Стефко Мария Станиславовна

Конец XVIII – первая четверть XIX века – время качественного перехода русской дворянской культуры от заимствований к самостоятельному культурному творчеству в поле европейских культурных традиций. В отечественной и зарубежной историографии хорошо изучены вопросы взаимодействия русской и европейской культур в отдельных областях литература, архитектура, музыка, изобразительные искусства, театр, написаны обобщающие труды о путях их развития. Однако, вопрос о том как воспринималась европейская культура на уровне отдельного человека или социальной группы, вовлеченной в этот процесс, изучен недостаточно.

Одной из форм межкультурного диалога можно считать путешествия. В это время путешествия в европейские страны совершаются не только с сугубо учебными или служебными целями дипломатия, торговля, военные походы, но в соответствии с собственными интересами и представлениями о ценности культурного и иного опыта западных соседей. Их инициаторами выступали частные лица, сами путешественники или их родители, а не только какое-либо учреждение или государственная структура. Таким образом, происходило персональное, частное освоение европейского культурного пространства.

Данная тема относится к традиционному и по-прежнему актуальному направлению исследований «Россия и Европа»....

Урок 1 «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования.

Учебные вопросы.
1. Основные причины вынужденного автономного существования.
2. Первоочередные действия потерпевших бедствие.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) знать причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие;
б) овладеть навыками безопасного поведения в случае аварии транспортных средств.

Методы и приемы преподавания:

Рассказ с использованием учебника, примеры из жизни об автономном выживании людей на природе, пояснение причин вынужденного автономного существования с использованием схемы на странице учебника.

Вопросы и ответы, обсуждение-дискуссия, пояснение с использованием наглядных пособий.

«Мозговая атака» по информации учителя о ситуации потерпевших бедствие при аварии транспортных средств, вопросы и ответы. Ролевая жизнь (две ситуации: уход от места аварии и ожидание помощи на месте аварии).

Изучение нового материала

1. Основные причины вынужденного автономного существования.

2. Первоочередные действия потерпевших бедствие.

3. Решение об уходе с места аварии или ожидании помощи в районе бедствия.

Основные моменты

Теоретическая часть.

1. Понятие о выживании и автономном существовании, их примеры.

2. Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях: чрезвычайные, экстремальные и аварийные ситуации (стихийные бедствия, резкие изменения погодных условий, потеря ориентировки, аварии на транспорте) в условиях природной среды.

3. Условия, определяющие успех выживания.

4. Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств.

5. Основные правила принятия решения ожидать помощь на месте аварии.

6. Основные правила принятия решения об уходе с места аварии.

Практическая часть.

1. Отработка практических действий потерпевших бедствие при условной аварии транспортного средства (машина, речное судно, самолет).

2. Отработка действий на месте аварии до прибытия помощи.

3. Отработка действий при уходе с места аварии.

Материал

Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие

Современная цивилизация, техническая революция окружили человека определенным комфортом. Появление современных конструкций кораблей, самолетов, автомобилей, создание эффективных средств радиосвязи, телевидения и бытовой техники изменили его жизнь, отучили жить среди дикой природы. Но нередко случается так, что человек оказывается вырванным из привычного образа жизни. Представьте, что это происходит в безлюдной местности, в океане, пустыне, непроходимом лесу или тундре. В этом случае у него моментально возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях.

Что же такое выживание и автономное существование?

Выживание - активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Автономное существование - нахождение человека в определенных, часто сложных, природных или других условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи от людей и возможность использования технических и других достижений.

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, - настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми и обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать .

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно предсказать. Поэтому порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.

Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, связанных с авариями транспортных средств (самолета, поезда, автотранспорта и др.), позволил определить общую схему первоочередных действий потерпевших бедствие.

Что надо сделать в первую очередь, если вы потерпели бедствие при аварии транспортных средств:

  • перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место;
  • покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;
  • оказать пострадавшим первую медицинскую помощь;
  • сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождение;
  • при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.

После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожающей жизни, необходимо решить, что делать: ждать помощи на месте или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта.

Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда:

Сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;

Место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.);

Направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;

Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.

Приняв решение оставаться на месте аварии, необходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей.

Решение об уходе с места аварии принимают, если:

Точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;

Возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.;

Люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;

В течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Домашнее задание. Раздел I, глава 1, тема 1.1, задания 1, 2, 3.

Самостоятельно составить схему последовательности действий на месте аварии до прибытия помощи;

Самостоятельно составить схему последовательности действий при уходе группы с места аварии.

Контрольные вопросы.
1. Назовите основные принципы вынужденного автономного существования в природных условиях.
2.Приведите примеры (из жизни, книг или фильмов) оживания людей в природной среде.
3.Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду?
4. Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности?
5. В каких случаях принимают решение оставаться на месте?
6. В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?

Средства обучения

1. Схемы «Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях» (учебник, с. 5). «Что надо делать в первую очередь, если вы потерпели бедствие при аварии транспортных средств» (учебник, с. 6).

2. Видеофильм «Если вы заблудились в лесу»

На заметку

Удивительное мужество проявил, оказавшись один на один е тайгой, двенадцатилетний мальчик Саша Корминкин. 3 июля 1985 г. он отправился с друзьями в поле собирать морковь. Быстро закончив работу, ребята разбрелись по тайге в поясках грибов и ягод. Саша не заметил, как исчезла тропинка. Он спустился к протоке в полной уверенности, что она приведет его к лагерю. Но ошибся. Он долго шел не останавливаясь, ожидая каждую минуту, что вот-вот появятся домики деревни. Но тайга становилась все гуще, все темнее.

Он понял, что заблудился. Переночевав под густой елью, он подкрепился ягодами, напился из ручья в снова тронулся в путь. Прошел еще один день. За ним еще два. Казалось, тайга никогда не кончится. А тут еще встреча с медведицей, которая едва не привела к катастрофе. Но, пожалуй, самым страшным испытанием был гнус. Неисчислимые полчища мошек, комаров одолевали его днем и ночью. Лицо опухло от укусов. Щека» Шея, лоб превратились в сплошную кровоточащую маску. Но он упорно Шел вперед, охлаждая время от времени лицо мокрыми ладонями. На десятые сутки началось болото. На другой стороне виднелась избушка - значит, люди близко. Но едва он сделал несколько шагов, как провалился по пояс в зловонную жижу. Ухватившись за сук, торчащий из воды, он, собрав все свои силы, сантиметр за сантиметром освобождал тело из плена трясины. Булькая и чавкая, болото неохотно отпускало жертву. Саша выполз на берег и свалился без сил. Еще два бесконечно долгих дня тащился он, едва ступая по земле опухшими, одеревеневшими ступнями. Утром на пятнадцатые сутки перед ним открылась широкая река. Посередине медленно плыла рыбачья лодка. Это было спасение.


Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно предсказать. Поэтому порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки. Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, связанных с авариями транспортных средств (самолета, поезда, автотранспорта и др.), позволил определить общую схему первоочередных действий потерпевших бедствие.

Что надо сделать в первую очередь, если вы потерпели бедствие при аварии транспортных средств:

  • * перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место
  • * покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования
  • * оказать пострадавшим первую медицинскую помощь
  • * сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождение
  • * при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие

После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожающей жизни, необходимо решить, что делать: ждать помощи на месте или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта.

Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда:

  • * сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
  • * место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.);
  • * направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;
  • * большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.

Приняв решение оставаться на месте аварии, необходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей.

Решение об уходе с места аварии принимают, если:

  • * точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;
  • * возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.;
  • * люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;
  • * в течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Если человек или группа людей оказалась в условиях автономного существования, первое, что необходимо сделать - это сориентироваться на местности, т.е. определить своего положение относительно сторон горизонта и местных предметов. В зависимости от характера местности, наличия технических средств и видимости стороны горизонта можно определить по положению Солнца, Полярной звезды, по признакам местных предметов и др. Направление не север можно определить, став в местный полдень спиной к Солнцу. Тень укажет направление на север, слева будет запад, справа - восток. Местный полдень определяют с помощью вертикального шеста длиной 0,5 - 1,0 м по наименьшему значению длины тени от него на поверхности Земли. Момент, когда тень была самой короткой по отметкам на Земле, соответствует прохождению Солнца через данный меридиан. В Южном полушарии все наоборот - тень ляжет на юг, а запад и восток окажутся соответственно справа и слева.

Однако надо помнить, что солнце находится:

  • - в 7 часов утра - на востоке;
  • - в 10 часов - на юго-востоке;
  • - в 13 часов - на юге;
  • - в 16 часов - на юго-западе;
  • - в 19 часов - на западе;
  • - в 22 часа - на северо-западе.

Зимой солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе.

Определение сторон света с помощью часов: часы необходимо положить горизонтально и поворачивать их так, чтобы часовая стрелка указала на Солнце. Через центр циферблата мысленно проводится биссектриса угла, образовавшегося между этой линии и часовой стрелкой, показывает направление север-юг, причем юг до 12 часов находится справа от Солнца, а после 12 часов - слева.

В ночное время в северном полушарии направление на север можно определить с помощью Полярной звезды, расположенной примерно над Северным полюсом. Для этого необходимо найти созвездие Большой Медведицы с характерным расположением звезд в виде ковша с ручкой. Через крайние две звезды ковша проводится воображаемая линия, и на ней откладывается расстояние между этими звездами 5 раз. На конце пятого отрезка будет находиться яркая звезда - Полярная. Направление на нее будет соответствовать направлению на север.

Местоположение можно определить и по положению луны. Положение луны на небосводе очень точно определено в каждый данный момент и относительно солнца. Это значит, что и по луне можно тоже совершенно точно определять стороны горизонта. В лунную ночь, во время полнолуния, луна находится в 19 часов на востоке, в 1 час ночи на юге, в 7 часов утра на западе. Во время же первой четверти (четвертая часть поверхности луны) она в 19 часов находится на юге, а в 1 час ночи на западе. Запомнив это, уже можно определить по луне и направление север-юг, а от него и азимут на любой предмет. Во время последней четверти луна находится в 1 час ночи на востоке, а в 7 часов утра на юге.

Можно сориентироваться по некоторым природным признакам. Так, например, с северной стороны деревья имеют более грубую кору, покрытую лишайником и мхом у подножия, кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни или выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками. При оттепелях снег дольше сохраняется на северных склонах возвышенностей. Муравейники обычно чем-нибудь защищены с севера, их северная сторона более крутая. Грибы обычно растут с северной стороны деревьев. На поверхности ствола хвойных деревьев, обращенной на юг, выделяется больше смоляных капель, чем на северной. Особенно отчетливо эти признаки видны на стоящих отдельно деревьях. На южных склонах трава растет весной быстрее, а многие цветущие кустарники имеют больше цветов.

Береза растет почти по всей России. Она является прекрасным путеводителем, представляет собой светолюбивое дерево, причем кора его всегда белее и чище с южной стороны, что заметно настолько, что по ней можно ориентироваться даже в глубине леса.

Даже овраги и промоины иногда помогают в ориентировании на местности. Когда вы посмотрите на них, вам всегда бросится в глаза разница в склонах. Одна сторона их бывает более пологой и покрыта, как бархатом, мягкой зеленеющей травой, противоположная их сторона более крутая, с оголенными песчаными осыпями, покрытая редкой побуревшей растительностью. Более крутая и оголенная сторона оврага северная, так как она быстро освобождается от снега и, подвергаясь воздействию резких перемен температуры (днем - оттепель, ночью - заморозок), земля над ней трескается. Эта сторона раньше обсыхает и легко разрушается стекающими в овраг дождевыми и талыми водами. Противоположная сторона южная, на ней снег задерживается дольше, тает медленно, вода от таяния снега постепенно просачивается в землю склона, не стекая бурными потоками, при этом лучи солнца как бы скользят по склону оврага и меньше выжигают траву летом. По таким оврагам, вытянутым с запада на восток или наоборот, где склоны резко отличаются друг от друга, можно легко ориентироваться. У оврагов, протянувшихся с севера на юг, склоны обычно одинаковы, что тоже может помочь в ориентировании.

Для ориентирования зимой можно руководствоваться следующими признаками:

снега больше бывает на северной стороне деревьев, строений и других предметов, с южной стороны он быстрее оттаивает; в горах снег быстрее тает на южных склонах; снег в овраге, лощине, яме на северной стороне тает раньше, чем на южной.

В ориентировании на местности могут помочь и животные. Удивительную способность к ориентированию имеют собаки и лошади. Если вы заблудились, доверьтесь им, и они приведут вас домой даже зимой, по бездорожью или ночью. Дрессированные собаки точно выдерживают маршрут, не отвлекаясь в сторону, не обращая внимания на свист пуль и разрывы снарядов. Удивительной ориентировкой обладают голуби. Они совершают полеты на сотни километров и возвращаются из незнакомых мест к себе домой. Почтовые голуби иногда совершают рейсы по 800-1000 километров.

В период осеннего и весеннего перелетов птиц по направлению можно определить стороны горизонта. Осенью птицы летят на юг, весной на север.

Следующий шаг - это организация ночевки. Необходимо подыскать сухой, на открытом месте возле ручья участок, чтобы всегда иметь под рукой запас воды. Простейшее убежище от ветра и дождя изготовляют, связав отдельные элементы основы (рамы) тонкими корнями ели, ветвями ивы, тундровой березы. Естественные полости в обрывистом береге реки позволяют удобно расположиться на них так, чтобы место сна находилось между костром и вертикальной поверхностью (обрыв, скала), служащей отражателем тепла.

Людям, терпящим бедствия, следует поторопиться со строительством временного убежища. Для этой цели в их распоряжении большой выбор самого разнообразного строительного материала. Для арктических районов это прежде всего снег, для лесных (таежных) районов - деревья, жерди, лапник, ветви, мох, кора и т.д., для пустынных районов - разнообразный подручный материал (ткань, полиэтиленовая пленка и т.д.), способный защищать от солнечных лучей.

Прежде чем приступить к строительству укрытия, необходимо выбрать место для него. Расположиться лучше всего поблизости от ручья и реки, на открытом месте (поляне), чтобы всегда иметь под рукой запас воды. Кроме того, летом прохладный ветерок, постоянно дующий в ночные часы, будет лучшей защитой от нападения полчищ гнуса.

Место для укрытия в пустыне и степи лучше всего искать в ложбине, впадине, кустарнике. Временный лагерь в горах должен быть защищен от лавин и камнепадов, укрыт от ветра. При отсутствии хорошей площадки подбирают естественные впадины или вытаптываются в снегу углубления, а оказавшись на сложных горных участках, вырываются места для сидения и устраиваются на них, подложив под себя камни или ледорубы.

Временным укрытием могут служить навес, заслон-навес, шалаш, землянка, чум, снежная пещера, траншея, снежная хижина, нора в лесу и другое. В теплое время года можно ограничиться постройкой простейшего навеса.

Работу начинают с оборудования места под ложе. Надо разгрести песок на глубину не менее ладони (6-10 см) и собрать его в валики по краям площадки. На приготовленном участке раскладывается костер, который должен гореть 1,5-2 часа. Чтобы его разжечь, сначала на ложе разжигают 2 небольших костра. После того, как они хорошо разгорятся, укладывают поленья заготовленных дров. Когда костер начнет догорать, угли надо равномерно разгрести по всей площадке. После того, как угли покроются пеплом и перестанут мерцать, следует удалить головешки. Затем площадку посыпают песком из валиков вровень с окружающей поверхностью. На песке, при желании для удобства, можно сделать неглубокие ямки под бедро и плечо. Тепла ложа хватит на 6-8 часов.

Несколько больше труда и времени требуется для подготовки ночлега на задернованных почвах. Костер необходимо поддерживать не менее 2-3 часов. С подогретой площадки смести все угли, затем застелить слоем соломы, камыша или сухого мха. Такое ложе сохраняет тепло 5-7 часов.

Теперь дело за навесом. Два кола длиной 1,5 метра, толщиной с руку с развилками на конце, вбить в землю на расстоянии 2-2,5 метра друг от друга. На развилки уложить толстую жердь (несущий брус). К нему под утлом 45-60 градусов прислонить 5-7 жердей и, закрепив, поверх натянуть брезент и уложить лапник. Края тента подогнуть с боков навеса и привязать к брусу, уложенному в основании навеса.

При высоком снежном покрове у подножия большого дерева можно вырыть снежную траншею. Сверху траншею прикрыть брезентом, дно застелить несколькими слоями лапника.

По завершении строительства временного жилья следует позаботиться о костре. Костер в условиях автономного существования - это не только тепло, это сухая одежда и обувь, горячая вода и пища, защита от гнуса и отличный сигнал для поискового вертолета. И главное, костер - аккумулятор бодрости, энергии и активной деятельности.

Для получения огня надо воспользоваться огнивом, куском кремня. Огнивом может служить любой стальной предмет, в крайнем случае, тот же железный колчедан. Огонь высекают скользящими ударами по кремню так, чтобы искры попадали на трут - сухой мох, измельченные сухие листья, газета, вата, и т.п.

Огонь можно добывать трением. Для этой цели изготавливают лук, сверло и опору: лук - из мертвого ствола молодой березы или орешника толщиной 2 - 3 см и куска веревки в качестве тетивы; сверло - из сосновой палочки длиной 25 - 30 см, толщиной в карандаш, заостренный с одного конца; опору очищают от коры и высверливают ножом лунку глубиной 1 - 1,5 см. Сверло, обернув один раз тетивой, вставляют острым концом в лунку, вокруг которой укладывают трут. Затем, прижимая сверло ладонью левой руки, правой быстро двигают лук перпендикулярно к сверлу. Чтобы не повредить ладонь, между нею и сверлом кладут прокладку из куска ткани, коры дерева или надевают перчатку. Как только трут затлеет, его надо раздуть и положить в растопку, заготовленную заранее. Чтобы достигнуть успеха, следует помнить о трех правилах: трут должен быть сухим, действовать надо в строгой последовательности и главное, проявить терпение и упорство.

Очень важен выбор места для костра. Зимний бивуак лучше всего разбивать на небольшой поляне в окружении густолесья. С одной стороны, ветер здесь будет ощущаться гораздо слабее, чем, например, на опушке, с другой стороны, не придется далеко ходить за дровами. Совсем хорошо, если с наветренной стороны бивуак будет защищать невысокая скала, крутой берег реки, большой камень или завал из поваленных деревьев. У близкорасположенных к кострищу деревьев необходимо обрубить сучья, чтобы подтаявшие снежные шапки не обрушились в костер и не загасили его.

Устройство кострища. В неглубоком снежном покрове, вплоть до земли, разгребается (вытаптывается) площадка, чуть превышающая по размерам будущее кострище. На глубоком снегу и на болоте сооружается настил из сырых бревен или жердей. В случае, когда разводится ночной костер, роль настила выполняют сами костровые бревна. При сильном дожде или снегопаде кострище желательно защитить, растянув кусок ткани или полиэтиленовой пленки. В группе такую временную крышу могут удерживать в руках 2 человека, стоящих по сторонам кострища.

Поддержание костра. Типичной ошибкой для новичка является разведение костра без предварительной заготовки дров. Разгоревшийся костер быстро съедает запасы топлива и гаснет до того, как человек успевает отыскать и принести новый запас дров. Приходится все начинать сначала. При этом следует помнить от том, что никогда не надо валить в костер дрова как попало (плотный навал может легко забить огонь); сырые дрова можно и нужно подсушивать у костра, сложив виде поленницы; при отсутствии топора сухой чурбак можно расколоть с помощью заостренного деревянного клина (нескольких), вбиваемых камнем в небольшие трещины в древесине; при разведении костра соблюдать постепенность.

Заготовка дров. Не все деревья, что есть в лесу, однозначно годятся на дрова. Например, ель, пихта и лиственница при горении дают искры, от них горят платки, одежда, обувь, находящиеся на просушке; ольха и осина содержат много воды, от них больше дыма, чем огня. Больше всего для костра подходят деревья хвойных пород (сосна, кедр, береза), при этом следует помнить, что лиственный валежник практически всегда гнилой, в отличие от хвойного, который в какой-то степени защищает от намокания. Предпочтительнее отыскать сухостойное дерево, определить которое можно по "сухому" звуку, издаваемому при ударе обухом топора по стволу, по голой, лишенной коры вершине.

Приготовление растопки. Хорошей растопкой являются снятая с нестарой березы береста, паутинка (мелкие, толщиной со спичку сухие ветки сосны, ели, связанные в пучки), лучина (стружки из середины полена, расколотого вдоль), разжигательные палочки (сухие тонкие сучья и ветки, обструганные на 2/3 длины таким образом, чтобы стружка на конце образовала кудрявый круговой венчик).

Разведение костра. Используя растопку, необходимо сложить костер в виде шалашика так, чтобы между сучьями были небольшие просветы. Поджигать костер надо снизу и с той стороны, откуда дует ветер. Гораздо надежнее двумя или тремя сложенными вместе спичками. Пламя горящей спички внести внутрь растопки. Как только она займется, сразу же подкладывать сначала мелкие, а затем более крупные ветки и хворост, но так же сухие, сохраняя форму шалашика-пирамидки. Жар тогда будет в центре и костер не потухнет.

Когда пламя станет достаточно сильным и появится груда раскаленных углей, можно будет подкладывать любые, даже сырые дрова, причем не следует увеличивать костер больше, чем позволяет приготовленное для него кострище.

Добывание пищи и воды. Человеку, оказавшемуся в условиях автономного существования, надо предпринимать самые энергичные меры для обеспечения себя питанием с помощью сбора съедобных дикорастущих растений, рыбалки, охоты, т.е. использовать все, что дает природа. На территории нашей страны произрастает свыше 2000 растений, частично или полностью пригодных в пищу.

При сборе растительных даров надо соблюдать осторожность. Около 2% растений могут вызвать тяжелые, и даже смертельные отравления. От употребления незнакомых растений, ягод, грибов лучше воздержаться. При вынужденном использовании их в пищу рекомендуется съесть за один раз не более 1 - 2 г пищевой массы, при возможности запивая большим количеством воды (растительный яд, содержащийся в такой пропорции, не нанесет организму серьезного вреда). Подождать 1 -2 часа. Если нет признаков отравления (тошноты, рвоты, боли в животе, головокружения, расстройств кишечника), можно съесть дополнительно 10 - 15 г. Через сутки можно есть без ограничений.

Косвенным признаком съедобности растения могут служить: плоды, поклеванные птицами; множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьях; птичий помет на ветках, стволах; растения, обглоданные животными; плоды, обнаруженные в гнездах и норах. Незнакомые плоды, луковицы, клубни и т.п. желательно проварить. Варка уничтожает многие органические яды.

Наиболее доступный способ обеспечить себя питанием - это рыбалка. Рыба обладает большей энергетической ценностью, чем растительные плоды, и менее трудоемко, чем охота. Рыболовную снасть можно изготовить из подручных материалов: леску - из распущенных шнурков ботинок, нити, вытащенной из одежды, расплетенной веревки, крючки - из булавок, сережек, заколок от значков, «невидимок», а блесны - из металлических и перламутровых пуговиц, монет и т.п.

Лучшее время для рыбной ловли раннее утро или вечер, днем удят лишь в пасмурные дни. Клев улучшается при убыли воды и полностью прекращается перед резкой переменой погоды. Рыба клюет в местах с прозрачной водой, имеющей небольшое количество органических примесей, на участках водоема, где на небольшом пространстве скапливаются комары, личинки, мошки и т.д. При ловле с берега располагаться надо у куста или дерева так, чтобы не выделяться на их фоне, при этом солнце должно находиться за спиной, чтобы собственная тень падала на воду. Наиболее благоприятными для рыбной ловли считаются в узких речках участки, где она расширяется, в широких - места сужения, в глубоких водоемах - отмели, в мелких - ямы, в стоячих озерах - протоки, в любых речках - заливы и затоны; отличная ловля рыбы бывает ниже перекатов, порогов, плотин и шлюзов.

Мясо рыбы можно есть сырым, но лучше нарезать его на узкие полоски, высушить их на солнце, так оно станет вкуснее и дольше сохраниться. Во избежание отравления рыбой надо соблюдать определенные правила. Нельзя есть рыб, покрытых колючками, шипами, острыми наростами, кожными язвами, рыб, не покрытых чешуей, лишенных боковых плавников, имеющих необычный вид и яркую окраску, кровоизлияния и опухоли внутренних органов. Нельзя есть несвежую рыбу - с жабрами, покрытыми слизью, с провалившимися глазами, дряблой кожей, с неприятным запахом, с грязной и легко отделяющейся чешуей, с мясом, легко отстающим от костей и особенно от позвоночника. Незнакомую и сомнительную рыбу лучше не есть. Не следует также употреблять рыбью икру, молоки, печень, т.к. они часто бывают ядовитыми.

Охота - наиболее предпочтительный, в зимнее время единственный способ обеспечить себя питанием. Но в отличие от рыбалки охота требует от человека достаточного умения, навыков, больших трудозатрат. Мелких животных и птицу добывать сравнительно не трудно. Для этого можно использовать ловушки, силки, петли и другие приспособления. Чаще всего дичь встречается возле источника воды, куда она по меньшей мере один раз в сутки выходит на водопой, на опушках, в рощах, негустом кустарнике.

Лучшим временем для охоты считаются утренние часы и сумерки. Наиболее простой и доступный способ охоты - это ловля животных с помощью различных силков и западней. Самопроизвольные охотничьи орудия можно разделить на несколько типов. Простейшей охотничьей снастью является силок, представляющий из себя затягивающуюся петлю-удавку, изготовленную из капроновой нити, тонкой проволоки или сплетенного конского волоса; петля устанавливается по диаметру входного отверстия норы или в непосредственной близости от нее. В первом случае выбирающийся из норы сам попадает в петлю и, пытаясь выбраться, затягивает ее. Во втором случае зверька ловит охотник, притаившийся невдалеке. Для этого, как только зверек встанет внутрь расправленной на земле петли, охотник с силой дергает дальний конец нити и петля затягивается на лапе или теле зверька.

Добытое мясо зверька, птицы поджаривают на примитивном вертеле. Мелких животных, птиц жарят на вертеле, не снимая шкурки и не ощипывая. После приготовления обуглившаяся шкурка удаляется, и тушка очищается от внутренности. Мясо более крупной дичи целесообразно после потрошения и очистки обжечь на сильном огне, а затем дожаривать на углях.

Реки, озера, ручьи, болота, скопление воды на отдельных участках почвы обеспечивают людей необходимым количеством жидкости для питья и приготовления пищи. Воду из ключей и родников, горных и лесных речек и ручьев можно пить сырой. Но прежде чем утолить жажду водой из стоячих или слабопроточных водоемов, ее следует очистить от примесей и обеззаразить. Для очистки легко изготовить простейшие фильтры из нескольких слоев ткани или из пустой консервной банке, пробив в донышке 3 - 4 небольших отверстия, а затем заполнив песком. Можно выкопать неглубокую ямку в полуметре от края водоема, и она через некоторое время наполнится чистой, прозрачной водой.

Самый надежный способ обеззараживания воды - кипячение. В случае отсутствия посуды для кипячения подойдет примитивный короб из куска березовой коры при условии, что пламя будет касаться только той части, что наполнена водой. Можно вскипятить воду, опустив деревянными щипцами в берестяной короб нагретые камни.

Разделы: ОБЖ

Учебные вопросы.

  • Основные причины вынужденного автономного существования.
  • Первоочередные действия потерпевших бедствие.
  • повторить причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие;
  • отработать навыки безопасного поведения в случае попадания в условия вынужденного автономного существовании.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

№ п/п Часть урока Вопросы, задания Время
1. Вводная часть. Объявить тему и цель урока. 2 минуты
2. Основная часть. Групповой опрос:

Что такое автономия?

Виды автономии

Причины попадания в условия вынужденной автономии.

Работа по группам:

Разбор ситуаций

Индивидуальная работа:

Многоуровневые творческие задания

Повторить основные моменты, задав вопросы учащимся по материалу урока:

Назовите основные принципы выживания в природных условиях при вынужденном автономном существовании.

Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду?

Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности?

В каких случаях принимают решение оставаться на месте аварии?

В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?

5 минут
3. Заключительная часть. Подвести итоги занятия. Объявить оценки. Дать задание на дом. 3 минуты

Домашнее задание. Найти примеры попадания человека в вынужденную автономию в природных условиях из художественных или публицистических источников.

Ситуационные задачи.

Мальчик двенадцати лет, отдыхая в деревне у бабушки, пошел в лес за ягодами и заблудился. Погода пасмурная, солнца не видно. Впереди виднеется старая тропа. Подумайте и ответьте, что должен предпринять мальчик.

Группа туристов из пяти человек летом попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь может прибыть не ранее, чем через два-три дня. До ближайшего населенного пункта около двухсот километров. Палатки нет. Подумайте, что бы вы посоветовали предпринять старшему по группе.

Летом во время полета над тайгой отказал двигатель вертолета. Экипажу удалось посадить машину на поляне. Неисправность на месте устранить невозможно. Продукты питания и посуда отсутствуют. Поиски экипажа могут продлиться несколько дней. Подумайте и ответьте, что должны предпринять члены экипажа.

Группа туристов попала в экстремальную ситуацию и ожидают прибытие спасателей. Подумайте и ответьте, как и с помощью чего они могут помочь спасателям обнаружить их местонахождение и понять ситуацию.

Группа ребят во время похода устроили игру в прятки. В результате двое ребят заблудились. Подумайте, что должны предпринять остальные ребята.

Во время похода один из туристов отстал от группы. Его отсутствие заметили через 1,5 часа. Подумайте, что должны предпринять вся группа и отставший турист.

Многоуровневые творческие задания.

Творческое задание:

Используя пластилин, постройте макет костра "колодец", учитывая все требования пожарной безопасности.

Разгадайте кроссворд и выпишите ключевое слово:

1/6
2
3
4
5
  1. Снаряжение туриста для ночлега.
  2. Способ обогрева и освещения.
  3. Явление природы.
  4. Вид костра или место добычи воды.
  5. Вид костра, дающий возможность отдохнуть в течение 1 - 2 часов.
  6. Ключевое слово (по вертикали)

Ключ к заданию:

  1. Палатка
  2. Костер
  3. Холод
  4. Колодец
  5. Нодья
  6. Поход

Игра "Крестики - нолики". Если вы согласны с высказыванием, то ставите "крестик", если не согласны - "нолик"

1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15 16
  1. Мох на деревьях и пнях растет с северной стороны.
  2. Сломанная ветка - это признак хоженой тропы.
  3. Кеды - это удобная обувь в походе.
  4. Граница леса - это линейный ориентир.
  5. Резкое изменение природных условий - это экстремальная ситуация.
  6. Потеря части продуктов питания - это причина вынужденного автономного существования в природных условиях.
  7. Годовые кольца ближе друг к другу с южной стороны.
  8. Одежда туриста должна быть яркой, демаскирующей.
  9. Ночью костер виден на расстояние до 8 км.
  10. При устройстве навеса крышу надо накрывать сверху - вниз.
  11. В солнечный полдень тень указывает направление на юг.
  12. Для определения стороны света необходимо сопоставить несколько признаков.
  13. Стороны света на местности можно определить по собственной тени.
  14. На костре "таежный" можно быстро вскипятить воду.
  15. Испытывая сильный голод, можно съесть гусеницу, предварительно ее пожарив.
  16. Лучшим временем для рыбной ловли является утро (на рассвете) и вечер (перед закатом).

Ключ к игре "Крестики - нолики".

Х Х Х Х
Х О О Х
Х О О Х
Х О О Х

Карточки для письменного опроса.

Карточка 1.

  • По каким местным предметам можно определить направление "север - юг"?
  • Назовите виды костров. Для чего они предназначены?
  • Как изготовить переносное хранилище огня - факел?

Карточка 2.

  • Назовите виды временных укрытий.
  • Какие меры пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костра?
  • Как можно добыть огонь, если у вас нет спичек и зажигалки?

Карточка 3.

  • Какие предметы можно использовать для подачи сигналов бедствия?
  • Каким образом можно очистить воду в природных условиях?
  • Как определить направление на север в полдень солнечного дня?

Карточка 4.

  • Как можно добыть воду летом при отсутствии водных источников (рек, озер, ручьев:)?
  • Как определить направление на север, если у вас нет часов?
  • Что может быть использовано в пищу из резервов природы?

Знание основ выживания обязательно для каждого человека. Под выживанием следует понимать активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде.

Возможности человеческого организма, как и всего живого, ограниченны и находятся в весьма узких пределах. Где тот порог, за которым изменения функций органов и систем становятся необратимыми? Каким лимитом времени могут располагать люди, оказавшиеся в тех или иных экстремальных условиях? Как лучше защитить человека от неблагоприятного воздействия многочисленных и разнообразных факторов природной среды?

Опыт свидетельствует, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени. Однако человек, не привыкший к этим условиям, попавший в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в дикой природе, чем ее постоянные обитатели. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем строже должны выполняться правила поведения, тем выше цена, которой оплачивается каждая ошибка.

Важное значение для жизнеспособности человека имеют природная среда, ее физико–географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан – каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями климата, рельефа, растительного и животного мира. Они обусловливают специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания воды и пищи, особенности строительства убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения, возможность передвижения по местности и т. д.

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовки, выносливости. Основа успеха в борьбе с силами природы – умение человека выживать. Но для этого необходимы определенные теоретические и практические знания.

Основой выживания человека является его убежденность в том, что он может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых условиях, что он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда.

Вынужденное автономное выживание человека может происходить в случаях:

¦ потери ориентира;

¦ лишения транспортного средства;

¦ потери человека, знающего местность;

¦ стихийного бедствия. Причинами этих случаев могут быть:

¦ стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия;

¦ аварийная ситуация на транспорте (кораблекрушение, авиакатастрофа);

¦ неумение ориентироваться на местности;

¦ невнимательность;

¦ излишняя самоуверенность.

В любом случае человек должен знать факторы выживания в дикой природе.

1.2. Факторы выживания человека в дикой природе

Факторы выживания – это причины объективного и субъективного характера, обусловливающие исход автономного существования (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Факторы выживания

Практика показала, что из общего количества людей, попавших в экстремальную ситуацию, до 75 % испытывают чувство подавленности, до 25 % – невротическую реакцию. Самообладание сохраняют не более 10 %. Постепенно в течение определенного времени люди либо адаптируются, либо их состояние ухудшается.

Какие реакции человека, попавшего в экстремальные условия, – негативные или позитивные – возьмут верх, зависит от следующих факторов.

Физическое состояние человека, то есть отсутствие или наличие у него хронических заболеваний, аллергических реакций, ранений, травм, кровотечений. Важны возраст и пол человека, так как наиболее тяжело автономное выживание переносят люди преклонного возраста и дети дошкольного возраста, а также беременные женщины.

Психологическое состояние человека. К благоприятным психологическим факторам относятся умение самостоятельно принимать решения, независимость и стрессоустойчивость, чувство юмора и способность к импровизации. Важно умение справляться с болью, одиночеством, апатией и чувством бессилия, преодолевать голод, холод и жажду, а также справляться с другими стрессорами выживания.

Обученность действиям в автономных условиях – основополагающий фактор выживания. От степени профессиональной подготовки зависит многое. Большой удачей для группы, попавшей в автономные условия, являются члены экипажа, профессиональные военные, врачи, спасатели. Шансы выжить у такой группы существенно увеличиваются. Однако эта ситуация может сформировать и определенные проблемы. Наиболее подготовленные члены группы сразу становятся формальными лидерами, но в зависимости от специфики их профессии они обучены действовать, имея в руках необходимое оборудование, работать в команде таких же профессионалов, как и они сами. В условиях аварийной ситуации оборудования и специального снаряжения обычно не бывает, профессионал может оказаться в одиночестве, от принятых им решений зависит жизнь десятков людей, пребывающих в смятении и не готовых действовать в экстремальных ситуациях. В таких условиях специалист должен быть не просто спасателем, врачом, но и лучшим специалистом в данной области, иметь опыт действий в подобных ситуациях, обладать навыками управления в условиях кризиса.

Перечислим основные навыки и умения, которыми должен обладать человек, оказавшийся в ситуации автономного выживания в природе:

1) умение рассчитывать необходимый минимальный объем пищи и воды;

2) владение способами добычи и очистки питьевой воды в природе;

3) умение ориентироваться на местности с помощью карты, компаса, GPS–навигаторов, других приборов и без них;

4) навыки оказания первой медицинской помощи;

5) навыки охоты на дикого зверя, рыболовства, отслеживания добычи;

6) умение разводить костер при помощи подручных средств;

7) знания технологии постройки временных укрытий;

8) умение сигнализировать о своем местонахождении при помощи переговорных радиостанций, таблиц, визуальных и жестовых кодовых сигналов.

Под средствами выживания понимается минимум предметов для выживания, обеспечивающих комфортное пребывание человека в дикой природе при любых погодных условиях. Это носимый аварийный запас (НАЗ) с предметами первой необходимости.

Комплектация

1) V спички с серной головкой, предварительно опущенной в воск, – 3 шт.;

2) черкаш (серная полоска, нанесенная сбоку спичечного коробка), пополам – 1 шт.;

3) швейная игла – 1 шт.;

4) рыболовный крючок – 2 шт.;

5) леска и капроновая нить – по 5 м каждой;

6) марганцовка, таблетки активированного угля – 3 конвалюты;

7) таблетки болеутоляющего – 1 конвалюта.

Футляр НАЗа находится в полиэтиленовом пакете с залитыми расплавленным воском краями, который перевязан резинкой.

Применение

¦ Спички и черкаш – средства разведения огня.

¦ Швейная игла с капроновой нитью – для ремонта одежды, укрытий, сумок, рюкзаков, извлечения заноз и удаления клещей.

¦ Рыболовный крючок и леска – средства рыбной ловли.

¦ Таблетки активированного угля и марганцовка для профилактики пищевых отравлений и обеззараживания воды.

Носимый аварийный запас в максимальной комплектации

1) анальгин, ацетилсалициловая кислота, нитроглицерин, валидол, уголь активированный, корвалол, сульфацил натрия, раствор аммиака;

2) гипотермический пакет, жгут, стерильный, нестерильный и эластичный бинты, лейкопластырь бактерицидный, салфетки кровоостанавливающие, мирамистин, лейкопластырь, вата.

¦ Обезвоженная сухая пища и витамины.

¦ Запас воды.

¦ Котелок.

¦ Туалетные принадлежности.

¦ Бензиновая и газовая зажигалки, непромокаемые спички.

¦ 2 фонаря с дополнительными батарейками и лампочками.

¦ Прочная длинная веревка.

¦ Топор малый.

¦ Палатка или плащ–палатка.

¦ Дождевики, брезентовый костюм, носки, шляпы, перчатки, высокие сапоги (желательно резиновые).

¦ Свечи, сухое топливо.

¦ Иголки, нитки.

¦ Рыболовные удочки и леска.


Подавляющие факторы выживания человека в дикой природе

Голод

Особенно важно знать типичные симптомы длительного голодания. В начальный период, который обычно длится 2–4 суток, возникает сильное чувство голода. Аппетит резко повышается. В некоторых случаях могут ощущаться жжение, давление и даже боли в подложечной области, тошнота. Возможны головокружение, головные боли, спазмы желудка. Заметно обостряется обоняние. При обильном употреблении воды повышается слюноотделение. Человек постоянно думает о еде. В первые четверо суток масса тела человека уменьшается в среднем на один килограмм ежедневно, в районах с жарким климатом – иногда до полутора килограммов. Затем ежесуточные потери веса уменьшаются.

В дальнейшем чувство голода ослабевает. Аппетит пропадает, иногда человек даже испытывает некоторую бодрость. Язык нередко покрывается белесым налетом, при вдохе во рту может ощущаться слабый запах ацетона. Слюноотделение не повышается даже при виде пищи. Могут наблюдаться плохой сон, продолжительные головные боли, повышенная раздражительность. При длительном голодании человек впадает в апатию, вялость, сонливость.

И все же голод как причина гибели человека в практике аварийных ситуаций встречается крайне редко. Происходит это не от того, что люди, попавшие в беду, не голодают. Голод был, есть и всегда будет вечным спутником аварийной ситуации. Голод страшен тем, что усиливает действие других поражающих человека факторов. Он подтачивает силы человека изнутри, после чего на того наваливается сонм других, не менее опасных, чем голод, недугов, которые и довершают дело.

Голодный человек замерзает в несколько раз быстрее, чем сытый. Он чаще заболевает и тяжелее переносит болезни. При длительном голодании замедляются реакции, ослабевает интеллектуальная деятельность. Резко падает работоспособность.

Поэтому при отсутствии запасов продуктов, при невозможности обеспечить себя за счет охоты, рыбалки, сбора дикорастущих съедобных растений следует придерживаться пассивной тактики выживания, то есть ожидать помощи в непосредственной близости от места аварии. В целях экономии энергоресурсов без крайней нужды не следует покидать убежище, нужно больше лежать, спать, всякую активную деятельность – работы внутри лагеря, переход и т. п. – свести к минимуму, выполнять только самую необходимую работу. Дежурства, а в обязанности дежурного входят заготовка дров, поддержание огня, ремонт убежища, наблюдение за местностью, добыча воды, следует вести поочередно, разбивая дневное и ночное время на короткие 1–2–часовые вахты. Освобождать от несения дежурств допустимо только раненых, больных и малолетних детей. Все прочие участники аварийной группы должны привлекаться к несению вахт в обязательном порядке. При большом количестве людей можно назначать по два дежурных одновременно. Подобный порядок в первую очередь, необходим для предупреждения вспышек апатии, уныния, пессимистических настроений, которые могут возникнуть в результате длительного голодания.

Конечно, если есть хоть малейшая возможность обеспечить себя продуктами питания на месте, к этому следует приложить все возможные усилия.

Жара. Жажда

Понятие «жара» применительно к аварийной ситуации является суммой нескольких составляющих: температуры окружающего воздуха, интенсивности солнечного излучения, температуры поверхности почвы, влажности воздуха, наличия или отсутствия ветра, то есть зависит от климатических условий места, где произошла авария.

Кроме того, существует множество частных случаев, когда человек по тем или иным причинам может почувствовать, что ему жарко. Для этого совершенно не обязательно забираться в пекло среднеазиатских пустынь. Изнывать от жары можно и в Арктике, например, в том случае, если количество или качество надетой на человека одежды не соответствует выполняемой им в данный момент работе. Типичны ситуации, когда человек из–за боязни замерзнуть надевает на себя всю имеющуюся в его распоряжении одежду, после чего начинает браво размахивать топором, заготавливая дрова для костра. Такое ненужное в данный момент усердие приводит к перегреву организма, усиленному потоотделению, намоканию прилежащих к телу слоев одежды. В результате человек, закончив работу, быстро замерзает. В подобном случае жара выступает союзником мороза, так как лишает одежду ее теплозащитных свойств. Именно поэтому опытные туристы, альпинисты, охотники предпочитают при выполнении тяжелых физических работ раздеваться, а во время отдыха тепло одеваться.

В этих случаях очень важно постоянно контролировать свое самочувствие, вовремя переодеваться, периодически отдыхать.

Конечно, борьба с перегреванием в описанных условиях особых трудностей не представляет. И если случается какое–либо нарушение внутреннего теплового баланса, то в первую очередь в этом виновен сам пострадавший. Арктика или высокогорье – не те места, где позволительно умереть от перегрева.

Много сложнее приходится человеку в аварийной ситуации, случившейся в пустынной или полупустынной зоне. И объясняется это не тем, что здесь очень жарко, а тем, что жара вступает в подавляющий союз с жаждой.

Недостаточное, равно как и избыточное, поступление воды в организм сказывается на общем физическом состоянии человека.

Недостаток воды ведет к снижению массы тела, значительному упадку сил, загустеванию крови и, как результат, перенапряжению сердечной деятельности. Одновременно в крови повышается концентрация солей, что служит грозным сигналом начавшегося обезвоживания. Потеря до 5 % жидкости происходит без каких–либо последствий для человека. Но обезвоживание организма, превысившее 15 %, может привести к тяжелым последствиям и к гибели человека. Лишенный пищи человек может потерять чуть не весь запас жира, почти 50 % белка и лишь после этого приблизиться к опасной черте. Однако когда дело касается жидкости, смертельной является потеря «всего лишь» 15 % жидкости! Голодать человек может несколько недель, без воды он погибает в считанные дни, а в условиях жаркого климата это происходит быстрее.

Потребность человеческого организма в воде в благоприятных климатических условиях не превышает 2,5–3 л в сутки. Причем эту цифру составляет жидкость, не только употребляемая в виде компотов, чая, кофе и прочих напитков, но и входящая в состав твердых продуктов питания, не говоря уж о супах и подливах. Кроме того, вода образуется в самом организме в результате протекающих в нем химических реакций.

Суммарно это выглядит следующим образом:

¦ собственно вода – 0,8–1,0 л;

¦ жидкие блюда – 0,5–0,6 л;

¦ твердые продукты (хлеб, мясо, сыр, колбаса и пр.) – до 0,7 л;

¦ вода, образующаяся в самом организме, – 0,3–0,4 л.

В аварийной ситуации особенно важно отличать истинный водный голод от кажущегося. Очень часто чувство жажды возникает не из–за объективной нехватки воды, а из–за неправильно организованного потребления воды.

Одним из проявлений жажды является уменьшение выделения слюны в полости рта.

Ощущение первоначальной сухости во рту нередко воспринимается как чувство сильной жажды, хотя обезвоживания как такового не наблюдается. Человек начинает потреблять значительное количество воды, хотя реальной потребности в этом нет. Переизбыток воды при одновременном повышении физических нагрузок приводит к последующему усиленному потоотделению. Одновременно с обильным выведением излишков жидкости нарушается способность клеток тела удерживать воду. Возникает своеобразный замкнутый круг. Чем больше человек пьет, тем больше потеет, тем сильнее ощущает чувство жажды.

Известен эксперимент, когда люди, не приученные к нормальному утолению жажды, выпивали за 8 ч по 5–6 л воды, в то время как другие в тех же самых условиях обходились 0,5 л.

Не рекомендуется выпивать много воды залпом. Такое разовое потребление жидкости жажды не утоляет, а, наоборот, приводит к отечности, слабости. Надо помнить, что выпитая вода утоляет жажду не сразу, а лишь после того, как, дойдя до желудка, всосется в кровь, то есть спустя 10–15 мин. Лучше всего пить воду небольшими порциями через короткие промежутки времени до полного насыщения. Иногда, чтобы не расходовать попусту воду из фляги или аварийного запаса, достаточно прополоскать рот прохладной водой или пососать кислый леденец, карамельку. Вкус леденца вызовет рефлекторное отделение слюны, и чувство жажды значительно уменьшится. При отсутствии леденца его можно заменить фруктовой косточкой или даже небольшим чистым камешком.

При интенсивном потении, ведущем к вымыванию из организма солей, целесообразно пить слегка подсоленную воду. Растворение 0,5–1,0 г солив1лводы почти не отразится на ее вкусовых качествах. Однако этого количества соли обычно хватает для восстановления внутри организма солевого баланса. Трагичнее всего действие жары проявляется в летний период в пустынной местности. Пожалуй, в этой зоне жара оставляет человеку меньше шансов на спасение, чем даже в Заполярье холод. В борьбе с морозом человек располагает немалым арсеналом средств. Он может построить снежное убежище, вырабатывать тепло, потребляя высококалорийную пищу, защититься от воздействия низких температур с помощью теплой одежды, может развести костер, согреться, совершив интенсивную физическую работу. Применив любой из этих способов, человек может сохранить жизнь в течение суток, двух или трех. Порой, используя все перечисленные возможности, он противостоит стихии целые недели. В пустыне продлевает жизнь только вода. Других способов, доступных человеку, оказавшемуся в аварийной ситуации в пустыне, не существует!

Холод

Согласно статистическим данным, от 10 до 15 % людей, погибших на туристских маршрутах, стали жертвами переохлаждения.

Холод угрожает человеку в наибольшей степени в высокоширотных зонах страны: в ледяной зоне, тундре, лесотундре, – в зимний период времени – в тайге, степях и прилегающих к ним полупустынях, в высокогорье. Но и эти зоны неоднородны по температурным характеристикам. Даже в одной и той же местности, в одно и то же время показания термометра могут разниться на десяток и более градусов. Например, часто в долинах рек, ущельях и других впадинах понижения температуры в результате стекания холодного воздуха в низины гораздо ощутимее, чем на возвышенных точках рельефа. Немало значит влажность воздуха. К примеру, в районе Оймякона, который является полюсом холода Северного полушария, температура достигает–70 °C (минимальная в–77,8 °C была зарегистрирована в 1938 г.), но благодаря сухости воздуха переносится она довольно легко. И наоборот, влажный, характерный для приморских районов мороз, который обволакивает и буквально прилипает к коже, доставляет больше хлопот. Там субъективно температура воздуха всегда оценивается ниже, чем есть на самом деле. Но, пожалуй, наибольшее, а в некоторых случаях решающее значение для выживания человека в условиях низких температур имеет скорость ветра:

¦ при фактической температуре воздуха–3 °C и скорости ветра 10–11 м/с их общее охлаждающее воздействие на человека выражается значением–20 °C;

¦ при температуре–10 °C фактически равно–30 °C;

¦ при температуре–15 °C фактически равно–35 °C;

¦ при температуре–25 °C фактически равно–50 °C;

¦ при температуре–45 °C фактически равно–70 °C.

В местности, лишенной естественных укрытий – густолесья, складок рельефа, низкие температуры воздуха в сочетании с сильным ветром могут сократить время выживания человека до нескольких часов.

Долговременное выживание при минусовых температурах зависит, кроме перечисленных климатических факторов, от состояния одежды и обуви на момент аварии, качества построенного убежища, наличия запасов горючего и еды, морального и физического состояния человека.

В аварийной ситуации одежда обычно способна защитить человека от холодовых поражений (обморожения, общего переохлаждения) лишь на короткий срок, достаточный для возведения снежного убежища. Теплозащитные свойства одежды зависят в первую очередь от вида ткани. Лучше всего сохраняет тепло мелкопористая ткань. Если принять теплопроводность воздуха за единицу, то теплопроводность шерсти составит 6,1; шелка – 19,2; а льняной и хлопчатобумажной ткани – 29,9.

Широкое применение нашла одежда из синтетических материалов и наполнителей типа синтепон, нитрон и т. п. В них воздушные капсулы заключены в тончайшую оболочку из искусственных волокон. Возможно, синтетическая одежда немного проигрывает в сравнении с меховой по теплообмену, но зато имеет ряд других неоспоримых достоинств. Она очень легка, почти не продувается ветром, к ней не пристает снег, она мало намокает при погружении на короткое время в воду и, что очень важно, быстро сохнет.

Пожалуй, один из оптимальных вариантов – использование многослойной одежды из разных тканей. Специальные исследования показали, что лучше всего удерживают тепло 4–5 слоев одежды. Например, хорошей комбинацией является плотный хлопчатобумажный костюм, несколько тонких, не сильно облегающих тело шерстяных штанов и свитеров (2–3 тонких свитера греют гораздо лучше, чем один толстый, так как между ними образуется воздушная прослойка) и костюм или комбинезон из синтетической ткани.

Очень важную роль в аварийных зимних условиях играет обувь. Достаточно сказать, что 8 из 10 всех обморожений приходится именно на нижние конечности. Поэтому человек, потерпевший аварию в зимний период времени, в первую очередь должен обращать внимание на состояние своих ног.

Всеми доступными способами нужно сохранять носки и обувь сухими. Для этого из подручного материала изготавливают бахилы, обматывают ноги куском свободной ткани и т. д. Весь оставшийся после этого материал используют для утепления одежды, защиты лица от ветра.

Важно постоянно помнить, что одежда, сколь бы теплой она ни была, может защитить человека от холода лишь на очень непродолжительный срок – часы, редко дни. И если не использовать это время с толком на сооружение теплого убежища или на поиски ближайшего населенного пункта, никакая одежда человека от гибели не убережет.

Очень часто в аварийной ситуации люди предпочитают устанавливать матерчатые палатки, строить убежища из обломков транспортного средства, бревен. Они цепляются за традиционные материалы как за спасение. Дерево и металл кажутся гораздо более надежными, чем, например, снег. Между тем это ошибка, за которую нередко приходится расплачиваться собственной жизнью!

При возведении убежищ из традиционных материалов практически невозможно добиться герметичной заделки швов и стыков строительных материалов. Убежища «продуваются» ветром насквозь. Теплый воздух улетучивается через многочисленные щели. Поэтому при отсутствии примусов, печек и тому подобных высокоэффективных нагревательных приборов температура в убежище почти всегда совпадает с наружной. Кроме того, постройка таких убежищ очень трудоемка, нередко связана с риском повышенного травматизма. Нередки случаи, когда такое импровизированное убежище под давлением ветра или из–за неосторожного движения обрушивается и ставит группу в критические условия. Между тем отличный строительный материал находится у человека буквально под ногами. Это самый обыкновенный снег. Благодаря пористой структуре, снег обладает хорошими теплоизоляционными свойствами. Он легко поддается обработке.

Снежные убежища – иглу, пещеры, домики, берлоги, возведенные за полтора–два часа, надежно защищают человека от воздействия низких температур и ветра, а при наличии горючего обеспечивают тепловой комфорт. В правильно построенном снежном убежище температура воздуха только за счет тепла, выделяемого человеком, поднимается до–5… – 10 °C при 30–40–градусном морозе вне убежища. С помощью свечи температуру в убежище можно поднять от 0 до +4…+5 °C и более. Многие полярные исследователи, установив внутри пару примусов, нагревали воздух до +30 °C. Таким образом, разница температур внутри убежища и снаружи может достигать 70 °C.

Но основное достоинство снежных убежищ – простота строительства. Большинство снежных убежищ может построить любой человек, ни разу в жизни не державший в руках снеговой лопаты или снегового ножа.

Срок сопротивляемости низким температурам в немалой степени зависит от психического состояния человека. Например, чувство страха многократно снижает срок выживания человека при низких температурах. Паническая боязнь замерзнуть убыстряет замерзание. И напротив, психологическая установка «Я не боюсь холода. Я имею реальные возможности защитить себя от его воздействия» заметно увеличивает срок выживания, позволяет разумно распределять силы и время, вносить в свои действия элемент планирования.

Однако необходимо помнить, что одержать победу в единоборстве со стихией, не отгородившись от нее стеной из снежных кирпичей, практически невозможно. Все признанные полярные авторитеты, в том числе и сам Стефанссон, в один голос утверждают, что попавшего в пургу человека может спасти только вовремя построенное убежище и ничего, кроме убежища!

Важнейшая заповедь в единоборстве с холодом – вовремя остановиться!

Одной физической силой мороз одолеть невозможно. В подобных случаях лучше перестраховаться – чуть раньше повернуть назад, разбить лагерь, построить убежище, отдохнуть и пр.

В любом случае при возникновении аварийной ситуации в зимний период самоспасение человека или группы людей должно начинаться с организации зимнего бивака. До сооружения надежного убежища или разведения жарового костра другими работами заниматься нецелесообразно. Даже при наличии в группе палатки строительство снежных убежищ надо признать обязательным. Палатка может защитить человека лишь от ветра и осадков, но никак не от мороза. Позволить себе переждать аварию в палатке может только человек, располагающий неограниченным количеством топлива. Во время строительства снежного убежища помимо основной цели – защиты человека от холодовых поражений – достигается ряд побочных, например нарабатываются навыки снежного строительства. Уже следующие иглу или пещеру человек возводит в более короткие сроки с меньшим расходованием сил.

Очень часто ночевка в снежном убежище оказывается предпочтительней ночевки возле костра. Сооружение пещеры или домика требует меньших затрат сил и времени, чем заготовка большого количества дров, разведение и многочасовое поддержание жаркого костра.

Уверенность в том, что наличие глубокого снега или наста гарантирует безопасную ночевку, дает возможность даже в аварийной ситуации организовать переход, преодолеть значительные расстояния. Истощение сил, затраченных на переход, в какой–то степени компенсируется накоплением опыта движения по снегу, сооружения снежных убежищ. Продолжительность активной деятельности при нормальной обеспеченности продуктами питания может составить 8–12 ч в сутки, соответственно 10 ч придется на сон и отдых, 1–3ч-на устройство бивака.

Однако следует учитывать, что «пассивное» выживание (ожидание помощи) при низких температурах воздуха, особенно в высоких широтах, всегда предпочтительней «активного» (самостоятельный выход к людям). Окончательный выбор тактики выживания, естественно, зависит от конкретной ситуации, в которой оказался человек.

Единственная возможность, гарантирующая стопроцентную удачу не пострадать в аварийной зимней ситуации, – это не допустить ее.

Известно, что подавляющее большинство чрезвычайных зимних происшествий провоцируется не «происками природы», а неправильными действиями самих пострадавших – слабым уровнем подготовки к походу, легкомыслием, пренебрежительным отношением к элементарным мерам безопасности.

1.3. Правила поведения в условиях автономного существования

Существует несколько простейших правил, которые следует соблюдать, отправляясь в зимнее путешествие. Если вы до конца не уверены в своих силах, сомневаетесь в качестве снаряжения или в погоде на ближайшие дни, лучше отложите поход на более поздний срок.

Нельзя отправляться в рискованное путешествие, не научившись в самых неблагоприятных условиях разводить костер, собственноручно не соорудив несколько «учебных» снежных убежищ, не переночевав в них. Ну и, само собой, категорически недопустимо отправляться на «штурм полярных высот», не проверив себя в двух–трех более легких путешествиях.

В палатки, одежду, снаряжение, которые предстоит брать с собой, должен быть конструктивно заложен двукратный запас «на холод». Предполагая встретить на маршруте десятиградусные морозы, необходимо готовиться к двадцатиградусным. Здесь лучше ошибиться вбольшую сторону.

Палатки, топливо, продукты питания и другие жизненно важные предметы снаряжения следует равномерно распределить между членами всей группы. Крайне опасно переносить в одном рюкзаке две–три палатки или весь запас продовольствия. Случайная его утрата может поставить группу в критическое положение.

Теплое белье, спальные мешки относятся к личному имуществу, их надлежит переносить каждому в своем рюкзаке, не передавая друг другу.

Каждый участник группы должен иметь при себе небольшой аварийный набор, куда входят: спички усиленного горения («охотничьи», «ветрозащитные» и т. п.), обрезок свечи или другого горючего материала, небольшой кусок полиэтиленовой пленки, некоторое количество продуктов питания, в приполярных районах – облегченная пила–ножовка или длинный нож. Причем если крупногабаритные предметы допустимо переносить в рюкзаке, но в таком месте, откуда их при необходимости можно быстро извлечь, то спички и свечу надо всегда иметь при себе, например, вшить во внутренний карман штормовки.

Во время путешествия необходимо постоянно помнить и неукоснительно соблюдать правила прохождения трудных участков, организации бивака. Нельзя без крайней необходимости изменять свои первоначальные решения, категорически недопустимо надеяться на авось!

Также недопустимо разделение группы на две или несколько самостоятельных подгрупп. Примеры, когда разделение группы оправдывало себя, единичны. В подавляющем большинстве случаев это лишь усугубляло тяжесть положения.

Во время путешествия следите за изменениями в погоде, прослушивая метеорологические сводки или наблюдая окружающую природу. Узнайте у местного населения признаки приближения ненастья.

Не следует считать, что люди замерзают лишь «где–то там» – на далеком Севере или на горных пиках. Ничего подобного, немалое число жертв собирают именно пригородные леса и даже парки. Сама по себе близость дома не гарантирует безопасности. Холод везде одинаково беспощаден. Минус тридцать – везде минус тридцать! Поэтому нельзя пренебрегать лишней одеждой и отворачиваться от предложенных бутербродов или термоса с горячим чаем.

Нельзя прокладывать новые дороги, срезать углы, пытаясь сократить путь, надо помнить: прямая дорога не всегда самая короткая. Если люди проложили лыжню, значит, на то имеются свои основания.

Нельзя путешествовать по лесу в сумерках. Необходимо быть готовыми к тому, что погода ухудшится, а лыжню занесет. Поэтому надо «привязывать» свой маршрут к «вечным» ориентирам – скалам, одиночным деревьям, завалам, скоплениям камней и т. п.

Нельзя ходить в одиночку. То, что город находится в одном–двух километрах, не спасает человека, сломавшего ногу или потерявшего сознание в результате сердечного приступа. Необходимо возвращаться сразу же, как только человек почувствовал себя плохо или очень устал.

В холодную погоду, особенно при сильном ветре, необходимо постоянно контролировать свое состояние, не допуская общего или местного переохлаждения. Надо растирать открытые участки кожи, подверженные прямому воздействию низких температур и ветра, и согревать замерзшие конечности всеми доступными способами – растиранием, обогревом на теле, широкими махами и т. п.

1.4. Виды средств и способы подачи сигналов бедствия

Подавать сигнал не так просто, как может показаться. Ваша сигнализация может остаться незамеченной. Кроме того, неумение правильно подавать сигналы с помощью некоторых видов табельных средств может стоить вам жизни.

Все средства подачи сигналов бедствия делятся на табельные и подручные (вид средств), а также на звуковые, визуальные и радиосигналы (принцип передачи сигнала). Главная их цель – указать ваше точное месторасположение для последующей эвакуации и оказания неотложной помощи в виде сброса с самолета продовольствия, медикаментов, оружия и боеприпасов.


Табельные средства

Радиосигнал бедствия (SOS). Сигнал бедствия SOS (спасите наши души ()) принят Международной конвенцией в Берлине 3 ноября 1906 г., для его беспрепятственного приема каждый час в течение 6 мин (с 15–й по 18–ю и с 45–й по 48–ю) на «частотах бедствия» – 500 и 2182 кГц – замолкают все радиостанции мира; в эфире наступает тишина, для того чтобы каждый, кто оказался в беде, мог беспрепятственно выйти в эфир и подать сигнал бедствия, указав квадрат своего местонахождения, либо дать возможность запеленговать себя. Для подачи данного радиосигнала необходимо иметь аварийный радиопередатчик и знать основы пользования данным прибором и азбуку Морзе.


Визуальные средства сигнализации

Пиротехнические средства сигнализации. К ним относятся:

¦ сигнальные ракеты;

¦ сигнальные шашки;

¦ сигнальные мортирки.

Данные средства сигнализации требуют выполнения определенных правил пользования и хранения:

¦ помните, что они могут выстрелить, обращайтесь с этими средствами, как с оружием;

¦ не ремонтируйте их в случае неисправности;

¦ если случилась осечка, не используйте вторично;

¦ всякое пиротехническое средство держите в вытянутой руке, развернув соплом от себя;

¦ находитесь подальше от других людей и от легковоспламеняющихся предметов, храните эти средства в ящиках, которые защищены от ударов и осадков, подавайте сигнал с максимально близкого расстояния и только тогда, когда есть уверенность, что его заметят;

¦ соблюдайте максимальные меры предосторожности.

Сигнальное зеркало. Это отполированная до блеска металлическая пластина с отверстием посередине (5–7 мм), через которое вы можете следить за объектом.

Пущенный вашим зеркалом «солнечный зайчик» обнаруживается даже с самолета, который летит на высоте 2 км на расстоянии 2025 км от вашего местоположения. Зеркало эффективно даже ночью, наверное, это можно назвать «пускать лунных зайчиков».


Подручные средства сигнализации

Отражатели. Для обозначения своего местоположения при отсутствии сигнального зеркала можно использовать косметическое зеркальце, фольгу, лезвие ножа. Чем сильнее отполирована пластина, тем дальше виден световой сигнал.

Разложите на холме куски измятой (это увеличит количество отражающих плоскостей) фольги. Или прикрепите фольгу на дереве или шесте на хорошо просматриваемом пространстве, она будет вращаться и подавать сигналы.

Воздушный змей. Воздушный змей тоже может сослужить вам хорошую службу. Сделайте из тонких дощечек раму, натяните на нее тонкую (желательно цветную) бумагу, привяжите к хвосту змея куски фольги и яркие ленточки.

Сигнальные флаги. Повесьте на высоких деревьях возле своего лагеря сигнальные «флаги» – яркие куски материи. Для того чтобы они были заметны сверху, растягивайте эти «флаги» по земле. Одну сторону материи привяжите к кустам, растущим вблизи водоема, а другую – к кольям, вбитым в дно водоема.

Сигнальный костер. Если у вас нет ни «флагов», ни фольги, ни пиротехники, ни фонарика, вы можете развести огонь, который ничем не хуже остальных средств. Костер, расположенный на открытой местности или высоком холме, виден издалека. В ночи ярко горящий костер виден с расстояния 20 км при наблюдении с неба, 8 км – при наблюдении с земли. А еще лучше, если костров несколько, расстояние между ними в этом случае не должно превышать 20–30 м. Однако, чтобы затея сработала, необходимо вблизи костров поддерживать постоянный небольшой огонь, так вы сможете за короткое время заставить полыхать свою «сигнализацию».


Наземные кодовые сигналы

На открытых участках можно выложить сигналы кодовой таблицы. Самые банальные – HELP и SOS. Размеры одного сигнала должны быть не меньше 3 м. Помните, чем больше сигнал, тем выше вероятность, что его заметят. Смастерить сигнал можно из подручных средств: обломков самолета, спасательных жилетов, одежды, бревен.

Можно сигнал не выложить, а «выкопать». Для этого снимите дерн и углубите траншею. Такие сигналы работают и днем, и ночью (ночью в углублениях можно развести огонь). «Разбросайте» сигналы по периферии, чем их больше, тем лучше.


Жестовая кодовая система общения с пилотами

¦ «Здесь посадка! Мы нуждаемся в помощи!» – руки вверх, ладони внутрь, ноги вместе.

¦ «Посадка невозможна! Мы не нуждаемся в помощи!» – левая рука вверх, ноги вместе.

¦ «Прямо» – руки подняты, согнуты в локтях, ладони назад. Ноги на ширине плеч. Покачивание предплечьями назад.

¦ «Назад» – руки подняты вперед до уровня плеч. Ладони вперед.

¦ «Стоп! Двигатель остановить» – скрестить руки, быстрота этого действия соответствует степени необходимости остановки.

¦ «Зависнуть!» – руки в стороны, ладони вниз.

¦ «Ниже» – покачивание вниз прямыми руками, ладони вниз.

¦ «Выше» – покачивание вверх прямыми руками, ладони вверх.

¦ «Посадка» – руки скрестить перед собой внизу.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды факторов выживания вы знаете?

2. Какова роль антропологических факторов в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека?

3. Какова роль материально–технических факторов в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека?

4. Каков характер воздействия природно–средовых факторов на человека при автономном существовании в природной среде?

5. Каково воздействие экологических факторов на человека при автономном существовании в природной среде?

6. Что такое «стрессоры выживания»? Каково их влияние на состояние человека?

7. Каковы первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортного средства?

8. Каковы первоочередные действия попавших в экстремальные условия на природе?

9. Что необходимо знать (определить), чтобы правильно оценить обстановку для принятия решения о дальнейших действиях попавших в экстремальную ситуацию?

10. Перечислите правила безопасного поведения при уходе с места происшествия.

11. Перечислите правила безопасного поведения при ожидании помощи на месте происшествия.

12. Какие мероприятия включаются в план действий по организации временного лагеря?

13. Каковы роль и задачи руководителя группы в условиях вынужденного автономного существования?

14. Перечислите основные требования к временным укрытиям.

16. Какие факторы влияют на выбор типа укрытия?

17. Какими естественными укрытиями можно воспользоваться для организации ночлега в экстремальной ситуации?

18. Что может послужить простейшим укрытием в теплое время года?

19. Каким образом можно переночевать под навесом при низких температурах?

20. Какие укрытия и как можно построить из снега?