избирательный процесс выборы

В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная система". Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов.

Избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические нормы, закрепляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти) и порядка определения результатов выборов. Следовательно, избирательное право, и порядок подсчета результатов выборов являются составными частями избирательной системы. Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения результатов выборов. Это дает нам определение избирательной системы в широком смысле. В узком смысле - это порядок определения результатов выборов.

В этом случае избирательную систему следует рассматривать как технико-процедурные нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов.

Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации «Конституция Российской Федерации» "Российская газета", № 237, 25.12.1993.; федеральные законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253., "О выборах Президента РФ" Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, № 2, ст. 171., "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21, ст. 1919., "О формировании Совета Федерации ФС РФ" Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ "О формировании Совета Федерации ФС РФ" (ред. от 21.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, № 32, ст. 3336., Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Виды избирательных систем в РФ

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система - это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность - система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21, ст. 1919. повысил указанный минимум до 25 %. Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.

Мажоритарная система абсолютного большинства - система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.

Преодолевается нерезультативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов (повторное голосование). Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, № 2, ст. 171. предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы / П. В. Нудненко // «Конституционное и муниципальное право». - 2009. - № 5..

В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.

Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации". Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей.

Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.

К этой же группе систем относится кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру, имеет три голоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но он может распорядиться своими голосами трояким образом: либо отдать все их одному кандидату, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий - другому, либо раздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной для небольших избирательных единиц, в которой избиратели хорошо знают своих кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет Прудников А. Избирательное право / А. Прудников, К. Гасанов. - М. - 2010. С. 416..

Система единственного передаваемого голоса. Эта система позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако она сложна в плане определения результатов выборов. Суть системы заключается в следующем. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает свои преференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д. При определении результатов голосов подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другим кандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура продолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет необходимого большинства голосов. Главное достоинство системы в том, что она обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки Шевчук Д. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации / Д. А. Шевчук. - М. - 2011. С. 384..

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов - по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из федеральных списков.

Применение подобной системы предусматривается и при выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" установил, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидато Веденеев Ю. А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации / Ю. А. Веденеев // «Журнал российского права». - 2009. - № 6.в.

Как известно, избирательная система в качестве института избирательного права понимается в двух значениях. Во-первых, избирательная система представляет собой всю совокупность принципов, методов, норм, регулирующих проведение выборов в государстве. На наш взгляд, такая позиция дает слишком широкое представление об избирательной системе. Хотя на практике подобная трактовка не только допускается, но и применяется. Так, в 2013 г. отмечается 20-летие избирательной системы в Российской Федерации и ее субъектах. В данном случае понятие "избирательная система" трактуется пространно.

Второе толкование понятия "избирательная система" основано на включении в него условий признания кандидата (кандидатов) избранными, а списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядка распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списка кандидатов. Именно эта трактовка понятия "избирательная система" представляется нам более правильной.

В соответствии с ней можно выделить три вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная избирательная система применяется исключительно при выборах отдельных кандидатов, а не списков кандидатов. При использовании мажоритарной избирательной системы избранным считается кандидат, получивший большее количество голосов избирателей . Выделяют мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства и мажоритарную избирательную систему относительного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает победу кандидата, который набрал более половины голосов избирателей. В данном случае это может быть как 50% плюс один голос, так и 99%. В любом случае при таком раскладе кандидат будет считаться избранным.

Такая система применяется, например, на выборах Президента РФ при основном голосовании, на выборах глав целого ряда муниципальных образований.

Мажоритарная система относительного большинства применяется на выборах, где победившим будет кандидат, получивший большее количество голосов по сравнению с остальными кандидатами. При применении избирательной системы относительного большинства совершенно не обязательно, чтобы число голосов, поданных за победившего кандидата, превышало 50%, хотя на практике такие случаи встречаются. Так, на выборах Главы Екатеринбурга 2 марта 2008 г. действовавший глава получил 54,01% голосов избирателей .

Как правило, подобная система применяется на выборах части депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, при повторном голосовании на выборах Президента РФ, при проведении выборов депутатов представительных органов отдельных муниципальных образований. Думается, что мажоритарная избирательная система проще для организации подготовки и проведения выборов. Однако нельзя сказать, что она отражает полную легитимность избрания того или иного лица. Особенно это обстоятельство проявляется, когда победивший кандидат набирает от 10 до 20% голосов избирателей. Так, на выборах 14 из 28 депутатов Первоуральской городской Думы (Свердловская область) было образовано семь двухмандатных округов, по которым выборы проводились на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства. В результате применения именно такой системы в одном из округов избранным стал кандидат, набравший 666 голосов избирателей. При этом общее число избирателей в этом округе составляло 18 185.

При использовании пропорциональной избирательной системы голосование осуществляется не за конкретного кандидата, а за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями. Формально избиратель голосует за список кандидатов, но фактически он отдает свой голос конкретному избирательному объединению. Зачастую избиратели не интересуются лицами, входящими в список кандидатов, изначально доверяя избирательному объединению.

К распределению депутатских мандатов допускаются те списки кандидатов, которые набрали определенный процент голосов избирателей. Так, в соответствии с п. 4 ст. 82 Закона о выборах депутатов Госдумы ЦИК РФ признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися, если ни один федеральный список кандидатов не получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Полагаем, что 7%-ный барьер является довольно серьезным препятствием для прохождения небольших партий во власть. Между тем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”" и в Определении от 2 ноября 2000 г. № 234-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ряда общественных объединений на нарушение конституционных прав и свобод положениями федеральных законов “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”" сформулировал следующую правовую позицию.

Так называемый заградительный пункт (процентный барьер), означающий некоторое ограничение пропорциональности представительства, предусмотрен в законодательстве ряда стран со смешанной избирательной системой. Такое ограничение позволяет избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, к образованию которых может привести пропорциональная избирательная система при отсутствии процентного барьера. Оно направлено на обеспечение нормального функционирования парламента, стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом.

Из ст. 13, 19 и 32 Конституции РФ, которым корреспондируют ст. 26 Международного пакта "О гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 г. и ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 14 ноября 1950 г., следует, что равенство избирательных прав граждан, а также равенство избирательных объединений означает их равенство перед законом и право на равную и эффективную защиту законом без какой-либо дискриминации. Однако применительно к избирательному праву равенство избираемых лиц и объединений не может означать равенство их результатов, поскольку выборы – это возможность для избирателей определить свои предпочтения и голосовать за соответствующего кандидата или список кандидатов, которая влечет за собой появление победивших и проигравших. Правила, по которым проводятся выборы, для всех избирательных объединений и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам, одинаковы.

Такой порядок не нарушает и ст. 3 Конституции РФ, поскольку он не препятствует проведению свободных выборов, т.е. обеспечению свободного волеизъявления народа на выборах в орган законодательной власти. Не искажается им и сущность народного представительства. Граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, независимо от того, по какому избирательному округу, одномандатному или федеральному, он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа РФ, т.е. представителем народа в соответствии со смыслом ст. 3 Конституции РФ.

Таким образом, Конституция РФ не исключает возможности для законодателя установить определенный процент голосов избирателей, который необходимо собрать на выборах в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением с тем, чтобы избирательное объединение имело право участвовать в распределении депутатских мандатов. По мнению Конституционного Суда РФ, в странах с устойчивой многопартийной системой 5%-ный барьер является средним показателем, позволяющим без искажения принципа пропорциональности выполнять те задачи, ради осуществления которых он вводится в пропорциональной и смешанной избирательных системах, и потому не рассматривается как чрезмерный. Между тем в Российской Федерации с ее еще только складывающейся и неустойчивой многопартийной системой 5%-ный барьер, в зависимости от различных условий, может выступать и как допустимый, и как чрезмерный.

Поскольку в 1995 г. избирательные объединения, преодолевшие установленный барьер, получили на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, принцип большинства не был нарушен. Следовательно, 5%-ный барьер с учетом его реализации в избирательном процессе в 1995 г. не мог рассматриваться как чрезмерный.

Вместе с тем 5%-ный барьер недопустимо использовать вопреки предназначению пропорциональных выборов. Поэтому законодатель должен стремиться к тому, чтобы при его применении была обеспечена максимально возможная реализация принципа пропорционального представительства.

Также Конституционный Суд РФ рекомендовал Федеральному Собранию РФ определить механизм правового регулирования, позволяющий соблюсти требования, вытекающие из демократического характера основ конституционного строя Российской Федерации, установление конкретных положений, закрепляющих такой механизм (введение "плавающего" барьера, анонсированное блокирование объединений и т.п.).

Следует отметить, что 7 октября 2011 г. Государственной Думой в третьем чтении был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации", которым на выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено снижение заградительного барьера до 5%. Но поскольку Федеральный закон будет принят уже в ходе избирательной кампании, то его действие распространится на следующую избирательную кампанию, которая состоится в 2016 г. Таким образом, на выборах депутатов Государственной Думы, которые состоятся 4 декабря 2016 г., к распределению депутатских мандатов будут допущены те партии, за которые проголосовало не менее 5% избирателей. Несмотря на то что за пять лет политическая ситуация в государстве может измениться, тем не менее полагаем, что возврат к пятипроцентному барьеру является действенным и положительным шагом.

Согласно п. 16 ст. 35 Закона о гарантиях избирательных прав законом субъекта РФ может предусматриваться необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 7% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Так, избирательное законодательство Свердловской, Новосибирской, Волгоградской областей, Приморского края устанавливает максимальный процент, разрешенный федеральным законодателем. К примеру, ст. 66 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 г. "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" закрепляет 6%-ный барьер для распределения депутатских мандатов. Пункт 8 ст. 84 Закона Республики Алтай от 24 июня 2003 г. "О выборах депутатов Республики Алтай" устанавливает 5%-ный барьер для распределения депутатских мандатов между списками кандидатов.

Кроме того, в соответствии с п. 16 ст. 35 Закона о гарантиях избирательных прав не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Таким образом, не менее половины депутатов законодательных (представительных) органов в субъектах РФ должны избираться с использованием пропорциональной избирательной системы.

Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование мажоритарной и пропорциональной систем на выборах в один орган власти. Ранее ярким примером такого вида избирательной системы были выборы депутатов Государственной Думы, когда 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства, а 225 – на основе пропорциональной избирательной системы. На сегодняшний день смешанная избирательная система применяется в ряде субъектов РФ и муниципальных образований. Так, 25 депутатов Законодательного Собрания Свердловской области избираются на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам, а другие 25 – на основе пропорциональной системы по спискам кандидатов от избирательных объединений.

Некоторые авторы выделяют так называемую мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства, подразумевая, что при использовании данного вида избирательной системы победившим считается кандидат, за которого отдали голоса не менее чем 2/3 избирателей. Однако подобный вид избирательной системы в Российской Федерации не применяется, поскольку, как отмечалось выше, мажоритарная избирательная система абсолютного большинства не предполагает какого-то конкретного большинства для признания кандидата избранным. Важно, чтобы кандидат набрал более половины голосов избирателей.

  • В соответствии с избирательным законодательством число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется как число избирателей, не только получивших избирательные бюллетени (как в помещении для голосования, так и вне помещения для голосования), но и опустивших эти бюллетени в избирательные ящики.
  • См.: Материалы Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург".

Избирательная система - это совокупность установленных законом принципов, способов и методов подсчета голосов избирателей и определения результатов голосования.

В зарубежных странах действуют две основные «классические» избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная, а также производная от них - смешанная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite - большинство) - система определения результатов голосования, основывающаяся на принципе большинства. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Различают мажоритарную избирательную систему относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

Для мажоритарной избирательной системы относительного большинства характерно:

1) избирательные округа, как правило, одномандатные;

2) не устанавливается порог обязательного участия избирателей, выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей (даже одного избирателя);

3) кандидат избирается наименьшим количеством голосов, т.к. избранным считается кандидат, получивший просто больше голосов избирателей, чем другие кандидаты;

Мажоритарная избирательная система относительного
большинства всегда результативна, но малопредставительна. Применяется в Великобритании, США, Индии и многих других странах англо-саксонской системы права.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства отличается тем, что:

1) устанавливает обязательный порог участия избирателей и, как следствие, в случае его недостижения, признание выборов несостоявшимися;

2) избранным считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах (минимум - 50 % + 1 голос);

3) предполагает систему повторных туров голосования;

5) также, но в меньшей степени искажает подлинную картину голосования;

6) во втором туре допускается определение результатов голосования по правилам относительного большинства - для избрания кандидату достаточно получить число голосов избирателей, превышающее число голосов избирателей, полученных другими претендентами. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства достаточно представительна, но не всегда результативна. Широко распространена в государствах романо-германской системы права.

Для избрания по мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства требуется большинство, превышающее абсолютное, т. е. 2/3, 3/4, 60-65 % голосов избирателей. Эта система высокопредставительна, но малорезультативна. Применяется редко (в Италии существовала до 1993г., в Чили).

Пропорциональная избирательная система - система определения результатов голосования, основывающаяся на принципе пропорциональности между количеством голосов избирателей, поданных за политическую партию, и числом получаемых ею депутатских мандатов. При пропорциональной избирательной системе избиратель голосует за список кандидатов той или иной политической партии в целом, а не за конкретного кандидата. В основе пропорциональной избирательной системы лежит избирательная квота, т. е. наименьшее количество голосов избирателей, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота определяется различными методами: методом Т. Хей- ра, Хогенбах-Бишофа, X. Друппа, методом делителей - В.д"Ондта, Сент-Лагюе, Империалли и другими.

Метод Хейра - естественная квота (носит имя ее автора Томаса Хейра (Thomas Hare) - английского барристера (адвокат высшей квалификации), предложенная им в 1855 г.) вычисляется путем деления общего количества голосов избирателей, поданных за списки всех политических партий в данном избирательном округе, на число депутатских мандатов, подлежащих избранию в округе. Вычисленная таким образом избирательная квота налагается на количество голосов избирателей, полученных каждой партией. Сколько раз избирательная квота уложится в количество голосов избирателей, поданных за каждую партию, и определит число завоеванных ею депутатских мандатов.
Квота по методу Хейра определяется:

Q = X / Y
где Q - избирательная квота; X - общее кол-во голосов избирателей, поданных за все политические партии по округу; Y - кол-во депутатов, подлежащих избранию в округе.

Предположим, что в избирательном округе, от которого подлежат избранию 7 депутатов, баллотируются списки пяти партий. Голоса избирателей распределились: партия А - 65 тыс. голосов, партия Б - 75 тыс., В - 95 тыс., Г - 110 тыс., Д - 30 тыс. Всего, таким образом, подано 375 тыс. голосов (65 + 75 +9 5 + 110 + 30).

А - 65 тыс. : 53,6 тыс. = 1 мандат и в остатке 11,4 тыс. голосов;
Б - 75 тыс. : 53,6 тыс. = 1 мандат и в остатке 21,4 тыс. голосов;
В - 95 тыс. : 53,6 тыс. = 1 мандат и в остатке 41,4 тыс. голосов;
Г - 110 тыс. : 53,6 тыс. = 2 мандата и в остатке 2,8 тыс. голосов;
Д - 30 тыс. : 53,6 тыс. = 0 мандатов и в остатке 30 тыс. голосов.

В итоге распределены 5 депутатских мандатов. 2 мандата остались нераспределенными. 107 тыс. голосов избирателей в остатках (11,4 тыс. + 21,4 тыс. + 41,4 тыс. + 2,8 тыс. + 30 тыс.) пропадают.

Оставшиеся мандаты распределяются при помощи дополнительных правил.

Правило наибольшего остатка, при котором нераспределенные мандаты переходят к партиям, имеющим наибольшие неиспользованные остатки голосов. В нашем примере оставшиеся два мандата переходят к партиям В и Д.

Правило наибольшего избирательного числа - нераспределенные по квоте мандаты передаются партиям, набравшим наибольшее количество голосов избирателей. В нашем примере оставшиеся два мандата переходят к партиям В и Г.

Метод Хогенбах-Бишофа - искусственная квота определяется путем деления общего числа голосов на число мандатов плюс 1:

Q = X / (Y+1)
Смысл данного метода - уменьшить квоту и получить возможность распределить большее количество депутатских мандатов.

В нашем примере общее количество поданных и признанных действительными голосов избирателей 375 тыс. делим не на 7, а на 8.

Q = 375 тыс. : 8 = 46,87 тыс. - искомая квота по методу Хогенбах-Бишофа. Мандаты, согласно данной квоте, распределились следующим образом:

А - 65 тыс. : 46,87 = 1 мандат (остаток 18,13 тыс.);
Б - 75 тыс. : 46,87 = 1 мандат (остаток 28,13тыс.);
В - 95 тыс. : 46,87 = 2 мандата (остаток 1,26 тыс.);
Г - 110 тыс. : 46,87 = 2 мандата (остаток 16,26 тыс.);
Д - 30 тыс. : 46,87 = 0 мандатов (остаток 30 тыс.).

В итоге распределены 6 депутатских мандатов, 1 мандат остался нераспределенным. Для его распределения прибегают к дополнительным правилам.

Метод д"Ондта - метод распределения мандатов на выборах по системе пропорционального представительства, был предложен в XIX веке бельгийским математиком профессором Виктором д"Ондтом. В соответствии с этой системой число голосов, полученных каждым партийным списком, делят последовательно на ряд чисел (1, 2, 3, 4, 5 и т. д.) до цифры, соответствующей числу партийных списков. Затем полученные частные распределяют в порядке убывания. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых по избирательному округу мандатов, является общим делителем. Каждый партийный список получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в полученном этим списком числе голосов.

Достоинства данной системы:

Всегда дает точный результат;
- мандаты распределяются с первого раза;
- нет проблем с остатками.

Помимо метода д"Ондта используются различные его разновидности.

Метод Империалли заключается в делении на последовательный ряд четных чисел, начиная с 2. Этот метод работает в пользу крупных политических партий.

Метод Сент-Лагюе заключается в делении общего числа голосов, полученных партиями, на нечетный ряд чисел. Метод д"Ондта и его варианты применяются в Бельгии, Финляндии, ФРГ, Италии, Португалии, Болгарии и ряде других стран.

Чтобы избежать нежелательной политической дробности парламентских палат, которая порождается пропорциональной системой выборов, в ряде стран введен так называемый заградительный пункт.

Заградительный пункт (заградительный барьер, заградительная оговорка) - законодательно установленное правило, в соответствии с которым обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение ею не менее определенного процента голосов избирателей. Только при условии, что партия, ее кандидаты получили этот минимум голосов, она допускается к участию в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе. Если партия этот минимум голосов не получила, она отстраняется от участия в распределении депутатских мест, а голоса, поданные за нее, не учитываются. Заградительный пункт различен в избирательных законах зарубежных стран: 1% - в Израиле, 2% - в Дании, 2,5% - в Албании, Шри-Ланке, 3% - в Аргентине, Испании, 4% - в Болгарии, Венгрии, Швеции, Италии (с 1993 г.), 5% - в ФРГ, Литве (с 1996 г.), в Киргизии, 8% - в Египте, 10% - в Турции. Установление заградительного пункта мотивируется стремлением создать условия для эффективной работы парламента.

После определения количества мандатов, завоеванных каждой партией, решается вопрос о том, кому персонально из кандидатов партийного списка будет вручен депутатский мандат.

В зарубежных странах имеются несколько подходов к решению этого вопроса:

Система связанных (жестких) списков - мандаты получают кандидаты, находящиеся на первых местах в партийном списке в количестве, равном числу полученных партией мандатов. Каждый избиратель может проголосовать только за тот или иной список в целом, при этом избранными по каждому списку считаются кандидаты, чьи фамилии в нем обозначены первыми, в том количестве, какое число мест в избранном органе получила данная партия;

Система свободных списков предполагает преференциальное голосование. Каждый избиратель выражает свое отношение к отдельным кандидатам избранного им списка. Избиратель проставляет против фамилии кандидатов цифры 1, 2, 3 и т. д., указывая тем самым желаемую очередность получения мандатов кандидатами. Избранными от данной партии будут кандидаты, получившие наибольшее число первых или близких к ним преференций;

Система полусвязанных (полужестких) списков - один из методов распределения депутатских мандатов внутри партийного списка при пропорциональной избирательной системе. Согласно системе полусвязанных списков кандидат, находящийся на первом месте в партийном списке (обычно партийный лидер), йсегда получает депутатский мандат, остальные депутатские места распределяются по результатам преференций (личные предпочтения избирателей). Применяется в Австрии, Бельгии, Дании.

Если при выборах одного и того же представительного органа (палаты парламента) применяются (сочетаются) различные избирательные системы, то речь идет о смешанной избирательной системе. Ее применение обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В зависимости от соотношения элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем смешанные избирательные системы могут быть симметричными и асимметричными.

При использовании симметричной смешанной системы половина членов парламента избирается по мажоритарной системе, половина - по пропорциональной. Обе системы одинаково влияют на формирование парламента. Подобный порядок используется при формировании бундестага ФРГ.

Асимметричная смешанная система предполагает неравное соотношение элементов мажоритарной и пропорциональной системы. Например, палата депутатов - нижняя палата парламента Италии - включает 630 депутатов, из которых 475 избираются по мажоритарной системе, а 155 - по пропорциональной. Встречается и другой подход. Например, в Республике Польша одна палата (сенат) формируется в целом на основе мажоритарных выборов, другая (сейм) - по пропорциональной системе.

В зарубежных странах встречаются и нетрадиционные избирательные системы.

Система единого непередаваемого голоса (система ограниченного вотума) - голосование только за одного кандидата в многомандатном округе, в результате чего избираются несколько депутатов (по числу мандатов в округе), набравших друг за другом наибольшее число голосов. Применяется редко (например, в Японии до 1993 г.).

Кумулятивный вотум - система голосования в многомандатном округе, при которой избиратель имеет несколько голосов (равных числу мандатов) и может голосовать как сразу за нескольких кандидатов, так и за одного несколькими голосами (т. е. «аккумулировать» свои голоса). Эта система применяется в Баварии (ФРГ) при выборах органов самоуправления.

Эти две системы признаются разновидностями мажоритарной избирательной системы.

Основные избирательные системы оцениваются по трём критериям: 1) репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; 2) простота механизма выборов; 3) корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Далее в работе, я подробнее рассмотрю эти разновидности.

Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений , при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.

Смешанная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях. Её становление началось в послевоенный период, она должна была вобрать в себя положительные характеристики мажоритарной и пропорциональной систем.

Мажоритарная избирательная система. При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным.

Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос. Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну - две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими.

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами.

Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций. Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

Мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются:

2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест. Преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы. При мажоритарной системе абсолютного большинства, победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем становится уже кандидат, набравший относительное большинство голосов. Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

Пропорциональная избирательная система. Данная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией голосов, полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе или в нескольких больших региональных округах. Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Западная Европа, за исключением Франции, половина депутатов ГД РФ и др.).

Распределение мест происходит либо по наибольшему остатку, либо по наивысшему среднему, или на основе избирательной квоты.

Избирательная квота вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению, т.е. определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат.

По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов избирателей.

Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка, необходимо число голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс один.

Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности.

Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.

Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократического устройства.

Смешанная избирательная система. На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии и России. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.

В соответствии с реализованным в России смешанным типом избирательной системы, высший законодательный орган страны составляют: 225 депутатов Государственной Думы, представляющих влиятельные политические силы; 176 депутатов Совета Федерации - представителей от административно- территориальных единиц (по 2 от каждого субъекта).

В литературе термин «избирательная система» описывается в двух значениях. В широком смысле под этим понятием подразумеваются общественные отношения, непосредственно связанные с выборами и составляющие их порядок. Они регулируются конституционным правом, а также нормами, которые установлены общественными объединениями. Немаловажную роль при этом играют традиции и обычаи, нормы политической этики и морали.

Выделяют основные принципы избирательной системы: всеобщность, свободовольное участие в выборах и равноправие граждан в процессе, обязательный вотум, состязательность, равные возможности у всех претендентов, «прозрачность» проведения и подготовительных работ.

Соответственно, под избирательной системой

можно понимать механизм, благодаря которому формируется государственная власть и самоуправление в субъектах РФ. Данный процесс включает в себя несколько основных пунктов: закрепленную законотворчеством систему органов, на которую непосредственно возлагаются полномочия по осуществлению деятельности и проведению выборной кампании; а также деятельность субъектов правоотношений и политических структур.

В узком смысле слова данную систему рассматривают как закрепленный в законных актах способ, позволяющий установить результаты выборов и распределить депутатские мандаты. Этот процесс напрямую зависит от итогов голосования.

Основные систем определяются, прежде всего, принципами формирования о

ргана власти. В различных государствах они отличаются. Однако благодаря многовековому опыту были выделены два основных вида: мажоритарный и пропорциональный. Данные типы избирательных систем, точнее их элементы, находят себя в других многообразных моделях.

Основана на персональном представительстве во власти. Поэтому в качестве кандидата на должность здесь всегда выдвигается определенная личность. При этом механизм выдвижения может быть разным: некоторые типы избирательных систем допускают самовыдвижение кандидатур, например, от общественных объединений, а другие требуют, чтобы кандидаты баллотировались исключительно от политических партий. Однако при любой расстановке сил в рассмотрение происходит на персональной основе. Поэтому дееспособный, совершеннолетний гражданин, придя на выборы, будет голосовать за конкретного человека как за самостоятельную единицу описываемого процесса.

Как правило, те типы избирательной системы, основанием которых является мажоритарность, проводят выборы по одномандатным округам. При этом количество таких округов напрямую зависит от количества мандатов. Победителем становится участник кампании, получивший наибольшее количество голосов избирателей округа.

Пропорциональная система.

В ее основе лежит принцип представительства партий. Соответственно, в данном случае именно они выдвигают списки определенных кандидатов, за которые предлагается отдать свой голос. Типы избирательных систем, в основе которых находится пропорциональность, предлагают фактически голосовать за политическую партию, которая защищает интересы определенных слоев. Мандаты подлежат распределению пропорционально в соответствии с числом поданных голосов (в процентном соотношении).

Места в органе власти, которые получила партия, занимают люди из выдвинутого ею списка и в соответствии с установленным ею приоритетом. Обычно их получают первые 90 кандидатов из соответствующего перечня.

Смешанная система

Попытки с максимальной пользой использовать типы избирательных систем, описанных выше, привели к возникновению смешанных систем. Их суть сводится к тому, что часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Соответственно, у избирателя появляется возможность проголосовать как за кандидата, так и за политическую партию. Данная система использовалась в России при выборе депутатов Государственной Думы первых четырех созывов.