Обязанности, и работа в целом, водителя пожарной машины чрезвычайна важна для всей бригады. Ведь при пожаре от него зависит многое: быстрый приезд к месту возгорания, активация оборудования: специальных приборов, насосов.

Быстрота прибытия пожарников зависит от множества факторов:

  • дорожной ситуации;
  • доступности источников воды;
  • координации сотрудничества внутри коллектива;
  • опытности шофера.

Именно шофер, зачастую, должен иметь хорошую реакцию в критических ситуациях, уметь принимать решения быстро, знать короткие пути проезда по населенному пункту, источники воды с бесперебойной подачей.

Кто может устроиться водителем?

Чтобы начать карьеру на этой должности, следует обладать такими качествами, как:

  • быть совершеннолетним и дееспособным гражданином;
  • пройти медицинскую комиссию;
  • иметь первый или второй класс вождения;
  • иметь право вождения авто данного типа;
  • пройти специальное обучение.

Чтобы работать, водитель обязан получить группу допуска, поэтому они должны ежегодно подтверждать свою квалификацию: проходить экзамены по пожаробезопасности и инструктаж по технике безопасности. Кроме того, водители могут подвергнуться проверке или обучению (например, при смене оборудования или авто) без предупреждения в любое время.

Деятельность водителя регулируется такими нормативно-правовыми актами, как:

  • приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №156 от 31.03.2011 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»;
  • приказом МЧС РФ от №167 от 05.04.2011 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

Полные тексты законов можно скачать, и ознакомиться на любом юридическом портале.

Должностные обязанности водителя пожарного автомобиля

В соответствии с вышеперечисленным законодательством, можно назвать такие обязанности пожарного при заступлении на дежурство:

  • соблюдать приказы командира, начальника караула. Обращаться к вышестоящему начальству;
  • как можно быстрее приезжать на место тушения пожара;
  • хорошо ориентироваться в прикрепленном за участком районе поселения, обладать информацией о коротких дорожных путях, объездах, источниках бесперебойного водоснабжения;
  • уметь применять всю необходимую технику и аппаратуру;
  • исполнять обязанности дневального по гаражу по необходимости;
  • держать машину, во время смены, в состоянии готовности;
  • проверять техническую исправность автомобиля и остальной техники;
  • составлять необходимые отчеты, следить за охраной труда;
  • соблюдать правила пожарной безопасности и технику безопасности;
  • не забывать о высокой пожароопасности топлива;
  • следить за расходом огнетушащих средств;
  • соблюдать правила дорожного движения.

Обязанности водителя при пожаре:

  • правильно парковать автомобиль при пожаре в специально установленных местах;
  • безопасно выводить машину при сложной ситуации при тушении пожара, предусматривать такую возможность заранее;
  • следить за работой оборудования во время пожара;
  • следить за расходом веществ, необходимых для тушения. В случае их окончания, оповестить старшего начальника.

Должностная инструкция содержит не только ссылки на обязанности, но и на действия, которые запрещено производить пожарным:

  • передавать управление ТС посторонним, в том числе, и непосредственному начальству;
  • использовать устройства тушения огня, если не было произведено обучение по его использованию.

Работа водителем пожарного авто очень сложна, и подразумевает огромную ответственность. Она подходит только для физически сильных, быстро соображающих людей. Ведь от их действий зависит не только собственная жизнь и жизнь бригады, но и тех, кому в целом призвана помогать МЧС, то есть всех обычных граждан.

УТВЕРЖДАЮ

ИНСТРУКЦИЯ

Ø физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, коле­са, аккумулятора и т. п.);

Ø неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или тех­нического обслуживания под автомобилем).

1.11. Водитель должен знать о токсичности веществ, входящих в состав бензина, масел и др. и соблюдать правила личной гигиены: перед приемом пищи необходимо мыть руки с мылом.


1.12. Водителю следует помнить о высокой пожароопасности топлива и особое внимание уделять вопросам пожарной безопасности .

1.13. Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных произ­водственных факторов.

1.14. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требо­ваний другими работниками: курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.15. Водитель обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, пра­вила внутреннего трудового распорядка: следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным стучаям.

1.16. Водитель должен соблюдать установленный для него режим рабочего време­ни и времени отдыха: в случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отды­ха водитель обязан доложить о своем состоянии непосредственному руководителю и об­ратиться за медицинской помощью.

1.17. Водитель, при необходимости, должен уметь оказать первую доврачебную помощь, пользоваться медицинской аптечкой.

1.18. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности , а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном по­рядке.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом дежурства водитель должен пройти медицинский осмотр. Водитель, у которого уста­новлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических веществ к работе не допускается.

Ø не иметь подтеканий топлива, смазочных материалов, воды, пенообразователя и других жидкостей:

Ø двигатель должен безотказно и легко запускаться стартером и устойчиво рабо­тать на различных режимах;

Ø системы питания, зажигания, газораспределения, тормозов, смазки, охлаждения, управления автомобилем и насосом должны быть исправными и надежными в работе:

Ø развал, схождение передних колес и давление воздуха в шинах должны соответ­ствовать установленным нормам:

Ø свето-электрооборудование и все контрольные приборы должны быть ис­правными:

Ø крепления агрегатов автомобиля и пожарно-технического оборудования долж­ны быть исправными и надежными;

Ø свободный ход педалей, рычагов управления, а также рулевого колеса должен соответствовать норме.

2.5. Постановка в боевой расчет неисправного автомобиля или с неисправностями запрещено.

2.6. Если автомобиль исправен, следует проверить укомплекто­ванность ее запасным колесом, огнетушителем , медицинской аптечкой и буксировочным тросом: кроме того, автомобиль должен быть снабжен набором исправных инструментов и приспособлений, в том числе, домкратом, переносной лампой, насосом для накачивания шин, гаечными ключами; в автомобиле должны быть упорные колодки для подкладыва­ния под колеса (не менее 2 шт.).

2.7. Перед заступлением на дежурство водитель должен проверить наличие необходимых до­кументов, в том числе, удостоверения на право вождения автомобиля, а при необходимо­сти еще и талон на право работы на автомобиле.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Пожарные автомобили должны содержаться таким образом, чтобы проходы между ними не загромождались, а доступ к их дверям и отсекам был свободным.

3.2. В кабине и салоне пожарного автомобиля не должно быть каких-либо посто­ронних предметов.

3.3. При смене караула запуск двигателя автомобиля должен производиться после осмотра и приемки пожарного оборудования.

3.4. При работе двигателя выхлопные трубы должны быть соединены с газоотвод­ными каналами: после выключения двигателя гараж необходимо проветрить.

3.5. При запуске двигателя водителю следует проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом, поставлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положе­ние.

3.6. Начало движения пожарного автомобиля разрешается только после того, как двери кабины и салона боевого расчета будут закрыты, по команде начальника караула или командира отделения.

3.7. При выезде из гаража водитель должен подать предупредительный сигнал.

3.8. При следовании на пожар за безопасное движение пожарного автомобиля несет ответственность водитель, для которого обязательно выполнение всех статей Правил до­рожного движения.

3.9. Некоторые отступления от Правил дорожного движения разрешаются только при наличии на пожарном автомобиле специального звукового сигнала типа – «Сирена» и при условии обеспечения безопасности движения.

3.10. При транспортном режиме движения при следовании не на оперативное зада­ние пользоваться сиреной водителю запрещается.

3.11. Водитель должен знать о том, что составу боевого расчета запрешается во время движения пожарного автомобиля курить, высовываться из окон, стоять на поднож­ках, открывать двери.

3.12. Работники во время движения пожарного автомобиля обязан находиться на закрепленном за ним месте, держась за поручни (ремни).

3.13. Во время движения пожарного автомобиля водитель должен наблюдать за по­казаниями контрольных приборов.

3.14. Скорость движения автомобиля следует выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий.

3.15. Водитель должен выбирать интервал между движущимся автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить.

3.16. При маневрировании, перестраивании из рада в ряд, обгоне, водитель должен убедиться в полной безопасности маневра.

3.17. На крутых спусках сцепление и передача должны быть включены: во время длительного спуска не следует пользоваться прямой передачей.

3.18. С наступлением темноты водитель должен включить осветительные приборы: на неосвещенных участках дороги - дальний или ближний свет фар, а на освещенных - ближний свет фар и (или) габаритные огни.

3.19. Для того чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей, дальний свет фар следует переключать на ближний за 150 м до идущего навстречу транспортного сред­ства.

3.20. Водитель должен быть особенно внимательным при движении задним ходом: двигаясь задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения: перед подачей автомобиля назад необходимо убедиться, что его никто не объезжает и что сзади нет людей или каких-нибудь препятствий; для обеспечения безопасности движения води­тель, при необходимости, должен прибегнуть к помощи других лиц.

3.21. Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлениях.

3.22. Водитель пожарного автомобиля не должен разрешать работникам выхо­дить из автомобиля до полной его остановки.

3.23. Работник должен выходить из автомобиля только по распоряжению на­чальника караула или другого непосредственного начальника и. как правило, на правую сторону.

3.24. На месте пожара пожарный автомобиль должен быть установлен на ровной площадке: при этом автомобиль не должен мешать нормальному движению транспорта.

3.25. Устанавливать автомобиль поперек проезжей части дороги водителю запреща­ется.

3.26. Останавливать автомобиль на осевой линии дороги или в центре площади можно только по приказу руководителя тушения пожара, начальника караула или другого должностного лица.

3.27. Пожарный автомобиль должен быть установлен на безопасном расстоянии и. как правило, с наветренной от пожара стороны с целью уменьшения воздействия дыма, газов, искр и теплового излучения.

3.28. Автомобиль должен быть установлен таким образом, чтобы в случае внезапно­го распространения огня в его сторону, его можно было отвести.

3.29. Если расстояние между автомобилем и очагом пожара не обеспечивает безо­пасность, то необходимо защищать автомобиль от воздействия теплового излучения рас­пыленными водяными струями или воздушно-механической пеной.

3.30. Расстояние от пожарного автомобиля до здания или сооружения, которое мо­жет обрушиться при пожаре, должно быть не менее высоты этого сооружения.

3.31. Для обеспечения безопасности стоянки пожарный автомобиль в темное время суток должен быть освещен бортовыми огнями или другим способом.

3.32. При работе на пожаре водителю запрещается:

Ø без команды подавать огнетушащие средства или прекращать их подачу:

Ø без команды переставлять пожарный автомобиль;

Ø оставлять без надзора пожарный автомобиль.

3.33. Водителю не разрешается передавать управление автомобилем липам, не имеющим при себе удостоверения на право управления пожарным автомобилем, а также, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

3.34. Если в автомобиле возникли какие-либо технические неисправности, требую­щие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и ос­мотреть его, к ремонту можно приступать, если есть все необходимые инструменты и если объем его соответствует разрешенному монтаж и демонтаж шин, смена колес, продувка в системе питания, проверка действия приборов зажигания, устранение неис­правностей в системе освещения, подтяжка ослабленных креплений и т. п.

3.35. При техническом обслуживании и ремонте автомобиля водителю следует пользоваться исправным и предназначенным для этой цели инструментом.

3.36. Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов: не следует работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками: не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа пу­тем присоединения другого ключа или трубы.

3.37. Поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; не следует пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной руч­кой, а также с неисправной ручкой или без металлического кольца на ней.

3.38. При необходимости подъема части автомобиля домкратом водитель должен выполнить следующие меры безопасности:

3.38.1. Установить колеса, которые не предполагается поднимать, противооткат­ные упоры (башмаки).

3.38.2. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо вы­ровнять место установки домкрата, положить широкую подкладку и установить на нее домкрат в строго вертикальном положении.

3.38.3. Подъем следует осуществлять плавно, без рывков.

3.38.4. Выполняя работы, связанные со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо поставить козелки: нельзя применять вместо козелков в качестве подставок случайные предметы (ящики, камни, диски колес, доски и т. п.).

3.38.5. При подставке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля не­обходимо применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в местах, предусмотренных инструкцией по эксплуатации каждой модели автомобиля.

3.38.6. Увеличивать высоту козелков путем установки на них или под ними по­сторонних предметов (досок, кирпичей и т. п.) запрещается.

3.38.7. Не разрешается производить дополнительный подъем вторым домкратом уже вывешенного на домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению: при необходимости произвести дополнительный подъем вторым домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелок, а затем осуществлять дополнительный подъем.

3.39. Запрещается находиться под автомобилем при работающем двигателе; при этом недопустимо испытывать тормозную систему.

3.40. Для работы, лежа под автомобилем во избежание простудных заболеваний из-за переохлаждения организма следует пользоваться специальным лежаком.

3.41. При работе под автомобилем следует располагаться таким образом. Чтобы но­ги работающего не высовывались из-под автомобиля и не находились на проезжей части дороги во избежание наезда на них проезжающего мимо транспорта.

3.42. Систему питания можно ремонтировать только на холодном двигателе; при отвертывании штуцеров бензопроводов необходимо под место разъема подставить какую-нибудь посуду, чтобы бензин не попал на двигатель: продувать топливную систему следу­ет только при помощи насоса.

3.43. При заправке автомобиля бензином запрещается курение и пользование огнем.

3.44. Для перелива бензина необходимо пользоваться только специальным устрой­ством: засасывать через шланг бензин ртом запрещено.

3.45. При заправке автомобиля водителю следует пользоваться рукавицами, не до­пуская попадания топлива на кож рук и тела.

3.46. Для предупреждения отравления автомобильной тормозной жидкостью не раз­решается засасывать ее ртом при переливании из одной тары в другую с помощью шлан­га: не следует курить и принимать пищу во время работы с тормозной жидкостью, а по окончании работы с ней необходимо тщательно вымыть руки с мытом.

3.47. Для того чтобы избежать ожогов рук и лица паром или горячей охлаждающей жидкостью, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавицах или, накрыв ее ветошью (тряпкой): пробку надо открывать осторожно, не допуская интенсив­ного выхода пара в сторону водителя.

3.48. При работе с аккумуляторной батареей следует соблюдать осторожность, по­скольку в состав электролита входит серная кислота, способная при попадании на кожу или в глаза вызвать сильный химический ожог.

3.49. Поскольку во время подзарядки аккумулятора выделяется водород , который в смеси с кислородом воздуха может образовать взрывоопасную смесь, курить и пользо­ваться открытым огнем не разрешается: при этом аккумуляторные пробки должны быть открыты; во время подзарядки не следует близко наклоняться к аккумулятору во избежа­нии ожога лица брызгами электролита.

3.50. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полно­стью спущен; запрещается производить демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, кувалдой (молотком).

3.51. Замочное (стопорное) кольцо при монтаже шины на диск колеса должно на­дежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью: во время накачива­ния шины запрещается осаживать замочное кольцо молотком или кувалдой; при этом сле­дует пользоваться предохранительной вилкой, предохраняющей водителя от удара при выскакивании замочного кольца.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) водитель, причастный к нему, должен немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии выставить на расстоянии 30-40 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места автомобиль и предметы, имеющие отношение к происшествию.

4.2. При необходимости, водитель должен оказать доврачебную помощь постра­давшим и вызвать "Скорую медицинскую помощь": если это невозможно, то следует от­править пострадавших на попутном автомобиле в ближайшее лечебное учреждение.

4.3. Затем необходимо сообщить о случившемся в ГИБДД : если есть очевидцы ДТП. Следует записать их фамилии и адреса и ожидать прибытия работников ГИБДД.

4.4. Если ДТП не причинило вреда здоровью людей или существенного материаль­ного ущерба, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося и отсутствии неисправностей транспортных средств, с которыми их дальнейшее движение запрещено, водители могут прибыть на ближайший пост ГИБДД для оформления ДТП.

4.5. При необходимости отбуксировать неисправный автомобиль, буксировку мож­но осуществить либо на жесткой, либо на гибкой сцепке; при этом водитель буксируемого автомобиля должен находиться за рулем своего автомобиля.

4.6. Нельзя использовать в качестве буксирующего средства автомобиль с прицепом.

4.7. При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть исправны тормозная система и рулевое управление, а при буксировке на жесткой сцепке - рулевое управление.

4.8. Жесткая сцепка должна обеспечивать расстояние между автомобилями не более 4 м. а гибкая - в пределах 4-6 м: при гибкой сцепке трос должен быть через каждый метр обозначен сигнальными флажками.

4.9. Скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.

4.10. При буксировке в светлое время суток независимо от условий видимости на буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар. А на буксируемом в любое время суток - габаритные огни.

4.11. Водитель автомобиля, буксируемого на гибкой сцепке, должен следить за тем. Чтобы буксир был все время натянут; это предохранит его от обрыва, а автомобиль от рывков и исключит возможность наезда буксируемого автомобиля на буксирующий в случае резкого торможения.

4.12. Буксировка автомобиля на гибкой сцепке в гололедицу запрещается.

4.13. На случай возникновения пожара, автомобиль должен быть укомплектован первичными средствами пожаротушения.

4.14. При возникновении пожара прекратить движение автомобиля и приступить к тушению пожара, сообщить руководству подразделения.

5. Требования охраны труда по окончании работ

5.1. По окончании смены водитель должен сдать автомобиль заступающему на де­журство водителю, провести совместно с ним ежедневное техническое обслуживание по­жарного автомобиля.

5.2. Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива.

5.3. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля работающего на этилированном бензине необходимо предварительно вымыть руки керосином.

5.4. Обо всех выявленных недостатках обнаруженных во время работы и приеме – сдаче дежурства к техническому состоянию автомобиля, он должен сообщить об этом механику, начальнику караула.

Создан: 2016-09-18 16:27:23

1.Введение.

Требования данной инструкции обязательны для исполнения сотрудниками, стоящие на должности водитель по вождению пожарной машины (далее водителя) независимо от образования и стажа службы. Она является обобщенной и регламентирует основные вопросы охраны труда при следовании на службу и обратно, требования безопасности перед началом и окончанием времени службы (дежурства), требования безопасности при участии в тушении и ликвидации пожаров (последствий аварий) на обслуживаемом объекте (районе выезда), требования безопасности при нахождении на службе (дежурстве).

2. Общие требования безопасности.

2.1. К самостоятельному выполнению обязанностей водителя допускаются лица мужского пола, прошедшие медицинское освидетельствование; годные по состоянию здоровья к выполнению функциональных обязанностей по должности и имеющие водительское удостоверение; прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие удостоверение на право работы на автолестнице, выданное квалификационной комиссией ГУ; прослушавшие вводный инструктаж по охране труда для сотрудников подразделений отряда Федеральной противопожарной службы и инструктаж по безопасности труда для всех работающих на комбинате, назначенные приказом по отряду на должность.

2.2. Соблюдение правил распорядка дня являются обязательными и регламентируют режим служебного времени, время приема пищи и отдыха. Водитель несет караульную службу в установленной по сезону форме одежды.

2.3. Водитель подчиняется командиру отделения, а в вопросах технического обслуживания автомобиля – старшему водителю подразделения и выполняет обязанности по табелю боевого расчета отделения с соблюдением требований охраны труда.

2.4. Иметь соответствующую квалификационную группу по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок.

2.5. Своевременно проходить повторный инструктаж по охране труда и инструктаж по безопасности труда для всех работающих на комбинате.

2.6. Рабочий день (служба) начинается принятием боевого дежурства у водителя сменяющего караула и заканчивается сдачей боевого дежурства водителю заступающемего караула. При объявлении сигнала «ТРЕВОГА» во время смены караулов до подачи сигнала «ОТБОЙ» на место вызова выезжает водитель сменяющегося караула, а водитель заступающего – остается в пожарном депо до получения распоряжения начальника части (лица исполняющего его обязанности).

2.7. Внутренний наряд, назначенный из сотрудников стоящих на должности водителя – дневальный по гаражу (в дневное и вечернее время) - несут службу в чистой и выглаженной форме по сезону, опрятными.

2.8. Водителю выдается форменное обмундирование по сезонам, за которое он несет ответственность. Обмундирование своевременно стирается, гладится, ремонтируется, обновляется.

2.9. В случае травмирования (несчастного случая) при несении дежурства и выполнении хозяйственных работ поставить в известность командира отделения и обратиться за помощью в ближайшее лечебно-медицинское учреждение.

2.10. Знать и правильно применять правила доврачебной помощи, уметь проводить методы оживления организма (искусственное дыхание, наружный массаж сердца), освобождать человека от действий электрического тока.

2.11. Знать и соблюдать правила личной гигиены и санитарии, мыть руки перед приемом пищи и после посещения санузлов, приходить на службу отдохнувшим, иметь опрятный вид.

2.12. При выполнении специальных работ на пожаре (ликвидации последствий аварий) в условиях крайней необходимости, связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью, могут выполняться с отступлением от установленных требований охраны труда только в исключительных случаях, как правило, добровольцами.

2.13. Несет личную ответственность за обеспечение исправного состояния закрепленного пожарного автомобиля, проведении технических обслуживаний и ремонтов, поддержании в состоянии постоянной готовности к действию пожарного автомобиля.

2.14. Техническое состояние закрепленного пожарного автомобиля должно отвечать требованию инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа пожарного автомобиля обеспечивается своевременным и квалифицированным обслуживанием.

2.15. Ежегодно проходить плановое медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией больнично-поликлинического объединения УВД города для определения годности к выполнению служебных обязанностей.

2.16. За нарушение и не выполнение требований настоящей инструкции водитель несет дисциплинарную ответственность.

3. Требования безопасности перед началом службы (дежурства).

3.1. При следовании на службу (дежурство) на городском транспорте (личном автотранспорте) соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

3.2. Проверить наличие на пожарном автомобиле медицинской аптечкой с набором медикаментов, согласно перечня.

3.3. Прослушать инструктаж по охране труда, проводимый начальником караула (лицом, исполняющего его обязанности).

3.4. Иметь при себе водительское удостоверение и удостоверение на право управления пожарным автомобилем и работе с механической лестницей.

3.5. В установленное распорядком дня время по сигналу диспетчера (три коротких звонка) водитель в составе караула строится в установленном начальником части месте для смены караулов.

3.6. По команде начальника части (лица, исполняющего его обязанности): «Караулы, равняйсь, смирно. Для приема и сдачи боевого дежурства разойдись» водитель по табелю боевого расчета отделения и описям принимает от водителя сменяющегося караула пожарный автомобиль в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и делает соответствующую запись в эксплуатационной карте.
О результатах сдачи и приема докладывает командиру отделения.

3.7. При выявлении неисправностей автомобиля принимаются меры к их устранению. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей автолестница выводится из боевого расчета с уведомлением ПСЧ (решение о выводе из боевого расчета автолестниц принимает руководитель подразделения).

3.8. Водитель, не имеющий при себе водительских прав и удостоверение на право работы на автолестнице, к дежурству не допускается.

3.9. Запуск двигателя автомобиля может производиться только после осмотра и приема оборудования, а также после присоединения газоотвода к выхлопной трубе двигателя.

3.10. При проверке запуском и на холостом ходу работы двигателя автомобиля время работы не должно превышать 10 минут.

4. Требования безопасности во время службы (дежурства).

4.1. В помещениях пожарного депо поддерживать чистоту и порядок.

4.2. Поддерживать автомобиль в готовности к ведению боевых действий. При выявлении неисправностей (нарушений) принимать меры к их устранению.

4.3. Выполнять мероприятия, предусмотренные распорядком дня. При необхо-димости прослушать инструктаж по охране труда (внеплановый, целевой) с отметкой в «Журнале учета проведенных инструктажей по охране труда с личным составом».

4.4. При выявлении нарушений требований безопасности в помещениях пожарного депо незамедлительно докладывать начальнику отделения.

4.5. При выезде и следовании к месту вызова (пожара, ликвидации последствий аварий) на охраняемом объекте (в район), при спасании людей и имущества с высоты, при боевом развертывании, сборе и возвращении в подразделение соблюдать требова-ния, изложенные в «Правилах по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной служы» (приказ МЧС России от 31.12.02г. № 630), «Боевом уставе пожарной охраны» (приказ МВД РФ от 05.06.95 № 257) и в правилах дорожного движения.

4.6. При тушении пожаров (ликвидации последствий аварий) при неблагоприятных климатических условиях (низкая температура, сильный ветер и т.д.) и в условиях особой опасности для личного состава (СДЯВ, радиоактивные и взрывчатые вещества) соблюдать требования, изложенные в «Правилах по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТ РО-78-001-96)» (приказ ММЧСРоссии от 31.12.02 № 630) и «Боевом уставе пожарной охраны» (приказ МВД РФ от 05.06.95 № 257).

4.7. При тушении пожаров (ликвидации последствий аварий) во взрывопожаро-опасных цехах (производствах) объекта выполнять приказы и распоряжения непосред-ственных и прямых начальников.

4.8. При проведении технических обслуживаний пожарных автомобилей соблюдать и выполнять требования, изложенные в «Наставлении по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России» (приказ МВД РФ от 24.01.96 № 34), «Правилах по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТ РО-78-001-96)» (приказ МЧС России от 31.12.04 № 630).

4.9. При внезапном заболевании поставить в известность командира отделения и после положительного решения непосредственным (прямым) начальником обратиться в ближайшее лечебно-медицинское учреждение. При подтверждении диагноза болезни доложить об этом командиру отделения.

4.10. Соблюдать требования охраны труда при совершенствовании своей профессиональной подготовке и навыкам работы с механической лестницей.

4.11. При продолжительных боевых действиях обеспечиваются питанием и усло-виями для отдыха в установленном порядке.

4.12. Автомобиль проходит дегазацию после участия в боевых действиях по тушению пожаров (ликвидации последствий аварий) на предприятиях с наличием ядохимикатов, на предприятиях химической и нефтехимической промышленности, на предприятиях с наличием радиоактивных веществ.

4.13. Запрещается оставлять на месте пожара (ликвидации последствий аварий) автолестницу без надзора, перемещать пожарный автомобиль и проводить какие-либо перестановки без команды оперативных должностных лиц.

4.14. При нахождении на территории объекта выполнять меры безопасности, изложенные в правилах (инструкциях) для цехов (производств) комбината.

4.15. При наличие на объекте баллонов с газом создает опасность травмирования и гибели личного состава ГПС при ликвидации пожара и его последствий. Для обеспечения контроля за соблюдением личным составом ФПС и участниками тушения мер безопасности и правил охраны труда РТП назначает ответственного.
Ответственный за охрану труда своевременно информирует оперативный штаб на пожаре о возникновении опасности и принимаемых мерах.
При проведении разведки необходимо предусмотреть защиту личного состава от поражения взрывной волной, осколками и тепловым излучением с использованием бронежилетов, касок военного образца, защитных экранов.
Экипировка личного состава ФПС должно строго соответствовать требованиям Боевого устава пожарной охраны и Правилам по охране труда в подразделениях ГПС МВД России.
Для защиты личного состава применять индивидуальные средства защиты органов дыхания и зрения при работе в зоне пожара, а также местах возможного скопления газообразных веществ и продуктов их горения.
Организовать оцепление места пожара на расстоянии 300м с привлечением для этой цели состава охраны объекта и нарядов милиции.
Эвакуацию газовых баллонов проводить крайне осторожно без ударов и опрокидывания, не открывая и не закрывая запорную арматуру и т.д.
Вызвать на место пожара и организовать дежурство бригады скорой медицинской помощи до ликвидации пожара. Предусмотреть установление и объявление личному составу подразделений ГПС сигнала для отхода с позиций при возникновении опасности.

5. Требования безопасности по окончании службы (дежурства).

5.1. Подготовить автомобиль к сдаче согласно обязанностям номера боевого расчета, полностью заправленную эксплуатационными материалами, укомплектованную согласно табельной положенности.

5.2. В помещениях пожарного депо и на прилегающей территории навести порядок и чистоту.
В служебных помещениях проверить наличие и состояние имущества согласно описям.

5.3. В установленное распорядком дня время, по сигналу диспетчера (три коротких звонка) в составе караула строится в установленном начальником части месте для смены караулов.

5.3. По команде начальника части (лица, исполняющего его обязанности): «Караулы, равняйсь, смирно. Для приема и сдачи боевого дежурства разойдись» водитель по табелю основных обязанностей боевого расчета отделения и описям сдает водителю заступающего караула автолестницу. О результатах сдачи и приема докладывает командиру отделения.

5.4. При выявлении неисправностей автолестницы принимаются меры по их устранению. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожар-ный автомобиль выводится из боевого расчета с уведомлением ПСЧ (решение о выводе пожарного автомобиля из боевого расчета принимает руководитель подразделения).

5.5 По сигналу диспетчера «ОТБОЙ» (два коротких звонка) водитель сменяющегося караула считается свободным от несения службы.

5.7. При необходимости водитель принимает душ и убирает обмундирование в специально отведенное место.

5.8. При следовании домой соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

ПРЕЗИДИУМ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО
СОВЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О предоставлении дополнительного отпуска в связи с вредными
условиями труда водителям автомобилей, занятым вождением
и обслуживанием пожарных машин

Государственный комитет Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Президиум ВЦСПС по согласованию с Министерством здравоохранения СССР

постановляют:

1. Согласиться с предложением Министерства внутренних дел СССР о внесении в раздел XXXIII "Транспорт" Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день , утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22 , дополнения согласно приложению.

2. Расходование средств на предоставление дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда водителям автомобилей, занятым вождением и обслуживанием пожарных машин, должно производиться в пределах плановой численности и фонда заработной платы, установленных министерствам и ведомствам.

Приложение. Дополнение в раздел XXXIII "Транспорт" Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день...

Приложение
к постановлению Государственного
комитета Совета Министров СССР
по труду и социальным вопросам и
Президиума ВЦСПС
от 30 января 1978 года N 32/2-9

Наименование производств, цехов, профессий и должностей

Продолжительность дополнительного отпуска (в рабочих днях)

Продолжительность сокращенного рабочего дня (в часах)

Водитель автомобиля пожарного грузоподъемностью:

Оперативный приезд на место где случился пожар, приведение в действие всей аппаратуры, техники и другие действия необходимые для борьбы с пламенем зависят от целого ряда факторов. Пожарный расчет способен быстро приехать к месту пожара при следующих условиях: отсутствие трудностей, пробок на дороге, удобный подъезд к воде, опыт водителя транспортного средства. От того, как оперативно среагирует водитель пожарной машины и исполнит поставленные перед ним задачи зависит количество спасенных жизней, материальная сторона.

С началом использования автомобильной техники для оснащения пожарных команд в боевой расчет вводится новая штатная единица - водитель . Изначально для этого привлекались автомобилисты энтузиасты, а буквально через год были организованы курсы по подготовке профессиональных пожарных, для которых вводилась новая должность пожарный водитель. Такое решение было вызвано тем, что при тушении пожаров изменилось предназначение транспортного средства - с простой повозки для подвоза воды автомобиль стал оборудоваться сразу несколькими видами пожарных средств. Это означало, что обязанности водителя пожарного автомобиля мог исполнять только высококвалифицированный и подготовленный профессионал.

С дальнейшим развитием техники автомобиль стал оснащаться еще более современным оборудованием, а это означает что водитель мчс должен не только уметь правильно управлять автомобилем, но и быть спасателем в полном смысле этого слова.

Виды должностных обязанностей водителя пожарной команды


Чтобы понимать, что такое обязанности водителя пожарной машины нужно различать:

  • Общие обязанности водителя пожарного автомобиля мчс согласно приказов министерства;
  • Должностная инструкция, которая разрабатывается для конкретных условий службы в части;
  • Должностные обязанности водителя пожарного автомобиля как единицы боевого расчета во время тушения пожара согласно боевого устава.

К первым документам относятся инструкции и обязанности формирующие общие требования к профессии и расписывающие обязанность водителя в общем виде. Они являются общими для всех подразделений гпс, раскрывают общий порядок взаимодействия, подчиненности и ответственности.

Должностная инструкция водителя пожарного автомобиля, закрепляемого за конкретным типом техники разрабатывается непосредственно командиром отряда или начальником части. Функциональные обязанности в отличие от устава определяют более четко то, за что отвечает пожарный, кому он должен подчиняться и содержит требование к составу работ, которые он должен выполнять. Эти требования касаются как времени несения дежурства, так и труда во время обслуживания и ремонта автомобиля и оборудования. Эти инструкции могут иметь отличия в разных ведомствах, например, пожарный водитель уфсин или фпс не может привлекаться для операций за пределами учреждений служб. Их обязанность обеспечивать охрану только учреждений этих государственных органов.

Заступление в караул и боевой выезд обязывает сотрудника выполнять требования боевого расчета, а это значит, что при получении команды о пожаре:

  • он должен незамедлительно начать движение;
  • на месте пожара разместить машину;
  • развернуть пожарное оборудование;
  • обеспечить начало подачи воды или пенной смеси;
  • следить за работой насосов;
  • в случае необходимости обеспечить эвакуацию людей и техники.

Как стать водителем пожарной машины


Начало карьеры профессионального спасателя для многих начинается с курсов водителей грузовых автомобилей. Здесь важно не только получить водительские права, но и научиться правильно управлять автомобилем. Служба в большинстве случаев подразумевает открытие со временем новых категорий для управления транспортом - авто с прицепом, большегрузных авто, автобусов, автопоездов.

Профессиональное обучение проводится в специализированных учебных заведениях МЧС, здесь изучаются отдельные типы автомобилей и оборудования, тактика действий расчетов, обязанности пожарного водителя и других должностей расчета. Обязательно проводятся практические занятия на технике и на учебных полигонах. Обучение состоит из нескольких циклов, каждый новый цикл отвечает за отдельные направления профессии - спасение людей, ликвидация пожаров разного уровня и типа, действия в очагах техногенных катастроф и природных бедствий, миротворческие и гуманитарные операции взаимодействие с другими подразделениями. После окончания обучения водитель пожарной машины распределяется в части где есть вакансия для дальнейшего прохождения службы.

Что дает служба пожарником


Служба пожарника всегда была одной из самых опасных и трудных, именно поэтому государство, местные органы власти всегда уделяли большое внимание людям этой профессии.

Связавшим свою судьбу с работой спасателя государство устанавливает зарплату, зависящую от должностного разряда, специального или воинского звания, классной квалификации и дополнительных видов обеспечения. К должностному окладу выплачиваются надбавки за количество вахт, участия в операциях, выездов на гуманитарное разминирование. Законодательство предусматривает также премирование за высокие показатели и усердие в службе.