• 4. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
  • 6.Функции тгп.
  • 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
  • 1. Прецедент толкования
  • 8. Виды юридической практики.
  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14.Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 21.Предпосылки происхождения государства
  • 22.Многоообразие теорий происхождения государства и права
  • 23.Современная наука о происхождении теории государства и права
  • Теория специализации
  • Восточный (азиатский) путь возникновения государства
  • Западный путь возникновения государства
  • 24.Основные закономерности развития государства и права
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Государство: понятие, признаки.
  • 27.Сущность государства
  • 28.Соц.Назначение госва
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 6.Функции тгп.

    Функции теории государства и права - это основные направления теоретической деятельности по исследованию государственно-правовой действительности, отражающие значение этой науки.

    Функции науки зависят от её места в системе иных наук, от той роли, которую выполняет наука, а это обуславливается, в первую очередь, содержанием предмета науки.

    Виды функций:

    1. Онтологическая функция. Онтология - это наука о бы­тии. Данная функция теории государства и права заключается в исследовании государства и права как явлений правовой дейс­твительности, их сущности, содержания, закономерностей раз­вития и т.д.

    Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких причин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т.д.

    2. Гносеологическая функция. Гносеология - это наука о познании. Гносеологическая функция теории государства и права состоит в развитии, совершенствовании самого познания государства и права путём выработки, совершенствования раз­личных теоретических концепций, конструкций, способов поз­нания.

    Гносеологическая функция в науке ТГП выражается в том, что ТГП как и любая другая наука осуществляет познание окружающего мира. Она познает государство, право и другие государственно правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет эти явления с научных позиций

    Применительно к теории государства и права данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития.

    3. Эвристическая функция. Эвристика - это искусство на­хождения истины. Осуществление данной функции выражается в получении новых знаний о государстве и праве, открытии но­вых закономерностей их развития.

    Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности, а уясняя тенденции их развития и взаимодействие с другими общественными явлениями, открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений. Например, глубокие преобразования и изменения в жизни российского общества ставят задачу формирования новых теоретических положений.

    4. Прогностическая функция. Исследуя наличное бытие государства и права, используя для изучения ряда вопросов ис­торические методы познания, теория государства и права вы­двигает предположения, гипотезы о путях развития государства и права, их отдельных сторонах и институтах. Данная функция, в частности, выражается в том, что на основе рекомендаций учёных теоретиков вносят изменения в законодательство, го­сударственный механизм в расчёте на будущую эффективность произведённых мероприятий.

    П рогностическая функция - это социальная (прикладная) функция, когда знания, полученные ТГиП, используются для предсказаний, прогнозов развития государственно-правовых явлений и процессов. Эта функция может включать как критическое, так и поддерживающее содержание по отношению к тем или иным сторонам конкретных государств и правовых, она выражается в том, что ТГП должна прогнозировать будущее государственно правовых явлений. Выявляя закономерности их развития ТГП вполне способна давать прогнозы на ближайшее будущее и на перспективу.

    5. Идеологическая функция. Любая общественная наука несёт идеологическую нагрузку. Для теории государства и пра­ва, изучающей на высоком теоретическом, обобщающем уров­не реально существующие государство и право идеологическая функция является очень важной.

    Идеологическая функция характеризуется тем, что ТГП аккумулирует в себе различные идеи, взгляды, представления о государстве и праве. Вырабатывает определенные идеологические ориентиры связанные с объяснением государственно правовых явлений. В современной ТГиП эта функция заключается в том, что с одной стороны, происходит отказ от ограничений и догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридичической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов.

    6. Методологическая функция. Теория государства и пра­ва выполняет большой объём работы по развитию методологии всего правоведения. Понятия, категории, принципы выработан­ные теорией государства и права, активно используются дру­гими юридическими науками, что придаёт им и всей системе юридического знания эту самую системность, теоретическую и логическую целостность.

    При реализации этой функции теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

    7. Прикладная функция. Теория государства и права выра­батывает предложения по совершенствованию различных сто­рон государственно-правовой жизни.

    Например, теория государства и права разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства, способствует своими выводами принятию наиболее совершенных нормативных правовых актов, позволяет своевременно выяв лять малоэффективные или устаревшие правовые нормы, правильно уяснить содержание актов, выявить в них пробелы, противоречия, иные несовершенства, определяет эффективность действия норм права и. актов, факторы, воздействующие на реализацию законов, и т.д.

    8. Политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

    9. Воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства; Воспитательная функция проявляется в трех формах.

    Во-первых, она имеет обучающее значение, так как призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями правовой науки, обучать приемам юридической техники, например правилам составления юридических документов, толкования правовых норм и актов и т.д.

    Во-вторых, теория государства и права способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры, поскольку дает знания о сущности, назначении государства и права в современном обществе.

    В-третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни. Особенно это касается органов правосудия, прокуратуры, других правоохранительных органов.

    "

    Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.

    Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

    Можно выделить следующие функции теории государства и права:

    1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

    2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

    3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

    С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

    4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

    5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

    6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

    7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

    8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

    9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

    10) практически-организаторская . Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

    11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

    12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

    Функции ТГП

    Функции ТГП:

    1) онтологическая

    2) эвристическая (

    3) методологическая:

    4) идеологическая

    5) организационно-прикладная

    6) прогностическая

    7) гносеологическая

    Методология теории государства и права.

    Методология – совокупность принципов, способов и методов изучения ТГП.

    Выделяют три группы методов: общелогические, общенаучные, частнонаучные.

    Общелогические методы - совокупность интеллектуальных приемов для достижения истинного знания об изучаемой реальности. (Дедукция и индукция, анализ и синтез, методы рассуждения по аналогии от противного, доказательство от абсурдного) .

    Общенаучные методы - способы, при помощи которых предлагается объяснение тех проблем, которые были поставлены (функциональный, структурный, системный, сравнительный, исторический, генетический).

    Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

    Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

    Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушение, юридическая практика.

    Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

    Математический метод – это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Можно выделить два метода, которые относят к частноправовым , являющимся сугубо юридическим: формально-юридический и сравнительно-правовой.

    Формально-правовой метод позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификации, толковать содержание правовых предписаний (право государства изучается как таковое ни с чем не сравнивается, не увязывается, изучается в чистом виде).

    Сравнительно-правовой позволяет сопоставить два государственно-правовых явления, выявить преимущества, недостатки, общие свойства, позволяет сформировать закономерности.

    3. Закономерности возникновения государства .

    Первопричиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества. На первоначальном этапе это были клановые сегменты: протокласс производителей (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); протокласс торгового люда (купцы, менялы); протокласс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); протокласс воинов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели).

    Причины возникновения государства:

    1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

    2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);

    3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

    4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества;

    Государственная власть, ее свойства.

    Власть – это отношения господства и подчинения, при которых одно лицо (властвующий) способно навязать свою волю подвластным.

    Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

    Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынуждено признаваемый всеми членами социального общества, сложившегося на данной территории.

    Государственная власть:

    1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

    2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела);

    3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

    4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

    5) устанавливает систему налогов;

    6) организует население по территориальному признаку;

    7) характеризуется легитимностью и легальностью.

    Если легальность означает юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам, что выступает её юридической характеристикой, то легитимность – это доверие и оправдание власти народом, что выступает её нравственной характеристикой.

    Формы осуществления государственной власти : через монарха; через аппарат управления, государственный аппарат; народом непосредственно.

    Способы осуществления власти : убеждения; издания нормативных актов; принуждения.

    1. Понятие и назначение государства.

    Государство – суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.

    Г лавное предназначение государства - служить обществу.

    В этих целях государство должно :

    1.устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его;

    2. обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

    3. обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

    4. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально слабых слоях и группах населения, т.е. быть социальным;

    5. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

    Формы государства.

    В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

    Элементами формы государства являются:

    1) форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением;

    2) форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами;

    3) политический режим

    Таким образом, форма государства – это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

    1) Под формой правления понимается организация верховной государственной власти. Порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением.

    К верховной государственной власти относят главу государства, законодательный орган, правительство.

    Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора т.д.

    Признаки монархии:

    1) власть передается по наследству;

    2) осуществляется бессрочно;

    3) не зависит от волеизъявления населения.

    Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

    Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

    Признаки республики:

    1) выборность власти;

    2) ограниченность срока полномочий власти;

    3) зависимость от избирателей.

    В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские (США, Бразилия, Сирия), парламентские (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль) и смешанные (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия).

    2) Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства в органами его составных частей.

    Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

    Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде.

    Конфедерации – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединялись, и лишь координирующего свойства.

    Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения , названное содружеством государств. Примером может являться СНГ, в составе которого государства, ранее входившие СССР.

    3) Политический (государственный) режим – представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.

    Правовым называют государство, которое во всем подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Это конституционное государство. Конституция оформлена в виде нормативного документа. Закон может отменить и изменить только уполномоченный орган. Обеспечено равенство всех граждан перед законом.

    Принципы правового государства:

    Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

    Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

    Федерализм;

    Верховенство закона;

    Взаимная ответственность государства и личности;

    Высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

    Понятие и признаки права.

    Право - система общеобязательных норм, охраняемых государством и регулирующих общественные отношения.

    Признаки права:

    1) право носит волевой характер , ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

    2) общеобязательность , в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной, власти в обществе никого нет и не может быть и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

    3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

    4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

    5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

    6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутреннее согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

    7) объективность;

    8) институциональность .

    Принципы права.

    Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

    В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

    Общеправовые принципы – основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание, его особенности как регулятора общественных отношений распространяются на все нормы права, к ним относятся такие принципы, как: 1) справедливости, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; 2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов; 3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство; 4) демократизм; 5) единство прав и обязанностей; 6) федерализм; 7) законность; 9) сочетание убеждения и принуждения.

    Межотраслевые принципы – руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.

    Отраслевые принципы – характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли. К ним относят: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве – презумпция невиновности; в трудовом праве – принцип свободы труда; в земельном праве – принцип целевого характера использования земли и т.п.

    Принципы правовых институтов – это наиболее существенные, руководящие начала конкретного правового института.

    Функции права.

    Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления

    Функции права:

    - экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);

    - политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

    - воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

    - коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

    - Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

    - Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.

    Формы (источники) права.

    Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

    Под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики).

    Выделяют четыре основные формы права:

    - нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

    - правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.

    - юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

    - нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

    Действие нпа во времени.

    Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".

    Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

    Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

    1) если в самом законе об этом сказано;

    2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

    Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

    по истечении срока действия акта, на который он был принят;

    в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

    на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

    Действие нпа по кругу лиц.

    С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

    Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

    Систематизация нпа.

    Система законодательства - совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством.

    Систематизация законодательства - это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему.

    Под законодательством в широком смысле понимают совокупность законов и подзаконных актов.

    Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы главы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений - на гражданское, трудовое, семейное и другие.

    Инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.

    Различают генеральную - полную и выборочную - специализированную инкорпорацию. Широко распространено издание официальных собраний нормативно-правовых актов уполномоченными государственными органами. В России на федеральном уровне к такого рода собраниям относятся «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации» и некоторые другие.

    Консолидация - это объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт.

    В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу.

    Примером конолидации может служить вторая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила собой цедый ряд федеральных законов, каждый из которых был посвящён правовому регулированию порядка сбора, начисления и уплаты отдельных налогов и сборов.

    Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).

    Кодификация представляет собой особый вид правотворчества. В процессе кодификации нормативный материал подвергается коренной переработке как по форме, так и по содержанию. Цель кодификации заключается в структурированп отрасли, подотрасли права или правового института. Виды кодифицированных актов могут быть различны - это Основы законодательства, Кодекс, Устав, Положение.

    Функции теории государства и права.

    Функции ТГП представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач.

    Функции ТГП:

    1) онтологическая (учение о бытие): стремится познать суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.;

    2) эвристическая (искусство нахождения истины): открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ;

    3) методологическая: осуществляется по отношению к другим юридическим наукам (создается система понятий и категорий, применяющаяся во всех иных юридических науках);

    4) идеологическая : стремиться разобрать понятия, определения (приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь);

    5) организационно-прикладная : использование науки на практике (проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства);

    6) прогностическая : проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития гос-ва, в выдвижении гипотез об их будущем);

    7) гносеологическая (теория познания): состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

    Функции государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

    Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно - прикладную.

    С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытие) теория государства и права познает существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы: что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

    Гносеологическая (гносеология - теория познания) функция теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

    С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины) теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

    Прогностическая функция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

    Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и методологическую функцию, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом.

    Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

    Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

    Все названные функции теории государства и права взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат лишь будучи взятыми а определенном сочетании, комплексе.

    Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь, в том числе, на данные других юридических и неюридических наук.

    4.Система методов теории государства и права

    Особенности науки теории государства и права выражается не только в ее предмете, но и в методе. Поэтому после выяснения того, что является предметом изучения, необходимо рассмотреть то, как изучаются государство и право.

    Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются новые знания. Метод - это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Далеко не случайно отмечено, что «во всех высших отраслях знания самую большую трудность представляет не открытие фактов, а открытие верного метода, согласно которому законы и факты могут быть установлены» (Г. Бокль).

    Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией. Термин «методология» складывается из двух греческих слов: «метод» (путь к чему-либо) и «логос» (наука, учение). Таким образом, дословно «методология» есть учение о методах познания. Термин «методология» обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой.

    Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующую систему:

    1) Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики, всякое явление (в том числе, государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

    2) Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

    Анализ - есть условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.

    Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

    Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.

    Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений по отношению к другим. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его специфических норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т.д.

    Метод социально эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.

    3) Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорий государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

    Конкретно-социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. Путем проведения социологических приемов делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами правовой политики.

    Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, его сведение к единству по определенному критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам, и на заключительной стадии делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений.

    Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие к сокращению. На основе полученной статистической информации принимаются научные поиски причин, порождающих указанные тенденции.

    Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Возможности кибернетики не сводятся лишь к возможностям ее технических средств (компьютеров и т.д.). Дело в том, что глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии ее понятий («управление», «информация», «двоичность информации», «прямая и обратная связь», «оптимальность» и др.) и теоретических идей («закон необходимого разнообразия» и т.п.).

    Математический метод - это приемы оперирования с количественными характеристиками. Еще И. Кант заметил, что в «каждом знании столько истины, сколько математики». В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой деятельности, и т.п.

    Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым , являющихся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.

    Формально-юридический метод позволяет определить юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как «существенный вред», «юридическое лицо», «тяжкие телесные повреждения», «смягчающие вину обстоятельства» и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

    Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

    Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы познаем, что между ними есть немало тождества, но есть и определенные различия, присущие им исторически.

    Данный метод используется в исследовании различных правовых систем (макросравнение) или отдельных элементов правовых систем (микросравнение). К эмпирическому сравнению относится, главным образом, микросравнение - сопоставление и анализ правовых актов по линии их сходства и различия, а также практики их применения. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется, прежде всего, при изучении законодательства двух или более государств.

    Методы особенно важны для теории государства и права, ибо данная наука является методологической по отношению к иным юридическим наукам, которые ее используют в своем развитии.

    Все названные методы теории государства и права необходимо развивать, ибо совершенствование методов познания своего предмета - важная задача любой науки.

    Здесь нужно также отметить, что методология правовых исследований, апробированная политико-правовыми изысканиями в истории человечества, обладает богатым содержанием и состоит по крайней мере, из нескольких ветвей. Поэтому преувеличение какой-либо одной из них таит в себе опасность снижения познавательного потенциала научного знания и грозит обернуться возникновением кризисной ситуации в науке. Опираясь на уроки истории, один из которых состоит в учете много вариантности подходов к решению научных проблем с использование всего богатства методологического инструментария, важно не допустить этого преувеличения (А.Н. Гульпе).

    Другими словами, при исследовании государственно-правовых явлений необходимо исходить из многоаспектности бытия, последовательно применяя такой принцип научного познания, как плюрализм. Благодаря плюралистическому подходу к изучению наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, теория создает систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной политической и правовой жизни.

    Функции теории государства и права определяются местом в системе юридических наук, которые представляют собой сумму (систему) знаний о правовых явлениях,

    о праве, государстве и их воздействии па общество и общественные отношения.

    Юридические науки в учебной и научной правовой литературе классифицируются по-разному. Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования РФ классифицирует юридические науки по своим критериям. Это оправданно при присуждении ученой степени или ученого звания по той или иной юридической специальности, по вряд ли целесообразно в учебном или теоретическом плане.

    Все юридические науки с известной долей условности можно разделить на четыре группы:

    • – теоретические и исторические науки о государстве и праве (теория государства и права, история государства и права, история учений о праве и государстве);
    • – науки, изучающие зарубежное государство и право (римское право, конституционное (государственное) право зарубежных стран) и международное право;
    • – отраслевые юридические науки (гражданское право, уголовное право и др.);
    • – прикладные юридические науки (криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология и др.).

    Теория государства и права выполняет следующие функции: гносеологическую (познавательную), прогностическую, идеологическую, воспитательную, методологическую (мировоззренческую), прикладную.

    Гносеологическая (познавательная) функция теории государства и права проявляется в том, что в ее рамках познается государство и право, процесс их функционирования и все государственно-правовые явления.

    В процессе анализа государственно-правовой действительности формируются понятия, категории, конструкции и они же становятся средством дальнейшего познания государственно-правовых явлений.

    Важное место в познавательной деятельности принадлежит концепциям , т.е. определенным способам понимания, трактовки государственно-правовых явлений, вопросов. Процесс познания государства и права лишь тогда плодотворен, когда есть не одна, а много концепций по одноименным проблемам. Творческая борьба между различными концепциями, дискуссии обогащают и развивают юридическую науку, позволяют выбрать наиболее оптимальный вариант решения вопроса из предлагаемых.

    Именно таково складывающееся в настоящее время в отечественном правоведении определение права как синтеза нормативного, философского и социологического к нему подходов. Полезна и предлагаемая в науке двоякая трактовка юридической ответственности (позитивный и ретроспективный аспекты); плодотворны дискуссии о реальном соотношении ветвей власти в Российской Федерации, о соотношении полномочий Федерации в целом и субъектов РФ и др.

    Прогностическая функция теории государства и права состоит в выработке прогнозов (предсказаний), гипотез о развитии государства и права, государственно-правовых явлений. Научные прогнозы в этой сфере имеют исключительно важное значение, ибо позволяют последовательно, без рывков и перепадов строить процесс государственноправового регулирования общественных отношений, своевременно обновлять законодательство и устранять постоянно возникающие в нем противоречия.

    К сожалению, в современной России государственноправовые прогнозы делать сложно. Это объясняется тем, что не в полной мере еще функционирует экономика, в процессе становления находятся политическая и государственно-правовая системы. Стабилизация в этих сферах жизнедеятельности сделает прочными и надежными прогнозы в области государственного и правового строительства.

    Идеологическая функция теории государства и права. Ранее в наличии такой функции никто не сомневался. Однако в начале современных российских реформ пришедшие к власти "демократы-реформаторы" стали призывать к деидеологизации общества, государства, права. Но прошло немного времени, и стала очевидной истина: идеологического вакуума в обществе не бывает – на смену одной идеологии обязательно приходит другая.

    Статья 13 Конституции РФ признает идеологическое многообразие и констатирует, что никакая идеология в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    В этой связи возникает вопрос – идеологичны ли принимаемые в нашем государстве нормативные правовые акты и какую идеологию они выражают? Любой закон или подзаконный акт идеологичен но своему характеру, однако его идеологическая направленность может быть выражена по-разному.

    В наибольшей степени идеологизированы статьи Конституции РФ, особенно ее преамбула. Несомненно, что это идеология большинства населения и в этой связи утверждение ч. 2 ст. 13 Конституции РФ о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, выглядит недостаточно убедительным.

    Из всех юридических наук теория государства и права наиболее идеологична. Ее идеологическая функция заключается в том, что она формирует понятия, категории, систему взглядов и идей о государстве и праве, об их роли в обществе и жизни каждого человека, о месте личности в государственно-правовой сфере. Концепции, положения теории государства и права используются другими юридическими науками, в том числе отраслевыми, определяя их идеологическую направленность.

    Воспитательная функция теории государства и права близко примыкает к ее идеологической функции и заключается в формировании ее средствами законопослушного гражданина. Теория государства и права призывает, убеждает каждого человека в том, что государство и право - это благо, средство защиты интересов личности, ее жизни и здоровья. Она раскрывает природу и негативные последствия правонарушений, их вред для человека и общества. Именно теория государства и права привлекла внимание к проблемам правового воспитания гражданина и разработала ее.

    Методологическая функция теории государства и права выражается в определении подходов к изучению правовых явлений. Правильная методология – условие успешного научного поиска.

    До недавнего времени единственной научной методологией в отечественном правоведении признавался марксизм-ленинизм. Законсервировав важнейшие постулаты марксистско-ленинской теории и превратив их в догму, советская официальная доктрина остановила развитие самого марксизма и лишила возможности использовать положительные стороны иных методологических подходов к изучению государства и права.

    Правильная методология – это та методология, которая рождается в столкновении различных подходов к анализируемому явлению, находит подтверждение в повседневной практической деятельности человека. И в связи с этим не имеет значения, являлся исследователь материалистом или идеалистом, верил в бога или был атеистом. Практика мировых открытий – неопровержимый тому пример.

    Методология теории государства и права формируется в результате применения законов диалектики, философских категорий к анализу государства и права, государственно-правовых явлений и процессов, государственной и юридической практики. При этом основную методологическую нагрузку в составе методологии выполняют правовые понятия и категории.

    Правовые понятия – понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика.

    Понятие (наряду с суждением и умозаключением) является одной из основных форм мышления. Оно отражает и закрепляет существенные (отличительные) признаки предметов или явлений объективного мира и процесса мышления и представляет собой простейшую структурную единицу мысли. Полнокровное общение между людьми, существование и движение мысли, содержание любой области знания невозможны без понятий и иных форм мышления.

    Понятия о государстве и праве – важнейшая разновидность социально-политических понятий, многие из которых были сформулированы в глубокой древности. Такими понятиями, как "государство", "справедливость", "закон", "государственное устройство", оперировали, наполняя их соответствующим содержанием, древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Государственно-правовые понятия были широко известны в Древнем Риме, причем не только профессиональным юристам, по и всем гражданам.

    Новые широкие общественно-политические движения и теории, философские концепции неизбежно несли с собой и новые понятия. Таковы, например, гегелевские понятия объективного духа, диалектического метода, кантовские "вещи в себе", Марксово понятие общественно-экономической формации, ленинское определение классов и др.

    Возникнув, понятия не остаются неизменными, застывшими, они постоянно развиваются, корректируются, наполняются новым содержанием. Забвение этого требования диалектики ведет к догматизму, к отрыву понятий от действительности.

    Именно такая опасность нависла над понятиями демократии, законности, правового государства в современной

    России. Понятия только тогда будут "работающими", когда они правильно отражают социальную действительность, потребности ее развития.

    Например, демократия предполагает наличие широких реальных прав и свобод человека и гражданина и их гарантий, необходимость неукоснительного соблюдения обязанностей, ответственности перед обществом и другими людьми, материальное обеспечение всестороннего развития личности. Именно поэтому нельзя еще говорить о достижении нашим обществом реальной демократии.

    Правовые понятия имеют особый предмет отражения – государственно-правовые явления.

    Неразрывная связь юридических понятий с государством и правом является главным, существенным признаком, определяющим их характерные черты. Многие юридические понятия закрепляются в законодательстве, что объясняется чисто практическими потребностями правового регулирования общественных отношений.

    По сфере действия, а следовательно, и значимости правовые понятия делятся:

    • – на общеправовые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права и законодательства ("государство", "право", "правоотношение", "законность" и др.);
    • – межотраслевые, имеющие значение для нескольких (но не для всех) отраслей права и науки ("проступок", "материальная ответственность" и др.);
    • – отраслевые, пределы действия которых определяются границами той или иной отрасли ("трудовое соглашение", "обвиняемый" и др.).

    Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующей государственной и правовой действительности, результат обобщения существующих юридических понятий.

    Например, обобщив понятие гражданской, административной, уголовной и иной отраслевой ответственности, можно получить предельно широкое понятие юридической ответственности. Оно и будет правовой категорией, ибо это понятие, отвлекаясь от признаков, свойственных отдельным видам отраслевой ответственности и акцентируя внимание на общем, что присуще юридической ответственности в целом, фиксирует ее наиболее существенные признаки.

    Совокупность определенных фундаментальных понятий и категорий образует ту или иную отрасль права, науку о ней и соответствующую учебную дисциплину. В гражданском праве – это понятия "право собственности", "договор", "обязательство", "наследование", "исковая давность" и т.п., в уголовном праве – "преступление", "наказание", "соучастие", "лишение свободы", "погашение судимости" и др.

    Методологическое значение правовых понятий состоит в том, что они определяют способы, методы исследования (изучения) государственно-правовых явлений.

    Правда, это относится не ко всем понятиям, а лишь к тем из них, которые имеют высокий уровень обобщения ("право", "государство", "правоотношение" и др.). А такие понятия, как "свидетель", "ответчик", "потерпевший" и др., методологической нагрузки не несут, а имеют сугубо практическое значение.

    Прикладная функция теории государства и права связана с выработкой практических рекомендаций по совершенствованию государственной и правовой действительности.

    Юридическая наука постоянно предлагает меры по совершенствованию государственного механизма, созданию качественного законодательства, эффективному его претворению в жизнь. Подавляющее большинство монографий, статей, диссертаций отечественных ученых-государствоведов и правоведов содержит такого рода рекомендации. К сожалению, законодательные и правоприменительные органы и субъекты этих сфер деятельности далеко не всегда их учитывают. Разрыв теории и практики свидетельствует о недостаточно высоком уровне правовой системы общества.