Русская православная церковь жестко отреагировала на решение Константинопольской православной церкви предоставить автокефалию (статус поместной церкви, предполагающий ее административную независимость от других поместных церквей — прим. ред.) Украинской православной церкви.

На заседании Синода (высшее церковное учреждение православной церкви — прим. ред.) в Минске 15 октября было принято решение о разрыве евхаристического общения (возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками — прим. ред.) с Константинополем, пока Вселенский патриарх не отзовет своего решения по Украине.

Русская православная церковь (РПЦ) — самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире, одна из 14 общепризнанных автокефальных церквей, она ведет свою историю от крещения Руси в 988 году. Автокефалия РПЦ была признана в 1589 году. По данным РПЦ на конец 2017 года, ее прихожанами являются около 180 миллионов человек.

РПЦ объединяет более 300 епархий и около 37 тысяч приходов, а также 462 мужских монастыря и 482 женских. Юрисдикция РПЦ, согласно ее уставу, распространяется на Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, Латвию, Литву и Эстонию. Кроме того, в состав канонической территории РПЦ входят Китай, Япония и Монголия.

Контекст

Birgün: Война церквей между Россией и Западом

Birgün 17.10.2018

Версии: Варфоломеевский спуск

Версии.com 17.10.2018

Atlantico: Православная церковь идет по пути «балканизации»

Atlantico 16.10.2018

NYT: Россия делает еще один шаг к расколу в православной церкви

The New York Times 16.10.2018 Константинопольская православная церковь — одна из старейших автокефальных православных церквей, основана в 330 году. Автокефалию получила на II Вселенском соборе в 381 году. Предстоятелем церкви с 1991 года является патриарх Варфоломей I, резиденция которого располагается в Стамбуле.

Церковь насчитывает более 5 миллионов прихожан, более половины из которых приходится на Северную Америку. Канонической территорией Константинопольского патриархата являются Турция и Греция (обе — частично). Юрисдикция патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Всего церковь объединяет более 60 епархий и 3 тысяч приходов, а также около 60 монастырей (в США, Греции и Австралии).

Вопрос предоставления автокефалии украинской церкви обсуждался даже на заседании Совета безопасности России.

Много дискуссий и в Украине. Например, украинский политолог Валентин Гайдай считает, что Варфоломей (Константинопольский патриарх) «задумал украсть украденное, а именно — приходы, монастыри и епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (которые вначале 1990-х украли у УПЦ), переподчинив их себе».

«Вот и случилось — Варфоломей начал отжимать имущество раскольников. Андреевскую церковь (которая принадлежит УАПЦ — прим. ред.) хотят передать Константинополю. Так гляди и у Филарета (предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата — прим. ред.) Владимирский собор отожмут», — написал украинский эксперт на своей странице в фейсбуке.

Между тем, после решения Синода о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом, с аналогичным заявлением выступила и Душанбинская православная церковь. Об этом СМИ рассказал иеромонах Владимир (Мухин), клирик Таджикской епархии.

В свою очередь известный общественный и религиозный деятель России, протоиерей Всеволод Чаплин в интервью haqqin.az заявил, что разрыв отношений епархий, имеющих отношение к Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом — естественное явление.

— И все остальные епархии должны это сделать, в том числе и Бакинская и Азербайджанская епархия?

— Естественно. Все епархии РПЦ находятся, так скажем, «в поле действия» принятого решения.

— Значит, каждая из епархий должна сделать отдельное заявление?

— Нет, этого не нужно. Повторюсь, это решение (Синода — прим. ред.) автоматически касается всех епархий Русской православной церкви.

— Чем вся эта ситуация может грозить? Насколько я знаю, российская православная церковь — самая большая по численности прихожан. Кому эта конфликтная ситуация на руку и к чему она приведет?

— Этот конфликт начат не нами, а западными силами, которые используют Константинопольский патриархат для того, чтобы сделать украинский народ врагом России. И когда Константинопольский патриархат признал раскольников, он стал сам раскольнической структурой. Для них Бог на втором месте. Лично я считаю, что этот патриархат нельзя считать православным. Так что решение нашего Синода ожидаемое и правильное. Константинопольский патриархат в течение многих лет ведет богоборческую политику. Они стараются либо расколоть православную церковь, либо переформатировать под «западную демократию». Слава Богу, этого пока не получилось, но попытки раскола православных народов и противопоставление их друг другу происходят.

— А если говорить о политической составляющей? Многие считают, что Константинопольский патриархат, как бы странно это не звучало, поддерживают турецкие власти… Как это может сказаться в целом на отношениях между Россией, Турцией и Азербайджаном?

— Я не думаю, что Анкара поддерживает Константинопольский патриархат. Его поддерживают власти заокеанской страны. Достаточно вспомнить, что один из самых скандально известных константинопольских патриархов Афинагор I прилетел в Турцию на самолете президента США Гарри Трумэна (он стал первым константинопольским патриархом, не имевшим турецкого или оттоманского гражданства после падения Константинополя — прим. ред.) . Так что повторюсь, хозяева Константинопольского патриархата находятся за океаном. Я уверен, что Анкара поймет, кто сейчас действует в интересах западных манипуляторов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Азербайджан и Дагестан - многонациональные республики с древней и богатой культурой. На протяжении веков здесь жили представители разных народов и последователи различных религий.

По преданию, семена христианства были впервые посеяны на берегах Каспийского моря еще в І веке одним из 12-ти учеников Иисуса Христа - святым апостолом Варфоломеем, принявшим мученическую кончину в городе Альбанополе (современном г. Баку), у подножия Девичьей башни. Его дело продолжил ученик святого апостола Фаддея святой равноапостольный Елисей, первый епископ Албанский. Известно, что христианство было широко распространено на территории современного Азербайджане в течение всего средневековья.

С появлением русского населения в начале XIX века христианство на территории Азербайджана получило новый импульс для своего развития. В Гяндже, Шемахе, Баку, а также в Дагестане - в Порт-Петровске (Махачкале), Кизляре и Дербенте - были построены русские православные храмы. В первое десятилетие XX века в Баку было 17 православных храмов, а в целом по Азербайджану - более семидесяти.

В 1919 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви в целях нормализации духовной жизни на территории Азербайджана и Дагестана была создана Бакинская и Прикаспийская епархия, просуществовавшая до 1934 г. С кончиной епископа Бакинского и Прикаспийского Митрофана (Поликарпова) Бакинская кафедра не замещалась.

С 1944 г. в Азербайджане и Дагестане стали вновь возрождаться православные приходы, которые вошли в состав Ставропольской и Бакинской епархии Русской Православной Церкви.

28 декабря 1998 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви была восстановлена Бакинская и Прикаспийская епархия, ставшая 128-й епархией Русской Православной Церкви. Епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть благочинному православных приходов Азербайджана архимандриту Александру (Ищеину), прослужившему к тому времени на Кавказе, в том числе в Азербайджане, больше 20 лет. В состав возрожденной епархии вошли православные приходы на территориях Азербайджанской Республики и Республики Дагестан.

В настоящее время в Бакинской и Прикаспийской епархии насчитывается 23 прихода, из них городских - 14, сельских - 9. На территории епархии - 22 действующих храма, 1 женский монастырь, 5 часовен, 1 молитвенный дом и 2 молитвенные комнаты на территории исправительно-трудовых учреждений; 5 воскресных школ для взрослых и детей.

По данным на 1 октября 2009 г. в епархии несут пастырское послушание 58 священнослужителей, из них 43 священника и 15 диаконов.

Вчера 15 ноября состоялось открытие Православного религиозно-культурного центра Бакинской и Азербайджанской епархии, построенного на территории Кафедрального собора Святых Жен-мироносиц.

В церемонии принял участие Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Официальный сайт Президента Азербайджана сообщает:

Во все периоды истории азербайджанский народ демонстрировал миру образец толерантности. Во времена руководства великого лидера Гейдара Алиева страной в Азербайджане были созданы необходимые условия для того, чтобы люди, принадлежащие к различным религиям, свободной отправляли свои обряды, представители всех наций имели равные права. Общенациональный лидер проделал очень важную работу, направленную на сохранение религиозно-духовных и национальных ценностей народа. Президент Ильхам Алиев успешно продолжает политику великого лидера в этой сфере, как и в других областях.

Президента Ильхама Алиева (т.е. «общенационального лидера») встретили архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр и председатель Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде.

В честь Президента Азербайджана зазвенели церковные колокола.

Президент Азербайджана встретился с представителями Московской патриархии, архиепископом Берлинским и Германским Феофаном, архиепископом Верейским Евгением, руководителями религиозных общин Азербайджана и другими гостями.

Вначале Президент Ильхам Алиев побывал в Кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц.

Здесь церковный хор исполнил молитву.

Глава Азербайджана ознакомился с Православным религиозно-культурным центром Бакинской и Азербайджанской епархии. Центр был построен по поручению Ильхама Алиева. В четырехэтажном здании, строительство которого началось в 2012 году, созданы помещения для проведения различных мероприятий, в том числе конференций и семинаров.

От имени Бакинской и Азербайджанской епархии Президенту Ильхаму Алиеву была преподнесена в дар икона Святой Марии «Гордость и утешение», сообщает Президентский сайт .

Глава государства оставил запись в Книге почетных гостей центра.

Затем Президент Ильхам Алиев побеседовал за чайным столом с участниками церемонии.

В частности, он заявил:

Мультикультурализм – это государственная политика Азербайджана, также это и образ жизни. И недавно на проведенном в третий раз Бакинском международном гуманитарном форуме тема мультикультурализма была наиболее обсуждаемой. Азербайджан сегодня является одним из признанных уже мировых центров мультикультурализма. И мы акцентируем внимание именно на этих вопросах, потому что существуют разные подходы к этой теме. К сожалению, существует и мнение, что в некоторых странах мультикультурализм потерпел фиаско, не сработал, и это очень тревожные заявления, тенденции. Если это так на самом деле, то это тема для серьезных обсуждений. В Азербайджане же мы, считаю, и политикой, и состоянием общества доказываем, что нет, мультикультурализм жив. Он живет, он укрепляется, он имеет глубокие корни, он единственный путь для развития человечества в будущем. Потому что в эпоху глобализации, когда и обмен информацией, и, в целом, процессы интеграции идут активно, заниматься самоизоляционизмом просто пагубно. Большинство стран мира — мультикультурные страны, страны, где живут на протяжении многих веков представители разных народов и разных религий, и дружественные и братские отношения между представителями разных религий – это основа будущего развития всех стран. Поэтому сегодняшнее событие имеет, может быть, более важный смысл, нежели просто создание условий для нормальной деятельности Русской Православной церкви в Азербайджане. Это имеет большой символический смысл. Сегодняшний день основан на истории нашей страны, нашего народа, а также он результат той политики, которую мы осуществляем. И на всех мероприятиях, на всех праздниках – и мусульманских, и православных, и католических, и иудейских – руководители всех конфессий всегда вместе, за одним столом. Это тоже, я думаю, одно из ценных достояний нашей страны.

В пользу межрелигиозного диалога выступил и н:

Мы не только обсуждаем вопросы церковной жизни, но вы вместе с Его Святейшеством шейхом и другими религиозными общинами страны обсуждаем перспективы межрелигиозного диалога и в Евразии, и в мире. Есть определенные новые инициативы. Мы будем встречаться в России, будем встречаться в Баку для того, чтобы этот положительный опыт, который у нас есть, опыт совместной деятельности, опыт общения в большей степени влиял на то, что происходит в мире в сфере отношений христиан и мусульман, в сфере отношений религии и государства, в сфере межрелигиозного миротворческого диалога.

РПЦ, территория включает в себя Азербайджанскую Республику, Республику Дагестан и Чеченскую Республику, кафедральный город - Баку. Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Бакинский, районов Азербайджана, Махачкалинский, Кизлярский, Грозненский. Правящий архиерей - еп. Александр (Ищеин) . К 1 янв. 2002 г. в епархии действовали 25 приходов, 18 храмов, 2 часовни, осуществляли служение 30 священников и 10 диаконов.

Епархия с центром в Баку была учреждена в 1919 г. с названием «Прикаспийская и Бакинская» (преобразована из Бакинского вик-ства Карталинской и Кахетинской епархии). В 1919-1923 гг. правящим архиереем в Баку был еп. Павел (Вильковский), в янв.-авг. 1924 г.- еп. Митрофан (Огиенко). 27 авг. 1924 г. во епископа Прикаспийского был хиротонисан Арсений (Соколовский), к-рый управлял епархией до 1928 г. С 6 дек. 1928 г. Прикаспийскую кафедру занимал еп. Серафим (Протопопов) , с 16 апр. 1930 г.- еп. Никон (Пурлевский) , с 11 нояб. 1930 г.- еп. Валериан (Рудич) . Церковно-адм. деятельность в Прикаспийской епархии затруднялась включением Азербайджана в обновленческий Закавказский митрополитанский округ (1923) и преследованиями правосл. духовенства, активно проводившимися на всей территории СССР (были репрессированы священники Бакинской епархии Андрей Ерёмин († 1929), Евфимий Савельев († 1932), Иоанн Ганчев († 1937) и др.). В 1931 г. в Баку поселился вернувшийся из ссылки еп. Бутурлиновский, вик. Воронежской епархии Митрофан (Поликарпов), к-рый окормлял бакинскую правосл. общину до своего ареста в мае 1933 г. (в янв. 1934 выслан из Азербайджанской ССР). С 16 февр. по 11 авг. 1933 г. временно управляющим Прикаспийской епархией был еп. Александр (Раевский) , после чего кафедра не замещалась. С 1934 г. Азербайджан входил в каноническую территорию Ставропольской епархии. В 1936 г. власти закрыли последний правосл. храм в Азербайджане - ц. во имя арх. Михаила (Флотскую) в Баку.

Церковная жизнь на территории Азербайджана стала восстанавливаться после 1943 г., когда нормализовались отношения между РПЦ и гос. властью. В 1944 г. возобновились богослужения в кафедральном соборе в честь Рождества Богородицы в Баку, затем в неск. др. храмах.

В 1991 г. была провозглашена независимость Азербайджана. Политическая нестабильность и межнациональные конфликты вызвали отток рус. населения из региона в 1991-1993 гг. Г. Алиев, ставший президентом республики в 1993 г., взял курс на стабилизацию внутренней обстановки в республике и обеспечение мирного сосуществования исторических религий - Православия и ислама. По ходатайству Ставропольского митр. Гедеона (Докукина) , поддержанному Правительством Азербайджана, Свящ. Синод РПЦ принял решение об учреждении Бакинской епархии. 28 дек. 1998 г. епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть клирику Ставропольской епархии, благочинному правосл. приходов Азербайджана архим. Александру (Ищеину). 13 янв. 1999 г. совершено наречение архим. Александра во епископа Бакинского и Прикаспийского, 14 янв.- хиротония в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.

Кафедральным собором Б. и П. е. является бакинский собор во имя св. жен-мироносиц, в Баку также действуют собор в честь Рождества Богородицы (бывш. кафедральный), храм во имя арх. Михаила, 2 часовни. 2 др. храма на территории Азербайджана расположены в Гяндже и Хачмасе, 1 приход (во имя прп. Серафима Саровского) существует в Сумгаите. В Азербайджане осуществляют служение 14 священников и 6 диаконов, для окормления верующих они выезжают в районы, где нет храмов и приходов. К РПЦ принадлежат проживающие в Азербайджане русские, украинцы, белорусы, греки, грузины, молдаване. В Дагестане служат 15 священников и 2 диакона, действуют 11 храмов: в Махачкале, Дербенте, Хасавюрте, Каспийске, Избербаше, Буйнакске, Кизляре (2), селах Тарумовка и Крайновка, пос. Кочубей; в с. Коктюбей существует община во имя святых апостолов Петра и Павла. В Чеченской Республике служат 1 священник и 2 диакона, действуют храмы в Грозном и станице Наурская, также существуют общины в станицах Ищерской, Мекенской, Шелковской, Калиновской и Ханкале.

При епархиальном управлении в Баку организованы миссионерский и издательский отделы, отдел по благотворительности. В приходах епархии работают воскресные школы и катехизаторские курсы. Священнослужители Махачкалинского, Кизлярского и Грозненского благочиннических округов епархии окормляют воинские подразделения, расположенные в Дагестане и Чечне.

25-28 мая 2001 г. по приглашению Президента Азербайджана Алиева и председателя Высшего религиозного совета народов Кавказа А. Пашизаде в Баку с визитом находился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Впервые в истории Предстоятель РПЦ посетил Азербайджан. Во время визита Патриарх совершил всенощное богослужение в соборе в честь Рождества Богородицы, освятил собор во имя св. жен-мироносиц и 27 мая совершил в нем первую после открытия Божественную литургию.

К святыням епархии относится место у подножия Девичьей башни в Баку, где, согласно преданию, в 71 г. претерпел мученическую кончину через распятие вниз головой св. ап. Варфоломей . Каждый год в день памяти апостола, 24 июня, на этом месте при большом стечении духовенства и молящихся правящий архиерей совершает торжественный молебен.

Постановлением Свящ. Синода от 22 марта 2011 г. приходы на территории Республики Дагестан, ранее входившие в состав Бакинской и Прикаспийской епархии, включены в состав новосозданной Владикавказской и Махачкалинской епархии .

В настоящее время Бакинская епархия объединяет приходы Русской Православной Церкви на территории Республики Азербайджан. Решением Свящ. Синод от 22 марта 2011 г. титул архиерея изменен на «Бакинский и Азербайджанский».

Архиереи: еп. Павел (Вильковский; 1919-1923), Митрофан (Огиенко; янв.-авг. 1924), Арсений (Соколовский; 27.08.1924-1928), еп. Серафим (Протопопов; 6.12.1928-16.04.1930), еп. Никон (Пурлевский; 16.04.-24.10.1930), еп. Валериан (Рудич; 11.11.1930-29.09. 1931), в 1931-1933 гг. бакинскую правосл. общину окормлял еп. Бутурлиновский, вик. Воронежской епархии Митрофан (Поликарпов), еп. Каменск-Шахтинский, вик. Донской епархии Александр (Раевский; 16.02.-11.08.1933, временно управлял епархией), в 1934-1943 гг. кафедра не замещалась, в 1943-1998 гг. территория Б. и П. е. находилась в составе Ставропольской епархии; с 14.01.1999 Бакинским и Прикаспийским епископом является Александр (Ищеин; с 18 июля 2012 г. архиепископ).

Лит.: Мануил . Русские иерархи, 1893-1965 ; Акты свт. Тихона. С. 912-913; Наречение и хиротония архим. Александра (Ищеина) во еп. Бакинского и Прикаспийского // ЖМП. 1999. № 2. С. 38-44; Колесников Л . Ф . Государственная политика в отношении религии и верующих в Азербайджанской Республике // Независимый Азербайджан: Новые ориентиры. М., 2000. С. 203-237. (Сб. РИСИ; Т. 1); Полищук Е . На гостеприимной Азербайджанской земле // ЖМП. 2001. № 7. С. 18-43.

Распространение христианства на территории Азербайджана связано с именем апостола Варфоломея, одного из 12-ти учеников Господа Иисуса Христа. Как повествует жизнеописание апостола Варфоломея, после трудов в стране Индийской, он отправился в Кавказскую Албанию проповедовать веру Христову, где и пострадал за Христа в 71 году по Р.Х. в городе Альбанополе на западном берегу Каспийского моря - нынешнем Баку.

Сохранилось место у подножья Девичьей Башни, где согласно предания, претерпел мученическую кончину (казнь через распятие вниз головой) св. ап. Варфоломей. До 1936 года место это было отмечено часовней, памятная доска на которой сообщала об этом.

В XIX столетии с появлением русского населения в Азербайджане стала осуществлять свою деятельность Русская Православная Церковь. В Гяндже, Шемахе, Баку были построены русские православные храмы. В связи с ростом промышленности и большим притоком русского населения, для упорядочения религиозной жизни в 1905 году была организована Бакинская архиерейская кафедра (епархия). В дальнейшем епископы получили титул "Бакинский и Прикаспийский". В состав епархии входили приходы по западному побережью Каспийского моря.

Известны имена 11 архиереев, носивших титул "Бакинский и Прикаспийский".

В советское время церковно-административная деятельность в Прикаспийской епархии затруднялась как включением Азербайджана в обновленческий Закавказский митрополитанский округ (с 1923), так и преследованиями православного духовенства (среди репрессированных - свящ. Андрей Ерёмин (+ 1929), свящ. Евфимий Савельев (+ 1932), новомуч. свящ. Иоанн Ганчев (+ 1937) и др.).

После восстановления церковной жизни в 1943 году, в Баку был вновь открыт православный храм в 1944 году - нынешний Собор в честь Рождества Богородицы по ул.Ш.Азизбекова, 205, а затем еще ряд приходов на территории Азербайджана, которые вошли в состав Ставропольско-Бакинской епархии Русской Православной Церкви.

После восстановления национальной независимости и суверенитета Азербайджанской Республики возникла необходимость упорядочения религиозной жизни. В связи с этим 28 декабря 1998 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия, являющаяся 128 епархией Русской Православной Церкви. Епископом Бакинским и Прикаспийским определено было быть благочинному православных приходов Азербайджана Архимандриту Александру.

В состав возрожденной епархии вошли православные приходы на территориях Азербайджанской Республики, Республики Дагестан и Чеченской Республики. В мае месяце 2001 года с первосвятительским визитом Бакинскую епархию посетил Предстоятель Русской Православной Церкви - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Бакинская и Прикаспийская епархия

Кафедральный город - Баку.

Кафедральный собор - Святых жен-мирроносиц (Баку).

Благочиннические округа: Азербайджанский районный, Бакинский городской, Кизлярский, Махачкалинский.

Статистика: 18 приходов; 37 священнослужителей (29 священников, 8 диаконов).

Учебные заведения: 3 воскресные школы.

Адрес - Азербайджан, 370010, г. Баку, ул. Ш. Азизбекова, 205.

Web-сайт - www.baku.eparchia.ru

Правящий архиерей - Александр, епископ Бакинский и Прикаспийский (Ищеин Александр Геннадьевич), на кафедре с 14 января 1999 г.