Даже сейчас можете увидеть вот такие башни, в которые складывали трупы, для того, чтобы их обгладывали птицы

Религия древних иранцев называется зороастризм, впоследствии она получила название парсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться ислам.

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и дэвам, тесно связанным с природой.

Зороастрийцы имеют необычный способ избавления от мертвых. Они их не хоронят и не кремируют. Вместо этого они оставляют тела умерших на вершинах высоких башен, известных как дахма или башни молчания, где они открыты к поеданию хищным птицам, таким как стервятники, коршуны и вороны. Практика похорон исходит из убеждения, что мертвецы являются «нечистыми», не только физически из-за разложения, а потому, что они отравлены демонами и злыми духами, которые устремляются в тело, как только душа его покидает. Таким образом, захоронение в земле и кремация рассматривается как загрязнение природы и огня, обе стихии которые Зороастрийцы должны защищать.

Это вероучение о защите чистоты природы привело некоторых ученых к тому, что они провозгласили Зороастризм как «первая экологическая религия мира».

В Зороастрийской практике такое захоронение мертвых, известное как дахменашини, впервые было описана в середине 5 века до н. э. Геродотом, но использовать для этих целей специальные башни стали намного позже в начале 9 века.

После того, как птицы-падальщики склевывали плоть с костей, побелевших от солнца и ветра, они собирались в яму-склеп в центре башни, куда добавляли известь, чтобы позволить костям постепенно разрушаться. Весь процесс занимал почти год.

Старинный обычай сохранился среди зороастрийцев в Иране, однако дахма были признаны опасными для окружающей среды и были запрещены в 1970-х годах. Такая традиция до сих пор практикуется в Индии людями парси, которые составляют большинство зороастрийского населения в мире. Стремительная урбанизация, однако, оказывает давление на Парси, и этот странный ритуал и право использовать башни молчания- очень спорный вопрос даже среди общины Парсов. Но самая большая угроза для дахменашини исходит не от органов здравоохранения или от общественного протеста, а из-за отсутствия грифов и стервятников.

Численность стервятников, которые играют важную роль в разложении трупов, неуклонно снижается в Индостане с 1990-х годов. В 2008 году их число упало приблизительно на 99 процентов, что привело в ученых замешательство, пока не было обнаружено, что препарат, назначаемый в настоящее время крупному рогатому скоту, смертелен для стервятников, когда они питаются их падалью. Препарат был запрещен правительством Индии, но численность стервятников еще не восстановилась.

В связи с отсутствием грифов, на некоторых башнях молчания в Индии установили мощные солнечные концентраторы для быстрейшего обезвоживания трупов. Но солнечные концентраторы имеют побочный эффект, они отпугивают других птиц-падальщиков, таких как вороны, из-за ужасной жары, создаваемой концентраторами в течение дня.Они также не работают в пасмурные дни. Так что работа, которая занимала всего несколько часов для стаи стервятников, сейчас занимает несколько недель, и эти медленно разлагающиеся тела делают невыносимым воздух в округе.Некоторые башни молчания, которые изначально были расположены на окраинах городов, оказались теперь в центре населенных пунктов и их пришлось закрыть из-за запаха.

Само название «Башня молчания» было придумано в 1832 году Робертом Мёрфи, переводчиком при британском колониальном правительстве в Индии.

Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым.

В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.

Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.

Дахма представляет собой округлую башню без крыши, центр которой образовывает бассейн. Каменная лестница ведёт к платформе, тянущейся вдоль всей внутренней поверхности стены. Три канала («пави») разделяют платформу на ряд лож. На первом ложе размещались тела мужчин, на втором – женщин, на третьем – детей. После того как стервятники обгладывали трупы, оставшиеся кости складывались в оссуарии (здание для хранения скелетированных останков). Там кости постепенно разрушались, а их остатки дождевая вода уносила в море.

В ритуале могли принимать участие только специальные лица – «насасалары» (или могильщики), которые помещали тела на платформы.

Первое упоминание о подобных захоронениях относится к временам Геродота, а сама церемония держалась в строжайшем секрете.

Позднее Магу (или жрецы, священнослужители) стали практиковать публичные обряды захоронения, пока в итоге тела не стали бальзамировать с помощью воска и хоронить в траншеях.

Археологами были найдены оссуарии, относящиеся к 5-4 веку до н.э., также как и погребальные насыпи, где находились забальзамированные воском тела. Согласно одной из легенд могила Заратустры, основателя зороастризма, находится в Балхе (современный Афганистан). Предположительно подобные первые ритуалы и захоронения возникли ещё в эпоху Сасанидов (3-7 век н.э.), а первые письменные свидетельства о «башнях смерти» были сделаны в 16 веке.

Существует одна легенда, согласно которой уже в наше время возле дахмы неожиданно появилось множество мёртвых тел, которые не смогли опознать местные жители из соседних поселений.

Ни один покойник не подходил под описание без вести пропавших людей в Индии.

Трупы не были обглоданы животными, на них не было ни личинок, ни мух. Поразительным в этой ужасающей находке было то, что яма, расположенная посреди дахмы, на несколько метров была заполнена кровью, причём этой крови там было больше, чем могли вместить в себя тела, лежавшие снаружи. Зловоние в этом скверном месте было столь невыносимым, что уже на подступах к дахме многих начинало тошнить

Неожиданно расследование было прервано, когда один местный житель случайно пнул в яму маленькую кость. Тогда со дна ямы начал извергаться мощный взрыв газа, исходящий из разлагающейся крови, и разноситься по всей округе.

Все, кто оказался в эпицентре взрыва, немедленно были доставлены в больницу и помещены в карантин, чтобы исключить возможность распространения заражения.

У пациентов начались лихорадка и бред. Они неистово кричали, что « были запятнаны кровью Ахриман» (олицетворение зла в зороастризме), несмотря на то, что никакого отношения к этой религии не имели и даже не знали ничего о дахмах. Состояние бреда перетекло в безумие, и многие заболевшие начали нападать на медперсонал больницы, пока их не усмирили. В конце концов, сильная лихорадка погубила нескольких свидетелей злополучного захоронения.

Когда позже следователи вернулись на то место, облачённые в защитные костюмы, то обнаружили такую картину: все тела бесследно исчезли, а яма с кровью была пуста.

Обряд, связанный со смертью и похоронами, довольно необычен и всегда строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь - символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.

У постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть собака - символ уничтожения всего «нечистого». Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявляли о смерти их близкого.

Где бы ни умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в башне, тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество. Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от башни. Перед погребением церемонию с собакой для верности проводили ещё раз, прямо перед башней.

Затем нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место. Всех раздевали догола, одежда сжигалась. Тело закреплялось, чтобы звери или птицы, растерзав труп, не могли унести и разбросать останки в воде, на земле или под деревьями.

Друзьям и родственником навещать башни молчания строго-настрого запрещалось. От зари до зари над этим местом вьются черные тучи откормленных стервятников. Говорят, что эти птицы-санитары расправляются со своей очередной «добычей» в 20-30 минут


01. Башня молчания - это погребальное сооружение в зороастрийском религиозном обряде. Согласно древнего учения, "нечистое" мертвое тело не должно предаваться ни земле, ни огню. Поэтому персы-зороастрийцы сносили тела на вершину специальных башен, где они становились добычей грифов. После всего, кости хоронились в глубоком колодце на вершине. Такова история.
Так вот на окраине Язда, есть целых две такие башни. Зачем на них смотреть? Ну во первых, они впечатляют: Почти в пустыне, две заметные издалека вершины, на которых расположены рукотворные, древние развалины (ныне ). Во вторых, с них открывается сногсшибательный вид город Язд, и окрестности. Наконец в третьих - это история, пусть персидского народа, но они такие же люди как и мы, со своими только обычаями.

02. Вокруг башен расположен целый город развалин.

03. В некоторых зданиях заметны следы восстановления, или наоборот запущенности.

04. Предполагаю, что все эти сооружения, как-то связаны с погребальными ритуалами персов. Кстати, вся территория башен огорожена и войти на территорию можно только через один вход (предварительно заплатив тысяч 100 000 реалов = 3,5$ ).

05. Одна башня чуть пониже, на нее мы поэтому не пойдем.

06. Другая чуть повыше, туда и отправимся.

07. Подъем не сложен. По мере продвижения открывается картина на те самые развалины у подножья башен,

09. и на окраины современного города. Неожиданно да? (Кто читал мои посты о старом Язде, тот в курсе ).

11. Представьте себе мое удивление, когда по пути на вершину я услышал питерскую интеллигентную речь (ту что с "булошными" и "поребриками" )!? Ребята из Питера (по центру ) уже не первую неделю путешествуют по Ирану, вникая в жизнь иранцев гораздо глубже (планируют провести месяц в Иране ) чем мы с Андреем. Проходящие мимо иранцы, потрясенные встречей русских, решили даже с нами сфотографироваться. Вы откуда? Руссия мы, в общем!)

12. Забегая вперед, скажу что это был единственный случай встречи в Иране с соотечественниками. Ребят, если читаете, дайте о себе знать, вышлю другие фото (потерялся адрес ).

13. Шаг за шагом, добираемся до самой башни,

14. к которой ведут торжественные, каменные ступени.

15. Признаюсь, на вершине становится немного не по себе, особенно от мыслей о предназначении этого места. По центру тот самый глубокий колодец, давно уже засыпан.

16. Виды, которые открываются с вершины, сразу же переключают внимание на себя. Пустыня резко переходящая в город. Огороженный периметр по центру фото - это современное кладбище Язда.

18. А по окраинам, расположен современный город.

19. Становится понятно, почему в центре старого города, была так пустынно.

21. Обратите внимание на количество строящихся объектов. У меня сложилось впечатление, что многие из них строятся уже не одно десятилетие, и представляют собой не что иное как законсервированные объекты до лучших времен. Вероятнее всего последствия многолетних санкций. Но могу ошибаться.

22. Панорама Язда конечно впечатляет: Пустыня, небо, город и горы.

23. Немного нарушают природную гармонию современные, спальные районы (Напоминаю что в городе проживает около 500 тысяч человек ).

24. Все таки хаотичные сооружения как в правой части фото больше подходят здешним видам, да?)

25. Деревьев, за редким исключением, почти нет, пустыня и горы на горизонте.

В Эстонии, то прямо неподалёку от моего дома обнаруживают солдатам Первой Мировой войны, из которых оказывается сложена стена в одном из местных складов.

Вот и в Иране мне повезло побывать на одном из самых необычных кладбищ в мире. Башни Тишины, которые ещё называют Дахме или Кале-е Хамуша - это уникальные места захоронения зороастрийцев.

Последователи одной из самых древних мировых религий до сих пор мирно живут на территории Ирана. Многим их обычаям вот уже более двух с половиной тысяч лет. Их кладбища для многих из нас могут показаться чудовищным пережитком далёкого прошлого. Они даже внешне больше похожи на крепости, чем на места для вечного покоя.



2.

Чтобы понять куда мы попали, стоит рассказать немного об этой древней религии, как ей получилось сохраниться на территории Ирана и почему многие их обычаи существенно отличаются от принятых во всём мире.


3.

За всю свою историю зороастрийцам часто приходилось выживать во враждебном окружении. В разных языках мира есть много названий последователей этой веры – парсы, гербы, бехтины, маги и, наверное, самое популярное – огнепоклонники.

Кстати, последнее название носит пренебрежительный характер. Для зороастийцев огонь - лишь один из символов света, используемый, как направление для молитв. По сути же эта религия считается одной из первых, принявшая веру в единого Бога, которого зороастрийцы называют Ахура Мазда.

Как и в более известном нам католичестве, где для молитв и церковных книг используют мёртвый язык латынь, у зороастрийцев есть свой церковный, более нигде неиспользуемый, авестсийский язык. Именно на нём написана „Авеста”– зороастрийский вариант Библии.

Схожестей с современными религиями у зороастризма очень много - вера в ад и рай, единый пророк Заратустра, стремление к вселенской гармонии, истине, добру и порицание лжи, насилия, деградации, разрушения. Главными же добродетелями здесь считаются благие мысли, благие слова и, соответственно, благие деяния.

В конце же человеческого бытия нас всех по мнению зороастрийцев ждёт очищение мира, когда все мёртвые воскреснут и пройдут через судилище.


6.

Трудно не заметить, что эти идеи позже использовали и многие другие хорошо известные нам религии. А сохранился зороастризм во враждебном окружении, благодаря умению приспосабливаться и неукоснительной выплате всех налогов, которыми их регулярно облагали. По сути, они откупали возможность для своего вероисповедания.


7.

Можно сказать эта религия стала по сути прообразом современных иудаизма, христианства и мусульманства, но при этом не растворилась в них и не исчезла. Зато ей получилось сохранить некоторые очень древние обычаи. Один из них – способ захоронения умерших.

Мёртвое тело человека считается у зороастрийцев нечистым и не может соприкасаться с землей или водой. Нельзя тела и сжигать, ведь огонь священен. Для утилизации трупов они придумали оригинальный способ. На высоких холмах строились круглые башни с большими колодцами внутри.


9.

Над колодцами размещались решётки, на которые и клались мертвые тела. Рядом в клетках содержались птицы-стервятники, которых выпускали, по мере надобности, покормиться человечиной. Со временем обглоданные и высушенные солнцем кости, которые считались очищенными от скверны, падали сквозь решётку на дно колодца.

Этот способ захоронения активно использовался на территории Ирана вплоть до 70-ых годов прошлого века, а в Индии с Пакистаном используется и до сих пор. В интернете полно жутких картинок, как выглядят подобные действующие кладбища. Глядя на них вполне понятно, почему в Иране эту традицию запретили.


11.

Теперь местные зороастрийцы хоронят своих умерших в бетонных могилах (считается, что так тело тоже не соприкасается с водой и землёй), а старые кладбища стали объектами туризма. Тем более размещались так называемые Башни Молчания часто в очень живописных местах.


12.

В Йезде попасть к этим, расположенным на отшибе города, строениям просто. Ловишь такси, говоришь заветное слово „Дахме“ и уже через полчаса оказываешься в нужном месте. Здесь сначала надо приобрести билетик (около 3 Евро) и уж потом пройти на территорию огромного комплекса.


13.

Кроме двух башен (мужской и женской) здесь сохранились развалины небольшого посёлка, где проводились религиозные церемонии прощания с умершими и жили священнослужители, присматривающие за порядком в башнях.


14.

Первое строение, куда мы заглянули, оказалось бадгиром – вентиляционной шахтой, идущей глубоко под землю. Где-то там некогда размещался кяриз – подземный канал с идущей со стороны гор водой.


15.

Остальные строения в этом посёлке представляют собой довольно жалкое зрелище.


16.

Правда, кое-где видны следы ремонта. Всё же сюда приезжают гости со всего мира...


17.

Йезд расположен в скалистой пустоши. Здесь очень мало зелени, зато много пыли и скалистых утёсов. Даже в ноябре поднятие вверх к башням – путь далеко не простой. Без воды с непривычки может и поплохеть.


18.

Наверху в башню ведёт узкий проход с явно пристроенной значительно позже лестницей.


19.

Внутри башен нет ничего, кроме следов колодца.


20.

Это пустота пугает и завораживает. По сути мы уже в царстве мёртвых, с той лишь разницей, что от них ни осталось практически ничего. Ни имён, ни фамилий, ни дат рождений и смерти. Всё это ничего не значит здесь и в этом безусловно есть логика.

Жизнь предназначена для жизни, а наш культ поклонения могилам вряд ли что-то значит для самих умерших. Да, и практически от любой могилы рано или поздно ничего не остаётся. Время стирает всё, а зороастрийцы просто сразу констатируют этот факт, который сложно принять в других религиях.

Смерть в их интерпретации - зрелище не для слабонервных. Представьте себе картины разлагающихся тел, выклёвывающих глаза грифов-стервятников и запах ужасающей вони – этого достаточно, чтобы постараться жить полной жизнью и не задумываться о собственной смерти.


21.

Со стороны башен открывается отличный обзор нескольких районов Йезда. Построены они были не так уж недавно, но всё же выглядят для нас очень архаично.


22.

Большинство приезжающих сюда – это пенсионеры из Европы. Обычно они осматривают остатки строений внизу и подымаются к более низкой женской башни. Им этого вполне достаточно.


23.

Ко второй же мужской башни идут далеко не все. А зря! Виды оттуда значительно более масштабные.


24.

К тому же часть стены здесь разрушилась со временем. Так получилась своеобразная смотровая площадка. Видимо, поэтому в этой башни нет гнетущей атмосферы. Стены не давят на мозг, а засыпанный колодец с костями не выглядит так уж зловеще.


25.

В Йезде и за его пределами есть ещё немало любопытных мест, связанных с зороастризмом. Можно зайти в храм этой религии, где горит огонь, которому более полутора тысячи лет. А ещё можно съездить в близлежащие деревеньки, где наверняка будет очень интересно познакомиться с бытом людей, которые не изменили своей религии две с половиной тысячи лет.


26.

Зороастризм заслуживает большего внимания, чем мы смогли ему уделить в нашей короткой поездке по Ирану. И всё же Башни Молчания оставили незабываемые впечатления и дали возможность соприкоснуться с истоками истории человечества, а одно это уже стоило поездки сюда...


27.

P.S. Подписывайтесь на мою страницу

Башни молчания в городе Йезд на территории современного Ирана - не что иное, как древние кладбища зороастрийцев. Согласно религиозному учению, умерших нельзя было ни закапывать, ни сжигать, чтоб не осквернить землю или воздух. Поэтому трупы выкладывали в огромных круглых башнях на вершине горы, где их склевывали птицы. Оставшиеся кости сбрасывались в глубокий колодец, выкопанный также в башне.

По преданию большое значение имело то, какой глаз у покойника будет выклеван первым - от этого зависела его судьба в потустороннем мире. Поэтому за процессом «выклёвывания» тщательно следили священники и родня умершего.

В настоящее время этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии избегают осквернения земли посредством похорон в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей.

Абсолютное большинство жителей Бомбея исповедует имдуизм. В городе есть и мусульмане. Правда, их число значительно уменьшилось после раздела страны. Часть мусульманского населения, в основном торговцы, уехала в Пакистан. Но есть в городе еще одна религиозная община — парсы. Всего их в Индии около ста тысяч, и большинство живет в Бомбее. Парсы — потомки древних персов, приверженцев зороастризма. Зороастризм был господствующей религией на территории Ирана и смежных с ним областей до арабского завоевания. После того как Иран был покорен арабами, в стране началось насильственное распространение ислама. Исповедовавшие зороастризм жестоко преследовались. На протяжении VII—XII веков значительное число зороастрийцев, скрываясь от гонений, переселилось в Индию. Одной из основ этой религии является культ огня. Часто зороастрийцев называют огнепоклонниками.

В Бомбее пять крупных парсийских храмов, или храмов огня. Самый старый из них расположен недалеко от центральных улиц города, на Принцесс-стрит. Храм был выстроен в 1713 году. Вытянутое приземистое здание чем-то напоминает китайскую пагоду. Очевидно, это сходство вызывается двумя скатами крытых черепицей крыш, построенных одна над другой. По обе стороны от главного входа храма тянутся галереи. Между колоннами галерей железные с красивым узором решетки. Наверху каждой решетки символическое изображение солнца. У входа в храм на черных дощечках надписи по-парсийски. Парсы имеют свой язык и письменность. Непарс в храм войти не может. Зороастрийцы ревниво берегут свои религиозные таинства.

Умерших парсы не сжигают на погребальных кострах, как это делают индусы, не предают земле по обычаю мусульман и христиан. Есть в Бомбее зловещие башни. Их называют «башни молчания». Сюда приносят парсы покойников и оставляют их. Хищные птицы-стервятники расклевывают тела. Так «хоронят» согласно канонам религии зороастрийцев.

На Малабарском холме, вдали от города, высятся такие «башни молчания». Неподалеку от них — небольшой храм огня. Рядом находится маленькая контора, ведающая погребением. Башни окружены густыми зарослями деревьев и колючего кустарника. Издали башни напоминают огромные цистерны. Умерших кладут на верхние площадки башен. От зари до зари над этим местом вьются черные тучи откормленных стервятников. Их очень много, и кажется, что все небо над Малабарским холмом заполнено только ими. Говорят, что эти птицы-«санитары» расправляются со своей очередной «добычей» в 20-30 минут.

Точно так же как и в храмы, в башни не пускают иностранцев.

Парсы — не очень многочисленная, но крепко спаянная община. Значительная часть ее — люди состоятельные. Издавна предки парсов занимались торговлей и ростовщичеством. Эта традиция продолжается и сейчас. Есть в Бомбее немало магазинов и лавок, принадлежащих парсам. Среди парсов, особенно бомбейских, вы редко встретите нищих или безработных. Связанные единой религией и часто родственными узами, парсы охотно помогают друг другу.

Зороастрийцы появились в Индии в IX веке. Это были эмигранты из Ирана, которые покинули родину, спасаясь от преследований мусульманских правителей. В Индии зороастрийцев называют парсами. Только в Мумбае их насчитывают более 100 тысяч. Согласно традициям члены общины делятся на атхорнанов - священнослужителей и пехдинов - мирян. В местах компактного проживания парсы объединяются в общины - анджоманы.

Зороастрийцев называют также огнепоклонниками. Действительно, в их храмах всегда горит огонь. Для его поддержания используется древесина фруктовых деревьев. Она горит медленно и выделяет приятный аромат. Самым почитаемым у парсов считается храм Ираншо в городе Удваде. основанный в 1742 году. Огонь в этот храм был принесен из Ирана и с тех пор не угасает. Правительство Индии объявило Удвад одним из 9 главных мест паломничества индийцев вне зависимости от их религиозной принадлежности.

Зороастрийцы считают мертвую плоть вместилищем скверны и демонического зла. Они не предают умерших земле и не сжигают их на погребальном костре, дабы не осквернять священные природные стихии - огонь, воздух, воду и землю. По старинной традиции парсы запирают покойников в приземистые каменные башни без кровли, окон и признаков каких-либо архитектурных украшений.

Ни один смертный не должен приближаться к этому строению ближе чем на 30 шагов. Вход в него разрешен только кхандиярам, совершающим погребальный обряд. Их ремесло является наследственным, и они держатся обычно особняком от общины. Кхандияры доставляют покойника в железном гробу. В башне они снимают с трупа одежду и укладывают его в одну из свободных гранитных или мраморных ниш. Они отделены друг от друга узким парапетом и образуют три круга, олицетворяющих этическую триаду - добрые помыслы, благие слова и праведные поступки. Внутренний круг предназначен для детей, средний - для женщин и внешний - для мужчин.

Перед входом в башню к каждому трупу обязательно подводят собаку и заставляют смотреть на покойника. Эта церемония носит название сагдид. Считается, что глаз собаки обладает магической силой, способной помешать злому демону завладеть мертвым телом. Однако необходимо остерегаться, чтобы чья-нибудь тень случайно не оказалась между мертвецом и животным, иначе взгляд собаки потеряет свою силу.

Согласно древнему представлению зороастрийцев, душа усопшего задерживается на земле ровно три дня после его смерти. На рассвете четвертого дня она оставляет мертвую плоть и поднимается в небо, влекомая лучами восходящего солнца. Там душа предстает на суд Ахурамазды на мосту Чинват, отделяющем царство живых от царства мертвых.

У башен молчания постоянно поджидают свою добычу стаи птиц-падальщиков. Они с нетерпением ждут, когда массивная железная дверь закроется за могильщиками, чтобы жадно наброситься на труп. За какой-нибудь час стервятники выполняют работу миллионов червей. Через несколько дней палящие лучи солнца высушивают человеческие кости. Тогда останки сбрасывают в глубокий колодец, находящийся в центре башни.

Народы Индии

Парсы - индийские последователи зороастризма, главным образом в шт. Махараштра и Гуджарат и Пакистане. Особенно их много в Бомбее, где они сыграли важную роль в превращении города в деловой и финансовый центр Индии. Зороастрийцы Ирана носят название - гебры. Парсы проживают также в Канаде, США, Великобритании - по 3 тыс. чел. в Шри-Ланке - 500 чел. в Австралии - 200 чел. Небольшие общины есть в Адене, Сянгане, Сингапуре, Шанхае и другие крупных городах.

Говорят на языке гуджарати индоарийской группы языков. Культовая литература на авестийском языке и пехлеви. Распространены также языки маратхи и английский.

Парсы - потомки персов-зороастрийцев, переселившихся в 7-10 вв. из Ирана после завоевания его арабами. Полагают, что первая их группа высадилась в районе Диу в 766 году н.э. а впоследствии они обосновались на земле Санджана. В настоящее время представляют собой замкнутую эндогамную общину. религиозная жизнь парсов скрыта от иноверцев. Большим влиянием в религиозных и светских делах пользуются жрецы.

Отличаются высоким уровнем жизни, сильно европеизированы и урбанизированы, материальное преуспевание считается религиозной добродетелью. Основное традиционное занятие - торговля, виноделие, кораблестроение. По материальной культуре близки гуджаратцам, по религии - гебрам Ирана. Парсы имеют собственные храмы и так называемые башни молчания, где, чтобы не осквернять священные стихии, хоронят мёртвых.

Источники: infmir.ru, www.indostan.ru, lib.icr.su, otvet.mail.ru, www.turlocman.ru

Пирамиды Марса

Пирамида Аменемхета II

Новая российская космическая станция

Хрустальный череп майя. Королевство хрустального черепа

Прогулки по Германии

Что привлекает многочисленных туристов в такую страну как Германия. Помимо многочисленных архитектурных достопримечательностей, это множество тайн и загадок, связанных...

Путешествие в Алжир

Древнейший и прекрасный город Алжир, расположился амфитеатром на берегу Северной Африки. Средиземное море омывает берега большого порта, Алжир-это так называемые...

Лёд в полярных шапках Марса

Полярные зоны представляют собой многослойные ледовые структуры, которые продолжают трансформироваться и в настоящее время. В особенности это относится к эоловым формам...

Торунь - город Коперника

Этот средневековый городок известен прежде всего тем, что здесь родился Николай Коперник. Но кроме этого в Торуни сосредоточено множество красивых зданий...

Напротив некрополя Накше-Рустам расположилось каменное сооружение, известное в народе как «гробница Зороастра». Однако научные исследования не подтверждают факта захоронения здесь основателя древней иранской религии. По мнению ученых, это сооружение являлось алтарем зороастрийцев, где они совершали свои ритуальные обряды.

Огнепоклонничество — культ огня, света и солнца — возник в Персии более 3000 лет назад, а в VII-VII веках до н. э. пророк Зороастр воплотил древние восточные верования и легенды в религиозно-этическое учение. Он изложил их в виде откровений, полученных от всемогущего бога света Ахурамазды, и несколько веков спустя его учение стало господствующей в Иране религией Сасанидской империи.

Зороастр (Заратустра) проповедовал, что все в мире имеет два противоположных начала: жизнь и смерть, добро и зло, свет и тьма, холод и тепло, день и ночь… Добро олицетворяет бог Ахурамазда, которому противостоит злой бог Ариман, и между ними идет постоянная борьба. История противостояния двух начал, сотворения мира, основные принципы зороастризма и все основные молитвы, которые возносятся богу Ахурамазде, содержатся в священной книге «Авеста». А сам Заратустра считается создателем гат (песен) самой древней части «Авесты».

Зороастризм утверждал веру в загробную жизнь, в пришествие Мессии, который после 12 000 лет борьбы между добром и злом придет к людям, чтобы спасти мир от гибели. Люди тоже должны бороться со злом: согласно учению Заратустры, человек должен «думать о добре, говорить о добре, делать добро», и тогда все закончится победой благого начала.

Зороастризм был устойчивой религией и оказал большое влияние на жизнь народов, населявших Иран в течение почти 14 веков. В VII веке Персию завоевали арабы, и последователи Заратустры, сопротивлявшиеся насаждению ислама, вынуждены были скрываться в труднодоступных районах или бежать в другие страны. В настоящее время больше всего последователей Заратустры живет в Индии, где их называют парсами. Но где бы ни проживали зороастрийцы, они всегда соблюдают ритуалы, бытовавшие в период расцвета их религии. Например, обряды поклонения огню они совершают в специальных храмах, которые обычно устраиваются на возвышенностях.

Парсы считают, что из четырех стихий (земля, вода, огонь и воздух) главным является огонь: он священен, так как несет в себе божественное начало. С огнем связаны понятия чистоты, белизны, непорочности, добра и света. Перед чашей с огнем совершаются все богослужения зороастрийев, священный огонь горит не только в их храмах, но и в домах.

Согласно учению парсов, все мы вышли из земли и туда же вернемся, но тело умершего нельзя зарывать в землю, чтобы не осквернить ее. Земля должна цвести и плодоносить, поэтому ей должны достаться очищенные останки усопшего. И уж тем более нельзя предавать тело огню, который не должен быть осквернен прикосновением к покойному. В древности покойника сразу после смерти переносили в здание, которое называлось «кед» (дом). Название это могло означать и комплекс строений жилой усадьбы, и отдельное здание специального назначения (например «аташкед» — храм огня), а в погребальном обряде это был особый дом для усопшего. Погребальные «кеды» сооружались отдельно для мужчин, для женщин и для детей, причем размеры их определялись так, «чтобы не задевать головы стоящего человека, вытянутых рук и протянутых ног». В селениях зороастрийцев существовали коллективные «кеды», но в усадьбах знати они представляли собой особые постройки.

Из «кеда», соблюдая определенные церемонии, труп переносили на «дахму» (насыпь или круглое сооружение), где его оставляли на съедение хищным птицам. Через год кости, омытые дождем и высушенные солнцем, считались «чистыми»: их уносили и помещали в «наусах». Останки знати складывались в фамильные «наусах», а сосуды с останками простых людей зарывали в землю.

Древнегреческие писатели, сообщая о персидских погребальных обрядах, писали о сохранении тела и существовании особых гробниц персидских царей. Подтверждением этому служат и археологические памятники — вырубленные в скалах или отдельно стоящие гробницы, а также надгробные башни. А между тем, как указывалось выше, «Авеста» предписывала выставлять трупы на возвышенные места, где их уничтожали хищные звери и птицы. Кажущееся несоответствие объясняется тем, что свидетельства древнегреческих писателей и археологические памятники относятся к собственно персам, а в «Авесте» сказано о погребальных обрядах «магов». Например, Геродот сообщает, что персы сообщают тела усопших воском, а потом хоронят их в земле, а у «магов» трупы погребаются только после того, как их разорвут птицы или собаки.

Об этом же писал и Страбон, сообщавший, что трупы на растерзание выставляли на северо-востоке Персии. Такой же обычай существовал и в эпоху Сасанидов, например, Агафий отмечал, что тело умершего выносили за город, где его съедали птицы и собаки; класть тело в гроб и зарывать его запрещалось, поэтому кости умершего разбрасывали, и они со временем сгнивали. Считалось добрым знаком, если тело усопшего быстро поедалось хищниками, так как за город выносили и опасных больных, еще живых, давали им хлеб и палку, чтобы они могли, сколько хватит сил, отбиваться от собак.

В отчете китайского посла Вэй-цзе, побывавшего в начале VII века в Согдиане, сохранился такой рассказ о местном погребальном обряде:

«Вне главного города живет отдельно более двухсот семейств, специально занимающихся погребением. Они построили в уединенном месте особое сооружение, где воспитывают собак. Когда кто-нибудь умирает, они берут тело и помещают в этом сооружении, где его и поедают собаки. Затем они собирают кости и хоронят их в особой погребальной процессии, но не кладут их при этом в гроб.»

В рассказе китайского посла есть тоже указание на особое сооружение — дахму, которая была предшественницей знаменитых зороастрийских «Башен молчания». Парсы считают, что после смерти душа человека еще трое суток витает в этом мире и только потом покидает его. Три дня жрец молится в особом помещении, где лежит усопший, перед чашей со священным огнем, а на четвертый день он молится в храме, куда тело покойного вносить нельзя. Во время богослужения на жреце должна быть белая одежда, волосы убраны под белую повязку, лицо до самых глаз закрыто белой тканью. Жрецы должны быть чище других, поэтому они не могут прикасаться к покойному и совершают все полагающиеся обряды на расстоянии полутора метров от него.

После того как над умершим совершены все положенные обряды, 16 носильщиков должны на железных решетках доставить тело в Башню. Внутри нее от стен к центру идет пологий скат, на котором располагаются три погребальные площадки — отдельно для мужчин, женщин и детей. Посередине «Башни молчания» находится колодец, окруженный стеной. В Бомбее стервятники за полчаса оставляют от покойного лишь груду костей, в других местах, где хищные грифы вывелись, «работают» солнце и ветер. Потом сюда приходят специальные служители, которые собирают кости и сбрасывают их в колодец, глубина которого обычно равняется 4,5 метра. Рядом с колодцем порой устраиваются еще четыре запасных, на случай если главный колодец переполнится.

«Башню молчания» полагается строить на высокой скале, чтобы нельзя было увидеть происходящего внутри нее и чтобы она не занимала земли, нужной людям. В нее не смеет заходить никто, кроме служителей и носильщиков, которые после посещения «Башни молчания» должны обязательно очиститься. И умершего, и тех, кто прикасался к нему, очищают жидкостью, которая называется «ниранг». Приготовлена она по особым рецептам и даже через несколько десятилетий остается чистой и не подвергается разложению.

Чтобы возвести «Башню, молчания», надо соблюсти очень много сложных ритуалов, но все меньше остается жрецов, знающих их. Поэтому «Башен молчания» осталось на земле немного.