В авторстве относительно продуктов интеллектуальной деятельности, следует различать две категории: идею и уже готовое изобретение. Согласно Гражданскому Кодексу (статье 1232), авторское право на идею в Российской Федерации, не подлежит обязательной или добровольной государственной регистрации. Также не подпадают под официальную регистрацию авторства: принципы, концепции, системы, методы обработки и алгоритмы решения математических и технических задач.

То есть: Проще говоря, пока проект не воплотится в жизнь и не будет использована для получения (производства) продукта, обладающего уникальными свойствами, официально оформить его нельзя.

Говоря о защите авторских прав на идею необходимо понимать, что именно нужно патентовать. Если у гражданина возникает мысль, на основе которой можно получать уникальные продукты, коммерческую выгоду, важно трансформировать ее в конкретный результат, вид интеллектуальной деятельности. При этом важно соблюсти сроки ее появления и модель действия.

Как себя вести если возникла интересная идея: как защитить авторство до момента регистрации патента на идею

Самым действенным способом сохранить свое право и продукт интеллектуальной собственности является умолчание. В настоящее время современные компании уделяют особое внимание защите информации в области проведения разработок вплоть до момента, когда конечный продукт не попадет в массовое пользование под торговой маркой предприятия.

История знает немало случаев, когда человек, озвучивший творческую идею, автоматически терял свое право на ее реализацию.

Важно: Разглашение полезных мыслей, частично готовых авторских решений, особенно в присутствии людей, обладающих возможностями запуска изобретения в производство, чревато потерей не только самой научной концепции, но и упущения серьезной материальной выгоды.

Что делать если идея используется третьими лицами без согласия автора

Согласно сведениям, которые может дать любая юридическая консультация, существуют области интеллектуального права, подразумевающие свободное использование. Такая эксплуатация мыслей, идей и принципов не требует обязательного сопровождения выплатами в пользу его автора. Согласно ст. 1273 без коммерческой подоплеки можно пользоваться плодами интеллекта других людей в личных целях такого типа:

  • Произведениями искусства, архитектуры.
  • Программами для ЭВМ.
  • Репродукциями.
  • Базами данных или их частями.
  • Аудиозаписями и видеозаписями.

Под воспроизведением продуктов интеллектуальной собственности понимается не столько прослушивание (просмотр) какого-либо произведения, а именно создание его точной копии. Это правило, согласно ст. 1270 ГК, не распространяется на программы для ЭВМ.

В случае если нет защиты авторских прав на идею, рано или поздно можно столкнуться со случаями использования продукта в целях обогащения. Если в отношении изобретения проведены регистрационные мероприятия, собственник идеи может предъявить нарушителю претензию и потребовать признать свои права, прекратить незаконную эксплуатацию и даже выплатить неустойку. Само собой, опускается изъятие незаконного выпущенных образцов.

Интервью с Анастасией Ольшевской

Ночной кошмар писателя - увидеть свою книгу, изданную без его ведома, под чужим именем. В эпоху интернета, когда все тайное становится явным на раз-два, сложно поверить, что кому-то может прийти в голову присвоить результаты чужого труда. И тем не менее, некоторым приходит. Как в этом случае призвать виновного к ответу? Как доказать, что автор - именно ты? Как заблокировать продажи нелегального контента? Как защитить свое творчество?

Анастасия Ольшевская - автор шести книг, куратор «Альянса независимых русских писателей» и один из авторов «Справочника писателя» - столкнулась с такой ситуацией. И теперь делится с нашими читателями своим опытом.

Справочник писателя: Начинающие авторы часто опасаются за свою рукопись. Дескать, отправлю в издательство, а там ее присвоят. Писатели со стажем знают, что это абсурд: ни один издатель не будет ввязываться в подобное - себе дороже. Как случилось, что вашу рукопись опубликовали под псевдонимом?

Анастасия Ольшевская: Работа над книгой началась осенью прошлого года, к весне были готовы обложка и первый черновик, который я отправила бета-ридерам. Как позже выяснилось, утечка рукописи произошла через одного из них. В итоге, моя книга попала в руки дамы, которая опубликовала ее через один популярный сервис самиздата. Я узнала об этом от своего редактора. Он прислал ссылку на вовсю продающуюся книгу вместе с удивленным вопросом: «Настя, ты выпустила книгу под псевдонимом? Без редактуры? И почему обложка розовая? С белым фоном было лучше!»

Думаю, не имеет смысла описывать эмоции, когда я открыла ссылку и увидела слегка видоизмененную обложку и родной текст, перемежающийся с чужим.

Справочник писателя: Каковы были ваши шаги, когда все это обнаружилось?

Анастасия Ольшевская: Первым делом я прочитала эту «книгу», чтобы понять «масштабы проделанной работы» той дамы. Они оказались впечатляющими: несколько десятков заимствований метафор и искажений цитат, рерайту подверглись целые абзацы текста, при этом, поскольку барышня имела дело с черновиком и проверять факты её, похоже, не учили, то в книгу «переползли» фактические и семантические ошибки, которые я позже исправила во время редактуры. Имея на руках доказательства своего авторства - то есть депонированный черновик, обложку, а также договор с иллюстратором, - я связалась с издательством, которое выпустило данный опус, с требованием заблокировать распространение и продажи книги.

Справочник писателя: Расскажите подробнее про депонирование. Как это сейчас работает? И какой из способов лучше с юридической и практической точки зрения?

Анастасия Ольшевская : Есть специализированные конторы - как коммерческие, так и некоммерческие, которые предоставляют услуги по депонированию. Их список внушителен, впрочем, как и ценник на услуги. Средняя стоимость колеблется в диапазоне от двух до пяти тысяч рублей, но встречаются фирмы, у которых аппетиты побольше. Поэтому, если ты пишешь, скажем, рассказы или стихи, то «не надепонируешься». По счастью, чтобы доказать свое авторство, необязательно платить этим компаниям. Существуют другие способы, в том числе более экономичные или вообще бесплатные.

В широком смысле депонирование - это подтверждение, что произведение было создано именно этим автором в такие-то сроки и уже существовало на определенный момент времени. Таким образом, писателю для доказательства своего авторства нужно иметь «железный» аргумент - документ, который бы объективно указывал на дату создания произведения. Помимо спецфирм депонированием занимаются нотариусы (не очень охотно, если верить опытным людям). Кроме того, «органом депонирования» по-прежнему хорошо работает почта: отправляешь самому себе посылку с распечатанной рукописью и хранишь эту бандероль, не вскрывая. Почтовый штемпель будет как раз той самой датой депонирования. Обычно я так и делаю. Но на всякий случай еще подстраховываюсь и дополнительно отправляю себе рукопись вложением по электронной почте. Как выяснилось, сейчас этот способ с точки зрения юриспруденции имеет большой вес. Видимо, потому что дату отправки на серверах Google подделать и оспорить невозможно в принципе. Тут важно помнить одно: отправлять email надо через браузер, а не из почтовой программы. Так что надежное депонирование в современном понимании - это три клика мышкой. И лучше не пожалеть полминуты времени на это.

Впрочем, почтовую копию также лучше иметь: к электронным документам суды порой относятся настороженно, а сделать осмотр сайта или страницы на почтовом сервисе для них не всегда технически возможно - не все суды оснащены компьютерами.

Справочник писателя: Какие еще способы обезопасить свое творчество показали себя эффективными?

Анастасия Ольшевская : Во-первых, никогда не удаляйте ничего из того, что имеет отношение к созданию произведения. Черновики (электронные и бумажные), записанные на клочках бумаги обрывки мыслей и идей, все сопутствующие файлы и так далее - все это важно сохранять. Сюда же, в перечень доказательств, относятся переписка с бета-ридерами, а также публичные упоминания в своих блогах о том, что вы работаете над книгой. Во-вторых, стоит взять за правило официально оформлять отношения со всеми, кто причастен к созданию произведения: соглашение о конфиденциальности и неразглашении с бета-ридерами, договоры с иллюстратором обложки, редактором, корректором, акты о передаче исключительных или неисключительных прав (если в книге используются не только ваши тексты). Словом, всё, что касается книги, должно надежно храниться. В отношении электронных файлов еще один маленький совет: почаще делайте резервные копии.

Справочник писателя: Выше перечисленного достаточно для суда и для адвоката, который будет защищать интересы писателя в случае плагиата?

Анастасия Ольшевская : Тут важно разобраться в терминах: под плагиатом закон подразумевает прямое точное воспроизведение текста (цитирование) без указания и сноски на автора. При этом фраза должна обладать уникальным смысловым контекстом. То есть выражения вроде «Да, конечно», «Пошел первый снег» или «Утром выглянуло солнце» не являются плагиатом. Еще один аспект: плагиат - это понятие из области Уголовного кодекса. Плагиат наказывается очень строго, вплоть до лишения свободы на срок от шести месяцев до двух с половиной лет. Однако на практике такое почти не встречается, и чаще всего дело заканчивается штрафом.

По словам моего юриста плагиат квалифицируется как преступление (в терминологии закона - присвоение авторства) только в том случае, если причиняет крупный ущерб автору. Размер такого ущерба закон не устанавливает, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, имущественного положения автора и так далее. В подавляющем большинстве случаев дела, связанные с плагиатом, являются гражданско-правовыми.

Вторая группа нарушений - это искажение и заимствование авторского текста. Заимствование по сути - это тот же плагиат, только речь идет о присвоении авторства части текста. Правовые действия в этом случае регулируются Гражданским кодексом. И должна сказать, что последняя редакция ГК РФ (от 23 мая 2018 года) сильно отличается от того, что имело место раньше. Глубина проработки законодательных моментов, подробное и четкое определение ситуаций и нарушений, их трактовка и прозрачность - все это стало лучше прописано. За это отдельное спасибо тем, кто работал над редакцией IV части Гражданского кодекса. Хотя отдельно хочу подчеркнуть, что сравниваю ситуацию с той, которая была лет семь-восемь назад. Мой юрист полагает, что в текущей редакции ГК не все идеально и есть, что и куда улучшать. Например, компенсацию суд теперь имеет право назначить ниже предела, определенного в законе. А некоторые категории нарушителей может вообще освободить от ответственности.

При этом степень ответственности за нарушение авторских прав и тут стала серьезнее. Тюремные сроки не дают, но за каждый доказанный факт заимствования и искажения нарушитель будет вынужден заплатить минимум десять тысяч рублей. Поэтому если ваше произведение подверглось «творческому переписыванию», знайте - закон на вашей стороне. Ищите толкового юриста и проводите лингвистическую экспертизу. Оголтелый рерайт теперь довольно жестко карается.

Справочник писателя: Что представляет собой лингвистическая экспертиза?

Анастасия Ольшевская: Это широкое определение, включающее в себя разные виды экспертизы текста: автороведческая, почерковедчесткая, литературоведческая и другие. В зависимости от поставленной задачи лингвист-эксперт анализирует текст (или тексты) с целью подтвердить или опровергнуть факты заимствования, искажений, плагиата, подделки авторства и т.д. Это целая наука со своими методиками и надежными способами выявления этих вещей. Речевые конструкции, структура текста, авторский стиль - это не просто «красивые слова», но и юридические термины. И с точки зрения лингвистики все это поддается четкому анализу.

Экспертизу проводят как в досудебном порядке, так и по назначению суда уже в процессе рассмотрения дела. Тут есть тонкости формулировок: обычно досудебная экспертиза проводится по назначения правоохранительных органов в рамках расследования уголовного дела. В отношении гражданских дел экспертизу, как правило, называют исследованием. Впрочем, суть от этого не меняется.

В России есть пара-тройка десятков аттестованных компаний, которые профессионально занимаются этой деятельностью. Все они есть в интернете, найти их нетрудно. Стоимость услуг этих специалистов в среднем составляет порядка двадцати тысяч рублей, но эта цифра приблизительная - все зависит от объема текста и от сложности работы.

Справочник писателя: А что касается юриста - где искать хорошего профессионала по авторскому праву? И как технически происходит процесс защиты прав?

Анастасия Ольшевская: Мне кажется, при поиске юриста нужно руководствоваться тем же принципом, что и при поиске хорошего врача: пообщаться в несколькими, узнать, какова их оценка вашей ситуации, понять уровень компетенции. В идеале лучше обращаться по рекомендации - если кто-то из знакомых уже имел дело с этим адвокатом и остался доволен, то вероятность успеха и вашего процесса выше. В итоге, это должен быть специалист, которому вы будете доверять не только, как профессионалу, но и как человеку.

Адвокатских бюро, которые предлагают свои услуги по защите авторских прав, очень много. К сожалению, те, которые выпадают по соответствующим запросам на первой-второй странице «Яндекса» и «Гугла», на меня не произвели впечатления: отношение к потенциальному клиенту, оперативность и качество ответов у них прихрамывают. Тем не менее я через знакомых нашла нескольких юристов, проконсультировалась с ними и когда «диагноз» и «способы лечения» моей проблемы подтвердили три специалиста, то остановила выбор на одном из них. Мы заключили договор об оказании юридических услуг и приступили к работе.

Дальнейшее общение с нарушительницей, с издательством, опубликовавшим ту книгу, и прочими инстанциями вел уже мой юрист. Одним из шагов, который стоит отметить отдельно, стало претензионное письмо, направленное даме, покусившейся на мою рукопись. Претензионное письмо - это официальный документ и попытка урегулировать спор в досудебном порядке. Тут есть нюанс. Автор, чьи права нарушены, имеет право сразу подать исковое заявление. Однако российские суды перегружены делопроизводством и очень не любят, когда одна из конфликтующих сторон прямиком идет в суд, не попытавшись решить дело мировым соглашением. Конечно, если к согласию прийти не удалось и нарушитель отказывается удовлетворить претензионные требования, то остается только одна дорога - в суд.

Справочник писателя: Надо полагать, защита авторского права, исходя из всего сказанного, довольно дорогое «удовольствие». Из чего складывается конечная сумма расходов? И в целом, стоит ли овчинка выделки?

Анастасия Ольшевская: Точно придется потратиться на следующее:

  • консультации с юристами (еще до того, как выбор остановится на одном из них);
  • оформление доверенности на адвоката, с которым в итоге решите работать (потому что вряд ли вы будете лично бегать по всем инстанциям и собирать необходимые документы и справки, нужные для ведения дела);
  • оплата услуг юриста по составлению претензионного письма и заключению мирового соглашения;
  • если к последнему прийти не удастся, то следующий шаг - это расходы на составление искового заявления и защита интересов в суде первой инстанции (который, кстати, проходит по месту прописки ответчика);
  • госпошлина за подачу заявления в суд;
  • командировочные расходы юриста (если судебные заседания проходят в другом городе и нет возможности участвовать в них дистанционно);
  • досудебная лингвистическая экспертиза также оплачивается отдельно (но не исключено, что суд постановит провести еще одну экспертизу, и в этом случае расходы будут оплачиваться обеими сторонами - и ответчиком, и истцом - в равных пропорциях).

В общем, список финансовых трат действительно внушительный, не говоря уж про силы, нервы и время. Кроме того, нужно учитывать, что даже если суд признает вашу правоту и вменит ответчику полностью удовлетворить исковые требования, а также компенсировать понесенные вами расходы, тот может подать апелляцию. Словом, процесс защиты своих прав - это не только дорого, но и весьма долго. Поэтому стоит ли овчинка выделки, каждый, видимо, должен решать сам. За свою писательскую карьеру я не первый раз встречаю свои тексты там, где меньше всего ожидаю увидеть: мои статьи публиковали в прессе под чужим именем, записи из блогов присваивали себе другие люди. Обычно в таких случаях автору в утешение остается мысль «Значит, хорошо пишу - плохое бы не взяли». Но в этот раз речь шла не о статье и не о заметке из блога, а о целой книге. Для меня это вопрос чести.

Кстати, к вопросу о чести и соцсетях. Если вы обнаружите свой текст там, где его не должно быть ни при каких условиях, то очень не советую затевать личное общение с нарушителем, устраивать троллинг, организовывать крестовые походы френдов, натравливая их на противника. И уж тем более не стоит сыпать оскорблениями в блоге нечистого на руку гражданина. Даже в своем блоге будьте с этим поосторожнее: все сказанное может быть использовано против вас в суде. Если не хотите получить встречный иск с обвинением в оскорблении чести и достоинства, то лучше выплескивать эмоции на близких, родственников и адвоката, но не давать противной стороне повода для инсинуаций.

Справочник писателя: Да, все это очень печально и неприятно. Можно только удивляться, чем руководствуются люди, решающиеся присвоить себе плоды чужого труда… Вы с юристом получили какие-либо объяснения на этот счет? Чем вообще дело кончилось?

Анастасия Ольшевская: Дело еще не кончилось, можно сказать, все только начинается. Дама отказалась идти на мировую и удовлетворять претензионные требования в досудебном порядке. Причем мои главные требования до смешного просты: я хочу, чтобы она убрала из своей книги все заимствования и искажения моего текста и заменила обложку. Но с той стороны даже ни разу не прозвучало «Я ничего не заимствовала», наоборот, все ответы были выстроены в духе «А вы докажите, что я это сделала». Ну что ж, приходится доказывать - уже в суде.

А это, как я уже упоминала, не быстрый процесс. Подготовка искового заявления, сопутствующих документов и справок, передача дела в суд, рассмотрение его там - все выливается в месяцы ожиданий. Впрочем, это стандартная практика для России: суды перегружены, толковых юристов не хватает, плюс есть свой регламент и сроки, отведенные законом для каждого этапа судопроизводства.

Зачем этой даме понадобилась такая головная боль? Можно только строить догадки и предположения. Возможно, человек просто «застрял в конце 90-ых», когда не было ни адекватных схем, пресекающих нарушения в Сети, ни прописанной законодательной базы по авторскому праву. Да что там - даже интернет находился в зачаточном состоянии, и все, что происходило в нем, никем по сути не регулировалось.

Судя по признаниям в ее блоге, дама за всю жизнь не написала ни одного произведения (эта «попытка» - первая). В ее текстах полный набор ошибок человека, который только-только загорелся идеей стать писателем. В этом году она впервые прослушала какие-то курсы по литмастерству, но, кажется, так и не поняла, что писательскому ремеслу, как и любому другому, надо учиться годами, и после нескольких лекций автором шедевра не стать.

Так что ничем, кроме непонимания, как устроен литературный мир, я не могу объяснить ее поступка.

Справочник писателя: Анастасия, спасибо, что поделились своей историей. Наверняка этот опыт - хоть горький и печальный, но очень конкретный и конструктивный - поможет многим писателям понять, как защитить свое творчество. Успехов вам и пусть справедливость поскорее восторжествует.

Анастасия Ольшевская: Спасибо!

Анастасия Ольшевская ( www . olshevskaia . com ) -

c пециально для «Справочника писателя»

В последнее время всё более популярным становится размещение материалов разного рода в интернете. Личные фотографии, статьи, видео и аудио, стихи, научные работы - всё это находится под угрозой хищения. Обнаруживая, например, свою фотографию на чужом сайте, многие пишут гневные отзывы, но результата это не даёт. На самом деле можно защитить абсолютно любую собственность. Остаётся лишь выбрать способ.

Что такое авторское право в интернете

По данным исследователей (Фонд Общественное Мнение) ежедневно в интернет выходят 66 миллионов россиян. Пользователи преследуют следующие цели:

  • общение в соцсетях;
  • служебная электронная переписка;
  • отслеживание новостей;
  • поиск информации и товаров;
  • удалённая работа;
  • видео и аудио;
  • другие цели.

Большая часть посетителей размещает на доступных ресурсах свои материалы (соцсети, сайты и т. д.) Каждый рискует быть «обворованным».

Любого интернет-пользователя можно назвать автором. Даже если это обычный пост на своей странице в соцсети. Разумеется, для создания этого поста потребовались определённые интеллектуальные усилия и было затрачено некоторое количество времени. Поэтому каждый автор негодует, обнаруживая свой материал на другом ресурсе с подписью постороннего человека.

Правовые нормы, защищающие авторские права

Автором произведения считается его создатель, а права вступают в силу с момента его появления. К счастью, интеллектуальная собственность признаётся российским законодательством как личное имущество. За кражу любого имущества предусмотрена ответственность. Авторское право в России защищено:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
  • Всемирной конвенцией об авторском праве;
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;
  • Договором ВОИС по авторскому праву;
  • Соглашением ТРИПС (международное авторское право);
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
  • Директивой ЕС от 22.05.2001г. №2001/29/ЕС. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

Таким образом, авторство защищено не только российскими законодательными нормами, но и международными актами. Но к сожалению, защитить свои права не так просто, если нет их подтверждения. То есть любой человек может назвать себя автором любого материала, размещённого в интернете, если он не защищён официально. Способ защиты и варианты действий выбираются в зависимости от вида объекта права.

Видео: защита авторских прав в России

Объекты авторских прав

  • литературные произведения;
  • любой уникальный текстовой контент;
  • информационно-аналитические материалы (обзоры, результаты опросов, статистика и инфографика);
  • аудиоматериалы (музыка, песни, диктофонные записи, лекции и интервью);
  • уникальные видеозаписи (съёмки различных событий и мероприятий, видеоклипы, передачи, фильмы, презентации);
  • фотографии, которые могут быть авторской съёмкой общедоступных объектов или личными снимками;
  • изображения своих работ, например, изделий из глины, украшений или ландшафтного дизайна;
  • мастер-классы и обучающий контент;
  • компьютерные программы, приложения, игры;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • собственная живопись, скульптура, графика, комиксы, карикатуры, мемы и другие графические работы;
  • дизайн сайтов и отдельных страниц;
  • логотипы сайтов, каналов, интернет-сообществ;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, чертежи;
  • производные работы (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения (например, доклад на тему «Золотая рыбка глазами А.С. Пушкина») могут быть защищены авторским правом, несмотря на то, что включают в себя цитаты и выдержки из сказки. Для этого докладчик должен ссылаться на основное произведение с указанием авторства.

Какие материалы не могут являться объектами авторского права

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;
  • короткие названия и лозунги.

Например, нужно разместить в своём материале изображение с триколором. Флаг у России один, содержащий три цвета. Менять их местами нельзя, если его представить в другом виде, это уже будет другой флаг или вовсе не флаг. Логично, что у такого изображения не может быть авторства. Ведь каждый гражданин имеет право пользоваться символом своего государства, если это совершается не вопреки закону.

Гжель - это русский народный вид художественной росписи, поэтому данная техника не защищена от повторения; а вот на дизайн конкретной чашки оформить авторское право можно

А также нельзя защитить короткий слоган. Например, «Мир. Труд. Май!». Данная комбинация слов может часто использоваться разными людьми, и не получится каждого привлечь к ответственности. Однако рекламные лозунги могут защищаться. Само понятие рекламного слогана не рассматривается законодательством как объект авторства, но не исключает таковое.

Как защитить свою интеллектуальную собственность в интернете

Самым простым методом защитить свой материал является заявление об авторстве. При этом необязательно заключать какие-либо договоры и составлять официальные бумаги. Например, для защиты текста, фото, инфографики можно под материалом поставить свою подпись.

Для такого способа принято использовать символ Copiright - ©. Рядом следует указать автора и год создания. Эта подпись означает, что вы автор и заявляете о своих правах на данную интеллектуальную собственность. Осведомлённый о юридических последствиях человек, заметив такой символ, при использовании материала в своих целях будет ссылаться на ваше авторство. Минус такого способа в том, что он лишь подтверждает авторство и может помочь его защитить, но не приносит никакой материальной выгоды.

Некоторые сайты разрешают копировать и использовать размещённые материалы, но требуют сохранять ссылки на ресурс. За это не нужно платить, но владельцы сайта имеют материальную выгоду. По указанной вами ссылке пройдут другие пользователи, а это поднимет посещаемость ресурса, может увеличить количество продаж и т. д.

Если объектом права является видеоматериал, а вы выбираете простой неофициальный способ защиты, можно при создании видео наложить текст или значок, который будет отображаться до конца ролика. В этом случае «пирату» будет неудобно использовать такой материал без согласия автора.

Некоторые виды интеллектуальной собственности могут быть защищены самим ресурсом, на котором размещается материал, например:

  • через модерирование и администрирование;
  • через встроенные системы защиты.

Любой сайт контролируется администратором и практически любой - модераторами. Это позволяет отслеживать поступающие к публикации материалы. Модераторы проверяют их на наличие плагиата и при необходимости могут запрашивать ссылки на авторов. К тому же на некоторых сайтах есть специальные модераторы, которые круглосуточно отслеживают копирование материалов через поисковые системы. Если обнаруживается пиратское использование другим сайтом, администратор вправе требовать удаления материала из его публикаций.

Встроенная антипиратская система - это онлайн-защита. Например, видеохостинг YouTube. Если разместить на этом ресурсе видео, на которое было объявлено авторское право, система в течение минуты определяет сходство и наступают последствия:

  • автор разрешает использовать свой материал (указывает, в коммерческих или некоммерческих целях);
  • автор запрещает использование, и система удаляет видео;
  • автор разрешает использование, но материальная выгода (монетизация) извлекается только в пользу автора (или в виде %);
  • на электронную почту пирата приходит оповещение (созданное автоматически) о поступившей жалобе;
  • канал блокируется.

Некоторые, полагая, что оформление авторских прав непомерно дорого обойдётся, нанимают специальных модераторов. Иногда для таких случаев заключаются трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера, и модераторы получают зарплату.

Официальный способ защиты авторских прав

Для того чтобы официально зарегистрировать авторское право, нужно обратиться к нотариусу. Любая нотариальная контора может провести процедуру оформления. Нотариус изучит поданные материалы, и если обнаружится, что вы первый, кто заявил о правах, выдаст свидетельство о регистрации авторского права. Кроме этого, вам могут предложить депонирование. Юристы считают, что это единственный надёжный способ доказать своё авторство, если дело дойдёт до суда.

Для того чтобы можно было официально требовать защиты прав (например, через суд), нужно официальное оформление авторства

Например, объектом авторского права стал научный доклад. Автор передаёт один печатный экземпляр нотариусу (насовсем), тот выдаёт свидетельство о депонировании. Случился суд, автор доклада требует 1 миллион рублей за незаконное использование результата своего интеллектуального труда. Ответчик (Петров) подал встречный иск с аналогичным требованием. В нём указано, что материал принадлежит Петрову, просто он не успел его зарегистрировать, а Иванов незаконным образом зарегистрировался в качестве автора. В таком случае только нотариус сможет подтвердить авторство, так как первым увидел оригинал (в свидетельстве указана дата выдачи и печати экземпляра).

В России существует много юридических контор, специализирующихся именно на авторском праве. Можно обратиться в любую фирму, критериями при выборе юридической организации могут являться:

  • ценовая политика;
  • бренд (например, в этой конторе регистрировали свои права звёзды мирового шоу-бизнеса);
  • отзывы в интернете;
  • территориальное расположение.

Существует значимое различие между специализированной конторой и нотариусом. В юридической фирме выдают свидетельство, на котором стоит печать организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. Номер свидетельства будет включён в каталог (то есть список выданных документов). Нотариус имеет лицензию, он признан компетентным органом на государственном уровне. Свидетельства, оформленные нотариусом, обладают полной юридической силой, а их номера включаются в реестр авторских прав. К тому же стоимость услуг нотариуса и специализированной конторы может не отличаться.

Исключением являются авторские права на программу ЭВМ и базы данных. Такой материал регистрируется на федеральном уровне. Согласно статье 1262 Гражданского кодекса программы должны регистрироваться в федеральном органе исполнительной власти (по интеллектуальной собственности). Причём если в поданном материале содержится государственная тайна или иная важная информация государственного уровня, его не зарегистрируют, а автор, скорее всего, будет привлечён к ответственности.

Какие документы нужны для оформления

Каждый регистрирующий орган запрашивает определённый перечень документов. Но во всех случаях потребуются:

  • заявление на регистрацию авторских прав;
  • произведение (представляется в оригинале или на электронных носителях информации: CD или DVD дисках в форматах PDF, JPG, файлов-мультимедиа);
  • заверительная надпись на оригинале произведения или CD/DVD диске уполномоченного должностного лица, нанесённая несмываемой краской или специальными маркерами, а также печать юридического лица (если таковая имеется);
  • перечень приложений с указанием количества документов и листов в каждом, с информацией о том, что к ним прилагается цифровой носитель;
  • аннотация (5–7 строчек описания темы, назначения и содержания произведения), подписанная автором (ами), в двух экземплярах;
  • реквизиты автора (ов).

Количество файлов на электронном носителе должно соответствовать количеству документов, указанных в приложении, наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в нём (например, накладная 245 от 02032009 3 л.pdf).

Фотогалерея: образцы заявлений на регистрацию авторских прав

Заявление можно составлять непосредственно у нотариуса (в нотариальной конторе имеются образцы любых документов) Специализированные конторы включают в оплату стоимость составления всех документов, включая заявление Если заявление составляется двумя и более лицами (соавторы), можно предварительно обратиться к юристу за составлением, а с готовым заявлением обратиться к нотариусу

Куда обращаться при нарушении авторских прав

Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», фильмов, в том числе кинофильмов, телефильмов, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта.

Ст.15 Федерального закона №187

Соответственно, обращаться нужно в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Служащие органа исполнительной власти обязаны в течение 3 дней:

  • определить провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в интернете того сайта, на котором появилась информация без разрешения правообладателя или иного законного основания;
  • направить провайдеру или другому ответственному лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении исключительных прав;
  • фиксировать дату и время направления уведомления.

Получив уведомление, публикующий обязан удалить пиратскую информацию в течение суток. Если этого не произошло, владелец хостинга ограничивает доступ к материалу. Причём это должно состояться не позднее чем на третий день после получения уведомления.

Если руководство сайта не удалило контрафактную информацию, контролирующий орган может отправить поручение оператору связи на ограничение доступа к сайту. Обычно в таких случаях появляется окошко «Страница недоступна». Снять блокировку можно только представив судебный акт, который отменяет решение органа исполнительной власти об ограничении. Если речь идёт о видеоматериале, можно также обратиться в Роскомнадзор. Это тоже приведёт к ограничению доступа: сначала к странице с видеоматериалом, а при нарушении постановлений - к блокировке сайта. Если такие меры не помогли, нужно обращаться в суд.

Как подать заявление в суд

Сначала надо определить подсудность. Исковые заявления об авторских правах подаются в суды общей юрисдикции (городские) и в арбитражные. Для того чтобы определить точную подсудность, нужно иметь информацию о владельце хостинга или ответственном лице. Например, владелец хостинга не знает о незаконном размещении информации, выложил её администратор сайта. Если вы подавали жалобу в контролирующий орган, вам должны были прислать письмо, в котором содержится информация о хостинге. Когда владелец - юрлицо, нужно обращаться в арбитражный суд, а если физлицо - в городской. Причём заявление надо подавать по месту жительства ответчика или регистрации юридического лица.

До момента подачи иска необходимо обратиться к нотариусу, сделать скриншот нарушения и заверить его подписью. Это нужно для того, чтобы зафиксировать факт незаконного размещения. Некоторые нечестные пользователи, получив повестку в суд, удаляют контрафактную информацию, и доказать факт нарушения становится сложно.

При составлении иска нужно тщательно продумать каждый пункт. В число требований можно включить имущественные и неимущественные. Имущественные - это цена иска. Исходя из неё рассчитывается госпошлина. Если спорить о возмещении морального вреда или компенсации за упущенную выгоду, то шансы выиграть будут только в случае привлечения опытного адвоката.

Изощряться по поводу суммы, указанной в требованиях, бесполезно. Дело в том, что уже устоялись суммы, которых обычно добиваются. И если не привлечён адвокат, суд определит размер компенсации согласно стереотипам. Например, за однократное незаконное использование одной фотографии назначают компенсацию 30000 рублей.

К заявлению нужно приложить 2 его копии, квитанцию и документы, которые вам выдали при регистрации права.

Судебная практика

Пример 1: Александр Попов обратился в арбитражный суд. Ответчиком стало издательство, выпустившее большой тираж газет, в которых содержались стихи Александра. В качестве требований истец указал возмещение морального вреда. Суд иск удовлетворил, так как Александр смог доказать своё авторство, а газета в своих публикациях автора не упомянула. Однако ответчик обжаловал решение суда. Дело в том, что моральный вред можно возместить только тогда, когда нарушены неимущественные права (например, публичное оскорбление). Так как дело касалось имущества (интеллектуальная собственность), то и возмещение морального вреда не положено.

Пример 2: фотограф А. выгрузил в интернет фотоработы, а модный журнал взял их в качестве иллюстраций. Для фотосессии А. нанимал профессиональных моделей, на что ушла крупная сумма. Авторские права не регистрировались, поэтому надежд на выигрыш не было. Однако суд удовлетворил иск. Фотограф очень известен в своём регионе, подтверждение авторства легко установить. Редакция, опубликовавшая фотоработы, обязана выплатить компенсацию за незаконное использование, так как фотограф представил суду контракты с моделями.

Авторские права на интернет-контент необязательно регистрировать, но это желательно, если произведение творческого труда подразумевает коммерческую составляющую. Зарегистрировать права можно у нотариуса или в специализированных конторах. Если дело дойдёт до суда, свидетельство о регистрации авторских прав может сыграть решающую роль.

В главе "Защита авторских прав" Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказано о том, как эффективно бороться с нарушением авторских прав. Здесь Вы узнаете, в каких случаях авторские права считаются нарушенными, какие способы зашиты авторских прав предусмотрены законом и куда следует обращаться за защитой нарушенных прав. Глава "Защита авторских прав" будет полезна авторам, правообладателям, студентам юристам и предпринимателям.

1. Что такое нарушение авторских прав

В первую очередь напомню, что понятие «авторские права» охватывает две основные группы прав: личные неимущественные права автора и исключительное право на использование произведения. Поэтому перед прочтением этой главы советую обратиться к статье « », так как она поможет понимаю темы «Защита авторских прав».

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует. Несоблюдение запрета является неправомерным. Таким образом, нарушение авторских прав - это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.

Из приведенного определения следует, что условно можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов .

2. Ответственность за нарушение авторских прав

1) Внеюрисдикционный порядок защиты - защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.

2) Юрисдикционный порядок защиты - защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке. Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ. Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны. В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

1. Волков И.С. Защита авторского права по законодательству Российской Федерации. Автореферат кандидатской диссертации

2. Реферат по рассматриваемой теме

3. о судебной защите авторских прав

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима юридическая помощь по защите авторских прав, обращайтесь, мы всегда готовы помочь. Вопросы можно задать на странице .

Если вы что-то создаете: книгу, инструкцию, чертежи — вы автор и ваши авторские права охраняет четвертая часть Гражданского кодекса.

Еще есть проблема с идеей и концепцией. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции нет, поэтому появляется путаница: мой эскиз — это идея или произведение? Тема идеи — сложная и достойна отдельной статьи, поэтому пока кратко.

В законе нет определения идеи, поэтому юристы, суды, организации с патентами, производители — все дают определение по-своему. Женские туфли на красной подошве — это общая идея, ее используют сотни обувных фабрик. При этом Кристиан Лабутен борется за эксклюзивные права на красные подошвы и суды его поддерживают. Другому производителю может так не повезти.

Наш эксперт, Владимир Беляев, считает, что идея — это описание чего-то без деталей. Владимир подчеркивает, что многие юристы с ним не согласны, и это именно его позиция.

Вы говорите на совещании: «Ребята, давайте сделаем телефон с прямоугольным корпусом с экраном на передней панели и кнопкой под ним». Это идея. Всем плевать, никто не защитит.

Инженер, разработчик и дизайнер приносят чертеж условного айфона. Это реализация идеи, и чертеж под защитой.

На других примерах принцип работает так:

Идея без защиты
Реализация идеи под защитой

Художник подумал, что неплохо бы показать ужас смерти и отчаяние

Картина «Крик» Эдварда Мунка

Дизайнер написал в фейсбуке, что здорово сделать кресло с подстройкой под человека

Кресло Гирофлекса

«Идея на минус миллион » — Артемий Лебедев рассказывает, почему не надо защищать идеи в законе

Не всегда приятно, что закон не защищает идею. Допустим, Иван-пекарь придумал акцию для клиентов, рассказал приятелю, а приятель взял и запустил. Ивану обидно — идея же его, как так!

Если хотите защитить идею, реализуйте ее: опишите с деталями в блоге, сделайте чертеж, подготовьте набросок. Тогда при спорах появятся шансы доказать авторство.

Мы сказали, что под защитой почти всё, но иногда кажется, что почти ничего. Потому что требования расплывчатые, юристы их используют по-разному, а судебная практика неоднозначна.

Что не считается нарушением

Есть ситуации, когда конкурент использует ваш продукт, но это не считается нарушением авторских прав. Чтобы зря не воевать, о таких случаях надо знать.

Заимствование. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое.

Зайти на сайт Эпла, вдохновиться и сделать еще один лаконичный сайт, но для хендмейд украшений.

В законе ничего нет о заимствовании, юристы использует термин для удобства. С помощью этого подхода можно показать, что компания не воровала чужое, а вдохновилась и сделала свое.

Сапожник Альберт увидел фотографию лабутенов:

  • Спроник на фабрику, которая выпускает настоящие лабутены, украл лекала и чертежи и на их основе сделал точно такие же туфли, только в сто раз дешевле и под своим именем. Это — нарушение.
  • Выпил сто грамм для храбрости, покрасил валенки красной краской, прибил каблук подлиннее и стал продавать в сувенирном ларьке «Из России с любовью». Это — заимствование, Альберт не нарушает права.

Цитирование. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования.

Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Если перевести на русский, цитирование законно, когда передаешь знания и не присваиваешь их.

Законно
Незаконно

Использование в некоммерческих целях, или для себя. Вы купили фильм и смотрите его дома — это законно. Пригласить друзей на фильм и взять с них по сто рублей — незаконно.

Пародии. Пародии — это самостоятельное творение, даже если оно пародирует существующую книгу, репортаж или песню. Пародировать законно, если пародист ссылается на оригинал.

Как защитить права

Плохая новость — нет способов защитить себя от нарушений на сто процентов. Хорошая — вы можете подготовиться к спору за авторские права. Вам предстоит собрать доказательства, что автор — это вы, вы первый что-то придумали и первый сделали.

Главный подход к защите такой: запаковать доказательства авторства и поставить на них дату и подпись. К примеру, записываете рукопись на компакт-диск, отправляете себе через Почту России, визируете у нотариуса или отдаете на хранение в авторское общество. При споре вы докажете, что сделали что-то раньше конкурента.

Еще надо объяснить окружающим права на ваш труд. Допустим, вы публикуете на сайте программный код и разрешаете использовать его: можно скопировать и использовать целиком или скопировать, изменить пару строк и тоже использовать. При этом нельзя переделать часть кода, а потом присвоить авторство. Для объяснения придется готовить специальные документы.

Если на вас работают штатные сотрудники или предприниматели, с нарушениями авторских прав тоже не просто.

Штатный дизайнер сделал макет буклета. Если в трудовом договоре, служебном задании и других документах нет условий по передаче авторских прав, права на макет принадлежат дизайнеру.

Формально вы не вправе просто так передать макет другому дизайнеру для переделки или взять как пример для другого макета в другую компанию. Штатный дизайнер может засудить и выбить компенсацию.

Как подтвердить права, какие стоит передавать и как их получить, расскажем в следующих статьях.