КАК ПОПАСТЬ НА ПРИЕМ В ФСБ И С КАКИМИ ВОПРОСАМИ СТОИТ ОБРАЩАТЬСЯ НА ЛУБЯНКУ
06.05.2004
Андрей Князев, Наталья Козлова
“Российская газета”. 7.05.2004 года

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ФСБ

Вряд ли есть человек, которому надо объяснять, для чего существуют так называемые "компетентные органы". И, тем не менее, в разные времена органы безопасности в России выполняли разные функции. Но две из них оставались неизменными - контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.

В Федеральном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" эти две функции названы основными направлениями деятельности ФСБ. Новым в этом законе оказалась четкая формулировка пределов полномочий компетентных органов: "Деятельность органов Федеральной службы безопасности, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде» (статья 8, глава 2).

Сегодня деятельность ФСБ регулируется, в частности, федеральными законами "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (принят 3 апреля 1995 года), "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят 12 августа 1995 года), а еще Положением о Федеральной службе безопасности и ее структурах (утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 года).

Поскольку ФСБ это федеральный орган исполнительной власти, во всех перечисленных законах учтена необходимость этой службы взаимодействовать с населением, вести прием граждан и рассматривать их предложения, заявления и жалобы по вопросам в пределах своих полномочий. Взаимодействие с населением - это важный аспект работы спецслужб, показывающий степень доверия людей и своего рода параметр легитимности службы.

ЖИЗНЬ ТЕЧЕТ, И КОЕ-ЧТО МЕНЯЕТСЯ

Обычные для прошлых лет темы обращения граждан в ФСБ - это сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях, а также незаконная деятельность иностранных организаций или шпионские страсти - уступили первенство терроризму, вернее сообщениям о подозрительных находках или поведении. Российские граждане, испытавшие в последние годы на себе ужасающую повседневность терактов, которые могут нас достать где угодно - в метро, дома в постели, в концертном зале или на стадионе, - стали гораздо бдительнее. А борьба с терроризмом находится в ведении ФСБ по пункту "Д" статьи 12 главы 3 Закона "Об органах федеральной службы безопасности".

Именно эта спецслужба должна выявлять, предупреждать и пресекать факты терроризма. А в случае если террористический акт случился, ФСБ руководит спасательными операциями, в которых координирует деятельность других государственных органов по спасению заложников и задержанию террористов. Поэтому подавляющее большинство сообщений граждан о подозрительных лицах и вещах адресуется не местному участковому или постовому милиционеру (хотя МВД тоже уполномочено вести борьбу с терроризмом), а в первую очередь - ФСБ. Видимо, российские граждане расценивают борьбу с терроризмом как задачу государственного масштаба, непосильную для милиционеров, больше увлеченных поборами с несчастных мигрантов, погоревших на фальшивой миграции.

ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ?

Отошедшие на второй план, но не потерявшие актуальности темы обращения людей в ФСБ можно выстроить в порядке своеобразного рейтинга:

1. Готовящиеся или совершенные преступления против государственной власти (государственная измена, разглашение гостайны, шпионаж в пользу иностранных спецслужб или организаций);
2. Экстремистские проявления;
3. Деятельность преступных сообществ;
4. Преступления в кредитно-финансовой сфере;
5. Контрабанда.

В ФСБ поступает сообщенная гражданами информация об организованной преступности со всей России - от сферы экономики, хищения бюджетных средств и коррупции до фактов вымогательства, незаконного оборота наркотиков, оружия и боеприпасов. До сих пор не кончается еще одна тема, о которой пишут граждане на Лубянку, - это тема перераспределения собственности, зачастую принимающая криминальные формы. Не так уж и редко присутствует в письмах в ФСБ и другая тема - проблемы, связанные с иностранными инвестициями в экономику страны и деятельность зарубежных фирм и их представительств на территории Российской Федерации.

Не последнее место занимают сообщения, каким-то образом связанные с контртеррористической операцией в Чечне. Пишут в спецслужбу о местах подготовки боевиков, об источниках финансирования и снабжения банд.

ТОЛЬКО ОНИ, И НИКТО БОЛЬШЕ

Есть несколько вопросов, на которые вам может ответить только ФСБ. Например, если у вас есть подозрение, что ваш телефон прослушивается конкурентами, вашу деловую или личную переписку кто-то просматривает, а может, вас кто-то слушает с помощью так называемого "жучка", вмонтированного в розетку или пепельницу. Во всех этих случаях смело обращайтесь в ФСБ. У этой службы есть не только право, но и обязанность лицензировать разного рода специальную технику для негласной аудио- и видеосъемки. Круг таких изготовителей и, скажем мягко, потребителей такой техники строго ограничен разрешениями компетентных органов. Отсутствие разрешения на пользование такой техникой - противозаконно. Так в октябре 2002 года Мосгорсуд подтвердил приговор директору частного охранного предприятия "Сокол - ЮНС" Юрию Стенину за злоупотребление своей деятельностью. У Стенина был обнаружен целый склад специальных технических средств, использование которых на территории России без лицензии запрещено. С помощью этой аппаратуры велось "негласное получение информации", а объектами наблюдения были действительно очень важные персоны - политики, банкиры, журналисты. Сотрудники подразделения департамента экономической безопасности ФСБ, которое специально создано для взаимодействия с частными охранными предприятиями и борьбы с преступностью в них, признали, что это дело очень напоминает скандал с охранным предприятием "Атолл" в 2000- 2001 годах. Тогда против "Атолла" Генеральной прокуратурой было возбуждено уголовное дело в связи с незаконной прослушкой целого ряда чиновников и приближенных из ельцинской "семьи". Однако тогда делу ход не дали из политических соображений.

О ЧЕМ ПИСАТЬ НЕ НАДО.

Обращение в компетентные органы - это не "стукачество", а информирование государственного органа о нарушениях и преступлениях, предотвратить или расследовать которые может только он в силу своих полномочий. Не стоит донимать Лубянку наговорами на соседа или тещу, или кляузами на начальника, или клеветой на конкурента. В ФСБ все полученные сообщения проверяются, даже некоторые анонимные, но последние лишь в том случае, если они содержат информацию о серьезных готовящихся преступлениях. Аноним теряет в этом смысле хотя бы потому, что ФСБ обязана давать ответ на полученное сообщение, в которых расскажет гражданину о принятых мерах. Именно это прописано в специальной "Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности".

КОГДА ЖДАТЬ ОТВЕТА?

Если письмо в ФСБ содержит вопросы, которые не относятся к ведению органов безопасности, то ФСБ обязана в пятидневный срок направить поступившую к ним информацию по принадлежности и сообщить об этом автору. Если же обращение гражданина в ФСБ попало сразу по нужному адресу, то есть, если поднятые в заявлении вопросы в компетенции ФСБ, то письмо рассматривается в срок до одного месяца. А если то, что написал человек, требует серьезного расследования, то месячный срок продлевается, о чем ФСБ обязано сообщить автору письма.

КАК К НИМ ОБРАТИТЬСЯ?

В органы государственной безопасности можно обращаться по-разному, как вам удобнее. Единого требования нет. Можно по почте, можно по телефону или электронной почте. Можно прийти самому в приемную ФСБ и поговорить лично. Принимают как в Москве на Лубянке, так и в территориальном органе безопасности в регионе.

Всем привет, сегодня мы с вами постараемся максимально точно и понятно разобрать чем занимается федеральная служба безопасности, каковы их полномочия, история развития, как и зачем сформировался этот институт, необходим ли он людям в современное время, сколько лет этой организации, что было до нее. Положительные и отрицательные стороны службы. В чем они помогают людям, в какие сроки, есть ли реальная статистика успешно проведенной деятельности, и насколько реальны домыслы о постоянном слежение через телефоны, личные страницы в интернете за людьми?

В каких целях и зачем это делается.

Какие функции возложены на государственный институт. Кто его придумал и когда.

Как попасть в ряды фсбшников, что для этого нужно сделать, что иметь. Какой физической подготовке соответствовать. И в таком же духе вопросы мы подробно и широко рассмотрим с вами ниже. Пора начинать.

Историческая оценка:

Все знают, что у любой страны есть обширные организации, обеспечивающие достойную жизнь своим гражданам.

Тем самым, условия в государстве, что ни на есть прямым образом влияют на качественность жизни у горожан. Последним, как говорится, должны организовать охрану и сбережение своей страны.

По данному факту к людям еще с древних времен пришло осознание, того, что нужно создавать специальные подразделения, армия собственно так и появилась.

А представителям этой сферы высказывается уважение и высокие должности у общества. Но помимо обычного военного формирования, у практически любой страны имеются в рукаве скрытые органы, борящиеся с тайными шпионами в разведке у других государств, в пределах страны.

Естественно, они действуют скрытно и без лишних красований на публике, часто никому неизвестные, это и является важным фактором, дабы скрывать от врага свои методические открытия и способ борьбы.

А в нынешнее время, существующие и функционирующие структура по гос, безопасности, не удивительны, их наличие необходимо множеству стран.

А в Российской Федерации есть не без известное фсб, о котором знают все граждане, чем обусловлено наличие специализированного ведомства мы сейчас узнаем. Федеральные службы безопасности имеют интересную структуру и спектр обязанностей.

Федеральную службу безопасности характеризуют как уполномоченные органы со специальным назначением, которые принадлежат к одной из ветвей власти, а конкретнее исполнительной.

Они должны реализовать проведение специфических задач. А деятельность федеральных органов направляется к обеспечению всеобщей внутри региональной безопасности.

Его относят к специальной службе, как и федеральную службу охраны или службу внешней разведки.

Что означает, уполномоченность ведомства на осуществление предварительных следствий и оперативно-розыскных операций, в рамках установленных полномочий, естественно.

А руководителем у федерального института выступает, государственное лицо в качестве президента, при помощи посредника, начальника служба в лице Бортникова Александра Васильевича на настоящий момент времени. А количество сотрудников не поддается широкой огласке в средствах массовой информации.

Как создавалось фсб:

В истории организации, есть масса вымысла и неточностей о фсбшниках. А о занятиях данного структурного подразделения можно судить только из нормативных документа, регулирующих их работу.

А о другой задаче можно лишь догадаться, в сомнениях накидывая варианты. Но интересно рассмотреть, саму историю зарождения службы.

Отметим, что она создавалась под официальный указ Российского Президента еще в тысяче девятьсот девяносто третьем году, но сама её задумка существует с половины двадцатого века.

А первым представителем явился комитет чрезвычайных ситуаций, образованные сразу после революций семнадцатого года. Сокращенно СЧК, и он явился главной структурой, обеспечивающей диктаторский пролетариат.

А её участники вели борьбу с противниками революции, и лицами несущими повышенную опасность, в числе банды, которые были в те тяжелые времена смуты.

А последователем СЧК, становится народный комиссариат внутренних дел, быстро реорганизованный к комитету федеральной защиты. Он и стал органом действующим аж до уничтожения Советской власти.

А тогда образовалась современная Российская Федерация и важно было создать отдел, который бы занимался безопасностью внутри страны. И логично, что этим отделом стало фсб.

На рубеже две тысячи третьего и четвертых годов, данные подразделения не раз подвергались реорганизации и значительным переменам внутри системы.

Так например в первые пограничную службу вносят в число фсбшников. А затем переделывают кадровую структуру по безопасности. А дальше сокращается совет директоров организации от десяти до трех человек.

Работы федеральной службы безопасности и других смежных с ними отраслей ведется на основании с определенными законодательными актами. Проще говоря, осуществляется исходя из нормативных источников. Тем самым, деятельность спец службы, исходит из положений такого официального документа как:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон "о государственных службах безопасности";

3) Правовым актом президента;

4) Ведомственным приказом.

А указанные выше документы федерального значения доказывают, тот факт, что работы фсбшников осуществляется в рамках закона и на основах демократии, что соответствует устрою в нашей с вами стране.

А плюс к этому в официальных документах содержится вектор работ в органах.

В выше упомянутом законе об этой службе, дан не дополняемый список, по направлениям, ведомства, исходя из которых она и ведет работу. Но важно помнить, следующие фактические сведения. Данный список за просто подлежит дополнениям и расширениям, с помощью введенных нововведений с указанные документы.

А сейчас, отмечаем, чтобы обеспечивать безопасность в России, безусловная прерогатива фсб, и входит в их первостепенные задачи, которые упоминаются в статьях в ведомстве.

Но реализовать её получается поэтапно, что значит проводить комплексные действия по направлению.

из чего фсбшники делятся на следующие сферы:

1) где работники борются с опаснейшими преступными группировками, к ним относятся и экстремистами с террористами в первую очередь;

2) Осуществляют контрразведовательные операции;
3) Охраняют государственные границы;

4) обеспечивают безопасность в информационной структуре;

5) Действуют на основе федеральных документов, которые определяют их деятельность по сферам;

6) Борются с коррупционным оборотом денежных средств в особо крупных размерах.

По все тому же закону, который дает максимальную информация для понимания о структурных вопросах в подразделении. Это интересная тема для обсуждения. Потому что здесь можно увидеть кому отдается больший приоритет по направлению и почему.

Сама система состоит из таких управлений как и включает в себя:

1) ведомственную аппаратуру;

2) службу по разведавательным и охранных операциям;

Видео обзор

Все(5)

Моя оценка:

  • 2.Социальные (право на получение гарантированной государством помощи и содействия):
  • 3.Права на защиту:
  • Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления.
  • Законодательство: федеральный закон от 02.05.2006 n 59-фз «о порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации». Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований.
  • Право гражданина на административную жалобу.
  • Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)
  • 17. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти - Костылева
  • Федеральное министерство: понятие, функции, структура.
  • 21. Федеральное агентство: понятие, функции, структура.
  • Вопрос 22:
  • Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • Вопрос 24. Общественные объединения как субъекты административного права. (2)
  • 27. Лицензирование отдельных видов деятельности.
  • 29. Понятие и юридическое значение акта управления.
  • 30. Виды актов государственного управления. Требования, предъявляемые к актам управления.
  • Классификация актов государственного управления
  • Вопрос 31: Понятие и виды административного принуждения
  • Виды административного принуждения
  • Государственная служба: понятие, признаки, принципы.
  • Вопрос 33. Система и виды государственной службы (2)
  • 35. Понятие и виды государственных служащих - Костылева
  • 38. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
  • 39. Порядок прохождения государственной службы.
  • Вопрос 40: Военная служба как вид государственной службы (гс)
  • По призыву ст. 22 фз № 53-фз
  • По контракту ст. 32 фз № 53-фз:
  • Правоохранительная служба как вид государственной службы.
  • Вопрос 42. Способы обеспечения законности в государственном управлении. (2)
  • 44. Контроль органов законодательной власти. Финансовый контроль - Костылева
  • 47. Конституционный суд и его роль в обеспечении законности в сфере государственного управления.
  • 48. Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в обеспечении законности в государственном управлении.
  • Вопрос 49: Прокурорский надзор в сфере государственного управления.
  • 3.Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • Понятие специальных административно-правовых режимов. Режим военного положения.
  • Военное и «особое» положение.
  • Вопрос 51. Понятие специальных административно- правовых режимов. Режим чрезвычайного положения. (Лозунова)
  • 53. Административная ответственность: понятие, характеристики, особенности - Костылева
  • Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 57. Производство по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Обжалование и пересмотр постановления по делу об административной ответственности.
  • Вопрос 58: Судьи (суды), органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, их компетенция.
  • Глава 3 КоАп рф называется «судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях»
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции:
  • Исполнение административных наказаний.
  • Административные взыскания и порядок их наложения.
  • Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания.
  • Вопрос 60. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. (Лозунова)
  • Глава 20 определяет виды административных правонару­шений, посягающих на общественный порядок и обществен­ную безопасность.
  • 62. Военная доктрина, ее содержание и значение в области управления обороной - Костылева
  • 65. Безопасность: понятие, виды, способы обеспечения.
  • 66. Концепция национальной безопасности рф, её содержание и значение.
  • Вопрос 67: Федеральная служба безопасности рф: задачи, функции, полномочия, структура.
  • Основы государственного управления в области безопасности. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области государственной безопасности.
  • Вопрос 69. Совет Безопасности рф: компетенция, структура, функции. (Лозунова)
  • 74. Милиция: виды, функции, организация деятельности.
  • 75. Внутренние войска Министерства внутренних дел: задачи, структура, функции.
  • Вопрос 76: Основы государственного управления в области иностранных дел.
  • Основы государственного управления в области юстиции. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области юстиции.
  • Вопрос 78. Федеральная служба судебных приставов: компетенция, структура, функции и полномочия. (Лозунова)
  • Вопрос 67: Федеральная служба безопасности рф: задачи, функции, полномочия, структура.

    Регулируется ФЗ от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности"

    ФСБ - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

    Руководство деятельностью ФСБ осуществляется Президентом РФ.

    Управление осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Руководитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

    К органам ФСБ относятся:

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

      ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ органы безопасности - управления (отделы) федерального органа по отдельным регионам и субъектам РФ;

      органы безопасности В ВОИСКАХ - управления (отделы) федерального органа в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях;

      ПОГРАНИЧНЫЕ органы - управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе;

      ДРУГИЕ органы безопасности - другие управления (отделы) федерального органа осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ;

      авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

    Федеральный орган, территориальные органы, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

    Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

    В органах ФСБ запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

    Принципы деятельности ФСБ:

    Законность;

    Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    Гуманизм;

    Единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

    Конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

    Органы ФСБ без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевое оружие, принятое на вооружение органов ФСБ решением Правительства РФ, а также другое служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему.

    Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ФСБ за счет РФ + избавляются от уплаты налогов за землю и жилье находящееся в собственности ФСБ.

    Направления деятельности ФСБ:

      контрразведывательная деятельность - деятельность, осуществляемая органами ФСБ и (или) их подразделениями (органы контрразведки), а также должностными лицами посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

      борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами ФСБ и (или) их подразделениями (органы по борьбе с терроризмом), а также должностными лицами, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

      борьба с преступностью - проведение оперативно-розыскных мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

      разведывательная деятельность (регулируется ФЗ «О внешней разведке») – составная часть сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных методов и средств.

    Разведывательная деятельность осуществляется посредством:

    1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (разведывательная информация);

    2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.

      пограничная деятельность:

    Защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы РФ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

      защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ.

      обеспечение информационной безопасности - деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

    При формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

    При обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в РФ и ее учреждениях, находящихся за пределами РФ.

    Полномочия ФСБ (права и обязанности):

    Органы ФСБ обязаны:

    а) информировать об угрозах безопасности РФ государственные органы и Президента РФ;

    б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;

    в) добывать разведывательную информацию;

    в 1) осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории РФ;

    г) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

    г.1) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены КоАП РФ к ведению ФСБ;

    д) выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

    е) разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

    ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в в органах, где предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

    з) обеспечивать безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

    к) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

    м) защита и охрана Государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

    н) обеспечивать безопасность представительств иностранных государств на территории РФ;

    о) участвовать в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

    п) осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории РФ радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности РФ, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;

    р) участвовать в соответствии с законодательством РФ в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода из него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ;

    с) поддерживать мобилизационную готовность органов ФСБ

    т) осуществлять профессиональное образование.

    Права органов ФСБ:

    Статья 13. Права органов федеральной службы безопасности

    а)сотрудничество с лицами, давшими на то согласие;

    б) проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие, а раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

    б.1) осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность)

    б.2) использовать подразделения специального назначения органов ФСБ и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов ФСБ, а также физическую силу;

    в) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств;

    в.1) осуществлять разведывательную деятельность

    г) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях;

    г.1) составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным КоАП РФк ведению органов федеральной службы безопасности;

    д) осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений РФ, находящихся за ее пределами);

    е) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам РФ;

    ж) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством РФ освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;

    ж.1) использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;

    з) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;

    з.1) производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом органы федеральной службы безопасности принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности;

    з.2) временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий;

    и) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

    к) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;

    л) вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

    м) получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности;

    н) создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

    о) создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;

    п) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

    р) осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры РФ;

    с) направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;

    т) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

    т.1) самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности из числа граждан РФ в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

    у) разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;

    ф) использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;

    ф.1) использовать для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима Государственной границы РФ принадлежащие им транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, при наличии на наружных поверхностях указанных транспортных средств специальных цветографических схем;

    х) проводить научные исследования проблем безопасности РФ;

    ц) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;

    ч) осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности;

    ш) осуществлять в соответствии со своей компетенцией регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, расположенных на территории РФ, а также в области предоставления услуг по шифрованию информации в РФ выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;

    щ) осуществлять государственный контроль за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории РФ и в ее учреждениях, находящихся за пределами РФ, а также в соответствии со своей компетенцией контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;

    э) определении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации и обеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа, предназначенных для использования в учреждениях РФ, находящихся за ее пределами;

    ю) обеспечивать выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах (в помещениях) и технических средствах, предназначенных для использования в федеральных органах государственной власти.

    Реализовывать иные права, предоставляемые федеральным законодательством органам федеральной службы безопасности.

    Использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.

    Органы ФСБ России предназначены для осуществления функции обеспечения внешней и внутренней безопасности государства в различных сферах.

    19.12.1991 образовано Министерство безопасности и внутренних дел РСФСР на базе упраздняемых:

    Министерства внутренних дел СССР;

    Министерства внутренних дел РСФСР;

    Межреспубликанской службы безопасности;

    Агентства федеральной безопасности РСФСР.

    24.01.1992 образовано Министерство безопасности Российской Федерации (МБ РФ).

    21.12.1993 упразднено Министерство безопасности Российской Федерации (МБ РФ). Создана Федеральная служба контрразведки Российской Федерации (ФСК России).

    с 12.04.1995 Федеральная служба контрразведки Российской Федерации (ФСК России) переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России).

    (ФСБ России ) - федеральный орган исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающий информационную безопасность России и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление (п. 1 Положения о ФСБ России).

    Федеральная служба безопасности РФ - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (ст. 1 Закона о ФСБ).

    Система органов ФСБ России:

    Директор ФСБ России

    Первый заместитель, заместители директора ФСБ России

    Коллегия ФСБ России

    Департаменты

    Контрразведки

    По защите конституционного строя и борьбе с терроризмом

    Экономической безопасности

    Анализа, прогноза и стратегического планирования

    Организационно-кадровой работы

    Обеспечения деятельности

    Управления

    Военной контрразведки

    Инспекторское

    Следственное

    Собственной безопасности

    Договорно-правовое

    Отделы и иные подразделения

    Военно-мобилизационный отдел

    Центр общественных связей

    Иные подразделения.

    Территориальные органы безопасности

    управления (отделы) ФСБ России по субъектам (регионам) РФ.

    Органы безопасности в войсках

    управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

    Пограничные органы: управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы).

    Другие органы безопасности: авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации (далее - военно-медицинские организации), военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

    Таким образом, система органов ФСБ России состоит из взаимосвязанных структурных подразделений, разделенных по функциональному или территориальному признаку. Это обеспечивает строгое соподчинение органов ФСБ России по вертикали, т.е. подчинение нижестоящих органов вышестоящим и всех их - непосредственно Президенту РФ, позволяет решать поставленные перед ними задачи независимо от каких бы то ни было государственных органов и должностных лиц.

    Президент РФ осуществляет общее руководство деятельностью ФСБ России. Это выражается в организационно-штатных и административных функциях по отношению к федеральной службе безопасности, в том числе утверждает Положение о ФСБ России, структуру Службы, устанавливает ее штатную численность и др.

    На Правительство РФ возложена координация деятельности ФСБ России в процессе взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти.

    Непосредственное руководство ФСБ России осуществляет Директор, который, как и его заместители, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

    Организационное построение органов безопасности обусловлено возложенными на них задачами, выполняемыми функциями и административно-территориальным делением Российской Федерации.

    С учетом этого в их составе условно выделяют подразделения:

    Исполняющие управленческие функции (центральный аппарат);

    Непосредственно реализующие направления деятельности, возложенные на органы федеральной службы безопасности.

    Центральный аппарат управления ФСБ России состоит из:

    Руководства ФСБ России;

    Служб ФСБ России;

    Департаментов и управлений.

    Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (с измен. и дополнен.) разрешено иметь в Федеральной службе безопасности Российской Федерации одного первого заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одного первого заместителя директора - руководителя Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и четырех заместителей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в том числе одного статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации и одного заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации - руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета (п. 2 Указа Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960).

    В составе ФСБ России функционируют следующие:

    Службы: пограничная; контрразведки; по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; экономической безопасности; другие службы;

    Департаменты: военной контрразведки; оперативной информации; контрразведывательных операций; иные департаменты;

    Управления: по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом; оперативно-розыскное управление; по борьбе с контрабандой, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков; международного сотрудничества; радиоконтрразведки; другие управления.

    В структуру центрального аппарата ФСБ России включены также подразделения центрального подчинения, среди которых функционируют, например: следственное управление; управление регистрации и архивных фондов; управление авиации; Академия ФСБ России и др. Помимо этого при ФСБ России действует Академия криптографии РФ (органом ФСБ непосредственно не является, однако подотчетна этой службе).

    В ФСБ России образуется коллегия (в составе директора службы (председатель коллегии), его заместителей, руководящих работников органов и войск), которая на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов и войск и принимает по ним большинством голосов решения, оформляемые приказами ФСБ России.

    В случае разногласий между коллегией и директором ФСБ России директор реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту РФ.

    Территориальные органы безопасности. Их создание осуществляется по региональному принципу, т.е. в пределах границ одного региона или субъекта РФ (например, управление ФСБ по Красноярскому краю, Иркутской области, Чеченской Республике).

    Исключение составляют управление ФСБ России по г. Москве и Московской области и управление ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю, которые осуществляет свою деятельность на территории одновременно двух субъектов РФ.

    Территориальные органы федеральной службы безопасности являются государственными органами, находящимися в ее подчинении, и составляют основу всей системы ФСБ России

    Организационно территориальные органы федеральной службы безопасности строятся по образу центрального аппарата службы. В составе управлений имеются: разведывательный отдел; отдел контрразведывательных операций; отдел по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; отдел экономической безопасности; следственный и другие отделы.

    Отделы (отделения) в городах и районах субъектов РФ органами федеральной службы безопасности не являются и представляют собой структурные подразделения названных территориальных органов безопасности.

    Органы безопасности в войсках. Их структура, полномочия и деятельность регламентированы Положением об управлениях (отделах) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденным Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 318. Исполняя свои функции в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках, внутренних войсках МВД России, СВР России, федеральных органах государственной охраны и др., органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий, в частности:

    Устанавливают на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения иных задач, предусмотренных федеральным законодательством;

    Осуществляют оперативно-розыскные, контрразведывательные и разведывательные мероприятия на объектах оперативного обеспечения и в их окружении в целях решения задач, возложенных на органы безопасности в войсках;

    Осуществляют хранение и использование оперативных и других материалов, необходимых для обеспечения деятельности органов безопасности в войсках, создают в этих целях информационные системы и т.д.

    С 01.01.2015 функции упраздненной Рособоронпоставки переданы ФСБ России в области размещения заказов, заключения, оплаты, контроля и учета выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств;

    Трехзвенную систему органов безопасности в войсках составляют:

    Управление военной контрразведки (3 Управление) ФСБ России;

    Управления и отделы ФСБ России по военным округам и флотам (например, управления ФСБ по Центральному военному округу. Ракетным войскам стратегического назначения. Северному флоту), внутренним войскам МВД России, региональным управлениям Пограничной службы, группам войск, объединениям центрального подчинения;

    Отделы ФСБ России по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессионального образования и организациям.

    Структура и штаты органов безопасности в войсках устанавливаются и изменяются директором ФСБ России по представлению начальника 3 Управления.

    В системе органов безопасности в войсках образуется коллегия (в ее состав входят начальник 3 Управления (председатель коллегии), его первый заместитель и заместители, а также другие руководящие сотрудники данного управления и органов безопасности в войсках).

    Пограничные органы.

    Их систему образует Пограничная служба ФСБ России:

    Региональные пограничные управления по федеральным округам (Региональное пограничное управление по Центральному федеральному округу; Региональное пограничное управление по Южному федеральному округу; Региональное пограничное управление по Уральскому федеральному округу; Региональное пограничное управление по Приволжскому федеральному округу; Региональное пограничное управление по Сибирскому федеральному округу; Северо-Западное Региональное пограничное управление; Арктическое Региональное пограничное управление; Региональное пограничное управление по Дальневосточному федеральному округу;

    Пограничные управления по 41 субъектам РФ (например, Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым);

    Отряды (отделы) ФСБ России по пограничной службе.

    Пограничную службу ФСБ России возглавляет первый заместитель директора ФСБ России - руководитель Пограничной службы.

    Деятельность пограничных органов направлена на охрану Государственной границы РФ, а также осуществление пропускного режима через нее. Это обеспечивается проведением следующих мероприятий:

    Воспрепятствование противоправному прохождению Государственной границы на местности;

    Осуществление контроля за соблюдением имеющих разре­шительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу: проведение войсковой, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной, режимно-пропускной и военно-технической деятельности;

    Осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению пограничных органов, которые в пределах компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

    Проведение дознания по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

    Осуществление профилактики правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

    Участие в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

    Проведение пограничных поисков и операций;

    Осуществление контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (следующих транзитом по территории Российском Федерации), их идентификации с документами, удостоверяющими личность, а также учетом в пунктах пропуска через Государственную границу (ст. 30 Закона о Государственной границе РФ).

    Другие органы безопасности.

    В составе органов федеральной службы безопасности имеются отдельные подразделения центрального подчинения, деятельность которых носит вспомогательный характер, поскольку направлена на обеспечение решения задач, поставленных как перед центральными, так и территориальными органами федеральной службы безопасности. К ним относятся авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности ФСБ России.

    Указанные органы безопасности выполняют следующие задачи авиационное сопровождение деятельности органов безопасности, обеспечение проведения разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных и иных мероприятий; проведение научных исследований; осуществление кадровой работы; медицинское обслуживание сотрудников; проведение экспертных исследовании изготовление и ремонт специальной техники и оборудования и т.п.

    Контроль за деятельностью органов ФСБ России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Надзор за исполнением законов органами ФСБ России осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.