03 сентября 2015, 12:56

На смену действующему закону о регистрации недвижимого имущества и закону о кадастре приходит новый Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости ». Государственная регистрация недвижимости в целом стала доступнее и проще.

Так, будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости - в его состав войдут:

  • кадастр недвижимости;
  • реестр прав на недвижимое имущество;
  • реестр границ зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, территорий опережающего социально-экономического развития и т. п.;
  • реестровые дела;
  • кадастровые карты;
  • книги учета документов.

Предусмотрено, что реестр ведется исключительно в электронной форме. Уничтожение внесенных в него сведений не допускается: если они претерпели изменения, ранее внесенная информация должна быть сохранена. Реестровые дела могут по общему правилу тоже будут создаваться в электронной форме. Исключение составляют случаи, когда заявитель представил бумажные документы, а их оригиналы не хранятся ни в одном государственном или муниципальном органе: в этой ситуации реестровое дело будет существовать в бумажной форме.

Для регистрации прав на недвижимость, возникающих в силу закона (например, при вынесении судебного акта), стало необязательным соблюдение уведомительного порядка регистрации. Запись в реестр в таком случае будет внесена без участия правообладателя или правоприобретателя - информация в Росреестр будет поступать с помощью межведомственного взаимодействия.

Вдвое сокращены сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество: с 10 рабочих дней (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ») до 5 независимо от того, в бумажной или электронной форме были представлены документы на регистрацию. Аналогичный срок установлен и для осуществления государственного кадастрового учета. Если заявитель воспользовался услугами МФЦ для регистрации своего права на недвижимость, срок регистрации будет продлен до девяти рабочих дней (в случае с кадастровым учетом - до семи рабочих дней). Если требуется и осуществление кадастрового учета, и регистрация прав, все эти действия должны быть совершены в течение 10 рабочих дней (12 при направлении заявлений через МФЦ).

Уточнена также ответственность Росреестра за нарушение правил регистрации прав на недвижимость - например, за утрату или искажение сведений, незаконный отказ в осуществлении регистрации, необоснованный отказ в предоставлении выписки из реестра и т. п. При этом, если нарушение было допущено по вине иного органа или, например, кадастрового инженера, Росреестр сможет предъявить им регрессные требования.

Предусмотрена однократная компенсация гражданину - собственнику единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который по не зависящим от него причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также гражданину - добросовестному приобретателю, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение. Компенсация предоставляется за счет средств федерального бюджета, ее сумма не может превышать 1 млн руб. Установлены также условия ее предоставления.

13 июля 2015 года в юридическую силу вступил Федеральный Закон № 218 фз о государственной регистрации недвижимости. Статьями документа утверждены условия и порядок выполнения процедуры госрегистрации прав собственности на объекты недвижимой собственности. 3 апреля 2018 года в действующий закон № 218 были внесены существенные изменения.

Новые правки распространяются на все факты государственной регистрации объектов, совершенные после 01.01.2017 года. А изменения, предусмотренные ст. 68 (компенсация за утрату прав) и ч. 4 ст. 66 (ответственность гос реестра) начинают действовать только с начала 2020 года.

Предисловие

Закон о государственной регистрации – шаг навстречу упрощенной процедуре реестра объектов. Основная задача документа – объединить в единую систему функцию кадастрового учета собственности, а также сведения о правах собственности на имущество.

ФЗ о регистрации недвижимости предусматривает необходимость формирования единого государственного реестра объектов недвижимой собственности (ЕГРН), в котором отображалась бы информация:

  • обо всех текущих владельцах собственности;
  • о прошлых собственниках;
  • о техническом состоянии (кадастр);
  • наличие обременений;
  • основания получения прав собственности на объект текущим владельцем имущества;
  • результаты последней оценки объекта, а также его кадастровая стоимость.

Обязанность ведения электронного архива ложится на плечи Росреестра.

Новое в законе № 218-ФЗ

В старой редакции федерального закона № 218 о регистрации недвижимости отображалось, что в ЕГРП должны вноситься сведения о каждом объекте отдельно. Даже если на территории одного земельного участка располагается несколько жилых (хозяйственных построек), информация вносится отдельно по каждому из них.

Внесенными правками была добавлена функция осуществлять государственную регистрацию таких объектов:

  • предприятия (одно сооружение или комплекс таковых, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности);
  • единый недвижимый комплекс (расположенные на одном земельном участке объекты, объединенные между собой, а также линейные объекты, которые связаны воедино технически, например, трубопроводы).

Кроме того, изменения российского законодательства в сфере государственной регистрации объектов недвижимости, коснулись таких вопросов:

  • правила и порядок подачи заявлений;
  • временной период, который отводится для проведения процедур регистрации;
  • увеличение количества причин, позволяющих приостановить процедуру госрегистрации объектов;
  • порядок получения сведений физическими и юридическими лицами из электронного архива;
  • условия и основания оформления компенсации, если имущественные права были утрачены.

В целом новый федеральный закон о государственной регистрации недвижимости упрощает алгоритм оформления объекта, получения сведений о нем и проверке юридического статуса собственности.

Подача заявления

Настоящими положениями зафиксировано, что регистрировать сведения о кадастровых характеристиках объекта, а также его владельцах можно только на основании заявления, поданного заинтересованными лицами. К перечню таких участников относятся:

  • владелец или получатель земли, на которой планируется в будущем проведение строительных работ, начало строительство или уже завершено возведение отдельных объектов и их комплексов;
  • владельцы объектов, которые были существенно реструктурированы и изменены;
  • собственники построек, существование которых прекращается;
  • хозяин имущества, в отношении которого возникли финансовые и другие обременения;
  • кадастровые инженеры;
  • представители локальных органов власти.

Допускается привлечение к процедуре третьих лиц, действующих по нотариальной доверенности. Вверенные полномочия должны подтверждаться документально оригиналом такой доверенности.

Обращение должны быть составлено лично заявителем и подается в письменной форме (при личном обращении) в виде сканированного документа (при удаленном доступе к системе), в виде заполненной электронной форм (если гражданин обладает электронной подписью).

Сроки кадастрового учета и госрегистрации прав

Ознакомиться с правилами исчисления сроков можно в статье 16 Федерального закона № 218-фз «О государственной регистрации недвижимости». Временные рамки, отведенные для выполнения процедуры, были сокращены. С января 2019г. начинают действовать новые правила. Регистрация должна быть выполнена на протяжении трех рабочих дней при таких обстоятельствах:

  • внесение информации о наложении обременений или ареста на собственность, исполняемая на основании решения суда (в рамках уголовного делопроизводства);
  • регистрация прав собственности на объекты, на основании имущественной сделки, утвержденной нотариусом (оформление дарения или распределения долевой собственности), но только при обращении участников непосредственно в Росреестр.

Пять суток отводится для регистрации сведений в следующих ситуациях:

  • инициация процедуры кадастрового учета, выполненная лично в Росреестре;
  • выполнение процедуры учета (кадастрового, собственников или сразу двоих) на основании вступившего в юридическую силу решения суда;
  • внесение информации о владельце собственности на основании двухстороннего соглашения, подтвержденного нотариально, если процедура инициирована через МФЦ;
  • регистрация имущества, приобретенного в ипотеку (заемщик обращается непосредственно в органы госрегистрации).

Семь рабочих дней потребуется для выполнения процедуры:

  • заявление подается на внесение информации о новом собственнике объекта непосредственно в локальное подразделение Росреестра;
  • в отношении объектов, приобретенных по договору ипотечного кредитования, если заявление подано в многофункциональный центр;
  • необходимость проведения кадастрового учета собственности, если заявление направлено посредством МФЦ.

Девять рабочих дней необходимы Росреестру при таких обстоятельствах:

  • заявитель направил обращение через МФЦ с просьбой сменить сведения о владельце объекта.

Десять суток придется подождать, если физическим или юридическим лицом направляется ходатайство на одновременную регистрацию кадастровых сведений и информации о правах собственности на имущество. Но только когда обращение направлено непосредственно в Росреестр. Запрос проведения одновременно двух процедур, поданный через МФЦ, займет до 12 рабочих дней.

Датой выполнения действий является день, когда информация о кадастровых характеристиках объекта или о собственнике имущества была внесена в ЕГРН.

Приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав

Закон о регистрации недвижимости с 1 января 2018 года будет вступать в действие и в вопросах временного приостановления процедуры кадастрового учета. По сравнению с предыдущей редакцией документа, новыми изменениями было добавлено четыре основания, позволяющих на ограниченный период времени запретить осуществление процедуры государственной регистрации. На сегодняшний день предусмотрено 55 законных причин, когда регистратор может отказать в проведении процедуры.

Ст. 26 ФЗ «О госрегистрации недвижимости» предусмотрены такие граничные сроки приостановления действий с собственностью:

  • один месяц, если в оговоренный срок регистратор не получил ответа на межведомственный запрос, без которого установить всю информацию об объекте не удается;
  • до завершения предварительной сделки с собственностью, если уже раньше была инициирована процедура регистрации прав собственности на объекты, но соглашение не было в полной мере исполнено;
  • при выполнении продажи по ипотеке, если стороны решают возникший конфликт в суде, то продолжение регистрации, возможно, только после того, как вступит в юридическую силу решение суда по результатам спора;
  • если объект является предметом залога или имеет другие обременения (например, арест), то продолжить процедуру получится только после получения исполнительного документа о снятии всех обременений;
  • один месяц при продаже доли жилья или отчуждении прав собственности на коммунальную квартиру (это срок отводится для того, чтобы другие совладельцы могли заявить свои претензии на имущество).

По всем другим вопросам установлен универсальный граничный срок действия запрета – три месяца.

Выписка из ЕГРН вместо свидетельства

ФЗ № 218-фз «О государственной регистрации недвижимости» также отменяет необходимость изготовления свидетельства о праве собственности на объект, как это было оговорено в предыдущей регистрации документа. Теперь после выполнения процедуры внесения сведений об имуществе и его владельцах в единую базу данных, собственники будут получать выписку из ЕГРН.

Удобно, что получить сведения из ЕГРН могут физические и юридические лица, воспользовавшиеся удаленными сервисами.

Условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

В статье 68 принятого ФЗ установлены основания, когда владелец собственности или предыдущий хозяин недвижимости может претендовать на одноразовую компенсацию. Это возможно при таких обстоятельствах:

  • подтверждена утрата прав собственности на объект;
  • спорное имущество является единственным жилым помещением гражданина;
  • причины утраты не зависят от самого лица.

Эта норма начинает действовать с начала 2020 года и распространяется только на те ситуации, которые подтверждены решением суда. То есть гражданин, утративший право на единственное жилье, направляет исковое заявление в мировой суд с просьбой подтвердить размер полученного ущерба и присвоить его выплату. Если иск удовлетворен, то гражданин получит одноразовую выплату, сумма которой не может превышать один миллион рублей.

Исходя из вышесказанного, предстоит выделить, что теперь гражданам не нужно обращаться в различные инстанции, чтобы зарегистрировать недвижимость и оформить права собственности на нее. С помощью одной выписки из ЕГРН можно узнать максимально полную информацию об объекте начиная от кадастровых характеристик, юридической чистоты (отсутствия обременений) и сведений о текущем хозяине. Это является дополнительным уровнем защиты интересов покупателей недвижимой собственности.

ЕГРН – относительно новое понятие, которое подлежит применению в сфере регистрации недвижимости с 1 января 2017 года. С этого момента вступил в силу новый федеральный закон – ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» .

Этот нормативный акт пришел на смену сразу двум популярным законам – ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Причины кардинального изменения существующего порядка регистрации недвижимости лежат на поверхности этого процесса. Те, кто из вас за последний год пытались совершить регистрационные действия со своей собственностью, с большой вероятностью столкнулись с огромным количеством барьеров на своем пути. Основной из них – необходимость кадастрового учета и регистрации прав в двух различных реестрах.

И несмотря на то, что ведение этих реестров возложено на один государственный орган (Росреестр РФ), при подаче документов на регистрацию прав требовали предоставления кадастрового паспорта, а при необходимости кадастрового учета объекта – выдавали приостановки для предоставления документов из реестра прав, подтверждающие сведения о недвижимости.

Сейчас два реестра, со сведениями о кадастровом учете и правах на недвижимость, объединили в один – Единый государственный реестр недвижимости, или ЕГРН.

Со вступлением нового федерального закона №218 необходимость совершения двух последовательных процедур регистрации отпадет. На смену ЕГРП и кадастру пришел новый реестр – ЕГРН, в котором будет отражена информация об объектах, как по кадастру, так и по правам на них.

Остались вопросы?

Задайте их специалисту по телефону

7 978 744 30 11

До 1 января 2017 года технические характеристики недвижимости содержались в государственном кадастре, который с 2013 года ведет Кадастровая палата (структура Росреестра). Эту функцию она получила от органов БТИ Ростехинвентаризации. Регистрацию прав проводили отделения Росреестра – УФРС по районам города и регионам.

Если вам необходимо было зарегистрировать новый объект недвижимости, то сначала вы должны были его поставить на учет в Кадастре (путем подготовки технического плана и заполнения декларации), а потом – зарегистрировать свои права в другом подразделении УФРС по регистрации прав, подав документы в многофункциональный центр.

Срок кадастрового учета составлял 10 рабочих дней вне зависимости от вида регистрационных действий, срок регистрации прав – 10 рабочих дней. К этому сроку необходимо было приплюсовывать время на пересылку документов из МФЦ в госорганы. Это время было нерегламентированно и могло быть от 4 до 10 дней. Быстрее было подать документы на регистрацию посредством электронного функционала сети Internet, но в этом случае неподготовленному пользователю сложно было разобраться с порядком подготовки документов, электронной подписью и доверенностью на представителя, подходящей для этой процедуры.

Также, существование двух реестров можно было проследить на официальном сайте Росреестра, где в режиме «онлайн» вы просматривали сведения об объекте – по кадастру и ЕГРП. За последнее время мы сталкиваемся с большим количеством ошибок, которые вызваны, к примеру, наличием объекта и его правообладателей в ЕГРП и отсутствием сведений о нем в Кадастре.

Выход из такой ситуации может быть разный. По закону и здравой логике, необходимо произвести учет ранее учтенного объекта, однако в различных территориальных отделениях Кадастровой палаты «рекомендовали» устранять такие разночтения по-разному.

Новым законом №218 «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается ведение единого реестра, что, соответственно, приведет к единообразному подходу при проведении регистрации недвижимости.

Структура ЕГРН

Структура ЕГРН определена следующая:

  • Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
  • реестр прав и ограничений (обременений).
  • реестр информации о границах особых зон (реестр границ).
  • реестровые дела.
  • кадастровые карты.
  • книги учета документов.

Каждый элемент ЕГРН хранится теперь в особом режиме: реестры недвижимости, карты и книги учета – в электронном виде. В виде документов на бумаге и на электронных носителях подлежать хранению реестровые дела. Время хранения указанной информации неограниченно, и она не подлежит уничтожению. Все сведения о недвижимости строго охраняются законом и органами Росреестра РФ, который является оператором ЕГРН.

Кадастр недвижимости с 2017 года

Кадастр недвижимости включает в себя два вида сведений об объектах:

1. Основные – это характеристики объектов, которые их индивидуализируют и определяют, как обособленную вещь (этажность, вид и пр.).

2. Дополнительные – характеристики объекта, которые могут быть изменены из вне – к примеру адрес объекта недвижимости, кадастровая стоимость и пр.

Реестр прав на недвижимость с 2017 года

В настоящее время права на недвижимость и смежные с ними категории определены в законе следующими формулировками:

  1. Права на объекты.
  2. Ограничения прав на недвижимость.
  3. Обременение прав на объекты.
  4. Сведения о сделках с недвижимостью.
  5. Дополнительные сведения, не влияющие на права.

Сведения о правах на недвижимость в свою очередь так же определены законом №218-ФЗ. К ним относятся: вид права на объект недвижимость, момент его регистрации, номер; информация о правообладателе; основания права; виды обременений и ограничений зарегистрированных прав; основания обременений (ограничений); информация о держателях обременений; основные сведения о сделках с объектом недвижимости.

Среди дополнительных сведений об объектах в реестре прав следует выделить информацию о зарегистрированных в жилых помещениях собственника объекта лицах, которые находятся под опекой или попечительством, а также – несовершеннолетних членах его семьи, которые остались без попечительства.

В свете запланированных изменений законодательства, которые будут затрагивать вопросы регистрации по месту жительства/пребывания несовершеннолетних, это нововведение закона №218 выглядит вполне логично. Напомним, что в настоящее время рассматривается законопроект, ограничивающий возможность выписки несовершеннолетних из жилых помещений, при отсутствии у их законных представителей в собственности иного недвижимого имущества, в которое может быть зарегистрирован ребенок.

Реестр границ объектов

В разделе, содержащим информацию о границах территорий, которые подразумевают особые условия использования, внесена следующая информация: информация об индивидуальных характеристиках зон (обозначения, виды, адреса и пр.), границы территорий, сведения о государственных органах, в чем ведении находится установление местоположения зон с особыми условиями использования, сведения об актах органов государственной власти, установивших статус особых территорий, информация об ограничениях в использовании особых зон и территорий.

Реестровые дела

Реестровые дела – это один из разделов ЕГРН. В нем содержатся документы об объектах недвижимости, которые являются основанием для сведений о нем в других разделах ЕГРН (кадастре недвижимости, реестре прав и пр.). Все эти документы хранятся в органах Росреестра в электронном виде. Если в органы учета соответствующая документация от заинтересованных лиц и органов государственной власти предоставляется в бумажном формате, сотрудники Росреестра обязаны переформатировать их в электронный вид.

Кадастровые карты

Это карты, которые составлены на картографической основе и несут в себе информацию, отраженную в ЕГРН:

  1. Публичные кадастровые карты;
  2. Дежурные кадастровые карты.

С информацией, содержащейся на публичной кадастровой карте, каждый желающий вправе ознакомиться на официальном сайте Росреестра:

Новый закон о регистрации недвижимости

Как мы уже писали, ЕГРН объединит два существовавших реестра, которые содержат всю информацию об объектах недвижимости в РФ.

Новым законом также вводится новый порядок регистрационных процедур. Он распространятся в большей степени на саму процедуру, а не на перечень документов для её совершения.

Так, регистрация прав с принятием нового закона, составляет 7 рабочих дней. Кадастровый учет – 5 рабочих дней. И если раньше собственник совершал эти процедуры исключительно поочередно, то с 01 января 2017 года эти процессы можно объединить в один. При этом общий срок не превысит 12 рабочих дней.

Сроки рассчитываются исходя из момента получения органом регистрации документов из МФЦ. В новом законе №218 предусмотрен строгий срок регистрационных действий для случаев обращения заинтересованных лиц в МФЦ – срок увеличивается на 2 рабочих дня. До 01 января 2017 года это время не было регламентировано и официально не ограничивалось.

Отдельные сроки в новом законе прописаны для сделок, заверенных нотариусами и отправленными от них на регистрацию – 3 рабочих дня, а также – заявления о регистрации прав и ограничений по судебным актам – также 3 рабочих дня.

В тексте нового закона мы увидели большое количество упоминаний о МФЦ. Это связано с тем, что полномочия по приему и выдаче документов для регистрации недвижимости сейчас переданы от УФРС отделениям Многофункциональных центров.

Из нового также можно выделить ответственность регистраторов и органов регистрации при совершении ошибок и неисполнении своих функций надлежащим образом. Установлено, что при совершении нарушений своих обязанностей, собственник может потребовать от органа регистрации оплаты его ущерба.

Примером может быть нарушение договорных обязательств по передаче недвижимости покупателю, если привязка этого момента была предусмотрена к дате регистрации договора купли-продажи.

Установлено также ограничение размера компенсации при утрате прав на недвижимое имущество собственника по ошибке регистратора и гос органа – до 10 000 000 рублей.

Также законом №218 установлено, что Российская Федерация вправе потребовать регрессной компенсации от виновного лица понесенных расходов на компенсацию убытков потерпевшему. Право требования может быть направлено: органу госвласти или местного самоуправления, если негативные последствия были следствием незаконного акта органа власти; кадастровому инженеру, если по его вине были внесены некорректные сведения об объекте; к иным лицам, если их действия стали причиной нарушения законных прав собственников недвижимости.

Этот порядок вступает в силу с 01.01.2020 года. Новым законом предусматривается ответственность нотариусов за ошибки, которые они совершают при оформлении сделок с недвижимостью. Уже с 01.02.2014 года нотариусам предоставлены полномочия по оформлению таких сделок и эти документы не проходят проверки сотрудниками Росреестра.

Заказать консультацию

Выписка из ЕГРН в 2017 году

Выписка из ЕГРН – документ, который будет содержит объединенную информацию об объекте. В том числе:

  • информация об объекте (включая кадастровую стоимость);
  • если объект – земельный участок, то все объекты, которые на нем расположены;
  • право на объект, правообладатели, основания возникновения собственности или обременений;
  • обременения объекта;
  • информация о притязаниях на объект со стороны иных лиц.

Срок предоставления выписки из ЕГРН с 01.01.2017 года составляет 3 рабочих дня. Учитывая срок на передачу запроса от лица в МФЦ, а затем – Росреестр – 5 рабочих дней.

Новым федеральным законом №218 предусмотрен перечень лиц, помимо собственников, которые вправе получать по запросам более полную информацию об объектах недвижимости. Этот список утвержден ст. 62 ФЗ №218.

Напомним, что уже с середины 2016 года при подаче документов для регистрации права собственности на объекты недвижимости, заинтересованные лица не получают Свидетельства о регистрации прав на объекты. Органами Росреестра выдаются выписки из ЕГРП (теперь – из ЕГРН) о проведении регистрационных процедур.

Стоимость выписки из ЕГРН в 2017 году

Стоимость выписки из ЕГРН с 01.01.2017 года будет зависеть от лица, которое ее заказывает и формы этого документа.

Для физических лиц и органов государственной власти в бумажном формате стоимость выписки из ЕГРН за один документ на один объект недвижимости составит 750 рублей, для юридических лиц это будет стоить 2200 рублей. Электронная выписка из ЕГРН с 2017 года будет стоить для физлиц и органов госвласти 300 рублей, для организаций 600 рублей.

Полный перечень тарифов за предоставление сведений об объектах недвижимости и иной информации из реестров представлен в Приказе Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291 (ред. от 09.12.2016) «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2016 N 42937).

Как видно из перечня информации, кадастровые сведения об объекте в выписке отсутствуют, поэтому при необходимости предполагается заказ Кадастрового паспорта с графической составляющей (чертежом объекта).

Вступление в силу закона о ЕГРН

Федеральный закон №218 «О государственной регистрации недвижимости» вступил в силу с 01.01.2017 года. Отдельные его положения начнут действовать с 01.01.2020 года (ст. 66, 68). Все подготовительные мероприятия для полноценного использования новой нормативной базы, должны были быть разработаны Правительством РФ до 1 января 2017 года.

По логике, документ, поданный на регистрацию, сначала должен пройти кадастровый учет, затем регистрацию. Однако, если в заявлении некорректно заполнены сведения о координатах объекта, будут ли регистраторы в это же время проверять полноту сведения для регистрации прав? Или при обнаружении первой ошибки, будет выдана первая приостановка, а если будут ошибки еще – приостановки будут выдавать каждый раз заново? Вопрос актуален еще и тем, что новый закон уменьшает срок приостановки для устранения выявленных нарушений. А отказ означает аннулирование оплаченной государственной пошлины.

Таким образом, вопросы право применения нового федерального закона 218 будут понятны после начала его применения.

Вопрос оформления недвижимости всегда остается актуальным.

В 2017 году правительством внесены изменения в « О государственной регистрации недвижимости».

Перемены направлены на упрощение процедуры регистрации имущества и сокращение сроков на подготовку и выдачу документов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Общий обзор закона

Закон о регистрации имущества № 218 был принят 13 июля 2015 года. Появился он вследствие объединения ФЗ № 122 и ФЗ № 221 .

Основное его назначение: правовое регулирование сделок с недвижимым имуществом, в том числе: порядок регистрации, прекращение владения, ограничения и обременения.

Потребность упразднения органов , занимающихся регистрацией имущества, назрела давно. Рынок недвижимости активно растет, что приводит к увеличению сделок купли-продажи .

Как следствие – огромные очереди и затянутые сроки .

Многие владельцы сталкивались с расхождением кадастровых данных и информацией, находящейся в едином государственном реестре прав, что приводило к увеличению сроков сделок с недвижимостью или их отмене .

Основная цель внесенных поправок – создание единой учетной базы путем объединения кадастрового реестра и системы регистрации прав недвижимости .

Что изменилось?

Основные изменения коснулись:

  • Образован единый реестр учета кадастровых данных и информации о правах на объекты недвижимости (ЕГРН);
  • Кадастровый учет добавлен к остальным функциям Росреестра;
  • Сократился список обязательных документов для юридических лиц;
  • Отменена территориальная привязка подачи документов;
  • Оплата госпошлины осуществляется в течение 5 рабочих дней от даты подачи заявления;
  • Сократились сроки оформления документов;
  • Увеличилось время приостановки регистрации: 3 месяца, если решение принято Росреестром и 6 месяцев по инициативе владельца;
  • Для внесения данных в ЕГРН не требуется согласие владельца ;
  • Информация о возможности наследования отправляется в реестр нотариусами ;
  • Машиноместо признается отдельным объектом недвижимости.

Об изменениях в 218 законе «О государственной регистрации недвижимости», смотрите в видеоролике:

Куда обращаться?

Для подачи заявления и необходимых документов будущий собственник может воспользоваться несколькими способами:

  1. Обратившись в любое отделение Росреестра . Адреса есть на официальном сайте, вы можете выбрать ближайший;
  2. Посетив один из филиалов многофункционального центра . Найти удобное подразделение можно также на официальном сайте или уточнить адрес на горячей линии;
  3. По почте , направив пакет в регистрирующий орган. Для отправки письма нужно подготовить опись всех вложений и уведомление о вручении , назначить ценность письма ;
  4. Онлайн , через сайты Госуслуг или Росреестра . Для работы на сайте Госуслуг необходимо подтверждение личности через МФЦ или почту России.

Необходимые документы для регистрации прав

Перед обращением в реестр недвижимости необходимо подготовить пакет обязательных документов, включающий в себя:

  • Паспорт, либо другой документ, удостоверяющий личность;
  • Заявление по форме, установленной законодательством;
  • Документ, подтверждающий возникновение прав на недвижимость: договор купли-продажи, завещание, договор об участии в долевом строительстве и пр.;
  • Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (квитанция). Актуальные цены указаны на сайте Росреестра.

Сроки процедуры регистрации прав

Вследствие объединения двух регистрационных систем, значительно сократились сроки регистрации прав .

Могут ли отказать в регистрации прав?

Несмотря на упрощенный порядок оформления существует ряд причин, по которым возможно приостановление регистрации:

  1. заявитель не имеет законных прав и полномочий на оформляемую недвижимость;
  2. заявитель является ненадлежащим лицом с точки зрения закона, например несовершеннолетний;
  3. информация , указанная в документах, противоречит имеющимся данным в реестре;
  4. имущество не подлежит регистрации из-за наложения ограничений (обременение, арест, спорное имущество);
  5. отсутствуют какие-либо документы из обязательного перечня;
  6. установлен факт недостоверности документов ;
  7. формат документов не отвечает требованиям действующего законодательства;
  8. документы подписаны лицом, которое не обладает правами и полномочиями для их подписания;
  9. заявление о регистрации данного объекта уже было подано ранее и решение по нему не принято;
  10. отсутствуют документы для проведения конкретной сделки (например, при продаже комнаты в коммунальной квартире нет отказов от других собственников).

Отказ в оформлении права владелец может оспорить в суде.

Плюсы и минусы принятых изменений

Введенные поправки имеют как положительные , так и отрицательные стороны.

К негативным моментам можно отнести:

  • Отсутствие выдачи свидетельства о собственности в бумажном виде. Как ни странно, именно этот факт является для новых собственников отрицательным;
  • Необходимость вызова технического инженера для первичного освидетельствования участка;
  • Некоторые эксперты по имущественным вопросам нашли в законе не точные формулировки. Специалистам, работающим над созданием документа было указано на ошибки, в ближайшее время закон будет доработан.

Плюсов у нового закона гораздо больше:

  1. Значительное сокращение сроков . До изменений только постановка в кадастровый реестр занимала 21 день;
  2. Возможность подать документы удобным способом , что привело к уменьшению очередей;
  3. Снижение уровня мошенничества с недвижимостью . Собственник может обратиться в реестр с заявлением о внесении ограничений на сделки с его имуществом, что особенно актуально для пожилых людей, которые часто становятся жертвами «черных» риелторов;
  4. Отменено территориальное ограничение для процедуры оформления. Например, если гражданин получил наследство в другом городе, то весь процесс оформления имущества он может пройти в месте своего фактического пребывания;
  5. Взаимодействие государственных структур между собой , что исключает возникновение ошибок в данных на объект недвижимости;
  6. Доступность информации для населения. Благодаря нововведениям, появилась возможность проверки квартиры перед покупкой без обращения к агентам, достаточно заказать выписку . Теперь можно посмотреть информацию о своем имуществе и уточнить кадастровую стоимость на сайте Росреестра .

С первого января 2017 года новый закон о регистрации недвижимости № 218 (далее 218-ФЗ, Закон) начинает свою работу.

Новые правила оформления права собственности и постановки на кадастр призваны улучшить систему учета недвижимого имущества в Российской Федерации .

Правовой документ упростит осуществление сделок, поможет создать единую базу учета недвижимости, чтобы исключить путаницу, повысит качество оказываемых госуслуг.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

Новый 218-ФЗ придет на смену 122-ФЗ и 221-ФЗ. При разработке нового Федерального закона был заимствован европейский опыт в предоставлении государственных услуг по оформлению сделок с собственностью.

При создании единой информационной базы снизятся затраты профильных казенных учреждений и клиентов, которые пользуются соответствующими услугами .

Новый Закон начнет свое действие с первого дня 2017 года. Закон будет регламентировать правовые отношения в субъектах РФ в связи со следующим:

  • Владение собственностью, а также сделка с ней требуют государственной регистрации прав ;
  • Добавление необходимых данных по объектам собственности в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а также предоставление сведений из него клиентам ;
  • Имущество требуется внести в кадастровую базу .

Таким образом, новые положения объединяют в себе статьи 122-ФЗ и 221-ФЗ. Новый закон их не отменяет, но уточняет, что они не противоречат настоящему закону (218-ФЗ, часть 4, статья 72).

Внесение информации в реестр

13 статья 218-ФЗ регламентирует, откуда могут поступать сведения:

  1. Информация с базы кадастра (внесение в кадастр) или/и фиксирование права на собственность . Вносятся основные характеристики объекта, данные о владельце, обременения и ограничения, проведение каких-либо сделок.
  2. Подача сведений от иных ведомственных структур . Информация добавляется в течение 5-и дней с момента поступления новых сведений от межведомственных структур, либо отправляется отказ в течение 15-и дней.
  3. Направленного уведомления . Используется в случаях, когда собственник имущества остается прежним, но изменяются параметры объекта.

В 3 статье Закона назначается ответственный за фиксирование прав и по учету в кадастре параметров объектов – . Ранее данное учреждение отвечало лишь за регистрацию, а Федеральная кадастровая палата Росреестра отвечала за кадастровую базу данных.

Чтобы произвести фиксацию прав, владения нужно внести в базу кадастра. Это правило действовало и до начала действия Федерального закона № 218.

Если же информация об объекте будет отсутствовать в реестре (после 1 января 2017 года), то госрегистрация прав и учет по кадастру будут произведены вместе . До образования объединенного реестра такое было невозможно.

Обновление данных в Росреестре осуществляется в ряде случаев, прописанных законодательно в пункте втором 14 статьи Закона (при предоставлении соответствующих документов):

  • Наследование .
  • Подразделения правительственных органов приняли акты, изменяющие право владения собственностью. Решение должно основываться на законодательной базе Российской Федерации.
  • Судебные решения .
  • Операции с недвижимостью (отчуждение, дарение, купля-продажа и т.д.), не конфликтующие с законом РФ.
  • Выполнение кадастровых работ в комплексе (межевание участков, разработка технического плана и пр.).
  • Приватизация имущества .
  • Выдача государственными органами свидетельств о праве собственности или иных документов, содержащих данные о владении .
  • Предоставление иных документов, свидетельствующих об изменении в праве собственности .

Сведения в реестр прав вносятся наряду с данными по кадастру в ситуациях (статья 14 пункт 3):

  1. Недвижимость, зарегистрированная ранее в Росреестре, прекратила существование;
  2. Выделение части имущества или прекращение ее существования;
  3. Формирование объекта недвижимости (не относятся прецеденты, когда собственность отчуждается в пользу государства для различных нужд).

В статье 14 (пункт 4) есть исключения, когда право на жилье (иной объект имущества) может быть оформлено без записи в кадастр (при этом информация об объекте должна уже содержаться в единой базе):

  • Недвижимость, внесенная в единый реестр, стала «ничейной» ;
  • В новостройке (в доме, более трех квартир) оформляется право на квартиру;
  • Права фиксируются на земельный надел, изъятый в пользу государства, а также по перераспределению границ наделов, находящихся во владении органов госвласти ;
  • Смена собственника ;
  • Лицо подтверждает свои права на объект, возникшие до 21 июля 1997 года (начало действия 122-ФЗ).
  • На права владения налагается обременение, а также снятие данных ограничений .

Помимо этого, новый закон указывает случаи, когда кадастровый учет может быть проведен без регистрации прав на недвижимость (статья 14 пункт 5):

  1. Объект (его часть, в том числе с обременением), не регистрировавшийся ранее в ЕГРН, прекратил существование;
  2. Квартиры в многоквартирном построенном доме и машино-места (в предыдущих законах такой термин не встречается) уже зарегистрированные в ЕГРН застройщиком;
  3. Изменяются основные признаки объекта из реестра.

Правила подачи заявления

Закон прописывает длительность обработки поданных документов: они будут сокращены – до семи дней (при регистрировании прав), до пяти дней (по внесению изменений в кадастр и фиксировании покупки жилья в ипотечный кредит), до десяти дней при единовременной регистрации и постановке на учет.

Информационная выдается в течение 3-х дней . Документы, поданные через единый центр документов, обрабатываются на 2 дня дольше. Дни считаются только рабочие.

Статья 15 Настоящего Закона ограничивает круг лиц, которые могут вносить данные о имуществе в единую базу:

  • Собственник объекта или иной правообладатель ;
  • Орган государственной или муниципальной власти , а также корпорация «Росатом», принявшие решение о сдаче объекта в эксплуатацию.

Заявление в Росреестр подается:

  1. Лично заявителем (в Россреестр, МФЦ). Заявитель (физическое или юридическое лицо) имеет право выбрать любой удобный орган вне зависимости от его местонахождения, не зависимо от месторасположения регистрируемого объекта (до создания ЕГРН это было невозможно);
  2. Почтовым отправлением в Росреестр (лично заявителем);
  3. Через госуслуги.ру, а также на специальной странице Интернет официального сайта Росреестра.

Росреестр по новому Закону должен запрашивать необходимые документы у застройщиков и иных юридических лиц, обратившихся с регистрационным заявлением, в иных профильных структурах.

Ранее обязанность предоставлять полный пакет документов возлагалась на юридическое лицо, теперь закон оставляет право юридическим лицам подать учредительные документы по собственной инициативе, не обязывая его к этому.

Отказ и ответственность

Новый законодательный акт четко прописывает причины, которые могут стать основанием для отказа в регистрации прав или постановке кадастрового учета (статья 27):

  • Клиент не подтвердил личность (не предъявил паспорт) или предоставил документы через другое лицо, не имеющее на это право ;
  • Документы, поданные через электронные ресурсы, не соответствуют установленным формам ;
  • В поданных документах выявлены неточности, исправления, приписки, а также есть повреждения, не дающие точного прочтения сведений ;
  • Отсутствует подпись клиента ;
  • Не оплата пошлины ;
  • В ЕГРП содержатся сведения о невозможности изменений в праве собственности (например, существует обременение или требуется личное участие собственника).

Если регистратор сомневается в подлинности поданных документов, в правильности указанных заявителем сведений (в 3 статье 218-ФЗ указано более 50 причин), он может приостановить процедуру регистрации на 3 месяца (до вступления закона в силу, регистратор мог приостановить процедуру на 1 месяц).

Заявитель также может направить просьбу приостановить процесс регистрации на срок до 6 месяцев. Прошение можно направить только один раз.

Процесс приостанавливается до тех пор, пока выявленные причины, мешающие регистрации, не будут устранены. В случае невозможности устранения причин, в регистрации будет отказано.

Закон регламентирует выдачу выписки из ЕГРН для подтверждения становления на кадастровый учет или регистрации прав. Выдача свидетельств по новым правилам не предусмотрена .

В 10 главе 218-ФЗ четко прописана мера ответственности за бездействие или необоснованные действия при процедуре регистрации прав или постановке на учет по кадастру.

Статья 67 говорит об ответственности отдельного лица (госрегистратора)

  1. За несвоевременное внесение данных;
  2. За внесение информации, несоответствующей действительности (кроме случаев, когда данные подаются через иные источники);
  3. За отказ или приостановление процесса регистрации по причинам, не указанным настоящим Законом.

Если сведения о квартире, здании, земельном наделе и ином, содержащиеся в ЕГРН, были утрачены или искажены, то ответственность ложится на Росреестр (статья 66) .

В свою очередь, орган государственной регистрации имеет право требовать последующей компенсации от органов или лиц, которые виновны в случившемся.

С 2020 года в силу вступит статья 67 Настоящего Закона, согласно которой пострадавший может требовать компенсацию за потерю права владения по вине Росреестра .

Федеральный закон № 218 призван упростить процесс фиксирования недвижимого имущества, сэкономит время и средства посетителей и государства, соберет наиболее полную и точную базу об объектах недвижимости РФ, операции с недвижимостью станут более прозрачными, а значит, безопасными для покупателей и продавцов.

Закон о регистрации права собственности на объекты недвижимости вступает в силу с 1 января 2017 г., какие нововведения нас ждут в новом году. Предлагаем Вам посмотреть видеоролик.