МЕНДЕЛЬ, ГРЕГОР ИОГАНН (Mendel, Gregor Johann) (1822–1884), австрийский биолог, основоположник генетики.

Родился 22 июля 1822 в Хейнцендорфе (Австро-Венгрия, ныне Гинчице, Чехия). Учился в школах Хейнцендорфа и Липника, затем в окружной гимназии в Троппау. В 1843 окончил философские классы при университете в Ольмюце и постригся в монахи Августинского монастыря св. Фомы в Брюнне (Австрия, ныне Брно, Чехия). Служил помощником пастора, преподавал естественную историю и физику в школе. В 1851–1853 был вольнослушателем в Венском университете, где изучал физику, химию, математику, зоологию, ботанику и палеонтологию. По возвращении в Брюнн работал помощником учителя в средней школе до 1868, когда стал настоятелем монастыря. В 1856 Мендель начал свои эксперименты по скрещиванию разных сортов гороха, различающихся по единичным, строго определенным признакам (например, по форме и окраске семян). Точный количественный учет всех типов гибридов и статистическая обработка результатов опытов, которые он проводил в течение 10 лет, позволили ему сформулировать основные закономерности наследственности – расщепление и комбинирование наследственных «факторов». Мендель показал, что эти факторы разделены и при скрещивании не сливаются и не исчезают. Хотя при скрещивании двух организмов с контрастирующими признаками (например, семена желтые или зеленые) в ближайшем поколении гибридов проявляется лишь один из них (Мендель назвал его «доминирующим»), «исчезнувший» («рецессивный») признак вновь возникает в следующих поколениях. (Сегодня наследственные «факторы» Менделя называются генами.)

О результатах своих экспериментов Мендель сообщил Брюннскому обществу естествоиспытателей весной 1865; год спустя его статья была опубликована в трудах этого общества. На заседании не было задано ни одного вопроса, а статья не получила откликов. Мендель послал копию статьи К.Негели, известному ботанику, авторитетному специалисту по проблемам наследственности, но Негели также не сумел оценить ее значения. И только в 1900 забытая работа Менделя привлекла к себе всеобщее внимание: сразу три ученых, Х. де Фриз (Голландия), К.Корренс (Германия) и Э.Чермак (Австрия), проведя почти одновременно собственные опыты, убедились в справедливости выводов Менделя. Закон независимого расщепления признаков, известный теперь как закон Менделя, положил начало новому направлению в биологии – менделизму, ставшему фундаментом генетики.

Сам Мендель, после неудачных попыток получить аналогичные результаты при скрещивании других растений, прекратил опыты и до конца жизни занимался пчеловодством, садоводством и метеорологическими наблюдениями.

Среди трудов ученого – Автобиография (Gregorii Mendel autobiographia iuvenilis , 1850) и ряд статей, включая Эксперименты по гибридизации растений (Versuche über Pflanzenhybriden , в «Трудах Брюннского общества естествоиспытателей», т. 4, 1866).

(1822-1884) австрийский естествоиспытатель, основоположник учения о наследственности

Родился Грегор Иоганн Мендель 22 июля 1822 г. в деревушке Хинчицы на территории современной Чехии в семье крестьянина. Отец привил ему любовь к работе в саду, и эту любовь Иоганн сохранил на всю жизнь.

Будущий ученый рос смышленым и любознательным мальчиком. Учитель начальной школы, заметив незаурядные способности своего ученика, нередко говорил его отцу о том, что Иоганн должен продолжить учебу.

Однако семья Менделя жила бедно, и поэтому нелегко было отказаться от помощи Иоганна. К тому же мальчик, помогая отцу вести хозяйство, рано научился ухаживать за фруктовыми деревьями, растениями, а кроме того, прекрасно разбирался в цветах. И все же отец хотел дать сыну образование. И одиннадцатилетний Иоганн, оставив дом, продолжил учебу сначала в школе в Липнике, а затем в гимназии в Опаве. Но несчастья, казалось, преследовали семью Менделей. Прошло четыре года, и родители Иоганна не смогли больше оплачивать расходы по образованию сына. Он вынужден был сам зарабатывать себе на жизнь, давая частные уроки. Однако учебу Иоганн Мендель не бросил. В его выпускном аттестате, полученном в 1840 г. по окончании гимназии, почти по всем предметам стояло «отлично». Мендель поступает учиться в Оломоуцкий университет, закончить который ему не удалось, так как у семьи не хватало средств не только на оплату обучения сына, но и на жизнь. И Мендель соглашается с предложением преподавателя математики постричься в монахи монастыря в городе Брно.

В 1843 г. Мендель постригся в монахи и в августинском монастыре Брно получил новое имя - Грегор. Став монахом, Мендель наконец-то был избавлен от нужды и постоянной заботы о куске хлеба. Кроме того, у молодого человека появилась возможность заниматься естественными науками. В 1851 г. по разрешению настоятеля монастыря Мендель переезжает в Вену и начинает изучать в университете естественные науки, большую часть времени посвящая физике и математике. Но получить диплом ему все-таки не удалось. Еще при поступлении в монастырь он получил небольшой участок земли, на котором занимался ботаникой, селекцией и проводил свои знаменитые опыты по гибридизации сортов гороха. Мендель вывел несколько сортов овощей и цветов, например фуксию, которая была широко известна среди садоводов того времени.

Опыты по скрещиванию сортов гороха он провел в период 1856-1863 гг. Они начались до появления книги Ч. Дарвина «Происхождение видов» и закончились через 4 года после ее появления. Мендель внимательно изучал этот труд.

Обдуманно, с полным пониманием поставленной задачи, он избрал объектом своих опытов горох. Это растение, являясь самоопылителем, во-первых, представлено целым рядом чистолинейных сортов; во-вторых, цветки защищены от проникновения чужой пыльцы, что позволило строго контролировать процессы размножения; в-третьих, гибриды, получившиеся от скрещивания сортов гороха, вполне плодовиты, а это позволило проследить за ходом наследования признаков в ряду поколений. Добиваясь максимальной ясности опытов, Мендель избрал для анализа семь пар четко различающихся признаков. Эти различия были таковы: гладкие круглые или морщинистые и неправильной формы семена, красная или белая окраска цветка, высокое или низкое растение, форма стручков выпуклая или перешнурованная но зернам и т. д.

С настойчивостью и добросовестностью, которым могут позавидовать многие исследователи, в течение восьми лет Мендель высевал горох, ухаживал за ним, переносил пыльцу с цветка на цветок и, самое главное, постоянно подсчитывал, сколько же получается красных и белых цветков, круглых и продолговатых, желтых и зеленых горошин.

Изучение гибридов выявило вполне определенную закономерность. Оказалось, что в гибридах из пары контрастирующих признаков проявляется только один, независимо от того, идет ли данный признак от матери или от отца. Мендель обозначает их как доминантные. Кроме того, он открыл и промежуточные проявления свойств. Так, например, скрещивание красноцветкового гороха с белоцветковым давало гибриды с розовыми цветками. Однако промежуточное проявление ничего не меняет в законах расщепления. Исследуя потомство гибридов, Мендель установил, что наряду с доминантными признаками, у части растений проявлялись признаки другого исходного родителя, которые в гибридах не исчезают, а переходят в скрытое состояние. Такие признаки он назвал рецессивными. Идея о рецессивности наследственных свойств и сам термин «рецессивность», так же как и термин «доминантность», навсегда вошли в генетику.

Рассмотрев каждый признак в отдельности, ученый сумел точно подсчитать, какая часть потомков получит, например, гладкие семена, а какая - морщинистые, и установил числовое соотношение по каждому признаку. Он дал классический пример роли математики в биологии. Числовое соотношение, полученное ученым, оказалось довольно неожиданным. На каждое растение с белыми цветками приходилось по три растения с красными. При этом красная или белая окраска цветков, например, никак не влияла на цвет плода, высоту стебля и т. д. Каждый признак наследуется растением независимо от другого.

Выводы, к которым пришел Мендель, намного опережали его век. Он не знал, что наследственность сосредоточена в ядрах клеток, а вернее - в хромосомах клеток. Тогда еще не существовало и термина «хромосома». Он не знал, что такое ген. Однако пустоты в знаниях о наследственности не помешали ученому дать им блестящее объяснение. 8 февраля 1865 г. на заседании общества естествоиспытателей в Брно ученый выступил с докладом о гибридизации растений. Доклад был встречен недоуменным молчанием. Слушатели не задали ни одного вопроса, казалось, они ничего не поняли в этой премудрой математике.

В соответствии с существовавшими тогда порядками, отчет Менделя был переслан в Вену, Рим, Петербург, Краков и другие города. Никто не обратил на него внимания. Смесь математики с ботаникой противоречила всем бытовавшим тогда понятиям. Конечно, Мендель понимал, что его открытие идет вразрез со взглядами других ученых на наследственность, господствовавшими в то время. Но имелась еще одна причина, отодвинувшая его открытие на второй план. Дело в том, что в эти годы эволюционная теория Ч. Дарвина совершала свое победоносное шествие по миру. И ученым было не до причуд горохового потомства и педантичной алгебры австрийского естествоиспытателя.

Вскоре Мендель оставил свои исследования гороха. Известный биолог Нэгели посоветовал ему заняться опытами с растением ястребинкой. Эти опыты давали странные и неожиданные результаты. Тщетно бился Мендель над крошечными желтоватыми и красноватыми цветками. Подтвердить результаты, полученные на горохе, ему не удалось. Коварство ястребинки заключалось в том, что развитие ее семян происходило без оплодотворения, а этого не знали ни Г. Мендель, ни Нэгели.

Даже в горячую пору увлечения опытами с горохом и ястребинкой он не забывал о своих монашеских и мирских делах. На этом поприще его настойчивость и упорство были вознаграждены. В 1868 г. Менделя выбирают на высокий пост настоятеля монастыря, который он занимал до конца жизни. И хотя выдающийся ученый прожил нелегкую жизнь, он с благодарностью признавал, что радостных и светлых минут в ней было намного больше. По его словам, научная работа, которой он занимался, принесла ему огромное удовлетворение. Он был убежден, что в скором будущем ее признают во всем мире. Так оно и случилось, правда, уже после его смерти.

Грегор Иоганн Мендель умер 6 января 1884 г. В некрологе среди многочисленных званий и заслуг ученого не было упоминания о том, что он является открывателем закона наследственности.

Мендель не ошибся в своем пророчестве, сделанном перед смертью. Через 16 лет, на пороге XX века, вся биологическая наука была взбудоражена сообщением о вторично открытых законах Менделя. В 1900 г. Г. де Фриз в Голландии, Э. Чермак в Австралии и Карл Корренс в Германии независимо друг от друга переоткрыли законы Менделя и признали его приоритет.

Переоткрытие этих законов вызвало стремительное развитие науки о наследственности и изменчивости организмов - генетики.

Мендель Иоганн Грегор (1822 по 1884 г.) – монах-августинец, обладатель почётного церковного титула, основоположник известного «Закона Менделя» (учение о наследственности), австрийский биолог и естествоиспытатель.
Считается первым исследователем, стоящим у истоков современной генетики.

Сведения о рождении и детстве Грегора Менделя

Родился Грегор Мендель 20 июля 1822 года в небольшом городке сельского типа Хейнцендорф в глубинке австрийской империи. Во многих источник указанно, что датой его рождения является 22 июля, однако это утверждение ошибочно, в этот день он был крещён.
Иоганн рос и воспитывался в крестьянской семье немецко-славянского происхождения, был младшим ребёнком Розины и Антона Мендель.

Обучение и религиозная деятельность

С раннего возраста у будущего ученого стал проявляться интерес к природе. Окончив деревенскую школу, Иоганн поступает в гимназию городка Троппау и учится там шесть классов, вплоть до 1840 года. После получения начального образования, в 1841 поступает в университет Ольмюца на философские курсы. Материальное положение семьи Иоганна в эти годы сильно ухудшилось и ему приходилось заботиться о себе самому. Окончив в конце 1843 года курсы философии, Иоганн Мендель принимает решение стать послушником Августинского монастыря в Брюнне, где вскоре берёт себе имя Грегор.
Последующие четыре года (1844-1848) любознательный молодой человек проходит обучение в богословом институте. В 1847 году Иоганн Мендель становится священником.
Благодаря имеющейся в Августинском монастыре святого Фомы огромной библиотеке, богатой старинными фолиантами, научными и философскими трудами мыслителей, Грегору удавалось самостоятельно изучать множество дополнительных наук и восполнять пробелы в знаниях. Попутно начитанный студент не раз замещал преподавателей одной из школ, в их отсутствие.
В 1848 году при сдаче экзаменов на преподавателя, Грегор Мендель неожиданно получает отрицательные результаты по нескольким предметам (геология и биология). Следующие три года (1851-1853) работает учителем греческого языка, латиницы и математики в гимназии городка Цнайм.

Увидев сильный интерес Менделя к науке, настоятель монастыря святого Фомы помогает ему продолжить под руководством австрийского цитолога Унгера Франца обучение в Венском университете. Именно семинары в этом университете привили Иоганну интерес к процессу скрещивания (гибридизации) растений.
Будучи еще неопытным квалифицированным специалистом, Иоганн в 1854 году получает место в региональной школе Брюнна и начинает преподавать там физику и историю. В 1856 году он пробует ещё несколько раз повторно пересдать экзамен по биологии, но результаты и в этот раз были неудовлетворительными.

Вклад в генетику, первые открытия

Продолжая преподавательскую деятельность и дополнительно изучая механизм изменения процессов роста и признаков растений, Мендель начинает проводить обширные эксперименты в монастырском саду. В период с 1856 по 1863 год, ему удалось выяснить закономерность механизмов наследования растительных гибридов путём их скрещивания, на примере гороха.

Научные труды

В начале 1865 года данные своих трудов Иоганн представил коллегии опытных естествоиспытателей Брюнна. Через полтора года его труды были опубликованы, получив название «Опыты над растительными гибридами». Заказав несколько десятков изданных экземпляров своей работы, он отправил их крупным исследователям-биологам. Но особого интереса эти труды не вызвали.
Этот случай можно назвать поистине редким, в истории человечества. Работы великого учёного стали началом рождения новой науки, ставшей фундаментом современной генетики. До появления его работ, была масса попыток гибридизации, но они не были настолько успешны.


Сделав важнейшее открытие и не увидев к нему интереса со стороны научного общества, Иоганн предпринял попытки скрещивания других видов. Свои опыты он стал проводить на пчёлах и растениях семейства Сложноцветных. К сожалению, попытки были безуспешными, на других видах его труды не подтверждались. Основной причиной стали особенности размножения пчёл и растений, о которых на тот момент науке ничего не было известно и возможность их учесть отсутствовала. В конечном итоге Иоганн Мендель разочаровался в своём открытие и перестал заниматься дальнейшими исследованиями в сфере биологии.

Завершение научного творчества и последние годы жизни

Получив почётный церковный, католический титул в 1868 году, Мендель стал настоятелем знаменитого Старобрненского монастыря, там и прошла оставшаяся часть его жизнь.


Скончался Иоганн Грегор Мендель 6 января 1884 года в Чешской Республике, город Брюнн (в настоящее время город Брно).
На протяжение 15 лет, в период его жизни, его работы публиковались в научных сводках. О кропотливой работе ученого было известно многим ботаникам, но его деятельность не воспринималась ими в серьёз. Важность сделанного им великого открытия была осознан лишь в конце двадцатого века, с развитием генетики.
В Старобрненском монастыре, в его память воздвигнут памятник и мемориальная доска, с его словами: «Моё время ещё придёт». Подлинные труды, рукописи и предметы, которыми он пользовался, находятся в музее Менделя города Брно.

Грегор Иоганн Мендель. February 3rd, 2015

Родился Иоганн Мендель (имя Грегор он получил при постриге в монашество) в 1822 году в маленькой деревне Гынчице в моравской Силезии. Практически всё население Силезии составляли немцы. Родители Менделя также были небогатые немецкие крестьяне. Начальное образование будущий учёный получил в деревенской школе, где в классе было 80 детей. Иоганн помогал своему отцу по хозяйству, но пойти по стопам своих родителей не было его призванием. От природы чувствительный и слабый здоровьем, он был одним из лучших учеников в школе. И его отдали учиться дальше в школу ордена пиаристов в Липнике над Бечивой, после которой он поступил в гимназию в Опаве.
В деревне и у пиаристов образование было бесплатным. А вот в Опаве ему уже потребовались деньги. Несколько неурожайных лет были разорительны для его семьи, а в 1838 году произошло несчастье с отцом Иоганна, он получил травмы при работе в лесу. И тут первый раз проявилась неустойчивость Менделя к стрессам. Он был так эмоционален, что в сложных жизненных ситуациях заболевал. У него начиналась депрессия и невроз, при котором он падал в обморок. Но первые трудности, когда в 16 лет он остался без поддержки семьи, удалось преодолеть. Мендель стал заниматься с менее успешными учениками, за что получал немного денег на пропитание.


В 1840 году Иоганн Мендель поступил на философский факультет оломоуцкого университета. Немного денег ему посылала старшая сестра, но их не хватало даже на съём жилья. Мендель попытался найти учеников, но в Оломоуце у него было мало знакомых, а без рекомендации никто не хотел учителя. Нищета и страх, что невозможно закончить учёбу, опять привели к нервному срыву, и Мендель на год уехал в свою деревню восстанавливать силы и нервы. Закончить учёбу в Оломоуце ему помогла его младшая сестра, которая отдала ему своё приданное.
В 1843 году профессор оломоуцкого университета Фридрих Франц порекомендовал Менделя аббату августинского монастыря св.Фомы в Брно. Сам Иоганн Мендель позже в своей биографии написал, «что не было уже никаких сил, поэтому после окончания философского факультета он решил поступить в монастырь, который бы его освободил от забот о хлебе насущном. Обстоятельства повлияли на выбор». Для человека бедного, но стремящегося к знаниям, уход в монастырь давал возможность учиться и дальше, к тому же заниматься самообразованием и, конечно, жить в христианских традициях.


Мендель в верхнем ряду второй справа.
При постриге в монахи, он получил имя Грегор, а в 1847 году был рукоположен в священники. Рядом с храмом Девы Марии, где Мендель служил, находится больница св.Анны. Мендель должен был нести там пастырское служение. Через 3 месяца он заболел. При его чувствительности постоянно видеть больных и страдающих оказалось невозможно, он сам оказался на грани тяжёлой нервной болезни. Аббат монастыря Ф.Напп решил дать Менделю другое послушание. Грегор Мендель занялся монастырским огородом, параллельно учась на теологическом факультете и заодно прослушав курс о выращивании фруктов и винограда.
В 1849 году Менделя отправили в Зноймо преподавать в гимназии греческий, латинский, немецкий и математику. Оказалось, что к педагогической деятельности у него большой талант. И его отправили в университет в Вену, чтобы он сдал экзамен и получил диплом учителя. Но экзамен Грегор Мендель не сдал. Завалил природоведение и физику.
Аббат не отчаялся, решил помочь своему талантливому монаху и отправил его за счет монастыря учиться в венский университет. Здесь Мендель впервые столкнулся с научной работой. Закончив университет, он опять попытался сдать экзамен, чтобы получить диплом учителя. И опять неуспешно. Он так разволновался, что упал в обморок. Но даже без этого диплома его взяли преподавать в Государственном высшем политехническом училище в Брно, где он преподавал успешно 14 лет.

В это же время Мендель начал свои исследования растений и опыты с гибридизацией гороха. Он стоял у основания нескольких научных сообществ в Брно. Таких, как Моравскоселезское общество природоведения, Общество пчеловодов и Метеорологическое общество. Так что нельзя сказать, что он занимался только ботаникой. Несколько лет он вел метеорологические исследования, измеряя три раза в день температуру воздуха, направление ветра, влажность и атмосферное давление. Он был первый, кто описал появление торнадо.
Мендель завёл в монастыре пасеку, изучал пчёл, описал некоторые их болезни и даже попытался вывести новые виды, но неуспешно. А вот опыты с горохом привели к открытию генов и законов генетики. В 1862 году Грегор Мендель представил в Природоведческом обществе свою работу «Опыты с гибридизацией гороха», в которых объяснил принципы наследственности. Но работа не была воспринята научным сообществом. Уж очень новыми и невероятными казались открытия. Мендель отправлял свою работу различным учёным, переписывался с профессором кафедры гибридизации растений мюнхенского университета Карлом Нагелем, но всё было напрасно. Никто его законы всерьёз не воспринимал. На несколько десятилетий они были забыты. Только в начале 20 - го века его работы привлекли внимание учёных-ботаников, которые подтвердили открытие генетических законов Менделем.
В 1869 году Грегору Менделю пришлось опыты с растениями прекратить, у него невероятно быстро стало падать зрение. Да и появились другие хлопоты. В 1868 умер аббат Ф.Напп, и следующим аббатом августинского монастыря был выбран Грегор Мендель. Пришлось заниматься ещё проблемами монастыря. В 1872 году император Франц Иосиф наградил Грегора Менделя крестом, учреждённого императором ордена за заслуги перед обществом и церковью. Вообще, несмотря на то, что его работа по генетике не была воспринята научным обществом, Мендель пользовался огромным авторитетом, как образованный, умный и невероятно порядочный человек. Дошло до того, что в 1881 году директором Ипотечного банка выбрали августинского аббата Менделя.

Земная жизнь Грегора Менделя оборвалась в 1884 году. 6 января он умер от лёгочной инфекции. Хоронить выдающегося учёного, любимого монахами аббата и просто доброго и порядочного человека, казалось, пришел весь город. Погребальной мессой в соборе старобрненского монастыря дирижировал Леош Яначек. А похоронили Грегора Менделя также, как хоронят всех августинских монахов: в общей гробнице на центральном брненском кладбище.

В 1910 году на площади перед монастырём, которая сейчас носит имя Грегора Менделя, был установлен памятник работы Теодора Харлемонта. Правда после Второй мировой войны памятник убрали за ворота монастыря, тогда не принято было напоминать, что выдающийся учёный, основоположник генетики был монахом. Всем пытались внушить, что вера в Бога и наука не совместимы. Грегор Мендель полностью ломает стереотипы, встречающиеся у многих людей до сих пор.
Казалось бы, сейчас можно вернуть памятник на прежнее место, но почему-то мэрия города не спешит это делать. «Это парадокс, - говорит аббат монастыря Лукаш Мартинец, - чем более знаменит человек в мире, тем меньше он, как бы, интересен для города, где он жил. Когда, наконец, общество начнёт уважать свою историю и людей, которые оставили в ней важный след, тогда можно будет сказать, что оно духовно и культурно развивается.»

Имя: Грегор Мендель (Gregor Mendel)

Возраст: 61 год

Деятельность: ученый-биолог, основоположник генетики

Семейное положение: не был женат

Грегор Мендель: биография

Грегор Мендель – ученый монах и набожный исследователь, выдающаяся личность, которой удалось, будучи аббатом, войти в историю «отцом» генетики. При жизни его труды не получили признания современников, но потомки начала ХХ века, исследовавшие вопросы наследственности, однозначно указали на биолога-августинца как предтечу всех помыслов в этой области.

Детство и юность

О ранних годах в биографии ученого известно мало. Родился 20 июля 1822 года в Хейнцендорфе, историческая область Силезия, территориально относившаяся к Австрийской империи (ныне – село Гинчице, Чехия). Часто в источниках указывают вместо дня рождения крещение будущего монаха – 22 июля, что ошибочно.


Второй ребенок в крестьянской семье Антона и Розины, где также родились дочери Вероника и Терезия. Имел немецко-славянские корни. Земля, где жила семья, принадлежала роду Менделей свыше века. Сегодня отчий дом ученого превращен в музей.

Любовь к природе проявил в раннем возрасте. Увлеченно подрабатывал садовником, будучи мальчишкой, занимался пчеловодством. Рос слабым ребенком – на протяжении учебы часто пропускал месяцы занятий из-за болезней. Покончив с образованием в сельской школе, поступил в гимназию Троппау (ныне чешский город Опава), где проучился 6 классов.


Затем на протяжении 3 лет изучал практическую и теоретическую философию и физику в институте Ольмюца (ныне чешский университет Палацкого в Оломоуце). Интересный факт, что в это же время факультет естественной истории и сельского хозяйства возглавил Иоганн Карл Нестлер, интересовавшийся исследованием наследственных признаков растений и животных, например, овец.

Мендель тяжело переносил финансовую несостоятельность, потому что не мог оплачивать образование. Чтобы брат учился дальше, Терезия отдала собственное приданое. Позже Грегор сполна вернул долг, оказав поддержку трем племянникам – сыновьям сестры. Двое из юношей под его протекторатом впоследствии стали докторами.


В 1843-м Мендель решает постричься в монахи. В большей степени это решение продиктовано не набожностью фермерского сына, а тем, что духовные лица получали образование бесплатно. По его словам, монашеская жизнь избавила от «вечного беспокойства о средствах к существованию». После пострига в Августинском монастыре Святого Фомы в Брюнне (ныне чешский Брно) получил имя Грегор, Грегор Иоганн Мендель, и сразу же приступил к учебе в богословском институте. В 25 лет получил сан священника.

Наука

Мендель, естествоиспытатель и в то же время религиозный деятель, фигура неординарная. Пикантности ситуации добавляет то, что изучаемая им в будущем область дала начало новой научной дисциплине, раскладывающей теорию божественного замысла на геномы. Тяга Грегора к знаниям всепоглощающая. Непрестанно читал тома научной литературы, заменял педагогов на уроках в местной школе. Мужчина мечтал сдать экзамен на преподавателя, но провалился по геологии и биологии.


В 1849-1851 годах преподавал студентам Зноймской гимназии языки и математику. Позже переехал в Вену, где до 1853-го сам обучался естественной истории в Венском университете под патронажем ботаника и одного из первых цитологов Франца Унгера и физике у знаменитого Кристиана Доплера.

По возвращении в Брюнне преподавал эти дисциплины в Высшей реальной школе, хоть и не был дипломированным специалистом. В 1856-м снова пытался сдать экзамены на педагога, но вновь не сдал биологию. В этом же году Мендель серьезно увлекается научными опытами с растениями, интерес к гибридизации которых проявил еще в Вене. На протяжении 7 лет, до 1863 года, Грегор экспериментировал с горохом в монастырском саду и в эти годы совершил открытия.


Работы по гибридизации растений проводились задолго до Менделя, но лишь ему удалось вывести закономерности и структурировать основные тезисы работы, которыми генетики будут пользоваться вплоть до 70-х годов ХХ века.

В более чем 10 тыс. экспериментов участвовали свыше 20 разновидностей гороха, отличавшихся цветками и семенами. Титанический труд, учитывая, что каждую горошину нужно осматривать вручную. Для передачи в скрещенных формах лишь одного признака «сморщенный-гладкий» Грегор отсмотрел более 7 тыс. горошин, а таких признаков в работе было 7.

Полученные знания легли в основу учения о наследственности, на котором базируется генетика. В 1865-м опубликовал научный доклад «Опыты над растительными гибридами» в одном из томов Общества брюннских естествоиспытателей, где сформировал основные закономерности наследования, вошедшие в историю как законы Менделя.


Обобщенно полученные монахом сведения звучат так:

  • Гибриды первого поколения одинаковы и носят доминантный признак одного из родителей. Например, скрещивая горох с белыми и красными цветками, рождается потомство только с красными соцветиями.
  • Гибриды второго поколения расщепляются, то есть делятся на тех, кто получит доминантные признаки родителя, и тех, кто получил рецессивные не случайно, а в математически выраженном соотношении.
  • Оба признака встречаются в разных комбинациях и существуют обособленного, при этом гибрид с проявленным доминантным признаком может быть носителем рецессивных задатков и, наоборот, которые проявятся в следующих поколениях.
  • Мужские и женские гаметы объединяются случайно, а не в соответствии с задатками, которые они несут.

Грегор был уверен, что исследовательские достижения имели фундаментальное значения для развития науки, поэтому заказал десятки оттисков работы и разослал видным ботаникам того времени. Увы, современников публикация не заинтересовала. Только профессор университета в Мюнхене Карл фон Негели посоветовал проверить теорию на других видах.


Мендель совершил ряд экспериментов по скрещиванию на иных растениях и насекомых – любимых с детства пчелах. К сожалению, Грегора ждало разочарование. По стечению обстоятельств и выбранный им вид растения, и пчелы имели особенности процесса оплодотворения и могли размножаться партеногенезом – «девственным путем». Из-за этого данные, полученные на опытах с горохом, не подтвердились.

Его вклад в науку оценили гораздо позже – в начале ХХ века, когда в 1900 году ряд ученых независимо друг от друга озвучили постулаты, выведенные Менделем еще в предшествовавшем столетии. Этот год принято обозначать годом рождения науки генетики. Роль менделизма в ней велика.


Советский генетик Борис Астауров описал научные поиски Грегора так:

«Судьба классической работы Менделя превратна и не чужда драматизма. Хотя им были обнаружены, ясно показаны и в значительной мере поняты весьма общие закономерности наследственности, биология того времени еще не доросла до осознания их фундаментальности.
Сам Грегор Мендель с удивительной проницательностью предвидел общезначимость обнаруженных на горохе закономерностей. Прошло еще несколько лет, и он ушел из жизни, не предчувствуя, какие страсти будут бушевать вокруг его имени и какой славой оно, в конце концов, будет покрыто».

Религия

Мендель принял монашеский постриг в 21 год по причинам, связанным в том числе с решением материальных затруднений и доступом к знаниям. Из-за ограничений, налагаемых избранным путем, принял целибат, и понятие личной жизни для него отсутствовало. В католической традиции духовные лица хранят обет безбрачия, поэтому жены у Менделя не было, равно как и детей.


В 25 лет стал священником в Августинском монастыре Святого Фомы, который являлся культурным и научным центром региона. Аббат Кирилл Напп поощрял интерес своей братии к науке, монахи курировали образование школьников на окрестных территориях. Мендель также с удовольствием учил детей и был любимым педагогом. В монастырском саду он проводил ставшие знаменитыми опыты по гибридизации.


В 1868-м, после смерти духовного наставника Наппа, Мендель занимает пост аббата Старобрненского (Августинского) монастыря. С этого же года масштабные научные поиски завершились, уступив место хлопотам о вверенном святом месте. Грегор занимался административной работой, вступил в полемику со светской властью за введение дополнительных налогов для религиозных учреждений. Пост занимал до конца жизни.

Смерть

Аббат Мендель скончался в 1884-м из-за хронического нефрита, в 61 год. На месте аббатства, которому служил почти 40 лет, позже открыли музей его имени. Могила находится в Брно. Ее венчает памятник со словами, принадлежавшими монаху:

«Мое время еще придет».