Мне нравится народная поговорка «Человек сам кузнец своего счастья». Там где нет усилий, невозможно достигнуть Царствия Божия.

Вот что говорил святитель Григорий Нисский: «Быть по образу Божиему свойственно нам по нашему сотворению, а быть по подобию — зависит от нашей деятельности»

Так какая же должна быть у нас, мирян, «деятельность», чтобы мы и себя нашли и про Бога не забыли? И что же есть святость и возможно ли достичь ее в наше время?.

Святость — это дар Божий, обретаемый человеком по действию благодати Божией. Но для получения этого дара человек должен приложить усилия. Святость- не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении от греха.

Когда дают оценку духовной высоты человека то, прежде всего, оценивается степень его смирения. Чем чище становилось на сердце, тем более святые возрастали в смирении. Мирским же людям очень сложно понять это правило- «чем святее, тем смирнее» Как можно быть смиренным, если ты столько добрых поступков видишь в себе.

Один подвижник так объяснял суть смирения: «Все люди жаждут величия, а Бог просит нас стать маленькими. Чтобы пройти в дверь, ведущую в Царствие Небесное, надо встать на колени».

Ряд признаков совершенного смирения указывает епископ Вениамин (Милов): «На лице смиренного отблеск радости, незлобия и красоты. Он приветлив и ласков ко все, неподражаемо прост и готов оказывать всякие услуги и уважение окружающим. Кротость смиренного часто похожа на детскую нежную наивность…»

Так что же нужно увидеть в своем зеркале души? Надо понуждать себя к смирению в мыслях и чувствах, к самоуничижению в действиях и к постоянной памяти о совершенных им в жизни грехах.

Как развить в себе смирение, живя в миру, где смирение считается за слабость и боязнь постоять за себя?!

Может, и нам поискать тех, кто помог бы смирить себя и вытравить нашу гордость? Пусть это будут наши близкие и родные люди — кому как не им достается от нашей гордости, кому как не им, видно наше самолюбие?

При оскорблениях не надо повторять в памяти и помнить оскорбительных и резких слов. При неприязни к кому-либо надо принуждать себя делать ему что-то доброе.

О. Александр Ельчанинов дает и такие советы: «Самое радикальное средство от гордости - быть в послушании (родителям, друзьям, отцу духовному). Принуждать себя выслушивать и быть внимательным к чужому мнению. Не торопиться верить в истинность открытых тобою мыслей. Не умеющим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание - какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недостатки».

Действительно - чем нам гордиться? Что мы имеем, чего не получили от Бога? Все способности, дарования, таланты, вся возможность их развития и применения - все идет от Творца и Промыслителя. Если помогаем другим, то ведь избыток посылается нам от Бога; трудимся - но силы и крепость даются только Богом; молимся по вере, но вера опять-таки даруется Богом и т. д. (Еф. 2:8–9).

Всем талантливым, способным, сильным и богатым, надо не столько гордиться, сколько страшиться ответа перед Богом за надлежащее использование данных им многих талантов; ведь от всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк. 12:48).

Если бы даже что-либо и было совершено нами доброго, то мы не знаем, - не погубили ли мы это доброе нашими страстями и погрешностями; дела милосердия - тщеславием и гордостью; служение ближним - их осуждением; молитву - рассеянностью и небрежностью; пост - самолюбованием и самодовольством и т. п.

В итоге, каждый христианин должен вычеркнуть из своей памяти все то, что кажется ему добрым из совершенного им в жизни и почитать себя еще ничего не достигшим. И если нужна нам надежда на спасение, чтобы не впасть в отчаяние, то эта надежда должна основываться более всего на искупительной Жертве Христа, кровию Своей омывшего грехи всего мира, и на Божием милосердии. Это, конечно, не исключает необходимости наших усилий, чтобы усердным исполнением Господних заповедей снискать это Божие милосердие, так нам необходимое.

О многом, что делали праведники, мы не знаем, но всегда знаем, что они были людьми прячущимися, скрывающими все свои дела, убегающими от людской молвы. Напоказ они ничего не делали. Жизнь праведника никогда не была известна в подробностях. О некоторых святых мы даже не знаем ничего, кроме того, что они имели блаженную кончину. Величайшие дела совершаются как бы «с глаза на глаз» с Богом.

Человек словно не помнит того, что сделал. Встретил, положим, в большой толпе расслабленного, исцелил его и тотчас затерялся в толпе и сам потерял из памяти свое чудо. Но не только скрывают свои дела святые угодники, но еще и принимают на себя поношения, как заслуженные и, если кто обвиняет их, то не оправдываются. О таких непонятных уму житейского человека поступках существует много свидетельств.

Поэтому одним из средств к приобретению смирения является знакомство с великими святыми. Изучение их жизни и меры их подвига не может не смирить нас, показав нам наглядно нашу собственную духовную нищету. Поэтому духовное чтение есть одно из средств развития в нас смирения - основы добродетелей.

Одного старца спросили: «Кто суть козлища в Евангелии, а кто –агнцы?» Старец сказал: «Козлища-это я, агнцев знает Бог».

И нам, когда мы видим от ближних почитание себе, не следует радоваться этому. Все это не полезно нам.

Для нас полезно когда нас учат, обличают, вразумляют и бранят нас. И будем почитать как благодетелей людей, которые так относятся к нам(из книги «Современная практика православного благочестия»).

Очередная встреча благочинного Ступинского церковного округа священника Александра Крали со студентами МАТИ была посвящена вопросам духовной жизни и месту христианства в современном мире. После того, как о. Александр рассказал юношам и девушкам о том, как важно жить с Богом, студенты задали немало вопросов, касающихся истории и современных проблем Православной Церкви.

«Что есть истина?»
(Ин. 18,38)

В Интернете на разных молодежных сайтах высказываются самые разнообразные мнения о христианстве. Среди них есть и такие, которые выставляют христианство в совершенно неприглядном свете, говорят что христианство – религия уныния, печали, смерти; религия запретов, предписаний, которая ограничивает свободу человека. И приводится множество различных доказательств, аргументов в пользу этой точки зрения.

У меня сложилось такое впечатление, что люди, которые писали эти статьи, очень мало знают о христианстве, знают его, быть может, лишь по какому-то соприкосновению. Глубокого знания у них нет. Почему же они при этом так категорично отвергают и христианство, и Православную Церковь? Единственный ответ на этот вопрос есть, но я его скажу чуть позже, в конце нашей встречи.

Итак, что же такое христианство? Каковы его основные характерные черты? И вообще, зачем человеку быть верующим, зачем ему жить духовной жизнью, приходить в храм, читать духовную литературу? Ведь можно в принципе, как говорят эти критики, вполне обойтись и без этого.

Это глубокое заблуждение, потому что святое место пустым не бывает, а любой человек, я в этом уверен, – любой человек – независимо от своего возраста и положения, имеет духовные искания, его душа жаждет духовного опыта. Он может выражаться по-разному, и эти искания могут приводить к разным итогам, к разным результатам – мы с вами все это прекрасно знаем и видим, потому что кроме христианства существуют многочисленные религиозные течения, философские системы, которые так или иначе удовлетворяют духовные потребности человека. Но христианство предупреждает нас о пагубности увлечения различными течениями, псевдорелигиозными учениями. Почему?

Потому что для Православной Церкви Истина – это Христос, или, наоборот, Христос – это Истина. Поэтому христианство утверждает, что истина одна, ее невозможно заменить или изменить, ее можно только исказить. И эта истина – Христос. И именно Христа Православная Церковь проповедует.

«Се стою у двери и стучу…»
(откр. 3, 20)

Сегодня я хотел бы поговорить о принципах христианской жизни, о тех характерных чертах, которые выделяют и отличают христианство от прочих религиозных или философских течений.

Итак, что в первую очередь отличает христианство? Это синергия, слово греческое, может быть, не совсем понятное. Но оно точно выражает суть отношений между Богом и человеком, о которых говорит христианство. Синергия – это взаимодействие двух воль – Божественной и человеческой. Почему это важно? Потому что без воли человека Бог ничего не может сделать в его жизни. Свобода воли, которая дана человеку, не может быть никем нарушена.

Человек тем и отличается от всех прочих созданий, что он имеет право и возможность выбора. Он может выбрать между добром и злом, между грехом и добродетелью, между тьмой и светом. Он сам определяется, на какую сторону ему встать. И этот принцип, принцип взаимодействия, синергии очень важен – можно сказать, это один из краеугольных принципов христианской жизни.

Постараюсь проиллюстрировать это утверждение примерами из нашей обыденной жизни.

Люди становятся христианами через Крещение – это таинство, которое является первым таинством, совершаемым над человеком, приходящим в этот мир, и которое открывает ему дверь для участия во всех прочих таинствах, в церковной жизни. Дает благодать. Но само по себе это таинство еще не бронирует человеку место в Царстве Небесном: крестился – и все: «Я билет уже получил, там для меня место отвели, и я могу дальше спокойно жить себе до того момента, когда меня опять принесут в храм».

Крещение само по себе как внешнее действие мало что значит для человека. Мало быть крещеным – необходимо быть и просвещенным, понимать, для чего тебе это нужно, какие обязательства и какую ответственность ты берешь на себя. И здесь необходимо помнить, что без этого желания, без направления воли человеческой благодать Божия, которая преподается в таинстве, остается нераскрытой.

Человек входит в купель Крещения, в воду, ветхим – и таким же выходит, ничего не меняется в нем. Каким вошел, таким и вышел, потому что не было никакого изменения, не было желания измениться. Многие прибегают к помощи Церкви в каких-то исключи- тельных случаях своей жизни, желая что-то получить. Это очень характерно, особенно для нашего времени.

Потребительское отношение переносится из обыденной жизни и на жизнь духовную. Когда больше всего людей в церкви? На Пасху, когда освящают куличи и прочие пасхальные яства, на Крещение, когда можно взять святой воды, – вот, собственно говоря, и все, – то есть, в те дни, когда в Церкви можно взять что-то материальное. Взять и использовать это как некую «волшебную силу». Но это поверхностное понимание того, что происходит в Церкви.

В моей практике был такой случай. Девушка пришла креститься, и я попытался поговорить с ней о причинах ее прихода, о том, что она знает о христианстве и духовной жизни. В ответ она только раздражалась и возмущалась: «Что вы меня спрашиваете? Зачем мне это нужно? Я заплатила деньги и хочу покреститься. Больше я ничего не хочу слушать!» Это меня насторожило, я попытался еще поговорить. Она сорвалась и в раздражении убежала. А пришедшие с нею подруги остались, попытались извиниться и рассказали, что у этой девушки проблемы на работе и в личной жизни, и ей сказали, что если она покрестится, то все будет хорошо. Она так и сделала: пришла, чтобы прибегнуть к такому радикальному способу устранения неприятностей в своей жизни.

То есть это было не стремление ее души, а желание получить некую пилюлю, некий «аспирин», чтобы решить возникшие жизненные проблемы. Конечно же, это в корне неправильно, потому что здесь должно быть внутреннее желание, стремление человека измениться. А ведь она после такого Крещения в храме больше не появится. Таких примеров можно привести немало. Это касается любой области духовной жизни.

Часто люди освящают дома, квартиры, машины и видят в этом некий магический ритуал, который был совершен: священник что-то там прочитал – никто даже не вникал в смысл того, что произошло. Главное то, что совершилось действие.

Но ведь все это совершается не ради того, чтобы машина не попала в аварию или дом не ограбили, или чтобы он не сгорел. Конечно же, в молитвах обращаются к Господу и просят, чтобы Он сохранил человека от различных неприятностей. Но здесь имеется в виду более глубокое значение.

Священник или человек, который приходит с этой просьбой, молятся о том, чтобы было освященным место, помещение, в котором он будет проводить значительную часть своей жизни – будь то машина, дом или рабочее место. Освящается место, среда пребывания человека, а не просто стены. Бывает и так, что люди после освящения машины попадают в аварию. «Не сработало!» – скажете? А дело-то не в этом. Дело в том, что человек остался жив.

В моей практике были случаи, когда люди, освятившие машины, попадали в аварию, но при этом в машине, которая не подлежала восстановлению, люди оставались живы. Это самое главное, потому что сохранилась человеческая жизнь, – а что может быть ценнее? Нет цены человеческой жизни. Именно об этом испрашивается благословение, а не происходит «заклинание» стен.

Один знакомый священник мне рассказывал, как однажды он проходил мимо ночного клуба и его остановил вышедший оттуда человек. Он попросил освятить здание. На вопрос: «А чем же вы здесь занимаетесь?» – этот человек ответил: «Батюшка, это неважно. Вы нам просто стены покропите, молитву прочитайте».

Потребительское отношение характерно для магических религий, когда свободная воля человека заменяется ритуалом. Но часто это пытаются перенести и на христианскую религию. А магия характерна там, где имеет значение только внешняя форма, правильно совершенное действие, а внутреннее состояние при этом значения не имеет.

Христианство говорит: «Внутреннее состояние имеет значение в первую очередь», – даже если, может быть, все было прочитано или сказано не в том порядке, в каком принято (конечно же, за исключением каких-то основополагающих формулировок). Но самое главное – это внутреннее, духовное состояние человека, состояние очищения души.

Мы говорили о воле человеческой, о том, что если она стремится к духовной жизни, то она должна быть открыта, должна быть внутренне направлена к Богу. А вот что касается воли Божественной – что мы знаем об этом?

В Православной Церкви богословы выделяют два аспекта Божественной воли: желание Божие и попущение Божие.

Желание Божие выражается в том, что Бог всякому человеку желает спасения. Желает, чтобы каждый человек был любим и любил – любил Бога через человека и, любя человека, любил Бога. Но при этом Бог не может нарушить свободу воли человека. И здесь вступает в действие второй аспект Божественной воли – попущение.

Бог не вмешивается, но попускает скорби, испытания, трудности, посредством которых человек может и должен задуматься о своей жизни, о своих поступках и постараться исправиться, изменить что-то в своей жизни. Поэтому даже то зло, которое происходит с человеком, страдание, утрата, лишение, скорбь, в любом случае тоже имеет определенный смысл. Неприятности, происходящие с нами, не бессмысленны – это сигнал, который человеку необходимо услышать, понять и сделать определенный вывод.

Вот одна сторона христианской жизни.

«Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко»
(Мф. 11,30)

Христианство упрекают в том, что оно является религией смерти, запретов, предписаний, ограничений. А ведь религия христианская – это религия радости.

В негативном ключе о христианстве может говорить человек, который или не понял суть христианства, или видит радость только в каких-то сиюминутных земных удовольствиях.

О радости много сказано в Священном Писании – в Евангелиях, в Посланиях. Христос говорил: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас», – имея в виду Свое Воскресение, которое стало радостью для людей. Апостол говорил: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». А если взять всю христианскую историю, можно увидеть, что радость была свойственна всем подвижникам и святым. Прп. Серафим Саровский постоянно говорил о радости. Любого приходящего к нему он встречал словами: «Христос воскресе, радость моя!» – даже в то время, когда не было пасхального периода.

Эта радость, конечно, имеет своей причиной именно Воскресение Христово. Это средоточие христианской радости, и этого нет ни в какой другой религии. Воскресший Бог дает человеку возможность радоваться, потому что человек оказывается не чужим Богу. Не неудавшимся продуктом Божественного эксперимента, а дорогим Богу существом, которое Он сотворил и которое спас от греха и смерти. И эта радость в полноте своей ощущается только тогда, когда человек становится все ближе и ближе к Богу.

А что касается заповедей и запретов, то здесь есть некое узкое понимание, что они, якобы, ограничивают свободу человека. Заповеди, которые Бог дает, можно уподобить ограждению, которым обозначено болотистое место. Это ограждение дает возможность человеку чувствовать себя в безопасности. Он знает, что для своего же спокойствия не стоит заступать за ограждение. А если человек говорит: «Мне нужно больше территории, больше свободы» – и ломает ограждение, он неизбежно попадает в болото, в трясину, из которой самостоятельно выбраться ему довольно сложно.

Заповеди – это тоже признак любви Бога к человеку. Бог не хочет, чтобы человеку было плохо, чтобы он страдал. Свобода воли как раз часто и является причиной этого страдания, потому что человек вместо добра избирает зло, не прислушивается к опыту предыдущих поколений и наступает на те же грабли, на которые другие уже наступали и совет уже дали. Но он этот совет не услышал. Поэтому можно много говорить, приводить различные примеры. Но все-таки основные признаки христианской религии заключаются в свободе, в любви, в радости и в вере.

И это можно постичь лишь опытным путем. Теоретически понять это сложно, ведь вы можете привести мне другие, прямо противоположные примеры, которые известны в истории Православной Церкви.

Вы можете привести примеры жестокостей, которые совершались в определенные исторические периоды под именем Христа, вы можете привести в пример тех «злых бабушек», которые вас или кого-то другого выгоняли из храма, потому что были неприлично одеты, и еще многое другое.

Но здесь необходимо понимать, что христианство – это еще и религия людей. Церковь Христова – это живые люди, умеющие чувствовать, переживать, способные ошибаться, но знающие, что нужно возвращаться на тот пусть, с которого они сошли.

Церковь называется Святой, но не потому, что святы люди, которые ее наполняют, хотя они и призваны к святости. Святость Церкви состоит не из святости тех людей, которые наполняют ее, а потому что свят ее Глава – Христос, Бог, а не человек.

Это объясняет многочисленные аномалии, патологии христианской истории, христианской жизни, которые мы знаем. Любое зло, совершенное под именем Христа оправдано быть не может, оно является злом, и ничего общего с христианством не имеет. Люди, которые совершали зло от имени Церкви Христовой, глубоко заблуждались, искажали суть христианства.

Конечно, христианская жизнь сопряжена с определенными сложностями. Она требует от человека ответственности и труда, внутренней работы над собой. Но скажите, какая область человеческой жизни не требует этой работы над собой? Учеба – требует усилий, работа – требует усилий, любая область занятий требует от человека усилий, труда, ограничений. Почему же область религиозной жизни, которая является неотъемлемой частью человеческой жизни, должна быть легкой?

Христианство не обещает легкости и безоблачности. И уже при Крещении человек, будучи или младенцем, или в зрелом возрасте, называется «воином Христа Бога». Он вступает в военную дружину – и с этого момента начинается борьба против самого себя, против тех страстей, которые живут в человеке, начинается борьба против соблазнов и искушений, которые существуют в этом мире, начинается борьба против сатаны. И только тот человек, который проявит твердость – победит.

«Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное…»
(Мф.7,21)

Много людей сейчас, которые крещены, которые являются христианами, но в храм приходят очень-очень редко, стараются обращаться к Богу в трудных обстоятельствах своей жизни с просьбой о помощи близким людям и т.д. Но это обращение форс-мажорное, оно бывает только тогда, когда человеку что-то необходимо. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А до этого на такие нюансы духовной жизни мало кто обращает внимание.

Необходимо понимать, что обращение должно быть искренним и сознательным. Не должно быть в этом магизма, ритуальности: «Прочитайте три раза «Отче наш», и у вас обязательно получится». Как будто если вы прочитаете молитву два или четыре раза, то ничего «не сработает». Или «закажите сорокоуст в сорока церквах, и все грехи умершему простятся». Но ведь дело совсем не в этом.

Мало просто прочитать «Отче наш», условно говоря, или перекреститься – это должно быть сделано с верой в то, что Господь поможет. Какой «Отче наш»? Кто это – Отче наш? Отец наш – кто Он? Должен быть внутренний анализ: к кому мы обращаемся, чего мы просим, чего мы желаем? Осознанное обращение к Богу – это самое главное.

Если ты считаешь себя человеком верующим, ты должен знать свою веру, быть искренним, должен постоянно самосовершенствоваться, двигаться дальше. Нельзя обращаться к религии, к вере только в каких-то исключительных случаях, когда тебе плохо, когда тяжело.

Конечно же, хорошо, что не идешь к экстрасенсам, к знахаркам и т.д., а обращаешься к Богу, у Него просишь помощи – пускай даже таким способом, но нельзя на этом останавливаться.

А Бог-то многого не просит, Он просит сердце человека. Он стоит у дверей сердца и стучит. Стучит по-разному: то через болезнь близких людей, то через какие-то скорби, через испытания, трудности, и задача человека – услышать этот призыв, этот стук.

Но часто в суете повседневной жизни человек не слышит даже самого себя. Иногда люди, живущие в городе, не могут себя комфортно чувствовать на природе или где-то в тиши: они вдруг ощущают внутри себя определенные процессы, которых там, в шуме, в суете, в беготне они не ощущали. Вот почему необходим анализ своих внутренних процессов: движение к Богу, религиозное чувство должно быть действенным.

Необходимо понимать, что вера пронизывает все, пронизывает все стороны жизни и человеческой деятельности, и когда Церковь стремится участвовать в жизни общества, армии, учебных заведений, медицинских или исправительных учреждений, она это делает не потому, что ей нужна какая-то сфера влияния или распространение авторитета. Она руководствуется тем, что необходимо освятить все стороны человеческой жизни, помочь человеку, чтобы он свое дело совершал с чистым сердцем, нравственно, чтобы он сам был примером не только профессионального мастерства, но и нравственным образцом. Ведь сама по себе вера ни в коем случае не заменяет профессионализма, но возвышает его, облагораживает.

Если, к примеру, врач верующий – это не значит, что Сам Бог будет водить скальпелем, а ему самому ничего не нужно будет делать. Вера помогает человеку приносить многократный плод своей деятельности – как в одной из притч сказано: зерно падает в плодородную почву, но у одних оно приносит урожай в 30 крат, у других 60, а у третьих в 100 крат. То есть этот плод зависит от готовности нашего сердца отозваться на призыв Божий, открытость его для входа Божией благодати.

А разгадка негативного отношения к Церкви кроется в том, что люди не могут пересилить себя и измениться. Им легче жить без заповедей, без Церкви, без Христа. Но совесть не обманешь, она обличает, она взывает к благоразумию, и поэтому ее заглушают потоком грязи и лжи, направленных на Христа и Его Церковь.

Материал предоставлен пресс-службой
Ступинского благочиния.

Что означают слова Апостола: "Живу не к тому аз, но живет во мне Христос"? То, что у него нет уже своих хотений и смышлений, но качествуют одни хотения и смышления Христовы; только силы тела и дух были апостоловы, а действователем Христос. Как же это сталось? Просто: апостол отказался от своей воли и вполне покорился воле Божией.

Как ветвь не своим живет соком, а соком древа, так и мы, если хотим жить истинно, должны жить не своим, так сказать, движением, а движениями, исходящими от Христа Спасителя. Его святая воля должна стать законом жизни нашей, исключающим всякое другое стороннее влияние, входящее в нас и принимающее качество властвующего и определяющего закона. Акт решимости на такую покорность воле Господа есть привитие нас к Нему, как к древу жизни; а пребывание в такой покорности есть пребывание в привитии к Нему, в общении жизни Его, или в таком к Нему отношении, по которому все Божественные "силы, яже к животу", беспрепятственно изливаются от Него в нас. Устройтесь так, и пойдут у вас крепость и сила нравственная, благоустроенность и благоплодность жизни; и все это начнет делаться так, что вы сами не отдадите себе отчета, откуда что у вас берется, откуда это благоразумие и находчивость в средствах, это умение распорядиться ими и привести в исполнение в свое время, в своей мере и в своем месте. Тайна такой жизни вот в чем: когда образуется покорность воле Божией неразмышляющая, тогда "Бог есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении"; а где Бог, - чего там нет!

Таким образом, если хочешь такого совершенства и блага, то устрой жизнь свою так, чтобы всякий твой шаг, всякое твое действие, внутреннее и внешнее, было исполнением воли Божией, исполнением сознательным, но беспрекословным и неразмышляющим, - и получишь его. А для того вот что сделай: вникни хорошенько в свое состояние и положение; потом разверни слово Божие, выбери оттуда все правила, которые преимущественно пред другими идут к твоему состоянию и положению, и определи ими, - как следует тебе действовать и какое иметь расположение во всех случайностях жизни твоей. Определив же это, и положи действовать не иначе, как по сему начертанию, не размышляя о последствиях, приложив даже к первой решимости термин: "до положения живота", то есть хоть бы умереть, а не отступать от сознанной воли Божией.

К примеру, вы - муж и жена; посмотрите же, что вам предписано от Господа, так и расположите жизнь: муж, люби свою жену, а жена, люби и слушайся во всем мужа. Вы - мать и отец: посмотрите, как предписано вам действовать в слове Божием, и положите себе неуклонно действовать так, а не иначе. Вы сын и дочь: разузнайте, что написано о вас в Писании, и благо вам будет, и станете вы юношами и девами, благообразными пред Богом и людьми. Примером же расположающихся ныне повсюду эмансипированных, разнузданных девиц и юношей не увлекайтесь и знайте, что это богомерзкий, богопротивный, проклятый образ жизни и поведения… Ты - судья: посмотри же, как написано в слове Божием производить суды, так и суди; ты - купец и торговец: посмотри, как велено вести торги, так и веди; ты - слуга: посмотри, что указано слугам, по тому и поступай. Словом, всякий подробно разузнай, какие идут к нему определения воли Божией, и разгляди по ним жизнь твою, распиши все это, как на картине, чтоб для тебя ясно было - как и в чем исполнять волю Божию.

Определив таким образом, положи потом исполнять то без размышления и особенно не размышляй о последствиях. В том-то и состоит отличительная черта истинной покорности воле Божией, чтобы, познав ее, творить без размышления. В этом случае говори себе всякий раз в сердце своем: знаю, что вот тут именно такая-то воля Божия, и исполню ее непременно; а что потом будет, рассуждать о том не мое дело. Господь, давший закон, все видит и промыслит о последующем. И какой бы ни случился случай, относительно которого ты определенно знаешь волю Божию, всегда так держи на душе; а как станешь размышлять о последствиях, непременно собьешься с правого пути и погрешишь.

Положим, например, тебя обидели; воля Божия известна: прости, - ну и прости без размышления; а станешь размышлять, что, мол, из этого выйдет, - и растеряешься: пойдут мысли, что все станут считать тебя бесхарактерным, человеком без сознания собственного достоинства; сегодня, дескать, обидел один, завтра другой обидит, а там третий - просто житья не будет; ну и скажешь: нет, нельзя простить; надо постоять за себя, - и начнешь стоять, и пойдет сумятица, - а отчего? Оттого, что воля Божия нарушена; а отчего она нарушена? Оттого, что стал размышлять о последствиях. А скажи сразу: прощаю, так Бог велел, - и всем колебаниям конец. Ведь во всем мире Домовладыка один Господь. Он все видит, и строгий исполнитель воли Его никогда не будет забыт Им. Возьмите св. мучеников: предлагали им - или отрекись от Христа, или вот тебе муки? Знали они волю Господа на этот случай: "Кто отвергнется Меня пред людьми, отвергнусь того и Я пред лицем Божиим", - и без размышления о последствиях исповедывали: мы - христиане и Христа не отвергнемся, - и мужественно переносили муки всякого рода. А стань они рассуждать, что вот, дескать, какие страшные муки: не вытерпишь; языком, мол, я отрекусь, но в сердце останусь христианином: после покаюсь, - ну и не устоял бы. И действительно, бывали такие, которых сбивали с пути правого подобные мысли. Вот и ныне многие родители распустили в разнузданности детей своих, - а отчего? Не оттого, чтоб они не знали, что должно держать их в страхе Божием, а оттого, что рассуждать стали - что, мол, из того выйдет, чем нас станут считать; ныне уж все так… и подобные нелепости, - стали так рассуждать, и распустили детей, и сгубили их.

А если бы положили сразу: ни за что, ни в чем не поблажать им; как велел Господь вести детей, так и будем вести их, и ни на волос не отступим от воли Божией; да и детям строго наказывали бы, чтоб они и думать не смели отступать в чем-либо от родительской воли, от порядков христианской жизни, - если бы, говорю, родители поступали так, то не появились бы у нас такие безобразия, которые скоро обратят землю нашу в притчу и всемирное посмеяние. С другой стороны, дети отчего пустились в разнузданность? Оттого, что рассуждать стали, или, точнее, не рассуждать, а веяться тем ветром, какой у них в голове дует. Им кажется, что они являют и Бог знает какую мудрость, а на самом деле они лишь повторяют историю праматери, увлекшейся видом всезнания.

Да избавит нас Господь от таких порядков - родителей от послабления, а детей от злого духа своеволия!

Многие люди думают, что жизнь верующего человека скучна и безрадостна: нужно исполнять множество предписаний, почти ничего нельзя… Но так ли это на самом деле? Конечно же, нет! В Библии написано, что Иисус пришел “для того, чтобы имели жизнь с избытком”! Бог не хочет, чтобы мы жили серо и скучно, как получится. Он хочет, чтобы мы были счастливы, ведь Он любит нас так сильно, что отдал Свою жизнь на кресте ради нашего спасения.

Жизнь с Богом – это непростой путь, но он стоит того! Это дорога жизни для сильных – для тех, кто не плывет по течению с дохлой рыбой, а хочет добраться до истины.

Жизнь с Богом – это когда знаешь, что ты не одинок – с тобой всегда твой любящий Небесный Отец. Когда в сердце есть вера, то надежда есть в любой ситуации, не смотря ни на что. Ты знаешь, где искать помощи, мудрости, совета. Ты строишь свою жизнь на твердом основании, которое не меняется в зависимости от моды или мнения окружающих людей.

Жизнь с Богом – это когда у тебя есть семья: тысячи, миллионы братьев и сестер по вере в любом городе Земли! Они поддержат в молитве, помогут в трудной ситуации, порадуются вместе с тобой успехам.

Как начать жизнь с Богом?

1. Покаяться в своих грехах и доверить жизнь Христу.

2. Молиться своими словами, благодарить Бога за все, что Он дал. Открывайте Ему свои желания и нужды.

3. Читайте , просите Бога открыть вам смысл прочитанного и сил, чтобы выполнять Его заповеди.