Демонстрирует высокие темпы экономического роста. Однако именно в этой стране до сих пор проживают многочисленные племена, чей образ жизни и уровень развития неизменны с каменного века. Коренное население континента не умеет добывать железо, не знает письменности, у аборигенов Австралии нет календаря. Эти люди не пользуются привычными для современного человека достижениями. При этом именно австралийцы являются самой древней цивилизацией на планете.

Их культура уникальна и самобытна, она не имеет ничего общего с наследием других стран, поскольку континент долгое время находился в полной изоляции. На настоящий момент коренное население материка выделяется в самостоятельную расу — австралоидную. У каждого из многочисленных местных племен аборигенов Австралии свой язык, который по мелодике не похож ни на одно из европейских, африканских или азиатских наречий. Диалектов насчитывается более двухсот, причем подавляющее большинство из них существует лишь в устной форме, ведь письменность развилась лишь у нескольких племен.

Период завоевания Австралии

Согласно переписи населения, проведенной в 2001 году, аборигены Австралии составляют лишь 2,7 %. Это около полумиллиона человек, тогда как в XVIII веке, на момент высадки англичан, туземцев было более пяти миллионов. Колониальный период — один из самых сложных для аборигенов Австралии за всю историю, ведь в это время племена нещадно истреблялись и подвергались гонениям. Из благоприятных условий южного побережья с комфортным климатом аборигенам пришлось переселиться в засушливые пустынные районы на севере континента и в его центральной части.

Современный образ жизни аборигенов Австралии

С 1967 года, когда представители аборигенов Австралии добились равных прав с белым населением страны, положение коренного населения стало улучшаться. Многие племена при государственной поддержке ассимилировались и перебрались жить в города. Начали работать программы по повышению рождаемости и сохранению культурного наследия аборигенов. В 2007 году даже начал работать телевизионный канал для коренного населения, правда, вещание ввиду большого разнообразия наречий австралийских языков ведется на английском.

Довольно большой процент аборигенов Австралии на сегодняшний день задействован в сфере туризма. Так, большой популярностью у путешественников пользуются экскурсии в резервации — места, где коренное население сохранило свой привычный уклад. Выступают аборигены и в качестве проводников.

Кроме того, для туристов организовываются красочные представления с песнями, танцами и постановкой ритуальных обрядов. Многие австралийцы занимаются изготовлением и продажей сувениров — орудий труда и охоты, вязаной и плетеной одежды, утвари. Около десяти тысяч аборигенов, проживающих на северо-западе и в центре, до сих пор находятся по уровню развития в каменном веке. Благодаря им сохраняется уникальная культура местного населения Австралии.

Запрос путешествия

Имя * :
Телефон * :
E-mail * :
Количество человек:
Предполагаемые даты поездки:
Количество дней:
Категория отеля: 5* 4* 3*
Перелет: нужен
Город вылета:
Виза: нужна
Трансфер: нужен
Рассылка СПО (не чаще 2-3 раз в неделю): нужна
Являюсь постоянным клиентом компании: да
Согласен на обработку персональных
данных в соответствии с

Аборигены Австралии

Австралийские аборигены относятся к австралоидной расе, для представителей которой характерны массивное выступание вперед лицевой части черепа, темная кожа, рост волос на лице и теле, широкий нос, волнистые волосы. Численность коренного населения Австралии составляет (на 2001 г.) 437 тыс. человек. Аборигены живут в удалённых от городов районах Северной, Северо-Западной, Северо-Восточной и Центральной Австралии, некоторая часть - в городах.

Языки аборигенов

К началу европейской колонизации численность австралийцев составляла около 700 тыс. человек, объединенных примерно в 500 племен, говоривших более чем на 260 языках.

Австралийские языки имеют большое количество диалектов, которые сильно отличаются друг от друга, взаимопонимание между носителями некоторых из них невозможно. Автохтонные языки (то есть языки коренного населения) Австралийского материка не имеют четких генетических связей с другими языками. Их можно разделить на две основные группы: языки пама-нюнга, (характерны для южной части Австралии), и не-пама-нюнга (языки севера и северо-запада).

Предположительно, все языки Австралии являются родственными и произошли от единого протоавстралийского языка, однако эта гипотеза пока детально не доказана. Сведения о языках Тасмании еще более фрагментарны. Там существовало примерно девять общин, каждая из которых говорила на своем языке.

абориген с диджириду

Коренным австралийцам было свойственно многоязычие, взрослое население знало не менее трех языков. Со времени начала колонизации материка европейцами получили развитие новые языки — так называемые «пиджины».

Для аборигенов Австралии был характерен полигинный брак (многоженство), муж чаще всего был старше своей жены.

Быт и культура аборигенов

традиционная живопись аборигенов

Традиционными занятиями австралийских аборигенов являлись охота, рыболовство и собирательство, у населения островов Торресова пролива - ручное земледелие. Австралийцы охотились на животных и птиц, ловили рыбу, выкапывали корни и луковицы растений, собирали ягоды, листья, личинки насекомых, птичьи яйца, мед у пчел и ос, вылавливали моллюсков и ракообразных. У австралийцев не было домашних животных, за исключением собаки динго.


Все орудия изготавливались из камня, раковин, костей и дерева. Использовались охотничье оружие (копья), палки-копалки и корытца для переноски растительной пищи, мешки, сумки, веревки. В состав костюма аборигенов входили плетеные пояса, браслеты, головные уборы из перьев. Аборигены не применяли для охоты лук и стрелы, не использовали яд для копий.

В то же время, они знали ядовитые растения, подсыпали их в водоемы, чтобы отравить рыбу, эму и других птиц. Огонь добывали трением двух палок друг о друга. Использовались зернотерки, на которых растирались твердые корни и зерна, раскалывались орехи, дробились кости животных. Корни, клубни, семена вымачивали в воде или подпекали в костре. Змей сворачивали кольцом и запекали в золе. Мелких животных, птиц, гусениц и улиток жарили на углях. Крупную дичь разрубали на части и жарили на раскаленных камнях.

Аборигены вели полукочевой образ жизни. При длительных остановках строили шалаши из жердей, веток, камней, земли. Женщины занимались собирательством, мужчины охотились на крупную дичь. Женщины собранную ими пищу делили только внутри своей семьи. Крупное животное, принесенное мужчиной, делили между всеми членами производственной группы из нескольких семей, таким образом, мясную пищу получал широкий круг родственников. Когда пищевые ресурсы в радиусе 10-13 км от стоянки истощались, группа переходила на новое место.

Верования Аборигенов Австралии

флаг аборигенов в исполнении Австралии

Религия аборигенов Австралии связана с ритуальной жизнью племен и отражает тотемические культы, обряды инициации, интичиума (магического размножения животных своего тотема) и календарные обряды. Представления о космосе развиты слабо. Наиболее распространены мифы, объясняющие происхождение природных объектов - озер, холмов, деревьев и т.п. В мифологии выделяется «время сновидений», когда мифические герои совершили свой жизненный цикл, вызвали к жизни людей, животных, растения. Затем они превратились в священные предметы - скалы, деревья.

Мифические герои - это тотемные предки, прародители определенной породы животных или растений и, одновременно, определенной человеческой группы; в тотемических мифах встречаются кенгуру, собаки, змеи, крабы, эму, опоссумы. В мифах тотемные предки вводят различные обычаи и обряды, учат людей пользоваться каменным топором, добывают огонь. У северных племен есть образ матриархальной прародительницы, символизирующей плодовитую землю, у племен юго-востока - патриархальный всеобщий отец, живущий на небе.

Политика правительства в отношении аборигенов -

Колонизация, сопровождавшаяся истреблением австралийцев, вытеснением их в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями, привела к снижению их численности — до 60 тыс. в 1921 году. С XIX в. по 1960-е годы правительство Австралии забирало из семей аборигенов детей-полукровок и отправляло в лагеря по ассимиляции. Там они должны были научиться жить в белом обществе. В ходе этой государственной кампании в лагеря по ассимиляции было отправлено примерно 50 тысяч детей. Положение аборигенов стало улучшаться во второй половине XX века.

В 1967 г. ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически. С конца 1960-х гг. развивается движение за возрождение культурной самобытности, обретение прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев в условиях самоуправления, охраняющие их культурное наследие.

фотография 1906 года

В 2010 г. премьер-министр Австралии Кевин Радд принес официальные извинения коренным жителям Австралии за действия, которые совершили по отношению к аборигенам белые колонизаторы.

Официальные извинения от премьер-министра Кевина Радда

В настоящее время темпы роста численности аборигенов превышают средне-австралийские. Аборигены живут в отдаленных местностях и часто составляют там большинство населения. Так, свыше 27% населения Северной территории приходятся на долю аборигенов. Однако их уровень жизни ниже средне-австралийского. Немногие аборигены сохраняют жизненный уклад своих предков. Традиционные охота, рыболовство и собирательство утрачены.

марка Абориген Австралии

Смотреть видео Аборигены Австралии:

«Либералы были и остаются идеологами буржуазии, которая не может мириться с крепостничеством, но которая боится революции, боится движения масс, способного свергнуть монархию и уничтожить власть помещиков. Либералы ограничиваются поэтому «борьбой за реформы», «борьбой за права», т.е. дележом власти между крепостниками и буржуазией» Ленин, 1911г.

Содержание статьи

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ , коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи . Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии , выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Разделение труда происходило по половозрастному принципу. Мужчины охотились на крупных животных, были воинами и блюстителями закона и религии. Женщины собирали растительную пищу и мелких животных и растили детей. Аборигенные группы были в основном эгалитарными без вождей и наследуемого статуса. Однако их общество было геронтократическим. Как накопившие наибольшие знания о природных ресурсах и религии мужчины среднего или более старшего возраста пользовались наибольшим авторитетом и обладали наибольшим престижем. Женщины старших возрастов также обладали большим авторитетом и престижем. В основе социальной организации лежало родство. Родственные отношения отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых могло несколько разниться в разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени более близкого родственника. Это утверждение справедливо для случаев как прямых родственников (родители, внуки, дети и т.д.), так и боковых (братья, сестры, кузены, кузины и т.д.). Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими близкими родичами.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Ритм отбивался ударами специальных резонирующих палочек или постукиванием бумерангов друг о друга, либо похлопыванием сложенными в лодочку ладонями о бедра или ягодицы. У аборигенов существовал только один традиционный духовой инструмент – диджериду, представляющий собой пустотелый кусок дерева или бамбука длиной ок. 1,2 или 1,5 м с внутренним диаметром 3,8-5,0 см. Нотный диапазон этого инструмента ограничен, но с его помощью можно создавать сложные узоры тона и ритма. В последние годы этот инструмент применяется в западной музыке для создания специальных эффектов и используется рок-группами современных аборигенов.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Еще более опустошительными, чем кровавые бойни, были болезни. Оспа, сифилис, туберкулез, корь, грипп, а позже проказа, принесенные в Австралию поселенцами, резко сократили численность аборигенного населения. Остатки многих обездоленных племен были вынуждены скитаться вблизи поселений, полагаясь на подачки пищи и одежды и живя в самодельных или временных лагерях. Многие аборигены пристрастились к алкоголю и табаку. Несмотря на создание резерваций, под которые обыкновенно отводились невостребованные маргинальные земли, и на введение патерналистского «защитного» законодательства, численность аборигенов продолжала снижаться, достигнув в 1933 уровня в 74 тыс. человек. Только в редко заселенных полузасушливых регионах аборигенам удалось приспособить свой образ жизни к жизни поселившихся там овцеводов и других скотоводов. Во многих местностях овцеводство было фактически возможным только благодаря наличию там дешевой рабочей силы аборигенов. И только в отдаленных пустынях и в крупной резервации Арнемленда аборигенная культура сохранилась вплоть до середины 20 в., когда традиции аборигенного художественного творчества начали возрождаться и получили новое направление.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.

Австралию и Океанию традиционно делят на 4 историко-этнографических области: Австралия, Полинезия, Меланезия и Микронезия. К Австралии обычно присоединяют расположенный рядом остров Тасмания.

Австралийские аборигены весьма специфичны и образуют особый австралоидный тип расы (тёмная кожа, чёрные волнистые волосы, обильная растительность на лице, сравнительно толстые губы)

Языковая принадлежность:

Относятся к австралийской надсемье, включающей в себя 20 с лишним групп. Язык беден абстрактными понятиями и числовыми характеристиками.

Основные занятия:

Охота у мужчин (на кенгуру и других сумчатых и птиц с помощью копий (оснащённых копьеметалкой), палиц, бумерангов. Из способов охоты характерны активные).

Собирательство у женщин (с помощью заострённой палки-копалки)

Рыболовство мало распространено из-за скудной гидрографической сети.

Жилища:

Шалаши, заслоны, навесы (строились в сезон дождей или ветра)

Одежда:

Не использовали. Существовали только набедренные повязки – украшения.

Пища:

Употребляли все продукты, имеющие биологический статус. Приготовляли с помощью земляной печи. Варёной еды не знали.

Социальная организация:

Единицей устройства считается племя (но не в том проявлении как представляется нам – а население, объединённое одним диалектом). Каждое племя делилось на две экзогамные половины – фратрии (брак в них строго воспрещён). Фратрии в свою очередь делились на 2 или 3 брачных секции (Мужчины из класса А женились на женщинах из класса С и их ребёнок попадал в В или Д)

В неблагоприятные времена создавались хозяйственные коллективы. В сезон массового загона скота собираются коллективы до 800 чел.

Основная часть населения патрилинейного типа родства, только на с-в и ю-з матрилинейного.

Верования:

Преобладающей формой верований является тотемизм. Австралийские тотемы наиболее приближены к окружающей среде – взяты из представителей фауны.

Тотем – животное, которое является символом данной группы. Считается предком (от этого животного произошли люди племени).

Культура:

Народное творчество весьма оригинально. Фольклор тесно связан с религиозными верованиями. Корробори – характерные австралийские пляски.

Чуринга – дощечка с надписями (регулятор рождаемости)

12.Культура Меланезии и Микронезии

Австралию и Океанию традиционно делят на 4 историко-этнографических области: Австралия, Полинезия, Меланезия и Микронезия. В состав Меланезии включают: Новую Гвинею, архипелаг Бисмарка, Соломоновы острова, Фиджи и др. К Микронезии относятся: Марианские, Каролинские, Маршалловы острова и др.

Антропологическая характеристика:

В новой Гвинее: Папуасы и меланезийцы (тёмная кожа, курчавые волосы, толстые губы, широкий нос) Австралоиды + монголоиды

Языковая принадлежность:

Языки, на которых говорят эти народы не образуют единой генетической группы, а распределены по нескольким надсемьям. Австронезийские и папуасские языки.

Основные занятия:

земледельцы (Подсечно-огневое; возделывают таро, ямс, батан, банан, кокосовая пальма, хлебное дерево с помощью каменного топора, сажального кола, узкой лопаты, реже встречается мотыга). Из домашних животных знают свиней, кур и собак. В новой Гвинее + охотятся на диких свиней, мелкую птицу, ящериц, змей (с помощью лука и стрел). В Меланезии + морское рыболовство с помощью сетей, корзин и т.п. иногда даже травят ядом; слабо развито гончарство. Ярко развит обмен. В Микронезии + возделывали рис, было известно искусственное орошение, на западе известно гончарство, на востоке – горизонтальный ткацкий станок.

Жилища:

Селятся обычно небольшими деревнями. Хижины свайного типа или наземные из бамбука и коры, кроются пальмовыми листьями. Форма дома прямоугольная, реже – круглая. Иногда на фундаменте или одна крыша на столбах. Передвигаются на лодках.

Одежда:

У мужчин – пояс, обмотанный несколько раз и пропущенный через ноги. У женщин – юбочка из растительных волокон. Украшения носят в основном мужчины + у всех татуировки тела.

Пища:

В Гвинее в основном растительного происхождения, мясо употребляют редко. Приготавливают в земляной печи и на открытом огне.

Социальная организация:

Делятся на племена - этнические общности. У папуасов род отцовский, у меланезийцев и большинства микронезийцев – материнский, строго сохраняется обычай экзогамии, жена поселяется в общине мужа. Выделяются Большие люди – вожди. Взрослые мужчины селятся отдельно – в мужские дома. Существует поло-возрастное разделение труда.

У Папуасов союз родов – самое крупное социальное объединение, которое имелось у папуасов к моменту контакта с европейцами. Меланезийцы превосходят по общественному развитию.

Верования:

У папуасов – тотемизм. У меланезийцев – МАНА (присуща разным явлениям природы, некоторым могущественным людям, их душам после смерти). Распространён так же культ предков и различные формы магии. У микронезийцев + некоторые элементы шаманизма.

Культура:

У папуасов фольклор тесно связан с верованиями, у меланезийцев меньше (представлен мифологическим эпосом, сказками, историческими преданиями). Из музыкальных инструментов представлены барабаны и гонги, роги из раковин. Музыку всегда сопровождают пляски.