В истории развития всей европейской культуры важнейшее место занимает искусство и культура древней Греции. На ее основе и сформировались классические каноны античности.

В целом, ее культурные традиции были полны противоречий, потому что создавались они в обществе рабовладельческой демократии. Однако произведения античных мастеров стали эталоном для творцов многих последующих поколений.

Первые археологические раскопки в начале XVIII века были проведены в городах Помпеи и Геркуланум, погребенных под вулканической лавой Везувия. В результате исследований были обнаружены многие уникальные образцы различных произведений мастеров той эпохи.

Это скульптуры и рельефные изображение, посуда и предметы домашней утвари, оружие и древние инструменты. Среди всех найденных ценных экземпляров особое внимание привлекают сохранившиеся фрагменты зданий. Они представляют огромный интерес для ученых в процессе изучения архитектурного облика городов древней Греции.

Периоды развития древнегреческой архитектуры

Всю историю развития архитектуры в древней Греции можно разделить на несколько периодов:

  • Гомеровская эпоха (с XII до середины VIII веков до нашей эры) — период зарождения и развития эллинской архитектуры, время постепенного разложения родового строя и появления новых классовых отношений. В основе эллинского зодчества изначально лежали традиции эгейской культуры, но впоследствии зарождались и новые, самобытные черты.

В бронзовом веке храмы еще не строились. И только в начале VIII века появляется храм, особенности конструкции которого напоминают мегарон, возникший ранее в . Основным строительным материалом для храма стал необожженный кирпич, а двускатная крыша была сделана из дерева.

Большую часть сведений об облике сооружений того периода ученые почерпнули из произведений Гомера. В те времена строились дома из древесины, которые для большей прочности скрепляли металлической обшивкой.

Еще одним распространенным видом строительного материала был кирпич — сырец. К концу периода строители начали использовать черепицу из обожженной . Для этого времени характерно строительство не только обычных жилых домов, но и первых храмов.

Данный период примечателен формированием особенной планировочной системы, важное место в которой занимает колоннада, окружающая здание со всех сторон. Одним из самых ранних сооружений того периода считается храм богини Геры на острове Самосе.


  • Архаический период (с VIII по начало V веков до нашей эры) — характеризуется окончательным формированием рабовладельческого государства, и возникновением города — полиса.

В начале архаического периода была также распространена техника строительства из дерева и сырцового кирпича. Отличие заключалось лишь в применении терракотовых облицовок для отделки храмов. В дальнейшем наиболее важные и масштабные сооружения начинают строить из мягкого и легкого в обработке известняка. В конце периода самым распространенным материалом становится .

В течение VII века до нашей эры древнегреческое строительное искусство развивается сразу в нескольких направлениях, которые имели существенные различия.

В архаический период появляются первые образцы монументальных сооружений, а также формируются различные типы храмов и других зданий общественного назначения.

Происходит зарождение и развитие ордеров, которые впоследствии становятся базовыми и наиболее узнаваемыми элементами древнегреческой архитектуры.

  • Классический период (с 480 по 400 годы до нашей эры) — время правления Перикла, которое характеризуется высоким уровнем развития архитектуры и всех сфер искусства.

Широко применяется отточенная до идеального состояния ордерная система. Облик зданий приобретает утонченность, а почерк архитекторов — узнаваемость.

Афины становятся главным городом, имеющим правильную планировку улиц. В других городах также проводится постройка новых жилых кварталов по единому плану.

В этот период формируется архитектурный облик типового греческого дома, который состоит из окруженного портиками внутреннего дворика, прообразом которого стал мегарон.

Для классического периода характерно появление открытых каменных театров и залов для музыки — одейонов. Новые формы приобретают общественные здания для собрания большого количества людей.

  • Эпоха разложения полисов (IV век до нашей эры) — в этот период храмы теряют свое передовое значение, однако с большей интенсивностью развивается светская архитектура и совершенствуется планировка жилых домов.

Зданий приобретает большую утонченность и изящество благодаря использованию ионического и коринфского ордеров.

  • Эпоха эллинизма (330 — е годы — I век до нашей эры) — период возникновения греко — восточных монархий и проникновения древнегреческой культуры в Малую Азию и Египет.

Дли эпохи эллинизма характерно смешение различных стилей и ордеров с чисто декоративной целью. Но при этом теряется былая лаконичность, монументальность и узнаваемость ордерной системы.

Однако этот факт совершенно не мешает созданию масштабных городских ансамблей, в архитектуре которых повсеместно применяется перистиль — ряды колонн, окружающих дворы и площади.

Ордерная система

Ордер в архитектуре — это система проявления конструкции сооружения в определенной форме. С развитием и становлением стилистики различных ордеров устанавливается соразмерность целого сооружения и отдельных его частей, композиция и соответствующие пропорции. Постепенно совершенствуются формы построек, и греческая классика достигает вершины своего развития.

В архитектуре древней Греции использовались три основные ордера:

  • Дорический
  • Ионический
  • Коринфский

Основное различие архитектурных ордеров заключалось прежде всего в формах колонн и антаблемента, а также в различных декоративных деталях и соотношении пропорций.о

При этом планировка пространства зданий была одинаковой для всех ордерных систем. И дорический, и ионический ордера использовались в процессе строительства не только культовых, но и светских сооружений, а также мест общественного посещения.

Каждая постройка представляет собой единое целое, созданное из отдельных архитектурных элементов, среди которых можно назвать следующие:

  • Крепида — это подножие любой постройки, своего рода фундамент сооружения.
  • Стены
  • Колонны различных ордеров
  • Антаблемент
  • Кровля
  • Треугольный фронтон

В древнегреческой архитектуре использовалась система колонн и антаблементов или, как ее еще называют — стоечно — балочная система. Лучшими образцами построек стали храмы, которые изначально возводились из , а позднее — из природного камня.

Дорический ордер

Дорический ордер — наиболее массивный из всех, но при этом отличается простотой декоративных деталей и строгостью отделочных элементов. Дорический ордер сформировался в VI веке до нашей эры. Ярким примером можно считать храм Геры в Олимпии .


Размеры отдельных частей сооружения и их пропорциональное соотношение связаны с длиной радиуса колонны в ее основании. Этот радиус называется модулем, и на его основе проводятся расчеты всех последующих пропорций.

В дальнейшем, с развитием техники строительства, колонны становились более тонкими, изящными и высокими. Соответственно, между ними увеличивалось расстояние, а высота антаблемента уменьшалась.

Храм дорического ордера обычно строили на трехступенчатом высоком основании. Ступени крепиды не были предназначены для восхождения людей. Это был один из характерных элементов древнегреческой архитектуры. Высота ступеней основания определялась из расчета общих пропорций сооружения.


На трехступенчатом основании устанавливались колонны, не имеющие базы. Они состояли из трехчастной капители (гипотрахелий, эхин, абака) и каннелюрованного ствола, имевшего небольшое утолщение — энтахис. По своей высоте ствол колонны был равен приблизительно 11 модулям, то есть был в 11 раз длиннее радиуса колонны в основании.

Антаблемент дорического ордера тоже являлся трехчастным. На колоннах размещался архитрав с фризом, который состоял из триглифов и метоп. Он также поддерживал слегка выступающий карниз. Крыша была двускатной с небольшим уклоном. Фронтон треугольной формы, как правило, был украшен скульптурами.


Для композиционной завершенности дорического храма огромное значение имел цвет сооружения, который дополнительно подчеркивал его конструкционные особенности.

Наиболее известным из сохранившихся образцов дорических построек является храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах .


По своим архитектурным достоинствам самым значительным сооружением считается на Афинском Акрополе.


Ионический ордер

Постройки ионического ордера характеризуются большей легкостью и изяществом. Особенно это заметно по сравнению с массивными элементами дорического ордера.

Ионические храмы раннего периода имели большие размеры и более роскошное убранство, чем тяжеловесные и строгие дорические храмы.

Но главной отличительной особенностью можно считать внешний облик колонн: они гораздо стройнее и тоньше. К тому же, имеют базу, ствол и капитель. Наиболее роскошной формой характеризуется капитель с волютами.

При этом колонны не связаны ритмическими элементами, как в дорическом ордере. Вместо фриза ионический антаблемент был отделан поясом, декорированным барельефом. Все детали ионического ордера имели сложную профилировку.

Наибольшего расцвета ионический ордер достигает в Малой Азии, где образцы сооружений имеют значительные размеры. Ярким примером может служить храм Артемиды в Эфесе , который достигал в длину 126 метров, и имел колонны высотой 18 метров.


В самой Греции сооружения ионического ордера представлены небольшими изящными постройками. Из сохранившихся образцов можно назвать храм Ники- Аптерос и в ансамбле Акрополя в Афинах.


Храм Ники — Аптерос
Эрехтейон — последний храм в ансамбле афинского Акрополя

Коринфский ордер

Коринфский ордер получил свое развитие на основе ионического и окончательно сформировался только в римской архитектуре. Главное отличие коринфского ордера от ионического заключалось в наличие капители с четырьмя сторонами, украшенными скульптурным изображением листьев аканта.

Среди наиболее значительных образцов коринфского ордера в Греции можно назвать капитель памятника Лисикрата в Афинах . Еще одним примером использования коринфского ордера является незаконченный афинский Олимпейон .


Олимпейон — храм Зевса в Афинах

Строительная техника

В архитектуре древней Греции основным строительным материалом был природный камень различных сортов. Так, в ранний период применялся мягкий известняк, который легко поддавался обработке. При строительстве в VI веке до нашей эры был использован известняк. Но в ансамбле Нового Акрополя, построенного Периклом, уже встречаются сооружения из пентелийского мрамора.

При этом нужно подчеркнуть, что из камня возводились прежде всего храмы и общественные здания. А вот жилые дома обычно строились из кирпича — сырца или обожженного кирпича.

В процессе кладки стен общественных зданий тоже иногда использовался , но позже наружную сторону облицовывали каменными плитами.

Для сооружения кровли и перекрытий обычно использовали древесину. В ранний период из дерева были сделаны и колонны храмов. Это можно было наблюдать на примере храма Геры в Олимпии, где деревянные колонны впоследствии были заменены каменными.

Каменная кладка производилась сухим способом без применения раствора. При этом для усиления конструкции использовались шипы или деревянные шпонки. Сооружение должно было выдерживать подземные толчки в случае землетрясений, поэтому каменные блоки скреплялись друг с другом с помощью множества металлических скоб.

Процесс установки сложных архитектурных элементов был весьма трудоемким. Некоторые детали делали сразу цельными — например, капители и плиты со скульптурными элементами. Остальные части обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка производилась в направлении сверху вниз по мере уменьшения высоты строительных подмостков.

Однако с точки зрения профессиональных архитекторов, древнегреческая архитектура, поражающая благородством и совершенством своих форм, по своей конструкции была очень простой. Эта система состояла из несущих элементов здания (стены и колонны), которые выдерживали нагрузку и несомых частей — балок, плит и перемычек.

Древняя Греция на протяжении веков оказывала влияние на многие мировые архитектурные стили – например, неоклассика, столь популярная в 19 веке, стала фактически возрождением древнегреческой архитектуры. Значительное количество мировых шедевров вдохновлялись архитектурой Греции, в частности древнегреческим стилем дорического, ионного или коринфского ордера.

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.


Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.


Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.


Ионический ордер

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.


Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.


Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.


Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  • толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.


Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Римская архитектура

Во втором веке до нашей эры римляне завоевали Грецию и ознаменовали новую эру в греческой архитектуре. Римская архитектура стала смесью древнегреческого, финикийского и этрусского стиля с небольшим влиянием других культур Римской империи. В Афинах имеется много строений римского периода с характерными арками и резьбой по камню. Например, арка Адриана, построенная в 132 году н.э., чтобы отметить границы между старыми (классическими) Афинами и новой (римской) частью города.


Древняя Греция - родина настоящих сокровищ искусства и архитектуры. До сих пор даже руины храмов, возведенных в незапамятные времена, поражают величием и точными пропорциями. Именно греки разгадали тайну благородной красоты, изобретя ордер. Это может показаться неважным, но на нем держится вся европейская архитектура!

Кносский дворец, или визит к минотавру

Города и письменность в Европе зародились на средиземноморском острове Крит. Самым могущественным городом острова стал легендарный Кносс. Именно здесь было заложено основание знаменитого Лабиринта, к которому вели все дороги острова. В древнегреческой мифологии Кносс связан с именем печально известного критского царя Миноса.

Кносский дворец был, пожалуй, самым сложным многоэтажным строением тех времен. Четкого, регулярного плана его постройки не было. Вполне возможно, что расположенные на разных уровнях помещения достраивались по мере надобности.

Во дворце было легко заблудиться: множество коридоров, залов, потайных лестниц и переходов сбивали с толку любого попавшего внутрь гигантской архитектурной паутины. Разные по назначению помещения располагались вокруг прямоугольного двора в центре дворца.

Сложно представить архитектора, сотворившего это инженерное чудо. Потому и родилась история о том, что строителем был знаменитый греческий зодчий Дедал - художник и инженер, прославившийся изобретением инструментов.

При всей своей хаотичности Кносский дворец был буквально наполнен передовыми изобретениями того времени. Лабиринт был снабжен водопроводом и канализацией. Роль окон играли световые колодцы - большие проемы в потолке. Они же обеспечивали и естественную вентиляцию комнат, то есть были своего рода кондиционерами.

Согласно легенде, царь Крита Минос держал во дворце- лабиринте чудовище - Минотавра, на съедение которому из Афин должны были присылать юношей и девушек

Особенностью Кносского дворца являются колонны кроваво-красного цвета. Их называют иррациональными. В противоположность привычной нам колонне, расширяющейся книзу, эти колонны, наоборот, книзу сужаются. Есть предположение, что такая необычная форма колонн была создана для того, чтобы не препятствовать прохождению света из световых шахт, окружавших эти колонны. Во всяком случае, больше пока нигде такие колонны не встречались.

Несмотря на грандиозность Кносского дворца, греки впоследствии отказались от столь сложных архитектурных решений в пользу изящества, благородства и красоты.

Что такое древнегреческий храм

Для древних греков религия была непременной составляющей жизни. Живя в довольно непривлекательных домах, для богов они возводили потрясающие по красоте храмы. Каждый храм строился для поклонения определенному богу.

Руины храма Аполлона в Дельфах. VI–IV вв. до н. э.

Древнегреческий храм представлял собой прямоугольное белокаменное сооружение без окон, со всех сторон окруженное колоннами в один или несколько рядов, с величественной статуей божества внутри. Колонны поддерживали двускатную крышу. К главному входу вела мраморная лестница. Еще в эпоху архаики греки предпочитали дереву белый мрамор и желтоватый известняк. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался прочностью.

Обычным людям не позволялось заходить внутрь храма. Здесь могли находиться только жрецы. Поэтому простые смертные любовались красотой сооружения снаружи. Все праздники, которые древние греки устраивали в честь богов, проходили в окрестностях мраморных исполинов.

Нам сейчас сложно это представить, но в древности греческие храмы были ярко раскрашены! Их современное «бесцветное» состояние - итог многих прошедших ле

Греческие храмы очень отличаются друг от друга - в плане сооружения, в количестве колонн и многих других деталях. Самым популярным типом этого здания стал периптер - прямоугольный храм, который колонны окружают со всех сторон. Количество мраморных столбов не могло быть произвольным, а вычислялось определенным образом - древние греки очень ценили точные науки!

Периптер - это слово можно перевести как «кругокрылый»: так назывался храм, обрамленный со всех сторон колоннадой. Диптер, окруженный колоннами в два и более рядов, означает «двукрылый»

Любой среднестатистический древний грек мог рассчитать количество колонн. Для этого он решал простую задачу. На обоих фасадах (переднем и заднем) располагалось по шесть колонн, а число колонн по бокам здания определялось по формуле 2p + 1, где p - число колонн на переднем фасаде. Совсем не сложно!

Другим популярным типом постройки был диптер - прямоугольный храм, на боковых фасадах которого размещались по два или более рядов колонн. Таков, например, храм Артемиды в Эфесе.

Архитектурный ордер - опора европейской архитектуры

Словом «ордер» принято обозначать величайшее изобретение древних греков, на которое, в буквальном смысле этого слова, опирается вся европейская архитектура. Сам термин впервые ввел в обиход древнеримский архитектор Витрувий. Слово это произошло от латинского ordo и означает собственно «строй, порядок». В архитектуре этим термином стали обозначать особый тип композиции, где используются необходимые элементы, строго подчиненные архитектурному стилю.

Любой древнегреческий ордер состоит из трех главных частей. Первая часть - основание, которое располагается на фундаменте чуть выше уровня земли. Вторая часть - колонна, несущий элемент архитектурной конструкции. Она совершенно необходима, поскольку держит на себе крышу и все ее составляющие. Третья часть ордера - несомый элемент, который был назван очень красиво: антаблемент.

Поскольку древние греки любили научную точность и постоянно что-то умножали и делили, то они поделили и антаблемент. Вот его элементы: архитрав - перекладина, находящаяся прямо на колоннах; фриз - декоративная полоса с изображениями греческих героев и различных мифологических существ; карниз - верхняя часть антаблемента, он резко выступает вперед и защищает от дождя архитрав и фриз. Кстати сказать, роль карниза до сих пор осталась неизменной. Древние греки изобретали и строили на века!

Капители классических ордеров - тосканского, дорического, ионического, коринфского, а также композитного ордера. Иллюстрация XVIII века

Известны три вида классического ордера: дорический, ионический и коринфский. Римляне, завоевав Грецию и переняв абсолютно все достижения греков в архитектуре, сами все же придумали еще два - тосканский и композитный.

Свои названия ордеры получили от географических областей, где был распространен тот или иной ордер. Раз появившись, ордер использовался во всех типах сооружений. Правда, менее всего в амфитеатрах. Почему? Давайте разберемся.

Амфитеатры древней Греции

Будучи цивилизованными людьми, греки любили развлечения и зрелища. Как и религия, искусство театра было неотделимо от жизни каждого из них. Поэтому история театра, театрального здания и сценической техники берет свое начало именно в Древней Греции.

Народные празднества, шествия в честь бога Диониса, спортивные соревнования и состязания ораторов собирали огромные толпы. Именно поэтому площадки для этих представлений устраивались у обширных подножий холмов и гор.

Позже греки стали устраивать деревянные скамьи для сидения. А начиная с IV века до н. э. временные сооружения перестраивались уже в каменные амфитеатры.

Древние греки были настоящими эстетами. В строительстве они исключительное внимание уделяли природным условиям. Зрители не только смотрели театральное представление, но и любовались как самим театром, так и окружающим его пейзажем.

Кто хоть раз бывал в современном театре, знает: чтобы получить удовольствие от представления, нужно купить билет на хорошее место. В греческом амфитеатре такой проблемы не было. Зрительские помосты сооружались поперек склона, а сценическая площадка находилась внизу. С каждого места зрителям все было прекрасно видно и слышно. В естественном рельефе акустика была просто великолепна! Можно было бросить монетку в центр арены - и звон от ее падения доносился до самого последнего зрительного ряда.

Одним из первых театров, построенных в Древней Греции, был театр Диониса в Афинах, названный так в честь храма, расположенного напротив.

Изобретенный греками амфитеатр является сегодня наиболее распространенной формой зрительного зала. Только… удачное место все же приходится выбирать.

Иктин и Калликрат. Рождение классицизма

Не все времена в Древней Греции были одинаково удачны для развития архитектуры. Например, время от времени случались войны, в которых греки нередко проигрывали. Это останавливало развитие всей древнегреческой культуры, и в первую очередь - архитектуры.

Самым благодатным периодом для расцвета государства Древней Греции стало время правления легендарного царя Перикла. Этот правитель много сделал для процветания Афин и последующей славы города. В его эпоху главное строительство велось на укрепленном холме - Акрополе. А руководство работами было поручено знаменитому скульптору и архитектору Фидию.

Даже по сохранившимся развалинам можно представить, как прекрасен был в свое время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении был построен небольшой изящный храм, посвященный богине победы Нике. Через ворота с колоннами - Пропилеи - посетитель попадал на площадь. В ее центре высилась статуя богини мудрости Афины - покровительницы города. Несколько дальше виднелся храм Эрехтейон с выступающим сбоку портиком. Верх портика поддерживали не колонны, а мраморные женские фигуры. Эти каменные дамы были названы кариатидами.

Согласно преданию, слово «кариатида» произошло от названия города Карий, жители которого во время греко-персидских войн вступили в сговор с врагом. В память об этом кариатиды - изображения женщин Кария - играли роль архитектурных подпорок.

Главное сооружение Акрополя - храм Парфенон, посвященный Афине. Он был завершен почти две с половиной тысячи лет назад, но история донесла до нас имена его создателей: Иктин и Калликрат. Творения этих мастеров были настолько совершенны, что архитекторы последующих эпох стали использовать их в качестве образца. Можно сказать, именно этим архитекторам мы обязаны рождением стиля на все времена - классицизма. Классический - значит образцовый.

Храм Эрехтейон получил название в честь легендарного афинского царя Эрехтея: там якобы хранились части его гробницы.

Таким образом, изобретенный греками ордер был воспринят сначала римлянами, восхищенными греческой культурой, а через них распространился по всей Европе.

Афинский Акрополь. V в. до н. э. Архитекторы и зодчие: Фидий, Калликрат, Иктин, Мнесикл

Л. Альма-Тадема «Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям» (1868)

Храм Артемиды в Эфесе (в настоящее время г. Сельчук в Измире в Турции). Считался одним из семи чудес света. Был сооружён в середине 4 в. до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., несколько раз подвергался восстановлению и перестройкам.

Периоды в древнегреческой архитектуре

Архаичный период

В древнегреческой архитектуре различают архаичный период (7 в. до н.э. - 590 гг. до н.э.) В этот период народы, населяющие территорию Древней Греции, создавали сооружения, принципы конструкции которых легли в основу более поздних построек. Образцы древнегреческой архитектуры архаичного периода, в основном, сохранились на Апеннинском полуострове, в Сицилии, в Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах. Композиция архитектурных ансамблей архаики создавалась постройками, расположенными в ряд.

Памятниками архаичной древнегреческой архитектуры были храмы Геры ("Базилика") в Пестуме, Афины ("Деметры"). Храм Геры ("Базилика") создан из туфа, его особенность заключается в нечетном количестве массивных колонн на торце. Сами колонны утолщаются книзу, создавая ощущение «одутловатости». Массивность строения сочетается с декоративной каменной резьбой.

Храм Геры в Пестуме. Середина 6 в. до н.э.

Колонны храма Геры в Пестуме.

Ранне-классический период

Следующий этап в развитии древнегреческой архитектуры - ранне - классический (590гг. до н.э. - 470 до н.э.). В этот период древнегреческая архитектура обогатилась египетскими и азиатскими элементами, которые вписывались в философию и религиозные воззрения общества. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции - более соразмерными и менее тяжеловесными. В тот период при установке колоннады начали придерживаться соотношения количества колонн торцового и бокового фасадов 6:13 или 8:17.

Образцом древнегреческой архитектуры переходного периода между поздней архаикой и ранней классикой является храм Афины Афайи на острове Эгине (около 490 г. до н.э.) Он имел небольшие габариты, соотношение колонн - 6:12. Храм создан из известняка, его стены покрывали росписи, фронтоны украшали мраморные скульптуры (сейчас они хранятся в Мюнхенской глиптотеке - Münchener Glyptothek).

К переходному периоду в древнегреческой архитектуре относится и храм в Селинунте в Сицилии. Он все еще был вытянут в длину, имел соотношение колонн 6:15. Сами колонны производили впечатление массивных и грузных. Типичным сооружением древнегреческой архитектуры ранней классики являются храм Посейдона в Пестуме и храм Зевса в Олимпии (конец 5 в. до н.э.). Он установлен на трехступенчатом основании. Имеет невысокий стилобат (верхняя часть стереобата - ступенчатого цоколя, на котором возводилась колоннада), низкие широкие ступени, соотношение массивных колонн с утолщением в нижней трети 6:14. Храм был построен с учетом особенностей зрительного восприятия. Издали он выглядит приземистым. По мере приближения к сооружению растет ощущение его мощи и величия. Такой прием расчета на восприятие объекта по мере удаления или приближения характерен для зодчества периода ранней классики в древнегреческой архитектуре.

Храм Посейдона в Пестуме.

Храм Зевса в Олимпии (468 и 456 гг. до н.э.) - произведение архитектора Либона, был самым крупным храмом Пелопоннеса (южная часть Балканского полуострова). Храм был построен из ракушечника. Соотношение колонн 6:13. На фронтонах были изображены состязание на колесницах Пелопса и Эномая, битва греков с кентаврами, на элементах фриза - подвиги Геракла.

Развалины храма Зевса в Олимпии.

Классический период

Классический период древнегреческой архитектуры (470 до н. э. — 338 до н. э.). В этот период продолжилось совершенствование стиля. Вместо песчаника использовался мрамор. Строения становились более легкими и изящными. Примером сооружений классического этапа являются храм Тесея в Афинах, храм в Иллисе (не сохранился) и храм Аптерос на входе в некрополь Афин.

Эллинский период

Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.) в древнегреческой архитектуре развивался под влиянием мотивов Востока. Образец - храм Крылатой Афины в Тегее, храм Зевса в городе Немея. Множество строений с богатым декором было возведено в Малой Азии, например, монумент царю Мавсолу, храм Афины в городе Приена, храм Феба Дидимского в городе Милеет.

Руины храма Крылатой Афины в Теге.

Виды храмов в древнегреческой архитектуре

Анты (antae) — выступы продольных стен здания с двух сторон от входа, служащие опорой для карниза.

Самым ранним видом храма был дистиль («храм в антах»). В плане храма — прямоугольное или квадратное помещение - цела, передний фасад с входом, напоминающий лоджию с боковыми стенами (антами). Между антами на переднем торце стояли две колонны (отсюда название: «дистиль», что значит - «двуколонный»).

Схема храма в антах.

Храм в антах - Сокровищница афинян. Афины. конец 6 - начало 5 в. до н.э.

Храм простильный с одним портиком и колонами на одном торце (колонны заменяют анты).

Простильный храм с пристройкой.

Храм амфипростильный с двумя портиками с колоннами на двух торцах.

Храм Ники Аптерос с двумя портиками в Акрополе. Афины. 449 - 420 до н.э. Архитектор Калликрат.

Храм периптерический - в его основе амфипростильное или простильное сооружение, которое стоит на высоком фундаменте и имеет колоннаду по всему периметру. Примером может служить Парфенон.

Парфенон. 447 - 438 до н.э. Зодчие Иктин и Калликрат.

Храм диптерический имеет двойной ряд колоннады по периметру. Пример диптерического сооружения древнегреческой архитектуры - Храм Артемиды в Эфесе в 550 г. до н.э.

Храм Артемиды в Эфесе.

Храм псевдопериптерический - вместо колонн периметр здания украшали полуколонны, которые выступали на половину диаметра колонн из стен. Храм псевдодиптерический, у которого за наружным рядом колонн вдоль периметра стояли полуколонны, выступающие из стен. Древнегреческие колонны В древнегреческой архитектуре важную роль играла колонна, она служила определяющим модулем - в соответствии с ее размерами создавались все пропорции сооружения и его декор. Существует несколько типов колонн. Дорические колонны имели соотношение диаметра и высоты колонны приблизительно 6:1. Колонна наверху тоньше, чем внизу. Ниже середины колонна имела утолщение. Часто дорические древнегреческие колонны покрывались вертикальными желобками - каннелюрами, обычно их было 16-20. Колонны ставили прямо на пол сооружения или устанавливали на прямоугольный постамент.

Рисунок капители дорической колонны с каннелюрами.

Волюты - завитки на капители со стороны фасада. По боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами - балюстрами, напоминающими свиток. Волюты окантованы выпуклыми ободками, закручивающимися в виде спирали, сходящейся в центре в «глаз» - небольшую полусферу.

Древнегреческие колонны ионические изящнее дорических, их ставили на стилобат - широкое четырехугольное подножие, внизу у колонн база из валов, разделенных желобками. Ионическая колонна покрыта большим количеством глубоких каннелюр (24 и больше). Капитель колонны выполнена в виде двух противоположно расположенных волют.

Ионическая колонна.

Древнегреческая колонна коринфская отличалась особенной пышностью. Капитель коринфской колонны представляет собой корзину, окружённую двумя рядами акантовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты. Архитекторы Римской империи и зодчие Ренессанса коринфскую колонну сделали образцом для подражания.

Капитель коринфского ордера.

Разнообразие сооружений древнегреческой архитектуры объединено общим конструктивным подходом к строительству, системой пропорций и элементами, дающими возможность определить этот стиль с первого взгляда.