• исключительного права, являющегося имущественным;
  • личных неимущественных прав;
  • иных прав.
  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • программы для ЭВМ (охраняемые как литературные произведения);
  • другие произведения.

Исключительное право представляет собой право использовать любым способом и распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, предоставлять право использования такого объекта, разрешать или запрещать другим его использование (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Применительно к объектам авторских прав, действие исключительного права начинается с момента создания такого объекта, действует в течение всей жизни автора и 70 лет , отсчитывая с 1 января года, следующего за датой смерти автора в силу положений п. 1 ст. 1281 ГК РФ. То есть, если, например, автор какого-либо произведения покинул мир живых 21 мая 2012 года, то срок действия исключительного права на это произведение истечёт 1 января 2083 года. Если авторов несколько (произведение создано в соавторстве), то указанный срок отсчитывается со дня смерти пережившего других соавтора.

Согласно положениям Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений , срок предоставления правовой охраны составляет 50 лет со дня смерти автора. Именно этот срок является минимальным для стран-участниц Конвенции. При этом согласно положениям ст. 7 Конвенции, этот срок может быть увеличен:

1) Срок охраны, предоставляемой настоящей Конвенцией, составляет всё время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти . (...)

6) Страны Союза могут установить срок охраны, превышающий сроки, предусмотренные предшествующими пунктами.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство РФ, как мы видим, предоставляет существенно больший срок правовой охраны всем произведениям (в т.ч. и для фотографических произведений и произведений прикладного искусства, которые в п. 4 ст. 7 Конвенции могут иметь меньший срок правовой охраны), по сравнению с минимально необходимым, установленным Бернской конвенцией.

Следует обратить внимание, что до вступления в силу редакции от 20.07.2004 закона "Об авторском праве и смежных правах" (утратившем силу 31.12.2007) срок действия исключительного права согласно нормам предыдущей редакции указанного закона составлял 50 лет.

Нельзя не отметить и тот факт, что в некоторых случаях срок действия исключительного права прерывался, как бы странно это ни звучало. В ст. 6 ФЗ "О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что:

Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года.

Данная туманная формулировка разъясняется и конкретизируется в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»:

(...) если пятидесятилетний срок действия авторского права на произведение истек после 31.12.1992 (но до вступления в силу Федерального закона от 20.07.2004 № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», установившего семидесятилетний срок действия авторского права) и произведение перешло в общественное достояние, с 01.01.2008 действие исключительного права на это произведение возобновляется и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным статьей 1281 ГК РФ.

В случае, если срок действия исключительного права на произведение истекал в период с 31.12.1992 по 20.07.2004, логично, что перейдя в общественное достояние, все лица могли без разрешения правообладателя или выплаты вознаграждения использовать это произведение, и подобное использование не могло являться нарушением исключительного права по вполне очевидным причинам.

Эта позиция также отражена в п. 3 указанного Постановления 5/29:

Действия лиц, использовавших до введения в действие части четвертой Кодекса произведения, которые находились до 01.01.2008 в общественном достоянии, и соблюдавших положения статьи 28 Закона об авторском праве, несмотря на возобновление действия исключительного права на произведение не могут считаться нарушением. Вместе с тем дальнейшее использование произведения может осуществляться только с соблюдением положений части четвертой ГК РФ.

Отдельно следует отметить право автора на вознаграждение , которое хоть и по смыслу п. 5 ст. 1229 ГК РФ входит в состав исключительного права, и следовательно, имеет такой же срок правовой охраны, но, тем не менее, в ряде случае автор сохраняет право на вознаграждение даже в случаях, когда исключительное право у автора отсутствует или существенно ограничено соглано п. 10.2 Постановления 5/29. Право на вознаграждение в отдельных случаях сохраняется за наследниками автора согласно ст. 83, 84 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» .

Срок правовой охраны права авторства, права автора на имя и права на неприкосновенность произведения , являющихся личными неимущественными правами, является бессрочным в силу положения п. 1 ст. 1267 ГК РФ. Это означает, что, например, внесение искажений (изменений) в произведение (не путать с переработкой, при которой создаётся новое произведение на базе ранее имеющегося без внесения изменений в оригинальное произведение) является неправомерным, независимо от того, находится ли произведение в общественном достоянии или нет.

Право доступа неразрывно связано с личностью автора произведения изобразительного искусства или архитектуры согласно ст. 1292 ГК РФ и, следовательно, действует только в течение жизни автора .

Право следования является неотчуждаемым (его нельзя передать другому лицу), но переходит к наследникам автора и действует в течение всего срока действия исключительного права в силу положений ст. 1293 ГК РФ.

Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства использовать свое произведение в соответствии п. 2 и п. 3 ст. 1270 ГК РФ, в том числе путём разработки документации для строительства или реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта также неразрывно связано с личностью автора, как можно сделать вывод из анализа положений ст. 1294 ГК РФ, и следовательно, действует в течении жизни автора такого произведения.

Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.

Лишь в начале 70-х годов экономические стороны этого права начали обсуждаться в науке. Пока еще авторское право не имеет такого же значения для экономистов, каким обладает патентная система. Поэтому зачастую происходит недооценка значимости подобной защиты с экономической точки зрения.

Одной из главных причин такой ситуации является то, что изначально авторские права и идея их защиты развивались в основном как правовая и социальная система. Но по мере того как человечество эволюционировало, и повышалась важность информации, авторское право, как часть интеллектуальной собственности, постепенно становится важнейшим нематериальным экономическим активом информационного общества. Сегодня оно больше не считается исключительно категорией права, а рассматривается в качестве неотъемлемой части активов фирм и богатства стран. Понятие авторского права служит основой развития различных отраслей промышленности, способствует росту добавленной стоимости, внешней торговли и рабочих мест. По некоторым данным, доля основанных на нем отраслей промышленности в мировой экономике в начале тысячелетия составила около 7,3% (примерно 2,2 триллиона долларов). При этом прирост в данных сферах - в среднем 5% в год, то есть быстрее, чем в среднем рост всей экономики планеты.

Источники авторского права

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует. В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Категории прав

Права имущественные и неимущественные;

Права исключительные и неисключительные.

Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Исключительные права на произведение возникают, когда автор не передал их (то есть не заключил договор о передаче исключительных прав) другим лицам.

Неисключительное право означает, что лицо, обладающее им, может использовать объект права, созданный обладателем исключительных прав, наравне с ним и другими лицами, имеющими разрешение на его использование этим же способом. Неисключительные права возникают, когда создается договор авторского права, если в нем прямо не предусмотрено другое.

Неимущественные права - это личные права (с ними нельзя совершать операций, как с имуществом: покупать, продавать, передавать, дарить, наследовать и т.д.).

Регистрация и защита авторского права

Данное право является одним из способов защиты то есть представляет совокупность норм права, отношений по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Срок авторского права - на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет непосредственно после его смерти. Бессрочно охраняются право на имя, право авторства и на защиту репутации создателя произведения.

Такая регистрация существует для того, чтобы показать, что на ее момент объект права существует объективно. Это может пригодиться для защиты авторских прав при столкновении интересов. Во всех странах, на которые распространяется об авторских правах, охраняются права на объекты, созданные жителями России, независимо от того, были ли они зарегистрированы, или от места их регистрации.

Международное авторское право, так же как и РФ, не требуют его регистрации для охраны. Однако, если нужно показать, что объект на момент регистрации существовал объективно, можно зарегистрировать эти правовые отношения в Российском авторском обществе. Если авторские права будут нарушены, дело должно быть рассмотрено в той стране, где произошло нарушение.

Субъекты авторского права

Субъектами являются:

3) переводчик (на собственный перевод).

Объекты авторского права

На основании статьи номер нашего государства, объектами, по отношению к которым применяется авторское право в России, являются произведения литературы, науки и искусства, независимо от их назначения, а также достоинств и формы выражения.

К ним относятся:

  • производные произведения, то есть являющиеся переработкой другого произведения;
  • составные, являющиеся результатом именно творческого труда по расположению или подбору материалов.

Авторское право в России имеют как произведения обнародованные, так и необнародованные, выраженные в любой объективной форме, включая устную и письменную (например, в виде публичного исполнения, произнесения и др.), в форме изображения, видео- и звукозаписи, а также в объемно-пространственной форме.

Признаки объектов

Следует при этом отметить, что объекты такого права имеют конкретные признаки:

  • творческий характер создания;
  • объективную форму его выражения.

То есть объект должен быть создан именно в результате творческого труда и закреплен на некотором материальном носителе (в форме изображения, письменной, видеозаписи или звукозаписи, объемно-пространственной) или выражен в устной форме, но обязательно в виде публичного выступления.

То есть, например, созданные в результате творческого труда автора водные узоры, которые можно наблюдать при работе фонтана, не будут объектом авторского права. Им охраняется только сам фонтан, поскольку он имеет объемно-пространственную объективную форму (камень, металл), а водные узоры ее не имеют.

Еще один пример: просто технический сбор материалов не является плодом творческого труда, поэтому его результат не считается объектом данного вида права. Музыка без авторского права - это, например, сборники лучших песен той или иной группы.

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

  • произведения литературы;
  • музыкально-драматические, драматические и сценарные произведения;
  • пантомимы и хореографические постановки;
  • музыкальные произведения, как с текстом, так и без него;
  • аудиовизуальные;
  • произведения скульптуры, живописи, дизайна, графики, комиксы, графические рассказы и иные произведения изобразительного искусства;
  • объекты сценографического и декоративно-прикладного искусства;
  • произведения градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, к которым относятся и чертежи, проекты и макеты;
  • объекты фотографического искусства и другие, полученные аналогичным фотографии способом;
  • различные геологические, географические и другие карты, эскизы, планы, пластические произведения, относящиеся к топографии, географии и другим наукам.

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

  • официальные документы органов местного самоуправления, а также различных государственных, включая законы, иные нормативные акты, материалы административного, законодательного и судебного характера, судебные решения, официальные документы различных международных организаций и их официальные переводы;
  • знаки и символы, принадлежащие государству (гербы, флаги, денежные знаки, ордена и др.), а также знаки и символы муниципальных учреждений;
  • фольклор (произведения народного творчества), у которого нет конкретных авторов, например, музыка без авторского права - это народные песни;
  • имеющие информационный характер сообщения о фактах и событиях (программы телепередач, новости дня, расписание движения различных транспортных средств и др.).

Знак авторского права

Это латинская буква С (от слова "copyright", означающего "авторское право"), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) - буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Защита авторских прав

Возникновение их напрямую связано с самим фактом создания объекта права.

В законодательстве нашей страны не существует особой процедуры регистрации прав авторства на произведение, за исключением регистрации их на программы для ЭВМ. Автором, согласно закону, является тот, кто создал объект, и он обладает следующими правами:

1) исключительным правом на само произведение;

3) правом на имя;

4) на неприкосновенность произведения;

5) на его обнародование.

Технические средства, предназначенные для защиты авторских прав

Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.

Информация об авторском праве

Ей считается любая информация, идентифицирующая произведение, автора или другого правообладателя, а также об условиях использования объекта права, содержащаяся в оригинале или экземпляре произведения, появляется в результате сообщения в эфир или другим способом доведения произведения до всеобщего сведения, прилагается к нему, а также любые коды и цифры, в которых содержится подобная информация.

1) распространение;

2) воспроизведение;

3) перевод;

4) импорт;

5) переработку;

6) публичное исполнение;

7) публичный показ;

8) передачу в эфир;

9) сообщение по кабелю для всеобщего сведения.

Непосредственно после создания произведения автору необходимо иметь доказательство, что он обладал им на определенную дату. В случае спорных ситуаций это очень поможет. Такие доказательства можно получить с помощью специальной процедуры, называемой депонированием. Ее суть - принятие на хранение экземпляра произведения, а также фиксирование даты его предоставления с участием нотариуса. После этого будет выдано свидетельство о депонировании. С помощью этой процедуры можно документально зафиксировать наличие у автора экземпляра на определенную дату. Такое свидетельство - самая надежная защита в вопросе авторских прав.

Нарушение авторских прав

Их нарушение может повлечь административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Часто бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию. Поэтому рекомендуется для оповещения третьих лиц о них использовать следующую формулу: знак "защита авторских прав" + имя автора (правообладателя) + год опубликования или его период. Однако по закону оповещать о праве авторства или использовать предложенный формат вовсе не обязательно.

Что такое авторское право? Какой срок действия у авторских прав, и какие существуют ограничения по использованию трудов интеллектуальной собственности? Какую ответственность несут за нарушение авторского права? Ответы на эти вопросы Вы найдете в нашей статье.

Авторское право - есть совокупность законодательных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и дальнейшим использованием произведений науки, литературы и искусства. В содержание авторских прав включены несколько правомочий:

  • право авторства;
  • право на имя (дает возможность публиковать произведения под своим именем или псевдонимом, а также анонимно);
  • право на опубликование в любых издательствах;
  • право на защиту произведения от любых искажений.

Автору произведения принадлежат личное и имущественное право, последнее носит исключительный характер и является своего рода правом собственности. На основании этого имущественного права автор может распоряжаться собственным произведением по своему усмотрению, а также разрешать выполнять другим лицам такие действия, как:

  • воспроизведение и распространение экземпляров произведения;
  • публично показывать и исполнять произведение в театрах и концертных залах;
  • осуществлять перевод произведения на другие языки;
  • осуществлять переработку произведения и т.д.
Выполнение любых этих действий без согласия на то автора произведения является нарушением авторских прав и влечет за собой административную и уголовную ответственность. Исключением являются случаи, когда в силу закона произведение может быть использовано без согласия владельца авторских прав.

Срок действия авторского права

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти. Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти. В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу. Авторы произведений - участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования. Окончание срока действия авторского права, а также факт отсутствия защиты трудов на территории РФ означает, что произведение приобретает статус общественного достояния.

Право авторства, право на имя и защиту репутации автора, равно как и право на неприкосновенность произведения, охраняются бессрочно.

Ограничения в авторских правах

Статьей 1273 ГК РФ разрешается использовать произведение, получившее статус народного достояния, в личных целях, без согласия автора и выплат соответствующего вознаграждения. Отметим, что данная норма не распространяется на воспроизведение баз данных, архитектурных зданий и сооружений, репродуцированию книг в целом и нотных текстов, и другое. Гражданское законодательство РФ (ст. 1274-1280) предусматривает целый ряд ограничений, имеющих непосредственное отношение к использованию авторских прав. В частности, допускается использование произведений с обязательным указанием имени автора и источника заимствования:

  1. цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
  2. использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
  3. воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
  4. воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
  5. воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.

Ответственность за нарушение авторского права

Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан - от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических - от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до 6 месяцев(ст. 146 УК РФ). Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:

  • невыплата либо частичная выплата авторского гонорара;
  • издание объекта интеллектуальной собственности без согласия на то автора произведения;
  • не указание имени автора произведения;
  • плагиат - выдача результата трудов чужой интеллектуальной собственности за свое;
  • контрафакция - незаконное воспроизведение любым способом результата чужого труда без согласия автора;
  • пиратство - несанкционированное изготовление контрафактных экземпляров печатных изданий, аудио- или видеозаписей с целью тайной продажи.

Права авторов можно разделить на личные неимущественные, то есть не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности автора, и правомочия имущественного характера, которые включают правомочия по использованию произведения. Например, право на имя, право на неприкосновенность произведения имеют неимущественный характер. Такие неимущественные права автора, как право на имя, право авторства, принадлежат гражданину от рождения или в силу закона и являются неотчуждаемыми и непередаваемыми (ст. 150 ГК). Важнейшим из имущественных прав является право на вознаграждение.

Данные права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными. Закон указывает, что только сам обладатель авторского права может решать все вопросы, связанные с осуществлением авторских правомочий, и прежде всего с использованием произведения. Действующее авторское законодательство хотя и содержит весьма полный перечень конкретных авторских прав, но не описывает эти права исчерпывающим образом.

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Обычно оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая далее возможность требовать признания данного факта от других лиц. Выд еление права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов. Право авторства характеризуется следующими чертами:

  • o оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;
  • o оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;
  • o оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите;
  • o наконец, следует указать на то, что право авторства имеет определяющее значение для других прав автора, так как остальные права производны от него.

В соответствии со ст. 479 ГК РСФСР 1964 г., Законом «Об авторском праве и смежных правах», Законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» автору принадлежит право на:

опубликование -- т.е. выпуск в свет произведения (фонограммы, если речь идет о смежных правах) с согласия автора (производи теля фонограммы) в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения (фонограммы);

воспроизведение, т.е. изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в т.ч. в форме звуко- и видеозаписи; изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях -- одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ;

выпуск в свет (опубликование) программы для ЭВМ или базы данных - это предоставление их экземпляра с согласия автора неопределенному кругу лиц (в т.ч. путем записи в память ЭВМ и выпуска печатного текста) при условии. Что количество таких экземпляров должно удовлетворять потребности этого круга лиц, принимая во внимание характер указанных произведений;

распространение. Речь идет о случаях, когда опубликованное или воспроизведенное произведение реализуется путем передачи другим лицам права собственности на его материальные носители (например, на книгу, на альбом нот). Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором оно выражено (книга, пленка и др.). Передача права собственности на материальный объект (например, по договору купли-продажи, мены) или права владения (например, при передаче во временное безвозмездное пользование нескольких экземпляров опубликованного произведения) не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте (за исключением реализации произведений изобразительного искусства).

Распространение программы для ЭВМ или базы данных - это предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе (базе данных), сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт для таких целей. Авторское право на программу для ЭВМ и базу данных также не связано с правом собственности на их материальный носитель.

Указанные выше права могут осуществляться только дозволенными законом способами. Действующее законодательство Российской Федерации запрещает, например, незаконное распространение порнографических материалов или предметов (в т.ч. печатных изданий, видеофильмов и др., ст. 242 УК), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК).

В соответствии с правом на имя автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Выбирая один из этих особое обозначения своего авторства, автор реализует право на имя. Оно включает собственно имя, фамилию автора, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая того или иного народа, населяющего нашу страну (если автор - представитель этого народа, этой народности, п. 1 ст. 19 ГК) .Он имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче произведения в эфир, цитировании и ином использовании произведения. Наконец, право на имя включает возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими произведение.

Публикация произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать его права, обеспечивать их осуществление. Данное правило действует до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

  • o произведение воспроизводится в личных целях, цитируется (в оригинале и переводе) в научных, исследовательских, полемических, информационных, критических целях из правомерно опубликованного;
  • o в газетах (передачах в эфир, сообщениях по кабелю) воспроизводятся публично произнесенные политические речи, доказательства и т.п.;
  • o произведение используется путем репродуцирования;
  • o используются произведения, постоянно расположенные в местах, открытых для всеобщего посещения.

Нужно также иметь в виду, что если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи (но не других сделок), то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право распространять экземпляры произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Из всего комплекса прав автора одним из важнейших является право на неприкосновенность произведения. Запрещено, без согласия автора, вносить какие бы то ни было изменения в само произведение и в его название, в обозначение на произведении имени автора. Воспрещается вносить изменения при издании (обнародовании) произведения, при публичном исполнении, при ином использовании произведения.

К «иному использованию» можно отнести:

o импорт экземпляров произведения в целях распространения. Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

В данном случае за автором закрепляется возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться, в том числе воспроизводиться. Однако, если экземпляры произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Право на импорт неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией. Право контроля за импортом экземпляров произведения предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять принадлежащее ему право на распространение. Обладая правом на импорт, автор может пресечь нарушение своего права на распространение уже на стадии подготовки его нарушения. Если же ввоз экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения на территории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор не может запретить их импорт (ввоз в личных целях, для участия в выставке и т. п.);

o публичный показ. Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение -- в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений.

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств, например диапозитива. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

o перевод произведения . К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

Право на перевод, по действующему российскому законодательству, признается за автором или его правопреемниками в течение всего срока охраны произведения. Оно не предусматривает возможности выдачи так называемой принудительной лицензии на перевод, которую можно вводить во внутреннее законодательство в соответствии со ст. V Всемирной конвенции об авторском праве.

  • o право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности он не может требовать доставки ему произведения.
  • o право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов. Его сущность заключается в том, что всякое практическое воплощение в жизнь произведений архитектурной графики и пластики (эскизов, чертежей, планов, рисунков, макетов и т. п.) может осуществляться только с согласия их авторов. В принципе рассматриваемое право является разновидностью права на воспроизведение, поскольку полностью подпадает под его признаки. В результате практической реализации проекта меняется лишь тот материальный носитель, в котором воплощено произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства или дизайна.
  • o возможность участия в реализации своего проекта при разработке документации на строительство. Возникающие при этом отношения регулируются Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17 ноября 1995 г. В указанном Законе подчеркивается, что заказчик и подрядчик, реализующие архитектурный проект, должны привлекать архитектора -- автора проекта к участию в разработке проектной документации на строительство, а также к авторскому надзору за строительством. Последний осуществляется на основании особого гражданско-правового договора, который заключается между заказчиком и разработчиком проекта.
  • o правом следования . Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5% перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).

Основной целью этого права является защита имущественных интересов художников и авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедливость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

  • o иллюстрировать (рисунками, фотографиями, схемами, картами и т.п.);
  • o дополнять предисловиями и послесловиями. Однако, содержащиеся в издании сведения об авторе (в виде краткой информации о творчестве автора, справочных данных о самом авторе и т.п.) не являются предисловием (послесловием);
  • o комментировать. Имеется в виду разъяснение смысла тех или иных частей, а также произведения в целом (его сюжета, замысла, цели и т.д.);
  • o л юбым иным образом пояснять (историческими или географическими справками, статистическими данными, смысловыми пояснениями и т.п.). Нельзя снабжать произведение и аннотацией, рекламными материалами и т.п.

Выше приведенное не относится к самому материальному носителю (материальному объекту), в котором выражено произведение.

Под защитой следует понимать ряд мер, направленных на признание или восстановление авторских прав и смежных прав и защиту интересов их обладателей. В законе «Об авторском праве и смежных правах» нарушение авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Субъектами, обладающими правомочиями на защиту, являются авторы, их наследники, иные правопреемники, работодатели авторов в случае создания ими служебного произведения.

Защита предусмотрена в двух формах: в судебном (путем подачи иска в суд общей юрисдикции, арбитражный суд) и в административном порядке, через обращение в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. Возможны самозащита авторских и смежных прав, а также такая превентивная мера, как использование технических устройств или их компонентов, контролирующих доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающих либо ограничивающих осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав в отношении произведений или объектов смежных прав. Например, Microsoft пытается усложнить жизнь пиратам. Помимо использования для защиты своих программ от несанкционированного использования правовых инструментов, компания регулярно пытается бороться с пиратством программными методами. Операционная система Windows XP, для своей работы требующая авторизации через Интернет, получила в плане защиты вполне логичное продолжение. Так, из фазы тестирования недавно вышла программа Office Genuine Advantage (OGA). Она в режиме умолчания проверяет на подлинность версии программы Office 2007. Если пользователь захочет скачать из какого-либо офисного приложения новый шаблон или какое-либо другое обновление, то обладателю пиратского продукта система в этом автоматически откажет. Полысалова Ф. Юридические закавыки в цифрах и фактах // Парламентская газете. - 2006. - № 209(2059)

К мерам превентивного характера можно отнести запрет удалять или изменять без разрешения правообладателя информацию об авторском праве, в отношении которых без разрешения правообладателя была удалена информация об авторском праве. К способам защиты относят все способы, предусмотренные ГК РФ (ст.12 ГК): признание права, восстановление положения существовавшего до нарушения права, и прочее.

Специальный способ защиты - выплата компенсации вместо возмещения убытков (ст.49 Закона «Об авторском праве и смежных правах»):

в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведения или объектов смежных прав либо за правонарушение в целом.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда. Гришаев С.П. Гражданское право. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006(с109-110).

В нашей стране спрос на пиратскую продукцию вызван низкой покупательской способностью большей части населения и явно завышенными ценами на некоторые виды лицензионной продукции.

Контрафакт - один из быстроразвивающихся видов экономических преступлений, угрожающий бизнесу, подрывающий торговые отношения, угрожающий здоровью общества и его безопасности.

Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции занимают значительную часть российского "теневого рынка", который, по разным оценкам, достигает 30-40% от объема ВВП и представляет сегодня серьезную угрозу экономической безопасности России. Особую озабоченность вызывает растущее количество поддельных лекарственных средств, что зачастую наносит непоправимый ущерб здоровью граждан. Основными каналами распространения поддельных товаров являются рынки, мелкие торговые точки, торговля вразнос и в электропоездах, а также иные места сбыта, где контроль со стороны компетентных органов государства осуществляется слабо либо ввиду его нерегулярности, невозможности охвата проверками всех распространителей либо из-за коррумпированности контрольных и надзорных работников.

Наибольшее количество контрафакта выявлено среди одежды и обуви. На втором месте - кондитерские изделия и продукты питания. Третье занимают парфюмерия и косметика, алкогольная и табачная продукция. На четвертом месте CD- и DVD-диски, кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая техника. Пятое место принадлежит фармацевтической продукции. Фальсификат идет на реализацию без сертификатов соответствия, с поддельными этикетками торговых марок известных фирм-производителей, а в некоторых случаях вообще представляет опасность для жизни и здоровья граждан. Новичихин В. Контрафакт еще жив // Парламентская газета. - 2007. №101 (2167-2169).

Когда преступник одновременно посягает на имя автора, то есть присваивает себе авторство на произведение, например литературный роман, и незаконно использует это произведение (например, издает книгу с данным произведением), налицо факт совокупности преступлений. Такие действия следует квалифицировать по ч. 1 и ч. 2 ст. 146 УК РФ, потому что данная статья содержит в себе два самостоятельных по своей природе состава преступления, посягающего в ч. 1 на личные неимущественные права, которые по времени действуют дольше, чем такие же права, но имущественного характера (ч. 2 и ее квалифицированный состав, ч. 3). Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (а в ряде случаев, предусмотренных ст. 27 Закона «Об авторском праве и смежных правах», и более продолжительно).

Бессрочно охраняются право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Право авторства на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.

Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за тем, в котором имел место юридический факт, представляющийся основанием для начала течения срока.

Поскольку (как уже говорилось) по наследству не переходят право авторства, право на имя каждого из соавторов, право защиты их репутации, следует обратить внимание на то, что:

  • а) наследники вправе охранять эти авторские права без ограничения срока;
  • б) при отсутствии наследников их защиту осуществляет специально уполномоченный государственный орган федерального уровня.

Исключительные права на использование топологии действуют в течение 10 лет.

Начало срока определяется по наиболее ранней из следующих дат:

  • - по дате первого использования топологии (т.е. наиболее ранней документально зафиксированной дате введения в хозяйственный оборот где-либо в мире этой топологии или ИМС с этой топологией);
  • - по дате регистрации топологии в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий ИМС (ст. 9 Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем»).

При появлении идентичной оригинальной топологии, независимо созданной другим автором, общий срок действия исключительного права на ее использование не должен превышать 10 лет.

Срок действия смежных прав определяется ст. 43 Закона «Об авторском праве и смежных правах». Установлено, что права:

  • o исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту от всякого искажения охраняются бессрочно;
  • o производителя фонограммы - в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока;
  • o организации эфирного (кабельного) вещания действуют в течение 50 лет после ее первой передачи в эфир (по кабелю).

Эти сроки исчисляются по тем же правилам, что предусмотрены в ст. 27 действующего Закона (включая продление срока в случае участия в Великой Отечественной войне).

К наследникам (правопреемникам) субъектов смежных прав переходят право разрешать использовать исполнение, постановку, фонограмму, передачу в эфир или по кабелю и право на вознаграждение в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.

По общему правилу авторское право организации действует бессрочно, если речь идет о «первоначальном» праве (ст. 498 ГК РСФСР 1964). Если же авторское право перешло к юридическому лицу по договору, в порядке правопреемства и т.д., срок его действия следует определять по общим правилам. Гуев А.Н.Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 3. -- М.: ИНФРА-М, 2003. (с.202-204).

Существует общее правило исчисления срока действия имущественных авторских прав , которое основывается на принципе определения срока охраны в зависимости от даты смерти автора :

Статья 192 ГК РФ устанавливает пять случаев, в которых порядок определения срока действия исключительных прав отличается от общего правила:

1) если произведение создано в соавторстве , исключительное право на него действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти соавтора, пережившего всех остальных соавторов, т.е. умершего последним из них;

2) если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом , исключительное право действует в течение 70 лет после даты его обнародования.

3) если произведение обнародовано после смерти автора , исключительное право в отношении такого произведения продолжает действовать в течение 70 лет после его обнародования;

Иностранные произведения, опубликованные до 1973 года, не охранялись в России согласно Всемирной конвенции об авторском праве.

Однако после присоединения к Бернской конвенции (1995 г.) все произведения иностранных авторов охраняются точно также, как и российских, подсчет сроков охраны такой же, как для наших (с минимальными исключениями, например, если у них срок короче и произведение уже не охраняется, то и мы прекращаем его охранять).

Эти правила Бернской конвенции действуют ретроактивно, то есть охрана восстанавливается и распространяется на те произведения, которые ранее не охранялись.

1. Общее положение;

2. Для кинематографических произведений;

3. Для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом;

4. Для фотографических произведений и произведений прикладного искусства; 5. Дата начала отсчета;

6. Более длительные сроки;

7. Более короткие сроки;

8. Применимое законодательство; "сравнение" сроков

1. Охраняемые, когда срок охраны еще не истек в стране происхождения;

2. Неохраняемые, когда срок охраны уже истек в стране, где она испрашивается;

3. Применение этих принципов; 4. Специальные случаи.

Срок авторского права и какие правила предусмотрены для издателей не охраняемых авторским правом произведений в статье: Общественное достояние для издания электронных книг

Для более точного определения срока авторского права целесообразно пользоваться услугами баз данных и реестров регистрации авторского права


Статьи и новости по теме:

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

В Женеве 26 сентября открылись ежегодная конференция и сессия Генеральной ассамблеи ЕАНА (Европейский альянс информационных агентств), профилирующей темой которых стал всесторонний анализ авторских прав на статьи новостей в Интернете >>>

На первом заседании Попечительского совета Государственного института искусствознания (ГИИ) обсуждалась проблема перехода прав на использование партитур многих произведений русских классиков (таких как Чайковский и Мусоргский) западным издательствам. А есть ли здесь реальная проблема? >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

Согласно Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (от 9 сентября 1886 г.) минимальный срок охраны авторских прав на музыкальные произведения составляет 50 лет, однако страны имеют право продлевать его по своему усмотрению. В сентябре 2011 г. этим правом воспользовались депутаты Европарламента, пролонгировав срок действия прав авторства до 70 лет и обязав страны ЕС адаптировать национальные законодательства в соответствие с новыми нормами до 2014 г.