Чем отличается милиция от полиции: особенности и отличия. Закон о полиции в сравнении с законом о милиции Разница милиции и полиции

Особенность закона «О полиции», утвержденного в среду Советом Федерации и ожидающего только подписи президента, в том, что он абсолютно ничего не меняет ни по содержанию, ни по форме работы структуры. Он заметно детальнее прописывает полномочия полицейских, их подотчетность, условия применения физической силы и спецсредств, правовое положение полицейского.

Например, много шума вызвало прямое указание в законопроекте на право беспрепятственно посещать любые организации и знакомиться там с необходимыми документами. Сделать это полицейский сможет только в рамках доследственной проверки, следствия по уголовному делу или разбирательству по делу об административном правонарушении. Но и сейчас всеми этими полномочиями милиционер уже наделен. Просто они указаны в других законах - УПК, КоАП или законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Полицейский законопроект лишь свел разбросанные по другим законам полномочия в единый перечень из 37 прав и 38 обязанностей. В действующем законе «О милиции» отражены 37 прав и 36 обязанностей.

Искать изменения в законопроекте можно разве что с лупой. Но некоторые из них все же стоит привести.

Изменение 1. В целом закон «О полиции» отличается от действующего милицейского резким сокращением отсылочных норм. В нем представлен исчерпывающий перечень полномочий. Какие-то новые права и обязанности полиции могут возникнуть только путем включения дополнений в закон «О полиции». В большой степени исполнено пожелание президента «поднять» многие полномочия милиции из внутренних приказов, зачастую недоступных гражданам, до уровня федерального закона.

Изменение 2. Детализирована процедура и порядок задержания. Полиции дан закрытый перечень из 13 категорий лиц, которых она получит право задерживать. Четко прописана последовательность действий после задержания. Можно будет ожидать волны жалоб на несоблюдение этих процедур в течение нескольких лет после вступления закона в силу.

Изменение 3. Введено право задержанного на один телефонный звонок. Срок предоставления такой возможности - три часа с момента задержания. Цель - уведомление близких о задержании и месте нахождения.

Но попытка интегрировать в российские реалии классическую обязанность американской полиции рискует остаться полумерой: ответственность за отказ дать позвонить в законе не предусмотрена. Прямое толкование нормы не предполагает звонка адвокату - если, конечно, он не близкий родственник. Введено и ограничение этого права: никаких звонков для сбежавших психбольных и пациентов, которых принудительно лечат по решению суда (в первую очередь от туберкулеза и наркомании), разыскиваемых за преступления, уклоняющихся от административного ареста, совершивших побег из-под стражи. С чем связана такая дискриминация больных, непонятно. Особенно в свете недавнего решения Конституционного суда, давшего психбольным право участвовать в судебном рассмотрении вопроса о принудительном лечении. Чем отличаются беглые от других подозреваемых, не очевидно.

Изменение 4. Так же детально теперь прописаны полномочия полицейских при проникновении в жилище. Вместо двух абзацев в действующем законе теперь этому посвящена отдельная статья из восьми пунктов. Раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор. Теперь к нему добавился собственник жилища и пр. Основания вторжения в жилище не изменились: спасение жизни и имущества, задержание преступника, пресечение преступления, несчастный случай.

Изменение 5. В отдельную статью выделены и прописаны все полномочия полиции по ведению баз данных россиян. Полиция остается одним из основных носителей сведений о гражданах - она ведет базы данных 23 различных категорий граждан, от иностранцев и владельцев оружия до потерпевших и имеющих водительское удостоверение. Регламентация этой функции явилась следствием принятия два года назад закона о персональных данных.

Изменение 6. Применение физической силы, оружия и спецсредств в законе «О милиции» было наиболее детализированным полномочием. Милиционеров заставляют наизусть заучивать тексты соответствующих статей. Закон «О полиции» пошел еще дальше. Теперь написано, например, что «не допускается нанесение человеку ударов специальной палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца».

Изменение 7. Число применяемых спецсредств увеличилось с 10 до 14. Классические наручники раздвоились на непонятные «средства сковывания движения» и «средства ограничения подвижности». Служебные собаки поменялись на служебных животных (речь, например, о конных патрулях). Появились средства блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - так называемые «отсекатели», применяемые на митингах и концертах. При этом специально оговорено, что незаконные, но ненасильственные акции не могут пресекаться с применением спецсредств.

Изменение 8. Увеличился на один пункт перечень оснований для применения огнестрельного оружия против людей. Специально «под боевиков» появилось право застрелить лицо, оказывающее «вооруженное сопротивление», а также лицо, отказывающееся «выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ».

Изменение 9. Отныне состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются президентом. Это одно из немногих положений законопроекта, снижающих уровень его юридической силы до подзаконного акта. В действующем законе «О милиции» структура - деление на местную и криминальную милицию - прямо указывается. Как будет построена система полиции, пока публике неизвестно.

Изменение 10. Чрезвычайно много внимания в законопроекте уделено описанию принципов общественного контроля за работой полиции. Дмитрий Медведев придал этому новшеству еще большее значение, призвав на днях граждан следить за внедрением нового закона. Закон вводит мониторинг общественного мнения, отчетность полицейских начальников перед гражданами, регламентирует работу общественных советов, предусматривает общественную экспертизу нормативных актов и многое другое. Будет ли это эффективно работать, покажет время.

Влияние этого закона на бизнес нужно воспринимать в общем контексте идущей реформы МВД. Заметна она стала через полгода после прихода к власти Дмитрия Медведева. Его предложения, одобренные и введенные в действие еще до принятия закона «О«» полиции», имеют гораздо большее значение, чем сам закон.

Высказываем свое мнение и комментируем.

В Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом о милиции и другими федеральными законами.

Милиция входит в структуру органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местная милиция).

Криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и т.д.

Милиция общественной безопасности (МОБ) обеспечивает личную безопасность, охрану общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.п. В нее входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции, группы объектов по договорам, участковые инспектора милиции и иные подразделения.

Милиция появилась в 1917 году как «рабоче-крестьянская милиция» в противовес прежней царской полиции. Под милицией в то время понимали временное войско, формируемое из граждан, от латинского militia - «ополчение, войско», от miles - «солдат». Милицейские отряды существовали и до революции. Они, например, помогали полиции бороться с забастовками на заводах и выступлениями против режима.

После Октябрьской революции было решено не возвращать полицию (очевидно, из-за неприятных ассоциаций большевиков, связанных с этим словом) и органы охраны правопорядка до сих пор именуются милицией, что не соответствует подлинному значению этого термина.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Сотрудник милиции, прежде чем ограничить человека в правах и свободах, обязан разъяснить ему, почему это делается. И еще должен разъяснить его права и обязанности в связи с этим.

Милиция должна сообщить о задержании гражданина его родственникам (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке), по месту работы или учебы; при необходимости принять меры к оказанию доврачебной помощи, а также устранить опасность здоровью задержанных лиц.

Милиция обязана ознакомить задержанного с документами и материалами дела.

Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе и боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших.

Полиция - это система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Полиция проводит расследование некоторых видов правонарушений. В зависимости от назначения выделяются криминальная, патрульная, дорожно-транспортная, налоговая, военная и другие виды полиции.

В русском языке слово это известно с начала XVIII века. Предполагают, что оно восходит к немецкому Polizei, а оно в свою очередь к латинскому politia - государственное устройство, государство.

В любом государстве полиция занимается прежде всего охраной порядка, а также предупреждением и раскрытием преступлений. В то же время основная ответственность за поддержание порядка ложится на государство. Если говорить в целом, то на полицию возложены три основные функции: предупреждение и расследование преступлений, поддержание общественного порядка и оказание помощи населению. Полиция работает в тесной связке с населением. Упор делается на предупреждение преступлений, а не на их расследование и установление причин совершения.

Полиция наделена широкими полномочиями. Сотрудники имеют при себе наручники, дубинки или огнестрельное оружие. Но до применения оружия или спецсредств дело доходит редко. В действительности большая часть работы полиции вообще не требует применения силы. Когда возникает такая необходимость, то полицейские начинают с самых щадящих методов. При этом они докладывают обо всех случаях применения огнестрельного оружия своему руководству.

Сотрудники полиции проходят регулярную спецподготовку, где их учат, как применять силу, а также разрешать конфликтные ситуации.

Полиция должна умело принимать тактические решения, оценивать свои действия. Сотрудник полиции вполне законно может арестовать подозреваемого и доставить его в полицейский участок для допроса.

В некоторых странах полиция использует так называемые «системы раннего предупреждения» или «системы раннего вмешательства». Они предусматривают хранение жалоб на действия сотрудников полиции, чтобы выявлять неблагонадежных. В некоторых департаментах полиции, например в США, если таких жалоб на полицейского много, то автоматически направляется рапорт начальнику полиции. Даже если все эти жалобы беспочвенны, но они есть и их много, значит, у сотрудника «хромает» индивидуальный стиль работы.

В современном обществе возникла необходимость появления единых международных стандартов подготовки полицейских кадров. Она обусловлена, прежде всего, ростом транснациональной преступности и существенными различиями в национальных системах подготовки полицейских кадров.

Международные универсальные стандарты подготовки полицейских разрабатываются в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Региональные стандарты принимаются в рамках региональных международных организаций, таких как Совет Европы, и рассчитаны на строго региональное применение.

Будучи президентом РФ, Дмитрий Медведев внес предложение о переименовании милиции в полицию, обусловив это тем, что людям необходимы профессионалы своего дела, "которые работают максимально эффективно, честно, крайне слаженно". Все это происходило в пределах РФ, вызвавшей у рядовых граждан недоумение по поводу толка, который она принесет.

История милиции

В ходе революции, произошедшей в 1917 году, с царской полицией было навсегда покончено, была осуществлена ее замена на "народную милицию". Работу и правовую деятельность органа учредило Временное правительство. Было выпущено постановление, которое называлось "Об утверждении милиции". Кроме того, свет увидело "Временное положение о милиции" в апреле.

10.05.1918 г. коллегия НКВД РСФСР обозначила, что милиция действует в режиме постоянного штата лиц, которые исполняют особые функции. Здесь и было положено начало ее профессиональной деятельности. В этом же году утвердили инструкцию, которая закрепила существование милиции. Служба была на добровольной основе.

Со временем в милиции было много изменений, появление новых подразделений. Среди них и отделы особого и специального назначения, и орган по борьбе с организованной преступностью. В ходе переименования РСФСР в РФ в декабре 1991 г. учреждения и организации СССР были перекинуты под юрисдикцию России с вступлением их в систему МВД России, деятельность которой регулировалась уже положениями Конституции РФ.

Зачем переименовали милицию в полицию

Реформа несет в себе решение нескольких важных вопросов. Во-первых, привнести в правоохранительную систему профессионализм. Полиция должна защищать свободу и права граждан РФ и людей, охранять общественный порядок, создавать социальную безопасность и противостоять преступности. Во-вторых, это выражение высокого профессионализма, ответственности, дисциплинированности полицейских, что будет им помогать эффективно решать задачи в области установления правопорядка и защиты любого гражданина РФ. Вот зачем переименовали милицию в полицию - чтобы добиться новых поставленных задач.

Была проведена переаттестация сотрудников различных ведомств МВД, в ходе которой кто-то был понижен в должности, кто-то остался работать на своих местах либо вовсе уволен.

Не всеми были поддержаны столь затратные изменения ведомств правопорядка. Политики, эксперты, а также, согласно ряду опросов населения, значительная часть граждан недоумевают, зачем переименовали милицию в полицию, и не видят в этом как такового смысла. Они считают, что на работе правоохранительных органов реформа никак не скажется. Противниками данных действий продвигался список отрицательных аргументов против перехода от одного термина к другому:

  • большие финансовые затраты;
  • нехорошие ассоциации исторического характера с оккупантами (так называемыми полицаями);
  • что-то западное и несвойственное российской культуре.

В каком году

Милицию переименовали в полицию ФЗ от 7 февраля 2011 года № 3 "О полиции". Закон вступил в силу с 1.03.2011 г. и вытеснил документ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 "О милиции". Поэтапно выглядело переименование так:

  • 28.01.2011 г. - одобрение Государственной Думой;
  • 2.02.2011 г. - принятие Советом Федерации;
  • 7.02.2011 г. - подписание главой РФ;
  • 1.03.2011 г. - вступление в силу.

Изменения в форме

На изменения после переименования милиции в полицию ушел не один миллиард рублей. Средства понадобились на нагрудные знаки, вывески, таблички для зданий и наклейки на служебные автомобили, а также полицейскую форму. Появились обязательные для ношения нагрудные жетоны с личным номером. Цветовая гамма полицейской формы осталась традиционного темно-синего цвета. Все это было принято правительством РФ и отражено в Постановлении № 828 "О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом работников правоохранительных органов Российской Федерации".

Отличие слов "полиция" и "милиция"

Милиция - это военное ополчение, в переводе с латинского "военная полиция", исконно - название нерегулярного воинского формирования, которое было необходимо только во время боевых действий.

Самым весомым отличием является то, что полиция в первую очередь создавалась как государственная структура. По происхождению слово греческое, однокоренное с понятием "полис", которое, в свою очередь, понимается как особая форма античного города-государства. Понятие "полиция" в значении правоохранительного органа появилось в 20-е годы 19-го века, хотя несколькими столетиями ранее уже были упоминания этого термина в роли общественного порядка.

В действительности выполняла полицейские функции, обеспечила правовой порядок в обществе. Это известно всем и в аргументировании не нуждается. Может показаться, что в послереволюционное время произошла путаница с терминами, но причина перехода от одного понятия к другому была в том, что большевики понимали, что орган, регулирующий правовые основы общества, должен быть, и без него не выстроить государство. Но решено было отойти от старого названия. И итогом изучения хроник стал переход полиции в милицию. Термины имеют различие в отношении людей к ним. Понятие "милиция" является более народным, многозначным, со своими уже сложившимися праздниками, традициями и даже фольклором.

Итак, подводя итог об отличиях, можно считать их чисто идеологическими, впрочем, их функции одинаковы - охрана общественного порядка и здесь же выявление, пресечение и раскрытие преступлений. В данном свете, возможно, было правильным возвращение к старому названию одной из важных государственных структур - полиции, в 2011 году осуществленное Дмитрием Анатольевичем Медведевым.

В заключение

По мнению многих граждан, уходя от термина "милиция", законодательные органы в очередной раз брали пример с Запада. Но все же основной причиной переименования, скорее всего, была попытка выстроить новое общество и лица правопорядка.

Хотя Владимир Владимирович Путин на одной из пресс-конференций, поддерживая реформы в системе МВД, выразился, что можно было бы и не делать переход милиции в полицию, но структурные изменения были крайне необходимы в данных органах. Тем не менее, как говорится, "нет предела совершенству".

Вопрос о том, зачем переименовали милицию в полицию, может привести к большим дискуссиям. В них каждый может оказаться прав, отстаивая свою точку зрения. Относительно того, в каком году переименовали милицию в полицию, мы уже дали ответ - в 2011-м.

Дискуссии о том, что такое милиция, и чем она отличается от полиции, немало лет продолжаются в постсоветских странах.

Вооруженный народ

Под словом «милиция» во многих странах мира с древних времен называют обычно добровольческие вооруженные формирования. Их создают для поддержания общественного порядка, отражения вооруженного нападения на страну. Членами таких формирований обычно являются представители местного населения. В состав армии и правоохранительных органов они не входят. По минованию надобности обычно расформировываются. Известно, что на Западе существовали монашеские ордена, которые носили название «Милиция Христова «.

В Российской империи милиция было, начиная с XVIII века. По указу Петра I были сформированы милицейские отряды, получившие название «ландмилиция «. Они предназначались для защиты от набегов соседей в разных регионах империи и существовали до 1796 года. Позже в некоторых пограничных областях была создана постоянная милиция из местного населения для охраны и обеспечения порядка в чрезвычайных обстоятельствах.

В период войн с Наполеоном в начале следующего века милицией называли отряды добровольцев, действовавших против неприятеля. Во время Великой французской революции после ликвидации в столице префектуры полиции добровольцы национальной гвардии стали заниматься обеспечением безопасности граждан и наведением порядка на улицах города.

Государевы люди

Понятие «полиция» появилось в Европе в средние века. К началу XIX века с ним связывали обязанности монархов по обеспечению порядка в обществе, соблюдению уголовных законов. Полиция в современном понимании была создана в Англии и обеспечивала выполнение своих функций в Лондоне и других городах. Само это слово в переводе означает государство-город. Это система органов и служб государства, призванных обеспечить в нем общественный порядок.

Их функции различны в разных странах. Главными являются профилактика, выявление, пресечение и раскрытие правонарушений, в первую очередь, наказуемых в уголовном порядке. Полицейские службы:

  • Поддерживают порядок в общественных местах.
  • Раскрывают преступления и их предупреждают.
  • Занимаются охраной различных объектов.
  • Регулируют дорожное движение.
  • Выполняют задачи по админнадзору и контролю.
  • Исполняют различные решения органов государства.
  • Могут выполнять иные функции, связанные с обеспечением порядка в обществе.

Должностные лица полиции имеют предоставленные государством полномочия использовать принуждение для воздействия на нарушителей, вести среди граждан работу по предупреждению правонарушений.

Полиция может создаваться по централизованному принципу и объединяться в одном ведомстве государства. Может действовать в структуре различных государственных служб. Обычно полицией занимается министерство внутренних дел, иногда юстиции. Бывают специализированные обособленные ведомства. Нередко наряду с полицией существуют вооруженные подразделения, выполняющие функции, связанные с обеспечением порядка, предотвращением массовых беспорядков и пр. К ним могут относиться жандармерия, национальная гвардия и т.п.

Милиция в СССР и после

В России в 1917 году после ликвидации в стране департамента полиции была создана милиция для охраны порядка. Она подчинялась органам местной власти, которые отвечали за ее формирование, материально-техническое обеспечение. Со временем пришло понимание неэффективности добровольческой системы обеспечения правопорядка. Милиция стала профессиональной.

В СССР милиция была в составе МВД. Ее деятельность регулировалась основным и специальными законами, международными соглашениями и подзаконными документами.

В ней было два блока. Один занимался общественной безопасностью, другой преступностью. Первый обеспечивал охрану собственности, выявление, профилактику и пресечение уголовно и административно наказуемых деяний, розыск лиц, раскрытие некоторых преступлений. Для этого службы такой милиции обеспечивали:

  1. Деятельность участковых уполномоченных.
  2. Проведение дознания.
  3. Несение патрульно-постовой службы.
  4. Предупреждение правонарушений несовершеннолетними.
  5. Борьбу с нарушениями при производстве и реализации потребительских товаров.
  6. Контроль исполнения законодательства об админнарушениях.
  7. Безопасность движения на дорогах.
  8. Вневедомственную охрану.

Для реализации этих и других задач создавались специальные подразделения.

В сферу криминального блока входили предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, большой общественной опасности. Криминальная милиция разыскивала лиц, которые скрываются от правоохранительных органов, и без вести пропавших. Функцией такой милиции является борьба с организованной преступностью и некоторые другие. Оба вида милиции являлись органами дознания. В их структуре могли создаваться специальные подразделения, охранявшие особо важные объекты и объекты режимного характера.

Эти и другие функции, по сути, были полицейскими. В связи с этим и другими обстоятельствами в 90-х годах предпринимались попытки переименования милиции в полицию по примеру большинства стран мира. Однако этому препятствовали политические соображения. В XXI веке в большинстве стран СНГ произошли преобразования милиции в полицию.

Есть ли разница

Исторически милицией было принято называть представителей вооруженного народа , который добровольно на время объединяется для защиты от внешних и внутренних врагов.

Полиция представляет собой специально подготовленных служащих государства , которые обеспечивают выполнение его функций в сфере общественной безопасности и порядка. Полицейские в установленном порядке отбираются на работу, проходят специальную подготовку. Службу они проходят в определенном порядке. Имеют специальные звания, установленные государством привилегии и пр.

Между милицией, существовавшей в советские времена, и полицией принципиальной разницы нет. Их главная задача – обеспечить правопорядок. В советском обществе наименование полицейских структур милицией объясняется исключительно идеологическими мотивами.

Реформа МВД, проводившаяся в 2011-2012 гг., внесла путаницу в понимание уже привычных терминов. По заявлению Дмитрия Медведева, занимавшего тогда пост президента РФ, милиция или полиция — это не аппарат для обеспечения защиты бизнеса или чьих-то личных интересов, а новые законы были созданы для того, чтобы избавить органы правопорядка от коррупции. Однако рядовые граждане до сих пор скептически относятся к решению властей и не видят разницы между старой милицией и новой полицией.

Изменение названия органов МВД обусловлено реформой 2011-2012 гг.

Происхождение обоих терминов

Слово «полиция» происходит от немецкого polizei и латинского politia («государство»).

На территории Российской империи первая земская полицейская служба появилась в начале XVIII в. по указу Петра I.

В ее обязанности входила поимка всевозможных «лихих» людей: разбойников, воров и убийц. Также служивые должны были охранять «благочиние и порядок», исполнять решения «высших присутственных мест».

Слово «милиция» происходит от латинского militia («войско, ополчение») или miles («солдат»). Первые милицейские отряды появились в постреволюционный период, когда молодая советская власть только начинала формирование нового государственного устройства. На тот момент в обществе сложилось негативное, недоверчивое отношение к полиции, которая ассоциировалась с царской властью и ущемлением прав рабоче-крестьянского сословия.

Таким образом, милиция была наделена полномочиями полиции вкупе с образом защитника простого народа.

Чем отличается милиция от полиции

В начале своего становления советская милиция представляла собой народное ополчение. Сотрудниками становились добровольцы, на которых были возложены функции царской полиции. Личный состав был разношерстным, в структуре отсутствовала монолитность, действия милиционеров нередко носили оттенок самоуправства и вседозволенности.

Со временем эти недостатки были частично устранены, чему особенно способствовало создание многоступенчатой образовательной среды, состоявшей из школ милиции, юридических институтов и институтов МВД.

К началу 2010-х с ростом транснациональной преступности российская милиция стала объектом критики со стороны российской общественности и иностранных экспертов. Реформа МВД 2011-2012 гг. была направлена на решение назревших вопросов и преобразование устаревшей структуры в соответствии с нормами отечественного и международного права.

Деятельность органов правопорядка в России теперь регулируется федеральным законом «О полиции», который шире, больше и подробнее своего предшественника. Его содержание более гуманизировано, в нем отсутствуют туманные и неоднозначные формулировки.

Деятельность органов правопорядка регламентирована ФЗ "О полиции".

Основополагающими принципами работы для сотрудников МВД должны быть публичность, беспристрастность, законность, соблюдение прав и свобод человека. Таким образом ведомство пытается вернуть поддержку и доверие общества, которые были окончательно утрачены в постперестроечное время.

Стать сотрудником полиции может любой гражданин России, отвечающий следующим требованиям:

  • одобрение со стороны врачебной комиссии;
  • возраст от 18 до 35 лет;
  • служба в армии (для мужчин);
  • отсутствие судимости;
  • наличие поручительства со стороны действующего полицейского с опытом службы 3 и более лет;
  • прохождение тестов на наркотическую, алкогольную и т. д. зависимости.

Контроль за деятельностью органов правопорядка возложен на общественные советы, которые следят за условиями содержания заключенных в местах лишения свободы, а также за действиями сотрудников полиции в отношении прочих граждан, в том числе подозреваемых по уголовным делам.

В отличие от милиционеров, полицейским запрещено бить человека резиновой дубинкой по ключице, шее, голове, половым органам, животу, в область сердца, совершать множественные удары в одно место.

Изменилась ли структура со сменой названия

Милиция в России существовала с 1917 по 2012 г. и представляла собой государственный орган исполнительной власти, миссия которого заключалась в защите жизни, здоровья, имущества, прав и свобод граждан.

Она являлась структурным подразделением МВД и состояла из:

  1. Милиции общественной безопасности и криминальной милиции, которая занималась пресечением, раскрытием и профилактикой преступной деятельности, розыском подозреваемых и осужденных по уголовным статьям.
  2. Милиции общественной безопасности (МОБ), в компетенцию которой входили охрана общественного покоя, пресечение административных правонарушений, обеспечение личной безопасности граждан.

После реформы МВД полиция представляет собой единую структуру, финансируемую из средств федерального бюджета. Она состоит из специализированных отделов, сосредоточенных на работе в точно обозначенной сфере

Структура полиции состоит из подразделений, ответственных за определенные сферы деятельности.

Форма и знаки различия

Новая темно-синяя форменная одежда пришла на смену старой темно-серой. Данный оттенок был выбран не случайно — таким образом дизайнеры решили подчеркнуть историческую связь новой структуры с дореволюционной царской полицией. Изменился и состав ткани: теперь в нем должно быть не менее 70% натуральной шерсти, которая не мнется во время носки.

Изменился не только внешний вид формы, но и состав ткани.

Кроме того, каждый сотрудник полиции должен носить нагрудный знак, жетон с личным номером и погоны, указывающие на его звание.

Сравнение зарплат и льгот работников

Специалисты Высшей школы экономики рассчитали, что в 2011 г. средний заработок милиционера не отличался от средней зарплаты в иных сферах и составлял 28 500 руб. В 2012 г. доход стражей правопорядка был увеличен на 40% и составил 36 600 руб. (средняя зарплата по стране осталась на уровне 29 200 руб.).

Средняя зарплата полицейского в 2019 году составляет 39 000 руб.

Необходимость в реформировании системы МВД была обусловлена и отменой льгот для сотрудников полиции. Нередко оперативники попадали в курьезные ситуации, когда во время слежки за ворами-карманниками вынуждены были оплачивать проезд в общественном транспорте.

Сейчас эта проблема решена, полицейским возвращены следующие льготы:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте во время несения службы;
  • надбавка за выслугу лет, классную квалификацию, особые условия службы;
  • внеочередное устройство детей в дошкольные образовательные учреждения, оздоровительные лагеря, школы;
  • пониженные тарифы на проживание в гостиницах во время командировок;
  • бесплатная медицинская помощь, изготовление зубных протезов, получение лекарственных средств;
  • компенсация оплаты проезда к месту отдыха во время отпуска (для полицейского и членов его семьи);
  • единая социальная выплата на приобретение жилья;
  • ипотечный кредит с пониженной процентной ставкой;
  • подъемные деньги, компенсация оплаты за провоз 20 т багажа и проезд всех членов семьи при смене места службы;
  • медицинские льготы и санаторно-курортное обеспечение вдов погибших сотрудников (до вступления в повторный брак).

Активная поддержка со стороны государства популяризирует службу в органах правопорядка, делает ее более востребованной у молодого поколения. А высокая конкуренция среди соискателей позволяет более внимательно проводить отбор будущих полицейских.