Различные нацистские деятели первой половины XX века учредили достаточно прочих организаций, где также в ходу была эзотерика, в частности руны.

История говорит нам о неком Теодоре Хагеен, настоятеле бенедиктианского монастыря в австрийском городе Ламба, и о совершенном им путешествии на Ближний Восток и Кавказ за какими-то эзотерическими знаниями. Там он добыл и привез в Австрию, в монастырь, таинственные древние манускрипты.

♦♦♦♦♦♦♦♦♦

Позже, на основе сих знаний Хаген создал собственный орден. Что было в манускриптах, не знали даже состоящие в ордене. Впоследствии эти знания утеряются, но тогда, вероятно, на их основе настоятель решил переделать барельефы аббатства, внеся в них такой элемент изображения, как свастику.

Именно в то время, когда появились свастики, еще будучи мальчиком, Адольф Гитлер состоял в церковном хоре при Ламбахском монастыре. Когда он подрастет, то станет лидером Национал-социалистической рабочей партии (сокращенно НСДАП) в Германии.

В 1898 г. Теодор Хаген скончался. Зато чуть позже в монастырь прибыл цистерианский монах Йорг Ланс фон Либенфельс и без проблем завладел манускриптами, привезенными еще Хагеном.

Долго изучая таинственные древние тексты, Либенфельс почти ни с кем не контактировал и сохранял в секрете получаемые им знания. Материалы, полученные Либенфельсом, позволили ему основать духовное тайное общество - «Орден нового храма». В Ордене нового храма зародилось оккультное течение «виенай» (на старонемецком «посвященные»). Таким образом, о свастике узнали сначала в Австрии, затем она перекочевала в Германию.

К учению вышеупомянутых виенаев относился и орден Гвидо фон Листа, учрежденный в Вене в 1908 г. А чтобы продолжить цепочку многовековой передачи тайных знаний, которыми якобы владели еще короли-священники культа Вотана, в обществе Листа в 1911 г. был создан специальный внутренний круг. Назывался он Арманенорден (Орден Арманов).

В работе «Мистериальный язык индогерманцев» помимо различных прочих изысканий Гвидо фон Лист привел карту легендарной земли Арктогея, где обитали предки германцев, столица которых называлась Туле (греч. Θουλη). Согласно работе, в этом холодном северном краю якобы зародилось человечество.

♦♦♦♦♦♦♦♦♦

Гитлер еще в молодости подхватил идеи фон Листа. Т.е. он перенял учения Ордена нового храма. Неудивительно, что в документах Арманенордена говорится о распространении идеи «виенай» в германском генералитете.

В 1912-м году был создан так называемый Германенорден. В него вошли общества и структуры, проповедующие идеи «виенай».Там же оказался и орден, созданный фон Листом.

А в 1918-м году в Мюнхене появился филиал Германенордена - общество Туле (нем. Thule-Gesellschaft), названное в честь одноименной мифичекой столицы. Полное название этого немецкого оккультного и политического общества - (нем. Studiengruppe fur germanisches Altertum). А Официальная его цель - изучение древнегерманской культуры, происхождение «арийской расы» и т.п.

Члены общества внесли вклад в создание Немецкой рабочей партии Гитлера и повлияли на ее курс.

Более того, в Германии были прочие, даже более закрытые организации. В пример можно привести орден «Братьев света», основанный Хаусхофером в 1919-м году, позднее ставший именоваться А затем это общество, в свою очередь объединило в себе различные структуры и организации, такие, как DHvSS (Господа Черного камня), «Черные рыцари» из Туле и «Черное солнце», являвшееся элитой СС.

Карл Хаусхофер зелёный дракон

В целом Общество Врил очень плотно занималось мистикой и магией.

Автор этой работы обращает внимание читателя на важную вещь. А именно - в ряде нацистских и современных течений принадлежность к рунам приписывается различным символам и знакам, которые рунами не являются. Такие знаки будут рассмотрены наряду с рунами, в т.ч. вольфсангель и свастика.

В данном труде они именуются рунами лишь в контексте немецко-нацистских рунологических учений. Это позволяет шире охватить тему таких течений и четче показать взгляды их деятелей, но не должно ввести читателя в заблуждение.

Древние нерунические символы, а также недавно выдуманные знаки в наши дни часто путают с порою составляя из них сомнительные алфавиты. И толчком к подобным практикам послужили изыскания немецких оккультистов начала XX в. Такие псевдоруны не входили ни в один исторически достоверный рунный ряд, кроме выведенных на протяжении ХХ–ХХI вв., потому с точки зрения северной рунической традиции называть их рунами было бы неверно.

♦♦♦♦♦♦♦♦♦

Аненербе и СС

Теперь мы вплотную подошли к таким организациям, как Аненербе и СС, широко использовавших материалы Карла Марии Виллигута и Гвидо фон Листа. Чуть позже разберем их символику, а пока краткая историческая справка.

Как известно, сокращения SS или СС означали «Schutzstaffel» - «охранные отряды», они являлись совокупностью военизированных формирований Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Начали свою деятельность в 1933 г. Гиммлер же занял в СС должность рейхсфюрера. В 1945 г. охранные отряды прекратили свое существование.

В 1935 г. по инициативе Гиммлера создается отдел Ahnenerbe и Институт рунического письма.

Аненербе (нем. Ahnenerbe - «Наследие предков») можно охарактеризовать, как организацию, существовавшую в Третьем рейхе и созданную для изучения традиций, истории и наследия германской расы, полное ее название - «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков». Просуществовало «Наследие предков» до 1945 г.

Символика этой организации, о чем красноречиво говорят рунные надписи по периметру.

Руническая магия, будучи основным направлением работы «Германского ордена», сохранила своё значение и в «Аненербе». Здесь велась активная работа по сбору и изучению древних рунических знаков, а также созданию новых.

Вся государственная и военная нацистская символика была основана на рунических символах. В 1933 году именно тут был принят печально известный символ СС - сдвоенная руна Зиг (Соулу), руна Победы. Каждая руна имела своё магическое значение. В Третьем Рейхе различные по применялись практически повсеместно - на зданиях государственных учреждениях, штандартах войсковых частей и соединений.

Маги из Анненербе даже разрабатывали специальные руны-обереги (охранные руны) на основе древнегерманских. Такие руны наносили на военную технику и даже на каски солдат, пытаясь сделать их «неуязвимыми».

Наглядный пример распространенности рун при гитлеровской власти в Германии - наградные кольца СС с рунной символикой.

Каждому эсэсовцу преподавали рукопись, эпос «Эдда», древнегерманские обряды и магические практики. Люди, что были высокопоставленны в СС, входили во всякие эзотерические общества.

♦♦♦♦♦♦♦♦♦

Руны у охранных отрядов (СС)

Ближе познакомимся с руническим набором, из которого формировались эмблемы для различных подразделений Schutzstaffel .

Руны на эмблемах Schutzstaffel (СС)

Разберем каждую из них.

Свастика (Hakenkreuz) - руна бесконечности бытия, знак силы, власти, удачи. В скандинавской традиции свастика не является руной и в числе прочих своих значений символизировала бога войны Тора. В гитлеровской же Германии она стала еще и символом нацистской партии.

Зоннерад (Sonnenrad) - «солнечное колесо». Символ Солнца, грома, огня, плодородия.

Зиг-руна (Sig-Rune) - руна бога войны Тора. Обозначает силу, власть, энергию, молнию, борьбу.

Гер-руна (Ger-Rune) - руна коллективизма, взаимовыручки, духовного единства.

Вольфсангель (Wolfsangel) - «волчий крюк» - руна-оберег от темных сил и символ независимости.

Опфер-руна (Opfer-Rune) - символ самопожертвования.

Айф-руна (Эйф-руна, Eif-Rune) - руна энтузиазма, усердия и целеустремленности.

Лебен-руна (Leben-Rune) - руна жизни. Скандинавская руна Альгиз.

Тотен-руна (Toten-Rune) - руна смерти, перевернутая Альгиз.

Тюр-руна (Tyr-Rune) - руна непримиримости в бою.

Хайльсцайхен (Heilszeichen) - руна успеха и удачи.

Хагалль-руна (Hagall-Rune) - руна непобедимой веры.

Одаль-Руна (Odal-Rune) - руна семьи, кровного родства, а также возвращения к земле. Берёт своё название от древнегерманского термина Odal - «родовое земельное владение».

Как уже упоминалось, руны получили широкое распространение на эмблемах силовых структур Германии в период гитлеровского правления. Далее о них подробнее, в т.ч. и на наглядных примерах.

♦♦♦♦♦♦♦♦♦

Самый знаменитый знак Третьего Рейха - квадратная свастика, хакенкройц, из-за деяний нацистов незаслуженно получивший дурную славу.

Нацистский свастический символ -хакенкройц в белом круге на красном фоне

По этому поводу найдены любопытные документы из Аненербе. Они рассказывают о работах ордена с символикой на начальном этапе. Результаты этих работ еще не входили в официальную и публичную символику нацистов. Но по бумагам видно, что свастика там изображается только правосторонней. Свастика же, которую приняло гитлеровское правительство - переработанная, левосторонняя, т.е. перевернутый вариант той, изначальной.

Зонненрад, «солнечная свастика» округлой формы, применявшаяся наряду с квадратным хакенкройцем, менее известна, но присутствует на немецких эмблемах предвоенного и военного времени Второй мировой войны.

Вообще, всяческие свастики распространены в религиях, учениях, культурах, организациях и течениях по всему миру - у индийцев, арабов, праславян, древних народов Кавказа, Сибири и т. д., свастический символ имеет огромное количество значений и в подавляющем большинстве положительных. К сожалению, многие недостаточно сведущие в этом вопросе люди приписывают свастикам исключительно негативные ассоциации с нацизмом и фашизмом.

Кстати, распространено заблуждение, что фашизм зародился в Германии вместе с нацизмом и свастика также его символ. На самом деле слово «фашизм » происходит от итальянского fascio (фа́шо) - «союз» (название политической радикальной организации Б. Муссолини звучало, как Fascio di combattimento - «Союз борьбы») и к фашистской символике можно отнести т.н. - связанный пучок розог с топором, но не свастику.

♦♦♦♦♦♦♦♦♦

Но давайте вернемся к нашей теме и а именно к руническому ряду охранных отрядов представленном ранее.

Так, Гер-Руна была изображена на штандарте дивизии 11-й моторизованной добровольческой дивизии СС «Нортланд», а также встречалась на форме солдат этой дивизии.

А руна Опфер использовалась ассоциацией немецких ветеранов и инвалидов СС. Памятный знак с руной опфер был выпущен в честь так называемых «мучеников 9-го ноября» - 16-ти сторонников Гитлера, убитых полицией во время «Пивного путча» в 1923 г.

В свою очередь руна Эйф являлась отличительным знаком адъютантов Гитлера и самых близких его приближенных, в частности - Рудольфа Гесса.

Руна Лебен - использовалась как символ общества « » , занимавшегося расовыми вопросами, и «Аненербе» (о последнем будет сказано подробнее). Проставлялась на отмечая дату рождения. В наше время она применяется расистскими организациями: американской «National Alliance» («Национальный альянс») и «Arian Press».

Руна Тотен - она же руна смерти. Использовалась на надгробных памятниках, плитах и на документах перед датой смерти.

Тюр-руна (Руна Тир) обозначала удачу в бою. Изначально - древнегерманский символ бога войны и воинской доблести, носящего имя Тюр или же Тир. Часто использовалась на могилах эсэсовцев вместо креста, а также носилась на левой руке, символизируя окончание спецшколы офицеров СС, постепенно трансформируясь в нагрудный знак сотрудников управления СС по подготовке кадров. Так же эту руну носил профессорско-преподавательский состав организации.

Хайльзехен - эта руна изображалась на личных кольцах эсэсовцев.

Хагал - символ веры в истинность нацистского мировоззрения. Встречалась на кольцах СС и на форме полицейских дивизий СС. Руна также широко использовалась во время эсэсовских церемоний, в частности - на свадьбах.

♦♦♦♦♦♦♦♦♦

Известно, что по указу Гиммлера в символике СС использовались руны для обозначения основных этапов карьерного продвижения по службе и личных характеристик членов организации. В СС-овских ритуалах использовались различные предметы, украшенные рунами: кольца, йольские светильники, кинжалы и т.д.

Однако руническая символика в Германии перед Второй Мировой и во время нее отнюдь не ограничивается вышесказанным. Пойдем далее и увидим многие иные эмблемы нацистских формирований.

Вот знакомый многим символ охранных отрядов SS - две белые руны s на чёрном фоне, он же использовался и на эмблеме нацистской полиции СС (Stosstruppe).

Символ SS - сдвоенная Зиг-руна

Известен любопытный факт, что за возможность использования руны Зиг бюджетно-финансовый отдел СС выплатил Хеку авторский гонорар в размере 2,5 рейхсмарок. Для сравнения, 1 рейсхмарка (денежная единица Германии в 1924-1948 гг.) приравнивалась к 1 трлн. папирмарок (бумажных маркок, обесценившихся при тогдашней гиперинфляции в Германии).

В пределах СС, где руны обрели популярность, существовало множество всяческих структур. Соответственно присутствовало немало прочих эмблем, состоящих из рун, и являвшихся знаками разных подразделений СС, которые и предлагаются вниманию читателя.

Итак, 2-я танковая дивизия СС «Дас Райх». Создана 10 октября 1938 года объединением «резервных войск СС» и части соединений СС «Мёртвая голова»raquo;. Первый командир - группенфюрер CC Пауль Хауссер. Ее эмблема - символ «вольфсангель» (по нем. - волчий крюк), варианты которого изображены на рисунке.

Позже этот знак принадлежал 4-ой полицейской гренадерской дивизии СС, 23-ой добровольческой танково-гренадерской дивизии СС «Недерланд», 34-ой добровольческой гренадерской бригады «Ландсторм Недерланд», состоявшей из голландских волонтеров.

Вслед за военнослужащими Вермахта украинские националисты стали чтить символ, схожий с вольфсангелем. Некоторые из них усматривают в эмблеме сочетание первых букв слов «Идея Нации» в транслите на латиницу (I и N). Надо заметить, что в названии Вольфсангель, написанном с большой буквы, имеется ввиду руна, а с малой - собственно символ.

Вообще вольфсангель, «волчий крюк» - символ, первоначально представлявший собою языческий оберег, защищавший владельца от происков «тёмных сил» и дающий власть над оборотнем (вервольфом по-немецки). Использовался и в средневековой геральдике. В настоящее время сохранился на гербе немецкого города Вольфштайн. В политической же истории XX столетия вольфсангель первоначально являлся эмблемой НСДАП Адольфа Гитлера, также встречался на эмблемах прочих организаций и формирований. Эта символика популярна среди современных националистов в ряде стран.

Следующий в нашем списке - повернутый под 90 градусов вольфсангель.

Это знак, который получила 4-я полицейская танково-гренадерская дивизия СС. Основана 1 октября 1939 года, как Полицейская дивизия из служащих в немецкой полиции. 10 февраля 1942 года перешла к Ваффен-СС, к которым она принадлежала неформально.

Эмблема, включающая в себя руну Sonnenrad, один из видов свастики. Принадлежала дивизии СС «Викинг».

5-я танковая дивизия СС «Викинг». Была основана в апреле 1941 года из полков СС «Нордланд» и «Вестланд». В дивизии «Викинг» наряду с немцами воевали иностранные добровольцы из «расово приемлемых народов».

Еще одна разновидность эмблемы с Sonnenrad. Зоннерад

11 -я добровольческая танково-гренадерская дивизия СС «Нордланд » была создана в июле 1943 года и воевала на Восточном фронте, а в мае 1945 года уничтожена в Берлине.

Также члены норвежских и датских СС носили Sonnenrad в петлице.

Следующая эмблема с Hagal-Rune - знак 6-й горной дивизии СС «Норд».

Изначально основана осенью 1942 года в Финляндии, как горная дивизия СС «Норд» из дивизии СС «Норд». 22 октября 1943 получила 6-й номер, а позже в апреле 1945 оставшиеся силы дивизии были присоединены к составу 38-й дивизии «Нибелунген».

Так выглядит одна из эмблем, содержащих Odal-Rune .

Эмблемас Одал-руной

Руна «Одал» - нагрудный знак сотрудников Главного управления СС по вопросам расы и поселений (RuSHA), а также эмблема 7-ой горнострелковой дивизии СС «Принц Ойген» (также известной, как Принц Евгений), проявлявшей особую жестокость к мирному населению. Помимо прочего, являлась их петличным знаком.

А вот своеобразно стилизованная Odal-Rune на другой эмблеме, принадлежавшей 23-й горной дивизии СС «Кама».

Дивизия «Кама» формировалась с 10 июня 1944 в восточной Хорватии из хорватских, боснийских и герцеговинских мусульман. Формирование не было завершено из-за возникшей угрозы учебному лагерю дивизии наступающей Красной армией. Личный состав был включён в 13-ю горную дивизию СС «Хандшар».

Это пехотная дивизия, сформирована в январе 1945 года на полигоне Курмарк из немецких призывников рейхсдойче и фольксдойче (добровольцы и мобилизованные), преподавателей «Юнкерских школ СС», инструкторов и курсантов танковых и пехотных училищ СС.

Эмблема, сочетающая перекрещенные руну Sig-Rune и ключ- принадлежала 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд».

10 февраля 1943 года состоялось подписание приказа о формировании дивизии из призывников 1926 года рождения. Так были призваны более 16 тысяч членов Гитлерюгенда.

Также у организации Юнгфольк символом была одиночная Зиг-руна.

Юнгфольк был подразделением Гитлерюгенда, где состояли юноши от 10-ти до 14-ти лет, члены организации именовались пимпфами.

♦♦♦♦♦♦♦♦♦

Totenkopf - мертвая голова

А задолго до этого в 1933 году штурмгаупфюрер Вальтер Хек создал т.н. Тотенкопф, еще один печально известный символ охранных отрядов Schutzstaffeln. В этой эмблеме были использованы череп (Totenkopf - «мертвая голова», заимствованная у ордена розенкрейцеров) и две руны зиг - символы победы.

Наградное кольцо «Мертвая голова» и знаки на нем

О символике кольца рассказывает выдержка из текста, передаваемого вместе в кольцом при его вручении:

«…Это кольцо символизирует верность фюреру, наше непреклонное послушание и наше братство и дружбу.

Мертвая голова напоминает нам то, что мы должны быть всегда готовы отдать наши жизни во имя блага немецкого народа.

Руны напротив мёртвой головы символизируют наше славное прошлое, которое будет восстановлено через национал-социализм.

Две зиг-руны символизируют аббревиатуру СС. Свастика и хагалл-руна означают нашу несгибаемую веру в неизбежную победу нашей философии. Кольцо охватывает дубовый венок, дуб - традиционное немецкое дерево…» О значении знака Heilszeichen надпись не повествует ничего.

♦♦♦♦♦♦♦♦♦

Символ штурмовых отрядов

На рисунке показан еще более малоизвестный символ, бывший у Sturmabteilung (сокращенно СА), - штурмовых отрядов НСДАП.

Бытует интерпретация знака, как соединенные буква А и руна Зиг. При этом элементы символа, которые не удается отнести ни к букве А, ни к Зиг-руне, говорят, что такое толкование знака неверно или по крайне мере неполно, а потому нуждается в дальнейшем изучении.

Как мы уже неоднократно смогли убедиться, нацисты крайне широко использовали , исказив скандинавские руны футарка.

Очевидно, что они надеялись на магические свойства этих рун. Во времена нацистского правления в Германии повсюду - на эмблемах, знаменах, на экипировке, в интерьерах зданий и т.д., - можно было отыскать символы, созданные на основе рун.

14.10.2007 17:23

Две руны "Зиг" образовали название наших СС. Мертвая голова, свастика и руна "Хагал" демонстрируют непоколебимую уверенность в окончательной победе нашей философии.
Г. Гиммлер

"...Великие боги - Один, Ве и Вилли вырезали мужчину из ясеня, а женщину из ивы. Старший из детей Бора, Один, вдохнул в людей душу и дал жизнь. Чтобы одарить их новыми знаниями, Один отправился в Утгард, Страну Зла, к Мировому Древу. Там он вырвал глаз и принес его в жертву, но этого показалось мало Стражам Древа. Тогда он отдал свою жизнь - решил умереть, чтобы воскреснуть. Девять дней он висел на суку пронзенный копьем. Каждая из восьми ночей Посвящения открывала ему новые тайны бытия. На девятое утро Один увидел под собой начертанные на камне руны-буквы. Отец его матери, великан Бельторн, научил его вырезать и окрашивать руны, и Мировое Древо стало называться с тех пор - Иггдрасиль..."

Так рассказывает об обретении рун древними германцами "Снорриева Эдда" (1222-1225 гг.), возможно, единственный полный обзор героического эпоса древних германцев, основанный на сказаниях, прорицаниях, заклинаниях, изречениях, культовых и религиозных обрядах германских племен. В "Эдде" Один почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. Он считался магом и некромантом.

Руны и рунические письма представляют собой знаки древнейшего германского алфавита, высекавшиеся на камне, металле и кости, и получившие распространение преимущественно в Северной Европе. Каждая руна имела имя и магическое значение, выходившие за сугубо лингвистические рамки. Начертание и состав менялся в течении времени и приобрели магическое значение в тевтонской астрологии.

Вполне естественно, что Генрих Гиммлер, с юных лет проявлявший повышенный интерес к духовному миру "нордических предков" и искренне считавший себя реинкарацией основателя Первого Рейха Генриха Птицелова, избранного в 919 году королем всех германцев, не мог пройти мимо "арийского наследия", идеально вписывающегося в его мировоззрение. По замыслу рейхсфюрера СС, рунам предстояло сыграть особую роль в символике СС: по его личной инициативе в рамках программы "Аненербе" - "Общества по изучению и распространению культурного наследия предков" - был учрежден Институт рунического письма.

До 1939 года все члены Аппарата СС изучали значения рун в рамках курса общей подготовки. До 1945 года в СС активно использовались 14 рун, однако уже в 1940 году обязательное изучение рун отменили, что придало рунам еще больше таинственности.


Свастика - один из древнейших идеографических символов. Название происходит от двусложного санскритского слова, обозначающего в переводе "благосостояние". Представляет собою собой правильный равносторонний крест со "сломанными" под прямым углом концами. Символизирует бесконечность существования и цикличность возрождения. Как эмблема "расовой чистоты арийской нации" впервые стала использоваться в Германии накануне Первой Мировой войны. После 1918 года изображалась на полковых и дивизионных штандартах "фрайкорпса", например, бригады Эрхарда. В августе 1920 года Гитлер использовал правостороннюю свастику при оформлении партийного знамени и сравнил впоследствии свое озарение с "эффектом разорвавшийся бомбы". Свастика стала символов НСДАП и Третьего Рейха. Этот символ достаточно часто использовался как Войсками СС, так и Аппаратом СС, в том числе и Германскими СС, например, формированиями СС во Фландрии.


"Зоннерад", "солнечное колесо" или "солнечная свастика" - древнескандинавский знак, символ грома, огня и плодородия арийских магов и колдунов. В Войсках СС "Зоннерад" был эмблемой добровольческой моторизованной дивизии "Викинг", полка и позже дивизии Войск СС "Нордланд", в большинстве своем укомплектованных выходцами из Скандинавии. "Солнечная свастика" также использовалась в символике корпуса "Шальбург", являвшегося датским формированием Аппарата СС.


Руна "Зиг", атрибут бога войны Тора. Знак власти, энергии, борьбы и смерти. В 1933 году гауптштурмфюрер СС Вальтер Хек, художник-график в мастерской Фердинанда Хофштаттера в Бонне, разрабатывая макет нового значка, объединил две руны "Зиг". Выразительная молниеобразная форма произвела впечатление на Гиммлера, который избрал "сдвоенную молнию" эмблемой СС. За возможность использования знака бюджетно-финансовый отдел СС выплатил правообладателю гонорар в размере 2,5 (!) рейхсмарок. Кроме того, Хек разработал и эмблему СА, объединив руническую "S" и готическую "А".


Руна "Гер", символ коллективизма и товарищеской взаимовыручки царящих в рядах СС, использовалась в одном из вариантов дивизионного штандарта 11-ой моторизированной добровольческой дивизии Войск СС "Нордланд".


Руна "Вольфсангель", "волчий крюк" - языческий оберег, защищавший его владельца от происков "темных сил" и дающий власть над оборотнем - вервольфом. В средневековой геральдике обозначал " волчий капкан" - надежную защиту. В XV веке стал эмблемой горожан, сражавшихся с наемникам германских князей. Это древнейший символ свободы и независимости, известный еще со времен Тридцатилетней войны и как "Знак произвола". В настоящее время сохранился на гербе немецкого города Вольфштайн. "Вольфсангель" первоначально являлся эмблемой НСДАП, а в Войсках СС использовался в качестве дивизионных эмблем некоторых танковых подразделений, например, танковой дивизии СС "Рейх".

Wolfsangel (2-ой вариант)
Эмблема ВА (Weer Afdeelingen) - голландского эквивалента НСДАП. Знак членов Германских СС на территории Голландии. Позднее использовался при оформлении триумфального штандарта 34-ой добровольческой пехотной дивизии Войск СС "Ландшторм Недерланд".


Руна "Опфер", символ самопожертвования. После 1918 года эту руну использовали ветераны войны как знак принадлежности к "Стальному шлему". Позднее памятный знак с руной "Опфер" был выпущен в честь так называемых "мучеников 9-го ноября" - 16-ти сторонников Гитлера, убитых полицией во время "Пивного путча" в 1923 г. Также использовалась как элемент графического дизайна нашивок за ранение (СА) и инвалидов СС.


Руна "Айф", символ целеустремленности и энтузиазма. Знак спецформирований СС, в частности, личных адъютантов Гитлера и особо приближенных лиц. Китель с айфруной в 1929 году носил Рудольф Гесс.


Руна "Жизни" - такие знаки носили на мундирах участники разработанной Гиммлером программы селекционного отбора "Лебенсборн СС" - "Источник жизни". Применялась в эсэсовской сфрагистике и делопроизводстве: руна проставлялась на личных документах и высекалась на надгробных плитах членов СС для обозначения даты рождения.


Руна "Тотен", знак смерти - для обозначения в документах и надгробных плитах "даты ухода в "Чертог мертвых" - в германской мифологии так назывался дворец Одина, куда попадают павшие в битве воины.


Руна "Тир", символ непримиримости в сражении, непременный атрибут бога войны, грома и плодородия Тира. Надгробный знак в виде руны "Тир" устанавливался на могилах эсэсовцев вместо христианского креста. Иногда татуировалась под левым плечевым сгибом членов СС вместе с обозначением группы крови. Нашивка на левом рукаве мундира указывала на окончание офицерской "спецшколы СА рейхсфюрера СС" (до 1934 года) и впоследствии трансформировалась в нагрудный знак сотрудников управления СС по подготовке резервов. В Войсках СС использовалась в символике 32-ой добровольческой пехотной дивизии СС "30 января", сформированной в феврале 1945 года и укомплектованной профессорско-преподавательским и курсантским составом юнкерских школ СС.


Руна "Хайльсцайхен", символ успеха и удачи - элементы рунической орнаменталистики, в частности, гравировались на эсэсовском наградном кольце "Мертвая голова".


Руна "Хагалл", символизировала несгибаемость веры (в нацистском понимании этого слова), требовавшейся от каждого члена СС. Эту руну широко использовали во время различных эсэсовских церемоний, в частности, на свадьбах.


Руна "Одал", символ семьи и кровного родства. Нагрудный знак сотрудников Главного управления СС по вопросам расы и поселений, а также эмблема 7-ой горнострелковой дивизии Войск СС "Принц Ойген", вставшей первым соединением в составе СС, укомплектованным исключительно "фольксдойче".

      Руны (от древнегерманского runa - "тайна") - древнейшие германские письмена, вырезавшиеся на камне, дереве или металле. Они не только обозначали определённые звуки, но и имели магический смысл. Согласно скандинавской легенде, руны открыл верховный бог Один и с помощью них научил людей писать и читать заклинания, а также хранить знания. ("...Великие боги - Один, Ве и Вилли вырезали мужчину из ясеня, а женщину из ивы. Старший из детей Бора, Один, вдохнул в людей душу и дал жизнь. Чтобы одарить их новыми знаниями, Один отправился в Утгард, Страну Зла, к Мировому Древу. Там он вырвал глаз и принес его в жертву, но этого оказалось мало Стражам Древа. Тогда он отдал свою жизнь - решил умереть, чтобы воскреснуть. Девять дней он висел на суку пронзенный копьем. Каждая из восьми ночей Посвящения открывала ему новые тайны бытия. На девятое утро Один увидел под собой начертанные на камне руны-буквы. Отец его матери, великан Бельторн, научил его вырезать и окрашивать руны, и Мировое Древо стало называться с тех пор - Иггдрасиль..." Так рассказывает об обретении рун "Снорриева Эдда" (1222-1225), возможно, единственный полный обзор героического эпоса древних германцев, основанный на сказаниях, прорицаниях, заклинаниях, изречениях, культовых и религиозных обрядах германских племен. В "Эдде" Один почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы и считался магом и некромантом. Другие источники, «Хавамал» и «Волюспа», описывают, как Один (Вотан) предавался ритуальному самоистязанию, чтобы овладеть магическим видением тайн природы. Только ценою боли исполнитель ритуалов мог приобрести магическую и физическую силу. В «Хавамал» Один ранен копьем и, беззащитный, привязан к дереву на девять ночей без воды и питья. На вершине страданий к нему внезапно приходит понимание рун: он составляет восемнадцать рунических заклинаний, заключающих в себе тайну бессмертия, способность к самоврачеванию, искусство побеждать врага в бою и власть над любовными страстями.).

Руны получили распространение преимущественно в Северной Европе. Каждая руна имела имя и магическое значение, выходившие за сугубо лингвистические рамки. Начертание и состав менялся в течении времени и приобрели магическое значение в тевтонской астрологии.

Вполне естественно, что Генрих Гиммлер, с юных лет проявлявший повышенный интерес к духовному миру "нордических предков" и искренне считавший себя реинкарацией основателя Первого Рейха Генриха Птицелова, избранного в 919 году королем всех германцев, не мог пройти мимо "арийского наследия", идеально вписывающегося в его мировоззрение. По замыслу рейхсфюрера СС, рунам предстояло сыграть особую роль в символике «Черного ордена»: по его личной инициативе в рамках программы "Аненербе" - "Общества по изучению и распространению культурного наследия предков" - был учрежден Институт рунического письма.

По 1945 год в символике и документации СС активно использовались 14 рун, и до 1940 года каждый член СС был обязан пройти курс рунического письма. Использование рун должно было подчеркнуть приверженность эсэсовцев к германским традициям и восстановить их духовную связь с предками. Однако, после 1940, когда изучение символизма СС было прекращено, многие из новых членов СС имели лишь смутное представление о значении рун, что придало им еще больше таинственности.

Возмущённый «темнотой» некоторых сограждан, берущихся рассуждать об «(анти)норманнизме», и будучи как-никак учеником видного российского специалиста по рунам, Е.А. Мельниковой, захотел рассказать вам, как работают и что знают о прошлом рунологи.

Бывают сдвиги по фазе на почве национально-имперского сознания, один из них - «норманнский/варяжский вопрос» . «Проблема» не является строго научной, да и никогда ею не была. Историки в целом уже давно обо всём договорились, но общественность эта тема не отпускает. Разумеется, в советской историографии эта «дискуссия» превратилась в бой с тенью:

...от того или иного решения спора зависело установление местных или чуждых истоков Русского государства... Фашистские фальсификаторы истории в гитлеровской Германии, в США и в других империалистических странах сделали норманскую теорию своим знаменем, превратили легенду о призвании князей в символ всей русской истории.

(Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982. С. 55). Не будем судить Бориса Александровича строго, он был человеком своей эпохи и очень сложного характера, но его (и не только его - вспомним членкора РАН А.Н. Сахарова) яростный «антинорманизм» подложил нынешнему интеллектуальному пространству знатную хрюшку. Почему-то свет сошёлся клином на «химическом составе крови» князя Рюрика (который мог быть легендарным персонажем, вроде Ромула и Рема) и происхождении слова «русь». Признать Рюрика «полабским славянином» отчего-то считается более патриотичным, чем «шведом», хотя в обоих случаях иноплеменник, и чем один лучше другого - решительно не ясно.

Как человек, воспитанный постсоветской школой и ВУЗом, я хорошо знаю, что спорить с адептами «антинорманизма» бессмысленно, поскольку, перефразируя С.А. Бунтмана :

Это спор не о IX веке, это спор о XXI.

Но классик сказал: «История учит тому, что ничему не учит», - и в один такой бесперспективный спор на YouTube я-таки ввязался (см. комментарии).

А что, думал я, дискутант-то далеко и по физиономии не съездит - можно давать ссылочки на книжечки, не опасаясь. Не то, что с усатым вождём и учителем спорить:

И вот один из «сознательных граждан» по имени fgtjkewsg , не читающий ни каком языке, кроме русского, и никаких других материалов, кроме Live Journal , уведомляет нас: «руны - примитивная ритуальная письменность - иероглифы - и к азбуке никакого отношения не имеют».

ЧТО?! «Примитивная ритуальная письменность»?! «Иероглифы»?! «Не имеют отношения к азбуке»?!

Я вытер с экрана ошмётки хлопьев, и состоялся примерно такой диалог:

- Гражданин, а чтó Вы читали по рунологии?

- Не важно, что я читал. Я не могу прочитать руны и даже расшифровку, значит, никто читать их не умеет.

- Гражданин, Вы меня шутите что ли? Ещё раз: чтó Вы читали?

- Не важно, что я читал! Общался недавно одним рунологом. Наивность его восхитительна... Считает руны азбукой и весьма развитой. Ничего сложно он в них не видит, а их перевод - проще пареной репы. А тот факт, что шведский диалект северогерманского языка никому не известен, а руны переводят по их примерному общему для всех скандинавов древнегерманскому произношению, где один знак обозначает часто несколько шипящих и часто сдвоенных звуков (а не букв) - для нашего рунолога значения вообще никакого не имеет.

Джеки прекрасно передал выражение моего лица:

Проще всего, конечно, было сделать так:

Но я зачем-то сделал так:

И решил рассказать доступным языком про германские руны, дабы больше не плеваться в монитор и не переворачивать столы. «Александр Македонский, - как известно, - великий полководец, но зачем же стулья ломать?»

Основные источники (часть из них доступна в Сети), из которых я черпал информацию, чтобы расставить точки на «ё»:

  1. Looijenga, Tineke. 2003. Texts and Contexts of the Oldest Runic Inscriptions . Vol. 4. The Northern World: North Europe and the Baltic C. 400-1700 AD. Peoples, Economies and Cultures. Leiden - Boston: BRILL.
  2. MacLeod, Mindy, and Bernard Mees. 2006. Runic Amulets and Magic Objects . Woodbridge: The Boydell Press.
  3. Parsons, David N. 1999. Recasting the Runes: The Reform of the Anglo-Saxon Futhorc . Uppsala: Institutionen för nordiska språk, Uppsala universitet.
  4. Page, R.I. 1987. Runes. L.: British Museum Press.
  5. Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи: Новые находки и интерпретации. Тексты, перевод, комментарий. М., 2001.

СТАРШИЙ ФУТАРК

О ранних рунах древних германцев мы знаем немного. Самые важные и однозначно интерпретируемые сведения следующие:

  • . слово «руна» (rún) означает «нечто сокрытое» ;
  • . примерно до VIII в. существовал условно единый 24-значный рунический алфавит, т.н. «старший футарк» ;
  • . слово «футарк» образовано в современной рунологии по сходству с «алфавитом» (альфа + бета) от звучания первых букв : f, u, þ , a, r, k.
  • . старший футарк делился на три группы по 8 знаков , на т.н. ættir («восьмёрки»);
  • . общее число надписей старшим футарком оценивается примерно в 250 шт ., из них ок. 80 датируется временем до 500 г., большинство выполнены на металле .

Поселение древних германцев. (Романтическая) реконструкция по описанию Тацита и археологическим находкам. .

Реконструированный облик старшего футарка выглядит примерно так:

По: T. Looijenga, «Texts and Contexts of the Oldest Runic Inscriptions» (P. 6).

Строго говоря, мы не знаем, когда, как и зачем появились руны. Несомненно, некоторые знаки восходили или заимствовали заглавные латинские или греческие буквы. На это указывает не только графика, но и фонетическое значение этих рун:

  • . руны и недвусмысленно похожи на латинские буквы R и I;
  • . руны , , , , , , вероятно, были адаптациями латинских F , U , C , H , T и L соответственно, при этом руны ᚢ и ᛚ представляют отзеркаленные U и L;
  • . руны и могут быть как латинского (B и S ), так и греческого (B и Σ ) происхождения;
  • . с рунами , , и несколько сложнее, но и их можно возвести к латинским A , D , M , O соответственно: ᚨ «выпрямилась» и изменила наклон перекладинки, ᛞ «удвоилась», ᛗ и ᛟ добавили «палочек»;
  • . руны , и , хотя и похожи на латинские M , P и X , передают совершенно другие фонемы: /e/, /w/ и /g/; почему так - загадка;
  • . происхождение рун , , , , и , отвечавшие за фонемы /n/, /j/, /ŋ/, /ï/, /z или R/ и /p/ установить не удалось, вероятно, они являются местными изобретениями, как и руна , отвечавшая за отсутствовавший в латыни /ө/.

Хотя общий порядок рунических символов в старшем футарке, пусть и непривычный для алфавитов на основе финикийского, утвердился уже к IV в. (кроме последнего ætt "а), их начертание оставалось неустойчивым: руны переворачивались горизонтально и вертикально, писались то более сложно, то упрощённо, а слова выстраивались и слева направо, и справа налево. Поэтому начертания и порядок рун старшего футарка являются до известной степени условными, а также не до конца понятно, какой звук кодировала руна - вероятно, нечто среднее между /i/ и /e/. Некоторая неустойчивость сопровождала руны на протяжение всей их истории в связи с отсутствием единого «центра управления полётами»: местные традиции и местные диалекты развивались по-разному, поэтому разные реконструкции дают несколько отличные варианты, но это не мешает им быть строго научными.

В попытке ответить на вопрос, чтó записывали старшим футарком, может крыться и ответ, когда и зачем он появился. Из очертания рун видно, что их изобретатели, кто бы они ни были, избегали округлых элементов, в отличие от средиземноморских алфавитов. Разгадка проста: германцы не знали ни пергамена, ни папируса, ни восковых табличек, а основным материалом им служили твёрдые поверхности - металл, кость, камень и, вероятно, дерево, и руны не писались , а вырезались . Долгое время возникновение рунического алфавита, исходя из археологических свидетельств, относили к рубежу II-III в. н. э. Но в 1970-80-е гг. был сделан ряд находок, позволивших сдвинуть датировку в I в. н. э., и здесь все вспомнили про «Германию» Тацита (кон. I в. н. э.):

Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они... Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань .

„Auf Vorzeichen und Losorakel achtet niemand so viel wie sie.“ (Tacitus, Germania 10). Художник - Эмиль Дёплер, ок. 1905 г.

Сопоставив эти сведения, историки пришли к заключению: вероятно, руны использовались германцами уже во времена Тацита, а поскольку их выцарапывали на дереве, знаки приобрели ломаные очертания (обратите внимание: избегаются горизонтальные линии, которые бы шли против волокон). Увы, версия о «религиозном» происхождении рун не подкрепляется археологическим материалом: заметная часть надписей представляет либо личные имена, либо формулы «я/меня сделал XYZ». Вот, например, надпись на камне Беланд (ок. 500 г.): ᚲᛖᚦᚨᚾ (транслитерация: kethan ). Это имя, Кеда, в родительном падеже (видимо, «камень Кеды»). А вот одна из длинных надписей, украшающая золотой рог из местечка Галлехус (Дания, нач. V в.): ᛖᚲᚺᛚᛖᚹᚨᚷᚨᛊᛏᛁᛉ᛬ᚺᛟᛚᛏᛁᛃᚨᛉ᛬ᚺᛟᚱᚾᚨ᛬ᛏᚨᚹᛁᛞᛟ᛬ (транслитерация: ek hlewagastiR / holtijar / horna / tawido ), в переводе: «Я, Хлевагастир из Хольта (или: сын Хольта), сделал рог».

Копия одного из рогов из Галлехус, музей Моэсгор (г. Орхус, Дания), восстановленная по прорисовкам. Оригинал утерян. .

Впрочем, некоторые надписи выглядят и как магические заговоры, например, известна формула alu, laukaR, {ag} - auja gebu (первые два слова не до конца понятны, но последние переводятся точно: «даю удачу»).

Безусловно, дерево имеет небольшие шансы уцелеть, но не считаться с находками нельзя. Компромиссным выглядит объяснение, что, вероятно, руны имели и утилитарное применение (как, например, гораздо позже в бытовой переписке в Бергене , примерно как берестяные грамоты - на Руси), вопрос только, что возникло раньше - сами руны или описанный тип гадания.

АНГЛО(-ФРИЗСКИЙ) ФУТОРК

Видимо, все германцы в той или иной степени были знакомы с рунами и приносили их на новые места в ходе т.н. Великого Переселения Народов (IV-VI вв., см. игру Rome: Total War: Barbarian Invasion )

В середине V в. племена англов, саксов и ютов начали перебираться в Британию. В этом процессе была задействована и какая-то часть фризов, а также, возможно, жителей с территории современной Швеции (или, может быть, на раннем этапе могли поддерживаться какие-то культурные контакты, судя по археологическим находкам).

Бритты приглашают англо-саксов.

Первые английские рунические надписи коротки, а с началом христианизации англо-саксонских королевств (597 г.) значительная их часть носит религиозный характер, однако не исчерпывается ими. Вот, скажем, надпись, найденная в монастыре Уитби (Нортумбрия): ᛞᚫᚢᛋᛗᚫᚢᛋ ᚷᚩᛞᚪᛚᚢᚹᚪᛚᚢᛞᚩ ᚻᛖᛚᛁᛈᚫᚳᚣᚾ... Она, к сожалению, оборвана, но читается уверено, и в нормализации выглядит как Deus meus. God eallwealda helpe Cyn... («Мой бог. Бог всемогущий да поможет Кюн...»). Как звали того, кому должна была прийти помощь, увы, мы не знаем, но любопытно, что автор соединил древнеанглийский и латынь.

Уже в ней мы сталкиваемся с несколькими новыми рунами, не встречавшимися в старшем футарке: древнеанглийский хотя и был родственен с древнескандинавским всё же развивался в другом направлении .

Один из самых впечатляющих памятников английских рун - ларец Фрэнкса (VII в.). .

В старшем футарке, мы помним, были руны /a/ и /o/, но в древнеанглийском двум этим звукам уже соответствовали четыре: /a/, /æ/, /o/ и /œ/. Старая фонема /u/ развилась в /y/. Появились и новые дифтонги, например, /ea/ или /æa/. В результате этих фонетических изменений древнеанглийский рунический алфавит добавил как минимум четыре знака:

  1. Самой первой (ок. 475 г.) новой руной появляется , отвечающая за фонему /o/. Она заменяет прежнюю не только по порядку, но и по качеству: ᚨ в старшем футарке называлась áss (представитель богов, ассов), но в древнеанглийском это слово уже выглядело как ōs - отсюда и новое название алфавита, futho rc .
  2. В связи с этим потребовалась и новая руна для /a/, и ок. 600 г. во фризских надписях и позже - в английских добавляется руна .
  3. Развитие /u/ в /y/ происходило чуть позднее, и в надписях после 700 г. для неё появляется руна ; примечательно, что она представляет собой сочетание старых рун ᚢ и ᛁ, и именно эти звуки были вовлечены в образование этой фонемы (т.н. i -мутация);
  4. Примерно в тогда же фиксируется отдельная руна для дифтонга /ea/ или /æa/ - . Интересно, что в древнеанглийском были и другие дифтонги (/eo/ - /eo:/, /io/ - /io:/ и /ie/ - /ie:/), но они самостоятельных символов, как правило, не получали, да и сама пара /ea/-/æa/ иногда писалась раздельно двумя рунами.

На этом изменения не закончились:

  • . cтарая руна /a/была переосмыслена как /æ/;
  • . старая руна /o/ была переосмыслена как /œ/ или /eo/ - /eo:/;
  • . старая руна /z или R/ была по непонятным причинам переосмыслена как /ks/.
  • . старая руна /j/ несколько изменила своё написание, превратившись в ;
  • . старая руна /k/ стала полноразмерной и превратилась в (англо-саксы не пользовались греческой буквой каппа, и в транслитерации английских рун ᚳ записывают как латинскую «c»);
  • . старая руна /h/ чуть-чуть изменилась и добавила вторую перекладинку ;
  • . из разных вариантов для фонемы /ŋ/ был выбран ;
  • . пара дифтонгов /io/ - /io:/ обычно записывалась отдельными рунами, но изредка она получала свой символ ;
  • . редко встречались и поздние образования или местные варианты: , ᛤ /k и kk/, /g/, /kw/; тому, видимо, было две причины: а) руны не были главным типом письма в Англии (всего известно ок. 70 надписей), и не было до конца устойчивой традиции; б) новые руны появлились спорадически и не синхронно.

В целом древнеанглийский рунический алфавит на 37-48 фонем (в зависимости от того, как и на какой период считать) имел от 28 до 32 знаков, чего было достаточно. Так, в классической латыни на 33 фонемы была 21 буква; в современном русском на 42 фонемы приходится 33 буквы. Главное отличие древнеанглийского футорка - добавление новых рун по мере изменения фонетики.

Одна из реконструкций древнеанглийского футорка. По: T. Looijenga, «Texts and Contexts of the Oldest Runic Inscriptions» (P. 6).

МЛАДШИЙ ФУТАРК

Германское население в Скандинавии после ухода англо-саксов тоже не скучало: построило Даневирке и крепости типа Треллеборг , сняло про себя сериал ... А, нет, мне подсказывают, что это History Channel снял в XXI веке.

Весёлые ребята викинги умели получать от жизни всё. На этой картинке, например, они смеются над утверждением, что они-де пользовались «иероглифами» и «примитивной ритуальной письменностью».

И на всём протяжении своей истории оно продолжало пользоваться рунами, правда, уже совсем иначе, чем их предки, да и с рунами произошли метаморфозы. Англо-саксы добавляли новые руны в связи с фонетическими изменениями, скандинавы же пошли в обратном направлении и решили треть букв убрать, а другие изменить в написании - этот алфавит мы называем младшим футарком .

Обобщённо эти изменения можно записать так:

  • . упрощается написание 3 рун: /m/ переходит из в ; /s/ переходит из в , как и в англо-фризском футорке; /h/ переходит из в ;
  • . исчезают 8 рун: /ŋ/ ( или ), /d/ ( ), /o/ ( ), /e/ ( ), /é-ï или æ/ ( ), /g/ ( ), /w/ ( ) и /p/ ( );
  • . руна /r/ ( ) перемещается в конец первого ætt ’а;
  • . появляется новая руна /ą/ вместо старой ;
  • . две руны /j/ ( ) и /z/ ( ) меняют написание и произношение ( /a или æ/ и /R/ соответственно);
  • . руна /k/ ( ) становится полноразмерной ( ).

Один из вариантов младшего футарка. По: T. Looijenga, «Texts and Contexts of the Oldest Runic Inscriptions» (P. 6).

Невозможно сказать, почему именно младший футарк выбрал этот путь. Вероятно, начальным толчком стали изменения в фонетике, а раз начавшись, этот процесс уже не мог остановиться, и система завершилась в таком «урезанном» виде. Он напоминает вопрос , почему родственные языки меняются по-разному: потому что небольшие отличия дают разные необратимые последствия.

Объяснения носят комплексный характер:

  • . Общее упрощение : руны /p/ (ᛈ); /é-ï или æ/ (ᛇ) и /ŋ/ (ᛜ или ᛝ) исчезают первыми. Это происходит очень рано.
  • . Фонетическая эволюция : прагерманское /w/ исчезает перед губными гласными (о, а, у, ø) и перед согласными l и r, так что, например, *wunjo переходит в *ynn («счастье») - отпадает руна ᚹ. Или в VII в. исчезает безударный /j/, так что, например, *jara переходит в *árr («год», «хороший урожай») - исчезает руна /j/.
  • . Графическое упрощение : полный размер всех рун. Самая важная новация, но появляется постепенно.

Итого младший футарк получает 16 рун, но фонем в древнескандинавском оказалось больше. Так, в древнеисландском (обычно используемом в качестве основы для реконструкции), фонем не 16, а 44 (по Стеблин-Каменскому):

  • . 16 гласных (а, á, е, é, i, í, о, ó, u, ú, у, ý, æ, ø, ǿ, ö)
  • . 28 согласных (b, bb, d, dd, f (ff?), g, gg, h, j, k, kk, l, ll, m, mm, n, nn, p, pp, r, rr, s, ss, t, tt, v, z, þ).

Тут древнескандинавские мужики, видимо, призадумались: не погорячились ли они и как теперь писать? Выход был найден тот же, что и в некоторых современных языках: пусть одна буква значит семь вариантов! (не станем показывать пальцами, хотя это были французский и английский).

Скандинавская королева смотрит на реформированный футарк и думает, как теперь записывать 44 фонемы 16 буквами. .

В результате к эпохе викингов в общих чертах сложилась довольно сложная, хотя по-своему элегантная система :

  • . руна передавала следующие фонемы и их подвиды в разных говорах: /u-v-w/, /y/, /o/, /ø/;
  • . руны , ᛋ, ᛒ, ᛏ и обозначали пары звонкий-глухой (/þ - [позже] ð /, /s - z/, /b и p/, /t и d/ и /k и g/ соответственно)
  • . руной передавали /ą/, /o/, /æ/;
  • . руна отвечала за /a/ и /æ/.

На эту систему накладывались два обстоятельства:

  1. отсутствие представления , что одно и то же слово должно писаться всегда одинаково - это идея сложилась только в Новое Время,
  2. диалектные вариации , давшие разные языки в континентальной Скандинавии.

Но скандинавам все эти частности не составляли, видимо, большого затруднения. Главным, но не единственным объектом нанесения рунических надписей в эпоху викингов стали памятные камни (сегодня их известно несколько тысяч, бóльшая часть - в современной Швеции). Не стоит путать их с могильными камнями: рунические камни не обозначали погребений, хотя позже многие перевозились на церковные кладбища в христианскую эпоху.

Так резчик мог наносить руны на камень тысячу лет назад. .

Рунические камни - отдельный вид источника и искусства: многие богато украшались и орнаментировались. Надписи на них обычно лаконичные и не очень информативные на первый взгляд, но и здесь есть удача. Например, в одной из них в Южной Швеции впервые встречается слово viking (жен. род, в значении «грабительский поход»), я даже видел этот камень. Обычная поминальная формула звучит примерно так:

Х поставил этот камень по Y; Y приходился Х таким-то родственником, он бывал там-то.

Одним из самых известных памятников является Еллингский камень (Дания) Харальда Синезубого (втор. пол. Х в.), который я мог видеть воочую и миниатюрную копию которого даже приобрёл.

Камни Харальда Синезубого и Горма Старого. На камне Горма читаем: «Король Горм поставил этот камень по Тюре, своей жене, украшении Дании». Харальд тоже упоминает своих родителей, Горма и Тюру, на своём камне. В общем, твиттер X в.

Надпись на камне Харальда - одна из самых длинных, примерно, как эта статья. В ней можно наблюдать, как младший футарк успешно справляется с передачей древнескандинавского языка:

ᚼᛅᚱᛅᛚᛏᚱ ᛬ ᚴᚢᚾᚢᚴᛦ ᛬ ᛒᛅᚦ ᛬ ᚴᛅᚢᚱᚢᛅ ᛬ ᚴᚢᛒᛚ ᛬ ᚦᛅᚢᛋᛁ ᛬ ᛅᚠᛏ ᛬ ᚴᚢᚱᛘ ᚠᛅᚦᚢᚱ ᛋᛁᚾ ᛬ ᛅᚢᚴ ᛅᚠᛏ ᛬ ᚦᚭᚢᚱᚢᛁ ᛬ ᛘᚢᚦᚢᚱ ᛬ ᛋᛁᚾᛅ ᛬ ᛋᛅ ᛬ ᚼᛅᚱᛅᛚᛏᚱ (᛬) ᛁᛅᛋ ᛬ ᛋᚭᛦ ᛫ ᚢᛅᚾ ᛫ ᛏᛅᚾᛘᛅᚢᚱᚴ ᛬ ᛅᛚᛅ ᛫ ᛅᚢᚴ ᛫ ᚾᚢᚱᚢᛁᛅᚴ ᛬ ᛫ ᛅᚢᚴ ᛫ ᛏ(ᛅ)ᚾᛁ (᛫ ᚴᛅᚱᚦᛁ ᛫) ᚴᚱᛁᛋᛏᚾᚭ

В транслитерации:

haraltr: kunukR: baþ: kaurua: kubl: þausi: aft: kurm faþur sin auk aft: þąurui: muþur: sina: sa haraltr (:) ias: sąR * uan * tanmaurk ala * auk * nuruiak * auk * t(a)ni (* karþi *) kristną

В переводе: «Король Харальд повелел поставить этот камень по Горму, своему отцу, и Тюре, своей матери - тот Харальд, что подчинил себе всю Данию и Норвегию и крестил данов и изобрёл Bluetooth ». А, нет, мне подсказывают, что, наоборот, технологию Bluetooth, «объединяющую устройства», назвали в честь Харальда Синезубого, «объединившего всю Данию».

Харальд Синезубый и изобретение Bluetooth. Прижизненное фото X в. .

Харальд: «И сводил женщин с ума... Записал?» Игра слов: в датском «сводил женщин с ума» (gjorde dame rne kræ sne) звучит похоже на «сделал датчан христинами» (gjorde danske rne kri st ne). Подпись: «Описки, меняющие историю».

Вообще, одно из удивительных ощущений, связанных с руническими камнями - чувство контакта с древностью. Обычно медиевисты работают с современными изданиями, но даже если и с оригиналами, приходится писать запросы, получать разрешения от архивов и библиотек, и масса сопутствующего бюрократического удовольствия. А рунические камни стоят под открытым небом - подходи, смотри, трогай-не-хочу. Для меня как для историка это было потрясающий опыт - возможность прикоснуться к живой истории и источнику в буквальном смысле.

Первый рунический камень, увиденный мною вживую; Дания, сентябрь 2015 г.

Стоит заметить, что параллельно существовали две модификации младшего футарка: «полноветвистые» и «коротковетвистые» руны. Первые были «парадным» вариантом и встречаются в основном на камнях, а вторые были своего рода «курсивом» и использовались в быту.

С окончанием эпохи викингов младший футарк изменился: в Средневековье количество знаков увеличилось до 27, над некоторыми ставились точки для уточнения звука, что лучше отражало реальную фонетику. Именно с этих рун в Новое Время и началась рунология как дисциплина (благо кое-где рунами писали чуть ли не до XIX в.), но это уже совсем другая история, а мы остановимся здесь и подытожим.

Обобщённые рунические алфавиты. По: Mindy MacLeod and Bernard Mees, «Runic Amulets and Magic Objects» (P. 13)

Итак, рунические записи не были «несколькими шипящими и часто сдвоенными звуками (а не буквами)», а сами руны - «примитивной ритуальной письменностью». Напротив, это была развитая и сложная система , как и считал тот неназванный рунолог из начала статьи. Она напоминает другие языки, где существовала давняя письменная традиция . Все типы фонетического письма создавались для удобства по принципу «как слышится, так и пишется», но рано или поздно эти традиции начинали отставать от живого разговорного произношения . Приходилось либо реформировать орфографию, отсекая большой пласт имеющейся литературы, но облегчая жизнь массовому читателю (так случилось с русским, немецким, турецким и др.), либо мучить учеников в школе старой орфографией, зато давая им возможность читать тексты 400-500-летней давности (этим путём пошли английский, французский, датский и др.). Врочем, есть третий вариант: запутать всё настолько, что даже исконное население будет пользоваться языком завоевателей (получится ирландский).

Откуда же берутся нелепейшие утверждения, что-де «шведский диалект северогерманского языка никому не известен, а руны переводят по их примерному общему для всех скандинавов древнегерманскому произношению»? Думается, это результат невежества и отсутствия представления, как работают лингвисты и историки:

Конечно, ни древнескандинавский, ни его диалекты по современным представлениям нам «не известны» - все носители давно умерли. Но это не означает, что мы не можем реконструировать этот язык в качестве модели - «патриотично» настроенные граждане, вероятно, удивятся, узнав, что такая же модель создана и для древнерусского языка . Никто не требует, чтобы мы точно умели произносить древние фонемы. Да, в качестве условного чтения этих текстов принимается де-факто исландское, но это лишь следствие того, что из всех живых германских языков исландский оказался самым консервативным. Фонемы в лингвистике - как аксиомы в геометрии, некоторые «идеальные» сферические явления в вакууме. Но кто скажет, что геометрия - это не точная дисциплина?..

Представление, что историки «крутят и верят» руническим тексами, рождается из незнания, как вообще выглядит источник . Интересующийся читатель не найдёт ни одного древнего текста в исходном виде, который ему, даже если он вдруг является носителем потомка этого языка, был бы понятен. Вот, скажем, прорисовка берестяной грамоты №105 из Новгорода , 1160-1180 гг. (обсуждение см. ) - источник ещё более молодой, чем руны эпохи викингов:

Если вы без подготовки (см. ниже) смогли его прочитать - называйте свой адрес, я первый приеду пожать вам руку. Вот более близкий нам памятник, фрагмент из «Судебника» Ивана Грозного (1550 г.):

Вряд ли сходу можно в нём разобраться. Странная организация, непривычный шрифт, сокращения под титлом... Конечно, не умея читать такие тексты, дилетант скажет, что русского языка XVI века мы не знаем, а реконструируем приблизительно только сплошные сочетания согласных (гди пмзи ис хрст цр нбсн). Поэтому, разумеется, при публикации даётся не транслитерация, а принятая нормализация текста. Вот отрывок из английской Библии 1539 г. : «For God so loued the worlde, that he gaue his only begotten sonne, that whosoeuer beleueth in him, shulde not perisshe, but haue euerlasting lyfe» . На первый взгляд - читается плохо и «примерно». А вот нормализация: « For God so lov ed the world_ , that he gav e his only begotten son , that whosoev er believ eth in him, shou ld not perish , but hav e ev erlasting li fe» . Текст стал сразу понятен, верно?

. Историки - это специалисты , чья подготовка занимает годы. Часто встречается превратное представление, что историк - это тот, кто, прочитав 10 книг, написал 11-ю, значит, любой второгодник-троечник может беседовать на равных с доктором наук, книжки-то все читать умеют. Это не так . Историки долго учатся методологии, критике источника, древним языкам, палеографии и много ещё чему. Если «увлекающийся историей» чего-то не понимает или не умеет, это не значит, что этого не понимает или не умеет никто другой.

Хотелось бы верить, что по прочтении этой длинной заметки любитель бы верить, что по прочтении этой длинной заметки любитель «альтернативной» и «неофициальной» истории задастся вопросом: может, это не историки всё выдумали и скрывают, а я не знаю чего-то?..

Германские руны и их значение

Руны – общее наименование символов (букв) в древних германских и скандинавских алфавитах. Он разбит на три группы – атта. Каждый атт состоит из восьми рун. Первый германский рунический «алфавит» называется Старший Футарк.

По фонетическим соответствиям рун первого атта – f, u, th, a, r, k, – алфавит и получил свое название. Высекались руны на дереве и камнях, поэтому и формировались как набор прямых полос, которые удобно было выбивать в твердом материале.

Направление письма в основном шло слева направо, хотя в самых ранних надписях часто встречается бустрофедон (от др.-греч. ???? – бык и?????? – поворачиваю, как движения быка в плуге). Это способ письма, в котором направление чередовалось в зависимости от четности строки – если первая строка пишется справа налево, то вторая – слева направо, третья – снова справа налево, и при перемене направления буквы писались зеркально.

Всего за время исследований на территории Швеции обнаружили около трех тысяч рунических надписей, еще порядка двух тысяч обнаружены в регионах Дании, Гренландии, Норвегии, Исландии и других северных землях.

Руны у германцев появились в начале III века. Несмотря на широкое распространение латинских языков и письменности, сохранились и использовались многие древние алфавиты, в том числе древнеисландский.

Кроме того, руника обогатила латинский алфавит несколькими новыми буквами – они обозначали звуки, которых не нашлось в латыни. Появились даже латиноязычные надписи, выполненных руническим алфавитом. Часто рунами записывали христианские молитвы, либо их начальные слова: «Pater noster» и «Ave Maria».

Подтверждением слияния стали найденные в Швеции и Норвегии записи латинских слов, обозначенные рунами.

Смысл самого слова «руна» близок к слову «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение» – рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. В современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13.

В период III века до нашей эры руны распространились из Дании в Скандинавию, а впоследствии – на континент. В настоящее время принято различать несколько видов рунической письменности: общегерманские, готские, англосаксонские, «маркоманнические», исландские, датские, хельсингские и другие руны хоть и похожи друг на друга, но, по мнению рунологов, относятся к различным эпохам и практикам.

Норвежский рунолог А. Листёль в прошлом веке доказал, что руническая письменность не подтверждала принадлежность к каким-либо тайным сообществам, а была общедоступна. Примерами использования рун как «бытовых записок» к XI веку служат такие послания, как «Люби меня, я люблю тебя, Гуннхильд, поцелуй меня, я знаю тебя» и курьерские заметки вроде «Торкель, монетный мастер, посылает тебе перец». В средневековой Европе существовали также и рунические календари.

Многие современники любят мистифицировать древние записи. В реальности, например, руны могут сообщаьт о строительстве моста или времени сбора податей. Благодаря руническим камням, удалось узнать и о многих событиях, повлиявших на ход истории определенного поселения, но, к сожалению, очень немногие каменные «учебники истории» содержат упоминания дат. Один из таких камней гласит, что «дренги осадили Хедебю». Сказать наверняка, каким годом датированы эти руны, очень сложно, ведь средневековый город Хедеба был известен своим богатством, из-за чего его часто осаждали враги. Руны не только повествовали о событиях, но и содержали отношение к ним. Это просматривается на примере высеченных песен: драпа - хвалебная песня, нид - хулительная. Причем сочинение нидов запрещалось законом.

Одним из первых мастеров-христиан считается Гуннар (Kunar), живший в начале XI века. Благодаря подписанным мастером двум камням, удалось установить принадлежность ему более сорока работ на основании стилистических, палеографических и языковых особенностей. Еще один эриль, Асмунд Карасон (Asmuntr Karasun), автор 22 подписанных рунических камней XI столетия. Также ему приписывают еще от 24 до 54 камней, опираясь на орфографическое, палеографическое и изобразительное сходство работ.

Руны были записными листами творческих жителей тех времен. Например, вот поэма, оставленная неизвестным на поминальном руническом камне Rokstenen в Швеции.

Скажи, память, какой добычи было две,
Которую двенадцать раз на поле брани добывали,
И обе брались вместе, от человека к человеку.
Скажи еще, кто в девяти коленах лишился жизни у остготов
И до сих пор все первый в битве.
Тьодрик правил, смелый в бою, кормчий воинов в море готов.
Ныне сидит он, держа свой щит, на готском коне, вождь мерингов.

Полный текст содержит еще 17 строк, а само произведение датируется первой половиной IX века. Не оставляют безразличными рунологов и Ингваровы камни. Это своего рода путевые заметки Ингвара-путешественника, предводителя варяжского похода на Каспий (1036-1042 годы). Камни не только описывают события, но и содержат имена участников похода.

Не германские «руны».
Создавая в IX веке славянскую письменность, Кирилл и Мефодий взяли за основу родной им греческий алфавит. Первая азбука славян, глаголица, хоть и послужила появлению славянской письменности и литературного старославянского языка, но по причине греческого написания букв позднее была переработана в древний алфавит славян, известным нам как кириллица.

Существование так называемых «славянских рун» не доказано. «Руны» «Велесовой книги», фальсификация. В XVIII веке заявлялось о находке «венедских рун» на фигурках из храма Ретры, но эти фигурки признаны поддельными.

Часто древнетюркский алфавит также называют рунами. Из-за внешнего сходства символов на камнях периодически «рунами» становится и кёк-тюркская письменность, зародившаяся в VI веке в Сибири, и древневенгерская письменность, но это не связанные с германскими рунами письменности.