Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.

Акт или протокол в чем разница

actus — действие. 1) Официальный документ, имеющий юридическую силу; в зависимости от статуса органа, принявшего (выпустившего) А., разделяются на государственные, региональные, ведомственные и т.д.; 2) протокол, фиксирующий определенный факт хозяйственной жизни (например, А. ревизии, А. о передаче материальных ценностей, А. порчи товара)

Заседания попечительского совета. Вводная часть оформляется в следующей последовательности: Присутствовали – ФИО в алфавитном порядке, затем должности и фамилии приглашённых. Если присутствующих более 10, указывается их общее количество. Повестка дня содержит вопросы, вынесенные на обсуждение.

Акт и протокол в чем разница

  1. Сначала специалисты компании анализируют основной документ.
  2. После того, как пункты, нуждающиеся в редактировании, будут выявлены, они включаются в протокол разногласий, который направляется партнерской организации.
  3. Если у контрагентов вопросов нет, протокол разногласий подписывается и тут же составляется протокол урегулирования разногласий.

При этом понятие «протокол» также используется на бытовом, управленческом и дипломатическом уровне. В чём разница между данными процессуальными решениями? Протокол – это официальный документ, написанный в соответствии с правовыми требованиями, фиксирующий определённые события и действия. Подготовка осуществляется лицом, наделённым определёнными полномочиями.

Акт и протокол в чем разница

Постановление – это документ, которым на водителя накладывается наказание. Составить его инспектор может, только если водителю грозит предупреждение или штраф, и если водитель не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание. Если инспектор составляет постановление, это значит, что он рассмотрел дело на месте без составления протокола и назначает водителю наказание.

Протокол об административном правонарушении – это документ, в котором инспектор фиксирует нарушение ПДД. Протокол затем является доказательством вины водителя. Но, когда протокол составлен, водитель ещё не наказан, а протоколом просто зафиксирован факт правонарушения.

Акты выполненных работ и выполненных услуг: в чем отличие

Следует различать акт выполненных работ и акт оказанных услуг. Отличие заложено в самих названиях актов: акт выполненных работ составляется при факте выполнения какой-либо работы, а акт оказанных услуг - при услуге. Согласно определению из Налогового кодекса, работа отличается от услуги тем, что ее выполнение имеет материальное выражение, которое может быть реализовано для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Здравствуйте.Работы отделяются от услуг по критерию предоставления овеществленного результата: подрядчик, лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить предусмотренную соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику овеществленный результат. В то же время исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять какой-либо овеществленный результат. Лицо, выполняющее работу, обязано произвести спецификацию и сдать результат заказчику (п. 1 ст. 702 ГК). При недостижении результата работа не считается исполненной. Заказчик не вправе вмешиваться в деятельность лица, выполняющего работу (п. 1 ст. 715 ГК). Иначе говоря, заказчика интересует только доброкачественный результат. Услуга же сводится к совершению ряда действий или осуществлению определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК). Безусловно будет достигнут определенный результат, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи

Что такое осмотр и досмотр транспортного средства сотрудниками ГИБДД: различия между процедурами

Внутренняя нормативная правовая база Министерства внутренних дел Российской Федерации определяет осмотр как визуальное обследование транспортного средства и груза, который в нем перевозится. Осуществляя осмотр автомобиля, инспектор не обладает правами вторгаться в салон, открывать двери, багажник, капот.

  • ориентировки на автомобиль или транспортируемый груз;
  • любая информация, что транспортное средство и груз могут быть использованы для противоправных целей;
  • для проверки регистрационных знаков на кузове машины и в документах;
  • когда данные в документах на груз не соответствуют фактическим показателям.

В чем разница между постановлением и протоколом 2019

Если такой случай всё же произошел (по «штрафному» делу вынесено постановление, хотя должен был быть составлен протокол), то автолюбителю нужно постараться зафиксировать данное нарушение (фиксация любых нарушений производиться путем сбора доказательств в соответствии с правилами статьей 25.1, 26.2 КоАП). Ведь постановление, вынесенное с нарушением закона, должно быть отменено в случае его обжалования. К жалобе, подаваемой в таком случае, необходимо приобщить доказательства допущенных нарушений. Также в составляемой жалобе необходимо указать конкретные статьи из Кодекса РФ об административных правонарушениях (например, статьи 28.2, 29.10 КоАП РФ) и Административного регламента МВД РФ о 02.03.2009г. № 185, из которых следует вышеуказанное требование. Помимо вышеуказанного автолюбитель может ссылаться также на другие нарушения при рассмотрении такого дела.

То есть основное отличие протокола от постановления заключается в том, что постановлением инспектор уже назначил водителю наказание (и водителю остается оплатить штраф или обжаловать постановление), а протокол является лишь доказательством правонарушения. И если протокол составлен, а постановление ещё не вынесено, то такой протокол должен быть рассмотрен в ГИБДД или в суде (о месте и времени рассмотрения водителя обязаны известить). При рассмотрении дела водитель может приводить доказательства своей невиновности, указывать на недостатки протокола. И наказание водителю может быть назначено, а может быть, и нет.

Правовой акт — основные нюансы

Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

Чем отличается протокол от постановления ГИБДД

  • действия должностных лиц и порядок, в котором они выполнялись;
  • состояние, качество дороги, наличие или отсутствие разметки, освещался ли участок дороги, на котором было совершено нарушение;
  • тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором водитель совершил нарушение, был ли исправен светофор, были ли знаки приоритета;
  • другие важные обстоятельства.
  • должность, ФИО судьи, должностного лица, наименование органа, которые вынесли постановление, их юридический адрес;
  • дата, место рассмотрения дела;
  • информация о лице, в отношении которого дело рассматривалось;
  • установленные обстоятельства;
  • статьи, которые предусматривают административную ответственность за совершение правонарушения;
  • решение по делу;
  • срок, порядок обжалования.

Протокол постановление определение в чем разница

Остановив на дороге, инспектор ДПС может составить в отношении водителя, нарушившего ПДД, административное постановление или протокол. В чем разница между этими документами? Разница значительная! Протокол об административном правонарушении – это документ, в котором инспектор фиксирует нарушение ПДД. Протокол затем является доказательством вины водителя.

Если Вы оспариваете постановление и намерены обжаловать его, в графе «С нарушением согласен…» напишите фразу: «ПДД не нарушал…» и поставьте подпись рядом с данной фразой, а не на соответствующей линии. Также важно помнить, что достаточным основанием для отмены вынесенного решения является постановление, вынесенное с нарушением процессуальных норм. ВАЖНО: Инспектора, нарушившего Ваши права, по Вашему заявлению могут привлечь к дисциплинарной ответственности по факту допущенных нарушений.

24 Июл 2018 635
  • Опорный конспект лекции
  • 13.1. История делопроизводства в России
  • 13.2. Делопроизводство как функция управления, его место среди других управленческих функций
  • 13.3.Разграничение понятий «делопроизводство», «документационное обеспечение управления» (доу) и информационно-документационное обеспечение управления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 14. Нормативно-методическое регулирование документационного обеспечения управления
  • Опорный конспект лекции
  • 14.1. Современная структура управления документацией в России
  • 14.2. Федеральное законодательство в сфере работы с документированной информацией
  • 14.3. Основные современные нормативно-методические документы по делопроизводству
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 15. Унификация и стандартизация управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 15.1. Унификация управленческих документов. Цель, объекты и методы унификации документов
  • 15.2. Понятия «унифицированная форма документа», «унифицированная система документации». Основные принципы разработки усд
  • 15.4. Международная организация стандартизации (iso), общая характеристика ее деятельности
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 16. Бланк и формуляр управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 16.1. Понятие «реквизит» документа. Постоянные и переменные реквизиты, обязательные реквизиты документа
  • 16.2. Понятие «формуляр документа». Формуляр произвольный и регламентированный, индивидуальный и типовой. Формуляр-образец
  • 16.3. Понятие «бланк» документа. Требования к бланкам организационно-распорядительных документов, определяемые Государственным стандартом
  • Управление делами приказ
  • Федеральная архивная служба россии
  • 16.4. Требования к оформлению бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации
  • Комитет по содержанию жилищного фонда
  • Формуляр-образец внешнего документа на угловом бланке
  • Формуляр-образец внешнего документа на продольном бланке
  • Формуляр-образец внутреннего документа на угловом бланке
  • Формуляр-образец внутреннего документа на продольном бланке
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 17. Требования к оформлению заголовочных реквизитов управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 17.1. Состав постоянных и переменных заголовочных реквизитов
  • 17.2. Требования к оформлению постоянных реквизитов заголовочной части управленческого документа
  • Министерство труда и социального развития российской федерации
  • 17.3. Требования к оформлению переменных реквизитов заголовочнгй части документа
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 18. Требования к составу и расположению оформляющих реквизитов управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 18.1. Состав оформляющих реквизитов управленческих документов
  • 18.2. Назначение подписания документов. Использование факсимильной подписи. Электронная подпись
  • 18.3. Согласование документов. Порядок и виды согласования. Визы и гриф согласования, их оформление и место в формуляре документа
  • 18.4. Печати и штампы, их виды и назначение. Государственная гербовая печать. Порядок и место проставления печати на документах
  • 18.5. Отметки на документах как отражение этапов их прохождения и исполнения
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 19. Требования к реквизитам содержательной части управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 19.1. Состав реквизитов содержательной части документа. Требования к тексту управленческого документа
  • 19.2. Рубрикация текста документа
  • 19.3. Унификации и стандартизация текстов управленческих документов
  • 19.4. Заголовок и приложение как элементы содержательной части служебного документа, их назначение и оформление
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 20. Классификация управленческих документов. Система организационно-правовой документации
  • Опорный конспект лекции
  • 20.1. Понятие «классификация документов». Классификация управленческих документов
  • 1) По видам деятельности:
  • 10) По стадиям создания:
  • 11) По срокам хранения:
  • 12) По функции управления:
  • 20.2. Система организационно-правовых документов, их назначение и содержание
  • 20.4. Учредительные документы: устав, учредительный договор, положение об организации. Правила их составления и оформления
  • 20.5. Положения. Правила их составления и оформления
  • 20.6. Инструкции. Правила их составления и оформления
  • 20.7. Регламент. Правила как вид организационного документа
  • 20.8. Структура и штатная численность организации, штатное расписание. Правила их составления и оформления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 21. Система распорядительной документации
  • Опорный конспект лекции
  • 21.1. Назначение и состав распорядительной документации. Способы принятия управленческих решений
  • 21.2. Этапы подготовки проекта распорядительных документов
  • 21.3. Общие правила составления и оформления распорядительных документов
  • 21.4. Согласование и подписание распорядительных документов
  • 21.5. Правила составления и оформления распорядительных документов, издаваемых на основе коллегиальности
  • 21.6. Правила составления и оформления распорядительных документов, издаваемых на основе единоначалия
  • 00.00.200__ №
  • 12.05.2008 № 26-Л/с
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 22. Система информационно-справочной документации
  • Опорный конспект лекции
  • 22.1. Назначение и состав информационно-справочной документации в управленческой деятельности. Особая роль информационно-справочных документов в процессе принятия управленческих решений
  • 22.2. Подготовка, составление и оформление докладных, объяснительных и служебных записок, предложений, представлений, справок, сводок, перечней, списков, заключений
  • 22.3. Служебная переписка. Классификация служебных писем. Правила их составления и оформления
  • 22.4. Оперативные информационно-справочные документы: телеграмма, телефонограмма, факсограмма, электронное сообщение. Правила их составления и оформления
  • 22.5. Акт, протокол, их разновидности, правила составления и оформления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 23. Документы личного характера
  • Опорный конспект лекции
  • 23.1. Назначение и состав документов личного характера
  • 23.2. Правила составления и оформления личного заявления, автобиографии, резюме, личной доверенности, расписки
  • 23.3. Правила составления и оформления характеристики, отзыва, рекомендации, ходатайства
  • Характеристика на __________________________________
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • 5. Заключение
  • 1. Основные выводы по содержанию прочитанного материала
  • 2. Практические рекомендации по организации самостоятельной работе и подготовке к экзамену
  • 6. Темы курсовых работ по курсу
  • Оглавление
  • Глава 1. Наименование главы (точка в конце не ставится) 5
  • 7. Вопросы к экзамену по курсу «документационное обеспечение управления.
  • Часть 2. Основы делопроизводства»
  • Тема 13. Документационное обеспечение - основа технологии управления
  • Тема 14. Нормативно-методическое регулирование документационного обеспечения управления
  • Тема 15. Унификация и стандартизация управленческих документов
  • Тема 16. Бланки и формуляр управленческих документов
  • Тема 17. Требования к оформлению заголовочных реквизитов управленческих документов
  • Тема 18. Требования к составу и расположению оформляющих реквизитов управленческих документов
  • Тема 19. Требования к реквизитам содержательной части управленческих документов
  • Тема 20. Классификация управленческих документов. Система организационно-правовой документации
  • Тема 21. Система распорядительной документации
  • Тема 22. Система информационно-справочной документации
  • Тема 23. Документы личного характера
  • 9. Словарь основных терминов
  • 22.5. Акт, протокол, их разновидности, правила составления и оформления

    В системе информационно-справочной документации особую группу представляют документы, создание которых так или иначе связано с деятельностью группы лиц, коллектива. К таким документам относятся акт и протокол.

    Слово «акт » в делопроизводственной практике имеет несколько значений:

      юридические акты – закон, указ постановление, издаваемые правительством, общественной организацией или должностным лицом;

      акты гражданского состояния – записи о рождении, смерти, браке, разводе, усыновлении и т.п., осуществляемые специальными государственными органами;

      административные акты – приказ, распоряжение, указание, решение, издаваемые руководителем или заместителем руководителя организации, учреждения, предприятия;

      хозяйственные акты – документы, отражающие явления, факты или сложившиеся отношения.

    В отличие от юридических, административных и других актов, где под словом «акт» понимается преимущественно само явление, оформленное или даже не оформляемое документом, под хозяйственным актом понимается информационно-справочный документ, составляемый группой лиц для подтверждения установленных фактов, событий или действий (18).

    В практике управления существует множество разновидностей актов с точки зрения их содержания и назначения:

      ликвидации (организации, структурного подразделения),

      проверки (состояния оборудования и пр.),

      испытания (образцов, систем, технологий);

      приема-сдачи, или приема-передачи, сдачи-приемки (работ, материальных ценностей, документов),

      инвентаризации,

      списания;

    • обследования (состояния техники безопасности, противопожарной безопасности, условий труда, результатов деятельности).

    Особую группу образуют коммерческие акты, устанавливающие факты повреждения, порчи или недостачи грузов, нарушений правил транспортировки и пр. Коммерческий акт составляется, как правило, на типографском трафаретном бланке установленного образца.

    Акт составляется коллегиально с целью объективно зафиксировать существующие или происшедшие события, факты и состояния, установить их содержание, сущность, причины и следствия. В состав комиссии должны входить не менее двух человек. На практике же число членов комиссии устанавливается всегда НЕЧЕТНЫМ.

    Акты составляются как постоянно действующими комиссиями на регулярной основе, так и специально созданными комиссиями. Цель работы, полномочия и состав комиссии определяются в распорядительных документах организации – в приказе руководителя, в распоряжении заместителя руководителя.

    В некоторых случаях акт может быть составлен комиссией, образованной на основании устного распоряжения руководителя или его заместителей в пределах их компетенции.

    Члены комиссии должны изучить существо вопроса, законодательные и нормативные документы, регулирующие данный вопрос.

    В акте фиксируются только реальные, точно установленные комиссией факты, окончательные выводы, объективные количественные показатели и другие сведения, которые получены в результате работы комиссии.

    Акт составляется на основе черновых записей, которые ведутся во время работы комиссии или группы лиц и содержат фактические данные, качественные показатели и другие сведения.

    На основе черновых и предварительных записей членов комиссии акт окончательно составляется и оформляется в том количестве экземпляров, которое определяется:

      целью и задачами работы комиссии,

      количеством заинтересованных сторон,

      нормативными документами, регламентирующими составление актов в конкретных случаях.

    Акты оформляются на общем бланке организации или на чистом листе бумаги формата А4 с расположением реквизитов по образцу общего бланка (углового или продольного). Если акт является внешним документом, то бланк должен включать все необходимые реквизиты организации (бланк для письма).

    Датой акта является, как правило, дата актируемого события. Если работа комиссии продолжалась несколько дней, то при составлении акта указывают дату ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ. Эта дата является датой составления документа (19).

    Регистрационный номер акта обычно проставляется при оформлении результатов работы комиссий, имеющих конкретную постоянную компетенцию и установленный срок полномочий (экспертная, аттестационная, квалификационная и т.п.). При актировании единичных фактов и событий регистрационный номер может отсутствовать.

    Заголовок акта может отвечать на вопросо чем? – А К Т о списании материальных ценностей; или на вопросчего? - А К Т приема-передачи;А К Т инвентаризации,А К Т ликвидации торгово-закупочного кооператива «Пеликан».

    Текст акта состоит, как правило, из двух логических составных частей: введения и констатирующей части. При необходимости в актах (проверок, обследований, ревизий и др.) допускается заключительная часть текста (заключение), в которой содержатся выводы, рекомендации, решения или предложения комиссии, составившей акт.

    Вводная часть текста строго формализована и фактически не является сплошным связным текстом. Основанием для составления акта может быть договор, докладная записка, распорядительный документ. Основание закрепляет полномочия, цель работы комиссии и состав ее членов. Все элементы текста, относящиеся к слову «Основание», печатаются через один межстрочный интервал от границы левого поля (без абзацного отступа) через 2-3 межстрочных интервала ниже заголовка. Например:

    Основание: приказ генерального директора от 20.02.2008 № 12 «Об обеспечении сохранности документального фонда»

    Ниже слова «Основание» (через два межстрочных интервала) отдельной строкой печатаются слова «Составлен комиссией», которые заканчиваются двоеточием.

    Через два межстрочных интервала ниже от границы левого поля оформляется состав комиссии с указанием должностей ее членов и распределением обязанностей в ней. В некоторых актах оформляются полные наименования должностей, т.е. с указанием наименований учреждения и структурного подразделения.

    Список членов комиссии нумеруется арабскими цифрами с точкой (знак под знаком) и печатается через 1-1,5 межстрочных интервала. Фамилии членов комиссии располагаются по алфавиту, а не по значимости занимаемых ими должностей.

    В вводной части акта также могут быть указаны лица, присутствовавшие при проверке, участвовавшие в работе, но не являющиеся членами комиссии (это, как правило, проверяемые, сдающие дела, руководители заинтересованных подразделений и т.п.).

    Подобная формализация вводной части текста акта исключает использование устаревшего канцелярского оборота: Мы, нижеподписавшиеся (далее – перечисление должностей и фамилий), составили настоящий акт в том, что..., который не соответствует официально-деловому стилю современного русского литературного языка и употребляться не должен.

    Констатирующая часть текста отражает существо и результаты работы комиссии, представляет собой, как правило, сплошной связный текст, оформляется с красной строки и отделяется от вводной части 3-4 межстрочными интервалами. Форма представления текста – изложение, в котором установленные факты, события, обстоятельства перечисляются по степени их значимости с помощью простых предложений преимущественно с прямым порядком слов. Текст удобно начинать с указания даты и цели составления акта.

    Завершают текст сведения о количестве составленных экземпляров акта и месте нахождения каждого. Представление этих сведений также формализовано. Оформляются они через 2-3 межстрочных интервала ниже связного текста.

    При наличии приложений к акту ссылка на них дается в конце текста перед подписями.

    Подписи председателя и всех членов комиссии (составителей) располагаются через 3-4 межстрочных интервала ниже текста от границы левого поля и разделяются двумя интервалами.

    Члены комиссии, не согласные с содержанием акта, обязаны подписать его с оговоркой о своем несогласии. Особое мнение члена комиссии может оформляться на отдельном листе и прилагаться к акту.

    Личные подписи председателя и всех членов комиссии проставляются на каждом экземпляре акта. Названия должностей в подписях не указывается.

    При составлении актов ревизий и обследований их содержание визируется должностными лицами, деятельность которых отражается в акте.

    Почти все разновидности актов подлежат утверждению или первым руководителем организации, или его заместителями, по указанию (приказу, распоряжению) которых комиссия получила свои полномочия. Утверждение акта может быть осуществлено также органами коллегиального управления предприятием (Общим собранием, Советом директоров, правлением) или вышестоящей организацией.

    Утверждение оформляется грифом, который располагается в верхнем правом углу документа в соответствии с ГОСТ.

    Для ряда актов - по материальным, финансовым и другим важным вопросам – необходимо также заверение печатью .

    Формуляр акта

    Наименование министерства Гриф утверждения

    или ведомства (при необходимости)

    НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

    Наименование структурного

    подразделения

    А К Т

    Место издания

    Заголовок к тексту

    Основание: Распорядительный или нормативный документ, послуживший основанием

    для написания акта (через один интервал)

    Составлен комиссией:

    Председатель Наименование должности И.О. Фамилия

    Члены комиссии: Наименование должности И.О. Фамилия (располагаются в алфавитном порядке через один-полтора интервала, нумеруются арабскими цифрами)

    Присутствовали: Наименование должности И.О. Фамилии лиц, присутствовавших при составлении акта

    Текст констатирующей части акта: описание проведенной работы, фиксация установленных фактов, выводы и заключения комиссии, конкретные предложения.

    Констатирующая часть может быть разделена на пункты или оформлена цифровой таблицей. Текст пишут через 1,5 интервала.

    Приложение: (если необходимо)

    При необходимости указывают количество экземпляров (через 2-3 интервала от текста или приложения).

    Составлен в двух экземплярах:

    1-й – кому (куда)

    2-й – кому (куда)

    Председатель Личная подпись И.О. Фамилия

    Члены комиссии Личная подпись И.О. Фамилия

    Личная подпись И.О. Фамилия

    Присутствовали Личная подпись И.О. Фамилия

    Протокол – документ, создаваемыйколлегиальным органом или группой лиц по вопросам, требующим совместного обсуждения и принятия решения на собраниях, совещаниях, конференциях, заседаниях. На основании протокола издаются распорядительные документы – постановление, решение.

    От протоколов заседаний, создаваемых в управленческой деятельности организаций, следует отличать протоколы следственных, административных органов, органов охраны общественного порядка (протокол санитарного инспектора, протокол дорожно-транспортного происшествия, протокол правонарушения и др.), а также протоколы договорного типа (протокол разногласий, протокол согласования разногласий, протокол согласования цены и пр.).

    Обязательному протоколированию подлежат заседания постоянно действующих и временных коллегиальных органов (коллегии федеральных органов исполнительной власти, собрания трудовых коллективов, собрания акционеров, заседания советов директоров и др.).

    Протоколы оформляются на основе черновых рукописных записей хода заседаний, стенограммы заседания или звукозаписи, а также материалов, подготовленных к заседанию (текстов докладов, выступлений, справок, проектов решений, повестки дня, списков приглашенных и т.п.).

    Протокол ведется, как правило, во время заседания, а оформляется не позднее чем через три (пять) дня со дня проведения заседания на общем бланке, или на чистом листе бумаги формата А4 с расположением реквизитов по типу общего бланка, или на специальном бланке протокола. Если протокол содержит несколько страниц, то на бланке оформляется только первый лист, а последующие страницы - на обычной бумаге.

      Дата протокола - дата ПРОВЕДЕНИЯ совещания, а не оформления протокола. Если заседание продолжается несколько дней, то указывается дата начала заседания и через тире дата окончания, напр., 20 - 25.07.2008.

      Номер протокола – порядковый номер заседания коллегиального органа в течение года (календарного, учебного и др.).

      Заголовок к тексту – указание на вид коллегиального органа в родительном падеже (заседания, совещания, собрания ) и название коллегиального органа (заседания чего? - кафедры русского язык; совещания чего? - аппарата управления ).

      Место составления протокола указывается по факту проведения заседания и должно соответствовать почтовым правилам РФ: г. Дубна Московской обл.(20).

    По способу записи протоколы могут быть стенографическими, фонографическими, конспективными,по полноте записи - полными и краткими..

    В кратких протоколах указывают повестку дня, фамилии выступавших, темы выступлений и принятые решения; текст полностью НЕ приводится.

    Краткие протоколы могут вестись на оперативных производственных совещаниях, а также в тех случаях, когда заседания стенографируются или записываются с помощью звукозаписывающей аппаратуры. Подписанные председателем и секретарем стенограммы прилагаются к протоколу.

    Такие протоколы не дают полного представления о ходе обсуждения вопросов, поэтому предпочтительнее полныепротоколы.

    Полный протокол содержит запись всех выступлений по ходу совещания (заседания).

    Структура протокола (как полного, так и краткого) состоит из трех частей:

      заголовочная (вводная), содержит информацию о председателе, секретаре, присутствующих, приглашенных и повестке дня;

      основная, фиксирует ход заседания;

      оформляющая, подписи участников.

    1) Заголовочная (вводная) часть протокола с юридической точки зрения обычно несет в себе большую смысловую нагрузку. Например, протокол не может считаться действительным, если на заседании не будет кворума (достаточного числа участников для принятия решения), поэтому важнейший элемент преамбулы – состав присутствующих. В зависимости от характера события эти сведения могут оформляться отдельным документом или перечисляться поименно. Также необходимо в этой части перечислить приглашенных, состав которых нередко имеет определяющее значение для постановляющей части протокола.

    Заголовочная часть начинается с указания фамилии председателя и секретаря. После слов председатель и секретарь возможно тире. Инициалы имени и отчества можно поставить и перед фамилией.

    Следующий элемент вводной части с указанием состава присутствующих отделяется от предыдущего элемента двумя межстрочными интервалами:

    Если присутствующих на заседании не более 15 человек, то после слова «присутствовали» ставится двоеточие, далее указываются фамилии, инициалы в алфавитном порядке (последовательность указания фамилии, инициалов имени и отчества не имеет значения) без наименования должности через один межстрочный интервал.

    Если (на расширенных заседаниях) общее количество присутствующих больше 15, то состав присутствующих указывается количественно, а пофамильный список прилагается к протоколу, о чем делается соответствующая запись: Присутствовали 45 работников (список прилагается).

    Аналогичным образом оформляется состав приглашенных, но с указанием их должности с включением в нее наименования организации (для иногородних указывается также географическое название места, откуда они прибыли).

    Ниже состава присутствовавших (или приглашенных) через 2-3 межстрочных интервала оформляется повестка дня.

    Оба слова печатаются на отдельной строке без абзацного отступа (допустимо - прописными буквами), после них можно поставить двоеточие, точка в конце не ставится. Возможно расположение этих слов по центру.

    С новой строки перечисляются вопросы, выносимые на рассмотрение коллегиального органа. В конце формулировки пункта точка не ставится. Каждый вопрос нумеруется арабскими цифрами и начинается с предлога О /об.

    В повестке дня НЕ рекомендуются вопросы типа «РАЗНОЕ». Каждый вопрос должен иметь четкую формулировку. Вопросы в повестке дня располагаются по степени их важности. В ряде случаев (при протоколировании заседаний коллегий министерств, комитетов) повестка дня может прилагаться к протоколу. Тогда она не вносится в текст протокола, делается лишь отсылочная запись: Повестка дня заседания прилагается.

    Вместо слов «повестка дня» возможны другие варианты: Рассмотренные вопросы.

    2) Основная часть текста протокола строится по разделам, соответствующим пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме:

    СЛУШАЛИ

    ВЫСТУПИЛИ

    ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)

    Каждое из этих слов пишется прописными буквами на отдельной строке, после них может ставиться двоеточие.

    В разделе СЛУШАЛИ в кратких протоколах указывается фамилия, инициалы выступавшего (докладчика) и тема его выступления. В полной форме приводятся: фамилия и инициалы докладчика в родительном падеже (Слушаликого ), содержание его доклада (сообщения, информации, отчета). После фамилии выступающего ставится тире и передается или стенографическая запись выступления или краткое ее содержание.

    Изложение выступления формулируется от третьего лица. При наличии текста выступления или тезисов они не записывается в протокол, а через тире после фамилии делается запись: Текст доклада прилагается.

    Аналогично оформляется часть текста, начинающаяся словом «выступили», но фамилии выступающих указываются в именительном падеже и отвечают на вопрос кто? После тире косвенной речью записывается содержание выступления. Каждое выступление начинается с новой строки, с абзаца.

    В этом разделе в кратких протоколах указываются только фамилии и инициалы лиц, выступивших в обсуждении, дискуссии по вопросу и принятому решению. При необходимости после фамилии выступившего указывается его должность.

    В полных протоколах фиксируется также сами выступления, включая вопросы к докладчику. Вопросы и ответы на них оформляются так:

    Вопрос: Какие финансовые документы были подготовлены к предстоящей встрече представителей фирм?

    Ответ: Бухгалтерские документы кассового и мемориального порядка.

    В особо важных случаях выступивший должен завизировать протокол. Визапроставляется на левом поле документа, на уровне записи выступления.

    В разделе ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ ) записывается принятое решение. Оно может иметь инструктивный и распорядительный характер и начинаться глаголом неопределенной формы:обеспечить, выделить, направить, поручить, представить, завершить, реорганизовать и пр.

    Текст этой части может иметь позитивные оценки: одобрить, утвердить, огласить и др. Иногда указываются результаты голосования по каждому пункту повестки дня, например, заседания ученого совета по присуждению ученых степеней кандидатов и докторов наук:

    За – 15,

    Против – 1,

    Воздержалось – 1.

    Единогласно.

    Решение формулируется кратко, четко, конкретно, недвусмысленно. Текст делятся на пункты, подпункты 1.1, 2.1. и т.д. Постановляющая часть не должна содержать общие формулировки типа ПОВЫСИТЬ, ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ и пр. Четкость и конкретность по схеме –ЧТО выполнить, КОМУ, К КАКОМУ СРОКУ .

    3) В оформляющей части проставляются подписи председателя и секретаря заседания.

    Некоторые протоколы, например, заседания комиссии по трудовым спорам или совета директоров акционерного общества подписываются всеми присутствовавшими на заседании членами комиссии или совета. Личные подписи проставляются на первом экземпляре документа.

    Значительная часть протоколов является документами постоянного или долговременного сроков хранения (протоколы заседаний ученых советов, протоколы учредительных собраний негосударственных организаций и их ликвидации, протоколы счетных комиссий и т.д.).

    Протоколы подлежат обязательной регистрации по месту их создания. Отдельные протоколы подлежат утверждению или вышестоящим органом, или руководителем ведомства.

    Формуляр протокола

    Наименование министерства

    или ведомства

    НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

    Наименование структурного

    подразделения

    ПРОТОКОЛ

    00.00.200___ №

    Место издания

    собрания трудового коллектива (в род. падеже)

    Председатель - Фамилия И.О.

    Секретарь - Фамилия И.О.

    Присутствовали: И.О. Фамилии членов коллегиального органа (в алфавитном порядке)

    Приглашенные: должность, И.О. фамилии (в алфавитном порядке)

    ПОВЕСТКА ДНЯ:

    1. О чем слушался вопрос. Доклад (отчет, сообщение), наименование должности, И.О. Фамилия в род. падеже.

    1. СЛУШАЛИ:

    И.О. Фамилия (в род. падеже) – Запись доклада от третьего лица или -Текст доклада прилагается.

    ВЫСТУПИЛИ:

    И.О. Фамилия (в именит. падеже) – Запись выступления от третьего лица или – Текст выступления прилагается.

    ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)

    1.1. Постановляющая часть по схеме: действие – исполнитель – срок.

    2. СЛУШАЛИ:

    Рассмотрение второго вопроса повестки дня по схеме первого вопроса.

    Председатель личная подпись И.О. Фамилия

    Секретарь личная подпись И.О. Фамилия

    В разделе на вопрос В чём разница между актом и протоколом? заданный автором Ася Мешавкина лучший ответ это Акт - это документ, подтверждающий совершение некоего события (действия) . Проще говоря, актом подтверждается, что в конкретном месте и в конкретное время при конкретных обстоятельствах произошло конкретное событие. Акты имеют право составлять как любые граждане, так и любые юридические лица.
    Протокол - это документ, квалифицирующий событие (действие, бездействие лиц) как правонарушения (28.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях) . В отличии от акта, в протоколе помимо указания места, времени и обстоятельств совершения события, делается вывод о том, что данное событие является правонарушением. Протоколы имеют право составлять только уполномоченные на то лица, которым законодательством предоставлено право давать правовую оценку событию, указанному в протоколе. Таким образом, если в акте делается вывод о том, что событие является правонарушением, это уже, по сути, протокол, несмотря на то, что такой документ назвали актом. А протокол имеет право составлять только уполномоченное лицо. Соответственно, действия должностного лица по составлению такого протокола могут быть обжалованы.
    Например:
    Налоговый инспектор составил документ под названием АКТ, в котором указал, что продавец нарушил правила торговли, т. е. совершил административное правонарушение по ст. 14.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях. В данном случае, несмотря на то, что документ называется актом, по сути, он является ПРОТОКОЛОМ. А протокол по ст. 14.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях имеет право составлять только должностное лицо, уполномоченное законодательством давать правовую оценку событиям. Налоговая инспекция не входит в перечень органов, которые уполномочены давать правовую оценку событиям. Следовательно, в случае признания действий должностных лиц неправомерными, данный ПРОТОКОЛ (несмотря на то, что он называется актом) должен быть признан недействительным на том основании, что составлен НЕ УПОЛНОМОЧЕННЫМ лицом
    Должностные лица обязаны давать в протоколах правовую оценку событиям (квалифицировать как правонарушение) только в пределах своих полномочий.

    Ответ от Ёветлана Карасева [гуру]
    По-моему, решение - это Постановление.
    Протокол составляет официальное уполномоченное лицо (мент) , а АКТ можем составить мы, техник-смотритель.. .
    Вот из Википедии - специально посмотрела:
    Протокол - запись в определённом формате, фиксирующая некие произошедшие (или происходящие) события (например: полицейский протокол, протокол собрания, протокол работы программы и т. п.) .
    Акт (документация) - документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события, в том числе

    ПРОТОКОЛ - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях.

    Протокол ведётся во время заседания секретарём, который конспектирует или записывает выступления участников заседания.

    Оформление протокола имеет ряд особенностей. Он составляется на чистом бланке или на чистом листе бумаги, на котором указывается наименование учреждения. Далее указываются реквизиты: вид документа, дата, номер и заголовок. Дата – день проведения, а номер порядковый с начала года.

    В заголовке протокола указывается название коллегиального органа, например:

    Ø ПРОТОКОЛ

    Заседания попечительского совета.

    Вводная часть оформляется в следующей последовательности:

    Ø Председатель – ФИО;

    Секретарь – ФИО;

    Присутствовали – ФИО в алфавитном порядке, затем должности и фамилии приглашённых. Если присутствующих более 10, указывается их общее количество.

    Повестка дня содержит вопросы, вынесенные на обсуждение. Каждый пункт повестки дня нумеруется, записывается с новой строки и отвечает на вопрос «о чём?» например:

    Ø Об итогах работы за первое полугодие

    Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки

    дня. Текст каждого раздела строится по схеме:

    Ø СЛУШАЛИ:

    Ø ВЫСТУПИЛИ:

    Ø ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)

    После двоеточия на следующей строке с абзаца пишутся ФИО выступавших и через

    тире – краткое изложение текста выступления.

    Если представлен текст выступления, то указывается: «текст выступления прилагается (приложение1)»

    Если в ходе выступления или в ходе обсуждения задавались вопросы, то они фиксируются вместе с ответами. Записи должны быть краткими в лаконичной форме. Постановление (решение) указывается в протоколе полностью. Текст постановления строится по образцу распорядительной части приказа.

    Протокол подписывается председателем и секретарём. К протоколу подшиваются представленные для рассмотрения материалы: справки, акты, доклады и т.д., которые оформляются как приложения

    Решения, принятые на собрании, доводятся до сотрудников в виде копии протокола или выписки постановляющей части из него, либо в виде других распорядительных документов: приказов, решений, составленных на основании протокола.

    Протоколы относятся к числу важных документов, поэтому хранятся 10 лет и могут передаваться на архивное хранение.

    АКТ – документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий факты события. Акты составляются в самых различных ситуациях и имеют много разновидностей: акт приема-передачи документов, акт списания материалов, акт приема работ и т.д.



    Акты составляются комиссией, постоянно действующей или назначенной по указанию руководителя.

    Акты оформляются на общем бланке, если являются внутренними документами. Если акт является внешним документом, то должен содержать справочные данные об организации

    Во вводной части акта указывается основание его составления. Это может быть ссылка на документ, или устное распоряжение руководителя, на какие-либо факты, события, действия.

    Акт может иметь заголовок, например:

    Ø Акт о контроле за закладкой продуктов питания на пищеблоке

    Ø Акт о недостаче материальных ценностей в ст. группе

    Ø Акт о списании малоценного инвентаря

    В основной части излагаются цели и задачи, существо и сроки проведённой комиссией работы, её результаты (выводы, заключения, предложения). Текст может делиться на пункты, подпункты и иметь табличную форму.

    После текста и отметки о приложении при необходимости указываются сведения о количестве экземпляров акта, о месте их нахождения и адресате, которому отправлены.

    Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении.

    Для ряда актов (по материальным, финансовым и др. важным вопросам) необходимо утверждение руководителем и заверение печатью учреждения

    С актом ревизии или проверки знакомя всех лиц, деятельность которых они затрагивают. При этом в акте после подписей составителей ставится отметка