«Оформление результатов мониторингапримернойосновной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»

Из опыта работы Паньковой М.В.,

старшего воспитателя

МБДОУ д/с №17 «Салют» г. Белгорода

В соответствии с«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» о дной из важнейших задач, связанных с реализацией примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», является задача изучения педагогом возможностей и успешности освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника.

В связи с этим авторами программы разработан научно-педагогический инструментарий мониторинга развития и воспитания ребенка в образовательном процессе, включенный в пособие «Мониторинг в детском саду».

При этом отмечается, что залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.

Образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

Мониторинг предполагает:

· постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;

· изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

· компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Оптимальным режимом организации системы мониторинга признано включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы - характеристика достижений ребенка 6 лет).

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, пе-дагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика. Преимущественно следует использовать метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения каждого ребенка.

Основная диагностика решает задачу выявления фактического состояния диагностируемого объекта, его специфических особенностей и тенденций развития (прогноз развития). Основной метод проведения данной диагностики - метод включенного наблюдения, дополненный рядом других методов.

На основе этой диагностики воспитателями в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

Первый этап - предварительный, предположительный диагноз - требует преимущественного использования метода наблюдения. Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.) дает возможность увидеть общую картину эмо-ционально-психологического климата в группе, определить специфику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

Результатом первого этапа (который длится около двух недель) будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.

Второй этап - уточняющий диагноз - опирается на дополняющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятель-ности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и роди-телей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты.

Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его. Второй этап занимает одну-две недели.

Третий этап - окончательный диагноз - заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией. Преимущественно используется метод экспертных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики информацию.

Результатом совместного обсуждения будет заполненная диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка.

Такие диагностические карты были разработаны нами в полном соответствии с содержанием,представленным авторами в пособии «Мониторинг в детском саду». Так же нами был использован опыт работы педагогов детских садов г. Белгорода по заполнению диагностических карт, разработанных в 2008-2009 гг. В них отражены основные компоненты, обобщаемые специалистами по итогам проведенной диагностики.

При этом учитывается возможность более глубокого обследования детей, находящихся на сопровождении ПМПк ДОУ, воспитанников редко посещающих ДОУи т.п. Протоколы такого индивидуального обследованияпредставленыавторами пособия «Мониторинг в детском саду» и не требуют дополнительной доработки. А вот обобщенные материалы по воспитанникам отдельных возрастных групп мы предлагаем фиксировать в разработанных нами таблицах. (Приложение №1, №2, №3, №4)

Цвет, отражающий уровень проявления исследованного показателя, можно выбирать произвольно, мы предлагаем выбрать следующие цвета:

«красный» - показатель проявляется ярко, это - достижение ребенка;

«зеленый» - показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребенку в данном проявлении;

«синий» - показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении.

Горизонтальные ячейки диагностической карты помогают «увидеть» общую ситуацию развития конкретного ребенка. Вертикаль-ные ячейки отражают картину группы в целом.

По результатам педагогической диагностики проводится проектирование педагогического процесса.

Заполнение таблиц, отражающих степень освоения детьми образовательных областей (соответствующих разделов программы «Детство»), позволит, в конечном итоге, при коллегиальном обсуждении всеми педагогами, взаимодействующими с детьми данной группы, определить сформированность интегративных качеств у дошкольников в соответствии с критериями, определёнными программой «Детство» для каждой возрастной группы. (Приложение №5)

Так, если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно влияют на процесс развития ребенка.

Диагностическая карта отражает также общую картину развития детей группы, по вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей.

Таким образом, педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной работы с детьми.

Остановимся более подробно на технологии заполнения данных карт.

Наиболее своеобразным является заполнение таблиц по итогам обследования физического развития детей. Если в детском саду работает инструктор по физической культуре, то при проведении данной диагностики он параллельно фиксирует результат тестирования физических качеств дошкольников (на основе выполнения ими контрольных упражнений, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме) и одновременно оценивает качество выполнения данных заданий (при этом оценка результатов фиксируется по пятибалльной системе, изложенной авторами «Мониторинга в детском саду»).Интерпретация данных результатов заносится в 2 разные таблицы. При этом результаты соотносятся с таблицей «Возрастно-половыепоказатели развития двигательных качеств детей дошкольного возраста». Уровень их определяется как: норма – «средний», выше нормы – «высокий», ниже нормы – «низкий».

Итоговая оценка качества выполненияопределяется как среднее арифметическое и соотносится соответственно:

до 2,5 – как «низкий уровень»

от 2,5 до 4,5 – как «средний уровень»,

выше 4,5 – как «высокий уровень».

В таблицах результатов учитывается возможность фиксирования динамики результатов к концу года, если их соотнесение с уровнем не изменяется, а сами показатели изменились в лучшую, либо в худшую сторону. Это возможно зафиксировать в специальной колонкелюбым удобным обозначением (например, «+», «-» или «^», «v»). При этом мы посчитали необходимым учет соматической «физкультурной группы» детей (основной, подготовительной,специальной).

Формируя таблицы оценки качества, мы разработали 2 варианта – более подробный для определения дальнейшей работы педагогами и обобщенный - для включения в итоговые материалы (для старшего воспитателя)

По итогам заполнениядиагностических карт коллегиально заполняется д иагностическая карта мониторинга качеств развития детей каждой возрастной группы. Промежуточные критерии для каждой возрастной группысоотнесены с описаниями интегративных качеств, представленными в конце описания каждого возрастного периода (возрастной группы). Итоговые- с описанными в пособии «Мониторинг в детском саду». Оценку интегративных качеств мы предлагаем производить по принципу «сформировано», «не сформировано».

Для обобщения материалов по детскому саду старшим воспитателем нами разработана сводная таблица (Приложение №6), позволяющая отследить многоаспектность и комплексность проведенной диагностики и мониторинга в целом.

Апробация заполнения данных диагностических карт в 9 детских садах города Белгорода показала возможность их дальнейшего использования.

Нами представлены следующие таблицы:

Литература:

1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО « ИЗ-ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 С.

2. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: «ИЗ-ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010,- 592 с.

Высокий уровень: точно употребляет слова, обозначающие предметы, действия, признаки. Владеет системой обследовательских действий при определении признаков предмета. Использует в речи слова, обозначающие обследовательские действия, тонкую дифференциацию цвета, размера. Умеет объединять в группы на основе существенных признаков, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями.

Средний уровень: употребляет слова, обозначающие предметы, действия, но допускает ошибки в обозначении признаков предметов.

Использует и называет некоторые обследовательские действия при анализе предмета. Дифференцирует и называет близкие размеры предметов (самый большой, поменьше, маленький, самый маленький). В речи отсутствуют слова, обозначающие тонкую дифференциацию цвета. Объединяет предметы в группы, пользуется обобщающими словами-понятиями, но ошибается в определении существенных признаков родового понятия.

Низкий уровень: затрудняется в точном соотнесении слова с предметом, в определении признаков предметов. Не знает и не называет обследовательские действия. Дифференцирует размеры предметов, но в речи отсутствуют прилагательные сравнительной и превосходной степени. Также отсутствуют слова, обозначающие оттенки цвета. Допускает ошибки в группировке предметов, затрудняется в использовании слов, обозначающих родовые понятия, не выделяет существенные признаки предметов.

Высокий уровень : правильно называет детёнышей животных, употребляет несклоняемые существительные; владеет способами словообразования притяжательных прилагательных и существительных; составляет сложноподчинённые предложения.

Средний уровень: допускает некоторые ошибки в образовании детёнышей животных, несклоняемых существительных. Допускает ошибки в словообразовании; затрудняется в составлении сложноподчинённого предложения.

Низкий уровень : неверно называет большинство детёнышей животных (ребёнок коровы), неправильно использует большинство несклоняемых существительных; не владеет способом словообразования притяжательных прилагательных, допускает много ошибок в образовании существительных.

Высокий уровень: правильно определяет место звука вначале, середине и конце слова. Легко находит близкие по звучанию слова. Умеет использовать указанные средства интонационной выразительности.

Средний уровень: допускает ошибки в определении места в слове (в середине слова). Находит близкие по звучанию односложные слова (дом - дым). при чтении стихов использует лишь отдельные средства интонационной выразительности.

Низкий уровень: не выделяет заданный звук в слове. Не находит близкие по звучанию слова. При чтении стихов испытывает затруднения в исполнении указанных средств интонационной выразительности.

Высокий уровень: свободно владеет звуковым анализом слов. Составляет более пяти слов из предложенных слогов. Самостоятельно слитно читает слова. Хорошо ориентируется в словарном составе предложения, самостоятельно составляет схему предложения.

Средний уровень: затрудняется в звуковом анализе: самостоятельно производит только анализ слов, состоящих из 3-4 звуков. Составляет два - три слова из рядом стоящих слогов. Слова читает медленно, по слогам, с помощью взрослого. Затрудняется в составлении схемы предложения.

Низкий уровень: допускает существенные ошибки при звуковом анализе слов. Не может самостоятельно составить слово из слогов. Читает отдельные слоги и простые односложные слова. Не умеет анализировать предложения.

Высокий уровень: пересказывает текст полностью, самостоятельно, эмоционально, используя авторские средства выразительности. Самостоятельно составляет описательные и сюжетные рассказы по картинкам и схемам. Соблюдает логику изложения, пользуется эмоциональными, речевыми и языковыми средствами выразительности.

Средний уровень: при пересказе сюжет рассказа передаёт схематично, слабо используя средства выразительности. С длительными паузами, но самостоятельно придумывает описательные и сюжетные рассказы. В сюжетном рассказе может допускать логические ошибки, пользуется лишь отдельными средствами выразительности.

Низкий уровень: затрудняется в самостоятельном пересказе, воспроизводит текст по вопросам взрослого. Описательные рассказы составляет из трёх- четырёх простых предложений. При составлении сюжетного рассказа затрудняется в установлении связей между элементами сюжета. Не использует средства выразительности.

Высокий уровень: самостоятельно и легко сочиняет оригинальную, образную. Ритмически организованную загадку. Чувствует и создаёт рифму. С удовольствием отгадывает загадки, знает и читает стихи. Имеет любимые литературные произведения. Называет трёх-четырёх писателей и поэтов. Различает основные литературные жанры.

Средний уровень: самостоятельно придумать загадку не может, но загадки знает и пытается их отгадать. Придумывает рифмы к словам. Стихи знает, но читает монотонно, невыразительно. Ярких литературных предпочтений нет. Называет одного-двух писателей и поэтов. Затрудняется в различении близких жанров: стихов и загадок, рассказов и сказок.

Низкий уровень : не проявляет интереса к творческим заданиям (сочинить загадку, придумать рифму, прочесть стихотворение). Не может сочинить загадку, отказывается их отгадывать. Не может прочесть ни одного стихотворения. Нет любимых произведений, не может назвать ни одного автора. Не различает жанры поэзии и прозы.

Средняя группа №1

Образовательная область "Физическое развитие"

Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня

1.Беседы «Что значит быть здоровым?», «Объясни Пятачку

2.Дидактическое упражнение «Помоги Хрюше» (- в процессе наблюдения за игровой деятельностью выявить уровень развития культурно -гигиенических навыков (перед едой и по мере загрязнения мыть руки, пользуясь при этом личным полотенцем, правильно вести себя за столом, при употреблении густой пищи и супа пользоваться ложкой, в процессе приема пищи пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых, задвигать стул)).

Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности

1.Наблюдения за ребенком во время одевания, раздевания,

2. Дидактическая ситуация «Одень куклу Дашу правильно» (цель: выявить уровень развития культурно-гигиенических навыков (аккуратно и в определенной последовательности одевать, обувать, причесывать куклу в соответствии с погодой и ситуацией) в процессе наблюдения за игровой деятельностью)).

Описание: дети разбиваются по группам (по 2-3 человека). Каждой группе дается задание: 1-я группа - одеть куклу на прогулку; 2-я группа - одеть куклу в гости; 3-я группа - одеть куклу на зарядку. Воспитатель наблюдает за действиями каждого ребенка в группе и фиксирует свои наблюдения в диагностической карте.

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Санкт – Петербург «Детство – Пресс 2012

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик

1. Наблюдение за деятельностью ребенка во время одевания и раздевания, переодевания.

2.Методы: проблемная ситуация «Сказка про шкафчик» - повторение алгоритма действий при одевании, раздевании.

3.Дидактическая ситуация «Одень Машу на прогулку» (цель: выявить уровень развития культурно-гигиенических навыков (аккуратно и в определенной последовательности одевать, обувать, причесывать куклу в соответствии с погодой и ситуацией) в процессе наблюдения за игровой деятельностью)).

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Санкт – Петербург «Детство – Пресс 2012

Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол

1.Подвижная игра «Лови, бросай, упасть не давай!» (цель: выявить уровень развития умения ловить мяч).

2.Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч» (цель: выявить уровень развития умения отбивать мяч о пол). Форма проведения: подгрупповая.

3.Диагностическое упражнение. Выполнение метания предмета правой и левой руками. Форма проведения: подгрупповая.

4.Катание мяча педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя; бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы, метание мяча (мешочка, шишек) на дальность; ловля мяча.

Форма проведения: подгрупповая.

Грядкина Т.С. «Образовательная область «Физическая культура»

Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг

1.Диагностические упражнения: «Ну-ка, дети встаньте в круг!», «Найди пару». Форма проведения: подгрупповая.

2.Диагностическое упражнение «Из колонны в шеренгу. И наоборот» Форма проведения: подгрупповая.

3. Диагностическое упражнение «Слушай команду!» Форма проведения: подгрупповая.

Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руки

1. Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь?» Цель ее - упражнять ребят в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений . Форма проведения – подгрупповая

2.Диагностическое упражнение: «Ходьба со сменой направления движения» Форма проведения – подгрупповая

3. Двигательные упражнения. Педагог постоянно указывает направление движения (действия): «Повернитесь налево (направо), поднимите левые руки вверх!» И т. п. Форма проведения – индивидуальная, подгрупповая

Грядкина Т.С. «Образовательная область «Физическая культура» Методический комплект программы «Детство»

Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие"

Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием, проявляет интерес к конструктивной деятельности, к поделкам из бумаги

1. Игровая ситуация. Тема: Город для наших игрушек. Форма проведения: подгрупповая.

Цели: выявить уровень овладения конструктивными свойствами объемных геометрических форм: устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей; уровень развития умений строить мебель, горки, грузовые машины, дома (до 3-4 вариантов каждого вида), строить и конструировать объекты по горизонтали и по вертикали

2.Игровая ситуация «Наша улица». Форма проведения: подгрупповая.

(цель: выявить уровень развития умений анализировать постройку, понимать вариативность конструкции, обыгрывать постройку и включать в игру)

Методический комплект программы «Детство»

Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы

1.Упражнение «Салют» (цель: выявить уровень развития умения создавать комбинации разных форм и линий).

2.Упражнение «Цветочная полянка» (цель: выявить уровень развития умения создавать изображения с использованием одного, двух или нескольких цветов).

3.Упражнение «Пирамидки» (цель: выявить уровень развития умений в лепке соединять несколько простейших форм в один образ, украшать работу, используя стеки, палочки, печати- штампы; обыгрывать работу в ситуациях общения со взрослым и в игре со сверстниками).

4. Упражнение «Нарисуй заданный предмет».

Педагог предлагает детям альбомный лист, разделенный на 4 квадрата. В каждом квадрате необходимо нарисовать: предмет круглой формы (яблоко, арбуз, мяч, солнце и т. д.); предметы овальной формы (огурец, лимон и т. д.); длинную линию (дорогу, скакалку); короткие линии (травка, дождик).

Вербенец А.М. «Образовательная область «Художественное творчество» Методический комплект программы «Детство»

Изображает предметы путем создания форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, приклеивания, использования разных материалов. Объединяет предметы в сюжеты

1.Упражнение «Украшение платочка» Форма проведения: подгрупповая.

(цель: выявить уровень развития умения создавать декоративные композиции, используя готовые формы).

2.Проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник), заготовка ваза. Форма проведения: подгрупповая. Задание: «Укрась вазу».

3. Н аблюдения за рисованием ребенка в свободной самостоятельной деятельности.

Вербенец А.М. «Образовательная область «Художественное творчество» Методический комплект программы «Детство»

Знаком с элементами некоторых видов народного творчества, может использовать их в своей творческой деятельности

1.Дидактическое задание «Найди пару». Задача: выявить уровень представлений об основных элементах дымковской и филимоновской, городецкой росписи.

2.Дидактические игры «Лото», «Разрезные картинки». Дидактическая задача: выявить уровень знаний о выразительных средствах, применяемых в знакомых видах народного творчества

3.Наблюдение за творчеством в свободной деятельности

4. Дидактическая игра «Составь узор». Цель: выявить умения составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного народного промысла

Вербенец А.М. «Образовательная область «Художественное творчество» Методический комплект программы «Детство»

Имеет предпочтение в выборе муз. произведения для слушания и пения. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с музыкой

1. Муз.-дид игра «Музыкальный кубик» Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты. (эти же инструменты изображены на гранях кубика). Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами: Все играет и поет, Кубик скажет, кто начнет! Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра повторяется по желанию детей.

Дидактическая игра «Быстро – медленно, громко – тихо» - изучение особенностей восприятия детьми темпа звучания через различение движений со сменой темпа и изменение характера движений в соответствии с ним. Организация игры: детям предлагается потанцевать под музыку, но, подчеркивается, что танцевать нужно так, как подскажет музыка – тихо, громко, медленно или быстро. Дается установка слушать музыку внимательно.

Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами

1.Игра «Угадай, на чем играет кукла Катя» - изучение особенностей детского звукового опыта. Организация игры: ребенку предлагается послушать звучание музыкального инструмента, спрятанного за ширмой, и, затем выбрать звучащий инструмент, на котором играла кукла Катя.

2.Игра «Звучащий ларец» - изучение особенностей детского звукового опыта. Организация игры: детям заранее демонстрируются музыкальные инструменты. Затем педагог завуалированно извлекает музыкальные звуки и просит угадать, какой инструмент прозвучал.

3.игра Игра «Ручки-ножки, танцуйте» Дети делятся на танцоров и зрителей. Первый этап занятия – ребята должны под музыку танцевать только ручками. Публика оценивает их выступление и выбирает лучшего танцора.

А.Г.Гогоберидзе «Образовательная область «Музыка» Методический комплект программы «Детство»

Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова, вместе с другими детьми - начинать и заканчивать пение

1.Наблюдение за ребенком в процессе восприятия музыкального произведения – выявить уровень развития умений внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем или о ком поется, эмоционально реагировать на содержание.

2.Упражнение на пропевание фраз в песне, попевках. 3.Упражнение «Музыка бывает разная» - выявить уровень развития умений внимательно слушать муз. произведение, эмоционально реагировать на музыку, высказывать суждение о настроении музыки.

А.Г.Гогоберидзе «Образовательная область «Музыка» Методический комплект программы «Детство»

Образовательная область "Речевое развитие"

Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки

1. Беседа по к а р т и н к е «Собака со щенятами». Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает картинку «Собака со щенятами». Задает вопросы: Кто нарисован на картинке?

Что делает собака? Кто лежит около собаки? Что делают щенки? Какой щенок тебе нравится больше? Расскажи про него. Что в лапах у собаки? Кто принес собакам еду? Кто построил конуру? Использование мнемодорожки.

2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетные картинки (3-4) для составления небольшого рассказа. Содержание диагностического задания: Взрослый хаотично раскладывает перед ребенком картинки и предлагает рассмотреть их, а затем разложить так, чтобы было понятно, что случилось сначала, что потом и чем завершилось действие. Рассказать об этом.

3.Дидактическая игра «Расскажи об игрушке». Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Санкт – Петербург «Детство – Пресс 2012

Имеет предпочтение в литерат. произведениях. Проявляет заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет произведения, заучить стихотворение наизусть

1 . Беседа «Моя любимая книга» - подгрупповая, индивидуальная

2.Пересказ сказки «Гуси-лебеди» (с использованием метода наглядного моделирования).

Содержание диагностического задания: Воспитатель читает сказку, выставляя модели в соответствии с сюжетом. Затем просит ребенка пересказать сказку, используя модели. Содержание моделей может быть следующим: 1- дом, семья, 2- печь, 3- яблоня, 4- река, 5- дом Бабы Яги, гуси. Пересказ по моделям в след. порядке: 1;2;3;4; 5; 4; 3; 2; 1.

Проведение драматизации сказки «Гуси – лебеди»

3. Заучивание русской народной потешки «Курочка – рябушечка»

Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами

1.Игра «Скажи, как я». Содержание диагностического задания:

Взрослый предлагает ребёнку внимательно слушать, как он произносит слова, произносить (повторять) их так же и ответить на вопрос: какой звук первый в этих словах?

Взрослый говорит слова то громко, то тихо, то шёпотом, выделяя первый звук.

2. Дидактическое упражнение «Какие разные слова!». Материал: предметные картинки - осы, кот, кит.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки, произнести четко слова. Первое слово (как пример) произносит воспитатель. Затем воспитатель просит ребенка найти слово, в котором гласный звук стоит в начале слова, произнести, выделяя голосом этот звук. - А теперь попробуй определить слово, в котором в начале стоит мягкий звук (твердый).

3.Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове». Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук.

ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др. При повторе слов просит назвать первый звук.

4. Дидактическая игра «Закончи предложение». Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает - Я буду начинать предложение, а ты - подумай, как его можно закончить. Сахар сладкий, а перец... (горький).

Дорога широкая, а тропинка... (узкая). -Пластилин мягкий, а камень... (твердый). Мачеха злая, а Золушка...

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Санкт – Петербург «Детство – Пресс 2012

Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова - антонимы

1 .Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками в игровой, самостоятельной, творческой деятельности (цель: выявить уровень развития умения использовать в речевой практике слова, обозначающие все части речи, цвета предметов, контрастные размеры, формы, состояние, местонахождение предмета, временные и количественные отношения, способы передвижения животных, способы питания, голосовые реакции, способы передвижения человека). Форма проведения: индивидуальная.

2. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»». Материал: предметные картинки. Содержание диагностического задания: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки. Инструкция. Помоги мне правильно подобрать нужное слово. Например: толстый – тонкий карандаш, высокий – низкий дом и т.д.

Сомкова О.Н. «Образовательная область «Коммуникация» методический комплект программы «Детство»

Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей

1.Методы: беседа. Форма проведения: индивидуальная.

Содержание диагностического задания: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму? Сколько тебе лет? Назови город, в котором ты живешь. Попробуй вспомнить название улицы, номер дома и квартиры »

2.Выполнение индивидуальных заданий:

Показать и назвать на фотографии членов семьи. Выбрать картинки с изображением мальчиков (девочек, и т.д.).

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним

1.Наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Задание: фиксировать в быту, самостоятельной деятельности интерес ребенка к книгам, иллюстрациям.

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека

1.Проблемная ситуация « Проводи куклу Катю». Форма проведения: индивидуальная.

Задание – проводить куклу в раздевальную комнату, спальню и т.д.

2.Индивидуальное задание «Назови город, в котором ты живешь»

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья

1. Проблемная ситуация «Помоги животным найти свой дом». Форма проведения: индивидуальная.

Материал: большие картинки с изображением леса и домика, набор маленьких картинок с изображением диких и домашних животных. Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением леса и домика и разных животных, они потерялись. Помоги животным найти свой дом

2. Дидактическая игра «Инопланетянин». Материал: предметные картинки тематики: «Посуда», «Транспорт», «Инструменты» и др. Содержание диагностического задания: - Сегодня к нам прилетел инопланетянин. Давай расскажем о неизвестных ему предметах. Ребенку необходимо назвать предметы и материалы, из которых они сделаны, назвать части, признаки предметов. Что это? (Автобус.) Автобус какой? (Большой, железный, т. д.) Для чего нужен автобус? Что есть у автобуса?

3. Игровое задание «Найди лишнюю картинку». Материал: карточки (не менее 5 шт.) с изображением групп из 5-7 предметов, относящихся к игрушкам (одежде, мебели, инструментам и т. д.). На каждой карточке - одна лишняя картинка, которую надо найти. Содержание диагностического задания: Инструкция ребенку.

Рассмотри внимательно картинки на карточке. Найди и назови лишнюю. Объясни, почему ты так считаешь? (Например, лишнее яблоко - это фрукт, все остальные предметы здесь - игрушки.) Какие предметы называют игрушками?

Какие еще игрушки ты знаешь? Из чего они могут быть сделаны? И т. п.

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2012

Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости)

1.Дидактическое упражнение «Мишка в гости к нам пришел» Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. (цель: выявить уровень развития умения ребенка ориентироваться в пространстве) Задания: «Покажи Мишке свою правую руку (ногу и т.д.)»,

2 1.Дидактическая игра «Поручение». Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

2. Дидактическая игра «Назови, что видишь». : По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.

3.«Найди гараж для машины» (на листе бумаги)

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник

Задание: «Какой это формы?», «Найди предметы круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной формы»

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду» «Детство – Пресс»

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме и назначению

Методы: проблемная ситуация. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.

Задания: «Подбери все синее, все круглое, все большое», «Отбери все игрушки, фрукты и т.д.»

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Понимает смысл обозначений: "утро", "вечер", "день", "ночь", определяет части суток, называет времена года, их признаки, последовательность

Проблемные ситуации . Форма проведения: индивидуальная.

1.Материал : игрушка Мишутка, картинки с изображением различных частей суток, времен года. «Наш день»

Задание: Рассказать Мишутке в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и просит детей показать утро и вечер, а затем день и ночь.

2. «Что Мишутка нарисовал неправильно?» - найти несоответствие, объяснить свой выбор (зимой грибы не растут)

3. Дидактическая игра «Времена года» Задание: собрать пазлы «Признаки весны», «Признаки зимы», «Признаки осени», объясняя свой выбор

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду» Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2012

Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"

Что изучается (оценивается)?

Содержание диагностического задания

Литература

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками

1 .Наблюдение за ребенком в процессе речевого общения. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. (цель: выявить уровень развития умений употреблять в речи слова, обозначающие действия, качества и свойства, связанные с этикой общения и культурой поведения.

2Диагностическое упражнение «Вежливые слова». Форма проведения: индивидуальная. (цель: выявить у ребенка уровень развития умения употреблять в речи слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания» в соответствующей ситуации общения).

Воспитатель предлагает различные ситуации (не может зашнуровать ботинок, не справляется с сооружением башенки, уходит домой, приходит в детский сад), ребенок проговаривает вежливые слова, которые необходимо сказать в конкретной ситуации.

3. Наблюдение в быту и в организованной деятельности. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: наблюдать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка с детьми и взрослыми.

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Санкт – Петербург «Детство – Пресс 2012

Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литерат.произведений

1. Целенаправленное наблюдение воспитателя за поведением ребенка во время общения со сверстниками в процессе организации сюжетно-ролевых игр, игр с правилами.

2. Дидактическое упражнение «А как бы поступил ты?». Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку обсудить ряд ситуаций, нарисованных на картинках.

3.Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Теремок». Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Санкт – Петербург «Детство – Пресс 2012

Имеет представление о мужских и женских профессиях

1. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Материал: сюжетные картинки «Профессии».

Содержание диагностического задания: Детям предлагается рассмотреть картинки и ответить на вопросы:

Какие профессии ты знаешь? Назови. Что ты знаешь о профессии врача? Что нужно для работы врачу?

Какая (из представленных на картинках) профессия тебе кажется самой интересной? Кем работают твои родители?

Что ты знаешь об этих профессиях? Какие инструменты нужны плотнику? Врачу? И т. п.

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Санкт – Петербург «Детство – Пресс 2012

Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические характеристики

1 .Дидактическая игра «Определи настроение». Материал: сюжетные картинки, где изображены члены семьи, выполняющие различные трудовые действия (с ярко выраженным эмоциональным состоянием).

Содержание диагностического задания : инструкция ребенку. Рассмотри сюжетные картинки, назови членов семьи. Что они делают? Попробуй объяснить настроение каждого. Почему дедушка грустный? (Мальчик баловался и сломал очки дедушки, дедушка недоволен, он сердится.) Чему так обрадовалась мама? (Девочка моет посуду, помогает маме. Мама поливает цветы и улыбается и т. п.)

2. Наблюдение за участием ребенка в сюжетно-ролевых играх (цель: выявить уровень развития умений отражать семейные отношения и элементарное профессиональное взаимодействие взрослых, правильно называть себя в игровой роли, свои игровые действия, планировать в речи 1-2 игровых действия, передавать сюжет из нескольких взаимосвязанных действий, пользоваться разными игрушками, предметами-заместителями, атрибутами одежды в зависимости от сюжета и роли).

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

Санкт – Петербург «Детство – Пресс 2012

Проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги

1. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко». Содержание диагностического задания: Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко. - Как ты думаешь, из какой сказки данные герои? - Что произошло с петушком? - Как ты думаешь, почему петушок подавился? - К кому сначала побежала курочка за помощью?

Для чего нужно было маслице? (Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного кукольного театра.

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

«Детство – Пресс 2012

Готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы

1.Игровое задание «Лесенка». Материал: картинки, изображающие разные виды деятельности детей в детском саду (уборка территории, уход за растениями, дежурство, подготовка к занятиям и т. п.), иллюстрация лесенки с пиктограммами эмоций. Содержание диагностического задания: Ребенку предлагается разложить картинки на ступеньках лесенки, где с помощью пиктограммы переданы эмоции (люблю, не очень люблю, не люблю).

2.Привлечение ребенка к помощи педагогу после занятий по изодеятельности, для уборки в игровом уголке и др. Например: мытье баночек из-под краски. Содержание диагностического задания: Перед выполнением трудового процесса ребенку предлагается рассказать, как он будет трудиться, что позволит педагогу выявить умение ребенка планировать свою трудовую деятельность

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

«Детство – Пресс 2012

Принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить правило игры

Наблюдение за участием ребенка в дидактических играх . Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: фиксировать умение ребенка придерживаться правил в дидактических играх, например, «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Теплый - холодный».

Бабаева Т.И. «Мониторинг в детском саду»

«Детство – Пресс 2012

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ

Боброва А.А.

Инструментарий

педагогической диагностики

в средней группе №1

Фрунзенского района города Саратова

ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ № 1 (с 4 до 5 лет)

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НА 201_/201_ УЧЕБНЫЙ ГОД

ВОСПИТАТЕЛИ:

1. Горбачева Н.А.

Как работать по программе «Детство»

МОНИТОРИНГ В ДЕТСКОМ САДУ

Научно-методическое пособие

Соответствует «Федеральным государственным требованиям

к структуре основной общеобразовательной программы

дошкольного образования»

Санкт-Петербург

ДЕТСТВО-ПРЕСС

ББК 74.100

Авторский коллектив: к. п. н., проф. Т.И.Бабаева, д. п.н., проф. А. Г. Гогобе-ридзе, д.п.н., проф. М.В. Крулехт, к.п.н.,проф. Н.А. Ноткина, к.п.н., проф.3. А. Михайлова; к. п. н., доц. О. В. Акулова, к. п. н., доц. Т. А. Березина, к. п. н., доц. А. М. Вербенец, к. п.н., доц. Т.Г.Гусарова, к. п.н., доц. Грядкина Т. С, к.п.н., доц. В. А.Деркунская, к. п.н., доц. Езопова С. А., к.п.н., доц. О. В. Солнцева, к. п. н., доц. О. Н. Сомкова, к. п. н., доц. М. Н. Полякова, х. п. н., доц. Л.С.Римашевская, к. п.н., асе. Р. И.Яфизова, ст. преп. НО. Ни-конова; к. п.н., асе. Л. В. Немченко; к. п.н., асе. О. В. Киреева, Т.А.Ивченко, А. Н. Харчевникова.

Научный редактор: доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе. Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Т. А. Барышева, доктор педагогических наук, профессор И. Э. Куликовская, Бабаева Т. И., Гогоберид­зе А. Г., Михайлова 3. А. и др.

М74 Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: «ИЗ-

ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 592 с. + цв. вклейка.

5ВN 978-5-89814-660-3

Методическое пособие подготовлено коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена. Впервые представлен инструментарий мониторинга качества освоения детьми образовательных об­ластей программы «Детство». Материалы подготовлены в соответствии с «Фе­деральными государственными требованиям к структуре основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования». Результаты мониторинга помогут воспитателям, реализующим программу «Детство», определить акту­альные задачи воспитания и обучения каждого ребенка, организовать педаго­гическое сопровождение.

Книга также будет полезна педагогам при организации опытно-экспери­ментальной работы в детском саду, преподавателям и студентам дошкольных отделений вузов, родителям детей дошкольного возраста.

ББК 74.100

© Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г.,

Михайлова 3. А. и др., 2011 © Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ]5ВN 978-5-89814-660-3 «ДЕТСТВО-ПРЕСС*, 2011

Введение

Федеральная образовательная программа дошкольного образова­ния «Детство» создана коллективом авторов - преподавателей кафед­ры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена в 1990 году. В 2000 году, после десяти лет апробации в дошкольных учреждениях РФ, программа «Детство» была рекомендована Министерством обра­зования РФ, получила статус федеральной комплексной программы дошкольного образования (учитывая особенности ступени дошколь­ного образования, отсутствие ФГОС дошкольного образования, про­грамма «Детство» является, по сути, документом, гарантирующим ка­чество дошкольного образования).

К 2008 году программа «Детство» имеет 3 редакции и 5 переизда­ний (общий тираж более 25000 экземпляров), что подчеркивает ее востребованность на рынке образования.

Уникальность программы «Детство» заключается в том, что впе­рвые в истории отечественного дошкольного образования программу разработал коллектив кафедры учебного университета под руководст­вом доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой В.И.Логиновой. Это единственная в стране программа дошкольного образования, созданная учеными, готовящими будущих педагогов. Традиционно все существующие программы для детских садов разра­батывались коллективами авторов научно-исследовательских институ­тов и центров.

Новизна программы определяется тем, что впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Авторы предусмотрели для органического вхождения ре­бенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и му­зыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математи­кой, игрой и трудом. Девиз программы «Чувствовать - Познавать - Творить» определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целост­ность и единую направленность. Содержательная связь между разны­ми разделами программы позволяет педагогу интегрировать образова­тельное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Программа прошла многолетнюю апробацию, зарекомендовав себя как качественный программно-методический продукт обогащенного развития дошкольников, обеспечивающий единый процесс социали­зации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Сегодня образовательная программа «Детство» - один из широко востребованных документов, в соответствии с которым работают в России дошкольные образовательные учреждения разных типов, видов и категорий. По данным Института стратегических исследований в образовании РАО, (2008 год), программа «Детство» занимает второе место в стране по популярности. По ней работают около 50% до­школьных образовательных учреждений Российской Федерации.

Идеи программы постоянно обновляются и развиваются. Автор­ским коллективом разрабатываются инновационные педагогические технологии реализации ее содержания с учетом особенностей совре­менных дошкольников. Библиотеку программы «Детство» составляют сегодня около 70 пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение.

На современном этапе программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс, включающий: ^ комплексную программу «Детство» для детей от 3 до 7 лет;

    методическое обеспечение программы;

    методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».

Одной из важнейших задач, связанных с реализацией программы «Детство», является задача изучения педагогом возможностей и успеш­ности освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника.

В связи с этим разработка научно-педагогического инструмента­рия мониторинга развития и воспитания ребенка в образовательном процессе - сложная, но чрезвычайно актуальная проблема, которую авторы программы пытаются решить на страницах данного пособия.