Всем известно, что существуют семьи, в которых дети находятся в неблагоприятных и нередко опасных условиях для жизни. Это дети, не имеющие возможности жить нормальной жизнью, плохо питаются, не приучены к санитарным нормам, не имеют места для сна или отдыха и т. п.

Социальные работники проверяют жилые помещения социально неблагополучных семей для того, чтобы улучшить жизнь несовершеннолетним гражданам и оказать воздействие на их законных представителей (родителей) или же и вовсе изъять несовершеннолетнего ребёнка из семьи, члены которой никак не реагируют на замечания и безответственно относятся к воспитанию детей.

Обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего

Кроме того, что данное обследование - это постоянная процедура в неблагоприятных семьях, её принято применять и в отношении улучшения условий жизни и воспитания к подопечным детям и семьям, планирующим взять ребёнка в опеку или усыновить.

В обоих случаях комиссия устанавливает соблюдены ли необходимые условия для жизни ребёнка и составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Причины проведения проверки жилищно-бытовых условий:

  • смена места жительства (при поступлении новой семьи (ребёнка) в новую школу или детский сад в целях выяснения условий жизни несовершеннолетнего);
  • жалобы от соседей, педагогов, воспитателей и других людей на родителей, на жестокое отношение к детям и т. п.;
  • обращение ребёнка за медицинской помощью и выявление врачом бытовых травм (в том числе и с родителями);
  • заявление в полиции на несовершеннолетнего, нахождение ребёнка под следствием .

Комиссия по обследованию жилищно-бытовых условий

В состав комиссии могут входить: классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора школы, участковый полицейский, представитель медицинского учреждения, представитель органов опеки и попечительства, инспектор по делам несовершеннолетних, работник Санэпиднадзора, работник БТИ и другие лица в зависимости от целей проведения осмотра.

При обследовании комиссия должна дать оценку условиям жизни несовершеннолетнего и внести необходимые данные в акт:

  • положение семьи материального характера;
  • состояние помещения (дома, квартиры, комнаты) в котором проживает вся семья;
  • количество проживающих в жилом помещении;
  • санитарный вид жилья;
  • наличие места для ребёнка (для игр, отдыха, сна).

Обследование может проводиться как с предупреждением в определённый день по договорённости (чаще это касается подопечных детей), так и без предупреждения .

Комиссия должна выявить, насколько несовершеннолетний обеспечен основными потребностями и данные записать в акт .

Относительно здоровья ребёнка, необходимо указать уровень его развития в соответствии с возрастом, наличие заболеваний, потребности в медицинском обслуживании и необходимых лекарствах, признаки психического или физического насилия.

Что касается внешнего вида несовершеннолетнего, то стоит отметить соблюдение норм гигиены, состояние обуви и одежды, наличие одежды на все сезоны и т. п.

Немаловажна и социальная адаптация ребёнка: навыки общения с людьми, навыки самообслуживания с учётом индивидуальных особенностей и возраста, поведение и т. д.

Относительно воспитания и образования несовершеннолетнего ребёнка, необходимо обратить внимание на успеваемость в школе, посещение занятий (в т. ч. и в детских садах), проблемы и успехи в учёбе с учётом возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, режим, организацию свободного времени, наличие среды способствующей развитию.

Важно отметить, сохранено ли обеспечение безопасности несовершеннолетнего: отсутствует ли доступ к опасным предметам, медикаментам, газу, электроприборам и т. п.; существует ли риск нанести ребёнку вред. При описании семейного окружения несовершеннолетнего, комиссия учитывает такие подробности, как фактическое осуществление ухода за ребёнком, место жительство родственников, описание других лиц проживающих вместе с ребёнком (кроме родителей), участие в воспитании и содержании ребёнка родственниками, степень отношения несовершеннолетнего с родителями, ценности семьи, круг общения законных представителей несовершеннолетнего, отношение членов его семьи с соседями, отношение ребёнка с детьми и педагогами.

Также немаловажной составляющей акта являются имущественные условия (информация о доходах семьи): источники получения денежных средств (алименты, помощь родителей, пособии, пенсии и другие соц. выплаты); примерная цифра среднемесячного дохода; сведения об имеющемся имуществе и правах ребёнка на это имущество.

Комиссия, созданная для обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина, должна выявить и отразить в акте обследования обстоятельства, создающие угрозу здоровью и жизни ребёнка, его нравственному или физическому развитию; обстоятельства, способствующие нарушению прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего; факты грубого, жестокого, пренебрежительного обращения, психического или физического насилия.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ № 334 от 14.09.2009 г.) при проверке жилищно-бытовых условий необходимо обратить внимание на:

Сроки составления акта

Данный акт должен быть составлен в течение трёх дней с того дня, когда было проведено обследование. Акт составляется в двух экземплярах. Каждый документ заверяется руководителем учреждения, от которого поступила инициатива проведения обследования. Один экземпляр должен быть направлен в орган опеки, второй предназначен для учреждения. Копия документа, заверенная руководителем учреждения или органами опеки, в течение трёх дней должна быть направлена законным представителям несовершеннолетнего.

АКТ обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Образец

Как говорилось ранее, обследование могут проводить педагоги и воспитатели дошкольных учреждений. Однако, они должны иметь на то веские основания. Например, ребёнок систематически нарушает дисциплину, появляется в школе в нетрезвом виде, прогуливает занятия, участвует в драках и т. п.

Проверка условий жизни учащегося носит предупреждающий характер, так как, выявив причины подобного поведения у ученика, преподаватели все, что могут сделать, это оказать помощь в воспитании или воздействовать на семью.

Образец заполнения акта

1. Дата проведения обследования: 30.08.2016 г.

2. ФИО несовершеннолетнего: Иванов Виктор Михайлович

3. Адрес: ул. Севастопольская д. 36 ком. 811 (общежитие)

4. Сведения о законных представителях (родителях): мать - Иванова Ирина Петровна, страховой агент в ЗАСО «ТАСК»; отец - Иванов Михаил Эдуардович, водитель автобуса в ЧП»Облавтотранс».

5. Участие законных представителей (родителей) в воспитании и содержании ребёнка: мама Ирина Петровна надлежащим образом исполняет свои обязанности по воспитанию сына. Виктор часто пропускает занятия в школе по болезни. По словам Ирины Петровны старается учиться. Мама обеспечивает сына одеждой, школьными принадлежностями, средствами личной гигиены, интересуется его обучением, контролирует его занятость. Отец Михаил Эдуардович с сыном не проживает, с 2007 года родители в разводе, сына не навещает, алименты платит исправно. В комнате живёт кошка, о которой хорошо заботятся.

6. Условия проживания, режим дня несовершеннолетнего: режим соблюдается, условия проживания удовлетворительные (одна комната 12-ти квадратных метров с косметическим ремонтом); запас продуктов питания на момент обследования максимальный, в квартире убрано. У Виктора имеется отдельное спальное место, в комнате организовано место, где он делает уроки.

7. Состояние здоровья несовершеннолетнего: самочувствие ребёнка на момент обследования хорошее. Мальчик прошёл реабилитацию после пневмонии.

8. Отношения несовершеннолетнего с членами семьи: с мамой установлены доверительные отношения, в семье есть уважение и понимание.

9. Помощь несовершеннолетнему (семье): мальчик нуждается в педагогической помощи: необходимо контролировать классным руководителем Михалковой Александрой Яковлевной посещаемость несовершеннолетнего ученика 6б класса 3 СШ г. Дмитрова Иванова Виктора, его успеваемость по учебным предметам, проводить консультирование законных представителей по вопросам воспитания.

10. Выводы и мотивированное заключение: мама Ирина Петровна занимается воспитанием и содержанием сына надлежащим образом. В комнате, где проживает мальчик порядок; запас продуктов питания максимальный, задолженности по коммунальным платежам не имеется.

ФИО посещающего учителя А. Я. Михалкова

Подпись родителей

Дополнительная информация! Подпись родителей на акте обследования необязательна.

Проверка места проживания школьников, результатом которой является акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, заполненный в соответствии с образцом, выполняется классными руководителями для выявления:

  • фактического состояния жилья, в котором живет школьник;
  • соблюдения норм количества граждан, проживающих совместно в рамках данной жилплощади;
  • финансового положения семьи учащегося;
  • выполнения санитарно-гигиенических норм, способствующих сохранению и укреплению здоровья домочадцев и ребенка в частности;
  • наличия и состояния места для учебы, игр и отдыха школьника.

С какой целью составляется акт обследования семьи учащегося?

Скачать бланк акта обследования жилищно-бытовых условий учащегося
Скачать в.docx

Вразрез с тенденцией к последовательному улучшению материальных и социальных условий в нашей стране сохраняется процент семей, не способных обеспечить ребенка необходимым минимумом по ряду причин. Проведение проверок и составление акта обследования семьи учащегося призвано стимулировать родителей к пересмотру сложившихся бытовых условий, распорядка и образа жизни семьи, отказу от вредных привычек.

Проведение проверки первоочередно следует расценивать как , инструмент защиты прав несовершеннолетних, находящихся под семейной опекой и не способных трезво оценить условия проживания. Важно отметить, что обследование призвано выявить не только поверхностные факторы неблагополучия (неустроенность жилищных условий, отсутствие вещей и предметов первой необходимости), но и факты эмоциональной нестабильности, которые могут наблюдаться в финансово обеспеченных и внешне благополучных семьях (скандалы, диктат, наложение несправедливых оценок и запретов - проявления, ведущие к подавлению инициативности несовершеннолетнего, развитию агрессии и формированию «бунтарской» позиции).

Процедура оценивания жилищно-бытовых условий школьника осуществляется в случае возникновения у педагогов, социальных работников, представителей правоохранительных организаций оснований полагать, что нормы проживания ребенка в семье не соответствуют общепринятым нормам (у ребенка замечены побои, признаки систематического недосыпа или недоедания, отсутствуют вещи первой необходимости).

КАК ОБСЛЕДОВАТЬ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН И ИХ СЕМЕЙ?

Отвечает Екатерина Ильгова, кандидат юридических наук, доцент, директор Института дополнительного профессионального образования Саратовской государственной юридической академии

Поводами для проведения проверки и заполнения акта жилищно-бытовых условий семьи являются:

  1. Регулярное нарушение учащимся норм социального и общественного поведения.
  2. Фиксирование эпизодов , токсических или наркотических веществ.
  3. Факт постановки школьника на учет в комиссию по делам несовершеннолетних или правоохранительные органы.
  4. Поступление жалоб со стороны педагогов, родственников, соседей о невыполнении родительских обязанностей или ненадлежащем обращении с детьми в семье.
  5. Смена места жительства семьи, вследствие чего могут ухудшиться условия проживания несовершеннолетнего.
  6. При получении ребенком травмы с целью выяснения обстоятельств, сопутствующих получению увечий (несчастный случай, родительская халатность, намеренное нанесение физического вреда).

Проверка жилищных условий с последующим составлением акта также осуществляется в рамках процедуры лишения родительских прав или усыновления школьника.

Состав комиссии, осуществляющей проверочные действия по предварительному согласованию с родителями или без него, может меняться в соответствии с целями мониторинга. В зависимости от особенностей случая в состав уполномоченной комиссии могут быть включены педагоги (первоочередно - классный руководитель), представители социальных служб, попечительских и правоохранительных органов.

Что включить в заполненный акт обследования жилищно-бытовых условий семьи

Составление отчетного документа по результатам проверки выполняется в свободной форме, но в соответствии с требованиями к содержанию. Для возможности использования заполненного акта обследования жилищно-бытовых условий семьи в качестве доказательной базы в бланк важно включить следующие пункты:

  1. Даты обследования, которая может совпадать с датой посещения комиссией семьи несовершеннолетнего или не совпадать (но важно помнить, что акт составляется не позднее, чем через три дня с момента обследования).
  2. Наименования документа.
  3. Список проверяющих.
  4. Цель проведения обследования (в рамках плановой проверки или в связи с поступившей жалобой).
  5. Тип (квартира, дом) и адрес обследуемой жилплощади.
  6. Состав семьи, проживающей в обследуемом жилом объекте.
  7. Подписи проверяющих, подтверждающих согласие с изложенной в акте информацией.

При обследовании следует уделить особое внимание уровню обеспечения основных потребностей учащегося в семье, который определяется по ряду параметров, представленных в таблице.

Скачать таблицу параметров определения уровня обеспечения основных потребностей учащегося в семье
Скачать в.docx

Пункты содержания акта На что следует обратить внимание при проверке
Состав семьи Кто фактически осуществляет надзор за учащимся, уровень вовлеченности домочадцев в .
Уточнить, кто из близких родственников проживает в непосредственной близости и оказывает посильную помощь в содержании и обучении несовершеннолетнего.
Финансовая обеспеченность семьи Общий уровень дохода, наличие продуктов питания, одежды, игрушек, канцелярии в необходимом количестве.
Состояние здоровья ребенка Провести визуальную оценку на предмет соответствия физиологического состояния школьника возрастным показателям.
Уточнить наличие хронических заболеваний и необходимость в постоянном медицинском наблюдении или лекарственном обслуживании.
Определить вероятность эпизодов физического или психического насилия над несовершеннолетним.
Внешний вид домочадцев Опрятность и состояние детской одежды, ее соответствие росту и весу школьника, возрастным параметрам и сезонности.
Наличие средств для ухода и личной гигиены (расчески, полотенца, зубной щетки и прочего), находящихся в свободном доступе.
Уровень социальной адаптации Адекватность поведения членов семьи во время визита комиссии, характер общения несовершеннолетнего с родителями, близкими родственниками, представителями проверяющих служб.
Воспитание в семье Форма освоения обязательного образовательного минимума, посещение спортивных секций, тематических кружков , организация обучения и досуга несовершеннолетнего - наличие образовательной среды и места для самостоятельной учебной работы.
Соблюдение норм безопасности Оценить возможность доступа школьника к опасным предметам быта (согласно возрастному фактору): лекарствам, химическим смесям, электроприборам и т.д.
Удовлетворение эмоциональных потребностей Характер отношений между домочадцами, готовность к совместному времяпровождению, уровень взаимодоверия, наличие/отсутствие семейных ценностей и традиций.
Факторы риска Наличие потенциально опасных для школьника факторов физического и эмоционального плана (выявления фактов пренебрежительного или неуважительного отношения к правам ребенка, эксплуатации, покушения на физическую и половую неприкосновенность).

Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося: заполненный образец

Ввиду того, что обследования благополучия семей школьников включено в обязанности классного руководителя, для экономии времени рекомендуется заполнять акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося по заполненному образцу . Благодаря этому удастся легко избежать неточностей, включить в отчетную документацию всю необходимую информацию и избежать упущения важных деталей, позволяющих составить справедливое мнение об условия проживания школьника в семье.

Образец акта обследования семьи учащегося классным руководителем

Скачать образец акта обследования семьи учащегося классным руководителем
Скачать в.docx

Блоки документа Пояснения
Шапка Акт обследования жилищно-бытовых условий
учащегося _______ (Ф.И.О.) ________ (класса) ____,
проживающего по адресу ______________
Тип семьи

Благополучная (родители отличаются высокой моральностью, вовлечены в школьную жизнь, обеспечивают благоприятный эмоциональный настрой в семье).

Неблагополучная:

  • нравственно нестабильная (родители или родственники, проживающие совместно с учащимся, ведут аморальный образ жизни: злоупотребляют алкоголем, принимают наркотические или токсические средства, отказываются работать, проявляют асоциальные качества, а также игнорируют родительские права и обязанности);
  • педагогически некомпетентная (родители проявляют несогласованность при озвучивании требований к школьнику, практикуют физические меры наказания, не владеют правилами организации учебно-воспитательного процесса, не интересуются успехами и поведением ребенка в школе);
  • конфликтная (папа с мамой или родственники постоянно конфликтуют между собой, демонстрируют примеры жестокости, рукоприкладства, нетерпимости, эмоционального неблагополучия).

Также следует зафиксировать факт постановки семьи на учет в отделе защиты прав несовершеннолетних в местной администрации.

Характеристика родителей Ф.И.О. мамы и папы, занятость, место работы, должность, уровень жизни и вовлеченности в процесс воспитания ребенка, уровень педагогической культуры, характер проживания с ребенком (совместно или раздельно).
Информация о других близких родственниках (бабушках и дедушках, братьях, сестрах)
Совместно со школьником проживает (список родственников).
Указать, какое участие они принимают в воспитании и материальном обеспечении несовершеннолетнего.
Статус семьи Школьник воспитывается в ____ (полной, неполной, многодетной...) семье или ребенка воспитывает мать-одиночка, в семье есть инвалид и т.д.
Уровень дохода (обеспеченная, средний достаток, малообеспеченная).
Наличие полноценного питания, сезонной одежды по размеру (обеспечивается/не обеспечивается).
Обеспеченность средствами для подготовки к обучающему процессу, канцелярскими принадлежностями.
Жилищно-бытовые условия Учащийся проживает совместно с членами семьи (список) в _____ (квартире, комнате общежития, частном доме), количество комнат составляет ___.
Санитарно-гигиеническое состояние жилых и нежилых помещений соответствует (не соответствует) нормативам.
В квартире оборудована детская комната (или зона), укомплектованная всеми необходимыми предметами мебели (кровать, шкаф для личных вещей). Мебель находится в (отличном, удовлетворительном, неудовлетворительном) состоянии.
Имеются (не имеются) условия для подготовки обучающегося к школьным занятиям (письменный стол с дополнительным источником освещения, место для хранения учебников и письменных принадлежностей).
Характер взаимоотношений в семье

Отношения родителей и ребенка, характер которых следует учитывать педагогу при определении особенностей ведения психолого-педагогической работы , строятся в соответствии с принципом (выбрать наиболее предпочтительные):

  • родительский авторитаризм, отрицание свободы выражения мысли и действий;
  • подавление проявляемых ребенком инициатив;
  • гиперопека, которая проявляется через полное ограждение несовершеннолетнего от жизненных трудностей и забот;
  • пассивность со стороны взрослых - явное нежелание принимать участие в процессе воспитания;
  • сотрудничество - проявление взаимоуважения и заботы об интересах друг друга.
Воспитательные методы

Влияние на ребенка членами семьи в воспитательных целях осуществляется посредством:

  • категоричных высказываний, приказов, не подлежащих обсуждению;
  • наложения запретов на отдельные действия с объяснением причин;
  • упреков, обвинений в непослушании;
  • угроз наложения наказаний, которые не осуществляются.
Семейные обязанности и организация досуга

Несовершеннолетний оказывает (не оказывает) посильную помощь в ведении домашнего хозяйства, выполняя ряд обязанностей (полив цветов, уход за домашними животными, поддержание чистоты и порядка в своей комнате и т.д.).
Выходные, праздничные дни семья проводит (выбрать предпочтительные варианты):

  • в пределах квартиры (дома), каждый занимается своими делами;
  • раздельно;
  • совместно (организовываются активные виды отдыха, вылазки, походы, экскурсии, поездки и т.д.).
Отношение ребенка к родителям, домочадцам Учащийся проявляет уважительное (неуважительное, агрессивное) отношение к родителям, членам семьи.
Характер контроля за школьным обучением и досуговой деятельностью ребенка со стороны взрослых Родители посещают (не посещают) школьные собрания, принимают (не принимают) участие в массовых школьных мероприятиях, проявляют (не проявляют) заинтересованность в получении несовершеннолетним всестороннего, в том числе и внешкольного, образования.
Заключения школьной комиссии Условия проживания учащегося в семье признаются удовлетворительными (неудовлетворительными). Ребенок обеспечен (не обеспечен) всем необходимым для развития и комфортного обучения. В семье наблюдается доверительная атмосфера (отношения напряженные, домочадцы проявляют безразличие). Школьник относится (не относится) к «группе риска» .

Правовые коллизии, возникающие при составлении акта жилищно-бытовых условий учащихся

Полномочия классного руководителя в рамках проведения обследования условий проживания школьников часто вызывают неудовольствие как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Составление акта жилищно-бытовых и семейных условий проживания учащихся рассматривается в нашем обществе не столько как реализация мер государственной защиты прав несовершеннолетних, сколько как мера контроля, результаты которой не способны повлиять на реальное состояние дел. Такие суждения не лишены логики, но их следует воспринимать критически, с учетом реальной ситуации.

Такой подход позволит педагогу своевременно оценить, способствует ли атмосфера в домах школьников для того, чтобы учиться, и нет ли каких-то тревожащих факторов, и действовать при этом в рамках правовых норм.

  1. При организации обследований важно помнить, что в соответствии с нормами действующего законодательства (ст. 137 Уголовного Кодекса РФ) частная жизнь отдельных лиц и семьи является неприкосновенной, а потому мониторинговое посещение лучше всего предварительно согласовать с родителями, чтобы избежать неприятных сюрпризов. В большинстве своем мамы и папы идут навстречу требованиям педагогов и охотно демонстрируют, что имеющихся семейных ресурсов более чем достаточно для обеспечения школьника всем необходимым.
  2. В случае выявления фактов насильственного обращения с детьми (фиксация побоев, обнаружение признаков серьезных психологических травм) педагог уполномочен (более того, обязан!) обратиться за помощью к представителям школьной администрации, социальных служб, правоохранительных органов с целью формирования комиссии и проверки бытовых условий и родительской опеки. В случае отказа представителями семьи обеспечить свободный доступ проверяющих в пределы жилых помещений и отвечать на интересующие членов комиссии вопросы, позволяющие зафиксировать или опровергнуть факт нарушения прав несовершеннолетнего, проверка жилья осуществляется под надзором правоохранителей, как вариант - после выдачи судебного распоряжения в рамках процедуры лишения родительских прав.

Таким образом, неоднозначность обязанностей классного руководителя по оценки условий проживания учащихся остается актуальной. Согласно законодательным нормам, педагог не имеет права требовать предоставление безграничного доступа в семьи, но может предварительно согласовать встречи в рамках индивидуальной работы с родителями и реализовать процедуру составления актов. В то же время при выявлении фактов попрания прав детей можно заручиться помощью представителей уполномоченных служб и активизировать механизмы государственной защиты несовершеннолетних.

Результаты составления актов обследования жилищно-бытовых условий семей учащихся

По результатам посещения семей школьников классный руководитель обязан не только составить отчетность установленного образца, но и проинформировать о выявленных фактах нарушений представителей уполномоченных органов. По данному пункту также могут возникать вопросы, поскольку не все данные, отраженные в актах обследования жилищно-бытовых условий учащихся , особенно из многодетных или малообеспеченных семей , могут повлиять на корректировку сложившейся ситуации.

При составлении отчетной документации следует учитывать, что 1 марта 2015 года действует обновленный Жилищный кодекс РФ, который, в противовес ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР, не предусматривает определений норм жилой площади на человека (за исключением норм выделяемой жилплощади) и отменяет действие запрета на проживание в одной комнате лиц разного пола старше 9 лет (за исключением супружеских пар). Таким образом, стесненность в квадратных метрах, которую испытывают многие семьи, выражаемая в отсутствии у школьника своей комнаты, уже не считается попранием детских прав, и родителей важно уведомить об этом. Грамотное зонирование, позволяющее оборудовать для несовершеннолетнего «свой угол», где расположено спальное место, зона для обучения и игр, считается удовлетворительной мерой, и при условии отсутствия других нарушений заполнять акт с целью передачи данных в органы опеки не следует.

Фиксация эмоциональной закрытости, педагогической некомпетентности семьи, выявленная при обследовании, должна стать поводом для проведения с родителями бесед, при необходимости - с привлечением школьного педагога-психолога, включения взрослых в организацию и проведение школьных мероприятий совместно с ребенком.

На основании этого хочется сделать следующий вывод: характер обследований и составленных на их основании актов определяет исключительно сам педагог путем использования или неиспользования полученных данных для определения индивидуальных особенностей ведения воспитательно-образовательной работы в классном коллективе (за исключением фактов выявления грубого нарушения прав несовершеннолетних).

от 02/07/2019

В сфере защиты прав несовершеннолетних детей предусмотрена возможность осмотреть место его проживания и составить акт обследования жилищных условий. Такой документ составляется и при , поступлении , правоохранительные органы, оформления опеки и попечительства и т.п. Одной из обязанностей классного руководителя в образовательных учреждениях является проверка условий, в которых растут и воспитываются его ученики. Кстати, акт обследования жилищно-бытовых условий может составляться и в отношении работников организации при наличии необходимости.

В общем случае официальных требований к содержанию актов нет. Однако Приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 установлен специальный порядок и введена форма акта при проведении обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

Пример акта обследования жилищных условий

Акт обследования жилищно-бытовых условий

Комиссия в составе: учитель МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Соларова Анна Викторовна, социальный педагог МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Лазарев Игорь Александрович, член родительского комитета 7 «Б» класса Колосов Петр Валерьевич,

20 апреля 2017 г. проверила жилищно-бытовые условия ученика 7 «Б» класса МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Щербинина Богдана Дмитриевича.

Состав семьи: полная. Мать – Щербинина Анна Романовна, отец – Щербинин Дмитрий Тимурович, младшая сестра – Щербинина Алиса Дмитриевна.

Все члены семьи проживают совместно квартире № 48 по адресу: Московская область, г. Жуковский, пр-кт Ленина, 205. Квартира с удобствами, расположена на 6 этаже 12-этажного кирпичного дома, общая площадь 56 кв. м.

Ученик Щербинин Б.Д. проживает в жилой комнате, площадью 25 кв. м., совместно с младшей сестрой (посещает детское дошкольное учреждение). Часть помещения выделена в раздельные спальные зоны. Оборудовано 2 отдельных рабочих места, обеспеченных канцелярскими предметами и школьными принадлежностями. Оборудован турник для занятий спортом, игровая зона совместная. Ребенку созданы условия для полноценного отдыха, сна и учебы.

Нарушений санитарно-гигиенических норм при проверке не установлено. В квартире чисто, тепло, вещи разложены аккуратно. Все члены семьи выглядят опрятно.

Мать и отец работают на постоянном месте работы, доход семьи средний. Дети обеспечены одеждой, полноценным питанием, посещают дополнительные секции и кружки. Родственники семьи (бабушка, дедушки) проживают отдельно. Посещают их еженедельно.

Вывод комиссии: явных признаков неблагополучия при посещении семьи не обнаружено. Между членами семьи хорошие доброжелательные отношения. Ребенок обеспечен всем необходимым соответственно возрасту.

Члены комиссии

Соларова А.В.

Лазарев И.А.

Колосов П.В.

Для чего составляется акт обследования жилищных условий

Цель составления документа состоит в фиксации жилищно-бытовых условий и подготовке заключения: обеспечивают ли основные потребности ребенка лица, с которыми он проживает, или готовы ли они принять ребенка (при восстановлении родительских прав и др.). Или нуждается ли гражданин в улучшении жилищных условий и др. При причинении ущерба квартире правильным будет составить .

Акт обследования жилищных условий необходим при рассмотрении исковых заявлений , их , усыновлении ребенка и т.п. Обязанность составить такой документ возложена при постановке ребенка на учет в детской комнате полиции, в случаях привлечения несовершеннолетнего к административной или уголовной ответственности.

От цели составления акта обследования жилищных условий зависит состав комиссии. Это могут быть и сотрудники полиции (как правило, участковые уполномоченные), работники органов опеки и попечительства, педагоги школы, работники БТИ, жилищно-эксплуатационной организации и т.п. Провести обследование жилищных условий могут и на основании , обращения врача.

Содержание акта обследования жилищных условий

Акт обследования жилищных условий составляется в свободной форме, а структура его определяется целью. Общим требованием к такого рода документам (чтобы иметь силу или иметь юридическое значение) является:

  1. Наличие даты проведения проверки жилищных условий. Она может совпадать с датой составления акта, а может отличаться (акт должен быть составлен не позднее 3 дней после посещения жилья)
  2. Наименование документа (акт), дата и место его издания
  3. Члены комиссии и цель проверки (проверяем ученика, в связи с жалобой от соседей и т.п.)
  4. Объект исследования (адрес) и характеристика жилья (дом, квартира, площадь, сколько комнат, кому принадлежит, в каком доме расположена, благоустроенность и т.п.)
  5. Кто проживает в квартире – состав семьи, другие родственники или иные совместно проживающие лица, иногда место их работы и доход, поведение, внешний вид
  6. Наличие домашних животных, чистота, обустройство и т.п.

Документ может содержать выводы и заключение о соответствии жилищных и санитарных условий нормам. Подписывается акт обследования жилищных условий только членами комиссии, но лица, чьи жилищные условия проверялись, и их законные представители имеют право ознакомиться с документом.

Порядок проведения обследования органом опеки по Приказу Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4

Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой в соответствии с Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях.

Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

Что выясняется при проведении обследования

При проведении обследования выявляются:

1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:

  • Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.
  • Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.
  • Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.
  • Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.
  • Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.
  • Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

2. Семейное окружение ребенка:

  • Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
  • Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.

3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:

  • Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.
  • Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).
  • Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.

4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

Оформление результатов

По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, содержащий:

  • оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств;
  • выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
  • выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;
    рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

АКТ обследования жилищно-бытовых условий г. г. Комиссия в составе: проверила жилищно-бытовые условия гражданина. (ФИО) работающего в в должности, проживающего в доме № квартира № по улице на жилой площади. Дом принадлежит. Обследованием установлено: жилая площадь, на которой проживает, состоит из комнат кв. м, размер каждой комнаты: кв. м, кв. м на этаже в этажном доме. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п. в нормальном состоянии, ветхий, аварийный комнаты сухие, светлые, проходные, количество окон и прочее) . Благоустройство дома и данной жилплощади (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) . Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания при наличии в семье несовершеннолетних детей, которые посещают какие-либо учебные заведения. Дата обследования: г. Ф.И.О.

Акт обследования жилищных условий

  1. Собственником (нанимателем) жилой площади является

ФИО, степень родства по отношению к ребенку

    1. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.д.; состояние: ветхий, аварийный; чистота комнат, посторонний запах и др.) финский щитовой дом, состояние дома удовлетворительное, в комнатах чистые полы, но вся мебель старая протертая, грязная. В комнатах имеется посторонний специфический запах. .
    2. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, ванна, лифт, телефон и др.) канализация, водопровод отсутствует, вода приносная из колодца, в доме имеется вся необходимая мебель, техника, несколько кроватей. На некоторых кроватях отсутствует постельное белье, а если и имеется, то грязное.
      В доме требуется капитальный косметический ремонт. .

Акт обследования жилищно бытовых условий учащегося образец

Важно

Проводилось обследование условий проживания несовершеннолетнего: Ф.И.О, дата рождения, ученика класса МБ(А)ОУ «СОШ № » 1. Сведения о родителях (опекунах) Мать: Ф.И.О. дата рождения, место работы Отец: Ф.И.О. дата рождения, место работы 2. Сведения о несовершеннолетних 2.1 Состояние здоровья: физическое развитие детей соответствует возрасту, внешних признаков наличия заболевания не выявлено (выявлено).


Признаки физического или психического насилия над детьми отсутствуют (присутствуют). 2.2 Внешний вид: дети чистые, ухоженные, имеют необходимую одежду и обувь для дома, посещения образовательного учреждения, прогулок. Все вещи в хорошем состоянии, соответствуют возрасту детей, имеется верхняя одежда по сезону и времени года. 2.3 Социальная адаптация: во время посещения дети (ребенок) спокойны, доброжелательны, заинтересованы (безразличны) визитом постороннего человека.

Материал на тему: акт обследования жилищно-бытовых условий семьи

Жуковский Лазарев Игорь Александрович, член родительского комитета 7 «Б» класса Колосов Петр Валерьевич, 20 апреля 2017 г. проверила жилищно-бытовые условия ученика 7 «Б» класса МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Щербинина Богдана Дмитриевича. Состав семьи: полная. Мать – Щербинина Анна Романовна, отец – Щербинин Дмитрий Тимурович, младшая сестра – Щербинина Алиса Дмитриевна.

Все члены семьи проживают совместно квартире № 48 по адресу: Московская область, г. Жуковский, пр-кт Ленина, 205. Квартира с удобствами, расположена на 6 этаже 12-этажного кирпичного дома, общая площадь 56 кв. м. Ученик Щербинин Б.Д. проживает в жилой комнате, площадью 25 кв.
м., совместно с младшей сестрой (посещает детское дошкольное учреждение). Часть помещения выделена в раздельные спальные зоны. Оборудовано 2 отдельных рабочих места, обеспеченных канцелярскими предметами и школьными принадлежностями.

Внимание

Собственником (нанимателем) жилой площади является ФИО, степень родства по отношению к ребенку Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.д.; состояние: ветхий, аварийный; чистота комнат, посторонний запах и др.) финский щитовой дом, состояние дома удовлетворительное, в комнатах чистые полы, но вся мебель старая протертая, грязная. В комнатах имеется посторонний специфический запах. . Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, ванна, лифт, телефон и др.) канализация, водопровод отсутствует, вода приносная из колодца, в доме имеется вся необходимая мебель, техника, несколько кроватей.


На некоторых кроватях отсутствует постельное белье, а если и имеется, то грязное. В доме требуется капитальный косметический ремонт. .Каким способом отапливается дом отопление имеется печь для водяного отопления дома на дровах, работает за счет сжигания дров.

В школу из дома ребенок приезжает в старых, поношенных иногда дырявых вещах, которые не соответствуют возрасту. .Имеются ли средства для подготовки учащегося в школу недостаточно Обеспеченность учебниками, школьными принадлежностями школьно-письменными и канцелярскими принадлежностями обеспечиваются в достаточном объеме. Наличие отдельной комнаты (место для сна, игр, отдыха, шкаф, состояние мебели и др.) имеется отдельная комната для сна и отдыха ребенка, игрушек нет, состояние мебели неудовлетворительное, на момент посещения на кровати ребенка не имелось постельного белья, подушка состояла из каких-то кусков поролона, на стенах нет обоев- комната неуютная. СТРУКТУРА ДОХОДОВ СЕМЬИ (основные источники доходов: з/п, пенсия, пособие, алименты, иные соц.

выплаты) основной источник дохода – это зарплата и детское пособие в совокупности составляет примерно рублей. .

Примеры образцы заполнения актов обследования жбу семьи

  • СТРУКТУРА ДОХОДОВ СЕМЬИ (основные источники доходов: з/п, пенсия, пособие, алименты, иные соц. выплаты) основной источник дохода – это зарплата и детское пособие в совокупности составляет примерно рублей. .
  • Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (питание, одежда, обувь, игрушки, мед. обслуживание, канц. принадлежности и т.д.) доход не достаточен для обеспечения несовершеннолетних основными потребностями в питании, одежде, игрушек, мед. обслуживании, школьно-письменными и канцелярскими принадлежностями. .
  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда, как в домашних условиях, так и вне дома) чистящие и моющие средства, бытовая химия, медикаментозные препараты, содержатся в недоступном для детей месте.

Жилищно-бытовые условия: 3.1 Семья проживает в квартире улучшенной планировки (хрущевка, «гостинка»), приватизирована или нет, общая площадь кв.м 3.2 Дом, в котором проживают несовершеннолетние в хорошем состоянии, подъезд чистый, отремонтированный (ремонт проводился давно, в подъезде не убирают). 3.3 В квартире чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи (грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя, ацетона или др.) Имеется у детей (ребенка) отдельная комната, место для учебы и отдыха, школьно-письменные принадлежности (мягкая мебель, уголок школьника, ремонт в квартире и в комнате детей, шкаф для хранения одежды). 4. Приблизительный доход семьи, требуется ли оказание материальной помощи, в каком виде. Выводы: 1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные (неудовлетворительные) 2.

Жилищно-бытовые условия удовлетворительные (неудовлетворительные) 2. кем осуществляется уход и надзор над детьми, выполнение родительских обязанностей осуществляется в полном объеме (частично, не выполняются родительские обязанности) 3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях). Рекомендации: 1. Обеспечить уход за детьми 2. Уборка квартиры, комнаты ребенка 3.
Помощь в подготовке дом.заданий 4. Оформление материальной помощи (по необходимости) Акт обследования жилищно-бытовых условий (Образец заполнения) 10.05.2011 N 21 г. Минск обследования жилищно-бытовых условий Савицкого А.Г. Основание: п.
ВШК, ПДН, КДН

  • СТАТУС СЕМЬИ многодетная/малообеспеченная/мать одиночка/отец одиночка/опекаемая
  • СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
  1. Мать (законный представитель) .

ФИО, место работы 3.2 Отец (законный представитель) ФИО, место работы

    1. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают совместно/раздельно
  1. СЕМЕЙНОЕ ОКРУЖЕНИЕ: (ФИО РЕБЕНКА)

№ ФИО, год рождения Степень родства (мать, отец, брат, сестра, тетя, дядя, бабашка, дедушка) Род занятий проживает постоянно/временно/не проживает участвует/не участвует в воспитании и содержании ребенка

  1. ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ
    1. Жилая площадь, на которой проживает несовершеннолетний, дата рождения

Составляет кв.м., в частном доме, состоит из комнат и кухни.

Ф.И.О. ребенка, дата рождения.

Цель обследования: выявление жилищно-бытовых условий семьи …

«__» _____ 20___г. в _____

Домашний адрес: __________________________________________

Состав семьи:

Мать – ______________________________

Отец – _______________________________

Дочь – ___________________________________

Жилищные условия:1-комнатная квартира на 4 этаже монолитного дома. Состояние квартиры хорошее, ребенку созданы необходимые условия для благополучного проживания и воспитания.

Санитарное состояние: при проверке не обнаружено нарушений санитарно-гигиенических норм. В квартире чисто. Вещи, игрушки разложены аккуратно. Несовершеннолетнему созданы условия: имеется комната, где ребенок играет, занимается и отдыхает, есть компьютер, телевизор, игрушки, детский стол для занятий, также имеется спальное место – диван. В квартире тепло, уютно, ребенок обеспечен питанием, одет число, опрятно.

Психологический климат в семье: все члены семьи хорошо контактируют друг с другом, взаимоотношения положительные.

Признаки неблагополучия: явных признаков неблагополучия при посещении квартиры не обнаружено.

Инспектор по неблагополучным семьям:

Ф.И.О. __________________________

Воспитатель:

Ф.И.О. _______________________

« ___» __________ 20____г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Акт обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи несовершеннолетнего.

«__» _____ 20___г. в _____

Состав семьи:

Воспитатель:

« ___» __________ 20____г.

Предварительный просмотр:

Акт обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи несовершеннолетнего.

Ф.И.О. ребенка, дата рождения.

Цель обследования: выявление жилищно-бытовых условий семьи …

«__» _____ 20___г. в _____

Домашний адрес: __________________________________________

Состав семьи:

Мать – ______________________________

Отец – _______________________________

Дочь – ___________________________________

Жилищные условия:1-комнатная квартира на 4 этаже монолитного дома. Состояние квартиры хорошее, ребенку созданы необходимые условия для благополучного проживания и воспитания.

Санитарное состояние: при проверке не обнаружено нарушений санитарно-гигиенических норм. В квартире чисто. Вещи, игрушки разложены аккуратно. Несовершеннолетнему созданы условия: имеется комната, где ребенок играет, занимается и отдыхает, есть компьютер, телевизор, игрушки, детский стол для занятий, также имеется спальное место – диван. В квартире тепло, уютно, ребенок обеспечен питанием, одет число, опрятно.

Психологический климат в семье: все члены семьи хорошо контактируют друг с другом, взаимоотношения положительные.

Признаки неблагополучия: явных признаков неблагополучия при посещении квартиры не обнаружено.

Инспектор по неблагополучным семьям:

Ф.И.О. __________________________

Воспитатель:

Ф.И.О. _______________________

« ___» __________ 20____г.