МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА “ СОЗВЕЗДИЕ “

СТУДИЯ РАННЕГО РАЗВИТИЯ “ ЛУЧ “

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Человеку друг огонь, только зря его не тронь!

Cоставитель:

педагог дополнительного образования

К АЛАШНИКОВА Т.В.

г.Краснодар

Пояснительная записка: Занятие по теме: “ Человеку друг огонь, только зря его не тронь! “ проводится в студии раннего развития “Луч” c детьми старшего дошкольного возраста. Материал и формы работы подобраны с учётом уровня развития детей, приближены к естественным для ребёнка видам деятельности. Это игры, беседы, общение со взрослыми, физкультурные разминки, анализ и обыгрывание конкретных жизненных ситуаций. Используется большое количество наглядного и раздаточного материала. Очень важно закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека и о правилах пользования ими. Дети узнают, что надо делать, если произошло короткое замыкание, случился пожар, если увидели непотушенный костёр и о многих других опасных жизненных ситуациях.

Оборудование: Плакаты с изображением на тему: “ Не играй с огнём! “, карточки с условными обозначениями средств тушения и средств оповещения, карточки с буквами для составления ответов на загадки, большой красный шар, игрушечный зайчик, утюжок, карточки с изображением различных движений для проведения физкультминутки.

Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.
Задачи: Обучающие

    Дать понять детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

    Познакомить с работой службы спасения “ 01 “.

    Придумывать рассказы по предложенным картинкам.

Воспитательные

    Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

    Воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

    Пробудить интерес к работе пожарных.

    Учить детей быть осторожными в обращении с огнём.

    Вызывать желание помогать людям в беде.

    Прививать чувство ответственности.

    Формировать умение сотрудничать, соблюдать правила игры в группе, в коллективе.

Развивающие

    Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.

    Развивать зрительную и слуховую память, произвольное внимание, речь детей.

    Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

План проведения I .Вводная часть. Сказка про Зайчика.
II .Основная часть.
    Игра “ Если возник пожар “. Беседа на тему: “ Огонь – друг, огонь – враг “. Физкультминутка “ Пожарный “ Конкурс “ Загадка – для ума зарядка “.
Не играй с огнём! средств тушения и средств оповещения. III . Заключительная часть. Подведение итогов.

C казка про Зайчика
Педагог показывает детям Зайчика и маленький утюжок.

Педагог: Жил – был Зайчик. Однажды его пригласили на день рождения. Когда идёшь в гости, надо надевать нарядную одежду. Зайчик решил погладить рубашку, включил утюг и поставил его на рубашку вот так. Но в это время по телевизору стали показывать любимый мультфильм Зайчика “ Ну, погоди! “. Зайчик оставил утюг и пошёл смотреть мультфильм.

А утюг всё нагревался и нагревался. Сначала задымилась и загорелась рубашка, потом загорелась гладильная доска, затем – занавеска. Когда Зайчик вернулся в комнату, там горело всё.


Вопросы к детям:
    Почему случился пожар? Что Зайчик сделал неправильно? Что делать Зайчику, когда пожар уже начался? Что будет, если Зайчик спрячется?
(Ответы детей).

Педагог: Правильно, нельзя включать утюг, оставлять его и уходить. Утюг, телевизор и другие электрические приборы должны включать взрослые. Нельзя прятаться, если дома возник пожар. Надо убегать на улицу из помещения, которое горит, звать на помощь взрослых. Не надо пытаться тушить пожар. Тушат пожары люди, которые умеют это делать. Пожарники или спасатели. А кто знает, по какому телефону можно вызвать спасателей?

Дети: По телефону 01.

Педагог: В одном доме с Зайчиком, по соседству жил умный Ёжик. Он почувствовал запах дыма, забежал в квартиру к Зайчику. Ёжик не растерялся. Он быстро выключил утюг, вывел на улицу Зайчика и вызвал пожарную команду. Пожар потушили. А Зайчик понял, что не надо сразу делать много дел и теперь очень внимательно следит за электрическими приборами.

Игра “ Если возник пожар “

Дети стоят в кругу. У ведущего в руках красный воздушный шар. Играющий должен сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Этот красный шар недаром

Звал людей на бой с… (пожаром).

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар.

Там всегда грозить нам будет

Злой и страшный враг… (пожар).

Если младшая сестричка

Зажигает в доме спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те … (отнять).

Хочу, чтоб знали все друзья:

Играть со спичками… (нельзя).

Ребёнок, спички не тронь,

Всё может погубить … (огонь).

Раз, два, три, четыре,

У кого пожар в … (квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … (утюг)?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками … (играл)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)?

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жёг … (листву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые … (предметы)?

Дым и огонь кругом, кошмар,

Звони 01 и кричи … (пожар)!

Дым увидел - не зевай,

И пожарных …(вызывай)!

Помни, каждый гражданин,

Этот номер - …(01)!

Беседа на тему “ Огонь – друг, огонь – враг”

Вопросы к детям :

    Где можно встретиться с огнём?

    Для чего нужен огонь ?

( Ответы детей).

Педагог: Огонь помогает нам. На огне готовят еду. Огонь согревает нас в холода. Огонь светит нам, когда темно. Сила огня велика. Он заставляет работать машины, двигает пароходы и поезда, запускает ракеты и космические корабли. Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Из доброго слуги человека огонь превращается в страшного и злого огнедышащего дракона.

1 – ый ребёнок: Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

То беды не миновать,

От огня не сдобровать.

2 – ой ребёнок: Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом,

И у дома всё кругом.

3 – ий ребёнок: И, взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда.

Это помните всегда!

4 – ый ребёнок: Знай, дружок, что ты не вправе,

Ненароком, для забавы

Братьев меньших обижать,

Дом лесной их поджигать!

Ты прекрасным летним днём

Не играй в лесу с огнём!

5 – ый ребёнок: Добрый огонь может быть злым,

Если играться будешь ты с ним!

Чтобы не было беды,

Спички в руки не бери!

Педагог: Беда может нагрянуть внезапно, когда её не ждёшь. Что же делать в таком случае? При появлении дыма и огня надо вызвать по телефону 01 пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес. А знаете ли вы, что служба спасения работает днём, и ночью, то есть круглосуточно. Почему? (Ответы детей ). А каким должен быть человек, который готов прийти на помощь людям и днём, и ночью?

(Ответы детей ). Сильным, смелым, находчивым, умным, решительным, мужественным, храбрым, отважным, выносливым, добрым.

Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер: ноль – один!

В районе есть бетонный дом

В три этажа и выше –

С большим двором и гаражом

И вышкою на крыше.

Сменяясь, в верхнем этаже

Пожарные сидят.

А их машины в гараже

Мотором в дверь глядят.

Чуть только – ночью или днём –

Дадут сигнал тревоги,

Лихой отряд борцов с огнём

Несётся по дороге.

Физкультминутка “Пожарный”

Дети выполняют движения по образцу на карточках, которые показывает педагог.

Педагог: Молодцы, ребята! Все у нас ловкие, смелые, сильные, быстрые. А умеете ли вы загадки отгадывать?

Конкурс “ Загадка – для ума зарядка “

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (Огонь).

Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Огонь).

Без огня ему не бывать,

Что щиплет глаза и мешает дышать? (Дым).

С огнём бороться мы должны –

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарники).

Мой папа пожарный.

Мой папа герой.

Огонь заливает мой папа (Водой).

Спешит, гудит – дорогу дай,

Моргает глазом синим.

Примчится вовремя. Беда

Детей и взрослых минет.

(Пожарная машина).

Это тесный – тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть как костёр.

Не шути с сестричками

Тоненькими (Спичками).

Вот так мошка – осиновая ножка,

На стог села – всё сено съела. (Спичка).

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пёк.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесёшь. (Костёр)

Рассказы детей по картинкам на тему

Не играй с огнём! “

Дети подготовили рассказы и выучили стихи о том, что надо делать, если произошло замыкание, пожар, если увидели непотушенный костёр, если у них в руках оказались спички и о многих других опасных жизненных ситуациях.

    ый ребёнок: Мама в магазине,

Дома дети одни.

Зажечь захотелось

Бенгальские огни.

Свечи горели и зажигалки,

В доме стола красиво и ярко.

Вот вспыхнула скатерть,

Вот шторы пылают.

Что делать? Ребята,

Конечно, не знают.

Как ты поступил бы

И как себя вёл,

Огонь чтобы страшный

В твой дом не пришёл?

Взрослых соседей на помощь зови,

Пожарным спасателям срочно звони!

Не прячься в шкафу,

И не лезь под кровать,

Надо тебе побыстрей убегать!

2 – ой ребёнок: От скуки ребёнок не знал, чем заняться,

Взял спички тайком и начал играться.

Быстро дома сгорали спички,

Поджёг он тогда из книжки странички.

Выросло пламя, стало пылать:

Игрушки, мебель, огонь не унять.

Пожарные быстро огонь потушили.

Ребёнка спасти они очень спешили!

Теперь ребёнок лечит ожоги,

Ранил огонь ему руки и ноги.

Бедой обернулась со спичкой игра.

С огнём не шути, не играй никогда!

3 – ий ребёнок: Мама гладила штанишки,

Ну, а братья шалунишки,

Рядом прыгали, смеялись,

Не на шутку разыгрались.

Братья провод зацепили,

На себя утюг свалили.

Были сильные ожоги,

Бинтовали руки, ноги.

Но теперь ребята знают:

Если включен утюг –

Рядом с ним не играют.

4 – ый ребёнок: У ёлки новогодней ребёнок шалил.

Дёргал за гирлянду, провод крутил.

Вот начал с розеткой мальчонка играть,

Вдруг стало розетку искрить, замыкать.

Сразу же искры на ёлку попали,

Ёлка сгорела, ребёнка спасали.

5 – ый ребёнок: Расскажу я детям всем.

Может много быть проблем,

Если плеер, фен включить

И их в воду опустить.

Ток ударит о – го – го!

Выжить будет нелегко!

6 – ой ребёнок: Предупреждают спасатели:

Не ломайте выключатели,

Не вставляйте гвозди, спицы и ветки

В электрические розетки!

Ведь ток ударить так сильно может,

Что уж никто тебе не поможет!

Электричество не игрушка,

Помни и знай!

С розеткой и проводом ты не играй!”

7 – ой ребёнок: За электрический провод не стоит тянуть,

Ток может больно тебя ущипнуть.

За вилку возьмись, прибор выключая,

Правила безопасности всегда соблюдая!

Знакомство с условными обозначениями

средств тушения и средств оповещения

Педагог читает описания условных обозначений. Дети по очереди выбирают карточку с правильным ответом по описанию.

Педагог: Очень важное значение

Имеют условные обозначения.

Они извещают нас о том

Как и чем бороться с огнём.

Вот пожарный кран.

На него намотан шланг.

Воду к очагу он подаёт

И с пожаром бой ведёт.

(Пожарный кран).

Она взмывает при пожаре

На высокий, на этаж.

И, спасая, помогает

Вниз на землю доставить вас.

(Пожарная лестница).

Кто, почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре?

Звук тревоги подаёт.

Нашу жизнь спасая,

Громко орёт?

(Звуковой оповещатель).

При пожаре помогает

И пожарных вызывает.

Стоит трубку с него снять

Номер 01 набрать.

(Телефон).

Это – огнетушитель,

Для людей спаситель.

Если вдруг пришла беда

Он избавит от огня.

(Огнетушитель).

Если кто – то вдруг обжёгся,

Если ранен кто – то вдруг.

На помощь придёт аптечка –

Надёжный и важный друг.

(Медицинская аптечка).

Есть у зданья выход главный,

И запасный выход есть.

Мы укажем путь пожарный.

Место, где детей всех можно перечесть.

Подведение итогов

Педагог: с ейчас я буду задавать вам вопросы, а вы хором отвечать: “ Это я, это я, это все мои друзья! “ Но будьте внимательны!

Кто, почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре? (ответы детей).

Кто из вас, заметив дым,

Закричит: “ Пожар! Горим! “ ? (ответы детей).

Кто из вас шалит с огнём

Утром, вечером и днём? (ответы детей).

Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по 04? (ответы детей).

Кто костров не разжигает

И другим не разрешает? (ответы детей).

Педагог: Что вы сегодня узнали важное для себя?

Дети: Мы узнали правила пожарной безопасности.

Педагог: Ребята, давайте повторим, какие правила мы с вами должны знать, чтобы не случился пожар.

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не шути, дружок, с огнём,

Чтобы не жалеть потом!

Сам огня не разжигай,

И другим не позволяй.

Даже крошка – огонёк

От пожара недалёк.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый

Наш надёжный старый друг.

Педагог: А если пожар случился, то следует выполнять следующие правила:

    Если, сможешь, позвони по телефону 01, сообщи, что случилось, назови свой домашний адрес.

    Никогда не прячься под кроватью, в шкафу или в других местах, если начался пожар. В задымлённом помещении тебя будет трудно найти.

    Не пытайся потушить пожар.

    Сообщи о пожаре соседям, немедленно покинь квартиру, выключи газ и электричество.

Использованная литература:

1. Алябьева Е.А. “Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет”, М., 2005 г.

2. Бондаренко А.К. “ Дидактические игры в детском саду “, М., 2001 г.

3. Венгер Л.А., Дьяченко М.О. “ Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей “, М., 2003 г.

4. Ильина М.И. “ Подготовка к школе “ C . – П., 2004 г.

5. Марцинкевич Г.Ф. “ Обучение грамоте детей дошкольного возраста” Волгоград, 2003 г.

6.Обухова Л.А., Горькова Л.Г., Жиренко О.Е. “ C ценарии занятий по комплексному развитию дошкольников “, 2009 г.

7.Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. “ Развитие речи, подготовка к освоению письма “, М., 2005 г.

Мы сидели, мы устали,

Сказку дружно сочиняли,

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончили зарядку,

Тихо-тихо сев за парту.

Воспитатель : Чтобы каждый из вас не оказался в таком же положении, что и Баба Яга, мы сейчас поучимся сообщать по телефону - номер «01» правильные сведения пожарным, чтобы они быстрее приехали на место происшествия.

Задание. Набрать номер «01» и сообщить свой адрес и что горит.

Например: пожар по адресу: ул. Абрикосовая, дом 5, горит телевизор.

Давайте подведем итог.

Какие ошибки сделала Баба Яга, из-за которых возник по­
жар? (Не имела дома огнетушителя, оставляла печь без при­смотра.)

Что неправильно сделала Баба Яга, обнаружив пожар? (Она не сразу позвонила пожарным. Надо было набрать по телефону номер «01» и сообщить свой адрес.)

Сможете ли вы сделать такое сообщение правильно?
(Мы должны сообщить адрес и что горит.)

Правил пожарных несложен урок,

Знай, выполняй их и помни, дружок!

Чтобы не было в доме беды,

Мы запомнить с тобою должны:

Чтоб пожаров и бед избежать,

- С огнем не пристало играть!

Тема: «Пожарный - герой, он с огнем вступает в бой»

Цели:

Расширять и углублять знания детей о профессии пожарного;

Закреплять знания о правилах пожарной безопасности

Воспитывать уважение к труду пожарного.

Оборудование: фотографии пожарных машин и спецтехники, пожарных.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы поговорим о профессии пожарного.

С незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Но представьте себе, что огонь вырвался из-под власти человека. С силой бушующего пламени очень трудно справиться! Есть люди, чья профессия - побеждать огонь, спа­сать людей, попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны.

Как же называют людей этой профессии? Верно! Пожарные.

В чем состоит работа пожарных? (высказывание детей)

Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обсле­дуют каждое здание, без их разрешения не возводится ни один новый дом, не строятся ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. На пожарную безопасность проверяются склады, магазины, гостиницы, кафе и рестораны.

Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортив­ных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.



А кто нам расскажет, какую же одежду носят пожарники? (ответы детей)

Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги. Ведь пожар­ный должен идти в огонь!

Если вы почувствовали запах гари, увидели дым или огонь, немедленно звоните по телефону 01, вы­зывая бригаду пожарных.

Кто из вас знает, на чем передвигаются пожарные по станице? (ответы детей) Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук сирены. Пожарных машин всегда несколько. На каждой машине - бригада пожарных. Послушайте стихотворение.

Мы - пожарные

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперед.

Труд тяжелый и опасный

Нас, пожарных, ждет.

Вой пронзительный сирены

Может оглушить.

Будем и водой и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

С пламенем бороться будем

Мы и день и ночь!

Чем пожарные тушат бушующее пламя? (ответы детей)

Верно! Заливают водой из специальных шлангов. Их назы­вают «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, со­держащейся в огнетушителях.

Пожарные бесстрашно пробираются в горящие зда­ния, спасают людей. Помогает пожарным и высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы. Иногда действуют и пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий.



Лесные пожары тушат со специальных самолетов и вертолетов. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костер, брошенная горящая сигарета, молния во время грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.

Профессия пожарного требует самоотверженности, ловкости, самообладания и быстроты реакции, силы и крепкого здоровья.

Скажите ребята, какими же качествами должен обладать пожарный? Почему?

Почему работу пожарного называют опасной?

Как вы думаете, что может стать причиной пожара?

Почему возникают лесные пожары?

Как пожарные тушат пожары?

Хотели бы вы избрать профессию пожарного?

По какому телефону нужно звонить при пожаре?

Молодцы ребята! А сейчас давайте посмотрим на четыре рисунка. На них изображены люди разных профессий. Укажите, на каком рисунке изображен пожарный. Объясните свой выбор. Расскажите о специальной одежде по­жарного.

Тема: «Пожарная безопасность дома»

Цели:

Закрепить знания о правилах пожарной безопасности.

Воспитывать осторожное обращение с огнем.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка» п. Пионерский

Конспект занятия НОД по образовательным областям

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Огонь - друг или враг»

Подготовила воспитатель:

Серебрякова Наталья Николаевна.

Место работы: МАДОУ д/с «Росинка».

Средняя группа № 12 «Теремок»

Цель : формирование представлений детей о безопасности собственной жизнедеятельности.

Задачи :

1. Расширять представления о роли огня в жизни человека;

2. Уточнять знания о профессии "Пожарный".

3. Закреплять знания о правилах пожарной безопасности;

4. Формировать представления о поведении при угрозе пожара.

5. Приобщать к правилам безопасного поведения человека в окружающем мире.

Интеграция образовательных областей : «Социально коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: Подборка художественной литературы по данной теме. Презентация на тему "Огонь друг или враг" - лесной пожар, пожар в жилом доме, бабушка достает пироги из печи, туристы греются у огня, выплавка стали и др. Интерактивная доска. Картинки с изображением правил поведения при пожаре, клей, альбомные листы.

Ход занятия.

Организационный момент:

Ребенок читает стихотворение :

Сам не справишься с пожаром -

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

"01" звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не все сгорело.

(Л. Зильберг)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети : О правилах поведения при пожаре.

Воспитатель:

Правильно. Ребята, а вы знаете, что огонь бывает не только злой, но и добрый. И сейчас я вам предлагаю посмотреть презентацию на тему «Огонь- друг или враг».

Обсуждение просмотренной презентации.

Воспитатель:

Люди какой профессии борются с пожаром?

Как они это делают и что им для этого нужно?

Что нужно делать, если возник пожар?

Какой номер телефона нужно набрать, чтобы позвонить в пожарную часть?

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю встать и представить себя пожарными.

Физминутка

Чтобы сильным стать и ловким- (сгибание и разгибание рук к плечам – в стороны)

Приступаем к тренировке: - (ходьба на месте )

Носом вдох, а выдох ртом. – (руки вверх – вдох, вниз – выдох).

Дышим глубже, а потом -

Смело боремся с огнем – ( имитируют движения тушения огня (ш-ш-ш) ).

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, кто помнит произведение в котором говорится о пожаре

Дети: «Кошкин дом», «Пожарные собаки».

Воспитатель : А сейчас я вам прочитаю еще одно произведение стихотворение С. Я. Маршака «Пожар»

Обсуждение стихотворения:

Из-за чего случился пожар?

Что загорелось в доме?

Кто спас девочку из огня?

Кого еще спас пожарный Кузьма?

Какими качествами должны обладать люди этой профессии?

(сильными, смелыми, ловкими…)

Воспитатель: Очень трудная и опасная работа пожарного. Пожарным могут стать только сильные, смелые, ловкие люди.

Огонь удивительная сила природы, которая может быть доброй и злой. Добрый огонь помогает приготовить пищу, освещает дом, если нет электричества; плавить металл, из которого потом сделают много полезных вещей. Но если с огнем обращаться неосторожно, он может принести много вреда. От непотушенного костра может сгореть лес, а баловство со спичками приведет к пожару в доме, от которого могут погибнуть люди. Поэтому всегда нужно помнить и соблюдать правила пожарной безопасности.

Воспитатель: предлагаю вам создать наш альбом "Правила пожарной безопасности", который мы с вами покажем детям младшей группы. Сейчас мы пройдем к столам, на которых лежат иллюстрации и альбомные листы. Вам нужно будет приклеить картинки на альбомный лист, а потом мы их соберем в альбом.

Воспитатель благодарит детей за работу .

Список используемой литературы:

1. Авдеева Н. Н. Безопасность. - М. : Просвещение, 1998.

2.Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. : Издательство Скрипторий 2003, 2007.

3. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7лет. Волгоград: Учитель, 2012.

4. Правила пожарной безопасности для дошкольников /Плакат, Айрис-Пресс, 2005 г.

5. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. М.: Издательство Скрипторий 2003, 2009.

6. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2009.

Приложение:

1.Альбом по "Правилам пожарной безопасности".

2.Презентация на тему «Огонь- друг или враг» (на CD диске).

Обобщить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности , причинах и вещах, которые способствуют возникновению пожара;

Закрепить знания детей об одежде пожарного, вещах, которые необходимы ему для работы; учить действовать в экстремальных ситуациях;

Закрепить знания детей о различных видах транспорта; учить отличать и называть пожарную машину по строению, цвету;

Закреплять знания детей о цифрах и числах от 1 до 5; о цветах, а именно — красный, желтый, синий, белый, черный; учить ориентироваться в пространстве;

Учить дошкольников отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь, пополнять словарный запас; учить детей образовывать прилагательные от существительных;

Учить детей быть вежливыми, не забывать здороваться и прощаться с людьми

Воспитывать вежливость, учить выполнять трудовые поручения.

Предыдущая работа: рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины, изучение стихотворения «Мы в пожарных поиграем …», беседа о пожарной машине, как нужно вести себя при пожаре, рассматривание иллюстраций «Пожарные работают».

Словарь: утюг, спички, сапоги, фен, сирена, кабина, кузов, цистерна с водой, пожарный рукав, лестница, огнетушитель, каска.

Оборудование: 5 детских домиков-палаток, игрушка Бобер, цифры от 1 до 5, игрушка пожарная машина, игрушка-руль, платки желтые и красные — 14, цистерна, картинка пожарный рукав, картинки пламени — 4, кукла, красные жилеты для детей — 6, каски — 6, пожарный костюм для взрослого, каска, материалы для игр «Опасные предметы» (Свеча, спички, утюг, фен, расческа), «Вещи, которые необходимы пожарному» (огнетушитель, сапоги, каска, сумка, книга, перчатки, пожарный шланг, игрушка), посуда, чайные ложки, сладости, скатерть, аудиозаписи — телефонный звонок, сирена пожарной машины.

Ход занятия в детском саду по пожарной безопасности

Орг.момент. Приветствие

Воспитатель: Малыши, посмотрите, пожалуйста, на меня. В какой я одежде? Как этот костюм называется? (Пожарного).

Так, молодцы! А какой он цветом? (Красный).

А что одевают пожарные на голову, когда едут тушить пожар? (каску).

Дети, а зачем он надевает каску? (Для защиты головы от удара, от огня).

Одежда зачем пожарному? (Для защиты тела и кожи от огня, ожогов).

А сапоги зачем ему? (Для защиты ног от ожогов).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ой, посмотрите, к нам пришел еще один гость.

Дети, кто это? (Бобер). Давайте с ним поздороваемся (дети здороваются с бобром).

Малыши, он мне рассказал, что тоже хочет стать пожарным, но он ничего не знает ни о пожаре, ни о вещах, которые необходимы пожарному, ни о пожарной машине.

Поможем нашему Бобру (Да).

Давайте сначала с вами расскажем Бобру о пожаре, от чего он может произойти.

Дидактическая игра «Опасные предметы»

Воспитатель. Дети, перед вами лежат вещи, которые могут привести к пожару, а есть такие от которых не может случиться пожара. Составьте на желтый стол – вещи, от которых может случиться пожар. И объясните почему (Дети раскладывают и объясняют).

Молодцы, ребята. Давайте с вами теперь немного отдохнем. Давайте возьмем вот такие платки! Какого они цвета? (Желтого и красного). Так, а теперь давайте поиграем.

Физкультминутка

Мы в пожарных поиграем,

Быстро шланги размотаем,

Вот так, вот так,

Быстро шланги размотаем.

Вот огонь у нас горит

Будем мы его гасить,

Вот так, вот так,

Будем мы его гасить.

А теперь мы приседаем,

Под диваны заглядываем,

Вот так, вот так,

Под диваны заглядываем.

Вот огонь мы погасили,

И на стулья быстро сели.

Воспитатель: Хорошо поиграли, а теперь давайте расскажем нашем Бобру о пожарной машине. Посмотрите вот она (стоит на столе, рассматриваем).

Какого она цвета? (Красного). А вы знаете, почему машина окрашена в красный цвет? (Потому что это цвет тревоги, ее хорошо видно).

Еще мигалка. Покажите где она. Какого она цвета? (Синего).

А как называется эта часть машины и для кого, чего она? (Кабина — для водителя и пожарных, кузов — для пожарного оборудования: цистерн с водой, пожарных рукавов, огнетушителей, пожарной лестницы).

Девочки и мальчики, давайте еще раз с вами расскажем и покажем Бобру, какие вещи необходимы пожарному.

Дидактическая игра «Вещи, которые необходимы пожарному»

Воспитатель: Вот посмотрите на все эти вещи и скажите мне, какую одну вещь можно положить в сумку пожарного и почему?

Дети составляют вещи и говорят, почему именно эти вещи нужны пожарному на работе.

Молодцы, все сложили, что нужно нашим спасателям, чтобы выполнять свою работу.

Телефонный звонок.

Алло, пожарная часть. Слушаю вас. Что случилось? Так, сейчас выезжаем. Какой ваш адрес? Улица _________, номер___.

Дорогой наш Бобер и дети, у Кати случилась беда. Она играла спичками, и забыла одну спичку потушить. Начался пожар. Поможем Кате? (Да).

Тогда смотрите где наша пожарная машина, где наша одежда, пожарное оборудование. Быстренько одеваем жилеты, каски и едем к Кате на улицу ______. (В машине определяем водителя).

Отправляемся скорее. А скажите, какой номер нужно набирать, когда случился пожар? (01, 010 или 112).

Включается сирена.

Молодцы быстро доехали. Выходим из машины.

Дети, а давайте посмотрим, а на ту улицу мы с вами приехали. Посмотрите внимательно. Что нарисовано здесь? (Грибы). Значит ли это улица называется как? (Грибная).

А нам нужна улица Вишневая, 5. Ой, посмотрите, что здесь нарисовано (Вишни). Значит это улица … (Вишневая).

Где же здесь дом № 5? Дети, посмотрите это дом номер (1, 2, 3, 4, 5).

Вот нужный нам дом. Берите цистерну с водой, вытаскиваем пожарный шланг и будем тушить огонь (Дети тушат огонь, спасают из дома Катю).

Молодцы, спасатели. Вовремя мы с вами успели потушить огонь. А то еще бы немного и наша Катя осталась без дома. Вы настоящие пожарные.

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Дети, а что мы сегодня с вами делали? (Были пожарными, тушили огонь, помогали Кате).

Можно играть спичками? Свечой? Почему? (Нельзя, потому что будет пожар).

К кому нужно обращаться, когда случился пожар? (Пожарным).

По какому номеру нужно вызывать пожарных? (01, 010, 112).

Что нужно сказать, когда вызывают пожарных? (Что случилось и адрес — улицу и номер дома).

Без чего пожарные не смогут погасить огонь? (Без цистерны с водой, огнетушителей, бака с пеной).

Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей).

Воспитатель: Мои помощники рассказали, во что одеваются пожарные, нужные им вещи, какая у них машина. Также мы знаем, что вызывая на помощь пожарных мы набираем номер телефона, а также обязательно говорим им адрес — улицу и номер дома, где возник пожар.

Дети, Бобер вам благодарен за то, что вы ему рассказали и показали, он прощается с вами. Ему нужно возвращаться домой и теперь он обязательно будет знать, что нужно делать, если произойдет пожар и может наш Бобер тоже когда-нибудь станет пожарным (Дети прощаются с Бобром).

Ой, дети, смотрите, Катя нам и нашим гостям приготовила угощение за то, что мы вовремя потушили пожар и спасли ееи ее дом.

Говорим гостям всем-приятного аппетита! А теперь за нашим водителем отправляемся на следующий вызов.

До свидания! (Дети прощаются и выходят).

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается, до новых встреч!

(Старшая группа)

Программное содержание:

Цель:

  • Показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля).
  • Уточнить в каких случаях используют эти средства.
  • Воспитывать ответственность за свои поступки и осознанные желание соблюдать правила пожарной безопасности

Образовательные задачи:

  • Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях.
  • Знакомить детей с огнем и его свойствами.
  • Расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность.

Развивающие задачи:

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Развивать творческие способности дошкольников.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

Практические задачи:

  • Прививать практические навыки поведения детей при возникновения пожара.
  • Учить элементарным правилам по тушению пожара.

Методы и приемы:

Словесные: у казания к действию, п ояснение; в опросы к детям.

Наглядные: кукла, картинки по пожарной безопасности; дидактические игры; свечи, песок, земля, вода; медали.

Практические: тушение свечей водой, землей, песком.

Игровые: игра «Запрещается-разрешается».

Сюрпризный момент.

1 этап занятия 5 мин

Организационный момент.

(Вызвать интерес детей к содержанию занятия.)

Вводная беседа.

Беседа по сюжетным картинкам.

Чтение стихов.

2 этап занятия 15 минут

Основной этап занятия.

Физминутка 2 минуты.

(Способствовать предупреждению переутомления детей на занятии.)

3 этап занятия 3 мин

Малоподвижная игра «Разрешается - запрещается».

4 этап занятия 5 мин

Подведения итога занятия

(Оценка деятельности группы детей в целом и отдельных детей, усиление положительных эмоций от содержания занятия.)

Материалы используемые на занятии

Демонстрационный материал: Иллюстрации «Пожарная безопасность», кукла в одежде МЧС, барабан для игры в «Поле чудес», картинки для игры в «Поле чудес», картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности. Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом, стеклянная колба.

Раздаточный материал: Дидактические игры, игровые упражнения, «огоньки» из цветной бумаги красного цвета, кружочки из картона красного и зеленого цвета, цветные карандаши, медали «Отважный пожарный».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Пожарная безопасность»

Чтение художественных произведений: «Сказка о непослушной спичке» В.Ткачева, «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого, загадки про пожар, отрывок из стихотворения С.В.Михалкова «Дядя Степа».

Дидактические игры: «Что горит в огне?», «Какие предметы нужны пожарному», «Источник опасности», «От игры, до беды - один шаг», «Собери картинку».

Беседа по сюжетным картинкам.

Ход занятия:

1 этап занятия:

Организационный момент.

Дети вместе с воспитателем стоят перед демонстрационным материалом, беседуя о пожарных ситуациях.

Раздается стук в дверь, за дверью на стульчике сидит кукла пожарного. Воспитатель заходит с куклой в группу, дети здороваются.

В: Ребята! Сегодня к нам в гости пришел инспектор Пожаркин. Так как в городе участились случаи пожаров, инспектор Пожаркин пришел проверить нашу готовность к чрезвычайным ситуациям.

В: Вы готовы?

Д: Да, готовы.

В: Давайте покажем инспектору Пожаркину какие мы ловкие, смелые, умелые. Сейчас я вам прочитаю «Сказку о непослушной спичке».

«Сказка о непослушной спичке»

В одном небольшом городе жила-была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу – за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли ей дать жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть- это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестренками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.

В: Понравилась вам сказка?

В: Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Д: За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.

В: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Д: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

В: От чего бывают пожары?

Д: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных приборов, включенных газовых плит.

В: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим. (Дети рассматривают каждую картинку, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.

После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму:

1. Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: «Спички не тронь в спичках огонь!».

2. Правило второе легко запомнить можно: «С электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником».

3. Правило третье: «Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз».

4. Правило четвертое: «Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь».

5. Правило пятое: «Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей».

В: Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.

В: Ребята давайте с вами поиграем.

Дидактические игры: «Помоги пожарной машине», «Опасные соседи», «Горит не горит», «Кому что нужно для работы», «Что горит в огне?», «От игры до беды один шаг», «Что может загореться».

(Каждому ребенку дается дидактическая игра, поясняется задание, затем каждый ребенок выполняет свое задание.)

Игровое упражнение «Опасные соседи»

Цель: Соедини стрелочками огонь и предметы, которые способны при неправильном обращении вызвать пожар.

В: А теперь ребята сделаем небольшую разминку.

Физминутка

Раз - руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два-три нагнулись, пол достали

А четыре - прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем при наклонах

выдох дружный, но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

В: Молодцы, дети справились со всеми заданиями. Послушайте меня ребята:

Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечки.

Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? Д: Огонек. Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?

Объясните, почему?

Д: Можно ожечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар. Да, действительно, огонь- стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Эксперимент второй

В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?

Д: Его нужно потушить).

Чего же боится огонь?

Д: Воды, снега, песка, земли.

А давайте проверим правильность ваших утверждений.

В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Вы их знаете?

Проведем опыт. На горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указания воспитателя.) Что происходит и почему?

Д: Огонь погас, потому что он боится воды.

Эксперимент третий, четвертый:

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент пятый:

В: Давайте проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно закроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?

Д: Он гаснет.

Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас. Мы много сегодня с вами узнали о свойствах огня. На этом наша работа в лаборатории окончена.

3 этап занятия

В: А теперь давайте ребята поиграем в игру «Разрешается-запрещается»

У каждого играющего сигнальный «светофор». Одна сторона «светофора» зеленого цвета - «разрешающая», другая сторона красного цвета - «запрещающая». Ведущий называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие цвета «светофора».

Запрещается:

Бросать горящие спички, окурки в помещениях.

Небрежно, беспечно обращаться с огнем.

Выбрасывать горячую золу вблизи строений.

Оставлять открытыми двери печей, каминов.

Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.

Использовать неисправную аппаратуру и приборы.

Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.

Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.

Оставлять без присмотра топящиеся печи.

Разрешается:

Защищать дом от пожара.

В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.

Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.

Подавать сигнал тревоги.

Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.

Знать план эвакуации на случай пожара.

Кричать и звать на помощь взрослых.

Двигаться ползком или пригнувшись.

Если помещение сильно задымлено.

Вывести из горящего помещения людей, детей.

Набросить одеяло на пострадавшего.

4 этап занятия

Подведение итогов, оценка деятельности детей.

Педагог совместно с детьми обсуждают деятельность на занятии. В конце занятия проводится рефлексия.

Воспитатель спрашивает детей:

Понравилось ли вам занятие?

Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Что нового вы узнали для себя?

Какое задание было наиболее интересно для вас?

Что было сложно для вас?

С каким заданием вы лучше справились?

Инспектор Пожаркин пришел к нам не просто так, а принес нам медали «Отважный пожарный». (Воспитатель награждает каждого ребенка.)

Вручение медалей «Отважный пожарный».