действия были квалифицированы по двум статьям, одна из которых относится к составу компьютерного преступления.

    Незаконные посягательства на информационную безопасность можно условно разделить на два вида:

    1. противозаконные действия в отношении материальных носителей информации (заражение вирусом компьютера, приведение в негодность дисков или незаконное их копирование и т.д.);
    2. противозаконные действия по использованию самой информации (похищение конфиденциальных баз данных, уничтожение важной информации или сбыт личной информации, полученной в результате неправомерного доступа). Чаще всего такие преступления совершаются с использованием сети Интернет.

    В примечании к одной из статей УК РФ раскрывается само понятие компьютерной информации – это любые сведения в виде электрических сигналов, которые могут храниться и на компьютере, планшете, телефоне, и в интернете. В определенных ситуациях такие сведения могут находиться в оборудовании (например, на производстве), в бортовых системах (например, в самолете), в банкоматах и т.д.

    Расследованием преступлений в компьютерной сфере занимается специальный отдел «К» в полиции. По каждому из дел в обязательном порядке проводится компьютерная экспертиза, в рамках которой происходит техническое исследование содержимого различных устройств, оперативной памяти, определение айпи-адреса и его регистрационных данных и т.д.

    Выводы эксперта о незаконном нарушении информационной безопасности строятся на специально разработанных методиках отечественных и зарубежных ученых. Используя специальные познания в области техники, специалисты могут установить местонахождение пользователя ПК, его полные данные и время совершения противоправного деяния.

    Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации предусмотрена в главе 28 Уголовного Кодекса РФ, в ней содержится четыре самостоятельных преступления. Рассмотрим особенности квалификации по каждому из них в отдельности.

    Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ)

    Это один из часто встречающихся видов преступления в киберсфере. Информация, доступ к которой запрещен посторонним, может составлять государственную, банковскую, врачебную, служебную или иную тайну. Для невозможности посторонним лицам воспользоваться сведениями устанавливается специальная защита, особое программное обеспечение, система паролей и кодов.

    Несанкционированный доступ (то есть, получение возможности как минимум ознакомления) к любой охраняемой информации на компьютерах или носителях может стать основанием для привлечения в качестве обвиняемого, если это повлекло:

    • уничтожение данных (приведение системы в состояние, которое исключает ее использование по назначению);
    • блокировку (становится невозможным правомерный доступ к программе);
    • модификацию (внесение изменений в программу, в текст с информацией и др.);
    • копирование охраняемой информации (на любые носители: бумажный, флеш-карту и т.д.).

    Таким образом, ответственность по ст. 272 УК РФ допустима только в случае, если наступили вышеперечисленные негативные последствия. Если таких последствий нет, состава преступления не будет.

    Приведем пример.

    Пример №3 . В офисе компании мобильной связи работал юрист Репкин Е.Н., в обязанности которого входило юридическое сопровождение организации, не более. Но у него была личная проблема, не дававшая ему покоя – Репкин Е.Н. считал, что его жена ему изменяет. Выбрав удобное время, он подсмотрел логин и пароль, который вводил в специальную программу другой сотрудник. Используя полученные данные, он смог по фамилии абонента (своей жены) ознакомиться с детализацией звонков за тот период времени, который его интересовал. В данном случае Репкин незаконно получил доступ к конфиденциальной информации, хранящейся на компьютерном оборудовании компании, но ввиду отсутствия последствий, обязательных для квалификации по ст. 272 УК РФ, ответственности Репкин не понес.

    Пример №4 . Менеджер той же фирмы Андреев К.Е. по просьбе друга, используя свой персональный пароль и логин, вошел в эту же программу и распечатал детализацию третьего лица, передал лист другу. Такие действия противозаконны и уголовно наказуемы: детализация может быть предоставлена только лицу, которого она касается, по личному заявлению. Андреев не мог отказать близкому человеку в просьбе, но своими действиями он совершил сразу два преступления: неправомерный доступ к информации с последующим копированием и вмешательство в частную жизнь.

    Последствия преступления могут быть и в виде крупного ущерба (более одного миллиона), причиненного потерпевшему. По одному из дел было установлено, что руководитель частной организации, используя знания сотрудника в области ИТ-технологий, незаконно подключился к каналу интернет, обеспечивая менеджерам своего офиса довольно длительную (более 3-х лет) бесперебойную и бесплатную работу во всемирной сети. В результате таких действий был причинен ущерб на сумму свыше 2-х миллионов рублей.

    Стать обвиняемым по ст. 272 УК РФ может лицо, достигшее 16-летнего возраста. Преступление может быть совершено только умышленно – то есть, должны быть доказательства целенаправленных действий по использованию охраняемой информации.

    А вот относительно последствий в виде уничтожения, модификации и т.д. может прямого умысла и не быть. Например, когда киберпреступник допускает, что произойдет уничтожение данных и блокировка компьютерной системы, но относится к этому безразлично.

    Следует отличать ст. 272 УК РФ от нарушения авторских прав, хотя в некоторых случаях могут быть инкриминированы оба состава преступления: например, когда преступник использует вредоносный код, получает доступ к авторскому произведению, копирует его и впоследствии распространяет его от своего имени. Если же лицо не «взламывает» каких-либо программ и просто выдает себя за автора, предлагая другим продукт, скачанный из интернета, компьютерного преступления не будет.

    В статье 272 УК РФ есть три части, в зависимости от признаков преступления виновному может быть назначено следующее наказание:

    • ч. 1 – штраф до 200000 рублей, исправительные работы на срок до 1 года, ограничение свободы до 2-х лет, лишение свободы до 2-х лет – если отсутствуют дополнительные признаки преступления;
    • ч. 2 – штраф от 100000 до 300000 рублей, исправительные работы на срок от 1 до 2-х лет, ограничение свободы до 4-х лет, лишение свободы до 4-х лет – в том случае, если причинен ущерб на сумму более 1 миллиона рублей или деяние совершено из-за материальной выгоды;
    • ч. 3 – штраф до 500000 рублей с запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет (как правило, в области компьютерных технологий), ограничение свободы на срок до 4-х лет, лишение свободы на срок до 5 лет – в случае, если преступление совершено группой лиц, с использованием служебного положения (как в нашем примере про менеджера, передавшего другу детализацию);
    • ч. 4 – лишение свободы до 7-ми лет - в случае, если наступили тяжкие последствия или угроза таких последствий (например, опасности подвергались жизнь и здоровье людей, нарушена работа городского или междугороднего транспорта и т.д.).

    Создание вредоносных программ (ст. 273 УК РФ)

    Такой вид преступления в сфере компьютерной информации тоже распространен, есть множество примеров уголовных дел. Речь идет о намеренном создании таких компьютерных продуктов (программ, комбинаций), с помощью которых можно:

    • блокировать;
    • уничтожить;
    • модифицировать;
    • копировать информацию, безопасность которой охраняется. Кроме того, создатель таких вредоносных программ может преследовать цель отключения защиты, которая специально установлена в целях обеспечения безопасности тех или иных сведений.

    Примерами таких программ могут быть вирусные «черви», троян, кейлоггеры, вирус-сканеры и т.д. Их создание может быть выражено не только в изготовлении и полной подготовке к работе, но и в чертеже схемы, на основе которой предполагается использовать вредоносные системы, а также в написании алгоритма, при введении которого наступит одно из последствий, указанное выше.

    Важно знать, что при ненаступлении перечисленных последствий состав преступления все равно будет иметь место. В отличие от ст. 272 УК РФ, для ответственности здесь не требуется, чтобы компьютерная система была уничтожена, модифицирована и т.д. Для состава преступления по ст. 273 УК РФ необходимы доказательства, что вредоносные компьютерные продукты создавались с целью уничтожения, блокировки сетей. Для этого, как мы уже упомянули, назначается компьютерно-техническая экспертиза.

    Иными словами, если по каким-то причинам (например, своевременное вмешательство правоохранительных органов) не позволило заразить и уничтожить данные пользователей, то есть преступник своей цели не достиг, он все равно будет привлечен к уголовной ответственности, поскольку наступление последствий для данного вида киберпреступления не обязательно.

    Уголовно-наказуемым действием по ст. 273 УК РФ является не только создание, но и распространение или использование вредоносных программ.

    Пример №5 . Карасев Е.П. понес наказание за создание специальной программы-спама, с помощью которого он взламывал страницы одной из социальных сетей. При этом настройки вредоносного спама были такими, что пользователи, зашедшие на «зараженную» страничку, тоже «приносили» в свой компьютер вирус. Таким образом, Карасев Е.П. был привлечен не только за создание вредоносной программы, но и за ее использование и распространение.

    Кстати, пожаловаться на взлом аккаунта следует в администрацию соцсети, и сделать это надо как можно быстрее, чтобы предотвратить распространение вируса по другим страницам. Если из-за вируса вы потеряли важные данные, рекомендуем обязательно обращаться в полицию. В ситуации, когда одновременно произошло вмешательство в вашу частную жизнь (украдены снимки, скопирована переписка), нужно обращаться с заявлением в Следственный комитет РФ. В таких случаях расследованием и киберпреступления, и нарушения неприкосновенности частной жизни займется СК.

    Признать виновным человека по данной норме уголовного законодательства можно только при наличии доказательств прямого умысла, если он достиг 16-летнего возраста.

    Лицу, виновному в совершении деяния по ст. 273 УК РФ, может быть назначено следующее наказание:

    • ч.1 – ограничение свободы на срок до 4-х лет , лишение свободы на срок до 4-х лет со штрафом до 200000 рублей (при отсутствии дополнительных квалифицирующих признаков);
    • ч. 2 – ограничение свободы до 4-х лет, лишение свободы на срок до 5-ти лет со штрафом от 100000 до 200000 рублей, с лишением права заниматься деятельностью в сфере компьютерных технологий – в случае, если преступление совершено группой лиц, с причинением ущерба более 1000000 рублей, с использованием служебного положения или с целью личной выгоды (чаще всего – материального характера).

    При определенных обстоятельствах создание вредоносных программ ненаказуемо. Речь идет о специалистах, чья профессиональная деятельность связана с разработкой антивирусов нового поколения. Чтобы усовершенствовать технологии защиты, в некоторых случаях им необходимо создавать вирусы, чтобы знать, как от них защититься. Такого рода специалисты освобождены от уголовной ответственности, если организация, в которой они трудятся, обладает соответствующей лицензией на такого рода деятельность.

    Таким образом, квалификация преступлений в компьютерной сфере, предусмотренная ст. 272 и 273 УК РФ, может быть только в случае, если лицом выполнены определенные действия. В такой форме, как бездействие, эти преступления выражаться не могут.

    Нарушение правил хранения компьютерной информации (ст. 274 УК РФ)

    Данный вид преступления может быть и бездействием. В ст. 274 УК РФ предусмотрена ответственность должностных лиц, на которые возложены обязанности по правильному:

    • хранению;
    • эксплуатации (использованию);
    • обработки;
    • передачи компьютерной информации.

    В статье не отражены требования, которые должны быть соблюдены теми или иными должностными лицами. В каждом конкретном деле нужно обращаться к федеральным законам, должностным инструкциям, уставам, в которых подробно указан порядок обращения с информацией.

    Примерами ненадлежащего хранения, обработки компьютерной информации могут быть уголовные дела в отношении сотрудников избиркома, оборонной промышленности, организаций телефонной и интернет-связи, неправильно использующих закрытые для общего доступа сведения и т.д.

    Преступление по ст. 274 УК РФ может быть совершено как умышленно, так и неосторожно.

    Пример №6 . Специалист, разработавший новый вирус для создания новейшего противовирусного обеспечения, нарушил должностную инструкцию и забрал домой на выходные флешку с опасным изобретением, что строжайше запрещено. Дома сын разработчика, не зная о том, что находится на носителе, случайно отнес его в школу на урок информатики. В результате нарушений хранения информации наступили последствия – школьная компьютерная система вышла из строя, восстановлению не подлежала, причинен ущерб более 1000000 рублей. Здесь нет прямого умысла специалиста на повреждение программы школы, небрежное отношение к своим обязанностям привело к таким негативным последствиям, и ответственность должна наступить.

    Из примера видно, что наступление последствий в виде уничтожения, модификации и т.д., с одновременным причинением ущерба на сумму более одного миллиона рублей являются обязательными признаками привлечения по ст. 274 УК РФ. Если такие последствия не наступили, состава преступления не будет.

    Виновному лицу может быть назначено следующее наказание:

    • по ч. 1 – штраф до 500000 рублей, исправительные работы от полугода до года, ограничение свободы на срок до 2-х лет, лишение свободы на срок до 2-х лет (при отсутствии признака «наступление тяжких последствий»;
    • по ч. 2 – лишение свободы на срок до 5 лет (если наступили тяжкие последствия или возникла угроза их наступления – смерть людей, дезорганизация предприятий, заводов и т.д.).

    Воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ (ст. 274.1 УК РФ)

    Данная статья относительно новая, введена в действие летом 2017 года. Необходимость в ней возникла в связи с участившимися случаями кибератак на компьютерные системы государственного масштаба, повреждение которых может привести к сбоям в обороноспособности и в работе по управлению государством.

    В статье 274.1 УК РФ объединены различные формы совершения компьютерных преступлений: неправомерный доступ, создание вредоносных программ и т.д., с той разницей, что все эти действия совершаются относительно критической информационной инфраструктуры страны. Поскольку данный состав преступления подразумевает угрозу безопасности государства и населения, расследованием таких дел занимаются сотрудники ФСБ. Наказание может достигать 10 лет лишения свободы.

    Уголовная ответственность в информационной сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

    Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка".

    Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации.

    Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей.

    Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается.

    Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям.

    При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

    Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

    Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных.

    Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ.

    Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

    Статья 158 "Кража". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

    Статья 159 "Мошенничество". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

    Статья 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

    Помните, что "Уголовная ответственность в информационной сфере" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

    под информационным преступлением следует по­нимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уго­ловным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в облас­ти информационных правоотношений.

    Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которо­го начинается уголовная ответственность. За информационные пре­ступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения пре­ступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совер­шение которого подлежат уголовной ответственности лица, достиг­шие 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

    Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, защиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Дей­ствующее законодательство содержит группу норм, предусматриваю­щих уголовную ответственность за информационные преступления.

    Уголовная ответственность за правонарушения в информацион­ной сфере определяется рядом статей Уголовного кодекса Россий­ской Федерации, расположенных в различных разделах и главах. Они приведены в приложении 2 учебного пособия.

    В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема инфор­мационных отношений, подлежащих специальной охране, выделе­ны отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие обще­ственно опасными деяниями конкретные действия в сфере компь­ютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение.

    К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к ком­пьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распро­странение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

    В главе 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» предусмотрена ответственность: за нарушение уста­новленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) и правил защиты информации (ст. 13.12);

    за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13);

    разглаше­ние информации с ограниченным доступом (ст. 13.14);

    злоупотреб­ление свободой массовой информации (ст. 13.15);

    воспрепятствова­ние распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);

    нарушение правил распространения обязательных сооб­щений (ст. 13.17);

    нарушение порядка представления статистиче­ской информации (ст. 13.19);

    нарушение правил хранения, ком­плектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20);

    нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21);

    нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22);

    нарушение по­рядка представления обязательного экземпляра документов, пись­менных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).

    Административная ответственность за нарушение информаци­онного законодательства в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.

    Согласно 3.2 КоАП РФ за совершение административных пра­вонарушений могут устанавливаться и применяться следующие ад­министративные наказания:

      предупреждение;

      административный штраф;

      возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;

      конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения;

      лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

      административньгй арест;

      административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного гражданина или лица без гражданства;

      дисквалификация.

    Юридическая ответственность реализуется с учетом специфических методов информационного права при возникновении конфликтных противоправных ситуаций. Положения об ответственности за правонарушения в сфере информации содержатся в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

    В указанной статье используется термин "разглашение информации", который, по сути, обозначает ее распространение.

    В сфере гражданско-правовой ответственности за незаконное распространение и использование информации также произошли определенные изменения. Во-первых, в ч. 2 ст. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлена возможность требовать компенсации морального вреда, причиненного таким правонарушением. Здесь следует иметь в виду правила ст. 151 ГК РФ: "если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда" и п. 2 ст. 1099 ГК РФ: "моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом". Таким образом, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяет требовать компенсации морального вреда, если незаконным распространением и использованием информации были нарушены не только неимущественные, но также и имущественные права гражданина (физического лица). Однако подобный иск в любом случае может быть удовлетворен только при наличии вины правонарушителя (если нет распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию - ст. 1100 ГК РФ) .

    Административная ответственность устанавливается за нарушение определенных правил поведения. В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за:

    • - нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1);
    • - нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5);
    • - изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах (ст. 5.12);
    • - умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14);
    • - непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);
    • - непредставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25);
    • - нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36);
    • - отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39);
    • - незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53);
    • - сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);
    • - невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);
    • - сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременном массовом заболевании животных (ст. 10.7);
    • - самовольная установка или эксплуатация узла проводного вещания (ст. 13.1);
    • - воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);
    • - нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17);
    • - воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18);
    • - нарушение порядка предоставления статистической информации (ст. 13.19);
    • - непредставление информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6) и др.

    Таким образом, КоАП РФ вводит новые составы административного правонарушения, практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ о СМИ. Речь идет, в частности, о таких правонарушениях, как пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13).

    Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в частности за отказ от контррекламы и ненадлежащую рекламу (ст. 14.3) КоАП РФ устанавливает для юридических лиц на уровне от четырехсот до пятисот МРОТ. Кроме ответственности за данный состав, КоАП РФ вводит еще один, также имеющий отношение к Федеральному закону "О рекламе". Согласно КоАП РФ, использование государственных символов (флага, герба, гимна) в нарушение установленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ (ст. 17.10).

    Изменения в избирательном законодательстве затрагивают и круг субъектов такого правонарушения, как "непредставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации" . Дело в том, что данная обязанность возлагается не только на государственные и муниципальные СМИ, но и на частные СМИ. Поэтому, при проведении выборов любого уровня, к ответственности за ее невыполнение привлекаются все СМИ, независимо от того, к какой форме собственности оно относится. Административный штраф налагается на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.

    Рассмотрим теперь административную ответственность за нарушение права на получение информации. Согласно ст. 38 Закона РФ о СМИ, граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

    В КоАП РСФСР отсутствовала ответственность за отказ в предоставлении редакции СМИ информации. В связи с чем единственно возможными видами ответственности за эти действия являлись дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность.

    В соответствии с КоАП РФ нарушение права на поиск и получение информации является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Процедура подачи запроса информации и получения ответа редакцией СМИ подкреплена административной санкцией за отказ либо несвоевременное представление информации, как установлено ст. 5.39 КоАП РФ. Размер штрафа установлен в размере от пяти до десяти МРОТ, т.е. является достаточно низким.

    Объективная сторона данного правонарушения, установленная КоАП РФ, практически аналогична объективной стороне преступления ("отказ гражданину в предоставлении информации" - ст. 140 УК). Отличие между ними составляет наличие (отсутствие) такого элемента, как причинение вреда правам и законным интересам гражданина (при преступлении он всегда присутствует). Поэтому отграничение административного правонарушения от преступления с аналогичным составом происходит именно по объективной стороне, а именно - причинению вреда.

    Иное правонарушение - демонстрирование фашистской атрибутики или символики карается административным штрафом в размере от пяти до десяти МРОТ с конфискацией фашистской атрибутики или символики или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3). Примечательно, что как установлено КоАП РФ, привлечение к ответственности возможно только в случае, если целью демонстрации была пропаганда такой атрибутики или символики. При данной оговорке положительное решение вопроса о привлечении к ответственности может быть принято, если доказано наличие цели демонстрации фашистских символов. Однако, только по итогам правоприменительной практики - в отсутствие соответствующей конкретизации в законодательстве - можно будет судить о том, в каких случаях демонстрация будет признаваться целенаправленной. Опять же, подобная ситуация может негативно отразится на взаимоотношениях редакций СМИ с правоприменительными органами.

    За действия, образующие три состава административных правонарушений, КоАП РФ предусмотрена ранее отсутствовавшая ответственность. К таким действиям относятся: воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания (13.16); нарушение правил распространения обязательных сообщений (13.17); воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (13.18). Необходимость установления ответственности за действия, которые описаны в составах этих правонарушений, вытекает из ст. 60 Закона РФ о СМИ. Последний был принят, как известно, в конце 1991 года. Таким образом, потребовалось более 15 лет для того, чтобы эта норма перестала быть бланкетной, и появились основания для привлечения к административной ответственности за данные действия.

    Ответственность за следующий состав административного правонарушения - нарушение правил распространения обязательных сообщений - заключается в наложении административного штрафа на граждан - от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ. Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех карается наложением административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

    Не подверглись существенным изменениям такие составы административных правонарушений, как нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (13.21) и нарушение порядка объявления выходных данных (13.22). В отношении первого можно отметить, что отныне нарушением порядка распространения признается распространение продукции СМИ не только незарегистрированного, но также и СМИ, не прошедшего перерегистрацию. Наложение взыскания возможно и на основании факта изготовления или распространения продукции СМИ после решения о прекращении или приостановлении выпуска СМИ в установленном порядке. За данное правонарушение административный штраф может налагаться на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения. Что же касается ответственности за нарушение порядка объявления выходных данных, то здесь корректировка была проведена в отношении размера штрафов. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.

    Отсюда следует, что при административном судопроизводстве могут быть наложены следующие виды административных взысканий:

    • - предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносимого в письменной форме;
    • - административный штраф - денежное взыскание;
    • - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию;
    • - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • - лишение специального права;
    • - административный арест;
    • - административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • - дисквалификация - лишение права занимать руководящие должности в исполнительных органах управления юридических лиц;
    • - административное приостановление деятельности.

    Статья 17 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" устанавливает, что физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований указанного Закона в отношении исключительных прав правообладателей, в т.ч. ввозит в РФ экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителем авторскогоправа . Контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторского права, а также экземпляры охраняемой в РФ в соответствии с настоящим Законом программы для ЭВМ или базы данных, ввозимых в РФ из государства, в котором эта программа для ЭВМ или база данных никогда не охранялись или перестали охраняться законом.

    В соответствии со статьей 18 этого же Закона автор программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать:

    • - признания прав;
    • - восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
    • - возмещения причиненных убытков, в размер которых включается сумма доходов, неправомерно полученных нарушителем;
    • - выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда, арбитражного или третейского суда сумме от 5000-кратного до 50000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в случаях нарушения с целью извлечения прибыли вместо возмещения убытков;
    • - помимо возмещения убытков или выплаты компенсации по усмотрению суда или арбитражного суда может быть взыскан штраф в размере десяти процентов от суммы, присужденной судом или арбитражным судом в пользу истца, в доход республиканского бюджета РФ;
    • - принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

    За защитой своего права правообладатели могут обратиться в суд, арбитражный или третейский суд, который может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и об их уничтожении либо о передаче их в доход республиканского бюджета РФ либо истцу по его просьбе в счет возмещения убытков.

    Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации. Непосредственный объект трактуется, исходя из названий и диспозиций конкретных статей. Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается .

    Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям. При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов, отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения: сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

    Из всех признаков субъективной стороны значение будет иметь только один - вина. При этом: исходя из ч. 2 ст. 24 УК РФ, для всех преступлений данного вида необходимо наличие вины в форме умысла, и лишь два квалифицированных состава предусматривают две ее формы, умысел по отношению к деянию и неосторожность в отношении наступивших общественно опасных последствий. Факультативные признаки субъективной стороны так же, как и в вопросе о стороне объективной, не будут иметь значения для квалификации преступления. Так, мотивами совершения таких деяний чаще всего бывают корысть либо хулиганские побуждения, но могут быть и соображения интереса, чувство мести, не исключено совершение их с целью скрыть другое преступление и т.д. Естественно, что особую трудность вызовет проблема отграничения неосторожного и невиновного причинения вреда, что связано с повышенной сложностью и скрытностью процессов, происходящих в сетях и системах ЭВМ .

    Субъект нескольких составов является специальным. В остальных случаях им может стать, в принципе, любой человек, особенно если учесть всевозрастающую компьютерную грамотность населения. Ответственность за преступления против компьютерной безопасности наступает с 16 лет (ст. 20 УК).

    Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

    Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных .

    Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно ст. 138 УК РФ, устанавливающая, что наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет; ст. 158 УК РФ, определяющая, что наказание за кражу предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом; ст. 159 УК РФ, устанавливающая в худшем случае наказание за мошенничество в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового; ст. 165, устанавливающая за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием наказание в худшем случае в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

    Статья 140 УК РФ предусматривает наступление ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации. Так как Конституцией РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц предоставить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), то Уголовный кодекс РФ установил ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации.

    Предусмотренное ст. 140 УК РФ преступление заключается в следующем: в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию либо в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Отказ является неправомерным, если он противоречит требованиям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме: устно, письменно, а также путем бездействия. Предоставление неполной информации означает ознакомление гражданина не со всеми документами и материалами, затрагивающими его права и свободы. Под предоставлением заведомо ложной информации имеется в виду сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными . Кроме того, обязательными признаками состава преступления здесь являются: во-первых, причинение вреда правам и законным интересам граждан. Во-вторых, субъектом данного преступления может быть только должностное лицо, которое в силу занимаемого им положения располагает или может располагать информацией, затрагивающей права и свободы конкретного гражданина.

    Статья 237 Уголовного кодекса РФ предусматривает наступление ответственности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

    Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении. Под искажением понимается предоставление заведомо ложных либо неполных сведений, вводящих заинтересованные лица в заблуждение относительно наличия и размеров опасности для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды.

    Характерными признаками данного преступления являются: во-первых, совершение его с прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого. Во-вторых, субъектом преступления может быть как должностное лицо, так и не должностное (например, владелец или собственник информационных ресурсов и систем), обязанное обеспечивать население соответствующей информацией. В-третьих, скрываемая или искажаемая информация должна быть документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Очевидно, что сокрытие различных предположений, слухов, чьих-то мнений и т.п. не образует состава преступления.

    Статья 287 УК РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ или уклонение от предоставления информации либо предоставление заведомо неполной или ложной информации вышеуказанным органам, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.

    Отличительным признаком данного состава является то, что субъектом преступления может быть должностное лицо, причем такое, на которое возложена обязанность по предоставлению информации в перечисленные государственные органы.

    Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.

    Гражданско-правовая ответственность (ч. 2 ст. 139 Гражданского кодекса) - ответственность за нарушение нормативно регулирующих информационно-имущественных отношений (исключительные права в авторском праве), а также возмещение морального вреда и имущественного вреда в случае разглашения порочащих сведений.

    При предъявлении при регистрации требований, не предусмотренных в Законе о СМИ, нарушителем законодательства о СМИ выступают регистрирующие СМИ органы. Они будут нести гражданскую ответственность в случае причинения вреда в связи с незаконными действиями в соответствии со ст. 1069 ГК РФ.

    Особо следует выделить ответственность в области массовой информации:

    1) ответственность за распространение запрещенной рекламы.

    Заведомо ложная реклама умышленно вводит потребителя в заблуждение. Другими словами, заранее зная о недостоверности сведений о рекламируем товаре, рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) все же эти сведения дает, производит или, соответственно, распространяет.

    Рекламодатель несет ответственность за содержание информации, которая передается в рекламном сообщении . Рекламопроизводитель несет ответственность за этап подготовки рекламы - в том случае, если он совершил какую-то ошибку в этом процессе, скажем, перепутал слова местами, добавил "не" либо, наоборот, убрал "не" в рекламном сообщении.

    Рекламораспространитель несет ответственность в той части, которая имеет отношение, прежде всего к месту, времени и средству размещения рекламы. Если рекламу определенных товаров нельзя распространять в дневное время, естественно, ответственность за нарушение этого положения несет рекламораспространитель, если рекламу каких-то товаров нельзя распространять вблизи детских учреждений либо церквей и т.п., то за нарушение этого также несет ответственность рекламораспространитель (ст. 38 Закона "О рекламе").

    Не отвечая за достоверность содержания рекламы, редакции средств массовой информации, тем не менее, имеют право требовать от рекламодателя предъявления документальных подтверждений истинности характеристик рекламируемого товара. Однако, редакции не нарушают закон и не несут ответственности, если не воспользуются этим правом. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара (будь-то недвижимость, оружие, медикаменты или другое), а также при рекламе самого рекламодателя, рекламораспространитель обязан потребовать предъявления, а рекламодатель - предоставить лицензию, либо ее надлежащим образом заверенную копию. Заметим, что производство и реализация большой части товаров и услуг, которые рекламируются, требуют в нашей стране лицензии - лицензии на сделки с недвижимостью, лицензии на туристические и банковские услуги, лицензии на торговлю табаком и алкоголем и так далее.

    Получается, что все, что можно производить, все услуги, которые можно оказывать только после получения лицензии, и рекламировать можно только после ее получения. Если вы хотите рекламировать оружие, то сначала нужно получить лицензию на производство оружия, а потом уже рекламировать оружие. На самом деле, это не так уж просто, ведь возможна ситуация, когда хотят рекламировать магазин еще до того, как его построят и откроют. Но это невозможно до получения лицензии на право торговли.

    В газетах и журналах на последней странице часто публикуют объявления о том, что редакция не несет ответственности за содержание публикуемых в номере рекламных сообщений. На самом деле это объявление от ответственности в качестве рекламораспространителя еще ни одну редакцию не освобождало и не освободит. Редакция обязана, даже при получении уже готовой рекламы от уважаемого рекламодателя, убедиться в соблюдении в этом рекламном сообщении положений закона. Редакция не должна проверять правильность указанного в рекламе телефона, адреса, не должна посылать корреспондента, чтобы проверить, действительно ли товар имеется в продаже, но редакция должна убедиться в наличии у рекламодателя всех необходимых лицензий. Редакция также должна проверить, чтобы рекламные сообщения не нарушали положений Конституции и других законов нашей страны. Например, если в тексте рекламе есть слова, которые подрывают устои государственного строя, то за распространение этой рекламы несет ответственность и редакция распространившего ее СМИ .

    Следующий вид нарушения законодательства о СМИ - скрытая уступка лицензии. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о СМИ при установлении комиссией по телерадиовещанию факта скрытой уступки лицензии лицензия аннулируется.

    Незаконное изготовление продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 КоАП РФ.

    Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо установление незаконных ограничений на розничную продажу периодического печатного издания влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.16 КоАП РФ.

    Незаконное распространение продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 КоАП РФ.

    Осуществление вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий влечет административную либо уголовную ответственность.

    Предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (ст. 14.1 КоАП РФ).

    За нарушение правил распространения обязательных сообщений предусмотрена административная ответственность (ст. 13.17 КоАП РФ).

    Нарушение порядка объявления выходных данных влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 13.22 КоАП РФ.

    Создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.18 КоАП РФ.

    • 2. Целями защиты информации являются:
    • 1) Предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты и подделки информации.
    • 2) Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, копированию и блокированию информации.
    • 3) Реализация права на государственную тайну и конфиденциальную информацию.

    На основании ст. 16 Закона об информации, защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

    Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.

    В случае нарушения прав и законных интересов лица в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае, если этим лицом не принимались меры по соблюдению конфиденциальности информации или были нарушены требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

    Режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, указанных мер. Несоблюдение обладателем обязанности по введению режима коммерческой тайны ведет к невозможности привлечения к ответственности лиц, разгласивших такую информацию.

    • 3. Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
    • 1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
    • 2) если они получены от информационных агентств;
    • 3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
    • 4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
    • 5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
    • 6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации.

    Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации, в т.ч. подпадающем под действие ст. 24 Закона, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов .