6 апреля была 114-ая годовщина открытия первых современных Олимпийских игр. Традиция, существовавшая в Древней Греции, возродилась благодаря французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену. Игры проходили 12 дней с 6 по 15 апреля 1896 года в Афинах и стали крупнейшим международным событием...

Церемония открытия игр в Афинах, 1896 год. Hulton Archive, Getty Images

Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 году до н. э., они были учреждены Гераклом, хотя известно, что игры проводились и раньше. Олимпийские игры существенно потеряли своё значение с приходом римлян. После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества и в 394 году н. э. они были запрещены императором Феодосием I.

В результате археологических раскопок в Олимпии, начавшихся в 1766 году, были обнаружены спортивные и храмовые сооружения. В то время в Европе были в моде романтическо-идеалистические представления об античности. Желание возродить олимпийское мышление и культуру распространилось довольно быстро по всей Европе. Французский барон Пьер де Кубертен сказал тогда: «Германия раскопала то, что осталось от древней Олимпии. Почему Франция не может восстановить старое величие?».

Барон Пьер де Кубертен

По мнению Кубертена, именно слабое физическое состояние французских солдат стало одной из причин поражения французов в Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Он стремился изменить положение с помощью улучшения физической культуры французов. Одновременно с этим, он хотел преодолеть национальный эгоизм и сделать вклад в борьбу за мир и международное взаимопонимание. «Молодежь мира» должна была мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв. Возрождение Олимпийских игр казалось в его глазах лучшим решением, чтобы достичь обеих целей.


Члены Международного олимпийского комитета. Hulton Archive, Getty Images

На конгрессе, проведённом 16-23 июня 1894 года в парижском университете Сорбонне, он представил свои мысли и идеи международной публике. В последний день конгресса было принято решение о том, что первые Олимпийские Игры современности должны состояться [b]в 1896 году. Афины единогласно были выбраны в качестве принимающей стороны, так как Древняя Греция являлась родиной Олимпиады. Был основан Международный олимпийский комитет (МОК), первым президентом которого стал грек Деметриус Викелас, а генеральным секретарём - барон Пьер де Кубертен.


Олимпийские медали образца 1896 года. Getty Images

Первые Игры современности прошли с большим успехом. Несмотря на то, что участие в Играх приняли всего 241 атлетов из 14 стран, Игры стали крупнейшим спортивным событием, прошедшим когда-либо со времён Древней Греции. Греческие официальные лица были так довольны, что выдвинули предложение о «вечном» проведении Игр Олимпиады на их родине, в Греции. Но МОК ввёл ротацию между разными государствами, чтобы каждые 4 года Игры меняли место проведения.


Олимпийские игры в Афинах имели большой успех, стадион был полон. London Stereoscopic Company, Getty Images

Изначально Кубертен хотел сделать Олимпийские игры любительским соревнованием, в которому нет места профессионалам, занимающимся спортом за деньги. Считалось, что получающие деньги за занятие спортом имели нечестное преимущество перед теми, кто практикует спорт как хобби. Не допускали даже тренеров и тех, кто получал денежные призы за участие. В частности, Джим Торп в 1913 году был лишён медалей - обнаружилось, что он полупрофессионально играл в бейсбол. После войны, с профессионализацией европейского спорта требование любительства в большинстве видов спорта отпало.

Олимпийский стадион в Афинах. FPG, Getty Images


На старте соревнований по велоспорту. IOC, Olympic Museum / Allsport


Французские велогонщики Леон Фламан Поль Массон. Фламан завоевал золото гонке на 100 км, а Массон выиграл золотые медали на дистанциях 2 км и 10 км. IOC, Olympic Museum / Allsport


Соревнование по фехтованию. IOC, Olympic Museum / Allsport


Тренировка легкоатлетов перед марафоном. Burton Holmes, Henry Guttmann / Getty Images

Греческий спортсмен Спиридон Спиридон Луис - победитель первого олимпийского марафона. Allsport IOC, Allsport


На соревнованиях по теннису. IOC, Olympic Museum / Allsport

Американские спортсмены из Принстонского университета. IOC, Olympic Museum / Allsport


Немецкий гимнаст Карл Шуман, ставший олимпийским чемпионом. IOC, Olympic Museum / Allsport


Соперники Карл Шуман и грек Гиоргиос Цитас пожимают друг другу руки. Шуман выиграл золото, а Цитас серебряную медаль. IOC, Olympic Museum / Allsport

Один из видов гимнастических соревнований - канат. OC, Olympic Museum / Allsport

Дискобол Роберт Гаррет, завоевавший олимпийское золото. Getty Images

Содержание статьи

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха , Геродота , Пиндара , Лукиана, Павсания , Симонида и др. античных авторов.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы , где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады ).

С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

Олимпия.

Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.

Организация Игр.

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История ).

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры : для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Программа античных Олимпийских игр.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.

Олимпионики.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен , Демокрит , Платон , Аристотель , Сократ , Пифагор , Гиппократ . Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Мария Ищенко

Олимпийские игры - самое крупное спортивное мероприятие, любимое многими. За ними наблюдают миллионы людей по телевизору, тысячи съезжаются в города, где проводится состязание, чтобы увидеть самых сильных, ловких и быстрых спортсменов воочию. Каждый профессиональный спортсмен мечтает не то что победить, но хотя бы попасть на олимпийскую арену. Однако не многие знают о том, как создавались игры , когда впервые они прошли и что из себя представляла первоначальная концепция этого состязания.

Легенды о возникновении

До нас дошло множество легенд и мифов о происхождении этих состязаний, которые имеют разный сюжет и историю. Однако одно известно точно: их родина именно Древняя Греция.

Как проводились первые состязания

Начало первых из них датируется 776 годом до нашей эры. Дата эта очень древняя, и она могла не сохраниться до наших дней, если бы ни традиция греков: они выгравировали имена победителей соревнований на специально возведённых для этого колоннах. Благодаря этим сооружениям нам известно не только время, когда начались игры, но и имя первого победителя. Этого мужчину звали Корэб, а был он жителем Эллиды. Интересно, что концепция первых тринадцати игр сильно разнилась с последующими, потому как первоначально существовало лишь одно соревнование - бег на дистанцию в сто девяносто два метра.

Первое время право принимать участие было только у коренных жителей города Писы и Элиса. Однако вскоре популярность соревнований настолько возросла, что и другие крупные полисы начали вносить свой вклад в их развитие.

Существовали законы, по которым далеко не каждый человек мог принять участие в Олимпийских играх. Этого права не было у женщин , рабов и иностранных жителей, называемых варварами. А тот, кто хотел стать полноправным участником, должен был подать заявку в собрание судей ещё за целый год до начала состязаний. Более того, перед непосредственным началом соревнований потенциальным требовалось предоставить доказательство того, что всё время с момента регистрации они упорно работали над своей физической подготовкой, выполняя разного рода упражнения, тренируясь в беге на дальние дистанции и поддерживая атлетическую форму.

Концепция древних игр

Начиная с четырнадцатой, в программу игр активно начали внедряться различные виды спорта.

Победители олимпиад получали буквально всё, что хотели. Их имена увековечивались в истории на века, а при жизни их чествовали как полубогов до самой старости. Более того, после кончины каждый олимпиадник был причислен к малым богам.

Долгое время эти состязания, без которых раньше невозможно было представить жизни, были забыты. Всё дело в том, что после пришествия к власти императора Феодосия и укрепления христианской веры, игры начали считаться одним из проявлений язычества, за что и были упразднены в триста девяносто четвёртом году до нашей эры.

Возрождение

К счастью, игры не канули в лету. Их возрождению мы обязаны известному литератору и общественному деятелю, барону Пьеру де Кубертену, создателю современной концепции Олимпийских игр. Случилось это в 1894 году , когда по инициативе Кубертена был собран международный атлетический конгресс. В течение его было принято решение возродить игры по стандарту античности, а также учредить работу МОК, то есть Международного олимпийского комитета.

Своё существование МОК начал с двадцать третьего июня того же года, а первым его главой был назначен Деметриус Викелас, а его секретарём был уже знакомый нам Пьер же Кубертен. В это же время конгрессом были разработаны правила и положения, на которых будут существовать игры.

Первые Олимпийские игры современности

Неудивительно, что именно Афины были выбраны для проведения первых игр современности, ведь Греция является родоначальницей этих состязаний. Интересно отметить, что Греция является страной , в которой проводились в трёх веках.

Первые крупные состязания современности были открыты шестого апреля 1896 года. В них принимали участие более чем триста спортсменов, а число комплектов наград превышало четыре десятка. На первых играх проходили соревнования по следующим спортивным дисциплинам:

Закончились игры к пятнадцатому апрелю . Награды были распределены следующим образом:

  • Абсолютным победителем, собравшим наибольшее количество медалей, а именно сорок шесть, из которых десять были золотыми, стала Греция.
  • Второе место с приличным отрывом от победителя заняли США, собрав двадцать наград.
  • Германия набрала тринадцать медалей и заняла третье место.
  • А вот Болгария, Чили и Швеция покинули состязания ни с чем.

Успех состязаний был настолько огромен, что правительниц Афин тут же предложило проводить игры на их территории. Однако по правилам , учреждённым МОКом, место проведения должно меняться каждые четыре года.

Неожиданно два последующих срока были довольно тяжёлыми для олимпиад, потому как в местах их проведения проходили всемирные выставки, усложнявшие приём гостей. Из-за совмещения этих мероприятий организаторы боялись, что популярность игр быстро спадёт, однако, всё было совсем наоборот. Подобные крупные состязания полюбились людям, а после по инициативе того же Кубертена, начали формироваться традиции, был создан их флаг и эмблема.

Традиции Игр и их символы

Самый известный символ имеет вид пяти колец, имеющих одинаковый размер и переплетённый друг с другом. Они идут в следующей последовательности: голубое, жёлтое, чёрное, зелёное и красное. Такая незатейливая эмблема несёт в себе глубокий смысл, показывая союз пяти континентов и встречу людей со всего мира. Интересно, что каждый олимпийский комитет разработал свою эмблему, однако, пять колец непременно являются её основной частью.

Флаг игр появился в 1894 году и был утверждён МОКом. На белом флаге изображено пять традиционных колец . А девиз состязаний гласит: быстрее, выше, сильнее.

Ещё одним символом олимпиады является огонь. Зажжение олимпийского огня стало традиционным ритуалом перед началом всяких игр. Он зажигается в городе, в котором проводятся состязания, и горит там до их окончания. Так поступали ещё в античные времена, однако, обычай вернулся к нам не сразу, а лишь в 1928 году.

Неотъемлемой частью символики этих масштабных состязаний является талисман олимпиады. У каждой страны он свой. Вопрос о появлении талисманов встал на очередном собрании МОКа в 1972 году. По решению комитета им мог стать любой человек, зверь или какое-либо мифическое существо, которое бы не только в полной мере отражало самобытность страны, но и говорило о современных олимпиадных ценностях.

Появление зимних игр

В 1924 году было решено учредить зимние соревнования. Изначально они проводились в тот же год, что и летние, однако, позже было принято решение перенести их на два года относительно летних. Хозяйкой первых зимних игр стала Франция. Удивительно, но ими заинтересовалось в два раза меньше зрителей, чем ожидалось, и не всё билеты были распроданы. Несмотря на предшествующие неудачи, зимняя олимпиада всё больше приходилась по душе болельщикам, и вскоре они снискали такую же популярность, как и летние.

Интересные факты из истории

Древние Олимпийские игры были жестокими соревнованиями, в которых атлеты проливали свою кровь и даже отдавали жизни ради славы и первенства, во избежание позора и поражения.

Участники игр соревновались обнаженными. Атлетов идеализировали не в последнюю очередь из-за их физического совершенства. Их превозносили за бесстрашие, выдержку и волю к борьбе, граничащие с самоубийством. В кровавых кулачных боях и гонках на колесницах немногие приходили к финишу.

Появление Олимпийских игр

Не секрет, что для древних олимпийцев главной была воля. В этих соревнованиях не было места вежливости, благородству, упражнениям в любительских видах спорта и современным олимпийским идеалам.

Первые олимпийцы сражались за награду . Официально победитель получал символический венок из оливы, но они возвращались домой героями и получали необычные подарки.

Они отчаянно сражались за что-то, чего не понять современным олимпийцам – за бессмертие .

В религии греков не было загробной жизни. Надеяться на продолжение жизни после смерти можно было лишь через славу и доблестные подвиги , увековечивание в скульптуре и песнях. Проигрыш означал полный крах.

В древних играх не было серебряных и бронзовых призеров , проигравшие не удостаивались никаких почестей, они отправлялись домой к своим разочарованным матерям, как пишет древнегреческий поэт .

От древних Олимпийских игр мало что осталось. Празднеств, потрясавших некогда эти места, уже не вернуть. Эти колонны когда-то поддерживали своды , в честь которого и устраивались игры . Ничем не примечательное сейчас поле было стадионом, на котором проходили соревнования, на нем собирались 45 тысяч греков.

Сохранился туннель, в котором раздавались шаги олимпийцев, выходивших на поле. С вершины трехгранной колонны на все это взирала крылатая , богиня победы, символ и дух Олимпийских игр.

Происхождение можно назвать доисторическим, люди жили здесь в каменных домах около 2800 года до н.э. Около 1000-го до н.э. Олимпия стала храмом , бога грома и молнии.

Как появились игры?

Из религиозных ритуалов. Первым соревнованием стал бег к алтарю Зевса ритуальное приношение энергии богу .

Первые зафиксированные игры состоялись в 776 до н.э. , они проводились каждые 4 года непрерывно в течение 12 веков.

Участвовать могли все граждане . Негреки, которых сами греки называли , не допускались к участию, женщины и рабы также не допускались.

Игры проходили в августе в полнолуние. Атлеты прибывали сюда за 30 дней до открытия, чтобы месяц тренироваться. За ними внимательно следили судьи, называвшиеся .

Тем, кто тщательно готовился к олимпиаде, не ленился и не совершал ничего предосудительного, элланодики говорили смело двигаться вперед . Но если кто-то не тренировался должным образом, ему следовало уйти.

В те времена на олимпиаду съезжался весь Древний мир , 100 тысяч человек разбивали лагеря в полях и оливковых рощах. Они прибывали сюда по суше и по морю: из , Африки, территории современной Франции и южного побережья современной России. Часто сюда приезжали люди из городов-государств, воевавших друг с другом: греки по природе своей были довольно склочными.

Игры имели огромное значение и пользовались уважением, а потому в честь Зевса подписывалось перемирие на священном диске , которое в течение трех месяцев защищало всех прибывших гостей. Возможно, благодаря тому, что оно подкреплялось , наводившими страх на всех, перемирие практически никогда не нарушалось: даже самые заклятые враги могли видеться и соревноваться на олимпиаде в мире.

Но в первый день олимпиада соревнований не было, это был день религиозного очищения и напутствий. Атлетов вели в – святилище и место собраний. Здесь же была статуя Зевса с молнией в руке.

Под суровым взором бога жрец приносил в жертву гениталии быка, после чего атлеты давали соломонову клятву Зевсу: соревноваться честно и соблюдать правила.

Все было серьезно. Наказание за нарушение правил было жестоким . Вдалеке атлеты видели статуи Зевса, называвшиеся заны, воздвигнутые на деньги, полученные в виде штрафов, уплаченных нарушителями правил соревнований.

Победу нужно было заслужить не деньгами, а быстротой ног и силой тела – гласили предписания олимпиады. Но венец победителя давался немалой кровью.

Кулачный бой

Древние греки восхищались красотой и силой спорта, но их влекли и дикость, и насилие: в этом они видели метафору жизни.

По-гречески соревнование звучит как «агон», от него происходит слово агония. Понятие борьбы – одно из центральных в греческой культуре . В контексте атлетики «агон» означал соревнование с болью, страданиями и жестокой конкуренцией.


Без сомнения, ни в одном виде спорта нет такой ожесточенной борьбы, как в боксе, берущем свое начало в

Кулачные бои вошли в программу игр в 688 году до н.э., за ней последовала борьба и еще более жестокий вид спорта – . Все они быстро стали любимыми видами спорта толпы, потому что риск увечий или даже смерти здесь был чрезвычайно высок , а жертвы должны были умилостивить Зевса, потому бои проводились в священной части Олимпии – перед 9-метровым алтарем Зевса, сделанном из пепла жертвенных животных.

Современные боксеры были бы в ужасе от правил соревнования, вернее, от их практического отсутствия: не было ограничений по весу, не было раундов, соперники боролись без перерыва, воды, тренера в углу ринга и перчаток – бойцы были предоставлены сами себе.

Они наматывали ремни из грубой кожи на кулаки и запястья , чтобы увеличить силу удара. Кожа врезалась в плоть врага. Удары часто приходились в голову, все было забрызгано кровью, они боролись без остановки , пока один из противников не падет.

Начиная со 146 года до н.э. хозяевами олимпиады стали римляне . При них соперники стали вставлять трехсантиметровые металлические шипы между ремнями – это скорее напоминало поединок на ножах, чем кулачный бой, некоторые практически сразу выбывали из соревнований, кто-то был очень успешен. Многих новичков эти перчатки из ремней полосовали , вернее, даже разрывали на куски.

Чтобы ужесточить бои, их проводили в августе после полудня под палящим средиземноморским солнцем. Таким образом, соперники боролись друг с другом с ослепляющим светом, обезвоживанием и зноем.


Сколько длились бои? Четыре часа и больше, пока один из атлетов не сдавался, для этого достаточно было поднять палец .

Но поражение было куда более унизительным, чем в наши дни: многие борцы предпочитали умереть, чем проиграть .

Спартанцы, фанатичные солдаты, были приучены никогда не сдаваться, поэтому не участвовали в кулачных боях, так как поражение было смертельным позором .

Борцами восхищались не только за удары, которые они могли нанести противнику, но и за боль, которую могли вынести. Они ценили с физической и с философской точки зрения способность выдерживать боль до такой степени, что вы будете получать удар за ударом под палящим солнцем, зноем, дыша пылью – в этом они видели добродетель .

Если дело шло к ничьей, или в поединке наступала мертвая точка, судьи могли объявиться кульминацию , когда бойцы должны были обмениваться открытыми ударами. Есть известная история о двух бойцах, дошедших до такого момента в матче – Кревг и Дамоксена . Каждый должен был нанести по удару противнику. Первым был Дамоксен, он применил прокалывающий удар каратэ, проткнул плоть соперника и вырвал его кишки. Кревг был посмертно объявлен победителем , потому что судьи заявили, что технически Дамоксен нанес ему не один удар, а пять, потому что он использовал пять пальцев, чтобы проткнуть тело врага в нескольких местах сразу.

У древних бойцов не было снаряжения для тренировок, но они не уступали в физической силе современным коллегам.

Панкратион — бои без правил

Борцовские поединки были практически смертельной битвой, но для дикости – ударов ниже пояса и запрещенных приемов – был свой спорт, панкратион .

Панкратион был весьма брутальным мероприятием, это было самое жестокое из всех древних соревнований . Про него говорят, что это смесь нечистого бокса с нечистой борьбой: разрешалось бить, толкать, душить, ломать кости – все, что угодно, никаких запретов.


Панкратион появился в 648 году до н.э. В нем было только два правила: нельзя кусаться и выкалывать глаза , но и эти запреты не всегда соблюдались. Соперники сражались полностью обнаженными, удары по гениталиям были запрещены, но даже это правило нередко нарушалось.

Техника была не важна в этих древних боях без правил, очень скоро они стали самым популярным мероприятием на олимпиаде .

Панкратион был олицетворением насилия в древнем спорте , это было самое захватывающее и популярное зрелище, и это дает нам некоторое представление о духе человечества в те времена.

Борьба — относительно цивилизованный вид боевого спорта

Борьба была единственным боевым спортом, которое можно назвать относительно цивилизованным по сегодняшним меркам , но и здесь правила не отличались строгостью. Проще говоря, в ход шло все: многое из того, что запрещено сегодня – удушающие захваты, переламывание костей, подножки – все считалось нормальной техникой.

Древние бойцы были прекрасно натренированы и обучены множеству приемов: броску через плечо, тискам и различным захватам. Состязания проводились в специальной неглубокой яме .

Было два вида соревнований: лежа на земле и стоя . Борцы сражались или стоя на ногах – в этом случае три любых падения означали поражение, или же соперники дрались в скользкой грязи, где им трудно было держаться на ногах. Поединок продолжался, как и в спортивной борьбе или панкратионе, пока один из участников не сдавался. Бои нередко были сродни пыткам .

В 7 веке до н. э. судьи осознали необходимость ввести запрет на переламывание пальцев , но его часто игнорировали. В 5 веке до н.э. Антикозий с одержал две победы подряд, переломав пальцы своим противникам.

Гонки на колесницах — самый опасный вид спорта

Но не только борцы рисковали своим телом и жизнью на древних Олимпийских играх.


Еще задолго до появления Олимпийских игр греки любили сочетать спорт с иногда даже смертельной опасностью. Прыжки на быке были популярным спортом на в 2000-х годах до н.э. Акробаты буквально брали мчащегося быка за рога, выполняя на его спине.

Самым опасным Олимпийским спортом были гонки на колесницах . Колесницы соревновались на ипподроме, на месте которого сейчас находится оливковая роща: ипподром размыло, когда около 600-го года н.э. река Алтея неожиданно изменила русло.

Гоночная полоса ипподрома была длиной около 135 метров, по ширине на ней умещалось 44 колесницы, каждая из которых была запряжена 4-мя лошадьми.

Десятки тысяч греков наблюдали за гонками, которые были настоящим испытанием на мастерство управления и стойкость нервов . 24 круга по 9 километров свободно вмещали 160 лошадей, бьющих копытом на старте.

Самым сложным на дистанции был разворот : колесницу нужно было развернуть на 180 градусов практически на месте, т.е. колесница вращалась вокруг своей оси. Именно в этот момент происходило большинство несчастных случаев: колесницы переворачивались, атлетов выбрасывало, а лошади наталкивались и спотыкались друг о друга.

Степень опасности гонок доходила до абсурда , в основном из-за отсутствия разделительных полос. Колесницы нередко сталкивались лоб в лоб. Поэт пишет, что в одной из гонок разбились 43 из 44 колесниц, победитель остался единственным выжившим на поле.

Зевс правил Олимпом, но судьба колесниц скорее зависели от бога лошадей, чья статуя взирала на ипподром. Его звали , он нагонял страх на лошадей, поэтому перед гонкой участники старались задобрить его.

Единственный элемент порядка в этом гоночном хаосе вносили на старте. Греки придумали оригинальный механизм для обеспечения справедливости на поле: бронзовый орел Зевса поднимался над толпой , что означало начало гонки.

Колесницы были небольшого размера и имели по два колеса, сзади они были открыты, так что возничий не был никак защищен .

Была воздвигнута участниками , почти столь же престижных, как и Олимпийские. Греки восхваляли контроль и самообладание среди насилия и хаоса. Статуя воплощает эти идеалы.

Можно ли было женщинам участвовать в соревнованиях ? Не в качестве возничих, но они могли выставлять свои колесницы.

На постаменте, на котором стояла статуя дочери царя , существует надпись: « Спарты цари – мне отцы и браться. Победив колесницы на быстроногих конях, я, Киниска , воздвигла эту статую. С гордостью говорю: единственная из всех женщин я получила этот венок».

Киниска была первой женщиной, победившей на олимпиаде , прислав на игры свою колесницу.

Как и сегодня, в качестве жокеев в лошадиных скачках, последовавших за гонками на колесницах, часто выступали мальчики. Главное здесь было правильное сочетание неудержимости и контроля. Жокеи мчались на неоседланных лошадях, управляя ими лишь коленями и хлыстом .

Лошади были дикими. В 512 году до н.э. кобыла по кличке Ветер сбросила жокея, едва ворвавшись на поле, бежала без наездника и выиграла скачки .

Пятиборье — самое престижное состязание

Олимпийцы тренировались здесь в палестре , упражняясь в кулачном и рукопашном бою. В гимнасиуме они тренировались для самого престижного состязания среди древних Олимпийских игр – пятиборья .

Если в гонках на колесницах греки демонстрировали бесстрашие и неистовство, то в пятиборье ценились другие олимпийские идеалы: баланс, грация и всесторонняя развитость .


Мероприятие было пропитано идеализмом, греки придавали огромное значение пропорциям и сбалансированности в человеке . Мы можем видеть воплощение всего этого в пятиборцах.

Именно пятиборцы служили образцом идеального тела , когда древние скульпторы изображали богов. Греки ценили правильные пропорции , победитель в пятиборье признавался главным атлетом игр .

Он участвовал в пяти разных состязаниях: беге, прыжках, метании диска, метании копья и борьбе . Мастерство и умение уложиться по времени были чрезвычайно важны.

Пятиборцы годами тренировались в гимнасиуме в ритме под звуки флейты. Соревнования интересным образом отличались от современных. К примеру, в метании копья греки использовали петлю в середине древка копья для усиления броска . Они метали диск весом 6 килограммов 800 граммов – в три раза тяжелее современного. Возможно, поэтому они выполняли настолько совершенные скручивания и броски, что эти техники сохранились до наших дней.

Самое интригующее различие наблюдается в прыжках в длину: греки держали в руках грузы от 2 до 7 килограммов для усиления импульса и увеличения длины прыжка.

Держать тяжести, чтобы прыгнуть подальше – кажется абсурдным. В действительности вы можете поймать импульс летящего груза и он буквально протащит вас по воздуху так, что вы ощутите инерционную силу на себе. Это в самом деле добавляет длину прыжку.

Длина невероятная: яма для прыжков была рассчитана на 15 метров, это на 6 метров больше современного мирового рекорда. Пятиборцы, как и все олимпийцы, состязались обнаженными.

Обнаженная олимпиада

В точки зрения современных людей нагота – самый удивительный аспект древних Олимпийских игр. Все соревнования проходили без одежды : бег, метание диска, борьба и все остальное.

Но почему участники стали выступать нагими ? История гласит, что так повелось с 8 века до н.э. В 720 году бегун по имени Арсип потерял во время состязания набедренную повязку . Он победил, и все бегуны решили соревноваться голыми. Постепенно этот обычай распространился и на другие виды спорта.


Современные ученые отвергают подобные объяснения и отмечают, что нагота и гомосексуализм не считались постыдными в греческом обществе . Само слово «гимнасия», где греки обучались, означало «нагота».

Придумали в 600-х годах до н.э. Это были сооружения для тренировок. И в это же время значение гомосексуализма возросло, он перестал быть секретом среди греков. Возможно, отчасти поэтому в играх была введена нагота.

Гомосексуальность не только не была постыдной в , она даже поощрялась, потому что для мужчины важно жениться на девственнице и родить детей. Единственным способом сохранить девственниц нетронутыми были гомосексуальные связи. Атмосфера на олимпиаде была весьма наэлектризованной, это были лучшие мужи городов-государств: они были самыми привлекательными, натренированными и между ними было сексуальное притяжение.

Как и между мужчинами и женщинами, которые допускались смотреть обнаженные игры. Как ни странно, но замужним женщинам строго запрещалось смотреть игры , даже просто пересекать реку Альтис, огибавшую священное место. Нарушение запрета каралось смертью . Женщин, пойманных на священной земле, сбрасывали в пропасть, зиявшую вблизи храма.

Но юные девушки-девственницы могли смотреть игры, несмотря на наготу спортсменов и брутальность зрелищ. Незамужние девушки допускались на стадион , потому что в некотором смысле они были несведущими, им нужно было привыкнуть к мысли, что мужчина будет частью их жизни. Наилучшей прелюдией и было выступление обнаженных мужчин.

Кто-то из современных исследователей сказал, что такой порядок сложился, чтобы замужние женщины не видели, чего они уже не могут иметь, а юные девы посмотрели на лучших из лучших , чтобы знать, к чему стремиться.

Герейский игры

Девы могли соревноваться в своих играх, называвшихся Гереями в честь , жены Зевса. Гереи состояли из трех забегов: для девочек, девушек-подростков и молодых женщин длиной в одну дорожку на олимпийском стадионе, укороченную на одну шестую соразмерно женскому шагу.



Спартанские девочки тренировались с рождения наравне с мальчиками, поэтому они были лидерами игр.

В отличие от мужчин, девушки не соревновались нагими: они надевали короткие туники, хитоны, открывавшие правую грудь .

Женские соревнования были ритуальным действом, чем-то вроде публичной демонстрации их силы и духа перед тем, как их усмирят узы брака, и перед тем, как они станут женщинами, это был ритуальный переход.

Женские забеги проходили в день, когда мужчины отдыхали. Это был день ритуалов и пиршеств, подводивших к кульминации религиозной части древних игр.

Искусство в Олимпии


Но люди съезжались к Олимпу не только ради игр, они буквально хотели людей посмотреть и себя показать: , – здесь любого из них можно было встретить в толпе. , первый в мире профессиональный историк, заслужил себе славу именно здесь, читая свои труды у храма Зевса .

Люди приезжали насладиться произведениями искусства, украшавшими храм. Те, кто впервые видел это место, поражались его красоте. Когда-то на месте этих руин были тысячи шедевров, «лес скульптур», как выразился один писатель.

Но лишь несколько их них дошли до наших времен – те, что археологи вытащили из-под булыжников чуть более века назад. К сожалению, ничего не осталось от легендарной , стоявшей в храме и считавшейся одним из Семи чудес света.

На создание этой статуи ушло несметное количество золота и слоновой кости . Все тело Зевса было выполнено из слоновой кости, его трон был из слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней. Одеяние Зевса было целиком из золота – золотой фольги.

Десятки желобов в виде львиных голов украшали храм и окружали статую. Снаружи по периметру храма скульптуры изображали сцены из . Яркие орнаменты на стенах некоторых построек комплекса делали храм еще ослепительнее.

Руины, окруженные 182 колоннами, когда-то были гостиницей Леонидио , в которой останавливались лишь самые богатые люди. Из сотни тысяч приезжавших к Олимпу лишь 50 постояльцев могли разместиться здесь одновременно.



От алтаря Зевса не осталось и следа
. Когда-то он находился между храмами Зевса и , он был главной святыней Олимпии , здесь ежедневно приносили животных в жертву. Этот алтарь в виде конуса высотой более 9 метров был знаменит на всю Древнюю Грецию. Он целиком состояли из пепла жертвенных животных. Алтарь был символом поклонения Зевсу : чем больше ему приносили жертв, тем больше почестей ему оказывалось, а это наглядное напоминание о том, сколько жертв принесено его божественной сущности.

Пепел смешивали с водой и спрессовывали в форму. На склоне этого пепельного кургана были вырезаны ступени, по которым жрецы поднимались, чтобы сделать еще одно жертвенное подношение.

В полдень третьего дня игр жертвоприношение становилось особых зрелищем : стадо быков – целую сотню – закалывали и сжигали в честь Зевса . Но в действительности лишь маленький символический кусочек от каждого животного отдавали богу.

Они брали самые бесполезные части животных, клали на алтарь, а затем сжигали для богов. 90% туши они разделывали и готовили , а вечером каждому доставалось по куску. Мясо раздавали толпе, это было целое событие.

Бег — самый первый вид спорта

Еще большее событие было на следующее утро: соревнование по бегу среди мужчин. Самый первый и некогда единственный вид спорта имел особое значение для греков, называвших каждую олимпиаду в честь победителей кросса или спринта .


Беговые дорожки практически не отличались от современных. На стартовой линии были выемки , в которые бегуны могли упираться пальцами ног. Дистанция была длиной около 180 метров. По легенде мог пробежать именно такое расстояние на одном дыхании. По обеим сторонам на склонах сидело 45 тысяч ревущих зрителей. Многие из них разбивали здесь лагеря и ночью готовили еду.

Интересно, что даже под августовским зноем они смотрели игры с непокрытой головой: ношение головных уборов на стадионе запрещалось , потому что они могли загородить кому-нибудь вид.

Несмотря на богатство и престиж игр, на склонах холма никогда не строили лавки , как на других стадионах. Греки хотели сохранить древнюю демократическую традицию сидения на траве . Лишь 12 каменных тронов в центре предназначались элланодикам – судьям. Еще одно место для сидения отводилось единственной замужней женщине, которая могла присутствовать на стадионе – жрице , богине урожая, которой когда-то поклонялись на Олимпе еще до Зевса.

На стадионе могли одновременно соревноваться 20 бегунов. Стартовые позиции разыгрывались жеребьевкой, затем созывали их на старт по одному. Фальстарты были строго запрещены : тех, кто срывался с места раньше времени, судьи били розгами .


В 4 веке до н.э. греки изобрели стартовый механизм гисплекс – деревянные стартовые ворота , гарантировавшие честный старт.

В чем было основное отличие древних забегов от современных ? В стартовых позициях. Нам такая расстановка бегунов показалась бы странной, но нужно было понимать, как все было устроено: когда ограждающая доска падала, руки атлетов опускались, тело подавалось вперед, пальцы ног отталкивались от углублений в земле – стартовый рывок получался очень мощным .

Неизвестно, насколько быстро бегали греки, они не стали бы фиксировать время, даже если у них были бы секундомеры. Они никогда не сравнивали соревнования с какими бы то ни было рекордами. Для греков идея и смысл спорта были в поединке между мужчинами , в борьбе и том, что они называли словом «агон».

Однако, легенды о скорости сохранились. Одна из статуй гласит, что Флегий из Спарты не бегал, а летал над стадионом. Его скорость была феноменальной, неподдающейся вычислению.

Помимо бега на короткую дистанцию греки соревновались в беге на двойную дистанцию , т.е. туда и обратно по беговой дорожке, а также в Дарикосе – здесь нужно было бежать 20 раз по круговой дорожке длиной 3800 метров.

По иронии судьбы знаменитые эстафетные гонки с факелами не входили в программу Олимпийских игр, как и , которые греки считали формой общения , будучи феноменальными бегунами на длинные дистанции. Сразу после победы в Дорикосе в 328 году атлет по имени Авгий пробежал с Олимпа и до дома в 97 километров за один день.

Последняя гонка в такой день была самой необычной: изматывающее испытание на скорость и силу, в котором греческие пехотинцы, называвшиеся , бежали два раза туда и обратно по дорожке стадиона в полном обмундировании и снаряжении. Представьте себе, какого бежать с 20 килограммами оружия 400 метров на самой высокой скорости и разворачиваться.

Интересно, что забег гоплитов устраивался в самом конце олимпиады, он означал конец олимпийского перемирия и возвращение к вражде и военным действиям. Это было напоминание о том, что красота игр должна была подойти к концу, на смену ей приходили другие важные события.

Легенды древних Олимпийских игр

Более 12 веков лучшие атлеты Древнего мира съезжались в Олимпию, чтобы состязаться в играх, которые были главным испытанием на силу и ловкость.

Что получали победители? Всего лишь ветвь, срезанную с оливкового дерева в роще за храмом Зевса. Но стоило им вернуться домой, и их осыпали подарками: бесплатное питание до конца жизни и вознаграждение за каждую победу , соразмерное современной сотне тысяч долларов.

Им поклонялись, как героям или даже богам, даже их пот вызывал благоговение как символ борьбы. Пот атлетов был дорогим товаром . Он собирался вместе с пылью с площадки во время соревнований, помещался в бутылки и продавался как магическое снадобье .

Сохранился камень, который хранит имена победителей олимпиады. К сожалению, до наших времен не дошли статуи легенд игр, таких как – борец, выигравший 6 олимпиад подряд . Его так боялись, что соперники разом выбывали из игры, раздавленные его славой. Говорили, что он обладал нечеловеческой силой. Древние тексты сообщают, что однажды Милон пронес взрослого быка по стадиону, затем разделал его и съел его за день целиком.

Еще один олимпиец был известным силачем – , чемпион панкратиона в 408 году до н.э. Он был известен и подвигами и за пределами стадиона: говорили, что Полидам сражался со взрослым львом и убил его голыми руками, а также остановил на полном ходу колесницу , схватившись одной рукой за заднюю часть.

Среди бегунов лучшим был Леонид Родосский . Говорили, что он быстр, как бог. Он побеждал в трех гонках в течение 4 олимпиад подряд. На его почитали как бога.

Но главный олимпийский рекорд принадлежит прыгуну Фаилу , участвовавшему в 110-ой олимпиаде. История гласит, что яма для прыжков была длиной 15 метров, это невообразимо для нас, ведь современные спортсмены прыгают чуть дальше 9 метров. Говорили, что Фаил перепрыгнул ту яму и приземлился где-то на 17 метрах с такой силой, что сломал себе обе ноги.

Но прыжок Фаила ничто по сравнению со скачком самой олимпиады во времени. В храме отражена и выдающаяся история. Этот круглый монумент был воздвигнут царем и его сыном в честь победы над греками в 338 году до н.э. Они построили этот мемориал в сердце Олимпии, чтобы показать свою силу и власть.

Также поступили римляне пару веков спустя, установив 21 золотой щит вокруг храма Зевса , когда Греция стала римской провинцией. Таким образом, Олимпия стала воплощением римского величия, и римляне приложили немало усилий к поддержанию святилища в достойном состоянии: они построили акведук, подводивший воду к одному из сооружений, кроме того, римляне соорудили там термы и своеобразный клуб для спортсменов, обнаруженный немецкими археологами лишь в 1995 году.

Членами клуба могли быть лишь победители игр. Здание было выложено мраморной плиткой, ею были покрыты даже стены. В античных источниках есть подтверждения, что подобные клубы существовали . Победивший атлет в Олимпии сразу причислялся к кругу избранных.

Здание было построено императором , считавшим себя богом. В 67 году он принял участие в соревновании колесниц . Управляя повозкой, запряженной 10-ю лошадьми, Нерон не справился с управлением и, разбив колесницу, не закончил гонку. Тем не менее, победителем был объявлен именно он . Год спустя после смерти императора это решение было пересмотрено .

Конец древних Олимпийских игр

Как и когда прервалась традиция игр?

До самого недавнего времени считалось, что последняя олимпиада прошла в 393 году н.э., когда император Феодосий I , бывший глубоко верующим христианином, положил конец всем языческим традициям .

30 лет спустя, в 426 году н.э. его сын довершил начатое, предав огню святилище и Храм Зевса .

Однако ученым удалось обнаружить доказательства того, что традиция игр продолжалась еще почти целый век вплоть до 500-го года н.э. Эти сведения были обнаружены на мраморной табличке , найденной на дне древней уборной. На ней были надписи, оставленные рукой 14 разных атлетов – победителей олимпиад. Последняя надпись относится к самому концу 4 века н.э. Таким образом, следует считать, что история игр должна быть продлена еще на 120 лет.

Древние игры окончательно исчезли вместе с самой Олимпией, разрушенной двумя землетрясениями в начале 5 века. В последствии на руинах возникла небольшая христианская деревушка, жители которой превратили в церковь единственное уцелевшее здание – мастерскую великого скульптора , изваявшего некогда легендарную статую Зевса.

К 6 веку наводнения уничтожили ее вместе со всем , что оставалось от древней Олимпии, на долгие 13 веков скрыв руины под 8-ми метровым слоем грязи и земли.

Первые раскопки были проведены в 1829 году. Немецкие археологи появились здесь в 1875 году и с тех пор работы не прекращались никогда.

Однако, раскопки оказались столь тяжелыми и дорогостоящими , что стадион был освобожден из земляного плена лишь к 1960-м годам. Стоимость работ по раскопке ипподрома, скрытого рощами, столь велика, что он, вероятно, навсегда останется под землей.

Однако, дух этого места возрождается , как возродились в 1896 году в самый разгар раскопок и сами Олимпийские игры. Каждые 4 года на протяжении 12 веков здесь зажигался олимпийский огонь , и эта традиция возобновилась в наше время. Отсюда начинает свой путь в руках бегунов огонь, символизирующий начало игр, игр, которым никогда не удастся достичь размаха и блеска олимпиад прошлого.

Приветствую вас, мои любознательные читатели! Все вы, безусловно, знаете по Олимпийские игры, даже время от времени, уверена, болеете перед экранами телевизоров за наших российских спортсменов. А вот задумывался ли кто-нибудь, почему эти спортивные соревнования так названы, где они прошли впервые и сколько им лет?

Думаю, на один-два вопроса каждый сможет дать краткий ответ. Ну а чтобы вы свободно могли рассказывать про историю Олимпиады, предлагаю познакомиться с темой под названием «Первые в истории Олимпийские игры» поближе.

План урока:

Как всё начиналось?

Древняя история всегда останется для нас тайной, полностью открыть которую не способны даже историки. Так и в этом вопросе. Достоверной информации о том, кто на самом деле и когда основал первые в истории человечества Олимпийские игры, нет. Всё, что связано с давними временами, всегда окутано мифами.

Царь маленькой страны Элиды по имени Ифит озаботился одним вопросом: как сберечь свой народ от грабежей и войны, и пришёл за советом к предсказателю. Ответ оракула был немного странен: «Нужно основать игры, угодные богам!». И отправился Ифит к своему соседу – правителю Спарты, озвучил предсказание, договорился о мире и в благодарность обещал организовать атлетические соревнования.

Древнегреческие правители установили порядок проведения игр и заключили священный союз. Учреждённые состязания должны были проходить раз в четыре года в древнегреческом местечке Олимпии. Так соревнования получили своё название Олимпийские.

Есть и другая версия появления Олимпийских игр, по которой они стали проводиться благодаря сыну бога Зевса – Гераклу, привезшему в Олимпию священную оливковую веточку, знаменовав победу своего отца над свирепым дедом.

По иной информации тот же Геракл при помощи атлетических соревнований увековечил память царя Пелопа за его победу в колесничных гонках.

Какая версия вам ближе?

Организация первых игр

К какому бы мифу о появлении первых Олимпийских игр мы не склонялись больше, по документам дату, когда они состоялись впервые, относят к 776 году до нашей эры. На бронзовом диске царя Ифита были записаны правила состязаний и внесён пункт об обязательном военном перемирии на время их проведения. Слова текста примирения начертаны по кругу диска.

Место проведения соревнований Олимпию объявили священным, куда можно было входить только без оружия. Всех, кто посягнёт на святыню, держа в руках меч, было предложено считать преступником.

Было принято решение проводить соревнования между жатвой и сбором винограда, в священный месяц, который начинался после летнего солнцестояния. Спортивный праздник сначала шёл один день, потом время состязаний продлили на пять дней, а позднее стали соревноваться на протяжении месяца.

Специально создаваемая комиссия назначала день начала Олимпийских игр, и гонцы ехали из Элиды в разных направлениях, чтобы сообщить о начале перемирия и дате праздника. За месяц до начала соревнования в Олимпию съезжались атлеты разных древнегреческих государств, чтобы тренироваться. Посланники враждующих полисов Древней Греции собирались вместе для проведения мирных переговоров и улаживания конфликтов.

Кто мог участвовать в древнегреческих состязаниях?

Для того чтобы подать заявку на участие в Олимпийских играх, нельзя было быть ни рабом, ни варваром, ни преступником. Древние греки считали варварами всех, кто не был гражданином их государства. Для участников соревнований не существовало возрастного ценза – им мог стать и взрослый мужчина, и юноша в возрасте до 20.

Сначала в состязаниях принимали участие исключительно атлеты из Элиды. После проведения десятка игр, в число участников стали допускать жителей других полисов Древней Греции, а потом к ним присоединились и спортсмены из древнегреческих колоний.

Олимпийские виды спорта

В программы Олимпиады Древней Греции различные виды спорта включались постепенно.

Сначала в состязания атлетов входил только бег.

Это были соревнования на короткие дистанции, когда спортсмены пробегали от одного конца стадиона до другого. Впоследствии добавился двойной бег, когда расстояние включало путь туда и обратно. Пятнадцатые олимпийские игры включали в свою программу уже бег на длинную дистанцию. Шестьдесят пятые состязания отличились беговым соревнованием с утяжелением – на атлетов были водружены щиты, шлемы, поножи.

На втором десятке олимпийских лет в программу соревнований включили езду на колесницах, а также пятиборье, которое включало в себя борьбу, бег, прыжки в длину, метание копья и диска.

Во время тридцать третьей олимпиады в Древней Греции появился такой вид спорта как панкратион – единоборство с ударами ногами и руками, удушающими приёмами. К этому времени атлеты уже умело состязались в кулачных боях, для участия в которых они защищали голову бронзовым колпаком, а руки – кожаными ремнями с металлическими наконечниками. Приблизительно в это же время в олимпийскую программу прибавляются скачки на лошадях.

Древнегреческие Олимпийские победители

Ради чего так старались спортсмены, перенося физические нагрузки и ежегодно тренируясь? Конечно, ради славы, чтобы прославить и себя, и тот город, откуда они приехали!

Существовавшая в Древней Греция традиция высекать имена победителей Олимпиад на мраморных колоннах, которые были установлены по берегу реки Алфей, сыграла бесценную роль – до современности дошло имя первого призёра. Им стал повар из Элиды по имени Корэба.

Всех победителей состязаний называли олимпионниками. За свою победу атлеты получали в награду венок из листьев оливы и деньги.

Но самая главная награда ожидала их дома, в своём городе, когда герои получали различные привилегии. Они приобретали известность во всей Древней Греции и пользовались почётом на уровне великих воинов. Если спортсмен побеждал в олимпийских соревнованиях трижды, то в городе проживания ему ставили бюст и заносили в книгу выдающихся граждан.

Если вам уже известны такие философы как Пифагор и Платон, то вам будет интересно узнать, что в своё время первый был чемпионом в кулачном бою, а второй – в панкратионе.

Почему всё закончилось?

Свою значимость Олимпийские игры в Древней Греции начали терять во 2 веке до нашей эры. Они стали превращаться в обычные местнячковые соревнования.

Причиной тому – завоевание страны римлянами, которым не важен был спортивный дух, они видели в играх только зрелище. Смена религии на христианство поставила точку в проведении Олимпиады. Многие учёные говорят, что официально запретил состязания римский император Феодосий в 393 году нашей эры своим сводом законов против язычества.

Лишь по прошествии столетий, в 1896 году, Олимпиада возродилась вновь благодаря инициативе француза Пьера де Кубертена.

5 интересных фактов о древних Олимпийских играх

  1. К Олимпийским играм не допускали женщин, причём не только в качестве участниц, но и в качестве зрителей. Исключение делалось только для жрицы и возниц колесниц.
  2. Все спортсмены, принимающие участие в первых олимпийских играх, выступали совсем без одежды. Да, да, так и бегали голышом!
  3. Спортсмена, нарушившего правила в соревнованиях по панкратиону, судья бил палкой.
  4. Олимпийские игры должны были повторяться через 1417 дней. Этот промежуток времени называли «олимпийским годом».
  5. Примечательно, что спортсмены для дальности прыжка с места использовали гантели. Видимо, с ними вдаль прыгалось увереннее.

А в 1978 году был снят мультипликационный фильм про то, как казаки олимпийцами стали. Хотите его посмотреть? Тогда бегом включайте видео)

Вот такая вот интересная спортивная история. Теперь вы запросто сможете блеснуть знаниями на уроке. С нетерпением жду вас снова на блоге «ШколаЛа», заходите за новыми интересными историями.

Успехов в учёбе!

Евгения Климкович.