17 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Министерство труда и социальной защиты прокомментировало декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества", сообщает БЕЛТА.

В комментарии, который размещен на сайте ведомства, отмечается, что декрет №3 принят в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Беларусь граждане обязаны принимать участие в финансировании госрасходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами в трудоспособном возрасте. За счет средств государственных дотаций из бюджета страны ежегодно обеспечивается финансирование систем здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи, объектов социальной инфраструктуры. Расходы на предоставление этих услуг компенсируются гражданами в виде уплаты различных налогов (например, подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения и др.). В настоящее время большинство граждан в трудоспособном возрасте исполняют данную конституционную обязанность посредством уплаты установленных налогов и сборов (пошлин) по доходам, получаемым ими от работы по найму, военной службы, от различных форм самозанятости.

Декретом №3 предусмотрена обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование государственных расходов для трудоспособных граждан, которые на протяжении соответствующего года не участвовали в финансировании госрасходов либо участвовали в таком финансировании менее 183 дней в году. Суммы сбора зачисляются в бюджеты базового уровня и бюджет Минска, что позволит увеличить ресурсную базу местных органов власти и направить дополнительные средства на решение актуальных задач.

Определены категории граждан, которые освобождаются от уплаты сбора за соответствующий налоговый период. Например, это лица пенсионного возраста; признанные инвалидами, недееспособными; граждане, которые фактически находились на территории республики менее 183 календарных дней; граждане, которые за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения, в том числе путем осуществления им зачета налогов, сборов (пошлин), пеней в счет уплаты указанных налогов и (или) проведения взаимозачета указанных налогов, подлежащих уплате гражданами, и денежных обязательств получателей бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов перед ними, в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода. В качестве уплаченного подоходного налога с физических лиц учитываются также суммы такого налога, на которые он был уменьшен в результате применения стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов. Плательщиками данных налогов являются все физические лица, осуществляющие трудовую, предпринимательскую и (или) иную деятельность.

В качестве участия граждан в финансировании государственных расходов предусмотрены не только периоды работы по трудовому договору (контракту), но и периоды самозанятости. К ним можно отнести выполнение работ по гражданско-правовым договорам, осуществление предпринимательской, ремесленной деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление таких видов деятельности, как репетиторство, услуги по чистке и уборке жилых помещений, уход за взрослыми и детьми, услуги, выполняемые домашними работниками, а также некоторые другие виды деятельности.

Определены и периоды, которые учитываются как участие граждан в финансировании государственных расходов, когда гражданин не занимался никакими видами деятельности по уважительным причинам. Например, периоды получения государственных пенсий и пособий (за исключением пособий, носящих единовременный характер), временной нетрудоспособности (подтверждается листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности), зарегистрированной безработицы. Эти периоды суммируются, если они не совпадают по времени. В случае совпадения по времени периодов, учитывается только один из них.

В комментарии дается разъяснение порядка взимания сбора за 2015 год.

Так, размер сбора за налоговый период составляет 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января 2015 года (Br18). При уплате налогов в размере менее 20 БВ подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.

Причем подлежащая уплате сумма сбора могла быть уменьшена на 10% в случае самостоятельного представления плательщиком сбора в налоговый орган с 1 августа 2015 года по 31 мая 2016 года уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году.

Тем гражданам, которые не уплатили сбор за налоговый период 2015 года самостоятельно, налоговым органом до 20 января 2017 года вручены извещения на уплату сбора не позднее 20 февраля 2017 года. Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении сумм сбора в соответствии с нормами декрета №3. Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Что касается декрета от 12 января 2017 года №1, то он был разработан во исполнение поручений Президента, данных 29 апреля 2015 года при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Органами государственного управления проведен мониторинг обращений граждан, юридических лиц, их предложений, а также предложений депутатов Палаты представителей Национального собрания. На основании этого, а также в связи с принятием новых актов законодательства сформированы предложения по изменениям и дополнениям в декрет №3.

Большинство норм декрета №1 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 года. Например, это нормы, которые вводят новые периоды участия граждан в финансировании госрасходов, а также нормы, касающиеся зачета (взаимозачета) налогов, уплаченных гражданами, учета стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов при уплате подоходного налога с физических лиц и др.

Периоды участия в финансировании государственных расходов дополнены новыми периодами, в течение которых гражданин проходил альтернативную службу (с 1 июля 2016 года); находился в списочном составе национальной или сборной команды Беларуси по видам спорта; к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании госрасходов. Также исключены дополнительные условия, касающиеся уплаты налогов за осуществление предпринимательской деятельности (в целях соблюдения единого подхода по признанию участвующими в финансировании государственных расходов граждан, осуществляющих трудовую и иную деятельность); касающиеся срока уплаты сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма (факт и период осуществления этой деятельности подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом, что и является достаточным условием).

В связи с принятием указа от 11 апреля 2016 года №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения" внесены изменения редакционного характера в норму об освобождении от уплаты сбора на финансирование государственных расходов граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста и старше.

Нормы, которые распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2017 года, дополнены определенными условиями.

Так, в соответствии с новой редакцией закона "О занятости населения Республики Беларусь" дополнены требования к периоду, когда гражданин, зарегистрированный в качестве безработного, признается участвующим в финансировании государственных расходов. Безработные должны выполнять свои обязанности - формально не отказываться от предложенной работы, обращаться к нанимателям в установленный срок, участвовать в оплачиваемых общественных работах, качественно осваивать содержание образовательной программы обучающих курсов и др.

Период воспитания одним из родителей ребенка в возрасте до 7 лет дополнен условием, что в этот период ребенок в возрасте с 3 до 7 лет не получает дошкольное образование, предусмотренное Кодексом об образовании Республики Беларусь. Данное условие не коснулось родителей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей.

Следует особо отметить, что в декрете №1 учтено предложение депутатов Палаты представителей - в декрет №3 добавлена норма, которая распространяет действие на отношения с 1 января 2015 года. Речь идет о предоставлении местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам права освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под такой ситуацией понимается объективное обстоятельство (или их совокупность), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей. Только рассмотрение на местах каждого конкретного случая позволит учесть все множество возможных ситуаций, когда гражданина следует освободить от уплаты сбора без учета его имущественного положения, резюмировали в Минтруда и соцзащиты.-0-


С рок уплаты сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год, введенного декретом президента Республики Беларусь №3 «О предупреждении социального иждивенчества» в Беларуси истек 20 февраля 2017 года. В простонародье данный «сбор» получил название «налог на тунеядство» и вызвал, мягко говоря, неоднозначную реакцию населения страны.

Д ействительно, у этого нормативного акта есть ряд весьма сомнительных сторон, как с точки зрения права, так и с позиций политической и экономической целесообразности. Планируя вышеуказанный декрет, белорусские чиновники, похоже, «забыли про овраги».

Вроде бы как здравая идея социальной справедливости, желание вывести из тени серые доходы, заложенные в основу идеи декрета, должны были прийтись по душе абсолютному большинству населения, за исключением асоциальных лиц без определенного рода занятий, а также участников сомнительных схем.

Тем не менее этого не произошло, так как итоговый документ, а тем более его исполнение, оказались достаточно далеки от первоначального замысла.

Неоднозначные положения декрета №3

Ф актически декрет планировался «в пользу бедных», однако коллизии и откровенные «ляпы», изначально допущенные в тексте документа, привели к тому, что его жертвами как раз таки и стали многие малоимущие.

Классический пример: от уплаты сбора освобождаются жители сельских населенных пунктов или поселков городского типа, которые ведут личное подсобное хозяйство,

а как же быть с жителями многих районных центров Беларуси, где частный сектор — это та же деревня, и подсобное хозяйство зачастую единственный источник дохода для семьи?

Еще один момент: в первоначальной редакции декрета, в случае если семья воспитывает ребенка в возрасте до семи лет, от уплаты сбора освобождался один из родителей, за исключением случаев, когда малолетний находится в учреждении образования с круглосуточным режимом пребывания.

Однако с 1 января 2017 года в текст внесены изменения, и родители детей от 3 до 7 лет не подпадают под действие декрета — только при условии, что их ребенок воспитывается в семье, то есть не получает дошкольное образование.

Нужно признать, что качественное воспитание одного ребенка, даже посещающего детский сад, это достаточно тяжелый труд, нередко просто исключающий возможность трудоустройства, не говоря уже о том, что иногда в семье одновременно воспитываются двое малолетних детей.

В этом случае хорошо, что разработчики декрета додумались включить в список «освобожденных» одного из родителей детей-инвалидов, а также лиц, воспитывающих троих и более несовершеннолетних.

К роме вышеперечисленных проблемных вопросов головной болью для руководства страны стали многочисленные «перегибы на местах», возникшие на стадии исполнения декрета.

Извещения о необходимости уплатить сбор направлялись людям, сокращенным с государственных предприятий, умершим, однако по халатности чиновников числящимся в списках, тем, кто многие годы находится за границей, и даже сотрудникам силовых структур, не проходящим по учетам ФСЗН.

С учетом размаха деятельности по выявлению «иждивенцев» оказалось, что таковых у нас в стране 470 тысяч, что само по себе выглядит сомнительным и явно нуждается в корректировке.

Недаром практически все граждане, побывавшие на выездных приемах сотрудников Администрации президента, выходили от чиновников с решением об освобождении от уплаты сбора.

Декрет до Майдана не доведёт

Е стественно, столь неразборчивое внедрение спорной нормы, фактически затронувшей каждого 20-го жителя страны, не добавило политических очков действующей власти.

Ведь достаточно просто спрогнозировать реакцию жителя маленького городка, где с работой не так уж и просто, если ему еще и предлагают ежегодно уплачивать 360 рублей родному государству.

На этом фоне вновь взбодрилась радикальная оппозиция, состояние которой в последние годы можно было охарактеризовать словами «пациент скорее мертв, чем жив».

При этом козыри в руки радикалам попали «откуда не ждали», и только традиционная организационная слабость и несовместимость националистических идей с белорусским менталитетом не позволила отечественным «сьвядомым» организовать действительно серьезные акции протеста.

Тем не менее, нужно констатировать, что все силы, стремящиеся к дестабилизации ситуации в нашей стране, действительно обрадовались и восприняли декрет №3 как подарок свыше.

Недаром некоторые ресурсы, включая «флагманов» белорусского интернета, столь рьяно взялись освещать «протесты», явно завышая количество участников акций и их влияние на общую ситуацию.

При этом и ежу понятно, что никакого Майдана под бело-красно-белым флагом в Беларуси не будет, то есть «оставь надежду всяк сюда входящий». Попытки оседлать социальную повестку неоднократно предпринимались отечественными оппозиционерами, однако по итогу, по ряду причин, основные из которых изложены выше, получался «пшик».

Декрет необходимо серьезно пересмотреть не под угрозой атаки сбитых летчиков оппозиционной эскадрильи, а потому, что его дальнейшее применение в нынешнем виде подрывает авторитет белорусского государства в глазах граждан.

Вспомним строки государственного гимна про то, как мы «шчыра сябруем, сілы гартуем, мы ў працавітай, вольнай сям"і» , а разве может быть «у працавітай сям"і » 470 тысяч иждивенцев? Ответ очевиден — нет.

Е стественно, отменять недавно принятое решение не имеет смысла, тем более что в самой идее декрета есть рациональное зерно.

Из всех предложений по судьбе этого документа наиболее приемлемым видится идея партии ЛДП о приостановке его исполнения и создании соответствующей комиссии, однако думается, что даже такое решение не является оптимальным.

Дело в том, что в этой связи возникнет очередная коллизия, так как 51,6 тысячи граждан уже уплатили данный сбор.

Адекватной мерой видится не отмена либо консервация декрета, а максимально оперативное внесение изменений, которые позволят в разы сократить перечень «тунеядцев», исключить из него добропорядочных граждан.

Кроме того, с чиновниками местных исполнительных органов власти и налоговых служб необходимо провести цикл образовательных семинаров, как по применению декрета, так и по работе с людьми, ибо в основном именно формализм и чванство на местах являются первопричиной протестных настроений.

По прошествии определенного времени необходимо вдумчиво проанализировать результаты реализации декрета.

Так как, возможно, расходы по организации деятельности, направленной на выявление «иждивенцев», принуждение их к уплате сбора значительно превысят доходы от самого налога, которые даже сейчас, когда количество «тунеядцев» явно преувеличено, в идеальном случае 100% оплаты составят около 84 миллионов долларов США — что по государственным меркам совсем немного.

МИНСК, 3 авг — Sputnik. Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что отменять декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" в стране не планируется, и поручил до 1 октября представить ему проект обновленного документа.

В четверг на совещании о демографической политике и занятости населения президент подчеркнул, что декрет направлен на те 300 тысяч граждан, которые должны работать, но официально нигде не трудятся и не платят налогов государству.

"Общество должно знать, что никакой отмены декрета №3 быть не может. Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тысяч мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тысяч где?" — задал вопрос президент. Его слова приводит пресс-служба главы государства.

Он подчеркнул, что именно этих людей надо "заставить работать". "Вот и вся идеология. Скрывать здесь от народа ничего не надо", — добавил Лукашенко.

Обновленный проект декрета — до 1 октября

Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" был принят в апреле 2015 года и распространил свое действие на все отношения с 1 января того года. По нормам декрета, граждане, не участвующие в финансировании госрасходов в течение более 183 дней в году, признавались плательщиками сбора в размере 20 базовых величин. От уплаты сбора был освобожден ряд категорий граждан. В марте 2017 года в Беларуси прошли массовые выступления против декрета, которые, в том числе, были огранизованы и белорусской оппозицией. После этого власти пообещали, что перечень категорий граждан, которые могут быть дополнительно освобождены от уплаты сбора, будет пересмотрен. Тогда же было принято решение о том, что действие декрета будет приостановлено: лица, которые трудоустроились в 2017 году, освобождаются от уплаты сбора за 2015-2016 годы, если в это время они официально нигде не работали.

Во время совещания президент заявил, что к 1 октября ждет от заинтересованных министерств и ведомств обновленного проекта декрета.

"Как мне доложили, уже завершена подготовка новой редакции декрета №3. Я хотел бы обстоятельного доклада на эту тему. К первому октября мы должны иметь этот документ", — сказал президент.

Лукашенко заметил, что о своих предпочтениях и концептуальных мыслях на эту тему он уже неоднократно высказывался.

"Еще раз повторюсь: местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на местах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения данной проблемы. Вот, что мы должны сделать и прописать в новой редакции декрета", — сказал глава государства.

Он выразил надежду, что, кроме правительства этим вопросом серьезно займутся депутаты. "Это их хлеб. Устраняться от этой проблемы депутату нельзя", — сказал он.

Кто хочет работать, должен иметь такую возможность

Президент подчеркнул, что государство обязано предоставить гражданам, которые желают трудиться, возможность зарабатывать себе на жизнь и платить налоги. По его словам, власть должна оказать помощь всем, кто в этом нуждается, в том числе заниматься переобучением безработных на востребованные на рынке труда специальности и содействовать им в организации своего дела.

"На эту тему слишком много рассуждений в нашем обществе. Поэтому я хотел бы расставить все точки над "i" — кому-то понравится это, кому-то нет. Еще раз подчеркиваю: каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет. И не надо вокруг этого нагнетать какие-то витиеватые процессы и страдать, что нам вот надо кого-то переучивать, потому что многие хотят работать, но не работают. Те, кто хочет работать, у нас работают", — констатировал Лукашенко.

"Вот этих господ надо заставить. Они не хотят работать. Пока только разговоры о желании работать. Поэтому больше всего надо акцентировать внимание на тех, кто сегодня не работает и работать не хочет, но должен", — убежден глава государства. Лукашенко также напомнил, что к октябрю необходимо подготовить и ряд других принципиальных документов, в том числе по развитию предпринимательской инициативы и облегчению условий ведения бизнеса.

Не работаешь — плати за госуслуги

По итогам совещания у президента министр труда и социальной защиты Ирина Костевич рассказала журналистам, что реализацией норм обновленного декрета №3 будут заниматься местные органы власти.

"Декрет №3 не отменяется, при этом правительство предлагает новые подходы по стимулированию занятости населения. Акцент делается на органах исполнительной власти на местах. Прежде всего, они работают с трудоспособными гражданами в плане активизации стимулирования и содействия занятости. Всем, кто хочет и может работать, органы исполнительной власти должны предоставить эту возможность и оказать содействие в трудоустройстве", — сказала Костевич.

Тем, кто не участвует в финансировании госраходов, предлагается платить за оказание государственных услуг, такие предложения внесло белорусское правительство.

Министр пояснила, что речь идет об оплате услуг, которые сегодня субсидируются из государственного бюджета. Перечень будет определять правительство, в настоящее время оно работает в этом направлении.

Костевич подчеркнула, что к разработке этого перечня услуг подключатся и местные органы власти. Возможно, они конкретизируют общий перечень, предложенный правительством, для своих регионов.

На ID-карту запишут все, чем занимается гражданин

Костевич также рассказала, что для реализации такого подхода к стимулированию занятости населения будут создаваться базы данных с информацией о роде деятельности каждого гражданина.

"Вы знаете, что к концу 2018 года стоит задача создать Белорусскую интегрированную сервисно-расчетную систему — ID-карту. Получение этой ID-карты и сопряжение через общегосударственную автоматизированную информационную систему на ведомственные базы данных позволит увидеть человека: работает он сегодня или нет. Если не работает, то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги", — пояснила она. Президент поддержал возможность рассмотрения такой концепции декрета, однако поручил доработать новую редакцию документа.

Глава государства подчеркнул, что реализация его норм должна уйти из центра на места — в компетенцию местных органов власти.

Лукашенко также поставил задачу как можно быстрее разработать в Беларуси интегрированную сервисно-расчетную систему, поскольку она будет задействована в различных сферах жизни общества.

Кроме того, было обращено внимание, что в новой редакции декрета необходимо сохранить норму, в соответствии с которой положения документа не будут распространяться на граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На совещании поднимались также темы декларирования доходов и имущества, уклонения от неуплаты налогов. Принято решение уделить им большее внимание.

Ни в одной стране мира нет практики принуждения гражданина к труду через обязательство уплаты особого налога (платежа). Ни в одной стране мира нет понятия «социальное иждивенчество» только на одном основании – уплата или неуплата определённой суммы подоходного налога и/или налога в пенсионный фонд.

Действительно, феномен «социальное иждивенчество», имеет место как в развитых, так и в развивающихся странах. С одной стороны он описывает людей, которые по разным причинам, не зависящим от действий и поведения самих людей, оказались получателями государственной помощи в денежной или материальной форме. С другой стороны иждивенчество имеет место при плохой системе организации социальной поддержки, когда дотациями, субсидиями, преференциями, льготами и привилегиями пользуются люди вне зоны бедности и материального неблагополучия.

При принятии актов законодательства о социальном иждивенчестве необходимо определиться в сути и содержании этого социально-экономического феномена. Ни в тексте Декрета № 3, ни в других актах законодательства не даётся чёткое, правовое определение понятия «социальное иждивенчество», не описаны меры по его предупреждению. Поэтому способы, методы и механизмы достижения этой цели вызывают разночтения и противоречивые толкования. Это, в свою очередь, снижает качество государственного управления, подрывает доверие к государству, создаёт завышенные ожидания и искажает систему мотивации как населения, как и государственных служащих.

Для сравнения в 2010г. таких домашних хозяйств было 40,1%. В региональном разрезе в 2016г. о наличии льгот и выплат сообщили 31,8% жителей Минска, 29,4% жителей Брестской области, 28,9% Минской и 49,3% Гомельской. Если факт получения денежной, материальной помощи или льгот считать признаком социального иждивенчества, зависимости от государственной поддержки, то данное явление носит широко распространённый характер. Так льготы по питанию получают 6,3% домашних хозяйств (~600 тысяч человек), на услуги общественного транспорта – 14,8% (~1,4 млн. человек), жилищно-коммунальные услуги 3,4% (~320 тысяч человек), санаторно-курортного лечения 6,1% (~580 тысяч человек), по лекарствам 12,5% (~ 1,2 млн. человек), по услугам содержания детей в дошкольных учреждениях 2,3% (~218 тысяч человек), другие льготы – 1,6% (~ 150 тысяч).

Таким образом, если для определения субъекта «социальный иждивенец» использовать только критерий «получение государственной поддержки в денежной и натуральной форме», то получается, что более трёх миллионов граждан страны являются таковыми. Очевидно, необходимо применять другие критерии, в том числе связанные с объёмом налогов и других платежей, которые каждый гражданин выплачивает в процессе жизнедеятельности. Чистым социальным иждивенцем может считаться тот, у кого в балансе «выплаты государству во всех видах и формах» оказываются ниже объёма всех видов государственной помощи (в натуральном, денежном выражении, льготы, преференции, субсидии). Причём здесь важен не групповой, а персонифицированный учёт. Чтобы определить число чистых социальных иждивенцев (net social beneficiaries), необходимо, во-первых, оценить размер вклада (платежей) гражданина в бюджет страны во всех формах, во-вторых, оценить объём государственной помощи во всех видах, которую он получает, в-третьих, оценить вклад гражданина в формирование нематериальных активов страны с одной стороны, а также объём пользы (выгоды, ценности), которую получает гражданин от нематериальных активов Республики Беларуси в виде странового бренда, репутации, отношения со стороны инвесторов и кредиторов.

В 2016г. средняя стоимость всех льгот и выплат в расчет на одно домашнее хозяйство, сообщившее о наличии льгот и выплат, составило BYN124,8 в месяц. (~$68,8), что в годовом выражении даёт нам чуть больше одного миллиарда долларов ($1032 млн.).

Согласно бюджетной классификации объём социальных выплат в Беларуси в 2016г. составил 13,6% ВВП (BYN12840 млн.) Это 21,9% денежных доходов населения. В данный показатель кроме пособий и стипендий входят также пенсии. Такая классификация скрывает различную природу собственно государственной поддержки (по её наличию можно классифицировать социальное иждивенчество) и пенсий, как страховых выплат, на которые граждане делали взносы всю жизнь.

Получение пенсии не является признаком иждивенчества. Пенсия – это страховая выплата не за счёт трансферта ресурсов от налогоплательщиков, а за счет платежей самого человека в течение всей жизни. Пенсии по инвалидности, потере кормильца и по другим основаниям, не связанным с трудовой деятельностью, являются составной частью гуманитарной политики государства и не предполагают их получение с финансовым вкладом реципиентов в бюджет.

Адресная социальная помощь в Беларуси в 2016г. составила BYN72,41 млн., в том числе BYN54,3 в денежной форме и BYN18,14 – в натуральной форме. Её получателями стали 290441 человек. Чтобы определить, являются ли они иждивенцы, надо провести точную оценку вклада этих людей в материальные и нематериальные активы государства, а также оценить, являются ли они реципиентами государственной помощи в рамках гуманитарной политики предотвращения бедности.

  1. Уплата гражданами налогов и других обязательных платежей

Статья 56 Конституции Республики Беларусь гласит: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей ». Ни в этой статье Конституции, ни в другом акте законодательства не сказано, что участие в финансировании государственных расходов осуществляется исключительно посредством уплаты подоходного налога на физические лица или налогов (взносов) в Фонд социальной защиты населения.

Азбучная истина экономики заключается в том, что все налоги платят потребители, когда приобретают товары и услуги. Налоги делятся на прямые и косвенные, но все они входят в структуру цены. Потребители товаров и услуг, в том числе розничных, финансируют государственные расходы, покупая товары и услуги вне зависимости от страны их происхождения. Коммерческие организации лишь формально выступают плательщиками налогов, которые де-факто платят конечные потребители.

В 2016г. 83,6% доходов консолидированного бюджета была сформирована за счет налоговых поступлений. Они составили BYN23852,3 млн. Поступления по подоходному налогу с физических лиц составили BYN3937,9 млн., налоги на прибыль – BYN2325 млн., налоги на собственность – BYN1592,3 млн. (земельный налог – BYN616,4 млн., налог на недвижимость – BYN946 млн.), НДС – BYN8235 млн., акцизы – BYN2185,6.

Сбор на проезд иностранного автомобильного транспорта в 2016г. составили BYN12,6 млн., экологический налог – BYN137,6 млн., налог на добычу (изъятие) природных ресурсов – BYN478,6 млн. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности составили BYN3431,8 млн., в том числе ввозные таможенные пошлины BYN958,9млн., вывозные таможенные пошлины BYN2408,4млн., вывозные пошлины при экспорте нефтепродуктов BYN1102,3 млн., при экспорте калийных удобрений – BYN1065,2 млн.

Поскольку недра Беларуси, инфраструктура принадлежат обществу, т. е. всем гражданам Беларуси, то данные поступления в бюджет также необходимо рассматривать, как участие граждан в финансирование государственных расходов, поскольку от их имени действуют народные представители – депутаты разных уровней, а также правительство. Они утверждают бюджет и набор инструментов по его финансированию.

Согласно опросу домашних хозяйств, проводимого Национальным статистическим комитетом, в 2016г. денежные расходы в расчёте на одно домашнее хозяйство (~3,8 млн. домашних хозяйств в Беларуси) составили BYN906,3. Из них потребительские расходы составили BYN677,7 или по среднегодовому курсу $340,8. Получается, что домашние хозяйства Беларуси в 2016г. приобрели потребительских товаров и услуг на ~$15,54 млрд.

В структуре цены потребительских товаров налоги составляют от 30 до 60%. Принимая во внимание структуру потребительских расходов (продукты питания – 39%, алкогольные напитки, табачные изделия – 3,3%, одежда, обувь – 7,9%, предметы домашнего обихода – 6%, транспорт – 9,2%, связь – 5,4%), в 2016г. оценочно население заплатило косвенных налогов посредством покупки товаров и услуг на сумму ~$6,5 млрд. или по ~$1710 на домашнее хозяйство в год или ~$142 в месяц. Чем больше гражданин страны покупает товаров и услуг, тем больший вклад в финансирование государственных расходов он оказывает.

Опрос домашних хозяйств Беларуси в 2016г. показывает, что сами семьи декларируют уплату налогов и взносов в объёме BYN33,8 в месяц (~$17). Таким образом, объём налогов, уплачиваемых гражданами посредством покупок товаров и услуг в 8,3 раза больше, чем объём прямых налогов, уплачиваемых населением. Если совершить ошибочное допущение, что граждане участвуют в финансировании государственных расходов только посредством уплаты подоходного налога, то можно принять ложные меры по принуждению гражданина к участию в финансировании государственных расходов. Декрет № 3 основан на этом ошибочном допущении.

  1. Расходы государства

Основная претензия авторов Декрета № 3 касается неучастия отдельных граждан в финансировании расходов государства, прежде всего, в сфере здравоохранения. Данные по потребительским расходам домашних хозяйств наглядно демонстрируют ошибочность такой претензии.

С точки зрения авторов Декрета логично было бы привести доказательства того, что система здравоохранения испытывает дополнительное отягощение в связи с услугами, оказываемыми населению на безвозмездной основе. Причём не всему населению, а тем, кого авторы декрета считают социальными иждивенцами.

В 2015г. расходы консолидированного бюджета на здравоохранение составили BYN3498 млн. (4% ВВП) или ~$2272 млн. В 2016г. они составили BYN3954 млн. (4,2% ВВП) или ~$2 млрд.. На 2017г. они запланированы на уровне BYN4,44 млрд. (4,06% ВВП) Вот как выглядит динамика расходов на здравоохранение и физическую культуру на душу населения в период 2011-2015гг. в $-долларовом эквиваленте : в 2011г. они составили $185, в 2012г. - $244, в 2013г. - $290, в 2014г. - $301, в 2015г. - $226. В эту сумму входят все затраты, в том числе на содержание медицинской инфраструктуры, оплату врачей и медицинского персонала, закупку лекарств и оборудования, транспортные расходы, содержание зданий и сооружений. В эту сумму входят также медицинские услуги, которые обязано оказывать гражданам бесплатно: экстренная медицинская помощь, помощь инвалида, определённым категориям больных. Это гораздо более узкая группа граждан, чем всё население страны, которому, согласно статье 45 Конституции «гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения» . Ни в этой статье, ни в одном другом акте законодательства не указывается на некие условия, которые должен выполнить гражданин Беларуси для получения права получать бесплатное лечение в государственных учреждениях.

Оценочно очищенная сумма, выделяемая ежегодно из бюджета на одного гражданина страны, составляет $100 – 130. Ни официально опубликованная бюджетная статистика Министерства финансов, ни статистические сборники, публикуемые Министерством здравоохранения, Государственным учреждением «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» не содержат информации, которая бы указала на увеличение расходов государственной системы здравоохранения, связанной с обслуживанием так называемых социальных иждивенцев. Без анализа потребления человека, персонификации учёта оказываемых медицинскими учреждениями и организациями услуг предположения о том, что какие-то граждане являются чистыми потребителями данных услуг без их участия в финансировании государственных расходов, научной основы не имеют.

Начальное и среднее образование в Беларуси предоставляется гражданам бесплатно. Статья 49 Конституции Республики Беларусь гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования...». Поэтому нет оснований рассматривать государственные расходы в этой сфере в контексте выполнения гражданами неких предварительных условий, в том числе уплаты подоходного налога.

Нет основания считать затраты государства на обеспечение безопасности жизни, здоровья, общественного порядка основанием для дополнительных налогов или обязательных платежей граждан. Такие услуги государства должны быть доступны каждому гражданину по определению, ибо для этого и создаётся государства, как орган, обладающий монопольным правом на инициацию насилия. Установление неких дополнительных условий для получения услуг государства по защите жизни, здоровья, собственности граждан является грубейшим нарушением теории и практики построения правового государства.

  1. Три новых режима оказания социальных, образовательных и медицинских услуг

Оптимизация государственных расходов, обеспечение адресности и справедливости при распределении денег налогоплательщиков требует изменения порядка финансирования расходов на здравоохранение, образование и адресную социальную поддержку. Персонификация оказания этих услуг предполагает следующее:

1) переход в режим адресной денежной социальной поддержки;

2) переход в режим финансирования начального и среднего образования посредством образовательных ваучеров, т. е. реализация принципа «бюджетные деньги следуют за учеником». Ваучер – это выраженное в денежном выражении обязательство государства полностью или частично оплатить определенный объем образовательных услуг. Это форма контракта гражданина с государством, которое гарантирует ему право покупки начального и среднего образования в условиях конкуренции образовательных учреждений при перечислении бюджетных средств на счёт выбранной гражданином школы.

3) переход в режим страховой медицины посредством открытия каждым гражданином страхового медицинского накопительного счёта.

Принятие актов законодательства, которые обеспечивают функционирование трёх новых режимов, позволило бы в полной мере выполнить цели, указанные в Декрете № 3 с несравненно меньшими транзакционными издержками, большей эффективностью и при общественной поддержке. Речь идёт о предупреждении социального иждивенчества и обеспечении участия граждан в финансировании государственных расходов. Таким образом, альтернативой Декрету президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества» от 2.04.2015г. является принятие пакета документов, которые бы обеспечивали на практике функционирование трёх новых режимов.

Режим № 1. Адресная денежная социальная поддержка . Подготовлен проект закона «О государственных социальных гарантиях» . Данный режим исключает распыление государственной помощи, обеспечивает максимально полную и точную концентрацию ресурсов на тех, кто, действительно, в них нуждается. Он предполагает переход исключительно на денежную форму социальной поддержки граждан на основании установленных критериев.

Режим № 2. Ваучерная система финансирования начального и среднего образования. Создание такой системы предполагает реализацию следующих основных положений:

  • введение адресных, целевых образовательных ваучеров на каждого ученика;
  • разработка задания на оказание услуг по образовательному ваучеру (государственный заказ);
  • определение круга поставщиков образовательных услуг, которые получают право принимать ваучеры от родителей на обучение детей;
  • определение стоимости ваучера, т. е. суммы денег, которая стоит за каждым ваучером;
  • определение равных условий хозяйствования, доступа на рынок образовательных услуг для субъектов государственной и частной формы собственности;
  • определение единого порядка оценки знаний для выпускников всех средних образовательных учреждений;
  • описание механизмов реализации принципа автономии школ, их деполитизации и деидеологизации, порядка оказания ими платных услуг;
  • определение полномочий органа государственного управления, отвечающего за образование, механизмов его взаимодействия и производителями образовательных услуг.
  • определение форм и механизмов участия родителей, органов местного самоуправления и других граждан в деятельности начальных и средних школ.

Режим № 3. Персональные страховые медицинские счета. Переход в такой режим страховой медицины предполагает следующее:

  • открытие каждому гражданину Беларуси за счёт государства страхового накопительного медицинского счёта;
  • определение размера взноса, которое ежегодно делает государство на счёт каждого гражданина, а также размера взноса каждого гражданина на свой медицинский страховой счёт;
  • определение порядка использования денежных средств на страховом медицинском накопительном счёте, включая право передачи денег, накопленных на этом счёте по наследству;
  • определение требований к финансовым учреждениям, которые управляют страховыми медицинскими счетами граждан, в том числе режима инвестирования ресурсов на медицинских накопительных счетах граждан;
  • разработка и внедрение единой компьютерной базы, позволяющей учитывать доходы и расходы каждого гражданина на приобретение медицинских услуг;
  • определение режима открытой конкуренции производителей медицинских услуг, страховых организаций, производителей лекарств и фармацевтических препаратов;
  • определение режима оказания экстренной медицинской помощи, а также порядка финансирования медицинских услуг в случае превышения годового бюджета и дефицита денежных средств на счёте гражданина;
  • создание государственного гарантийного фонда финансирования медицинских услуг;
  • определение равных условий хозяйствования, доступа на рынок медицинских услуг для субъектов государственной и частной формы собственности;
  • определение порядка финансирования научных, специализированных медицинских учреждений, режима доступа к их услугам граждан.

Для оптимизации государственных расходов, снижения регуляторных и транзакционных издержек физических и юридических лиц, что направлено на достижение целей Декрета № 3, необходимо внести белорусское законодательство следующие изменения и дополнения:

  • определение «социальный иждивенец», как правовой и экономический статус, описать отношение государства к нему, формат и механизмы взаимодействия;
  • определение «корпоративный иждивенец», т. е. статус коммерческой организации, которая получает государственную поддержку (субсидии, дотации, льготы, особый режим доступа к системе государственных закупок) в объёме, превышающем размер уплачиваемых такой организацией налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • определение понятия «равенство условий хозяйствования», которое конкретизирует конституционную норму;
  • введение списка обязательных целевых количественных показателей для участников государственных инвестиционных программ, реципиентов разных видов государственной поддержки. Такими показателями являются: кэш флоу (выручка), динамика экспорта, доходность инвестиций, период окупаемости, производительность труда, оценка устойчивости коммерческого проекта после прекращения государственной поддержки;
  • установление индикаторов оценки эффективности государственных расходов по всем бюджетным статьям;
  • введение обязательной нормы публикации фамилий, имён и должностей авторов проектов актов законодательства; предоставление в открытом доступе аудита конфликта интересов в отношении актов законодательства.
  1. Стимулирование занятости, создание гибкого рынка труда

Одной из целей Декрета № 3 является стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности. Это стратегически важная задача, для решения которой требуется принятие комплекса мер. Программа «Миллион новых рабочих мест для Беларуси» является научно обоснованным документом, который интегрирует в себе лучший мировой опыт, учитывает особенности развития экономики и рынка труда Беларуси, а также предлагает инклюзивный способ ответить на вызов безработицы и занятости населения. Под инклюзивностью мы понимаем совместную работу правительства, бизнеса и общества по выработке консенсуса по проведению системных, структурных реформ, направленных на достижение быстрого, долгосрочного инклюзивного роста Беларуси, а также балансирующую интересы работодателей, создателей рабочих мест (коммерческие организации), работников и государства.

Стимулирование занятости, реинтеграция безработных в рынок труда, адаптация структуры занятости к меняющемуся спросу, предотвращение трудовой миграции и эмиграции молодёжи, предпринимательского и человеческого капитала, а также противодействие чрезвычайно сложным демографическим трендам будет осуществляться при принятии следующих мер в шести сферах.

Поддержка занятости, быстрая интеграция безработных в рынок труда, ликвидация «серой» занятости

  1. повышение пособия по безработице для временно безработных с ~$16 сегодня до $100 – 120 на период 2018 – 2022гг.
  2. оплата посредством ваучеров программ и тренингов, в результате которых безработный получает другую специальность или повышает свою квалификацию;
  3. выплата «подъемных» средств (единовременный платеж в сумме до $500) в случае переезда на работу в другой город;
  4. создание механизма предоставления бюджетной компенсации малому и среднему бизнесу за создание новых рабочих мест, а также за повышение квалификации работников, получение ими смежных специальностей;
  5. создание условий для мобильности рабочей силы, в том числе за счет строительства общежитий для рабочих и молодежи; создание рынка комнат в общежитиях и в арендном жилье;
  6. либерализация процедуры найма на работу: предоставление права нанимателю и наемному работнику самостоятельно определять режим, время и условия работы, а также порядок и формы оплаты труда;
  7. развитие системы добровольного страхования по временной нетрудоспособности;
  8. либерализация процедуры увольнения работников: предоставление права всем коммерческим организациям без согласований с органами власти оптимизировать занятость на своих предприятиях;
  9. создание благоприятных условий для самозанятости, т. е. для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Необходимо предусмотреть норму в налоговом законодательстве, предусматривающую для студентов ИП или юридических лиц, зарегистрированных молодыми людьми до 25 лет оплату ежегодного патента в размере $50 при полном освобождении от всех других налогов;
  10. включение в законодательство понятие «дополнительная индивидуальная работа». К этой категории относится предоставление услуг по содержанию дома (уборка, ремонт, приготовление пищи), бейби ситтинг, образовательные услуги, мелкий ремонт и другие услуги. Предполагается регистрация на сайте органа госуправления физического лица, который планирует оказывать дополнительные индивидуальные услуги, оплату им патента в сумме эквивалентной $40 в год. Эти деньги учитываются, как вклад в пенсионный фонд и на медицинское страхование. Физическое лицо может получить патент на выполнение дополнительной работы в случае, если его ежемесячный доход не превышает в эквиваленте $200. В случае получения пенсионерами такого статуса они получают пенсию в полном объёме.
  11. отмена Единой тарифной сетки (ЕТС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) для всех организационно-правовых форм частного бизнеса;
  12. законодательно оформление статуса ученика, подмастерья, стажера для облегченной процедуры найма на работу и увольнения учеников старших классов и молодежи до 25 лет;
  13. ликвидация практики «трудовой книжки», как инструмента контроля и давления на наемного работника. Вопрос учета трудовой деятельности, выплаты социальных налогов и отчислений в пенсионный фонд решается через систему пенсионного страхования;
  14. введение нормы, когда наниматель и наемный рабочий в индивидуальном контракте вправе самостоятельно определять размер выходного пособия;
  15. ликвидация текущего режима регистрации, которая де-факто является переименованной пропиской;
  16. отмена принудительного распределения выпускников вузов.

Создание благоприятного делового и инвестиционного климата

Интеграция в законодательство предложений и рекомендаций бизнес и экспертного сообщества, изложенных в Национальной платформе бизнеса Беларуси является эффективным способом выполнения цели Декрета № 3 о стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности. Выделим основные предложения по созданию благоприятных условий для привлечения инвесторов, создания новых и реструктуризацию имеющихся производств товаров и услуг:

  1. в рамках корректировки существующей налоговой системы введение единой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 15%;
  2. в рамках корректировки существующей налоговой системы снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы, с 34% фонда оплаты труда до 15%;
  3. С 2019 года поведение глубокой налоговой реформы. Её основные положения, налоги, ставки и администрирование описаны в работе Аналитического центра «Стратегия» «Налоговая система как фактор конкурентоспособности» .
  4. Унификация таможенных пошлин, введение единой ставки таможенной пошлины на все товары и услуги в размере 3%;
  5. введение патента на розничную торговлю бытовые услуги в сельской местности и малых городах;
  6. отмена ценового регулирования на все товары, услуги и работы, за исключением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, газ, общественный транспорт, а также услуги, предоставляемые государственными организациями в сфере здравоохранения и образования;
  7. исключение из всех нормативных правовых актов норм, предусматривающих конфискацию имущества у субъектов хозяйствования, не являющихся его собственником, если это имущество не находится у предприятия на правах хозяйственного ведения, пока в судебном порядке не будет установлено, что это имущество приобретено незаконным путем;
  8. ликвидация практики внесудебного применения ареста денежных средств на счетах и бесспорного списания их на основании предписаний государственных органов;
  9. отмена планов для государственных органов по сбору штрафов, количеству протоколов и объему конфискованных товаров;
  10. приведение штрафов за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствие с параметрами, характеризующими их тяжесть, а также учитывающими реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и должностных лиц;
  11. создание системы для обеспечения безусловного и быстрого исполнительного судопроизводства по взысканию долгов у субъектов хозяйствования, введение института частных судебных исполнителей;
  12. обеспечение в течение 2018-2019гг. продажи арендаторам арендованных у республиканских и местных органов власти помещений, зданий, сооружений и других объектов по остаточной стоимости, если они арендуют их более 3 лет. В случае отказа арендаторов от приобретения арендуемых ими объектов, они продаются через открытый аукцион по цене, которая сложится на день его проведения;
  13. активизация процессов реструктуризации и приватизации государственных предприятий с приоритетным участием в ней отечественных субъектов хозяйствования;
  14. ускорение процесса приватизации низкорентабельных и убыточных предприятий, как имущественных комплексов, предусматривающего, в том числе, банкротство, передачу в доверительное управление, продажу с отсрочкой платежа, безвозмездную передачу, фиксацию права собственности на землю;
  15. внесение изменений в Закон о приватизации с целью четкого описания процедуры определения начальной цены приватизируемого объекта, порядок оповещения о проведении приватизации, состав участников, порядок проведения аукциона, выбора победителя, оплаты, передачи прав собственности, а также процедура опротестования результатов сделки. Народный характер приватизации будет обеспечен за счет поступлений 60% от каждой сделки в Пенсионный фонд. Эти ресурсы должны быть потрачены не на текущие выплаты, а на формирование источника финансирования пенсионных выплат в будущем. В дополнение до 10% акций приватизируемых предприятий будет безвозмездно передаваться работникам этих предприятий. При приватизации стратегически важных государственных предприятий до 15% акций будет передано в Пенсионный фонд для повышения его финансовой устойчивости и получения дополнительных источников ресурсов;
  16. устранение правовых и административных барьеров на пути создания полноценного рынка земли;
  17. ликвидация инновационных фондов и внебюджетных фондов, созданных местными органами власти;
  18. внесение в должностные обязанности каждого государственного служащего обязанности содействия развитию конкуренции, предоставления гражданам возможности получения полной информации об актах законодательства, планах органов государственного управления, программах, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов;
  19. отмена требования наличия обязательного ассортиментного перечня товаров для объектов розничной торговли и общественного питания;
  20. уменьшение ставки арендной платы за помещения, производственные площади, принадлежащие органам республиканской или местных властей, до уровня, не выше $5 за 1 м2, передача всех объектов недвижимости с балансов исполкомов в Агентство по управлению государственным имуществом;
  21. введение моратория на проведение всех видов проверок субъектов малого бизнеса до 01.01.2020г.;
  22. разработка для малых предприятий упрощенного порядка сертификации производимой продукции. Единственным сертифицируемым параметром должна быть безопасность продукции для потребителей;
  23. сохранение лицензирования, обязательной сертификации только в тех сферах, где существует непосредственная угроза жизни и здоровью человека.

Модернизация инфраструктуры

  1. присвоение статуса несеквестируемых статей бюджета расходам на развитие дорожной инфраструктуры. Реализация совместных проектов с Европейским союзом по модернизации автострад Каунас – Вильнюс – Минск – Киев - Одесса, Брест – Минск – Москва;
  2. проведение международного аудита затрат на производство электрической, тепловой энергии, газа, услуг общественного транспорта, водоснабжения, телефонных услуг, принятие плана перехода на бездотационный характер продажи данных товаров и услуг с учетом увеличения инвестиционной привлекательности к 2019 году;
  3. подписание и реализация Энергетической хартии Европейского союза, создание международных коммерческих организаций в сфере нефтепереработки, газового рынка и электроэнергетики;
  4. активное развитие малой энергетики, демонополизация внутреннего рынка электроэнергии, создание рынка генерации электроэнергии и равного доступа частным коммерческим организациям к энергетическим сетям;
  5. предоставление интернет провайдерам права без посредничества РУП «Белтелеком» покупать международный трафик на внешних рынках;
  6. ликвидация правовых барьеров для создания полноценной конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Развитие финансовой системы

  1. Обеспечение институциональной независимости Национального банка, переход в режим таргетирования инфляции, выход на среднегодовую инфляцию до 3% годовых;
  2. выход Нацбанка из состава учредителей всех коммерческих банков страны, передача пакетов акций НБРБ в управление Государственного комитета по имуществу с их последующей приватизацией;
  3. принятие мер по обеспечению устойчивой работы платежной системы в условиях отсутствия ограничений по текущему и капитальному счетам;
  4. свободное обращение криптовалют, создание правовой базы для перехода в режим мультивалютности;
  5. принятие законодательной базы для развития финансовых операций напрямую между кредиторами и заёмщиками через онлайн площадки, минуя банковские учреждения;
  6. принятие актов законодательства для создания полноценного рынка золота и иных драгоценных металлов;
  7. приватизация белорусских банков, внедрение в них международных стандартов безопасности;
  8. демонополизация рынка страховых услуг, ликвидация особого статуса «Белгосстраха», расширение услуг добровольного страхования;
  9. создание макроэкономических, правовых и административных условий для развития финансовых институтов, обеспечивающих стабильное функционирование страховой медицины, частной накопительной пенсионной системы;
  10. проведение амнистии капитала: предоставление гражданам Беларуси до 2021 года права ввести и легализовать в банках, зарегистрированных в Республике Беларусь, денежные средства с уплатой подоходного налога в размере 5% и без взимания штрафов. Ликвидация практики предоставление декларации о доходах при покупке недвижимости, акций приватизируемых предприятий, земли и других активов за исключением случаев, когда операции по покупке активов будут осуществлять государственные служащие, депутаты всех уровней и иные граждане, занимающие руководящие должности в коммерческих структурах, в которых государство владеет более 50% акций.
  11. Проведение амнистии граждан, которые были осуждены по статьям за экономические преступления в течение 15 лет, предшествующему началу амнистии.

Расширение рынков сбыта, экономическая интеграция со всеми соседями

  1. Адаптация законодательства, практик правоприменения для получения Беларусью от Европейского союза статуса страны с рыночной экономикой;
  2. внесение необходимых изменений в акты законодательства для приведения их в соответствие с нормами и стандартами ВТО. Принятие программы действий правительства по вступлению в ВТО к 2020 году;
  3. принятие необходимых изменений в законодательство для ликвидации барьеров на пути перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы в рамках интеграционных проектов с Россией, Казахстаном и другими странами ЕАЭС;
  4. легализация конкуренции стандартов качества товаров, введение нормы о признании действительными на территории Республики Беларусь сертификатов, выданных признанными в международной торговле органами сертификации других стран, без необходимости получения сертификата, выдаваемого органами сертификации Республики Беларусь;
  5. создание условий для временной (сезонной) легальной занятости граждан Беларуси за рубежом, в первую очередь, в странах ЕС, США и России;
  6. введение в одностороннем порядке безвизового режима перемещения граждан стран ЕС, формирование рабочей группы высокого уровня для проведения переговоров по обеспечению безвизового режима въезда граждан Беларуси в страны Шенгенской зоны;

Ориентация системы образования на экономику и рынок труда

  1. введение в Беларуси норм и стандартов образования в соответствии с Болонским процессом;
  2. введение в Беларуси проверки уровня и качества знаний школьников посредством тестирования по методологии PISA (Programme for International Student Assessment) - Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
  3. разработка концепции непрерывного профессионально-технического образования в стране на основе мирового опыта дуального образования. Определение структуры работодателей основными заказчиками в системах образования;
  4. предоставление коммерческим организациям права создавать профессиональные образовательные учреждения (организации) без лицензии, по уведомительному принципу, с правом самостоятельно определять условия обучения, программу, а также режим экспорта образовательных услуг;
  5. предоставление университетам широкой автономии с безвозмездной передачей им всех активов и земли, на которой расположены данные учебные заведения;
  6. снижение учебной нагрузки для учителей школ до 650 часов в год, предоставление учителям школ и преподавателям университетов каждого седьмого года работы академического, полностью оплачиваемого отпуска;
  7. обеспечение всех школ и вузов доступом к бесплатному широкополосному Интернету;
  8. обеспечение полной компьютеризации школ, переход на электронные учебники, широкое применение современных средств обучения, включая возможность обучения посредством интернета;
  9. ликвидация ВАКа, переход на стандарты Европейского Союза и США в области научной работы, присвоения учёных степеней;
  10. предоставление университетам права свободного выбора количества и формы вступительных экзаменов;
  11. полное покрытие государством затрат талантливой молодежи Беларуси в случае их самостоятельного поступления в лучшие университеты мира при условии трудоустройства в Беларуси в течение, как минимум, пяти лет после получения диплома.
  1. Результат реализации Пакета законодательных предложений

Полная реализация представленных предложений и рекомендаций предполагает принятие целого пакета новых законов, декретов и указов, а также внесение изменений во многие акты законодательства. Результаты их принятия будут следующие:

  • сокращение расходов государства на социальные и корпоративные программы, концентрация государственной поддержки на тех, кто в ней реально нуждается;
  • минимизация бюджетных и социальных издержек для преодоления кризисных явлений на рынке труда;
  • создание динамичного рынка труда;
  • выход из «серого» рынка труда значительной части занятого там населения;
  • увеличение прозрачности, подотчётности и индивидуальной ответственности граждан и коммерческих организаций в сфере трудовых отношений и политики доходов;
  • радикальное улучшение делового, инвестиционного климата;
  • создание оптимальных условий для итерации самых современных технологий в производство товаров и услуг в Беларуси;
  • создание современных институтов, условий работы производителям товаров и услуг, инвесторам, когда создавать новые рабочие места в Беларуси будет выгоднее, чем в соседних странах и конкурентах Беларуси на региональных и мировом рынках;
  • нейтрализация иждивенческих настроений среди населения, создание мощной системы стимулов к производительному труду;
  • увеличение качества государственных расходов, в том числе на образование и здравоохранение;
  • создание институтов, обеспечивающих быстрый (5 – 8% в год), долгосрочный (как минимум, 20 лет), инклюзивный (выгоду от экономического развития получают не только богатый номенклатурный, сырьевой бизнес, но и все стейкхолдеры системных трансформаций, включая работников предприятий, бюджетников и работодателей;
  • повышение уровня доверия к государству со стороны бизнеса и общества.

Цели Декрета: активизация деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам (к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь) в трудоустройстве, стимулирование занятости, проведение мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

В соответствии с п.1. Декрета одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов отныне считаются проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности.

Согласно п.3 для реализации Декрета:
— местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
— предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п.4 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Такая Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Особый интерес обоснованно вызывают следующие пункты Декрета №3 в новой редакции.

Так, согласно п.5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

Между тем, понятие «трудоспособных граждан, не занятых в экономике» в самом Декрете не определяется .

Можно предположить, что данный вопрос должен быть решен на уровне Совета Министров Беларуси.

Пунктом 6 Декрета вышеуказанным комиссиям предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам:
1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

При этом, до 1 апреля 2018 г. Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить примерное положение о комиссии, а также определить: услуги с возмещением затрат и условия их предоставления; порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат и внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по: ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений; совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В соответствии с п.2. Декрета №1 плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1, освобождены от уплаты этого сбора. Тем, кто успел оплатить указанный сбор деньги должны быть возвращены в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, нельзя говорить о том, что Декрет № 3 от 2 апреля 2015 г. полностью отменен. Он всего лишь модифицирован Декретом от 25 января 2018 г. № 1.

Что радует: Радует то, что власть слышит свой народ, видит свои ошибки и пытается их исправить. Доказательством чего является отмена сбора.

Что заставляет задуматься:

1) Как быть, когда совокупный доход отдельно взятой семьи, в которой один или несколько членов не работают по трудовому договору, превышает доход среднестатистической белорусской семьи, в которой все ее члены работают. К примеру, в первой семье работает муж и получает 4000р, по понятным причинам жена занимается домашним хозяйством. Во второй семье трудятся оба супруга, и получают «по 500» (в долларах «конечно»). Получается, что первая семья платит в два раза больше налогов, чем вторая (грубо говоря). По какой причине тогда первая семья должна, оплачивать услуги в большем размере, чем вторая? Где обещанная справедливость?

2) Искусственное вмешательство в какие-либо закономерные процессы зачастую приводит не только к положительным, но и ко многим отрицательным результатам. В данной ситуации в след за жесткими мерами от государства может последовать не только недовольство части населения, но искусственное увеличение количества рабочих мест. Представляется, что многие из них могут быть просто «фиктивными». А на что влияет появление на предприятии (организации) нового «ненужного» рабочего места. Безусловно, увеличивается размер налоговых отчислений в бюджет. А с другой стороны? Урезается заработная плата других работников и (или) все ложится на себестоимость продукции (товаров, услуг). В конечном итоге увеличивается цена конечного продукта. Кто при этом страдает? Где справедливость?

3) Никак не получается забыть про НДС. Ведь все граждане являются потребителями тех или иных товаров и (или) услуг, приобретая которые, оплачивают, в том числе НДС. Как можно говорить, что кто-то из них может быть не занят в экономике?

Вопросов много, ответов мало. Но, будем надеяться, что в скором времени вопросы будут сняты.

Скачать, почитать полный текст Декрета Президента Республики Беларусь 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где он 26.01.2018 был официально опубликован (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499). Ссылка http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1800001&p1=1