Не так давно у одного из самых популярных советских писателей, Юрия Нагибина, была знаменательная дата, отмечали 91 год со дня рождения. Его вдова, Алла Григорьевна Нагибина, много лет провела в Америке и лишь недавно вернулась на родину. Узнав об этом, репортер «Только звезд» встретилась с ней. Нагибина знает многих «шестидесятников», знает не понаслышке. Особенно много тайн она хранит о Белле Ахмадулиной, ведь та восемь лет была ее предшественницей.

Чтобы увидеться со вдовой писателя Юрия Нагибина , я отправилась в писательский поселок Красная Пахра. Именно здесь Нагибин построил добротный загородный дом. Здесь он прожил последние 30 лет жизни, женившись в шестой раз – на ленинградке Алле. Даже сейчас этот дом выглядит представительно, а по тем временам он был одним из самых шикарных. До сих пор сохранились резная мебель, антиквариат и дорогие картины, которые собирал писатель. Алла Григорьевна, его вдова, все это бережно хранит. Она приглашает меня за большой деревянный стол, на котором нас ждут красная икра, вино, изысканные закуски.

– Как жена известного писателя, я была обязана хорошо одеваться, выглядеть стильно, обеспечивать уют в доме, – говорит она. – У нас были лучшее Рождество в Москве и лучшая Пасха, на которые приезжали Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, Окуджава, Аксенов и многие другие, их сейчас считают легендами. А тогда они были обычными людьми, со своими пороками, между ними часто возникали разногласия.

Алла Нагибина начинает неторопливый рассказ о захватывающих событиях 60-х и 70-х годов...

В 1967 году в компании тех, кого мы сейчас называем «шестидесятниками», кипели страсти. Юрий Нагибин выставил на улицу свою жену, Беллу Ахмадулину, твердо заявив: «Жить с тобой я больше не буду!»

– Белла не хотела уходить от Юрия, – говорит Алла Нагибина. – За восемь лет совместной жизни они часто расставались, один раз перерыв в отношениях достиг года. Поэтому все считали: побесятся-побесятся и помирятся. Но Нагибин сказал: «Всё!»

Почему Нагибин был непреклонен, становится понятно, если прочесть сцену из романа Василия Аксенова «Таинственная страсть». В ней он описал расставание Юрия Нагибина и Беллы Ахмадулиной, в романе он ее называет Аххо или Нэллой: «Он открыл своим ключом дверь, шагнул внутрь и тут же вылетел обратно на лестничную клетку… Чрезмерные духи, чрезмерный кофе, чрезмерный никотин, чрезмерный коньяк… Он достиг гостиной и игриво позвал: «Аххо!» Ответом было молчание, слегка нарушаемое волнующим женским храпцом. Он шагнул в спальню и остолбенел. На супружеской кровати в живописных позах возлежали три женских тела. Члены их переплелись. Власы их простирались по подушкам, будто разбросанные ураганом любви.

Взревев, он понесся по спальне, с грохотом отбрасывая предметы мебели и с треском распахивая окна. «Убирайтесь из моего трудового дома, убирайтесь навсегда! Нэлка, засранка, зассыха, чесотка, развратом своим и лесбиянством ты осквернила свой великий талант. Вон из моего дома!» Он распахнул все двери и долго выбрасывал на лестничную площадку всякий одежный хлам».

Алла Нагибина подтверждает, что прототипами героев этого эпизода из книги Аксенова стали именно Белла Ахмадулина и Юрий Нагибин. А одной из подружек, с которой писатель застал поэтессу в постели, была Галина Сокол, она стала женой Евгения Евтушенко после Беллы. Об этом написал и сам Аксенов в предисловии к своей книге.

Ахмадулина, по словам Нагибиной, долго надеялась, что сможет вернуться к мужу, а потом стала советоваться с Галиной Сокол, что предпринять. В те годы Нагибин был не только известным советским писателем, но и богатым человеком. Он имел дачу, квартиру в Москве, машину, часто ездил за границу, хорошо одевался, много получал за киносценарии. Развестись с таким человеком Ахмадулиной казалось немыслимым.

– Тогда Белла и Галя Сокол пошли в детский дом, – продолжает вдова писателя. – У них там была знакомая директриса. И она без всяких документов Гальке отдала мальчика, а Белке – девочку. Ахмадулина дала дочке Анне свою фамилию, а отчество – Юрьевна. Она надеялась, что с ребенком Нагибин ее примет обратно. Но этого не произошло.

Юрий Маркович категорически не любил детей. Он не понимал, как можно работать в доме, где плачет маленький ребенок. За свою длинную жизнь писатель женился шесть раз, но ни одна из женщин, в том числе и Ахмадулина, не уговорила его завести малыша. Так что неудивительно, что история с приемной девочкой не подействовала на писателя, которому было уже почти 50 лет.

– Белле не удалось принести в его дом этого ребенка, – вспоминает Нагибина. – Он сказал: «Даже ради него я жить с тобой не буду!» И никогда эту девочку не воспитывал. Где-то Белла с ней перекантовывалась. А потом вышла замуж за Эльдара Кулиева.

Брак с сыном балкарского классика Кайсына Кулиева, Эльдаром, самый загадочный в биографии Ахмадулиной. Откуда взялся этот человек, никто в компании Беллы не понимал. Например, Нагибин пишет, что познакомился с ним в ресторане, когда того выгоняли оттуда пьяным. Писатель заступился за молодого человека. Эльдар был на 17 лет младше Беллы, но они подружились. Может, поэтому, оформив официальный развод с Ахмадулиной, Нагибин смягчился к ней и купил им с мужем квартиру.

– Они жили в том же доме, на улице Черняховского, что и мы с Юрием, – говорит Нагибина. – Я стала следующей женой Нагибина после Беллы, и мы с Юрой счастливо прожили тридцать лет. Он как-то признался: «Мне кажется, что до тебя ничего не было!» А Кулиев с Ахмадулиной очень много пили, она не сбавила темпов, даже когда родила дочку Елизавету. Однажды часа в три ночи Белла ко мне влетает и говорит: «Он меня убивает!» Я с ней иду туда, открываю двери: Эльдар, этот «убийца», лежит на овечьей шкурке, калачиком свернулся и спит. Кулиева в нашей компании называли «горный козел», он был простоват, и Белла с ним прожила недолго.

Следующим мужем Ахмадулиной стал художник Борис Мессерер. Считается, что к этой гавани поэтесса прибилась после долгого периода жизни с мужчинами, которые ее не понимали. Однако ради этого союза Белле Ахатовне пришлось в буквальном смысле бросить своих детей.

– Когда Белла вышла замуж за Мессерера, она переехала к нему без детей, Аня и Лиза остались жить вместе с домработницей и ее матерью в той квартире, которую купил Юра, – рассказывает Нагибина. – Кстати, отношения с матерью у Ахмадулиной были неважные, та работала сторожем в картинной галерее. С домработницей мы встречались иногда. Она мне рассказывала: «Мы так плохо живем, на полу спим, ничего у нас нет». В общем, Белла о детях забыла. И когда Аня, уже будучи большой девочкой, узнала, что она приемная, она от матери ушла. Именно поэтому она теперь отказывается давать интервью, видимо, не хочет вспоминать прошлое.

О том, что Белла Ахмадулина, так же как и многие ее друзья – Булат Окуджава, Юрий Галич, Евгений Евтушенко, Василий Аксенов, – любила застолье, знают все. Но до какой степени выпивка губила талант поэтессы, помнят только лишь те, кто был свидетелем этих «праздников». К счастью для Беллы, они не были запечатлены на пленку, а то бы сейчас имидж Ахмадулиной не был бы столь безупречным.

– Помню, мы вместе ездили выступать, ехали в машине, она напилась, конечно. Юра вел машину, а Белла выбивала ногами стекла, просила остановить, – вспоминает Нагибина. – Когда мы притормозили у киоска, где выпивали мужики, она пошла и купила «мерзавчик», нас это не удивило… Потом был такой эпизод еще при их жизни с Юрой. Три дня она где-то пропадала. После чего явилась с милиционером и маленьким ребенком. И говорит: «Теперь это наш ребенок, мы будем вместе жить, а этот мужчина – мой друг!» И Юра, конечно, всех выпер. Он тоже выпивал, но все-таки следил за собой, любил чистоту, порядок в доме. Беллу быт не волновал вообще, и в этом они сошлись с Мессерером.

После развода с Ахмадулиной Юрий Нагибин продолжал с нею общаться, это было неизбежно, ведь компания-то одна и та же, все друг друга знали. Правда, все мужчины выступали на стороне Беллы и Юрия Марковича осуждали, а его новую жену – не принимали.

– Преподносилось все так, что Юра бедную талантливую поэтессу выгнал на улицу, – с грустью говорит Алла Григорьевна. – А что она вытворяла? Это в начале вечера, когда Белла читала стихи, все ею восхищались, смотрели ей в рот. А к пяти часам утра она начинала «разваливаться», теряла форму. И что самое противное, Мессерер в таких случаях вставал и уходил домой, он не хотел с ней возиться. Мне это всегда было горько. Я просила мужчин: «Ну помогите же ей, она же унижается!..» Вспоминаются слова матери Юры, которая говорила про них с Беллой: «Уезжают два красавца, приезжают две свиньи». А с Борисом ей было удобно, потому что он разрешал ей пить и относился равнодушно к этой ее зависимости. Почему – не знаю…

Из дневника Юрия Нагибина

«Рухнула Гелла, завершив наш восьмилетний союз криками: «Паршивая советская сволочь!» – это обо мне. А ведь в тебе столько недостатков. Ты распутна, в двадцать два года за тобой тянется шлейф, как за усталой шлюхой, ты куришь до одури, ты мало читаешь и совсем не умеешь работать. Как ты утомительно назойлива! Вот ты уехала, и свободно, как из плена, рванулся я в забытое торжество моего порядка! Ведь мне надо писать рассказы, сценарии, зарабатывать деньги и тратить их на дачу, квартиру, двух шоферов, двух домработниц, счета, еду и мало ли еще на что. А Б. Ахмадулина недобра, коварна, мстительна и совсем не сентиментальна, хотя великолепно умеет играть беззащитную растроганность».

Справка

Белла Ахмадулина родилась в 1937 году. Окончила Литературный институт в 1960-м. Ее стихи начали издавать с 1962 года. В 1964-м она снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень», после чего стала известна широкой публике. Первым мужем Ахмадулиной был Евгений Евтушенко, вторым – Юрий Нагибин, потом она была замужем за Эльдаром Кулиевым, а последним ее мужем стал Борис Мессерер.

В 1968 году, разводясь с Юрием Нагибиным, Белла взяла на воспитание дочь Анну. А в 1973 году родила от Кулиева дочь Елизавету.

Юрий Нагибин родился в 1920 году. Вернувшись с фронта, он закончил ВГИК, стал писателем. Среди наиболее известных произведений Нагибина – «Моя золотая теща», «Срочно требуются седые человеческие волосы», сценарии к фильмам «Председатель», «Бабье царство», «Гардемарины, вперед!».

У Нагибина было шесть браков, Ахмадулина – его пятая жена. Аллу Нагибину писатель привез из Ленинграда, они жили вместе с 1968-го по 1994 год.

С раннего детства и на протяжении всей жизни Белла Ахмадулина держала домашних животных и помогала бездомным. Многие фотографии Ахмадулиной рассказывают о трогательной привязанности поэтессы к собакам

Начавшееся подобно прекрасной сказке детство Беллы оказалось омрачено не только войной, но и… школой. Если в образном мышлении и речи замкнутая и слегка нелюдимая девочка опережала сверстников к большому удивлению взрослых, то с письмом у нее не задалось сразу.

В 1944-м Белла пошла в школу, чтобы три года практически не появляться на уроках. Причиной такой нелюбви были вовсе не отсут­ствие способностей, нежелание учиться и даже не лень: девочка с огромной охотой впитывала все знания, которые давали ей родные, и очень много читала, причем не детские хрестоматии, а русскую классику — Пушкина, Гоголя. Нет, Бел­ле было противно всё то, что отличает школу как социально-образовательный институт от школы — места получения знаний: правила, порядки, излишняя строгость и стремление сделать учащихся одинаковыми, чтобы с ними удобнее было работать.

Ребенку с творческим образным мышлением и воспитанием в семье передовой интеллигенции школьная жажда унификации всего и всех казалась дикой.

Белла с детства мыслила образами, а в юности научилась переносить их на бумагу, тем самым выражая свои чувства и переживания. Писать и работать Ахмадулина могла где угодно, часто ее можно было увидеть записывающей свежие мысли в блокнот, который она всегда носила с собой.

Факты о творчестве

Писать стихи Белла начала рано, причем, как и у большинства молодых литераторов, первые ее тексты складывались под сильнейшим влиянием литературных кумиров.

Для Ахмадулиной таким кумиром и первым наставником стала Гарриет Бичер-Стоу, американская писательница, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома».

У нее Белла позаимствовала более чем странные для советского подростка образы своих первых стихотворений — ущемленных в правах негров-невольников и их несчастных голодных детей. С этими несвоевременными стихами Белла активно выступала в пионерских организациях и даже опубликовала их в «Пионерской правде», за что получила от старших коллег улыбку искреннего умиления и первый настоящий творческий совет — писать о вещах, известных и близких читателю.

Еще до выхода в свет первых поэтических сборников Белла Ахмадулина начала выступать с публичными чтениями своих стихов, как в компании других поэтов, так и сольно.

Лучшие вечера поэтессы собирали зрителей не меньше, чем премьеры выдающихся спектаклей. Ахмадулина любила выступать перед публикой и с удовольствием делала это вне зависимости от места, условий выступления и аудитории.

Даже на импровизированном помосте в толпе слушателей Белла чувствовала себя уверенно, ведь в конечном итоге поэзии нужен тот, кто напишет, и тот, кто сможет услышать и принять. Тонкий, звонкий голос Ахмадулиной, оставшийся с ней до конца дней, а также особая, надрывная интонация при чтении стихов сильно контрастировали с внешним видом стильной, уверенной в себе женщины, чем привлекали еще большее внимание публики к «поэту эстрады».

« Алла Пугачева не раз говорила о том, что очень любит стихи Ахмадулиной, что они близки ей. Не случайно примадонна российской эстрады включила в свой репертуар большое количество песен на стихи поэтессы.

Факты о личной жизни

Белла Ахмадуллина была очень привлекательной женщиной, мужчины влюблялись в нее сразу же после нескольких минут знакомства. Первым законным мужем Беллы Ахмадулиной был Евгений Евтушенко . Их брак был недолгим, Причиной развода с Е.Евтушенко стал аборт: Белла забеременела, а Евтушенко, считая себя само­го еще ребенком и испугавшись ответственно­сти, уговорил молодую жену, тоже не слишком готовую к материнству, сделать аборт. «Я не понимал тогда, — с горечью рассказывает Евту­шенко с высоты прожитых лет, — что если муж­чина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе». Действительно, брак оказался обречен. Долгие годы прожил Евтушенко с тяжким грузом на душе: из-за раннего аборта Ахмаду­лина не могла забеременеть. И был безумно рад, узнав, что спустя более пятнадцати лет Белла все-таки смогла родить дочь.

нность быстро сменились ссорами и расставаниями длиной вплоть до года, однако восемь лет брак все-таки продержался.

жизни Ахмадулиной можно было бы и вовсе пропустить, если бы он не стал самым важным в жизни Ахмадулиной как женщины. В 1973 году, в тридцать семь лет, поэтесса наконец-то стала матерью, родив Кулиеву дочь Елизавету.

Последним и главным спутником жизни Беллы Ахмадулиной стал известный художник Борис Мессерер . Союз поэтессы и художника продлился тридцать шесть лет и прервался лишь со смер­тью Ахмадулиной в 2010 году. Все годы совмест­ной жизни Мессерер трогательно опекал жену, заботился о ней, помогал воспитывать детей, хотя и не признавал их.

Знакомые пары гово­рили, что забота Мессерера переходила необ­ходимые рамки, его не раз упрекали в том, что жену он не любил вовсе, а любил свою любовь к ней, относился к Ахмадулиной, как к дорого­стоящей вазе, ухаживал, покупал наряды, всюду сопровождал, не допускал и мысли, что в жизни его и Беллы может быть что-то и кто-то помимо их любви. Вероятно, доля правды в этом есть.

После ее смерти художник посвятил себя памяти Беллы. Он по-прежнему принимает участие в творческих вечерах, посвященных жене, следит за изданиями ее книг. Однако главным его делом стало написание книги вос­поминаний об Ахмадулиной.

С 2011 года части мемуаров «Промельк Беллы» начали выходить в журнале «Знамя». Конечно, книга получилась очень личной и порой субъективной, да иначе и быть не могло, но она содержит большое ко­личество не известных ранее рассказов и бе­сед с Ахмадулиной в последние годы ее жизни, частично заменяющих так и не написанную по­этессой автобиографию.

Белла Ахмадулина похоронена на Новодевичьем кладбище, неподалеку от Андрея Вознесенского и Виктора Черномырдина. На могиле до сих пор нет памятника, хотя за работу над ним давно собирается взяться ее друг Зураб Церетели.

Ахмадулина любила красиво одеваться, приковывать к себе восхищенные взгляды окружающих и никогда не позволяла себе выйти в свет без тщательно продуманного туалета.

Белла любила творческие эксперименты и с радостью и воодушевлением приняла предложение Шукшина сняться в картине «Живет такой парень». Поскольку она практически сыграла саму себя, сегодня фильм представляет собой самый яркий и достоверный рассказ о том, как выглядела и работала молодая Ахмадулина-репортер

Поэтические вечера Ахмадулиной всегда собирали полные залы. И не только благодаря волшебному поэтическому дару, но отчасти из-за особой атмосферы, которая на них царила. Многие отмечали необыкновенную теплоту и душевность обстановки, искренность и любовь к людям, которые исходили от поэтессы. Она удивительным образом влияла на окружающих людей, щедро делясь не только своим талантом и частичкой души, но делая каждого немного лучше, очищая и возвышая человека в собственных глазах.

Многие фотографы запечатлели Беллу Ахмадулину с сигаретой или бокалом, которые стали неотъемлемой частью образа ни в чем не отказывавшей себе поэтессы и поводом для многочисленных сплетен и пересудов о ней.

Мало кто из людей литературы получал на свое имя столько грязных кляуз, как Белла Ахмадулина. В чем ее только не обвиняли! Причем повод мог быть любым — нападали на поэтессу даже за ее любовь к животным. Когда в браке с Нагибиным Ахмадулина попросила мужа изготовить гробик для погибшей любимой собаки и устроила настоящие похороны, ее обвинили сразу и в сумасшествии, и в буржуазности. На самом деле, в подобном жесте для поэтессы не было ничего показного, вызывающего и удивительного: она не скрывала, что животных любила больше, чем людей, и любила повторять цветаевское «Слово «СОБАКА» пишу большими буквами».

Сохранился в воспоминаниях об Ахмадули­ной один забавный случай из ее жизни, когда ради посиделок с другом кухню пришлось пе­реместить в подъезд. Однажды в гости к Бел­ле пришел известный поэт и старый приятель Евгений Рейн. Лестничные клетки тогда закры­вались на решетку, и в тот день Борис Мессе- рер по случайности ушел из дома с ключом, за­крыв решетку и тем самым заперев жену. Рейн, явившийся в гости не с пустыми руками, а с бу­тылкой коньяка для задушевного разговора, уже собрался было уходить, но Ахмадулина задержала его. Она вынесла из квартиры стол, принесла посуду, накрыла, достала закуски. Так поэты и пировали в подъезде, общаясь через решетку, пока Мессерер не вернулся домой и не произнес свою знаменитую фразу: «С ка­кой стороны ни посмотри, а поэты у нас сидят за решеткой…».

Изабелла Ахмадулина не любила своего имени и вскоре сократила его до Беллы. Близкие называли ее «наша Беллочка» или Белка. Необычное имя в литературном мире сделало поэтессу одной из главных героинь рифмованных эпиграмм. Особенно любили соединять в них Ахмадулину и Булата Окуджаву. Недаром после отказа от памятных орденов в честь юбилея Союза писателей по всей Москве звучало ироническое: «Только Белла и Булат отказались от наград»

Ахмадулина Белла Ахатовна, (р. 1937) русская советская поэтесса

Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахматовна родилась 10 апреля 1937 г. Окончила московскую школу. Писать стихи начала еще в школьные годы. В 1960 г. окончила Литературный институт. Первый сборник стихотворений молодой поэтессы «Струна», изданный в 1962 г., привлек внимание любителей и знатоков поэзии. Затем последовали поэтические сборники «Озноб» (1968 г.), «Уроки музыки» (1969 г.), «Стихи» (1975 г.), «Метель» (1977 г.).

Евгений Евтушенко писал о ней: «Родилась в Москве. В числе предков с материнской стороны – итальянцы, осевшие в России, и среди них революционер Стопани, чьим именем был назван переулок в Москве. С отцовской стороны – татары. Когда в 1955 году первые стихи Ахмадулиной появились в журнале «Октябрь», сразу стало понятно, что пришел настоящий поэт. Поступив в этом же году в Литинститут, она была там королевой, и в нее были влюблены все молодые поэты, включая и составителя этой антологии, который стал ее первым мужем. Ее талантом восхищались и поэты старшего поколения – Антокольский, Светлов, Луговской. Хрупкая, нежная рука Ахмадулиной подписала все письма, которые только можно припомнить, в защиту диссидентов и многих других, попадавших в беду людей. Ахмадулина ездила в ссылку к Сахарову, найдя мужество пробиться сквозь полицейский кордон. Ахмадулина пишет элегантную прозу, выше сюжета ставя тонкость языка, как, впрочем, и в поэзии. В 1989 году ей, убежденно антиполитическому поэту, присуждена Еосударственная премия СССР. Ахмадулина – почетный член американской Академии искусств».

В начале 1980-х на приеме в честь советских писателей, прилетевших в Америку, президент США Рональд Рейган спросил ее, кто из ныне живущих в России поэтов лучший, она ответила: «Наш лучший живет у вас – Иосиф Бродский».

Она всегда делала то, что нельзя было делать в советское время: печаталась в запрещенных журналах, просила Андропова облегчить участь сидевшего за решеткой режиссера Параджанова, отказывалась осуждать Пастернака, вступалась за Солженицына, ездила в ссылку к Сахарову…
Евтушенко писал: «.когда вижу ее, мне хочется плакать».

Поэтесса Римма Казакова говорила об Ахмадулиной: «Она была богиня, ангел».

Иосиф Бродский называл Ахмадулину «сокровищем русской поэзии», а представляя на страницах журнала Vogue американскому читателю, сравнивал ее поэзию с розой: «.сказанное подразумевает не благоухание, не цвет, но плотность лепестков и их закрученное, упругое распускание.».

Борис Асафович Мессерер – муж Беллы Ахмадулиной – говорил о ней: «Мне больше всего нравится образ Беллы теперешней. Все возрасты замечательны в человеке, мы любуемся друг другом во все времена, но я очень люблю ее сегодняшний расцвет».

Белла была исключительным человеком и поэтом. Она и сама была произведением искусства.
Зоя Богуславская, вдова поэта Андрея Вознесенского

Я помню ее совсем юной на литературных вечерах, как она, вскидывая голову, читала свои стихи. В них было столько музыки, столько вдохновения, обаяния и женской души. Это было явление, равное по уровню Анне Ахматовой и Марине Цветаевой.
Андрей Дементьев, поэт

Будущая поэтесса родилась 10 апреля 1937 года в уважаемом столичном семействе: отец был большим начальником, а мать работала переводчиком в звании майора КГБ.

Экзотическая внешность Ахмадулиной связана с необычным сочетанием крови, поскольку в ее роду были русские, итальянцы и татары. В 30-е годы в СССР было модно называть детей испанскими именами, и такой участи не избежала и единственная дочь Ахмадулиных, которые решили назвать ее Изабеллой. Позже сама поэтесса укоротила его до более емкого и удобного - Белла.

Поскольку родители девочки были очень занятыми людьми, ее воспитанием занималась родная бабушка. Она обучила Беллу чтению и грамоте, привила ей большую любовь к литературе, с детства читая ей нетленные произведения классиков.

Учеба мало привлекала девочку, за исключением уроков литературы. Для своего возраста она отличалась большой начитанностью и грамотностью. Уже в школьные годы Ахмадулина начала писать стихи, сформировав к 15 годам свой собственный неповторимый стиль.

Творчество

Родители негативно отнесли к решению дочери посвятить себя литературе, и настояли на том, чтобы она поступила на факультет журналистики в МГУ. Однако Белле не удалось достойно выдержать вступительные экзамены, и спустя год она осуществила свою давнишнюю мечту, став студенткой Литературного института.

В краткой биографии Ахмадулиной был досадный инцидент в студенческие годы. После известия о том, что Борис Пастернак стал лауреатом Нобелевской премии, в институте началась травля писателя, в которой Белла наотрез отказалась участвовать. Дерзкую студентку отчислили, но спустя время восстановили.

Творческий взлет Ахмадулиной произошел в 1962 году, после выхода ее первого сборника «Струна». Безусловный поэтический талант девушки был отмечен такими выдающимися мэтрами литературы как Роберт Рождественский , Евгений Евтушенко , Андрей Вознесенский. С их легкой руки она стала появляться перед широкой публикой на творческих вечерах, где декламировала свои стихи, имевшие большой успех. Впрочем, было немало критиков творчества Ахмадулиной, которые упрекали молодую поэтессу в излишне пафосном слоге.

За всю свою карьеру Белла Ахатовна выпустила несколько десятков сборников стихов, которые следовали буквально один за другим. Наиболее яркими литературными работами стали «Метель», «Свеча», «Сны о Грузии».

В 1979 году поэтесса стала одним из основателей альманаха «Метрополия», которому не страшна была никакая цензура. Ахмадулина часто выступала в поддержку диссидентов, и ее смелые заявления регулярно транслировались по радио и публиковались в крупных печатных изданиях Запада.

Отечественные кинорежиссеры с удовольствием использовали в своих работах проникновенные стихи Ахмадулиной, а также песни на них. Поэтесса и сама дважды снялась в кино, в картинах «Спорт, спорт, спорт» и «Живет такой парень».

Личная жизнь

Первым супругом юной поэтессы стал поэт Евгений Евтушенко, с которым она прожила 3 года.

В 1959 году Белла Ахмадулина повторно связала себя узами брака с писателем Юрием Нагибиным. Однако и этот союз оказался недолговечным.

Последним супругом легендарной поэтессы стал сценограф и театральный художник Борис Мессерер. У Ахмдулиной было двое детей: приемная дочь Аня и родная дочь Лиза.

Смерть

Настоящим испытанием для пожилой поэтессы стали последние годы ее жизни: она почти полностью утратила зрение, и была вынуждена передвигаться наощупь. Скончалась она от сердечного приступа 29 ноября 2010 года.

Январь 31, 2017 Нет комментариев

Уникальный и узнаваемый лирический стиль в поэзии стал причиной того, что Белла Ахатовна Ахмадулина - ее биография, личная жизнь, дети и мужья были отличной темой для обсуждения среди поклонников творчества столь многогранной личности, которая, успела вписать свое имя в историю отечественной литературы в качестве одной из величайших российских поэтесс двадцатого века!

Белла Ахатовна появилась на свет в 1937 году в Москве. В жилах поэтессы течет горячая татарская кровь отца, а страсть и своеобразный стиль изложения своих мыслей на бумаге обусловлена итальянскими корнями по материнской стороне. Уникальный и узнаваемый стиль написания стихотворений начал формироваться тогда, когда девочке исполнилось 15 лет: с первой публикации стихов молодой поэтессы ей предрекли светлое будущее в мире поэзии.

Талант писательницы позволил без проблем поступить и с отличием закончить Литературный институт. В то же время стихи, написанные автором во времена студенческой юности, успели стать классикой российской литературы. Спустя два десятилетия, один из лучших стихов писательницы был положен на музыку. Чуть позже стал одной из главных музыкальных тем в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!».

В жизни поэтессы было много мужчин. Вспоминая о жизни с писательницей, первый муж Беллы Ахмадулиной Евгений Евтушенко отмечает, что первые годы семейной жизни были настоящей феерией: пара не разлучалась ни на секунду, даруя друг другу счастливые моменты. При этом стоит отметить, что Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко - их отношения, дети и причина развода являются отличным поводом для обсуждения и по сегодняшний день. Все дело в том, что не считая себя готовым к отцовским обязательствам, Евгений уговорил писательницу сделать аборт, о чем в будущем сильно пожалел. Именно этот факт из биографии писательницы послужил поводом для разрыва отношений.


Спустя несколько месяцев после развода стало известно, что Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина съехались. Но Вознесенский всегда отмечал, что девушка была для него ничем иным, как хорошим другом. Второй брак поэтессы продлился более 7 лет: избранником писательницы стал Юрий Нагибин. В свое время, Белла Ахмадулина и Юрий Нагибин - их личная жизнь и причина развода вызвали широкий резонанс в общественности, поскольку эта пара представлялась одним из самых талантливых писательских тандемов 60-х годов. Казалось, что в семье царит полнейшая идиллия. В реальности же, постоянные ссоры и конфликты полностью разрушили семейное счастье. Последней каплей в переполненной чаше терпения стали смелые сексуальные эксперименты Беллы Ахмадулиной , являющейся сторонницей нетрадиционного подхода к половым отношениям.

Шокированная вполне логическим решением поэта о разводе, женщина предпринимала попытки вернуть возлюбленного, усыновив девочку Аню, посчитав, что это даст новый импульс к угасающей любви. После двух неудачных последующих браков, Белла Ахмадулина и её дочери Анна и Елизавета Кулиева полностью прервыают общение: Аня, узнав о факте оформления опеки, затаила злость на мать. Лиза же, являясь законной дочерью Кайсына Кулиева, предпочла встать на сторону своего отца.

За несколько лет до трагической смерти, в результате тяжелой болезни известная русская поэтесса ослепла. В начале 2010 года, прямо в карете скорой помощи, сердце Беллы Ахатовны остановилось. Последний муж писательницы отмечал, что чуя близкую кончину, писательница хотела наладить общение с дочерьми, но сделать это, к превеликому сожалению, ей так и не удалось…