В каких случаях установка шлагбаума во дворе жилого дома будет законной, а в каких – обернется серьезными проблемами и штрафом? Предлагаем разобраться, прав ли сосед, огородивший «личное» парковочное место перед подъездом самодельным шлагбаумом и куда обращаться, чтобы сделать ограждения по закону.

Инструкция по законному монтажу ограждения

Установка шлагбаума во дворе жилого дома окажется легальной, если следовать букве закона и помнить обо всех предписаниях.

Шаг 1 – определить статус участка

Для начала нужно убедиться, что выбранный для монтажа участок не является дорогой, потому что в этом случае установка ограждения будет незаконной, ведь по ст.17.1 Правил дорожного движения в жилой зоне (на дворовых территориях) для автомобилей не должно создаваться «необоснованных помех».

Правила установки шлагбаума во дворе жилого дома предписывают, что монтировать преграду можно только на территории, которая принадлежит жильцам, но не является дорогой для сквозного движения.

Шаг 2 – оформление долевой собственности

Выбранный участок должен значиться по документам как придомовая территория. Если это так, то данный шаг смело пропускаем. Если таких бумаг нет, то их придется оформить. В противном случае двор принадлежит городу, а значит, ездить по нему беспрепятственно и парковаться могут все желающие.

На заметку! Регистрация долевой собственности на общую землю осуществляется на основании ФЗ-122 от 21.07.1997 г.

Важно знать, когда дом со всеми прилегающими строениями и участком был сдан в эксплуатацию:

    если до вступления в силу Жилищного кодекса (до 1.03.2005 г.), то весь объект был автоматически передан в общую долевую собственность и поставлен на кадастровый учет;

    если после, то оформлять документы и регистрировать участок придется самостоятельно, предварительно подав в органы местного самоуправления заявление с просьбой выделить земельный участок для последующего оформления.

С документами, подтверждающими право общей собственности, на основании ст.36 статьи 2 Жилищного кодекса жильцы могут пользоваться и распоряжаться общим имуществом по своему усмотрению.

Шаг 3 – общее собрание

Поговорить с соседями и заручиться их согласием на установку преграды для чужаков – подобных действий недостаточно. Нужно обязательное общее собрание. Именно заседание владельцев жилых помещений по ст.44 (ч.1, 2) ЖК РФ должно решать, как распорядиться общим имуществом, в том числе и земельным участком.

Важно! Если двор принадлежит нескольким домам, то собирать нужно всех, чтобы избежать в последующем претензий от тех, кому новое ограждение будет мешать.

На собрании нужно согласовать следующие моменты:

    устанавливать или нет ограждение;

    с какой компанией заключить договор;

    какое ограждение требуется – автоматическое, запирающееся на ключ, с установленным дежурством (найм консьержа или очередность жильцов).

На заметку! Для принятия того или иного решения по закону достаточно подписей от 51% собственников, но для успешного прохождения всех согласований лучше, если согласится не меньше 70%.

Результатом собрания должен стать протокол, в котором отражено согласие большинства по всем вопросам, которые были вынесены на повестку дня.

Шаг 4 – выбор исполнителя

Жильцы сообща должны проголосовать за организацию, которой поручат ответственную задачу. Понятно, что предлагать исполнителей могут все желающие, при этом не только стоимость установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома должна определять конечный выбор.

Что нужно для установки шлагбаума во дворе получить у компании, которая будет осуществлять монтаж оборудования:

    технический план монтажа, при котором ограждение не вызовет затруднений для проезда спецмашин (пожарных, скорой, полиции, аварийных служб и пр.);

    смету с детальным расчетом, за что придется заплатить;

    подписанный официальный договор с гарантийными обязательствами.

На заметку! Шлагбаум не является капитальным объектом, поэтому выправлять отдельное разрешение на строительство не нужно.

Идеальная защита для свободного проезда по вашему двору должна соответствовать следующим критериям:

    не препятствовать пешеходам всех категорий: родителям с колясками, инвалидам, пожилым людям и пр., а также велосипедистам;

    стрела должна быть изготовлена из качественного, но легкого материала (на случай крайней необходимости принудительного открытия или демонтажа в случае неисправности);

    безопасной в эксплуатации (идеально, если предусмотрены механизмы экстренной остановки опускающейся стрелы, когда под ней неожиданно оказался, допустим, ребенок);

    бетонированное основание, чтобы преграда была долговечной;

    гарантийный срок эксплуатации;

    оформление, которое заметно в ночное время не только автомобилистам, но и пешеходам (это могут быть светящиеся в темноте полосы или освещенное уличным фонарем место).

Шаг 5 – согласования

Нужно помнить о тех, кто проверяет законность установки шлагбаума во дворе и выдает разрешения. Это:

    Госавтоинспекция, которая может усмотреть в преграде ограничение проезда по сквозной территории;

    пожарная инспекция, которая проверит, смогут ли ее машины свободно подъезжать к дому в случае необходимости.

Чтобы не получить отказ при согласовании установки шлагбаума во дворе:

    при обращении в ГИБДД в заявлении нужно указать, что выбранный участок не является дорогой, а принадлежит к придомовой территории (жилой зоне), сквозное движение по которой запрещено на основании статьи 17 (п.2,4) ПДД (документы о статусе участка приложить);

    пожарному инспектору достаточно продемонстрировать возможности быстрого открытия шлагбаума (например, всегда рядом есть охранник или указаны контактные телефоны того, кто оперативно поднимает стрелу).

Если пожарные службы обнаружат незаконную установку шлагбаума во дворе, то выпишут административный штраф (ст.20.4, ч.8 КоАП):

    1-2 тысячи рублей – для граждан;

    7-10 тысяч – для должностных лиц;

    120-150 тысяч – для юрлиц.

Пожарные имеют право таранить ограждение в экстренной ситуации, при этом возмещение убытков за разрушенную преграду не предусмотрено. Если же из-за препятствия проезду пожарных погибли люди, то виновным грозит реальный тюремный срок – до 5 лет.

Шаг 6 – получение разрешения

Правильно написать заявление на установку шлагбаума во дворе поможет предложенный образец. Заявление нужно дополнить:

    протоколом заседания жильцов-собственников;

    документами на землю (свидетельство о долевой собственности, выписка из кадастра);

    разрешениями от инспекторов ГИБДД и МЧС;

    проектной документацией от компании-исполнителя, которая будет монтировать ограждение.

Пакет документов направляется в районный совет депутатов (городскую администрацию). Через 30 дней вы узнаете решение.

Осталось разобраться с соседом. Изучив порядок установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома, легко понять, законны ли те конструкции, которые вы ежедневно видите перед своим подъездом или на пути к дому. Для начала стоит попросить соседа добровольно убрать «столбики с цепочкой». Если договориться мирно не получилось, то подавайте жалобу в районную администрацию, а также проверяющие органы – пожарную и жилищную инспекцию, ГИБДД.

Как шлагбаумы во дворах превратились в инструмент раздора между соседямиПопытки жителей домов избавиться от «чужих» автомобилей во дворах с помощью шлагбаумов спровоцировали волну новых конфликтов уже между самими соседями: одни не желают платить за ограждение, другим не хватает места. Итогом таких споров порой становится запрет на парковку отдельным соседям. Суды, как правило, встают на сторону обиженных. За попытку застолбить за собой место с помощью металлических раскладывающихся блокираторов можно оказаться в суде, предупреждают юристы.

Парковка для своих

Все чаще жители многоквартирных домов в российских мегаполисах с помощью шлагбаумов ограничивают въезд во двор для машин посторонних граждан. Активно эта практика развивается в Москве , где местные власти даже частично компенсируют расходы на установку ограждения, выплачивая им до 100 тыс. рублей за один шлагбаум. Такой возможностью уже воспользовались порядка 1,5 тыс. домов. Профит, казалось бы, для всех: и для чиновников, развивающих в городе сеть платных парковок, и для жителей дома - двор становится свободнее, и шанс оставить там свою машину повышается.

На деле же вышло несколько иначе: соседи стали выяснять отношения: кто вправе парковаться во дворе, а кто - нет. И в ряде случаев общее собрание жителей дома лишало такого права некоторых соседей - у них отбирали брелки от шлагбаума или не выдавали их вовсе. Поводом для таких решений становились отказ оплачивать установку или абонентскую плату за шлагбаум, нарушение правил парковки во дворе, в том числе закрепленных на собрании жителей, а не Правилами дорожного движения, следует из материалов судебных дел.

Например, жители одного московского дома не пускали на парковку сразу пятерых своих соседей, которые отказались вносить абонентскую плату за шлагбаум без предоставления им финансовой отчетности. Но вместо заветных квитанций и документации, следует из решений судов, инициативная группа соседей, ратовавшая за установку шлагбаума, запретила им оставлять машины во дворе. Схожая ситуация произошла и с москвичкой, которая лишилась права оставлять машину во дворе по решению соседей-автомобилистов «за нарушение правил парковки и правил въезда».

Суды в таких случаях признают санкции незаконными и обязывают их инициаторов не чинить препятствия соседям в доступе на придомовую территорию.

Не имеете права!

Жители дома не могут лишить кого-либо из соседей права пользоваться парковкой во дворе, говорят российские суды. Собственникам квартир «принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома», к которому относится и земельный участок.

«Придомовой земельный участок многоквартирного дома, как и подвал или подъезд, входит в состав общего имущества сособственников многоквартирного дома. При этом он может быть как оформлен в общую собственность жильцов дома, так и не оформлен», - говорит адвокат Александр Липатников.

Кроме того, суды, вынося решения в пользу изгнанных с парковки жителей дома, ссылаются на отсутствие у общего собрания жильцов компетенции принимать соответствующие решения. По Жилищному кодексу РФ оно «не наделено полномочиями по ограничению собственников жилых помещений многоквартирного дома на пользование общим имуществом».

«Запреты как собственникам квартир и нежилых помещений, так и их арендаторам въезжать на придомовую территорию противоречат действующему законодательству, поскольку нарушают право на беспрепятственный доступ к общему имуществу», - объясняет доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Наталья Залюбовская.

«Власть собрания собственников квартир не беспредельная, и его решения не могут противоречить закону», - соглашается гендиректор юркомпании «Глазунов и Семенов» Валерий Глазунов.

В связи с этим, отмечает Александр Липатников, ключи от шлагбаума во дворе должны получить все собственники квартир.

Все споры - через суд Оплата за шлагбаум не дает автовладельцу право на конкретное место. А долги за пользование шлагбаумом «не являются безусловным основанием» для запрета парковаться во двореПетр Кассин/Коммерсантъ/Vostock Photo

Суды дали ответ и на вопрос инициаторов появления шлагбаумов во дворах, как быть с неплательщиками за установку и обслуживание. «Вопросы оплаты за пользование шлагбаумом решаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ», говорится в решении Московского городского суда по упомянутому выше делу пяти москвичей. То есть если соседи самостоятельно к компромиссу не пришли, то спор стоит разрешать в суде. Долги за пользование шлагбаумом, пояснил Мосгорсуд, «не являются безусловным основанием» для запрета парковаться во дворе.

Через суд также придется решать спор, если желающих парковаться больше, чем мест во дворе, а автовладельцам договориться не удается. В этом случае порядок пользования стоянкой придется устанавливать через суд, говорит адвокат из конторы «Бородин и партнеры» Олеся Спиричева.

Более того, оплата за шлагбаум, охрану и другие платежи не дают автовладельцу право на конкретное место, уточняет Наталья Залюбовская. Жилищный кодекс РФ запрещает выделять и отчуждать доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме. По этой же причине, говорит она, никто не вправе лишить жителя права пользоваться этим имуществом в связи с отсутствием парковочных мест.

Не место красит человека

Металлические раскладывающиеся блокираторы, цепочки на замке, старые покрышки периодически встречаются во дворах и свидетельствуют о том, что у этого места есть «хозяин». Иногда они появляются по согласию соседей в обмен на благоустройство автовладельцами парковочных мест, дворовой территории. Однако никакие «добрые дела» не дают человеку права считать это место своим и мешать другим им пользоваться, объясняют юристы. Установка различных запирающих устройств незаконна, говорят они.

Несогласные с таким «разделом» двора вправе обратиться в суд, который предпишет нарушителю демонтировать конструкцию. Кроме того, ему будет грозить административный штраф от 5 тыс. рублей за самовольное занятие земельного участка, говорит Александр Липатников. Помимо этого, человека могут наказать - штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей - за порчу дорожного полотна, если при установке заграждения оно было испорчено, уточняет Валерий Глазунов.

Самостоятельно демонтировать запирающие устройства, пусть даже и незаконные, юристы не рекомендуют. «Самостоятельный демонтаж, равно как и порча чужого имущества, пусть и незаконно установленного, также будет являться нарушением. За такие действия, помимо административной ответственности, может наступить и материальная. Демонтажем должен заняться либо сам нарушитель, либо уполномоченные организации, но никак не соседи, которым мешает самовольно установленное ограждение», - предупреждает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев .

Источник конфликтов

В интернете встречаются жалобы автомобилистов на то, что из-за конфликта по поводу места на парковке им порезали колеса или поцарапали машину либо облили ее какой-нибудь краской. Управу на оппонента в таком случае найти можно, обнадеживает Румянцев: за такие действия ему грозит ответственность вплоть до уголовной, кроме того, он должен компенсировать ущерб, причиненный имуществу. Но сначала виновника нужно найти, а ущерб - задокументировать и оценить.

Для этого придется обратиться сначала в полицию с заявлением об умышленном повреждении имущества. Если ущерб свыше 5 тыс. рублей, то нужно просить возбудить уголовное дело, если меньше - административное, говорит Олеся Спиричева. Проще будет найти виновника, если в машине был включен видеорегистратор, отмечает Дмитрий Лесняк из юркомпании BMS law firm.

«Самое сложное в таких делах - доказать, что вред автомобилю причинило определенное лицо. Наличие четкой видеозаписи с камеры наблюдения или видеорегистратора существенно увеличивает шансы на победу в суде», - соглашается Олеся Спиричева.

Впрочем, не всегда доходит до порчи имущества. В борьбе за место во дворе соседи порой устраивают пакости друг другу - в ход идут спущенные колеса, грязь или смывающаяся краска, яйца с пшеном и т. д. В этом случае инициаторы «злодейства» считают, что наказывать их не за что. Это не так, полагает Валерий Глазунов.

Если вреда имуществу нет, а виновник известен, то можно попытаться его наказать за хулиганство. Кодекс об административных правонарушениях сулит за такие действия штраф до 1000 рублей.

Во дворе подмосковного многоквартирного дома наличие шлагбаума - не редкость, но для его установки необходимо соблюдать законодательство. Если жители решили самовольно установить шлагбаум, их могут оштрафовать и заставить демонтировать конструкции за свой счет. О том, как законно установить шлагбаум во дворе дома, читайте в материале портала mosreg .ru .

С кем согласовывать монтаж шлагбаума

Источник: Фотобанк Московской области

Если инициативная группа жильцов многоквартирного дома решила установить шлагбаум во дворе, нужно пройти ряд согласований, в том числе с другими жильцами дома. Для этого следует провести собрание жильцов и получить единогласное разрешение более половины собственников. Также необходимо документальное оформление земельного участка (двора) в собственность жильцов.

Затем следует обратиться в местную администрацию. Получив разрешение местных властей, нужно согласовать установку с ГИБДД, коммунальными и пожарными службами.

Необходимые документы


Источник: РИАМО , Анастасия Осипова

В администрацию муниципалитета необходимо направить:

Заявление на установку шлагбаума,

Подтверждение долевой собственности владельцев квартир на придомовую территорию;

Выписку из кадастра со всеми сведениями о земельном участке;

Протокол общего собрания с решением о монтаже ограждающей конструкции;

Техдокументацию на шлагбаум (включая дизайн-проект, проект благоустройства территории и топографический план места).

Составление сметы


Источник: , pixabay.com

После принятия решения об установке шлагбаума во дворе дома нужно согласовать смету.

Оборудование покупают владельцы квартир, поэтому им заранее следует утвердить расходы. Для этого в смете учитывается модель шлагбаума и его технические характеристики.

Условия для установки шлагбаума


В любых населенных пунктах, как крупных, так и мелких, зачастую можно встретить шлагбаумы. Но иногда ставят шлагбаум во дворе многоквартирного дома. У людей периодически возникает такая необходимость, так как ограждение не позволяет передвигаться чужим автомобилям по территории, где могут играть дети. Кроме того, при помощи шлагбаумов нередко ограничивают места для парковки. Это удобно и гарантирует сохранность парковочных мест для жильцов многоквартирного дома. В больших городах жителям, которым повезло иметь квартиры в центре, известно о том, как сложно бывает найти место для автомобиля в своем собственном дворе.

Чтобы не сталкиваться с подобными проблемами и не пускать на свою территорию других автомобилистов, приходится ставить ограничения. Но тут у многих возникает масса вопросов, ведь далеко не в каждом случае подобная установка является законной. Будет очень неприятно, если в результате окажется, что шлагбаум не соответствует правилам и его придется убирать, учитывая стоимость, в которую он обходится.

Закон и шлагбаум

Для тех людей, которые собираются установить шлагбаум во дворе, часто наибольшей проблемой становится не сбор денежных средств на подобное приспособление, а оформление документов. Именно на все разрешения и справки уходит столько времени, что многие попросту отказываются от идеи установить шлагбаум около своего дома.

Документов действительно понадобится очень много.

  • Все дело в том, что подобная конструкция и место ее расположения должны полностью соответствовать всем требованиям пожарной, автодорожной и других служб.

К примеру, по правилам к дому обязательно должны быть открыты подъездные пути, чтобы в случае опасности машины пожарной службы либо скорой помощи могли спокойно добраться до места назначения.

  • Поэтому получить разрешение на то, чтобы перекрыть въезд на территорию, где расположен жилой комплекс, бывает очень сложно.

Чаще всего удается договориться только в том случае, когда поставленный шлагбаум будет находиться под постоянным контролем человека. Это будет вызывать дополнительную финансовую нагрузку, так как придется платить зарплату дежурному сотруднику.


Не часто жильцы дома соглашаются на такие расходы, даже учитывая то, насколько полезным может быть ограничение въезда во двор. Нужно помнить и о том, что стоимость самого оборудования, а также его установки обходится в десятки тысяч. Более того, если шлагбаум не будет находиться под присмотром вахтера, то у сотрудников МЧС, полиции и скорой помощи есть законное основание сломать ограничение, чтобы получить доступ к месту.

При этом никакой компенсации за испорченный шлагбаум никто выплачивать не будет.

Поэтому перед тем, как задуматься над установкой ограничений для въезда транспортных средств на территорию двора, необходимо разобраться с документами, получить все разрешения для законного монтажа подобного приспособления, точно высчитать стоимость проекта и его дальнейшее обслуживание. Только после этого можно переходить непосредственно к работе по установке шлагбаума. Без согласования данного вопроса со всеми службами и жильцами дома нельзя начинать монтаж. Это грозит существенными штрафными санкциями.

Подготовка к установке

Что касается того, как установить шлагбаум, то в первую очередь нужно соблюсти определенные требования к местности, на которой будет установлено заграждение, а также к самому оборудованию. Поэтому необходимо для начала достаточное внимание уделить придомовой территории и сформировать ее так, чтобы заграждение было действительно полезным, а не стало пустой тратой денег.

В первую очередь всегда проводится собрание собственников жилья многоквартирного дома. Если окажется, что не все согласны с установкой шлагбаума на въезде во двор, то проводить монтаж нельзя. Если все подписи будут собраны и жильцы единогласно решат, что заграждение действительно нужно, следует начать оформление документов. Для этого придется обратиться в несколько важных инстанций, без которых сооружение будет признано незаконным и ответственные лица получат штраф.

Стоит заметить, что одним из важных требований является постановка участка придомовой территории на кадастровый учет.

Если территория не будет сформирована правильно, то и никакие установки, запрещающие въезд, на ней делать нельзя.

Каким должен быть шлагбаум

Кроме того, существуют определенные требования для самого оборудования. В первую очередь стоит заметить, что установленный электронный шлагбаум должен обязательно иметь специальную кнопку для открытия в случае поломки либо отсутствия электроэнергии. Если заграждение открывается при помощи ключей, то один из них обязательно должен быть у ответственного лица. В случае возникновения экстренной ситуации ключ всегда должен быть быстро доставлен к шлагбауму. Поэтому жильцы, как правило, выбирают для его хранения такого человека, который редко покидает свой дом.

При установке шлагбаумов для въезда автомобилей во двор необходимо обязательно продумать такой момент, как свободный доступ для людей с ограниченными возможностями и колясок с детьми. То есть, когда ставится ограждение, около него обязательно должна быть оборудована удобная дорожка для проезда колясок, велосипедов.

Для установки шлагбаума не требуется получение разрешения на строительство.

Данный объект не считается строительным, поэтому от необходимости получать подобное разрешение жильцы дома будут избавлены. Однако у них будет масса других обязательных справок и разрешений. На данный момент существует определенный список обязательных процедур, которые нужно пройти, прежде чем устанавливать шлагбаумпри въезде во двор. Но в некоторых регионах и отдельных населенных пунктах могут присутствовать дополнительные требования.

И все их нужно обязательно выполнять. Если местные власти признают, что заграждение является незаконным, то придется не только заплатить штраф, но и снести дорогостоящий объект. По грубому подсчету выходит, что самый дешевый шлагбаум обходится минимум в 40 тысяч. Чтобы эти деньги не были потрачены зря, необходимо собрать все документы и разрешения, а уже после заниматься монтажом.

Стоит отметить и то, что те бумаги, которые получены до начала работ, еще не являются гарантией законности ограждения для въезда во двор. После окончания монтажа необходимо пригласить специалистов из различных служб, которые проведут обследование объекта и вынесут решение, является ли он безопасным и законным. Если окажется, что монтаж был произведен с нарушениями, ответственные лица получат акт, в котором можно будет увидеть все недочеты, подлежащие исправлению. На это отводится определенное количество времени, после чего комиссия снова прибудет с проверкой.

Если игнорировать предписания различных служб и организаций либо и вовсе не оформлять документы, то установка шлагбаума при въезде во двор будет признана незаконной.

Такое оборудование подлежит демонтажу. Кроме того, ответственным лицам полагается штраф. Это может быть 2000 рублей для физического лица либо 20000 рублей - для организации. Не стоит забывать и о том, что придется снести заграждение, на которое уже были потрачены немалые деньги.

Документы для согласования установки шлагбаума

Если жильцы дома решили ограничить въезд транспортных средств на территорию своего двора, то им нужно быть готовым к тому, чтобы пройти массу различных инстанций и оформить немалое количество документов. Начать нужно с самих владельцев квартир. Они должны быть согласны со строительством заграждения. Желательно, чтобы документ подписали все.

Но считается, что для начала работ по возведению шлагбаума достаточно и чуть более 50 % голосов.

Тем не менее практика показывает, что в таком случае приходится очень часто сталкиваться с различными проблемами. Если несогласные начнут искать пути для запрета строительства шлагбаума, то процесс установки заграждения может затянуться на долгие годы. Поэтому работы стоит начинать только в том случае, если противников этому решению нет.

Далее следует перейти к оформлению участка. Для этого надо отправиться в БТИ. Очень важно сформировать одну полноценную территорию, так как по закону изначально за каждым собственником жилья будет закреплен определенный участок. Все это нужно объединить, чтобы получить возможность дальнейшего оформления документов.

Когда территория будет сформирована, необходимо обратиться в местную администрацию и получить право на управление дорожным движением на конкретном участке.

Помимо гор-, пос- или сельсовета, данный документ согласовывается с пожарной службой, ГИБДД и ЖКХ. Если бумаги будут подписаны, можно приступать к установке.

Но это основные документы и требования. В некоторых населенных пунктах, а иногда и в отдельных районах города могут существовать свои правила, и возникнет необходимость оформления дополнительных разрешений. Более того, не нужно забывать, что после установки шлагбаума нужно пригласить специалистов, которые выдадут справки о том, что заграждение соответствует всем требованиям и является безопасным для людей, животных и растений.

Разновидности шлагбаумов

Бумажная работа - это далеко не все, о чем нужно задумываться при установке шлагбаумов для ограничения въезда во двор жилого дома. Также нужно правильно выбрать оборудование, чтобы оно было и удобным, и недорогим одновременно. Шлагбаумы бывают нескольких типов, от чего зависит их цена, надежность и сложность обслуживания. При выборе необходимо обратить внимание на такие моменты, как особенности территории и ландшафта двора и поток транспортных средств, которые будут проезжать через загражденный участок.

Виды шлагбаумов:

  1. Самым дешевым вариантом является обычный механический шлагбаум. Тут абсолютно вся работа будет происходить вручную, поэтому при большом трафике такое устройство будет максимально неудобным. Однако если в день въезжает 3–4 машины и столько же выезжает, то можно сэкономить и поставить шлагбаум на въезде во двор механического типа.
  2. Второй тип заграждений называют автоматическими. Это дорогие шлагбаумы, которые в основном выполняются под заказ. Автоматические устройства обходятся недешево, но у них масса преимуществ. Они долговечны, прочны и очень удобны в использовании. Работают шлагбаумы такого типа на гидравлической либо электромеханической системе. От типа привода незначительно зависит стоимость, но по качеству они практически одинаковы. Что касается автоматических шлагбаумов, они обладают высокой степенью надежности. Их конструируют таким образом, чтобы заграждение не выходило из строя ни во время морозов, ни при сильных дождях, ни на жаре. Работают такие устройства через радиоканал, специальную клавиатуру либо приложение для мобильного телефона. Поэтому в данном случае даже нет необходимости нанимать вахтера, что сэкономит деньги жильцов на зарплату работнику. Но для экстренных случаев поблизости все же должно быть ответственное лицо. В случае возникновения технических неполадок автоматическим шлагбаумом можно пользоваться вручную.


Установка подобных устройств для многих дворов является вполне оправданной тратой времени и денег. Это надежная защита жильцов, особенно детей, от случайных автомобилистов. Кроме того, шлагбаум при въезде во двор будет гарантией сохранности парковочного места.

Но нужно учитывать, что требования к подобному оборудованию высокие, а соблюдать их необходимо обязательно.

В противном случае сооружение признают незаконным, что грозит большими штрафами и иными проблемами.

Автотранспорта в городах меньше не становится, пробки, нехватка парковочных мест. Автомобилисты, стараясь сократить маршрут и объехать пробку, несмотря на штрафы (это считается административным правонарушением) сокращают расстояния через дворы, тем самым делая невозможным нормальный выезд или въезд жителей к своим подъездам. Создается опасная ситуация для пешеходов и детей, ведь во дворах есть детские площадки, дети идут в школу или садик, или попросту катаются на велосипеде или играют. А еще сотрудники соседних офисов, магазинов и бизнес центров допоздна занимают парковку около дома. Или, к примеру, если вы живете в центре, где на каждом шагу платные парковки или ненавистный знак «Остановка запрещена», так же возникает резонный вопрос: куда ставить машину?!

Терпеть такие обстоятельства невозможно, попросту опускаются руки, хоть меняй место жительства. Нужно какое-то решение! И это решение - шлагбаум.

В условиях мегаполиса и большого пятна платных парковок, установка ограждающих устройств во дворах многоквартирных домов может оказаться неплохим вариантом и одним из действенных способов решения вопроса.

А в таких делах подходить к этому нужно со всей ответственностью и не заниматься самовольной установкой шлагбаумов. К тому же незаконно установленное ограждающее устройство подлежит сносу, а деньги за установку вам никто не вернет. Учитывая, что стоимость установки шлагбаума может варьироваться в среднем от 50 до 150 тысяч рублей и даже более – согласитесь, лучше все продумать и сделать в соответствии с законом, чтобы потом не было мучительно больно за потерянные деньги, время и нервы.

И на минуточку задумайтесь о возможных страшных последствиях установки шлагбаума. Представьте такую ситуацию: приезжает скорая помощь по экстренному вызову и упирается при въезде во двор в стоящий шлагбаум, на котором висит табличка с мелким текстом номера телефона, по которому водителю скорой нужно позвонить, чтобы шлагбаум открыли. Водитель вынужден выйти из машины, отыскать номер телефона, начать звонить. А время ведь может идти на секунды. Линия диспетчерской может быть занята. А охранник может отойти. Сработает человеческий фактор. А человека уже не вернешь. Или пожар?...

Если все же установка шлагбаума для вас - единственный выход отстоять свое парковочное место и спокойный двор, мы расскажем вам о законных методах установки шлагбаумов во дворах.

Для законной установки шлагбаума нужно соблюсти два основных момента. Первый – земля должна быть в собственности жильцов. Второй – необходимо получить согласие не менее 2/3 собственников помещений в доме в рамках общего собрания.

То есть сначала нужно понять, какие границы имеет ваша придомовая территория, поскольку только именно в этих пределах земельного участка вы можете установить шлагбаум. Такие границы должны быть указаны в кадастровом паспорте. Затем необходимо провести собрание собственников помещений.

В соответствии со ст. 161 ГК РФ существует 3 способа управления многоквартирным домом:

Непосредственное управление собственниками помещений. Однако при выборе такого способа управления необходимо учесть, что он возможен лишь в случае, если количество квартир в вашем доме не превышает 30.

Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Управление управляющей организацией.

В зависимости от способа управления проводится собрание собственников помещений. Обратите внимание, что, согласно ч.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ, для принятия решения об установке шлагбаума нужно заручиться поддержкой не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Далее, если согласие получено, необходимо изготовить проект размещения шлагбаума с указанием места размещения, типа, размера и внешнего вида.

Установка шлагбаумов во дворах города Москвы регулируется Постановлением Правительства Москвы от 02 июля 2013 года №428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве». В соответствии с п. 7 данного Постановления уполномоченное собственниками дома лицо направляет в совет депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с приложением проекта размещения ограждающего устройства.

Решение о согласовании установки шлагбаума либо об отказе в согласовании принимается в срок не позднее 30 дней со дня поступления документов.

Отдельно нужно остановиться на обязанности жильцов при установке шлагбаума обеспечить беспрепятственный и круглосуточный проезд на придомовую территорию скорой помощи, пожарной техники, полиции и других экстренных служб. Согласно п. 12 Постановления Правительства Москвы от 02 июля 2013 года №428-ПП «собственники помещений в многоквартирном доме при установке и последующей эксплуатации ограждающих устройств на придомовых территориях обеспечивают круглосуточный и беспрепятственный проезд на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб».

Вариантов выполнения этого требования несколько:

Установить видеокамеру с обзором подъезда к дому и шлагбаума, нанять охранника, который проживает или будет проживать в этом доме и осуществлять круглосуточный контроль за работой шлагбаума.

Поставить будку для вахтера, куда будет присоединено управление шлагбаумом.

Заключить договор с организацией по удаленному обслуживанию ограждающих устройств.

И не забывайте, что шлагбаум нужно будет обслуживать. Платить охраннику зарплату или оплачивать услуги организации по удаленному обслуживанию. То есть будут дополнительные ежемесячные расходы. Все ли жильцы смогут такие расходы нести? Также шлагбаум кто-то может сломать, и его нужно будет чинить. Все эти моменты нужно учитывать, и определиться со всеми вопросами желательно до установки шлагбаума, а не тогда, когда возникнет некое техническое или административное препятствие.

Шлагбаумы с точки зрения автомобилистов – читайте в нашей статье «Незаконный шлагбаум во дворе. Как противостоять произволу?»

Хотим обратить внимание, что авторы статьи придерживаются исключительно законных методов решения проблем. Авторы не принимают сторону кого бы то ни было, не призывают к каким либо действиям и не дают политическую окраску материала статьи. Настоящая статья носит исключительно информационный характер и направлена на поддержку позиции, которую Вы вправе избрать по своему усмотрению, руководствуясь личными мотивами. И помните, выбор за Вами, но только в правовом поле!

Если вас заинтересовал материал статьи и Вы решили что Вам необходима квалифицированная юридическая помощь, Вы можете обратится в ООО "ЮСБ "СПЕКТО" на сайт или напрямую в ООО "ЮСБ" СПЕКТО" www.specto.ru

Статья подготовлена нашим Генеральным партнером ООО «ЮСБ «СПЕКТО», по заказу ООО «Экспрессюрист», оператора портала сайт
(Портал профессиональных юридических услуг)
Копирование статьи как целиком так и в части, возможно с разрешения правообладателя