Любителям средневековой истории хорошо известно о периоде, когда в Центральной Европе свирепствовала чума, уносящая жизни и подрывающая экономику. Игра Агрикола переносит в то время. Не придется выходить даже из своей квартиры. Вы окажетесь примерно в 17 столетии, когда страны постепенно начали восстанавливаться и выжили только за счет фермерского хозяйства.

В целом, эта стратегическая игра понравится как детям, так и взрослым. В неё можно играть как в одиночку, так и вшестером. Уровень сложности оценивается выше среднего. Для того, чтобы набрать определенное количество баллов, необходимо проявить сообразительность, коммуникабельность и навыки планирования. Вы переноситесь в крестьянский быт конца 17 века. Создатель не думал над разработкой забавы слишком долго. Он сделал ее всего лишь за 3 месяца, а получилось так, что она на протяжении нескольких лет занимает позицию одного из мировых бестселлеров. Множество мировых наград подтверждают то, что люди считают Агриколу интересной, увлекательной и захватывающей.

От партии требуется сосредоточенность, стратегическое мышление, а иногда и коммуникабельность. Играть можно на протяжении 180 минут, в зависимости от количества участвующих. Разобравшись в несложных правилах, каждый из участников получит от забава неописуемое удовольствие. При этом, ничего сложного делать не придётся. Главное, создать свое приусадебное хозяйство, развить его, родить детей, а также развести животных и вспахать поля. За каждое из подобных достижений участник получает определенное количество баллов. Именно они позволят ему выиграть в конце.

Нужно начитать все с нуля. Сначала строится маленькая изба, засеивается пустующее поле, а дальше все это развивается и совершенствуется. Но забывать о недавнем голоде не стоит. Ведь если не усердствовать, все может повториться. Работа будет трудная, копотливая, опасная.

Игра "Агрикола" перенесет вас в 17 столетие

Теперь ты фермер

Игра Агрикола делает из каждого участника настоящего фермера. За всю историю семейных настольных забав она одна из лучших. До сих пор она занимает в своем сегменте лидирующие позиции по продажам и мировым рейтингам. За все время ее существования ее наградили 30 медалями.

Но эта игрушка поставляется не в оригинальной коробке. В последней не 360 карт (в новой 120) и действия начинались с алгоритма. Теперь же участники могут использовать карточки в виде планшетов. Значительно изменился дизайн как поля, так и ресурсов. То есть сейчас тут все усовершенствовали и улучшили.

Агрикола является увлекательным приключением, которое поможет почувствовать себя настоящим фермером. Ролевой персонаж будет стараться прокормить семью, создать ресурсы, развить свое хозяйство. Тут есть ячейки с действиями, но ещё игрок должен обменивать ресурсы на недостающие, собирать урожай, рожать детей, стремиться превратить свою двухкомнатную избу в фермерское поместье. У него должно получиться жильё из камня, вокруг которого расположено много полей и хлевов.

Поставляется коробками с такими компонентами:

  1. Карта, которая выступает главным планшетом и собирается как пазл;
  2. Дополнения таблицей, при помощи которых подсчитываются очки;
  3. Карты, на которых нарисованы фермы;
  4. Особые улучшения;
  5. Жетоны комнат и полей, выполненные квадратными для того, чтобы их можно было быстрее и проще ставить на основное поле;
  6. Дополнительные жетоны, для шести участников;
  7. Еда в количестве 44 штуки;
  8. 120 карточек;
  9. 10 маркеров товаров;
  10. Три подсказки.

Тут есть правила, блокнот, разные наклейки, дополнительные приложения, фишки из экологически-чистого дерева.

Комплектация

Что можно делать

В игре действия делятся на два типа. Это может быть расход, а также добыча ресурсов. Выполняя их, фермер сможет расширять и создавать свое приусадебное хозяйство. Он должен стараться вспахивать и засеивать свой участок зерном, овощными культурами, разводить животных. Он может покупать и размножать коров, свиней, овец.

Правилами предусмотрены различные задания, дающие дополнительные баллы и преимущества. Одной из основных задач является расширение дома и его перестройка, возведение ограды, специализированного хлева, подходящего для домашнего скота.

Дом перестраивается сначала в деревянное помещение, потом в глиняную мазанку, а дальше его можно сделать каменным. В процессе из двух комнат можно сделать несколько, достроить их. Не стоит забывать о потомстве. После того, как дети вырастут, они тоже будут помогать по хозяйству.

Игровое поле и основные компоненты

Война за ресурсы

Настольная игра Агрикола (Agricola) состоит из 14 раундов. Каждый участник должен постараться провести уровень, используя всё по максимуму. Постоянно развиваться не получится, ведь может не доставать ресурсовю. Соперники будут стараться составить высокую конкуренцию.

В правилах есть понятие, которое называется временем урожая. Этот период позволит семье чувствовать себя уверенно, есть досыта. В игровой банк на каждого члена семьи необходимо сдать по 2 единиц еды, чтобы продолжить свой путь. Если же этого недостаточно, участник получает штрафные очки. Они будут высчитываться в конце игры, при подсчете финальных баллов. Нужно стараться развивать и улучшать хозяйство, а добывать еду, то есть, кормить свою семью.

Поле в сборе

Какие ресурсы бывают

В игре несколько видов ресурсов. Но главных из них два. Речь идет о выращивании зерна и разведении животных. В первом случае, культуры необходимо создавать самостоятельно. Сначала вскапываются грядки на выбранном участке. Далее, после того, как зерно вырастает, нужно построить плитку и испечь хлеб.

Для того, чтобы разводить животных, необходимо установить загоны, а далее хлева. Разводить можно коров и свиней. Для их разделки строится большая кухня.

Главные ресурсы - разведение животных и выращивание зерна

Как можно всё улучшить

За всю игру, участникам может попасться карта под названием карт улучшения. О том, какую постройку или ресурс с ее помощью можно сделать лучше, свидетельствует пометка в правом верхнем углу. Внизу расписан возможный эффект. Улучшить получится колодец, очаг, печь, гончарную мастерскую, а также другие постройки. Использовав подобный бонус, можно получить дополнительные баллы. Они позволят выиграть у соперников.

Всё вырастили, можно и детей рожать

После проведения основных улучшений и в момент, когда игрок понимает, что он может прокормить не только себя и своего мужа/жену, но и дополнительное число участников, он может заводить детей. Ребёнок впоследствии будет помогать на ферме, поле. То есть, без него семья фермеров считается неполной.

Игровой процесс

Дипломатия тоже важна

Играя в настолку, необходимо разделить свои фермерские обязанности. Каждый из участников должен подумать, как управлять ресурсами и нанимать дополнительных работников, если позволяют финансы. Дефицит ресурсов ощущается очень остро в самом начале процесса, а также в любое другое время. Для того, чтобы прокормиться, можно обменивать ресурсы у других участников. Поэтому тут понадобятся навыки дипломатии. С соседями необходимо дружить.

Можно нанять дополнительных работников, если позволят финансы

Кому понравится

Эта настольная игра понравится людям, любящим экономические стратегии, просчитывающим каждый последующий шаг. В неё могут участвовать дети от 12 лет для того, чтобы они смогли полностью насладиться процессом, вникнуть во все правила.

Подойдёт она также тем, кто только начинает знакомиться с настольными играми.

Рекомендуем приобретать ее в качестве подарка друзьям, близким, знакомым. А ещё, она будет не лишняя в семье, проводящий много времени вместе. Если вечером выдастся свободная минутка, можно сделать его на самом деле увлекательным.

В игру "Агрикола" понравится играть как детям, так и взрослым

Правила игры

На самом деле, играть в данную настолку несложно. Ее правила простые и понятные для восприятия. Именно поэтому в неё могут играть даже дети, которым исполнилось по 12 лет. Тем, кто впервые взял в руки коробку, рекомендуем для начала прочитать инструкцию. Тут есть целых два тома правил, которые нужно изучить.

Единственное, что стоит отметить, это то, что каждая семья будет жить исключительно для себя, развивать свое хозяйство. Взаимодействие с другими игроками сводится к обмену ресурсов. Но, помочь сопернику или нанести ему вред практически невозможно.

Вне зависимости от того, сколько будет участников, правила игры практически не меняются. В неё можно играть даже в одиночку. Различие заключается исключительно в стартовых ячейках, на которые придется встать на стартовой прямой. В целом же, карты, профессии, улучшение не меняются.

Структуру хода можно разделить на несколько фаз. Первая из них называется подготовкой. Участник должен взять верхнюю карту, на которой расписано действие. Он кладет ее в ячейку и выполняет то, что на ней написано в несколько этапов. В первом раунде их 4, во втором количество сокращается до 3, но в третьем увеличивается до 6, а в четвёртом он вообще один.

Основным этапом является рабочая фаза. На ячейку с действием размещается родственник. Если персонажа, который является помощником, нет, этот этап пропускается. Далее все действия делятся между родственниками. После того, как они сделали всё необходимое, их помещают обратно в ячейки.

Последняя фаза заключается в сборе урожая. Необходимо собирать то, что выросло на полях, кормить членов семьи, разводить животных. Но, данный этап есть не во всех раундах.

Теперь о каждой фазе немного подробнее.

Подготовка к игре

Прежде, чем приступать к партии, необходимо подготовить все нужные для неё компоненты. Делается это довольно просто. Участник выбирает цвет либо самостоятельно, либо при помощи жеребьевки и берёте личный планшет игрока. Два родственника размещаются в разные комнаты избы.

При помощи остальных доступных игровых участников создается так называемый запас. Дальше формируются жетоны, которые укладываются в стопки. Они двухсторонние, поэтому подходят как для каменного дома, так и для мазанки или избы.

Так выглядит личный планшет игрока

Потом нужно собрать поле. Выглядит она как пазл. Играть можно будет в любой части партии. Заключительная часть, в которой будут учитываться очки, присоединяется к основному экрану с дополнительными действиями. В процессе могут понадобиться дополнительные планшеты, на которых расписаны возможные действия. Определитесь сразу, будете ли вы их использовать.

Потом нужно будет взять:

  1. Карту для особых улучшений. Она располагается на тематическом планшете в определенной последовательности;
  2. Карту простых улучшений. Она сделана оранжевого цвета. В колоде их несколько. Поэтому их необходимо перетасовать. Каждому участнику раздается по 7 штук;
  3. Карту профессии. Их также несколько, поэтому формируется колода. При этом учитывается количество участников. На данном прямоугольнике есть пометки, позволяющие создать стопку. Если участвовать будет всего 2 человека, необходимо выбирать карты 1+. Для трех к 1+ добавляется 3+. Четырем людям понадобится весь набор. Каждый получает по 7 штук.

Из карт действий также формируется колода. После того, как всё это будет сделано, необходимо выбрать начинающего. Он получает два жетона еды и соответствующую карту.

Остальные участники могут взять по 3 жетона еды. В это же время, по кучкам располагаются все виды животных, строительные материалы, жетоны с едой. Рекомендуем располагать их рядом с полем для того, чтобы играть было удобно.

Далее

После определения начинающего игрока, порядок действий передается по часовой стрелке. Участники один за другим должны поставить родственников в ячейку действий до того момента, пока каждый не будет готов к началу.

Процесс игры

Первым действием необходимо построить ферму. На поле выставляется родственник. Игрок должен задуматься о том, построить ли ему ли ему дом или хлев. После оплаты определённого количества ресурса, он добавляется на игровой планшет.

Например, участник решил достроить избу и заплатил за две комнаты. Последние пристраиваются к уже установленным. То есть, между размещенными в самом начале помещениями и приобретенными, промежутка на поле быть не должно.

Интересный нюанс. Если в комнатах присутствуют родственники, дополнительные метры пристраивать нельзя. Но, во втором этапе может попасться карта под названием перепланировка дома. Тогда, вне зависимости от того, находятся ли люди в жильё или нет, можно уплатить фиксированное количество ресурсов и сделать из дома мазанку или каменную постройку. Достроенные комнаты также заменяются новыми. Рекомендуется построить как можно больше подобных помещений, ведь в каждой из них могут жить родственники. Они являются помощниками на ферме. Поэтому от их количества зависят действия участника, которые он может производить за один раунд. Всего может быть 5 комнат. То есть, количество родственников ограничено пятью людьми.

Хлев строится на пустых ячейках. Одно строение продолжает другое. Его можно не соединять с аналогичными постройками. То есть, располагать их можно на любом пространстве. Всего их существует 4.

(лат. — земледелец) — это настолка о нелёгких фермерских буднях, придуманная Уве Розенбергом, немецким игроделом, известным благодаря таким играм как Bohnanza , Mamma Mia! , Le Harve и, конечно же, сама Agricola .

Игра повествует о жизни европейских фермеров времён XVII века и предлагает взять на себя управление небольшим семейством, владеющим клочком земли. Начав с семейной пары, проживающей в двухкомнатном деревянном домике, в процессе игры игрокам предстоит вскапывать поля и засеивать их овощами и зерном, строить загоны для домашних животных и разводить скотину, пристраивать к хижине новые комнаты и обкладывать её кирпичом, а после — камнем, мастерить всяческие полезные приспособления, рыбачить, заготавливать дерево, добывать глину и даже заводить детей. И, самое важное, между всем этим не забывать о пропитании своей семьи.

B Agricola могут играть до 5 человек (правилами предусмотрен и сольный вариант). Длительность партии варьируется в зависимости от числа участников и определяется по формуле «количество игроков х 30 минут». Так, партия вдвоём длится примерно час, а игра на пятерых около двух с половиной часов.

Внутри коробки с игрой скрывается целое богатство:

  • 5 ферм игроков;
  • 3 игровых поля с нанесёнными на них клетками действий (одно из них — с «семейным» вариантом на обороте);
  • поле крупных улучшений;
  • карты:
    • 169 жёлтых карт занятий;
    • 139 оранжевых карт мелких улучшений;
    • 10 красных карт крупных улучшений;
    • 14 синих карт раундов;
    • 16 зелёных карт действий;
    • 5 коричневых карт попрошайничества;
    • 5 карт-памяток;
    • 3 карты с наименованием колод (колода E, колода I, колода K);
  • деревянные фишки:
    • 5 наборов фишек игроков пяти цветов (синий, зелёный, красный, белый, фиолетовый), состоящие из 5 дисков — членов семьи, 4 хлевов и 15 оград;
    • 33 круглых тёмно-коричневых фишки дерева;
    • 27 круглых светло-коричневых фишек глины;
    • 15 круглых белых фишек тростника;
    • 18 круглых чёрных фишек камня;
    • 27 круглых жёлтых фишек зерна;
    • 18 круглых оранжевых фишек овощей;
    • 21 фишка овец (белые кубики);
    • 18 фишек свиней (чёрные кубики);
    • 15 фишек коров (коричневые кубики);
    • фишка первого игрока;
  • прочее:
    • 33 коричневых/серых тайла полей/каменных комнат;
    • 24 коричневых/оранжевых тайла деревянных/глиняных комнат;
    • 36 жёлтых жетонов еды достоинством «1»;
    • 9 жетонов-множителей (для еды, ресурсов или животных);
    • 3 круглых жетона (с изображением «гостя» на обороте);
    • блокнот с листками для подсчёта очков;
    • правила игры.

Как видите, в игре целая куча компонентов. Тут и игровые поля, и три сотни карт, персональные поля самих игроков, около двух сотен деревянных фишек ресурсов и животных, да ещё и всякие картонные тайлы. Один лишь список компонентов уже настраивает на мысли о том, что перед нами непростая игра.

Действительно, не относится к числу лёгких игр, которые можно разложить первый раз в жизни и тут же сесть играть. Здесь этот номер не пройдёт — нужно сначала внимательно изучить правила, понять, что к чему, и только потом садиться за игру. С другой стороны, Agricola не относится к играм-«монстрам» с высоким порогом вхождения, требующим значительных усилий и временных затрат на обучение. Если за столом хоть кто-то знает правила, обучить игре новичков не составит труда. И, хотя наверняка первая партия окажется проигрышной, освоить «Агриколу» , разобраться в правилах, понять принципы игровых ходов и подсчёта очков можно с первого раза.

Кроме того, разработчиками предусмотрено два варианта игры — обычный и облегчённый «семейный», с которого и нужно начинать знакомство с настолкой. В «семейном» варианте не используются игровые карты, что позволяет игрокам сосредоточиться на базовых игровых действиях, понять их значение и усвоить все аспекты игры. И только, отыграв три-четыре «семейных» партии, можно переходить к полному варианту, где используются карты занятий и мелких улучшений, позволяющие играть более эффективно и совершать множество новых или дополнительных действий.

Отдельно нужно отметить, что игровые карты — это, фактически, единственные компоненты, где используется внутриигровой текст. Помимо них на игровом поле ещё нанесены наименования действий, но все они снабжены поясняющими рисунками. Так что, даже имея нелокализованную версию Agricola , можно успешно играть в «семейный» вариант с людьми, абсолютно не владеющими английским.

Партия в Agricola начинается с того, что в центр стола выкладываются игровые поля, а перед каждым игроком помещается его персональная ферма. На неё выкладываются две деревянные комнаты, а в них выставляются два члена семьи (круглые деревянные диски). Жребием определяется первый игрок, которому выдаётся соответствующий жетон. Также он получает 2 еды, а все остальные игроки — по три.

Итак, перед нами разложенная : рядом с каждым игроком находится небольшое поле, на котором располагается его ферма и члены семьи, а в центре стола находится одно большое поле, поделённое на множество небольших полей-клеточек. Именно на этих действиях и сосредотачивается внимание игроков. Ходы здесь делаются так: начиная с первого игрока, все участники игры по очереди берут одного из членов своей семьи со своей фермы и выставляют его на одно из действий, указанных на игровом поле. После этого сразу же разыгрывается эффект выбранного действия, и право хода переходит к следующему игроку, который также выставляет на одном из действий члена своей семьи. Когда все игроки используют всех своих людей, начинается следующий ход.

Так чем же приходится заниматься по ходу партии? Вот краткий перечень действий, которые придётся совершить каждому фермеру:

  • добывать дерево, глину, камень, тростник, зерно, овощи и еду;
  • строить новые комнаты;
  • заводить детей;
  • перестраивать деревянный дом в глиняный, а затем — в каменный;
  • вскапывать поля;
  • засеивать вскопанные поля зерном и (или) овощами;
  • возводить ограды и хлева для домашнего скота;
  • разводить овец, свиней и коров.

Неподготовленного игрока знакомство с «Агриколой» может напугать. Шутка ли, столько разных действий, причём с самого первого хода доступно около десятка. Попробуй-ка выбрать среди них самое выгодное. Тут ведь и глаза разбегаются, и новичку разобраться сходу очень непросто.

На самом деле всё не так уж и сложно. Все действия можно условно разделить на две группы: добыча ресурсов и потребление ресурсов. В первую группу попадают все «собирательные» клетки: добыть дерево, добыть глину, добыть еду, добыть пшено, вскопать поле, завести животных. Ко второй группе относятся действия, позволяющие преобразовать ранее полученные ресурсы во что-нибудь полезное в домашнем хозяйстве. Например, с помощью действия «построить ограды» можно возвести из имеющегося дерева загоны для скота, клетка «построить комнаты» позволяет увеличить жилую площадь, при помощи поля «посадить грядку» можно поместить ранее добытое пшено на ранее вскопанную грядку.

Собственно, производство (точнее, добыча) и потребление ресурсов — это и есть краеугольный камень, на котором строится вся игра. Но не стоит думать, что тут всё просто, мол, насобирал дерева, построил хижину, добыл еды и живёшь в шоколаде. В игре немало ресурсов, а способов использования их ещё больше. И, что самое главное, всегда чего-то не хватает. Масла в огонь добавляет правило, по которому каждое действие можно использовать только один раз в ход, так что игрок постоянно вынужден вставать перед нелёгким выбором.

Вообще, игра очень хорошо даёт понять, что такое дефицит. Сколько бы вы в неё ни играли, вечно будет ощущаться недостаток чего-нибудь. Поначалу вы будете ощущать нехватку еды, потом — дерева, после — глины, затем — животных, в конце-концов, ходов. И это нормально.

Партия всегда длится ровно 14 ходов, и за это время игроки должны максимально развить своё хозяйство. В конце игры за каждый аспект развития фермы начисляются победные очки. Причём, игроки обязаны уделять внимание всем областям, поскольку в противном случае они будут оштрафованы. Получается, что за 14 ходов каждый игрок должен «выжать максимум» из предоставленных ему возможностей и максимально эффективно использовать своих людей для развития фермы. Но безмятежно развиваться не получится не только из-за постоянной нехватки ресурсов и конкуренции с другими игроками. Дело в том, что в игре регулярно наступают «урожаи» — время, когда нужно кормить своих людей, сдавая в игровой банк по 2 еды за каждого члена семьи. Нехватка еды жестоко карается штрафными очками, так что голодать очень невыгодно. Поэтому игроки должны не только развивать хозяйство, но и регулярно добывать еду, обеспечивая пропитание своей семьи.

После нескольких партий вы поймёте, что в игре есть два основных источника пропитания: разведение животных или выращивание зерна. В первом случае вы строите загоны и хлева, заводите овец и свиней, сооружаете простенький очаг или просторную кухню и жарите мясо. Во втором — добываете зерно, вскапываете грядки, строите плиту и выпекаете хлеб. Но это лишь основные варианты добычи пищи, наряду с которыми вам предстоит открыть ещё множество способов.

Все семьи живут натуральным хозяйством, а это означает, что каждый работает только на самого себя и надеяться можно только на себя. Никакого прямого взаимодействия или противостояния между игроками здесь нет. Меняться ресурсами нельзя, напрямую вредить противнику — тоже. Максимум, что можно сделать — занять какое-нибудь действие, в котором нуждаются ваши оппоненты, либо стащить у них из под носа нужные ресурсы. В общем, серьёзно насолить противнику можно с большим трудом. Верно и обратное — подыграть кому-то нельзя, так что в «Агриколе» вы никогда не столкнётесь с «семейным подрядом», когда влюблённая парочка помогает друг другу или кто-то из игроков откровенно «вытягивает» другого.

Однако — это ни в коем случае не многопользовательский пасьянс. Пусть конкуренция и взаимодействие между игроками здесь неявное, но оно имеется. И одних лишь «битв за действия» здесь хоть отбавляй. Помните слово «дефицит»? При игре вдвоём всегда идёт соревнование за глину и камень, когда за столом собираются трое игроков — на вес золота идёт тростник, вчетвером остро строит конкуренция за «размножение».

Очень важно, что в игре практически не бывает случайностей. Каждый ход игрокам становится доступным одно новое действие, но выходят они всегда в более-менее предсказуемом порядке. Ещё есть карты занятий и мелких улучшений, но при игре с ними можно использовать вариант «драфт», спасающий от неудачных (или, наоборот, особо удачных) раздач.

Ещё один плюс — в «Агриколе» нет провисаний и даунтайма. Положенная в основу игры механика «выставления рабочих» позволяет игрокам друг за другом делать «микро-ходы». Фактически, действия совершаются всё время и без остановок. Паузы бывают, но они связаны исключительно с нервным переживанием — куда поставить своего фермера, какое действие выбрать.

Что мы имеем в итоге? Богатая на комплектацию и качественная игра, одинаково хорошо приспособленная для игры в одиночку, вдвоём, втроём, вчетвером и впятером. Два варианта правил: семейный и обычный. Динамичные ходы, значимые решения, ощутимую конкуренцию, непохожие друг на друга партии, и, главное, непередаваемое чувство гордости за клочок картона, на котором к концу партии возникает твоя собственная маленькая ферма. Такие игры появляются не чаще, чем раз в пять, а то и в десять лет.

В заключение приведу краткое резюме игры Agricola :

  • 2007 — Meeple Choice Award;
  • 2008 — International Gamers Award;
  • 2008 — Spiel de Jahres;
  • 2008 — BoardGameGeek Golden Geek;
  • 2009 — игра года на BoardGamer.ru.

В общем зачёте у этой игры около двух десятков наград. Думаете, мало? Тогда вот вам ещё факт: с 2008 по 2009 год эта игра занимала 1 место в общем ТОПе настолок на BoardGameGeek и только в 2010 уступила его прежнему лидеру (Puerto Rico ), сместившись на вторую позицию.

Собственно, на этом месте вы должны закончить чтение и срочно бежать за «Агриколой» в магазин, потому как мимо вас проходит одна из самых-самых лучших в мире настольных игр. Поверьте, с ней стоит познакомиться. Пренебречь такой возможность — это преступление.

Позвольте представить наше недавнее приобретение-настольная игра Агрикола от Hobby World:

Игра от 1 до 5ти игроков

Возраст от 12 лет (и правильно, дети съедят все комплектующие игры от овечек до забора)

Время 1-2 часа

Игра очень правдоподобная и наглядная, поэтому содержит в себе очень много комплектующих:


1) 5 игровых полей-усадеб, на которых нарисованы ячейки территории. На них будет идти строительство и вообще проходить вся игра. На обратной стороне пятого поля нарисована памятка по игре.

2) 3 поля со временем и действиями, одно из которых сделано для упрощённой семейной игры.

Поле улучшений.


3) 360 карт (169 занятий, 139 улучшений, 14 раундов, 16 действий, 5 карт попрошайничества, 5 памяток, 2 титула).


4) Куча деревянных фишек ресурсов: 5 дисков, маркер игрока, 4 хлева, 15 изгородок на игрока (итого 75), 33 дерева, 27 глины, 15 тростника, 18 камня, а ещё зерно, овощи, овцы, свиньи, коровы.


5) Жетоны: дома, хижины, еда, жетоны умножения, маркеры гостя.


6) Блокнот для подсчёта очков.


7) Подробные правила на русском языке.

На первый взгляд это очень сложная игра со многими нюансами, но когда начинаешь играть, постепенно разбираешься и представляешь себя настоящим фермером.

Чем заинтересовывает игра :

фишками (они очень реалистичны)

карточками (хорошая работа художника)

идеей (отличная идея игры и продуманность)

ходами (дается ограниченное количество ходов, за которые ты должен: достроить дом, улучшить дом, посеять грядки, купить разных животных, построить последним загон,купить им хлев, найти себе работу, взять улучшения, по-возможности родить ребенка, накормить семью)

кормлением семьи (ох как это будет сложно, все как в жизни-нет еды-съешь животное)

Игра скорее семейная, размеренная, продумывающая, не думаю что подойдет для вечеринки.

Игра не дешевая, но и не по заоблачной цене, как всегда приобретена в нашей любимой Мосигра .

У нас в городе есть магазинчик Мосигра, мы часто туда захаживаем и приобретаем игры, постоянным клиентам скидочная карточка , выбор конечно же небольшой, меньше чем на сайте, но если чего-то нет, можно заказать и забрать из этого магазина.

Вот так! играйте на здоровье!)

Лет 5-7 назад тема фермерства в настольных играх была очень популярной. В интернете (в том числе рунете) часто появлялось множество обзоров на игры, в которых нужно было вспахивать землю, выращивать на ней что-то, строить хлева для животных и заниматься их разведением.

Честно говоря, я хотел сначала во вступлении написать о том, что фермерская тема сейчас уже не столь популярна, как раньше, но когда глянул топы игр на эту тему, то понял, что я не прав — игры с такой тематикой выходят до сих пор, и они довольно успешны. Не знаю почему, но мне кажется, что в период с 2007 по 2013 год фермерских игр было слишком много. Они мне мозолили глаза, мешали нормально увлекаться настольными играми и пугали своей «евристостью» (шучу, конечно же). В 2012 году я попробовал топовую на тот момент евроигру — Агриколу . Знакомство было неудачным, и даже повторная попытка подружиться с игрой не принесла ничего хорошего.

Спустя 5 лет Агрикола снова подобралась ко мне на расстояние вытянутой руки. Передо мной «Новое издание», и о нем я сегодня хочу вам рассказать, так как мое мнение об Агриколе (внимание, спойлер!) поменялось 😉

Как накачать мышцы с помощью Агриколы?

В моей коллекции недавно появилось новое издание Агриколы , изданное крупнейшим российским издательством Hobby World . Наверное, многим из вас было бы интересно узнать, чем новое издание отличается от старого, которое выпустило HW много лет назад. К сожалению, сравнительного анализа у меня не получится сделать, потому что «старая» Агрикола , в которую я играл 4 года назад, была не моей, и в моей голове не осталось картинок, по которым я мог бы сделать какие-то выводы. Поэтому в этом обзоре я буду говорить только о «новом» издании, которое можно найти сейчас без проблем в продаже.

Что в старом, что в новом издании, первое, чем выделяется игра, это ее весом. Коробка очень тяжелая, потому что она битком набита картоном и деревянными компонентами. Поэтому вместо гирь по утрам можно поднимать коробку Агриколы =) А лучше сразу две 😉

Агрикола точно понравится тем людям, которые любят повыдавливать компоненты, пораскладывать их по пакетикам, понаклеивать на миплы наклеечки. Я вот как раз именно такой фетишист, которому давай компонентов побольше, поэтому я провел замечательные полчаса, пока изучал содержимое коробки.

Итак, что же я могу сказать по качеству исполнения. Все довольно хорошо сделано. Деревянные компоненты явно не российские, потому что в России таких не делают. Они сделаны на отлично, в руках держать приятно. Картон вроде тоже хороший, если руки не кривоваты, то панчится все хорошо. Карточки вроде не из тонкого картона, тасуются как в лучших игорных домах. Игровое поле составное, в пазики части поля легли идеально (только вставка для трех игроков с небольшим трудом влезла), картон не «горбатый».

Положа руку на сердце, скажу, что мне понравилось то, как сделана Агрикола (хотя версия знаменитой блоггерской копии не исключена (сарказм включен )). Все, находящееся в коробке, меня более чем устроило. Но все-таки без маленьких шероховатостей не обошлось. В моей копии не было 5 синих миплов. Это не самое страшное, что могло случиться с моей коробкой. У настоящего настольщика всегда должны под рукой миплы всех цветов и размеров, которые можно вытянуть из других игр. На крайний случай у меня всегда есть цветные камешки для этого дела. Тем не менее плакать и рыдать при отсутствии компонентов не стоит. Как только было обнаружено, что мои синие миплы остались где-то на складе в Москве, я тут же обратился в службу поддержки покупателей . Заполнил анкету, оставил обратный адрес, и вот теперь жду привета из Москвы. Советую всем, кто столкнулся с некомплектом, не искать правду на разных настольных форумах, а быстрее писать в службу поддержки HW. Там работают хорошие парни и девушки, которые быстро разберутся и помогут вам с проблемой 😉

Есть мужик, баба, изба, вилы да лопата. Что делать дальше?

Действия в Агриколе происходят в интересный период времени — центральная Европа около 1670-го года. Еще недавно бушевала чума, не позволявшая жить без боязни, но вроде наступили наконец-то спокойные времена, и селяне могут снова заняться своим любимым делом, забыв о других проблемах. Игроки выступают в роли таких вот бедных, но целеустремленных селян, у которых пока есть только 2 родича (пускай это будут муж и жена), небольшой участок земли с построенным домиком на 2 комнаты (по одной на каждого родича) и небольшой запас еды.

Задача игроков — построить классную ферму с огородом, хлевами, пастбищами и хоромами вместо захудалой избы.

В коробке с игрой вы найдете 2 книги правил. Одна книга рассказывает об основных моментах игры, а вторая останавливается подробно на разных игровых нюансах. Я не буду подробно рассказывать о том, как правильно строить свою ферму, потому что целью моего обзора не является дословный пересказ правил. Но об общих принципах игры я, безусловно, с удовольствием расскажу.

Агрикола — это игра с механикой расстановки рабочих (воркерплэйсмент/workerplacement). Более того, на мой взгляд это одна из лучших игр с такой механикой. Начинать знакомиться с этой механикой я бы советовал с игры Stone Age , которая сделана просто на 10 из 10, а потом можно смело переходить к Агрикол е, которая заставит ваши мозги поработать чуть более усердно, чем в Каменном Веке.

Партия в Агриколу разбита на 14 раундов, в каждом из которых игроки выполняют действия, выставляя своих рабочих на ячейки действий, размещенных на игровом поле. Игровой процесс крайне прост — если у вас есть свободный мипл в доме, то вы его ставите на одну из свободных ячеек и выполняете ее действие. В самом начале игры у вас будет всего 2 мипла и небольшое количество ячеек с действиями. Но с каждым раундом ячеек будет становиться все больше и предлагаемые действия станут более разнообразными. Появление новых ячеек обусловлено выкладыванием новой карты действия. Всего таких карт в игре ровно 14 штук — по количеству раундов. Помимо этих карт игрокам доступны стартовые ячейки, которые приносят жетоны дерева, глины, позволяют вспахать поле, взять жетон зерна, получить жетон первого игрока, обучиться профессии и т.д. Ячейки на картах действий позволят вам больше изучить в фермерское дело. Они позволят вам выращивать животных, выпекать хлеб, производить посадку зерна и овощей, добывать камни, заводить детей, заниматься перепланировкой дома и т.д.

После того, как все доступные рабочие будут расставлены на игровом поле, игроки их забирают обратно и готовятся к новому раунду, открывая новую карту действия и заполняя ячейки, которые имеют свойство накопления, новыми ресурсами.

Некоторые раунды заканчиваются сбором урожая (они помечены на игровом поле специальным значком). Это очень важная фаза, к которой игрокам нужно игрокам заранее. В эту фазу игроки собирают урожай со своих полей, если на них что-то растет, кормят своих родичей (нужно потратить по 2 еды на каждого родича, но если еды не хватит, то игрок получает штрафные -3 очка) и получают новые фишки животных на своих пастбищах, если выполняются определенные условия.

По окончании 14-го раунда происходит последний сбор урожая, и игроки переходят к подсчету победных очков. Очки даются за самые разные показатели — за количество вспаханных полей, за пастбища, за зерна и овощи, за животных, за построенные хлева и перестроенные жилища, за приобретенные улучшения. Также помимо положительных очков можно получить и отрицательные. Штрафуют игроков за пустые клетки на фермах, на которых ничего не построено, и за жетоны попрошайничества, которые выдают за то, что вам не хватило еды для кормежки родичей. Далее все очки суммируются и выявляется победитель.

Агрикола. Несколько лет спустя

Мне очень хочется рассказать вам историю, почему с Агриколой у меня не все сразу получилось, и почему я все-таки вернулся к ней. Наверное, при первом знакомстве с игрой для получения впечатлений имеет большое значение то, как вам объяснили правила этой игры. В моем случае это было «давайте начнем, по ходу во всем разберетесь» , и так нельзя было делать.

Агрикола — это такая игра, в которой можно все. Главное, чтобы ячейка была свободной и вы могли ее занять. В этой игре невозможно пропустить ход из-за того, что все ячейки были заняты. Нельзя взять дерева? Возьмите глину. Нет глины? Возьмите тростник. Нет тростника? Займитесь вспашкой поля. Эта свобода создает иллюзию того, что вы все делаете правильно. Вроде и копишь ресурсы, вспахиваешь землю, выращиваешь что-то.

Первой неприятностью, с которой я столкнулся во время игры, для меня стало то, что своих родичей нужно кормить. Я сразу нахватал штрафов за попрошайничество и до самого конца игры обижался на других игроков, которые уводили еду из-под носа. Ту первую партию я закончил с отрицательным итоговым результатом. Представляете? В конце игры у меня был минус, в то время как у других игроков с очками все было хорошо. Я был удивлен, когда узнал, что за отсутствие коров, свиней, пашни и т.д. ты получаешь штрафные очки. Это все ягодки от цветочков, когда вам перед партией не рассказывают о том, что и как надо делать. Листая накануне правила Агриколы , я обнаружил, что про набор очков написано буквально в самом начале правил, чтобы игроки знали, к чему стремиться.

Во второй партии я уже знал о том, что еды в этой игре много не бывает, поэтому сразу бросил все свои силы на получение жетонов еды. Что я вам могу сказать — с едой у меня действительно проблем не было. Но на обустройство фермы сил моих родичей явно не хватало, поэтому хоть я и кормил их хорошо, но построить классную ферму у меня не получилось. В итоге я набрал всего где-то 5 или 6 очков. Хоть не минус уже=)

Тема игры также не порадовала меня яркими красками. С детства не люблю копаться в огороде. Перспектива ближайшей посадки или уборки картофеля повергает меня в уныние. Поэтому романтики в теме фермерства я не нашел. В итоге игру я признал негодной и забыл о ней.

Это было все в 2012 году, когда я восхищался играми про космос, роботов, орков, эльфов, рыцарей и т.д. и т.п. Через пару лет ситуация несколько изменилась. Я открыл для себя Stone Age и хотел познакомиться с другими играми в похожем жанре. Как же я удивился, когда по запросу на БГГ мне выдало Агриколу , которая находилась на первом месте списка. И тут до меня дошло, что Агрикола и Stone Age — действительно игры из одной когорты. В Агриколе мы тоже, как и в Каменном Веке, ставим рабочих на ячейки с действиями и получаем за это плюшки, которые потом можно тратить на разные улучшения. Открытие этого факта взорвало мой мозг, ведь теперь я уже не мог относиться к Агриколе так, как относился к ней раньше. Далее я купил игру в Appstore и начал изучать ее самостоятельно. Мне никто не мешал советами, я учился на своих ошибках, подсматривал, как ведет себя искусственный интеллект, какие ячейки он чаще всего выбирает, и мотал полученные знания на ус. Приложение Агриколы научило меня правильно понимать игру, и мне очень хотелось поскорее попробовать сыграть с живыми игроками.

И тут мне очень помогло то, что издательство Hobby World решило снова вернуться к игре, которую они когда-то уже издавали, но ее тираж давно закончился. Выпуск нового издания Агриколы был отличной новостью, которая порадовала всех тех, кто давно хотел познакомиться с игрой, но не знал, как это сделать.

Новое издание имеет косметические улучшения, т.е. игру не переделывали на столько, чтобы она стала совершенно неузнаваемой. Игровое поле немного поменялось, деревянные фишки стали более красивыми (теперь ты визуально можешь легко отличить зерно от овоща). Коробка по-прежнему битком набита компонентами и тяжела, как кирпич. В игровом плане игра осталась прежней.

В своей первой партии в новое издание Агриколы я испытывал, не побоюсь этого слова, кайф от игрового процесса. Я же теперь тертый калач, и знаю, что нужно заранее продумать механизм получения еды. На протяжении всей игры у меня не было проблем с едой. ВООБЩЕ. Вы знаете, это так приятно ощущать, что ты наконец-то научился играть в игру, которая тебя раньше раздражала. Теперь, если мне кто-то скажет, что в Агриколе вся проблема заключается в еде, то я отвечу, что вы просто не умеете играть.

Вне всяких сомнений это тот самый воркерплейсмент, который я так люблю. Все действия игроков зависят от выбранных ячеек. В игре есть очень простая система взаимоотношений между игроком и игрой — все, что вы можете сделать, прописано на игровом поле. Я уже упоминал о том, что первое время кажется, что все действия одинаково полезны, но на самом деле исходить при выборе решений нужно от оптимальных возможностей. Каждый свой ход вы думаете над тем, что принесет бОльшую выгоду и что брать в том случае, если другой игрок займет ячейку, на которую вы положили глаз. 4 года назад я мог взять 6 жетонов глины и потом не знать, куда ее деть. Теперь же я в первую очередь думаю о том, что является самым актуальным и нужным на данный момент.

В ваш огород никто чужой влезть не сможет. Ваша ферма — это только ваша ферма, и пускай другие завидуют тому, что у вас все процветает. В Агриколе нельзя кому-то что-то разрушить. В этом плане игра миролюбивая, и направлена она на созидание. Но есть в этой игре одна интересная штука, которая заставляет поволноваться игроков, а порою даже затаить обиду. Дело в том, что на любой ячейке в Агриколе может стоять только один мипл. Если вкусное для вас место уже заняли, то вам придется ждать следующего раунда, когда миплы вернутся в свои дома и вы сможете занять эту ячейку. И то не факт, что у вас получится это сделать, если вы не владеете фишкой первого игрока. Ходить последним в этой игре невыгодно. Ходы не передаются друг другу. Фишку первого игрока можно перехватить, только заняв определенную ячейку. Очень часто так бывает, что имея на руках всего двух родичей, вы хотите занять 3 или 4 ячейки, каждая из которых прямо ну очень нужна, и вы не знаете, как разорваться между ними. Этот момент мне очень нравится, особенно если выбор сильно влияет на итоговую ситуацию.

Новичковый режим предполагает отказ от игры с картами улучшений и профессий. Я согласен, что для знакомства с игрой это вполне подходящий вариант. Использование карточек подразумевают то, что вы хотя бы немного знакомы с игрой. Но без них играть довольно скучно, если вы играете не первый раз. Карточки улучшений и профессий делают каждую игру непохожей на другую. Эти карты достаются игрокам в начале игры случайным образом, по 7 штук каждого вида. В ходе игры игроки могут обучаться профессиям и покупать улучшения, которые облегчают или улучшают некоторые возможности для игроков. Например, можно более эффективно рубить лес, получать дополнительную еду или обеспечить себе получение дополнительных победных очков в конце игры. Совершенно не обязательно стараться сыграть все профессии и улучшения, которые вам попадутся. Можно вообще их не играть, если они вам совершенно не подходят. Но иногда они приносят большую пользу, если сыграть улучшение или профессию в нужное время. В другой партии вам попадутся другие карточки, поэтому нельзя сыграть 2 одинаковые игры. Таким образом в игре реализовано разнообразие.

Агрикола — это не легкая игра. Под легкой я понимаю такую игру, в которой все, что бы ты ни сделал, все приносит пользу и победные очки. Например, в играх Штефана Фельда все именно так. А вот Уве Розенберг — автор иного плана. Абсолютно все построить в Агриколе очень трудно. Кризисность все-таки чувствуется. Например, вам нужны коровы, но они появляются только ближе к концу игры, и они, как это ни странно, нужны не только вам, но и другим игрокам, поэтому на коров будет большой спрос. Помните про ячейку, занятую другим игроком? То-то же, зевать в этой игре нельзя, потому что кто-то может перехватить что-то нужное вам. На мой взгляд в этой игре нужно стараться уделять внимание всему понемногу, а это как раз мой любимый стиль игры.

Разница между разным количеством игроков довольно-таки небольшая. Заключается она только в разном количестве стартовых ячеек, которые могут занимать игроки уже в первом раунде. Во всем остальном игра остается такой же — и количество раундов, и карточек улучшений/профессий не изменяется. Честно признаюсь, на двоих не играл, но большой разницы между 3 и 4 игроками я не заметил. Мне больше нравится конкуренция, поэтому вариант на 4-х игроков мне нравится больше. Предполагаю, что на двоих игрок меньше переживает, что не может попасть на нужную ячейку, а вот когда играешь вчетвером, то ячейка, которая дает тебе фишку первого игрока, становится весьма ценной.

Как я уже упоминал, Агрикола — игра небыстрая. Но умная. В качестве филлера ее никак нельзя использовать, потому что она ест порядка 1,5-2 часа свободного времени. Но при этом лично у меня после одной партии появляется желание сыграть еще раз. Что ж, это тоже можно занести в плюс игре.

Мне очень нравится в Агриколе планировать и надеяться, что мои планы осуществляться. В голове ты выстраиваешь цепочку действий, с помощью которых ты вспахиваешь, высаживаешь, размножаешься и что-то строишь. И обязательно в какой-то момент твои планы рушатся (всегда помните о кризисности игры!) и тебе нужно срочно менять свои планы. Да, тебе уже не хватает дерева, ты не можешь построить забор, ячейки с едой заняты. Что же делать, что же делать… Я обожаю это.

Просто поразительно, как у меня перевернулось мнение об игре. Раньше я не понимал, как можно в это играть, теперь не понимаю, как в это можно не играть=)

Шероховатости

Давайте поговорим немного о минусах и о разных специфических игровых моментах. Я не спешу утверждать, что Агрикола — это шедевр настольного игростроя. В этой игре тоже есть за что споткнуться.

Начну с сетапа и подготовки к каждому игровом раунду. Это все занимает довольно много времени, и человеку, который готовит игру, нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться. Прекрасно помню, как в первой партии, которая была сыграна давным-давно, владелец коробки сказал — «Этой игре нужно быть электронной, чтобы компьютер сам за тебя все расставлял «. И это еще хорошо, что многие компоненты распределены по пакетикам. Без них было бы вообще худо. Лично меня немного напрягает после каждого раунда брать пакетики с деревяшками в руки и по очереди раскладывать ресурсы на ячейках с эффектом накопления. Но от этого никуда не деться — такова специфика самой игры.

Разнообразие и неповторимость в игре достигается с помощью карточек улучшений и профессий. Без них игра становится суховатой. Но карточки, как это известно, всегда ведут к беспощадному рандому. Да, действительно, одному игроку может придти удачная карточка, а у другого игрока не будет ничего интересного на руках. Такое может легко произойти, и вылечиться это может только драфтом, который описан в правилах разделе других вариантов игры.

Игра довольно жестока по отношению к новичкам. Скорее всего, что в первой партии вы потерпите крупное поражение. Чтобы понять, как игра работает, нужно сыграть хотя бы пару раз. Поэтому опытные «агрикольщики» с легкостью разделаются с новичками. Этот факт может быть с обидой воспринят некоторыми игроками, которые не любят проигрывать, потому что не поняли сразу, что и как надо делать. Примерно так было и у меня, когда я злился на игру и своих соперников, потому что я не мог прокормить своих родичей. С каждой новой партией у вас будет накапливаться опыт, который вам будет подсказывать, как правильно развивать свою ферму. Нужно просто в самом начале всегда продумывать механизм по накоплению еды. Это можно сделать с помощью вспашки поля, посева, котелков и домашних очагов. Поверьте, вариантов прокорма хватит даже если играть максимальным составом.

Для кого-то может показаться плохой характеристикой отсутствие конфликтности. Конечно, вы можете занять ячейку, которая позарез кому-то нужна, но повлиять на развитие чужой фермы вы не можете. Никакой дани, божественного вмешательства или апокалипсиса в игре не предусмотрено. Если вы завели свинок, то никто их у вас не угонит, если только вы сами их на мясо не пустите. Поэтому в каком-то роде Агрикола — это действительно копание в собственном огороде (планшете).

Правила в игре довольно понятные, я не могу назвать игру сложной для понимания, но все-таки нюансов в ней предостаточно. В коробке с игрой вы найдете 2 книги правил, каждую из которых нужно внимательно прочитать и желательно не один раз. Когда я играл в новое издание, то первые 3 партии довольно часто обращался к правилам, чтобы разрешить какой-либо вопрос. И как я ни старался, ошибки все равно просачивались к нам в партии. А кто сказал, что строить свою ферму легко?

Оформление в игре я бы назвал средненьким. Игра не стремиться поразить вас иллюстрациями и палитрой красок. Я бы даже сказал, что Агрикола больше про текст, чем про картинки. Художник постарался сделать интересные арты к тайлам комнат, но люди у него получились довольно смешные. Поэтому если кто-то ждет от игры головокружительных красот, тот их не получит. С другой стороны, зелененький цвет приятный, расслабляющий, и ничего приторного в Агриколе я не нахожу. Все деревянные компоненты мне очень нравятся, особенно фигурки животных. Но в основном на картах и игровом поле вы будете читать текст, нежели рассматривать иллюстрации.

Как вы помните, раньше я хейтил игру за тему. Огород для меня каторга, поэтому какая тут может быть в теме романтика?=) Тем не менее сейчас я уже стал более спокоен к теме огородничества, потому что игр с такой тематикой выпускается уже все-таки меньше, чем раньше, и глаза они мне не мозолят. Положа руку на сердце, скажу, что Агрикола , наверное, лучшая игра с этой тематикой, в которую я играл. Для меня важнее то, что это хорошая игра с отличной механикой, чем то, что это игра про огород. Если кому-то важнее тема, то ему Агрикола может не зайти.

Еще я могу отметить такой момент — если в середине игры вы понимаете, что упустили что-то в начале и не смогли развиться правильно, а у одного из ваших соперников все складывается более чем удачно, то догнать лидера у вас вряд ли получится. По крайней мере у меня не получается. Поэтому иногда так бывает, что к 9-ому или 10-ому раунду пропадает интерес к игре, потому что вы понимаете, что первое место вам не светит.

Итог

Скажу вам честно, я рад, что Агрикола появилась в моей коллекции. Все-таки не зря я после многочисленных партий с AI в электронном приложении хотел попробовать сыграть в Агриколу. Новое издание с живыми игроками. От «живой» настольной игры, которую можно потрогать руками, я получил большое удовольствие. Мне понравились новые деревянные компоненты, игровое с поле с «надкусанными» краями мне тоже показалось интересным.