К хлебу на Руси искони отношение было благоговейно-почтительное: «всему голова», а пекарей никогда не кликали «Ивашка», «Федька», но величали «Иван», «Федор».

Секрет прост – зерно самый удобохранимый продукт, если его запасти впрок, никакой голод не страшен. Отсюда и экономная привычка хозяек, выпекая каравай, тщательно выскребывать остатки теста и делать из них крендельки для детишек.

Выбросить крошки, сухую корку считалось величайшим грехом. Нехорошо выбрасывать и остатки хлеба.

Плохая примета накладывать тесто ножом или вилкой перед посадкой его в духовку.

Нельзя пересчитывать буханки, вынутые из печи, иначе они быстро зачерствеют. «Лопнувшая» в печи буханка – к гостю. Хлеб, испеченный в сочельник, никогда не плесневеет.

Русские крестьяне урожай определяли по колосу: цветет снизу – ждать изобилия.

Хлеб крошится при резке – к семейной ссоре. Пустота внутри батона – к покойнику.

Хорошая примета, когда девушка доедает последний кусок хлеба на столе – ее ждет счастливое замужество.

Хлеб упал на пол. Приметы.

Во все времена к хлебу всегда относились очень уважительно, считали его главной пищей в доме. Говорили, если есть хлеб – есть еда, а потому все приметы, связанные с ним, бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Так как хлеб всегда был почитаем, то и обращаться с ним следует бережно, с уважением. Есть ряд примет, которые связаны с тем, что хлеб роняют .

Упавший кусок хлеба во время праздничного застолья – к скорому приходу долгожданного и почетного гостя, а вот уронить кусок хлеба в обычный, будничный обед или ужин означает, что прибудет неприятный и ненужный человек.

Ронять хлеб, в том числе и крошки от него – это примета плохая, поскольку это сулит отсутствие урожая в этом году и наступление голода. Упавший со стола на пол хлеб свидетельствует о том, что к вам кто-то очень сильно спешит.

С особенным трепетом относились к свадебному хлебу – караваю. По тому, каким получился каравай, судили о том, как будет жить новая семья. И особым значением обладали украшения каравая, а вот уронить откушенный или отломанный кусок, означает потерю авторитета в семье. А если уж целый каравай падал на свадьбе на пол – это сулило постоянные ссоры супругам и в конечном счете – развод.

Уронить бутерброд маслом вверх – к гостю.


Насколько полный ответ Вы получили: Всего голосов: 13   Средний балл: 2.6

Другие народные приметы и суеверия.

Рассыпать соль. Примета.

Рассыпать соль – быть ссоре; чтобы избежать ее, нужно рассмеяться, дать ударить себя по лбу или бросить щепотку через левое плечо. Эта народная примета происходит от легенды...

Найти ключи. Примета.

Ключи всегда считались символом богатства, мудрости и владения знанием. Приметы о найденных ключах толкуются двояко. Одно толкование: найти ключи...

Приметы на любовь.

Самая известная примета про любовь – это пересоленная еда. Считается, что если хозяйка пересолила пищу, то сердце ее не свободно и она, или уже влюблена, или начинает проявлять...

К хлебу на Руси всегда было отношение особое - уважительное, бережливое. Неудивительно, что оно нашло свое отражение в многочисленных приметах. Так, нельзя было начинать есть новую буханку после захода солнца: это грозило нищетой.

Человек переворачивает буханку хлеба «лицом » вниз - накличет на себя серьезные неприятности.

Неровно нарезанный хлеб говорит о том, что столь же неровная и наполненная трудностями жизнь ожидает и человека.

Чтобы удачно испечь хлеб, женщины, сажая его в печку, должны были приподнять подол со словами «Подымайся выше».

Оставить недоеденной после ужина свою порцию хлеба - оставить свое счастье. Тот, кто его доедал, забирал удачу, счастье.

Нельзя есть хлеб за спиной другого человека: таким образом можно съесть его силу.

Хлеб следует есть очень аккуратно и бережно, не дозволяя упасть ни крошечке. Это делалось, чтобы не допустить неурожая и голода.

Если кто-то, не закончив есть один ломтик, начинает следующий, эта примета рассказывает о том, что близкий человек страдает от голода и нужды.

Если оставлять на столе недоеденные куски хлеба, он весь может заплесневеть.

Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание - недуги, голод, нужда.

Хлеб - один из основных продуктов всех народов мира. Ученые предполагают, что хлебобулочные изделия появились в рационе питания человечества более пятнадцати тысячелетий назад. Без буханки на столе скромный обед или пышное застолье считалось неполноценным, а стол именовался «сиротским».

Дом, где хозяйка собственноручно не пекла хлеб, считался нищим и лишенным внимания самого Господа. Продукт готовится из различных видов муки, признан основным во многих религиях и разрешается к употреблению даже при строгих постах.

Отношение к хлебу в каждой культуре регламентируется строгими правилами. К примеру, в иудаизме запрещено в определенный период употреблять хлеб, выпеченный на дрожжах (разрешается есть лепешки из воды и муки), а мусульмане считают, что резать буханку ножом недопустимо, так как человек, нарезающий ломти, стареет. По этой причине во многих мусульманских семьях нарезкой или преломлением хлеба занимаются мужчины.

Основные «хлебные» правила древней Руси, дошедшие до наших дней

На Руси из древности сложилось особое отношение к хлебу. С этим продуктом связаны многие пословицы, придания и верования. Правильно относиться к хлебной краюхе, считать ее священной учили с раннего детства. Именно правила обращения с хлебом, дошедшие до наших дней, отвечают на такие вопросы, как «Почему нельзя ломать хлеб руками» или «Что означает благословение буханки?»

Современники выделяют семь основных «хлебных законов», не потерявших своей актуальности даже во времена бурного расцвета технического прогресса:

  • Благословение. В древние времена выпечка хлеба без предварительного благословения считалась немыслимой. Перед закваской квашни, замесом и выпеканием хозяйка читала молитвы, испрашивая благословения у Господа. Тесто перед выпечкой и хлеб перед нарезкой осенялся крестным знамением.
  • Ритуальная чистота. К выпечке не допускались женщины в период беременности или с месячными кровотечениями.
  • Правило скатерти. Хлеб полагалось класть на стол, убранный скатертью. Считалось, что буханка на голом столе - предвестник обнищания и упадка семьи.
  • Запрет на смех. Продукт считался священным и смех над ним признавался святотатством. Засмеяться за столом значило навлечь на себя суровые испытания.
  • Не ломать, а резать! Считается, что ломать хлеб - ломать свою судьбу, нарушать течение жизни. По различным источникам данное правило было создано для сохранения каждой крошки, так как выбрасывать даже малую кроху ценного продукта - святотатство, предвещающее потерю благосостояния и здоровья всех членов семьи. Запрещалось ронять крошки на пол, отдавать собакам. Стол после трапезы тщательно убирался, а собранные остатки скармливались домашней птице.
  • Каждый надкушенный кусок - доесть до конца. Надкушенные недоеденные куски грозили потерей жизненной силы, благополучной доли. Если кусок оставляли дети, считалось, что им грозит сиротство, замужним женщинам - вдовство. От буханки запрещалось отрезать новый кусок прежде, чем будет доеден надкушенный.
  • Никогда не выбрасывать остатки в мусор. Выбросить кусок хлеба (даже если он заплесневел и непригоден к употреблению) считалось смертным грехом. Такие ломти скармливались птице.

Ценный продукт почитался всеми сословиями от бродячих музыкантов до царей и их придворных. Неписаные законы передавались из поколения в поколение. Население незыблемо верило, что от того, как выполняются «хлебные» правила зависит достаток, удача, здоровье и благополучие всего рода.

Нарезать или ломать хлеб, придерживаться или не придерживаться древних правил должен решить каждый для себя. Незыблемым остается одно - хлеб - это священный, незаменимый продукт, который требует к себе уважительного и даже благоговейного отношения.

Почти всегда ответ, который можно услышать на этот вопрос, звучит так: хлеб – это тело Христово, и поэтому его не должен касаться нож, но это неправильно, поскольку на Литургии священник специальным ножом, называемым «копие», пронзает хлеб, символизирующий плоть Христа-Спасителя, а потом режет его на кусочки.

Копие в этот момент является не только копьем римского воина, но и представляет собой волю Божью.

На самом деле ритуал размалывания хлеба более древний, и родился он на языческой почве, которая весьма благодатна для появления самых невообразимых суеверий.

Один каравай разрежешь - все пропадут!

На Руси хлеб всегда был основой крестьянского хозяйства: уродился хлеб, рожь или пшеница – все сыты, здоровы и веселы; не уродился хлеб – жди голода, болезней и несчастий.

Хлеб был основой жизни и потому всегда нёс большую сакральную нагрузку – с ним было связано много примет и поверий. Считалось, что печь его может только «чистая» женщина; нельзя было, чтобы стряпуха была беременной и запрещалось резать ножом первый каравай, который доставали из печи.

Во-первых, считалось, что этим можно повредить человеку, который пёк хлеб, ведь верили, что частица его сил как бы переходила на продукт; а во-вторых, как пишет в одной из своих статей литератор и этнограф Александр Страхов, архаическое сознание наших предков переносило свойства одного отдельного предмета на все остальные. И в этом случае, если первый каравай резали ножом, то остальные должны были каким-то мистическим способом испортиться: опасть или подгореть.

Хочешь забыть - ешь «забытый» хлеб

Забытый в печи хлеб наделялся свойствами забвения: « Забудецца хлеп ф пэчй, tó, хто умріть ф семьй (едят этот хлеб), щоп забывши», «хто умрё, кто забуцца не мбжэ, хлеб тот ест...».

Жители Воронежской губернии верили, что если забыть в печи целую партию караваев, то это грозит разорением, которое, очевидно, должно было последовать за неуважение к хлебу.

Большим грехом считалось класть хлеб на стол коркой вниз – это якобы призывало в дом смерть; если коврига падала на пол коркой вверх – считалось, что это к счастью, если коркой вниз – к беде и обнищанию, а покатившийся каравай предвещал скорую кончину.

Как на Руси «кормили» покойников

В научной работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования» Александр Стахов указывает, что зев печи у славян всегда был связан с потусторонним миром. То есть каждая выпечка хлеба была своеобразным контактом с миром мёртвых, с миром, где обитают души предков, и обязанностью живых было в обязательном порядке в знак благодарности приглашать их на совместную трапезу.

Для этого в одних сёлах умерших призывали на блины, когда по сковороде разливали первый блин, в других - звали их на трапезу после выпечки. В некоторых сёлах во время разделения теста на караваи, от первого каравая отрывали кусок и бросали его в печь, в огонь, как жертву душам умерших.

Первый же вынутый из печи каравай обильно смачивали водой, словно бы умывая умерших, что способствовало образованию пара, потом хлеб разламывали руками и клали на окно, к которому якобы слетались души покойников - кормиться паром, идущим от хлеба.

Иногда для большего удобства предков даже в зимнюю стужу приоткрывали окно, чтобы пар вышел из избы, а если в семье был утопленник, то хлеб для него клали над кадкой с водой.

Обряд этот делали не только в поминальный день, но каждый раз, когда пекли хлеб. Под Гомелем был обряд разламывать первую булку хлеба руками и оставлять его парить существовал и в конце XX века.

Обычай этот преобразовался и в православии, например, в Великороссии набожные люди первый масленичный блин ели за упокой умерших родственников, под Тамбовом первый блин даже в XIX веке клали на слуховое окно «для предков», в калужских сёлах его мазали мёдом и клали на божничку – «родителям», а в других местах России - несли на могилу, как символ языческой тризны.

«Возврат к природе» или страх смерти?

Именно с похоронными обрядами было связано и ломание, разрывание хлеба руками - по аналогии с раздиранием полотна, на котором опускали в землю гроб покойника – верили, что если его разрезать, то «зарежешь» ещё одного члена семьи, и он быстро умрёт.

Очевидно, что само действие – раздирание, размалывание символизировало возврат к природе, к предкам, к их обычаям. Разламывание хлебов означало обращение к культу предков, а следовательно, означало и обращение к древнему страшному божеству Роду.

В этом ключе обряд преломления хлеба для скрепления заключённого договора предстает как призывание в свидетели всех предков как с одной, так и с другой стороны.

От преломления хлебов пошли различные пословицы и поговорки, призывающие ломать, а не резать хлеб: «Ломать хлеб ломком, будем жить домком».

Современные учёные связывают запрет на разрезание хлеба со страхом смерти, который испытывает каждый человек, и этим объясняют ритуализацию действий.

Каравай – защита от сглаза

Ещё один обряд, при котором хлеб рвут или ломают, связан с языческой свадьбой; о нём рассказывают старожилы Пермского края. Перед свадьбой раньше изготавливались две небольших куклы, одна символизировала жениха, а вторая – невесту.

Куклы эти назывались одноручниками и предназначались для защиты молодых во время свадьбы от сглаза: на них должны были перейти все проклятья, которыми на свадьбе сыпали завистники. Чтобы куклы были незаметны, их запекали в большой каравай, который в конце праздника разламывали руками над головой молодых. Именно от этого старинного обычая появилась советская традиция сажать кукол на капот свадебных машин.

В остальных же случаях хлеб даже в старину резали ножом, правда, для этого нужно было провести определённые ритуальные действия, например, хозяин должен был перекрестить каравай ножом, разрезать его на куски и раздавать всем членам семьи.

В некоторых случаях запрещалось резать хлеб снизу, а если человек резал хлеб от себя, то это якобы указывало на то, что он ворованный.

Приметы о хлебе имеются у всех народностей Земли. Ведь он является продуктом человека почти 15 тыс. лет. Хлеб издревле считался символом достатка. Наши предки с детства воспитывались на уважении к хлебу, они считали хлеб святыней и производили с ним различные магические ритуалы. До настоящего времени сохранилась магия хлеба. Приметы о хлебе помогают предотвратить неприятности, сохранить благосостояние семьи и согласие между близкими людьми.

  1. Наши предки завещали нам относиться к хлебу с большим уважением. С хлебом встречают гостей, благословляют новую семью и провожают человека в последний путь. Хлеб следует есть очень аккуратно, не разбрасывая крошки и кусочки. Неуважительное уважение к хлебу, разбрасывание крошек или кусочков хлеба навлекают неурожай, нищету и голод.
  2. Начинать резать новую булку хлеба надо с более высокого края.
  3. Приметы о хлебе, если Вы сами выпекаете хлеб в своем доме. Не подметайте пол и не производите уборку во время выпечки хлеба. В противном случае из дома уйдет достаток. На закате солнца тесто для выпекания хлеба делать нельзя, иначе в доме не будет благополучия. Нельзя печь хлеб женщинам в критические дни, в противном случае хлеб будет неудачным и быстро заплесневеет. Не давайте посторонним смотреть на тесто для хлеба. Обязательно понюхайте тесто перед выпечкой. Пока хлеб выпекается нельзя кричать, скандалить и громко разговаривать.
  1. Чтобы в Вашей семье всегда был достаток никогда не начинайте разрезать новую булку хлеба после захода солнца.
  2. Никогда не втыкайте нож в булку хлеба, после того как отрежете кусочек. Воткнутый в хлеб нож притянет в семью голод.
  3. Никогда не режьте хлеб навесу. В противном случае отрежете от себя энергию денег.
  4. Никогда не режьте хлеб разными ножами во время одного застолья. Нарушение этого правила притянет в семью скандалы.
  5. Никогда не переворачивайте булку хлеба вверх донышком. Перевернув хлеб можете навлечь в свою жизнь несчастья.
  6. Никогда не кладите начатый хлеб срезом к стене. Не соблюдение этого правила приведет к тому, что от Вас отвернутся люди.
  7. Приметы о хлебе во время застолья. Старайтесь всегда доедать взятый кусочек хлеба. Вы оставите часть своего счастья, если оставите на столе даже маленький кусочек недоеденного хлеба. Тот, кто съест оставленный Вами недоеденный хлеб заберет Ваше счастье.
  8. Не позволяйте за Вашей спиной жевать кусочек хлеба. Этим «невинным» действием могут забрать у Вас силу и здоровье.
  9. Зачерствелый, недоеденный, заплесневелый или непригодный в пищу хлеб надо скармливать птицам. Выбрасывать из дома хлеб нельзя, в противном случае семья лишится благосостояния, здоровья и взаимопонимания.
  10. Приметы о хлебе для тех, кто любит корочки или черствый хлеб. Горбушки и корочки хлеба любят есть счастливые и удачливые люди. Употребляющий в пищу черствый или заплесневелый хлеб никогда не утонет в воде.
  11. Если во время еды, не доев один кусочек хлеба, Вы нечаянно возьмете другой, значит в этот момент какой-то близкий Вам человек терпит нужду и испытывает голод.
  12. Нельзя передавать булку хлеба через порог, иначе в дом войдет нищета и беда.
  13. После захода солнца хлеб не дают из дома в долг.
  14. Обязательно дайте хлеб просящему и нуждающемуся в нем, даже если для Вас это был последний кусочек . Таким поступком Вы привлечете к себе достаток и изобилие.
  15. Хлеб является лечебным средством:

— Разжеванный с солью хлеб прикладывают к нарывам в качестве компрессов.

— Компрессами из ржаного теста снимают ломоту в суставах и костях.

— Чтобы остановить кровотечение выпивают стакан воды в котором предварительно размешаны две столовые ложки ржаной муки. Это проверенный старинный метод.

  1. Простое гадание на хлебе. Чтобы узнать, что ждет Вас в течение года надо испечь хлеб 10 февраля в день Рождения Домового.

Хорошим знаком будет, если хлеб получится пышным, вкусным и красивой формы. Это говорит о том, что в семье будет согласие, здоровье, взаимная поддержка и достаток.

— Если хлеб будет пышным и вкусным, но с неоднородной поверхностью, состоящей из бугорков и впадин, то в семье будет потеряно взаимопонимание. С благосостоянием семьи тоже будет много проблем, от полного изобилия до бедности.

— Растрескавшийся хлеб предупреждает о предстоящих неприятностях. Возможны разводы и расколы в семье, потеря родных и близких.

— Если хлеб растрескался, но из одной из его частей испеклась небольшая булочка – в семье будет пополнение.

— Пересохший хлеб предрекает болезни и денежные потери.

Этот хлеб нельзя употреблять в пищу, его надо подарить Домовому. Кроме того, чтобы Домовой уберег Вашу семью от неприятностей и потерь налейте ему молочка и подарите ему что-либо сладенькое.

Это далеко не все приметы о хлебе. Относитесь к хлебу как к святыне, ведь его нам подарили Боги.