В какой из судов Кредитору предъявить солидарный иск к своему покупателю и его Поручителю одновременно, если договором поставки товара с Покупателем - иск предъявляется в Арбитражный суд по месту нахождения Кредитора, а договором поручительства с Поручителем - в суд общей юрисдикции по месту нахождения Кредитора. И можно ли в этом случае предъявить к ним требования в одном иске? И на какой законодательный или практический материал можно при этом сослаться?(судебную практику)

Ответ

«Истец в одном исковом заявлении соединил два требования, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое - арбитражному суду. В какой суд нужно подавать такое исковое заявление

В суд общей юрисдикции.

Если исковое заявление содержит несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, а разделить такие требования невозможно, то дело должно быть рассмотрено в суде общей юрисдикции. Такие правила установлены в статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ.*

Пример из практики: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ указала, что исковое заявление, в котором были соединены требования, одно из которых неподведомственно арбитражному суду, должно быть рассмотрено в суде общей юрисдикции

Индивидуальный предприниматель Г. заключил с банком договор об открытии кредитной линии на финансирование текущей финансово-хозяйственной деятельности и инвестиционные цели. В обеспечение обязательств по этому договору банк заключил договор ипотеки с Г., а также заключил договор поручительства с Н.

Поскольку Н. не исполнил свои обязательства по договору, банк обратился в суд общей юрисдикции с иском к Г. и Н. о солидарном взыскании задолженности по кредитному договору и об обращении взыскания на заложенное имущество.

Суд первой инстанции признал заявленные исковые требования обоснованными и иск удовлетворил.

Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил, производство по делу прекратил. Суд исходил из того, что в договоре о предоставлении кредита была предусмотрена подведомственность спора арбитражному суду. Предметом кредитного договора является предоставление кредита с условием использования заемщиком (индивидуальным предпринимателем) полученных денежных средств на финансирование текущей финансово-хозяйственной деятельности и инвестиционные цели. Соответственно, в данном случае возник экономический спор, который должен быть рассмотрен в арбитражном суде.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ с этим не согласилась и указала следующее.

При обращении в суд с заявлением, которое содержит несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело должно быть рассмотрено в суде общей юрисдикции ().

Договор поручительства банк заключил с Н. как с физическим лицом. При заключении договора Н. определил в нем свой статус как гражданина, а не индивидуального предпринимателя, обозначив тем самым отсутствие связи предмета договора поручительства с предпринимательской деятельностью. Поэтому спор о взыскании долга с физического лица подведомственен суду общей юрисдикции. При этом целевое назначение расходования денежных средств не имеет значения для определения подведомственности с учетом сложившегося субъектного состава.

Поскольку в одном исковом заявлении были соединены требования, которые вытекают из договора об открытии кредитной линии, заключенного с индивидуальным предпринимателем, и договора поручительства, заключенного с физическим лицом, то исковое заявление должно быть рассмотрено в суде общей юрисдикции.

Кроме того, суд кассационной инстанции, признавая спор неподведомственным судам общей юрисдикции, не учел, что стороны могут по соглашению между собой изменить лишь территориальную подсудность для данного дела. Подведомственность гражданских дел определяется законом и не может быть изменена по соглашению сторон.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила обжалованный судебный акт и направила дело на новое кассационное рассмотрение в суд кассационной инстанции ()».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Понятие подведомственности. Критерии подведомственности дел арбитражному суду: характер спорного правоотношения, связь с предпринимательской деятельностью субъектов. Общая характеристика субъектного состава споров, подведомственных арбитражному суду. Виды подведомственности: специальная, множественная подведомственность.

Подведомственность – это круг дел, рассмотрение которых законодательными актами Российской Федерации отнесено к ведению арбитражных судов РФ (ст. 27-33 АПК). Исходя из определений, данных в названных статьях АПК РФ к таким категориям дел относятся дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности.

Понятие предпринимательской деятельности дается в Гражданском кодексе Российской Федерации, который исходит из того, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Экономическая деятельность не направлена непосредственно на систематическое получение прибыли как приоритетной цели деятельности, но тем не менее приносит доход. По своей природе такая деятельность имеет экономическую основу, относится к хозяйствованию, удовлетворению материальных потребностей и интересов в сфере общественного производства.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся две группы споров:

1) экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК РФ);

2) экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК РФ).

Первая группа экономических споров рассматривается в порядке искового производства, к ней, в частности, относятся споры:



О разногласиях по договору;

Об изменении или расторжении договоров;

О неисполнении или ненадлежащим исполнении обязательств;

О признании права собственности;

Об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

О возмещении убытков.

Вторая группа экономических споров рассматривается в порядке административного судопроизводства, к ней, в частности, относятся споры:

Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринима­тельскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санк­ций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

Другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В порядке особого производства арбитражные суды рассматривают дела, возникающие из гражданских правоотношений, – об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ).

Правила исключительной подведомственности характеризуются тем, что определенные категории дел отнесены к исключительной подведомственности арбитражного суда независимо от субъектного состава и других критериев. Использование правил исключительной подведомственности позволяет устранить конфликты в сфере подведомственности и обеспечить единообразное рассмотрение определенных категорий дел.

По терминологии АПК РФ к специальной (но более точно – исключительной) подведомственности арбитражных судов отнесены категории дел, перечисленные в статье 33 АПК РФ. Данные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

1) дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;

2) федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, включая возможность бесспорного списания средств либо обращения взыскания на имущество (налоговыми органами и т.п.).

Претензионный порядок установлен федеральным законом, например, в следующих случаях:

1) по требованиям об изменении или расторжении договора иск может быть заявлен стороной в арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок;

2) по требованиям к перевозчику, вытекающим из договора перевозки груза, в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК РФ), в частности, в соответствии со ст. 125 Воздушного кодекса РФ; ст. 22 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте"; ст. 120 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";

3) по требованиям, связанным с предоставлением услуг организациями связи (ст. 56 Федерального закона "О связи", ст. 37 Федерального закона "О почтовой связи");

4) в ст. 104 Налогового кодекса Российской Федерации.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе. Такой выбор имелся обычно между судом либо органом административной юрисдик­ции. Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.

Вышеуказанные категории споров относятся к общей подведомственности дел, отнесенных арбитражным судам, поскольку при решении вопроса об отнесении дел к подведомственности арбитражных судов оба критерия (характер спорного правоотношения и субъектный состав участников спора) учитываются в совокупности.

К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в статье 33 АПК РФ, а именно:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ (п. 2 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ), а именно:

Споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;

Споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, за исключением споров, вытекающих из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, споров, возникающих в связи с разделом наследственного имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов;

Споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица (далее – участники юридического лица) о возмещении убытков, причиненных юридичес­кому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;

Споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приоста­новлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входив­ших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений, между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц;

Споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

Споры, вытекающие из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, с осуществлением держателем реестра владельцев ценных бумаг иных прав и обязанностей, предусмотренных федеральным законом в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг;

Споры о созыве общего собрания участников юридического лица;

Споры об обжаловании решений органов управления юридического лица;

Споры, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью.

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей (п. 4 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ);

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы (п. 4.1 введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 205-ФЗ);

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом – это означает, что компетенция арбитражных судов может и впредь расширяться путем установления соответствующих правил.

Рассматривая вопрос о подведомственности дел арбитражному суду и о разграничении подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Необходимо упомянуть о правиле «приоритета общесудебной подведомственности» (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ) – «при объединении нескольких связанных между собой требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции. А другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если эти требования разделить невозможно.

Практическое значение института арбитражно-судебной подведомственности проявляется п процессуальных последствиях несоблюдения правил о подведомственности дел арбитражному суду. Если дело не подведомственно арбитражному суду, судья прекращает производство по делу (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Подсудность

Подсудность дел арбитражным судам: понятие, виды. Передача дел из одного суда в другой.

Подсудность относится к компетенции арбитражных судов. Если нормами подведомственности круг дел, отнесенных к рассмотрению и разрешению арбитражных судов, то подсудность – распределяет дела, подведомственные арбитражным судам, между различными звеньями системы арбитражных судов.

Родовая подсудность – разграничивает дела между судами различного уровня. По первой инстанции рассматриваются дела только двумя судами – это арбитражные суды субъектов РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Раздел 3. Субъекты арбитражного процесса. Представительство в арбитражном процессе

Студент должен:

§ иметь представление о субъектном составе участников арбитражного процесса;

§ знать положения Гражданского кодекса, определяющие правосубъектность граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций, в том числе иностранных, государственных и муниципальных образований.

Субъекты АП

Понятие и состав субъектов арбитражного процесса. Арбитражный суд как участник арбитражного процесса: состав, правовое положение, отводы. Лица, участвующие в деле: стороны, третьи лица, заявители, заинтересованные лица. Понятие стороны в арбитражном процессе, ее признаки. Процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле. Отличие сторон от третьих лиц в процессе, прокурора, представителей. Правопреемство в арбитражном процессе. Замена ненадлежащего ответчика.

Лица, содействующие осуществлению правосудия: понятие, состав. Особенности правового статуса прокурора в АП. Формы его участия в данном виде судопроизводства, основания для вступления в процесс. Участие в АП государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.

Подведомственность – отнесение спора о или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
  2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы . Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы . После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена

Длительное время круг дел, относимых к судебной подведомственности, определялся статьей 25 ГПК РСФСР, Положением о третейском суде и Законом о государственном арбитраже.

Все споры, возникающие в связи с гражданскими, семейными, трудовыми, колхозными правоотношениями, если хотя бы одной из сторон в споре являлся гражданин, были подведомственны судам, кроме случаев, когда разрешение таких споров было отнесено законом к ведению административных органов.

Иные дела с участием граждан были подведомственны судам только в той мере, в какой на это прямо указывалось в ГПК РСФСР или ином законе.

Хозяйственные споры между юридическими лицами рассматривались в государственном или ведомственном арбитраже.

В 90-е годы двадцатого столетия институт судебной подведомственности претерпевает существенные изменения. Принимается ряд законодательных актов, расширяющих судебную подведомственность дел различной отраслевой принадлежности. В частности, в 1991 году принимается закон РСФСР «Об арбитражном суде», в 1992 году – АПК РФ и Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, в 1993 году - закон РФ «О международном коммерческом арбитраже».

В 1993 году принимается Конституция РФ, пункт 1 статьи 46 которой гарантирует каждому лицу судебную защиту его прав и свобод. П.2 этой же статьи устанавливает, что решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В 1995 году появляется второй по счету Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Завершающий этап развития законодательства, регламентирующего подведомственность гражданских дел, приходится на 2002г., когда были приняты ГПК РФ, АПК РФ и ФЗ «О третейских судах РФ». Данными актами были устранены многие пробелы законодательного регулирования судебной подведомственности.

Между тем, правила о подведомственности значительно усложнились.

Учитывая сложность применения норм о подведомственности, ученые предлагают ее определять, используя критерии (признаки) разграничения подведомственности дел между различными системами юрисдикционных органов.

В отношении третейских судов, ученые выделяют 2 таких критерия: характер рассматриваемого спора и соглашение сторон.

Так, в соответствии со ст.1 ФЗ «О третейских судах РФ» от 24.07.2002г., юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане могут передать на рассмотрение третейского суда любой спор, возникающий из гражданских правоотношений.

При этом третейский суд компетентен рассматривать дело только при условии того, что между сторонами было заключено соглашение о передаче спора на разрешение этого суда (третейские соглашение).


Третейскому суду подведомственны лишь те споры, которые вытекают из гражданских правоотношений. Действующее законодательство не допускает третейское разбирательство по спорам, возникающим из семейных, трудовых, административных и иных публичных правоотношений, по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение и по делам о банкротстве.

Сложнее разграничить компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

В научной литературе предложено определять подведомственность дел судам общей юрисдикции «методом исключения»: если спор не относится однозначно к ведению арбитражного суда (смотри ст.ст. 27-33 АПК РФ), то он подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

При объединении нескольких связанных между собой требований, одни из которых подведомственны общегражданскому суду, а другие – арбитражному суду, суд общей юрисдикции обязан принимать к производству требования, которые относятся к его компетенции, и отказывать в принятии тех требований, которые подлежат рассмотрению в арбитражном суде. В случае невозможности разделения данных требований, дело должно быть принято к производству суда общей юрисдикции в полном объеме.

В августе 1992 года в совместном постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 12/12 были впервые сформулированы критерии разграничения компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Разъяснения относительно применения норм о судебной подведомственности также содержатся в совместном Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ «О некоторых вопросах применения части первой ГК РФ» от 01.07.1996г.; в постановлении Пленума ВС РФ №2 от 20.01.2003г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ» и в Постановлении Пленума ВАС РФ №11 от 09.12.2002г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ», в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" и в других руководящих разъяснениях, данных высшими судебными инстанциями.

Так, если законодательные акты не позволяют четко определить подведомственность дела, то следует исходить:

Во-первых, из субъектного состав участников дела. По общему правилу, в арбитражном суде рассматриваются дела между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в судах общей юрисдикции – между гражданами либо гражданами и юридическими лицами.

Исключения из этого правила перечислены в 33 статье АПК РФ, в соответствии с которой, к исключительной компетенции арбитражного суда, независимо от того являются ли участниками спора юридические лица, индивидуальные предприниматели либо организации, не наделенные статусом юридического лица, и граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, отнесены дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ (корпоративные споры);

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги;

5) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам;

7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Во-вторых, из характера деятельности, при осуществлении которой возник спор.

В арбитражном суде рассматриваются дела, связанные с осуществлением предпринимательской (см. ст. 2 ГК РФ) и иной экономической деятельности.

Споры, не связанные с предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции.

В-третьих, из отраслевого характера правоотношения, из которого возник спор. Арбитражные суды разрешают споры, возникающие, в первую очередь, из гражданских и административных правоотношений. Суды общей юрисдикции рассматривают также дела, вытекающие из трудовых, семейных, жилищных правоотношений.

ПЛАН

Теоретические вопросы

1 Подведомственность, ее виды и критерии разграничения

2 Порядок и сроки рассмотрения дела в суде надзорной инстанции

Зеленцова обратилась к мировому судье с иском к организации «Гидропроект» о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы за 2 месяца. Судья принял исковое заявление и в порядке подготовки дела к судебному разбирательству пригласил стороны для собеседования. Поскольку представитель администрации иск признал, в целях процессуальной экономии судья вынес судебный приказ и немедленно направил его на принудительное исполнение.

Проанализируйте ситуацию с точки зрения процессуального законодательства. Как следовало поступить судье?

Список использованных источников и литературы


1 Подведомственность, ее виды и критерии разграничения

Подведомственность - это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.

Термин «подведомственность» имеет исконно русское происхождение и означает «подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении .

Подведомственность в юридическом понимании представляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность гражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы.

В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однако в ряде случаев они помещаются и в материальных законах. Например, в ст. 30 СК РФ определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 СК РФ установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п. 6 ст. 1055) и других кодексах.

Институт подведомственности объективно необходим в праве. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляют главным образом различные суды: суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды. В ГК РФ не названы военные суды и Конституционный Суд, однако они также участвуют в защите субъективных прав граждан и организаций.

Возможны также самозащита гражданских прав (ст. 14 ГК) и административный порядок защиты. Поскольку судам закон отводит роль контроля за решениями, принятыми в административном порядке (ст. 11 ГК), то при таком юридическом регулировании института защиты субъективных прав без подведомственности сложно обойтись.

При определении подведомственности юридическое значение будут иметь характеристика заинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.

В гражданском процессе все судебные дела принято традиционно подразделять на две группы -исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые - все иные юридические вопросы самых различных правоотношений.

Основными принципами данного института необходимо признать следующие:

Судебная юрисдикция будет законна только в отношении подведомственных дел. В противном случае судебная деятельность и судебные постановления будут ничтожны в правовом отношении. Так, судья обязан отказать в принятии неподведомственного заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК); если неподведомственность выявлена в ходе разбирательства по делу, то судопроизводство подлежит прекращению (ст. 220 ГПК). Вышестоящие суды обязаны в ходе пересмотра отменить решения, вынесенные по неподведомственным делам, и прекратить их производства (ст. 328, 361, п. 3 ч. 1 ст. 390 ГПК);

Стороны вправе в соответствии с диспозитивными началами изъять свой спор из гражданского процесса и передать его на разрешение третейского суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных правоотношений, поскольку они подлежат рассмотрению только судами обшей юрисдикции;

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК). В случае, если возможно разделение требований, судья должен вынести определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Следовательно, институт подведомственности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильность рассмотрения и разрешения гражданских дел.

В гражданском судопроизводстве основную массу гражданских дел, подведомственных судам обшей юрисдикции, составляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают из споров о праве.

Так, в соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений .

Подобные споры могут быть связаны как с нарушением субъективного права (когда действиями одного участника либо в результате его действий умаляются чьи-либо права - имущественные, личные), так и с его оспариванием (когда в результате поведения участника спора становятся неясными содержание правоотношения, а также взаимные права и обязанности), о чем сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с исковым заявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.

Судам общей юрисдикции подведомственны следующие категории гражданских дел:

1)исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилишных, земельных, экологических иных правоотношений;

2)дела, по которым выдается судебный приказ. Это дела о требованиям, основанным на:

нотариально удостоверенной сделке; сделке, совершенной в простой письменной форме; совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;

3)дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК):

по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда;

4)дела особого производства (ст. 262 ГПК): об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании и др.;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений .

Кроме того, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

При наличии в заявлении нескольких требований различной подведомственности судья принимает к рассмотрению требование, подведомственное суду общей юрисдикции, и отказывает в принятии требований, не подведомственных суду общей юрисдикции. Если же разделение нескольких требований различной подведомственности невозможно, судья суда общей юрисдикции принимает все требования к своему производству.

Гражданское процессуальное право подразделяет судебную подведомственность на четыре вида.

Исключительная подведомственность. К этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрению только (исключительно) в судах (например, ограничение дееспособности, лишение родительских прав и др.). Эта категория дел самая большая.

Альтернативная подведомственность предоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо в суд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомерных действий должностного лица помимо суда возможно вышестоящему должностному лицу (органу).

Условная подведомственность предполагает, что перед обращением в суд необходимо пройти внесудебную процедуру рассмотрения (например, по трудовым спорам).

Подведомственность по связи исковых требований - когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требований разной подведомственности, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое - арбитражному суду.

2 Порядок и сроки рассмотрения дела в суде надзорной инстанции

При самой совершенной правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки при рассмотрении и разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно. Кассационное производство, призванное устранить такие ошибки в судебных постановлениях, не вступивших в законную силу, до конца исключить любые нарушения закона в работе судов не в состоянии. ГПК предусмотрен короткий срок кассационного обжалования, в течение которого лица, участвующие в деле, обычно не успевают выявить ошибочность решения, составить жалобу и подать ее в установленном порядке.