Продиус К. ВНУ "ОЮА"

В предложенной статье анализируются причины возникновения судов для несовершеннолетних в странах Европы и Америке в середине XIX - начале XX в. Рассматривается процесс становления органов ювенальной юстиции, характеризуются основные модели судов для несовершеннолетних, рассматриваются Отличительные черты ювенального судоустройству и судопроизводства.

In the offered article reasons of origin of courts are analysed for minor in the countries of Europe and America in the middle of XIX - beginning of XX century. Becoming organs of juvenile justice is examined, the basic models of courts are characterized for minor one, the distinguishing features of juvenile judiciary and legal proceeding are examined.

На рубеже XVIII - XIX вв. развитые страны Европы и Америки переживали серьезные трансформации в политической и социально-экономической жизни: происходил переход к товарно-рыночной экономики, росли объемы произведенной промышленной продукции, активно развивалась внутренняя и внешняя торговля, продолжались урбанизационные процессы и т.д.. Однако эти процессы несли с собой не только позитивные изменения в жизни населения стран, поскольку разрушение старых отношений происходила очень болезненно и сопровождалась определенными негативными явлениями возрастанию социальной незащищенности, чрезмерной эксплуатации, увеличением числа бедных и беспризорных т.п.. Периоды экономического подъема, сопровождались длительными экономическими кризисами, которые вызвали массовые сокращения, снижение заработной платы и т.д.. Рост городского населения при сохранении низкопродуктивной сельского труда поставило на повестку дня вопрос обеспечения населения необходимыми продуктами питания, дефицит которых особенно ощущалось в период недородов, засух и довольно часто ту или иную местность охватывал голод. Влияние этих процессов не мог не сказаться на общества. Как в городе, так и в сельской местности начинают появляться маргинальные слои людей, склонных к противоправному поведению. Разрушение старых властных институтов и незавершенность процесса формирования новых, которые могли бы должным образом обеспечить правопорядок в государстве, только способствовала количественному росту этого слоя.

Как следствие, это приводило к росту криминогенной ситуации в стране, и характерной чертой этого времени становится быстрый рост детской преступности. Перед правительствами многих государств встает вопрос о характере политики, которую они будут проводить в дальнейшем, о методах, которыми они будут останавливать подростков правонарушителей. Прежде всего, общество и государство должны были определиться, какой принцип будет положен в основу этой политики - наказание (а следовательно усиление репрессивных мер) или перевоспитания (доминирующими, при таких условиях, должны были стать меры воспитательного характера).

Анализируя предыдущий исторический опыт правового регулирования вопросов привлечения к ответственности несовершеннолетних и рассмотрения их дела в судах, большинство исследователей справедливо отмечают, что хотя отдельные попытки защиты юных правонарушителей и делались в разных странах мира, они так и не получили комплексного характера и не имели целью перевоспитания ребенка . Как правило, главная "либерализация" политики государства этой сфере проявлялась в уменьшении наказания за совершенное преступление, в первую очередь запрещения применения смертной казни в отношении несовершеннолетнего. Так, в сборнике немецких законов "Швабском зерцало" XII в. и в уголовно-судебном положении короля Карла V, которое называлось "Каролина", устанавливался запрет на применение смертной казни в отношении лиц в возрасте до 14 лет, однако в нем содержались некоторые замечания, которые допускали применение смертной казни в отношении несовершеннолетних преступников. В частности, уст. CL - XIV "Каролины" отмечалось, что, если вор по возрасту приближается к 14 лет совершил кражу, которая признавалась значительной или была совершена при отягчающих обстоятельствах (соединенная с насилием или совершенная в третий), тогда применялся принцип - "злой умысел заменяет недостаточный возраст "и к несовершеннолетнему применялось наказание в виде смертной казни .

В большинстве же случаев, для несовершеннолетних преступников не делалось каких-либо исключений, и к ним применялись те же формы наказаний и правила судопроизводства, как и в отношении взрослых правонарушителей. Учитывая тот факт, со в средневековом и раннебуржуазных уголовном праве доминирующими во взглядах на цели наказания были идеи возмездия и устрашения, механизма возврата несовершеннолетнего к нормальной жизни, его ресоциализации, фактически не существовало. Зато создавались условий для дальнейшего падения ребенка, вовлечение его в постоянную противоправную деятельность, превращение в преступника рецидивиста. Так, в докладе инспектора королевских тюрем Англии и Уэльса было отмечено, что: "ребенок входил в тюрьмы не за преступления, а по возрасту, выходили же из нее со знаниями совершения злостных проступков" .

Поскольку с подобными социальными явлениями в тот период столкнулись практически все развитые страны, то поиск путей и средств преодоления детской преступности велась у них практически параллельно, дополняя опыт друг друга. По вопросам преодоления детской преступности было опубликовано немало работ как специалистов-юристов, так и представителей других наук, прежде всего: педагогики, психологии и т.п.. Не останавливаясь подробно на анализе их работ, заметим только главную мысль высказанную ими - общество стоит перед необходимостью создания независимого социального института, основной целью которого стало бы защита и охрана ребенка. Этот институт в основу своей деятельности должен положить тщательное, всестороннее изучение личности подростка-правонарушителя иего ближайшего окружения, координировать положительные воздействия на него со стороны других институтов социализации. Указанная идея быстро получила поддержку мировой общественности, о чем свидетельствуют положительные отзывы участников ряда международных конгрессов, которые, в частности, проходили: в Лондоне (1872), Стокгольме (1878), Париже (1883), Риме (1885) и др. . Вслед за теоретическим этапом, в конце XIX - начале XX в. начался практический этап реализации научных теорий, что привело к появлению в странах мира специальных судебных учреждений для несовершеннолетних.

Среди исследователей нет единой точки зрения, какой стране принадлежит право считаться родоначальницей ювенального суда. Преимущество, как правило отдается или США, где в 1899 г. подобный суд был создан в штате Иллинойс (Пиджаков А., Максудов С., Солнечная С. В, Люблинский П.И., Ковно y). , или Австралии (Беляева Л. I., Исмаилов Б.И.) . То же время, отдельные авторы, в частности М. Н. Садовникова, считают, что аналоги первых специализированных судов для несовершеннолетних возникли во времена Екатерины II в России в виде т. н. "Совестных судов" . Однако, вряд ли только при наличии ряда сходных черт отождествлять этот вид судов, с классическими ювенальными судами, появились в Российской империи гораздо позже - лишь в начале XX в.

Со временем суды для несовершеннолетних приобретают своего распространения и во многих странах мира. В Ирландии суд создан в 1904 г. путем выделения специальной сессии общего суда; в Египте суд создан в 1904 p., Принят Закон "О создании суда по делам несовершеннолетних ум. Александрия" и Закон "О создании суда по делам несовершеннолетних в г. Каире ", в Нидерландах суд создан в 1905 p.; суды характеризовались максимально упрощенной системе отправления правосудия, во Франции суды созданы в 1914 г. путем формирования автономной системы судов по делам несовершеннолетних, у Бельгии ювенальная юстиция основана в 1912 г. принятием Закона Картон де -Виарта; в Австрии опекунские суды для несовершеннолетних созданы в 1908 p.; в Испании опекунские суды созданы в 1918 p., в Италии суды созданы в 1908 путем принятия Закона "О специализированных судах по делам несовершеннолетних", в Португалии в 1911 . созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами; автономная судебная система по делам несовершеннолетних была создана также в России (1910), Венгрии (1908), Румынии (1913), Польше (1919), Швейцарии (1911-1913 pp.) , Японии (1923), Греции (1939) . Следует отметить, что эти суды были подчинены какой-то одной модели, а представляли собой различные вариации организаций ювенальной юстиции.

При создании специализированных судов в различных странах сформировался неодинаковый подход относительно такого вида юрисдикции. Достаточно четко обозначились два варианта:

автономный суд для несовершеннолетних, который не связан с общим судом (США, Англия, Бельгия, Франция, Нидерланды, Польша, Венгрия)

общий суд, получил функции рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних (Германия, Австрия, Испания, Португалия).

При создании автономных судов, как правило за основу брался опыт США. Для этого типа судов было характерно ряд особых черт. Прежде всего - это специализация судопроизводства, предусматривающая наличие автономных помещений для рассмотрения и решения дел в отношении несовершеннолетних; специализированного судьи и изоляцию несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения. Судебный процесс был упрощен и проходил в виде собеседования судьи с подсудимым по "закрытыми дверями" . Таким образом, ребенок оказывался вне тем негативным влиянием, которое могли произвести на нее как взрослые преступники, так и сторонних созерцатели судебного процесса, безусловно способствовало ее раскрытию перед судьей.

Еще одной особенностью деятельности "детского" суда, прежде всего в США, была широкая сотрудничество суд с населением судебного округа. Существовало большое количество благотворительных организаций, женских клубов, обществ защиты детей от жестокого обращения. Особенностью этого сотрудничества было прежде всего то, что суды для несовершеннолетних использовали информацию, собранную этими обществами, об условиях жизни детей-правонарушителей, а также давали соответствующие поручения указанным организациям, а женские клубы, в свою очередь, использовались для организации наблюдения за детьми, которые остались на свободы . Таким образом, суд не ограничивался только рассмотрением дела подростка, но и осуществлял ряд важных функций в механизме его перевоспитания

В отличие от стран выбирали американскую модель автономного суда, ряд европейских государств, находившихся под влиянием немецкой правовой системы позаимствовали ее модель суда для несовершеннолетних. Немецкий суд для несовершеннолетних ни был автономным. в составе общего суда одному из членов в год предоставлялись двойные полномочия. Первое - рассмотрение всех дел в отношении несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет, подсудимых участковым и шеффенского судам. Этот судья вел предварительное следствие и назывался следственным судьей . Второе - это опекунском производства в отношении малолетних, функции которых брали на себя члены союзов опеки детьми. По поручению суда они предоставляли информацию об условиях жизни несовершеннолетних подсудимых, а по решению суда брали на себя обязанность заботы подростками, остались на свободе . Иными словами, судья соединял в своих руках как карательные, так и опекунские функции. Кроме того, гласность в немецком суде не была ограничена, но его заседания проходили в специальном помещении, отдельно от других отделений общего суда.

Говоря о различиях в моделях указанных судов, следует отметить, что несмотря на определенныеразличия в организационном отношении эти суды имели больше общих черт, чем отличных. их деятельность строилась на таких принципах, как:

назначения для рассмотрения дела специального судьи, кроме знаний по юриспруденции обладает еще и психолого-педагогическим мастерством, сможет обеспечить индивидуальный подход к ребенку. Как правило состав суда был единоличный, за исключением Франции где он носил коллегиальный характер . Однако, последнее было скорее исключением из правил, поскольку другие страны придерживались точки зрения выраженного одним из первых теоретиков ювенальной юстиции - "Другие судьи будут лишними свидетелями и от их присутствия не будет никакой пользы"

специальная процедура судебного рассмотрения дел по обвинению несовершеннолетних. Сюда следует отнести и обязательное ограничение публичности судебного процесса, и разведение на судебном заседании отдельно друг от друга несовершеннолетних и взрослых преступников, и отсутствие торжества присущей "взрослом суда", а также другие судебные процедуры

в ювенальных судах упор в первую очередь делался на помощь несовершеннолетним, а не их наказание. Эта сущность судебных учреждений позже была точно отмечена российским ученым 3. Гурьян, который писал: "детский суд является хранителем прав ребенка, это учредительная является одновременно и юридическим, и педагогической, поскольку ее главная цель не наказывать, а исправлять, его главная задача - спасти от тюрьмы всех тех подростков, вичнилы правонарушениях" . Именно поэтому, наказания, налагаемые в подобных судах носили более исправительный, воспитательный характер, чем карательный. Среди наиболее распространенных в мировой практике наказаний, применявшихся к несовершеннолетним преступникам были: 1) пребывание на свободе, однако с наложением обязанности периодически являться в суд, 2) пребывание на свободе под надзором специального опекуна (попечителя), 3) направление в приемную семью с установлением надзора опекуна 4) направление в специальных приютов для несовершеннолетних

реализация выбранных мероприятий для несовершеннолетнего государственным опекуном и общественностью. Для работы с несовершеннолетним суды привлекали различные общественные организации, однако главную роль в процессе перевоспитания играл специально назначенный судом опекун. Конкретно м, вместе с родителями ребенка, поручалось проследить за процессом исправления ребенка, превращение ее в полноправного члена человеческого общества. В случае выявления рецидива в действиях подопечного ему надо было немедленно обратить на это внимание судьи, чтобы тот мог вовремя повлиять на ребенка применив к нему другие меры воспитательного воздействия.

Таким образом, зарождение ювенальных судей в ряде стран мира стало объективно обусловленным следствием попытки государства и общества преодолеть и помешать дальнейшему развитию преступности среди несовершеннолетних. Особый состав, функции и порядок деятельности этих судов - все это создавало условия для сохранения юной личности, которая могла быть потеряна в условиях тюремного окружения.

Литература

Пиджаков А.Ю. Исторические корни ювенальной юстиции /А.Ю. Пиджаков //Вопрос ювенальной юстиции. - 2006. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://juvenjust.org /index. php? showtopic = 143; Мельникова Э.. Б. Ювенальная юстиция: Учеб. Пособие /Э. Б. Мельникова. - М., 2001.

Каролина: Уголовно-судебное уложение Карла V. - Алма-Ата, 1967.

Пиджаков А.Ю. Исторические корни ювенальной юстиции /А.Ю. Пиджаков //Вопрос ювенальной юстиции. - 2006. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://juvenjust.org/index. php? showtopic = 143

Дети-преступнкикы /под ред Гернета М.Н. - М., 1912. - 1210 с.

См..: Солнечная С.В. возродить ювенальную юстиции в России! /С. В. Солнечная //Вопросы ювенальной юстиции. - 2008. - № 1; Пиджаков А.Ю. Исторические корни ювенальной юстиции /А.Ю.Пиджаков //Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 1; Максудов Р. Ювенальная юстиция: взаимодействие государства и общества в реагирование на правонарушения и отклоняющееся поведение несовершеннолетних (исторический экскурс и методологический анализ) /Р. Максудов, Н. Г. Флямер //Вопросы ювенальной юстиции. - 2001. - № 1; Ковно в. Ювенальная юстиция: исторический опыт /у. Ковно //Вестник Львовского университета Серия юридическая. - 2004. - Вып. 40. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lawyer.org.ua/?d=604&i=&w=r

См..: Беляева Л.И. Ювенальная юстиция: история и современность /Л. И. Беляева //Материалы семинара "Преподавание ювенального права и ювенальной юстиции в российских ВУЗах", состоявшегося в Москве 25-28 апреля 2000 г. - М.: "Статус", 2000. - С. 60-70

Садовникова М.Н. Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних, совершивших преступления, в свете ювенальной юстиции /М.Н. Садовникова //Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 4.

Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие. /Б. И. Исмаилов. - Ташкент, 2002. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum5783/item5790.html

Ширяев В. Особые суды для подростков /В. Ширяев //Вопросы права. - 1910. - № 4. - С. 109-146.

Жюль Э.. Суды для малолетних в соединенных штатах Северной Америки /Э. Жюль. - СПб.: С.-Петербургская городская тип., 1909. - 97 с.

Тарасова Е. Детский суд за границей и в России /Е. Тарасова. - М., 1912. - 95 с.

Дельвон Л. Суды для малолетних во Фрациы /Л. Дельвон. - СПб., 1909.

Гурьян 3. Судебные уставы и детский суд /3. Гурьян //Особые суды для рис?? Летних и борьба с детской беспризорностью. - 1914. - № 2.

Проблема защиты прав детей, формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних совершивших противоправные действия не нова.

Уже в Римском праве, более поздних правовых актах средневе­ковья и тем более законодательстве ряда Европейских стран XVIII-XIX вв. предпринимались попытки защитить права несовершеннолетних и оградить их от жесто­кой кары за совершенное деяние.

В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н.э.), в книге четвертой, есть титул IV, озаглавленный «О лицах, не дос­тигших 25 лет». В п. 1 титула приводится высказывание Доминиция Ульпиана (жил примерно в 170-228 гг.), римского юриста, префекта - претория: «Следуя естественной справед­ливости, претор установил этот эдикт, путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непроч­ной и подвержена возможностям многих обманов; этим эди­ктом претор обещал и помощь и защиту против обмана...» В титуле IV есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются раз­ные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда - нет. Упо­минаются и правонарушения. Пожалуй, ближе к современ­ному их пониманию будет высказывание того же Ульпиана, где он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь ма­лолетнему, если он умышленно совершил правонарушение. «И нужно признать, - отвечает Ульпиан, - что при право­нарушениях не следует приходить несовершеннолетним на помощь и таковая не оказывается. Ибо если он совершил во­ровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается» 5 . Сноска!!!

Римское право оставило нам еще одно свидетельство защи­ты детей государством - это доктрина государства-отца. Государство объявляется высшим опекуном ребенка. В истории ювенальной юстиции она констатировалась (деклари­ровалась) не один раз (например, в момент создания «детских» судов в конце XIX в. и когда возникли сомнения в высокой эффективности этих судов - уже в конце XX в.). Сноска!!!

Если говорить о том, что оставили нам античный мир и средневековье о преступлениях несовершеннолетних и об их ответственности за это перед судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей и подростков. Процессуальный ста­тус стал интересовать юристов значительно позднее.

В Законе XII таблиц был впервые сформулирован принцип прощения наказания. Он относился главным образом к несо­вершеннолетним и в некоторых последующих работах, тракто­вавших содержание упомянутого закона, формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.

В Законе XII таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии следующих двух условий: 1) когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта; 2) когда сам преступный акт не был доведен до конца. Сноска!!!

Этот принцип в течение длительного времени был распро­странен в странах, воспринявших римское право. Например, французские юристы отсчитывают его существование во Франции и других романских странах от Закона XII таблиц до Великой французской революции 1789 г. Несовершеннолет­них, к которым применен принцип прощения наказания, современные западные юристы называют «уменьшенными взрослыми».

Закон XII таблиц делал различие между преступлениями умышленными и неумышленными. Можно напомнить, что это предусматривалось и в Дигестах Юстиниана, только при­менительно к нанесению ущерба.

По Закону XII таблиц умышленные преступления счита­лись неискупаемыми, за них всегда следовало наказание. Од­нако несовершеннолетнему, признаваемому психически не­зрелым, допускалось уменьшение наказания. Известный французский исследователь прав несовершеннолетних Фи­липп Робер оценивает это правило Закона XII таблиц как ос­нову возникшего позднее общего для уголовной ответственно­сти несовершеннолетних принципаразумения. О нем речь впереди, поскольку он уже имеет отношение к действующей ювенальной юстиции и ко всей ее философии. Сноска!!!

Жестокость, игнорирование детства как естественного со­стояния человеческой личности более всего характерны для средневековых правовых актов. Известные швейцарские ис­следователи преступности несовершеннолетних Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних ис­следований истории борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствуют, что частым было применение смерт­ной казни к детям младшего возраста. К ним применялись все виды и иных наказаний, как к взрослым преступникам, со­держание в одних с ними тюрьмах (даже детей 7-летнего воз­раста), непонятные детям процессуальные действия (приведе­ние к присяге) и недопустимые (пытки). Сноска!!!

В Средневековой Европе проблема защиты прав ребенка в различных отраслях права практически не дискутировалась. Дети несли такую же ответственность как и взрослые и в отношении них могли применятся практически все виды уголовных наказаний.

Лишь в отдельных странах определённое внимание уделялось проблеме социальной защиты детей.

Так есть упоминание о том, что в Испании еще в XIV в. были церковные функционеры, которых называли «отцами и судья­ми сирот». Испанский король Павел IV Арагонский законода­тельно закрепил эту традицию, создав в 1337 г. в г.Валенсии магистратуру «отца сирот». В его компетенцию вошли опека, попечительство, устройство детей. Католическая церковь в Испании с давних времен создавала приюты и брала на себя функции ресоциализации подростков-правонарушителей. Сноска!!!

Италия была первой европейской страной, где церковь инициировала создание специального пенитенциарного учре­ждения для несовершеннолетних правонарушителей. Папа Клемент XI создал в Риме исправительный дом Сен-Мишель, определив своим указом контингент подростков, помещаемых в этот дом, и условия их содержания. Сноска!!!

Католическая религия способствовала и некоторым довольно радикальным законодательным новеллам, направленным на су­дебную защиту прав несовершеннолетних (например, нормы Гражданского кодекса Португалии, включенные в него в 1867 г. и касающиеся создания специальной юрисдикции суда для не­совершеннолетних, правда, не вступившие в действие). Сноска!!!

Серьезную роль в создании системы помощи детям-сиро­там и правонарушителям, особого режима их воспитания сыг­рала, церковь в Польше. Как отмечают западные исследователи этой проблемы, особенно одна из самых из­вестных - Энрика Вейяр-Цибульская, система социальной по­мощи, тесно связанная с системой правосудия для несовер­шеннолетних, была целиком в руках церкви. Для Польши бы­ло традиционным создание большого числа религиозных па­тронажных общин, покровительствовавших детям и подрост­кам, оказавшимся в неблагоприятных для жизни условиях. Многие из этих общин располагали немалыми материальными средствами, позволявшими им создать воспитательные учреж­дения для таких детей (например, возникшее в 1871 г. «Обще­ство сельского хозяйства и ремесел». Это общество построило в 1876 г. исправительный дом для подростков-правонарушите­лей, который, по замыслу создателей, должен был стать подо­бием семьи для этих детей) 3 . Сноска!!!

Оригинальный вариант участия церкви в реализации право­судия дала дореволюционная Россия. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет, совершившие преступления «без ра­зумения», могли быть отданы «для исправления» в монастыри их вероисповедания, если в них не запрещалось проживание посторонних лиц.

В целом же отсутствие специальной правовой защиты несовершенно­летних можно было обнаружить в законах многих стран в на­чале и даже в середине XIX в.

В большинстве законов того времени устанавливалась равная для детей и взрос­лых уголовная ответственность и наказание, одинаковая для всех лиц, представших перед судом. Лишь к середине XIX в. ряде государств мира стали появляться законы, создаваться специальные учреждения, где стояла задача элементарной защиты детей и подростков на разных стадиях осуществления правосудия. Так в 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах со взрослы­ми преступниками. В 1831 г. закон штата Иллинойс пред­усмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г. в Бостоне (штат Массачусетс) впервые были органи­зованы заседания суда специально для рассмотрения дел несо­вершеннолетних, а также осуществлен первый опыт примене­ния к ним режима пробации (воспитательного надзора), став­шей впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников. Сноска!!!

И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии в 1890 г., затем указанные суды были образованы в Канаде (1894) и в США (1899). Сноска!!!

Конечно, этот поворот в истории правосудия не был слу­чайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце XIX в. Достижения техниче­ского прогресса породили определенные новшества в эконо­мической сфере, изменившие привычные условия жизни об­щества. Европа конца XIX - начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существовавшие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к не­совершеннолетним - как провоцирующие новые преступле­ния.

Примеру Австралии, Канады и США, создавших суды для несовершеннолетних, по­следовали другие страны, через короткое время возникли наци­ональные суды для несовершеннолетних: в Ирландии (1904) (специальная сессия общего суда), Египте (1904) (Закон от 14.02.1904 г. «О создании суда для несовершеннолетних в г. Александ­рии»; Закон от 06.04.1904 г. о создании такого суда в Каире), Англии и Уэльсе (1905) (первый суд по делам несовершеннолетних), Нидерландах - 1905 г. (законы от 06.02.1901 г. и от 12.02.1901 г.: созданы временные суды для несо­вершеннолетних, действовавшие по упрощенной судеб­ной процедуре), Германии (1907-1908) (соединение функций опе­кунских судов и судей по уголовным делам о несовер­шеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бреслау и др.), Франции (1914) (Закон от 22.07.1912 г., всту­пил в силу 04.03.1914 г., создал автономную судебную систему судов для несовершеннолетних), Бельгии (1912) (Закон Картон-де-Виарта от 15.05.1912 г.), Австрии (1908) (созданы опекунские суды для несовершеннолетних), Испании (1918) (созданы опекунские суды), Италии (1908) (Закон от 11.05.1908 г. «О специ­ализированных судах по делам несовершеннолетних»), Португалии (1911) (созданы трибуналы по делам не­совершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый - в Лиссабоне в 1911 г., второй - в Порто в 1912 г.), России (1910) (создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних), Венгрии (1908) (автономная судебная система), Румынии (Трансильвания) (1913) (автономная судеб­ная система), Польше (1919) (автономная судебная система), Швейцарии (1911-1913), Японии - январь 1923 г. (Закон от 01.01.1923 г., со­здавший автономную систему по делам несовершенно­летних. Одновременно общие суды могли рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет). Греции - декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24.12.1924 г. установил специализацию судей по делам несовершеннолетних и специфику судебной про­цедуры по этим делам. Автономная судебная система по делам несовершеннолетних создана Законом 1939 г.). Сноска!!!

Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира. Причем следует отметить, что при создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился неодинаковый подход в разных странах к виду указанной юрисдикции. В самом начале уже стало появляться немало вариантов. История развития концепции ювенальных судов свидетельствует о наличии различных подходов к данному вопросу. Автономная ювенальная юстиция возникла отнюдь не во всех странах, где были созданы суды для несовершеннолетних. Достаточно четко обозначились два варианта: I) автономный суд, не связанный с общим судом; 2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.

В самом начале существования судов для несовершеннолет­них автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции (вариант), Нидер­ландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии (вариант), Австралии, Новой Зеландии (вариант), кантонах французской Швейцарии.

В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах не­мецкой Швейцарии функции опекунских судов были соедине­ны с функциями судов по делам несовершеннолетних, что вы­двинуло на первый план их деятельности задачу судебной за­щиты прав несовершеннолетних, а не задачу борьбы с пре­ступностью, как это произошло в судах первой группы стран.

Некоторые страны пошли по пути создания специализиро­ванных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции (вариант), Швейца­рии (кантон Женева), Японии (вариант). Новой Зеландии (ва­риант).

Такова была «стартовая ситуация» для начала деятельности ювенальной юстиции.

Постепенно ювенальная юстиция вышла за пределы собственно специализированного уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних. В настоящее время ювенальную юстицию, как представляется, следует рассматривать в качестве важной части социальной политики при работе с детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации.

В России на рубеже XX и XXI веков стали появляться работы по ювенальной юстиции, и к концу первого десятилетия XXI столетия их накопилось уже довольно порядочное количество. При всем разнообразии взглядов на ювенальную юстицию можно, сгруппировав различные мнения, выделить два подхода к рассматриваемому явлению. В частности, один из крупнейших отечественных специалистов в данной области Э.Б.Мельникова относит к ювенальной юстиции преимущественно и даже почти исключительно специализированные судебные органы (правда, не только в виде отдельной системы судов, но и в виде судебных присутствий или коллегий в рамках судов общей юрисдикции), хотя и отмечает в некоторых своих работах, что модернизация ювенальной юстиции включает и появление административных органов, альтернативных ювенальным судам (причем отметим, такие административные органы рассматриваются не сами по себе, а как альтернатива судам). Сноска!!! Выраженный Э.Б.Мельниковой подход поддерживается еще целым рядом авторов. Сноска!!!

В соответствии с другим подходом предлагается включить в систему ювенальной юстиции значительно более широкий круг органов: к примеру, комиссии по делам несовершеннолетних; уполномоченного по правам ребенка; специализированные органы и учреждения, в чью компетенцию входит решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т.п.; органы опеки и попечительства над несовершеннолетними; ювенальные органы следствия и дознания, семьи по делам семьи и несовершеннолетних; воспитательные колонии и другие учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Сноска!!!

Таким образом, в настоящее время в России сложились два подхода к ювенальной юстиции и, соответственно, к установлению внешних границ системы ювенальной юстиции, т. е. к определению того, какие институты принадлежат этой системе в качестве ее элементов. Отсутствие же единого подхода в рассматриваемой сфере имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку дискуссии по проблемам ювенальной юстиции оказывают непосредственное воздействие на ход разработки соответствующих законопроектов.

Итак, при характеристике ювенальной юстиции необходимо выделять несколько аспектов:

Во-первых, ювенальная юстиция - система государственных органов, чья деятельность направлена на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, среди которых ведущее место занимают ювенальные суды;

Во-вторых, присутствует определенный механизм, посредством которого государственные органы осуществляют защиту прав ребенка;

В-третьих, для нее обязательно взаимодействие судебных органов с различными социальными службами помощи детям и подросткам.

С учетом вышеизложенного представляется возможным предложить следующее определение: «ювенальная юстиция» - это основанная на специфических принципах особая система защиты прав несовершеннолетних, включающая в себя совокупность государственных органов, деятельность которых осуществляется совместно с соответствующими методико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам, посредством механизма защиты прав ребенка, применяемых для обеспечения реализации его прав.

Именно такое понимание ювенальной юстиции складывается и у законодателя, который, разрабатывая проект Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции», нацелил его на обеспечение взаимодействия различных государственных, муниципальных и общественных институтов, занимающихся проблемами детей. Это взаимодействие строится в соответствии с широким пониманием системы ювенальной юстиции, в которую входят не только суды, занимающиеся делами несовершеннолетних, но и несудебные органы, а также негосударственные некоммерческие организации, нацеленные на защиту прав детей и на реализацию реабилитационных программ. Вместе с тем проект закона направлен на развитие связей всех государственных и негосударственных институтов, что должно повысить эффективность использования наличных ресурсов. Причем особое место в построении взаимодействия различных государственных органов в этой системе отводится ювенальным судам.

Этот суд в теории и практике ювенальной юстиции принято называть уникальной судебной юрисдикцией, и свое наименование он вполне заслуживает по ряду соображений.

Суд для несовершеннолетних сконцентрировал в своей деятельности те признаки, которые были задуманы как противоположность общему (общеуголовному, общегражданскому) суду. Реализация специфических принципов ювенальной юстиции общим судом по меньшей мере затруднительна, а фактически невозможна. Потому и возникла необходимость в ювенальной юстиции с уникальным "детским" судом, действующей автономно от общего правосудия.

История ювенальной юстиции внесла свои коррективы в традиционное представление о бесспорных преимуществах автономного правосудия для несовершеннолетних. В мире существуют варианты судов по делам несовершеннолетних - коллегии, составы суда, рассматривающие дела несовершеннолетних и действующие не автономно, а как часть общих судов.

И все же даже с учетом исторических изменений можно говорить об автономности суда для несовершеннолетних, которая создается комплексом правовых норм (материальных и процессуальных), позволяющих этому суду двигаться в "автономном режиме". Значительная часть этих норм применяется только в правосудии для несовершеннолетних.

Суд по делам несовершеннолетних включен в концепцию ювенальной юстиции в связи с тем, что он реализует специфические принципы этой ветви юстиции, а также потому, что сам как особая судебная юрисдикция дополняет ее специфику.

О каких специфических признаках суда по делам несовершеннолетних идет речь?

Во всех странах, где такой суд существует, он в начальной стадии рассмотрения дела выступает как магистр (мировой судья) и действует единолично;

Особые требования предъявляются к образованию, профессии и жизненному опыту судьи: он необязательно должен быть юристом, но предпочтительно психологом, педагогом, врачом;

Там, где в системе правосудия есть суд присяжных по делам несовершеннолетних, такие же требования предъявляются и к присяжным. Имеются специальные правила составления списков присяжных и их отбора;

Суд по делам несовершеннолетних осуществляет правосудие, используя имеющиеся в его распоряжении вспомогательные неюридические службы;

Правосудие в судах для несовершеннолетних реализуется по специфической судебной процедуре, в центре которой находятся несовершеннолетний и судья;

Суд по делам несовершеннолетних развивается сейчас как суд комплексной, смешанной юрисдикции. Примером могут служить опекунские суды в Австрии, которые правомочны рассматривать и решать в одном деле правонарушение, совершаемое подростком, и вопросы гражданско-правовой защиты этого подростка. Выше уже было сказано о трансформации судов по делам несовершеннолетних в семейные суды;

Суд по делам несовершеннолетних имеет специфику персональной и предметной подсудности. В первом случае речь идет о следующих вариантах: рассмотрение только дел самих несовершеннолетних; рассмотрение дел и взрослых соучастников; передача дел в общие суды. Во втором случае спецификой является рассмотрение судами для несовершеннолетних деяний, которые считаются правонарушениями только в случаях совершения их несовершеннолетними (так называемые статусные преступления) (подробнее см. лекцию III).

Вторая половина XIX века была отмечена постепенным смягчением отношения к несовершеннолетним преступникам . Так в 1924 г. В США (г. Нью‑Йорк) был создан первый реформаторий для детей, позволяющий раздельное содержание в тюрьмах со взрослыми правонарушителями.

2 июля 1899 года впервые в г. Чикаго (штат Иллинойс) был создан специальный суд по делам несовершеннолетних.

Для этого послужили определенные обстоятельства сложившиеся в конце 19 века, вызванные техническим прогрессом, изменениями в экономике и политике, изменившие привычные условия жизни общества, вызвавший серьезный всплеск преступности в стране.

Примеру США создавших ювенальный суд (закон от 1 июля 1899 г., первый проект Закон – в 1891 г.) последовали другие страны, где так же создавались национальные ювенальные суды:

1. В Северной Америке:

2. В Европе:

– Ирландия – 1904 г. (социальная сессия суда);

– Ирландия и Уэльс – август 1905 г. (первый суд по делам несовершеннолетних), декабрь 1908 г. (вступление в силу Закона о детях от 21.12.1908 г., создавшего автономную систему ювенальных судов в стране);

– Германия – 1907–1908 гг. (соединение опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта‑на‑Майне, Бресслау и др.);

– Франция – март 1914 г. (Закон от 22.04.1912 г., создал автономную систему ювенальных судов);

– Бельгия – май 1912 г. (Закон Картон‑де‑Виарта от 15.05.1912 г.);

– Италия – май 1908 г. (Закон от 11 мая 1908 г. «О специализированных судах по делам несовершеннолетних»);

– Португалия – 1911 г. (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый в Лиссабоне в 1911 г., второй – в 1912 г.);

– Россия – 1910 г. (создана автономная судебная система);

– Венгрия – 1908 г. (автономная ювенальная система);

– Румыния – (Трансильвания) – 1913 г. (автономная судебная система);

– Польша – 1919 г. (автономная ювенальная судебная система);

– Швейцария – Кантоны (1911 г.);

– Нидерланды – 1905 г. (законы от 6.02.1901 г., от 12.02.1901 г.; созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре);

– Греция – декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24.12.1924 г., установил специализацию судей);

3. Африка:

– Япония – январь 1923 г. (система ювенальных судов);

5. Австралия и Новая Зеландия:

– Западная Австралия – 1907 (закон о детских судах: г. Куинленд);

– Виктория – 1915 г. (закон о судах для детей);

– Новая Зеландия – 1925 г. (Закон о благополучии детей).

Создание ювенального суда в штате Иллинойс (г. Чикаго) США было серьезным шагом в осуществлении принципа гуманизации судопроизводства в отношении детей и подростков. Как отмечал русский процессуалист‑ученый П.И. Люблинский, что едва ли можно назвать в современной юридической и педагогической литературе тему более людную чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшиеся в начале 20 века.

Идеями этого движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом государстве теперь делаются эксперименты практического осуществления учреждений, причем намечаются новые темы, новые формы .

Автономная система ювенальных судов возникла не во всех странах, где были созданы такие суды. При этом появились две формы судов:

– автономный суд, не связанный с общими судами;

– состав общего суда, выполняющий функции рассмотрение дел о несовершеннолетних.

Автономные суды были созданы в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции, Нидерландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии, Австралии, Новой Зеландии, в кантонах французской Швейцарии.

Вторая форма рассматривалась в Австрии, Германии, Португалии, Испании, в кантонах немецкой Швейцарии, где функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних, что определило как приоритетную задачу судебной защиты прав ребенка, а борьба с преступностью отошла на второй план.

Такие страны как Ирландия, Греция, Италия, Женевский Кантон Швейцарии, Япония, Новая Зеландия пошли по пути создания специализированного составов судей по делам несовершеннолетних.

В США развитие ювенальной юстиции пошло по двум основным направлениям: специализация судопроизводства и упрочения судебного процесса.

Специализация осуществлялась в следующих формах:

– слушание дел несовершеннолетних в особых помещениях, отдельно от дел взрослых подсудимых;

– изоляция несовершеннолетних от взрослых в местах предварительного заключения;

– выделение для слушания данных дел специализированного судьи по делам несовершеннолетних.

В упрощенной форме формальная судебная процедура в судах сводилась к беседе судьи с несовершеннолетним правонарушителем подсудимым, что обосновывалось необходимостью уменьшения вредного влияния на детей самой процедуры рассмотрения дел в суде.

Особенностью американского суда явилось то, что ему поручались функции руководства учреждениями попечительского надзора над детьми и подростками.

В Англии и Уэльсе несмотря на то, что правовые системы были схожи с США, ювенальная юстиция стала формироваться в несколько отличают от американской формы.

Как в США в 1905 г. В Бермингеме был создан первый специализированный суд.

Кроме специальных отдельных заседаний в данном суде начали действовать некоторые специфические правила:

– разделение детей и подростков подсудимых на категории по степени тяжести совершенных ими правонарушений;

– проведения заседаний за час до открытия общих судов;

– присутствие родителей и других близких людей в судебном заседании;

– раздельное рассмотрение дела каждого несовершеннолетнего подсудимого (даже в случаях соучастия);

– создание при суде корпуса чиновников службы пробации , наделение их функциями изучения личности и устройства детей‑правонарушителей;

– контроль со стороны суда за осуществление попечительского надзора за этими детьми.

Во Франции ювенальное судопроизводство было также организованно согласно сегодняшних особых национальных особенностей развития общества.

В модели ювенальной юстиции существовали традиционные субъекты правосудия: следственные судья, прокурор, суд присяжных.

Однако одновременно с созданием ювенальных судов начали создаваться специальные опекунские советы, которые занимались с несовершеннолетними, не поддающиеся под юрисдикцию уголовного суда (с детьми в возрасте до 12 лет). Эти структуры вошли в систему гражданской судебной юрисдикции, послужившие в последствие базой для создания семейных судов.

Для французской ювенальной юстиции получил распространение, в отличие от общей англосаксонской системы принцип строгого следования уголовно‑процессуальным требованием :

– для несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет сохранялся принцип «разумения»;

– вводилось «второе досье» по делам несовершеннолетних (социально‑психологическая характеристика самого несовершеннолетнего и его деяния);

– ограничение гласности при рассмотрении присутствовать в судебном заседании представителей учреждений интересующихся защитой подростков;

– возможность рассмотрения дела ребенка в общем суде, если: несовершеннолетних действовал с разумением; совершил тяжкое преступление и совершил его в соучастии со взрослым .

В Германии первый ювенальный суд был создан 1 января 1908 г. В г. Франкфурте. В отличие от судов несовершеннолетних в США, Англии, и Франции – немецкий суд не был автономным.

В составе общего суда одному из его членов на год давались двойные полномочия. Первые – рассмотрение всех дел о несовершеннолетних в возрасте от 12 до 18 лет, подсудным участковым «шеффенским» судом . Этот вел предварительное следствие и назывался следственным судьей. Второе – опекунское производство в отношении малолетних. Специализации предусматривалось и для прокурора в суде.

Во франкфуртском суде гласность не была ограничена, но его заседания осуществлялись в специальном помещении, отдельно от других отделений общего суда.

Попечительские функции в суде для несовершеннолетних брали на себя члены попечительских союзов о детях. По поручению суда они предоставляли ему сведения об условиях жизни несовершеннолетних подсудимых.

По мнению Люблинского П.Н. франкфуртская модель ювенального суда рациональная и практичная, т. к. при отправлении данного вида правосудия, достигаются главные черты судов для юношества: специализации, соединение опеки и наказание и планомерное привлечения организованного попечительства о малолетних .

Еще по теме 2. Историческое развитие ювенальной юриспруденции в зарубежных странах:

  1. 2. Историческое развитие ювенальной юриспруденции в зарубежных странах
  2. §1. Основные этапы развития досудебного производства в уголовном процессе Швейцарии: историко-правовой аспект
  3. § 3. Цели уголовного наказания в контексте культурно организованного поведения

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Переходя к модели континентального правосудия по делам несовершеннолетних, надо и здесь отметить традиционность, стабильность организации судебного процесса, но исходит она здесь не от исторической преемственности (чикагского суда), а скорее от влияния на ювеиальиую юстицию континентальной системы права, основанной на правовых нормах.

Типичный вариант континентальной модели суда для несовершеннолетних - французский суд этой юрисдикции.

Судебный процесс по делам несовершеннолетних во Франции, как уже говорилось, имеет три стадии, отражающие соответствующую компетенцию юрисдикций по делам несовершеннолетних: судьи для детей, трибунала по делам несовершеннолетних и суда присяжных по делам несовершеннолетних. Эта современная французская ювенальная юстиция отличается от той, что была создана во Франции в 1914 г., хотя бы потому, что вначале не было системы судов для несовершеннолетних, действовал только единоличный судья. В дальнейшем Ордонанс от 2 февраля 1945 г., модифицированный Законом от 24 мая 1951 г. и Ордоиаисом от 22 декабря 1958 г., окончательно создал во Франции автономную судебную систему по делам несовершеннолетних. Ее юрисдикции принадлежат все дела несовершеннолетних без изъятий, в том числе и их дела в соучастии со взрослыми.

Обычно судебная процедура в судах для несовершеннолетних во Франции рассматривается применительно к указанным выше их видам.

Французский судья для детей - это магистрат суда большой инстанции, назначаемый гобратите внимание - не избираемый!) на эту должность на три года с возможностью возобновления срока. При отборе кандидатур на этот пост учитывается интерес магистрата к вопросам детства. По общему правилу в департаменте гединица территориального деления Франции) имеется один судья для детей. Однако в департаментах, важных по значению, их может быть и больше. При каЖдом трибунале по делам несовершеннолетних первый президент апелляционного суда назначает еще следственного судью по делам несовершеннолетних. Дела между судьей для детей и указанным следственным судьей распределяются так: оба они могут рассматривать дела о проступках и простых нарушениях, тогда как дела о преступлениях и иных правонарушениях относятся только к компетенции следственного судьи.

В процессуальном отношении вызов к судье для детей является первой стадией процесса по делам несовершеннолетних. В значительной мере эта стадия носит предварительный,

ознакомительный характер для судьи, хотя и заканчивается решениями, имеющими важное значение для судьбы подростка.

Итак, судья дЛя детей знакомится с делом, с самим правонарушителем, с его средой. В случае необходимости судья может принять и неотложные меры: изъять подростка из семьи и поместить его на режим пробации (воспитательного надзора) и даже временно в закрытое воспитательное учреЖдение, решить положительно вопрос о его предварительном заключении.

Значительное место уже в этой стадии занимает изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя. Проводится оно по правилам предусмотренного французским процессуальным законодательством "социального исследования" с составлением специального досье. Это исследование по французскому законодательству является обязательным процессуальным требованием. "Социальное исследование" судья может проводить сам, но большей частью поручает его чиновникам службы пробации, которые, в свою очередь, используют помощь психологов, психиатров, специалистов в области образования. Возможно и помещение подростка в центр наблюдения для более глубокого изучения его личности и дачи рекомендаций судье по выбору режима обращения. Однако этот последний метод социального исследования больше применяется в трибунале по делам несовершеннолетних, когда рассматриваются дела о более серьезных проступках. Социальное исследование предполагает посещение лицами, его производящими, семьи подростка для выяснения условий его жизни и воспитания. Нетрудно заметить, что нечто подобное есть и в английском "детском" суде. Отметим также, что требование российского УПК обязательного изучения судом и следователем условий жизни и воспитания несовершеннолетних (при определении предмета доказывания по уголовному делу, ст. 392) ставит и перед российским судом, хотя он и не является специализированным, те же задачи.

Каким же образом может решить судьбу несовершеннолетнего правонарушителя французский судья для детей? Он может освободить подростка от уголовного преследования и меры воздействия за правонарушение, может сделать ему выговор, может, наконец, принять в отношении него "меры безопасности" (охрана, надзор, наблюдение), но никогда не может применить к нему уголовное наказание. Судья для детей может дать дальнейший ход рассматриваемому делу, распорядившись о направлении его в трибунал по делам несовершенно-