Святой великий угодник Божий Ипатий, епископ города Гангры, в Пафлагонии1, был один из триста восемнадцати святых отцов, участвовавших на I Вселенском Соборе, собранном в царствование Константина Великого2 в городе Никее3. Здесь он с прочими святыми отцами, исполненный Святого Духа и одушевленный ревностью к православию, изобличил Ария в ереси и предал его анафеме.
Святой Ипатий имел от Бога великий дар чудотворения; он исцелял различные недуги и изгонял бесов. В одном селении он претворил текущий с гор источник горькой воды в сладкий; а в другом месте, по его молитве, потек из земли источник теплой воды, имеющий целебные свойства. Однажды в темную ночь он ходил возле реки, и вот из воды появлялись огни, указывавшие ему дорогу, чтобы он не сбился с нее и не попал в реку. Он умертвил также страшного змея. При Констанции4, воцарившемся по смерти брата своего Константина5, к царскому дворцу неизвестно откуда приполз очень большой змей. Окружив царскую сокровищницу, где лежало много золота и другого богатства, он положил голову при входе в эту комнату и никому не давал войти в нее. Царь Констанций пришел от этого в ужас и послал сказать святителю Божию Ипатию, чтобы он пришел в Царьград, ибо имя святого было славно благодаря чудесам, совершаемым им благодатию Христовою. Царь с честью встретил святого, поклонился ему до земли и просил его своею молитвою прогнать от царской сокровищницы змея, которого не могла изгнать никакая сила человеческая, - так как даже многие духовные лица, вооружившись молитвою, пытались изгнать его, но без всякого успеха; некоторые же из них при этом даже пострадали. Святой же сказал на это царю:
- Царь! Если наша молитва и будет бессильна, то не тщетна будет твоя вера пред Богом.
Затем, пав на землю, он молился довольно долго. Потом, поднявшись, Ипатий сказал царю:
- Среди конского ристалища6, где находится статуя твоего отца, вели поставить печь и накалить ее как можно сильнее, в ожидании когда я приду туда.
Тотчас же приготовили и разожгли печь; тогда святой Ипатия, взяв святительский жезл, подошел к царскому дворцу, открыл ворота сокровищницы и долго бил жезлом змея. Народ и царь, объятые страхом и трепетом, смотрели издалека, и, видя, что змей не уползает (а день уже склонялся к вечеру), все думали, что змей умертвил святого, как это случилось ранее с некоторыми иереями. Святитель же Ипатий, подняв очи к небу и призвав на помощь Господа, вложил в пасть змею жезл со словами:
- Во имя Господа моего Иисуса Христа следуй за мною.
Змей, взявшись зубами за жезл, точно связанный пленник, последовал за святым. И действительно, его связал Божьею силою великий чудотворец.
Потом святой Ипатий отошел от царской сокровищницы, обошел все конское ристалище и торговую площадь, водя змея. Народ, видя змея, держащегося за край жезла и влекомого святым, ужасался и удивлялся. А змей был весьма страшен, длина его равнялась шестидесяти локтям7. Приблизившись к огненной печи, горящей великим пламенем, святой сказал змею:
- Во Имя Христа, Которого я, недостойный, проповедую, повелеваю тебе войти в средину того огня!
Тогда страшный змей тот, перегнувшись, бросился стремительно в огненную печь, посредине которой и сгорел. Все, смотревшие на это с ужасом, прославляли Бога за то, что Он при их жизни явил миру такого светильника и чудотворца, святого Ипатия.
Тогда царь воздал великое благодарение Богу и угоднику Его, святому Ипатию, которого почитал, как отца своего. Он повелел на доске сделать изображение лица его и поставил это изображение в своей царской сокровищнице на прогнание бесов; а святого, наградив дарами и любезно облобызав, отпустил в дом его.
Когда святой возвращался на свой святительский престол, злые люди, последователи учения Новата8, будучи разжигаемы великою завистью на святителя Божия, устроили ему засаду на пути в узком проходе, на краю горной пропасти и на берегу болота, вооружившись мечами и кольями. Как только он подошел к тому месту, они напали на него внезапно, устремившись, подобно диким зверям, и, сильно изранив его, сбросили с высокого берега в болотную топь. Святой, оставшись едва живым, простер руки немного кверху и, возведя очи на небо, как некогда святой первомученик Стефан9, молился за убийц своих, говоря: "Господи! Не вмени им греха этого" (Деян.7:60). И когда он так молился, одна злая женщина, держащаяся Ариевой ереси, взяв увесистый камень, ударила им святого сильно по голове и убила его. Святая душа Ипатия, тотчас отрешившись от тела, отошла ко Господу10. Убийцы, взяв тело святого, скрыли его в находящейся близ того места пещере и ушли.
Но их за пролитие неповинной крови не замедлило постигнуть Божие наказание. Так, прежде всего, на женщину ту и на том же месте напал дух нечистый и мучил ее. Она непрестанно била себя в грудь тем самым камнем; потом и все те мучители сделались бесноватыми и сильно страдали.
После того земледелец некий, которому принадлежала та пещера (где он хранил солому), ничего не зная о совершенном неправедном убийстве, пришел взять оттуда солому для скота своего и, слыша голоса поющих ангелов, удивлялся и пришел в ужас. И когда он, начав брать солому, нашел мертвое тело, покрытое все ранами, при этом еще более ужаснулся; узнав же в мертвом своего святого епископа Ипатия, он побежал к своим односельчанам, и они скоро рассказали обо всем этом в городе. Жители города Гангр, тотчас собравшись, пришли с великим плачем на то место и, взяв честное тело святого отца и пастыря своего, погребли его с великою честью. Женщина же убийца следовала за телом святого, несомого к погребению, и на пути била себя тем самым камнем, которым убила Божия архиерея и исповедала во всеуслышание грех свой.
Когда тело святого было погребено, та женщина исцелилась от беснования; исцелились также и все другие, бывшие ранее бесноватыми, сообщники убийства святого, при гробе святого, который и по смерти благодетельствовал врагам своим, по незлобию своему. Много и других чудес и исцелений совершилось там над людьми, с верою приходящими ко гробу святого Ипатия, по его молитвам к Богу.

1 Пафлагония - малоазийская область
2 Святой Константин царствовал с 324 по 337 г.
3 Собор этот происходил в 325 г. и был созван для обличения пресвитера александрийского Ария, нечестиво учившего, что Сын Божий не равен Богу Отцу и есть Его творение.
4 Император Констанций царствовал с 337 по 361 г.
5 Константин II, старший сын Константина Великого, царствовал с 337 по 340 г.
6 Место состязания в конском беге.
7 Локоть - мера длины; он равнялся 10-12 нашим вершкам.
8 Новат - пресвитер карфагенской церкви, живший в III в. и известный как основатель церковного раскола. Сущность этого раскола состоит в следующем: когда в 248 г. в Карфагене был избран епископом святой Киприан, пять пресвитеров, среди которых особенно выделялся Новат, недовольные этим избранием, отделились от Киприана, причем Новат, без ведома и воли епископа, поставил в диакона Фелициссима, человека богатого и влиятельного. Раскол тот в Церковной Истории известен под именем "раскола Новата и Фелициссима". Раскольники, отделившиеся от церкви, были осуждены на карфагенском соборе 251 г.
9 Святой архидиакон и первомученик Стефан пострадал; около 34 г. Память его празднуется 27 декабря.
10 Кончина святого мученика последовала около 326 г.

Икона священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрского (деньпамяти 13 пареля) помогает в приобретении жилья, решении домашних и семейных проблем. Также икона Святого Ипатия славится чудотворными исцелениями многих болезней и изгнанием бесов.

Икона священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрского (день памяти 13 пареля) помогает в приобретении жилья, решении домашних и семейных проблем. Также икона Святого Ипатия славится чудотворными исцелениями многих болезней и изгнанием бесов.

Святой великий угодник Божий Ипатий, епископ города Гангры, в Пафлагонии, был один из триста восемнадцати святых отцов, участвовавших на I Вселенском Соборе, собранном в царствование Константина Великого в городе Никее. Здесь он с прочими святыми отцами, исполненный Святого Духа и одушевленный ревностью к православию, изобличил Ария в ереси и предал предать его анафеме.

Святой Ипатий имел от Бога великий дар чудотворения; он исцелял различные недуги и изгонял бесов. В одном селении он превратил текущий с гор источник горькой воды в сладкий; а в другом месте, по его молитве, потек из земли источник теплой воды, имеющий целебные свойства. Однажды в темную ночь он ходил возле реки, и вот из воды появлялись огни, указывавшие ему дорогу, чтобы он не сбился с нее и не попал в реку. Он умертвил также страшного змея. При Констанции, воцарившемся по смерти брата своего Константина, к царскому дворцу неизвестно откуда приполз очень большой змей. Окружив царскую сокровищницу, где лежало много золота и другого богатства, он положил голову при входе в эту комнату и никому не давал войти в нее. Царь Констанций пришел от этого в ужас и послал сказать Ипатию, чтобы он пришел в Царьград, ибо имя святого было славно благодаря чудесам, совершаемым им благодатию Христовою. Царь с честью встретил святого, поклонился ему до земли и просил его своею молитвою прогнать от царской сокровищницы змея, которого не могла изгнать никакая сила человеческая, - так как даже многие духовные лица, вооружившись молитвою, пытались изгнать его, но без всякого успеха; некоторые же из них при этом даже пострадали. Святой же сказал на это царю:

Царь! Если наша молитва и будет бессильна, то не тщетна будет твоя вера пред Богом.

Затем, пав на землю, он молился довольно долго. Потом, поднявшись, Ипатий сказал царю:

Среди конского ристалища, где находится статуя твоего отца, вели поставить печь и накалить ее как можно сильнее, в ожидании когда я приду туда.

Тотчас же приготовили и разожгли печь; тогда святой Ипатий, взяв святительский жезл, подошел к царскому дворцу, открыл ворота сокровищницы и долго бил жезлом змея. Народ и царь, объятые страхом и трепетом, смотрели издалека, и, видя, что змей не уползает (а день уже склонялся к вечеру), все думали, что змей умертвил святого, как это случилось ранее с некоторыми иереями. Святитель же Ипатий, подняв очи к небу и призвав на помощь Господа, вложил в пасть змею жезл со словами:

Во имя Господа моего Иисуса Христа следуй за мною.

Змей, взявшись зубами за жезл, точно связанный пленник, последовал за святым. И действительно, его связал Божьею силою великий чудотворец. Потом святой Ипатий отошел от царской сокровищницы, обошел все конское ристалище и торговую площадь, водя змея. Народ, видя змея, держащегося за край жезла и влекомого святым, ужасался и удивлялся. А змей был весьма страшен, длина его равнялась шестидесяти локтям. Приблизившись к огненной печи, горящей великим пламенем, святой сказал змею:

Во Имя Христа, Которого я, недостойный, проповедую, повелеваю тебе войти в средину того огня!

Тогда страшный змей тот, перегнувшись, бросился стремительно в огненную печь, посредине которой и сгорел. Все, смотревшие на это с ужасом, прославляли Бога за то, что Он при их жизни явил миру такого светильника и чудотворца, святого Ипатия.

Тогда царь воздал великое благодарение Богу и угоднику Его, святому Ипатию, которого почитал, как отца своего. Он повелел на доске сделать изображение лица его и поставил это изображение в своей царской сокровищнице на прогнание бесов; а святого, наградив дарами и любезно облобызав, отпустил в дом его.

Когда святой возвращался на свой святительский престол, злые люди, последователи учения Новата, будучи разжигаемы великою завистью на святителя Божия, устроили ему засаду на пути в узком проходе, на краю горной пропасти и на берегу болота, вооружившись мечами и кольями. Как только он подошел к тому месту, они напали на него внезапно, устремившись, подобно диким зверям, и, сильно изранив его, сбросили с высокого берега в болотную топь. Святой, оставшись едва живым, простер руки немного кверху и, возведя очи на небо, как некогда святой первомученик Стефан, молился за убийц своих, говоря: "Господи! Не вмени им греха этого" (Деян.7:60). И когда он так молился, одна злая женщина, держащаяся Ариевой ереси, взяв увесистый камень, ударила им святого сильно по голове и убила его. Святая душа Ипатия, тотчас отрешившись от тела, отошла ко Господу. Убийцы, взяв тело святого, скрыли его в находящейся близ того места пещере и ушли.

Но их за пролитие неповинной крови не замедлило постигнуть Божие наказание. Так, прежде всего, на женщину ту и на том же месте напал дух нечистый и мучил ее. Она непрестанно била себя в грудь тем самым камнем; потом и все те мучители сделались бесноватыми и сильно страдали.

После того земледелец некий, которому принадлежала та пещера (где он хранил солому), ничего не зная о совершенном неправедном убийстве, пришел взять оттуда солому для скота своего и, слыша голоса поющих ангелов, удивлялся и пришел в ужас. И когда он, начав брать солому, нашел мертвое тело, покрытое все ранами, при этом еще более ужаснулся; узнав же в мертвом своего святого епископа Ипатия, он побежал к своим односельчанам, и они скоро рассказали обо всем этом в городе. Жители города Гангр, тотчас собравшись, пришли с великим плачем на то место и, взяв честное тело святого отца и пастыря своего, погребли его с великою честью. Женщина же убийца следовала за телом святого, несомого к погребению, и на пути била себя тем самым камнем, которым убила Божия архиерея и исповедала во всеуслышание грех свой.

Когда тело святого было погребено, та женщина исцелилась от беснования; исцелились также и все другие, бывшие ранее бесноватыми, сообщники убийства святого, при гробе святого, который и по смерти благодетельствовал врагам своим, по незлобию своему. Много и других чудес и исцелений совершилось там над людьми, с верою приходящими ко гробу святого Ипатия, по его молитвам к Богу.

Сщмч. Ипатий. Феофан Критский и Симеон.
Фреска церкви свт. Николая.
Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Святой великий угодник Божий Ипатий, епископ города Гангры, в Пафлагонии(*1), был один из триста восемнадцати святых отцов, участвовавших на I Вселенском Соборе, собранном в царствование Константина Великого(*2) в городе Никее(*3). Здесь он с прочими святыми отцами, исполненный Святого Духа и одушевленный ревностью к православию, изобличил Ария в ереси и предал его анафеме.

Святой Ипатий имел от Бога великий дар чудотворения; он исцелял различные недуги и изгонял бесов. В одном селении он претворил текущий с гор источник горькой воды в сладкий; а в другом месте, по его молитве, потек из земли источник теплой воды, имеющий целебные свойства. Однажды в темную ночь он ходил возле реки, и вот из воды появлялись огни, указывавшие ему дорогу, чтобы он не сбился с нее и не попал в реку.
Он умертвил также страшного змея. При Констанции(*4), воцарившемся по смерти брата своего Константина(*5), к царскому дворцу неизвестно откуда приполз очень большой змей. Окружив царскую сокровищницу, где лежало много золота и другого богатства, он положил голову при входе в эту комнату и никому не давал войти в нее. Царь Констанций пришел от этого в ужас и послал сказать святителю Божию Ипатию, чтобы он пришел в Царьград, ибо имя святого было славно благодаря чудесам, совершаемым им благодатию Христовою. Царь с честью встретил святого, поклонился ему до земли и просил его своею молитвою прогнать от царской сокровищницы змея, которого не могла изгнать никакая сила человеческая, - так как даже многие духовные лица, вооружившись молитвою, пытались изгнать его, но без всякого успеха; некоторые же из них при этом даже пострадали. Святой же сказал на это царю:

Царь! Если наша молитва и будет бессильна, то не тщетна будет твоя вера пред Богом.

Затем, пав на землю, он молился довольно долго. Потом, поднявшись, Ипатий сказал царю:

Среди конского ристалища(*6), где находится статуя твоего отца, вели поставить печь и накалить ее как можно сильнее, в ожидании когда я приду туда.

Тотчас же приготовили и разожгли печь; тогда святой Ипатия, взяв святительский жезл, подошел к царскому дворцу, открыл ворота сокровищницы и долго бил жезлом змея. Народ и царь, объятые страхом и трепетом, смотрели издалека, и, видя, что змей не уползает (а день уже склонялся к вечеру), все думали, что змей умертвил святого, как это случилось ранее с некоторыми иереями. Святитель же Ипатий, подняв очи к небу и призвав на помощь Господа, вложил в пасть змею жезл со словами:

Во имя Господа моего Иисуса Христа следуй за мною.

Змей, взявшись зубами за жезл, точно связанный пленник, последовал за святым. И действительно, его связал Божьею силою великий чудотворец.

Потом святой Ипатий отошел от царской сокровищницы, обошел все конское ристалище и торговую площадь, водя змея. Народ, видя змея, держащегося за край жезла и влекомого святым, ужасался и удивлялся. А змей был весьма страшен, длина его равнялась шестидесяти локтям(*7). Приблизившись к огненной печи, горящей великим пламенем, святой сказал змею:

Во Имя Христа, Которого я, недостойный, проповедую, повелеваю тебе войти в средину того огня!

Тогда страшный змей тот, перегнувшись, бросился стремительно в огненную печь, посредине которой и сгорел. Все, смотревшие на это с ужасом, прославляли Бога за то, что Он при их жизни явил миру такого светильника и чудотворца, святого Ипатия.

Тогда царь воздал великое благодарение Богу и угоднику Его, святому Ипатию, которого почитал, как отца своего. Он повелел на доске сделать изображение лица его и поставил это изображение в своей царской сокровищнице на прогнание бесов; а святого, наградив дарами и любезно облобызав, отпустил в дом его.

Когда святой возвращался на свой святительский престол, злые люди, последователи учения Новата(*8), будучи разжигаемы великою завистью на святителя Божия, устроили ему засаду на пути в узком проходе, на краю горной пропасти и на берегу болота, вооружившись мечами и кольями. Как только он подошел к тому месту, они напали на него внезапно, устремившись, подобно диким зверям, и, сильно изранив его, сбросили с высокого берега в болотную топь. Святой, оставшись едва живым, простер руки немного кверху и, возведя очи на небо, как некогда святой первомученик Стефан(*9), молился за убийц своих, говоря: "Господи! Не вмени им греха этого" (Деян.7:60). И когда он так молился, одна злая женщина, держащаяся Ариевой ереси, взяв увесистый камень, ударила им святого сильно по голове и убила его. Святая душа Ипатия, тотчас отрешившись от тела, отошла ко Господу(*10). Убийцы, взяв тело святого, скрыли его в находящейся близ того места пещере и ушли.

Мучение св.Ипатия. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547г.

Но их за пролитие неповинной крови не замедлило постигнуть Божие наказание. Так, прежде всего, на женщину ту и на том же месте напал дух нечистый и мучил ее. Она непрестанно била себя в грудь тем самым камнем; потом и все те мучители сделались бесноватыми и сильно страдали.

После того земледелец некий, которому принадлежала та пещера (где он хранил солому), ничего не зная о совершенном неправедном убийстве, пришел взять оттуда солому для скота своего и, слыша голоса поющих ангелов, удивлялся и пришел в ужас. И когда он, начав брать солому, нашел мертвое тело, покрытое все ранами, при этом еще более ужаснулся; узнав же в мертвом своего святого епископа Ипатия, он побежал к своим односельчанам, и они скоро рассказали обо всем этом в городе. Жители города Гангр, тотчас собравшись, пришли с великим плачем на то место и, взяв честное тело святого отца и пастыря своего, погребли его с великою честью. Женщина же убийца следовала за телом святого, несомого к погребению, и на пути била себя тем самым камнем, которым убила Божия архиерея и исповедала во всеуслышание грех свой.

Когда тело святого было погребено, та женщина исцелилась от беснования; исцелились также и все другие, бывшие ранее бесноватыми, сообщники убийства святого, при гробе святого, который и по смерти благодетельствовал врагам своим, по незлобию своему. Много и других чудес и исцелений совершилось там над людьми, с верою приходящими ко гробу святого Ипатия, по его молитвам к Богу.

Ипатий Гангрский с житием. Икона. Тверь. 1-я половина XVв.

Ночами он стоял на молитве, спал очень мало, а питался только хлебом и водой. Преподобный Ипатий всецело посвятил себя служению больным и за самоотверженный подвиг получил от Бога благодатный дар чудесных исцелений. Больные различными недугами часто прибегают к его молитвенному заступничеству.

Нетленные мощи его почивают в Дальних пещерах.

Тропарь Ипатию целебнику, Печерскому, в Дальних пещерах.

Безначальнаго онаго и тихаго места, / идеже несть печали, ни воздыхания, / достигнути, преподобне, желая, / не дал еси себе зде покоя нимало, / но присно день и нощь в делех всяких / и жестоком житии трудолюбно подвизаяся, пребываеши, / тем желаемого получил уже, Ипатие, / молися о душах наших.

Православный Молитвослов

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Священномученику Ипатию, епископу Гангрскому (тропари, кондаки и молитва)

И зволе́нием Боже́ственнаго ра́зума / впери́в ум свой в Небе́сныя оби́тели / и ра́вно А́нгелом житие́ пожи́в на земли́, / сего́ ра́ди муче́ния красоты́ вене́ц на свое́м версе́ утверди́в, / священному́чениче Ипа́тие, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 3:

В прекра́сном Це́ркве апо́стольския вертогра́де / из ю́на во́зраста всеси́льною десни́цею Бо́жиею насади́лся еси́, / Богоблаже́нне о́тче Ипа́тие, / и в ней, я́ко ве́рен первосвяще́нник, / ве́рно Богонача́льное и Всетворя́щее Тро́ическое Еди́нство / пропове́дал еси́ во Вселе́нском Собра́нии, / Ду́ха же Свята́го в доброде́телех испо́лнен быв, / ве́лия чудеса́ сотвори́в, / муче́нием за ве́ру Христо́ву сконча́вся, / прише́л еси́ в Небе́сный град, / иде́же Триипоста́сного Бо́га зря, / моли́ о честву́ющих тя, // да в Го́рнем Иерусали́ме со святы́ми жи́ти сподо́бимся.

Ин тропарь, глас 4:

Б огови́дное досточу́дных доброде́телей зерца́ло, / Богоправи́мое Правосла́вныя ве́ры пра́вило, /и утвержде́ние Це́ркве Христо́вы, / за ню́же и страда́л еси́, всечу́дне о́тче Ипа́тие, / чудесы́, Богодарова́нными тебе́, весь мир удиви́в, / душеспаси́тельныя по́льзы сотвори́л еси́, / и ны́не ве́рно призыва́ющим тя во вся́ких беда́х и напа́стех / испроси́ нам у Го́спода Бо́га // по́мощь и спасе́ние ве́чное душа́м.

Р и́мскому оте́честву свети́льник, / Богоза́рными луча́ми концы́ светя́, / ны́не просвети́ твое́ пра́зднество пою́щия, Ипа́тие, / прося́ свы́ше ми́ра и грехо́в оставле́ния, // моли́твами защити́ ны, Ипа́тие многострада́льне.

О би́тель Триипоста́снаго Божества́, / достоблаже́нне о́тче Ипа́тие, быв, / во вселе́нную Всетворца́ Бо́га воскли́кнул еси́. / Благода́рственне же чудоде́йствуя, / вшел еси́ в Небе́сныя оби́тели, / та́мо моли́ Всесвяту́ю Тро́ицу, мо́лим тя, / исцели́ти телеса́ и ду́ши на́ша // в Богосозда́нную на́шу красоту́.

О всеблаже́нный чудотво́рче Ипа́тие, / предстоя́й в Небесе́х Всетворя́щей Боже́ственней Тро́ице, / с ли́ки Го́рними богоприя́тне и всера́достне возно́сиши хвалы́. / Приими́ от нас сие́ тебе́ хвалорадостносло́вие. / И моли́ Го́спода изба́вити ны от вся́ких грехо́в, напа́стей же и боле́зней / и дарова́ти Ца́рствие Небе́сное всю́ду пою́щим: // аллилу́ия.

Т рисо́лнечного Све́та светоза́рная звездо́, вводя́щая в мир Трисо́лнечный Свет апо́стольскими твои́ми, Богоева́нгельскаго пропове́дания священноуче́нии, священному́чениче, иера́рше Христо́в, Богоблаже́нне Ипа́тие. Ты прия́л еси́ от Святы́е Тро́ицы равноапо́стольную благода́ть, серафи́мскую в горе́честии к Бо́гу любо́вь, я́ко же верхо́внейший апо́столов Петр, и херуви́мскую многоочи́тую во уче́нии прему́дрость, я́ко же вторы́й Па́вел. Просвети́вый прему́дрым твои́м благоче́стия уче́нием тьмочи́сленныя наро́ды, присноусе́рдно подража́я всеми́рнаго Учи́теля, Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́. Его́ же ра́ди всесмире́нно молю́ богоподража́тельное оте́ческое твое́ благоутро́бие: при́зри ми́лостивно богосве́тлыми очи́ма твои́ма на су́щее недосто́инство мое́, я́ко всечадолюби́вый по Бо́зе оте́ц, и присноусе́рдный на́шего спасе́ния наста́вниче, и всех в Го́рних правонеизме́нный строи́тель, адама́нтная Правосла́вию стена́ и пресве́тлый столп, вводя́щий второно́ваго Изра́иля во всепросветле́йший Го́рний Сио́н. Потщи́ся вско́ре помоществова́ти на бра́нех во́инству на́шему. Проси́ же при́сно у Святы́я Тро́ицы всем правосла́вным христиа́ном ми́ра и тишины́, душе́вного спасе́ния и многоле́тняго в телеси́ здра́вия, возду́ха благорастворе́ния, земли́ благопло́дия, непло́дствующим благоча́дия, и в зако́не Госпо́днем воспита́ния, и всех благи́х умноже́ния. А по́сле жития́ коему́ждо жи́зни сея́ сподо́би святы́ми твои́ми моли́твами улучи́ти христиа́нскую кончи́ну бла́гу, непосты́дну и ми́рну, со всепреподо́бнейшим испове́данием и со прича́стием Святы́х Безсме́ртных Небе́сных и Животворя́щих Христо́вых Та́ин, и с молитвома́слием безпрепя́тное возду́шных мыта́рств проше́ствие, насле́дие со святы́ми всера́достныя присносу́щныя жи́зни, в ней же ку́пно со А́нгельскими чи́нми непреста́нныя хвалы́ вознесе́м Отцу́ со Единоро́дным Его́ Сы́ном и с Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, и тебе́, вели́кое твое́ оте́ческое ми́лостивое заступле́ние, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • 22 Ноябрь 2017

Обновления на сайте

Обновления на сайте

В раздел ТИПИКОН добавлена Глава 56. и Глава 57.

Объявления

  • 08 Июль 2014

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК, который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Ипатий Гангрский житие, о чем молятся в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

В церковном календаре отмечают 13 апреля память Ипатия Чудотворца. Этим днем почитается священномученик Ипатий Гангрский, прославившийся возможностью исцелять духовные и телесные недуги.

Житие святого отца

Ипатий, епископ Гангрский служил в городе Гангры, на территории сегодняшней Турции. В период правления императора Констанция, святой смог изгнать злого змея, что заполз во дворец царя. При этом использовал только силу молитвы. За это его щедро наградили различными дарами, которые Ипатий пожертвовал нуждающимся.

Он участвовал в І Вселенском Соборе в городе Никея. Там предавалась анафеме Ариева ересь. Происходило все в 325 году. По возвращению в Гангры из Константинополя в 326 году на священнослужителя в глухой местности нападают последователи Фелициссима и Новата. Они ранили Ипатия острыми копьями и мечами, а затем сбросили с высокой горы в болото.

Также как и святой великомученик Стефан, чудотворец молился за здоровье своих обидчиков. Но женщина ударила его камнем в область головы, что привело к кончине епископа. Разбойники спрятали погибшее тело в сарае. Там хранилась солома одного крестьянина. Именно он и нашел тело, опознал его и оповестил жителей города. Горожане сильно почитали и любили священнослужителя, поэтому с почестями погребли мощи святого.

По приданию женщина, которая убила епископа, всю дорогу к погребению била себя камнем, а после похорон исцелилась от беснования.

Очень почитаемый епископ на земле русской. В 1330 году был возведен Ипатиевский монастырь в городе Кострома. Здесь произошло явление Пречистой Богородицы с Младенцем, а также святых апостола Филиппа и мученика Ипатия. В этом храме по сегодняшний день иметься мощевик, который содержит частичку мощей святого.

Этому святому посвящены многие песнопения, похвальные оды и поучения. В его честь написано богослужение, которое правят в день памяти великомученика. Такого святого, как Ипатий Гангрский, икона способна исцелять и творить чудеса. Ее следует дарить тем, кто испытывает временные неприятности в жизни. Есть несколько вариантов изображение святого на иконе:

  • Святой наставляет богослужителей Гангры;
  • Служители царя явились в храм, чтобы отвести епископа к императору;
  • Святой перед императором;
  • Чудотворец крестит неверующих;
  • Епископ исцеляет и воскрешает жену местного чиновника;
  • Ипатий убивает крестом змея, появившегося из глубины моря;
  • Святого поджаривают как рыбу;
  • Кони завлекают Ипатия и он разбивается;
  • Сжигание святого в котле;
  • Чудотворец срамит бесовое создание;
  • Епископа возлагают под камень и заливают в горло растопленное олово;
  • Явление в тюрьме к Ипатию Спаса;
  • Святого варят;
  • Епископу отсекают ноги и руки;
  • Убитие камнем;
  • Святой перед лицом игемона.

Каждый решает, какой вариант изображения ему необходим. К тому же в древнерусской иконописи не было изображения святого.

Ипатий Гангрский, о чем молятся

Прежде чем приобрести икону святого, следует выяснить Ипатий Гангрский в чем помогает. Православные христиане стараются иметь дома этот священный лик и молиться ему для решения следующих проблем:

  • возможность забеременеть, если отсутствуют какие-либо проблемы со здоровьем;
  • излечить бесплодие, как медицинский диагноз;
  • облегчить тяжелое протекание родовой деятельности;
  • предотвратить выкидыш;
  • избежать сильных кровотечений;
  • родить благополучного здорового малыша;
  • наладить грудное кормление;
  • уменьшить боль и страдания при различных болезнях;
  • защитить себя от злых духов и негативного эмоционального влияния;
  • исцелить душевные раны;
  • разрешить трудные житейские ситуации.

Для решения всех вышеперечисленных трудностей пред иконой читается молитва Ипатию Гангрскому. Ее текст следующий:

Трисолнечного Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святые Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии к Богу любовь, яко же верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, яко же вторый Павел.

Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемирнаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Его же ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыми очима твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставниче, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепросветлейший Горний Сион.

Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевного спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодия, неплодствующим благочадия, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепреподобнейшим исповеданием и со причастием Святых Безсмертных Небесных и Животворящих Христовых Тайн, и с молитвомаслием безпрепятное воздушных мытарств прошествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в ней же купно со ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Для решения женских проблем зачастую принято читать акафист Ипатию Гангрскому.

Легенды о чудотворце Ипатие

Во время своей жизни и деятельности случалось много чудес под руководством епископа. Говорят, что в одном населенном пункте в источнике была очень горькая вода. Святой смог ее превратить на сладкую.

В ином месте он смог дать волю целебному роднику, который забил из-под земли. А оказавшись в темное время суток возле реки, из нее поднялись яркие огни, которые осветили путь и не позволили богослужителю упасть в воду.

После кончины, мощи святого не раз исцеляли больных людей, которые приходили к ним помолиться и просили о помощи.

Очень часто упоминается имя этого христианского святого в преданиях абхазских. Популярным он стал благодаря неправильному отождествлению города Гангры с именем святого. В этом городе существовала кафедра настоящего святого. Поэтому приписывают происхождение некоторых местных дворянских семей от святого Ипатия.

Святого епископа Ипатия Гангрского почитают как православные, так и католические христиане.

Священномученику Ипатию, епископу Гангрскому

Изволением Божественнаго разума вперив ум свой в Небесныя обители и равно Ангелом житие пожив на земли, сего ради мучения красоты венец на своем версе утвердив, священномучениче Ипатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Другой тропарь, глас 3-й:

В прекрасном Церкве Апостольския вертограде из юна возраста всесильною десницею Божиею насадился еси, богоблаженне отче Ипатие, и в ней, яко верен первосвященник, верно Богоначальное и Всетворящее Троическое Единство проповедал еси во вселенском Собрании, Духа же святаго в добродетелех исполнен быв, велия чудеса сотворив, мучением за веру Христову скончався, пришел еси в Небесный град, идеже Трипостасного Бога зря, моли о чествующих тя, да в Горнем Иерусалиме со святыми жити сподобимся.

Римскому отечеству светильник, богозарными лучами концы светя, ныне просвети твое празднество поющия, Ипатие, прося свыше мира и грехов оставления, молитвами защити ны, Ипатие многострадальне.

Другой кондак, глас 2-й:

Обитель Триипостасного Божества, достоблаженне отче Ипатие, быв во вселенную Всетворца Бога воскликнул еси. Благодарственне же чудодействуя, вшел еси в Небесныя обители, тамо моли Всесвятую Троицу, молим тя, исцели телеса и души наша в богосозданную нашу красоту.

Трисолнечного Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святые Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии к Богу любовь, яко же верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, яко же вторый Павел. Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемирнаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Его же ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыми очима твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставниче, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепросветлейший Горний Сион. Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевного спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодия, неплодствующим благочадия, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепреподобнейшим исповеданием и со причастием Святых Безсмертных Небесных и Животворящих Христовых Тайн, и с молитвомаслием безпрепятное воздушных мытарств прошествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в ней же купно со ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва священномученику ипатию епископу гангрскому

Священномученику Ипатию, епископу Гангрскому

Изволением Божественнаго разума вперив ум свой в Небесныя обители и равно Ангелом житие пожив на земли, сего ради мучения красоты венец на своем версе утвердив, священномучениче Ипатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Другой тропарь, глас 3-й:

В прекрасном Церкве Апостольския вертограде из юна возраста всесильною десницею Божиею насадился еси, богоблаженне отче Ипатие, и в ней, яко верен превосвященник, верно Богоначальное и Всетворящее Троическое Единство проповедал еси во вселенском Собрании, Духа же святаго в добродетелех исполнен быв, велия чудеса сотворив, мучением за веру Христову скончався, пришел еси в Небесный град, идеже Трипостасного Бога зря, моли о чествующих тя, да в Горнем Иерусалиме со святыми жити сподобимся.

Римскому отечеству светильник, богозарными лучами концы светя, ныне просвети твое празднество поющия, Ипатие, прося свыше мира и грехов оставления, молитвами защити ны, Ипатие многострадальне.

Другой кондак, глас 2-й:

Обитель Триипостасного Божества, достоблаженне отче Ипатие, быв во вселенную Всетворца Бога воскликнул еси. Благодарственне же чудодействуя, вшел еси в Небесныя обители, тамо моли Всесвятую Троицу, молим тя, исцели телеса и души наша в богосозданную нашу красоту.

Трисолнечного Света светозарная звездо, вводящая в мир Трисолнечный Свет апостольскими твоими, богоевангельскаго проповедания священноучении, священномучениче, иерарше Христов, Богоблаженне Ипатие. Ты приял еси от Святые Троицы равноапостольную благодать, серафимскую в горечестии к Богу любовь, яко же верховнейший апостолов Петр, и херувимскую многоочитую во учении премудрость, яко же вторый Павел. Просветивый премудрым твоим благочестия учением тьмочисленныя народы, присноусердно подражая всемирнаго Учителя, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Его же ради всесмиренно молю богоподражательное отеческое твое благоутробие: призри милостивно богосветлыми очима твоима на сущее недостоинство мое, яко всечадолюбивый по Бозе отец, и присноусердный нашего спасения наставниче, и всех в Горних правонеизменный строитель, адамантная Православию стена и пресветлый столп, вводящий второноваго Израиля во всепросветлейший Горний Сион. Потщися вскоре помоществовати на бранех воинству нашему. Проси же присно у Святыя Троицы всем православным христианом мира и тишины, душевного спасения и многолетняго в телеси здравия, воздуха благорастворения, земли благоплодия, неплодствующим благочадия, и в законе Господнем воспитания, и всех благих умножения. А после жития коемуждо жизни сея сподоби святыми твоими молитвами улучити христианскую кончину благу, непостыдну и мирну, со всепреподобнейшим исповеданием и со причастием Святых Бессмертных Небесных и Животворяхцих Христовых Тайн, и с молитвомаслием беспрепятное воздушных мытарств прошествие, наследие со святыми всерадостныя присносущныя жизни, в ней же купно со ангельскими чинми непрестанныя хвалы вознесем Отцу со Единородным Его Сыном и с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, и тебе, великое твое отеческое милостивое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобному Антонию Великому

Преподобному Антонию Великому

Ревнителю Илии нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший. С ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

О, великий угодниче Божий, преподобне отче Антоние!

Яко имея дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных, молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная даровати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Житие святого священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрского


Святитель Ипатий Гангрский, епископ, сщмч.Святой великий угодник Божий Ипатий, епископ города Гангры, в Пафлагонии1, был один из триста восемнадцати святых отцов, участвовавших на I Вселенском Соборе, собранном в царствование Константина Великого2 в городе Никее3. Здесь он с прочими святыми отцами, исполненный Святого Духа и одушевленный ревностью к православию, изобличил Ария в ереси и предал его анафеме.

Святой Ипатий имел от Бога великий дар чудотворения; он исцелял различные недуги и изгонял бесов. В одном селении он претворил текущий с гор источник горькой воды в сладкий; а в другом месте, по его молитве, потек из земли источник теплой воды, имеющий целебные свойства. Однажды в темную ночь он ходил возле реки, и вот из воды появлялись огни, указывавшие ему дорогу, чтобы он не сбился с нее и не попал в реку. Он умертвил также страшного змея. При Констанции4, воцарившемся по смерти брата своего Константина5, к царскому дворцу неизвестно откуда приполз очень большой змей. Окружив царскую сокровищницу, где лежало много золота и другого богатства, он положил голову при входе в эту комнату и никому не давал войти в нее. Царь Констанций пришел от этого в ужас и послал сказать святителю Божию Ипатию, чтобы он пришел в Царьград, ибо имя святого было славно благодаря чудесам, совершаемым им благодатию Христовою. Царь с честью встретил святого, поклонился ему до земли и просил его своею молитвою прогнать от царской сокровищницы змея, которого не могла изгнать никакая сила человеческая, - так как даже многие духовные лица, вооружившись молитвою, пытались изгнать его, но без всякого успеха; некоторые же из них при этом даже пострадали. Святой же сказал на это царю:

Царь! Если наша молитва и будет бессильна, то не тщетна будет твоя вера пред Богом.

Затем, пав на землю, он молился довольно долго. Потом, поднявшись, Ипатий сказал царю:

Среди конского ристалища6, где находится статуя твоего отца, вели поставить печь и накалить ее как можно сильнее, в ожидании когда я приду туда.

Тотчас же приготовили и разожгли печь; тогда святой Ипатия, взяв святительский жезл, подошел к царскому дворцу, открыл ворота сокровищницы и долго бил жезлом змея. Народ и царь, объятые страхом и трепетом, смотрели издалека, и, видя, что змей не уползает (а день уже склонялся к вечеру), все думали, что змей умертвил святого, как это случилось ранее с некоторыми иереями. Святитель же Ипатий, подняв очи к небу и призвав на помощь Господа, вложил в пасть змею жезл со словами:

Во имя Господа моего Иисуса Христа следуй за мною.

Змей, взявшись зубами за жезл, точно связанный пленник, последовал за святым. И действительно, его связал Божьею силою великий чудотворец. Потом святой Ипатий отошел от царской сокровищницы, обошел все конское ристалище и торговую площадь, водя змея. Народ, видя змея, держащегося за край жезла и влекомого святым, ужасался и удивлялся. А змей был весьма страшен, длина его равнялась шестидесяти локтям7. Приблизившись к огненной печи, горящей великим пламенем, святой сказал змею:

Во Имя Христа, Которого я, недостойный, проповедую, повелеваю тебе войти в средину того огня!

Тогда страшный змей тот, перегнувшись, бросился стремительно в огненную печь, посредине которой и сгорел. Все, смотревшие на это с ужасом, прославляли Бога за то, что Он при их жизни явил миру такого светильника и чудотворца, святого Ипатия.

Тогда царь воздал великое благодарение Богу и угоднику Его, святому Ипатию, которого почитал, как отца своего. Он повелел на доске сделать изображение лица его и поставил это изображение в своей царской сокровищнице на прогнание бесов; а святого, наградив дарами и любезно облобызав, отпустил в дом его.

Когда святой возвращался на свой святительский престол, злые люди, последователи учения Новата8, будучи разжигаемы великою завистью на святителя Божия, устроили ему засаду на пути в узком проходе, на краю горной пропасти и на берегу болота, вооружившись мечами и кольями. Как только он подошел к тому месту, они напали на него внезапно, устремившись, подобно диким зверям, и, сильно изранив его, сбросили с высокого берега в болотную топь. Святой, оставшись едва живым, простер руки немного кверху и, возведя очи на небо, как некогда святой первомученик Стефан9, молился за убийц своих, говоря: "Господи! Не вмени им греха этого" (Деян.7:60). И когда он так молился, одна злая женщина, держащаяся Ариевой ереси, взяв увесистый камень, ударила им святого сильно по голове и убила его. Святая душа Ипатия, тотчас отрешившись от тела, отошла ко Господу10. Убийцы, взяв тело святого, скрыли его в находящейся близ того места пещере и ушли.

Но их за пролитие неповинной крови не замедлило постигнуть Божие наказание. Так, прежде всего, на женщину ту и на том же месте напал дух нечистый и мучил ее. Она непрестанно била себя в грудь тем самым камнем; потом и все те мучители сделались бесноватыми и сильно страдали.

После того земледелец некий, которому принадлежала та пещера (где он хранил солому), ничего не зная о совершенном неправедном убийстве, пришел взять оттуда солому для скота своего и, слыша голоса поющих ангелов, удивлялся и пришел в ужас. И когда он, начав брать солому, нашел мертвое тело, покрытое все ранами, при этом еще более ужаснулся; узнав же в мертвом своего святого епископа Ипатия, он побежал к своим односельчанам, и они скоро рассказали обо всем этом в городе. Жители города Гангр, тотчас собравшись, пришли с великим плачем на то место и, взяв честное тело святого отца и пастыря своего, погребли его с великою честью. Женщина же убийца следовала за телом святого, несомого к погребению, и на пути била себя тем самым камнем, которым убила Божия архиерея и исповедала во всеуслышание грех свой.