Одним из особых видов деления является классификация. Это планомерное, последовательное деление понятий с распределением видов во взаимообусловленную систему, в рамках которой последние делятся на подвиды, подвиды также разбиваются на члены деления и т. д.

Классификация имеет большое значение и применяется по большей части для целей науки и именно в силу этого существует длительное время. Классификации, часто применяемые в науке, подвергаются изменениям, дополнениям, но, несмотря на это, являются более постоянными, чем простое деление. Целью классификации является систематизация и сохранение знаний. Поэтому она имеет высокую точность, четкость и устойчивость. Члены деления обычно отражаются в различного рода таблицах, схемах и кодексах.

Существуют классификации растений, животных, юридические классификации. Зачастую классификации насчитывают огромное количество элементов. Эти элементы в рамках классификации объединены в единую систему, что делает удобным и оперативным доступ к отдельным ее частям и элементам. Отсутствие классификации привело бы к возникновению хаоса в большом массиве несистематизированной информации.

Нельзя не отметить относительность любой классификации, что связано с неоднозначностью многих предметов, явлений, процессов. Поэтому зачастую нет возможности отнести то или иное явление к одной группе. Из вопроса о неоднозначности явлений вытекает проблема выбора основания классификации. Одно и то же понятие может в зависимости от избранного основания выражать различные предметы, явления или толковаться с той либо иной стороны.

Научная классификация всегда является развивающейся системой. Она изменяется, по мере накопления информации улучшается ее структура. Бывает, что новая, более полная и развитая классификация заменяет предыдущую. Поэтому нельзя допускать ограничение операций над классификациями одним лишь их образованием. Нужно учитывать изменение массива знаний о предмете, динамику общественных отношений, множество иных факторов, так как любая информация, в том числе и закрепляемая в рамках различных классификаций, получается человеком исключительно из окружающего мира. Соответственно этому нужно своевременно вносить необходимые изменения.

В качестве примера неоднозначного явления можно привести семью. Несмотря на то что данный институт и называется социальным, ограничить его рамками только одной-двух областей социальной жизни невозможно.

Классификация может проводиться по видообразующему признаку, а может быть дихотомической. Классификация животных, насчитывающая более полутора миллионов видов, очевидно, основана на применении видообразующего признака. Дихотомическая классификация основана на особенностях дихотомического деления понятий.

Классификация бывает также естественная и вспомогательная. Различие между ними состоит в том, что первая проводится по существенным основаниям, вторая же – по несущественным. Естественная классификация позволяет определять свойства отдельного элемента классификации, зная общие признаки данной классификации или другого элемента. Вспомогательная классификация нужна для того, чтобы можно было быстро и правильно решать возникающие задачи. Для этого необходим оперативный, быстрый доступ к тому или иному элементу классификации. Удобный поиск и выбор нужного предмета зачастую служит основой эффективной деятельности. Именно достижение целей оперативности, быстроты и удобства обусловливает использование несущественных оснований. Такая классификация не дает нам никакого представления о свойствах предмета. Все мы знакомы с такими классификациями. Их много и они широко применяются в жизни человека. Как часто мы берем записную книжку с номерами телефонов, обозначенных отсортированными по алфавиту фамилиями знакомых. Это вспомогательная классификация. Взяв в руки книгу, посвященную тому или иному предмету науки, в первую очередь мы открываем алфавитно-предметный указатель. Это также вспомогательная классификация.

При создании классификаций используются операции над классами. Они позволяют достичь необходимого результата и получить такую классификацию, какая необходима в данный момент. Выделяют операции сложения, вычитания, умножения и отрицания.

Сложение (объединение классов). При использовании данной операции происходит объединение нескольких групп (классов) в одну классификацию, содержащую все элементы тех классов, которые объединяются.

Вычитание из большего класса выделяет отдельные классы. В результате получается класс, из которого убраны элементы выделенного класса.

Умножение (пересечение классов). Существует класс элементов, общих для нескольких классов. Они определяются при помощи операции умножения.

Отрицание (образование, дополнение). При помощи данной операции новый класс предметов выводится из более общего класса и рассматривается отдельно, как новый.

Различные типы классификаций

По биологической природе возбудителя все инфекционные заболе­вания делятся на инфекиии:

На бактериальные;

  • вирусные;
  • грибковые;
  • протозойные.

По числу возбудителей, вызывающих инфекционное заболевание,

они делятся:

  • на моноинфекции;
  • смешанные (ассоциированные) - микст-инфекции.

От последних надо отличать вторичную инфекцию, при которой к основной, первоначальной, уже развившейся, присоединяет­ся другая, вызываемая новым возбудителем; хотя в некоторых случаях вторичная инфекция может превышать, и значительно, первичную инфекцию. По длительности течения инфекиионные заболевания делятся:

  • на острые;
  • хронические.

По происхождению возбудителя:

  • экзогенные - инфекции, возбудителями которых являются микроорганизмы, поступающие из окружающей среды с пи­щей, водой, воздухом, почвой, выделениями больного человека или микробоносителя;
  • эндогенные - возбудителями являются микроорганизмы - представители собственной нормальной микрофлоры человека (часто возникают на фоне иммунодефицитного состояния че­ловека); в том числе аутоинфекция - разновидность эндоген­ной инфекции, которая возникает в результате саморазмноже­ния путем переноса возбудителя из одного биотопа в другой (например, из полости рта или носа руками самого больного на раневую поверхность).

Классификация в зависимости от резервуара возбудителя

Деление инфекций в зависимости от источника, т. е. резервуа­ра возбудителя, достаточно условно, однако по этому признаку можно выделить несколько групп:

— сапронозные инфекции - заболевания, основным местом обита­ния и размножения возбудителей которых являются объекты окружающей среды, откуда и попадают в организм человека (заболевания, вызванные легионеллами, синегнойной палоч­кой и др.);

— антропонозные инфекции - заболевания, при которых единствен­ный источник возбудителя - человек (менингококковая инфекция, дизентерия, холера, дифтерия, сифилис, гепатит В, эпиде­мический сыпной тиф, эпидемический возвратный тиф и др.);

— зоонозные инфекции - заболевания, при которых единственный источник возбудителя - животные (туляремия, бруцеллез, бе­шенство);

Зооантропонозные инфекции - заболевания, при которых источ­ником являются животное и больной человек, в том числе тру­пы умерших (чума, сибирская язва, туберкулез, риккетсиозы).

Классификация по распространенности

По распространенности различают:

  • эндемические заболевания - регистрируются на строго опреде­ленных территориях); тесно связаны с ареалом (местом) обита­ния животных - хозяев и переносчиков. К ним можно отнести:
  • эндемические риккетсиозы;
  • клещевой возвратный тиф (боррелиоз);
  • клещевые вирусные энцефалиты;
  • эпидемические заболевания - распространенные на различных территориях.

Кроме того, для характеристики распространенности того или иного инфекционного заболевания (число заболевших на 100 000 жителей) существуют следующие понятия:

  • «спорадическая заболеваемость» - когда регистрируются только единичные случаи заболевания,
  • «групповые вспышки» - ограниченные небольшим числом забо­левших,
  • «эпидемия» - число заболевших измеряется несколькими сот­нями или тысячами, т. е. может охватывать большое количест­во людей на большой территории (грипп, эпидемический вши­вый сыпной тиф),
  • «пандемия» - заболевание охватывает несколько стран и даже континентов. К наиболее широко известным относятся панде­мии холеры, чумы, гриппа, которые сопровождают человечест­во на всем протяжении его истории.

По тяжести течения все инфекционные заболевания делят:

— на легкие;

— средней тяжести;

— тяжелые.

Степень тяжести инфекционного заболевания имеет прямую зависимость от вирулентности микроорганизма-возбудителя и

обратную зависимость от силы защитных механизмов макроор­ганизма.

Степень тяжести инфекционного заболевания также непосред­ственно связана с локализацией возбудителя в макроорганизме - по этому критерию все инфекции делятся:

  • на очаговые, при которых микроорганизмы локализуются в ме­стном очаге и не распространяются по организму (ангина, фу­рункулез);
  • генерализованные, при которых возбудитель распространяется по организму лимфогенным или гематогенным путем (сепсис). Наиболее тяжелой формой генерализованной инфекции явля­ется сепсис, который характеризуется размножением возбуди­теля в крови, как правило, тяжелым течением заболевания, так как почти всегда развивается на фоне резкого угнетения ос­новных механизмов защиты.

Сепсис отличается от бактериемии тем, что при бактериемии кровь выполняет только транспортную роль, а размножения в ней возбудителя, как при сепсисе, не происходит. При сепсисе, как правило, происходит возникновение вторич­ных очагов гнойного воспаления в органах. Это состояние час­то называют септикопиемия.

При развитии генерализованной формы инфекции может на­ступить массовое поступление в кровь бактерий и их токсинов - как следствие, нередко развивается токсико-септический или бактериальный шок, вызывающий летальный исход в довольно короткие сроки.

Известно, что подавляющее большинство микроорганизмов не может вызвать инфекцию.

По способности вызывать инфекцию микроорганизмы делят на 3 группы:

  • сапрофиты - микроорганизмы, которые неспособны вызывать инфекцию;
  • патогенные микроорганизмы - всегда вызывают инфекцию;
  • условно патогенные микроорганизмы - способны вызывать ин­фекцию, но только при определенных условиях, и в первую очередь при снижении антимикробной резистентности макро­организма.

Патогенные и условно-патогенные микроорганизмы, в отличие от сапрофитов, обладают патогенностью, т. е. потенциальной, генетически обусловленной способностью проникать в макро-организм, размножаться в нем и вызывать ответную реакцию организма. Патогенность - это стойкий видовой признак, т. е. признак, присущий всем бактериям данного вида; качествен­ная характеристика.

Деление этих видов и т. д.)» .

«Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.»

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по существенным признакам называется типологией ; она основана на понятии типа , как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые и т. п. типологии).

Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификаций.

Делением называется раскрытие объема известного понятия; оно происходит путем перечисления всех видов (то есть меньших по объему понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части; ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principium divisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parles divisionis).

От правильного деления требуется:

  1. полнота деления: все члены деления должны быть перечислены;
  2. чистота: члены деления не являются пересекающимися понятиями.

Основанием для деления может служить любой признак делимого понятия. Пользуясь признаком как принципом деления можно, при посредстве закона противоречия, всегда получить чистое двухчленное деление (дихотомию), например делить предметы на неорганические и органические, и т. д. Все сказанное имеет полное применение к классификации.

Когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он:

  1. должен их расположить в известном порядке, удобном для исследования;
  2. должен сгруппировать сходные явления и отличить их от тех, которые только кажутся сходными с ними, в действительности же отличны от них;
  3. должен расположить эти группы в таком порядке, чтобы степень сродства их и взаимной зависимости выражались бы в самом расположении.

Классифицируя явления, их можно делить на группы, эти группы вновь подразделять и т. д.; например, понятие царства (хотя бы животных) можно разделить на классы, классы на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. Исследователь, производя это деление, может иметь в виду различные цели, объективные или субъективные, причем и характер классификации зависит от ее цели.

Примеры классификаций

Правила классифицирования (деления объёма понятия)

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Классификация // Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Линней, Карл
  • Дарвин, Чарлз Роберт

Смотреть что такое "Классификация" в других словарях:

    КЛАССИФИКАЦИЯ - многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, новые понятия видами, видами видов (подвидами), и т.д. Наиболее сложные и совершенные К.… … Философская энциклопедия

    классификация - и, ж. classification f. 1. Действие по знач. гл. классифицировать. Заниматься классификацией собранных в экспедиции материалов. БАС 1. Не браните его хронологическую методу издания граммат: для историка современность лучше нежели классы, а индекс … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КЛАССИФИКАЦИЯ - (ново лат. от лат. claseis, и facere делать). Распределение предметов на отделы. См. СИСТЕМАТИКА. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛАССИФИКАЦИЯ новолатинск., от лат. classis, и facere, делать.… … Словарь иностранных слов русского языка

    классификация - См … Словарь синонимов

    КЛАССИФИКАЦИЯ - [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.… … Толковый словарь Ушакова

    КЛАССИФИКАЦИЯ - в биологии (от лат. classis разряд, класс и facio делаю), распределение всего множества живых организмов по определ. системе иерархически соподчинённых групп таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.). В истории биол. К. было неск. периодов.… … Биологический энциклопедический словарь

    КЛАССИФИКАЦИЯ - (от лат. classis разряд и facere делать) распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком. Например, классификация отраслей экономики… … Экономический словарь

    Классификация - См. ОТЛОЖЕНИЯ ШЕЛЬФА. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

    КЛАССИФИКАЦИЯ - в горном деле разделение частиц измельченных полезных ископаемых на однородные по крупности, плотности и др. продукты (классы). Классификация производится в классификаторах …

    КЛАССИФИКАЦИЯ - (от лат. classis разряд класс и...фикация), в логике система соподчиненных понятий (классов объектов) какой либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами… … Большой Энциклопедический словарь

    Классификация - в информационном поиске процесс распределения документов по категориям. По английски: Classification Синонимы английские: Classifying См. также: Индексирование Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Классификация (от лат. classis - класс и facio - раскладываю), система соподчиненных друг с другом классов предметов (объе-мов понятий) той или иной области знания.

Классификация всегда возникает как результат разбиения некоторого исходного множества объектов по их сходству и различию на соответствующие классы. Они играют большую роль в научном познании и практической деятельности людей. Обычно исследование любой совокупности объектов всегда завершается построением их классификации. Это позволяет правильно ориентироваться в окружающем мире, принимать верные решения и осуществлять эффективные (ведущие к достижению нужных целей) действия. В научном познании построение классификация всегда означает переход с уровня чисто эмпирического исследования на уровень теоретического обобщения накопленных фактов . Так как в основе любой классификации лежат объективно присущие предметам черты их сходства и различия, разбиение исходного множества на подклассы выражает собой некоторые объективные отношения, существующие между предметами.

Любая классификация может быть представлена в форме дерева понятий (см. схему). Дерево классификации выглядит как множество точек (вершин ), соединенных линиями (ребрами ). Каждая вершина представляет объем некоторого понятия, которое называют таксоном (таксономической единицей). Ребра же показывают, на какие подвиды разбиваются данные таксоны.

Вершина К 0 называется корнем дерева. Она репрезентирует (представляет) объем исходного делимого понятия . Таксоны группируются по ярусам. В каждом ярусе собраны таксоны, полученные в результате одинакового числа применений операций деления к объему исходного понятия. Те таксоны, которые в данной классификации уже далее не делятся на свои виды, называются концевыми таксонами. Классификация всегда осуществляется на многократном применении операции деления понятий .

Каждый таксон представляет собой некоторый класс предметов (объемов понятий), обладающих одинаковыми признаками. Эти классы последовательно членятся на свои подклассы, а последние в свою очередь членятся на свои подклассы. В результате возникает некоторая совокупность взаимосвязанных множеств (объемов понятий), которая наглядно показывает взаимоотношение между понятиями в данной области знания. При построении классификации, т.е. при переходе от некоторого класса к его подклассам должны выполнятся все требования. которые предъявляются к операции деления понятий, специфицированные относительно классификации. Так, требование, чтобы деление осуществлялось по одному основанию, сохраняется и при построении классификации, но теперь разрешается, чтобы каждый таксон делился по своему собственному основанию. Сохраняется и требование, чтобы члены деления исключали друг друга, но теперь это относится только к таксонам одного и того же яруса (ясно, что таксоны разных ярусов этому требованию удовлетворять не могут). Дополнительно вводится еще одно требование - классификация должна быть соразмерной, т.е. она должна быть непрерывной, без скачков (пропусков ярусов).

При построении классификации используются две ее разновидности - дихотомическое и по видоизменению основания. Примером дихотомической классификации может служить так называемо древо Порфирия , в которой греческий философ II века н.э. классифицировал философское понятие субстанции .

Примером классификации по видоизменению основания является классификация биологических организмов. Возникающие при этом члены деления распределяются по ярусам, получая в каждом ярусе специальные названия. Так, все организмы делятся первоначально на два множества, называемые царствами - царство животных и царство растений (мы представляем здесь не современную классификацию). Эти два множества образуют 1-й ярус - ярус царств. В свою очередь царства делятся на типы, типы на классы, классы на отряды, отряды на семейства, семейства на роды, роды на виды. Последние делятся на разновидности, а разновидности на расы и т. д.

Букановский В. М. Принципы и основные черты классификации современного естествознания

Классификации разделяются на вспомогательные и естественные.

Вспомогательной называется классификация, в основание которой кладутся несущественные для выделяемых классов признаки.

Естественной называется классификация, в основание которой положены существенные для выделяемых классов признаки.

Пример. Рассмотрим классификацию понятия «книга ». В любой библиотеке можно найти алфавитный каталог . В нем книги разделяются по классам на основании несущественного признака первых букв фамилии автора или названия книги. Поэтому, алфавитный каталог – это вспомогательная классификация.

Пример. Естественную классификацию книг можно получить следующим образом:

Книги делятся на худодественные , научные и учебники .

Художественные делятся на прозаические и поэтические .

Научные делятся на естественнонаучные , общественнонаучные и гуманитарные .

Учебники делятся на учебники для профессионального образования и .

Учебники для профессионального образования делятся на учебники для высшего профессионального образования и .

Отсюда получается следующая классификация :

Книги делятся на художественные прозаические , художественные поэтические , естественнонаучные , общественнонаучные , по гуманитарным наукам , учебники для высшего профессионального образования , учебники для среднего профессионального образования , учебники для общего образования .

Вспомогательные классификации используются для того, чтобы обеспечить единый доступ к предметам различных предметных областей. Так, книги классифицируются по алфавитному признаку для любых видов литературы независимо от их различий. Естественная классификация приспособлена к особеннмстям данного рода предметов и использует существенные для выделяемых видов признаки.

Глава 6

СУЖДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

§ 1. Общая характеристика суждения

Ав: Помните, что такое логическая культура?

Сс: Логическая культура - это умение мыслить логически.

Ав: Отличная мысль! В ней одна большая логическая ошибка и одна глубокая идея.

Ст: Логическая ошибка - это тавтология. Нарушение правила запрета круга. А вот глубокая идея?

Ав: Умение. Культура есть умение или, точнее говоря, навык.

Ст: Да, мы об этом уже говорили. Навык - это действие, которое первоначально было сознательным, а затем срало полу- или совсем бессознательным.

Ав: Правильно. Так вот, определение и деление понятия - это то, что позволяет нам выражать понятия в ясном и отчетливом виде. А упражнения дают нам возможность получить навык в этом полезном деле. Но понятия - это не единственный способ достигнуть возможности ясно и отчетливо выражать свои мысли. Мы уже знаем, что понятия используются как составная часть других мыслей - суждений. Поэтому естественно предположить, что, кроме культуры использования понятий, существует и культура использования суждений.

Сс: Культура суждения? Интересно! Что-то я о ней раньше не слышал!

Ав: Не удивительно! Мы в естественном мышлении привыкаем судить о предметах, в особенности о других людях, быстро и безапелляционно. В некотором смысле это стиль нашего мышления.

Ст: Мы теперь знаем, что понятия надо правильно образовывать и правильно с ними действовать. А что с суждениями?

Ав: Главное в суждениях - их истинность или ложность.

Сс: А, это очень просто. Я уже знаком с этими понятиями. Истина - это соответствие действительности, а ложь, соответственно, - несоответствие.

Ст: Это не определение. Это - каламбур.

Ав: Нет, это, в принципе, правильно. Только очень обще. Эти понятия истины и ложности нам еще придется конкретизировать по отношению к суждениям различной формы. Но главные проблемы возникают, когда мы начинаем применять понятия истины и ложности. Здесь-то и выясняется, что не все с ними просто.

Сс: А что здесь сложного? Соответствует, и значит, истинно, не соответствует - значит ложно.

Ст: Асе у тебя просто. А попробуй узнай в каждом отдельном случае, соответствует или нет!

Ав: Это правильно. Но есть еще и другие проблемы. Рассмотрим следующее предложение в рамке:

Сс: Ну и что? Ложно, и Бог с ним!

Ст: Подожди. Здесь что-то не так просто.

Ав: Давайте проверим, порассуждаем. Предположим, что это предложение истинно. Отсюда следует, что оно соответствует действительности. А что говорится в предложении? Что оно ложно. Следовательно, в действительности онм ложно. Получается, что если это предложение истинно, то оно ложно.

Сс: Это похоже на задачи о рыцарях и лжецах, которые мы решали раньше.

Ав: Правильно! Но к ним мы вернемся позже. Теперь предположим, что это предложение ложно. Тогда получится, что в действительности дело обстоит не так, как сказано в этом предложении. А в нем сказано, что оно ложно. Следовательно, оно истинно. Получается, если это предложение ложно, то оно истинно. А если объединить эти наши рассуждения вместе, то получится, что это предйожение истинно тогда и только тогда, когда оно ложно!

Сс: Это уж полная чепуха! Глупость какая-то!

Ав: Я ведь в этом рассуждении использовал вполне понятное, очень простое предложение, говорящее о своей собственной ложности. И те определения истины и ложности, которые вы сами предложили, тоже простые и понятные.

Ст: Да, кажется, все так просто, а на самом деле оказывается запутанным.

Сс: Да, но все-таки почему это возникает такая глупость?

Ав: Почему - это сложный вопрос. Я не буду сейчас на него отвечать. Рассуждение, которое я вам продемонстрировал, - это современная форма так называемого парадокса лжеца. Его изобрел Евбулид более 2000 лет тому назад.

Сс: 2000 лет люди знают, что такое использование понятий истины и лжи ведет к глупостям, - и ничего?

Ав: Конечно, этот парадокс беспокоил философов. Им занимались многие крупные мыслители - Аристотель, Бертран Рассел, Альфред Тарский. Последний предложил понятие истины свободное от парадоксов. Но это - другая, длинная история. Мы пока говорим об элементарных аещах. Например, можно сказать, что не каждое предложение выражает суждение. Но для этого надо разобраться в том, что такое суждение и предложение, как они соотносятся друг с другом и тому подобных вещах.

Ст: Так давайте разбираться!

Ав: Сначала разберемся, к чему относятся слова «истинный» и «ложный».

Сс: Конечно, к предложениям!

Ав: Не торопитесь! Рассмотрим два предложения: «Я рассказал вам о парадоксе лжеца» и «Парадокс лжеца был рассказан вам мной». Это - разные предложения. Но они истинны или ложны одновременно. Даже можно сказать, что они говорят об одном и том же.

Ст: Ну и что?

Ав: Как что? Это означает, что истинность и ложность относятся не к самим предложениям, а к тому, что в них выражено, к тому, что выражено в том и в другом предложении.

Ст: Что же это такое?

Сс: Я знаю! Мысль!

Ав: Всякая мысль?

Ст: Нет, не всякая. Мы уже знаем, что понятие - это мысль, но предложение мысли этого рода не выражает.

Ав: Правильно. Отсюда следует, что прежде чем ответить на вопрос: выражает ли данное предложение мщсль или не выражает - нужно знать, какого рода мысли могут быть выражены в предложении и каковы их основные свойства. Как же мы назовем мысли, которые выражаются или не выражаются в предложениях?

Ст: Ну, теперь и я догадался. Суждение.

Ав: Опять правильно. Давайте разберемся в том, что такое суждение и как оно соотносится с предложениями.

В главе 4 мы говорили о понятиях и их отношении к языку. Тогда речь шла об именах (собственных и общих), их смысле и значении. В трехплоскостной семантике, предложенной немецким логиком Готлобом Фреге, смысл и значение имеют все языковые знаки. Если мы рассматриваем предложение как знак, то оно также должно обладать смыслом и значением.

Что же является смыслом и значением предложения? Ответить на этот вопрос нам поможет аналогия с именем и понятием. Имя - это знак , понятие - это мысль , связанная с этим знаком. Следовательно, смыслом предложения также должна быть мысль, связанная с этим знаком . Мы уже знаем из предшествовавшего диалога, что такая мысль есть суждение. Что же рогда является значением предложения? Это вопрос более сложный, потому что предложение не обозначает какого-либо предмета, а высказывает нечто о предметах. Иногда в качестве значения предложения pассматpивают ситуацию, которая может иметь или не иметь места в действительности. Но для той логики, которую мы с вами изучаем, вполне достаточно принять такое соглашение: значением предложения мы будем считать две самые важные ситуации: истину или ложь . Итак, на наш вопрос мы получили такой ответ:

Однако можно ли сказать, что суждение, которое может быть истинным или ложным, является значением любого предложения? Рассмотрим четыре предложения:

(а) Наполеон - великий человек .

(б) Наполеон - не был великим человеком .

(в) Стань Наполеоном!

(г) Ты хочешь быть Наполеоном ?

Сразу можно сказать, что мы обычно не оцениваем предложения (в) и (г) как истинные и ложные. Предложение (в) выражает требование, желание того, чтобы наступила некоторая ситуация, а предложение (г) выражает желание получить некоторую информацию. Сами по себе они не могут быть истинными или ложными. Следовательно, мы теперь можем сказать, что они не выражают суждений.

Остаются только предложения (а) и (б). Они определенно могут быть истинными или ложными, т. е. выражают суждения. предложения (а) и (б) - это повествовательные предложения. Поэтому мы можем сказать, что суждение - смысл не всякого, но только повествовательного предложения.

Суждение выражается в языке при помощи повествовательных предложений.

До сих пор мы анализировали отношение между мыслью (суждением) и языком (предложением). Теперь пора ответить на вопрос: что такое суждение ?

Приведенные примеры суждений (а) и (б) говорят нам о том, что в суждении что-то о чем-то утверждается или отрицается , но что и о чем? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется вспомнить нашу логическую онтологию, согласно которой мир состоит из предметов, свойств и отношений. А наличие или отсутствие свойств или отношений называется признаками (ср. § 2 главы 2). Эта онтология сразу же подсказывает нужный нам ответ: утверждается или отрицается связь признака с объектом . Действительно, в суждении, выражаемом предложением «Наполеон великий человек » (в дальнейшем для простоты мы будем просто говорить «в суждении», хотя это и не совсем точно), признак быть великим человеком приписывается предмету - Наполеону , а в суждении «Наполеон не был великим человеком » отрицается связь интересующего нас признака с предметом. Приведенные примеры хорошо передают то, что происходит и в самой простой форме суждения, и в достаточно сложных суждениях, которые в конечном счете сводятся к комбинации актов приписывания предметам признаков или, наоборот, отрицания связи признаков с предметами.

Однако мы знаем, что признаки могут быть присущи или не присущи не только предметам, но также и свойствам, отношениям и множествам, т.е. всему тому, что мы назвали объектами. Отсюда получается следующее определение понятия суждения:

Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается свэзь между объектами и признаками.

Возвращаясь к нашему диалогу о мыслях (§ 1 главы 2), теперь можно сказать, что с языковой конструкцией «думать, что …» связан вид мысли, названный нами суждение . Когда мы говорим: «Я думаю, что Интернет облегчает контакты между людьми » или «Я думаю, что Интернет не является заменой человеческого общения », то за словом «что » следует как раз повествовательное предложение, выражающее суждение . В таком случае наша мысль направлена на некоторую ситуацию которая, по нашему мнению, имеет место в действительности (как в первой фразе) или не имеет места в действительности (как во второй фразе). В первом случае я признаю связь между предметом «Интернет » и признаком «облегчать контакты между людьми ». Во втором случае я отказываюсь признавать связь между предметом «Интернет » и признаком «быть заменой человеческого общения ». Это мое признание или непризнание связи между предметами и признаками (ситуациями) выражается в актах утверждения или отрицания .

Таким образом, наше обсуждение показывает, что бывают два вида мыслей: понятия и суждения, и различаются они по признаку направленности мысли. Понятие направлены на объекты, а суждения – на ситуации.

Суждение и понятием сходны в том, что и то, и другое есть мысль , в том и другом идет речь об объектах и признаках . Отличаются они тем, что понятие выделяет и обобщает объекты при помощи признаков. Суждение не выделяет и не обобщает. Правда, в суждении используются понятия, но используются для того, чтобы стверждать или отрицать связь между ними. Суждение говорит, что состояние мира таково, что данный признак присущ данному объекту или, наоборот, не присущ данному объекту.

Однако мир не всегда отвечает нашим ожиданиям. Ситуация, описываемая в суждении, может иметь место в мире, а может и не иметь, а это означает, что суждение может быть истинным или ложным .

В нашем курсе логики мы будем считать, что каждое суждение является либо истинным, либо ложным . В логике это положение получило название принципа двузначности . Конечно, в практике познания мы можем не знать, каким является суждение - истинным или ложным. Так, даже в математике есть суждения, например, теорема Ферма, о которых до сих пор не знают, истинны они или ложны.

Для овладения такими ситуациями неопределенности в логике придумали логические системы, в которых имеются более чем два истинностных значения. Например, вводится еще третье значение «неопределенно», соответствующее нашему незнанию истинности или ложности суждения. На этой основе выросли так называемые многозначные логики . Мало того, бывают такие суждения, относительно которых принципиально нельзя установить рациональными методами истинны они или ложны. Это суждения, истинность или ложность которых может быть признана только на основании веры, например, «Бог существует».

Таким образом, основной характеристикой суждения является его истинность или ложность . Поэтому мы должны точно определить, что такое истинное, и что такое ложное суждение.

Однако в обычной жизни, научной и педагогической практиие нас интересуют не понятия истинности или ложности вообще, а истинность или ложность конкретных суждений. Нас интересует, истинны ли суждения «Господин М. - человек добрый », «Поезд на Светлогорск отходит от Северного вокзала в 8.08 », «Бог существует ». Логика, конечно, не может ответить на эти конкретные вопросы. Но она может задать некоторые общие условия истинности для различных типов суждений. Для этого нам нужно узнать, какие бывают виды суждений и из чего состоят суждения различных видов.