Алексей Николаевич Плещеев. Биография
(1825 - 1893), русский поэт. Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.
В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф. Достоевским, Н. Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.
В 1844 в "Современнике" появились первые стихотворения Плещеева ("Сон", "Странник", "На зов друзей"), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.
В 1846 выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение "Вперед! без страха и сомненья...".
В 1849 вместе с другими петрашевцами был приговорен к смертной казни, замененной солдатчиной, лишением "всех прав состояния" и отправкой в "отдельный оренбургский корпус рядовым".
В 1853 принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведен в унтер-офицеры, в мае 1856 получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу.
В 1857 женился, в 1859 после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под "строжайшим надзором", "без срока".
Активно сотрудничает с журналом "Современник", становится сотрудником и пайщиком газеты "Московский вестник", печатается в "Московских ведомостях"и др. Примыкает к некрасовской школе, пишет стихи о народной жизни ("Скучная картина", "Родное", "Нищие"), о жизни городских низов - "На улице". Под впечатлением от тяжелой участи Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение "Жаль мне тех, чья гибнет сила" (1868).
Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М. Михайлов, М. Салтыков-Щедрин и др.).
В 1870 - 80 Плещеев много занимался переводами: он переводил Т. Шевченко, Г. Гейне, Дж. Байрона, Т. Мура, Ш. Петёфи и других поэтов.
Как прозаик он выступил еще в 1847 с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его "Повести и рассказы" (1860). В конце жизни написал монографии "Жизнь и переписка Прудона" (1873), "Жизнь Диккенса" (1891), статьи о Шекспире, Стен-дале и др.
Интерес к театру особенно усилился в 1860-е, когда Плещеев подружился с А. Островским и сам начал писать пьесы ("Что часто бывает", "Попутчики", 1864).
В 1870 - 80 был секретарем редакции "Отечественных записок", после их закрытия - одним из редакторов "Северного вестника".
В 1890 Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, поддерживал семью больного Г. Успенского, Надсона и других, финансировал журнал "Русское богатство".
Плещеев был "крестным отцом" таких начинающих писателей, как В. Гаршин, А. Чехов, А. Апухтин, С. Надсон.
Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов.
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Стихотворения поэта
Ярошенко Н.А. Портрет А.Н. Плещеева. 1887. Холст, масло. ХХМ
Плещеев Алексей Николаевич (22.11/04.12.1825, Кострома - 26.09/08.10.1893, Париж ; похоронен в Москве) - писатель, критик; участник кружка М.В. Петрашевского.
Родился в обедневшей дворянской семье. Получив домашнее образование, поступил в Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, но, утратив интерес к военной службе, покинул школу (формально - уволившись «по болезни»). В 1843 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета по разряду восточных языков. В круг общения Плещеева в это время входили: ректор университета и издатель журнала «Современник » П.А. Плетнёв , А.А. Краевский , братья Майковы, Ф.М. Достоевский , И.А. Гончаров , Д.В. Григорович , М.Е. Салтыков-Щедрин . Первую подборку своих стихотворений он направил Плетнёву, который в письме Я.К. Гроту писал: «Видел ли ты в Современнике стихи с подписью А. П-въ ? Я узнал, что это наш студент еще 1-го курса, Плещеев. У него виден талант. Я его призвал к себе и обласкал его». В связи с болезнью, отсутствием средств, а также неудовлетворенностью системой преподавания Плещеев в 1845 г. ушел из Университета, посвятив себя исключительно литературной деятельности как поэт, затем как прозаик.
А.Н. Плещеев начал печататься в журналах с 1843 г. В 1846 г. выпустил сборник «Стихотворения». В творчестве Плещеева 1840-х гг. присутствует влияние М.Ю. Лермонтова. В духе социально-утопических воззрений Ш. Фурье и Ф. Ламенне развивал тему лермонтовского «Пророка» в стихотворениях «Любовь певца» (1845), «Поэту» (1846), «Сон» (1846). Стихи «Вперёд! без страха и сомненья», «По чувствам братья мы с тобой» стали революционными песнями. В. Н. Майков в рецензии на первый сборник стихов А.Н. Плещеева писал о вере поэта в «торжество на земле истины, любви и братства».
В 1872–1884 гг. А.Н. Плещеев жил в Петербурге. По приглашению Н.А. Некрасова состоял членом редакции «Отечественных записок», а после его кончины заведовал стихотворным отделом этого журнала. По закрытии «Отечественных записок» Плещеев способствовал созданию журнала «Северный вестник », в котором проработал до 1890 г., также руководя стихотворным отделом. Глубокая дружба связывала его с начинающим А.П. Чеховым , которого А.Н. Плещеев считал самым многоообещающим из молодых литераторов.
В 1870–1880-х гг. поэт занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков. Важное место в творчестве А.Н. Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература (сборник «Подснежник»).
Многие произведения А.Н. Плещеева положены на музыку. На его стихи создано более ста романсов и песен Н.А. Римским-Корсаковым («Ночь пролетала над миром»), П.И. Чайковским («Ни слова, о друг мой…»), М.П. Мусоргским , Ц.А. Кюи , А.Т. Гречаниновым , С.В. Рахманиновым .
А.Н. Плещеев скончался в Париже 26-го сентября 1893 г.; похоронен в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря., 3.
В Санкт-Петербурге: 1872–1890 - дом М.Б. Булатовой - Большая Спасская улица , д.1.
Библиография :
- Стихотворения. 1845–1846. СПб., 1846.
- Стихотворения А.Н. Плещеева. СПб., 1858.
- Стихотворения А.Н. Плещеева. М., 1861.
- Подснежник. Стихотворения для детей и юношества. СПб., 1878.
- Житейское. Повести и рассказы. СПб., 1880.
- Сборник театральных пьес для домашних и любительских спектаклей. Т. 1‒3. СПб., 1880.
- Песни старого друг Стихотворения. М., 1891.
- Дедушкины песни. Стихотворения для детей. М., 1895.
- Повести и рассказы / Под ред. и вступ. ст. П.В. Быкова. Т. 1‒2. СПб., 1896‒1897.
- Стихотворения / Под ред. и вступ. ст. П.В. Быкова. Изд. 4-е. СПб., 1905.
- Стихотворения. М., 1950.
- Избранное. М., 1960.
- Полн. собрание стихотворений / Вступ. ст. М.Я. Полякова. 2-е изд. М.‒Л., 1964.
- И сердца жар и чистые стремленья. М., 1978.
- Житейские сцены. М., 1986.
- Стихотворения. Проза. М., 1988.
- Мой садик. СПб., 2013.
Литература :
- Пустильник Л.С. Жизнь и творчество А. Н. Плещеева. М., 1981. (2-е изд. М., 1988; 3-е изд. М., 2008)
- Арсеньев К.К. Один из поэтов сороковых годов. Стихотворения А. Н. Плещеева. // Вестник Европы . 1887. Март. С. 432–437.
- Майков В. Стихотворения А. Плещеева // Майков В. Критические опыты. СПб., 1891. С. 129–135.
- Скабичевский А.М. История новейшей русской литературы. СПб., 1900.
- Дандевиль М.В. А.Н. Плещеев в форте Петровском. (По неизданным письмам). // Минувшие годы. 1908. Октябрь. С. 103–141.
- Венгеpов С.А. Героический характер русской литературы. СПб., 1911.
- Сакулин П.Н. Алексей Николаевич Плещеев. (1825–1893). // История русской литературы XIX века/ Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского . М., 1911. Т. 3. С. 481–490.
- Поэты-петрашевцы. Л., 1940.
- Бушканец Е. Неизвестное стихотворение А.Н. Плещеева // Вопросы литературы. 1957. № 9. С. 190–195.
- Жданов В.В. Поэты кружка петрашевцев // Поэты-петрашевцы. Л., 1957. С. 37–40.
- История русской литературы XIX в.: Библиографический указатель. М.‒Л., 1962.
- Добролюбов Н.А. Стихотворения А. Н. Плещеева // Собр. соч. М.‒Л., Т. 3. 1962.
- Добролюбов Н.А. Благонамеренность и деятельность // Собр. соч. М.‒Л., Т. 6. 1963.
- Салтыков-Щедрин М.Е. Новые стихотворения А. Плещеева // Собр. соч. М.‒Л., Т. 5. 1966.
- Щуров И.А., Лирика А.Н. Плещеева // Писатель и жизнь. Вып. 3. М., 1966.
- А.Н. Плещеев и русская литература: Сборник научных статей. Кострома, 2006.
Александр Блок в октябре 1908 года в статье «Вечера „искусств“» писал: «На днях один писатель (не моего поколения) рассказывал мне о прежних литературных вечерах: бывали они очень редко и всегда отличались особой торжественностью… Но почему потрясали сердца: Майков со своей сухой и изящной декламацией, Полонский с торжественно протянутой и романтически дрожащей рукой в грязной белой перчатке, Плещеев в серебряных сединах, зовущий „вперед без страха и сомненья“? Да потому, говорил мне писатель, что они как бы напоминали о чем-то, будили какие-то уснувшие струны, вызывали к жизни высокие и благородные чувства. Разве есть теперь что-нибудь подобное, разве может быть?»
Значение писателя в жизни своего времени не всегда соответствует масштабам его таланта и важности его вклада в развитие отечественной литературы. Нередко в истории поэзии мы видим, как, хотя бы и неполные, ответы на жгучие вопросы придают силу голосу художника. В не меньшей степени действуют на читателей жизнь и характер писателя, его личное обаяние, его убеждения и искренность. Именно таким был поэтический облик А. Н. Плещеева.
Мысль о значении гражданского начала в поэзии у Блока пробудила воспоминание о Плещееве. И действительно, симпатичная фигура поэта-революционера до конца дней его вызывала в молодом поколении горячее сочувствие. Участие Плещеева в революционном движении определило в равной мере и основные мотивы и особенности его произведений, и его личную судьбу. В день сорокалетнего юбилея Плещеев получил множество поздравлений, и среди них были письма участников революционного движения и революционно настроенной молодежи. Так, студент-художник восторженно отмечал как удивительный для годов реакции «славный малопонятный подвиг» служения поэта под «одним и тем же знаменем».
Характерно также и то, что для реакционной печати и царского правительства Плещеев до конца дней своих оставался живым воплощением революционных настроений русского народа. Недаром в день его смерти газетам было запрещено печатать какое бы то ни было «панегирическое слово покойному поэту».
Стихотворения А. Н. Плещеева – поэтическая биография лучших людей 40-60-х годов прошлого века, для которых неизменными оставались революционные идеалы. В этом смысле поэзия петрашевца неотделима от истории русской демократической поэзии и истории освободительной борьбы второй половины XIX столетия. Плещеев оценил и понял значение новых поколений русских революционеров и в течение весьма длинного жизненного и творческого пути стремился ответить на поставленные ходом общественного развития вопросы – именно поэтому его влияние на современность было так велико.
Алексей Николаевич Плещеев родился 22 ноября 1825 года в Костроме. Отец его, Николай Сергеевич, потомок старинного и известного в истории России дворянского рода, служил при олонецком, вологодском и архангельском губернаторах. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, куда был переведен его отец. Получив отличное домашнее образование, он в 1839 году был, по желанию матери, определен в школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Будущему поэту довелось здесь столкнуться с отупляющей и развращающей атмосферой николаевской военщины, которая навсегда поселила в его душе «самую искреннюю антипатию» (письмо к В. Д. Дандевилю от 24 мая 1855 года). Через полтора года он ушел из школы. В 1843 году будущий поэт поступил на восточный факультет Петербургского университета, в котором пробыл до лета 1845 года. Одновременно с ним здесь учились Н. Спешнев, А. Ханыков, Д. Ахшарумов и др. В этом кругу товарищей, большинство которых позже войдет в общество Петрашевского, складывались литературные и политические интересы Плещеева. Знаменательно, что приблизительно в то же время начинается поэтическая деятельность многих будущих участников кружка Петрашевского: Салтыкова-Щедрина, Пальма, Дурова и др. Именно в это «невыгодное для поэтов» (по выражению Некрасова) время в печати появились первые стихотворения А. Н. Плещеева. В февральском номере «Современника» за 1844 год он напечатал стихотворение «Ночные думы». Издатель «Современника» и ректор Петербургского университета П. А. Плетнев писал Я. К- Гроту 16 марта 1844 года: «Видел ты в „Современнике“ стихи с подписью А. П-в? Я узнал, что это наш студент еще 1-го курса Плещеев. У него виден талант. Я его призывал к себе и обласкал его. Он идет по восточному отделению, живет с матерью, у которой он единственный сын, и в университет перешел из школы гвардейских подпрапорщиков, не чувствуя расположения к ратной жизни». Вскоре обнаружилось идейное расхождение Плещеева с «Современником», которое сам же Плетнев объяснил влиянием идей Белинского или, как пишет он, «доктрины Краевского». Белинскому принадлежит важная роль в становлении политических и литературных взглядов Плещеева-студента. В своих статьях поэт с горячим чувством вспоминал о значении статей Белинского в его время, «когда с каким-то лихорадочным нетерпением ожидалась публикой каждая книжка журнала, где писал Белинский. Сильнее билось сердце молодого поколения в ответ на его могучий, страстный, энергический голос, говоривший о любви к истине, науке и человечеству, беспощадно преследовавший все низкое, противное достоинству человека – в жизни, и все ложное, напыщенное, риторическое – в искусстве». И затем он так определял роль Белинского в судьбе своего поколения: «Сколько людей обязаны ему своим развитием; скольких научил он сознательно смотреть на окружающую их действительность, скольким помог уразуметь всю пошлость и уродливость некоторых ее явлений, вопреки воспитанию, приучившему рабски склонять перед этими явлениями голову…»
Отрицание пошлости и уродливости тогдашнего общества, демократические и социалистические идеи – таков один из итогов студенческого периода. Недаром летом 1845 года он покинул университет и в письме к П. А. Плетневу объяснил свой уход неудовлетворенностью университетским курсом и желанием «посвятить себя наукам живым… близким к жизни и, следовательно, к интересам нашего времени…». Среди этих наук он называет далеко не случайно историю и политическую экономию. Этот перелом в настроениях Плещеева привел его также к отказу от сотрудничества в благонамеренном (донекрасовском) «Современнике». В том же 1845 году он попытался забрать у Плетнева под благовидным предлогом свои стихотворения, объясняя это тем, что их нельзя печатать без «значительных поправок и изменений».
Видимо, этим объясняется его переход с 1845 года в другие издания – «Репертуар и Пантеон» и «Иллюстрацию». Во всяком случае, характерно, что в 1844 году он напечатал в «Современнике» 13 стихотворений, в 1845 году – два, а в 1846-м появилось только одно – «На память», с датою –1844 год. С начала 1845 года Плещеев, по существу, прекратил участие в журнале Плетнева. Этим же объясняется и то обстоятельство, что стихотворения, опубликованные в «Современнике» в 1845–1846 годах, он вновь напечатал в других органах, а некоторые появляются одновременно в «Современнике» и «Репертуаре и Пантеоне». Во многом меняется и сам характер его поэтической деятельности.
Крайне знаменателен тот факт, что уход из «Современника» и университета совпадает с возникновением тайного общества Петрашевского. Общность литературных и философско-политических интересов сближает Плещеева с Н. В. Ханыковым, П. В. Веревкиным, И. М. Дебу, М. В. Петрашевским, братьями Майковыми, Милютиными и др. Из них и составилось в 1845 году тайное общество Петрашевского. Плещеев принадлежал к числу наиболее видных участников «пятниц» (или, как их называли участники, – «комитетов» или «сходок») Петрашевского. Он был посетителем «пятниц» с момента их возникновения, то есть с начала 1845 года. Вместе с Ханыковым, Баласогло, Дуровым, Вл. Милютиным, Салтыковым, Спешневым, Энгельсоном Плещеев входил в основное ядро этого политического общества уже в 1845–1846 годах. Кроме того, он был связан и с другими кругами оппозиционно настроенной интеллигенции Петербурга. В числе его знакомых были братья Бекетовы, в доме которых также «слышался негодующий благородный порыв против угнетения и несправедливости». Здесь он сдружился с рано погибшим критиком Валерьяном Майковым и Ф. М. Достоевским. Весной 1846 года Плещеев познакомил Ф. Достоевского с Петрашевским. Осенью 1848 года по почину Плещеева и Достоевского возник особый кружок С. Ф. Дурова, А. И. Пальма и Плещеева. В полицейской сводке сказано: «Григорьев отозвался, что они <вечера у Дурова> имели характер политический». По показаниям А. Н. Барановского, зимою 1846–1847 года в рассказывании различных антиправительственных анекдотов «отличались преимущественно Петрашевский и Плещеев».
ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич родился в семье губернского чиновника - поэт.
Его семья принадлежала к старинной дворянской фамилии. В 1827 отец Алексея Николаевича переводится на службу в Нижний Новгород, где провел свои детские годы и будущий поэт.
До 13 лет Алексей Николаевич учился дома, где получил хорошее образование и знание иностранных языков.
В 1839 был отдан в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, где некогда учился и Лермонтов .
В 1843 поступает на восточный факультет Петербургского университета. Однако предметы, которыми он занимался «без всякой любви», заставляют его покинуть университет, чтобы на свободе заняться «живыми» науками, близкими «к интересам времени» - историей и политэкономией.
В 1844 появляются первые стихотворения Плещеева, которые он публикует в «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Литературной газете».
В 1846 вышел первый сборник. Поэт звал в них к «доблестному подвигу», верил в «желанный час освобождения» народа из-под ига самодержавия. Он становится членом общества, возглавляемого Петрашевским.
В 1849 кружок был разгромлен. Алексей Николаевич вместе с другими членами кружка был приговорен к смертной казни, которая в последнюю минуту была заменена солдатчиной и ссылкой. Лишенный «всех прав и состояния», отданный рядовым в Оренбургские линейные батальоны, он почти 10 лет тянул солдатскую лямку.
В середине 50-х гг. Алексей Николаевич возобновляет прерванную литературную деятельность. Он активный сотрудник «Современника», в 1859- 60 неофициально редактирует газету «Московский вестник».
В 1858, 1861 и 1863 выходят сборники.
В 1887, 1898 и 1905 - полное собрание его стихотворений.
В 1860 и 1896-97 - два тома повестей и рассказов.
Плещеев издает в эту пору «Повести и рассказы» И. С. Тургенева , семь выпусков полезного пособия для учащихся - «Географические очерки и картины» , литературные сборники для детей. Много пишет для театра. Закрытие «Современника», «Русского слова» ставят Плещеева в тяжелое положение, он вынужден служить ревизором Контрольной палаты Московского почтамта.
С 1867 в связи с возобновлением Некрасовым «Отечественных записок», сотрудничает с журналом.
В 1872 Алексей Николаевич получил разрешение на въезд в Петербург и стал бессменным секретарем некрасовского журнала, активным его сотрудником.
С 1877 - заведующим стихотворным отделом. После закрытия «Отечественных записок» вместе с основной группой членов редакции этого журнала перешел в «Северный вестник», где с 1884 по 1890 заведовал стихотворным и беллетристическим отделами. Плещеев заботился об успехе журнала и прилагал много сил, чтобы улучшить его литературно-художественные отделы. Он принимал деятельное участие в работе Литературного фонда, был старшиной Артистического кружка в Москве, организованного Островским, одним из учредителей Общества русских драматургических писателей, председателем Общества сценических деятелей, членом Театрально-литературного комитета, активным участником Общества российской словесности.
Стихотворения, вошедшие в сборник 1846, привлекли внимание читателей своей общественной направленностью. Испытав сильное воздействие Пушкина , Лермонтова, Огарева , Алексей Николаевич продолжал традиции гражданской лирики.
Его стихотворение «Вперед! без страха и сомненья...» было программным для петрашевцев. Прозванное «русской Марсельезой», оно звучало на митингах и маевках и стало песней рабочих, которую пели в канун революции.
Не меньшей популярностью пользовалось стихотворение «По чувствам братья мы с тобой» , которое до недавнего времени приписывали то Добролюбову, то Рылееву . Призывавшее к бесстрашию, оно способствовало сплочению передовых людей, было любимейшим в семье Ульяновых. Стихи поэта оказали огромное воздействие как на современников поэта, так и на последующие поколения.
Ни арест, ни солдатчина, ни ссылка не сломили убеждений поэта, страстного последователя идей Белинского , его стремления честного служения своей музой обществу. Еще находясь в ссылке, Плещеев внимательно следит за деятельностью Чернышевского , Добролюбова, Некрасова. В первых же стихотворениях, написанных в середине 50-х гг., звучат мотивы сострадания к горю народа, к участи угнетенных. Поэт создает ряд стихотворений, где звучит призыв к юному поколению бороться во имя новой жизни («О, юность, где же ты?» ). Через многие стихотворения поэта проходит тема любви к родине и народу, страдающему под игом самодержавия («Нищие», «Родное», «Скучная картина», «На улице» ).
Самое сильное стихотворение этого цикла - «Отчизна» , где изображена горькая жизнь труженика убогих деревень. Поэт мечтает о том дне, когда исчезнет «ненависть племен», когда не будет «братской кровью меч народов обагрен» («Иль те дня еще далеки?» ).
Реалистические тенденции русской литературы обусловили развитие сатирического жанра в ней. Наряду с Некрасовым к нему обращается в 50-е гг. и Плещеев, которому принадлежит ряд сатирических произведений («Мой знакомый», «Счастливец», «Дети века все больные» ). Самое сильное стихотворение этого цикла - «Марш отступников» , полное ненависти к ренегатам и предателям. Элементы сатиры мы находим и в элегических стихотворениях Плещеева. Поэт никогда не стоял в стороне от общественной жизни, он откликается на острые вопросы и политические события, обращаясь к молодежи, к единомышленникам, участникам революционного движения. Он вновь, как и в начале своего пути, поднимает вопрос о назначении поэта и поэзии, причем поэт выступает уже не только как пророк, предсказывающий грозную расплату, но и как боец.
Как и Некрасов, он обращается к образам великих людей своего времени. Он посвящает стихи Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову, в которых воплощены характерные черты замечательных борцов революционной демократии. И, несмотря на то, что ни в одном стихотворении не обозначен адресат (из-за цензуры, особенно свирепствовавшей, когда эти произведения создавались), современники узнали тех, чей облик нашел воплощение в стихах Алексея Николаевича.
Разгром революционного движения в 60-е гг., гибель Добролюбова, Михайлова, арест и ссылка Чернышевского потрясли Алексея Николаевича, он тяжело переживал эти события. Гнетущими были и условия работы в связи с наступлением реакции, необыкновенно тяжелыми обстоятельствами личной жизни. Плещеев тяжело переживал в 60-70-е гг. то, что не мог сказать «нового слова» «свежим борцам», что ему приходилось только сочувствовать продолжающим дело, которому он отдал лучшие годы юности. Поэт болезненно переживал свою оторванность от крестьянской массы. Его мучило сознание, что он не может воплотить в жизнь свои идеалы, то есть принять непосредственное участие в борьбе за свободу народа, и эти раздумья мы находим в ряде произведений («Жаль мне тех, чья гибнет сила», «Старик», «Так тяжело, так горько мне и больно» ). Но лирический герой Плещеева не противостоит людям, обществу, а тесно связан с ними. Поэт никогда не совершал компромиссов со своей совестью, оставаясь верным служению отчизне.
Большое место в творчестве Алексея Николаевича 70-х гг. занимает пейзажная лирика, отличающаяся простотой, задушевностью («Летние песни» ). Много сил и энергии отдал он, созданию детской литературы, посвятив самым маленьким читателям прекрасные стихотворения, проникнутые горячей любовью к ним. Поэт-гуманист стремился познакомить ребенка с жизнью, объяснить окружающий мир. Он нарисовал прекрасные картины родной природы «родимой сторонки». Эти чудесные стихи по достоинству оценили Варламов, Мусоргский, Гречанинов, Кюи, Чайковский, написавшие на них музыку.
Немалое значение имеет деятельность Алексея Николаевича как переводчика. В переводе он видел продолжение своего оригинального творчества, придавая большое значение выбору оригинала. Несмотря на крайнюю нужду, которая заставляла его переводить ради насущного хлеба, он относился к переводу как большому и важному средству в деле воспитания читателя, как высокому искусству, как к работе художественной. Его перу принадлежат первые в России переводы из Стендаля, Золя, Ж. Занд, Додэ, Мопассана, Брет Гарта; он один из первых переводчиков Гейне, Петефи, Байрона.
Разносторонне образованный, обладавший тонким эстетическим чутьем, Алексей Николаевич был видным, талантливым критиком, которому принадлежит множество критических статей, обзоров, рецензий, напечатанных анонимно и под различными псевдонимами во многих газетах и журналах.
Критические отзывы Плещеева очень ценились Добролюбовым, Некрасовым, Островским. Статьи революционно-демократических критиков, а также редакционные рецензии некрасовских журналов «Современник» и «Отечественные записки» отражали отношение передовых людей к творчеству Плещеева, опровергали потуги реакционной и либеральной критики, стремившейся исказить гражданский характер его поэзии. Стихи Плещеева А.Н. переведены на многие европейские языки.
Умер – , Париж.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Биография Алексея Николаевича Плещеева Работу выполнила Рудикова Ольга Александровна
Алексей Николаевич Плещеев (1825 - 1893) п оэт переводчик прозаик д раматург критик
Алексей Николаевич Плещеев родился 22 ноября 1825 года в Костроме в семье губернского чиновника. Отец и мать принадлежали к старинному родовитому дворянству. Однако семья Плещеевых жила небогато. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Особенно трудным материальное положение семьи стало после смерти отца. Все же мать сумела дать сыну отличное домашнее образование.
В 1839 г. в Петербурге становится юнкером Школы Гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Обстановка военного училища угнетала его и через год он поступает в университет, но через два года оставляет и университет. В студенческие годы значительно расширился круг знакомств Плещеева и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с историей и политической экономией. Он писал стихи, а во второй половине 40-х годов Плещеев довольно успешно выступал и как прозаик. Его деятельность переводчика охватывала весь его творческий путь. Он переводил прозу и стихи.
1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.
Любимый поэт русской молодежи 1840-х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихотворения будут собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник».
Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему. Однако и у самого Плещеева жизнь складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором. Всю жизнь он боролся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.
Три последних года жизни Плещеев оказался освобождён от забот о заработках. В 1890 году он получил огромное наследство от пензенского родственника Алексея Павловича Плещеева и поселился с дочерьми в Париже. Поэт внёс значительную сумму в Литературный фонд, учредил фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей.
В 1893 году, уже тяжело больной, А. Н. Плещеев в очередной раз направился на лечение в Ниццу и по пути, 8 октября 1893, скончался от апоплексического удара. Тело его было перевезено в Москву и погребено на кладбище Новодевичьего монастыря.
Где провёл детство Алексей Николаевич Плещеев? НИЖНИЙ НОВГОРОД
3. Известный детский сборник поэта?
4. Где жил Алексей Николаевич Плещеев после получения наследства и до самой смерти?
5. Где похоронен поэт?
Источники ru.wikipedia.org/ wiki / Плещеев,_Алексей_Николаевич