ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пензенской области

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.10.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 17.11.2004

по иску Предпринимателя Ф.И.О. о признании незаконным и отмене Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пензенской области от 03.08.2004 о привлечении истца к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 3000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Обжалованным Постановлением апелляционной инстанции оставлено без изменения судебное решение от 13.10.2004, которым заявленные требования удовлетворены, поскольку при вынесении оспоренного Постановления налоговым органом не учтено материальное положение Предпринимателя, административное взыскание наложено без учета требований ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В кассационной жалобе налоговый орган просит об отмене судебных актов, принятии нового решения, настаивая на правомерности своего ненормативного акта.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.

Из приобщенных к делу материалов усматривается, что 28.07.2004 ответчиком была проведена проверка принадлежащего истцу магазина “Глория“, расположенного в п. Пашково Пензенской области, соблюдения порядка оптовой и розничной торговли, закупки, хранения алкогольной и табачной продукции. Установив нарушение Предпринимателем п. 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 987 от 19.08.96, выразившееся в отсутствии оттиска печати истца на копии справки товарно-транспортной накладной N 66162 от 27.07.2004 на вино нескольких наименований, по две бутылки каждое, ответчик составил акт N 25 от 28.07.2004.

29.07.2004 составлен протокол N 100 об упомянутом административном правонарушении, рассмотренный 03.08.2004 с принятием оспоренного решения.

Арбитражным судом также установлено, что в тот же день ответчиком составлялся и протокол N 99 от 29.07.2004 об административном правонарушении, совершенном истцом, - неприменении ККТ при реализации газированной воды. Данный протокол также рассмотрен тем же должностным лицом ответчика и принято решение о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как по оспоренному Постановлению, так и по Постановлению о привлечении к ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответчик определил эту ответственность в виде штрафа в сумме 3000 руб. за каждое правонарушение, чем нарушил требования ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение. Однако, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Материалами дела подтверждено, что оба Постановления приняты одним и тем же должностным лицом ответчика.

Арбитражный суд правомерно констатировал, что одно нарушение ответчиком ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уже является основанием для отмены, в том числе, и оспоренного Постановления.

Арбитражным судом также установлен ряд смягчающих обстоятельств, которые не были учтены налоговым органом при рассмотрении административного материала: Предприниматель является единственным членом семьи из пяти человек, имеющим доход, размер которого в расчете на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума; все основные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, Предпринимателем проверяющим были представлены; отсутствие оттиска печати истца на справке ГТД ввиду отсутствия такой печати при наличии других необходимых документов давало возможность для вывода о малозначительности.

Таким образом, выводы арбитражного суда в обеих инстанциях основаны на требованиях приведенных выше норм административного законодательства и материалах дела, подробно исследованных и проанализированных судом, в связи с чем доводы кассационной жалобы, противоречащие как указанным требованиям, так и материалам дела, не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах судебные акты, принятые по делу, являются законными и обоснованными.

Правовых оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п/п. 1 п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.10.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 17.11.2004 по делу N А49-118/04-698ОП/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица , за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность .

Действие (применительно к административным правонарушениям) - активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета.

Бездействие (применительно к административным правонарушениям) - пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (напр., руководитель торгового предприятия не обеспечил наличие сертификатов на реализуемые товары).

Признаки административного правонарушения :

  • антиобщественность. По социальной значимости деяние, причиняющее вред законным интересам граждан , общества и государства , является антиобщественным;
  • противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), которые охраняются мерами ;
  • виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, т. е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности;
  • наказуемость деяния. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность.

Объект административного правонарушения - общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления , регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности (общий объект).

Объективная сторона административного правонарушения заключается в деянии (действии или бездействии), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

Субъектом административного правонарушения является лицо, его совершившее. По действующему законодательству субъектами административного правонарушения признаются коллективные и индивидуальные субъекты.

Коллективные субъекты - юридические лица и иные коллективные образования.

Индивидуальные субъекты - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.

Субъективная сторона административного правонарушения - психологическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Административная ответственность. Освобождение от административной ответственности. Ограничение административной ответственности

Административная ответственность - вид юридической ответственности , которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение .

Основные черты административной ответственности :

  • имеет собственную нормативно-правовую основу - устанавливается как законами, так и подзаконными актами либо их нормами об административном правонарушении ;
  • основанием административной ответственности является ;
  • субъекты административной ответственности - как физические лица , так и коллективные образования;
  • за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;
  • административные взыскания налагаются органами и их должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей;
  • применение административных взысканий не влечет судимости и увольнения с работы;
  • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях .

Согласно ст. 21 КоАП РФ основанием освобождения от административной ответственности является характер правонарушения и личность нарушителя. Условия освобождения от административной ответственности:

  • наличие в действиях (бездействии) правонарушителя состава административного правонарушения;
  • целесообразность применения к лицу, совершившему его, меры общественного воздействия;
  • принятие решения об освобождении от административной ответственности органом (должностным лицом), уполномоченным решать дело о данном правонарушении.

Согласно ст. 22 КоАП РФ освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Основания освобождения от административной ответственности можно разделить на общие и специальные (связанные с возрастом физического лица либо его поведением). Общим основанием является малозначительность административного правонарушения. К специальным основаниям относится возраст лица, совершившего административное правонарушение. Физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с учетом его возраста, конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, данных о лице, совершившем административное правонарушение.

Ограничение административной ответственности может выражаться в ограничении применения к тем или иным субъектам административного правонарушения взысканий либо оснований для их применения. В первом случае лицо признается субъектом административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое взыскание, предусмотренное за данное правонарушение. Ограничения оснований для применения административного взыскания установлены для военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров , лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина , пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции, разрешается в соответствии с нормами международного права . Возможно досрочное освобождение от административного взыскания.

Понятие и виды административных взысканий

Административные взыскания - мера ответственности за административное правонарушение . Применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение , в духе соблюдения законов , предупреждения совершения новых правонарушений этим и другими лицами.

Административные взыскания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.

Основные виды административных взысканий :

  • предупреждение;
  • возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или объектом административного правонарушения;
  • конфискация этого предмета;
  • лишение специального права ;
  • административный арест ;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства ;
  • иные административные взыскания.

Закон подразделяет административные взыскания на основные (административный штраф, предупреждение, административный арест, дисквалификация) и дополнительные.

Назначение административного наказания

Общие правила назначения административных наказаний представляют собой основополагающие начала (принципы), которыми должны руководствоваться судьи , уполномоченные органы и их должностные лица при наложении административного наказания на лицо, совершившее административное правонарушение . Прежде всего, должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность , равенство всех перед законом , справедливость и др.).

Взыскание за административное правонарушение может применяться только к лицу, его совершившему.

Главой 4 КоАП РФ предусмотрены следующие общие правила назначения административного наказания :

  1. административное наказание за совершение административного правонарушения в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение;
  2. физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;
  3. при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;
  4. назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;
  5. никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

2. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства . По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органами и должностными лицами, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

Некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом, напр., военнослужащих и др.

Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что:

а) ее основанием является дисциплинарный проступок;
б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;
в) взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами);
г) пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяются правом.

Дисциплинарный проступок - противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности .

По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка. Обязанности определенных категорий государственных служащих , реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, а также военнослужащих определяются законами, указами Президента РФ , утвержденными полномочными органами, уставами, положениями.

Так, по Закону об основах государственной службы РФ государственные служащие подлежат ответственности за должностной проступок, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей. Вместе с тем предусматривается возможность увольнения государственного служащего за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой.

Нередко основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяются различным способом.

В понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и воинской чести.

Взысканиями, которые могут быть применены к федеральным государственным служащим, являются замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение с государственной службы.

Дисциплинарные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на подчиненных им в той или иной форме нарушителей. Объем их дисциплинарной власти регламентируется административным правом.

Судья Елькина *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Елькиной *.*., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО “Челябэнерго“ г. Челябинск

к Челябинской таможне

о признании недействительными постановлений

при участии в заседании:

от заявителя: *.*. М. - представитель по доверенности от 01.08.03

от ответчика: *.*. В. - представитель по доверенности от 30.01.04.

ОАО “Челябэнерго“ обратилось с заявлением о признании незаконными и отмене Постановлений таможенного органа о привлечении по основанию ст. 16.12 КоАП РФ к административной ответственности за нарушение срока представления таможенных деклараций NN 10504000-230/2004, 231/2004, 236/2004, 237/2004, 238/2004, 239/2004, 240/2004.

Основанием к признанию указанных постановлений незаконными явилось принятие актов Таможенным Комитетом без учета правила п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ о назначении наказания в пределах одной санкции, а также нарушении срока (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ) направления оспариваемых актов юридическому лицу.

Ответчик не согласился с доводами заявителя, указав, что нарушение сроков представления каждой из деклараций образуется отдельный состав правонарушения, предусмотренного ст. 16.12 КоАП РФ. Нарушение срока направления копии постановления не является условием достаточным для признания постановлений незаконными, т.к. не влечет нарушения прав заявителя.

Кроме того, в судебном заседании заявитель указал на незаконность (в виду отсутствия прав) возбуждения дел об административных правонарушениях старшим государственным таможенным инспектором.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела ОАО ЭиЭ “Челябэнерго“ продекларировало товар - электроэнергию, поставленную на территорию Республики Казахстан по контракту N 1611 от 30.06.2001.

Поставки производились в мае - июле, сентябре - декабре 2003 г.

Грузовые таможенные декларации 10504080/140404/0002265, 0002266, 0002337, 2267; 10504080/160404/0002334, 0002338, 0002336, 0002335 были поданы ОАО “Челябэнерго“ в таможенный орган 14 и 16 апреля 2004 г., т.е. по истечении сроков, установленных ТК РФ (п. 3 ст. 314). Последним предусмотрено предоставление деклараций не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки товаров.

Указанные правонарушения образуют состав правонарушений, за которые предусмотрена ответственность по основанию ст. 16.12 КоАП РФ (нарушение установленных сроков представления в таможенный орган таможенных деклараций).

Об установленных правонарушениях Челябинской таможней были составлены протоколы об административных правонарушениях и возбуждены дела об административных правонарушениях. О возбуждении дел свидетельствуют определения от 15.04.04 (N 10504000-231, 230, 229) и от 19.04.04 (N 10504000-239, 236, 240, 238, 237).

Определения приняты старшим государственным таможенным инспектором Челябинского таможенного поста, являющегося должностным лицом органа (таможенный пост), полномочного в контексте ст.ст. 23.8, 28.3 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях.

По результатам административного расследования Челябинской таможней были рассмотрены материалы дел об административных правонарушениях.

Рассмотрение состоялось дела N 10504000-229/2004 г. - 19 мая 2004 г., дела N 10504000-231/2004 г. - 21 мая 2004 г., остальных - 20 мая 2004 г.

По каждому из указанных дел ОАО “Челябэнерго“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.12 КоАП России и к правонарушителю применена ответственность в виде административного штрафа в размере 30 минимальных размеров оплаты труда (3000 руб.) за каждое правонарушение.

В части признания ОАО “Челябэнерго“ виновным в совершении правонарушений вывод таможенного органа правомерен, т.к. вина заявителя подтверждена (и не оспорена в судебном заседании) материалами дела.

В части привлечения к ответственности за каждое правонарушение действия таможенного органа неправомерны.

Согласно п. 1 ст. 4.4 КоАП РФ административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение.

При этом в силу п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при рассмотрении дел, возбужденных по нескольким административным правонарушениям совершенным одним лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции, если такие дела рассматриваются одним и тем же органом.

КоАП РФ не содержит критерия “одновременного“ рассмотрения дел одним и тем же органом (должностным лицом), но по своей правовой природе назначение административного наказания по совокупности правонарушений предполагает одновременное рассмотрение дел.

Дела N 10504000-230, 236, 237, 238, 239, 240 были назначены к рассмотрению на один и тот же день и час, рассмотрены и вынесены постановления в один день, одним и тем же органом.

При указанных обстоятельствах по названным делам привлечение к ответственности должно быть произведено в пределах одной санкции. В связи с последним законным в части размера взысканного штрафа является только одно постановление. Суд исходит из критерия ранее принятого согласно его номеру.

Таковым является постановление по делу N 10504000-230/2004 от 20.05.2004. Остальные пять постановлений от 20.05.04 подлежат признанию незаконными в части наложения административного штрафа.

Порядок определения размера наказания по п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ не может быть применен к правоотношению по делу N 10504000-231/2004, т.к. рассмотрено это дело было 21.05.04, т.е. не одновременно с остальными, постановления по которым оспариваются по настоящему делу.

Довод заявителя о пропуске срока вручения постановлений не принят судом как безусловное основание, предусмотренное действующим законодательством, для отмены постановлений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Признать незаконными и отменить постановления Челябинской таможни по делам об административном правонарушении от 20.05.2004 NN 10504000-236/2004, N 10504000-237/2004, 10504000-238/2004, 10504000-239/2004, 10504000-240/2004 в части взыскания административного штрафа в размере 30 минимальных размеров оплаты труда (3000 руб.) по каждому (п. 1 постановлений), как не соответствующих нормам КоАП РФ.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Челябинской области.

Поэтому тот, кто сегодня именуется косметологом, должен хорошо разбираться в дерматологической патологии, даже если не собирается заниматься ее лечением, но сможет эту патологию идентифицировать и вовремя направить к нужному специалисту. Так что знания по дерматологии очень полезны. Пациентам нравится.

На вопросы редакции электронного журнала Вести Косметолога отвечает Олег Шептий, врач-хирург, косметолог.

1. Дерматовенерология - это базовая профессия, на основе которой можно сегодня получить профессию врач-косметолог. Считаете ли Вы знания по дерматологии обязательными для косметолога в том объеме, который дается в ординатуре. Можно ли обойтись без этих знаний?

Уверен, что базовые знания по морфо-функциональной и клинической дерматологии крайне необходимы в практике врача-косметолога. И чем больше объем этих знаний, тем лучше. Косметология и дерматология неразрывно связаны между собой, это ясно как день. Обе дисциплины занимаются кожей, ее придатками. Удел дерматологии - разнообразная патология кожи. В косметологии круг проблем значительно уже - старение и его разновидности, коррекция и лечение эстетических недостатков. Но орган один и тот же. Поэтому тот, кто сегодня именуется косметологом, должен хорошо разбираться в дерматологической патологии, даже если не собирается заниматься ее лечением, но сможет эту патологию идентифицировать и вовремя направить к нужному специалисту. Так что знания по дерматологии очень полезны. Пациентам нравится.

2. В косметологи идут специалисты разных направлений от стоматолога до невролога. Могут ли они работать хорошо, не получив базовых знаний по дерматологии. Да или нет? Почему?

Не думаю, что это массовая тенденция. Чаще всего различные специалисты (стоматологи, неврологи, хирурги и др.) применяют в своей практике некоторые методики, используемые в косметологии. Прежде всего, это ботулотоксин и контурная пластика. Если врач радикально меняет свою специальность на специальность косметолога, то он обязан пройти полностью все квалификационные этапы обучения по дерматологии и косметологии. Тогда он сможет работать хорошо. Мне кажется это логично.

3. Назовите заболевания, не связанные с дерматологией, которые могут повлиять на внешность пациента. Могут ли эти эстетические недостатки вылечить специалисты, не имеющие образования по косметологии?

Заболевания, не связанные с дерматологией, но которые могут оказывать влияние на внешность пациента, чаще всего имеют эндокринную природу.

Примеры: болезнь (или синдром) Кушинга может сопровождаться ожирением, растяжками кожи; патология репродуктивной системы может сопровождаться акне-подобными высыпаниями, гирсутизмом; синдром Барракера-Симонса - патологическое состояние, характеризующееся уменьшенным объемом жировой ткани в подкожной клетчатке лица и туловища и нормальным или увеличенным его объемом в области таза и ног; патология щитовидной железы - сухость и бледность кожи, отёчность лица и конечностей, ломкость и выпадение волос (признаки микседемы) и пр.

Исходя из этого, эстетические недостатки должны лечить, конечно, косметологи или пластические хирурги, но после того, как базовый специалист даст на это добро. В частности, эндокринолог.

4. Используете ли вы МКБ-19 (Международный классификатор болезней) в своей практике. Достаточно ли Вам его именований для заполнения строки "диагноз" в медицинской карте.

Поправка - МКБ-10.
Классификатором болезней должны обязательно пользоваться дерматологи. Как и все другие специалисты. В плане эстетических недостатков и инволюционных изменений кожи в МКБ-10 материала достаточно. Но будем надеяться, что он пополнится. В своей практике пользуюсь регулярно. Что и другим советую.

5. Реально ли симптомальное и синдромальное лечение косметологическими средствами эстетических, вызванных болезнями, не имеющими отношение к дерматовенерологии и косметологии?

Реально.
Лечение ботулотоксином гипергидроза, возникновение которого чаще всего связано с патологией вегетативной нервной системы.
Лазерная и фотоэпиляция при вирилизации и гирсутизме (не путать с гипертрихозом).
Хирургическое (липосакция, введение внутрижелудочного зонда и пр.) или косметологическое лечение при ожирении.
Лазерное лечение врожденных сосудистых дефектов - "винные пятна", гемангиомы.
Есть и другие примеры.

Кандидат медицинских наук, врач хирург, дерматолог. Эксперт Cosmo-Expo. Г. Москва.
Главный врач Клиники немецких медицинских технологий GMT-clinic, Москва

Латинский термин collisio в словарях иностранных слов переводится как столкновение противоположных сил, стремлений или интересов . Под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.

На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единого представления о коллизиях. М.В. Баглай называет коллизиями противоречия между нормами, С.С. Алексеев - столкновение актов в связи с их действием на той или иной территории, с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов .

Ю.А. Тихомиров дает такое определение: юридическая коллизия есть противоречие между существующим правовым порядком и намерениями и действиями по его изменению. Происходит своего рода соизмерение этого притязания либо с действующим правопорядком, либо с принципами права. По мнению Ю.А. Тихомирова, предлагаемая им формулировка юридической коллизии содержит более широкое и системное понимание данного явления . Традиционная трактовка юридической коллизии как столкновения норм не исчезает, но из единственной и универсальной становится одним из аспектов понятия. Юридическая коллизия выражается:

* в контрастных различиях правовых взглядов и позиций, в право-понимании;

* столкновении норм и актов внутри правовой системы, как в отраслевом, так и в федеративном аспектах;

* неправомерных действиях внутри механизма публичной власти между государственными и иными институтами и органами;

* расхождениях между нормами иностранных законодательств;

*спорах между государствами и противоречиях между нормами национального и международного права.

Коллизионная норма - норма, которая указывает, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому отношению международного характера, либо какой нормативный акт подлежит применению при внутригосударственном юридическом конфликте (коллизии). Коллизионная норма может также устанавливать принцип разрешения конфликта между национальным и международным правом. Различные коллизионные нормы содержатся в международных договорах, (например, в договорах о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам), и в национальном законодательстве государств, образуя в совокупности коллизионное право.

Коллизионное право в международных отношениях - совокупность правовых норм, разрешающих коллизии между законами различных государств («внешнее» коллизионное право) или нормативными актами одного государства («внутреннее» коллизионное право). «Внешнее» коллизионное право входит в состав международного частного права.

Коллизия нормативных правовых актов - это противоречие (столкновение) друг другу двух и более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. Коллизия разрешается путём выбора того нормативного акта, который должен быть применён к рассматриваемому случаю. При наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня.

При наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, позднее введенные в действие.

Правила разрешения коллизий правовых норм:

1) если обнаружено противоречие между нормой республиканского и местного акта, то необходимо применять норму республиканского акта;

2) если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

3) при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая позднее введена в действие;

4) в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется специальная норма;

5) нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов Республики Казахстан могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений;

6) международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед её законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона;

7) Конституция Республики Казахстан имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики .

Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие.

Для применения нормативных правовых актов, вступивших в силу, не требуется каких-либо дополнительных указаний.

Если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом. До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, ранее регулировавшие соответствующие отношения.

Юридические коллизии мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.

В законодательстве противоречия существуют между отдельными отраслями права, а также внутри одного закона. Противоречивость законодательства все больше затрудняет реализацию принятых законов. Она служит также средой для злоупотреблений и коррупции в системе государственной власти.

Существует множество причин появления коллизий. Одни из них носят объективный характер, другие - субъективный.

Коллизии, обусловленные объективными факторами, вызываются также особенностями характера общественных отношений и необходимостью их дифференцированного регулирования.

Субъективные причины обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях. Субъективные причины возникают также в результате ошибок в юридической технике, неточного формулирования правовых предписаний, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилевой строгости.

Способы разрешения юридических коллизий и меры их. Иногда называют коллизии между нормами права и нормами морали, религиозными нормами, правом и идеологией и др. Но они не имеют непосредственно юридического характера и значения.

В литературе исследуются главным образом, коллизии норм права и коллизии между нормативными правовыми актами. Однако существуют следующие виды коллизий:

* между нормами права:

Темпоральные (характеризуются расхождением норм во временных пределах);

Пространственные (обусловлены действием правовых норм в строгих территориальных границах);

Иерархические (отличаются несогласованностью норм разной юридической силы);

* между нормативно-правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами. Коллизии между законами и подзаконными актами носят массовый характер и причиняют наибольший вред интересам государства и граждан (причем общий объем подзаконных актов продолжает расти). Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой;

* компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц;

* при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;

* актов толкования;

* юридических процедур;

* между национальным и международным правом.

В литературе называют несколько способов разрешения юридических коллизий:

* принятие нового акта взамен коллизирующего акта;

* отмена одного из противоречащих друг другу актов;

* внесение изменений или уточнений в действующие акты;

* разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы;

* судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское;

* судебные толкования, позволяющие устранить коллизионность норм, актов, процедур и т.д.;

* систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

* обжалование актов или действия в судебном или административном порядке;

* согласительно-примирительные процедуры;

* временные или специальные режимы, включающие приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица;

* оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

* международные процедуры .

К превентивным мерам предотвращения коллизий можно отнести:

* действие субъектов строго в рамках конституционных установлений, законов, а также в пределах закрепленной компетенции;

* предварительные юридические экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий в законодательстве;

* систематизацию действующего законодательства, что делает его обозримым и позволяет своевременно выявлять коллизии;

* периодическую инвентаризацию правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий;

* анализ эффективности нормативных правовых актов, что способно установить коллизии в праве;

* предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале, что позволяет предотвратить коллизии в праве .

Развитие общественной жизни настолько многообразно, противоречиво, что юридической науке и практике еще предстоит поиск и других средств разрешения и предотвращения юридических коллизий, адекватных сложившейся ситуации.

В итоге наличие различного рода коллизий и разработка согласительных процедур положили начало формированию нового направления в правовой науке - юридической конфликтологии, которая изучает правовые нормы, принципы, институты под углом зрения их использования для предупреждения и разрешения юридических конфликтов. Но это уже другой вопрос.

Вернемся юридическая коллизия может послужить причиной, толчком к возникновению конфликтов. Нередко она служит побочным явлением, следствием другого конфликта, когда, например, экономические противоречия между федерацией и ее субъектами сопровождаются спорами о границах компетенции, объеме бюджетных, налоговых полномочий тех или других органов. И, наконец, юридическая коллизия часто выступает как один из элементов другой коллизии.

Все это необходимо учитывать на практике. И политикам, законодателям, предпринимателям, работникам правоохранительных органов, всем гражданам следует правильно оценивать природу противоречий, видеть пределы собственно юридических и иных действий.

Таким образом, функциональная содержательность юридических коллизий должна всегда учитываться во избежание поспешных оценок и действий. Общество и государство не могут не знать о причинах, направленности и путях разрешения разнообразных юридических коллизий. Здесь необходимы гласность и общественное мнение с опорой на закон.