Как известно, Вергилий написал свою знаменитейшую «Энеиду» по инициативе Августа. Он желал в пышной форме прославить империю Августа, так как был ее искренним приверженцем. Грандиозный рост Римской империи нуждался как в исторической, так и в идеологической подпочве. Но самих исторических фактов в подобных случаях бывает мало. Здесь всегда на помощь приходит мифология, роль которой заключается, чтобы обычную историю превратить в чудо. Таким мифологическим обоснованием всей римской истории и есть та концепция, которую использовал Вергилий в своей поэме. Он не был ее изобретателем, а лишь своего рода реформатором, а главное - ее талантливым выразителем. Мотив прибытия Энея к Италии встречается еще у греческого лирика VI ст. к н.э. Стесихора. Римские эпики и историки тоже не отставали в этом от греков, и почти каждый из них отдавал дань этой легенде.

Основными источниками мифов, из которых черпал сюжеты Вергилий, очевидно были прежде всего «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а также древнегреческий киклический эпос, в частности троянский цикл, который примыкал к «Илиаде» и «Одиссее». Вергилий подражал именно Гомеру, он заимствует массу отдельных слов, выражений и даже целых эпизодов, отличаясь от его простоты огромной психологической сложностью. Первую половину «Энеиды» целиком можно назвать наследованием «Одиссее», другую - «Илиаде».

Обратимся к главному герою поэмы - Энея. Уже в «Илиаде» Гомера, а также в его гимнах к Афродите Эней - выходец одной из ветвей троянского рода и отважнейший воин после Гектора, сын троянца Анфиса и Венеры (Афродиты). Миф об Энее был известный римлянам уже около 500 . до н.э. от этрусков. В V ст. он упоминается в греческой литературе как основатель Рима. Позднее, исходя из хронологии, между действиями Энея и учреждением Риму был включен период правления династии албанских царей. Эней считался мифическим родоначальником римлян, которые в связи с этим иногда носили название энеадами, в частности, род Юлиев, который берет свое название от лица сына Энея Юла.

Но проследим за сюжетом, как именно мифы и легенды переплелись в тесной канве событий поэмы.

Первые шесть песен поэмы посвященные путешествованиям Энея от Трои до Италии, дальнейшие шесть - войнам Энея в Италии с местными племенами.

Первая песня рассказывает нам о морской буре и преследовании Энея Юноной, которая является заместительницей Дидоны, а в римской мифологии, богиней брака, материнства и женщин вообще. Но Эней под защитой другой богини - Венеры, своей матери. Прибыв в Карфаген, Эней встречает ее царицу - Дидону. Ее образ, характер, поведение Вергилий строит, руководствуясь разными мифами об этом персонаже. В римской мифологии, она - царица, учредительница Карфагена, дочь царя Бона, вдова жреца Геракла Акербаса, которого убил брат Дидони Пигмалион, чтобы захватить его богатства. В мифах, Дидона, захватив сокровища, со своими спутниками отправилась в Африку и остановилась около финикийской колонии Утика. Местный берберский царь Ярба пожаловал ей немного земли - сколько займет шкура вола. Хитрая Дидона, порезав эту шкуру на узкие полоски, обложила ими значительный кусок земли и основала город-крепость Карфаген. Цитадель города так и называлась: Бирса («шкура»).

Но возвратимся к Энею. Дидона устроила банкет, и на нем Эней рассказывает о гибели Трои. В рассказе Вергилий соединил легенды о деревянном коне, которого ахейцы оставили возле ворот Трои с наилучшими воинами внутри, и о греческом шпионе Синоне, и о Лаокооне, которого убили змеи. Вергилий очень удачно обработал эти мифы, детально вырисовал события.

Убегая из Трои вместе с сыном и женой, Эней спасает своего больного отца Анхиса. Здесь Вергилий взял миф о властителях зарданов, внука Асссаранча, брат которого Ид был дедом троянского царя Приама. Под чарами Зевса Афродита влюбилась у красавца Анхиса, от которого и родила героя Энея. За то, что Анхис рассказал людям о любви богини, он был поражен ударом молнии и парализован.

Приехав в Италию, Эней встречает в храме Аполлона Сивиллу. В греческой мифологии это - пророчица, которая в экстазе предусматривает будущее (в основном несчастья). Первоначально Сивилла (Сибилла) - собственное имя одной из провидиц. По традиции, первой Сивиллой, от которой получили свое имя все другие, была троянка, дочь Дардана и Несо.

Эней вместе с Сивиллой спускаются в подземное царство, чтобы узнать от умершего Анхиса пророчество о будущем. Подземный мир изображен очень детально. Здесь переплетаются греческие и римские мифы, легенды, а особенно их персонажи - разнообразные мифические чудовища, такие как Цербер, Титаны, кентавры и прочие. Мы видим адские реки, через которые души умерших перевозит мифический Харон.

Изображение Вергилием ада настолько образное, яркое, целостное, что захватывало многих литературных художников разных эпох. Одним из ярчайший примеров наследования этого эпизода есть ад в «Божественной комедии» Данте, который в свои проводники выбрал именно Вергилия.

«Энеида» не была закончена Вергилием, в ней нет изображения тех событий, которые случились после войны троянцев и рутулов.

Вся мифология, однако, не представленная в «Энеиде» полностью, так как учреждение Риму отнесено к будущему и подаются только пророчества.

Вергилий использовал весь арсенал греко-римской мифологии, чтобы создать пышное одеяние для новой власти. Но его несомненный талант сделало произведение бессмертным, о чем свидетельствуют многочисленные его наследование, переводы, перепевы, незатухающий интерес к его творчеству безграничного количества почитателей, так как он сделал очень весомый вклад как в античную, так и в мировую литературу.

Книга первая

Большой флот во главе с Энеем направляется к берегам Италии. Богиня Юнона преследует Энея, насылает на его корабле бурю. Произошел страшный шторм, покрутил и разрушил некоторые корабли, но тут Нептун заметил, что море волнуется, и решил выяснить, что случилось. Подняв голову над водой, он увидел, что натворила хитрая и коварная Юнона.

От Энею флота осталось лишь семь кораблей. Они остановились у Ливийской страны, и Эней вышел на скалу посмотреть вокруг. Увидел он оленей и убил семерых из них, и начался пир. Богиня Венера, мать Энея, смущенная теми событиями, которые произошли с ее сыном, со слезами обращается к Юпитеру, прося помочь троянцам. Юпитер посылает «сына Майи», вестника богов Меркурия, чтобы он открыл для троянцев карфагенские земли, где бы их гостеприимно встретила Дидона. Венера появляется сыну и рассказывает о славном городе Карфаген и его царицу Дидону.

Прибыв в Карфаген, Эней осмотрел город и храм, который Дидона построила в честь богини Юноны. В храме состоялось первая встреча и знакомство Энея с Дидоной. Она гостеприимно приняла троянцев. Венера, задумав прикохаты Дидону к Энея, подговаривает своего сына Купидона принять вид Аскания, чтобы пустить в Дидону свою стрелу. Торжественно приветствуя Дидону, переодетый Купидон делает свое дело, а веселый пир продолжается речами в честь Энея.

Книга вторая

Эней начинает рассказ о разрушении Трои. Рассказывает, как троянцы вводят в город пагубное «подарок девы Минервы» — построенного греками большого деревянного коня. Жрец Лаокоон начал предостерегать троянцев, за что он и двое его сыновей были задушены змеями; лошадь вводят в город. Спрятанные в нем греки ночью выходят из чрева деревянного коня и, убив охрану, открывают ворота города, впуская войско, овладевают городом. Во сне Энею появляется тень Гектора:

грязная борода обгорела,

слиплись волосы в крови, и ранами весь он покрыт.

Он предупреждает Энея, что враги уже завладели Троей, и советует Энею с войском бежать и построить новые «стены, проехав море». Эней призывает товарищей идти в последний бой. Товарищи Энея падают среди пылающего города за пленную греками Кассандру, дочь Приама, которую за косы вытащили из святого храма Минервы. Направляясь к Приамового дворца, Эней видит, что там тоже идет жестокая драка; Пирр

дрожащего старца под алтарь

Тянет, и скользит то в лужах сыновней крови.

Руку он левую в волосы вмотавшы, свой меч вытаскивает

Правой, в сторону втыкает Приама по рукоятку.

Увидев это и вспомнив о своем старом отце, Эней в гневе хотел убить Тиндарееву дочь, сидевшая на пороге храма Весты, и вдруг видит свою мать. Венера уговаривает сына бежать из Трои. Эней забирает сына Анхис и жену Креус, выносит из горящего Трои своего старого отца.

Книга третья

Эней продолжает свой рассказ, что увидел он,

когда Илион надменный

Упал, когда дымом курилась свергнута Троя Нептунська,

покинул родной город и пустился на море. Путешествуя, он пристает к берегам Фракии, высаживается там и, построив стены, основывает город Эннеад. Плывя дальше, Эней останавливается на острове Делосе, но оракул побуждает его плыть дальше на остров Крит, а затем в Италию.

Как корабли оказались в открытым море и на земле уже

Больше нигде не было видно, только небо и море,

Над головою мрачные появились тучи,

Бурю и темень несли они и волны в тьмы заиграли.

Буря заносит троянцев на Строфадськи острова, где они встречаются с гарпия и учиняют с ними бой.

Жрец Хелен предвещает Энею и его спутникам события дальнейшего плавания, одаривает их.

Книга четвертая

Дидона в слезах признается своей сестре Анне в любви к Энея; та же, поддерживая сестру, подает ей надежду на брак с ним.

Вот с собой Энея она везде по городу водит,

Город все и сидонськи богатства показывает, хочет

то объяснить, и рвет на полуслове. А день стемнеет —

Опять те же пиры производит и слушать стремится

Опять, безумная, о горе троянском; слова его пристально

Из уст выпивает.

Увидев это, Юнона обрадовалась и решила, что это может отвлечь Энея от Италии, для этого она договаривается с Венерой относительно бракосочетания Энея с Дидоной. Было совершено охоты, потом случилась буря, от которой Эней и Дидона спрятались в пещере, где и состоялся их «брак», — все случилось именно так, как спланировали богини.

Сейчас пошла по ливийских городах молва …

… распространяли повсюду, приехавший Эней с троянского рода

И выйти за него пожелала прекрасная Дидона.

Хотя с любви лишается бедняга, и божьим приказам

Все же подчиняясь, он спешит к флоту.

Дидона делает последнюю неудачную попытку задержать Энея. Чувствуя свое бессилие, она умоляет смерти и, уже предчувствуя ее, готовится умереть. Эней с товарищами оставляют Карфаген. Увидев, что их флот отплывает, Дидона проклинает Энея и в отчаянии умирает.

Книга пяти

Начинается буря, пригнанной флот Энея в Сицилию.

Юнона, послав к троянского флота с неба Ирида, увидела, как круг брошенных мужчинами кораблей плачут женщины после смерти Анхис;

Города все просят, надоело уже беды морские им терпеть.

Переодевшись одной из троянских женщин, Юнона подстрекает их поджечь флот троянцев, думая, что это остановит Энея на его пути. Эвмел доносит Энею известие о том, что его флот горит. Тот, подняв руку, просит Юпитера помочь. В ответ начинается дождь.

Суда от бедствия спасены, только четыре пропало.

увлечен навть, Эней, размышляя, видит образ отца Анхис, что тоже советует ему ехать отсюда. Он просит Энея встретиться с ним в подземное царство.

Эней основывает город Сегесте и отплывает. Под попечительством Нептуна он благополучно плывет в Италию.

книги шестой

Прибыв в Италию, Эней высаживается около города Кум. Он идет к жрицы Сивиллы, которая в храме Аполлона предвещает его судьбу:

Наконец, после долгих приключениях,

Что на морях их получили, — и на суше ждут еще более тяжелые, —

войдут дарданци в царство лавинське, ты этим не беспокойся.

Но они скажут: «Хотя бы не входили». Вижу я войны,

Войны ужасны, и Тибр я вон вижу, что совершится кровью.

Будет ведь там Симоент, будет Ксанти, будет лагерь дорийский,

И родился уже в Лацио дрзьгий Ахилл от богини …

… Путь первый спасения,

Что и думал про нее, откроется с греческого города.

Эней просит Сивилла о свидании в подземном царстве с тенью своего отца Анхис. Сивилла показывает ему дорогу туда; но сначала нужно похоронить тело, являющееся непогребенным. Эней, вернувшись, увидел, что на сухом берегу действительно лежит тело Мизена. Он утаил, только тогда приобретает «золотой ветви», как ему приказала Сивилла. По принесении жертвы Прозерпины Эней с Сивиллой спускаются в подземное царство. Там они видят тени умерших у реки Ахеронта:

Вир здесь бездонный болотом клокочет и кишеть мутью,

Грязь всю отсюда и песок, и ил в Коцит выбрасывает.

Вод и рек этих неизменно Харон стережет перевозчик.

Встречаются они и с Цербером, и с другими чудовищами, обитающими в царстве Плутона и Прозерпины. Встречают главного судью царства мертвых Миноса, и много теней, каждая из них наказывается за свой грех. Наконец доходят они и до Елисии, страны вечного блаженства, где Эней встречает своего отца Анхис. Тот преподает сыну свое учение об очищении и переселении душ и показывает ему историю основания Рима и всех потомков — знаменитых римлян, начиная с Ромула, основателя Рима, и кончая Марцеллом, племянником и зятем Августа. Предупреждает он сына и о будущих препятствия, о войнах и драки, но обещает победу и славу.

Так там поучает Анхис своего сына, а с ним и Сивилла

И через ворота из слоновой кости на свет выпускает.

Тот возвращает к судам и друзей своих там находит.

Книга седьмая

Удачно обойдя коварные берега Цирцеи, корабли Энея достигают устья реки Тибра. Эней плывет по ней до Лаврентийского царя Латина и отправляет к нему послов:

только первым лучом посмотрел на землю рассвет,

Все разошлись, чтобы развод о городе, и население,

И берега и границы.

Осмотрев местность, послы пришли в храм:

Вот в таком-то храме богов царь Латин, на престоле

Родительские сев, Тевкра к себе в храм призывает.

Они предложили мир от имени Энея и попросили разрешения построить новый город в его стране. Латин благосклонно принимает послов и, повинуясь приказу богов, соглашается сделать Энея своим зятем. Узнав об этом, Юнона, желая расстроить это согласие, вызывает Эринии Аллекто, которая подстрекает против Энея сначала Амати, мать Лавинии, подбросив ей синюю змею под сердце, а затем и рутульского царя Турна прямо у него на свадьбе в царском дворце. Довольная, Аллекто возвращается к Юноны и докладывает о сделанном. На устроенном троянцами охоте возникает спор, Амата и Турн вызывают латинян на войну с троянцами. Многочисленные племена со всех частей Италии спешат соединиться и выступить против троянских войск.

Книга восьмая

Турн, вывесив военные флаги, поднимает на войну весь Лаций, спешно принимает присягу, и посылает к Диомеда в Аргирипу венул, чтобы просить помощи. К печального Энея во сне приходит бог реки Тибра Тиберина, что рассказывает ему о городе Альбу, которое построит Асканий, и побуждает Энея взять аркадского царя Евандра, основавший на Палатинском холме город Паллант, союзником в войне. Проснувшись, Эней принес в жертву белое поросенок, как велел ему Тиберина, и отправил к Евандра два судна с флота. Евандр, что тогда царствовал еще в убогой стране, дружески принимает Энея и обещает ему помощь. Он гостеприимно приглашает Энея и его спутников принять участие в праздновании в честь Геркулеса, знакомит его с окрестностями.

Венера просит своего мужа Вулкана выковать оружие для его сына, тот соглашается:

В огромной пещере железо ковали Циклопы:

Бронт, и Стероп, и голый Пиракмон.

Проснувшись на следующее утро, Евандр спешит к Энея, чтобы предложить ему возглавить этрусков, только прогнали своего царя Мезенция, и дает ему четыреста всадников под предводительством своего сына Палланта. Эней соглашается. Подав сыну знак, Венера показывает, как куется для него оружие на небе.

Книга девятая

Пока Эней находился в Евандра, Юнона подсылает к Турна Ириду, которая подстрекает его напасть на лагерь Энея, возглавляемый юным Асканием, и пытается сжечь троянские корабли, но это ей не удается, так как корабли были построены из стволов сосен, росшие в священной роще, где приносят жертвы, — Юпитер, по просьбе Кибелы, обращает их в морских нимф:

… Сколько там судов,

Медью покрытых, стояло на берегу, столько девичьих

фигуры вышли из воды и выплыло в море спокойное.

Но Турн не успокоился, а еще более рассвирепел. Он облегает новую Трою. Троянское войско мужественно стоял на стенах под предлогом Мнестея и Сереста.

Говорят, что в битве тогда впервые Асканий стрелой

Быстрой бросил, так до сих пор только пугливые зверьки

Привык беспокоит, попал Нумана, что Ремулом звался

И мощью руки был прославленный везде, — того, что недавно

Турна младшую сестру взял в жену, — и протянул неживого.

Увидев это, Аполлон спустился на землю, похвалил Аскания за подвиг, но приказал в войну больше не вмешиваться. Пандар с Бити, стоявшие на страже у городских ворот, открывают ее и, заманив врагов, многих из них убивают. Турн спешит на помощь и отгоняет троянцев, но впоследствии под их натиском отступает в Тибр, переплывает его и возвращается к своим.

Книга десятая

На всемогущим Олимпе открылись между тем покои,

И отец богов и людей туда совет созывает в дом.

На совете Юпитер тщетно пытается помирить Юнону с Венерой и поэтому решает так:

«Судьба у кого сегодня которая и какие ожидания;

И то будет рутул или троянец — одинаковое будет ».

На этом совещание закончилось.

В это время рутулы уже совершают наступление на ворота. Эней, войдя от Евандра к этрусского лагеря, берет в союзники этрусского военачальника Тархона, взял Палланта, возвращается на тридцати кораблях с многочисленными войсками союзников. Прибыв к берегу, Енеив флот встретил ожесточенное сопротивление, оказанное Турном. Завязался страшный бой. Асканий делает вылазку и соединяется с войсками своего отца.

Боги на Олимпе, не вмешиваясь, наблюдают за этой кровавой дракой. Наконец Эней убивает Мезенция, и для его сына ЛАВС «парки прядут уже нить последнюю». Победа остается за троянцами.

Книга одиннадцатая

Эней, похоронив погибших друзей, сооружает трофей в память победы над Мезенцием.

И прежде всего в скорбное Евандрове город поделим

Тело Палланта того, что доблести полного сейчас

Черная забрала час и в могиле унылой поселила.

Увидев бездушное тело Палланта, Эней не мог сдержать слез, ибо напомнил ему, что и у него есть сын. ГИалланта пышно проводили в последний путь.

Тем временем приходят послы Латина «с оливковым ветвями». Они умоляют Энея дать им время, чтобы спрятать погибших на поле боя.

А добрый на это разрешение

Согласился с радостью, потому просят о вещах важны …

Но уже к Евандра дошла весть о гибели сына.

Обе стороны разожгли костер и хоронили убитых протяжении двенадцати дней, за которые ни одна из сторон не нарушила мира.

Но наступает ночь, и обе стороны укрепляют свои лагеря.

Книга двенадцатая

Увидев, что кровавый бой сломал боевой дух латинян, Туры еще больше разозлился и решился на поединок с Энеем, несмотря на уговоры Латина и слезы Амати. Эней согласился на этот поединок. Турн приказал привести себе лучшего коня, одежду на себя лучшую старинное оружие;

Но одновременно и грозный Эней, в Венерений оружия,

Запал к бою в себе нагнетает и накаляет гнев свой,

Рад, что может таким договором войну закончить.

Условия боя с обеих сторон подтверждаются клятвами.

Между тем Юнона подговаривает Турнов сестру Ютурны, чтобы та разожгла боевой дух в рутулив, и они начали вместо поединка общую битву. Начинается суматоха, в которой у самого Энея ранены руку.

Случай простой, или бог который, может. Непамять закрыла

Славу большую той происшествия, и никто не хвалился

Затем, что он причинил Энею рану.

Увидев, что Энея ранены, Турн обрадовался и пошел в наступление на троянцев. Энею рану Венера исцеляет, промыв ее лекарственным зельем. Силы возвращаются к Энея, и он снова идет в бой, где долго ищет встречи с Турном.

Царица Амата, увидев, что враг уже занимает стены, а Турна нигде нет, решила, что его уже убили, и кончает жизнь самоубийством. Увидев это, Латин и сам уже неистовствует, сожалея, что не сделал Энея своим зятем добровольно.

Эней наконец находит Турна и выходит с ним на поединок. Юпитер приказывает Юноне не вмешиваться в события, так как Энею суждено быть царем, это его судьба, и никто ему не помешает. Поэтому Ютурна, не испытывая приказов Юноны, отступает от брата, и Эней после длительного боя убивает своего главного врага.

Глава I

Первую Песнь мне хотелось бы изложить подробно, с цитированием текста, для того, чтобы иметь более ясное представление о мифологических терминах, персонажах, месте событий. Через слово автора - попробовать передать атмосферу того далёкого времени, чтобы лучше понять самого Вергилия и его творчество.
Песнь первая.

Богиня Юнона (8) решает воспрепятствовать прибытию Энея в Италию. Она просит царя Эола (повелителя «бурь и туч дожденосных») : «Ветру великую мощь придай и обрушь на корму им, // Врозь разбросай корабли, рассей тела по пучинам!» (9) Царь Эол, повинуясь Юноне, выпускает заключённые в скалах ветра на море… «Непроглядная ночь покрывает бурное море»… Начинается буря. Эней, чувствуя угрозу смерти, воздевает руки к небу и взывает к Диомеду (греческому герою, участнику Троянской войны) и Тидиду, его отцу. Корабли Энея терпят крушение у берегов Северной Африки. Три корабля Эол бросает на скалы, другие три корабля относит «с глубин на песчаную мель (глядеть на них страшно), // Там разбивает о дно и валом песка окружает». Волна накрывает корабли и «доски плывут по волнам, щиты, сокровища Трои».

Нептун (10), между тем, чувствуя что «воля дана непогоде», желая обозреть своё царство, поднимает голову над волнами… «Тотчас открылись ему сестры разгневанной козни»… Он укрощает бурю и, угрожая ветрам «Вот я вас!», отсылает их обратно к Эолу, а на небо «солнце выводит». Сталкивает со скал корабли и открывает им путь сквозь «обширную мель».

Усталый Эней со спутниками направляет свои семь уцелевших кораблей к суше. Они причаливают к берегу Ливии (11), земле Карфагена, входят в тихую гавань, где наш герой со своими друзьями сходит на сушу. Там, они, убив семь оленей, готовятся к пиру. На пиру Эней ободряет оставшихся в живых: «Через превратности все, через все испытанья стремимся // В Лаций (12), где мирные нам прибежища рок открывает: // Там предначертано вновь воскреснуть троянскому царству»… Они поминают погибших во время бури товарищей.

Между тем, мать Энея, богиня Венера «грустная, слёзы в глазах» вопрошает у своего отца Юпитера (13) о судьбе своего сына, Энея: «Где предел их бедам, властитель?» Юпитер успокаивает её и открывает ей судьбу римлян: «Я же могуществу их не кладу ни предела, ни срока, // Дам им вечную власть», а ненавидящая их богиня Юнона «помыслы все обратит им на благо» и будет лелеять римлян вместе «со мною». Здесь, Вергилий впервые упоминает род «Юлиев», Цезаря, который «рождён от высокой крови троянской». И далее, говорит, словами Юпитера: «Юлий – он имя возьмёт от великого имени Юла».

(8) богиня Юнона – отождествляемая с греч. Герой, супруга Юпитера

(9) цитаты из БВЛ, ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН «Энеида», Худ. Литература, М.,1971, с 123, перевод С.Ошерова под редакцией Ф.Петровского, текст

(10) Нептун – в Рим. мифологии бог морей и потоков (греч. бог Посейдон)

(11) Ливия – северо-восточная часть Африки

(12) Лаций - древняя область в Средней Италии

(13) Юпитер – древний италийский бог, верховное божество римлян (греч. Зевс)

Юпитер посылает Меркурия (14), чтобы «Карфагена земля и новая крепость для тевкров дверь отворила свою» и царица Дидона «перед гостями, воле судеб вопреки, ненароком границ не закрыла». Меркурий исполняет приказ Юпитера и « по веленью бога пунийцы (15) // тотчас жестокость свою позабыли», а сама царица «дружелюбьем исполнилась к тевкрам».

Эней же, после всего пережитого, не может уснуть и решает пойти, разведать новую землю, взяв с собой своего друга Ахата. Они углубляются в лес и вот, им является дева, в одежде охотницы. Они принимают её за богиню «ты лицом не похожа на смертных» и просят её открыть им место, страну, куда они попали, обещая взамен: «Мы ж пред твоим алтарём обильные жертвы заколем»… Дева открывает им место - «царство пунийцев ты зришь» и имя их царицы. Рассказывает им историю царицы Дидоны, которая бежала из Финикии от своего брата, Пигмалиона, правившего тогда в Тире. Пигмалион, ослеплённый жаждой золота, перед алтарём (тайно) убил её любимого мужа Сихея, богатейшего «среди финикийцев». Непогребённый призрак супруга явился Дидоне и рассказал ей о своём убийстве, указав место, где хранился старинный клад и убедил её скорее покинуть отчизну. Дидона, со многими недовольными правлением её брата, на кораблях покинула свою землю и обосновалась здесь, на севере Африки, где теперь возводит новую крепость Карфаген.

Дева-охотница начала расспрашивать Энея как он попал сюда и откуда? Эней рассказывает ей свою трагическую историю о падении Трои и своих скитаниях. Успокоив его, дева указывает им дорогу. И вот, когда она «направилась вспять», одежды охотницы с неё спадают, и Эней узнаёт свою мать, Венеру. Эней со своим спутником пошёл по указанной матерью тропинке к стенам крепости в плотном облаке, которым Венера окружила его, «чтоб ни один человек, ни увидеть, ни тронуть не мог их». Невидимые, они подходят, в ожидании царицы Дидоны, к храму богини Юноны. На храме была изображена вся история троянцев, на которую «Эней смотрел и дивился». В это время к храму подходит царица со свитой, а за нею, в толпе, Эней узнаёт своих друзей с воинами-троянцами («по морям гонимые ветром»), которым тирийцы (15) не позволяли причалить к берегу. Они предстают перед царицей и молят её о пощаде: «Жалких, нас пощади, корабли спаси от пожара!» и рассказывают ей о своём миролюбии, скитаниях и царе Энее, которого они ищут, чтобы плыть к берегам Италийским.

____________________________________________________________ (14) Меркурий – греч. Гермес, вестник богов, бог торговли, купцов и прибыли (15) пунийцы (тирийцы) – известные своим «двоедушием» и коварством; римское название карфагенских финикийцев

Царица Дидона принимает их, ободряя: «Вам помогу, припасы вам дам, отпущу невредимо». Также, она намеревается помочь троянцам разыскать их царя. И тут, видя, что опасности больше нет для троянцев, Эней выходит из облака и предстаёт пред народом. «К собранью всему и к царице // так обращается он: Троянец Эней перед вами, // Тот, кого ищете вы...». «Гостя увидев едва, в изумленье застыла Дидона». С почестью царской принимает царица Энея и приказывает устроить в его честь пир; приглашает на него и троянцев и тирийцев. Эней посылает Ахата за сыном Асканием (второе имя - Юл) и дарами Трои для царицы в знак благодарности за приём.

Между тем, богиня Венера, зная коварство, двоедушие и жестокость пунийцев, посылает на помощь Энею своего сына Купидона: «Ныне, Дидона его задержать стремится словами // льстивыми. Я же боюсь Юнонина гостеприимства: // Чем обернётся оно? Ужель она случай упустит?» Богиня Венера решает «упредив её козни, царице // пламенем сердце зажечь», пламенем любви к Энею. Купидон, приняв облик сына Энея, Юла, выполняет поручение Венеры и на пиру «начинает память о муже // в ней понемногу стирать, чтобы к новой любви обратились // праздная дума её и любить отвыкшее сердце».

Чтобы перейти к рассказу о гибели Трои и истории спасения Энея, Вергилий, в конце Первой Песни, словами царицы Дидоны, просит рассказать Энея «о кознях данайцев (16), // бедах сограждан твоих и о ваших долгих скитаньях… ибо вот уже лето седьмое // носит всюду тебя по волнам морским и по суше». Этими словами заканчивает Вергилий свою Первую Песнь в поэме «Энеида».

1.2. Песнь Вторая.

Эней, по просьбе царицы Дидоны, начинает свой подробный рассказ «о страданиях Трои последних» с троянского коня, которого сами троянцы, хитростью и коварством данайцев, ввели в осаждённую Трою. Ночью, когда все в Трое спали, Энею во сне явился «опечаленный Гектор» (17) и предупредил Энея: «Сын богини, беги, из огня спасайся скорее! // Стенами враг овладел, с вершины рушится Троя!» Гектор предрекает Энею, что «объехав моря, ты воздвигнешь город великий» и подаёт ему Весту (вечный огонь) из «священных убежищ».

(16) данайцы (ахейцы, римск. Аргивяне) – в эпосе Гомера так назывались греки

(17) Гектор – в греческих легендах первенец и самый выдающийся из сыновей троянского царя Приама и Гекубы. Герой троянцев, нанёс большой урон грекам, их лагерю и кораблям. Погиб в единоборстве с Ахиллом, который привязал его труп к колеснице и влачил его вокруг лагеря. Приам вымолил у Ахилла тело сына для погребения.

В доме «Анхиза-отца» Эней «вмиг» просыпается и поднимается на «верхушку высокой кровли». Тут он понимает все «козни данайцев», видя горящую Трою. Вне себя, он хватается за меч «хоть пользы в нём мало». Думает о том, чтобы найти поскорее всех своих соратников и сплотившись, погибнуть, защищая свою страну. В этот момент появляется жрец храма Феба, Памф Офриад с маленьким внуком на руках и «святыни богов побеждённых // в бегстве с собой он влечёт». Жрец предрекает Энею гибель Трои: «День последний пришёл, неминуемый срок наступает // царству дарданскому» и далее … «всё жестокий Юпитер // отдал врагам; у греков в руках пылающий город!» Рассказывает о дубовом коне, который «одного за другим выпускает аргивян».

Словами жреца Вергилий виртуозно описывает сражение троянцев с греками на улицах Трои: гибель дочери царя Кассандры; взятие дворца Приама; гибель его сына Полита и старца Приама в его дворце. Эту картину Вергилий описывает в мельчайших подробностях, таких как «дедовских древних времён красу – золочёные балки // катят сверху одни; другие, мечи обнаживши, // встали в дверях изнутри»… Через эти детали Вергилий создаёт у читателя материальное ощущение сражающегося города, видимо для того, чтобы римский читатель поверил в то, что именно так это и было. Своё художественное мастерство через эти сцены о, будто бы, реальных событиях он проявляет ещё и для того, чтобы увековечить в памяти своих современников благородство, доблесть и честь троянцев. Для этой цели он использует и литературный метод сравнения. Врага троянцев Пирра Вергилий сравнивает с змейкой, которая «напитавшись травой ядовитой….

Марон Публий Вергилий

«Энеида»

Когда на земле начинался век героев, то боги очень часто сходили к смертным женщинам, чтобы от них рождались богатыри. Другое дело — богини: они лишь очень редко сходили к смертным мужам, чтобы рождать от них сыновей. Так от богини Фетиды был рождён герой «Илиады» — Ахилл; так от богини Афродиты был рождён герой «Энеиды» — Эней.

Поэма начинается в самой середине пути Энея. Он плывёт на запад, между Сицилией и северным берегом Африки — там, где как раз сейчас финикийские выходцы строят город Карфаген. Здесь-то и налетает на него страшная буря, насланная Юноной: по ее просьбе бог Эол выпустил на волю все подвластные ему ветры. «Тучи внезапные небо и свет похищают у взгляда, / Мрак на волны налёг, гром грянул, молнии блещут, / Неизбежимая смерть отвсюду предстала троянцам. / Стонут канаты, и вслед летят корабельщиков крики. / Холод Энея сковал, вздевает он руки к светилам: / «Трижды, четырежды тот блажен, кто под стенами Трои / Перед очами отцов в бою повстречался со смертью!..»

Энея спасает Нептун, который разгоняет ветры, разглаживает волны. Проясняется солнце, и последние семь кораблей Энея из последних сил подгребают к незнакомому берегу.

Это Африка, здесь правит молодая царица Дидона. Злой брат изгнал ее из далёкой Финикии, и теперь она с товарищами по бегству строит на новом месте город Карфаген. «Счастливы те, для кого встают уже крепкие стены!» — восклицает Эней и дивится возводимому храму Юноны, расписанному картинами Троянской войны: молва о ней долетела уже и до Африки. Дидона приветливо принимает Энея и его спутников — таких же беглецов, как она сама. В честь их справляется пир, и на этом пиру Эней ведёт свой знаменитый рассказ о падении Трои.

Греки за десять лет не смогли взять Трою силой и решили взять ее хитростью. С помощью Афины-Минервы они выстроили огромного деревянного коня, в полом чреве его скрыли лучших своих героев, а сами покинули лагерь и всем флотом скрылись за ближним островом. Был пущен слух: это боги перестали помогать им, и они отплыли на родину, поставив этого коня в дар Минерве — огромного, чтобы троянцы не ввезли его в ворота, потому что если конь будет у них, то они сами пойдут войною на Грецию и одержат победу. Троянцы ликуют, ломают стену, ввозят коня через пролом. Провидец Лаокоон заклинает их не делать этого — «бойтесь врагов, и дары приносящих!» — но из моря выплывают две исполинские Нептуновы змеи, набрасываются на Лаокоона и двух его юных сыновей, душат кольцами, язвят ядом: после этого сомнений не остаётся ни у кого, Конь в городе, на усталых от праздника троянцев опускается ночь, греческие вожди выскальзывают из деревянного чудовища, греческие войска неслышно подплывают из-за острова — враг в городе.

Эней спал; во сне ему является Гектор: «Троя погибла, беги, ищи за морем новое место!» Эней взбегает на крышу дома — город пылает со всех концов, пламя взлетает к небу и отражается в море, крики и стоны со всех сторон. Он скликает друзей для последнего боя: «Для побеждённых спасенье одно — не мечтать о спасенье!» Они бьются на узких улицах, на их глазах волокут в плен вещую царевну Кассандру, на их глазах погибает старый царь Приам — «отсечена от плеч голова, и без имени — тело». Он ищет смерти, но ему является мать-Венера: «Троя обречена, спасай отца и сына!» Отец Энея — дряхлый Анхис, сын — мальчик Асканий-Юл; с бессильным старцем на плечах, ведя бессильного ребёнка за руку, Эней покидает рушащийся город. С уцелевшими троянцами он скрывается на лесистой горе, в дальнем заливе строит корабли и покидает родину. Нужно плыть, но куда?

Начинаются шесть лет скитаний. Один берег не принимает их, на другом бушует чума. На морских перепутьях свирепствуют чудовища старых мифов — Скилла с Харибдой, хищные гарпии, одноглазые киклопы. На суше — скорбные встречи: вот сочащийся кровью кустарник на могиле троянского царевича, вот вдова великого Гектора, исстрадавшаяся в плену, вот лучший троянский пророк томится на дальней чужбине, вот отставший воин самого Одиссея — брошенный своими, он прибивается к бывшим врагам. Один оракул шлёт Энея на Крит, другой в Италию, третий грозит голодом: «Будете грызть собственные столы!» — четвёртый велит сойти в царство мёртвых и там узнать о будущем. На последней стоянке, в Сицилии, умирает дряхлый Анхис; дальше — буря, карфагенский берег, и рассказу Энея конец.

За делами людей следят боги. Юнона и Венера не любят друг друга, но здесь они подают друг другу руки: Венера не хочет для сына дальнейших испытаний, Юнона не хочет, чтобы в Италии возвысился Рим, грозящий ее Карфагену, — пусть Эней останется в Африке! Начинается любовь Дидоны и Энея, двух изгнанников, самая человечная во всей античной поэзии. Они соединяются в грозу, во время охоты, в горной пещере: молнии им вместо факелов, и стоны горных нимф вместо брачной песни. Это не к добру, потому что Энею писана иная судьба, и за этой судьбою следит Юпитер. Он посылает во сне к Энею Меркурия: «Не смей медлить, тебя ждёт Италия, а потомков твоих ждёт Рим!» Эней мучительно страдает. «Боги велят — не своей тебя покидаю я волей!..» — говорит он Дидоне, но для любящей женщины это — пустые слова. Она молит: «Останься!»; потом: «Помедли!»; потом: «Побойся! если будет Рим и будет Карфаген, то будет и страшная война меж твоими и моими потомками!» Тщетно. Она видит с дворцовой башни дальние паруса Энеевых кораблей, складывает во дворце погребальный костёр и, взойдя на него, бросается на меч.

Ради неведомого будущего Эней покинул Трою, покинул Карфаген, но это ещё не все. Его товарищи устали от скитаний; в Сицилии, пока Эней справляет поминальные игры на могиле Анхиса, их жены зажигают Энеевы корабли, чтобы остаться здесь и никуда не плыть. Четыре корабля погибают, уставшие остаются, на трёх последних Эней достигает Италии.

Здесь, близ подножья Везувия, — вход в царство мёртвых, здесь ждёт Энея дряхлая пророчица Сивилла. С волшебной золотою ветвью в руках сходит Эней под землю: как Одиссей спрашивал тень Тиресия о своём будущем, так Эней хочет спросить тень своего отца Анхиса о будущем своих потомков. Он переплывает Аидову реку Стикс, из-за которой людям нет возврата. Он видит напоминание о Трое — тень друга, изувеченного греками. Он видит напоминание о Карфагене — тень Дидоны с раной в груди; он заговаривает: «Против воли я твой, царица, берег покинул!..» — но она молчит. Слева от него — Тартар, там мучатся грешники: богоборцы, отцеубийцы, клятвопреступники, изменники. Справа от него — поля Блаженных, там ждёт его отец Анхис. В середине — река забвенья Лета, и над нею вихрем кружатся души, которым суждено в ней очиститься и явиться на свет. Среди этих-то душ Анхис указывает сыну на героев будущего Рима: и Ромула, основателя города, и Августа, его возродителя, и законодателей, и тираноборцев, и всех, кто утвердит власть Рима над всем миром. Каждому народу — свой дар и долг: грекам — мысль и красота, римлянам — справедливость и порядок: «Одушевлённую медь пусть выкуют лучше другие, / Верю; пусть изведут живые из мрамора лики, / Будут в судах говорить прекрасней, движения неба / Циркулем определят, назовут восходящие звезды; / Твой же, римлянин, долг — полновластно народами править! / Вот искусства твои: предписывать миру законы, / Ниспроверженных щадить и ниспровергать непокорных».

Это — дальнее будущее, но на пути к нему — близкое будущее, и оно нелёгкое. «Страдал ты на море — будешь страдать и на суше, — говорит Энею Сивилла, — ждёт тебя новая война, новый Ахилл и новый брак — с чужеземкой; ты же, беде вопреки, не сдавайся и шествуй смелее!» Начинается вторая половина поэмы, за «Одиссеей» — «Илиада».

В дне пути от Сивиллиных Аидовых мест — середина италийского берега, устье Тибра, область Лаций. Здесь живёт старый мудрый царь Латин со своим народом — латинами; рядом — племя рутулов с молодым богатырём Турном, потомком греческих царей. Сюда приплывает Эней; высадившись, усталые путники ужинают, выложив овощи на плоские лепёшки. Съели овощи, съели лепёшки. «Вот и столов не осталось!» — шутит Юл, сын Энея. «Мы у цели! — восклицает Эней. — Сбылось пророчество: «будете грызть собственные столы». Мы не знали, куда плывём, — теперь знаем, куда приплыли». И он посылает послов к царю Латину просить мира, союза и руки его дочери Лавинии. Латин рад: лесные боги давно вещали ему, что дочь его выйдет за чужестранца и потомство их покорит весь мир. Но богиня Юнона в ярости — враг ее, троянец, одержал верх над ее силой и вот-вот воздвигнет новую Трою: «Будь же война, будь общая кровь меж тестем и зятем! Если небесных богов не склоню — преисподних воздвигну!»

В Лации есть храм; когда мир — двери его заперты, когда война — раскрыты; толчком собственной руки распахивает Юнона железные двери войны. На охоте троянские охотники по ошибке затравили ручного царского оленя, теперь они латинам не гости, а враги. Царь Латин в отчаянии слагает власть; молодой Турн, сам сватавшийся к царевне Лавинии, а теперь отвергнутый, собирает могучую рать против пришельцев: тут и исполин Мезенций, и неуязвимый Мессап, и амазонка Камилла. Эней тоже ищет союзников: он плывёт по Тибру туда, где на месте будущего Рима живёт царь Евандр, вождь греческих поселенцев из Аркадии. На будущем форуме пасётся скот, на будущем Капитолии растёт терновник, в бедной хижине царь угощает гостя и даёт ему в помощь четыреста бойцов во главе со своим сыном, юным Паллантом. А тем временем мать Энея, Венера, сходит в кузницу своего мужа Вулкана, чтобы тот сковал ее сыну божественно прочные доспехи, как когда-то Ахиллу. На щите Ахилла был изображён весь мир, на щите Энея — весь Рим: волчица с Ромулом и Ремом, похищение сабинянок, победа над галлами, преступный Катилина, доблестный Катон и, наконец, торжество Августа над Антонием и Клеопатрой, живо памятное читателям Вергилия. «Рад Эней на щите картинам, не зная событий, и поднимает плечом и славу, и судьбу потомков».

Но пока Эней вдалеке, Турн с италийским войском подступает к его стану: «Как пала древняя Троя, так пусть падёт и новая: за Энея — его судьба, а за меня — моя судьба!» Два друга-троянца, храбрецы и красавцы Нис и Евриал, идут на ночную вылазку сквозь вражеский стан, чтобы добраться до Энея и призвать его на помощь. В безлунном мраке бесшумными ударами пролагают они себе путь среди спящих врагов и выходят на дорогу — но здесь на рассвете застигает их неприятельский разъезд. Евриал попадает в плен, Нис — один против трёхсот — бросается ему на выручку, но гибнет, головы обоих вздеты на пики, и разъярённые италийцы идут на приступ. Турн поджигает троянские укрепления, врывается в брешь, крушит врагов десятками, Юнона вдыхает в него силу, и только воля Юпитера кладёт предел его успехам. Боги взволнованы, Венера и Юнона винят друг друга в новой войне и заступаются за своих любимцев, но Юпитер мановением их останавливает: если война начата, «…пусть каждому выпадет доля / Битвенных бед и удач: для всех одинаков Юпитер. / Рок дорогу найдёт».

Тем временем наконец-то возвращаются Эней с Паллантом и его отрядом; юный Асканий-Юл, сын Энея, бросается из лагеря на вылазку ему навстречу; войска соединяются, закипает общий бой, грудь в грудь, нога к ноге, как когда-то под Троей. Пылкий Паллант рвётся вперёд, совершает подвиг за подвигом, сходится, наконец, с непобедимым Турном — и падает от его копья. Турн срывает с него пояс и перевязь, а тело в доспехах благородно позволяет соратникам вынести из боя. Эней бросается мстить, но Юнона спасает от него Турна; Эней сходится с лютым Мезенцием, ранит его, юный сын Мезенция Лавс заслоняет собою отца, — гибнут оба, и умирающий Мезенций просит похоронить их вместе. День кончается, два войска хоронят и оплакивают своих павших. Но война продолжается, и по-прежнему первыми гибнут самые юные и цветущие: после Ниса и Евриала, после Палланта и Лавса приходит черёд амазонки Камиллы. Выросшая в лесах, посвятившая себя охотнице Диане, с луком и секирою бьётся она против наступающих троянцев и погибает, сражённая дротом.

Видя гибель своих бойцов, слыша скорбные рыдания старого Латина и юной Лавинии, чувствуя наступающий рок, Турн шлёт гонца к Энею: «Отведи войска, и мы решим наш спор поединком». Если победит Турн — троянцы уходят искать новую землю, если Эней — троянцы основывают здесь свой город и живут в союзе с латинами. Поставлены алтари, принесены жертвы, произнесены клятвы, два строя войск стоят по две стороны поля. И опять, как в «Илиаде», вдруг перемирие обрывается. В небе является знамение: орёл налетает на лебединую стаю, выхватывает из неё добычу, но белая стая обрушивается со всех сторон на орла, заставляет его бросить лебедя и обращает в бегство. «Это — наша победа над пришельцем!» — кричит латинский гадатель и мечет своё копье в троянский строй. Войска бросаются друг на друга, начинается общая схватка, и Эней и Турн тщетно ищут друг друга в сражающихся толпах.

А с небес на них смотрит, страдая, Юнона, тоже чувствуя наступающий рок. Она обращается к Юпитеру с последней просьбой:

«Будь что будет по воле судьбы и твоей, — но не дай троянцам навязать Италии своё имя, язык и нрав! Пусть Лаций останется Лацием и латины латинами! Троя погибла — позволь, чтоб и имя Трои погибло!» И Юпитер ей отвечает: «Да будет так». Из троянцев и латинов, из рутулов, этрусков и Евандровых аркадян явится новый народ и разнесёт свою славу по всему миру.

Эней и Турн нашли друг друга: «сшиблись, щит со щитом, и эфир наполняется громом». Юпитер стоит в небе и держит весы с жребиями двух героев на двух чашах. Турн ударяет мечом — меч ломается о щит, выкованный Вулканом. Эней ударяет копьём — копье пронзает Турну и щит и панцирь, он падает, раненный в бедро. Подняв руку, он говорит: «Ты победил; царевна — твоя; не прошу пощады для себя, но если есть в тебе сердце — пожалей меня для моего отца: и у тебя ведь был Анхис!» Эней останавливается с поднятым мечом — но тут взгляд его падает на пояс и перевязь Турна, которые тот снял с убитого Палланта, недолгого Энеева друга. «Нет, не уйдёшь! Паллант тебе мстит!» — восклицает Эней и пронзает сердце противника; «и объятое холодом смертным / Тело покинула жизнь и со стоном к теням отлетает».

Так кончается «Энеида».

Действия, указанные в произведении, происходят во временя богов и героев, во времена Ахиллеса и бесстрашного Энея, сына богини красоты Афродиты. Начало поэмы рассказывает о пути Энея в море, где внезапно на его корабль наваливается ураган посланный богиней Юноной, недолюбливающей героя. Но, мужественному Энею счастливится спастись благодаря богу моря Нептуну, и корабли Энея причаливают к неизвестным им берегам Африки, где повелительницей является красавица-царица Дидона, изгнанная братом с Финикии и вместе с такими, же беглецами, строящая здесь город Карфаген. Молодая царица радо принимает гостей и с удовольствием выслушивает с уст Энея рассказ о падении Трои.

Много скитаясь по морям и странам, где его не хотели принять, Эней нашел в Африке свое пристанище. Между ним и Дидоной завязываются любовные отношения. Такая развязка устраивает богинь Юнону и Венеру, но никак не радует Юпитера, который не спускает глаз с Энея. Он посылает к нему во сне Меркурия, который нашептывает молодому герою, что его ждет Италия. Эней вынужден покинуть Карфаген, не слушая мольбы Дидоны остаться. После того, как последний корабль исчез из вида, Дидона умирает, бросившись на меч.

Команда Энея устает от долгих скитаний и бунтует, приплыв к Сицилии, многие хотят здесь остаться и начать спокойную жизнь. Но, Эней все, же с самыми верными товарищами достигает берегов Италии. У подножия вулкана Везувия, Эней спускается в царство мертвых, что бы встретится со старой пророчицей Сивиллой. В руках он держит Волшебную золотую ветку. Здесь, плывя по реке Стикс, он видит на стенах тени из своего прошлого, но он ищет тень своего отца Анхиса, что бы узнать будущее о судьбе потомков.

Отец указывает сыну на его наследников и провещает ему славу, старая же ведунья Сивилла, пророчит герою новую войну, новый брак. Здесь начинается новая часть поэмы после «Одиссеи» – «Илиада».

Эней прибывает к берегу речки Тибр, где правит мудрый царь Латин. С долгой дороги путешественники все съели, и Эней посылает послов к Латину просить мира и руки его дочери Лавинии. Латин не против, но, такое известие приводит в ярость богиню Юнону, которая давно добивается смерти троянца Энея, и она насылает кровавую войну на тестя и зятя, поручившись подмогой преисподних богов.

Начинается кровавая война. Мать Энея, богиня Венера, переживая за сына, просит кузнеца Вулкана, выковать ему доспехи с изображением всего Рима, которые его защитят и приведут к победе. Турн все ближе подбирался к стану Энея, пока последний был еще вдалеке. Война продолжается, погибают верные друзья Энея Нис и Евриал. Юнона и Венера, заступаясь каждая за своего любимца, подливают масла в огонь, и только волевой Юпитер, останавливает действия Юноны в поддержку Турна, и справедливо заявляет: «…пусть каждому выпадет доля / Битвенных бед и удач: для всех одинаков Юпитер. / Рок дорогу найдёт».

Снова и снова в бою погибают верные соратники Энея. Он хочет отомстить Турну, Но Юнона спасает врага от мести. Видя потерю своих подданных, Турн решает послать гонца к Энею с предложением сойтись в равном поединке. Перемирье длится недолго, войска снова сливаются в кровавом поединке, а Турн и Эней не могут в этой толпе найти друг друга.

Юнона же переживая за своего подопечного, просит Юпитера спасти итальянский народ и не дать снова возродится новой Трое. Юпитер принимает мудрое решение и предвещает явление нового народа.

Наконец Эней и Турн сошлись в поединке, судьей в котором стал сам юпитер, держащий над ними весы с жребиями на чашах. Турн не смог одолеть Энея, благодаря его сильным доспехам, Эней же сразил врага и пронзил ему сердце мечом. Так закончилась «Энеида».

Сочинения

«Энеида» Вергилия Эней Сюжет «Энеиды» Смысл изображения исканий главного героя в поэме Вергилия «Энеида»

Легендарная поэма «Энеида» входит в обязательную школьную программу не зря. Она насколько богата образами, мифологическими элементами и историческими событиями, что ее можно назвать настоящей энциклопедией античного мира. К тому же Вергилий в поэме «Энеида» писал не только о скитаниях и боях. Часть произведения посвящена искренней всепоглощающей любви, что не оставит равнодушными читателей.

О поэте

В конце минувшего века в городе Сусе (Современная Италия) была случайно раскопана настенная мозаика, благодаря которой мы можем видеть образ Вергилия. Поэт был изображен там одетым в белую тогу, а рядом с ним находились музы истории и трагедии. Лицо Вергилия изображено простым, как позже опишут его литературоведы и историки - «селянским», но при этом очень светлым и одухотворенным.

Полное имя этого великого поэта - Публий Вергилий Марон. Он появился на свет в 70 году до н. э. в небольшом селе поблизости от Мантуи в семье землевладельца. Окруженный и трудолюбивыми крестьянами, он рос любящим и уважающим труд простого человека. Образование будущий поэт получал в Милане и Риме. Позже именно о Риме создаст свою гениальную поэму Вергилий («Энеида», краткое содержание которой можно найти в статье).

После преждевременной смерти отца поэт вернулся в родную усадьбу, чтобы занять место ее хозяина. Вследствие междоусобных войн усадьба будет отобрана, а Вергилий - изгнан из собственного дома.

В 30 году до н. э. выходит сборник «Буколики», которым интересуется известный нам Гай Цилиний Меценат. Позже увидит свет сборник «Георгики», после которого будет начат монументальный труд - поэма Вергилия «Энеида». Этой работе поэт отдаст последнее десятилетие своей жизни.

Кратко о произведении

Создавалась грандиозная поэма Вергилия «Энеида» десять лет. Мастер много раз переделывал свое произведение, иногда меняя его целыми частями.

Чтобы изобразить места действия в поэме максимально реалистично, писатель отправляется в путешествие. В его планах было посетить много городов Греции и Азии, но его поездку оборвала болезнь, после которой в 19 году до н. э. Вергилий ушел из жизни. Тем не менее гениальный поэт успел создать это известное во всем мире произведение, вложить в него все свои знания и душу.

Мифологические источники «Энеиды» Вергилия

Известно, что великая поэма имела под собой мифологическую основу. Считается, что история о путешествиях Энея является памяткой даже не римской, а иной культуры. Позже с легкой руки греческого поэта Стесихора и Дионисия Галикарнасского Эней стал основателем Рима. Предание о храбром юноше было широко известно, что и вдохновило Вергилия. «Энеида» была создана на основе легенды, однако она является полностью самостоятельным произведением. Это творение самобытно и оригинально, вмещает в себя как исторические факты, легенды и действительно произошедшие события, так и авторский стиль, выверенные сюжетные ходы и живых неординарных персонажей.

Стоит также сказать, что римляне свято чтили память Энея. Многие аристократические роды пытались довести свое происхождение от этого героя. Тем самым они хотели утвердить то, что являются потомками богов, так как сам Эней был сыном богини Венеры.

Троянский цикл мифов

Мифологическая основа поэмы Вергилия «Энеида» - это На их основе созданы «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Это приблизительно сорок мифов, которые рассказывают о начале гибели Трои и дальнейшей судьбе героев.

В первом мифе «Пелей и Фетида» рассказывается о свадьбе морской богини и простого смертного. На торжество были созваны все жители Олимпа, но приглашение не послали богине ссор Ириде. В порыве обиды и злости она бросила на стол, где сидели три богини: Афина (Минерва), Гера (Юнона) и Афродита (Венера). На яблоке было написано: «Самой красивой». Конечно же, богини стали спорить, кому же положен этот дар. Рассудить их попросили юного троянца Париса, и он, искушенный обещанием Афродиты получить самую красивую женщину, отдал яблоко ей. Две другие небожительницы возненавидели и самого Париса, и его город. Позже Парис выкрадет самую красивую женщину античного мира - жену спартанского царя Елену. Ее муж, вооружившись поддержкою двух обиженных богинь, пойдет войной на Трою и уничтожит ее.

Отсюда берет свои истоки нелюбовь Геры-Юноны к Энею, сыну Афродиты. Последствия этой неприязни хорошо описал в своей поэме Вергилий. «Энеида», краткое содержание которой мы рассматриваем, расскажет вам о препятствиях и бедах, что пришлось пережить главному герою.

Многие ученые задаются вопросом о том, почему Вергилий хотел сжечь «Энеиду».

Оказывается, когда произведение было готово, поэт часто возвращался к нему, меняя отдельные слова, части и даже общую структуру. Когда Вергилий тяжело заболел и слег, сил продолжать работу над поэмой не было. Она казалась ему незавершенной и несовершенной. В безумном порыве недовольства собою и своим творчеством великий древнеримский поэт хотел сжечь свое творение. Существует две версии, почему он этого не сделал. Возможно, его остановили друзья, а может, он все же передумал сам, и, к счастью, величественная памятка римской литературы была сохранена.

Параллели с гомеровскими произведениями

Поэма Вергилия «Энеида» состоит из двух частей, по шесть книг каждая.

Первая часть рассказывает о блужданиях главного героя - Энея. Здесь литературоведы очень часто проводят параллели с гомеровской «Одиссеей». Эней так же, как Одиссей, возвращается с Троянской войны, так же, как и царь Итаки, пытается спасти свой флот вопреки воле неблагосклонных к нему богов. Он мечтает обрести покой и не скитаться по свету.

Еще одна общая тенденция - это тема щита в поэмах. В гомеровской «Илиаде» щиту Ахилла уделена целая песня, так же и у Вергилия в восьмой главе второй части вмещено детальное изображения щита Энея, на котором изображено основание Рима. В первых шести книгах будут описаны скитания героя по морю и суше, его пребывание у карфагенской царицы Дидоны, моральные искания межу волею свыше и собственными желаниями.

Вторая часть посвящена богам Рима, что вызывает ассоциации с «Илиадой». Здесь рассказывается о новой войне, где придется сражаться Энею, и о вмешательстве высших сил.

Первая часть

Поэма Вергилия «Энеида», краткое содержание которой мы представляем вашему вниманию, начинается традиционным для жанра «запевом». В нем поэт обращается к музам и рассказывает о нелегкой судьбе Энея, виной которой был гнев богини Юноны (в греческой мифологии - Геры). Далее следует рассказ о том, что боги в век героев очень часто спускались с Олимпа на землю. Они шли к смертным женщинам, чтобы те родили им сыновей. Богини же не жаловали смертных людей. Исключением были Фетида (у которой от союза со смертным родился Ахилл) и Афродита, что родила Энея, о котором и пойдет речь.

Действие поэмы переносит нас на морские глади, которые рассекает корабль главного героя. Он плывет к юному городу Карфагену. Но Юнона не дремлет и насылает страшную бурю. За шаг от верной гибели экипаж Энея спасает Нептун, которого попросила сделать это мать героя - Венера. Чудом уцелевшие корабли прибиваются к незнакомому берегу. Оказывается, что это побережье Африки и земли царицы Дидоны, которая прибыла сюда с Финикии, где чуть не погибла от руки родного брата и вынуждена была спастись бегством. Она возводит тут величественный город Карфаген, в центре которого сверкает роскошный храм Юноны.

Дидона принимает беглецов мирно и готовит для них пир, где Эней, очарованный красотой и гостеприимством царицы, рассказывает о Троянской войне и последних днях Трои. Он описывает, как хитроумные ахейцы (греки) создали фигуру знаменитого и, спрятавшись внутри «подарка», ночью открыли врата обескровленной Трои. Так мы снова видим параллели с гомеровской «Илиадой» у Вергилия. «Энеида» ни в коем случае не копирует грека, а лишь основана не тех же мифах, что и его поэмы.

Ночью Эней видит тревожные сны, в которых пророчества сплетаются с воспоминаниями: как мать Венера помогла спастись Энею с его сыном и старым отцом. С ними наш герой уплывает от Трои, но к какому берегу пристать - не знает. Везде преграды, к которым прикладывает руку злобная Юнона. За шесть лет вынужденного скитания Энея ждет много трудностей и смертельных опасностей. Это побег из города, зараженного чумой, спасение от двух морских чудовищ - Сциллы и Харибды. Отчаявшийся герой ищет путь в пророчествах оракулов, но их предсказания путаны. Один пророчит ему царствование в Риме, другой - гибель от голода всего флота. Корабли полуразрушены, воины потеряли надежду, а в одной из бухт гибнет старый отец Анхиз. Рассказ заканчивается насланной Юноной бурей.

Дидона с открытым сердцем слушает и сочувствует Энею. Между ними вспыхивает сильное чувство. Природа поддерживает их сверканием молний, что сравнивает поэт со свадебными факелами. Свое чувство пара осознает во время охоты в грозу. Образ Энея в «Энеиде» Вергилия наиболее ярко раскрывается в чувствах к царице Карфагена. Мы видим его не только храбрым воином и справедливым предводителем, но и любящим мужчиной, который способен отдаваться всем сердцем.

Но влюбленным не суждено быть вместе. Юпитер приказывает Энею плыть в Рим. Герой не желает этого, он хочет остаться с любимой, но при этом знает, что не сможет противостоять воле богов. Дидона, увидев отдаляющиеся мачты флотилии Энея, бросается на меч.

Героя ждут дальнейшие скитания. Возле Сицилии жены матросов поджигают флот, чтобы их мужья не уплыли от них. Эней теряет четыре корабля, но продолжает завещанный богами путь. В Италии он встречается с пророчицей, которая посылает его в подземное царство Аид, к отцу Анхизу. Только он может раскрыть все о потомках героя.

Эней спускается в Аид, где видит погибших своих воинов и любимую Дидону с кровавой раной в груди, которая смотрит укоризненно, но не говорит с ним. Найдя дух отца, герой понимает, что его потомкам суждено основать величайший город и навсегда войти в историю. Возвратившись на землю, Эней узнает от Сивиллы, что его скитания продолжатся и на суше. Так завершает первую часть своей поэмы Вергилий. «Энеида» продолжается в следующих книгах.

«Энеида». Краткое содержание второй части

В начале второй части измученные воины продолжают свой путь, пока не останавливаются вблизи Лация. Здесь они ужинают печеными овощами, положив их на лепешки из хлеба. Когда путники съедают и лепешки, сын главного героя шутит: «Вот и съели мы столы». Удивленный Эней вскакивает, он вспоминает пророчество, в котором говорилось «столы от голода будете грызть». Теперь герой знает, что прибыл к своей цели. Здесь стоит заметить, что поэма Вергилия «Энеида» насыщена мистическим чувством предсказаний и пророчеств.

Обрадовавшись, что он достиг своего места назначения, Эней отправляет посланцев к царю с просьбой руки его дочери. Тот радостно принимает предложение, так как ему известно предсказание, в котором говорится, что потомкам его дочери и чужеземца суждено покорить полмира и основать могущественное царство.

Казалось бы, Энея и его воинов ждут мир и покой. Но Юнона не дремлет и насылает тень войны на Лаций. Случайно воины Энея убивают оленя, чем наносят оскорбление царю Латину. К тому же уязвленный отвергнутый претендент на руку Лавинии Турн собирается идти войной на соперника Энея.

Венера просит бога Гефеста создать прочные латы Энею. Бог-кузнец выковывает могущественный щит, на котором изображает историю Рима. Этому щиту уделяет много места в поэме Вергилий. «Энеида» (краткое содержание по главам, к сожалению, не дает полного описания щита) показывает нам будущее и прошлое могущественного Рима.

Начало новой войны. Завершение поэмы

Пока наш герой занят приготовлениями к предстоящей войне, Турн хитро идет с тыла. Но двое воинов родом из павшей Трои - Эвриал и Нис - пробираются ночью через стоянку врага, чтобы предупредить Энея. Ночь будто помогает им: луна спрятана за тучами и не дает ни лучика. Весь вражеский стан повергнут в сон, и воины проходят, оставляя после себя бесшумно убитые тела врагов. Но храбрецы не успевают до рассвета, и Эвриала схватывают, а Нис идет против трех сотен воинов, но погибает достойно.

Юнона вдыхает в Турна свою божественную мощь, но разъяренный ее своеволием Юпитер ограничивает его силу. Юнона и Венера в гневе обвиняют друг друга в развязке очередной войны и стремятся помочь своим фаворитам. Их спор останавливает Юпитер и говорит, что раз война начата, то пусть идет по воле рока. Так объясняет позицию богов Вергилий. «Энеида» же показывает их злобными и в то же время милосердными. В различных ситуациях они действуют так же, как люди, повинуясь своим чувствам.

Возвращается отряд нашего героя, и начинается страшный бой. Турн убивает соратника и близкого друга Энея Паланта и, ослепленный временной победой, забирает его пояс. Эней врывается в самую гущу боя и почти настигает Турна, но Юнона вмешивается и защищает его.

Оплакивая лучших своих воинов и внимая плачу старого Латина, Турн идет на сделку с Энеем. Он предлагает не воевать, а сойтись в поединке. Если победа будет за Энеем, ему останется эта земля, а соперник уйдет. Эней соглашается, объявлено временное перемирие, но вдруг в небе орел нападает на стаю лебедей. Храбрые птицы стаей защищаются, и сраженный орел обращается в бегство. Безумный старый предсказатель Латина кричит, что это знамение их победы над пришедшим Турном, и бросает копье в лагерь врага. Снова завязывается бой между войсками.

Все это видит с Олимпа Юнона и просит Юпитера не дать троянцам навязать Италии свои нравы и позволить, чтобы имя Троя погибло вместе с павшим городом. Царь богов соглашается и говорит, что со всех племен родится один народ и овеет своей славой весь мир.

В кипящем бою, наконец, находят друг друга Эней и Турн. Они сходятся в последнем поединке, и их удары подобны грому. В небе над могущественными воинами стоит Юпитер, держа в руках весы с жизнями героев. После первого удара копье Турна ломается о кованный Гефестом-Вулканом щит, и раненный в бедро противник падает. Эней готов уже убить его, заносит над ним меч, но его враг просит пощады ради старого отца. Эней останавливается, но глаза его видят пояс Паланта на Турне. И он, вспомнив убитого друга, сражает противника насмерть. Этой последней сценой заканчивается поэма Вергилия.

Анализ произведения

«Энеида» Вергилия, традиция и новаторство которой тесно переплелись и, казалось бы, неразделимы, действительно очень прогрессивна для своего времени. Традиционным для поэмы является обращение к мифологии как к источнику сюжетных ходов, а также ее структура с привычным использованием лирического вступления и краткого обращения к читателю с описанием будущих событий.

Новаторство произведения заключается в изображении главного героя - Энея. В отличие от эпических поэм, написанных до «Энеиды», здесь персонажи очень искренние, настоящие. Сам Эней является не только храбрым воином, он - преданный друг, хороший отец и достойный сын. К тому же герой умеет любить. Несмотря на то что он по воле богов вынужден оставить возлюбленную Дидону, он искренне сожалеет об этом и не хочет уезжать.

Достаточно много проблем поднимает «Энеида» Вергилия. Анализ поэмы достаточно сложен, так как произведение многогранно и охватывает много идей. Важное место в произведении занимает тема пророчества. Персонажи верят предсказателям и действуют, как предписано им в откровениях оракулов и провидцев. И если даже кто-то из них не верит пророчеству, оно все равно сбывается. Но здесь все наполнено несколько иным содержанием, чем в «Одиссее» Гомера. В поэме великого грека речь шла о предсказанной тяжелой судьбе самого Одиссея, а в «Энеиде» герою предсказана не судьба, а его предназначение - основать новое великое царство. Несмотря на то что Энею предстоит пережить много тревог и несчастий, он, не дрогнув, идет к своей цели.

Влияние воли богов на судьбу не только человека, но и целого народа традиционно для произведений античного Рима. Однако в «Энеиде» это обретает новый смысл. Здесь боги не только ищут свои выгоды в виде почтения их и воздвижения храмов, но и способны сочувствовать и сопереживать смертным героям и народам, к которым благосклонны.

Также стоит отметить момент путешествия Энея в подземное царство Плутона. Сама тема является достаточно традиционной, но новаторским является восприятие героем увиденных душ и услышанного отцовского пророчества в Аиде.

Вместо выводов

Поэма «Энеида» - это эпическое сильнейшее произведение даже не литературы, а искусства. В произведении тесно переплетены человеческие судьбы и судьбы целых народов, баталии и личные переживания героев, дружба и любовь, простые человеческие желания и воля богов, высшее предназначение.

Десять лет писал гениальную поэму Вергилий. «Энеида» по главам в переводе читается довольно легко. Поэма будет интересна всем, кто хочет знать об истории и культуре древнего Рима.