Каждый индивид имеет своё представление о плохих и хороших чертах характера. Одни качества определённая личность может оценить как положительные, другие – как отрицательные. В то время как другая личность даст этим понятиям совсем другую характеристику. Все мы сами решаем, что для нас плохо, а что хорошо, и нельзя дать точную дефиницию понятию «честь» или «честолюбие».

Определение термина честолюбие

Википедия даёт нам следующее определение термину «честолюбие»: закреплённое в характере стремление личности достичь успехов в соответствии с личными целями в таких сферах жизни, как личная производительность, успех, признание, влияние, лидерство, знания или власть. Таким образом, честолюбие – это желание индивида добиться определённых успехов. Можно сделать вывод, что это качество является положительным по своему характеру, ведь нельзя посчитать желание индивида достичь высот отрицательным качеством личности. Однако многие психологи придерживаются обратной точки зрения.

Честолюбивая личность в психологии – это индивид, который находится в постоянном поиске почитания, уважения со стороны других людей. Ему нравится, когда люди буквально «смотрят ему в рот», восхищаясь его подвигами и успехами. Таких людей можно встретить и в сказке, и в реальной жизни. Приведём пример из литературы. Персонаж по имени Честолюбец встречается в популярной сказке для взрослых. Сент-Экзюпери во всей красе представляет индивида в «Маленьком принце», который хочет, чтобы все восхищались им и подражали ему.

Признаки честолюбивой личности

Термин «честолюбие» можно разбить на два слова: честь и любить. Словосочетание «любить честь» звучит положительно только в том случае, если индивид, жаждущий чести, действительно делает хорошие поступки и добивается успехов на пути к поставленной цели. Другая сторона этого аспекта – желание добиться поставленных целей несмотря ни на что, при этом ущемляя интересы окружающих и ставя собственную персону выше других. Это в психологии является показателем эгоистичного поведения, что не является положительным качеством личности. Многие великие психологи говорили о том, что эгоизм – это грех человеческой души.

Существует несколько признаков, по которым можно узнать честолюбивую личность.

  1. Эгоизм – это первый признак эгоистичного индивида. Личность, стремящаяся к почитанию - это эгоист. В этике существует понятие «эксплуататорской ориентации», согласно которой личность пользуется окружающими людьми для достижения собственных целей. Такие люди не воспринимаются обществом, им тяжело завести друзей и знакомых. Для честолюбивой личности честь – это лишь мираж, который они хотят создать, чтобы подняться в глазах окружающих.
  2. Амбиции у честолюбивых людей обычно завышены, однако не оправданы. Индивид может поставить слишком много целей, которых он не может достичь как физически, так и эмоционально. Честолюбивая личность может соврать об объёме работы, который он в состоянии выполнить. Такой индивид может с лёгкостью врать для своей выгоды.
  3. Гордыня – это один из признаков, отличающих честолюбивую личность. Её ни в коем случае нельзя путать с гордостью. Гордыня является одним из смертных грехов. У таких людей обычно завышенная самооценка, они высокого мнения о себе и о своих возможностях. Такие люди также не принимаются обществом, отвергаются им.
  4. Острое реагирование на критику – это довольно распространённый признак, встречающийся у честолюбивых людей. При формировании личности возникает два пути – принимать критику и адекватно её оценивать или отвергать критику и остро на неё реагировать. Люди, которые желают чести, обычно не могут адекватно воспринимать критику и реагируют агрессивно и раздражительно.

Как избавиться от честолюбия

Корни этого качества лежат в детстве. Если ребёнка всегда учили быть первым, получать отличные оценки, преуспевать во всех видах деятельности и делать всё «лучше всех», в нём может развиться желание получать почести и похвалу за проделанную работу. Стоит помнить, что честолюбие – отрицательное и положительное качество, которое имеет свои преимущества и недостатки. Если же индивид почувствовал, что хочет от него избавиться, стоит поискать причины возникновения такой черты характера в раннем детстве.

Существуют различные тренинги и упражнения, которые позволяют бороться с честолюбием.

Важный пункт в любом из таких упражнений – это определение самооценки индивида и правильный анализ. Самооценка может быть:

  • адекватной;
  • неадекватной;
  • средней;
  • высокой;
  • низкой.

Идеальный показатель – это средняя адекватная самооценка. При адекватном анализе люди, стремящиеся к почитанию, замечают, что их самооценка высокая и неадекватная. В некоторых случаях честолюбивые люди имеют высокую адекватную самооценку.

Честолюбивые люди в некоторых случаях действительно добиваются больших успехов. Яркий пример – Стив Джобс. Он считал себя амбициозной, в меру эгоистичной личностью, которая резко реагирует на критику. Таким образом, каждый индивид сам решает, является честолюбие положительным или отрицательным качеством личности, а затем принимает решение, стоит ли избавляться от этого качества или, наоборот, развивать его.

1. Выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почётному положению в какой-либо области деятельности, сфере общественной жизни.

2. Жажда власти.

3. Жажда известности, славы, почестей.

3. Любовь к чествованию, принятию почестей.

4. Моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, свершаемых для достижения общественного признания, престижа, почёта, славы и т.п.

5. Социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни.

6. Стремление к высокому, почётному положению.

Пояснения:
Честолюбие получает распространение в обществе с возникновением социального неравенства людей.

Нормальное, умеренное Честолюбие не является пороком, т.к. образует один из важнейших мотивов социальной деятельности людей. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть в отдельных случаях относительно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Но, будучи индивидуалистическим по своему характеру мотивом, оно препятствует воспитанию личности в духе сочетания личных и общественных интересов. В честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами.

Гипертрофированное (непомерное и не подкреплённое собственной значимостью) Честолюбие близко по значению к тщеславию. Но, в отличие от тщеславия, Честолюбие связано не столько с жаждой приобретения дешёвой или выдуманной славы и признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды.
В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, Честолюбие приобретает значение морального качества личности.

Болезненное Честолюбие превращается для его обладателя в постоянное переживание несчастья, порождает чувство хронической неудовлетворённости жизнью, зависть к чужому успеху.

Крайняя форма Честолюбия - карьеризм.

Честолюбие у детей часто формируется родителями и педагогами, которые в силу собственных амбиций считают своих детей самыми яркими и одарёнными личностями.
В определённой мере стимулирование Честолюбия может сыграть и положительную роль в развитии личности. Но если детские способности оказываются иллюзорными и не реализуются по мере взросления детей, то честолюбивые устремления могут стать причиной моральных и психических травм.
Честолюбие педагогов и родителей часто способствует формированию хвастовства, заносчивости, неуважения к другим людям. Поэтому важно корректировать не только Честолюбие детей, но и своё, взрослое Честолюбие по отношению к детям.

Честолюбие – это стремление человека получить высокое положение, определенные почести, достичь видимых успехов, признаваемых окружением и в идеале имеющих конкретное измерение, выражающееся в оценках, цифрах, наградах, трофеях. Для честолюбивого человека важно иметь наивысшие результаты. Понятие честолюбие раскрывается через два свои корня и обозначает любовь к чести.

Честолюбие значение слова имеет синонимичность по отношению к тщеславию. В крайнем своем выражении честолюбие может устремляться к алчности, которая, однако, находится в тесной связи со стяжанием именно материальной выгоды, тогда как тщеславие и честолюбие используют конкретные физические блага только опосредованно.

Что такое честолюбие?

Честолюбивый человек и сам может отдавать отчет себе, что где ни оказался бы – везде он готов навязать свои правила, даже людям, которых только узнал. Признание ошибки приносит ему болезненные ощущения, мысль, что он достоин большего, не покидает. Честолюбивый человек хочет не иметь конкурентов ни в одной сфере – кроме себя самого. для него есть двигатель прогресса, средство достижения личных целей. Такой человек на достигнутом не останавливается, стремится постоянно к большему, а, значит, становится сильнее, готов больше работать и совершенствоваться.

Тщеславие и честолюбие делают индивида эгоистичным и даже неприятным для других. завладевает человеком и заставляет смотреть на мир под искаженным углом. перестает соответствовать текущим условиям. Человеку уже кажется, что у него есть право навязывать другим свое мнение, он становится неуживчивым в коллективе, ему сложно найти общий язык с окружением. Жажда успеха вынуждает вступать с совестью в сделку, идти ради победы по головам. Такие личности часто в итоге достигают своего, но остаются одинокими, с обилием душевных травм и эмоциональных блокировок.

Психоаналитик Карен Хорни исследовала понятие честолюбие в качестве одной из невротических потребностей – болезненное стремление к личным достижениям. От того, удается ли быть лучшим – зависит его . Мы все сталкиваемся с примером невротического честолюбия уже в школе, знаем детей, страдающих от полученной низкой оценки, что для них есть удар по . Во взрослости это перерастает в желание быть лучшим любовником, писателем, спортсменом, иметь высшие показатели на производстве, престижные награды, зарабатывать больше всех.

Невротическое честолюбие менее вредно для окружающих, чем остальные невротические потребности захватнического типа, ведь направлено оно на своего обладателя. Честолюбие разрушающе воздействует лично на него, приносит неспособность принимать себя, какой есть, в полной мере и со всеми естественными , чувствами, переживаниями проживать свою жизнь. Такому человеку необходимо обязательно получить оценки, доказать через свою деятельность прежде всего себе самому – его «Я» существует и имеет вес. Ему крайне важно запечатлеть, зафиксировать свою деятельность, чтобы предъявить ее результаты окружающим как доказательство своего существования. Это напрямую влияет на то, сможет ли невротик снизить уровень , который зашкаливает, если у него нет видимых, зримых подтверждений его продуктивной и результативной деятельности.

Невротическое честолюбие вынуждает человека и к деструктивным действиям – стремлению нанести поражение своим явным или мнимым соперникам, любым способом выиграть в соревновании и конкурентной борьбе.

Как выявить, что честолюбие имеет невротический характер? Его симптомом является острый , которая при невротическом тщеславии воспринимается как унижение. Еще фактор – это неустанное подталкивание самого себя к большим свершениям, что происходит, несмотря на непрекращающуюся тревогу. Награды и трофеи не приносят такому человеку радость, нет переживания подлинного глубинного удовлетворения от них. Достижения лишь подталкивают к отметкам еще более высоким, что помогут расправиться с тревогой. Они просто на короткое время понижают тревогу, чувство – успокаивают внутреннего критика, интериоризированного обвинителя. Такой невротик не имеет мира с собой, сам не принимает себя.

Честолюбие, как избавиться?

Если вы начали отмечать, что ваш ребенок начал проявлять симптомы невротического честолюбия – нужно убедить его, что вы станете его любить и принимать даже вне зависимости от того, что за отметку он принесет из школы. И дать прочувствовать вашу безусловную любовь. Расскажите ему истории о неудачах из жизни окружающих, истории, связанные с падениями – с той целью, чтобы на этих примерах ребенок научился чувствовать, что все неудачи это просто обратная связь. Постарайтесь снизить страх неудачи, чтобы она не ассоциировалась с унижением, тем самым перенаправив или смягчив невротическое честолюбие, сделав его менее острым и болезненным. В общем, как и для иных невротических потребностей, согласно подходу Карен Хорни – для разрешения этого комплекса важно ослабить идеализированный образ, завышенные представления о себе, обучиться принимать себя, относиться без ненависти и презрения к себе.

Есть интересное мнение, что честолюбие в противовес является главной движущей силой человечества. Человек постоянно хочет большего, смотрит на окружающих и отмечает их успехи: повышение в должности, покупку новой машины, отдых на модном курорте с обилием впечатлений.

Честолюбие рождает нежелание чувствовать себя проигравшим и выигрывать у всех и постоянно. Действительно, это влечет человека вперед, учась у других и получая примеры – он имеет к собственному успеху. Люди создают инновационные технологии, развивают науку, кто-то побывал в космосе, придумал социальные сети, а остальные тянутся к лучшему, стараются приобрести его и возобладать. И так человечество движется вперед благодаря честолюбию и . Но является ли такое честолюбие единственным и верным залогом силы и успеха?

Многие при этом не соглашаются с подобным взглядом, утверждая, что истинному честолюбие не нужно, честолюбие может даже быть знаком об отсутствии таланта и его .

Честолюбие способно иметь разную природу. То честолюбие, которое связано с жаждой обладания и доминирования обычно считается негативным качеством. В противовес ему некоторые выделяют здоровый азарт, который мотивирует и помогает достигать вершин вслед за талантом.

Существует эстетическая теория Чуковского, что хорошо получается только то, чего человек не хочет. То есть гениальные результаты приносит непрагматическая деятельность. Примером является Стив Джобс, который стал поистине великим бизнесменом не благодаря желанию денег, успеха, почестей. Он был увлечен идеей в создании принципиально нового и очень ценного для человечества, вложив в свое устремление все силы. То есть для успеха нужно поставить себе высокую, честолюбивую цель, которая должна быть не прагматической – а более высокой, чем просто желание, например, денег, которые будут уже лишь следствием.

А может, честолюбие есть стремление к бессмертию? Желанию оставить что-то после себя. «Всем лучшим во мне я обязан смерти». Ведь не будь наша жизнь конечна, если бы не необходимость реализовываться на этом отведенном участке жизни, то стимула создать, выделиться, запомниться, оставив след, не было бы. Идея смерти очень сильно подталкивает оставить какие-то признанные ценности, доброе или известное имя, что есть некий синоним чести. С такой точки зрения честолюбие значение слова раскрывает не через любовь к почестям, а как устремление к личной чести. И эта мотивация считается гармоничной, так как способствует истинному росту. Итак, мы можем рассуждать о честолюбии разных уровней.

Честолюбие это хорошо или плохо?

Где грань между здоровыми амбициями и честолюбием? Например, спортсмен или актер должен считать себя лучшим – иначе он не добьется высоких результатов. Уверенность в себе, позиционирование самого себя лучшим и вера в это сподвигают его к большой работе над собой. Просмотрев взгляды на этот вопрос за последние 2000 лет истории в разных течениях, мы увидим даже противоречивые подходы в религиях. В православии догмат самоуничижения пронизывает вероучение красной нитью. Карьера, самолюбие, желание быть первым, достигнуть высот и доказать что-то себе или окружению – считаются плохими вслед за наставлениями Библии быть последним. В противовес им культивируются скромность, самоуничижение, осознание своей ничтожности и смирение как единственный выход. Честолюбие здесь связано с гордыней и считается грехом.

В католичестве уже иной подход – человека нужно уважать, не опускаться до самоуничижения и посыпания головы пеплом. Человек здесь уже не плох, а в протестантстве и вовсе хорош – успех, работа, деньги, благополучие рассматриваются как дары свыше, благословение. Такой подход способствует продвижению в жизни, созиданию даже на уровне целого народа. Красивая архитектура, комфортные автомобили, качественные вещи и хорошее образование – вот то, с чем ассоциируется у нас европейский и американский уклады жизни, исповедующие католичество и протестантизм. Однако при избытке внимания к таким благам теряется грань между здоровыми амбициями, в целом положительном устремлением к успеху и честолюбием, успех становится самоцелью, подчиняя все устремления человека.

Подход же, скорее свойственный православию, что необходимо сохранять душу и бороться со страстями честолюбия – в своем избытке также дает искажения в человеческой душе, появляется к более успешным людям и тяга к комфорту одновременно с крайним осуждением, что расщепляет психику, вынуждая человека использовать целый комплекс механизмов . Что в итоге победе над честолюбием не способствует, а напротив, поляризует психику и придает новые обороты .

Конечно, истина посередине. При более внимательном, скрупулезном изучении мы восстановим баланс, найдя общий изначальный смысл, который уже в последствии развился в противонаправленные течения. Наставление садиться на место последнее иногда выглядит несколько манипулятивным, словно я специально себя унижаю, а в тайне с этой же жаждой успеха надеюсь, что меня возвысят. Это иносказательное наставление, однако имеет глубокий смысл. Не садиться на первое место – не стараться быть лидером по форме. А сесть на последнее, сначала внутренне став им и доказав всем своим естеством, что ты первый – так, чтобы это было признано самими людьми. При этом само возвышение здесь для человека не должно иметь значимости, но лишь внутренняя глубокая работа над самим собой, которая приносит плоды, не являющаяся самоцелью. Самоуничижение есть крайность, что подтверждается и другими евангельскими советами – например, стучать, чтобы отворили, искать и обретать, не зарывать талант в землю. Здесь показывается, что если верить, то всего можно добиться. Вера, которая сворачивает горы, дает высокую самооценку, которая вместе с упорным трудом приводят к успеху.

Получается, именно активная жизненная позиция проповедуется в христианстве. Не нужно поклоняться первому месту или деньгам, во что бы ни стало тянуться к ним ради почестей и гордыни. Это раскрывается в наставлении не пытаться услужить двум господам – Богу и Мамоне, где Мамона олицетворяет земные блага. Они не плохи сами по себе, подобно богатству, что не есть зло, но добро, если является средством для высоких целей. И грань между амбициями и честолюбием достигается в христианской позиции тем, что внимание человека не должно быть устремлено на обретение почестей, он не должен мечтать о самовозвышении, а будучи возвышен другими людьми – сохранять скромность и продолжать работать над собой. Именно такая формула ведет человека к подлинным победам, закладывает механизм успеха.

В современном мире человеку не честолюбивому приходится нелегко. Что значит честолюбие в современном мире? Можно ли отнести это понятие к отрицательному? В конце концов, мы сами выбираем дорожки, которых будем придерживаться. Кому-то совесть режет глаза пройти мимо нищего, а кто-то без зазрения совести выхватит у него жестяную банку с монетами. В данной статье мы разберем, и в чем оно выражается.

Определение

Данный термин выражает свойство характера, которое проявляется как четко выраженные личностные цели, мотивы и методы достижения известности, первенства, почетного положения и признания в какой-либо сфере деятельности. Звучит слово "честолюбие" довольно высокопарно, но если разобрать его составляющие, то можно обнаружить слияние двух простых слов: честь и любить. Такое словосочетание имеет положительную коннотацию только в том случае, когда индивид, стремящийся заработать «честь», совершает благие поступки, не ущемляя прав и свобод других людей, поднимается вверх по карьерной лестнице с достоинством и честью.

Но реальность такова, что зачастую значение слова "честолюбие" не столь благородное - оно означает человека, жаждущего чести любой ценой, такой человек, ставя свою персону выше других, идет к поставленной цели, жертвуя окружающими. Это качество в психологии является показателем эгоистического поведения. А как говорили многие великие психологи, эгоизм является «грехом человеческой души».

Что такое честолюбие: проявления и свойства

Честолюбие определяет конкретные действия человека в достижении карьеры, индивидуального успеха. Человек, стремящийся реализовать честолюбивые цели, стремится всеми силами делать свое дело лучше других, постоянно совершенствуется, развивает силу воли и потенциал.

Умный и порядочный человек отличается честолюбием, которое оправдывается его знаниями, правдивостью, благородством. Значение честолюбия в жизни такого человека не превалирует его человечность. Он выделяется среди остальных ясной головой и добрым сердцем.

Отличия между тщеславием и честолюбием

Кто-то бы мог подумать, что синонимом честолюбия можно назвать тщеславие. Однако тщеславие ориентировано скорее на дешевый эффект, это подходит для людей-однодневок, фигляров. В сравнении с этим свойством характера честолюбие достигается при помощи глубоко продуманного проекта. Это серьезный целенаправленный и длительный процесс достижения успеха, на вершине которого четко и ясно будет отражаться блеск достоинств ее «скалолаза».

Настоящее честолюбие может быть удовлетворено лишь заслуженной, а не надуманной славой. Такой честолюбивый человек вызывает искреннее уважение.

Откуда растут корни?

Для тех, кто интересуется тем, что такое честолюбие и откуда оно берется - такое личностное качество появляется вследствие внутренней потребности человека самоутвердиться и доказать всему миру его ценность и значимость, получить ощутимые свидетельства своих заслуг.

Честолюбие скорее мужское качество. Оно должно быть наравне с такими мужскими свойствами, как целеустремленность, ответственность и уверенность в себе. Попробуйте найти такую женщину, которую бы устраивало ее положение дел, ведь женщины являются агрегатом по производству желаний. Мужчина же, как честолюбивый человек, будет аккумулировать женские желания в своем сознании и подсознательно стремиться к большему, чтобы обеспечить себе и своей спутнице лучший уровень жизни. Кстати, женщины легко распознают тщеславие, которое нисколько не делает приятным человека, а лишь отталкивает.

Трудиться готов лишь тот, кто видит впереди свой успех и признание заслуг. Тот, кто убедился в собственной значимости, обретает самоуважение и здоровое чувство собственного достоинства. Уважение не нуждается в словах, когда человека уважают, он это чувствует, как, впрочем, и сами окружающие, видя отношение к нему других, проникаются к нему чувством уважения.

Честолюбие, встроенное в психологическую организацию человека, выступает этическим качеством личности и выявляется во взаимодействии человека с социумом.

Осторожно: честолюбие!

Когда честолюбие присуще человеку доброму, оно носит конструктивный, здоровый и позитивный характер для окружающих.

Если же оно становится свойством плохого человека, то, находясь в распоряжении деструктивной личности, оно способно неприятно отразиться на жизни людей, в особенности когда такая персона получает власть.

Обществу есть смысл воспитывать в людях здоровое профессиональное и карьерное честолюбие. Именно здоровое честолюбие мотивирует на продуктивную социальную деятельность. Поэтому его считают крайне позитивным качеством личности. Развивая в себе здоровое честолюбие, человек может добиться небывалых высот.

Это вполне нормальное и естественное желание - обеспечить свое семейство жильем, гаражом, садом, а то и плавательным бассейном. Еще более естественным является желание человека дать своим детям наилучшее образование, отправить их за границу покататься на лыжах или поплавать на яхте. Это всего лишь приложения в жизни. Но разве будут люди работать сверхурочно, если их не завлекать такой приманкой? Кто будет денно и нощно штудировать научные трактаты, если его не ожидает в будущем получение ученой степени?

Другими словами, невозможно вообразить себе прогресс человечества отдельно от честолюбивых помыслов его наиболее предприимчивых и инициативных представителей.

Честолюбие как часть других качеств характера

Само по себе честолюбие без привязки к другим положительным качествам человека становится простым фантазированием. Лишь тогда, когда оно состоит в союзе с целеустремленностью, упорством, настойчивостью, решимостью, постоянством, ответственностью, оно превращается в сокрушающую все препятствия грозную силу. Подпитываемый воодушевлением и вдохновением честолюбец пытается самоутвердиться в избранной им среде. Благодаря честолюбию все силы человека направляются на достижение цели, словно сгусток колоссальной энергии прорывает плотину неудовлетворенности жизнью.

Ярко выраженное честолюбие

Если человека переполняет гипертрофированное, непомерное, не подкрепленное собственной значимостью честолюбие, то оно по всем своим характеристикам становится родственным дешевому тщеславию. Болезненное честолюбие, которое связано, как и в случае с тщеславием, с поиском суетной славы, порождает чувство хронической неудовлетворенности жизнью, переживания и страдания, зависть к чужим успехам, принесение в жертву любви к супругу, детям и друзьям.

Враги честолюбия

У этого свойства характера могут быть только два недруга - несбывшаяся мечта и чья-то достигнутая цель. Это тот самый случай, когда самонадеянный человек обнаруживает в себе недостаток таланта. Конечно, мечта в таком случае пострадает и останется мечтой навсегда. Если это происходит с человеком, то его уязвленное честолюбие находит причину в недостатке времени, в обстоятельствах, невезении, злом роке и кознях врагов.

Второй случай - яркий пример неправильной постановки цели. Это тот самый момент, когда честолюбие сталкивается с отсутствием счастья, хотя вершина может быть уже покорена. Еще больше страданий приносит осознание, что всегда шел к навязанной, чужой цели, которая появилась под воздействием стереотипов, ложных убеждений, верований и влияния общества.

Эта статья поведала вам, что такое честолюбие. А как воспринимать его - это уже личное дело каждого.

). Любовь к почестям, жажда почестей, стремление к ним. Человек громадного честолюбия.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЧЕСТОЛЮБИЕ" в других словарях:

    Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов

    Амбиция, амбициозность, карьеризм, тщеславие, тщеславность, славолюбие Словарь русских синонимов. честолюбие славолюбие (устар.) / чрезмерное: тщеславие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

    Честолюбие - Честолюбие ♦ Ambition Жажда успеха, часто нацеленная на будущее и выражающаяся в конкретных действиях. Честолюбие характеризует не столько нынешнее состояние (в отличие от гордыни) и нынешнюю деятельность (в отличие от рвения), сколько… … Философский словарь Спонвиля

    честолюбие - выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в некоей области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием высокомерным… … Большая психологическая энциклопедия

    честолюбие - ЧЕСТОЛЮБИЕ, тщеславие, устар. славолюбие ЧЕСТОЛЮБЕЦ, карьерист, книжн. герострат ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ, тщеславный, устар. славолюбивый … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ЧЕСТОЛЮБИЕ, я, ср. Жажда известности, почестей, стремление к почётному положению. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    честолюбие - большое честолюбие колоссальное честолюбие ненасытное честолюбие непомерное честолюбие неслыханное честолюбие огромное честолюбие поразительное честолюбие чудовищное честолюбие … Словарь русской идиоматики

    ЧЕСТОЛЮБИЕ - – социально психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия во имя достижения лидерства в коллективе, группе (общественная жизнь, наука, культура и т. д.). Ч. может выступать как устойчивый положительный мотив,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Честолюбие - отрицательное духовно нравственное качество личности, проявляющееся как стремление человека к почестям, славе, известности, признанию, почетному или более высокому положению. Честолюбие, особенно сильно развитое, убивает простые человеческие… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ЧЕСТОЛЮБИЕ - выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в какой либо области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием высокомерным… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • , Черкасов П., Рогинский В., Таньшина Н. и др.. Французская революция открыла дорогу многим честолюбцам, среди которых как скала возвышается уроженец островной патриархальной Корсики Наполеон Бонапарт. Маленький, некрасивый, говоривший…
  • Два Наполеона. Взлет и падение , и другие, Черкасов, Петр Петрович, Таньшина, Наталия Петровна. Французская революция открыла дорогу многим честолюбцам, среди которых как скала возвышается уроженец островной патриархальной Корсики Наполеон Бонапарт. Маленький, некрасивый, говоривший…