АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены проблемы необходимости развития информационного права в Российской Федерации. Проанализированы характерные особенности информационного права, его историческое развитие, а также указана общая неразвитость данной отрасли по сравнению с рядом иностранных государств. Выявлена и обоснована необходимость развития информационного права как неотъемлемой части современной правовой структуры.

ABSTRACT

In this article considered problems of necessity of development the informational law in Russian Federation. Analyzed characteristics of informational law, it’s historical way and its general underdevelopment in comparison with a number of foreign states. Identified and justified the necessity of the development of the informational law as an integral part of the modern legal structure.

Одним из важнейших свершений человечества было создание первой электронной вычислительной машины в прошлом веке. Начиная с этого момента, всё стремительней начала происходить информатизация общества. Под информатизацией стоит понимать глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, а также организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов . Казалось, что, следуя примеру других отраслей, закономерным развитием данного явления стало бы постепенное модифицирование и урегулирование возникших отношений, однако по какой-то причине государство не сделало этого. Более того, органы власти решили, что необходимости в создании отдельного правового сегмента нет, а возникшие проблемы правового характера в информационной среде можно решить и урегулировать уже существующими отраслями права. Оправдана ли подобная позиция государства? Ведь, следуя теоретическим основам, для выделения информационного права в отдельную отрасль требуется самостоятельный предмет регулирования; методы, которые присущи только информационному праву; понятийный аппарат. При этом имеются труды ученых, которые выделяют и дают формулировки данным элементам. Так, О.А. Баранов утверждает, что «информационное право представляет собой отраслевую юридическую науку, предметом изучения которой является система норм права, регламентирующая информационные отношения в обществе» . В свою очередь, М.С. Демкова считает, что информационное право представляет собой систему социальных норм и общественных отношений, охраняемых государством и возникающих в информационной сфере, а именно в сфере процессов создания, преобразования и использования информационных ресурсов . Почему же, имея необходимые предпосылки для выделения информационного права в отдельную отрасль, государство не делает этого, почему не занимается развитием данной отрасли, позволяет ей оставаться в зачаточном состоянии, не стремится развивать ее? Вследствие возникших вопросов авторами был проведен анализ научной литературы, посвященной информационному праву как отдельной и самостоятельной отрасли права в Российской Федерации. Рассмотрена современная позиция законодателя в урегулировании информационных правоотношений, а также упомянуто отношение иностранных государств к данной отрасли права.

В первую очередь, для полноты понимания происходящих процессов стоит обратить внимание на исторический аспект развития информационного права. Стоит отметить, что формирование и развитие информационного права является сложным с технической точки зрения и противоречивым по отношению к уже сформировавшимся отраслям. Отмечается, что «наибольший интерес в научной среде вызывают такие вопросы, как формирование информационного общества, становление и развитие информационного права, а также проблемы понятийного аппарата в данной научной сфере. В своих научных трудах исследователи высказывают различные точки зрения касательно возникновения исторических истоков понятия «информационное право», указывая наиболее объективные причины его возникновения» . Таким образом, имеются различные, порой противоречащие друг другу, точки зрения с самого «рождения» данной отрасли.

Отходя от теоретически-исторического нюанса и переходя к настоящему времени, отмечается, что на сегодняшний день основной вопрос, который стоит перед теоретиками, – это закрепление структуры информационного права, то есть распределение отношений, которые будут подотчетны непосредственно данной области. Так, одним из авторов предлагается выделение таких подотраслей, как «Право информационной безопасности», «Медиаправо», «Компьютерное право», «Интернет-право» . Другие же, выделяя лишь основной столп, взяли как основу оборот информации и обозначили четыре раздела: основные понятия и определения, основу оборота информации, обращение открытой общедоступной информации, обращение информации ограниченного доступа . Третьи же и вовсе обозначают данную деятельность неразумной ввиду общей неразвитости отрасли, указывая, что «Научно обоснованная постановка и правильное проведение систематизации информационного законодательства требуют разработки общетеоретических проблем информационного права. Вместе с тем, указанное обстоятельство осложнено общей неразвитостью теории этой отрасли» .

Казалось бы, в таком состоянии потенциальную отрасль оставлять нельзя и необходимо со стороны государства провести систематизацию и кодификацию информационного права и законодательства, тем более что подобные попытки имели место с принятием Федерального закона от 27 апреля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» . К сожалению, дальше принятия закона дело не пошло, что позволило другим отраслям регулировать информационные правоотношения в ином ключе. Отсюда наблюдается явное отставание от растущей базы отношений информатизации самых различных сфер жизни современного общества, присутствует законодательная непроработанность вопроса интеллектуальной собственности, отсутствует должное внимание к проблеме включения в интеллектуальную собственность исключительных прав на информационные ресурсы, что, в свою очередь, приводит к росту преступности в данной сфере .

При рассмотрении зарубежного опыта в идентификации информационного права стоит отметить, что США, в частности, представляет себе информационное право как блок права, посвященный контролю за информацией, поступающий из различных источников, а касательно урегулирования данного вопроса с точки зрения права занимает следующую позицию: «Единственным доводом в пользу контроля за новыми технологиями остается необходимость контроля за распространяемым содержанием (для защиты несовершеннолетних и других уязвимых групп от порнографической, непристойной или подстрекающей информации). При рассмотрении вопроса о наилучшей защите прав журналистов на сбор информации и сохранение конфиденциальности источников и неопубликованных материалов законодателям приходится сталкиваться со следующей дилеммой. С одной стороны (американская точка зрения), наилучший закон о средствах массовой информации – отсутствие закона вообще, поскольку в Конституции ясно сказано, что государство не вправе ограничивать свободу слова и печати» .

С другой стороны, Германия интегрирует информационные технологии в действующую правовую систему. Таким образом, информационное законодательство становится фундаментом, на котором закреплен основной правовой пласт: гражданское право, уголовное и так далее. Однако стоит отметить, что «примерно 65% местных органов власти признают, что им не хватает квалифицированных сотрудников для работы над проектами «электронного правительства». Помимо этого, муниципальные власти порой сталкиваются с некоторым сопротивлением служащих и законодательных собраний, не одобряющих расширение услуг для граждан с помощью сети Интернет» .

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что на данный момент сложилась крайне негативная ситуация, связанная с состоянием информационного права. Отрасль информационного права не развивается, большая часть отношений, которую она должна контролировать, отнесена к компетенции других отраслей. Законные и подзаконные акты не систематизированы и представляют собой лишь «заплатки» для особо острых ситуаций, требующих полноценной работы законодателя. В сравнении с подобной отраслью права зарубежных стран заметна слабая позиция в постановке основных приоритетов и направлений, которыми будет заниматься информационное право Российской Федерации. В связи с этим предлагается введение образовательной программы для будущих юристов по предмету «Информационное право», так как в настоящее время большинство высших учебных заведений этот предмет игнорируют. Необходимо также повысить общетеоретический уровень знаний о данной отрасли путём проведения семинаров, лекций, круглых столов и т. д. Следует обратить внимание законодателя на необходимость систематизации актов, затрагивающих отрасль информационного права, и выработать государственную политику в отношении информационного права, то есть определить пути развития данной отрасли и её цели на законодательном уровне.


Список литературы:

1. Баранов О.А. Система принципов информационного права // Правовая информатика. – 2006. – № 2. – С. 5.
2. Демкова М.С. Электронное управление – путь к эффективности и прозрачности государственного управления // Информационное общество. – 2004. – С. 9.
3. Идрисова З.Н. Историко-правовой анализ этапов становления информационного права // Научный журнал КубГАУ. – 2014. – № 101 (07). – С. 56.
4. Идрисова З.Н. Проблемы теоретического закрепления и законодательного развития информационного развития информационного права в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. – 2014. – № 3 (35). – С. 121.
5. Информатизация общества. Развитие вычислительной техники [Электронный ресурс] // Готовимся к экзамену информатика. – Режим доступа: http://www.infosgs.narod.ru/27.htm (дата обращения: 30.05.2017).
6. Койбаев Б.Г., Золоева З.Т. Правовые аспекты информатизации регионов: опыт Германии // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2015. – № 2 (158). – С. 282.
7. Копылов В.А. Информационное право. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 512 с.
8. Прокопенко А.Н. Правовая защита информации: курс лекций / Под ред. Ю.Н. Канибера. – Белгород: Изд-во БелЮИ МВД России. – 2005. – С. 52, 92-94.
9. Тедеев А.А Проблемы и условия правового регулирования интернет-отношений // Информационное право. – 2008. – № 4. – С. 23.
10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 07.06.2017) “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” / СПС Консультант Плюс. 2017
11. Шаров В.И. Структура информационного права // Юридическая техника. – 2013. – № 7 (2). – С. 876.

ФЗ об информации устанавливает, что информация может быть объектом частного и публичного права. Объектом публичного права она становится в силу прямого указания в НПА или в силу индивидуальных распоряжений органов государственной власти и должностных лиц наделенных соответствующей компетенцией.

В правовой практике России законодательно определяется информация как объект права в ст.128.

ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", направленный на регулирование взаимоотношений в информационной сфере, дает разъяснения по этому вопросу.

«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.»

Признаки информации:

Является не материальным объектом (идеальным);

Независимость от конкретного материального носителя на котором она закреплена в конкретный момент времени;

Возможность обладания информацией неограниченным кругом лиц;

На информацию не распространяется право собственности;

Информация применяется правообладателем;

Режимность информации (законодательно установленный специальный правовой режим для каждого вида информации включающий в себя: возможность раскрытия и ограничения доступа к ней; статус обладателя информацией; ответственность за незаконные действия с такой информацией).

  1. Информационные права и свободы человека и гражданина.

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции РФ и ряде других законов.

Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица.

Как записано во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., каждый человек имеет право на свободу (ст.3), право на свободу мысли (ст.18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст.19).

Позднее эти права и свободы нашли отражение в ряде международных документов:

в ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, где дополнительно было указано, что свободы относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения;

в ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где в дополнение к перечисленным правам провозглашена свобода слова.

В Конституции Российской Федерации также закреплены эти права и свободы:

    право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени - ч.1 ст.23;

    право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - ч.2 ст.23;

    свобода мысли и слова - ч.1 ст.29;

    свобода массовой информации - ч.5 ст.29;

    право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) - ч.3 ст.29;

    право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом - ч.4 ст.29;

    право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст.33;

    свобода всех видов творчества - ч.1 ст.44;

    право на доступ к культурным ценностям - ч.2 ст.44.

    Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 26.05.1995 г., также в ст.11, 32 и 33 определяет право граждан на свободное выражение своего мнения.

Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным в ФЗ.

В п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:

    обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (в ст.12 Декларации перечисляются права и свободы других лиц: личная и семейная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, честь и репутация);

    удовлетворение справедливых требований морали;

    общественного порядка;

    и общего благосостояния в демократическом обществе.»

Конституция РФ (ч.3 ст.17 и ч.3 ст.55) к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит:

    защиту основ конституционного строя;

    нравственности;

    здоровья;

    прав и законных интересов других лиц;

    обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в ст.56 предусматривается возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с ФКЗ.

К прямым ограничениям прав и свобод Конституция (ч.1 и 2 ст.23, ч.1 ст.24, ч.2 и 4 ст.29) относит все случаи, предусмотренные Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Из этого перечня исключено ограничение, связанное с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, коммерческой и профессиональной тайн, и дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Также в ст.51 Конституции закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

1) государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ.

1) сведения в военной области:

2) сведения в области экономики, науки и техники:

3) сведения в области внешней политики и экономики:

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

Основным критерием отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороны безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

2) Защита государственной тайны – наиболее важное направление государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием «государственная тайна» стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое.

Под распоряжением сведениями, составляющими государственную тайну, понимается «взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями». С позиций информационного права это не что иное, как одно из информационных правомочий.

к органам, непосредственно обязанным защищать государственную тайну, относят:

Межведомственную комиссию по защите государственной тайны;

Органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах;

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

На первом месте среди органов защиты государственной тайны находится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

3)Федеральный закон « Об информации, информатизации и информационных ресурсов»

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.


Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

Врачебная тайна - информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания, иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья.

Ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

2. Тайна усыновления - информация о факте усыновления ребенка.

Ст.139 Семейного Кодекса РФ.

3. Нотариальная тайна - сведения, которые стали известны нотариусу в ходе осуществления им профессиональной деятельности.

Ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

4. Редакционная тайна - редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации».

5. Тайна кредитной истории - информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй.

Ст. 7 ФЗ «О кредитных историях».

6. Адвокатская тайна - это любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. В частности, даже сам факт обращения клиента к адвокату за юридической помощью является адвокатской тайной.

Ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

7. Тайна совещания присяжных заседателей - присяжные заседатели не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.

Ч.4 ст.341 Уголовно-процессуального кодекса РФ

8. Тайна следствия – данные предварительного расследования, которые не могут быть распространены без согласия следователя или лица, производящего дознание.

Ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

9. Тайна судопроизводства – действует в случаях закрытого судебного разбирательства. По определению судьи, рассматривающего дело, заседание может быть объявлено закрытым, т.е. на него не допускаются слушатели и представители СМИ.

Ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст.241 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

4) Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю, иному лицу. Режим защиты информации устанавливается:

1. в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - Законом РФ "О государственной тайне";

2. в отношении персональных данных, информации о частной жизни граждан - Конституцией РФ и иными федеральными законами. Например, согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. № 104 "Об актах гражданского состояния" сведения, ставшие известными работнику органов записи актов 1ражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными и, следовательно, не подлежат разглашению;

3. в отношении коммерческой и служебной тайны - законодательными актами и локальными нормативными актами организации. Например, в соответствии со ст. 15 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" сведения, составляющие коммерческую тайну, которые получены федеральным антимонопольным органом (территориальным органом), не подлежат разглашению. Получение, использование, разглашение хозяйствующими субъектами в процессе предпринимательской деятельности коммерческой тайны без согласия ее владельца рассматривается в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции;

4. в отношении банковской тайны - ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, определенных законом.

За нарушение установленного режима защиты информации виновные лица привлекаются к 1ражданско-право вой, административной и уголовной ответственности. Так, статья 183 УК РФ определяет наказание за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - ст. 13.11; разглашение информации с ограниченным доступом - ст. 14.14;нарушение правил защиты информации - ст. 13.12идр.

В учебном пособии комплексно рассматриваются основные вопросы информационного права как новой учебной дисциплины (учебного курса), ориентированной на углубление профессиональных юридических знаний в сфере правового регулирования отношений, складывающихся по поводу информации и производных от нее продуктов. Учебный материал излагается на основе новейшего законодательства. Учебное пособие предназначается для студентов, магистрантов и преподавателей юридических вузов, а также для практикующих юристов.

Из серии: Учебники и учебные пособия (Юридический Центр Пресс)

* * *

компанией ЛитРес .

Информация и право на информацию

Дополнительная литература

Ахлибининский Б. В. Информация и система. П., 1969; Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация М., 1966; Винер И. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1968; Земан И. Познание и информация М., 1966; Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966; Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие М., 1966; Черри К. Человек и информация. М., 1972; Копылов В. А. Информационное право: Учебник. М., 2002. С. 19–78; Протасов В. И. Правоотношение как система М., 1991

§ 1. Общие сведения о феномене информации

Понятие информации и смежные с ним понятия. В настоящее время мы являемся свидетелями бурного развития индустрии информации, которое обусловлено как объективными потребностями науки, техники и экономики, так и закономерностями всего общественного развития. Расширение сферы информационной деятельности, а также усиление внимания и интереса к информационной проблематике определяются спецификой современного этапа эволюции общества, ибо последнее проходит закономерную стадию развития общественных систем, но уже на качественно ином уровне. Сегодня человечество активно формирует информационное общество, прилагая усилия к развитию информационных технологий и созданию на их основе высокоэффективной информационной среды.

В основу всех информационных процессов, происходящих в обществе, положен феномен информации, природа и закономерности развития которого во многом предопределяют практику формирования и облик будущего информационного общества.

Само понятие информации, выступая в качестве центрального в ряде естественно-научных отраслей знания, продолжает тем не менее оставаться одним из наиболее спорных и противоречивых. Оно стало привлекать к себе особое внимание в начале XX в. в результате совершенствования теории связи и возрастания роли обмена различными сведениями в общественной жизни и деятельности. Первые попытки уточнить понятие информации восходят к работам Р. Фишера 1921 г. (вероятностная концепция) и Р. Хартли 1928 г. (логарифмическая мера количества информации), предвосхитившим появление классической статистической теории связи Н. Винера- К. Шеннона 1948 г. (количество информации как мера уменьшения неопределенности).

Дальнейшее развитие понятия информации, рассматриваемого в широком смысле в качестве абстракции, относящейся к определенному ряду закономерностей материального мира и его отражения в человеческом сознании, происходило в зависимости от областей научных исследований и классов решаемых задач. Получили признание определения информации, данные выдающимися учеными, стоявшими у истоков становления теории информации, как «связь, в процессе которой устраняется неопределенность» (К. Шеннон), «разнообразие» (У. Р. Эшби), «оригинальность и мера сложности» (А. Моль), «знание» (Ф. Махлуп), «всеобщая методология науки» (Л. Бриллюэн), «обозначение содержания, полученного из внешнего мира, в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» (Н. Винер).

Одновременно с развитием понятия информации предпринимались попытки осуществления ее классификации. Так, Ф. Махлуп предлагал подразделить все знания (информацию) на пять видов: практические знания, интеллектуальные знания, будничные и развлекательные знания, духовные знания, ненужные знания. Современные исследователи также обращаются к конструированию классификационных оснований информации. Например, В. Н. Лопатин вслед за другими учеными, подразделяет информацию по степени организованности, по виду носителя (форме закрепления), по функциональному предназначению (по сфере применения), по степени доступа.

Однако выработать единую объективную классификацию информации, равно как и универсальное ее понятие, которое отражало бы все многообразные стороны данного феномена, было не суждено. Видимо, прав был известный специалист в области кибернетики К. Штейнбух, утверждавший в свое время, что «мы не можем дать исчерпывающего и достаточного определения таким понятиям, как „материя“, „энергия“, „информация“».

Между тем легальное понятие информации закреплено сегодня в качестве термина, используемого в Федеральном законе «Об информации, информации и защите информации». Согласно ст. 2 названного Закона информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Из этого определения следует ряд признаков, характеризующих легальную формулу информации, но, разумеется не саму информацию.

Первым признаком следует назвать содержательность. Этот признак проявляется через отождествление информации со сведениями, которые выступают некими символами лиц, предметов, фактов, событий, явлений и процессов. Очевидно, что между сведениями и теми объектами, по поводу которых эти сведения возникли, нет взаимно однозначного соответствия. Данные сведения выступают лишь обозначением содержания, полученного из внешнего мира.

Вторым признаком будет являться независимость формы представления сведений. Он проявляется через возможность существования сведений о чем-либо в любой воспринимаемой форме: устной, письменной, визуальной, акустической и т. п. Сведения, выраженные в знаках, обычно называют данными.

В литературе приводится множество иных признаков и свойств информации, которые находятся за пределами ее легального определения. Так, Ю. И. Черняк, анализируя экономическую информацию, приходит к выводу о существовании пяти ее важнейших свойств: полезности, наличия в информации смысла, знаковой воплощенности, перерабатываемости в определенной алфавитной системе по соответствующим грамматическим правилам, способности воплощаться в различные сигналы и восстанавливаться из них. В. Н. Лопатин, выделяя основные признаки информации, принципиальные, с его точки зрения, для целей правового опосредования отношений по ее поводу, называет в их числе идеальность, неисчерпаемость, количественную определенность, нелинейность, системность, обособленность.

Термин «информация» активно используется как самостоятельно, так и для конструирования ряда родственных, смежных понятий.

Одним из основополагающих понятий в информационной сфере является понятие документированной информации. Оно представлено в качестве легального в ряде федеральных законов. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» и ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» под документированной информацией (документом) понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее индентифицировать.

Используемое законодателем понятие предполагает неразрывную связь содержательного аспекта сведений с определенной материальной формой, роль которой играют различного рода носители (бумага, лазерные диски, дискеты, магнитная пленка и т. п.). Важным элементом документированной информации выступают ее реквизиты, подлежащие, как и сами содержательные фрагменты, закреплению на том же материальном носителе. Очевидно, что документированная информация в указанном выше смысле представляет собой связанный тип информации.

Еще два понятия документированной информации (документа) содержатся в ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле» и ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов». Для целей первого из названных законов под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенной для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. В данном случае законодатель сместил акцент с фиксации информации на материальном носителе как необходимого признака документированной информации на сам материальный носитель, который становится документом при условии фиксации на нем в установленном законодателем виде соответствующих сведений.

Второй закон определяет документ как материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.

Представляется, что генетически точнее понятие документированной информации (документа), содержащееся в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», которое, конечно же, не свободно от субъективных представлений законодателя, но в отличие от других лишено просчетов методологического свойства, проистекающих из-за отхода от базовых представлений о феномене информации. О чем собственно идет речь? Во-первых, о том, что информация остается инвариантной к своему носителю, а не наоборот. И, во-вторых, информация циркулирует между носителями, меняя их, но не материальные носители циркулируют между сведениями о реальных объектах материального мира. В игнорировании этих аксиом и видятся истоки «проприетаризации» информации, когда во главу угла ставится материальный носитель сведений, а не сами сведения.

Следующим важным понятием, производным от предшествующих, выступает понятие информационных ресурсов. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Это понятие дает представление о месте документированной информации в установленных формах ее организации, представляющих собой информационные системы. Информационные ресурсы, как правило, подвергаются классификации. По тематике сведений, сосредоточенных и зафиксированных в документальной информации, ресурс может содержать научную, техническую, экономическую, учебную и иную информацию.

К понятию информационных ресурсов тесно примыкает содержащееся в ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» понятие информационных продуктов (продукции), под которыми понимается документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей. По смыслу приведенного определения, информационные продукты могут существовать как самостоятельно, так и входить в состав информационных ресурсов. В том и в другом случае они могут выполнять функцию товара.

Информационные услуги – еще одно из смежных с информацией понятий. Под ними законодатель в ст. 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» понимает действия субъектов (собственников и владельцев документированной информации) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

В федеральных законах «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене» даются определения и иным связанным с информацией понятиям. Приведем их.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные процессы – процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.

Информационная сфера (среда) – сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Международный информационный обмен – передача и получение информационных продуктов, а так же оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации.

Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Приведенными выше понятиями, связанными с информацией, их перечень, разумеется, не исчерпывается. В специальных законах, международных договорах и иных нормативных актах содержится значительное количество терминов, так или иначе затрагивающих информационную тематику. Их мы будем касаться по мере необходимости в других разделах учебного пособия. Завершая данную рубрику подчеркнем, что все сформулированные законодателем понятия, включая и понятие информации, достаточно условны и логически не выдержаны. Это объясняется уровнем научного знания на данном этапе развития системы правового регулирования отношений, объектом которых является информация, и степенью учета этого уровня законодателем.

Уровни информации и ее юридически значимый аспект.

Проблема формирования понятия информации в юридической науке должна решаться в рамках, очерченных представлениями об этом феномене в иных областях знания, но с использованием частных категорий юриспруденции и в единстве с ними. Такой категорией является объект правоотношения. Мы не будем обращаться к анализу различных подходов в понимании объекта правоотношений, а используем для целей настоящей работы один из распространенных вариантов его употребления, а именно как материального или нематериального блага. Это позволит нам выявить характерные аспекты информации как объекта правоотношений, которые предопределяют в дальнейшем специфику ее правового режима.

Выше было показано, что понятие информации привнесено в юридическую науку и законотворческую практику, будучи освоенным и приспособленным к нуждам математики, кибернетики, теории связи, философии, социологии, психологии, биологии и ряду других отраслей знания, которые используют присущий им понятийный аппарат, выделяя те стороны и свойства информации, которые сопряжены с предметной областью соответствующей науки.

Наибольшего единства взглядов представители различных отраслей знания достигли в определении уровней, или, как их еще называют, аспектов, информации, отражающих сущность данного феномена и характеризующих его с трех точек зрения, а именно синтатики, семантики и прагматики. Иногда к анализу содержательной информации подключают еще и уровень сигматики.

На уровне синтатики (синтаксический аспект информации) информация рассматривается как совокупность знаков и отношений между ними. Синтатика интересуется исключительно формальными аспектами языка, поэтому считается, что статистическая теория связи Винера – Шеннона дает количественное описание информации именно на синтаксическом уровне.

На уровне семантики (семантический аспект информации) информация рассматривается как отношение между знаками и обозначаемыми ими объектами. Семантику рассматривают иногда как «теорию значения», поскольку информация в данном случае считается неким замещением отражаемого объекта. Теоретические основы семантики базируются на взглядах Р. Карнапа, высказанных им в 1946 г.

На уровне прагматики (прагматический аспект информации) информация рассматривается как продукт, создаваемый и используемый людьми в конкретных обстоятельствах. На прагматическом уровне решаются вопросы ценности и полезности информации, т. е. ее значение для конкретных лиц и обществ в целом.

Из всех охарактеризованных выше уровней (аспектов) информации только прагматика интересуется конкретными пользователями информационного продукта и той областью общественных отношений, участниками которых они выступают. Указанное обстоятельство позволяет заключить, что прагматический аспект информации, фиксирующий и определяющий ее полезность в сфере общественных отношений, дает нам ту искомую сторону информации, которая придает ей качество блага. В этом отношении прагматический аспект информации, в отличие от синтаксического и семантического, юридически значим, поскольку именно благо, но не отношения между знаками и обозначаемыми или отражаемыми ими объектами есть категория, имманентная понятию объекта прав.

«Объект права следует искать в благах, обеспечиваемых правом как цели, а не в установленном поведении как цели» – писал Г. Ф. Шершеневич.

Хотя в юридической науке и нет единства мнений относительно самого понятия «благо», не будем высказывать каких-либо собственных суждений на этот счет, поскольку подобной задачи в настоящем пособии нет. Согласимся с В. Н. Протасовым в том, что благо – понятие весьма относительное, а «вещи, предметы, явления материального мира не есть абсолютные блага, блага вообще. В качестве таковых они выступают лишь в том отношении, аспекте, в котором они оказываются полезными к конкретным потребностям».

Информация, данная нам в прагматическом аспекте, в полной мере отвечает критерию блага, ибо на первый план в этом случае выходит ее полезность как свойство, служащее удовлетворению публичных или частных потребностей.

Таким образом, информацию следует рассматривать в качестве объекта права в образе блага, характеризующего ее полезность для участников отношений, урегулированных правом.

Из данного положения логически вытекает вопрос о том, к какой разновидности благ следует относить информацию.

Является ли она благом материальным или нематериальным, или благом особого рода?

Ответ на него зависит, прежде всего, от взглядов на место информации среди базовых мировоззренческих понятий материи и сознания. На этот счет существует множество точек зрения, в основе которых лежит признание того, что информация – это нечто третье и оно так же реально, как материя и сознание. Наиболее авторитетным представителем подобного подхода является «отец кибернетики» Норберт Винер, высказавший в свое время мысль о том, что «информация есть информация, не материя и не энергия» и в то же время не сознание. Его оппонент Г. Клаус, наоборот, полагал, что информация – это единство материи и сознания, но не материя и сознание, взятые сами по себе.

В отечественных философских исследованиях более позднего периода аналогичную взглядам Н. Винера позицию высказывает, например, Н. И. Жуков, считающий, что возражать против тезиса Н. Винера значит «игнорировать достижения современного естествознания и философии, значит идти против логики фактов… Информация может быть как идеальной, так и материальной (но не материей)».

Разделяя приведенные выше взгляды представителей различных отраслей знания, следует признать, что благо, представленное информацией, является благом особого рода. Оно материально в том смысле, что материя способна переносить, отражать или содержать информацию и нематериально, поскольку не является особым видом материи.

Связь информации с материальными носителями. Материальная и нематериальная стороны информации, делающие ее благом особого рода, проявляют себя в ее связи с материальными носителями. Проблема существования такой связи давно занимала и продолжает занимать ученых. Наиболее корректным образом данная проблема получила свое разрешение через призму доказательств существования свободной и связанной информации. Эти понятия были введены в научный обиход Леоном Бриллюэном в 50-х годах прошлого века.

Под свободной информацией понимают информацию, которая ассоциируется с процессом познания и свободно циркулирует между различными материальными носителями. Примерами свободной информации могут служить передаваемое по радио сообщение или звуки «живой» речи человека. Свободная информация представляет собой наиболее распространенное как в науке, так и обыденном применении значение термина «информация», поскольку именно она отождествляет собой содержательный аспект, фигурируя чаще всего в качестве сведений.

Связанная информация характеризует организованность, упорядоченность какой-либо системы. Говоря иначе, это информация, прошедшая стадию опредмечивания. Примерами связанной информации являются информация генетического аппарата клетки или информация, зафиксированная в техническом устройстве в виде определенного сочетания его конструктивных элементов, а также эстетическая информация, которую несут в себе произведения скульптуры, живописи, архитектуры. Связанная информация может как объективно существовать в природе, так и являться «рукотворной». Связанная информация как «застывшая структура» фиксирует конфигурацию или количественный или качественный состав самого материального носителя, например, сплава или технического изделия.

Одновременно с понятием связанной информации сосуществуют и широко используются, в том числе и правовой наукой, понятия произведения (в широком смысле) и обозначения. Эти понятия отражают идеальное начало рукотворной связанной информации, которое проявляет себя через формальные, искусственные признаки оригинальности, новизны, и т. п. авторского замысла. Данное начало идеально в том смысле, что только в абстракции, на которую способен человек, а не в реальности можно добиться расчленения материального носителя и воплощенного в нем результата интеллектуальной деятельности. При этом произведение, техническое решение или обозначение идеальны только в гносеологическом аспекте, ибо за его пределами идеальность (нематериальность) утрачивает смысл. Хотя связанная и свободная информация рассматриваются как два качественно различных типа информации, они взаимно предполагают друг друга и могут переходить одна в другую. Промежуточное звено между связанной и свободной информацией представляет так называемая «мертвая» информация. К ней относятся не используемые в данный момент сведения, которые объективированы в знаках, чертежах, магнитных записях и иных носителях. Очевидно, что проблема связи информации с материальным носителем актуальна применительно к обеим ее типам. Данную проблему обычно рассматривают одновременно с двух точек зрения. Первая опирается на постулат о невозможности существования информации без некоторого материального носителя. Вторая – состоит в том, что информация не связана с определенным, конкретным носителем. Отсутствие жесткой связи свободной информации с конкретным материальным носителем и одновременная нуждаемость в каком-либо из них при хранении или передаче доказываются возможностью естественной перекодировки информации при смене носителей. При этом информация остается инвариантной (неизменяющейся) тому носителю, на котором она «значится» в данный момент. Это следует из весьма простого примера воспроизведения информации, записанной на дискете, на бумажный носитель. В процессе подобного воспроизведения информация проходит соответствующие последовательные преобразования, считываясь в устройстве компьютера, и выводится на принтер в форме печатного текста. Таким образом, она меняет целый ряд материальных носителей, оставаясь той же самой в содержательном плане.

Завершая изложение данного раздела, подчеркнем, что информация, если ее и рассматривать только в качестве блага, весьма многолика. Она пронизывает сферы как материального, так и идеального, проявляя себя не только в объектах материального мира, но и в идеальных продуктах интеллектуальной деятельности. Да и само право как социальный феномен является одной из разновидностей информации.

§ 2. Сущность конституционного права на информацию и его гарантии

Сущность конституционного права на информацию. Право на информацию находится в ряду важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются в Российской Федерации. Признание и гарантии права на информацию в нашей стране отражают тенденцию следования требованиям международных принципов и стандартов по правам человека. Эти принципы и стандарты нашли свое воплощение в основополагающих международных соглашениях о защите прав и свобод человека.

Согласно п. 4 ст. 29 Конституции каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Право на информацию имеет многоаспектный характер, что предполагает его дифференциацию на ряд основных юридических возможностей, которые вытекают из содержания конституционных положений и основных принципов международных соглашений.

Во-первых, возможность доступа к информации, которая реализуется через право каждого свободно искать ее и получать. Данная возможность детализирована, в частности, ст. 14, 15,24 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» в форме, устанавливающей обязанность органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц облегчить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно их касающимися, если иное не предусмотрено законом.

Во-вторых, возможность обмена информацией, которая реализуется через право ее передавать и распространять. Указанная возможность получила дальнейшее развитие, к примеру, в ст. 25 Закона РФ «О средствах массовой информации», согласно которой воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается.

В-третьих, возможность производства информации, которая реализуется через ряд нормативных предписаний о свободе творчества, разработке и производстве информационных систем, о культуре, о науке и т. п.

Указанные возможности должны осуществляться законным способом и не выходить за рамки допустимых ограничений, предусмотренных для осуществления данного права. Требования к подобного рода ограничениям содержатся, в частности, в п. 3 ст. 19 Международного акта о гражданских и политических правах, согласно которому право свободы искать, получать и распространять информацию и идеи может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Вслед за Международным актом и рядом других международных соглашений в части третьей ст. 55 Конституции РФ провозглашена возможность ограничений прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения возможны в строго установленных случаях и вводятся, прежде всего, для защиты конституционного строя страны. В соответствии с названной статьей права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на информацию отнесено к разряду основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву присущи особые свойства – неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения (естественный характер). Неотчуждаемость права на информацию в данном случае следует рассматривать лишь в контексте невозможности и недопустимости лишения этого права без опоры на закон.

Очевидно, что и принадлежность права на информацию каждому от рождения связана не только с фактом рождения, но и с наличием ряда иных предусмотренных законом обстоятельств.

Право на информацию, закрепленное в ст. 29 Конституции РФ, имея особую значимость и фундаментальный характер, тесно связано с рядом иных основных прав и свобод человека. Сказанное, прежде всего, относится к праву на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (часть первая ст. 23 Конституции РФ), праву на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть вторая ст. 23 Конституции РФ) на свободу мысли и слова (часть первая ст. 29 Конституции РФ), на свободу массовой информации (часть пятая ст. 29 Конституции РФ), праву каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ), свободу всех видов творчества и преподавания (часть первая ст. 44 Конституции РФ), праву на доступ к культурным ценностям (часть вторая ст. 44 Конституции РФ).

Конституционное право на информацию в силу предписания части первой ст. 15 Конституции РФ имеет прямое действие и поэтому не требует дополнительной регламентации в законе. Вместе с тем конституционная норма части четвертой ст. 29 предполагает, что способы его реализации раскрываются нормами специальных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, возникающих по поводу информации.

Так, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует группу отношений, связанных с формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и использованием информационных технологий, защитой информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. В этом проявляется основополагающая роль конституционного права на информацию, которое выступает в качестве базового для возникновения разнообразных форм и многочисленных способов его осуществления и реализации в тех или иных конкретных правоотношениях. Таким образом, конституционные нормы дают общее направление дальнейшему регулированию информационных отношений, а нормы отраслевого законодательства устанавливают соответствующие правовые механизмы, посредством которых и обеспечивается реализация конституционного права.

Предоставляя гражданам право на информацию (в широком смысле), Конституция РФ предполагает определенные обязанности и ответственность государства перед гражданами. Это отражается прежде всего в предусмотренных Конституцией Российской Федерации гарантиях прав и свобод человека (часть первая ст. 17) и находит свое развитие в обязанностях органов государственной власти и местного самоуправления для беспрепятственного осуществления гарантированного права.

Гарантии права на информацию. Под гарантиями в юридической науке обычно понимают систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав. Их важнейшей функцией является содействие реализации прав личности, со стороны гарантирующего их субъекта и прежде всего государства. Сегодня ответственность за содействие в реализации прав личности в том числе и реализацию права на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, солидарно ложится на государство и субъектов Федерации. Это следует из п. «б» части первой ст. 72 Конституции РФ согласно которому защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Среди гарантий права на информацию следует выделить материальные, духовные и юридические гарантии.

Материальные гарантии выражаются в единстве экономического пространства, свободе перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической, в том числе предпринимательской деятельности.

Духовные гарантии представляют собой систему духовных ценностей, основанных на общественной сознательности и включающих, в частности, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Юридические гарантии представляют собой комплекс юридических средств и способов охраны и защиты права на информацию. Они занимают особое место в системе гарантий и являются предметом заботы прежде всего государства. Российская Федерация выполняет функцию содействия реализации права граждан на информацию в первую очередь посредством правотворческой деятельности, устанавливая в федеральных законах и других нормативных правовых актах те или иные гарантии. Так, согласно ст. 13 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», определяющей гарантии предоставления информации, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Важные гарантирующие функции выполняются Президентом Российской Федерации, являющимся согласно ст. 80 Конституции РФ гарантом прав и свобод человека и гражданина и Правительством РФ которое в соответствии со ст. 114 Конституции РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.

Одним из элементов юридических гарантий права на информацию выступают меры ответственности за нарушение этих прав. Нарушение гарантированных Конституцией РФ прав на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации преследуется по закону.

Считаются, в частности, преступлением, деяния должностных лиц, связанные с неправомерным отказом в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, или предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (ст. 140 УК РФ). Законом РФ «О средствах массовой информации» предусмотрено, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом (ст. 62).

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы информационного права России (О. А. Городов, 2003) предоставлен нашим книжным партнёром -

Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. Информационное законодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. Появление информационного законодательства в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно значимых отношений.

Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников информационного права и является основной их разновидностью.

Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, объектом которых является информация , производные от нее продукты и связанная с ними деятельность .

Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты органов субъектов РФ. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конституция РФ в пункте "и" ст. 71 относит информацию и связь к ведению Российской Федерации и в то же время защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации ( пункт "б" части первой ст. 72 Конституции РФ).

Среди правовых актов федеральных органов главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное либо длительное действие. Признание за федеральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников информационного права позволяет сделать вывод о необходимости их более широкого использования в правотворческой деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает.

Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, являются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нормативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона.

В нормативно-правовом массиве подзаконного характера ведущую роль играют указы Президента РФ, которые являются основными актами осуществления компетенции Президента РФ, непосредственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из основополагающих принципов разделения властей.

Среди подзаконных актов в информационной сфере видное место занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание либо дано конкретное поручение.

Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной компетенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой.

На уровне субъектов РФ применяются те же формы выражения информационного права , что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является часть 4 ст. 76 Конституции РФ.

Наряду с актами законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локальные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями различных организаций. С помощью локальных актов регулируются самые различные информационные вопросы, например порядок конфиденциального делопроизводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации защиты коммерческой тайны в организации и т.п.

В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения.