Анализ чрезвычайных ситуаций техногенного характера показывает, что значительная доля их, особенно таких, которые приводят к поражению людей и большим материальным потерям, возника-ет в результате аварий и катастроф на промышленных объектах.

Для облегчения работы по определению и осуществлению мер по предупреждению возникно-вения чрезвычайных ситуаций, уменьшению тяжести их последствий и создания условий для их лик-видации важно систематизировать объекты по признаку, наиболее влияющему на возникновение ЧС на этих объектах. Этим признаком является опасность, которая в случае производственной аварии на данном объекте: выброса в окружающую среду вредных веществ (РВ, СДЯВ, БОВ), взрыва, пожара, катастрофического затопления.

Объект экономики или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель лю-лек, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей либо будет нанесен ущерб народному хозяйству и окружающей природной среде называется потенциально опасным объектом.

По своей потенциальной опасности объекты экономики подразделяются на четыре группы:

Первая - химически опасные объекты (ХОО);

Вторая - радиационно-опасные объекты (РОО);

Третья - пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВО);

Четвертая - гидродинамически опасные объекты (ГДОО).

В настоящее время только крупных предприятий, представляющих опасность регионального или даже глобального характера, на территории России насчитывается более 2 тысяч. В основном это химически опасные объекты.

c) топливовоздушные смеси (вещества, способные образовывать в ЧС взрывоопасные облака -ожиженные нефтяные или природные газы).

В качестве меры опасности объекта с пожаро-взрывоопасными производствами принимается количество несчастных случаев со смертельным исходом в результате инцидента, вызванного чрез-вычайным событием.

Пороговый уровень смертности - 10 погибших при инциденте - принимается в качестве крите-рия опасности ОПХ. (Данный критерий опасности является общепринятым за рубежом и введен В. Маршалом " основные опасности химического производства". М. Мир, 1989 г.)

Под потенциально опасным объектом понимается такой объект, ЧС на котором приведет к ги-бели не менее 10 человек (из числа персонала объекта или населения) или границы зон действия по-ражающих факторов при ЧС выходя] за территорию объекта или территорию его санитарно-защитной зоны.

В качестве основных поражающих факторов на объектах с пожаро-взрывоопасными производ-ствами рассматриваются:

Воздушная ударная волна (ВУВ) взрывов ВВ;

Воздушная ударная волна взрывов ТВС;

Токсическое действие СДЯВ, находящихся на объекте или образующихся в ходе неконтроли-руемых химических реакций в процессе инцидента.

В качестве нормированных показателей поражающей опасности объекта приняты:

Удельная смертность (число погибших в результате инцидента, отнесенное к количеству опас-ного вещества, т/чел.);

Радиус поражения (радиус круга с центром в точке реализации инцидента).

Для ВУВ взрывов ВВ, облаков ТВС в качестве границы радиуса смертельного поражения при-нимается избыточное давление, приводящее к гибели человека.

Для токсического действия СДЯВ в качестве границы радиуса смертельного поражения приня-та глубина зоны летательной концентрации СДЯВ.

Расчет радиуса поражения при инциденте проводится из предположения, что все направления реализации опасности равновероятны.

При одновременной реализации на ОНХ нескольких инциден-тов, ожидаемое количество погибших определяется:

В случае наложения зон действия поражающих факторов - по фактору наиболее опасному для человека;

В случае раздельного положения зон действия поражающих факторов - как сумма погибших от каждого фактора.

Основные расчетные соотношения:

1. Взрыв конденсированных ВВ:

a) число погибших при взрыве n bb = Р * q bb 0,666

b) радиус смертельного поражения R BB = 18,4 * q bb 0,333

n bb - среднее число погибших, чел.

r bb - радиус смертельного поражения при взрыве ВВ, м.

Р - плотность населения, тыс. чел./км 2

q bb - масса заряда ВВ, т.

Определение nbb и rbb можно осуществить также с помощью таблиц.

2. Взрыв облака топливовоздушной смеси:

a) число погибших n tbc = 3PQ tbc 0,666

b) радиус смертельного поражения r tbc = 30 q tbc 0,333

q tbc - масса прореагировавшей части облака ТВС, г.

Для оценочных расчетов принимают:

Для облака образовавшегося при полном разрушении резервуара хранения (мгновенное разруше-ние qtbc = q (полная масса).

Для облака, образовавшегося в результате испарения разлития (при наличии в резервуаре пробоин, трещин и т.д.)

q tbc = 50 % Q разлития

n tbc и r tbc можно определять также и по таблицам Методики.

3. Выброс сильнодействующих ядовитых веществ.

Число погибших при выбросе СДЯВ Nсдяв = М* Qсдяв, где:

М - средняя удельная смертность при воздействии данного СДЯВ,ч/т Qсдяв - масса выброса СДЯВ, т.

Численные значения М для промышленных опасных веществ берут в таблице Методики результаты анализа последствий ряда аварий и по Маршалу "Основные опасности химического производства", М. Мир, 1989 г.).

В основу определения глубины определения опасной зоны при мгновенном или продолжительном выбросах СДЯВ положены результаты работ применительно к хлору.

При определении глубин зон для других СДЯВ используются коэффициенты перерасчета Кл и Кп:

L Л = К Л * L Л ХЛ

L П = К П * L П ХЛ

значения Кл и Кп для промышленных опасных веществ даны в таблицах (Приложение к Мето-дике).

В качестве признака распределения потенциально опасных объектов на классы использован основной вид опасности объекта (радиационная, химическая и т.д.). Основные потенциально опасные объекты с угрозой возникновения ЧС распределены на следующие классы:

1. Радиационно опасные объекты

2. Химически опасные объекты

3. Пожаровзрывоопасные и пожароопасные объекты

4. Опасные транспортные средства

5. Опасные технические сооружения.

Радиационно опасный объект (РОО) - это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют РВ, при аварии или разрушении которого может произойти облучение ионизирующим излучением (ИИ) или радиоактивное загрязнение людей, с/х животных, растений, ОЭ и окружающей природной среды.

ХОО - это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют ОХВ, при аварии или разрушении которого могут произойти гибель или химическое поражение людей, с/х животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды.

Пожаро - взрывоопасные объекты - это объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты, или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву.

Опасные транспортные средства - Автомобильный транспорт,Железнодорожный транспорт,Водный транспорт, Трубопроводный транспорт, Воздушный транспорт.

Опасные технические сооружения- Плотины гидроэлектростанций,системы централизованного водоснабжения,газоснабжения, теплоснабжения,электроснабжения итд.

Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий характерны удаленность ЧС от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи.

Пожары и взрывы - самые распространенные ЧС. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это прежде всего промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легковозгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ) - это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки ни транспортировки.



Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Возникают на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ - не частое явление, объясняемое, по-видимому, строгой засекреченностью работ в этой области и в то же время продуманностью мер по предупреждению возникновения таких ЧС. Однако, учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения.

Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д.

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства.

Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят не только к резкому отрицательному воздействию на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду.

Гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия - повреждение и выход из строя гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий.



Антропогенное воздействие на гидросферу водного транспорта. Причины загрязнения водных ресурсов. Виды нефтяных разливов. Критерии установки ликвидационных мероприятий. Мероприятия по предотвращению загрязнения водным транспортом.

Пути поступления нефтепродуктов в морскую среду: (от макс к мин)

1.Танкерный флот (сброс нефтесодержащих вод с балластом при мойке танкеров, погрузочно-разгрузочные операции, обслуживание в доках, работа двигателя, аварии танкеров)

2.Остальное судоходство

3.Атмосферный перенос

4.Речной сток

5.Неочищенные промышленные воды

6.Дождевая вода с городских территорий

В результате образования нефтяных пятен изменяются физико-химические процессы водоёмов и водотоков:

1.Повышается температура поверхностного слоя воды

2.Ухудшение газообмена, как следствие снижается уровень фотосинтеза

3.Гибель рыбы

Виды нефтяных разливов:

1.Разливы, которые начинаются и завершаются в открытом море (временный, локальный, быстропредовратимый характер)

2.Разлив предполагает вынос нефтяного поля на берег

Вероятность выноса нефти на берег зависит:

От характера разлива (объём, расстояние от берега)

От конкретных гидрометеологических условий в данном месте и в данное время (сила и направление ветра и течения и тп)

Разлившиеся нефть и нефтепродукты могут содержаться в эмульгированном, растворенном и плавающем состоянии.

Плавающая нефть- основная масса загрязнений и находится на поверхности водного объекта в виде пленки.

Эмульгированная нефть находится в воде в виде взвешенных шаровых частиц размером до сотен микрон.

Критерии установки ликвидационных мероприятий:

1.Мероприятия должны обеспечивать наивысшее из возможных значений общей экологической выгоды

2.Избранные стратегии должны быть направлены на максимально возможную отчистку от разлитой нефти и обеспечить минимально возможный ущерб окружающей среде

3.Предпринимаемые меры должны быть в первую очередь направлены на те территории и ресурсы, для которых характерна наименьшая способность к самовосстановлению (болотистые участки, гнездовья, лежбища морских котиков)

4.В ходе аварийных работ материал и персонал должны использоваться максимально эффективно

5.Количество отходов образующихся в результате ликвидации должно быть сведено к минимуму

Мероприятия по предотвращению загрязнения водным транспортом

Предотвращение загрязнения водных объектов с судов осуществляется путем оборудования их специальными ёмкостями для сбора загрязнений и сдачи их на береговые очистные сооружения: сбора загрязнений с судов специальными судами; применение автономных судовых установок для полной биологической отчистке сточных вод.

Капитаны судов обязаны:

1.Соблюдать допустимые концентрации вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря веществ в сбрасываемых смесях.

2.Вести в судовых документах регистрацию операций с нефтью и нефтепродуктами, а также с другими опасными для людей веществами

Руководствоваться утвержденными перечнями отходов и других материалов, сброс которых запрещен или допускается только при наличии разрешения.

В приказе командир формирования указывает: средства усиления, задачу; участки (объекты), работ, порядок розыска пораженных, оказания им медицинской помощи, места погрузки пораженных на транспорт и маршруты эвакуации их в лечебные учреждения; место сбора формирования и порядок действий после выполнения задачи; маршрут и порядок движения.

Задачу на действие сводной команды командир получает от начальника ГО объекта или штаба ГО. Получив задачу на проведение АСДНР в очаге поражения, командир формирования:

Уясняет задачу;

Оценивает обстановку;

Принимает решение;

Отдаёт устный приказ и организует взаимодействие.

При уяснении задачи командир должен понять:

Цель предстоящих действии и замысел старшего начальника;

Место и роль своего формирования;

Сроки выполнения задачи.

При необходимости командиром может быть отдано предварительное распоряжение (указывается место и время сбора формирования, о погрузке имущества и др.).

При оценке обстановки командир должен изучить:

Характер и объём разрушений, наличие пожаров на участке работ;

Виды работ на выделенном участке и на маршруте выдвижения;

Направление выдвижения и порядок ввода формирования в очаг поражения;

Радиационную, химическую и бактериологическую обстановку;

Состояние и возможности формирования и средств усиления;

Характер действий и задачи соседей;

Характер местности и состояние маршрута выдвижения;

Влияние погоды, времени года и суток на выполнение задачи.

В решении командира определяется:

Замысел действия;

Задачи подразделениям, объёмы работ, сроки их выполнения;

Последовательность выполнения задачи;

Распределение сил и средств;

Организация управления и обеспечения формирований.

Решение командира доводится до подчинённых в виде устного Приказа

7 .Декларирование потенциально опасных объектов. Порядок разработки и структурные элементы декларации. 1. Декларирование безопасности промышленного объекта Российской Федерации, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства (далее именуется - промышленный объект), осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте. 2. Декларация безопасности промышленного объекта Российской Федерации (далее именуется - декларация) является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации. 3. Декларация должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и содержать:сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;

основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции; анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ; характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций; характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях; характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях. 4. Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации) для проектируемых и действующих промышленных объектов. 5. Порядок разработки декларации определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации. 6. Декларация утверждается руководителем организации, в состав которой входит промышленный объект. Лицо, утвердившее декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации. 7. Декларация составляется в 4-х экземплярах и представляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральный горный и промышленный надзор России и орган местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект. Декларация представляется в сброшюрованном виде. Первый экземпляр декларации хранится в организации, утвердившей декларацию. 8. Декларация должна уточняться при изменении требований безопасности, определяемых действующими нормами и правилами, или сведений о промышленном объекте, приведенных в декларации, но не реже одного раза в пять лет. 9. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России организует экспертизу деклараций и дает разъяснения по применению настоящего Положения.

Антропогенное воздействие промышленного водоснабжения и водоотведения на состояние поверхностных водных ресурсов. Водопользование в промышленности. Системы водоснабжения предприятий. Водосберегающие мероприятия. Водоотводящие системы промышленных предприятий

Водопользование в промышленности . Факторы, влияющие на систему водообеспечевания промышленных предприятий:1.Особенность многократного использования воды в технологических процессах.2.Разнообразие схем водоотведения3.Разнообразие схем регенерации сточных вод4.Разнообразие схем извлечения ценных компонентов из очищаемых вод5.Значительные затраты на строительство систем водоснабжения и водоотведения.Воды в промышленности используются:-В качестве сырья-В качестве разбавителя или растворителя-В качестве теплоносителя или охладителя-В качестве рабочей среды в технологических устройствах-В качестве моющих средств для промывки сырья, тары, готовой продукции-Непроизводственные цели: пожарные, хозяйственно-бытовые.Расход воды на промышленном предприятии определяют: -В зависимости от удельного расходования воды на единицу выпускаемой продукции-В зависимости от мощности предприятия.Удельное водопотребление зависит от технологической схемы производства, системы водоснабжения, климатических факторов.Водоснабжение: Прямоточная, Повторного, Оборотного При дефиците пресной воды:-Изменение технологической схемы производства-Широкое внедрение маловодных и безводных схем-Создание замкнутых безотходных производственных цикловВодосберегающие мероприятия:Многообразие промышленных производств обуславливает разнообразие водосберегающих мероприятий, позволяющих сократить удельный расход воды и свежей воды из источника.Водосберегающие мероприятия разрабатываются в зависимости от функционального использования воды:-Замена водяного охлаждения воздушным-Применение систем сухой отчистки газом и воздухом-Противоточнокаскадных систем промывки-Пневмогидравлических систем транспортирования-Развитие систем автоматического контроля и управления процессом водопотребления-Укрепление единичных мощностей и агрегатов-Борьба с потерями и утечками. При применении сточных вод требование к качеству используемой воды определяют необходимую степень отчистки воды и обуславливают затраты на их подготовку. При решении проблем целесообразности создания систем водообеспечения промышленных предприятий с многократным использованием воды имеет значение законодательно установленным закономерности формирования состава и свойств сточных вод.Водоотводящие системы промышленных предприятий. Состав производственных сточных вод зависит от промышленного предприятия, режима водоотведения, удельного расхода на единицу выпускаемой продукции.Выбор схемы водоотведения промышленного предприятия зависит от балансовой схемы, физико-химического состава сточных вод, определения требований к качеству используемой воды, компоновки систем и сооружений на территории промышленного предприятия.Системы водоотведения промышленных предприятий 1.Общесплавная система водоотведения.Эту систему целесообразно применять для небольших промышленных предприятий, если производственные стоки близки по составу к бытовым сточным водам и возможно попадание в дождевые стоки промышленных загрязнений (см. рис). Все категории сточных вод отводятся на единые очистные сооружения. 2.Раздельные системы водоотведения. Эти системы могут быть различными в зависимости от вида стоков, образующихся на предприятии. Бытовые и дождевые стоки отводятся по самостоятельным сетям. Производственные стоки могут отводиться по нескольким различным системам трубопроводов, в зависимости от категории стоков. В отдельных случаях производственные сточные воды могут отводиться совместно с бытовыми стоками (производственно-бытовая сеть) или дождевыми водами (производственно-дождевая сеть). Бывают следующие возможные раздельные системы: 1. С локальными очистными сооружениями. Применяется тогда, когда в сточных водах отдельных цехов содержатся специфические загрязнения, для очистки от которых целесообразно устройство отдельных очистных установок. 2. С частичным оборотом производственных сточных вод. Целесообразно применять при возможности повторного использования некоторых производственных сточных вод с частичной очисткой или для водоснабжения других цехов. 3. С полным оборотом производственных и бытовых вод. Применяют при нехватке воды для целей водоснабжения

9 .Общая организация МЧС РФ. Основные структуры МЧС РФ. Основные задачи МЧС РФ

. МЧС России функционирует в соответствии с "Положением о министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (1994г.; 1999г.). Общая организация МЧС РФ включает:

1. Основные структуры МЧС РФ - РСЧС, ГО, ГПС;

Региональные центры МЧС РФ;

Поисково-спасательные службы (ПСС) и аварийно-спасательные службы (АСС) МЧС РФ;

Поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования в регионах;

3. Главные управления, управления, отделы (штабы) по делам ГО и ЧС;

4. Гражданскую оборону:

Штаб войск ГО;

Войска ГО: воинские части ГО центрального подчинения и воинские части в регионах;

Гражданские организации гражданской обороны (формирования) и службы ГО на ОЭ.

5. В настоящее время Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС РФ согласно Указу Президента РФ от 9 ноября 2001 г. "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности.

6. Другие составные структуры:

Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд;

Государственное авиапредприятие;

Российский корпус гуманитарного реагирования;

Агентство по обеспечению и координации участия РФ в международных гуманитарных операциях;

Научно-исследовательский институт;

Учебные заведения МЧС РФ.

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ
объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94 .)

EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. Словарь , 2010

EdwART. Словарь экологических терминов и определений , 2010


  • ПОРОГОВАЯ ВЕЛИЧИНА
  • ПРЕДЕЛ УСТОЙЧИВОСТИ

Смотреть что такое "ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ" в других словарях:

    См. Объект потенциально опасный EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 Потенциально опасный объект Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортирую …

    Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации Словарь… … Словарь бизнес-терминов

    потенциально опасный объект - Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации. [ГОСТ Р …

    потенциально опасный объект - 3.8 потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения… …

    Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС …

    Потенциально опасный объект г. Москвы - Потенциально опасный объект объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника… … Официальная терминология

    См. Объект подводный потенциально опасный. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Суда, иные плавсредства, технические средства, боеприпасы, а также элементы оборудования, установки, полностью или частично погруженные в воду, содержащие радиоактивные, химические отравляющие, взрывчатые и другие опасные вещества, содержащие… … Справочник технического переводчика

    подводный потенциально опасный объект - 3.4.1 подводный потенциально опасный объект: Суда, иные плавсредства, технические средства, боеприпасы, а также элементы оборудования, установки, полностью или частично погруженные в воду, содержащие радиоактивные, химические отравляющие,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Подводный потенциально опасный объект - суда, иные плавсредства технические средства, боеприпасы, а также элементы оборудования, установки, полностью или частично погруженные в воду, содержащие радиоактивные, химические, отравляющие, взрывчатые и другие опасные вещества, создающие… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Классификация потенциально опасных объектов осуществлена по иерархическому методу последовательным делением объектов на классификационные группировки. В качестве признака деления объектов на классы использован основной вид опасности объекта (радиационная, химическая и т.д.). Объекты разделены на следующие классы:

  • 1. Радиационно опасные объекты
  • 2. Химически опасные объекты
  • 3. Взрыво- и пожароопасные объекты
  • 4. Опасные транспортные средства
  • 5. Опасные технические сооружения.

Деление на классы является чисто условным, поскольку чрезвычайные ситуации на многих объектах носят комплексный характер и порождают различные поражающие факторы. Поэтому некоторые из объектов можно отнести к одному из двух разных классов. При классификации объектов с несколькими поражающими факторами следует учитывать прежде всего доминирующий фактор.

Система критериев

категорирования потенциально опасных объектов по уровню угроз техногенного, природного и террористического характера и степени их защищенности от этих угроз , а также оценки эффективности мероприятий физической защиты и охраны опасных объектов

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации различают по характеру источника (природные, техногенные, биолого - социальные и террористические) (ГОСТ Р 22.0.02-94);

потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологическ ие вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. №1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» («Собрание законодательства Российской Федерации», 23.09.1996, № 39, ст. 4563) определены параметры, характеризующие масштаб чрезвычайной ситуации. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

В соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденными приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105 («Российская газета» № 71, 12.04.2003 г.) (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2003 г., регистрационный № 4291), введены классы опасности потенциально опасного объекта, устанавливаемые по результатам прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций:

  • 1 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;
  • 2 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;
  • 3 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;
  • 4 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;
  • 5 класс - потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

Согласно указанным критериям, категорирование потенциально опасных объектов проводится по четырем параметрам (i,j,k,l).

I - техногенного характера;

II - природного характера;

III - террористического характера.

A - ядерно и/или радиационно опасные;

B - пожаровзрывоопасные;

C - химически опасные;

D - биологически опасные;

Е - гидродинамически опасные.

Категорирование по масштабам угроз (k) осуществляется в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения по пяти классам опасности потенциально опасного объекта.

Категорирование по степени защищенности от угроз техногенного, природного и террористического характера (l) осуществляется по результатам оценки готовности объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий, проводимой в соответствии с Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения.

При этом используются три категории:

  • 1 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям менее чем на 50%;
  • 2 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 50% и более, но менее чем на 80%;
  • 3 - защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

Пример: показатель О(IA33) - характеризует защищенность потенциально опасного объекта к воздействию угроз техногенного характера, объект является ядерно и/или радиационно опасным, в результате аварии на нем возможно возникновение территориальной чрезвычайной ситуации, защищенность объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

Предложенные критерии категорирования потенциально опасных объектов являются «рамочными», их дальнейшую детализацию с учетом специфики объекта и конкретизации угроз необходимо осуществлять ведомственными нормативными актами.

II. Эффективность мероприятий физической защиты и охраны потенциально опасных объектов определяется:

наличием и состоянием технических систем контроля, предупреждения и защиты от аварийных ситуаций;

видом охраны (войсковая, вневедомственная, ведомственная);

наличием и состоянием инженерно-технических средств охраны;

эшелонированием всех видов охраны и технических средств обеспечения безопасности.

Наиболее общим критерием, характеризующим эффективность мероприятий физической защиты и охраны потенциально опасных объектов от угроз террористического характера, является вероятность непроникновения террористов на данный объект. Определение количественных показателей данного критерия требует использования типовых моделей воздействия, моделей охраны, обороны и функционирования, как самого объекта, так и его технических систем контроля, предупреждения и защиты от аварийных ситуаций.

В большинстве случаев эта задача трудноразрешима, поэтому в качестве критерия предлагается использовать показатель степени оборудования объекта средствами физической защиты и охраны. При этом используются три категории состояния оборудования объекта указанными средствами:

  • 1 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям менее чем на 50%;
  • 2 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям на 50% и более, но менее чем на 80%;
  • 3 - оборудование объекта соответствует предъявляемым требованиям на 80% и более.

При определении предъявляемых требований необходимо учитывать:

рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений;

обеспечение надежной защиты персонала объекта;

повышение надежности инженерно-технического комплекса объекта;

исключение или ограничение поражения вторичными факторами;

обеспечение надежности и оперативности управления производством;

организацию надежных производственных связей и повышение надежности системы электроснабжения;

подготовку объекта к переводу на аварийный режим работы;

подготовку к восстановлению нарушенного производства.

Порядок проведения анализа уязвимости систем физической защиты и охраны потенциально опасного объекта и требования к ним должен определяться в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке достаточности мероприятий по физической защите и охране предприятий и организаций от существующих и прогнозируемых диверсионных и террористических угроз внутреннего и внешнего характера» утвержденными приказом Минпромнауки России от 29 мая 2002 г. № 145 На объектах Минобороны России требования к физическим средствам защиты и охраны определяются в соответствии с директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 г. №448/12/1789 «Руководство по оснащению объектов Министерства обороны Российской Федерации техническими средствами охраны и их эксплуатации». Разработан и находится в стадии согласования с заинтересованными органами военного управления проект «Единого порядка проведения анализа уязвимости ядерно-опасных объектов Минобороны России и оценки эффективности действующих и проектируемых средств физической защиты этих объектов».

На объектах Федерального агентства по атомной энергии требования к физическим средствам защиты и охраны определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.97 № 264 «Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» и Положением об общих требованиях к системам физической защиты ядерно-опасных объектов Минатома России..

  • 1. Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол № 4, подпункт 5а).
  • 2. Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Паспорт безопасности разрабатывается на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайной ситуации.
  • 3. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций (далее -ЧС) для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения ЧС на опасном объекте;

оценки возможных последствий ЧС на опасном объекте;

оценки возможного воздействия ЧС, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению ЧС и готовности к ликвидации ЧС на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на опасном объекте.

  • 4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.
  • 5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.

Переоформляется паспорт безопасности опасного объекта через 5 лет, а также при изменении сферы деятельности, реконструкции, модернизации технологических процессов объекта.

  • 6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.
  • 7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах.

Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:

титульный лист;

«Общая характеристика опасного объекта»;

«Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций»;

«Характеристика аварийности и травматизма»;

«Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

последний лист, содержащий подписи разработчиков.

К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных ЧС на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

  • 9. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС.
  • 10. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных ЧС и индивидуального (потенциального) риска:

зона последствий возможных ЧС - зона действия поражающих факторов, возникающих при ЧС;

индивидуальный риск - частота возникновения поражающих воздействий, определенного вида в определенной точке пространства;

потенциальный (территориальный) риск - распределение частоты реализации поражающих факторов возможных ЧС на территории объекта и за его пределами в виде изолиний индивидуального риска.

Построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 10*10 -7 год - 1 .

  • 11. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.
  • 12. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.

Разработка расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.

  • 13. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.
  • 14. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС.
  • 15. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения ЧС, если источником ЧС являются аварии или ЧС на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.
  • 16. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

титульный лист;

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

аннотация;

задачи и цели оценки риска;

описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;

методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска ЧС;

описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска ЧС, включая ЧС, источниками которых могут явиться аварии или ЧС на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;

  • 17. С учетом показателей степени риска и сравнительного анализа с установленными показателями приемлемого риска на опасном объекте разрабатываются мероприятия по предупреждению ЧС и снижению риска (при превышении установленных показателей приемлемого риска для данного типа объектов).
  • 18. К проверке соответствия разработанных паспортов безопасности опасных объектов установленным требованиям, целесообразно привлекать специализированные организации, участвующие в установленном порядке в экспертизе деклараций промышленной безопасности в части предупреждения, локализации и ликвидации ЧС.
    Приложение. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения

Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105
"Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения"

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648), Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 38, ст.3585) приказываю:

Утвердить согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (прилагаются).

С.К. Шойгу

Требованиями предусматривается осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло и электроснабжения, гидротехнические сооружения).

Потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов.