Заключение договора является одним из наиболее распространённых оснований для изменения прав и обязанностей физических и юридических лиц. Этот вариант широко используется в хозяйственной и гражданско-правовой сферах.

Если возникает необходимость изменить уже заключённый контракт, при этом необходимо руководствоваться положениями Гражданского Кодекса РФ .

Основания для внесения изменений в заключенный договор по ГК РФ

Неукоснительное соблюдение положений законодательства при заключении, изменении и расторжении соглашений позволяет избежать проблем в дальнейшем. Если были нарушения, то произведённые корректировки могут быть признаны недействительными.

Основные принципы, которые необходимо соблюдать при составлении контракта, изложены в статье 432 ГК РФ . Договор признается заключённым в тех случаях, когда между сторонами достигнуто соглашение по следующим пунктам:

  • о предмете и сторонах соглашения;
  • по вопросам, которые законодательством признаются в качестве существенных (они должны быть полностью раскрыты в подписанном документе);
  • конкретизированы спорные вопросы, по которым стороны пришли к согласию.

Процедура заключения соглашения и внесения в него исправлений предусматривает направление предложения одной из сторон (оферта) и получения согласия контрагента (принятие предложения).

Каждый вид договоренностей (купля-продажа, поставка, подряд, оказание услуг и прочее) предусматривает определённую форму его заключения. Это могут быть:

  • устная форма соглашения;
  • письменная, без обязательного удостоверения нотариусом;
  • в письменной форме с нотариальным заверением.

Иногда в договор может потребоваться внести изменения или разорвать его. Согласно требованиям Гражданского Кодекса РФ, изменения должны оформляться в той же форме, в какой был заключён первоначальный контракт.

Формы и условия

Если контракт уже заключён, но обстоятельства требуют его изменить, то в российском законодательстве это можно сделать только в трёх случаях:

  1. Инициатором может выступить одна из сторон.
  2. Если те, кто заключил соглашение, пришли к мнению о необходимости изменения условий.
  3. Если одна из сторон подала исковое заявление в суд с целью изменить условия ранее подписанного соглашения, и суд принял решение в её пользу.

Самым распространённым вариантом является изменение условий на основе согласия всех участников договора.

В одностороннем порядке

Иногда законодательство предусматривает возможность отказаться от исполнения условий контракта или изменить его. Это возможно в двух случаях:

  1. Если нормы законодательства прямо предусматривают такое право.
  2. В том случае, если это было предусмотрено условиями заключённого соглашения.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда договором об аренде предусмотрено автоматическое продление действия аренды. Для отказа от продолжения отношений может быть достаточно того, чтобы арендатор или арендодатель в одностороннем порядке отказался от пролонгирования (если такое предусмотрено в основном документе).

По соглашению участников контракта

Такое изменение, фактически, является новым договором и обязано подчиняться требованиям Гражданского Кодекса РФ к оформлению новых контрактов.

Законодательство разрешает корректировку только некоторых условий сделки, без аннулирования всех прежних договоренностей. Но тип контракта не может быть изменён путем заключения дополнительных соглашений. Например, если рассматривался договор поставки, то после произведённых изменений он не сможет стать подрядным контрактом.

Если участники сделки нашли «золотую середину», то должны быть решены следующие вопросы:

  1. Нужно сформулировать, как изменяются права и обязанности партнеров в результате сделанных поправок.
  2. Если сделка была частично исполнена, то необходимо определить судьбу уже сделанного.
  3. Если имело место нарушение соглашения сторонами, нужно зафиксировать, какая ответственность за это ждет нарушителя.
  4. Партнеры должны указать дату, начиная с которой будет действовать изменённый контракт.

В некоторых случаях государство может ограничивать право участников изменить заключённые ими соглашения. Например, это применяется по отношению к договорам о государственном займе.

Частным результатом переговоров сторон является мировое соглашение . Оно применяется в делах о банкротстве. При этом общее собрание кредиторов может большинством голосов принять изменение условий тех сделок, по которым ранее возникли долги. Это может быть сделано, например, с целью получить хотя бы часть безнадёжной задолженности.

В судебном порядке

Обращение в суд может быть направлено в случае, если имела место одна из следующих причин:

  1. Могло произойти грубое нарушение условий одним из контрагентов. В этой ситуации другая сторона не считает нужным выполнять свою часть заключённого соглашения.
  2. В некоторых ситуациях российское законодательство прямо предусматривает возможность стороны контракта обратиться в суд для защиты своих прав.

Для регулирования данного вопроса обычно применяется претензионный порядок . Перед тем, как подать в суд, необходимо, чтобы контрагент предпринял попытку досудебного урегулирования спора. При этом другой стороне должна быть предложена возможность добровольно пойти навстречу. Такая попытка нужно задокументировать. Впоследствии суд должен убедиться, что она была предпринята.

Конечно, в конфликтной ситуации можно ожидать, что ответят отказом. Подобная позиция партнера подтверждается одним из способов:

  • в ответ было предоставлено письменное возражение;
  • в течение 30 дней никакого ответа не последовало.

Если претензионная работа сделана не была, суд может оставить поданный иск без рассмотрения именно по этой причине.

Порядок расторжения

При внесении корректировок в соглашение важно только то, что было прямо в нём указано. Не имеет значения ни то, что подразумевалось каждой из сторон, ни то, что считалось очевидным.

Обобщенная пошаговая инструкция действий в случае изменения или расторжения договора:

  1. Сначала необходимо определить собственную позицию. Нужно предельно отчётливо сформулировать для себя, что именно следует изменить и по каким причинам.
  2. Далее нужно внимательно изучить документ на предмет возможностей для корректировки, предусмотренных в нём. Если необходимо, нужно определить, какие конкретно положения не были выполнены другой стороной, и каким пунктам заключённого соглашения это противоречит.
  3. Официально сформулировать свою претензию к контрагенту и аргументировать её с помощью соответствующих фактов.
  4. После предстоит документально оформить претензию в виде письменного уведомления другой стороны с обязательным упоминанием нарушенных пунктов договора. Эмоций в этом документе допускать не стоит. Аргументы обязаны быть основаны на фактах.
  5. Теперь необходимо доставить претензионный документ ответчику. Это можно сделать лично, курьером или при помощи почтового отправления. В первом и втором случаях правильнее получить отметку на втором экземпляре о том, что документ получен адресатом (с указанием даты и подписью). Отправлять по почте нужно заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
  6. В течение месяца придется подождать ответа. Возможно, причина спора будет устранена.
  7. Если вторая сторона согласна на предложенную корректировку или расторжение договора, это можно сделать на добровольной основе.
  8. Если не удалось решить проблему, предстоит обратиться в суд для защиты своих прав.

Исполнение принятого судом решения обязательно для обеих сторон, даже если истец изначально предлагал другой вариант дополнений и корректировок.

Судебная практика

Чтобы понять, как действуют общие принципы, применяемые при изменении или расторжении договоров, можно ознакомиться с судебной практикой в этой сфере.

Примером может служить вердикт по одному из гражданских дел. Гражданка РФ решила приобрести квартиру. После сравнения различных вариантов, она выбрала наиболее подходящий для себя у одного застройщика.

Связавшись с ним, она узнала, что тот не занимается заключением контрактов непосредственно. Чтобы приобрести квартиру, нужно обращаться к посреднику.

При заключении договора долевого участия (ДДУ) ей были навязаны различные платные дополнительные услуги. После их оплаты контракт был подписан.

Однако когда дом был введён в эксплуатацию, застройщик в одностороннем порядке изменил условия, направив уведомление заказчице о том, что квартира имеет увеличенную площадь по сравнению с первоначальным вариантом. Соответственно, стоимость квартиры существенно увеличилась, и, фактически, теперь для покупательницы она стала недоступной по цене.

После анализа строительной документации было установлено, что застройщиком была самовольно изменена проектная документация, и площадь квартиры увеличилась более чем на 25%, что противоречит заключённому соглашению. Суд рассмотрел дело и решил его в пользу покупательницы. По итогам вынесенного решения договор долевого участия был расторгнут, а истице возвратили :

  • деньги, выплаченные за квартиру, и проценты за то, что средства некоторое время были в обращении у застройщика;
  • сумму, потраченную на навязанные посредником дополнительные услуги;
  • компенсацию судебных расходов, затрат на оплату услуг юриста и уплаты государственной пошлины, а также возместили моральный ущерб.

В этом случае видно, к каким последствием может привести самовольное внесение изменений с нарушением норм законодательства. Нужно все же понимать, что нарушения со стороны застройщика и посредника явились основанием для расторжения соглашения и возврата средств. При этом законных методов для получения лишних квадратных метров по той же стоимости ни один юрист не найдет .

При оформлении изменений необходимо тщательно соблюдать нормы, предусмотренные законодательством. При их нарушении, внесенные коррективы могут не только оказаться недействительными, но и повлечь за собой негативные последствия, вплоть до полного аннулирования основного соглашения.

О том, как вносить изменения в контракт и пользоваться правом одностороннего расторжения договорных отношений, рассказано в видео.

  • Изменение или расторжение договора по соглашению сторон
  • Изменение или расторжение договора по инициативе одной из сторон без обращения в суд
  • Изменение или расторжение договора в судебном порядке
  • Порядок изменения и расторжения договора
  • Последствия расторжения договора
  • Особенности изменения и расторжения отдельных видов договоров
    • Вопросы расторжение договора аренды
    • Некоторые вопросы расторжения иных видов договоров

Одним из основных начал гражданского права является принцип свободы договора. Его содержание раскрывается в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Между тем, отдельные положения данного принципа нашли отражение и в различных нормах ГК РФ. Ярким примером тому являются статьи, посвященные как общим положениям об изменении и расторжении договора, так и частным случаям применительно к отдельным видам соглашений.

Объединение в главе 29 ГК РФ норм, касающихся как изменения, так и расторжения договора, связано прежде всего со схожими основаниями совершения таких действий и порядком их совершения. Однако не вызывает сомнения, что указанные понятия не идентичны.

Расторжение договора - это акт, направленный на досрочное прекращение на будущее время действия договора с целью прекращения на то же время возникшего из договора обязательства, срок исполнения которого еще полностью или в части не наступил или исполнение которого имеет длящийся характер*(1)

Таким образом, расторжение договора является частным случаем прекращения обязательств. Основанием для такого вывода являются нормы пункта 1 статьи 407 ГК РФ, согласно которым обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, правовыми актами или договором.

Под изменением же договора понимается трансформация любого или нескольких его условий, составляющих содержание договора, в том числе условий по исполнению договорных обязательств, предусмотренных статьями 309-328 ГК РФ*(2)

Е.Е. Миронец определяет изменение договора как волевое действие управомоченных лиц (лица), имеющих целью (непосредственно или косвенно) изменение на будущее время либо с момента, указываемого в соглашении таких лиц, возникших из договора прав и обязанностей его сторон, либо замену стороны в договоре, и влекущее в соответствующих случаях прекращение дополнительных обязательств*(3)

Расторгать или изменять можно только такое соглашение, обязательства по которому возникли. Если договор является незаключенным или недействительным, то суду следует отказывать в удовлетворении иска об изменении или расторжении договора. В данном случае отсутствует объект, на который направлена воля сторон с целью изменить его содержание или прекратить действие.

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

А) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

Б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

В) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;

8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой , утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" пунктом 47 части 1 статьи 93

подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление должно быть вручено не позднее чем за 2 месяца до момента предполагаемого внесения изменений. Данное условие ч. 2 ст. 74 ТК позволяет провести уведомительные процедуры заблаговременно, т. к. срок в 2 месяца является минимально допустимым, то есть может составлять и более продолжительный временной промежуток.

В ст. 72 ТК РФ регламентирован общий принцип изменения условий трудового контракта: они могут вноситься только по обоюдному соглашению сторон. Исключения из этого правила предусмотрены ст. 72.1-75 ТК РФ, допускающими односторонний порядок изменения контракта по инициативе руководства с соблюдением гарантий сотруднику и процедуры оформления необходимых документов.

Срок предупреждения работника об изменении в трудовом договоре

Любые условия трудового договора могут быть изменены по соглашению сторон (ст. 72 Трудового кодекса РФ). Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе заработной платы, оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Добрый день подскажите пожалуйста за сколько нужно предупреждать работников и составлять дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении заработной платы? Можно ли указать в дополнительном соглашении что оклад устанавливается в соответствии с Положение о заработной плате и конкретно не указывать сумму, т.к. она зависит от выручки организации? Необходимо ли директору оформлять те же самые документы.

Образец уведомления об изменении оплаты труда

  • вежливое обращение к сотруднику – с именем и отчеством (если есть);
  • сообщение об изменении величины оклада;
  • дату возможного начала действия новых условий трудовых отношений;
  • информацию о причине изменения заработной платы;
  • подтверждение согласия работника на новые условия (нужна его подпись);
  • дату оформления уведомления;
  • подпись руководителя.

Непростая экономическая ситуация в стране заставляет работодателей принимать решения о снижении окладов. Как это должно быть грамотно оформлено и донесено до сотрудников? В нашей консультации рассказываем про уведомление об изменении оплаты труда образца 2019 года, без которого никому не обойтись.

Изменение оплаты труда по соглашению сторон

  • Материальная ответственность. На основании ст. 236 ТК РФ работодатель обязан возместить заработную плату с процентами в случае ее задержки. Это же правило касается и заработной платы уменьшенной незаконным образом.
  • Дисциплинарная ответственность. Работодателю, если он не является владельцем предприятия, на котором трудится работник, может грозить замечание, выговор и даже увольнение.
  • Гражданско-правовая. Недобросовестный работодатель обязан компенсировать моральный и материальный вред причиненный работнику. Размер компенсации определяется судом.
  • Административная ответственность. Недобросовестному работодателю грозит штраф либо предупреждение, также деятельность предпринимателя может быть приостановлена. В качестве меры наказания может быть применена дисквалификация. Размер штрафа при этом не может превышать 5 тысяч рублей.
  • Уголовная ответственность. Уголовная ответственность для работодателя наступает в соответствие со ст.145.1 УК РФ. Привлечение к уголовной ответственности за невыплату заработной платы может иметь место в исключительных случаях, обычно судебное решение ограничивается предупреждением и штрафом.
  • наименования организации;
  • точного юридического адреса ее нахождения;
  • возможного общего числа сотрудников;
  • реквизитов руководителей организации;
  • информации о предстоящем сокращении заработной платы;
  • полных инициалов сотрудника, либо сотрудников, которых это коснется;
  • причин уменьшения заработной платы;
  • возможных последствий для предприятия в случае, если оплата труда не будет понижена.
  • подписи и печати руководителя.

Можем ли мы изменить условие трудового договора по оплате труда по соглашению сторон, просто подписав дополнительное соглашение и утвердив новое положение об оплате труда, ознакомив с ним сотрудников, без уведомления за 2 месяца

Переименование должности сотрудника и изменение размера его зарплаты в штатном расписании влечет за собой изменение существенных условий трудового договора. А значит, до внесения изменений в штатное расписание нужно оформить перевод на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ). То есть нужно издать приказ о переводе по форме № Т-5 , заключить с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору и внести запись о переводе в его трудовую книжку (постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 , п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

В случае когда причины, указанные в части первой настоящей статьи, могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

Как правильно оформить изменение размера оплаты труда работника

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ к существенным условиям трудового договора (то есть к таким условиям, которые являются неотъемлемой частью договора, а отсутствие которых может вызвать признание договора недействительным) относится, в частности, пункт об условиях оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Таким образом, размер оплаты труда, как и его изменения, является частью соглашения между сторонами трудового договора — работодателем и работником.

Есть еще одна ситуация. В соответствии со статьей 73 Трудового кодекса РФ по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда , допускается изменение определенных сторонами существенных условий трудового договора по инициативе работодателя при продолжении работником работы без изменения трудовой функции. О введении указанных изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

Статья 74 ТК РФ

В случае возникновения спора о правомерности прекращения трудового договора работодатель обязан доказать невозможность сохранения прежних его условий. Если это обстоятельство доказано, но работник уволен по п. 7 ст. 77 ТК без предупреждения за 2 месяца об изменении условий трудового договора, суд при рассмотрении спора, по сложившейся судебной практике, может изменить дату увольнения таким образом, чтобы трудовые отношения были прекращены в день истечения 2-месячного срока. Если же работник был предупрежден об изменениях условий трудового договора, но уволен в связи с введением новых условий труда до истечения 2-месячного срока, суд может изменить дату увольнения с учетом времени, оставшегося до истечения указанного срока.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Что изменилось в системе оплаты труда педагогов в 2019

В конце 2019 года Госдума утвердила обновленную версию рекомендаций по поводу установления обновленной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и педагогических работников. Данное решение было определено трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. При этом правила, которые действовали до этого, утратили свою силу, и в 2019 году использоваться не будут. Сегодня поговорим об изменениях в системе оплаты труда педагогических работников и о том, как поменяется подход к данному вопросу.

Еще одним немаловажным новшеством является дополнительное внимание к педагогам, имеющим среднее специальное образование. Рекомендациями предусмотрена невозможность ущемления трудовых прав сотрудников, которые не имеют высшего образования. Соответственно, больше не могут использоваться понижающие коэффициенты по специальности, на которую требуется работник с дипломом о получении высшего образования. Таким образом, отсутствие необходимого документа больше не позволит работодателю экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения. В этом плане он уравнивается в правах с педагогами, имеющими высшее образование.

Законодательством определен ряд случаев и ситуаций, при которых перед оформлением дополнительного соглашения к трудовому договору, необходимо выполнить ряд условий и учесть некоторые ограничения. Более подробно эти ситуации описаны в Трудовом кодексе, в соответствующих статьях:

О предстоящих изменениях условий трудового договора (в данном случае — изменении условий оплаты труда), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца. Сделано это может быть в виде письменного ознакомления работника с приказом (распоряжением) работодателя о вводимых изменениях, либо путем направления работнику письменного уведомления.

Изменение условий оплаты труда

3. По истечении пятнадцати календарных дней с момента вручения уведомления работнику (или по истечении пятнадцати календарных дней с момента вручения почтовой организацией заказного письма с уведомлением) в случае, если работник не напишет письменный отказ и не подпишет дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении размера оплаты труда, работодателю необходимо составить акт об отсутствии письменного отказа работника, указав в этом акте дату его составления, дату вручения работнику уведомления об изменении условий труда, факт отсутствия у работодателя по истечении пятнадцати календарных дней с момента вручения работнику уведомления об изменении условий труда письменного отказа этого работника от продолжения трудовых отношений.

Рекомендуем начинать совершать какие-либо действия по юридическомуоформлению решения работодателя о внесении изменений в штатное расписание в связи с изменениями в организации производстваи оформлению кадровой документации в связи с принятием такого решения после 1 января 2019 года, то есть после вступления в силу Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (с изменениями и дополнениями от 01.01.2019) (далее - ТК РК). .

24 Июл 2018 1119

В соответствии с частью 1.1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году.

Правила
изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 марта 2016 г. № 191)

1. Настоящие Правила определяют порядок изменения в 2016 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), срок исполнения которых завершается в 2016 году (далее - контракты).

2. Изменение условий контрактов, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, допускается в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2016 году обязательств по контрактам.

3. Настоящие Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6 месяцев, исполнение которых по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно и предметом которых являются:

а) поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, включенные в перечни, утверждаемые федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", а также наиболее значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями в отношении закупок для обеспечения соответственно федеральных нужд (осуществляемых указанными федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и подведомственными им заказчиками, а также наиболее значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации), нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, за исключением работ, указанных в подпункте "б" настоящего пункта. При этом цена контракта должна превышать 1 млн. рублей при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, размер, установленный высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, и составлять не более чем 5 млн. рублей в случае, если контракт заключен для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;

б) строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.

4. Настоящие Правила применяются в отношении контрактов, валютой которых является российский рубль.

5. Изменение условий контракта, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки которого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заказчик не вправе принимать решение об увеличении цены контракта, цены единицы товара, выполняемой работы, оказываемой услуги без обращения поставщика (подрядчика, исполнителя), указанного в абзаце первом настоящего пункта.

6. Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт, исходя:

а) из необходимости исполнения в первоочередном порядке контрактов, предметом которых является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства);

б) из необходимости достижения результатов мероприятий государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых программ либо непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) органов государственной власти (органов местного самоуправления), а также принятых в установленном порядке решений о предоставлении средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений;

в) из объема фактически исполненных обязательств, предусмотренных контрактом, на дату принятия решения о внесении в него изменений;

г) из утвержденного и доведенного до заказчика объема финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2016 году обязательств по контрактам.

7. Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт в срок не более чем 30 дней со дня поступления документов и информации, указанных в абзаце первом пункта 5 настоящих Правил, и направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о принятом решении.

8. При подготовке дополнительного соглашения к контракту заказчик обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

9. Расчет и обоснование изменений условий контракта, указанных в пункте 1 настоящих Правил, оформляется приложением к дополнительному соглашению к контракту, которое является неотъемлемой частью контракта.

10. В дополнительном соглашении к контракту, заключенном в соответствии с настоящими Правилами, не может предусматриваться увеличение количества поставляемого товара, объема выполняемых работ или оказываемых услуг.

11. Изменение срока исполнения контракта осуществляется по соглашению сторон в пределах 2016 года.

12. Цена контракта (за исключением контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности) по соглашению сторон может быть увеличена и определяется в пределах значения, рассчитанного по формуле:

13. Для целей настоящих Правил федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", а также наиболее значимыми федеральными государственными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями либо уполномоченными ими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соответственно ежеквартально утверждаются индексы корректировки цен по каждому наименованию товаров, работ, услуг (наименованию групп товаров, работ, услуг), включенных в перечни, предусмотренные подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил. Решением местной администрации для изменения цен контрактов могут применяться индексы, утверждаемые высшими исполнительными органами

государственной власти субъектов Российской Федерации либо уполномоченными ими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся

соответствующие муниципальные образования.

14. Решение заказчика об уменьшении количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги может быть принято в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил. При этом может быть увеличена цена единицы товара, работы, услуги в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.

15. Цена единицы товара, работы, услуги в случае, указанном в пункте 14 настоящих Правил, определяется в пределах значения, рассчитанного по формуле:

К - количество товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, предусмотренные контрактом;

Сумма перечисленных заказчиком средств по контракту;

Первоначальная цена единицы товара, работы, услуги, предусмотренная контрактом;

ИКЦ - индекс корректировки цен, установленный в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

16. Цена контракта в случае, указанном в пункте 14 настоящих Правил, по соглашению сторон может быть изменена и определяется в пределах значения, рассчитанного по формуле:

,

Предельное значение новой цены единицы товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, определенной в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;

Уменьшенные количество товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги.

17. Изменение в 2016 году цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, определяется в пределах значения, рассчитанного по формуле:

Ц - первоначальная цена контракта;

Объем платежей в соответствии с условиями контракта в 2016 году;

Прогнозный индекс-дефлятор "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" 2016 года в процентах к 2015 году, одобренный Правительством Российской Федерации в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, действующий на дату изменения контракта;

Прогнозный индекс-дефлятор "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" 2016 года в процентах к 2015 году, одобренный Правительством Российской Федерации в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, действующий на дату принятия нормативного правового акта о предоставлении бюджетных средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.

18. При изменении цены контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, согласованные заказчиком и подрядчиком размеры затрат, подлежащие включению в сводный сметный расчет стоимости строительства, не должны превышать действующие сметные нормативы на отдельные виды затрат, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями при осуществлении закупок для обеспечения соответственно нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд могут быть установлены иные особенности внесения изменений в контракты в части изменения срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, предметом которых являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, в том числе предусмотрено применение вместо индексов-дефляторов, указанных в пункте 17 настоящих Правил, иных индексов (коэффициентов), обеспечивающих расчет предельного значения увеличения цены контракта.

Обзор документа

Утверждены правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 г.

Правилами предусматривается возможность изменения по соглашению сторон существенных условий контрактов в отношении контрактов, срок исполнения которых свыше 6 месяцев и исполнение которых по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно.

Изменение условий контракта оформляется дополнительным соглашением к нему. Основанием для подготовки такого соглашения является направленное заказчику письменное обращение поставщика с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств.

Заказчик не вправе принимать решение об увеличении цены контракта, цены единицы товара, выполняемой работы, оказываемой услуги без обращения поставщика.

Федеральными госорганами, высшими исполнительными органами госвласти субъектов Федерации, местными администрациями утверждаются перечни товаров, работ, услуг, по которым возможно изменение условий контракта, в отношении закупок для обеспечения соответственно федеральных, региональных и муниципальных нужд.

При этом цена контракта должна превышать 1 млн руб. при закупках для федеральных нужд, размер, установленный высшими исполнительными органами госвласти субъектов Федерации и местными администрациями при закупках для обеспечения региональных и муниципальных нужд.

Изменение условий контрактов допускается в пределах доведенных заказчикам объемов финансирования на принятие и (или) исполнение в 2016 г. обязательств по контрактам. Изменение сроков исполнения контрактов осуществляется по соглашению сторон в пределах 2016 г.