Если Ваш ребенок ненавидит школу!

"М ама! Я плохо себя чувствую!" кричит ребенок из ванной, в которой он заперся 15 минут назад. Времени пол-восьмого, и если Вы и Ваши двое детей через 15 минут не выйдите из дома, то никто никуда не успеет и текущий день сулит одни сплошные неприятности. И что самое ужасное, это уже третий раз за этот месяц, когда ребенок начинает жаловаться на то, что у него что-то болит, как раз в то время, когда пора выходить из дома. Что происходит?


Большинство детей хоть иногда жалуются на школу. Но около 5 процентов детей не любят школу до такой степени, что отказываются туда ходить. Причем чаще всего это происходит с теми, кто собирается в школу впервые. Очень важно понять, почему так происходит.

Родители могут сделать многое, чтобы подавить этот страх. Во-первых, необходимо понять, не оказываете ли Вы непредумышленно чрезмерное давление на Вашего ребенка. Во-вторых, если речь идет о страхах ребенка, который первый раз идет в школу, попробуйте привезти его туда немного пораньше. Таким образом, он или она сможет получше изучить здание школы, в котором предстоит провести столько времени, познакомиться получше с учителем и просто немного адаптироваться. В большинстве случаев, страхи первого посещения школы проходят в течение нескольких дней.

Но если Ваш ребенок продолжает выражать недовольство школой или наотрез отказывается туда идти, то может быть даже стоит обратиться к специалисту, чтобы он помог выяснить истинные причины страха, и выяснить, нет ли проблем со здоровьем, которые могут приводить к такому результату.

В то время как одни дети с самого начала испытывают ужас от одной мысли о посещении школы, возможно, Ваш ребенок — один из тех, кто какое-то время посещал школу без особых проблем и не выражал никакого недовольства, а потом в один прекрасный день объявил, что ненавидит школу и не хочет туда больше ходить. Вот некоторые возможные причины таких вспышек и способы для Вас и Вашего ребенка с ними справиться.

Проблемы с учебой

Когда Ваш ребенок объявляет о своей ненависти к школе, возможно у него или у нее возникли сложности с учебой. Также возможен вариант, что ребенку становится скучно, потому что он подготовлен лучше других ребят, и имеющиеся у него знания оказываются невостребованными.

Независимо от того, какая именно возникла проблема с учебой, нужно идти к учителю и выяснять этот вопрос с ним. Конечно, невозможно составить индивидуальную программу для каждого ребенка, но учитель, несомненно, сможет разобраться, что именно не понял Ваш ребенок и почему у него что-то не получается, и сможет помочь. Тоже самое касается и детей, которые учатся ниже своих способностей. Также, если возникают проблемы с учебой, обязательно проверьте у ребенка зрение и слух. Возможно, ребенок не видит того, что написано на доске, или не очень хорошо слышит учителя, и даже этого не осознает.

Проблемы с учителем

Возможно ребенок ненавидит школу из-за того, что у него отсутствует взаимопонимание с учителем. Очень часто для того, чтобы решить эту проблему, достаточно посадить ребенка с учителем вместе во время завтрака и в непринужденной обстановке дать возможность поговорить. Каждому ребенку хочется, чтобы учитель его любил, и если он этого не чувствует, то возможно не сможет хорошо учиться. Если проблема так легко не решается, и конфликт с учителем прогрессирует, подумайте о том, чтобы перевести ребенка к другому учителю, например, в параллельный класс.

Буллинг

Внезапное нежелание идти в школу может говорить о том, что там по отношению к Вашему ребенку начали проявлять агрессию. Если Вам кажется, что это так, выберите подходящий момент, чтобы поговорить об этом с Вашим ребенком. Если он или она отказывается разговаривать с Вами на эту тему, попробуйте поговорить с его друзьями, их родителями или учителем. Если Вы выясните, что Ваши подозрения верны, немедленно сообщите об этом руководству школы. Как правило, такие проблемы немедленно пресекаются школьной администрацией.

Одиночество

Может такое быть, что ребенок ненавидит школу из-за того, что у него там совсем нет друзей. Попробуйте поговорить об этом с учителем. Учитель как никто другой видит взаимоотношения ребят в классе и наверняка сможет Вам объяснить истинную причину того, что ребенок все время один и ни с кем не общается.

Также, попробуйте записать ребенка в кружки и секции, которые есть при школе. Как правило, внеклассные занятия и общие интересы способствуют появлению новых друзей.

Растущее давление

Причиной появляющейся неприязни к школе может быть реакция на растущее давление со стороны учителей по поводу предстоящих экзаменов. Страх перед экзаменами в последние годы становится у детей все заметнее, по мере того как ужесточаются требования и условия. В результате, многие дети, которые изначально любили школу, начинают ее ненавидеть. В последние годы все больше школ вводят систему ежегодных переводных экзаменов, начиная со второго и по одиннадцатый класс. И начиная с середины года, детей начинают готовить к этим экзаменам, постоянно пугая их тем, что они могут их не сдать или сдать не очень хорошо.

Самое лучшее, что могут делать в этой ситуации родители, это пытаться снять с детей это напряжение, успокоить их, убедить, что не происходит ничего страшного и что предстоящие экзамены ни на что не повлияют в их жизни. Надо просто продолжать хорошо учиться и все будет хорошо.

Продолжайте разговаривать

В конечном итоге, лучше всего помочь ребенку, который не любит школу, могут родители и учителя. Разговаривайте с Вашим ребенком, пытайтесь понять, почему вдруг школа перестала нравиться. Встречайтесь с учителем, разговаривайте, пытайтесь вместе изменить отношение ребенка к школе, чтобы учеба доставляла положительные эмоции.

Как сказала однажды Мария Монтессори, основательница образовательной системы Монтессори, "Один из лучших тестов правильности образовательного процесса, это степень радости и счастья ребенка".

Мало кто из детишек сам заводит будильник, быстро одевается и бежит в школу с улыбкой на лице. Мамы и папы учеников младших классов прекрасно знакомы с ситуацией, когда сын или дочь не хотят утром вставать и идти в учебное заведение грызть гранит науки. Это нормально и каждый прошел через такое. Ну что же делать тем родителям, у которых дети испытывают настоящую ненависть к школе и это не прекращается через пару минут после пробуждения? В этом вопросе важно разобраться.

Почему ваш ребенок не любит школу

Конечно же, школа — это не райский уголок, в котором можно отдохнуть. Для детей это такая же нагрузка, как и для взрослых работа. Поэтому родителям стоит понять данный факт и не запрещать чаду проявлять свое негодование.

Как правило, мальчики и девочки не хотят идти в учебное заведение, потому что там требуют знаний, дают множество информации, которую не всегда получается воспринять и запомнить. Если проблема учащегося только в нежелании учиться, то можно не беспокоиться, это либо пройдет, либо ребенок просто привыкнет к такому ходу событий.

Но случается и такое, что причиной ненависти к школе являются более серьезные факты, которые нужно решать. Задачей мамы и папы является выяснить, критична ли проблема или банальна.

Как выяснить причину нежелания идти в школу

Дабы понять истинную причину нелюбви к школе, следует задавать наводящие вопросы своему чаду. Надо выяснить следующие нюансы:

  1. Что больше всего ребенку нравится в учебном заведении.
  2. Также важно понять, что вызывает больше всего негодования.
  3. Спросите у сына или дочери, кто из учителей самый хороший и почему.
  4. То же самое касается и самого недоброго учителя.
  5. Уточните у своего чада, кто его лучший друг, а кто враг среди одноклассников.
  6. С помощью хитростей узнайте у ребенка о том, во что они играют на уроках.
  7. Важно понять, как к сыну или дочери относятся дети с других классов.

Это ряд вопросов, который поможет найти корень проблемы. А уже после выяснения, маме или папе стоит попытаться найти подход к ребенку, дабы узнать все в деталях.

Ни в коем случае не стоит давить на свое дитя, это может вызвать обратную реакцию и нежелание в дальнейшем о чем-то рассказывать. Поняв суть проблемы, нужно по-дружески, с приведением собственных примеров из детства, определить глубину проблемы и найти оптимальное решение.

Распространенные проблемы среди учеников младших классов

Есть ряд недоразумений, с которыми по статистике сталкивается каждый второй школьник. Наиболее распространенные проблемы и пути их решения, следующие:

1. Плохое отношение со стороны учителей. Если вы выяснили, что к вашему чаду несправедливо относится преподаватель, не пытайтесь сразу бить тревогу. Для начала детально изучить суть проблемы. Несомненно, есть разные преподаватели и некоторые из них не обосновано обижают и ущемляют учащихся. В то же время, случается и такое, что замечания педагога далеко не беспочвенны.

Естественно, каждый родитель убежден, что его чадо самое послушное, правильное. Тем не менее, не стоит забывать о том, что не всегда кажущееся является действительностью. Дабы без ущерба для своего ребенка выяснить причины и следствия, опять же, надо задавать наводящие вопросы.

2. Следующая распространенная проблема — это плохие отношения с одноклассниками. Далеко не каждый ребенок способен обзавестись друзьями и общаться со всеми окружающими на одинаковых нотах. Если проблема в этом, опять же, не стоит сразу же бежать к родителям обидчика и давать им ценные указания. Предположите мысль о том, что и ваш безупречный ребенок способен первым вступить в конфликт. Опять же, все нужно выяснять дружелюбно и без давления.

3. Если ребенок не желает идти на определенные уроки, возможно проблема кроется в том, что эти предметы просто не понятны вашему чаду. Решить вопрос можно, наняв репетитора, чтобы подтянуть знания. Проблема сотрется сама по себе.

Если стало известно, что все упреки несправедливы, то нужно аккуратно поговорить с преподавателем или родителями обидчика.

Когда действительно нужна помощь

Если из указанных выше ситуаций можно выйти полюбовно, то в некоторых случаях ребенку действительно нужно помочь. Это касается физических рукоприкладств и унижений, вне зависимости от того, дети осуществляют такие действия или учителя.

В таких ситуациях важно четко и без лишних слов выразить свое мнение. Если не помогут просьбы, прозвучавшие в адрес обидчиков, то можно смело идти к директору школы или, если нужно, высшим инстанциям, занимающимися защитой детей.

Решение проблемы можно найти всегда, главное вовремя понять ее источник и помочь своему чаду разобраться. Когда раздражитель перестанет воздействовать, ваше чадо обязательно полюбит школу и будет с удовольствием идти туда.

Здравствуйте! Мой сын способный мальчик. Учится хорошо, но с большой неохотой. Вероятно, это связано с увлечением компьютером, но он объясняет свое увлечение тем, что в школе ему неинтересно,что учителя ВСЕ почти к нему придираются, на уроках нет ни шуток, ни юмора. Вообщем очень тяжелая, давящая атмосфера. Уроки приходится делать с ним вместе, правда не все. Математику он понимает и почти всегда делает сам. ОН говорит,что в школе очень устает и ему надо расслабиться за компьютером, что он и делает в течение 4-6 часов, если я силой не оттащу. Он бросил почти все кружки. Говорит, что фехтование тяжело, художественная студия неинтересно. Остался сейчас кружок мехмата. Читать он разлюбил и вместо чтения только компьютер, правда вечером мы читаем вслух вместе. В школе нет большой нагрузки, много свободного времени, но он оттягивает часы сна, потому что не хочет собираться в школу (чем я раньше лягу, тем быстрее наступит утро). В отношении школы я в чем-то с ним согласна, но эта агресссия и ненависть мне кажутся болезненными. Не вызвано ли это увлечением компьютером и не манипулирует ли он мной, чтобы больше заняться играми?

Здравствуйте, Ольга Игоревна.

Точно могу Вам сказать, что 4-6 часов за компьютером для школьника - это очень много! Это почти рабочий день. А ведь основной его труд сейчас учиться. Но правда и то, что школа давит, что там многим детям не интересно.

Для меня то, что Вы описываете - это факты. А вот что к ним приводит (отказу от кружков, потеря интересов, то, что остался один компьютер) - не понятно. Однако, я точно знаю, что во многом на поведение детей влияют отношения. С родителями и сверстниками. В зависимости от возраста. Сколько лет Вашему сыну?

Если до 10-11 лет - то в основном отношения с родителями, если старше, то более важным для ребенка становятся отношения со сверстниками. Если тут что-то не ладится, то ребенок может таким образом сбегать от трудностей.

Проблема есть и ее нужно решать. Если решите этим серьезно заниматься, буду рада помочь Вам.

Так же Вы можете писать мне на почту: [email protected]

С уважением,

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Ольга Игоревна! Вы совершенно правиль понимаете ситуацию - и связано это не с большой нагрузкой, а с тем, что дети сами по себе очень зависимы - и компьютерная зависимость у них развивается довольно быстро, что только способствует ослаблению контроля, потери интереса ко всему, что есть вокруг него, раздражение на уроки, на поход к школе - но дети незрелы по своей сути и они не понимают и не видят к чему все это увлечение может привести - к тому, что он станет замыкаться, потеряет друзей и интересы, скатиться по учебе, станет агрессивным и раздражительным, ухудшиться сон и настроение - в целом весьма печальная картина правда! Если Вы не хотите упустить ситуацию - то будте последовательны и решительны - поговорите с ребёнком - объясните ему и покажите, что может его ожидать в будущем, чтобы он сам это мог представить (что он может лишиться всего, и своего будущего тоже), что виртуальный мир заменит ему реальный; далее - важно знать какую роль играет в воспитании отец - для мальчика общение с мужчиной (отцом, тренером) - это свого рода образец мужчины, того каким он должен быть, как вести себя с женщинами, как поступать, как брать на себя ответсвтенность и отвечать за свои поступки и дела - своего рода инициация с миром мужчин и самоидентификация! стремясь постоянно убегать от трудностей - Вы рискуете оказаться с уже выросшим сыном, который все также и будет искать оправдания всем неудачам вокруг него, а не в себе, ему нужно учиться бороться с трудностями - брать ответственность и за какие-либо домашние дела на себя и отвечать за них; проструктурируйте распорядок дня ребёнка - чтобы он сам себя дисциплинировал - чтобы развивать его силу воли - объясните, что только преодолевая самого себя, он сможет побеждать все трудности вокруг, вырасти в своих собственных глазах и добиться всего, что пожелает! конечно нужны и важны занятия спортом (бассейн, борьба...) - так как отказ от компьютера также сопровождается своеобразной ломкой - и ему необходима будет разрадка! а сейчас да, он научился манипулировать, потому что Вы идете на это и он все равно получает все что хочет - задумайтесь.... Если решитесь разобраться в ситуации и попытаться вместе с сыном её разрешить - можете смело обращаться ко мне - звоните - буду рада Вам помочь!

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Ольга Игоревна, Вы гуманитарий, он - технарь... ("математику он понимает и почти всегда делает сам", компьютеры, "кружок мехмата"). В папу, наверно. Я всегда спрашиваю - где его папа (в тексте - тишина...)? Он - очень важен для мальчика!

Отмечу сразу, что верное слово в Ваших оценках чувств сына как "...но эта агресссия (аж три "с"! про агрессию ведь он ничего не говорит, сетует только на отсутствие шуток и юмора и цепляние учителей не по теме!) и ненависть (?) мне кажутся. .. " - кажется ! Это - Ваши субъективные оценки ситуации.

"Нет большой нагрузки, много свободного времени" - что бы Вы предпочли чтобы он делал? Читал? Сейчас многие меньше стали читать, информацию берут из Интернета. Отдайте на компьютерные курсы - пусть изучает не дилетантски, а профессионально, поддерживайте то, что ему нравится! Может Вы недорисовали в детстве, а емутеперь - ходи в кружок! Я занималась фехтованием - не просто, да и колко бывает! Ну и не нравится ему, что ж такого, может через 5 лет сам захочет заниматься! Способный, учится хорошо... Что волнует-то? Что-то - своё.

Картинка, предстающая перед взором, вызывает неопределенные чувства, когда по вечерам "мы читаем вслух вместе"! Одно произведение или каждый своё? Хором или по ролям? Кто- кому? Для чего?

Просто любите своего сына.

А про отношение к своему мужу (мужчине - отцу ребенка) важно пообщаться с семейным психологом . Обращайтесь. А-то так и будет раздражать и напрягать похожесть...

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Ольга Игоревна, Вы не написали, сколько сыну лет. От этого многое зависит. В первом классе играть в компьютер 4-6 часов в день, пожалуй, многовато, в 11-м это вполне нормально. Насколько я знаю, в кружок мехмата принимают все-таки старшеклассников, поэтому предположу, что сын Ваш в подростковом возрасте находится. Отсюда нежелание учиться, сильная усталость (а нагрузка в школе действительно в нынешние времена гораздо сильнее, чем в наши - программа сложнее, а уровень подготовки учителей упал - объясняют хуже, приходится самостоятельно заниматься).

Далее, сын Вам сказал открыто, что ему надо расслабляться, отдыхать. Хорошо, если Вы переживаете за долгое сидение за компьютером, тогда какие Вы можете предложить ему способы расслабления? Кружки - это дополнительная нагрузка, не отдых. Еще вопрос - а что именно он делает за компьютером? Если только играет, это одно, а если смотрит фильмы, читает, общается с друзьями в чатах и на форумах, а может быть даже пишет программы или изучает какие-нибудь компютерные штучки?- так ничего плохого здесь нет, а, наоборот, радоваться надо, что не в подворотне пиво хлещет и не рисует в лифте неприличные слова:)

Хороший ответ 4 Плохой ответ 2

Дебора Макнамара - клинический психолог-консультант и преподаватель с более чем 25-летним опытом работы с детьми, подростками и взрослыми. Входит в профессорско-преподавательский состав Института Ньюфелда, ведет собственную консультационную практику и регулярно выступает с лекциями о детском и подростковом развитии для родителей, воспитателей детских садов, педагогов и специалистов в области психологии.

Я учитель и всегда с нетерпением ждала сентября, хотя с его приходом перед началом уроков мне начинают сниться кошмары: телефонные звонки, на которые я не могу ответить, пропавшие ученики или забытый план урока. Но вопреки этим воображаемым кошмарам, которые никогда не претворялись в жизнь, я всегда чувствовала, что есть что-то особенное в начале нового учебного года: встреча с новыми учениками и попытка помочь им научиться учиться.

Летом я изучаю программу и создаю новые планы уроков, а мои ученики начинают скулить, когда лето приближается к концу. Я никогда не придавала этому значения, искренно веря, что придет время, когда им начнет нравиться быть в школе.

Но проходит первый школьный месяц, и я припоминаю, что на учение влияет не только класс, инструменты, программа или я сама. Учителя отвечают за создание продуктивной образовательной среды, а родители играют ключевую роль в том, чтобы ребенок пришел в школу, готовый учиться.

С точки зрения учителя, есть много способов, используя которые, родители могут помочь ребенку достичь успеха в школьных делах. И хотя многие эти способы – ни что иное, как проявление здравого смысла, они-то обычно и остаются в тени более научных соображений и оказываются недооцененными. В основе простой постулат: когда школа и семья работают вместе, детские школьные успехи гарантированы.

Вот что могут сделать родители, чтобы ребенку нравилось в школе, и он с интересом учился:

1. Упорядочить и нормально отнестись к тем сложностям, которые приходят в процессе учебы

Любая учеба предполагает, что вас вытаскивают из уютного «я это знаю». Учеба погружает в открытия и вопросы, разбирает уже известное и снова собирает в другом порядке, и в процессе учащийся человек меняется. Но многим становится неуютно, потому что приходится ступать на зыбкую почву неясного, чувствовать себя неуверенно среди нового.

Я всегда говорила ученикам, что если учителю есть дело до их учебы, он не будет создавать для них тепличных условий. Долг студента – не обижаться, а понимать, что если есть кто-то, кто верит в их способность учиться и расти, – это дар.

Родители могут помочь ребенку справиться с новыми впечатлениями, успокоить бурю эмоций и войти в учебный процесс.

Важно не пытаться всегда «спасти» ребенка от дискомфорта – неотъемлемой части учебного процесса, важно убедить чадо, что вы всегда готовы его поддержать в самостоятельном путешествии. Кроме того, если вы обвиняете учителя в том, что ребенку тяжело учиться, это вряд ли поможет выстроить хорошие отношения с педагогом или внушить ребенку уверенность в том, что он способен справиться с возникшими сложностями.

Бывает, что детям нужна поддержка взрослых и даже их вмешательство, чтобы определить и преодолеть непростую ситуацию. Такая поддержка будет гораздо эффективнее, если между учителем и родителями существуют хорошие доверительные отношения.

2. Помочь ребенку адаптироваться

Многое в школе ребенку может прийтись не по душе: перемены заканчиваются слишком быстро, у всех разные желания и потребности, кого-то нужно ждать, правила необходимо соблюдать. В школе бывает много кажущихся бессмысленными явлений, которые становятся частью жизни и которые нельзя проконтролировать. Некоторые дети приспосабливаются к ним легче, и отчасти благодаря поддержке дома.

Часто сигналом неблагоприятной ситуации становится раздражительность ребенка: значит, что-то пошло не так. Фрустрация может выливаться на братьев и сестер, на близких, и бывает, что это становится обычным послешкольным явлением. Если вы найдете слова, которые помогут описать проблему, обнаружите шаблоны общения, которые следует скорректировать, то расстройство может уменьшиться, и ребенок легче приспособится к ситуации в целом. Слезы тоже могут быть уместны в процессе адаптации, и родители, поддерживая ребенка в принятии ситуации, которую он не может изменить, должны не терять терпения и тепла.

3. Сохранять крепкую связь с детьми

Когда у ребенка крепкие и нежные связи с взрослыми дома, вряд ли они будут «жадными» до школьных привязанностей. Если дети не тратят все силы на то, чтобы найти себе друзей и таким образом удовлетворить жажду отношений, им будет проще сосредотачиваться, не поддаваться нездоровым связям со сверстниками, а если другие дети их не будут принимать, то обида и горечь будет меньше.

Сегодня в школе наблюдается сдвиг парадигмы на ориентацию на сверстников. Дети приходят в школу, просто чтобы побыть с друзьями. Взрослые в школе становятся вторичным явлением, уроки – это досадное неудобство, а руководящие ценности – группы ровесников, а не школы. Когда превыше всего ставятся сверстники, дети перестают учиться. Если у родителей хорошие отношения с детьми, то дети будут свободно выстраивать здоровые отношения со сверстниками и следовать взрослым в школьном окружении, учиться у них.

4. Помочь ребенку выстроить конструктивное отношение к учителю и школе

Когда дети видят, что родителям нравится их учитель и школа, они и сами начинают больше доверять взрослым в школе. Родители должны сыграть активную роль и настроиться на волну учителя, по возможности познакомиться, говорить об учителе тепло, демонстрируя доверие, ориентировать ребенка на школьную культуру и школьные правила, и убедиться в том, что отношения с учителем вошли в правильную колею. Если взрослые активно участвуют в представлении ребенка людям, которые будут за него отвечать, то ребенок лучше вписывается в новую ситуацию. Появляется чувство безопасности и покоя, и тогда можно фокусироваться на учебе.

5. Ограничить современные технологии

Дети цепляются за современные технологии, чтобы справиться со скукой, пообщаться с друзьями или отвлечься от проблем (то же самое происходит и у взрослых). Чтобы новейшие технологии не становились похитителем времени, когда мешает сделать домашнее задание, поиграть или побыть с близкими, необходимо выстроить и поддерживать здоровые привычки обращения с девайсами. В начале учебного года во многих семьях ситуация с техникой контролируется, но жизнь становится все более напряженной, и мы соскальзываем с выбранной траектории. Создавая ограничения, родители должны заботиться о детях и твердо соблюдать установленные правила.

Учителя и школы тоже должны устанавливать правила использования современных технологий: таким образом создается безопасная и продуктивная образовательная среда. Правила зависят от возраста, но в любом случае лучше уточнить у родителей, какие существуют правила, и придерживаться их. Все чаще школы сталкиваются с проблемой школьников, ушедших в соцсети и не вернувшихся к учебе. Цифровой мир сделал границы между домом и школой слабее, поэтому родительский контроль и наблюдение необходимы, чтобы предотвратить возможные проблемы.

6. Соблюдать расписание и школьные правила

Правила, графики и расписание школы планируется заранее, учебная программа должна выполняться, выходные должны быть отдыхом. Когда родители помогают ребенку приспособиться к школьным будням, дни в классе проходят легче и продуктивнее. Когда дети постоянно опаздывают, не готовятся к уроку, у них нет необходимых предметов и дома им не помогают найти необходимое, или дети уезжают в разгар четверти, учить и учиться намного тяжелее. Родители должны помочь ребенку привыкнуть к расписанию, научить отдыхать после школы, восстанавливаться и возвращаться к учебе полным сил.

7. Оставлять время на игру

Дети в школе работают, хотя многие учителя стараются сделать учебный процесс интересным и захватывающим. Для того чтобы у ребенка была возможность усвоить весь новый материал и быть готовым к дальнейшей учебе, необходимо дать ему возможность поиграть и отдохнуть. Возможно, после школы есть другие занятие, но не менее важно иногда оставлять ребенка в покое и не докучать ему, убивая его любознательность. Взрослым может казаться такое времяпровождение непродуктивным, но детям необходим отдых, чтобы в школе им было хорошо и интересно.

Если заставлять ребенка работать слишком много, у него появляется отторжение к учебе и к нам – срабатывает защитный механизм. Есть время учиться и время отдыхать. Родители должны помочь ребенку в организации его мира и найти возможности и для первого, и для второго.

8. Оставить домашнюю работу на откуп ребенку

Битвы вокруг домашней работы убивают добрые отношения и вряд ли помогут ребенку найти внутреннюю мотивацию к учебе. Если вы видите у ребенка ответственное отношение (или зачатки такового) к учебе, не мешайте им решать, когда и как они будут делать домашнюю работу и какая помощь им нужна от родителей. Когда родители не кричат о своих требованиях («домашнюю работу надо сделать!»), когда ребенок сам берет на себя ответственность (когда, где и как будет делать «домашку»), тогда он будет меньше сопротивляться. Цель родителей – помочь создать график, структуру дня и поддерживать ребенка в процессе выполнения домашней работы. Не начинайте битву за контроль домашней работы: она уничтожит желание ребенка учиться и родительский авторитет.

9. Общаться с учителем и поддерживать с ним добрые отношения

Когда и учитель, и родители стремятся к добрым отношениям, выигрывают дети. В идеале хорошо начинать общаться до того, как проблемы возникнут или превратятся в бедствие. Я всегда думала, что было бы лучше, если ученики или родители приходили ко мне, когда проблема была в зародыше, потому что тогда у меня было больше возможностей помочь. Важно помнить, что учитель и родители видят ребенка в разном окружении, и обсуждение другой точки зрения может стать очень полезным.

Если есть проблема, стремление сохранить добрую волю и отношения необходимо, но требует зрелого взгляда на ситуацию от всех ее участников. Для меня самыми продуктивными всегда становятся встречи, где родители стараются сосредоточиться на том, как помочь ребенку, а не обвиняют его и учителя во всех прегрешениях.

10. Поддерживать ребенка, когда возникают проблемы со сверстниками

В школе практически невозможно защитить ребенка от обид со стороны других детей. Бывает, что дети чувствуют себя отверженными, в их адрес звучат обидные слова, распространяются злые сплетни. Когда возникают проблемы со сверстниками, родителям нужно утереть дома детские слезы и найти слова, которые помогут описать, что произошло. Ребенку важно чувствовать поддержку родителей. Если у ребенка проблемы с одноклассниками, поговорите с учителем. У него есть свои способы помочь детям и в классе, и во внеклассное время (конечно, учитель сам должен высказать готовность к участию в процессе).

В багаже у школьника должна быть надежная поддержка и любовь близких. Учитель стремится создать безопасную атмосферу в классе, где нет места притеснению слабых или унижению кого бы то ни было, но учитель не видит (и не может видеть) все, что происходит от спортплощадки до класса. К счастью, если у родителей хорошие отношения с детьми, ребенок более стабилен и меньше реагирует на незрелость окружающих.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Вы стали замечать, что ваш ребёнок перестал интересоваться школой, что он не стремится туда каждое утро или, ещё хуже, он всё чаще произносит ужасные слова: «Ненавижу школу!»? Не стоит делать из этого проблему вселенского масштаба и вести с вашим школьником долгие нравоучительные беседы.

Совершенно нормально, если у ребёнка на какое-то время пропадает желание учиться. Стремление к новым знаниям не может быть одинаково интенсивным на протяжении всех одиннадцати лет учёбы.

Однако неправильным будет и полное отстранение родителей от этой ситуации. Держите её на контроле и присматривайтесь, не затянется ли период отказа ходить в школу. Попутно анализируйте возможные причины. Возможно, вам удастся незаметно вывести ребёнка на откровенный разговор. В любом случае, именно сейчас важно дать ребёнку уверенность в том, что вы всегда внимательно выслушаете его, поддержите и поможете найти выход из любой сложной ситуации.

Почему ребёнок не хочет ходить в школу?

Каждая ситуация уникальна, но можно выделить основные причины нежелания школьников учиться.

Плохие отношения с учителем . Психологи уверены, что высокая мотивация к учёбе - это, прежде всего, заслуга учителя. Когда учитель не может найти подход к ученику (что достаточно сложно в условиях переполненных классов), когда не желает или не умеет заинтересовать в предмете и учёбе в целом - дети будут ходить к такому преподавателю неохотно и не смогут показать высоких результатов обучения. В такой ситуации можно посоветовать родителям как можно быстрее поменять учителя или школу.

Ссора с одноклассником . Попробуйте вместе найти выход из ситуации - такой, который будет приемлем для вашего ребёнка и в то же время не усложнит положение вещей. Когда речь идёт о начальной школе, нужно просто немного подождать, когда забудутся обиды и дети снова станут друзьями «не разлей вода».

Сложности в освоении определённого предмета. Если какая-то дисциплина даётся с большим трудом, это легко исправить. Вы сами можете объяснить сложные места, проанализировать, с какого момента начались трудности, и вместе заново пройти весь материал. Попробуйте договориться с учителем о дополнительных занятиях с вашим ребёнком. Помощь отстающим ученикам входит в обязанности преподавателей. В конце концов, можно прибегнуть к услугам репетитора. Поощряйте любые успехи. Будьте уверены в том, что у вашего школьника всё получится, - и он тоже почувствует уверенность в своих силах.

. Требования к современным школьникам выросли, они тратят больше усилий на учёбу, которая зачастую не оставляет детям свободного времени. Но и родители порой, забывая о необходимости отдыха, записывают детей на несколько дополнительных занятий, ещё больше увеличивая нагрузку. Проанализируйте, достаточно ли времени на игры, прогулки и общение со сверстниками имеет ваш ребёнок. Возможно, усталость от бесконечных занятий стала причиной отторжения учебной деятельности. Откажитесь хотя бы на время от дополнительных занятий, научите ребёнка чередовать учёбу и отдых, решение сложных задач - с простыми, разбивать большие и трудные задания на мелкие.

Стресс дома . Плохие отношения между родителями, с братьями и сёстрами, излишнее давление и слишком строгие требования со стороны взрослых, психологическая травма в результате большой неудачи - всё это тоже может быть причиной отказа ребёнка ходить в школу. Переживание отрицательных эмоций забирает много ресурсов организма. В такой ситуации у ребёнка просто может не хватать моральных сил на учёбу.

Чтобы не усугубить ситуацию

Не разрешайте ребёнку пропускать школьные занятия без основательной причины, как бы он ни давил на вашу жалость. Ребёнка, решившего, что школа не так уж и обязательна, очень трудно будет переубедить в обратном.

Не мешайте ребёнку проявлять самостоятельность, избегайте излишней опеки. Нет никакой необходимости провожать ребёнка до расположенной близко школы, если он хорошо знает дорогу. Также родители не обязаны выполнять домашние задания вместе с детьми. Дайте возможность школьнику сделать ошибки или совсем не выполнить задание - так он осознает последствия и научится определять свои возможности. Понимание и прочувствование того, чем грозит отказ от учёбы, во многих ситуациях решает проблему отказа ходить в школу. А положительная оценка за задание, выполненное самостоятельно, поднимет ребёнка в собственных глазах. Это самая лучшая мотивировка.

Не пугайте школой и плохими отметками. Для ребёнка это будет сигналом того, что школа и учёба непременно сопряжены со сложностями, опасностями и негативными эмоциями. Если вы сами испытывали проблемы с учёбой, не любили школу, не стоит транслировать эти ощущения на вашего ребёнка. Вполне возможно, что у него будет отличный от вашего опыт учёбы в школе и общения со сверстниками.

Не обсуждайте при ребёнке сложности, возникающие у вас с работой. Многие ситуации - необходимость рано вставать, слишком требовательный начальник - легко переносятся ребёнком на знакомую ему почву учебной деятельности. Школьник может решить, что его сложности нормальны, потому что характерны для мира взрослых.

Если все ваши попытки не приводят к результату, если вы замечаете, что ребёнок начал отставать по всем предметам, нужно обратиться за помощью к специалисту. Психолог оценит уровень познавательного развития школьника и поможет усилить мотивацию к учёбе. Если запустить ситуацию, это может сказаться на успеваемости, что в свою очередь дополнительно уменьшит желание ребёнка ходить в школу.

Помните: в ваших силах помочь ребёнку вернуть интерес к школе. Не жалейте на это своего времени. Каждая минута, потраченная на общение с ребёнком, возвратится в виде успехов вашего чада.