Античный мир — эпоха греко-римской классической древности.

— это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.

Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость , таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; ; .

Со стороны истории античную философию делят на :
  • натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
  • гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
  • классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
  • период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);
  • неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).
См.также: Характерные черты античной философии:
  • античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;
  • античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
  • античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;
  • античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;
  • античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;
  • античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.
Особенности античной философии:
  • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов;
  • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом;
  • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм;
  • на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма;
  • допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;
  • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
  • были заложены два направления в философии — идеалистическое и материалистическое .

Основные представители античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Протагор, Горгий, Продик, Эпикур.

Проблемы античной философии: кратко о самом главном

Античная философия многопроблемна , она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли , и .

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Первые философские школы Древней Греции и их идеи

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII — V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам относятся пять следующих школ:

Милетская школа

Первые философы — жители города Милет на границе Востока и Азии (территория современной Турции). Милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале мира.

Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов считал, что мир состоит из воды, под которой понимал не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенную материальную стихию.

Большой прогресс в области развития абстрактного мышления был достигнут в философии Анаксимандра (610 — 540 гг. до н. э.), ученика Фалеса, который видел первоначало мира в «айпероне» — беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Кроме того, он впервые вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы, а также первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра, усматривал первоначало всего сущего в воздухе. Он выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.).

Школа Гераклита Эфесского

В этот период на границе между Европой и Азией находился город Эфес. С этим городом связана жизнь философа Гераклита (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.). Это был человек аристократического рода, который отказался от власти ради созерцательного образа жизни. Он высказал гипотезу о первоначале мира как об огне. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о материале, субстрате, из которого все создано, а о субстанции. Единственное известное нам произведение Гераклита называется «О природе» (впрочем, как и у других философов до Сократа).

Гераклит не только ставит проблему единства мира. Его учение призвано объяснить и факт самого многообразия вещей. Что является системой границ, благодаря которой вещь имеет качественную определенность? Вещь есть то, что она есть? Почему? Сегодня мы можем, опираясь на естественнонаучные знания, легко ответить на этот вопрос (о границах качественной определенности вещи). А 2500 лет назад, только для того чтобы хотя бы поставить такую проблему, человек должен был иметь недюжинный ум.

Гераклит говорил, что война есть отец всего и мать всего. Речь идет о взаимодействии противоположных начал. Он говорил метафорически, а современники думали, что он призывает к войне. Другой известной метафорой является знаменитое высказывание о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. «Все течет все меняется!» — говорил Гераклит. Поэтому источник становления — борьба противоположных начал. Впоследствии это станет целым учением, основой диалектики. Гераклит явился основоположником диалектики.

У Гераклита было много критиков. Его теория не встретила поддержки у современников. Гераклита не понимала не только толпа, но и сами философы. Наиболее авторитетными его оппонентами были философы из Элеи (если, конечно, можно вообще говорить об «авторитете» античных философов).

Элейская школа

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись философ Ксенофан (ок. 565 — 473 до н.э.) и его последователи Парменид (конец VII — VI вв. до н. э.) и Зенон (ок. 490 — 430 до н.э). С точки зрения Парменида, те люди, которые поддерживали идеи Гераклита были «пустоголовыми о двух головах». Мы видим здесь разные способы мышления. Гераклит допускал возможность противоречия, а Парменид и Аристотель настаивали на типе мышления, исключающем противоречие (закон исключенного третьего). Противоречие — ошибка в логике. Парменид исходит из того, что в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего. Невозможно единовременное существование противоположных начал.

Школа пифагорейцев

Пифагорейцы — сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.) первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Заслуга пифагорейцев состоит в том, что они заложили основы теории чисел, разработали принципы арифметики, нашли математические решения для многих геометрических задач. Они обратили внимание на то, что если в музыкальном инструменте длина струн по отношению друг к другу составляет 1:2, 2:3 и 3:4, то можно получить такие музыкальные интервалы, как октава, квинта и кварта. В соответствии с рассказом древнеримского философа Боэция, Пифагор пришел к идее о первичности числа, заметив, что одновременные удары молотов разного размера производят гармоничные созвучия. Поскольку вес молотов можно измерить, количество (число) управляет миром. Они искали такие соотношения в геометрии и астрономии. На основании этих «исследований» они пришли к выводу, что небесные светила также находятся в музыкальной гармонии.

Пифагорейцы полагали, что развитие мира циклично и все события повторяются с определенной периодичностью («возвращаются»). Другими словами, пифагорейцы полагали, что в мире не происходит ничего нового, что через определенный промежуток времени все события в точности повторяются. Они приписывали числам мистические свойства и считали, что числа могут определять даже духовные качества человека.

Школа атомистов

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы». Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до н. э.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем натурфилософской традиции, связанной с этим городом. Он находился под влиянием Парменида и Зенона. Высказывалось мнение, что Левкипп — это вымышленное лицо, которого никогда не существовало. Возможно, основанием для такого суждения служило то, что о Левкиппе практически ничего не известно. Хотя такое мнение существует, представляется более достоверным, что Левкипп все же является реально существовавшим человеком. Ученик и соратник Левкиппа (ок. 470 или 370 до н.э.) считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

  • весь материальный мир состоит из атомов;
  • атом является мельчайшей частицей, «первокирпичиком» всего сущего;
  • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
  • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);
  • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
  • атомы находятся в вечном движении;
  • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
  • атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Таким образом, характерными чертами являлись: ярко выраженный космоцентризм, повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы, поиск первоначала, породившего все сущее и доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Ситуация кардинально поменяется на следующем, классическом этапе развития античной философии.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Античная философия совокупность философских учений, созданных в период античности, то есть греческой и греко-римской древности.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. Введение термина «философия» приписывают Пифагору.

В период существования античной философии были заложены основы всех философских направлений, сформированы все основные стили, способы философствования. Античная философия стала источником развития всей последующей западноевропейской культуры.

В своем развитии античная философия прошла три периода:

    Досократический (раннегреческая натурфилософия), VII – V века до н.э.

    Классический (сократический), середина V – конец IV века до н.э.

    Римско-эллинистический, III век до н.э. – VI век н.э.

ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (РАННЕГРЕЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ)

Основные представители этого этапа античной философии:

а) философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

б) Гераклит Эфесский;

в) философы Элейской школы (Парменид, Зенон Элейский);

г) школа пифагорейцев (Пифагор);

д) механистические материалисты (Анаксагор, Эмпедокл);

е) атомисты (Демокрит, Левкипп);

Самой характерной чертой раннегреческой философии является ярко выраженный космоцентризм , то есть в центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – природы, Космоса, мира в целом. Главная заслуга философов раннего этапа заключается в том, что они сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей? В основе этого вопроса лежит следующее философское открытие: существует множество вещей, они зарождаются и гибнут, то есть они преходящи; но тем не менее есть единая, неуничтожимая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и в которую возвращаются. Эта первооснова всего сущего, всеобщее основание бытия получила название субстанця. Все раннегреческие философы и пытаются найти это онтологическое основание всего сущего. Причем, надо отметить, что первооснова мира не дана нам в чувственном опыте, а может восприниматься только умом. Так формируется натурфилософский метод познания – умозрительное, отвлеченное истолкование природы.

Самым выдающимся философом-досократиком является Демокрит – родоначальник материалистической линии в философии. Согласно философу, все вещи состоят из мельчайших, неизменных, вечно существующих физических частиц – атомов. Они безграничны числом и неделимы. Атомы разделены пустотой, в которой они движутся. Движение атомов в мировой пустоте, их столкновение и сцепление – это простейшая модель причинного взаимодействия, которому подчинено все в мире.

КЛАССИЧЕСКИЙ (СОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД)

К этому этапу относятся софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Главное отличие этого этапа: ярко выраженный антропоцентризм и именно в это время возникают сложные философские системы , которые охватывают все разделы философии (онтологию, гносеологию, антропологию, социальную философию).

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – яркий представитель классического периода античной философии. Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся мудрец, философ-педагог, полемист. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были этические проблемы, затрагивающие всех людей: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Именно поэтому Сократ считается автором концепцииантропологической этики . Сократ не был понят официальными властями и воспринимался как человек, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом.

Учение Сократа называется этический рационализм . Сократ считал, что сущностью человека является душа (именно ее наличие отличает человека от всех других существ). Под душой же Сократ понимал наш разум и нравственно ориентированное поведение. Отсюда цель жизни по Сократу – стать нравственно совершенным. Источником же нравственного, духовного совершенства является знание. Человек, знающий, что такое добро, никогда не совершит зло. Сократ полагал, что любое зло, порок совершается от незнания.

Большое значение деятельности Сократа в том, что он открыл метод майевтики. С помощью иронии, наводящих вопросов, в диалоге Сократ подводил собеседника сначала к освобождению от ошибочного мнения, а затем и к открытию, рождению истины в душе человека.

Платон – еще один крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений.

Платон – представитель объективного идеализма . Весь мир он делит на: а) чувственный мир («мир вещей» ) – он временен, изменчив и в действительности не существует и б) идеальный мир («мир идей» ) – действительный мир, вечный и постоянный.

Центральное понятие Платона – идея (образец, модель вещи). Согласно Платону, каждая вещь имеет свой прообраз (или идею). Причем идеи у Платона – это не субъективные представления человека, они существуют «сами по себе», то есть объективно. Вместе они и образуют идеальный мир, который еще называетсяметафизическим , сверхчувственным, т.к. он находится «над небесами, поверх физического космоса».

В человеке Платон различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Платон сторонник теории переселения души. Душа переходит из одного тела в другое, пока не очистится, то есть не освободится от всего чувственного и материального.

В решении проблемы познания Платон опирается на теорию переселения души и сократовскую идею о существовании истины в глубине души. Отсюда главный тезис гносеологии Платона: «знание – это припоминание». Подлинное знание – это знание идей. Душа с помощью разума должна «припомнить» то, что уже до рождения видела в мире идей.

В своей социальной философии Платон создает первую в истории философии модель идеального государства .

Аристотель – последний величайший философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую , изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений; практическую – о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую, где рассматриваются эстетические проблемы.

Осмысливая бытие, Аристотель выступает с критикой философии Платона , согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых идей», и «мир вещей» являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи», а «чистые идеи» рассматривал вне всякой связи с окружающей действительностью. Аристотель это опровергает и доказывает существование только единичной и конкретно определенной вещи (индивидуума), которая является первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов – вторичной.

Аристотель дал понятие бытия – это сущность (субстанция ), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания, и понятие материи – это потенция, ограниченная формой .

Историческое значение Аристотеля в том, что онвнес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»; дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; систематизировал и распределил по категориям философские знания; выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии (сочетание умеренной олигархии и умеренной демократии); внес существенный вклад в развитие логики.

РИМСКО-ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Для философии античной философии этого периода было характерно: близость философии, философов и государственных институтов, влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов Востока, Северной Африки и др.

Философия этого периода развивается в рамках школ, основными из которых являются: эпикурейская, стоики, скептики, неоплатоники .

Основные черты, характерные для представителей всех школ: антропоцентризм , проблемы личной этики , главная из которых: проблема счастья и свободы от внешнего мира (атараксия ): для Эпикура это – наслаждение, путем преодоления страхов; для стоиков – следование судьбе и обретение власти над собственными страстями, для скептиков – воздержание от суждений, для неоплатоников – восхождение к Единому, слияние с божественной сущностью.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ : космоцентризм, антропоцентризм, натур-философия; материализм, идеализм, объективный идеализм; этический рационализм, антропологическая этика; майевтика; субстанция.

ШКОЛЫ И ПЕРСОНАЛИИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ: Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.


Античная философия (VI в. до н. э.- V в. н. э.). - Возникновение и развитие философии в древней Греции и Риме неразрывно связаны с развитием рабовладельческого строя, сменившего первобытно-общинный строй. Основой всей жизни античного мира был рабский труд. «Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки...». Распад родового строя в древней Греции сопровождался возникновением городов, развитием ремесла и торговли. Рост производства, разделение труда между земледелием и промышленностью, ставшее возможным только при рабстве, колонизация и развитие торговых связей с другими народами - всё это привело к расцвету древнегреческой культуры. Под влиянием развития производства, торговли, мореплавания, а также общественной политической жизни растёт интерес к исследованию природы.

Старое религиозно-мифологическое мировоззрение всё больше уступает место стремлению проникнуть в сущность объективной действительности и законов её развития. На этой почве выросла древнегреческая философия. Она выступала как нерасчленённая, всеобъемлющая наука, как наука наук, включавшая в себя вследствие неразвитости научного мышления все области знания. История древнегреческой философии - это история борьбы первоначального, наивного материализма против различных идеалистических учений, это борьба материалистической линия Демокрита и идеалистической линии Платона. Борьба эта была основана на противоположности мировоззрений рабовладельческой демократии и реакционной аристократии.

Можно установить три периода в развитии античной философии. Первый период - VI в. до н. э. Это - философия периода образования рабовладельческого общества. Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно стихийно-диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе (см.) и (см.). Философы милетской школы- Фалес (см.), Анаксимен, Анаксимандр - исходили из признания единого, вечно движущегося материального первоначала.

У Фа-леса это - вода, у Анаксимена- воздух, у Анаксимандра - бесконечная неопределённая материя - «апейрон». Гераклит также считал началом всего сущего материальную стихию - огонь, из которого путём борьбы противоположностей происходят все формы действительности. Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к закономерным преобразованиям вечной материи. Диалектика Гераклита явилась одной из высших ступеней, достигнутых древнегреческой философией. Материалистические школы - милетская и эфесская - боролись с идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской школ. Представители пифагорейской школы (основатель - Пифагор) развивали мистическое учение о числе как сущности всех вещей и учение о «гармонии» в природе и в обществе, исключающей борьбу противоположностей. Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) противопоставили представлению об изменчивости и многообразии природы учение о неподвижном и неизменном бытии. Элейцы своим метафизическим тезисом о неподвижном бытии, исключающем многообразие явлений и изменчивость природы, открывали дверь идеализму.

Второй период - V в. до н. э. Это - философия периода расцвета древнегреческой рабовладельческой демократии. На этом этапе предмет философии расширился и углубился. На первый план выступили вопросы строения материи, теории познания, проблемы общественной жизни. Вопрос о строении материи стал в центре внимания всех трёх материалистических школ V в. до н. э., связанных с именами Анаксагора, (см.) и (см.). Анаксагор принимал за основу существующего материальные частицы -«семена вещей» («гомеомерии»), из сочетания которых образуются качественно подобные им тела.

Для объяснения движения Анаксагор вводит внешнюю силу - «нус» (мировой ум), который понимается им как тончайшее и легчайшее вещество. Эмпедокл учил о четырёх «корнях» всего сущего (огонь, воздух, вода и земля), приводимых в движение двумя материальными силами - «любовью» и «ненавистью». В атомистическом учении Демокрита античный материализм достигает высшей точки своего развития. Демокрит был «первым энциклопедическим умом среди греков»), наиболее выдающимся представителем единой нерасчленённой науки древнего мира. В основе существующего лежат, по Демокриту, два первоначала: атомы и пустота. Атомы, т. е. неделимые частицы материи, вечны и неизменны. Возникновение и уничтожение бесконечных миров и всех природных вещей - результат сочетания атомов, движущихся в пустоте.

Учение Демокрита об атомах было механистическим. У (см.), первых профессиональных учителей «мудрости» и красноречия, центром философских исследований является человек и его отношение к миру. Основная группа софистов по своим социально-политическим взглядам примыкала к рабовладельческой демократии, по философским - к материалистическому лагерю. Для другой группы софистов характерны реакционные, антидемократические воззрения. Наиболее яркий представитель софистов материалист Протагор объявляет человека «мерой всех вещей», а ощущения. - единственным источником познания. В противоположность материалистическому учению Демокрита складывается философия (см.) - главы идеалистического лагеря античной философии, идеолога аристократической реакции. Непосредственным предшественником Платона был (см.),- представитель идеалистического, религиозно-этйческого мировоззрения.

В основе философии Платона лежит противопоставление выдуманного им мира вечных и неизменных идей изменчивому, несовершенному, согласно его взгляду, миру вещей, являющемуся лишь тенью мира идей. Борясь против достижений античной науки, Платон учит о сотворении мира божественным творцом, о бессмертии и переселении душ, сводит познание к воспоминанию души о мире идей, созерцавшихся ею до вселения в тело. Общественно-политические взгляды Платона, как и его философские взгляды, были реакционными. Борьба между материалистической философией Демокрита и идеалистической философией Платона составляет центральный пункт всей истории древнегреческой философии. Уже в этой борьбе в полной мере сказались всё прогрессивное значение материализма в истории науки и реакционная роль идеализма. Борьба между философскими взглядами Демокрита и Платона была выражением политической борьбы между рабовладельческой демократией и аристократией.

Итог достижений древнегреческой философии и естествознания подводит «энциклопедическая наука Аристотеля» . (см.) выступил с опровержением платоновской теории идей. В решении основного вопроса философии Аристотель колебался между материализмом и идеализмом. Материя рассматривалась им как косная и инертная, а движущим и творческим началом признавалась нематериальная форма. Аристотель сыграл значительную роль в развитии диалектики и логики. Он исследовал формы мышления. Третий период - философия периода кризиса и упадка рабовладельческого общества. В этот, эллинистический, период от философии, выступавшей как всеобъемлющая, нерасчленённая наука, стали отпочковываться положительные науки, частные науки, разрабатывавшие методы точного исследования природы. Материалистическая линия античной философии была продолжена в этот период (см.) и его школой.

Эпикур - материалист, атеист и просветитель - возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его от нападок мистиков и теологов. Эпикур вносит в это учение ряд видоизменений. Основное в них- концепция спонтанного (обусловленного внутренними причинами) отклонения атомов от прямой линии, в силу которого становится возможным их столкновение. Целью философии Эпикур считал счастье человека, для достижения которого надо освободиться от религиозных предрассудков и овладеть знанием законов природы. Последователем и популяризатором учения Эпикура в древнем Риме был (см.) (I в. до н. э.). Начиная с III-II вв. до я. э. в результате общего кризиса и разложения рабовладельческого строя происходит упадок философии. Разнообразные школы эллинистической и римской эпохи (академики, стоики, скептики и др.) выражают явную деградацию философской мысли в сторону идеализма и мистики.

Представители идеологии империализма прибегают к фальсификации античной философии для борьбы с современным материализмом и наукой. Особую ненависть реакционеров вызывают материалистические учения. Демокрит, Эпикур и другие античные материалисты объявляются безнравственными и не достойными названия философов. Одновременно делаются попытки возродить реакционное учение Платона об идеях и «идеальном» государстве, приспособить это учение для пропаганды религиозной мистики и политики эксплуататорских классов.

Классики марксизма-ленинизма высоко оценили представителей древнегреческого материализма и диалектики. Энгельс указывал, что древнегреческие философы были «прирожденными стихийными диалектиками» («Анти-Дюринг», 20) и рассматривали природу без идеалистических шор. Ленин в своём конспекте гегелевских «Лекций по истории философии» клеймит все попытки идеалиста Гегеля принизить значение материалистических идей Демокрита и Эпикура. В работе « » (см.) Ленин противопоставляет линию Демокрита и линию Платона в философии как выразителей материализма и идеализма. И. В. Сталин в своей работе «О диалектическом й историческом материализме» отмечает значение древнегреческой диалектики.

Является античная философия. Ее родоначальниками выступают древние греки и римляне. В арсенале мыслителей того времени «инструментами» познания были тонкая умозрительность, созерцание и наблюдение. Античные философы первыми начали ставить перед собой вечные вопросы, волнующие человека: с чего берется начало всего окружающего, бытие и небытие мира, единство противоречий, свобода и необходимость, рождение и смерть, назначение человека, нравственный долг, красота и возвышенность, мудрость, дружба, любовь, счастье, достоинство личности. Эти проблемы актуальны и сегодня. Основой для формирования и развития философской мысли в Европе послужила именно античная философия.

Периоды развития философии античности

Рассмотрим, какие основные проблемы решала античная философия, этапы развития ее как науки.

В развитии древнегреческой и древнеримской философской мысли условно можно разграничить четыре важных этапа.

Первый, досократовский, период выпадает на VII -- V ст. до нашей эры. Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и Древней Греции.

Характерной особенностью второго, классического, периода (V -- IV ст. является появление софистов. Они перенесли свое внимание с проблем природы и Космоса на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протогора. В это же время начинает формироваться и римская философия, в которой определяются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

За период с IV по II век до н. э. античная философия проходит третий, эллинестический, этап развития. В это время возникают первые философские системы, глубокие по своему содержанию, появляются новые философские школы -- эпикурейская, академическая, перепатетики и другие. Представители эллинистического периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии.

С началом нашей эры (I -- VI столетия) античная философия вступает в свой последний период развития. В это время ведущая роль в принадлежит Риму, под влиянием которого оказывается и Греция. На формирование римской философии большое влияние оказывает греческая, в частности, ее эллинестический этап. В философии Рима формируются три основных направления -- эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Для этого периода характерна деятельность таких философов, как Аристотель, Сократ, Протогор, Платон.

Третий-четвертый века -- время возникновения и развития нового направления в античной философии -- неоплатонизма, родоначальником которого был Платон. Его идеи и взгляды во многом повлияли на философию раннего христианства и философию средневековья.

Так возникла античная философия, этапы развития которой породили интересные идеи: идею всеобщей связи всех явлений и вещей, существующих в мире, и идею бесконечного развития.

Именно в те времена сложились гносеологические направления -- Демокрит, являясь, в сущности, материалистом, предположил, что атом является мельчайшей частицей любого вещества. Эта его идея опередила века и тысячелетия. Платон, придерживаясь идеалистических взглядов, создал диалектическое учение об отдельных вещах и общих понятиях.

Философия античных времен стала одной из самостоятельных С ее помощью была сформирована целостная картина мира. Античная философия позволяет проследить весь путь становления теоретической мысли, полный нестандартных и смелых идей. Многие вопросы, которые пытались решить древнегреческие и древнеримские философские умы, не утратили своей злободневности и в наше время.

Античная философия – философия Древней Греции и Древнего Рима VI в. до н.э. – V в. н.э. Это первая форма философии, которая внесла исключительный вклад в развитие западноевропейской культуры и определила основные темы философствования последующих тысячелетий. В идеях античности черпали вдохновение философы различных эпох, от Фомы Аквинского до Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера. Термин "философия" тоже появился в античности.

Ранний или архаический этан античной философии (VI в. – начало V в. до н.э.). милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы, элеаты (Парменид, Зенон); атомисты (Левкипп и Демокрит); Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор, стоящие вне определенных школ. Основной темой раннего этапа греческой философии является космос или "физис", поэтому первых греческих философов называют физиками, а философию – натурфилософией. Рассуждая о космосе, первые философы формулируют проблему первоначала или первоначал мира.

Основатель милетской школы (VI в. до н.э.) Фалес считал, что началом всего является вода. Его ученик Ан аксимандр утверждал, что первоначало и основа мира апейрон; все стихии, в том числе и вода, возникают из анейрона, а он сам не имеет начала. Анаксимен – еще один милетец и ученик Анаксимандра, началом всего считал воздух; воздух бесконечен, вечен и абсолютно подвижен, все возникает из воздуха и в него возвращается.

Гераклит , которого прозвали Темным из-за сложности и непонятности его учения, считал, что начало всего это огонь. Гераклит назвал огонь равным самому себе и неизменным во всех превращениях. Гераклит говорил, что мир – это упорядоченный космос, он вечен и бесконечен, не создан ни богами, ни людьми. Мир – это огонь, то возгорающийся, то потухающий, мировой процесс цикличен, по прошествии одного цикла все превращается в огонь, а затем из огня рождается вновь. Гераклит сформулировал принцип всеобщего изменения в мире : в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Но в мире есть закон – Логос, и самая большая мудрость заключается в том, чтобы познать его.

Школа Пифагора (VI в. до н.э.) – одна из самых загадочных, пифагорейцы составили закрытый союз, вступить в который мог не каждый. Некоторые пифагорейцы давали обет молчания, а основателя школы – Пифагора – последователи почитали почти как бога. Пифагор первым употребил термин "философия", он считал, что высший образ жизни созерцательный, a не практический. Пифагор считал, что основа всего – число, а вселенная есть гармония и число. Число образуется из Единого, а из чисел – весь космос. Вещи состоят из чисел и подражают числам. Пифагорейцы стремились постичь гармонию космоса и выразить ее в числах, а результатом этих поисков стали античная арифметика и геометрия. Сильное влияние пифагорейская школа оказала на элеатов и Платона.

Элеаты (VI–V вв. до н.э.) утверждали, что первоначало мира – одно, и это начало – бытие. Парменид говорил, что бытие одинаково везде, однородно, неизменно и тождественно самому себе. Бытие можно мыслить, а небытие мыслить нельзя, поэтому бытие существует, а небытия нет. Иными словами, мысль и предмет этой мысли – одно и то же, то, что невозможно мыслить, не существует. Так Парменид впервые в истории философии сформулировал принцип тождества бытия и мышления. То, что люди видят в мире изменение и множество – лишь ошибка их чувств, считал философ и направлял свою критику против Гераклита Темного. Истинное же познание приводит к знанию умопостигаемого мира, к утверждению вечности, неизменности и неподвижности бытия. Философия элеатов – это первое в истории философии последовательно монистическое учение.

Немногим позднее в античной философии появляется и противоположное учение – плюрализм, которое представлено атомизмом Демокрита (V в. до н.э.). Демокрит считал, что существуют атомы и пустота, в которой они движутся. Атомы неизменны, вечны, отличаются друг от друга величиной, положением и формой. Атомов бесчисленное множество, все тела и вещи состоят из атомов и различаются только по их количеству, форме, порядку и положению. Душа человека – тоже скопление наиболее подвижных атомов. Атомы отделены друг от друга пустотой, пустота – это небытие, если бы нс было пустоты, то атомы не смогли бы двигаться. Демокрит утверждал, что движение атомов подчинено законам необходимости, а случайность – это всего лишь неизвестная человеку причина.

Классический этап античной философии (V–IV вв. до н.э.) . Основными школами этого периода являются софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ , Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классического периода – сущность человека, особенности познания, объединение философского знания и построение универсальной философии. Философы классического периода формулируют идею чистой теоретической философии, которая дает истинное знание. После философских рассуждений Сократа, Платона и Аристотеля в Древней Греции стали считать, что образ жизни, построенный на принципах философии, наиболее отвечает природе человека и к нему следует всеми силами стремиться.

Софисты (V в. до н.э.) – профессиональные учителя мудрости и красноречия. Слово "софист" происходит от греческого слова "софия", что означает "мудрость". Поначалу софистами называли философов, но постепенно это слово приобрело негативный оттенок. Софистами стали называть особый тип философов, которые отрицали религию и нравственность, подчеркивали условность государственных законов и моральных норм. Аристотель называл софистов учителями мнимой мудрости. Софисты отождествляли мудрость с умением обосновать все, что угодно, и не обязательно то, что истинно и правильно. Истина для них превратилась в доказуемость, а доказать – означало убедить собеседника. Протагор говорил, что о каждой вещи можно иметь два противоположных мнения. Единственным мерилом бытия, ценности и истины для софистов становятся интересы человека, поэтому о каждой вещи можно иметь два противоположных мнения. Тот же Протагор утверждал:

"Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они нс существуют". Софисты подчеркивали относительность всех истин, знаний и суждений человека. Такая позиция называется релятивизмом.

Сократ (V в до н.э.) сначала был учеником софистов, а потом их яростным оппонентом и критиком. Сократ расценивал свои занятия философией как служение богу Аполлону, поэтому надпись, высеченная над входом храма Аполлона в Дельфах: "Познай самого себя", стала путеводной нитью сократовской философии. Сократ размышляет о жизни и смерти, о добре и зле, о свободе и ответственности, о добродетели и пороке. Философ утверждал, что первопричину всех вещей следует искать в Логосе, мир природы – лишь ее приложение. Так, прекрасное существует само по себе, независимо от прекрасной книги, сосуда или лошади, а его познание никак нельзя считать обобщением всех знаний о прекрасных предметах. Сократ говорил, что знание о прекрасном предшествует знанию о прекрасных вещах. Мерилом всех вещей является не просто человек, а разумный человек, поскольку именно разум является источником истинных знаний. Метод получения этих знаний – майевтика повивальное искусство. Познание происходит в форме беседы, вопросы и ответы помогают рождению мысли, а исходная точка раздумий – ирония, которая порождает сомнение в общепринятых мнениях. Разоблачение противоречий устраняет мнимое знание и побуждает искать истину. Знание – единственный регулятор и ориентир поступков человека. Сократ уверял, что знание добра означает следование ему, причина дурных поступков – незнание, по доброй воле никто не бывает злым. Философия, по его мнению, это учение о правильной жизни, искусство жить. Большинство людей довольствуется случайными чувствами и впечатлениями, подлинное познание доступно лишь немногим мудрецам, но и им открывается не вся истина. "Я знаю, что я ничего не знаю", – изрек сам Сократ. Сограждане обвинили его в том, что он развращает молодежь, не признает богов и обычаев, основной целью этих обвинений было вынудить философа бежать из Афин. Но Сократ отказался и добровольно принял яд цикуты.

История жизни Сократа известна в пересказе его ученика Платона (V–IV вв. до н.э.). Платон написал множество философских диалогов, в которых изложил свою философскую систему. Платон считает, что бытие это мир идей, который существует вечно, он неизменен и тождественен себе. Бытию противостоит небытие – мир материи. Промежуточное положение между бытием и небытием занимает мир чувственных вещей, которые являются порождением идей и материи. Главная идея – идея блага, причина всего правильного и прекрасного, от блага зависят истина, добро и красота. Истинное знание возможно только об идеях, а источник этого знания – душа человека, точнее ее воспоминания о мире идей, в котором бессмертная душа пребывает до того, как попадает в тело. Иными словами, истинное знание всегда с человеком, остается только о нем вспомнить. Сам человек, будучи единством души и тела, сродни чувственным вещам. Душа – это бытие в нем, а тело – материя и небытие. Очищение от материального и телесного необходимо, чтобы душа могла вновь воспарить в мир идей и созерцать их.

В соответствие со своей философией Платон предложил концепцию идеального государства. По мнению философа, государство появляется, когда каждый человек по отдельности не может удовлетворить свои потребности. Государство может быть мудрым и справедливым, если в нем правят мудрые и справедливые правители – философы. Охраной государства от врагов занимаются стражи, а ремесленники и земледельцы обеспечивают всех необходимыми материальными благами. У каждой из трех каст – философов, стражей, ремесленников и земледельцев – свое воспитание, поэтому переход из одного сословия в другое приносит один только вред.

Аристотель (IV в. до н.э.) раскритиковал платоновскую теорию идей. "Платон мне друг, но истина дороже", – заявил Аристотель и предложил свою философию сущего – учение о четырех причинах. Аристотель утверждает, что формальная, материальная, действующая и целевая причины исчерпывают все возможные причины. Материя создает пассивную возможность для возникновения вещей, это субстрат вещей. Форма – первообраз вещи, превращает в действительность то, что дано в материи как возможность. Действующая причина обеспечивает движение в мире, а целевая определяет то, ради чего все в мире существует. Действующую и целевую причины можно свести к понятию формы, тогда остаются две причины: материя и форма. Форма – первична, она суть бытия, а материя – лишь материал для оформления.

Неоценим вклад Аристотеля в создание формальной логики. Философ считал, что логика связана с учением о бытии. Бытие и мышление тождественны, поэтому логические формы есть в то же время и формы бытия. Аристотель различал достоверное знание – аподейктику, и мнение – диалектику. Аподейктика – это строго необходимое, дедуктивное знание, которое можно логически вывести из истинных посылок, а инструмент такого вывода – силлогизм, т.е. вывод из двух истинных суждений третьего по определенным правилам . В философии все посылки, из которых происходит вывод, усматриваются умом. Однако они не даны от рождения. Чтобы получить истинные посылки, нужно собирать факты. Общее, по мысли Аристотеля, существует в единичных вещах, которые воспринимаются органами чувств. Таким образом, общее можно постигать через единичное, а способ познания – индуктивное обобщение . Платон считал, что общее познается до единичного.

Эллинистический этап античной философии (IV в. до н.э. – V в. н.э.). Основными школами этого периода являются: эпикурейцы, стоики, скептики, киники, неоплатоники. Основные темы, которые обсуждают философы эллинистической эпохи, – это проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, устройства космоса и мистических отношений с ним человека. Во всех школах отрицается наличие универсальных и устойчивых начал морали, государства, да и космоса тоже. Философы учат не столько тому, как достичь счастья, сколько тому, как избежать страдания. Пожалуй, только в неоплатонизме сохраняется учение о едином первоначале, но и это учение приобретает мистический вид. Влияние неоплатонизма можно обнаружить в некоторых системах средневековой исламской философии , но европейской христианской философии оно было чуждо. На становление христианства оказало влияние другое учение греков – стоицизм .

Независимо от этапов развития античная философия едина, а ее главной особенностью является космо- и лого- центризм. Логос – центральное понятие древней философии. Греки мыслят космос упорядоченным и гармоничным, таким же упорядоченным и гармоничным предстает античный человек. Зло и несовершенство, по мнению греческих философов, происходит от недостатка подлинного знания, а его можно восполнить с помощью философии. Можно сказать, что древние мыслители пытались "заговорить" мир, убрать из него хаос, несовершенство, зло и небытие, а универсальным средством для этого выступала философия.

  • См. параграф 7.4.
  • См. параграф 7.4.
  • См. параграф 2.3.
  • См. подробнее: параграф 6.5.