• 5.Правомочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений
  • 6.Земельные правоотношения (понятие, структура, классификация правоотношений, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений).
  • 7. Объекты земельных отношений.
  • 8. Виды вещных прав на земельные участки.
  • 9.Понятие, формы и виды права собственности на землю
  • 10.Право государственной собственности на землю.
  • 11.Разграничение государственной собственности на землю
  • 12.Право муниципальной собственности на землю
  • 13.Право частной собственности на землю.
  • 14.Основания возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности на землю.
  • 16. Полномочия собственника по распоряжению земельным участком. Полномочия иных титульных владельцев земельных участков
  • 17.Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 18. Аренда земельных участков.
  • 19.Право безвозмездного срочного пользования земельным участком
  • 20.Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
  • 23.Порядок предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственных и муниципальных земель
  • 24.Понятие оборота. Ограничения оборотоспособности земельных участков.
  • 25.Особенности совершения сделок с земельными участками, являющимися общей собственностью.
  • 26.Купля – продажа земельных участков.
  • 27. Ипотека земельных участков.
  • 28. Управление земельным фондом (понятие земельного фонда, категории земель, органы, осуществляющие управление, функции управления).
  • 29. Землеустройство включает:
  • 30. Государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастр недвижимости
  • 31.Реализация принципа платности использования земли.
  • 32.Кадастровая стоимость и нормативная цена земли.
  • 33.Земельный налог.
  • 34. Контроль и надзор за использованием и охраной земель.
  • 35. Мониторинг земель (понятие и назначение).
  • 37. Защита прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков (значение, способы защиты прав).
  • 38.Нормы предоставления земельных участков.
  • 39. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства (понятие правонарушений, виды ответственности).
  • 40.Возмещение убытков, причиненных нарушением земельного законодательства.
  • 41.Административная ответственность за нарушения в области земельного законодательства.
  • 42.Уголовная ответственность за нарушения в области земельного законодательства.
  • 43.Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (понятие, состав земель, особенности использования, субъекты использования земель).
  • 44. Правовой режим земель, предоставленных для ведения крестьянского хозяйства.
  • 45.Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.
  • 10.Право государственной собственности на землю.

    Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Законом предусмотрено разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, которое до настоящего момента полностью не реализовано.

    Право собственности на земельные участки у РФ и ее субъектов возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, субъектов РФ возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

    Виды государственной собственности. Государственной собственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности рФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

    В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

    В собственности субъектов РФ находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

      занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

      предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

      отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;

      занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

    Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах их компетенции. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления, если ЗК рФ или законами субъекта РФ не предусмотрено иное.

    В соответствии со статьей 5 «Участники земельных отношений» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) наряду с гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями участниками земельных отношений являются Российская Федерация (РФ) и ее субъекты, которым принадлежит право государственной собственности на землю. Такие земли с полным основанием можно называть «государственными». Государственные земли ─ это земли, находящиеся в государственной собственности.

    Согласно Статье 214 «Право государственной собственности» Гражданского кодекса Российской федерации (ГК РФ) и Статье 16 «Государственная собственность на землю» ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Это, помимо всего прочего, означает, что муниципальные и государственные земли ─ совсем не одно и то же.

    Право государственной собственности на землю является совокупностью юридических норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности земельных участков государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Это ─ в объективном смысле.

    В субъективном смысле под правом государственной собственности на землю понимается право собственности государства, выступающего в качестве субъекта права. Субъекты государственной собственности на землю в данном случае ─ Российская Федерация (федеральные власти) и ее субъекты.

    Поскольку государственный учет земель проходит этап своего становления, достаточно большой массив составляют т. н. неразграниченные государственные земли. В соответствии со Статьей 1 «Основные принципы земельного законодательства» ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю (или, точнее говоря, правовые основы и порядок ее разграничения на виды государственной собственности на землю ─ собственность Российской Федерации и собственность ее субъектов) ─ устанавливаются федеральными законами.

    Является наиболее полным но содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав.

    В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Отношения владения, пользования и распоряжения земельным участком, составляющие содержание права собственности на землю, урегулированы и земельным, и гражданским законодательством. При этом понятие права собственности, определенное ГК РФ, составляет основу всех отношений собственности в Российской Федерации. Земельное законодательство, воспринимая институт права собственности, не может исключить какое-то из положений, составляющих права собственника, поскольку изменять содержание общеправового института отдельная отрасль — земельное право — не должна.

    В то же время из понимания того, что земля — необычный объект права, следуют положения гражданского права о возможности и критериях регулирования отношений, связанных с правом собственности и его реализацией. Так, в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    Правомочие владения

    Правомочие владения дает возможность обладать на основании закона, т. с. иметь ее в наличии, определять земельный участок как свой и т. п. Благодаря этому правомочию собственник является владельцем земельного участка. Он же имеет право распорядиться землей так, что владение перейдет к иному лицу. При этом переход права владения не обязательно означает переход права собственности на землю.

    Собственник также на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения, обладает правом зашиты владения.

    Правомочие владения связано прежде всего с выделением земельного участка в натуре (на местности), с соблюдением порядка выделения, установленного земельным законодательством.

    Для вступления во владение земельным участком существуют некоторые особенности. Так, совершенно не обязательно лицу появиться на земельном участке, чтобы считать себя владельцем но праву. Чаще достаточно получения на руки правоустанавливающих документов, подтверждающих его право на землю: передаточного акта по договору купли-продажи земельного участка, свидетельства о праве собственности на землю.

    Правомочие пользования

    Пользование дает собственнику (и иному владельцу) возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В соответствии с п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

    Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

    Порядок пользования земельным участком определен большим количеством нормативных актов, устанавливающих требования, разрешения и запреты, вне зависимости от того, использует землю собственник или лицо, обладающее иным правом на землю.

    Условия пользования земельным имуществом сформулированы путем предоставления определенных прав собственнику земли по се использованию (ст. 40 ЗК РФ) и наложения на него обязанностей (ст. 42).

    Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ. К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения (в их числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иные); земли особо охраняемых территорий (в их числе земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения и иные особо ценные земли); земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

    Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    Так, в соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

    Изменить установленный порядок пользования землями можно, только изменив категорию земель. Полномочия и порядок установления и изменения категорий земель определены в ст. 8 ЗК РФ.

    Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

    Таким образом, о правомочии пользования можно сказать, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    Правомочие распоряжения

    Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

    Земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.

    Собственник может предоставить право свободного прохода через свой участок любому лицу. Свидетельством предоставления такого права является отсутствие ограждения либо иных обозначений, свидетельствующих о недопустимости прохода без разрешения собственника (п. 2 ст. 262 ГК РФ). При этом закон устанавливает требование к лицам, пользующимся правом прохода. Такой проход не должен причинять ущерба или беспокойства собственнику.

    Особенностью права собственности на землю в России является то, что классификация права собственности на землю в законодательстве осуществлена по такому признаку, как субъекты права собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    Частная собственность на землю

    В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены и по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.

    Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.

    Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.

    Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю индивидуально и совместно.

    Государственная собственность на землю

    Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

    До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных.

    Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

    Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.

    Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

    • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
    • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:

    • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
    • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Муниципальная собственность на землю

    Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

    В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

    • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
    • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

    Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

    В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

    В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Это означает, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации и муниципальных образований. Все формы собственности признаются равными и защищаются равным образом.

    Однако фактически различные формы собственности не равны между собой. В частности, Земельным кодексом определяется, какие виды земель могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    Например, в ст. 27 ЗК РФ говорится, что Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, (ограниченным в обороте) не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

    Государственная собственность.

    Право государственной собственности - система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государственного коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом.

    Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

    Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

    При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены в границах субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами, относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.

    Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий. Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

    Из пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право федеральной собственности на землю может возникнуть только тремя способами.

    Во-первых, федеральная собственность на землю устанавливается непосредственно федеральными законами.

    Во-вторых, федеральная собственность выделяется в процессе разграничения государственной собственности на землю.

    В-третьих, земельные участки приобретаются Российской Федерации в собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Из статей 8 и 212 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права, в том числе право федеральной собственности на землю может возникнуть на основании актов государственных органов или в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

    Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований. Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли -- наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость.

    Особенностью государственной собственности на землю является то, что нормы о множественности ее субъектов пока еще в полной мере не реализованы. В настоящее время федеральными законами установлена только федеральная собственность на землю. Что касается собственности субъектов Российской Федерации, то федеральные законы лишь предусматривают необходимость ее выделения. Иными словами в данное время государственная собственность на землю разделяется на две части, то есть на федеральную собственность и не разграниченную государственную собственность.

    Федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации на землю посвящены статьи 17 и 18 Земельного кодекса Российской Федерации. Вопросы, касающиеся не разграниченной государственной собственности на землю сейчас должны решаться на основе требований пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Согласно части второй пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

    Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образовании (ст. 16 ЗК РФ).
    Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» закрепляется разграничение государственной собственности на землю на:
    собственность РФ (федеральную собственность);
    собственность субъектов РФ;
    собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
    Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).
    От имени РФ и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
    В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице РФ и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: 1)в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием зе-
    мель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Земельного кодекса; 2) в качестве собственника земельных участков. В последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.
    Процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена Федеральным законом от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на
    землю».
    Момент возникновения права собственности на земельные участки у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки.
    Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие" законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. В ст. 17 ЗК РФ установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Помимо разграничения в соответствии с вышеуказанным законом, к таковым относятся:
    приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
    признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности.
    пускается по специальному разрешению), должны быть прямо указаны в законе.
    Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
    ЗК РФ в ст. 27 установлены ограничения оборото- способности земельных участков, в ст. 37 - особенности порядка заключения договоров купли-продажи земельных участков; особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения закреплены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
    Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» определены правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
    Статья 15 Земельного кодекса РФ закрепляет основы правового регулирования отношений частной собственности на землю.
    Частной собственностью признаются те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно. Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
    Собственник земельного участка вправе использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством РФ (ст. 40 Земельного кодекса РФ).
    природно-ресурсным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации;
    Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»;
    Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».
    Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).
    Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и иных форм собственности, земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных.
    Особенность права собственности на землю в России - виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обла- CD дающего правами на землю, устанавливается объем т""~ прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.
    Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на земельные участки:
    доминирующим субъектом отношений собственно-сти выступают граждане;
    большая часть земельных участков, предоставленных в собственность, - это земли сельскохозяйственного назначения;
    при распоряжении земельными участками устанавливаются некоторые ограничения - существуют земли, изъятые из гражданского оборота; распоряжение земельным участком возможно лишь сохраняя его целевое назначение.
    Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.