Цикл лекций, дискуссий и мастерских, посвящённых борьбе с коррупцией, который продлится до июня 2017 года. Эксперты будут разбираться, почему Россия занимает первые местах в мировых рэнкингах коррупции, как с этим бороться и помогут ли в этом независимые антикоррупционные расследования. Первую лекцию цикла 27 октября прочитала вице-президент Transparency International Елена Панфилова. «Секрет» посетил это выступление и публикует его главные тезисы.

О коррупции в России

Некоторые российские политики пытаются преуменьшить проблему коррупции. Вице-премьер Игорь Шувалов во время выступления на сочинском форуме «Валдай» раскритиковал главу правительства Дмитрия Медведева за то, что тот, будучи президентом, привлёк слишком много внимания к этой теме. Лучший ответ Шувалову сформулировал ещё Альберт Эйнштейн. Учёный считал: когда речь идёт о вопросах правды и справедливости, не существует разницы между маленькими и большими проблемами. И те, кто не воспринимает правду серьёзно в маленьких вопросах, не имеют права рассчитывать на доверие в вопросах больших.

Коррупция убивает. Об этом не любят говорить. Ну домик у него, ну яхта, ну и что? Он же никого не убил. А вот откуда мы это знаем? Откуда мы знаем, что на яхту не пошли деньги, которых не хватило кому-то на кардиостимулятор или на хорошую дорогу и из-за этого кто-то разбился. Откуда мы знаем, что там нет средств, которых не хватило на хороший бетон для той казармы, которая рухнула в Омске? 17 человек погибло. И когда говорят, что коррупция белая и пушистая, как плесень, вот скажите это мамам этих молодых ребят.

Коррупция бывает разная. Есть бытовая коррупция. И тут в целом понятно, что делать. Надо ловить взяточников. Понятно, что делать и с административной коррупцией. Надо снижать, к примеру, давление на бизнес: это все знают и когда хотят - умеют. Это показал кризис 2008 года. Тогда взяли и поменяли законодательство про администрирование бизнеса - и пошли деньги в экономику.

Но по-прежнему нет ответа, что делать с коррупцией высших должностных лиц. Исторических примеров, когда правоохранительная система возбудила дела на действующих президентов, премьеров, председателей Верховного суда, - таких случаев практически нет. Там же не на чем ловить. Там не дают конвертами. Там не монетарная коррупция, а злоупотребление влиянием, сложные системы перевода электронных денег, торговля должностями, фаворитизм, кумовство. Многие коррупционеры повязаны родственными связями. Коррупция в России - это цепочка взаимной лояльности по принципу «я знаю, что ты знаешь, что я знаю».

О возможности борьбы

Коррупция порождает убеждение, что нет и не должно быть верховенства закона. Люди неизбежно попадают в конфликтные ситуации. Чтобы каждый раз не начиналась гражданская война, обществу нужна уверенность, что не всё покупается и продаётся.

Коррупция убивает качество жизни людей. Как физически, так и на уровне доверия. Если человек настороженно относится к врачу или полицейскому, о каком качестве жизни вообще может идти речь?

Коррупция крадёт средства. В коррумпированном государстве разворовываются средства на устойчивое развитие в будущем. А топтаться на месте - это худший сценарий для страны. Стабильность - это начало конца. После неё начинается увядание, гниение и разложение.

Когда люди видят, что законы по борьбе с коррупцией приняты, все говорят правильные слова, но при этом ничего не меняется, возникает кризис доверия, который подрывает общественную мораль. Общество начинает распадаться, фрагментироваться, граждане перестают доверять сначала государству, потом общественным организациям, потом журналистам, потом друг другу. И страна может называться условно страной, но общества в ней нет. Если начал бороться с коррупцией, это нельзя бросать, потому что цинизм порождает новый виток социальных вызовов и потрясений, которые приводят к очень тяжёлым конфликтам и последствиям.

Ловить упырей - провести расследование, поймать и вытащить на свет за ушко - это увлекательно

Ловить упырей - провести расследование, поймать и вытащить на свет за ушко - это увлекательно. Но настоящая антикоррупция - это построение системы предотвращения взяточничества, казнокрадства, потому что упыри, как тараканы, быстро самовоспроизводятся. Если её не построить, то можно бесконечно бегать за ними с тапком.

О гражданском самосознании

Люди ценностно совершенствуются быстрее, чем государство осознаёт их способность к этому развитию. Во многих странах мира власти погрязли в так называемой Realpolitik (курс на политику силы, основанную на реальности, а не на представлениях идеалистов о том, какой она должна быть. - Прим. «Секрета»). Там есть место выгоде, но нет места ценностям. А когда они вступают в противоречие друг с другом, люди начинают совершать порой алогичные поступки. В Европе государства пытаются отгородиться от мигрантов высокими заборами, а в ответ их граждане стараются накормить всех прибывших беженцев домашней едой. Так правда и справедливость вдруг превращаются из абстрактных понятий в орудия борьбы.

Общество начинает понимать, что одним из основных антикоррупционных инструментов является осознанная гражданственность. Когда человек осознаёт себя не просто жителем территории, который платит налоги, потребляет товары и услуги, а ещё и определяет себя как гражданина. И не раз в пять лет, когда ему дают бюллетень, а живёт с этой мыслью каждый день. Сейчас мы действительно видим кратный рост количества людей, которые начинают заниматься общественным контролем. Отсюда же и гражданская антикоррупция. Эти процессы здорово пугают устоявшиеся заскорузлые и неработающие институциональные элементы государственной машины, в том числе машины антикоррупционной.

В нашей стране законодательство по борьбе с коррупцией - одно из самых неплохих в мире, но на бумаге. Проблема заключается в правоприменении. Законы, сколько бы их ни приняли, сами по себе с коррупцией не борются. К ним должны прилагаться руки. Исключительно институциональный подход здесь не работает.

О значении независимых расследований

Власть всегда закрывала глаза на общество, но теперь у граждан есть козырь - данные. К примеру, «панамское досье», а до него люксембургское, и швейцарское, и множество других публикаций изменили мир антикоррупции. Их делали ценностно-ориентированные гражданские активисты, журналисты, общественные организации, потому что впервые в истории появились новые технологии, которые дают возможность этим заниматься.

После публикации «панамского досье» всего через несколько дней Россия присоединилась к системе автоматического обмена новой информацией. То есть общественное расследование подтолкнуло государство сделать то, чего оно само не хотело. Власть поняла, что опаздывает, что граждане знают больше, чем она.

Мы близки к созданию глобальной базы доходов и имущества публичных должностных лиц. Не сегодня, может быть, через год, два, три, пять. Технологии позволяют, а значит, это обязательно произойдёт. Тогда каждый сможет узнать достоверную информацию о всех вкладах, домах и яхтах любого российского чиновника, о его офшорных богатствах.

Никто никогда не занимается коррупцией просто так. Всегда в конце есть либо имущество, либо финансы. Открытые данные стали осознанно использоваться обществом в качестве инструмента влияния на властные структуры. В этом и есть будущее борьбы с коррупцией.

Фотография на обложке: предоставлена пресс-службой Transparency International - R

Коррупция - это пагубное и довольно неприятное злодеяние, которое может совершаться в различных сферах деятельности. Все страны мира пытаются бороться с данным преступлением, которое негативно влияет на уровень благоустройства жизни граждан.

Что такое коррупция?

Слово "коррупция" происходит от древнего слов "corrumpere", что значит "портить", и "corruptio", расшифровывающееся как "продажность". Данный термин обозначает уголовное преступление, основывающееся на превышении своих должностных прав уполномоченными лицами, которые используют свое служебное положение с целью получения личной прибыли при оказании нарушающих закон услуг.

Кто может быть коррупционером?

Заниматься коррупцией может любое должностное лицо, наделенное какой-либо властью:

  • чиновник;
  • сотрудник правоохранительных органов;
  • депутат;
  • политик;
  • судья;
  • адвокат;
  • администратор какого-либо заведения;
  • врач;
  • учитель;
  • экзаменатор и т.д.

Откуда берется коррупция?

Прежде всего, коррупция относится к человеческим порокам. Если человек готов брать или давать взятки, а значит нарушать закон, то это говорит об отсутствии у него моральных и нравственных устоев. Совестливый человек никогда себе не позволит заниматься подкупом. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что коррупция берет свое начало в детстве, в неправильном моральном воспитании в семье.

Виды коррупции

Взяточничество может затрагивать обширные области человеческой деятельности.

Коррупция бывает:

  1. Индивидуальная. Это самый мелкий вид коррупции, который обычно имеет несистематический характер и относится к бытовому виду. Чаще всего такое взяточничество затрагивает небольшие суммы обмена.
  2. Мелкая. Это маломасштабный вид коррупции, который имеет тенденцию совершаться повседневно. Мелкая коррупция относится к бюрократическо-общественному типу. Часто имеет внешне законный вид, основывающийся на путях обхождения законов. При мелком взяточничестве также фигурируют не очень большие суммы, а предметом нарушения закона является решение обыденных вопросов, в таких местах, как: больницы, школы, местные налоговые и правоохранительные органы.
  3. Политическая. Такой вид коррупции относится к большому или "грандиозному" уровню. Обычно взяточничество такого типа касается незаконного превращения государственных активов в частные. Одна из сторон, нарушающая закон, будет являться политическим деятель. Этот вид коррупции считается наиболее пагубным для народа и ведет к становлению правительства клептократическим.

Борьба с коррупцией

С взяточничеством можно бороться совершенно разными методами:

  • Главным, из которых является обязанность граждан сообщать о фактах коррупции, свидетелями которых они стали.
  • Также государство может бороться с подкупами посредством увеличением зарплат населению.
  • Одним из действенных методов борьбы с подлогами является строгое оперативное наказание.
  • Победить коррупцию поможет упрощение бюрократических процедур.
  • Еще одним способом борьбы является предотвращение коррупции с помощью правового и этического воспитания населения.

Кому сообщить о коррупции?

Взяточничество, подкупы и подлоги ухудшает благосостояние и уровень жизни не только страны в целом, но и каждого гражданина в отдельности. Поэтому очень важно проявлять бдительность и сообщать о коррупции органам власти. Делать это стоит даже при малейших подозрениях о ее совершении. Но куда сообщить о коррупции?

Борьбой с коррупцией занимается в нашей стране Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ), которое подразделяется на Главное управление экономической безопасностью и противодействие коррупции (ГУЭБиПК) и Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД РФ.

Чтобы доложить о вымогательстве взятки служебным лицом или о злоупотреблении своими полномочиями чиновника, следует обратиться в ГУЭБиПК МВД РФ по адресу: г. Москва, ул. Новорязанская, д. 8 А, стр. 3. Также можно обратиться в региональные подразделения УЭБиПК/ОЭБиПК (работают данные службы круглосуточно).

Найти контакты нужного подразделения всегда можно на официальном сайте регионального ОВД.

Когда гражданин становится свидетелем вымогательства взятки сотрудниками правоохранительных органов (включая работников ОВД), ему следует обратиться в ГУСБ МВД РФ и его структурные подразделения.

Чтобы избежать утечки информации при донесении на сотрудников ОВД, следует обратиться в подразделение собственной безопасности. Адрес ГУСБ МВД РФ: г. Москва, ул. Пионерская Б., д. 6/8.

Как можно сообщить о коррупции анонимно?

Согласно закону, уполномоченные структуры обязуются сохранять в тайне имя человека, который сообщил о факте нарушения действующего законодательства, связанного с коррупционной деятельностью.

Если же свидетель взяточничества настаивает на анонимности заявления ввиду обеспокоенности за собственную безопасность, он может попробовать воспользоваться услугами почты, электронными анонимными сервисами или же общественной телефонным аппаратом. Вне зависимости от пути получения все заявления принимаются во внимание соответствующими службами.

Напрямую к Президенту

Воспользовавшись услугами интернета, можно напрямую отправить письмо Президенту РФ, должностному лицу Администрации Президента РФ или же в Администрацию Президента РФ. Сделать это можно на официальном сайте.

По желанию можно воспользоваться помощью антикоррупционных СМИ.

Также есть возможность анонимно обратиться в межрегиональную общественную организацию. Адрес: 123007, Москва, 2-й Хорошевский проезд, д.7/1.

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

Исходя из того, что участие России в ратифицированных Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует создания необходимых не только правовых, но и организационных предпосылок.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

В состав управления входят отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства и отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а также организационно-методическая группа.

Основные направления деятельности этих подразделений можно разбить на следующие группы:

  • · выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок;
  • · надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;
  • · осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
  • · поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по таким уголовным делам;
  • · участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран;
  • · мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.

Стратегия борьбы с коррупцией в Российской Федерации включает в себя три основные элемента:

  • 1. Антикоррупционная реформа правовой системы Российской Федерации и совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией
  • 2. Профилактика коррупции путем исключения коррупционных рисков и возможностей, которые существуют в системе государственной власти и управления, в социальной сфере и экономике
  • 3. Воспитание антикоррупционной культуры в обществе и укрепление общественной поддержки борьбы с коррупцией

Совместными усилиями государства и общества необходимо добиться решения следующих задач:

  • 1. Завершение административной реформы, укрепление механизмов внешнего и внутреннего контроля за деятельностью органов государственной власти и муниципального управления, стимулирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.
  • 2. Совершенствование правовой системы и укрепление диктатуры закона (совершенствование уголовного законодательства, правоохранительной и судебной системы, системы исполнения наказаний, предупреждение финансовых преступлений и укрепление контроля за отмыванием денег).
  • 3. Совершенствование системы управления государственными финансами, государственной собственностью и другими национальными ресурсами (бюджет, налоги, таможенная система, процессы приватизации, система государственных контрактов, государственный внешний и внутренний финансовый контроль и пр.).
  • 4. Повышение прозрачности отношений в бизнесе.
  • 5. Развитие антикоррупционной культуры в обществе и общественной поддержки мероприятий по борьбе с коррупцией.

На сегодняшний день не известны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

С формальной точки зрения, если не будет государства - не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.

Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции.

Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.

Если вы узнали о коррупции на работе, вы можете сообщить об этом в правоохранительные органы. Подробно опишите все обстоятельства, если у вас есть какие-то подтверждающие ваши слова документы - используйте их, и обращайтесь в прокуратуру, Следственный комитет или полицию по телефонам доверия или через формы на сайте. Обращение можно отправить и анонимно.

Понятно, что это непростое решение, которое может повлечь серьезные последствия и для виновных лиц (закон устанавливает ответственность за коррупцию вплоть до уголовной), но и для вас. В Госдуму сейчас внесли законопроект, защищающий сотрудников, которые сообщили о коррупционных правонарушениях. Если проект будет принят, сообщившего о коррупции будут в течение двух лет защищать от увольнения и другого ущемления прав на работе, помогут скрыть его личные данные, если он будет участвовать в судебном процессе - предоставят юридическую помощь.

Также можно привлечь общественные организации и СМИ. Последним вы можете передать сведения с условием неразглашения вашего имени, что предусмотрено Законом “О СМИ”.

Если ситуация приобрела серьезный характер, ведется расследование и идет судебный процесс над коррупционерами, то к вам как свидетелю (потерпевшему) по делу могут быть применены меры государственной защиты. Такие меры могут применяться и до возбуждения уголовного дела. Главное, чтобы опасность, вам угрожающая, была воспринята сотрудниками правоохранительных органов, судом как реальная. Лучше самому письменно попросить о применении мер защиты, подробно описав существующие угрозы. Здесь все может быть как в фильмах: от предоставления личной охраны и охраны жилища до переселения на другое место жительства, изменения документов и внешности.

Сообщить о коррупции – это серьезный гражданский поступок, возможные последствия которого иногда трудно предугадать. И решать этот вопрос лучше с компетентным юристом, которому вы доверяете.

Чем вам так "насолил" вопрошающий?)) если он узнал (услышал, видел), то доказательств у него, естественно не может быть, а если он замешан, то единственный способ не рисковать это либо уволиться либо перевестись в другой отдел (район и тд.). коррупцией пронизана вся система гос управления и "предателей" все равно она отторгнет.. перспективы судебной у подобных случаев доноса нет, поскольку нужна подстава (деньги в руки передать), анонимное сообщение отправят в мусорную корзину поскольку вода без фактуры (там и итак все всё знают)..если не хочешь иметь дело с коррупцией, то не работай в этой среде..донос, участие в подставе, слив инфы обернется для инициатора в ЛЮБОМ случае боком.

Регенерация коррупции и другие её хвосты...

Ох и лют наш народ, когда дело касается её, родимой. Даже самые нежные и добрые женщины, готовые прощать грешки молодости и забывать греховные причуды старости, в отношении коррупционеров превращаются в валькирий и требуют возрождения средневековой инквизиции со всеми её пыточными атрибутами и затейливыми наказаниями.

Не будем же проходить мимо этого уродливого явления. Копнём поглубже. Начнём, пожалуй, с размерчика.

1) Где заканчивается благодарность и начинается коррупция? Рубль, это коррупция? А 100 ? А 1000? А «куры, млеко, яйки» от благодарного сельского населения? А цветы и конфеты на эту сумму от не менее благодарного – городского? Где та тонкая грань, исчисляемая в куриных яйцах или чайных розах, которая отделяет вежливое «спасибо» от преступной деятельности?

А дружеские посиделки в хорошем заведении за счёт благодарного обывателя – это коррупция? Если да, то с какой конкретно рюмки? А издание книги, которую никто не читал? А цикл лекций, которые никто не слушал? Жизнь – она ведь такая разнообразная и очень часто – труднооценимая в любой валюте... Сколько стоит, например, услуга в обмен на тёплое и непыльное место для тёщи в правлении банка? Для председателя Совета Банка – ничего не стоит. Стало быть, и услуга – не коррупция ? Или всё-таки коррупция? Или всё зависит от размера банка и размера оклада? Или, смотря чья тёща? Им что теперь, вообще нигде нельзя работать, если семье не повезло – зять пошёл в чиновники?

2) Коррупция имеет устойчивый стереотип и ассоциируется с государственным чиновником, совершающим противозаконные действия в обмен на материальную выгоду, получаемую втихаря и мимо кассы. Т.е. коррупция – это когда обязательно государственный чиновник. Стоп... А всегда ли государственный? А в частном секторе что, коррупции не бывает, примерно такой, как в этом забавном стишке из жизни поставщиков-покупателей а-ля Остер:

Или это не коррупция? А если нет, то тогда что? А если «да», тогда при чём тут государство? Как квалифицировать действия частного лица, работающего на частную компанию и слегка так мотивированного в пользу одного из участников тендера? Что противозаконного в выборе одного из множества? Или всё же это коррупция? Ну, вот как только присутствует материальная мотивация, так сразу – швах и клеймо на лоб.

Ок. Тогда я и в каждой конкретной семье с ходу найду коррупционеров. «Если будешь себя хорошо вести, папа купит тебе мороженое!» – вы это куда отнесёте? Мелочь? Хорошо, а покупка BMW-кабриолета «Если хорошо закончишь школу»? Все коррупционные признаки налицо, и размерчик впечатляющий... Ничего незаконного, говорите?

3) Все ли взятки даются для того, чтобы чиновник сделал что-то незаконное? Не приходилось ли Вам лично коррумпировать госслужащих как раз для того, чтобы всё было именно так, как предписывает закон? Никогда-никогда? Тогда вы счастливый человек! А то тут недавно такой скандал был – министр здравоохранения дико возмущался, что его подчинённые принимают частные подношения.

Причём в выступлении министра было особо подчёркнуто, что платят врачам из-под полы как раз за то, что они скрупулёзно выполняют свои должностные обязанности. И этот факт очень возмущает министра... А вас лично возмущает моральная и материальная поддержка врачей населением? Или возмущает, но не вся? Возмущает, но не всех, а только тех которые… фу-у-у-у, как тяжело жить…

4) Повысить контроль – усилить репрессии… Это стандартные предложения, поднимаемые на щит в качестве панацеи при борьбе с коррупцией . При этом инициаторы репрессий не замечают, что с контролем вообще как-то неудобно получается. Жизнь показала, что после коррупции наибольший доход приносит борьба с ней, и даже набирает популярность новая профессия: борец с борцами с коррупцией .

Кому предоставить больше полномочий для контроля? Чьими руками усиливать репрессии? Руками того самого полковника, у которого обнаружили 8 млрд.? Страшно даже представить, что будет, если дойдут до генералов! Правильно делают, что их не трогают. Простым репортажем о результатах обыска можно запросто обрушить мировые финансовые рынки….

Так что же это за штуковина такая загадочная – эта коррупция , перед которой пасуют даже те, кто по долгу службы должны её пресекать?

Цитата из Федерального закона РФ «О противодействии коррупции…». Статья 2 (понятие) «Под коррупцией в настоящем Федеральном законе понимаются не предусмотренное законом принятие материальных и иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, путём использования своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путём противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ…»

Как бы политкорректнее прокомментировать эту цитату… Скажу так: пока Федеральный закон РФ будет определять коррупцию именно так, а не иначе, в России всё будет так же, как у остального «цивилизованного человечества».

Европейская комиссия в феврале 2014 обнародовала первый в своей истории доклад о борьбе с коррупцией. Приводимые в нём данные можно охарактеризовать только нецензурно. Цитата из речи члена Европейской комиссии Сесилии Мальмстрём , представлявшей доклад о борьбе с коррупцией:

«По имеющимся оценкам, коррупция обходится Европейскому союзу в 120 миллиардов евро ежегодно. Это сумма, сопоставимая с годовым бюджетом ЕС. Наш доклад показывает, что уровень коррупции в разных странах ЕС неодинаков. Но он также демонстрирует, что она затронула весь Евросоюз. Зон, полностью свободных от коррупции, в Европе нет…»

Одновременно с докладом Евробарометром опубликованы данные социологического опроса на ту же тему. Согласно его результатам, 76% жителей Евросоюза полагают, что коррупция в их обществе широко распространена, а 56% согласны с утверждением, что в стране, где они живут, уровень коррупции за последние три года вырос.

При таких внушительных размерах и глобальности проблемы фокус борьбы с ней разочаровывает. Конкретно – проблема взяточничества, которая, как повышенная температура во время болезни, скорее является симптомом , а не причиной. Все охочи до войны с симптомами. А как доходит до войны с причинами, так на фронте борьбы с коррупцией сразу начинаются братания и хороводы.

Я уже задавал читателям приватные вопросы: «Что они считают причиной взяточничества?» и получил обескураживающий ответ: «Причиной взяточничества является то, что в чиновники идёт всякая сволочь!»

Вот так вот, коротко и со вкусом. Все чиновники – сволочи – всех расстрелять. Бакунин и Кропоткин нервно курят в сторонке... И это не точка зрения одиноких маргиналов. Это очень популярная, хоть и популистская тема. Опасность этой точки зрения в том, что она отвлекает внимание от реальной проблемы и реальной коррупции, где взяточничество – как повышенная температура при болезни – симптом , но никак не сама болезнь .

Будем бороться с коррупцией всеми имеющимися словами!

Давайте посмотрим максимально беспристрастно на работу чиновников, и попробуем ответить на вопрос, который я рискну называть ключевым: как их продвижение по службе, зарплата, а также риск быть уволенным, связан с удовлетворением потребностей граждан, ради которых они трудятся?

Можем ставить вопрос и не так кардинально: за что будет ругать и за что будет хвалить чиновника вышестоящее руководство – за невыполнение требований граждан или за невыполнение своих собственных требований? Если система настроена под первый вариант, сообщите, пожалуйста! Очень хочу своими глазами взглянуть на это чудо. Потому что во всём остальном подлунном мире пока господствует система №2:

Чиновники всех уровней получают преференции за исполнение приказов непосредственного начальника, а не запросов тех, чьими «слугами» они вроде как являются. Их работа заключается в точном исполнении спущенных сверху инструкций, текст которых, как правило – тайна за семью печатями. И совсем уж тайна – измеряемые, гласные и социально приемлемые критерии качества работы чиновника. Причём, акцент я делаю на словах «измеряемые и гласные».

Ежедневно оценивает результат работы чиновников (раздаёт выговоры и награждает) опять же не народ, а вышестоящие начальники, интересы которого могут отличаться от народных диаметрально. Сколько бы ни получил выгоды гражданин, например, от скорейшего согласования какого-либо разрешения, чиновник, от которого зависит оформление этого документа, а следовательно, и получение результата, никаким образом не поощряется за ожидаемый гражданином результат. Легально не поощряется . Ни морально, ни материально.

В ещё более сложное положение попадают обе стороны, когда необходимо отреагировать на живую инициативу, которая по своей новизне никак не регулируется существующими нормативными актами. Здесь чиновник вообще вынужден исполнять работу, которая не только не стимулируется возможностью приобщения к выгодам гражданина, но и даже не предусмотрена его должностными инструкциями.

Всё это ведёт к тому, что на границе «живой» инициативы и «мёртвого» бюрократического аппарата неизбежно возникает нестыковка, торможение, которое препятствует реализации этой инициативы, но никак не отражается на положении чиновника. У инициативы есть мотив – получение какой-то выгоды конкретным гражданином. Мотивация частного лица быстрее «крутить педали» ясна – от этого зависят размер и оперативность извлечения выгоды. А мотивация бюрократа содействовать частной инициативе? А никакой!

У субъектов сферы живой гражданской инициативы возникает естественная потребность так отрегулировать отношения с чиновниками, чтобы они хотя бы не препятствовали, а лучше – содействовали реализации планов граждан. Так как государство никак не стимулирует усилия чиновника , то это стимулирование становится предметом непосредственных отношений между чиновником и гражданином.

И мы можем образцово-показательно казнить сто-пятьсот коррупционеров (в Китае-Корее так и делают), но у нас ничего не изменится, так как сложившаяся система отношений сама генерирует потребность во взяточничестве. Более того, она делает взятки единственным средством обратной связи граждан с чиновниками.

Коррупция – от лат. corruptio – подкуп, порча, растление , продажность, разложение. И система государственного НЕстимулирования чиновников образцово-показательно растлевает, портит и растлевает всех участников процесса, причём с обеих сторон. Чиновник не прочь быть мотивированным. Гражданин сам стремится устранить недостатки безмотивационной системы и по-своему поощряет того бюрократа, от которого зависит хотя бы скорость принятия нужного решения.

Слом системы безответственности и безынициативности возможен только при замене её системой легального материального стимулирования чиновника за получение нужного гражданам результата. И весь вопрос только в том, какой результат будет считаться социально-приемлемым.

Например, есть такой министр развития, доход которого, логично, должен бы зависеть от количества созданных новых рабочих мест. Создал в этом месяце одно рабочее место – вот тебе зарплата – один рубль. Два рабочих места – два рубля… И не надо человеку мешать становиться миллионером…

Можно спуститься с министерского олимпа и поговорить, например, про доходы учителей, которым посоветовали идти в предприниматели… Они растят-учат – воспитывают налогоплательщиков? Вот и пусть их доходы зависят от налогов, которые платят в бюджет выращенные ими ученики. Чем квалифицированнее выпускники, чем выше их зарплаты, тем больше налоги на их личные доходы (НДФЛ). Больше НДФЛ – выше доход выучивших и воспитавших его педагогов.

А для полицейских и врачей более чем подходит страховая система формирования доходов, которой можно посвятить вообще отдельный спич, настолько она элегантно увязывает в одно целое здоровье и безопасность граждан с доходом соответствующих служащих. При наличии такой увязки не заржавеет и за социально-одобряемой инициативой чиновников, которые, как окажется, умеют работать и результативно и оперативно.

И сразу же выйдет на первый план совсем другая проблема , в соответствии с которой беда начинается не тогда, когда чиновники воруют и берут взятки , а когда они больше ничего не умеют , кроме как воровать и брать взятки…

Объём написанного, не позволяет, к сожалению, затронуть логичный следующий вопрос: «Они что там, наверху, этого не понимают? А если понимают, почему ничего не делают? Они что там, враги?»

Отвечаю сразу:

1) Да, видят.

2) Нет, не враги и даже скажу больше – не те пчёлы, которые против мёда, потому что мёда там и без взяток хватает…

Просто, кроме благородных намерений, существуют ещё и обстоятельства, диктуемые руководителю действующей системой, которые не видны снизу, но весьма ощутимы, как только сам садишься за рычаги управления.

Если будет на то желание читателей – не только посвятим этой проблеме отдельную главу нашего совместного с вами исследования, но даже ответим на животрепещущий вопрос «Доколе?», без которого все остальные ответы вообще не имеют смысла.

«Император Обама». Коррупция на Капитолийском холме

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…