112th CONGRESS 2d Session

Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012

Текст закона:

«To impose sanctions on persons responsible for the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, and for other gross violations of human rights in the Russian Federation, and for other purposes.»

Перевод:

«Данный законопроекта преследует цели введения санкций в отношении лиц, ответственных за содержание под стражей, противоправное обращение или смерть Сергея Магнитского и других грубых нарушений прав человека в РФ; а также иные цели.»

Уже в самом начале закона написано, что США будут вводить санкции не только в отношении лиц, которые были связаны с делом Магнитского, но и в отношении любого человека, который, по мнению США, нарушает права человека. А также Госдеп США будет пополнять список Магнитского, преследуя «иные цели».

Текст закона:

«SEC. 2. FINDINGS.

Congress finds the following:

(1) The United States aspires to a mutually beneficial relationship with the Russian Federation based on respect for human rights and the rule of law, and supports the people of the Russian Federation in their efforts to realize their full economic potential and to advance democracy, human rights, and the rule of law.

(2) The Russian Federation-

(A) is a member of the United Nations, the Organization for Security and Co-operation in Europe, the Council of Europe, and the International Monetary Fund;

(B) has ratified the Convention against Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment, the International Covenant on Civil and Political Rights, and the United Nations Convention against Corruption; and

(C) is bound by the legal obligations set forth in the European Convention on Human Rights.

(3) States voluntarily commit themselves to respect obligations and responsibilities through the adoption of international agreements and treaties, which must be observed in good faith in order to maintain the stability of the international order. Human rights are an integral part of international law, and lie at the foundation of the international order. The protection of human rights, therefore, particularly in the case of a country that has incurred obligations to protect human rights under an international agreement to which it is a party, is not left exclusively to the internal affairs of that country.»

Перевод:

«ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Конгресс считает что:

(1) Соединенные Штаты стремятся к взаимовыгодным отношениям с Российской Федерацией, основанных на уважении прав человека и верховенстве закона и поддерживает народ Российской Федерации в его усилиях по реализации полного экономического потенциала и укрепления демократии, прав человека и верховенства закона.

(2) Российская Федерация:

(A) является членом Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы и Международного валютного фонда;

(B) ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения и наказания, Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции; и

(C) приняла на себя юридические обязательства, изложенные в Европейской конвенции о правах человека.

(3) Государства добровольно обязуются уважать обязательства и обязанности путем принятия международных соглашений и договоров, которые должны соблюдаться в духе доброй воли для того, чтобы поддерживать стабильность международного порядка. Права человека являются неотъемлемой частью международного права и лежат в основе международного порядка. Таким образом, защита прав человека, особенно в случае страны, которая взяла на себя обязательства по защите прав человека в соответствии с международным соглашением, участником которого она является, не может ограничиваться исключительно внутренним положением дел этой страны.»

Смысл всего написанного выше заключается в том, что Российская Федерация подписала различные международные обязательства, а по конституции РФ международное право выше российского, о чём гласит Статья 15 пункт 4: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.». США напоминают, что их страна может вводить санкции в отношении граждан РФ не только за рубежом, но и на территории Российской Федерации.

Далее в законе рассказывается о коррупции в России, о деле Магнитского. Также рассказывается о том, какой несправедливый суд был в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, причём не упоминается, что в сентябре 2011 года Европейский суд по правам человека признал, что схемы налоговой оптимизации, которые применял «ЮКОС», никогда не были законными в России. Вспоминаются различные убийства, избиения, которые приписываются опять же таки правительству РФ. Затем идёт растолкование терминов. Всё это можно прочитать в законе о «Списке Магнитского» на официальном сайте правительства США http://www.gpo.gov . Мы же рассмотрим 4-ый раздел данного закона.

Текст закона:

«SEC. 4. IDENTIFICATION OF PERSONS RESPONSIBLE FOR THE DETENTION, ABUSE, AND DEATH OF SERGEI MAGNITSKY AND OTHER GROSS VIOLATIONS OF HUMAN RIGHTS.

(a) In General. --Not later than 120 days after the date of the enactment of this Act, the Secretary of State, in consultation with the Secretary of the Treasury, shall publish in the Federal Register a list of each person the Secretary of State has reason to believe--

(1) is responsible for the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, participated in efforts to conceal the legal liability for the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, financially benefited from the detention, abuse, or death of Sergei Magnitsky, or was involved in the criminal conspiracy uncovered by Sergei Magnitsky; or

(2) is responsible for extrajudicial killings, torture, or other gross violations of internationally recognized human rights committed against individuals seeking-

(A) to expose illegal activity carried out by officials of the Government of the Russian Federation; or

(B) to obtain, exercise, defend, or promote internationally recognized human rights and freedoms, such as the freedoms of religion, expression, association, and assembly, and the rights to a fair trial and democratic elections; or

(3) acted as an agent of or on behalf of a person in a matter relating to an activity described in paragraph (1) or (2).

(b) Updates. --The Secretary of State shall update the list required by subsection (a) as new information becomes available.»

Перевод:

«ОПИСАНИЕ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ЗАДЕРЖАНИЕ, НЕПРАВОМЕРНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ГИБЕЛЬ СЕРГЕЯ МАГНИТСКОГО И ДРУГИЕ ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

(a) Не позднее чем через 120 дней после даты принятия настоящего закона, Государственный Секретарь, консультируясь с Министром Финансов, публикует в Федеральном регистре список всех людей, которых Государственный Секретарь сочтёт:

(1) в ответе за задержание, неправомерное отношение или смерть Сергея Магнитского, участником попыток скрыть ответственность перед законом за задержание, жестокое обращение или смерть Сергея Магнитского, финансовую выгоду от содержания под стражей, неправомерного отношения или смерти Сергея Магнитского, или был вовлечен в преступный сговор, раскрытый Сергеем Магнитским; или

(2) несет ответственность за внесудебные казни, пытки или другие грубые нарушения международно-признанных прав человека, совершенные против лиц, стремящихся:

(A) разоблачить незаконную деятельность, осуществляемую должностными лицами правительства Российской Федерации; или

(B) получить, практиковать, защищать или продвигать международно-признанные права человека и свободы, такие как свобода религии, свобода выражения, свобода объединения в ассоциации и свобода собраний, а так же права на справедливое судебное разбирательство и права на демократические выборы; или

(3) выступавших в качестве агента или от имени лиц в вопросах, касающихся деятельности, описанных в пункте (1) или (2).

(b) обновления. --Государственный Секретарь будет обновлять список необходимых в подразделах по мере появления новой информации.»

Сразу возникает вопрос, почему Государственный Секретарь консультируется с Министром Финансов для того чтобы определить, кого нужно вносить в «список Магнитского»? Неужели в обязанности Министра Финансов входит расследование дел, связанных с нарушением прав человека в России и во всё мире? И почему именно Государственный Секретарь устанавливает, кто должен попасть в список?

Согласно пункту (2) в «список Магнитского» будут вноситься не только те лица, которые каким-либо образом связаны со смертью Магнитского, но и те, кто несет ответственность за «другие грубые нарушения международно-признанных прав человека». Что это за «другие грубые нарушения», исходя из вступительного описания раздела (a), будут уже решать Государственный Секретарь и Министр Финансов. Далее расшифровываются «иные цели», которые были упомянуты в самом начале закона. В список нужно внести тех, кто «против лиц», стремящихся:

«…получить, практиковать, защищать или продвигать международно-признанные права человека и свободы, такие как свобода религии, свобода выражения, свобода объединения в ассоциации и свобода собраний, а так же права на справедливое судебное разбирательство и права на демократические выборы ».

Таким образом, под прикрытием понятия «грубые нарушения международно-признанных прав человека» в список Магнитского может попасть любой гражданин РФ, который выступает против «продвижения международно-признанных прав человека и свободы», установленными США. Например, если какой-нибудь депутат выступает за закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних, то такой депутат автоматически заносится в список Магнитского, поскольку он ущемляет права гомосексуалистов. Или же, если депутат выступает против однополых браков, значит, он против продвижения «международно-признанных прав человека и свободы», и за это в отношении него могут быть введены санкции со стороны США. Другой пример можно привести с так называемой «свободой религии». Если где-то в России появляется религиозное объединение, которое замечено в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни, и правоохранительные органы заводят против такого объединения уголовное дело, то представители правоохранительных органов, связанных с данным делом, могут быть занесены в список Магнитского, если США увидят в этом нарушение прав, и совершенно неважно, что подобное объединение может быть машиной пропаганды США. Примеров можно приводить массу.

Текст закона:

«(c) Removal From List. --A person shall be removed from the list required by subsection (a) if the person demonstrates to the Secretary of State that the person did not engage in the activity for which the person was added to the list.»

Перевод:

«(c) Удаление из списка. Человек должен быть удален из списка согласно подразделу (а), если человек продемонстрирует Государственному Секретарю, что не занимались деятельностью, согласно которой он был добавлен в список.»

Т.е., если человек попал в список Магнитского, то он может прийти к Государственному Секретарю США или к кому-нибудь из его подчинённых и попросить прощения, продемонстрировав, что он согласен на все условия Госсекретаря, чтобы его убрали из списка.

Текст закона:

«(d) Requests by Chairperson and Ranking Member of Appropriate Congressional Committees.-

(1) In general. --Not later than 120 days after receiving a written request from the chairperson and the ranking member of one of the appropriate congressional committees with respect to whether a person meets the criteria for being added to the list required by subsection (a), the Secretary of State shall submit a response to the chairperson and ranking member of the committee which made the request with respect to whether or not the Secretary determines that the person meets those criteria.

(2) Form. --The Secretary of State may submit a response required by paragraph (1) in classified form if the Secretary determines that it is necessary for the national security interests of the United States to do so.

(3) Removal. --If the Secretary of State removes from the list required by subsection (a) a person who has been placed on the list at the request of the chairperson and the ranking member of one of the appropriate congressional committees, the Secretary shall provide that chairperson and ranking member with any evidence that contributed to the removal decision. The Secretary may submit such evidence in classified form if the Secretary determines that such is necessary for the national security interests of the United States.»

Перевод:

«(d) Запросы Председателя и Высокопоставленных Членов соответствующих Комитетов Конгресса.

(1) Общее положение. Не позднее чем через 120 дней после получения письменного запроса от Председателя и высокопоставленного члена одного из соответствующих комитетов Конгресса при условии, что человек соответствует критериям добавления в список согласно подразделу (а), Госсекретарь направляет ответ Председателю и высокопоставленному члену Комитета сделавшего запрос, указывая, считает ли Госсекретарь, что лицо удовлетворяет этим критериям или нет.

(2) Форма доклада. Государственный секретарь может представить ответ, предусмотренных пунктом (1) в засекреченной форме, если посчитает, что это необходимо сделать в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов.

(3) Удаление (из списка). Если государственный секретарь удаляет из списка, приведённого в подразделе (а) человека, который был включён в список по просьбе Председателя и высокопоставленного члена одного из соответствующих комитетов Конгресса, Госсекретарь должен предоставить Председателю и высокопоставленного члена одного из соответствующих комитетов Конгресса доказательства, на которых основано решение об исключении из списка. Госсекретарь может предоставить такие доказательства в засекреченной форме, если посчитает, что это необходимо для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов Америки.»

Из пункта (2) видно, что список Магнитского может быть засекречен « ». Согласно пункту (3) при удалении человека из списка, Госсекретарь должен предоставить «доказательства, на которых основано решение об исключении из списка », и также он может это сделать в «засекреченной форме », «если посчитает, что это необходимо для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов Америки ». Стоит обратить особое внимание на то, что Госдеп и не скрывает, что данный закон действует НЕ в интересах России, а «в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов ». Данная фраза в этом американском законе зазвучит ещё много раз.

Текст закона:

«SEC. 5. INADMISSIBILITY OF CERTAIN ALIENS.

(a) Ineligibility for Visas. --An alien is ineligible to receive a visa to enter the United States and ineligible to be admitted to the United States if the alien is on the list required by section 4 (a).

(b) Current Visas Revoked. --The Secretary of State shall revoke, in accordance with section 221 (i) of the Immigration and Nationality Act (8 U.S.C. 1201 (i)), the visa or other documentation of any alien who would be ineligible to receive such a visa or documentation under subsection (a).»

Перевод:

«НЕДОПУЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ИНОСТРАНЦЕВ.

(a) Отсутствие права на визу. Иностранец не имеет права получать визу для въезда и не может быть допущен в Соединенные Штаты, если иностранец находится в списке, описанном в раздел 4 (а).

(b) Отзыв текущей визы. В соответствии с разделом 221 (i) Закона об иммиграции и гражданстве (8 U.S.C. 1201 (i)), Государственный секретарь аннулирует визу или другой документ любого иностранца, который имел право на получение такой визы или документа в соответствии с подразделом (а).»

Т.е. если иностранец попадает в список Магнитского, то ему не дают визу, а если у него есть какие-либо документы, относящиеся к США, то они аннулируются.

Текст закона:

«SEC. 6. FINANCIAL MEASURES.

(a) Freezing of Assets. --The Secretary of the Treasury shall, pursuant to the International Emergency Economic Powers Act (50 U.S.C. 1701 et seq.), freeze and prohibit all transactions in all property and interests in property of a person that the Secretary determines has engaged in an activity described in paragraph (1), (2), or (3) of section 4 (a) if such property and interests in property are in the United States, come within the United States, or are or come within the possession or control of a United States person.»

Перевод:

«ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ.

(a) Замораживание активов. Министр Финансов должен согласно закону о международных чрезвычайных экономических полномочиях (50 U.S.C. 1701 et seq.), заморозить и запретить передачу всего имущества и имущественного права лица, которое Секретарь определяет как лицо занявшееся деятельностью, описанной в пункте (1), (2), или (3) раздела (4а), если его имущество и имущественные интересы находятся в Соединенных Штатах, попадают в пределы Соединенных Штатов, являются, или же попадают в распоряжении или под контроль лица Соединенных Штатов Америки.»

Теперь становится понятно, почему Государственный Секретарь консультируется с Министром Финансов для того чтобы определить, кого нужно вносить в «список Магнитского». Министр Финансов будет отбирать имущество у тех, кто записан в список Магнитского, именно поэтому его мнение так важно в составлении списка. Причём конфискация имущества и имущественного права лица может осуществляться не только в Соединенных Штатах, но и в других странах, где США имеет своё влияние. Как известно, США имеет своё влияние в большинстве стран мира, и пусть какая-нибудь страна только попробует не выполнить распоряжения США, такая страна сразу поймёт, что значит препятствовать «продвижению международно-признанных прав человека и свободы».

Текст закона:

«(c) Enforcement.--

(1) Penalties. --A person that violates, attempts to violate, conspires to violate, or causes a violation of this section or any regulation, license, or order issued to carry out this section shall be subject to the penalties set forth in subsections (b) and © of section 206 of the International Emergency Economic Powers Act (50 U.S.C. 1705) to the same extent as a person that commits an unlawful act described in subsection (a) of such section.»

Перевод:

«(c) Соблюдение исполнения.

(1) Штрафы. Лицо, которое нарушает, или пытается нарушить, вступает в сговор с целью нарушить или нарушает положения этого раздела или постановления, полномочий или приказа выданного для реализации положений этот раздела, подлежит наказанию согласно подпунктам (b) и (c) раздела 206 закона о Международных Акту о Чрезвычайных Экономических Полномочиях (50 U.S.C. 1705) в той же степени, в какой и лицо, совершившее противоправное деяние, описанное в подразделе (a) этого раздела.»

Т.е., если подчинённый не выполняет распоряжения Госсекретаря привести в действие санкции в отношении лица, занесённого в список Магнитского, то такой подчинённый сам попадёт в список и у него отберут всё имущество. Причём необязательно, чтобы подчинённый должен находиться в США. Это может быть обычный госслужащий в России, которому приходит письмо из Вашингтона с требованием ввести санкции в отношении того или иного человека, и если тот не выполнит требования, то его занесут в список Магнитского.

Текст закона:

«SEC. 7. REPORT TO CONGRESS.

Not later than one year after the date of the enactment of this Act and annually thereafter, the Secretary of State and the Secretary of the Treasury shall submit to the appropriate congressional committees a report on:

(1) the actions taken to carry out this Act, including:

(A) the number of persons added to or removed from the list required by section 4 (a) during the year preceding the report, the dates on which such persons have been added or removed, and the reasons for adding or removing them; and

(B) if few or no such persons have been added to that list during that year, the reasons for not adding more such persons to the list; and

(2) efforts by the executive branch to encourage the governments of other countries to impose sanctions that are similar to the sanctions imposed under this Act.»

Перевод:

«ДОКЛАД КОНГРЕССУ

Не позднее одного года после даты вступления в силу настоящего закона и затем ежегодно, Государственный Секретарь, и Министр Финансов представляют соответствующим комитетам Конгресса отчет о:

(1) мерах, принятых для выполнения этого закона, включая:

(A) количество лиц, добавленных или удаленных из списка, согласно разделу (4а) на протяжении года, предшествующего докладу, даты, в которые эти лица были добавлены или удалены из списка и причин для добавления или удаления их из списка; и

(B) если таковых лиц совсем мало или вовсе не было добавлено в список, то должны быть объяснены причины, по которым новые лица в список не были включены.

(2) усилия исполнительной власти направленные на поощрение правительств других стран за наложение санкций схожих с санкциями предусмотренными настоящим Законом.»

Из пункта (1A) следует, что список Магнитского обязательно должен всё время пополняться, действуя по принципу «чем больше, тем лучше», и, «если таковых лиц совсем мало или вовсе не было добавлено в список», то Государственный Секретарь и Министр Финансов должны отчитаться, почему список такой маленький и почему так мало отобрано имущества. Т.е. Госсекретарь и Министр Финансов заинтересованы в том, чтобы в список постоянно пополнялся.

Из пункта (2) следует, что те страны, которые будут принимать законы, похожие на закон Магнитского, будут поощряться Соединёнными Штатами Америки. И опять же таки мы видим, что Госсекретарь и Министр Финансов заинтересованы в том, чтобы привлечь как можно больше стран к наложению санкций в отношении России.

Текст закона:

«SEC. 8. TERMINATION.

The provisions of this Act shall terminate on the date that is 10 years after the date of the enactment of this Act.»

Перевод:

«ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА.

Положения этого закона прекращается действовать 10 лет спустя с момента принятия этого закона.»

Т.е. закон Магнитского будет действовать в течение 10 лет.

Вывод: Закон имени Магнитского является ничем иным, как инструментом давления на политическую элиту России со стороны США. В этот список может попасть любой, кто может угрожать «интересам национальной безопасности Соединенных Штатов». Причём, в законе нигде нет ни слова о том, что в список вносятся только граждане России. Этот закон касается всех стран мира. Причина, по которой человек заносится в список Магнитского, может быть абсолютно любая. Распространяться санкции могут не только за рубежом, но и на территории РФ, т.к. по конституции РФ международное право выше российского. Если человек пойдёт на сотрудничество с США, то его могут простить и удалить из списка. Список и все доказательства засекречены. Принятием закона имени Магнитского США самым грубейшим образом нарушают международно-признанные права человека и свободы, и Госсекретарю США ничего не остаётся, как занести в список Магнитского всех представителей Госдепартамента США и самого себя. Но, как мы понимаем, санкции на правительство США не распространяются.

Сенат США принял "закон Магнитского" в увязке с отменой поправки Джексона-Вэника. Российский МИД назвал это решение "театром абсурда", Совфед – "верхом цинизма". Москва обещает Вашингтону ответные меры

Москва. 6 декабря. сайт – Верхняя палата Конгресса США в четверг приняла "закон Магнитского" в увязке с отменой поправки Джексона-Вэника. Принята версия законопроекта, принятая ранее в Палате представителей и предусматривающая визовые и финансовые санкции в отношении российских чиновников, причастных, по мнению Вашингтона, к смерти юриста Сергея Магнитского и к другим нарушениям прав человека.

Законопроект поддержали более 90 сенаторов, а только четверо проголосовали "против". Незадолго до голосования сенаторы как от республиканской, так и от демократической партии выразили уверенность в том, что законопроект пойдет на пользу США. В частности, сенатор-республиканец от штата Юта Ормин Хэтч заявил, что это - "хороший законопроект как для нашей страны, так и для России". Со своей стороны, сенатор-демократ Макс Бокус отметил, что отмена поправки Джексона-Вэника и нормализация торговых отношений с Россией "позволит выйти на новый уровень".

Ранее в Сенате выступали за то, чтобы распространить действие законопроекта и на другие страны, однако затем согласились с версией нижней платы. Таким образом, текст законопроекта не будет нуждаться в доработке со стороны согласительной комиссии, и его можно сразу отправить на подпись президенту США.

Между тем, как стало известно The Foreign Policy, администрация Барака Обамы в комментарии, направленном в конгресс, ясно заявила, что не хотела бы, чтобы "законопроекту Магнитского" был придан глобальный характер, равно как она не хотела бы, чтобы акт распространялся на всех российских нарушителей прав человека.

"США стремятся к взаимовыгодным отношениям"

В законопроекте говорится, что не позднее чем через 120 дней после принятия законопроекта, президент США должен в незасекреченной форме предоставить в соответствующие комитеты Конгресса список людей, которые, по его мнению, причастны к задержанию, пыткам и смерти Сергея Магнитского, пытались скрыть факт произошедшего, извлекли из этого финансовую выгоду, или же участвовали в преступном заговоре, который Магнитский раскрыл. Согласно законопроекту, в "черный список" также войдут лица, которые несут ответственность за внесудебные убийства, пытки и другие грубые нарушения международно признанных прав человека, совершенных против лиц, стремящих раскрыть нелегальную деятельность со стороны российских чиновников, получить, осуществить, защитить или продвигать такие права и свободы, как свобода вероисповедания, свобода слова, свобода ассоциаций, свобода собраний и право на справедливый суд и демократические выборы.

В тексте законопроекта также отмечается, что, по мере поступления новой информации, президент может добавлять в список новые имена. Президент сможет направить в Конгресс имя для добавления в "черный список" в засекреченной форме, если сочтет это необходимым в интересах национальной безопасности США. При этом те имена, которые будут поданы в незасекреченной форме, должны быть опубликованы в Федеральном регистре США. В отношении лиц, которые войдут в "черный список" будут применены визовые санкции, а их счета и все операции по имуществу и правам в имуществе будут заморожены.

Документ предусматривает, что из списка впоследствии могут быть исключены имена лиц, если удастся доказать, что они не были вовлечены в деятельность, из-за которой их включили в этот список.

Госсекретарь США может отменить действие положений о запрете на выдачу виз и аннуляции действующих виз в отношении какого-либо включенного в список лица, говорится в тексте законопроекта. Глава госдепартамента может сделать это, если сочтет это "необходимым для того, чтобы США не противоречили соглашению с ООН касательно штаб-квартиры ООН", а также если сочтет это необходимым для интересов национальной безопасности США. Такое же право закреплено и за министром финансов США.

При этом в законопроекте подчеркивается, что США стремятся к "взаимовыгодным отношениям с Российской Федерацией, основанном на соблюдении прав человека и верховенства права, и стремятся поддерживать российский народ в его стремлении реализовать весь свой экономический потенциал". В тексте документа указывается также, что "подавление российскими властями политической оппозиции, ограничения деятельности гражданского общества и независимых СМИ, а также ухудшение ситуации с экономическими и политическими свободами в России вызывают глубокое беспокойство администрации США и американского народа".

Театр абсурда в Сенате

МИД РФ назвал "спектаклем в театре абсурда" решение американского Сената, вслед за нижней палатой Конгресса США одобрившего законодательство, "которое под надуманными предлогами вводит визовые и финансовые санкции против некоторых российских граждан". "То ли в Вашингтоне забыли, какой сейчас год, и думают, что "холодная война" не закончилась. То ли сенаторы настолько увлеклись самопиаром, что игнорируют очевидное: каждая страна и так может закрывать въезд на свою территорию, кому считает нужным, для чего не требуется никаких особых законодательных актов", - говорится в комментарии МИД РФ в связи с одобрением сенатом США "закона имени Сергея Магнитского".

В комментарии отмечается, что "странно и дико слышать обращенные к нам правозащитные претензии со стороны политиков именно того государства, где в 21 веке были официально легализованы пытки и похищения людей по всему миру". "Трагично, что жертвами подобных беззаконных актов стали и российские граждане", - сказано в комментарии.

В нем высказывается предположение, что "за предвзятым до нелепости подходом, практикуемым в Конгрессе США, просматривается лишь мстительное желание посчитаться за принципиальную, последовательную линию России в мировых делах в пользу неукоснительного следования международному праву". "Приходится вновь напомнить гиперактивным противникам нормального развития российско-американских отношений: их усилия выглядят жалко. Тем не менее, ответить российской стороне придется", - подчеркивается в комментарии. "Мы не хотим отказываться от позитива в наших двусторонних отношениях, который не без труда, но был наработан за последние годы. Но следует отдавать себе отчет, что одобренный сенатом закон весьма негативно скажется на перспективах двустороннего сотрудничества. Ответственность за это, разумеется, целиком и полностью ложится на США", - говорится в комментарии МИД РФ.

Совфед призывает к ответу

В Совете Федерации назвали принятие закона ожидаемым, однако также солидарны с дипведомством во мнении, что это недружественный шаг со стороны Вашингтона. "Принятие этого акта сенатом было ожидаемо; более того, можно не сомневаться, что этот закон будет подписан президентом Бараком Обамой. Тем не менее, мы в Совете Федерации расцениваем этот шаг как крайне недружественный, который не будет способствовать прогрессу в двусторонних отношениях", - сказал "Интерфаксу" первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.

Вместе с тем он призывает излишне не драматизировать эту ситуацию и отнестись к ней спокойно. "Многие страны принимают разного рода законы в отношении других стран, и нам следует подождать и посмотреть, как пойдет правоприменительная практика. Уверен, что в перспективе на стратегическое сотрудничество Москвы и Вашингтона этот список вряд ли окажет существенное влияние", - полагает сенатор. В свою очередь замглавы комитета по международным делам сенатор Валерий Шнякин сказал "Интерфаксу", что этот акт является "циничным и враждебным" по отношению в России. "И здесь не может быть колебаний и мы должны дать этому адекватный, симметричный ответ. Есть множество вариантов такого ответа, который станет ощутимым для американской стороны", - уверен Шнякин.

По его мнению, у американского бизнеса, у американских граждан есть свои интересы в России, которые могут пострадать в результате принятия этого акта. "Должен сказать, что Сергей Магнитский, которого любят выставлять на Западе как борца с коррупцией, правозащитника, на самом деле таковым не являлся. Он был финансистом и аудитором, который построил такие хитроумные схемы увода денег из России. Поэтому увязывать смерть Магнитского с принятием закона его имени - это верх цинизма", - считает Шнякин.

Он напомнил, что в конце весны этого года в составе группы сенаторов побывал в Вашингтоне, где встречался с рядом американских сенаторов и конгрессменов, и тогда российские сенаторы представили им доклад по делу Магнитского. "Мы четко говорили о том, что господин Магнитский к правозащитной деятельности не имеет никакого отношения. Конечно, его смерть вызывает сожаление. Но расследование этого дела еще продолжается, и только суд может назвать виновных, поэтому о каком списке можно говорить? То есть США применяют двойные стандарты - с одной стороны, говорят о демократии, а с другой стороны, вносят в этот список заведомо тех людей, в отношении которых действует презумпция невиновности", - подчеркнул парламентарий.

Он напомнил, что в Госдуме находится законопроект, который препятствует въезду и пребыванию на территории нашей страны иностранцев, причастных к ущемлению прав и свобод граждан РФ, оказавшихся за рубежом и попавших под незаконные действия в стране пребывания. "В частности, МИДом нашей страны утвержден список граждан США, пребывание которых в России признано нежелательным, и в этом списке немало высокопоставленных американских чиновников, и я думаю, что с принятием такого шага наш российский список может существенно пополниться", - заключил Шнякин.

Расследование продолжается

Между тем защита семьи скончавшегося юриста считает, что принятие в Америке "списка Магнитского" не повлияет на ситуацию с расследованием его смерти в московском СИЗО. "На расследование это никак не повлияет",- сказал ранее "Интерфаксу" адвокат вдовы Магнитского Дмитрий Харитонов.

По делу о гибели юриста привлекается один человек - бывший замначальника "Бутырки" Дмитрий Кратов. Адвокаты семьи Магнитского неоднократно заявляли, что список обвиняемых должен быть расширен. Харитонов не стал отвечать на вопрос, необходимо ли дополнять "список Магнитского" новыми фамилиями. "Вообще, это вопрос исключительно американского суверенитета: они вправе решать, кого хотят видеть в своей стране, а кого - нет",- сказал он.

Комитет сената США по международным отношениям единогласно одобрил проект закона Магнитского взамен пресловутой поправки Джексона-Вэника.

Комментируют эксперты Валерий Хомяков, Александр Севастьянов, Вероника Крашенинникова.

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:

– Закон Магнитского начинает обретать ясные перспективы. Напомню: адвокат Сергей Магнитский (со слов его коллег) вскрыл схемы хищений представителями правоохранительных органов на сумму 230 миллионов долларов, в результате чего его самого обвинили в уклонении от уплаты налогов. После пыток состояние здоровья юриста ухудшилось, в медицинской помощи ему отказали, он умер в СИЗО «Матросская Тишина» в ноябре 2009 года.
В конце июня вслед за коллегами из палаты представителей Комитет по внешним связям сената США одобрил законопроект по «списку Магнитского». И вполне реально, что до конца президентской кампании в США он вступит в силу. Почему всё так повернулось?
Ускорение законотворчества американских законодателей связано в первую очередь с тем, что популярность Обамы снижается. Да, инициаторами закона Магнитского были республиканцы, но демократы посчитали нужным, чтобы именно Обама обозначил тут американскую позицию. Добавит ли это ему популярности? Возможно, хотя проблема прав человека в России – не самый важный пункт повестки дня президентской гонки в США.
В этой истории любопытны детали.
Во-первых, секретность списка. Планировалось сделать его открытым, но потом, вспомнив о презумпции невиновности, ибо ни один из чиновников, причастных к «делу Магнитского», не осуждён российским правосудием, список засекретили. После реакции возмущённой общественности законодатели нашли компромисс, давая Госдепу самому решать вопрос открытости списка.
Во-вторых, сроки рассмотрения законопроекта в сенате. Комитет по внешним связям сената должен был собраться по данному поводу 19 июня, однако по просьбе сенатора-демократа от штата Вирджиния Джима Уэбба заседание было перенесено на «неопределённое время». Причины сенатор не объяснил, но, видимо, Обама не хотел портить настроение Владимиру Путину, с которым встречался в те дни на саммите G20 в Мексике. Путин вернулся в Москву, и спустя чуть более недели «неопределённое время» закончилось.
Наконец, третье – придание закону Магнитского статуса международного. Видимо, желая хоть чуток успокоить российских коллег, Госдеп получает право вносить в список «невъездных» не только российских чиновников, но и их собратьев из других стран, где есть проблемы с правами человека.
Что же официальная Россия? Набор эмоций. Адекватные и несимметричные ответные меры, заявления о «вмешательстве во внутренние дела» и т.п. Какие тут могут быть адекватные ответные меры? Что-то не видел я в нашем Сбербанке американских граждан, жаждущих пополнить вклады, да и детей американских бюрократов в наших вузах не встречал. Одни ковбои приезжают на русские просторы обучать наших крестьян.

Мнения обычных граждан иные. Мой приятель, далёкий от политики, сказал: мне просто стыдно, что этот закон принят в США. Это должны были сделать мы сами. Наши депутаты и сенаторы должны были потребовать наказать виновных в смерти адвоката.
История с законом Магнитского наводит на мысль, что истинными мотивами «перезагрузки» было не улучшение двусторонних отношений, а попытка склонить нашу бюрократию хоть на какие-то действия в области прав человека и реформы политической системы. Действия оказались лишь косметическими, а потому «перезагрузка» закончилась.

Александр Севастьянов, политолог:

– США всерьёз решили взяться за наше воспитание и поэтапно принимают некий закон имени Магнитского, согласно которому от полутора до двух сотен российских чиновников окажутся «невъездными». Так в своё время отказали во въезде Иосифу Кобзону по подозрению в мафиозности. Как тот ни упрашивал, ни клялся в младенческой невинности – нет, и всё!
В некоторых европейских странах, похоже, намерены взять пример со «старшего брата», тоже задумываются о подобном законе, а между делом изучают банковские счета российского происхождения, на которые могут течь неправедные денежки.
В принципе, конечно, это их дело – кого впускать к себе, кого нет. Возможно, у них своих коррупционеров хватает, зачем дополнительно ещё и наши? Хотя, на мой лично взгляд, презумпция невиновности должна всё же соблюдаться и без судебного решения санкций быть не должно.
Так что же теперь – кричать: «Наших бьют! Где справедливость? Дискриминация!»
Однако я не очень огорчён таким законотворческим поворотом в отношении отдельных чиновников. А тем более мафиози. Прежде всего потому, что считаю: российские деньги должны находиться в России. Насколько мне известно, к такому выводу незадолго до выборов пришёл и Владимир Путин. Может, это по его просьбе американцы закон сочинили?
Мечтается: хорошо бы во всём мире ВСЕ российские частные капиталы объявили бы нон грата. Нежелательными. Как и всех их владельцев. А то, что такое – двести человек всего-то? Мы бы, со своей стороны, наоборот, обеспечили бы такую тайну вклада, которая никакому Кипру и Багамам не снилась, не говоря о Швейцарии, чьи банковские секреты давно вскрыты разными спецслужбами. И тогда распухшая от денег Россия стала бы заслуженно процветать… Вот такой асимметричный ответ Западу.
Ну а если серьёзно, то случившееся, конечно, симптом. И сигнал нашей так называемой элите, каждый представитель которой отныне примерит на себя участь отказника.
И отлично: меньше будет пустых мечтаний. В начале путинского царствования властная элита жила тщеславными до безумия иллюзиями. Их выразил гендиректор информационного аналитического агентства при Управлении делами президента РФ Александр Игнатов, который возмечтал, чтобы российская правящая элита могла получить некую роль в системе глобального управления. Мечты, мечты…
Прошло двенадцать лет. Надежда нашей политической элиты влиться в состав мирового правительства и порулить немного земшаром, как оно рулит Россией, так и осталась мечтой бедных родственников, которых не пускают дальше каморки для прислуги. Деньги, даже очень большие, ещё не всё решают между джентльменами. И даже не дают статус джентльмена. Мировая элита жёстко указала российским коллегам на их реальное местоположение. Закон имени Магнитского лишь штрих на полотне. Нашим должно стать окончательно ясно, что их судьба всецело зависит от судьбы страны, которая дала им шанс. В полном соответствии с первым законом элит: лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме.
Чтобы российская элита стала более-менее равноправной среди мировых элит, она должна жить в России, вкладывать деньги в Россию, защищать и обустраивать её, учить своих детей в России, поднимать престиж России. И так три-четыре поколения. Возможно, потом её снова станут пускать в приличные дома.

Вероника Крашенинникова, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив – ИНВИССИН:

– Законопроект Магнитского единогласно поддерживают и демократы, и республиканцы – и это отнюдь неудивительно. Расхожая идея о том, что России легче иметь дело с республиканцами, а демократы слишком много занимаются правами человека, ошибочна. У боксёра два кулака: он работает то правым, то левым, исходя из ситуации – а голова у боксёра одна.
После встречи президентов Путина и Обамы 19 июня Белый дом внёс в закон изменение: привлекаться будут не только россияне, но и чиновники других стран. И этот иезуитский ход был представлен как уступка России!
«Дело Магнитского» выполняет несколько задач.
Во-первых, служит консолидации общественного мнения США против России. Чтобы демонизировать какое-либо государство, внутренняя пропаганда постоянно требует свежих тем, которые заполняют информационное пространство и позволяют постоянно муссировать пропагандистский негатив.
Во-вторых, «дело Магнитского» необходимо для мобилизации конгресса США. Он играет ключевую роль в формировании политического климата и повестки дня и в текущий период набирает боевую политическую форму для перехода к новому типу отношений с Россией.
В-третьих, принятие закона окажет поддержку российской оппозиции – не зря же Немцов, Рыжков и компания на протяжении нескольких лет ездили выступать в западные парламенты и делали фильмы на эту тему. При столь слаженной работе российской оппозиции и Вашингтона конгресс США не может не принять закон.

«Дело Магнитского» – очередной виток в нагнетании давления на Россию. В Вашингтоне поняли: мартовская смена власти в России положит конец «перезагрузке» как механизму превращения России в инструмент обслуживания интересов США. Причём нагнетание внешнего давления идёт параллельно и пропорционально наращиванию силы внутренней оппозиции. Маска «партнёра» будет сброшена, Вашингтон начнёт использовать более жёсткие инструменты в отношении России.
Посол США в России Майкл Макфол подчёркивал, что не нужно связывать американскую позицию по «делу Магнитского» с другими аспектами отношений между Россией и США: «Я бы хотел вернуться к нашему принципу неувязывания различных сфер отношений друг с другом, так как в противном случае это мешало бы нам сотрудничать по Сирии или по Ирану». В расшифрованном виде этот «принцип неувязывания» звучит так: мы ведём подрывную работу против вас и одновременно используем ваши ресурсы и влияние для реализации наших интересов, в частности для свержения руководства Сирии и Ирана.
Сделает ли закон наших чиновников более патриотичными? Известный список составляют сотрудники МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и Управления по исполнению наказаний. Маловероятно, что эти люди держат на Западе свои самые ценные «3Д» – дети, деньги, дом. Однако список может пополняться, и это может повиснуть дамокловым мечом над некоторыми чиновниками. Но и здесь борьба с коррупцией не есть цель США: Вашингтону нужно выжимать выгодные для себя решения из тех чиновников, которые, как пойманные рыбы, висят на коррупционном крючке.

Принятие в США «Акта Магнитского» осложнило отношения между Соединенными Штатами и Россией: российские власти сочли его недружественным. Мы расскажем о самом законе, названном именем юриста, умершего в московском СИЗО, и о полемике вокруг его создания.

«...Сергей Леонидович Магнитский умер 16 ноября 2009 года, в возрасте 37 лет, в тюрьме Матросская Тишина в Москве, у него остались мать, жена и двое детей.
6 июля 2011 года Совет по правам человека при российском президенте Дмитрии Медведеве обнародовал результаты своего независимого расследования смерти Сергея Магнитского. Совет по правам человека пришел к выводу, что арест и заключение Сергея Магнитского были незаконны; что ему было отказано в доступе к правосудию судами и прокурором Российской Федерации; расследование его дела вели сотрудники правоохранительных органов, которых он обвинил в хищении компаний фонда Hermitage и незаконном получении 230 миллионов долларов налоговых возвратов; в заключении ему от к азывали в необходимой медицинской помощи; он был избит восемью охранниками резиновыми дубинками в последний день его жизни; сотрудников скорой помощи, вызванных для оказания помощи умирающему, умышленно задержали вне камеры на час и 18 минут, пока он не скончался.

В докладе Совета по правам человека говорилось, что официальные лица фальсифицировали отчеты о произошедшем с Сергеем Магнитским, и спустя 18 месяцев после его смерти ни одно официальное лицо не предстало перед судом за его незаконный арест или преступление, которое он раскрыл...»

Это фрагмент четвертой части принятого в США закона H.R.6156 , который упразднил поправку Джексона – Вэника в отношении России и Молдавии, препятствовавшую нормальной торговле, и одновременно открыл возможность санкций против российских официальных лиц, ответственных за нарушения прав человека: «Соединенные Штаты стремятся к взаимовыгодным отношениям с Россией на основе уважения прав человека и главенства закона... хорошее управление и антикоррупционные меры являются средством защиты прав человека и достижения устойчивого экономического роста, а систематическая коррупция разрушает доверие и уверенность в демократических институтах...»

Закон состоит из четырех разделов, последний из которых и носит имя Сергея Магнитского. Законодательный акт предусматривает применение визово-имущественных санкций к российским чиновникам, грубо попирающим права человека, являющиеся, согласно тексту закона, органической частью мирового порядка, которые ни одна страна, взявшая на себя международные обязательства по их охране, не может объявлять своим исключительным внутренним делом.

В документе упоминаются нераскрытые по сей день убийства, нападения, исчезновения, называются имена Макшарипа Аушева, Натальи Эстемировой, Пола Хлебникова, Анны Политковской, Веры Трифоновой, Михаила Бекетова, Олега Кашина, многих других.

Отдельно говорится о деле Ходорковского – Лебедева, вызвавшем, как следует из текста закона, сомнения в честности и независимости суда в России.

В разделе 4 сказано: «...Правительство США и все американцы глубоко обеспокоены регрессом, наблюдаемым в России в области политических и экономических свобод... Конгресс будет и далее активно содействовать усилиям народа России построить в своей стране демократическое общество, в частности, путем распространения объективной информации через все доступные средства, такие как Радио Свобода и интернет».

Итак, через 120 дней после вступления закона в силу президент представит список российских должностных лиц, причастных к делу Магнитского и к другим делам, связанным с нарушениями прав человека в России. «Черный список» формируется следующим образом: «Президент учитывает сведения, предоставленные ему руководством комитетов Конгресса, а также заслуживающие доверия свидетельства правительственных и неправительственных организаций за границей, включая правозащитные организации в России».

У администрации есть 120 дней на то, чтобы известить руководство комитетов, отвечает ли критериям занесения в список каждая новая кандидатура, рекомендуемая конгрессменами.

Pro: Сенатор Кардин стремится к улучшению американо-российских отношений, но настаивает на том, чтобы Россия выполняла взятые на себя обязательства.

Фред Тернер


Список, в идеале, должен быть открытым, исключения делаются для тех лиц, чьи имена администрация посчитает необходимым не разглашать из соображений государственной безопасности. При этом администрация обязана в установленный срок представить Конгрессу объяснения занесения в закрытую часть списка всех перечисленных в ней лиц.

Исполнители «Акта Магнитского» освобождаются от выполнения положения Закона об иммиграции и натурализации о неразглашении имен заявителей, получивших или не получивших визу на въезд в США.

Contra: Не стоит давать кремлевским идеологам повод внушать своему народу, будто Россию окружают враги.

Эдвард Люттвак


Закон предусматривает и процедуру исключения из списка находящихся в нем российских чиновников – на основании вновь открывшихся обстоятельств, доказывающих их невиновность; либо потому, что они подверглись в самой России наказанию за совершенные деяния; или, наконец, вследствие осознания порочности содеянного и чистосердечного за него раскаяния вкупе с убедительной демонстрацией намерения не допускать впредь подобных правонарушений.

В Билле перечислены важнейшие комитеты обеих палат Конгресса, перед которыми должна отчитываться администрация за исполнение «закона Магнитского»; это комитеты по делам вооруженных сил, банковской сферы, международных отношений и внутренней безопасности. Каждый год Госдепартамент и Министерство финансов должны отчитываться перед Конгрессом о пополнениях и изъятиях из списка, а также об усилиях по присоединению других государств к санкциям США.

Один из авторов закона, сенатор-демократ из Мэриленда Бенджамин Кардин, сопредседатель Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе, известной также как Хельсинкская комиссия США, узнал о деле Магнитского, когда тот был еще жив, говорит ближайший советник Кардина Фред Тернер , с которым беседовал Владимир Дубинский. 23 июля 2009 года сенатор созвал слушания Хельсинкской комиссии по положению в области прав человека в России. Слушания назывались "Оттепель Медведева: правда ли это и как долго это продлится?". Среди приглашенных на слушания был Уильям Браудер, глава группы Hermitage, в которой работал Сергей Магнитский.

После смерти Магнитского сенатор Кардин решил заняться его делом. Он направил письмо в Государственный департамент, в котором предложил выяснить, какие российские чиновники несут ответственность за смерть юриста, и запретить им посещать США и пользоваться американскими банками. Полученный из Госдепартамента ответ показался сенатору неудовлетворительным, и он решил, что в деле Магнитского недостаточно полагаться на внешнеполитическое ведомство, утверждает Тернер.

Свои предложения сенатор сформулировал в виде законопроекта и выдвинул его на рассмотрение Сената. Это было в 2010 году, но график работы Сената был очень жестким, и тогда он не сумел рассмотреть этот вопрос. В 2011 году Кардин вновь выдвинул законопроект, и для того, чтобы его принять, Сенату понадобилось почти два года. «Как видите, проходит немало времени, прежде чем возникшая у одного человека идея становится законом», – говорит Тернер.

No media source currently available

0:00 0:06:03 0:00

Pop-out player

В ответ на вопрос, представляли ли Кардин и Хельсинкская комиссия, что предлагаемый законопроект так повлияет на отношения между США и Россией (ведь законопроект выдвигался в самом разгаре «перезагрузки»), Тернер говорит: «Сенатор заявлял и продолжает заявлять, что закон не является антироссийским. Речь идет о конкретном случае нарушений прав человека. Сенатор считает, что, как сопредседатель Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе, он уполномочен следить за выполнением обязательств стран, подписавших Заключительный акт Хельсинкского совещания. Сенатор стремится к улучшению американо-российских отношений, но настаивает на том, чтобы Россия выполняла взятые на себя обязательства. Точно такую же позицию он занимает и в отношении Соединенных Штатов. Он требует, чтобы они также выполняли свои обязательства: в 2007 году сенатор провел слушания в Хельсинкской комиссии по ситуации вокруг американской военной базы Гуантанамо. Если вы спросите самого сенатора, то он первым признает, что своими расследованиями он вызвал раздражение и Государственного департамента, и министерства обороны США. Так что его не удивляет, когда на его критику болезненно реагирует министерство иностранных дел России или Казахстана. Сенатор выступает за соблюдение прав человека во всем мире. И если это кому-то не нравится, то так тому и быть».

Отвечая на вопрос, намерен ли Конгресс следить, как Госдепартамент будет претворять в жизнь «Акт Магнитского» и какие механизмы есть для этого, Тернер говорит, что госсекретарь не менее раза в год встречается с сенаторами и конгрессменами, то же самое касается других ведомств исполнительной власти, но что один из самых мощных инструментов воздействия на исполнительную власть – то, что именно Конгресс контролирует распределение бюджетных средств: «Если какое бы то ни было агентство не выполняет закон, Конгресс может прекратить финансирование этого ведомства до тех пор, пока оно не исправит ситуацию».

Евгений Аронов, который в последние дни беседовал об «Акте Магнитского» с несколькими осведомленными вашингтонскими аналитиками, обнаружил лишь одного эксперта, отозвавшегося о законе отрицательно, – это ведущий сотрудник Центра международных и стратегических исследований Эдвард Люттвак. «Я не в восторге от этого закона. Не стоило присваивать ему имя одного человека, пусть и невинно пострадавшего. Но главное в другом: сегодняшняя Россия – страна не демократическая, но и далеко не тоталитарная. И коль скоро это так, то относиться к ней мы обязаны прагматически, как прагматически относимся к другим авторитарным странам, с которыми у нас есть общие стратегические интересы, в частности, той же Саудовской Аравии, чей послужной список в области прав человека – кстати, намного хуже, чем России, – мы стараемся не замечать. Не стоит давать кремлевским идеологам повод внушать своему народу, будто Россию окружают враги, желающие перестроить весь ее общественный и государственный уклад в соответствии с чуждым россиянам мировоззрением. Это только укрепляет авторитарный режим, манипулирующий народными страхами...» – сказал Эдвард Люттвак.

Американская правозащитница Кэтрин Фитцпатрик, напротив, считает «Акте Магнитского» важным шагом, хотя и не склонна преувеличивать его эффективность. Вот что она заявила в интервью Юрию Жигалкину:

Сергей Магнитский – это имя и фамилия стали нарицательными в Российском обществе. Одиозный акт, принятый конгрессом США в 2010 году достаточно сильно повлиял на отношения между двумя странами. В период принятия между государствами действовала так называемая «перезагрузка» отношений, впоследствии признанная провалившейся. Основанием к его принятию является нарушения прав человека и норм содержания в тюрьме.

Сущность данного акта заключается в запрете определенным лицам въезжать на территорию США (впоследствии и Европейского союза) и меть финансовые счета.

Об эффективности данным мер даже в период до принятия с точки зрения экономики сами создатели достаточно сильно сомневались, однако непосредственная направленность акта приходилась именно на политический подтекст.

Сергей Магнитский был аудитором коммерческой компании Hermitage Capital и представлял интересы компании в сфере налогового законодательства и был заподозрен следственными органами в нарушении законодательства и проведении махинаций в этой сфере.

Следствием было установлено нарушение налогового законодательства в размере нескольких десятков миллионов рублей и незаконном отмывании денег компанией.

Интересным моментом является состав участников данной организации, где в составе учредителей присутствуют граждане США и по неофициальным данным друзья инициаторов данного акта и их бизнес партнеры.

Магнитского заключили под стражу в СИЗО, где он находился на протяжении чуть более полугода. В этот период он писал множество заявлений в адрес судебных органов с жалобами на тяжелые условия содержания (объективно в отечественной пеницитарной системе в плане содержания заключенных заметных улучшений не наблюдается – камеры зачастую переполнены, медицинское обслуживание находится на очень низком уровне и многие инциденты со стороны заключенных это только подтверждают).

Дело в том, что Сергей страдал тяжелой формой диабета и ему требовался стабильный и постоянный уход наряду с перечнем необходимых лекарств. Также у него наблюдались проблемы с сердцем. По заявлениям представителей некоторой части общественности, подкрепленные несколькими письменными доказательствами следователи и работники судебных органов в некоторых случая отказывали гражданину в предоставлении врачебной помощи.

На видео- суть закона Магнитского:

Также при поступлении в лечебный корпус не оказывалось необходимых лекарств, а родственникам запрещалось передавать необходимые препараты. В конечном итоге это вполне могло привести к смерти гражданина, тем более, что медицинские заключения по факту смерти были даны в нескольких вариантах в течение небольшого промежутка времени.

Смерть Магнитского была зафиксирована 16 ноября 2009 года, в заключении были указаны проблемы с сердцем и указана закрытая черепно-мозговая травма, что может говорить о применении к нему физического насилия, как со стороны сокамерников, так и персонала учреждения.

После произошедшего многие сотрудники компании предпочли выехать за пределы РФ и попросить политического убежища у других стран, а законодательной «машине» США потребовалось менее года на издание конфронтанционного акта.

Резонанс в смерти данного гражданина вызван его статусом о внимание со стороны либеральной общественности в якобы сфабрикованным обвинениям. Однако доказательства, собранные следственными органами в полной мере подтверждали вину лица. В то же время несовершенство судебной системы, открывшееся для большинства граждан, знакомых с данным делом хотя бы вскользь (как со стороны судей и их аппарата, так и следователей комитета и МВД) и заскорузлость системы исполнения наказаний стали также показательными. Именно эти проблемы впоследствии привели к некоторым изменениям законодательства и позитивному эффекту в обществе.

Также принятие акта и вызванный резонанс в обществе стимулировали некоторые политические шаги отечественного руководства. Именно сотрудничество организации Hermitage с иностранными партнерами вызвало цепную реакцию в последующем в обществе за рубежом.

В представлении политического истеблишмента США Россия предстала как страна с несоблюдением норм морали и элементарных прав человека, при этом как в нашей стране, так и за рубежом зачастую проявляют небывалую циничность. В России это выливается в умалчивание плачевной статистики происшествий в тюрьмах и колониях, где по неофициальным данным содержится около 25% осужденных по незаконному решению суда от всего количества заключенных. Это десятки тысяч обычных людей, судьбы которых мало кого интересуют. В США же присутствует и более жесткая система в отношении заключенных, в том числе иностранных (тюрьма Гуантанамо тому яркий пример).

На видео- реакция президента РФ на акт Магнитского:

Сущность акта

Данный акт в первом варианте распространился на служащих судебной системы и сотрудников следственного комитета и органов МВД, в первоначальный вариант списка попали 60 Российских граждан .

Самыми главными пунктами акта является полный запрет на ведение коммерческой деятельности на территории США (что и так было запрещено отечественным законодательством), также хранить финансовые средства в американских банках и иных кредитных учреждениях и посещать территорию Америки (объявление гражданина персоной нон-грата). Именно такие последствия проявились для Российских чиновников и в целом не принесли действенного эффекта, так как позднее в отечественное анти коррупционное законодательство были внесены изменения, касающиеся запрета на ведение деятельности в иностранных государствах и хранение там денежных средств.

Последние изменения были внесены не так давно – в январе 2017 года список пополнился несколькими представителями правоохранительных органов, самым значимым из которых стал глава следственного комитета Бастрыкин . В европейском союзе в последующем был принят аналогичный акт, интерпретирующий собственный список в отношении некоторых отечественных политиков.

Несколько лет назад конгресс США решил распространить действие данного акта на весь мир, что мнению многих представителей общественности является верхом цинизма и зачатками империализма (американское законодательство в данном случае не считается с мировыми нормами и законами других государств).

Мнение Российской общественности о данном акте

Мнение общества также разделилось на две полярные части. Меньшая (преимущество либералы) позитивно отнеслись к приятию данного акте и особенно к открытому списку (список может быть изменен в сторону расширения) так как это принципиальная позиция некоторой части нашего общества. Конкретных выгод или ощутимого урона этот акт не нанес, поэтому данная позиция, носящая чисто политический характер деструктивна.

На видео- отношение части граждан РФ к акту Магнитского:

Другая, большая часть общества негативно относится к принятию данного документа, высказывая мнение относительно политического момента (почему иностранное государство, возможно и по объективному поводу, но вмешивается во внутренние дела суверенной страны – России).

В целом акт и в дальнейшем подлежит расширению, в связи с этим последующий состав списка буде наверняка увеличен.